Содержание

Использование и применение огнестрельного оружия закон о полиции

Право на использование огнестрельного оружия в первую очередь связывают с предупреждением преступлений. При реализации возложенных полномочий право на вооружение получают исключительно представители органов правопорядка исполнительной власти. Связывают эту меру пресечения с определенными административно- правовыми нормами. Применение вооружения классифицируют как меры админпресечения.

Когда можно применять

Закон «О полиции», оговаривает все случаи, когда правоохранитель может прибегнуть к применению огнестрельного оружия (при этом слово «использование» исключается). Все причины для применения подробно расписаны в частях 1 и 3 статьи 23 Закона «О полиции».

Там сказано, что объектом для применения вооружения становится физическое лицо, которое выполняет опасное правонарушение против человека, животного или транспорта. Немаловажным является соблюдение мер безопасности при обращении с оружием и наличие разрешения на пневматическое оружие. О том, можно ли использовать пневматический пистолет для самообороны смотрите по ссылке.

Другие, разрешенные законом РФ, оружейные манипуляции, выполненные в виде демонстрации, обнажения, приведения в полную готовность, нанесение физических ударов оружием без выполнения предупредительного выстрела в юридическом плане не считаются применением оружия.

Использование оружия

Сотрудником полиции

Использование оружия сотрудником полиции

Закон говорит о применении оружия сотрудниками полиции в следующих ситуациях:

    1. С целью защиты мирных граждан во время нападения, небезопасного для жизни. Таковым считается воздействие, которое при беспрепятственном продолжении приведет к тяжелым увечьям или смерти человека.
    2. Если осуществляется нападение на правоохранителя, появляется угроза его здоровью и жизни, налицо попытка завладеть табельным оружием.

Смотрите видео:

  1. Если злоумышленник пытается завладеть служебным автомобилем полиции или же иной техникой, стоящей на вооружении в органах правопорядка.
  2. Если человек отказывается от законных требований правоохранителей сдать оружие, боевые комплекты, взрывчатые и радиоактивные вещества, находящиеся с ним, оказывает активное сопротивление (замахивается боеприпасами, разбрасывает ядовитые вещества), выполняет действия, предоставляющие реальную угрозу для находящихся рядом лиц.
  3. С целью освобождения заложников. Полицейский может применить оружие исключительно против граждан, которые могут нанести физический вред или причинить смерть заложникам. Против лиц, которые причастны к преступлению, однако физического вреда потерпевшим нанести не могут, оружие не применяется.
  4. При необходимости задержать злоумышленника, во время совершения им преступления тяжкой степени против здоровья, жизни и чужого имущества. При этом подозреваемый пытается сбежать с места преступления. Полицейский должен лично увидеть факт противоправных действий, видеть, что деяние может быть продолжено, а злоумышленник пытается скрыться или оказывает сопротивление. Если же полицейского позвали свидетели, и они утверждают о совершенном преступлении, то применение оружия не допускается, поскольку лицо может оказаться непричастно к указанным деяниям.
  5. Если требуется отбить вооруженное нападение, а также штурмовое нападение группы злоумышленников на государственные помещения, различные общественные заведения, организации и частное жилье.
  6. Чтобы пресечь побег задержанного гражданина.
  7. Лица, помещенного под стражу.
  8. Гражданина, осужденного к определенному сроку лишения свободы.
  9. Чтобы пресечь попытки освобождения силой таких граждан.

Мы указали главные тезисы, которые оговаривает закон о применении оружия сотрудником полиции. Смотрите также материал про то, что нужно для ношения пневматического пистолетаZ.

Сотрудниками МВД

Применение оружия полицейскими

Страж порядка может использовать табельное оружие (например ПМм пистолет) при возникновении таких ситуаций:

  1. Когда нужно остановить транспортное средство (движущееся) путем его механического повреждения, если гражданин своими действиями создает опасную обстановку для окружающих граждан, однако не реагирует на множественные требования полицейского остановиться.
  2. Чтобы обезвредить животное, которое угрожает жизни граждан.
  3. Для подачи срочных сигналов опасности, выполнения предупредительного сигнала, чтобы позвать на помощь.
  4. Чтобы разрушить запирающие конструкции (различные устройства и их элементы), которые препятствуют проникновению полицейского на законных основаниях внутрь жилого или любого другого помещения.

Сотрудник МВД имеет право проникать в жилые, административные и хозяйственные здания граждан в любое время суток. При этом присутствие хозяев жилья или уполномоченных лиц необязательно.

При проникновение в различные помещения

Штурм помещения полицейскими

Согласно части 3 ст. 15 ФЗ «О полиции» предусмотрены четыре главных основания, когда полицейский вправе проникнуть в помещение:

  1. Для спасения человеческой жизни или гражданского имущества при возникновении чрезвычайных ситуаций, а во время массовых беспорядков, для обеспечения и контроля безопасности рядовых граждан.
  2. Для задержания граждан, которые по подозрению полицейского, совершили противоправные деяния.
  3. В целях пресечь готовящееся противозаконное деяние.
  4. Чтобы выяснить все обстоятельства несчастного случая.

Спортсменам стоит посмотреть интересное видео винтовки Выхлоп.

О том, как сделать пневматику своими руками смотрите тут.

Как сделать пулеулавливатель для пневматики своими руками смотрите по адресу: http://pwpn.ru/komplektaciya/puleulavlivatel.html

Гарантии соблюдения законности для правоохранителей

Статья 16 Закона «О полиции» оговаривает гарантии персональной безопасности полицейского. Он вправе обнажать оружие и приводить его в полную боевую готовность, если, мнению правоохранителя, наступят вышеописанные причины для применения.

Если человек держит в руках оружие, в это же время пытается подойти к полицейскому, активно сокращая расстояние между ними, или же пробует коснуться табельного оружия, страж порядка может применить имеющееся огнестрельное оружие.

Законодательство разрешает применять оружие при наступлении вышеописанных обстоятельств

против граждан, невзирая на степень вменяемости человека, его возраст, гражданство, и другие нюансы — дипломатическое и служебное положение, и т.д. Смотрите также полезный материал про первую помощь при ранениях.

При этом запрещено применять его против инвалидов (признаки явные), лиц женского пола и несовершеннолетних (при этом возраст правонарушителя известен полицейскому или явно виден). Но если вышеуказанные граждане оказывают сопротивление, групповое или вооруженное нападение, допускают другие действия, несущие угрозу для жизни и здоровья других граждан, применения оружия разрешается.

Максимально серьезной мерой админпресечения считается применение огнестрельного оружия. Следствием подобных действий могут стать тяжкие телесные повреждение,

в некоторых случаях оружие может привести к смерти человека.

В таком случае полицейскому нужна дополнительная гарантия законной защиты своих действий. Обо всех случаях применения оружия правоохранитель в течение суток обязан в письменном виде (подать рапорт) сообщить начальнику отделения (управления) полиции по месту работы.

Возможна подача рапорта по месту настоящего нахождения полицейского. Если появляется необходимость, начальник органа внутренних дел имеет право назначить проведение служебной проверки, при проведении которой будет установлена законности применения оружия.

Если после применения оружия злоумышленник был ранен, убит, об этом в срочном порядке уведомляется прокурор.

Рекомендуем ознакомиться со статьей о, нашумевшем в свое время, пистолете Макарова МР 371. Технику стрельбы из пистолета Макарова смотрите тут.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что применять огнестрельное оружие полицейский может при возникновении ситуации,

угрожающей жизни, здоровью, а также нанесению вреда имуществу.

Использовать оружие можно с целью стабилизации ситуации, для упреждения преступлений, для задержания предполагаемого преступника. Про пневматический пистолет мр 661к 09 Дрозд бункерный читайте далее.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Применение огнестрельного оружия

  • Понятие административного права
  • Предмет административного права
  • Управленческие отношения
  • Методы административного права
  • Система административного права
  • Источники административного права
  • Функции административного права
  • Административное право как наука
  • Административная правовая политика
  • Нормы административного права

Применение и использование огнестрельного оружия

Чаще всего применение и использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Однако поскольку в целях реализации государственных властных полномочий вооружены только должностные лица уполномоченных на то органов исполнительной власти, регулируется эта мера пресечения в основном административно-правовыми нормами, ее принято относить к мерам административного пресечения.

Единого нормативного акта, регламентирующего порядок применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами органов исполнительной власти, нет. Данный вопрос рассматривается в ряде федеральных законов. В некоторых из них понятия «применение оружия» и «использование оружия» четко разделяются. При этом применение огнестрельного оружия законодатель связывает со стрельбой по людям, а использование оружия — со стрельбой по иным целям или в воздух.

Так, сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие для:

  • защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
  • отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
  • освобождения заложников;
  • задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
  • отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных но подозрению в совершении преступления;
  • лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
  • лиц, осужденных к лишению свободы;
  • а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Использовать огнестрельное оружие сотрудники полиции вправе для:

  • остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции остановиться;
  • обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
  • производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

В ст. 16 Закона РФ «О полиции» закреплены гарантии личной безопасности сотрудника полиции. Он имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть указанные выше основания для применения оружия. При этом попытка лица, держащего в руках обнаженное огнестрельное оружие, приблизиться к сотруднику полиции, сократив указанное им расстояние, или попытка задерживаемого лица прикоснуться к оружию сотрудника полиции дают ему право применить огнестрельное оружие.

Закон допускает применение огнестрельного оружия против лиц независимо от их вменяемости, возраста и гражданства, наличия депутатского или дипломатического иммунитета, служебного положения и иных обстоятельств. Однако запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, также несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции (кроме случаев оказания этими лицами вооруженного сопротивления; совершения ими вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей; значительного скоплении людей, когда от стрельбы могут пострадать посторонние лица).

Применение огнестрельного оружия — самая серьезная мера административного пресечения, которая может повлечь причинение телесных повреждений и даже смерть. Поэтому в данном случае указаны дополнительные гарантии законности. Так, сотрудник полиции обязан о каждом случае применения огнестрельного оружия в течение 24 часов представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа полиции) по месту своей службы или но месту нахождения. К сожалению, из Закона РФ «О полиции» непонятно, должен сотрудник полиции сообщать рапортом начальнику органа внутренних лел только о применении огнестрельного оружия или также о его использовании.

В случае необходимости правомерность применения оружия устанавливается в результате служебной проверки, которая может быть назначена начальником органа внутренних дел. О всех случаях смерти или ранения вследствие применения сотрудником полиции огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Когда сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие?

Опубликовал: admin в Ваш юрист 25.10.2018 Комментарии к записи Когда сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие

profi-nk.ru

ст. 23 и 24 закона о полиции

Для того, чтобы установить правовой статус сотрудника полиции при применении им оружия, необходимо изучить и читать законодательную базу по данному вопросу, а именно – ФЗ о полиции. Разберемся подробнее с важнейшими статьями данного правового акта.

Ст.23 и 24 Закона о полиции: общие сведения

ФЗ о полиции имеет определенное деление на главы. Среди них и такая глава, как применение сотрудниками полиции физического принуждения и специальных средств.

К специальным относится и такое средство, как оружие.  Ст.23 федерального закона дает право использования полицией в исключительных случаях совершать выстрелы из огнестрельного вида оружия. Именно в этой статье подробно рассматриваются основания для применения такого рода оружия, запреты на его использование и иные существенные условия использования полицейскими в отношении населения различного рода специальных средств.

Статья 24 раскрывает такой важный аспект, как гарантии безопасности для такого сотрудника, который является вооруженным. Там указано, что право на обнажение огнестрельных аппаратов сотрудник имеет только в установленных законом случаях. Так же там разъясняется право на выстрел при нарушении преступником указанного полицейским расстояния, при его касании к оружию и в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Шпаргалка

Для того чтобы более детально разобраться в таком важнейшем праве, данным законодателем сотруднику полиции, необходимо изучить шпаргалку в таблицах, в которых детально будут рассмотрены основания и запреты на применение оружейных средств и боеприпасов.

Статья 23 закона о полиции: шпаргалка в таблицах.

Обязательно нужно помнить и о запрете на производство данных действий. Основания для этого следующие:

  1. Женский пол преступника и признаки у него инвалидности.
  2. Несовершеннолетний возраст преступника.

Данные правила не распространяются на ситуации, когда вышеуказанные лица оказывают вооруженное сопротивление и иным образом угрожают как жизни сотрудника полиции, так и жизни и здоровью населению.

Правила и порядок применения полицией огнестрельного оружия

Законом предусмотрен широкий перечень оснований, при наличии которых полицейскому дается право применять такое средство защиты, как огнестрельное оружие. Это вполне обоснованно, так как наличие строго регламента позволяет защитить  граждан от необоснованного посягательства на их жизнь и здоровье должностными лицами органов внутренних дел.

Перечень оснований, представленных в законе, следующий:

  1. Защита как себя, так и других лиц.
  2. В отношении животного для его усмирения.
  3. Для задержания преступника и последующего его привлечения к ответственности.
  4. Для предотвращения незаконного покидания мест лишения свободы и предварительного содержания.
  5. Для остановки автотранспорта и в других ситуациях, рассмотренных в федеральном законе.

Разумеется, что за применением оружия следит начальствующий состав органов внутренних дел. Сотруднику выдается определенное количество патронов, за отсутствие хотя бы одного из которых он должен предоставить письменный отчет.

Существует и еще одно весомое правило относительно предупредительного выстрела. Прежде чем начать стрелять, сотрудник полиции обязан уведомить гражданина о том, что сейчас он начнет стрелять на поражение, сделав при этом предупредительный выстрел в воздух.

В том случае, если это позволяет ситуация, работники полиции должны предпринять все меры, направленные на НЕпричинение смерти гражданину (например, выстрел в руку, ногу и др.).


Основания для применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции и в каких случаях оно запрещено

Основания применения оружия сотрудниками уже были рассмотрены выше. Стоит отметить, что использование оружия допускается как лично должностным лицом органов внутренних дел, так и в случае, когда он действует в группе.

Можно применять не только «огнестрел», но и объекты, предназначенные для ограниченного поражения. В данном случае, конкретный вид оружия определяется в зависимости от ситуации и обстановки. Особое внимание необходимо уделить случаям, при которых применять оружие полностью запрещено:

  1. Если преступник – женщина.
  2. Если это инвалид.
  3. Если это несовершеннолетний ребенок.

Однако правила того, когда запрещается использовать оружие, содержат некоторые исключения. Так, например, если вышеуказанные лица выявляют явные признаки враждебности путем обнажения своего оружия или совершения попыток осуществления выстрела, сотрудникам полиции также разрешается стрелять на поражение.

Особое внимание стоит уделить и месту использования огнестрельного оружия. Так, нельзя его применять в общественных и административных зданиях, в которых имеется большое скопление народа. Связано это с тем, что в таких случаях вред может быть нанесен не только самому преступнику, но и окружающим его лицам.

Министерством внутренних дел разработаны правила применения огнестрельного оружия, согласно которым полицейские обязаны проверять, заряжено оно или нет, всегда обращаться с ним как с заряженным, правильно держать палец на курке и др.

Как оружие, так и боеприпасы к нему обязательно выдаются только при наличии специального документа – расписки. Таким образом обеспечивается учет и рациональное пользование такими специальными средствами.

Изменения, поправки и комментарии к 23 статье

Текст и главы различных пунктов данного федерального закона претерпевают периодические изменения. Тоже самое касается и комментариев к статье.

Стоит отметить, что данный закон практически ничем не отличается от ранее действующего нормативного правового акта, регулирующего деятельность милиции. Разумеется, что были изменены названия должностных лиц и иные не существенные аспекты. Иная информация, которая находится в данном законе, абсолютно схожа с ранее существовавшей.

Последние изменения в данный федеральный закон были внесены в марте. Основные изменения коснулись порядка проведения оперативных розыскных мероприятий. Так, теперь сотрудникам предоставляется право на использование подложных документов и применение зашифрованных материалов в целях выявления преступника и пресечения незаконных действий, им совершаемых. Правила относительно применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел не претерпели практически никаких изменений.

Скачать статью 23 ФЗ о полиции

Скачать правила и порядок в отношении применения специальных средств можно здесь. ⇐

Таким образом, сотрудник полиции имеет массу прав относительно применения оружия. Конкретного рода ограничения направлены на недопущения причинения вреда жизни и здоровью населения.


rusfz.ru

Статья 18 закона «О полиции» в РФ с Комментариями

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Комментарий к Ст. 18 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Исходя из содержания ч. 1 комментируемой статьи, сотрудники полиции, работающие в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. ст. 43 — 47 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

2. В соответствии с требованиями ст. 44 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел по месту службы вправе применить физическую силу лишь в отношении подозреваемого или обвиняемого:

— для пресечения совершаемого им правонарушения;

— для преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

3. Применить физическую силу они вправе, только когда ненасильственные способы решения проблемы не дали положительного результата.

4. Статья 45 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» закрепляет основания применения сотрудниками изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел специальных средств и их видов. Специальные средства в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел могут быть применены при наличии данных о необходимости:

— отражения нападения подозреваемого или обвиняемого на сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и (или) иных лиц;

— пресечения массовых беспорядков или групповых нарушений установленного режима содержания под стражей;

— пресечения неправомерных действий подозреваемого или обвиняемого, оказывающего неповиновение законным требованиям сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также других сотрудников органов внутренних дел, привлекающихся для обеспечения правопорядка;

— освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений и транспортных средств;

— пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел или из-под конвоя;

— пресечения попытки подозреваемого или обвиняемого причинить вред окружающим;

— пресечения попытки подозреваемого или обвиняемого причинить вред себе.

5. В ч. 3 комментируемой статьи 18 закоан О Полиции законодатель определил, в какой степени обстоятельства, исключающие преступность деяния, предусмотренные гл. 8 УК РФ, распространяются на деятельность сотрудников полиции.

6. Основные характеристики таких понятий, как необходимая оборона и задержание преступника, нами уже были охарактеризованы в комментарии к ст. ст. 6 и 20 настоящего Федерального закона. Осталось пояснить, что собой представляют понятия о крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, об обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения.

7. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) — это состояние, в котором может находиться сотрудник полиции, когда он причиняет вред охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей себе лично или же другой личности, собственным правам или правам иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, когда эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышение пределов крайней необходимости.

8. Причем превышением пределов крайней необходимости считается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Так же как и в случае с причинением вреда при задержании лица, совершившего преступление, такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. Если при необходимой обороне сотрудник полиции может причинить более значительный вред, чем вред от самого преступления, то при крайней необходимости нельзя причинять даже равный вред. При крайней необходимости, которая обычно реализуется при стихийных бедствиях (пожарах, землетрясениях и т.п.), сотрудник полиции в целях предотвращения большего вреда может причинить меньший вред.

9. В комментируемом Федеральном законе ничего об этом не сказано. Между тем следует иметь в виду, что УК РФ предусмотрены и иные, помимо перечисленных в ч. 3 комментируемой ст. 18 Федерального закона «О полиции», обстоятельства, исключающие преступность деяния. Так, в соответствии с правилами, установленными ст. 40 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности также лицо, причинившее вред охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).

10. Применение же психического принуждения к лицу, сохранившему возможность руководить своими действиями, при отсутствии необходимых признаков крайней необходимости в соответствии с ч. 2 ст. 40 УК РФ не освобождает такое лицо от уголовной ответственности <246>.
———————————
<246> См.: Определение Верховного Суда РФ от 29 декабря 2005 г. N 59-О05-15.

11. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) со стороны сотрудника полиции может быть тогда, когда им причиняется вред охраняемым уголовным законом интересам для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и сотрудник полиции, допустивший риск, предпринял достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Между тем риск не будет признан обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия. Риск не будет признан обоснованным и в том случае, когда угроза имела место, а лишения жизни многих людей, экологической катастрофы или общественного бедствия не было.

12. В соответствии с правилами ч. 4 комментируемой статьи сотрудники полиции обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

13. Периодическая проверка сотрудников органов внутренних дел на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, осуществляется кадровыми подразделениями по месту службы сотрудников, а также в образовательных учреждениях профессионального образования МВД России согласно учебно-тематическим планам и программам (ст. 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

14. О понятии «преступление» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

15. О понятиях «оружие» и «боеприпасы» см. комментарий к пункту 16 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции».

16. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

17. См. также комментарий к ст. ст. 6, 19 — 23, 30, 38 настоящего Федерального закона.

zakonopolitsii.ru

Статья 23 Закона РФ О полиции ст. 23 Применение огнестрельного оружия 07.02.2011 № 3-ФЗ



1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составеподразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующихслучаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, еслиэто посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни илиздоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием,транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой,состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния,содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления противжизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, еслииными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженноесопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законноетребование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов,взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивныхвеществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения наздания, помещения, сооружения и иные объекты государственных имуниципальных органов, общественных объединений, организаций играждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражейподозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побегаиз-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершениипреступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения ввиде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, атакже для пресечения попытки насильственного освобождения указанныхлиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением,указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаютсясопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружиялюбого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящиморужием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ имеханизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вредздоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельноеоружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения,если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократныетребования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться,создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровьюграждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов иконструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещенияпо основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федеральногозакона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачисигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверхили в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебноеогнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях,предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях,предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящегоФедерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производствомвыстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признакамиинвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден илиизвестен сотруднику полиции, за исключением случаев оказанияуказанными лицами вооруженного сопротивления, совершениявооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровьюграждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельноеоружие при значительном скоплении граждан, если в результате егоприменения могут пострадать случайные лица.

Другие статьи закона

www.rus-kodeksy.com

Статья 19. Закон о Полиции N 3-ФЗ от 07.02.2011

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

www.zakonrf.info

Основания применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции и запреты на применение.

В соответствии с федеральным законом «Об оружии» под оружием понимаются «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов».

В зависимости от цели использования оружие делится на:

— гражданское;

— служебное;

— боевое ручное стрелковое и холодное.

Применение огнестрельного оружия как полномочие, закрепленное в Федеральном законе «О полиции», включает в себя произ­водство выстрела из огнестрельного оружия в целях выведения самого нападающего (задерживаемого) из строя, т.е. приведения его путем при­чинения огнестрельного ранения в беспомощное состояние или даже ли­шения жизни для того, чтобы тем самым сделать физически невозможным дальнейшее продолжение им противоправных действий, либо для повре­ждения транспортного средства, поражения животного, предупреждения о намерении использовать поражающие свойства огнестрельного оружия, подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а следовательно, нейтрализа­ция опасности, возникшей для охраняемых законом общественных отно­шений, предполагается без нанесения телесных повреждений человеку.

Все иные допускаемые законом операции с огнестрельным оружием — обнажение, приведение в боевую готовность, угрозы оружием, употребле­ние оружия в качестве предмета для нанесения ударов — применением ору­жия по смыслу статьи 23 федерального закона «О полиции» не являются.

Основания применения огнестрельного оружия — это исключительные по своему содержанию условия, с возникновением которых связывается возможность применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия.

В соответствии с частью 1 ст. 23 федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, со­стоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, со­держащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если ины­ми средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрыв­ных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на зда­ния, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муници­пальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозре­ваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под кон­воя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

В каждом из перечисленных случаев применения огнестрельного оружия имеет место либо состояние необходимой обороны, либо ситуация задержания лица, совершившего преступление. При этом выстрел произ­водится на поражение посягающего.

В отличие от применения огнестрельного оружия по ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции», его применение в соответствии с ч. 3 той же статьи законо­датель не связывает с преднамеренным причинением вреда жизни или здоровью человека, хотя возможность ранения человека при ведении огня по транспортному средству, в котором он находится, а также в некоторых иных ситуациях не исключается.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные тре­бования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения но основа­ниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Перечисленные случаи характеризуются, прежде всего, состоянием крайней необходимости либо состоянием необходимой обороны или ситу­ацией задержания лица, совершившего преступление.

Перечень случаев применения огнестрельного оружия сформулиро­ван в законе как исчерпывающий. Однако на практике встречаются слу­чаи, когда сотрудники прибегают к помощи огнестрельного оружия в иных, не указанных в законе случаях.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *