Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции
Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции регулируется Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – закон). Глава 5 настоящего закона включает статьи, разъясняющие право сотрудников полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст.18), порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст.19), случаи, в которых сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие (ст.23), а также гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции (ст.24).
В соответствии со статьей 18 сотрудник полиции имеет право на применение огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим законом и другими федеральными законами. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении огнестрельного оружия, если оно осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим законом и другими федеральными законами.
Статья 19 закона обязывает сотрудника полиции перед применением огнестрельного оружия сообщить лицам, в отношении которых предполагается его применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).
Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить огнестрельное оружие, если промедление в его применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.
Сотрудник полиции действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
В случае, если гражданин получил телесные повреждения в результате применения огнестрельного оружия, сотрудник полиции обязан оказать ему первую помощь, а также в возможно короткий срок принять меры по предоставлению медицинской помощи.
О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.
В соответствии со статьей 23 закона сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
— для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
— для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
— для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения;
— для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
— для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
— для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.
Для обеспечения личной безопасности сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения. Также при попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие.
Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
76.xn--b1aew.xn--p1ai
Статья 23. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.
5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
51.xn--b1aew.xn--p1ai
Вопрос 1. Основания применения полицией огнестрельного оружия — Студопедия.Нет
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ
Крымский филиал
Кафедра специальных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
специальных дисциплин
подполковник полиции
______________ М.А. Чуносов
«___» ___________ 2018 г.
Дисциплина: Профессиональные модули
профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц
рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых
на службу в органы внутренних дел (на базе среднего общего образования)
по должности служащего «Полицейский»
Методическая разработка лекции
Тема № 8.1.2(2)
«Основания и порядок примененияфизической силы, специальных средств и огнестрельного оружия»
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры специальных дисциплин протокол № ___ от «__» _________2018 г. | Подготовил: Старший преподаватель кафедры подполковник полиции И.М. Павлов |
Симферополь
2018
Объем времени, отводимого для изучения темы:4 часа
Место проведения:согласно расписанию
Методы проведения:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение материала
Материально-техническое обеспечение занятия:компьютер, видеопроектор, слайды: «ст. 23 Закона «О полиции»», «ст. 24 Закона «О полиции»»
Основные термины и понятия:огнестрельное оружие, патроны, боеприпасы, специальные средства, физическая сила, крайняя необходимость, необходимая оборона, обоснованный риск, близкие родственники, близкие лица.
Цели занятия
Дидактическая:
1. Изучить основания применения полицией огнестрельного оружия.
2.Изучить запреты, связанные с применением огнестрельного оружия.
2. Изучить гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.
Методическая:
1. Активизировать познавательную деятельность слушателей в процессе изложения лекционного материала.
Развивающая:
1. Развивать у слушателей мышление, память, внимание.
Воспитательная:
1. Воспитывать у слушателей чувства патриотизма, гуманизма, справедливости, законопослушности, ответственности, неприятие насилия и жестокости.
План лекции
Введение
1. Основания применения полицией огнестрельного оружия. Запреты, связанные с применением огнестрельного оружия.
2. Запреты, связанные с применением огнестрельного оружия. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
Заключение
Распределение учебного времени
1. | Введение | 5 мин. |
2. | Основная часть первый вопрос второй вопрос | 60 мин 20 мин |
3. | Заключение | 5 мин |
Список использованной литературы:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в последней редакции)
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в последней редакции)
3. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в последней редакции)
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в последней редакции)
5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ»О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»(в последней редакции)
6. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»(в последней редакции)
Основная литература:
1. Профессиональная подготовка полицейских. Альбом структурно-логических схем : учебное наглядное пособие : в 2 ч. / под общ.ред. В. Л. Кубышко. – Часть 1: Общепрофессиональный цикл. – М.: ДГСК МВД России, 2016. – 228 с.
2. Профессиональная подготовка полицейских. Альбом структурно-логических схем : учебное наглядное пособие : в 2 ч. / под общ.ред. В. Л. Кубышко. – Часть 2: Профессиональный цикл. – М.: ДГСК МВД России, 2016. – 312 с..
3. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейского). Часть 1: учебник / под общей редакцией В.Л. Кубышко – М.: ДГСК МВД России, 2015 – 232 с.
4. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейского). Часть 2: учебник / под общей редакцией В.Л. Кубышко – М.: ДГСК МВД России, 2015 – 320 с.
Дополнительная литература:
1. Справочник полицейского в вопросах и ответах: учебно-практическое пособие / под общей редакцией М.А. Чуносова – Симферополь: КФ КрУМВД России, 2015 – 256 с.
Введение
Для выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности Закон наделил сотрудников полиции правами по применению различных мер государственного принуждения. Особое место среди них занимает право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. С одной стороны, это правомочие, как никакое другое, глубоко вторгается в сферу основных прав и свобод граждан и сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий вплоть до лишения человека жизни, с другой — это действенное средство защиты прав и законных интересов правопослушных граждан и сотрудников полиции от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. Учитывая это, в Законе о полиции, равно как и в ранее действовавшем Законе о милиции, правовому регулированию применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия посвящена отдельная глава.
Вопрос 1. Основания применения полицией огнестрельного оружия.
Федеральный закон РФ «О полиции» устанавливает правовые основания, при наличии которых сотрудники полиции имеют право применять оружие.
Применением огнестрельного оружия является производство выстрела сотрудником полиции на поражение посягающего или задерживаемого лица, вплоть до лишения его жизни, а также в ряде других случаев.
Все иные, допускаемые законом, действия с огнестрельным оружием, например, обнажение, извлечение из кобуры, снятие с предохранителя, досылание патрона в патронник, словесные или путём демонстрации угрозы оружием, но без производства предупредительного выстрела, нанесение ударов оружием, применением рассматриваемого оружия по смыслу российского Закона «О полиции» не являются.
В соответствие со ст. 23 ФЗ «О полиции» «Применение огнестрельного оружия»
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
Рассмотрим подробнее конкретные основания применения оружия сотрудниками полиции.
1. Для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья. При угрозе со стороны посягающего на жизнь или здоровье граждан, сотрудник полиции должен принять все зависящие от него меры для предотвращения нападения и задержания преступника. Особенно необходимо в данном случае учитывать следующие два условия, при которых допускается применение оружия: во-первых, наличие реальной угрозы жизни или здоровью граждан и, во-вторых, возникновение такой ситуации, когда граждан защитить иначе, как применив оружие, нельзя.
Вместе с тем, полицейский, оценив обстановку, не должен исключать возможность обезвредить преступника путём применения боевых приёмов борьбы, либо другим способом.
Медицинские критерии установления степени тяжести вреда здоровью содержатся в Правилах судебно-медицинского определения тяжести вреда здоровью, утверждённых Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522 и приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 18н от 18.01.2012 г.
Необходимо отметить, что нельзя признать применение оружия сотрудником полиции правомерным, если нападение повлекло или реально могло повлечь только лёгкий вред здоровью.
В то же время, наряды полиции должны учитывать, что нападение, опасное для жизни и здоровья граждан, может быть невооружённым и состоять в удержании (например, при изнасиловании), в попытках удушения, утопления, сбрасывания с высоты, нанесения ударов руками и ногами, применении приёмов каратэ, самбо и других видов борьбы, которые могут повлечь тяжкий вред здоровью или даже смерть подвергшегося нападению человека. При таких обстоятельствах применение огнестрельного оружия сотрудником полиции для защиты жизни и здоровья граждан является, безусловно, правомерным.
В практике применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции для защиты жизни и здоровья граждан имеет большое значение определение момента начала нападения и, следовательно, возникновения оснований для производства выстрела.
Здесь важно знать, что состояние необходимой обороны, а значит, и право применения огнестрельного оружия возникает не только в самый момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения, т. е. нападение считается начавшимся уже с момента непосредственной реальной угрозы причинения потерпевшему смерти или вреда здоровью (например, нападающий направил на гражданина огнестрельное оружие, приготовился нанести удар ножом, металлическим предметом, камнем). В такой ситуации сотрудник полиции не должен ждать, когда нападающий произведет выстрел, нанесет удар ножом или иным предметом, а имеет право стрелять первым.
Другой случай – угроза жизни и здоровью сотрудника полиции. В такой ситуации сотрудник полиции вправе, отражая нападение, применить оружие без промедления, а в случаях, когда нависшая угроза неотвратима, – без предупреждения.
Оружие без промедления и предупреждения применяется в условиях, исключающих возможность прибегнуть к каким-либо другим средствам защиты. Обычно это характерно для обстановки борьбы с преступником, когда намерение последнего расправиться с представителем власти очевидно.
На практике могут сложиться и другие обстоятельства, свидетельствующие о серьезности угрожающей полицейскому опасности и оправдывающие последующие его действия по применению оружия. Так, преступники нередко используют предметы, по внешнему виду напоминающие оружие, и добиваются с их помощью нужного им психологического воздействия на жертву преступления при грабеже, разбое и т. п. Эти предметы, имитирующие оружие, применяются и с целью уйти от ответственности путем угрозы ими нарядам полиции и другим лицам, задерживающим преступников. Принимая такой предмет в руках нападающего за боевое оружие, сотрудники полиции могут отражать угрозу и с помощью имеющегося у них оружия.
2. Для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции.
Нападение на сотрудника полиции нередко сопровождается попыткой завладеть его оружием, транспортным средством или же специальной и боевой техникой. Для пресечения таких действий полицейский имеет бесспорное право применит, прежде всего, оружие против нападающего. При совершении посягательства группой лиц, сотрудник полиции вправе применить оружие к любому из нападающих, что определяется опасностью и характером действий всей группы. Наиболее часто нападение на наряды происходит при задержании лиц, совершивших преступление, в частности при пресечении грабежей, разбойных нападений, рэкета, хулиганских проявлений. Нередко в таких ситуациях применению оружия предшествует отказ преступников подчиниться представителю власти и попытки учинить над ним расправу, невзирая на предупредительные окрики и выстрелы вверх.
С учетом названных обстоятельств Российский закон «О полиции» значительно усилил, в сравнении с прежним законодательством, правовую защищенность сотрудников полиции.
В соответствии со статьей 24 Закона РФ «О полиции» сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.
При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в целях обеспечения собственной безопасности и предотвращения попыток завладения табельным оружием сотрудник полиции имеет право устанавливать при необходимости «зону или границу безопасности», т. е. держать нападающего или задерживаемое лицо под угрозой оружия на определенном расстоянии от себя (например, в 2–5 метрах).
3. Освобождение заложников. Наряды полиции по данному основанию имеют право применять огнестрельное оружие только против тех преступников, которые непосредственно участвуют в захвате или удержании заложников и обладают реальной возможностью воспрепятствовать их освобождению или немедленного приведения в исполнение высказанных угроз убийством, причинением телесных повреждений или осуществлением иных насильственных действий. В отношении иных лиц, причастных к захвату или удержанию заложников, применение оружия является правомерным, если они своими действиями создают угрозу жизни или здоровью заложников и других граждан, участвующих в освобождении заложников.
4. Для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным. Действие нарядов полиции по задержанию преступника приравниваются к состоянию необходимой обороны, позволяющей правомерно причинять тот или иной вред задерживаемому лицу. Применение огнестрельного оружия в этих целях обуславливается наличием ряда условий.
Во-первых, сотрудник полиции должен сам лично застать лицо при совершении преступления, т. е. быть непосредственным очевидцем.
Следовательно, даже прямые показания потерпевших и очевидцев на то или иное лицо, как совершившее тяжкое преступление, не могут служить основанием для применения оружия при его задержании.
Во-вторых, лицо, совершившее преступление на глазах сотрудника полиции, пытается скрыться. Причем, такая ситуация относится к попытке скрыться с места совершения преступления или после задержания, в период его доставления в помещение органа внутренних дел либо из помещения ОВД до решения вопроса об уголовно-процессуальном задержании или заключении под стражу.
В-третьих, наряд полиции должен иметь достаточные основания считать, что задерживаемое лицо только что совершило, совершает или пытается совершить тяжкое преступление именно против жизни, здоровья и собственности.
В соответствии со статьей 15 УК РФ «Категории преступлений», в зависимости от характера и степени общественной опасности, деяния, подразделяются на:
– преступления небольшой тяжести – умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 2-х лет лишения свободы;
– преступления средней тяжести – умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 5-ти лет лишения свободы, и неосторожные деяния за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает 2 года лишения свободы;
– тяжкие преступления – умышленные деяния, за совершения которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10-ти лет лишения свободы;
– особо тяжкие преступления – умышленные деяния, за совершения которых Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Таким образом, не всякое преступление влечет применение оружия при задержании преступника. Нельзя, например, применять оружие в отношении лица, причинившего кому-либо легкие телесные повреждения и пытающегося скрыться, несмотря на требования сотрудника полиции остановиться.
Запрещение применения оружия в отношении лиц, совершивших малозначительные преступления, не исключает, а, напротив, предполагает необходимость использования нарядами полиции иных мер для задержания правонарушителей, таких, как боевые приемы борьбы, связывание и др.
5. Для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ.
Оказание преступником вооруженного сопротивления нарядам полиции представляет собой особую общественную опасность, поскольку в результате действий преступников, использующих огнестрельное оружие, может причиняться тяжкий вред не только сотрудникам полиции, но и гражданам, случайно оказавшимся на месте происшествия.
В соответствии с частью 2 статьи 23 закона вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть. Вооруженное сопротивление обычно оказывается преступниками при их задержании на месте совершения преступления. При пресечении вооруженного сопротивления сотрудники полиции должны проявлять находчивость, смелость, быстро реагировать на те или иные действия преступника, быть осмотрительными и осторожными, чтобы вовремя уклониться от удара либо выстрела.
Сопротивление нарядам полиции нередко оказывают лица, вооруженные охотничьими ружьями. Если преступник не реагирует на требования прекратить противоправные действия и ведет прицельный огонь, то необходимо использовать все имеющиеся средства для пресечения преступления, в том числе и такую меру, как применение оружия.
При рассмотрении вопросов, касающихся задержания преступника, оказывающего вооруженное сопротивление, следует всегда иметь в виду, что и в такой ситуации применение оружия должно быть только после того, как исчерпаны другие возможности пресечь преступление, либо когда сама обстановка вынуждает применить оружие без промедления и предупреждения. В определенных условиях вместо применения оружия могут быть использованы специальные средства (например, слезоточивый газ) для подавления сопротивления вооруженного преступника и его задержания, технические средства, собаки.
Естественно и вполне очевидно положение о праве нарядов полиции применять оружие при задержании преступника, застигнутого при совершении тяжкого преступления. Оружие в отношении рассматриваемой категории преступников применяется в целях предотвращения возможности уйти от ответственности и совершения новых тяжких преступлений. Вместе с тем, когда такой опасности нет, личность и место жительства преступника известны либо он не оказывает сопротивления, его задержание производится в обычном порядке.
6. Отражение группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан. Под таким нападением понимаются насильственные действия, состоящие во вторжении, т. е. в открытом, вопреки установленным режиму работы объекта, действующим на нем правилам пропускного режима, требованиям должностных лиц, обеспечивающих их соблюдение, или воле проживающих граждан, проникновении в помещение, сопровождающемся в ряде случаев уничтожением, повреждением имущества объекта (путем взламывания дверей, поджога, взрыва и т. п.), причинением телесных повреждений находящимся там лицам, либо угрозой совершения подобных действий в целях захвата заложников или установления контроля над объектом, хищения или уничтожения находящегося там имущества, документов или в иных целях.
Нападением признаются также насильственные действия, которые не связаны с вторжением в помещение, но направлены на его уничтожение или повреждение (например, обстрел здания предметами с горючей смесью, разрушение путем тарана транспортными средствами или при помощи других механизмов и т. п.).
К объектам, для отражения нападения, на которые может применяться оружие, относятся здания государственных и общественных органов, промышленные предприятия оборонного значения, электростанции, гидротехнические сооружения, газо- и нефтепроводы, аэропорты, морские и речные порты, узловые и другие крупные железнодорожные станции, железнодорожные и другие магистральные мосты, почта, телеграф, радио- и телецентры, банки, хранилища государственных ценностей, инкассаторские и другие транспортные средства, перевозящие деньги и ценности и т. д. Подобными признаются также объекты (включая и жилые помещения), на которые совершается нападение во время массовых беспорядков, сопровождающихся погромами, разрушениями, поджогами и другими подобными действиями.
Особый случай – это отражение нападения на охраняемые объекты. К ним относятся такие объекты, которые взяты под охрану силами полиции согласно договорам, заключенным с соответствующими ведомствами, если признано необходимым обеспечить их охрану полицией (например, ювелирные фабрики, музеи и т. п.).
На специально охраняемых полицией объектах, оружие может быть применено при невыполнении требования постового о запрещении приближаться к объекту ближе границы установленной запретной зоны после предупредительных окрика или выстрела.
Если нападение совершается на охраняемый объект невооруженным лицом или лицами, сотрудник полиции, находящийся на посту, должен, прежде всего, сообщить об этом в дежурную часть и вызвать наряд для блокирования и задержания преступника (преступников). При данных обстоятельствах и наличии непосредственной угрозы для жизни постового полицейского со стороны невооруженного преступника или его проникновении на объект применение оружия будет оправданным для отражения такого нападения.
Случаи нападения на объекты, где хранятся деньги и различные материальные ценности, показывают, что преступники тщательно готовятся к их совершению, как правило, вооружены, действуют быстро и дерзко, а, будучи застигнутыми, на месте преступления, оказывают упорное сопротивление, не останавливаясь перед применением оружия.
7. Для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц. Побегом считается самовольное оставление задержанным, арестованным или осужденным к лишению свободы установленного места нахождения, т. е. преодоление линии охраны. Таким местом может быть изолятор временного содержания, следственный изолятор, другие помещения органа внутренних дел, зал судебного заседания, лечебное учреждение, транспортное средство при конвоировании и др.
Наряды полиции, которым вменены в обязанность охрана или конвоирование арестованных, задержанных и осужденных к лишению свободы, должны решительными действиями пресекать побег и преследовать убегающее лицо с целью его задержания. Если предпринятыми мерами пресечь побег не удалось, может быть применено оружие.
Перед применением оружия патрульный, постовой, конвоир или иной сотрудник полиции во всех случаях, кроме случаев нападения, когда его жизни или здоровью угрожает непосредственная опасность, обязан сделать предупреждение: «Стой! Стрелять буду!» – и произвести выстрел вверх.
Для пресечения побега иных, т. е. неназванных трех категорий лиц, применять огнестрельное оружие запрещается.
Наряды полиции имеют право применять оружие не только для пресечения побега, но и для пресечения попытки насильственного освобождения из-под стражи задержанных по подозрению в совершении преступления лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, и лиц, осужденных к лишению свободы.
Частью 3 закона «О полиции» оговорены иные случаи применения оружия, т. е. они имеют право использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 закона «О полиции;
4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
Особенность данного вида обращения с оружием состоит в том, что здесь не допускается производство выстрела против человека.
Как видно, ч.1 ст. 23 Закона предусматривает случаи, когда сотрудник полиции имеет право применять оружие на поражение посягающего или задерживающего лица, в ч.2 ст. 23 указанного Закона сотруднику полиции запрещается причинять вред физическому лицу, допускается лишь причинение имущественного вреда.
В законе речь идет лишь о табельном оружии, т. е. об оружии, которое включено в Перечень специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел, утвержденный Постановлением от 21 июня 1991 г. N 345, и получено сотрудником полиции по месту службы. Право на приобретение и хранение иного оружия (например, охотничьего) сотрудник полиции получает на общих основаниях. В Законе не указывается, какими видами табельного оружия (пистолет, автомат и т.д.) должен быть вооружен сотрудник полиции. Вопрос этот решается начальником органа в зависимости от складывающейся оперативной обстановки или характера и условий выполнения служебных обязанностей.
В части 3 ст. 18 Закона предусмотрена возможность сотрудником полиции использовать любые специальные средства в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, если у них отсутствуют специальные средства или огнестрельное оружие. При этом сотрудник полиции может использовать, например, оружие оказавшееся у него в результате физического единоборства с преступником, разумеется, на основаниях, условиях и в порядке, предусмотренном для применения табельного оружия. Данное положение позволяет сотруднику полиции в необходимых случаях прибегнуть к не табельному огнестрельному оружию, например к охотничьему или спортивному оружию.
Все иные допускаемые Законом способы манипуляции с оружием для нанесения ударов, обнажения, угрозы оружием, взведение курка, досылание патрона в патронник и т.п. применением оружия по смыслу Федерального закона «О полиции» не являются.
4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник полиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа полиции) по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.
Запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
Сфера использования огнестрельного оружия — это передний край борьбы с преступностью, где сталкиваются противоборствующие воли и физические усилия, где жизнь и здоровье самих правоприменителей подвергается реальной опасности. В связи с разрастанием криминального террора важным элементом организации стратегического противостояния проявлениям организационной преступности в России должна стать адекватная защита работников правоприменительных органов (следователей, оперативных сотрудников, работников прокуратуры, суда и др.) от мести, шантажа и физических расправ. В документах ООН по отношению к данной проблеме высказана следующая позиция: «угроза жизни и безопасности должностных лиц по поддержанию правопорядка должна рассматриваться как угроза стабильности в целом». Государство призвано всесторонне обеспечить безопасность и спокойствие лиц, осуществляющих судебное преследование (см. п. 3 Руководящих принципов, касающихся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, рекомендованных Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями). Таким образом, применение оружия — это не только способ решения служебных задач, но и средство защиты от преступных посягательств на самих государственных служащих, ведущих борьбу с преступностью, являющейся гарантией их личной безопасности. А под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно, личной безопасностью (безопасностью граждан) является состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз.
С учетом названных обстоятельств Федеральный закон «О полиции» значительно усилил, в сравнении с прежним законодательством, правовую защищенность сотрудников органов внутренних дел.
Вывод по вопросу:Применяя огнестрельное оружие в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о полиции, сотрудник полиции вправе вести огонь непосредственно по лицу, совершающему общественно опасное деяние. Если же оружие применяется в соответствии с частью 3 статьи 23, то производство выстрела в человека запрещается; целями выступают конструктивные части транспортного средства, разрушение которых позволит остановить его движение, животное, запирающее устройство, конструкции, препятствующие проникновению в помещения. Часть 3 статьи 23 допускает также применение сотрудниками полиции оружия при отсутствии физических целей, т.е. выстрелов вверх или в ином безопасном направлении.
studopedia.net
ответы ТСП РЯД / ответы по теме 10 / 59. Ограничения и запреты, связанные с применением огнестрельного оружия сотрудниками ОВД
59. Ограничения и запреты, связанные с применением огнестрельного оружия сотрудниками ОВД.
Часть 5 статьи 23: «Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции». Новизну представляет дополнение «или сотрудника полиции», что идет в контексте усиления гарантий безопасности сотрудников и в этом вопросе не выделяет его из категории граждан.
Следует иметь в виду, комментируемые нормы запрещают применять огнестрельное оружие даже при наличии основания, предусмотренного частями 1 и 3, то есть данный запрет имеет приоритет над дозволением.
Как следует из содержания комментируемых норм, по общему правилу запрещается применять огнестрельное оружие в отношении следующих категорий лиц: женщин, лиц с явными признаками инвалидности (такими признаками могут являться, например, отсутствие конечности, невозможность самостоятельного передвижения или крайняя ее затрудненность, слепота и тому подобное), несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции.
Если в противоправных действиях женщины, инвалида или несовершеннолетнего указанные признаки отсутствуют (например, они застигнуты при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытаются скрываться, не оказывая вооруженного сопротивления), сотрудник полиции должен задержать их без применения оружия, используя только собственную физическую силу, а в ряде случаев и специальные средства.
Однако следует обратить внимание, что установленные запреты, не в полной мере корреспондируются с нормами статьи 38 УК РФ и, таким образом, ограничивают право сотрудника на задержание лица, совершившего преступление. Уголовный кодекс не содержит каких-либо ограничений на причинение вреда, например при задержании лица, и не ставит вопрос в зависимость от его пола, возраста, состояния здоровья (психического или физического) и прочих характеристик.
Для норм УК РФ приоритет составляют характеристика и степень общественной опасности совершенного деяния, и личность задерживаемого. Несовершеннолетний (особенно в возрасте близкому к формальному совершеннолетию) может иметь большую физическую силу, быть хорошо натренированным в единоборствах. То же можно сказать и про инвалидов (среди авторитетных рецидивистов их немало). Явная инвалидность может и не мешать совершать тяжкие и особо тяжкие преступления. К тому же сотрудник полиции может быть травмирован и не способен оказать достаточное физическое противодействие
Кроме этого, обращает внимание, что и нормы международного законодательства также не содержит подобных запретов.
Иной взгляд на рассматриваемую норму: «Некоторые положения закона не соответствуют нормам действующего УК (речь идет о ст. 37, 38 УК РФ). Так, в п. 6 ч. 1 ст. 23 закона применение огнестрельного оружия для отражения группового нападения не всегда будет соответствовать соразмерности средств защиты характеру и степени общественной опасности посягательства (например, двух невооруженных лиц).
Часть 6 статьи 23: «Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица».
По смыслу нормы запрещается применять огнестрельное оружие именно при значительном скоплении граждан, то есть можно предположить, что речь идет не просто о наличии посторонних (случайных) лиц в районе применения оружия, а об их значительном скоплении. Случайными в данном случае будут лица, не принимающие непосредственного участия в сложившейся ситуации. Можно предположить, что если случайные лица не находятся в секторе огня, то это (они) не является препятствием для применения оружия по нападающему.
Неоднозначен и критерий «значительное скопление граждан», поскольку определение значительности скопления будет зависеть не столько от фактического количества лиц на месте события, сколько от результатов проверки и усмотрения контролирующих или судебных органов. В конечном итоге, смысл нормы сводится к запрету применять оружие просто при наличии людей, могущих пострадать. Как показала практика, комментируемые нормы позволяют широкое и неоднозначное толкование, что существенно ограничивает право сотрудников полиции на необходимую оборону, и, в конечном итоге, позволяет обвинить сотрудника в любом вреде, причиненного третьим лицам, даже если имел место случай (казус).
studfiles.net
Применение оружия сотрудником полиции
Применение оружия и физической силы любыми гражданами, в том числе исполняющими служебные обязанности, считается крайней мерой. Правила использования специальных средств регламентируются разными юридическими документами. В частности, применение оружия сотрудниками правоохранительных органов регулируется Уставами и федеральным законодательством. Рассмотрим далее основные правила.
Общая информация
Действующее законодательство определяет случаи, при которых допускается применение оружия. В УК используются такое понятие, как «необходимая оборона». При наличии достаточных оснований должностное лицо вправе воспользоваться оружием при исполнении своих обязанностей. Между тем, Устав и отраслевые федеральные законы устанавливают ряд ограничений для случаев, которые формально подпадают под необходимую оборону.
Защита от нападения
Применение оружия полицией России допускается в случае возникновения явной угрозы охраняемым объектам. К ним, в частности, относят колонны машин, расположения в/ч и подразделений, здания, единичный транспорт, эшелоны и караулы. Нападение может осуществляться как вооруженными, так и безоружными людьми. В первом случае нападение расценивается как угроза для жизни. Соответственно, применение оружия сотрудником полиции в таких ситуациях будет считаться необходимой обороной. Что касается второго случая, то такое нападение не несет прямой угрозы жизни. В уголовном законодательстве установлен запрет на лишение человека жизни в таких ситуациях. Применение оружия сотрудником полиции допускается после оценки служащим соразмерности предполагаемого вреда и ущерба, который будет нанесен в ответ.
Пресечение незаконных действий
Применение оружия полицией допускается при несении ими службы на охраняемых объектах, в случае возникновения угрозы неправомерного их захвата. При этом должностные лица обязаны учитывать, что любое имущество, в том числе оборонного значения, имеет меньшую ценность, чем жизнь человека. В этой связи решение о применении оружия должно быть взвешенным.
Охрана порядка
Применение оружия полицией разрешено при наличии угрозы здоровью/жизни населения. При этом не имеет значения, в отношении кого осуществляется защита – мирных граждан или состоящих в рядах ВС. Предусмотренные в законодательстве условия осуществления необходимой обороны охватывают ситуацию, когда пресекается угроза населению, если исключить из нее предполагаемый вред здоровью. Другими словами, применение оружия допускается, если существует реальная угроза для жизни граждан. При этом закон делает еще одну оговорку. В нормах указывается, что использование спецсредств разрешено, если иными способами обеспечить защиту невозможно. По мнению ряда экспертов, включение этой оговорки в закон нецелесообразно.
Задержание
Законодательство и Устав допускают применение оружия сотрудником полиции в отношении граждан, оказывающих сопротивление. Однако в данном случае должно соблюдаться одно условие. Субъект, в отношении которого осуществляется задержание, должен быть вооружен. Служащие могут использовать автомат, пистолет и прочие спецсредства, если гражданин не хочет сдаваться добровольно. Стоит сказать, что сам факт наличия оружия у субъекта, в отношении которого осуществляется задержание, а также его сопротивление и нежелание исполнить требования служащих правоохранительных органов выступают как основание для квалификации его поведения в качестве уголовно-наказуемого деяния.
Специфика
Цель задержания определяет УК (38 статья). Применения оружия, согласно норме, не должно быть в отношении субъекта ни при каких условиях. В ней, в частности, сказано, что целью задержания является доставление гражданина в правоохранительные органы, пресечение совершения им новых незаконных деяний. Таким образом, субъект должен быть задержан и привезен в дежурную часть. Однако, проведя более глубокий анализ нормы, можно сделать следующий вывод. Вооруженное сопротивление, оказываемое гражданином с момента начала противостояния представителям правоохранительных органов, является посягательством на их жизнь. В такой ситуации, соответственно, формируются условия для необходимой обороны. Наличие оружия у субъекта, даже если в момент пресечения оно им не использовалось, выступает достаточным основанием для осуществления со стороны служащих ответных действий, которые могут привести к смерти нарушителя.
Дополнительно
В Уставе внутренней службы оговариваются и иные случаи, в которых допускается применение оружия. Так, часть вторая ст. 14 УВС допускает его использование для вызова помощи, отпугивания животных, создающих угрозу жизни/здоровью населения, а также для подачи сигнала тревоги. Стоит отметить, что положения, разрешающие применение оружия во внештатных ситуациях, присутствуют и в иных нормативных актах.
Запреты
В ст. 14 УВС определены категории граждан, в отношении которых применение оружия не допускается. К ним относят:
- Несовершеннолетних лиц, если их возраст очевиден либо известен.
- Женщин.
- Лиц с внешними и явными признаками инвалидности.
Если же эти граждане вооружены или совершают групповое нападение, создавая тем самым угрозу для жизни окружающих, применение оружия разрешается, если иными способами нейтрализовать опасность, исходящую от них, нельзя.
Нормативное обеспечение
Правила применения служащими оружия в общем виде установлены в УВС, в частях 1 и 2 13 статьи. Нормативный акт предусматривает для должностных лиц определенные полномочия. Они реализуются в ходе выполнения служащими их обязанностей. При крайней необходимости закон допускает применение оружия во внеслужебное время. В общих положениях УВС устанавливаются также предписания, касающиеся ношения и хранения спецсредств.
Закон
В ФЗ «Об оружии» определяются правила его применения мирными гражданами. Нормативный акт устанавливает, что использование спецсредств допускается, только если субъект владеет ими на законных основаниях. Применяться оружие может для обеспечения защиты жизни, здоровья, собственности, в крайних случаях — и при осуществлении необходимой обороны. Прежде чем использовать спецсредства, лицо обязано предупредить гражданина, против которого они направлены, о своих действиях. В исключительных случаях этого можно не делать. В частности, речь о ситуациях, при которых промедление может стоить человеку жизни или повлечет иные тяжелые последствия. При применении оружия субъект не должен причинять вред третьим лицам. В Законе предписано сообщать о каждом факте использования спецсредства в территориальный отдел ВД.
Правила ношения
Законодательство определяет категории граждан, которые не должны иметь при себе оружие и применять его. К ним относят:
- Лиц в состоянии алкогольного опьянения.
- Граждан, принимающих участие в демонстрациях, шествиях, митингах, собраниях, религиозном обряде/церемонии, пикетировании, культурно-массовом, спортивном либо другом мероприятии с участием большого количества людей.
Последнее правило, однако, не действует в отношении:
- Лиц, участвующих в соревнованиях, предполагающих использование спортивного оружия.
- Граждан, реализующих полномочия по охране порядка и безопасности.
- Казаков, участвующих в собраниях, обрядах, церемониях, развлекательных, культурных или иных мероприятиях, предполагающих обязательное ношение национального костюма. Как правило, это допускается в местностях, где наличие клинкового оружия считается неотъемлемым его элементом.
Субъекты, которые выступают в качестве организаторов развлекательных, культурно-массовых, спортивных и прочих публичных мероприятий, наделяются правом временно хранить спецсредства, которые принадлежат гражданам на законных основаниях, по правилам, установленным в федеральном законодательстве.
fb.ru
Условия и пределы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия
Реализация сотрудником полиции предоставленного ему права применения огнестрельного оружия является в соответствии с законом обстоятельством, влекущим определенные юридические последствия (например, обязательное представление в течение 24 часов сотрудником полиции рапорта о каждом случае применения оружия). Поэтому необходимо четко определиться с понятием «применение» оружия и его «использованием».
Под применением огнестрельного оружия по смыслу Закона о полиции нужно понимать производство сотрудником полиции, находящимся в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, либо при задержании лица, совершившего преступление, прицельного выстрела из огнестрельного оружия на поражение посягающего (задерживаемого) в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 15 Закона «О полиции».
Использованием огнестрельного оружия в соответствии с Законом «О полиции» следует считать производство сотрудником полиции, находящегося в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, либо при задержании лица, совершившего преступление, выстрела из огнестрельного оружия в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 15 Закона «О полиции», без намерения причинить вред человеку и не причинившего такого вреда .
Сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях (ч. 1 ст. 15 Закона «О полиции»):
1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
2) для отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
6) для пресечения побега из–под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
Сотрудники полиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции;
2) для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.
Как видно, ч. 1 ст. 15 Закона предусматривает случаи, когда сотрудник полиции имеет право применять оружие на поражение посягающего или задерживающего лица, в ч. 2 ст. 15 указанного Закона сотруднику полиции запрещается причинять вред физическому лицу, допускается лишь причинение имущественного вреда.
В законе речь идет лишь о табельном оружии, т.е. об оружии, которое включено в Перечень специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 21 июня 1991 г. № 345, и получено сотрудником полиции по месту службы. Право на приобретение и хранение иного оружия (например, охотничьего) сотрудник полиции получает на общих основаниях. В Законе не указывается, какими видами табельного оружия (пистолет, автомат и т. д.) должен быть вооружен сотрудник полиции. Вопрос этот решается начальником органа в зависимости от складывающейся оперативной обстановки или характера и условий выполнения служебных обязанностей.
В части 5 ст. 14 Закона предусмотрена возможность сотрудником полиции использовать любые подручные средства в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, если у них отсутствуют специальные средства или огнестрельное оружие. При этом сотрудник полиции может использовать, например, оружие, оказавшееся у него в результате физического единоборства с преступником, разумеется, на основаниях, условиях и в порядке, предусмотренном для применения табельного оружия. Данное положение позволяет сотруднику полиции в необходимых случаях прибегнуть к не табельному огнестрельному оружию, например к охотничьему или спортивному оружию.
Все иные допускаемые Законом способы манипуляции с оружием для нанесения ударов, обнажения, угрозы с взведением курка, досыланием патрона в патронник и т. п. применением оружия по смыслу российского Закона о полиции не являются.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник полиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа полиции) по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.
Запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
Огнестрельное оружие не может быть использовано для пресечения побега административно задержанных и арестованных.
Сотрудник полиции, применивший оружие, обязан: в случае ранения правонарушителя оказать ему неотложную помощь, соблюдая при этом меры предосторожности от возможного нападения, и вызвать скорую медицинскую помощь; при смертельном исходе необходимо обеспечить охрану тела и сохранение обстановки происшествия до прибытия представителей прокуратуры или органа внутренних дел.
Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть указанные выше основания для его применения.
Законные требования сотрудника полиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Невыполнение законных требований сотрудника полиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.
Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника.
В статье 16 Закона «О полиции» говорится, что сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 15 Закона «О полиции» основания для его применения.
Попытки лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют сотруднику полиции право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 15 Закона РФ «О полиции».
Сфера использования огнестрельного оружия – это передний край борьбы с преступностью, где сталкиваются противоборствующие воли и физические усилия, где жизнь и здоровье самих правоприменителей подвергаются реальной опасности. В связи с разрастанием криминального террора важным элементом организации стратегического противостояния проявлениям организованной преступности в России должна стать адекватная защита работников правоприменительных органов (следователей, оперативных сотрудников, работников прокуратуры, суда и др.) от мести, шантажа и физических расправ . В документах ООН относительно данного вопроса высказана следующая позиция: «угроза жизни и безопасности должностных лиц по поддержанию правопорядка должна рассматриваться как угроза стабильности в целом» . Государство призвано всесторонне обеспечить безопасность и спокойствие лиц, осуществляющих судебное преследование (см. п. 3 Руководящих принципов, касающихся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, рекомендованных Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями).
Таким образом, применение оружия – это не только способ решения служебных задач, но и средство защиты от преступных посягательств на самих государственных служащих, ведущих борьбу с преступностью, являющейся гарантией их личной безопасности.
В связи с этим важно помнить, что в защите нуждаются не только действующие работники правоприменительных органов, но и бывшие работники, в силу возраста или других причин ушедшие из органов, которые не имеют уже в своем распоряжении табельного оружия и других спецсредств, не получают прежней поддержки своих коллег, а вследствие ранений, болезней и преклонного возраста не могут себя защитить должным образом. Именно они наиболее уязвимы и легко могут стать жертвами своих прежних «клиентов», мстящих бывшим сотрудникам за исполнение служебных обязанностей. Вместе с тем беспрепятственная расправа над названными работниками правоприменительных органов объективно деморализует работающих сотрудников.
Было бы целесообразно рассмотреть предложение о возможной продаже или выдаче в безвозмездную аренду табельного оружия сотрудникам, имевшим его на постоянном ношении в период службы и уволенным на пенсию (вышедшим в отставку).
Обязательными условиями выдачи оружия, помимо обозначенных выше, могли бы быть следующие: прежняя оперативная и иная работа, влекущая частые конфликтные ситуации с представителями криминальной среды, положительные характеристики с мест прохождения службы и ходатайство руководства, положительные результаты медицинского освидетельствования. Необходима также регулярная проверка по правилам хранения и применения оружия, а также навыков владения им. По представлению компетентного органа о неблаговидном поведении соответствующего лица в быту, при привлечении его к уголовной ответственности и в некоторых других случаях оружие изымается, разрешение на право хранения и ношения аннулируется.
Надо заметить, что данное предложение не является чем-то абсолютно новым и частично уже давно осуществляется на практике, однако это касается лишь отдельных лиц. Речь идет о тех сотрудниках государственных военизированных организаций, которые в порядке поощрения за успехи в служебной деятельности награждены именным оружием. Данный порядок закреплен, в частности, в Положении о службе в органах внутренних дел, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г., и детализирован в ведомственных инструкциях.
С 1996 г. получение наградного оружия сотрудниками государственных военизированных организаций было регламентировано уже на законодательном уровне (ст. 20 Федерального закона Российской Федерации «Об оружии» от 13 ноября 1996 г.). Как правило, сотрудники награждаются короткоствольным боевым оружием и при увольнении сохраняют право на его хранение и ношение. Кроме того, одной из новаций последней редакции Закона «Об оружии» (ст. 19) является то, что руководителям государственных военизированных организаций предоставлено право передавать для хранения и ношения огнестрельное короткоствольное оружие отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, с оформлением соответствующих разрешений в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
magref.ru
Понятие и основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия
В соответствии с федеральным законом «Об оружии» под оружием понимаются «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов».
В зависимости от цели использования оружие делится на:
1. гражданское;
2. служебное;
3. боевое ручное стрелковое и холодное.
Исходя из смысла федерального и ведомственного законодательства сотрудникам органов внутренних дел предоставляется право, в установленных законом случаях, применять служебное оружие.
Применение табельного огнестрельного оружия осуществляется в соответствии со статьями 18-19, 23-24 Федерального закона «О полиции».
Закрепляя за сотрудниками полиции право на применение огнестрельного оружия, законодатель не раскрывает содержания данных правомочий. Вместе с тем их реализация в соответствии с законом является обстоятельством, влекущим определенные юридические последствия (например, обязательное представление в течение 24 часов сотрудником полиции рапорта о каждом случае применения оружия). Поэтому необходимо четко определиться с понятием «применение» огнестрельного оружия.
Все случаи, когда сотрудник органов внутренних дел вправе прибегнуть к огнестрельному оружию, в федеральном законе «О полиции» разделены на две группы.
Эти юридически значимые действия различаются в зависимости от того, на какой объект направлено воздействие. При применении огнестрельного оружия в первом случае, объектом воздействия является непосредственно само лицо, совершающее общественно опасное деяние. При применении огнестрельного оружия во втором случае, объектом воздействия являются автотранспортное средство, опасное животное, предметы, психика человека.
Однако Закон прямо не оговаривает, каким образом может оказываться воздействие огнестрельным оружием при его применении (например: путем производства выстрелов, нанесения ударов оружием, угрозы оружием).
Закрепляя право на применение огнестрельного оружия и учитывая его целевое назначение, считается, что законодатель имеет в виду право на «применение силы огнестрельного оружия», т.е. его поражающих свойств как огнестрельного оружия, а следовательно, право на выстрел.
Таким образом, применение огнестрельного оружия как полномочие, закрепленное в Федеральном законе «О полиции», включает в себя производство выстрела из огнестрельного оружия в целях выведения самого нападающего (задерживаемого) из строя, т.е. приведения его путем причинения огнестрельного ранения в беспомощное состояние или даже лишения жизни для того, чтобы тем самым сделать физически невозможным дальнейшее продолжение им противоправных действий, либо для повреждения транспортного средства, поражения животного, предупреждения о намерении использовать поражающие свойства огнестрельного оружия, подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а следовательно, нейтрализация опасности, возникшей для охраняемых законом общественных отношений, предполагается без нанесения телесных повреждений человеку.
Все иные допускаемые законом операции с огнестрельным оружием — обнажение, приведение в боевую готовность, угрозы оружием, употребление оружия в качестве предмета для нанесения ударов — применением оружия по смыслу статьи 23 Федерального закона «О полиции» не являются.
Основания применения огнестрельного оружия — это исключительные по своему содержанию условия, с возникновением которых связывается возможность применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия.
В соответствии с частью 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
В каждом из перечисленных случаев применения огнестрельного оружия имеет место либо состояние необходимой обороны, либо ситуация задержания лица, совершившего преступление. При этом выстрел производится на поражение посягающего.
Рассмотрим некоторые особенности применения огнестрельного оружия по основаниям ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции» (т.е. на поражение посягающего).
1. Защита другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья.
В описываемых случаях в качестве объектов противоправного посягательства выступают жизнь или здоровье граждан. Решая вопрос о применении огнестрельного оружия, сотрудник полиции должен оценить опасность нападения.
Под посягательством, опасным для жизни или здоровья, понимаются насильственные действия, которые каким-либо образом нарушают анатомическую целостность человека, функции его важных органов либо создают реальную угрозу такого нарушения.
Следует иметь в виду, что действующее уголовное законодательство относит к необходимой обороне причинение вреда посягающему при защите от общественно опасного посягательства, объектом которого является жизнь или здоровье граждан. Обычно такое нападение бывает преступным, но может и не содержать всех признаков преступления (нападение невменяемого, лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность).
Опасным для жизни является такое физическое воздействие на потерпевшего, которое при беспрепятственном развитии или без приостановления приведет к смертельному исходу.
В свою очередь, опасным для здоровья по действующему уголовному законодательству и в судебной практике признается такое насилие, которое повлекло или могло реально повлечь в момент его совершения причинение потерпевшему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Медицинские критерии установления степени тяжести вреда, причиненного здоровью, содержатся в Правилах судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью.
С точки зрения правомерности применения огнестрельного оружия, нападение нельзя считать опасным для здоровья, когда оно выражается в причинении побоев или совершении иных насильственных действий, причиняющих потерпевшему физическую боль, либо ограничивают его свободу (за исключением случаев, когда указанные действия совершаются в ходе захвата заложников, похищения людей или изнасилования), но не влекут перечисленных последствий.
Часто нападение, опасное для жизни или здоровья граждан, бывает вооруженным, осуществляемым при помощи оружия либо предметов, используемых в качестве оружия. Вместе с тем оно может быть и невооруженным (попытки удушения, утопления, сбрасывания с высоты, из движущегося транспортного средства, или в нанесении ударов руками и ногами лицу, находящемуся в беспомощном состоянии). В связи с изложенным, употребление сотрудником полиции огнестрельного оружия также считается законным, когда посягающий явно превосходит по своему физическому развитию сотрудника полиции, в силу чего последний не может прекратить избиение физической силой или специальными средствами. Однако при этом нужно исходить из необходимости причинения по возможности наименьшего вреда (ранение в руку, ногу и т. д.). Следует учитывать и характер избиения. Так, нанесение ударов ногами лежащему участнику драки, тем более по голове, представляет непосредственную опасность для его здоровья и даже жизни.
Поскольку оружие применяется для защиты, то задача состоит прежде всего в том, чтобы не допустить возможного наступления вреда (предотвратить его наступление). Поэтому в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 года № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступления» состояние необходимой обороны «возникает не только в самый момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения»[141]. Отсюда следует, что оборона должна носить упреждающий характер, однако при этом необходимо, чтобы намерение нападающего или группы нападающих выразилось определенно каким-либо образом: в виде действий (например, в форме демонстрации оружия или заменяющих его средств с одновременным приближением к обороняющемуся, несмотря на предупреждение; нападающий направил огнестрельное оружие на потерпевшего, занес руку с ножом, топором), или словесно (в последнем случае по характеру угрозы должно быть ясно о его намерениях, а также, что она не носит неопределенного и отсроченного характера, а будет исполнена немедленно).
Вооруженной защите сотрудника полиции от нападения, опасного для жизни или здоровья, подлежит любой человек вне зависимости от его моральных качеств, политических убеждений, гражданства или каких-либо иных обстоятельств.
2. Пресечение попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции.
Федеральный закон «О полиции», в отличие от ранее действовавшего закона «О милиции», предоставляет сотруднику полиции право применить огнестрельное оружие не только для пресечения попытки завладения его оружием, но и транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции. Благодаря этому создан такой правовой режим, который сводит к минимуму всякие соблазны с чьей-либо стороны посягнуть на вверенные сотруднику полиции оружие или технику.
Попытка завладения оружием сотрудника полиции — это незаконные действия какого-либо лица (группы лиц), осуществляемые против воли сотрудника полиции и направленные на тайное или открытое изъятие находящегося при нем огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.
Попытка завладения огнестрельным оружием сотрудника полиции может сопровождаться насилием или угрозой его применения. В таком случае она рассматривается еще и как посягательство на сотрудника полиции, опасное для его жизни или здоровья.
В Основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка угроза жизни и безопасности должностных лиц по поддержанию правопорядка рассматривается как угроза стабильности общества в целом. Руководствуясь этим положением, российский законодатель предусмотрел в ст.24 Федерального закона «О полиции» гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции, предоставив ему право обнажать огнестрельное оружие и приводить его в готовность тогда, когда он считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные законом основания для его применения.
Поэтому, в целях обеспечения собственной безопасности и предотвращения попыток завладения табельным огнестрельным оружием сотрудник полиции, отражая нападение либо доставляя задержанного в орган внутренних дел, должен иметь право держать нападающее или задерживаемое лицо на определенном расстоянии от себя, в пределах 2-5 м (тем более, если он в одиночку задерживает двух и более человек).
С учетом всех этих обстоятельств и в развитие идеи обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, в ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О полиции» установлено, что «при попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона». Закрепление новой нормы в законе направлено на то, чтобы свести к минимуму возможность перехода вверенного сотруднику полиции табельного огнестрельного оружия к нападающему или задерживаемому.
Расстояние между сотрудником полиции, находящимся с обнаженным огнестрельным оружием, и задерживаемым (зона безопасности) устанавливается самим сотрудником полиции, исходя из складывающейся обстановки, для того, чтобы не дать приблизиться к себе и вовремя нейтрализовать действия нападающего, которые могут повлечь причинение вреда жизни или здоровью сотрудника полиции либо привести к завладению его оружием.
При нарушении нападающим (задерживаемым) лицом требования не приближаться на указанное расстояние, угроза нападения становится реальной, и сотрудник полиции имеет право применить оружие, т.е. произвести выстрел на поражение.
megaobuchalka.ru