Российская ракета ПРО 53Т6М. Характеристики и перспективы — Новосибирский сайт

Гиперзвуковой перехват: на что способна новая российская противоракета

Воздушно-космические силы РФ испытали модернизированную противоракету, которая должна поступить на вооружение системы ПРО А-235.

По словам экспертов, речь идёт о 53Т6М ближнего перехвата, которую небезосновательно считают противоспутниковым оружием. Она отличается от предыдущих моделей более совершенными материалами, двигателем и бортовой аппаратурой. Разработка 53Т6М — лишь часть комплексной модернизации системы ПРО, покрывающей Москву и Центральный промышленный район.

Как новая противоракета усилит возможности ВКС по отражению ядерного удара, выяснял RT.

В Казахстане на полигоне Сары-Шаган (площадка № 35) прошло успешное испытание модернизированной противоракеты системы ПРО.

Как сообщил командующий объединением ПВО-ПРО Воздушно-космических сил России полковник Андрей Приходько, боеприпас поразил «условную цель с заданной точностью». Предыдущее испытание противоракеты состоялось 23 ноября 2017 года на том же полигоне, предназначенном для испытания новейшей техники.

Основатель портала Military Russia, специалист по ракетной технике Дмитрий Корнев сообщил RT, что в Сары-Шаган традиционно проходят испытания ракеты ближнего перехвата семейства 53Т6. По его подсчётам, российские военные провели в Казахстане 54-й пуск данного вида противоракет.

С декабря 2011 года на площадке № 35 проходят испытания 53Т6М — модернизированной версии советской противоракеты, созданной исключительно российскими предприятиями.

Нынешняя противоракета конструктивно не отличается от предшественницы. Однако на ней установлены новый двигатель и бортовая электроника, а при сборке предприятия используют современные конструкционные материалы.

Создателям 53Т6М удалось несколько увеличить её скоростные характеристики. В первые секунды после запуска противоракета может развивать скорость до 4 км/с. Ранее офицеры, несущие службу на подмосковной системе ПРО, сообщили RT, что все стоящие на вооружении ракеты-перехватчики являются гиперзвуковыми (свыше 2 км/с).

Одновременно со скоростными характеристиками конструкторам удалось улучшить показатель перегрузки 53Т6М с 200 до 300 g (современные зенитные управляемые ракеты выдерживают перегрузку не более 30 g). Таким образом, несмотря на невероятную скорость полёта, бортовая аппаратура модернизированной ракеты-перехватчика будет работать в штатном режиме.

Как предполагает Корнев, в настоящее время противоракеты А-135 оснащены только ядерными боеголовками (примерная мощность каждой около 10 килотонн). Однако на 53Т6М будут стоять обычные (скорее всего, осколочные) боевые части, которые считаются более безопасными в эксплуатации

tvoi54.ru

РАКЕТЫ ДЛЯ ПРО | Журнал «Воздушно-космическая оборона»

ИЗ КНИГИ «КОРПОРАЦИЯ «ВЫМПЕЛ». СИСТЕМЫ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ»
Издательский дом «Оружие и технологии». Москва – 2004 г.

МКБ «ФАКЕЛ» — СОЗДАТЕЛЬ РАКЕТ ДЛЯ СИСТЕМ ПРО

Решение задач ПРО и создание систем ПРО, порученное ЦНПО (МАК) «Вымпел», были бы невозможными без разработки технологий и средств боевого поражения баллистических целей. Именно это направление работ в части управляемых противоракет было поручено Машиностроительному конструкторскому бюро (МКБ) «Факел».

МКБ «Факел», — первое в нашей стране специализированное предприятие по созданию зенитных управляемых ракет, — было создано в 1953 г. За прошедшие полвека предприятие, носящее имя своего создателя Петра Дмитриевича Грушина, вошло в число самых известных и авторитетных организаций среди разработчиков ракетной техники как в нашей стране, так и за рубежом. Достаточно назвать ракеты, разработанные коллективом «Факела» для зенитных ракетных комплексов и систем С-75, С-125, М-1, М-11, С-200, «Оса», С-З00П, С-З00ПМ, «Фаворит», «Форт», «Тор» и ряда других, чтобы оценить новаторство реализованных в них конструкторских решений, оставивших заметный след в истории ракетной техники. Подобные качества выделяют и противоракеты, которые все эти годы создавались на предприятии.

Первой противоракетой, созданной МКБ «Факел» (тогда оно называлось Особое конструкторское бюро № 2) стала В-1000, к разработке которой на предприятии приступили летом 1955 г. Она предназначалась для использования в составе экспериментального полигонного комплекса средств противоракетной обороны — системы «А».

Характеристики ракеты, которую предстояло создать, значительно превышали уровень, достигнутый к тому времени в ракетостроении. Так, в соответствии с полученным от КБ-1, головного разработчика системы «А» заданием, дальность действия В-1000 должна была составлять 55 км при угле наклона траектории полета 27 градусов. Этой точки, находившейся на высоте 25 км, ракета должна была достигать через 55 секунд после старта. Подобные предельно жесткие требования при уникальной скоротечности процесса перехвата боеголовок баллистических ракет и практической невозможности оперативного вмешательства в него человека, потребовали полной автоматизации процесса управления полетом ракеты и выполнения ею перехвата на основе использования новейшей цифровой электронно-вычислительной техники.

Полно-масштабные работы по созданию В-1000 были начаты сразу же после принятия в августе 1956 г. постановления Правительства СССР, а уже в декабре того же года был выпущен эскизный проект ракеты. В его создании под руководством П.Д. Грушина принимали участие руководители и ведущие специалисты основных проектных, конструкторских и технологических подразделений предприятия: Е.И. Кринецкий, Г.Е. Болотов, А.В. Караулов, Е.И. Афанасьев, П.Е. Сафронов, A.M. Гузиков, В.Г. Васетченков, Г.Л. Гнесин, A.M. Круглов и другие. На начальных этапах ведущим конструктором В-1000 являлся С.Г. Гриншпун, а затем В.А. Ермоленко.

Для скорейшего начала летных испытаний, первые изготовленные в опытном производстве «Факела» ракеты В-1000 оснащались ускорителем, состоящим из четырех стартовых ускорителей ПРД-18 от ракеты 1Д. Для первых пусков этого варианта ракеты -1БА, на 6-й площадке полигона в Сары-Шагане оборудовали временную стартовую позицию с пусковой установкой, разработанной также на «Факеле».

Первый бросковый пуск ракеты В-1000 (1БА), установленной под углом 45° состоялся утром 13 октября 1957 г. Всего было осуществлено четыре таких пуска, заканчивавшихся, как правило, через 2-4 с разрушением ракеты. В четвертом из них (21 июня 1958 г.), впервые предприняли попытку включения маршевого ЖРД С3.42Б, разработанного в ОКБ-3 НИИ-88.

31 августа 1958 г. состоялся первый пуск штатного варианта В-1000, оснащенного ускорителем ПРД-33, развивавшим тягу порядка 200 т. Во время этого пуска ракета впервые достигла скорости полета 1500 м/с.

После того, как осенью 1959 г. начался серийный выпуск ракеты В-1000 на заводе № 464 в Долгопрудном (ныне — Долгопрудненское научно-производственное предприятие), а на полигоне завершились все работы по оборудованию технической и стартовой позиций с монтажом и сдачей в эксплуатацию двух ПУ СМ-71П, созданных в ленинградском КБСМ, темп испытаний значительно возрос. Уже 11 февраля 1960 г. состоялся пуск № 25, ставший последним в серии автономных пусков В-1000.

Для начавшихся в мае 1960 г. летных испытаний В-1000 в составе средств системы «А» была разработана новая, не применявшаяся ранее при отработке зенитных ракет технология, которая соответствовала уровню сложности данной системы. Так, помимо традиционных для зенитных ракет автономных пусков, в процессе которых В-1000 отрабатывала команды, поступавшие от бортового программного устройства, и пусков в замкнутом контуре управления по условной и реальной целям, был реализован этап пусков В-1000 в разомкнутом контуре управления, с исполнением ступенчатых команд, передаваемых на борт ракеты по радиолинии от ЭВМ системы, пусков В-1000 в замкнутом контуре управления по фиксированным траекториям вывода и наведения, этап модельных пусков программно-реализованного на ЭВМ имитатора противоракеты по реальной цели в боевом цикле системы «А». Введение подобных промежуточных этапов летных испытаний позволило в полной мере реализовать принцип от простого к сложному, который является наиболее эффективным методом отработки сложных технических систем.

Для отработки бортовой аппаратуры ракеты была создана комплексная лаборатория, в состав которой вошли конструкторы, разработчики электросхем и специалисты в области бортовой аппаратуры.

Наиболее ярким событием испытаний В-1000 стал день 4 марта 1961 года, когда в 80-м пуске, впервые в мире противоракетой был уничтожен макет боевого блока баллистической ракеты Р-12. Это событие вошло в ряд наиболее выдающихся военно-технических достижений второй половины XX века. В процессе дальнейших испытаний было неоднократно достигнуто аналогичное поражение как макетных, так и штатных боевых блоков баллистических ракет Р-5 и Р-12. Наибольшую роль в процессе обеспечения и проведения испытаний В-1000 сыграли работники испытательных подразделений МКБ «Факел» Г.Ф. Бондзик, П.Н. Морозов, B.C. Яхно, В.А. Жестков, В.Е. Слобода, B.C. Тимофеев, Л.Е. Спасский и другие.

Выдающиеся результаты, достигнутые в процессе работ по созданию и испытаниям системы «А» и противоракеты В-1000 были отмечены 15 июля 1966 г. награждением ряда наиболее отличившихся ее участников Ленинской премией. В число лауреатов от МКБ «Факел» был включен начальник бригады динамики проектного отдела В.Г. Васетченков, выполнявший работы, связанные с моделированием процессов перехвата.

Еще на ранних стадиях отработки В-1000, в апреле 1958 г. в МКБ «Факел» начались работы по проектированию противоракеты В-1100 (А-350), которая должна была войти в состав средств боевой системы ПРО А-35. В отличие от экспериментальной В-1000, новая противоракета должна была обладать значительно более высокими характеристиками и удовлетворять ряд качественно новых требований. В связи с этим, разработчикам противоракеты предстояло найти решение целого комплекса сложнейших научно-технических задач:

— достижение значительно больших дальностей и высот поражения баллистических целей, в том числе на заатмосферном участке;

— обеспечение наведения нескольких противоракет на боевые блоки баллистических ракет с заданными в процессе подготовки боевого цикла временами их встречи с целями;

— обеспечение возможности перенацеливания противоракеты в процессе ее полета, обусловленное сложной динамикой селекции боевых блоков на фоне ложных целей;

— достижение максимальной надежности как элементов, так и противоракеты в целом.

Первый вариант эскизного проекта на противоракету А-350, оснащенную маршевым ПВРД, был выпущен МКБ «Факел» в июне 1960 г. В его создании под руководством П.Д. Грушина приняли участие ведущие работники проектных, конструкторских и технологических подразделений предприятия под руководством B.C. Котова, Г.Е. Болотова, А.В. Караулова, Е.И. Афанасьева, Н.И. Сафронова, Ф.Ф. Кулешова, Ф.И. Заволокина, Г.И. Гнесина, Н.Г. Курбатова. Ведущим конструктором разработки был назначен В.А. Ермоленко.

В марте 1961 г., после выполнения первых успешных перехватов противоракетой В-1000, был выпущен новый вариант эскизного проекта. Предложенная в нем ракета А-350Ж имела длину около 20 м, массу более 30 т и обладала значительно большими дальностью и высотой полета, по сравнению с предыдущим вариантом, сохраняя при этом двухступенчатую схему. Первая ступень А-350Ж представляла собой связку из четырех твердотопливных двигателей, отделяемых после окончания работы с помощью пиротехнических устройств. Разработка этих двигателей должна была осуществляться казанским ОКБ-16 под руководством П.Ф. Зубца. На первой ступени ракеты устанавливались четыре стабилизатора с аэродинамическими рулями, которые находились внутри контейнера в сложенном положении, а после старта раскрывались с помощью газогенераторов. Вторая ступень оснащалась ЖРД, состоящим из одной основной и четырех рулевых камер, управлявших полетом ракеты в заатмосферном пространстве. Этот двигатель, разработка которого выполнялась под руководством А.С. Мевиуса в ленинградском ОКБ-466 (в дальнейшем ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова), работал на новых высокоэффективных компонентах топлива (азотный тетраксид и несимметричный диметилгидразин) и мог запускаться в вакууме и невесомости, а его тяга могла регулироваться в достаточно широких пределах. С этой целью был создан специальный контур регулирования тяги двигателя, разработаны соответствующие алгоритмы управления.

По воспоминаниям ветерана МКБ «Факел», начальника отдела двигательных установок И.А. Карамышева:

В соответствии с требованиями А-350Ж должна была длительное время находиться на стартовой позиции в заправленном состоянии. С этой целью нами был разработан ампулизированный вариант маршевой ступени противоракеты, со специальной системой контроля. Еще одним новшеством, которое было впервые использовано в ракетной технике, стала роторная система подачи компонентов топлива в турбонасосный агрегат двигательной установки. Для этого был создан ТНА особой конструкции, работавший таким образом, что часть компонентов топлива после насосов возвращалась в баки ракеты и приводила в действие гидромоторы. Эти гидромоторы раскручивали находившиеся в баках компоненты топлива до нескольких оборотов в секунду, причем окислитель и горючее закручивались в разные стороны. В результате, многотонные запасы жидкости, как бы прилипали к стенкам баков, и действовавшие в полете на маршевую ступень ракеты знакопеременные и разнонаправленные перегрузки практически не оказывали влияния на работоспособность двигательной установки. Таким образом, была решена одна из наиболее сложных проблем обеспечения работоспособности двигательной установки.

С целью обеспечения требуемых динамических характеристик ракеты для нее была создана энергосистема с высокодинамичными гидравлическими приводами и источником электропитания с гидромотором и электрогенератором, и двумя высокооборотными насосами переменной производительности, устанавливаемыми на ТНА роторной системы подачи компонентов. Для обеспечения режима запуска и проведения функционального контроля в процессе эксплуатации в составе транспортно-пускового контейнера ракеты использовался наземный гидроагрегат. Разработка этой системы была выполнена под руководством А.И. Сергеева.

Новым словом в ракетной технике стал также использованный для А-350Ж транспортно-пусковой контейнер (ТПК), который вместе с ракетой должен был наводиться по азимуту и углу места, находясь в составе подъемно-стартового устройства (ПСУ). Углы старта ракеты были приняты фиксированными — 60° и 78°, а по азимуту могли изменяться в диапазоне ±195°. ТПК изготавливался из стали и закрывался колпаками из прорезиненной материи, разрывавшейся при старте ракеты. Использование ТПК обеспечило значительное упрощение процессов подготовки ракет на технической позиции, уменьшило количество необходимого технологического оборудования, а также обеспечило получение минимальных времен установки и снятия ракеты на ПСУ.

Для наведения противоракеты на цель был принят радиокомандный метод, при котором команда на подрыв боевого снаряжения вырабатывалась на земле и передавалась на борт ракеты.

Первый бросковый пуск А-350Ж осуществлен в апреле 1962 г. Ввиду того, что ракета имела значительные размеры и массу (и, соответственно, большую трудоемкость и высокую стоимость изготовления), процесс отработки ее конструкции занял весьма продолжительное время — почти три с половиной года. В результате, первый пуск А-350Ж (и одновременно восьмой с начала испытаний) в окончательно сформированной комплектации был осуществлен 24 декабря 1965 г.

Одновременно с проведением испытаний на полигоне, в рамках создания системы А-35 и противоракеты А-350Ж был выполнен целый ряд основополагающих работ по поиску оптимального построения систем и методов наведения противоракеты, алгоритмам селекции боевых блоков. Усилиями ряда институтов, и в первую очередь НИИ-2 ГКАТ (в настоящее время ГосНИИАС) была разработана и апробирована математическая модель стрельбового канала системы А-35 (своего рода «электронный выстрел») с помощью которой выполнялись исследования характеристик отдельных подсистем и оценка эффективности стрельбы в целом.

Выполнение значительного по своему объему комплекса работ, связанных с созданием противоракеты, значительно усложнялось наличием быстро менявшихся в процессе испытаний системы «А» взглядов на требуемый состав и характеристики боевой системы ПРО. В то же время, к середине 1960-х гг. к проблемам создания средств противоракетной обороны, находившихся на острие научного и технического прогресса в военной области и значительно опережавших по ряду параметров развитие других боевых систем, были подключены ведущие ученые и конструкторы. Возводимые для А-35 объекты и наиболее ответственные испытания, проводившиеся на полигоне, регулярно посещали руководители страны, министры, руководители исследовательских институтов, КБ и заводов. В наиболее яркой форме внимание руководства страны к этой работе было подчеркнуто тем, что 7 ноября 1964 г. противоракета А-350Ж была впервые продемонстрирована во время военного парада на Красной площади.

В значительной степени успехи в разработке этой противоракеты послужили тому, что в феврале 1966 г. руководитель МКБ «Факел» П.Д. Грушин был избран в члены ЦК КПСС, а 1 июля 1966 г. — действительным членом Академии наук СССР. Столь высокое признание важности выполняемых под его руководством работ, его организаторских качеств, открыло перед Грушиным немалые возможности, которые были использованы им с максимальной пользой для дела.

По воспоминаниям начальника испытательного отдела МКБ «Факел» В.А. Жесткова:

Безусловно, проведение уникальных по своей значимости испытаний на полигоне, кроме чисто технического аспекта имело и другое, человеческое измерение. Мы работали много, не считались с личными интересами и временем. Такая общая работа, успехи и неудачи сплачивали нас в единый коллектив, увлеченный одной общей целью. Большое влияние на нашу работу оказывало и отношение к нам Петра Дмитриевича, часто приезжавшего к нам на полигон. С одной стороны он был чрезвычайно жестким и требовательным, и в то же время в его отношении к нам было что-то отеческое.

Так, июне 1966 г. уже штатный вариант А-350Ж взорвался на стартовой позиции. Произошло это по времени на 0.14 сек с момента запуска стартового двигателя, практически, мгновенно. Взрыв был такой силы, что стартовую позицию в радиусе 50 метров полностью разнесло, а значительные задержки в испытаниях были недопустимы. Немедленно была создана комиссия и принято решение — восстановить стартовую позицию в кратчайший срок для продолжения испытаний. Для этого было выделено практически все необходимое, чтобы мы могли работать, несмотря на то, что это было летом. Температура воздуха в тени до 45 градусов, но тогда мы ощущали на себе заботу буквально всей страны. Нам был предоставлен самолет Ан-2 для доставки на стартовую позицию всего необходимого, включая питьевую воду. Я не говорю, о том, что из южных республик привозили фрукты. Мы были полностью обеспечены. И через полтора месяца работ все было восстановлено. Пуски А-350Ж возобновились.

К 1967 г., к моменту введения в строй на полигоне экспериментального образца системы А-35 — «Алдан», было выполнено 14 пусков противоракеты, позволивших практически завершить отработку А-350Ж. Летом 1968 г. произвели первый парный пуск А-350Ж в составе системы «Алдан». Наиболее ответственные испытания «Алдана» состоялись 29 октября 1969 г., когда был выполнен парный пуск А-350Ж по баллистической цели, представлявшей собой боевой блок ракеты Р-12 и отделившуюся от него маршевую ступень.

Для комплекса «Алдан» и ракеты А-350Ж этими пусками фактически завершились их государственные испытания. Еще через полгода, в июле 1970 г., после состоявшейся 8 июня 1970 г. первой штатной стрельбы, «Алдан» был принят. В целом, испытания полигонного комплекса системы А-35 и противоракеты А-350Ж подтвердили правильность принятых научно-технических решений, которые обеспечили боевое функционирование этой полностью автоматизированной системы при поражении моноблочной баллистической ракеты.

Однако к концу 1960-х гг. в полной мере проявилось резкое увеличение темпов совершенствования межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, которые стали оснащаться многозарядными головными частями. Результаты анализа эффективности А-35 и А-350Ж в условиях применения МБР комплекса средств преодоления ПРО (легкие и тяжелые ложные цели, станции постановки активных помех, маскирующие боевые блоки на траектории их полета) показали, что средствами системы А-35 добиться поражения подобных целей стало невозможно.

С целью разработки предложений о дальнейших работах по созданию средств ПРО в конце 60-х — 70-х гг. неоднократно образовывались группы из главных конструкторов и ведущих специалистов, в состав которых от МКБ «Факел», как правило, входили заместитель генерального конструктора В.В. Коляскин и начальник проектного отдела Б.Д. Пупков. Разрабатываемые этими группами предложения в дальнейшем рассматривались на совещаниях различного уровня, научно-технических и координационных советах.

Одним из главных результатов этих совещаний стало создание в 1970 г. Центрального научно-производственного объединения «Вымпел», основной задачей которого стало объединение и сосредоточение усилий по созданию вооружений войск ПРО и ПКО. В свою очередь при ЦНПО «Вымпел» был образован Объединенный научно-технический совет по проблемам ПРО, СПРН и СККП, в состав которого вошли наиболее известные ученые и разработчики, организаторы производства средств ПРО, в том числе и генеральный конструктор МКБ «Факел» П.Д. Грушин. В то время получила известность его четкая, государственная позиция, связанная с необходимостью скорейшего приема в эксплуатацию средств системы А-35 и одновременном начале работ по ее модернизации. Эта позиция отстаивалась им на самых высоких уровнях и нашла поддержку у руководства страны. В результате, в марте 1971 г. были завершены испытания головного комплекса системы А-35 и в том же году он был принят в опытную эксплуатацию.

На заключительном этапе испытаний системы А-35М, состоявшихся в 1976-77 гг. было проведено пять пусков А-350Ж и два пуска А-350Р (первый пуск А-350Р, отличавшейся от А-350Ж введением в ее бортовую аппаратуру элементов, обладавших повышенной радиационной стойкостью, был осуществлен в 1969 г.) по условным целям типа 8К63 и 8К65, в том числе и по оснащенным ложными целями, а также три пуска А-350Ж по реальным баллистическим целям типа 8К63.

В мае 1977 г. система А-35М была предъявлена на государственные испытания и в 1978 г. была принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство. Всего, в период 1960-80 гг. на полигоне в Сары-Шагане было выполнено около 200 пусков различных вариантов противоракет А-350.

Серийное производство последней из модификаций А-350 было начато в 1974 г., после чего наиболее значительные работы с ними были связаны с обеспечением их опытной эксплуатации в войсках. При этом специалистами МКБ «Факел» и его смежниками был выполнен значительный объем работ по изучению процессов транспортировки противоракет в составе автопоездов от технических баз хранения до боевых позиций. Столь же значительные по объему работы были выполнены с целью совершенствования технологического потока выполнения работ на технической базе, связанных с подготовкой противоракет к их штатному использованию. В результате время, необходимое для заправки противоракеты компонентами топлива, снаряжения боевой части и транспортировки на стартовые позиции, удалось сократить с трех до полутора суток. В обычном же режиме эксплуатации А-35М на стартовых позициях стрельбовых комплексов находились ТПК с электровесовыми макетами противоракет. Они имели размеры и массу, аналогичные штатным противоракетам и при этом были оснащены всеми необходимыми системами управления, которые позволяли боевому расчету дважды в сутки проверять правильность функционирования всей системы стартовой автоматики. Ускорители электровесовых макетов были заполнены бетоном, а баки для компонентов жидкого топлива – песком. Изготовленные подобным образом макеты неоднократно демонстрировались во время парадов на Красной площади в Москве, вплоть до конца 1980-х годов.

Еще в начале 1970-х гг. в МКБ «Факел» приступили к созданию нового поколения средств противоракетной обороны — противоракеты А-925 для системы А-135. С мая 1972 г. особое значение в этой работе приобрели ограничения, связанные с подписанием между СССР и США Договора об ограничении систем ПРО.

Соответствующий эскизный проект, в котором были учтены все требования Договора по ПРО был выпущен в конце 1973-начале 1974 г., после чего в 1976 г. в него внесли ряд изменений и дополнений.В окончательном виде его утвердили в 1978 г., после чего 7 июня 1978 г. состоялось соответствующее решение руководства страны о создании А-135.

Создававшаяся в соответствии с ним противоракета А-925 была предназначена для уничтожения боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет до их входа в атмосферу. Как и при создании противоракет В-1000 и А-350, при разработке А-925 потребовалось использование ряда новейших достижений отечественной науки и техники, прогрессивных технологий, новых металлических и неметаллических материалов.

При разработке системы наведения противоракеты использовались и получили дальнейшее развитие решения, реализованные при разработке системы наведения А-350, а также был получен и использован ряд новых решений, обусловленных повышенными требованиями к системе наведения. Наиболее существенным из них стало требование безотказной работы в сложной помеховой обстановке, обусловленной, в том числе и ядерными взрывами. Это требование явилось наиболее критичным для системы наведения противоракет дальнего эшелона перехвата из-за достаточно большой длительности их полета. В результате для А-925 разработали систему наведения с повышенной автономностью за счет существенного развития ее бортовой части. Противоракета оснащалась командно-инерциальной системой управления с бортовой цифровой вычислительной машиной, впервые примененной для ракет такого класса. Бортовая аппаратура противоракеты была выполнена в радиационностойком исполнении. Специальные меры были также приняты для обеспечения радиационной стойкости бортовой вычислительной машины. Это обеспечило нормальное функционирование системы А-135 при перерывах связи «земля-борт».

Для А-925 впервые в практике отечественного и зарубежного ракетостроения создали энергосистему с применением серебряно-цинковых батарей (разработки ВНИИТ под руководством Н.С. Лидоренко) и электрогидравлических приводов объемного регулирования с модульным исполнением (изготовленных ХАКБ под руководством главного конструктора В.К. Мокроуза), для которых не требовалась дозаправка рабочей жидкостью в период эксплуатации и не имевших ни одного отказа в процессе отработки и эксплуатации. Разработка системы была выполнена под руководством А.И. Сергеева.

Ракета имела двухступенчатую схему с твердотопливным ракетным двигателем первой ступени и жидкостной ракетной двигательной установкой второй ступени. Старт ракеты — вертикальный, из транспортно-пускового контейнера, устанавливаемого в шахтной пусковой установке, что позволило значительно повысить безопасность эксплуатации ракеты.

Для управления полетом первой ступени ракеты, а также на атмосферном участке траектории полета второй ступени использовались аэродинамические рули. Вне атмосферы для управления полетом второй ступени использовалась ЖРДУ, в состав которой входили центральный блок тяги и четыре поворотных двигателя блока управления, конструктивно связанные с аэродинамическими рулями и их рулевыми приводами.

Конструкции ракеты и ее бортовой аппаратуры обеспечивали при необходимости продолжительный автономный полет без команд от наземной системы наведения. По командам от наземной системы наведения противоракета могла выполнять значительное перенацеливание в процессе полета. Боевые программы бортовой цифровой вычислительной машины и конструкция ЖРДУ обеспечивали управление продольным движением противоракеты, благодаря чему осуществлялся прилет противоракет в заданные точки встречи с целями с минимальными разбросами относительно заданного времени встречи. Для реализации этого режима в жидкостной ракетной двигательной установке использовалась оригинальная схема забора компонентов топлива из баков, обеспечивающая многократный запуск ЖРД и полную выработку компонентов.

Первый пуск А-925 произвели весной 1979 г. и в дальнейшем была реализована хорошо зарекомендовавшая себя при работе с В-1000 и А-350 методология проведения летных испытании, заключавшаяся в поэтапном усложнении решаемых задач и условий проведения испытаний. В окончательном виде система ПРО московского промышленного района А-135, в состав которой вошли противоракеты А-925, была принята на вооружение 17 февраля 1995 г.

За участие в этой работе в 1997 г. генеральный конструктор МКБ «Факел» В.Г. Светлов, первый заместитель генерального конструктора С.Г. Хитенков и заместитель начальника испытательного отдела В.Г. Шерстюк были удостоены Государственной премии РФ.

Дальнейшие работы в области совершенствования ракетных средств для систем ПРО ведутся в МКБ «Факел» путем создания высокоточных противоракет, на основе использования принципов самонаведения и безъядерного поражения баллистических целей. С этой целью в последние годы проведен большой объем проектных и исследовательских работ по системам самонаведения перспективных противоракет, определению требований к динамическим характеристикам их элементов и систем самонаведения, оценке точности наведения и вероятности поражения боевых блоков баллистических ракет. В процессе этих работ найдено решение ряда сложных и актуальных задач и проблем науки, техники и производства, не имеющих аналогов в практике создания образцов боевой ракетной техники как в нашей стране, так и за рубежом.

Владимир Светлов,
генеральный конструктор

Анатолий Сергеев,
заместитель главного конструктора

Владимир Коровин,
начальник отдела

www.vko.ru

О ракетах — Познавалочки

Русское слово «ракета» произошло от немецкого слова «ракет». А это немецкое слово — уменьшительное от итальянского слова «рокка», что значит «веретено». То есть, «ракета» означает «маленькое веретено», «веретёнце». Связано это, конечно, с формой ракеты: она похожа на веретено — длинная, обтекаемая, с острым носом. Но сейчас не так уж много детей видели настоящее веретено, зато все знают, как выглядит ракета. Теперь, наверное, нужно поступать так: «Дети! Знаете, как выглядит веретено? Как маленькая ракета!»

Ракеты человек изобрёл очень давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки. Они долго держали в секрете устройство ракет, им нравилось удивлять чужестранцев. Но некоторые из этих удивлённых чужестранцев оказались людьми очень любознательными. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки и праздничным салютом отмечать торжественные дни.

Долгое время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали использовать на войне. Появилось ракетное оружие. Это очень грозное оружие. Современные ракеты могут точно поразить цель на расстоянии в тысячи километров.

А в XX веке школьный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский (наверное, это самый знаменитый учитель физики!) придумал ракетам новую профессию. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос. К сожалению, Циолковский умер до того, как первые корабли отправились в космос, но его всё равно называют отцом космонавтики.

Почему так трудно полететь в космос? Дело в том, что там нет воздуха. Там пустота, она называется вакуум. Поэтому там нельзя использовать ни самолёты, ни вертолёты, ни воздушные шары. Самолёты и вертолёты при взлёте опираются на воздух. Воздушный шар поднимается в небо, потому что он лёгкий и воздух выталкивает его вверх. А вот ракете, чтобы взлететь, воздух не нужен. Какая же сила поднимает ракету?

Эта сила называется реактивной. Реактивный двигатель устроен очень просто. В нём есть специальная камера, в которой сгорает топливо. При сгорании оно превращается в раскалённый газ. А из этой камеры есть только один выход — сопло, его направляют назад, в сторону, противоположную движению. Раскалённому газу тесно в маленькой камере, и он с огромной скоростью вырывается через сопло. Стремясь поскорее выбраться наружу, он со страшной силой отталкивается от ракеты. А поскольку ракету ничто не держит, то она и летит туда, куда её толкает газ: вперёд. Есть ли вокруг воздух, нет ли воздуха — для полёта совсем не важно. То, что её поднимает, создаёт она сама. Только газу нужно энергично отталкивался от ракеты, чтобы силы его толчков хватило на подъём. Ведь современные ракеты-носители могут весить по три тысячи тонн! Это много? Очень много! Грузовик, например, весит всего пять тонн.

Для того чтобы двигаться вперёд, нужно от чего-то отталкиваться. То, от чего ракета будет отталкиваться, она берёт с собой. Именно поэтому на ракетах можно летать в безвоздушном космическом пространстве.

Форма ракеты (как веретёнце) связана только с тем, что ей приходится по дороге в космос пролетать через воздух. Воздух мешает лететь быстро. Его молекулы стукаются о корпус и тормозят полёт. Для того чтобы уменьшить воздушное сопротивление, форму ракеты и делают гладкой и обтекаемой. 

Итак, кто из наших читателей хочет стать космонавтом?

www.stavrosha.ru

Ракеты и ракетостроение — космические, ядерные, гиперзвуковые

Основоположником ракетостроения принято считать Константина Циолковского, который первый пришел к выводу, что для выхода в космос необходимо использовать многоступенчатые ракеты. Именно его труды помогли гениальному советскому конструктору Сергею Королеву воплотить в жизнь то, о чем мечтал Циолковский.

3 Техника

Последние четыре года компания Virgin Orbit активно занимается разработкой системы воздушного старта ракеты-носителя с борта модифицированного Boeing 747. И вот, наконец, 11 июля над калифорнийской пустыней состоялся первый пуск.

1 Космос

Одна из главных задач компании SpaceX – восстановление и повторное использование как можно большего количества фрагментов ракет-носителей после старта. К ним относятся головные обтекатели, которые прикрывают полезную нагрузку, а после вывода на орбиту – сбрасываются на Землю.

15 Оружие

Издание The Wall Street Journal опубликовало данные о секретном оружии, стоящем на вооружении у американских спецслужб. Речь идет об авиационной бомбе с минимальным радиусом поражения, но с большой убойной силой, которая предназначена для точного поражения противника. За особенности ее применения устройство прозвали…

0 Космос

Не секрет, что именно на запуски приходится значительная часть расходов всех космических программ. Правда, в последнее время с появлением многоразовых SpaceX и Blue Origin наметились серьезные подвижки в плане снижения «пусковых» затрат.

0 Космос

В период подготовки полетов NASA на Луну, в 60-е годы прошлого века, для управления космическими аппаратами впервые стали применяться компьютеры на микрочипах. Считается, что устройство «Apollo Guidance Computer» опередило свое время на десяток лет, оно было чем-то вроде современных смартфонов в сравнении с неуклюжими…

20 Космос

11 января 2019 года Илон Маск опубликовал в Твиттере фотографию нового космического аппарата «Starship». Речь идет о ракетном модуле для испытательных суборбитальных полетов. А ранее, в конце минувшего года, Маск обмолвился, что SpaceX переходит на нержавеющую сталь вместо углеродного волокна при создании корпусов…

0 Оружие

17 января, выступая в Пентагоне, президент США Дональд Трамп озвучил стратегию своей администрации в области противоракетной обороны.

2 Оружие

Специалисты ВВС Китая создают секретную ракету, чтобы свести на нет преимущество американской авиации. Оружие получило условное название PL-XX. Это ракета большой дальности, которая может поражать цели до того, как будет обнаружен ее носитель. В ее «меню» входят самолеты-заправщики, самолеты ДРЛО и прочие самолеты…

1 Оружие

Командование ВВС США подтвердило информацию о том, что тестовый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III с базы ВВС Ванденберг был экстренно прекращен по причине потери управления. 31 июля в 4:42 по тихоокеанскому времени после соответствующей команды с земли она произвела самоликвидацию в районе…

0 Оружие

В соответствии с программой перевооружения, ударные вертолеты армии США будут оснащены противотанковыми ракетами JAGM (Joint Air Group Missile) вместо знаменитых AGM-114 Hellfire, принятых на вооружение еще в 80-е годы.

0 Оружие

Командующий ВМС США адмирал Джон Ричардсон сообщил о намерении передать функции противоракетной обороны от флота сухопутным войскам по причине физического износа кораблей и важности выполнения ими других миссий.

10 Космос

Коллективу шотландских и украинских ученых удалось достичь прорыва в создании механизма контроля для самопоглощаемой ракетной топливной системы. В отличие от классической схемы (бак с топливом плюс двигатель), здесь рабочим веществом для двигателя является сама ракета. Ее корпус и внутренние элементы сделаны из…

1 Технологии

Не все то, что двигает прогресс, выглядит достойно кисти художника. Например, вещество для работы твердотопливных ракетных двигателей напоминает очень вязкую манную кашу. А процесс его смешивания может вызвать рвотные позывы, но что хуже – детонацию его компонентов. Поэтому в Японском агентстве аэрокосмических…

2 Космос

Хорошо известно, что в процессе выведения на орбиту полезной нагрузки ракеты-носители оставляют после себя дыры в атмосфере. Не стал исключением и запуск ракеты Falcon 9 в августе 2017 года, в результате которого возникли круговые ударные волны и образовалась дыра в плазме ионосферы диаметром в 900 км, затянувшаяся…

4 Космос

Принципиальным ограничителем на все полеты в космос с нашей планеты является стоимость запуска ракеты-носителя – сама система, плюс топливо и обслуживание. Она заведомо неподъемна для малого частного капитала, но стартап SpinLaunch берется решить эту проблему. Его авторы обещают построить космическую катапульту,…

7 Космос

Одна из причин, по которым стартовавшая недавно тяжелая ракета Falcon Heavy войдет в историю, стал рекорд по количеству использованных маршевых двигателей. Их на трех ступенях ракеты в сумме 28, причем 27 могут работать одновременно. И в этом, полагает Илон Маск, одна из самых важных черт его детища.

0 Оружие

Япония и Великобритания впервые объединили свои усилия в разработке лучшей в мире (по их мнению) ракеты класса «воздух-воздух», которая превзойдет все существующие аналоги. Как ожидается, ее примут на вооружение в конце 2020-х годов для того, чтобы оснастить истребители 5-го поколения F-35А.

0 Космос

Многоразовая ракета-носитель Falcon 9 компании SpaceX все увереннее становится на крыло. В ее активе уже несколько успешных пусков, в частности, выведение на геостационарную орбиту спутников серии SWS в марте и болгарского спутника связи BulgariaSat-1 в июне текущего года. В связи с этим NASA уже в декабре собирается…

10 Космос

Х3 – это ионный двигатель, разработанный в университете штата Мичиган. Возможно, именно он поможет нам в ближайшие 20 лет долететь до Марса.

2 Космос

Китай постепенно переходит от запуска космических аппаратов с наземных космодромов к запускам со специальных транспортных самолетов и кораблей. Эти меры значительно снизят затраты и повысят эффективность китайской космической программы.

5 Космос

Руководство ARCA Space Corporation сообщило о завершении разработки революционного клиновоздушного ракетного двигателя – КВРД и готовности начать его наземные испытания. Если тесты пройдут успешно, он будет установлен в одноступенчатую космическую ракету-носитель Demonstrator 3.

0 Техника

Многолетняя секретная разработка подходит к логическому завершению? После отложенных пробных запусков сверхтяжелой версии в семействе ракет Falcon в 2014-ом и 2015-ом уже мало кто надеялся, что проект увенчается успехом. Но вот минувшей ночью крестный отец всей программы, Илон Маск, написал короткий твит – запуск…

1 Космос

Один из главных трендов современной космонавтики – значительное удешевление космических полетов. Как оказалось, он не нов. Еще более 50 лет назад бывший нацистский инженер и отец американской космической программы Вернер фон Браун предлагал вместо утилизации выведенных на орбиту ракет превращать их в пилотируемые…

0 Космос

Космический корабль, способный доставлять небольшие грузы на околоземную орбиту и требующий для перезапуска всего лишь один день подготовки, становится еще на шаг ближе к реальности. Агентство перспективных военных разработок DARPA заключило контракт с компанией Boeing на создание прототипа космоплана Phantom Express…

6 Оружие

Почти незамеченным прошло сообщение СМИ от 17 марта о начале испытаний российской гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон». Однако военно-экспертное сообщество успело его оценить. По сути это означает, что российский ВПК вышел на финишную прямую в деле создания супероружия, которому потенциальным врагам в ближайшее…

1 Космос

Представители расположенной в Нью-Мексико ARCA Space Corporation сообщили о ведущейся разработке первой в мире одноступенчатой ракеты-носителя. Ракета под названием Haas 2CA предназначена для вывода на орбиту малоразмерных спутников весом до 100 кг. Стоимость пуска при этом не будет превышать 1 млн. долларов.

0 Космос

Компания SpaceX намерена взять рекордную планку – по одному запуску ракеты Falcon 9 каждые две-три недели. Для этого космический стартап готовит новую пусковую площадку, которая откроется во Флориде на следующей неделе.

0 Космос

Как ожидается, в 2018 году на борт МКС NASA отправит опытный образец ионного ракетного двигателя, где его будут испытывать в течение года в реальных условиях. По утверждению создателя двигателя доктора Патрика Неймана, в будущем с его помощью станет возможным полет на Марс всего лишь с одним баком топлива.

0 Космос

Первая в своем роде силовая установка для будущих космических кораблей программы SpaceX прошла стендовые испытания. Идеолог проекта, Элон Маск, написал у себя в Twitter об успехе мероприятия и озвучил следующую цель — достижение показателей удельного импульса 382 секунды и тяги 3 МН (310 тонн на 300 Бар).

5 Космос

Идея воздушного космического старта не нова. Первым ее воплощением стала программа «Спираль», которую в середине 60-х годов возглавил выдающийся советский конструктор, отец «Энергии-Бурана» Г. Е. Лозино-Лозинский. Продолжением уже порядком подзабытой «Спирали» должен стать новый проект воздушного космического старта…

0 Космос

Похоже Элон Маск «вошел во вкус» и уже одного успешного приземления ракеты ему недостаточно. Как заявили представители SpaceX, их шеф в недалеком будущем планирует произвести практически одновременную посадку сразу трех многоразовых ракет.

1 Космос

23 мая с космодрома имени Сатиша Дхавана стартовал прототип первого индийского многоразового космического корабля RLV-TD. Полет продолжался 770 секунд на высоте 65 км с максимальной скоростью 6125 км/ч, затем корабль сел на воду в Бенгальском заливе в 450 км от берега.

www.techcult.ru

📌 РАКЕТА — это… 🎓 Что такое РАКЕТА?

  • ракета — шутиха, космолет, метеор, антиспутник, звездолет, космический корабль Словарь русских синонимов. ракета сущ., кол во синонимов: 27 • авиаракета (1) • …   Словарь синонимов

  • Ракета МР-1 — Ракета МР 1  первая советская метеорологическая ракета. Содержание 1 История создания 2 Описание 3 Технические характеристики …   Википедия

  • РАКЕТА — (нем. с англ.). Струнная сетка в обруче на рукоятке, для отбоя меча. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАКЕТА (нем., от ит. rocchetto веретено). Трубка, гильза из толстой бумаги, набитая порохом и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РАКЕТА — летательный аппарат с реактивным двигателем, для работы которого не требуется окружающая среда (воздух), а движение происходит под действием реактивной силы, возникающей при выбрасывании двигателем массы сгорающего ракетного топлива (см. ).… …   Большая политехническая энциклопедия

  • РАКЕТА — РАКЕТА, ракетка, точка, трубка (гильза), набитая пороховою мякотью, с оставленьем внизу пустоты, в виде бутылочного дна; в голову трубки кладется заряд пороха (шлаг), звездочки и пр., а к пятке подвязывается хвост; подпаленная снизу, ракета… …   Толковый словарь Даля

  • Ракета — M200. РАКЕТА, летательный аппарат, движущийся под действием реактивной силы, возникающей при отбрасывании массы сгорающего ракетного топлива. Различают ракеты неуправляемые и управляемые, одно и многоступенчатые. Стартовая масса от нескольких кг… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ракета 09 — (слева) Ракета 09 ракета на гибридном топливе (первая в СССР ракета на гибридном топливе). Разработана в ГИРД под руководством С. П. Королева по проекту М. К. Тихонравова. Запуск состоялся 17 августа 1933 г. Технические характеристики Топливо… …   Википедия

  • РАКЕТА — РАКЕТА, тонкий, конусообразный РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД или летательный аппарат, приводимый в движение ракетным ДВИГАТЕЛЕМ. Топливо занимает более половины объема ракеты; оставшаяся часть это полезный груз (взрывчатое вещество, научные приборы или… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • РАКЕТА — 1. РАКЕТА1, ракеты, жен. (от итал. racchetto ролик). Снаряд из гильзы, наполненный воспламеняющимся составом, приходящий в движение и взлетающий высоко в воздух при воспламенении, употр. для фейерверков, для военных сигналов и в новейшее время в… …   Толковый словарь Ушакова

  • РАКЕТА — 1. РАКЕТА1, ракеты, жен. (от итал. racchetto ролик). Снаряд из гильзы, наполненный воспламеняющимся составом, приходящий в движение и взлетающий высоко в воздух при воспламенении, употр. для фейерверков, для военных сигналов и в новейшее время в… …   Толковый словарь Ушакова

  • РАКЕТА — РАКЕТА, ы, жен. 1. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой, начинённой пороховым составом, к рый после выстрела ярко светится в воздухе. Сигнальная р. 2. Беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем. Боевые ракеты… …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru

    Космические ракеты (доклад) | Чеченский сайт для детей и родителей

    Ракета — летательный аппарат, двигающийся в пространстве за счёт действия реактивной тяги, возникающей при отбросе ракетой части собственной массы (рабочего; тела). Полёт ракеты не требует обязательного наличия окружающей воздушной или газовой среды и возможен не только в атмосфере, но и в вакууме. Словом ракета обозначают широкий спектр летающих устройств от праздничной петарды до космической ракеты-носителя.

    Увеличить




    В военной терминологии слово ракета обозначает класс, как правило, беспилотных летательных аппаратов, применяемых для поражения удалённых целей и использующих для полёта принцип реактивного движения. В связи с разнообразным применением ракет в вооружённых силах, различными родами войск, образовался широкий класс различных типов ракетного оружия.

    Большинство современных ракет оснащаются химическими ракетными двигателями. Подобный двигатель может использовать твёрдое, жидкое или гибридное ракетное топливо. Химическая реакция между топливом и окислителем начинается в камере сгорания, получающиеся в результате горячие газы образуют истекающую реактивную струю, ускоряются в реактивном сопле (или соплах) и выбрасываются из ракеты. Ускорение этих газов в двигателе создаёт тягу — толкающую силу, заставляющую ракету двигаться. Принцип реактивного движения описывается третьим законом Ньютона.

    Однако не всегда для движения ракет используются химические реакции. В паровых ракетах перенагретая вода, вытекающая через сопло, превращается в высокоскоростную паровую струю, служащую движителем. Эффективность паровых ракет относительно низка, однако это окупается их простотой и безопасностью, а также дешевизной и доступностью воды. Работа небольшой паровой ракеты в 2004 году была проверена в космосе на борту спутника UK-DMC. Существуют проекты использования паровых ракет для межпланетной транспортировки грузов, с нагревом воды за счёт ядерной или солнечной энергии.

    Ракеты наподобие паровой, в которых нагрев рабочего тела происходит вне рабочей зоны двигателя, иногда описывают как системы с двигателями внешнего сгорания. Другими примерами ракетных двигателей внешнего сгорания может служить большинство конструкций ядерных ракетных двигателей.

    Самолёты и воздушные шары, запускаемые для изучения атмосферы Земли имеют высотный потолок 30-40 километров. Ракеты такого потолка не имеют и используются для зондирования верхних слоёв атмосферы, главным образом мезосферы и ионосферы.

    Существует деление ракет на лёгкие метеорологические, способные поднять один комплекс приборов на высоту около 100 километров и тяжёлые геофизические, которые могут нести несколько комплексов приборов и чья высота полёта практически не ограничена.

    Увеличить


    Обычно научные ракеты оснащают приборами для измерения атмосферного давления, магнитного поля, космического излучения и состава воздуха, а также оборудованием для передачи результатов измерения по радио на землю. Существуют модели ракет, где приборы с полученными в ходе подъёма данными опускаются на землю с помощью парашютов.

    Ракетные метеорологические исследования предшествовали спутниковым, поэтому на первых метеоспутниках стояли те же приборы, что и на метеорологических ракетах. В первый раз ракета была запущена с целью изучить параметры воздушной среды 11 апреля 1937, но регулярные ракетные запуски начались с 1950-х годов, когда были созданы серии специализированных научных ракет. В Советском Союзе это были метеорологические ракеты МР-1, М-100, МР-12, ММР-06 и геофизические типа «Вертикаль». В современной России в сентябре 2007-го использовались ракеты М-100Б. За пределами России применялись ракеты «Аэроби», «Black Brant», «Skylark».

    Создателем космонавтики, как науки, считается Герман Оберт впервые доказавший физическую возможность человеческого организма выносить возникающие при запуске ракеты перегрузки, а также состояние невесомости. Высокая скорость истечения продуктов сгорания топлива (часто большая, чем М10), позволяет использовать ракеты в областях, где требуются сверхбольшие скорости движения, например, для вывода космических аппаратов на орбиту Земли (см. Первая космическая скорость). Максимальная скорость, которая может быть достигнута при помощи ракеты, рассчитывается по формуле Циолковского, описывающей приращение скорости, как произведение скорости истечения на натуральный логарифм отношения начальной и конечной массы аппарата.

    Ракета является единственным транспортным средством способным вывести космический аппарат в космос. Альтернативные способы поднимать космические аппараты на орбиту, такие как «космический лифт», пока что находятся на стадии проектирования.

    В космосе наиболее ярко проявляется основная особенность ракеты — отсутствие потребности в окружающей среде или внешних силах для своего перемещения. Эта особенность, однако, требует того, чтобы все компоненты, необходимые для создания реактивной силы находились на борту самой ракеты. Так для ракет, использующих в качестве топлива такие плотные компоненты, как жидкий кислород и керосин отношение веса топлива к весу конструкции достигает 20/1. Для ракет, работающих на кислороде и водороде, это соотношение меньше — около 10/1. Массовые характеристики ракеты очень сильно зависят от типа используемого ракетного двигателя и закладываемых пределов надёжности конструкции.

    Скорость, требуемая для выведения на орбиту космических аппаратов, часто недостижима даже при помощи ракеты. Паразитный вес топлива, конструкции, двигателей и системы управления настолько велик, что не даёт разогнать ракету до нужной скорости за приемлемое время. Задача решается за счёт использования составных многоступенчатых ракет, позволяющих отбросить излишний вес в процессе полёта.

    За счёт уменьшения общего веса конструкции и выгорания топлива ускорение составной ракеты с течением времени увеличивается. Оно может немного снижаться лишь в момент сбрасывания отработавших ступеней и начала работы двигателей следующей ступени. Подобные многоступенчатые ракеты, предназначенные для запуска космических аппаратов, называют ракеты-носители.

    Используемые для нужд космонавтики ракеты называются ракетами-носителями, так как они несут на себе полезную нагрузку. Чаще всего в качестве ракет-носителей используются многоступенчатые баллистические ракеты. Старт ракеты-носителя происходит с Земли, или, в случае долгого полёта, с орбиты искусственного спутника Земли.

    В настоящее время космическими агентствами разных стран используются ракеты-носители Атлас V, Ариан 5, Протон, Дельта-4, Союз-2 и многие другие.

    Наука, исследующая силы действующие на ракеты или другие космические аппараты, называется астродинамикой.

    Основные силы действующие на ракету в полёте:
    1. Тяга двигателя
    2. Притяжение небесного тела
    3. При движении в атмосфере — лобовое сопротивление.
    4. Подъёмная сила. Обычно мала, но значительна для ракетопланов.

    1. Ракета // Космонавтика : Маленькая энциклопедия ; Главный редактор В. П. Глушко. 2-е издание, дополнительное — Москва: «Советская энциклопедия», 1970 — C. 372
    2. Википедия

    www.gakish.com

    Ракеты России, мира видео, фото онлайн, космические корабли

    Данная система была спроектирована в КБ им. Королева (ОКБ-1) и установлена на немецкий A4/V-2. но была вполовину меньше. Первый опытный пуск состоялся 18 апреля 1953 года. Некоторые трудности возникли с керосинным топливом опытной модели и его утечкой, первая версия ракеты известная в СССР как Р-11 и 8К11, а на западе SS-1B «Скад-А» встала на вооружение в июле 1955 года. Данная ракета была классифицирована как вооружение оперативно-тактического звена.

    Подробнее…

    Ракетный комплекс тяжелого класса Р-36М был разработан КБ «Южное» для замены тяжелой МБР Р-36. Постановление СМ СССР «О разработке и изготовлении ракетного комплекса Р-36М (15А14)» было принято 2 сентября 1969 г. Эскизный проект был завершен в декабре 1969 г. и предусматривал 4 вида боевого оснащения ракеты — с моноблочными, разделяющимися и маневрирующими головными частями. Р-36М представляла собой двухступенчатую ракету с разделяющейся или моноблочной головной частью.

    Подробнее…

    Ракетный комплекс с ракетой Р-12 стал первым комплексом стратегического назначения, использующим хранимые компоненты топлива, а также полностью автономную систему управления. Постановление Совета Министров «О создании и изготовлении ракеты Р-12 (8К63)» было принято 13 августа 1955 г.с Головным разработчиком было определено ОКБ-586, которое к тому времени возглавил М. К. Янгель, отстаивавший преимущества использования хранимого топлива.

    Подробнее…

    Предназначен для поражения современных танков, бронированных боевых машин, оснащенных динамической защитой, укрепленных огневых точек, подвижных, неподвижных наземных и находящихся на плаву малоразмерных целей в любое время суток. ПТРК «Конкурс-М» является комплексом второго поколения.

    Подробнее…

    «Протон» (УР-500 — Универсальная ракета, «Протон-К», «Протон-М») — ракета-носитель (РН) тяжёлого класса, предназначенная для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и далее в космическое пространство. Разработана в 1961—1967 годах в подразделении ОКБ-23 (ныне ГКНПЦ им. М. В. Хруничева), являвшемся частью ОКБ-52 В. Н. Челомея. Исходный двухступенчатый вариант носителя «Протон» (УР-500) стал одним из первых носителей средне-тяжёлого класса, а трёхступенчатый «Протон-К» — тяжёлого, наряду с американской РН «Сатурн-1Б».

    Подробнее…

    Ракетный комплекс условно легкого класса УР-100Н был-разработан в начале 70-х годов для замены МБР легкого класса УР-100. Головным разработчиком комплекса было определено ЦКБ машиностроения, возглавлявшееся Генеральным конструктором В. Н. Челомеем. УР-100Н представляла собой двухступенчатую ракету на долгохранимом жидком топливе, оснащенную РГЧ индивидуального наведения. По конструктивно-компоновочной схеме УР-100Н аналогична УР-100, но за счет увеличения диаметра ракеты и длины топливных баков ее стартовая масса была увеличена более чем вдвое, а забрасываемый вес —в 3.5 раза. На первой ступени ракеты установлено 4 поворотных однокамерных ЖРД, на второй — однокамерный маршевый ЖРД и рулевой ЖРД с четырьмя поворотными соплами. Маршевые двигатели выполнены по замкнутой схеме, а рулевой—по открытой.

    Подробнее…

    Разработка комплекса П-1000 «Вулкан» (3М70) начата НПО «Машиностроения» (ранее — ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор — Г.А.Ефремов) по Постановлению СМ СССР от 17 мая 1979 г. Ракета представляет собой дальнейшее развитие ракеты комплекса П-500 с сохранением пускового оборудования и заметным увеличением дальности действия за счет использования нового стартового двигателя, увеличения объемов топлива маршевой ступени, снижения массы бронирования и других улучшений.

    Подробнее…

    «Искандер» (9К720) семейство оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) сухопутных войск: Искандер, Искандер-Э, Искандер-К, Искандер-М. Предназначен для скрытной подготовки и нанесения эффективных ракетных ударов по особо важным малоразмерным и площадным целям в глубине оперативного построения войск противника.

    Подробнее…

    Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

    Подробнее…

    РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (Индекс УРВ РВСН — 15П165 (шахтный) и 15П155 (подвижный), по договору СНВ — РС-12М2, по классификации НАТО — SS-27 Sickle B, в переводе — Серп) — российский ракетный комплекс стратегического назначения c МБР 15Ж65 (15Ж55 — ПГРК), разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Первая МБР, разработанная в России после распада СССР.

    Подробнее…

    Предназначен для поражения танков и бронированных боевых машин, оснащенных динамической защитой, разрушения фортификационных сооружений, уничтожения низколетящих воздушных целей (зависшие вертолеты). ПТРК “Корнет-Э» обладает мобильностью и автономностью. Оснащен лазернолучевой системой управления, что обеспечивает высокий уровень помехозащищенности, повышенную дальность и всепогодность применения.

    Подробнее…

    ПТРК Джавелин (Копье, Javelin) — средняя противотанковая система предназначенная для пехоты, разведчиков и боевых инженерный подразделений. Эти силы должны иметь возможность поражать бронированные силы противника днём, ночью и в условиях ограниченной видимости. Джавелин может применяться одним солдатом или расчётом из двух или трёх военнослужащих. Джавелин может транспортироваться отдельным парашютистом, ж/д и автотранспортом, по воде или по воздуху.

    Подробнее…

    Комплекс РСД-10 «Пионер» (SS-20 Saber) представлял собой подвижный грунтовый комплекс средней дальности, разработанный в середине 70-х годов на основе комплекса «Темп-2С». Головным разработчиком комплекса был Московский институт теплотехники, который возглавлял А. Д. Надирадзе. Двухступенчатая твердотопливная ракета комплекса «Пионер» создавалась, по-видимому, на основе первой и второй ступеней комплекса «Темп-2С».

    Подробнее…

    В 1969 году в ЦКБМ Министерства общего машиностроения (ОКБ – 52 в г.Реутове) была начата разработка противокорабельной ракеты дальнего действия «Гранит». Еще в середине 60-х годов, в период разработки комплексов «Аметист» и «Малахит», генеральный конструктор В.Н.Челомей пришел к заключению о необходимости и возможности сделать новый шаг на пути универсализации условий старта для ракет дальнего действия.

    Подробнее…

    Ракета легкого класса УР-100 создавалась как средство быстрого и относительно недорогого наращивания численности группировки МБР СССР и обеспечения количественно^ го паритета с группировкой МБР США. Формальное начало работ по созданию ракеты было дано правительственным постановлением от 30 марта 1963 г. Головным разработчиком было определено ОКБ-52 (ЦКБМ). УР-100 представляла собой двухступенчатую ракету с поперечным делением ступеней и моноблочной головной частью. На обеих ступенях баки окислителя и горючего имели совмещенные днища, что уменьшало габариты и массу ракеты.

    Подробнее…

    В 1993 г. Министерством обороны РФ и Российским космическим агентством был объявлен конкурс на разработку нового ракетно-космического носителя «Ангара». В этом конкурсе наряду с ГКНГ1Ц им. М. В. Хруничева приняли участие РКК «Энергия» и ГРЦ «КБ им. В. П. Макеева». В результате к дальнейшей разработке был рекомендован проект ГКНПЦ, основанный на многолетних проектно-изыскательских работах по ракетам-носителям, их созданию и эксплуатации с учетом прогнозируемых требований и реальных производственных возможностей их выполнения. В середине 90-х годов Президент РФ подписал указ «О создании космического ракетного комплекса «Ангара», которым поручалось создание ракетного космического комплекса «Ангара» с обеспечением начала летных испытаний в 1995 г. с космодрома Плесецк.

    Подробнее…

    oruzhie.info

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *