Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок»
Противодиверсионные катера проекта 21980 (шифр «Грачонок») разработаны по заказу Военно-Морского Флота на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел». Головной катер проекта был заложен 18 февраля 2008 года.В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4-х баллов.
Катера проекта 21980 предназначены для охраны водных районов военно-морских баз ВМФ РФ, для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе РФ при решении задач охраны и защиты государственной границы России.
Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» представляет собой однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ на катере имеется кран-манипулятор.
Энергетическая установка катера проекта 21980 состоит из двух дизельных-редукторных агрегата на основе немецких дизельных двигателей MTU Friedrichshafen.
После того, как в конце 2014 года немецкая компания MTU Friedrichshafen прекратила поставки двигателей в Россию, поставщиком двигателей стала китайская компания Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Новая ГЭУ состоит из главных двигателей TBD620V12, двух реверс-редукторов и двух эластичных муфт для подсоединения к маховику двигателя.
В штатный комплекс оборудования катера проекта 21980 входят:
— навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал»;
— автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9;
— интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980»;
— гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа»;
— телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон» разработки Saab Seaeye Co.LTD с рабочей глубиной до 300 метров;
— поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяющий исследовать поверхность дна на глубине до 200 метров при скорости движения катера до 8 узлов.
Со второго катера (зав. № 982) на катерах проекта начали устанавливать специально разработанный на ОАО «Тетис Про» судовой водолазный комплекс с барокамерой (СВК), предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения специфических заболеваний связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов.
Катера проекта 21980 вооружены морской тумбовой пулеметной установкой (МТПУ) с пулеметом КПВТ калибра 14,5 мм установленной на носу, малогабаритным дистанционно-управляемым противодиверсионным гранатометным комплексом ДП-65 и ПЗРК «Игла-1» с боекомплектом 4 ЗУР.
На 1 января 2016 года в составе ВМФ России входило 10 катеров проекта 21980, по одному на Балтике и Каспии, 5 на Черном море, и 3 на Тихом океане. Еще 5 катеров заложены и подписаны контракты на 4 катера.
Основные характеристики противодиверсионного катера проекта 21980:
Водоизмещение, т: 138;
Длина, м: 31;
Ширина, м: 7,4;
Осадка, м: 1,85;
Скорость максимальная, уз.: 23;
Дальность плавания экономической скоростью, миль: 200;
Автономность, суток: 5;
Экипаж, чел.: 6;
Вооружение: 14,5-мм пулеметная установка МТПУ, противодиверсионный гранатомет ДП-64, противодиверсионный гранатомет ДП-65, ПЗРК «Игла»
tehnowar.ru
история создания, описание и основные характеристики . Чёрт побери
Проект 21980 «Грачонок» — это серия скоростных, маневренных и многоцелевых катеров, предназначенных для защиты акваторий пунктов базирования, а также ближних подходов к ним от диверсионно-террористической угрозы. Кроме того, корабли этого проекта будут использоваться для охраны государственной границы нашей страны. Благодаря особенностям своей конструкции, а также оснащению катеров новейшим оборудованием и системами вооружения, они способны выполнять задачи, которые ранее выполняли суда гораздо большего водоизмещения. Следует отметить, что кораблей такого класса ранее не было не только в составе российского, но и советского военно-морского флота.
Катера типа «Грачонок» способны обнаруживать объекты в толще воды на дистанциях в 300 метров, проводить обследование дна на глубинах до 200 м (при волнении моря до 3 баллов и скорости движения судна до 8 узлов). Кроме того, эти корабли могут проводить изучение дна и подводных объектов с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. На катерах проекта есть водолазное оборудование и барокамера.
Противодиверсионный катер (ПДКТ) проекта 21980 был разработан конструкторами ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород), серийное производство этих кораблей налажено на Зеленодольском заводе им. Горького, а затем на Восточной верфи и ССЗ «Вымпел». Первый катер этого проекта был заложен в 2008 году, уже через год он был спущен на воду.
В настоящее время в строю находится уже 12 противодиверсионных катеров проекта 21980, еще 5 строится, а один «Грачонок» проходит испытания.
История создания проекта 21980 «Грачонок»
Катер проекта 21980 был разработан в ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» по заказу ВМФ РФ, руководил работами А. С. Речицкий. Корабль изначально проектировался для выполнения широкого спектра боевых задач, но основной из них должна была стать борьба с диверсионными и террористическими угрозами.
Головной корабль проекта был заложен в 2008 году на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», он получил номер П-104. 25 марта 2009 года катер был спущен на воду и после доработки начались его заводские испытания. После их успешного завершения П-104 был принят в состав Балтийского флота. В 2011 году П-104 принял участие в международной военно-морской выставке «Ленэкспо 2011».
В мае 2010 года в Зеленодольске был заложен второй катер проекта 21980. Он получил тактический номер П-191. На этом корабле был установлен водолазный колокол и барокамера. Катер был спущен на воду в июне 2011 года, а уже осенью начались его государственные испытания в Новороссийске.
В мае 2011 года началось строительство третьего катера проекта, он получил номер ПРДКА П-349.
Закладки и спуски на воду катеров проекта 21980 продолжались и в 2016 году, начались работы над кораблями для Северного флота. В настоящее время (информация на конец 2016 года) в составе ВМФ РФ находится 12 катеров: пять из них входит в состав Черноморского флота, два – Северного флота, по одному ПДКТ находится на Балтике и Каспии и три входят в состав Тихоокеанского флота. Ведется работа над четырьмя катерами, еще на три «Грачонка» подписаны контракты.
Описание конструкции проекта 21980 «Грачонок»
Противодиверсионный катер «Грачонок» — это однопалубный корабль с довольно развитой надстройкой и транцевой кормой. Для проведения погрузочных работ он оснащен краном-манипулятором. Экипаж катеров этого проекта состоит из восьми человек. Автономность корабля составляет пять суток.
В комплекс оборудования корабля входит РЛС МР-231 «Пал», которая предназначена для безопасности судовождения и обеспечивает круговой радиолокационный обзор. Эта РЛС может осуществлять автоматическое сопровождения 50 целей на протяжении длительного времени и имеет встроенную систему опознавания государственной принадлежности цели. Информация об окружающей обстановке накладывается на цифровую карту района плавания корабля.
Также в состав оборудования катеров этого проекта входит автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, многофункциональный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа».
Гидроакустическая станция «Анапа» может обнаруживать боевых пловцов на дистанциях в 300 метров в секторе 360 градусов. Антенны станции находятся на специальном устройстве, которое выдвигается из корпуса судна. В ходе испытаний с помощью станции была исследована подводная обстановка гавани, дно и толща воды. При движении со скоростью около шести узлов четко наблюдались различные объекты на дне, причальные стенки, якорные цепи на дистанциях до 300 метров.
Несмотря на свои довольно скромные размеры, катер «Грачонок» серьезно вооружен. На его борту имеется четыре переносных ракетных комплекса «Игла» для борьбы с низколетящими воздушными целями, а также тумбовая пулеметная установка калибра 14,5 мм. Однако главным оружием, предназначенным для выполнения главной задачи катера – борьбы с боевыми пловцами противника, – являются противодиверсионные гранатометы. Их на борту «Грачонка» два вида: десятиствольный, калибра 55 мм, дистанционно управляемый гранатометный комплекс 98У и переносной ручной двухствольный противодиверсионный гранатомет ДП-64 «Непрядва».
55-мм гранатомет обеспечивает поражение подводных диверсантов на дистанциях до 500 метров и глубине до 40 метров. Фугасная граната РГ-55М, которую использует 98У, имеет гарантированный радиус поражения до 16 метров от точки входа. Это оружие работает в связке с гидроакустической станцией «Анапа», с помощью которой происходит прицеливание.
ДП-64 «Непрядва» используется для решения аналогичных задач, он может поражать подводные цели на дистанциях в 400 метров и глубине 40 метров. Боеприпас гранатомета обеспечивает радиус поражения 14 метров.
14,5-мм морская тумбовая пулеметная установка позволяет уверенно поражать надводные, воздушные и береговые легкобронированные цели на дистанциях до 2 тыс. метров.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что катера проекта 21980, несмотря на свои довольно скромные размеры (водоизмещение 138 тонн, длина 31 метр, осадка 1,85 метра), способны решать целый комплекс боевых задач и уверенно защищать пункты базирования от диверсионных и террористических угроз.
chert-poberi.ru
«Грачонок» дальнего плавания » Военное обозрение
Из Тартуса в Севастополь вернулся противодиверсионный катер (ПДРК) «Юнармеец Крыма» под командованием старшего мичмана Дениса Чеховича. Корабль этого проекта впервые участвовал в дальнем походе, четыре месяца отработав в составе постоянного соединения ВМФ в Средиземном море.
У родного причала состоялась торжественная встреча катера из похода, в которой приняли участие представители командования Крымской военно-морской базы. Капитан 2-го ранга Алексей Войкин по традиции вручил командиру хлеб-соль, потом был зачитан приказ о поощрении экипажа. Дениса Чеховича наградили медалью «За доблесть», контрактников – командира электромеханической части главного старшину Виталия Шапошникова, пулеметчика и гранатометчика старшего матроса и матроса Алексея Лукъянова и Виктора Павленко, а также рулевого-сигнальщика матроса Михаила Рогозина – грамотами.
В целях экономии моторесурса корабля, конструктивно не предназначенного для дальних походов, к сирийским берегам катер вел морской буксир МБ-174 (капитан Владимир Черный), а обратно – килекторное судно КИЛ-158. Тем не менее проливы Босфор и Дарданеллы «Юнармеец Крыма» проходил самостоятельно.
ПДК «Юнармеец Крыма». Фото: Hitplaneta.ru
С задачами по предназначению катер справился успешно. Особо следует сказать о параде, впервые прошедшем на рейде сирийского Тартуса. В нем приняло участие шесть кораблей и судов, в том числе новейшая подводная лодка «Краснодар», тральщик, килекторное судно КИЛ-158. Но самым заметным, несомненно, стал новейший фрегат «Адмирал Эссен». Командующий группировкой РФ в Сирии генерал-полковник Сергей Суровикин, принимавший парад, командир оперативного соединения ВМФ в Средиземном море капитан 1-го ранга Павел Ясницкий, военно-морской атташе Алексей Осколкин провели обход парадного строя именно на новом противодиверсионном катере «Грачонок». Так что в День ВМФ «Юнармеец Крыма» на некоторое время был главным кораблем эскадры, несмотря на скромное водоизмещение.
«Мы подошли к фрегату «Адмирал Эссен», на борт которого с нашего катера перешли высокие начальники, – вспоминает старший мичман Денис Чехович. – Вообще в Средиземноморье была очень насыщенная боевая служба, есть что вспомнить. Для катеров серии «Грачонок» подобный дальний поход – серьезное испытание. И первый опыт прошел успешно».
Килекторное судно КИЛ-158. Фото: Bolyah.club-opel-mokka.ru
Два месяца продолжалась боевая служба в Сирии для экипажа КИЛ-158, которым командует Александр Головин. Для капитана 2-го ранга запаса это не первый средиземноморский поход. В два приема специализированное судно, предназначенное для спасательных и грузоподъемных работ на шельфе и в портовых зонах, доставило необходимое оборудование и специалистов для серьезных гидротехнических работ. Итогом стала установка в районе порта Тартус двух плавучих причалов ПМТО российского ВМФ, к которым могут швартоваться как надводные корабли и суда, так и подлодки. Группу морской инженерной службы ЧФ возглавлял полковник Вячеслав Руга. Его специалисты крепили плавпричалы. А группой водолазов, в том числе из Санкт-Петербурга, руководил заместитель начальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) ЧФ капитан 1-го ранга Сергей Игнатов.
Фрегат «Адмирал Эссен». Фото: google.com
Россия и Сирия в этом году подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ России в Тартусе, и ведущаяся модернизация существенно расширит возможности по приему боевых кораблей и вспомогательных судов. Согласно соглашению, которое будет действовать в течение 49 лет и может быть продлено еще на 25 в случае обоюдной готовности, Россия имеет право размещать там до 11 боевых единиц, включая корабли с ядерной энергетической установкой. Специалисты ВМФ России ведут работы по углублению и расширению фарватера в порту Тартус. На территории, находящейся в пользовании ВМФ России, будут построены два новых пирса, предназначенных для швартовки кораблей водоизмещением свыше 10 тысяч тонн, а также комплекс жилых и административных зданий.
Остается добавить, что за время боевой службы экипажем КИЛ-158 отмерено около семи тысяч миль. Сейчас в отряде судов обеспечения ЧФ к плановой боевой службе готовится плавмастерская ПМ-56, которая сменит коллег-балтийцев.
Справка «ВПК»
Противодиверсионный катер «Юнармеец Крыма» построен по проекту 21980 «Грачонок». Катер предназначен для борьбы с диверсионными силами и средствами в акваториях пунктов базирования и на ближних подходах к ним. Опыт несения боевой службы будет обобщен и распространен на два отряда специального назначения, которые находятся в Крымской и Новороссийской ВМБ.
Килекторное судно «КИЛ-158» предназначено для постановки боно-сетевого заграждения и рейдового оборудования на глубины до 300 метров. Судно может быть также использовано для установки и раскрепления плавпричалов. Может нести глубоководный аппарат, предназначенный для спасения экипажей затонувших подводных лодок. Судно построено в 1989 году на судоверфи «Нептун», Росток (ГДР).
topwar.ru
«В Рыбинске спущен на воду противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок»» в блоге «Судостроение и судоходство »
Сегодня в Рыбинске на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» спущен на воду третий противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок». Катер с заводским номером 01223 — уже 13-й катер серии, строительство которой началось в 2008 году и в настоящее время идёт на 3-х судостроительных заводах страны.
Серия.
ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького»
№ 981 — заложен 08.02.08 — спущен 25.04.09 — передан 11.2009 «Нахимовец» (БФ)
№ 982 — заложен 07.05.10 — спущен 07.2011 — передан 10.2011 «Кадет» (ЧФ)
№ 983 — заложен 06.05.11 — спущен 16.06.12 — передан 14.11.12«Суворовец» (ЧФ)
№ 984 — заложен 05.05.12 — спущен 04.2013 — передан 22.08.13«Курсант-Кировец» (ЧФ)
№ 985 — заложен 27.07.12 — спущен ??.2013 — передан 15.10.13«Юнармеец Каспия» (КФ)
№ 986 — заложен 07.05.13 — спущен ??.2014 — передан 22.08.14«Юнармеец Крыма» (ЧФ)
№ 987 — заложен 27.07.13 — спущен ??.2014 — передан 09.10.14«П-424» (ЧФ)
№ 988 — заложен 12.01.15
№ 989 — заложен 07.05.15
ОАО «Восточная верфь»
№ 8002 — заложен ?.2012 — спущен 24.06.13 — передан 09.2013 «П-377» (ТОФ)
№ 8003 — заложен ?.2012 — спущен 29.11.13 — передан 02.2014 «Юнармеец Приморья» (ТОФ)
№ 8004 — заложен ?.2012 — спущен 04.07.14 — передан 25.09.14«Юнармеец Камчатки» (ТОФ)
№ 8005 — в постройке
№ 8006 — в постройке
№ 8007 — в постройке
ОАО «Судостроительный завод «Вымпел»
№ 01221 — заложен 03.2014 — спущен 07.06.16 — передан 19.11.16«Юнармеец Заполярья» (СФ)
№ 01222 — заложен 12.2014 — спущен 22.07.16 — передан 19.11.16«П-421» (СФ)
№ 01223 — заложен 15.09.15 — спущен 27.04.17
№ 01224 — заложен 15.04.16
Катер проекта 21980 «Грачонок» предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе РФ при решении задач охраны и защиты государственной границы России. Проект катера разработан нижегородским КБ «Вымпел».
Технические характеристики:
Водоизмещение: около 140 т.
Главные размерения: длина — 30 м, ширина — 7.3 м, осадка — 1.8 м.
Максимальная скорость хода: 23 узла
Дальность плавания: 200 миль.
Автономность: 5 суток.
Экипаж: 6 человек.
Вооружение:
одна 14.5-мм пулемётная установка МТПУ
один противодиверсионный гранатомёт ДП-64
один противодиверсионный гранатомёт ДП-65
четыре ПЗРК типа «Игла»
Радиоэлектронное вооружение: НРЛС МР-231, ГАС «Кальмар», ОГАС «Анапа»
Фото Vympel-r с сайта forums.airbase.ru
sdelanounas.ru
«Грачонок» мал, да «удал» ..
www.arms-expo.ru
Новости дня: «Грачонок» топит диверсантов, как котят — Свободная Пресса
В начале недели на Рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» состоялся спуск на воду противодиверсионного катера «Грачонок» проекта 21980. Это первый в серии из четырех катеров, заказанных рыбинским судостроителям Министерством обороны РФ. Первые два катера поступят заказчику в этом году, еще два — в следующем. Все четыре войдут в состав Северного флота.
«Грачонок» был разработан в нижегородском КБ «Вымпел» в середине нулевых годов для борьбы с диверсионно-террористическими группировками в акваториях базирования флота и на ближних подступах к ним, а также для оказания содействия пограничным службам в охране государственной границы.
Первый катер проекта был заложен в 2008 году на Зеленодольском заводе им. А.М.Горького. К настоящему моменту приняты на вооружение 10 катеров, которые в равных частях построили в Зеленодольске и во Владивостоке в АО «Восточная верфь». И, наконец, к процессу создания противодиверсионной силы ВМФ подключился рыбинский завод. Такая задержка объясняется тем, что заводу в период безвременья был нанесен сильный урон. Однако он полностью восстановил свои технологические мощности и начал выпускать современные военные корабли. И «Грачонок» — не единственный в рыбинской линейке продуктов для ВМФ.
Имея длину 31 метр и водоизмещение 139 тонн, катер обладает мореходностью в 4 балла и скоростью в 23 узла, что способствует эффективному выполнению полного спектра противодиверсионных задач. Имеет оборудование и вооружение, способствующее обнаружению и подавлению возникающих угроз.
В комплекс оборудования входят навигационная РЛС МР-231 «Пал», многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс наблюдения за ближней воздушной и надводной обстановкой МТК-201М3, автоматизированный комплекс связи АКС Р-779−9, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980». Гидроакустическая станция МГ-757 «Анапа» служит для обнаружения подводных диверсионных средств. Телеуправляемый подводный аппарат «Фалкон» способен работать на глубине до 300 метров. Поисковый комплекс «Кальмар» позволяет исследовать дно на глубине до 200 метров при скорости движения катера до 8 узлов. Есть также водолазный комплекс с барокамерой, предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ.
Катер вооружен стационарным пулеметом калибра 14,5 мм, ручным 2-ствольным гранатометом «Непрядва» и четырьмя ПЗРК «Игла-1». К специфическому вооружению относится дистанционно-управляемый гранатометный комплекс ДП-65, способный уничтожать подводные цели (в том числе диверсантов-аквалангистов) на глубине до 40 метров и в радиусе 16 метров. Комплекс обслуживается гидроакустической станцией «Анапа», которая автоматически обнаруживает цель, наводит оружие на цель и определяет момент для гарантированного ее уничтожения. ДП-65 имеет 10 стволов калибра 55 мм. Дальность поражения надводных целей — до 1000 метров.
Читайте по теме
Пушка, способная соперничать с зенитной ракетойЗАК-57 «Деривиация-ПВО» выходит на финишную прямую
В процессе строительства катеров возникла неприятная ситуация, которую удалось нормализовать. В 2014 году в связи с санкциями немецкая компания MTU Friedrichshafen прекратила поставку дизельных двигателей. Однако китайская компания Henan Diesel Engine Industry начала поставлять России двигатели с аналогичными характеристиками.
ТТХ катера «Грачонок»
Водоизмещение — 139 т
Длина — 31,04 м
Ширина — 7,4 м
Осадка — 1,85 м
Скорость хода — 23 узла
Дальность плавания — 200 миль
Автономность плавания — 5 суток
Экипаж — 6 человек.
Что делают на «Вымпеле»
Рыбинский судостроительный завод «Вымпел», основанный в 1930 году, имеет богатые традиции создания мало- и среднетоннажных боевых кораблей для ВМФ. Во время Великой Отечественной войны здесь выпускались первые в стране торпедные катера дальнего действия. В начале 60-х годов было освоено производство второго за мировую историю флота ракетного катера проекта 205.
Начиная с середины 70-х годов, было построено 86 катеров экспортной модификации 205ЭР, которые были поставлены в страны Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
В 80-е годы наступила очередь освоения производства нового ракетного катера проекта 1241РЭ «Молния», который, как минимум, два десятилетия являлся одним из лучших в мире катеров данного типа. С ним соперничали, пожалуй, лишь два немецких ракетных катера проектов 143 и 148. «Молния» выигрывала у них по ракетному вооружению и скорости хода, но проигрывала по средствам ПВО и дальности плавания.
Всего на заводе было построено 30 тыс. катеров различных проектов, 1800 из которых были экспортированы в 29 стран мира.
В настоящий момент на «Вымпеле», помимо «Грачонка», производят еще несколько катеров военного назначения. Скоростной патрульный катер проекта 14310 «Мираж», спроектированный в ЦМКБ «Алмаз», строится для охраны экономической зоны и территориальных вод, обеспечения службы морских контрольно-пропускных пунктов, борьбы с наркобизнесом, контрабандой и диверсионными группами.
Отличительной особенностью этого быстроходного катера (до 50 узлов) является наличие управляемых интерцепторов — отклоняемых плоскостей на днище, аналогичных по действию интерцепторам, устанавливаемым на крыле истребителей. Благодаря им удается стабилизировать корабль при большом волнении и на больших скоростях, обеспечив возможность применения оружия при качке в 4−5 баллов. Максимальную скорость допускается развивать при волнении до 4 баллов. Безопасное плавание на сниженных скоростях возможно при 7 баллах.
Катер имеет очень серьезное вооружение: артиллерийскую установку калибра 30 мм, ракетный комплекс «Штурм» с ракетами «Атака», два тумбовых пулемета калибра 14,5 мм, ПЗРК «Игла-1».
ТТХ катера «Мираж»
Водоизмещение — 127,1 т
Длина — 35,5 м
Ширина — 6,8 м
Осадка — 2,7 м
Мощность дизелей: 2×5400 л.с.
Скорость хода — 50 узлов
Дальность плавания — 1500 миль
Автономность плавания — 8 суток
Экипаж — 12 человек
Патрульный глиссирующий катер проекта 12150 «Мангуст», разработанный в ЦМКБ «Алмаз», серийно выпускается в Рыбинске с 2000 года. Он быстроходнее «Миража» на 3 узла. Круг его задач более ограничен, чем у «Миража». «Мангуст», имеющий водоизмещение всего лишь в 28 тонн, выполняет задачи, входящие в обязанности морской полиции, таможенных служб, МЧС и рыбоохранных инспекций в прибрежных районах моря. Существует несколько модификаций, наиболее «воинственная» имеет на борту пулемет калибра 14,5 мм.
Но при небольших размерах (длина — 19 м, ширина — 4,4 м) способен пройти в автономном режиме 410 миль. Экипаж в зависимости от выполняемых задач — от 3 до 6 человек. Двигатель мощностью 3000 л.с. работает на частично погружной винт или на водометный движитель.
Читайте по теме
Украинский «Тирекс» намерен загрызть «Армату»В Киеве утверждают, что к концу года выкатят танк, который лучше российского
И, наконец, самый миниатюрный в линейке продуктов «Вымпела» — это пограничный малый катер проекта 21850 «Чибис», разработанный в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е.Алексеева в середине нулевых годов. Его водоизмещение равно 6 тоннам, а длина — 11 метров. Развивает скорость в 38,5 узла. За 5 лет завод построил 32 катера, начав производство «Чибисов» в 2011 году.
Катер эксплуатируется в прибрежных морских акваториях, включая мелководные и заливы, с удалением от берега до 5 миль. В его задачи входят полицейские функции по обнаружению и перехвату малых скоростных целей. Он также используется в качестве спасательного судна.
svpressa.ru
Серия противодиверсионных катеров проекта 21980 шифр «Грачонок» от ОАО «Восточная верфь»
Серия противодиверсионных катеров проекта 21980 шифр «Грачонок», построенная по заказу Министерства обороны для Тихоокеанского флота на ОАО «Восточная верфь». С 2008 года строительством катеров данного проекта занимается ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (предприятие входит в группу компаний ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»).
ПРДК проекта 21980 шифр «Грачонок» разработан ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» (город Нижний Новгород) для Военно-морского флота России. Благодаря заложенным в проект высоким тактико-техническим характеристикам, мореходным качествам и применению современного радиоэлектронного и противодиверсионного вооружения катер способен обеспечить выполнение широкого спектра задач.
Противодиверсионные катера проекта 21980 предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования флота и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия береговой охране ФСБ России при решении задач по охране и защите государственной границы.
Основные тактико-технические характеристики катера проекта 21980: Водоизмещение 138 тонн. Длина 31 метр, ширина наибольшая 9,5 метра, осадка 1,85 метра. Скорость полного хода 23 узла. Дальность плавания 200 миль. Автономность 5 суток. Экипаж составляет 8 человек.
Вооружение катера: ракетное зенитное оружие: ПЗРК «Игла»; артиллерийское оружие: пулеметная установка МТПУ калибра 14,5 мм; противодиверсионное оружие: гранатометы ДП-65 и ДП-64.
Противодиверсионный катер проекта 21980 оснащен современным радиоэлектронным вооружением (гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств «Анапа», навигационная радиолокационная станция МР-231, оптико-электронный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201 М3) и средствами обнаружения подводных объектов (поисково-обследовательский комплекс «Кальмар»). На борту катера имеется водолазное снаряжение.
Головной катер проекта 21980 «П-377» (бортовой номер 996), строительный номер 8002, был заложен в марте 2012 года. Спущен на воду 24 июня 2013 года. Принят в эксплуатацию 26 сентября 2013 года. В церемонии поднятия Андреевского флага, которая состоялась в городе Фокино, приняли участие представители командования Приморской флотилии, городской администрации, ветеранских и общественных организаций. Первым командиром корабля назначен старший мичман Владимир Афанасьев.
Второй катер проекта 21980 «П-420» (бортовой номер 997), строительный номер 8003, был заложен в 2012 году. Спущен на воду 30 октября 2013 года. Принят в эксплуатацию 24 февраля 2014 года. В 2016 году был переименован в «Юнармеец Приморья».
Третий катер проекта 21980 «П-417», строительный номер 8004, был заложен в 2012 году. Спущен на воду в июле 2014 года. Принят в эксплуатацию 25 сентября 2014 года. По сообщению от 31 октября 2016 года согласно приказу Главнокомандующего Военно-Морским Флотом России катер получил название «Юнармеец Камчатки». Торжественная церемония состоялась в Петропавловске-Камчатском и была приурочена к 75-летию со дня образования бригады кораблей охраны водного района, в состав которой и входит противодиверсионный катер.
Четвертый катер проекта 21980 (строительный номер 8005): По состоянию на 11 мая 2017 года находится в постройке. После проведения государственных испытаний на АО «Восточная верфь» и подписания акта приёма-передачи, катер войдёт в состав Камчатской группировки. По сообщению от 02 ноября вошел в состав Тихоокеанского флота с базированием на Камчатке. По сообщению от 28 декабря поднят Андреевский флаг.
Пятый катер проекта 21980: По сообщению от 13 декабря 2018 года в акватории залива Петра Великого завершает заводские ходовые и государственные испытания. По завершении программы испытаний войдет в состав Приморской флотилии разнородных сил ТОФ. По сообщению от 14 января 2019 года поступил на вооружение в состав Тихоокеанского флота.
Добавить в закладки:
www.korabli.eu