34. Причины распада Антигитлеровской коалиции и начало «холодной войны». Ее основные признаки. Доктрина «сдерживания коммунизма».

После того, как окончилась самая кровопролитная война в истории человечества — Вторая Мировая, где СССР стал победителем, создались предпосылки для возникновения новой конфронтации между Западом и Востоком, между СССР и США. Основными причинами появления этого противостояния, известного под названием «холодная война», стали идеологические противоречия между капиталистической моделью общества, свойственной для США, и социалистической, которая существовала в СССР. Каждой из двух сверхдержав хотелось видеть именно себя во главе всего мирового сообщества и обустраивать жизнь, следуя своим идеологическим принципам. Помимо этого, Советский Союз после Второй Мировой войны установил свое господство в странах Восточной Европы, где воцарилась коммунистическая идеология. В результате США наряду с Великобританией пугала возможность того, СССР сможет стать мировым лидером и установить свое господство, как в политической, так и в экономической сфере жизни. В это же время для Соединенных Штатов Америки одной из главных задач становится четкое внимание к политике СССР в странах Западной Европы с целью не допустить социалистических революций на этой территории. Америке совсем не по душе была коммунистическая идеология, а именно Советский Союз стоял у нее на пути к мировому господству. Ведь Америка разбогатела за период Второй Мировой войны, ей нужно было куда-то продавать свою выпущенную продукцию, поэтому странам Западной Европы, разрушенным в ходе военных действий, нужно было восстанавливаться, что и было им предложено правительством США. Но при условии, что правители – коммунисты в этих странах будут удалены от власти. Кратко говоря «холодная война» была новым видом соперничества за мировое господство.

Начало «холодной войны» было ознаменовано речью английского правителя Черчилля, произнесенной в Фултоне в марте 1946 года. Своей первоочередной задачей правительство США ставило достижения полного военного превосходства американцев над русскими. Свою политику США стали претворять в жизнь уже в 1947 году путем внедрения целой системы ограничительных и запрещающих мер для СССР в финансовой и торговой сферах. Кратко говоря, Америка хотела победить Советский союз экономически.

Признаки холодной войны:

1. Идеологическая борьба — стороны постоянно доказывали преимущества собственного строя.

2. Экономическое противостояние

3. Политическая конфронтация — разделение большинства стран на противоборствующие военные блоки. НАТО и ОВД

4. Геополитическая борьба — разделение мира на сферы политического и экономического влияния.

5. Гонка вооружений.

6. Шпионская деятельность.

7. Постоянные локальные военные конфликты в разных частях света.

Политика «сдерживания коммунизма».

Администрация Трумэна попыталась с помощью плана Баруха установить контроль над атомным производством в других странах, но Советское правительство выступило против этого плана империалистической дипломатии. 1 июля 1946 г., накануне Парижской сессии Совета министров иностранных дел великих держав, американцы провели первое испытание атомной бомбы в мирное время, за ним последовало еще одно испытание — 25 июля. Политический смысл этой акции был ясен.

Политика «сдерживания коммунизма» на правительственном уровне была провозглашена 12 марта 1947 г. президентом США и стала известна как «доктрина Трумэна». Это произошло после того, как правительство Англии сообщило Белому дому, что оно не в силах удерживать свои империалистические позиции в Греции и Турции, где антидемократические режимы испытывали большие затруднения. Выступая в конгрессе по вопросу об экономической помощи реакционным силам этих стран, президент США заявил: «Я считаю, что поддержка свободных людей, которые сопротивляются принуждению вооруженных меньшинств или давлению извне, должна включаться в политику Соединенных Штатов».

С провозглашением «доктрины Трумэна» начался «крестовый поход» против коммунизма, была развязана оголтелая антисоветская кампания.

Однако правящие круги США понимали, что сохранить буржуазные устои в Европе одними военно-политическими средствами невозможно. В результате родился «план Маршалла», который государственный секретарь США изложил на выпускной церемонии в Гарвардском университете 5 июня 1947 г. Цель этого плана состояла в том, чтобы восстановить разрушенную войной экономику Западной Европы и тем самым снизить накал революционной ситуации и создать основы для ремилитаризации западноевропейских стран.

studfiles.net

Причины возникновения и суть «холодной войны». — Студопедия.Нет

 

Одно из центральных мест во внешней политике великих Держав, в их борьбе за реализацию своих программ послевоенного устройства мира занимал германский вопрос. Территория Германии и Берлин были разделены на четыре зоны оккупации, которые контролировались соответственно военными властями ССР, США, Англии и Франции. Согласование и координацию своих действий главнокомандующие вооруженными силами четырех держав осуществляли в рамках Контрольного совета, лавной целью оккупации были демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация Германии.

Для координации вопросов мирного урегулирования на Дальнем Востоке, по решению Московского совещания министров иностранных дел в конце 1945 г., были созданы Дальневосточная комиссия из представителей 11 государств и Союзный совет из представителей СССР, США, Великобритании и Китая.

Неотъемлемой частью послевоенного мирного урегулирования стало создание Организации Объединенных Наций. Она была образована на завершающем этапе войны на конференции в Сан-Франциско (25 апреля — 26 июня 1945 г.), в которой приняла участие 51 страна, то есть все участники антигитлеровской коалиции. Они подписали Устав ООН, который вступил в силу 24 октября 1945 г. Эта дата отмечается как День ООН. Согласно Уставу, целями ООН провозглашались: подержание международного мира и безопасности, принятие эффективных мер для подавления актов агрессии, разрешение международных споров мирными средствами, развитие дружественных отношений между нациями, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. ООН должна была стать центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Главными органами ООН стала собираемая ежегодно Генеральная Ассамблея, общее собрание представителей стран — членов ООН и постоянно действующий Совет Безопасности, который несет главную ответственность за поддержание международного мира. Он состоит из пяти постоянных членов (СССР — сейчас Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и шести непостоянных, избираемых на два года. В Совете Безопасности действует принцип единогласия пяти постоянных членов при принятии решений. Совет не подчиняется Генеральной Ассамблее, а его постановления являются обязательными для всех членов ООН.

Кроме этих органов, в рамках ООН были созданы Секретариат, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, другие специализированные организации и учреждения.

Таким образом, был создан внушительный фундамент для успешного продолжения сотрудничества стран антигитлеровской коалиции после войны. В основе нового миропорядка лежала старая идея коллективной безопасности. Ее олицетворением должна была являться ООН. Эффективно функционировать такая система могла только при условии искреннего стремления

пяти великих держав к сотрудничеству. Однако развитие событий уже в первые послевоенные годы показало, что советское руководство, после неудачного опыта 30х гг., не верило в возможность коллективной безопасности и встало на традиционный путь обеспечения безопасности — путь силовой политики и создания сфер влияния. А кроме того, после вывода из Европы основной части американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу на континенте.

Довольно скоро отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции начали обостряться. СССР и США приняли на вооружение концепции двухполюсного мира и встали на путь жесткой конфронтации. Для характеристики отношений между ними все чаще использовался термин «холодная война». Впервые он появился осенью 1945 г. на страницах английского журнала «Трибюн» в международном обозрении известного писателя Дж. Оруэлла. Широкое распространение термин получил после выхода в свет в конце 1946 г. под таким же названием книги известного американского публициста У. Липпмана.

Точкой отсчета начала «холодной войны» принято считать два события послевоенной истории: фултонскую речь У. Черчилля (март 1946 г.) и «доктрину Трумэна» (март 1947 г.). Однако еще до известного выступления У. Черчилля, 22 февраля 1946 г., в ответ на запрос госдепартамента временный поверенный в делах США в СССР Дж. Кеннан направил в Вашингтон секретный документ, в котором характеризовал истоки и основные особенности послевоенного мировоззрения советского руководства. Главную опасность для США Дж. Кеннан видел в подрывной деятельности по всему миру проводников советского влияния — коммунистических партий и вообще сторонников коммунизма. Дж. Кеннан охарактеризовал советскую власть как такую, которая, «будучи невосприимчивой к логике разума… очень чувствительна к логике силы». По его мнению, правительству США надлежало жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния. Служебной записке Дж. Кеннана суждено было стать ключевой в концептуальном оформлении американской доктрины «сдерживания коммунизма», вскоре взятой на вооружение правительством. Дж. Кеннан рассматривал политику «сдерживания» как способ предотвращения войны.

Документ, составленный с диаметрально противоположных позиций, был получен в Москве в сентябре того же 1946 г. По

Речь У. Черчилля вызвала резкую реакцию со стороны Советского Союза. В марте 1946 г. И.В. Сталин в интервью газете «Правда» назвал У. Черчилля «поджигателем войны». Он и его сообщники, заявил И.В. Сталин, «поразительно напоминают в этом отношении А. Гитлера и его друзей». Таким образом, маховик «холодной войны» постепенно раскручивался все сильнее.

Спустя примерно год после выступления У. Черчилля, США предприняли первые конкретные меры, направленные на то, чтобы не допустить расширения советской сферы влияния и распространения коммунизма.

Это было непростое решение американского правительства и президента Г. Трумэна, если учесть особенности внутриполитической ситуации в США после окончания Второй мировой войны. В стране произошла своеобразная психологическая демобилизация. Чувствовалась естественная усталость от тягот войны. За годы войны изменилось отношение к СССР. Чрезвычайно высоким оставался авторитет Ф. Рузвельта, которому удавалось достигать компромиссов с И.В. Сталиным. условия для прихода к власти коммунистов в Италии, появлялась угроза англо-французскому контролю над Суэцким каналом. В этой ситуации правительство США сделало окончательный выбор.

12 марта 1947 г. Трумэн выступил на совместном заседании обеих палат конгресса. Он предложил выделить средства для оказания Греции и Турции военной и экономической помощи в размере 400 млн долларов США, для борьбы с «угрозой международного коммунизма». Трумэн призвал к осуществлению «доктрины сдерживания» в отношении СССР. Кроме того, он определил содержание начинающегося соперничества США и СССР как конфликта демократии и тоталитаризма. «Доктрина Трумэна» положила начало новому этапу в истории международных отношений, этапу открытого соперничества между сверхдержавами.

Американская политика «сдерживания коммунизма» в том же 1947 г. была дополнена экономической программой правительства США. Ее основой стал разработанный летом 1947 г. «план Маршалла». 5 июня 1947 г. государственный секретарь США Дж. Маршалл, выступая перед членами ассоциации бывших студентов Гарвардского университета, заявил, что для укрепления «европейских демократий» им необходимо оказать срочную финансовую и экономическую помощь, с тем чтобы государства континента снова обрели «экономическое здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир».

Речь госсекретаря США состояла из общих выражений, в ней не было никаких конкретных сведений.

27 июня — 2 июля 1947 г. в Париже состоялось совещание министров иностранных дел Англии, Франции и СССР по вопросам, связанным с условиями принятия «плана Маршалла». Западные страны предложили создать специальную структуру — «руководящий комитет», который бы составил всеобъемлющую программу экономического восстановления Европы и определил долю американской помощи, предоставляемую каждой стране. Программа комитета должна была быть одобрена правительством США.

Советская делегация решительно выступила против этих предложений, заявив, что их осуществление приведет европейские страны к утрате «экономической самостоятельности и национальной независимости в угоду некоторым сильным державам». Правительство СССР считало, что помощь должна оказываться при уважении суверенитета государств, без предварительных условий и что в первую очередь должны учитываться нужды стран, пострадавших от фашистской агрессии и внесших свой вклад в дело победы союзников по антигитлеровской коалиции.

Часть политических деятелей страны выступала за умиротворение СССР. Наиболее четко эту позицию выразил министр торговли США Г. Уоллес, вице-президент США в 19411945 гг. Он считал претензии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за Советским Союзом право на доминирование в ряде районов Европы и Азии. Кроме того, переход к политике «сдерживания» должен был коренным образом изменить традиционную американскую политику, заключавшуюся в дистанцинировании, насколько это было возможно, от европейских конфликтов. Но события в послевоенном мире развивались весьма стремительно, а статус великой державы требовал от США реагировать на них.

21 февраля 1947 г. американское правительство получило две британские ноты, в которых сообщалось, что Англия не в состоянии оказывать военную и экономическую помощь Греции и Турции и выводит свои войска из Греции. Это обстоятельство коренным образом меняло стратегическую ситуацию в Восточном Средиземноморье, так как установление советского контроля над упомянутыми странами было вопросом времени. Факты убедительно свидетельствовали об этом. Находившиеся в зоне советского влияния Югославия, Болгария и Албания оказывали прямую помощь коммунистическому повстанческому движению в Греции. В 1946 г. СССР потребовал от Турции совместной охраны проливов. Кроме того, такое развитие событий создавало

Страны, получающие помощь, должны свободно расходовать выделенные средства и самостоятельно определять свою экономическую политику. После того, как эти условия были отвергнуты западными странами, Советский Союз отказался участвовать в «плане Маршалла» и настоял на принятии аналогичных решений правительствами стран Восточной Европы, входивших в его сферу влияния. Одновременно был ускорен процесс перехода власти в руки коммунистов в этих странах; к концу 1948 г. он, в основном, был завершен.

1215 июля 1947 г. в Париже состоялась конференция «европейского экономического сотрудничества», в которой приняло участие 16 западноевропейских стран, примкнувших к «плану Маршалла». Конференция создала Комитет европейского экономического сотрудничества, в задачу которого входило составление общего доклада об экономических ресурсах стран — получателей помощи и их сводной заявки на американскую помощь. Запрошенная комитетом сумма составила 29 млрд долларов США. Впоследствии она была значительно урезана конгрессом США. В итоге за четыре года осуществления «плана Маршалла» (1948-1951) США израсходовали на помощь западноевропейским странам около 17 млрд долларов. Эти средства позволили за короткий срок возродить разрушенную экономику западных стран и сформировать там современные рыночные структуры. Помощь являлась составной частью американской политики, направленной на интеграцию европейских государств в новую мировую экономическую систему под покровительством США. Кроме того, она использовалась американским правительством и как инструмент политического давления. В качестве предварительного условия предоставления помощи американцы потребовали выведения коммунистов из состава правительств. К 1948 г. в правительствах стран Западной Европы коммунистов уже не было. Таким образом, к середине 1947 г. в Европе окончательно сформировались Два типа внешнеполитической ориентации: просоветская и проамериканская. Было положено начало послевоенному политическому и экономическому расколу Европы. «План Маршалла» вызвал резкое осуждение со стороны сталинского руководства СССР.

 

План Маршалла. Условия разработки, основные цели, итоги, осуществления.

 

План Маршалла (MarshallPlan, официальное название EuropeanRecoveryProgram, «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем Кэтлеттом Маршаллом и вступил в действие в апреле 1949 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию.

План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Заявленной США целью реализации плана было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом.

 

История Плана Маршалла

Свою речь с программой помощи Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. Помимо социалистических стран Восточной Европы, от участия в «Плане Маршалла» отказалась также Финляндия. Политические условия получения помощи вскрывали преемственность плана с «доктриной Трумэна». Бывший вице-президент США Генри Уоллес осудил «план Маршалла», назвав его инструментом холодной войны против России (СССР).

Участники обсудили размеры конкретной помощи, необходимой для каждого из них. В ответ на готовность принять её в США был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.

Финансовая помощь Западной Германии по Плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с неё контрибуции (репарации) за причинённый Германией материальный ущерб странам-победительницам во Второй мировой войне.

План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 года, когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951) составила около 13 млрд. долларов, причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Позже План Маршалла был применён также к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии.

План Маршалла был свёрнут во второй половине 1960-х годов: правительства стран-реципиентов стали избавляться от долларов. Первым обмена долларов на золото потребовало правительство Франции в 1965 году. К 1971 году все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. Результатом стала девальвация американской валюты и отказ США от золотого стандарта доллара, а также частичный выход Франции из НАТО.

 

Последствия Второй мировой

К концу Второй мировой войны бОльшая часть Европы была разрушена. Постоянные воздушные бомбардировки сильно разрушили большинство крупных городов и промышленных объектов. Многие из крупнейших городов континента, в том числе Варшава, Роттердам и Берлин, лежали в руинах. Экономическая структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без крова. Общее разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых частях континента, с наибольшей силой он проявился суровой зимой 1946—1947 годов на северо-западе Европы. Особенно сильно была повреждена транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были мишенью для ударов с воздуха; в то же время множество торговых судов было потоплено. Хотя большинство малых городов и сёл Западной Европы не понесли ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции. Ни одна из этих проблем не могла быть решена, так как большинство стран были финансово несостоятельны после затрат на войну. Единственными странами, чья инфраструктура незначительно пострадала во время войны, были Канада и США. Но экспорт играл немаловажную роль в американской экономике. Поэтому план Маршалла предусматривал сбыт товаров и продуктов странам Европы.

 

Медленное восстановление Европы после Второй мировой

Экономика Европы восстанавливалась очень медленно, так как безработица и нехватка продовольствия привела к забастовкам и беспорядкам в ряде стран. В 1947 году европейские страны по-прежнему находились значительно ниже своего довоенного уровня, но были и некоторые признаки роста. Сельскохозяйственная продукция составляла 83% от уровня 1938 года, промышленное производство составило 88 %, а экспорт — только 59 %. В Великобритании ситуация не была столь тяжелой. В Германии в 1945—1946 годах условия жизни и питание были плохими, нарушилась транспортная связь. В западной части страны после многочисленных бомбардировок было уничтожено 5 млн. домов и квартир, и в то же время из восточной части (включая территории, переданные Польше) прибыло 12 млн. беженцев. Производство продуктов питания составляло только две трети от довоенного уровня, в то время как зерно и мясо больше не поставлялось с Востока. Крупные партии продуктов питания из оккупированных стран, которые получала Германия во время войны, иссякли.

 

Результаты Плана Маршалла

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели.

Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.

Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.

Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.

Был восстановлен и укреплён европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

Помощь получили страны:

o Австрия

o Бельгия

o Великобритания

o Западная Германия

o Греция

o Дания

o Ирландия

o Исландия

o Италия

o Люксембург

o Нидерланды

o Норвегия

o Португалия

o Свободная территория Триест

o Турция

o Франция

o Швеция

o Швейцария

studopedia.net

60. Причины и характер «холодной войны».

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Многим справедливо, казалось, чтобы сложившаяся в годы борьбы с фашизмом широкая антигитлеровская коалиция государств и общественных сил гарантиро­вала мирный прогресс человечества на длительную перспективу. Однако вторая половина 40-х гг. не стала периодом развертывания потенциала сотрудничества союзнических государств, а напротив, явилась временем сначала охлаждения от­ношений между державами-победительницами, а затем втягивания их в так назы­ваемую «холодную войну». Главное изменение в международном положении по­сле окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 г., раскола мира на два социально-политических блока.

То, что антигитлеровская коалиция была обречена развалиться вскоре после устранения общего врага — гитлеризма, прекрасно понимал дальновид­ный политик У. Черчилль задолго до окончания войны. Глубинной причиной этого были принципиальные идеологические противоречия в социальном уст­ройстве правящих кругов противостоящих государств, прежде всего, СССР и США, уже заведомо отказавших друг другу в историческом праве на сущест­вование как общественных систем. Конечно, были реальные советско-американские экономические, геополитические и прочие взаимные интересы и противоречия, но главная причина глобального противостоянии заключалась в том, что межгосударственные отношения были настолько идеологизированы, что все другое отступало на второй план. В истории международных отноше­ний начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав — СССР и США.

Громогласным манифестов «холодной войны» между бывшими союзника­ми по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У. Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 г. в присутствии нового американского президента Г. Трумэна. Политический смысл этого выступления и последовавшей вслед за тем пропагандистской кампании заключался, прежде всего, в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к по­следующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, ко­торые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

Осенью 1946 г. либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д. Рузвельта бьши вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 г., на волне все усиливавшегося политического противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «советского влады­чества» в Европе («доктрина Трумэна»). Впервые в пропагандистский оборот был выпущен термин «холодная война».

Справедливости ради необходимо отметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского ру­ководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политиче­ское пугало. Это значительно облегчило работу правоконсервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР.

Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в после­военный период оказал печальный для СССР дипломатический опыт тридца­тых годов и прежде всего опыт советско-германских отношений. Поэтому Ста­лин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ним поддерживать невозможно. От­сюда проявлялась негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях быв­ших союзников бьши, прежде всего, различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-Восточной Европы. После войны здесь наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на За­паде как потенциальная угроза существующему строю. США пытались проти­востоять этому всеми доступными путями. В свою очередь руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процес­сов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, восстановить «санитарный кордон» у западных границ страны, лишить ее плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности. Не без основания Ста­лин со все возрастающим недоверием воспринимал любые действия бывших союзников в этом регионе, подозревая, что они готовят себе стратегические плацдармы для будущей войны с СССР. Исходя одновременно из прежней идеи мировой коммунистической революции и глобальных геополитических задач СССР, Сталин активно способствовал установлению в Польше, Чехосло­вакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии и Албании однородных с СССР социально-политических режимов. В 1949 г., во многом благодаря со­действию СССР, коммунисты окончательно завоевали власть в Китае.

Фактически одной из конкретных прикладных программ «доктрины Трумэна» стал предложенный США план экономического возрождения Европы («план Маршалла»). Предлагая довольно значительную экономическую по­мощь пострадавшим от войны странам, США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на кон­тиненте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рын­ков капитала и товаров) цели. Руководство СССР увидело в этом плане претен­зию США на мировую гегемонию, грубое вмешательство во внутренние дела европейских государств. Отрицательное отношение к «плану Маршалла» было навязано Сталиным правительствам стран Центральной и Юго-Восточной Ев­ропы, коммунистам в других регионах мира.

В соответствии с «доктриной Трумэна» США и их союзники вовлекли СССР в разорительную гонку вооружений, вскоре окружили СССР военными ба­зами, в 1949 г. создали блок НАТО. Значительно уступавший по экономической мощи СССР в качестве ответа наглухо закрыл страну и своих союзников «желез­ным занавесом», создал ядерное оружие, в противовес НАТО в 1949 г. сформиро­вал из своих союзников Совет Экономической Взаимопомощи, а позднее в сере­дине 50-х гг. — Организацию Варшавского Договора. Вместе с тем, неоднократно в послевоенный период мир ставился безответственными действиями политиков и военных под угрозу перерастания «холодной войны» в ядерную. Открытой про­бой военных сил противостоящих блоков стала война в Корее (1950-1953 гг.), по­ставившая человечество на грань третьей мировой войны.

В этих условиях инструментом поддержания мира могла бы стать созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций. Однако начавшееся противостояние СССР и США в «холодной войне» не дали реализовать надежды на ООН как меха­низм разрешения конфликтов, ее деятельность оказалась фактически парализован­ной. Вместо того, чтобы стать инструментом мира, ООН на долгие годы была пре­вращена в поле дипломатической конфронтации и пропагандистских битв. Извест­ную позитивную, но все же по большей части пропагандистскую роль в эти годы стало играть широкое общественное Движение сторонников мира.

Таким образом, в сложный период мировой истории СССР и буржуазно-либеральные страны сумели хотя бы на время преодолеть взаимное принципи­альное идеологическое отчуждение для того, чтобы защитить планету от ре­альной угрозы установления бесчеловечного фашистского «нового порядка». После войны СССР быстро восстановил хозяйство, значительно расширил сферу международного влияния. В истории международных отношений начал­ся длительный период глобального противостояния двух мировых держав -СССР и США, в основе которого лежали глубокие идеологические противоре­чия по вопросам общественного устройства.

studfiles.net

Причины возникновения «холодной войны».

Одно из центральных мест во внешней политике великих Держав, в их борьбе за реализацию своих программ послевоенного устройства мира занимал германский вопрос. Территория Германии и Берлин были разделены на четыре зоны оккупации, которые контролировались соответственно военными властями ССР, США, Англии и Франции. Согласование и координацию своих действий главнокомандующие вооруженными силами четырех держав осуществляли в рамках Контрольного совета, лавной целью оккупации были демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация Германии.
Для координации вопросов мирного урегулирования на Дальнем Востоке, по решению Московского совещания министров иностранных дел в конце 1945 г., были созданы Дальневосточная комиссия из представителей 11 государств и Союзный совет из представителей СССР, США, Великобритании и Китая.
Неотъемлемой частью послевоенного мирного урегулирования стало создание Организации Объединенных Наций. Она была образована на завершающем этапе войны на конференции в СанФранциско (25 апреля — 26 июня 1945 г.), в которой приняла участие 51 страна, то есть все участники антигитлеровской коалиции. Они подписали Устав ООН, который вступил в силу 24 октября 1945 г. Эта дата отмечается как День ООН. Согласно Уставу, целями ООН провозглашались: подержание международного мира и безопасности, принятие эффективных мер для подавления актов агрессии, разрешение международных споров мирными средствами, развитие дружественных отношений между нациями, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. ООН должна была стать центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Главными органами ООН стала собираемая ежегодно Генеральная Ассамблея, общее собрание представителей стран — членов ООН и постоянно действующий Совет Безопасности, который несет главную ответственность за поддержание международного мира. Он состоит из пяти постоянных членов (СССР — сейчас Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и шести непостоянных, избираемых на два года. В Совете Безопасности действует принцип единогласия пяти постоянных членов при принятии решений. Совет не подчиняется Генеральной Ассамблее, а его постановления являются обязательными для всех членов ООН.
Кроме этих органов, в рамках ООН были созданы Секретариат, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, другие специализированные организации и учреждения.
Таким образом, был создан внушительный фундамент для успешного продолжения сотрудничества стран антигитлеровской коалиции после войны. В основе нового миропорядка лежала старая идея коллективной безопасности. Ее олицетворением должна была являться ООН. Эффективно функционировать такая система могла только при условии искреннего стремления
пяти великих держав к сотрудничеству. Однако развитие событий уже в первые послевоенные годы показало, что советское руководство, после неудачного опыта 30х гг., не верило в возможность коллективной безопасности и встало на традиционный путь обеспечения безопасности — путь силовой политики и создания сфер влияния. А кроме того, после вывода из Европы основной части американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу на континенте.
Довольно скоро отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции начали обостряться. СССР и США приняли на вооружение концепции двухполюсного мира и встали на путь жесткой конфронтации. Для характеристики отношений между ними все чаще использовался термин «холодная война». Впервые он появился осенью 1945 г. на страницах английского журнала «Трибюн» в международном обозрении известного писателя Дж. Оруэлла. Широкое распространение термин получил после выхода в свет в конце 1946 г. под таким же названием книги известного американского публициста У. Липпмана.
Точкой отсчета начала «холодной войны» принято считать два события послевоенной истории: фултонскую речь У. Черчилля (март 1946 г.) и «доктрину Трумэна» (март 1947 г.). Однако еще до известного выступления У. Черчилля, 22 февраля 1946 г., в ответ на запрос госдепартамента временный поверенный в делах США в СССР Дж. Кеннан направил в Вашингтон секретный документ, в котором характеризовал истоки и основные особенности послевоенного мировоззрения советского руководства. Главную опасность для США Дж. Кеннан видел в подрывной деятельности по всему миру проводников советского влияния — коммунистических партий и вообще сторонников коммунизма. Дж. Кеннан охарактеризовал советскую власть как такую, которая, «будучи невосприимчивой к логике разума… очень чувствительна к логике силы». По его мнению, правительству США надлежало жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния. Служебной записке Дж. Кеннана суждено было стать ключевой в концептуальном оформлении американской доктрины «сдерживания коммунизма», вскоре взятой на вооружение правительством. Дж. Кеннан рассматривал политику «сдерживания» как способ предотвращения войны.
Документ, составленный с диаметрально противоположных позиций, был получен в Москве в сентябре того же 1946 г. По
Речь У. Черчилля вызвала резкую реакцию со стороны Советского Союза. В марте 1946 г. И.В. Сталин в интервью газете «Правда» назвал У. Черчилля «поджигателем войны». Он и его сообщники, заявил И.В. Сталин, «поразительно напоминают в этом отношении А. Гитлера и его друзей». Таким образом, маховик «холодной войны» постепенно раскручивался все сильнее.

Спустя примерно год после выступления У. Черчилля, США предприняли первые конкретные меры, направленные на то, чтобы не допустить расширения советской сферы влияния и распространения коммунизма.
Это было непростое решение американского правительства и президента Г. Трумэна, если учесть особенности внутриполитической ситуации в США после окончания Второй мировой войны. В стране произошла своеобразная психологическая демобилизация. Чувствовалась естественная усталость от тягот войны. За годы войны изменилось отношение к СССР. Чрезвычайно высоким оставался авторитет Ф. Рузвельта, которому удавалось достигать компромиссов с И.В. Сталиным. условия для прихода к власти коммунистов в Италии, появлялась угроза англофранцузскому контролю над Суэцким каналом. В этой ситуации правительство США сделало окончательный выбор.
12 марта 1947 г. Трумэн выступил на совместном заседании обеих палат конгресса. Он предложил выделить средства для оказания Греции и Турции военной и экономической помощи в размере 400 млн долларов США, для борьбы с «угрозой международного коммунизма». Трумэн призвал к осуществлению «доктрины сдерживания» в отношении СССР. Кроме того, он определил содержание начинающегося соперничества США и СССР как конфликта демократии и тоталитаризма. «Доктрина Трумэна» положила начало новому этапу в истории международных отношений, этапу открытого соперничества между сверхдержавами.
Американская политика «сдерживания коммунизма» в том же 1947 г. была дополнена экономической программой правительства США. Ее основой стал разработанный летом 1947 г. «план Маршалла». 5 июня 1947 г. государственный секретарь США Дж. Маршалл, выступая перед членами ассоциации бывших студентов Гарвардского университета, заявил, что для укрепления «европейских демократий» им необходимо оказать срочную финансовую и экономическую помощь, с тем чтобы государства континента снова обрели «экономическое здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир».
Речь госсекретаря США состояла из общих выражений, в ней не было никаких конкретных сведений.
27 июня — 2 июля 1947 г. в Париже состоялось совещание министров иностранных дел Англии, Франции и СССР по вопросам, связанным с условиями принятия «плана Маршалла». Западные страны предложили создать специальную структуру — «руководящий комитет», который бы составил всеобъемлющую программу экономического восстановления Европы и определил долю американской помощи, предоставляемую каждой стране. Программа комитета должна была быть одобрена правительством США.
Советская делегация решительно выступила против этих предложений, заявив, что их осуществление приведет европейские страны к утрате «экономической самостоятельности и национальной независимости в угоду некоторым сильным державам». Правительство СССР считало, что помощь должна оказываться при уважении суверенитета государств, без предварительных условий и что в первую очередь должны учитываться нужды стран, пострадавших от фашистской агрессии и внесших свой вклад в дело победы союзников по антигитлеровской коалиции.
Часть политических деятелей страны выступала за умиротворение СССР. Наиболее четко эту позицию выразил министр торговли США Г. Уоллес, вицепрезидент США в 19411945 гг. Он считал претензии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за Советским Союзом право на доминирование в ряде районов Европы и Азии. Кроме того, переход к политике «сдерживания» должен был коренным образом изменить традиционную американскую политику, заключавшуюся в дистанцинировании, насколько это было возможно, от европейских конфликтов. Но события в послевоенном мире развивались весьма стремительно, а статус великой державы требовал от США реагировать на них.
21 февраля 1947 г. американское правительство получило две британские ноты, в которых сообщалось, что Англия не в состоянии оказывать военную и экономическую помощь Греции и Турции и выводит свои войска из Греции. Это обстоятельство коренным образом меняло стратегическую ситуацию в Восточном Средиземноморье, так как установление советского контроля над упомянутыми странами было вопросом времени. Факты убедительно свидетельствовали об этом. Находившиеся в зоне советского влияния Югославия, Болгария и Албания оказывали прямую помощь коммунистическому повстанческому движению в Греции. В 1946 г. СССР потребовал от Турции совместной охраны проливов. Кроме того, такое развитие событий создавало
Страны, получающие помощь, должны свободно расходовать выделенные средства и самостоятельно определять свою экономическую политику. После того, как эти условия были отвергнуты западными странами, Советский Союз отказался участвовать в «плане Маршалла» и настоял на принятии аналогичных решений правительствами стран Восточной Европы, входивших в его сферу влияния. Одновременно был ускорен процесс перехода власти в руки коммунистов в этих странах; к концу 1948 г. он, в основном, был завершен.
1215 июля 1947 г. в Париже состоялась конференция «европейского экономического сотрудничества», в которой приняло участие 16 западноевропейских стран, примкнувших к «плану Маршалла». Конференция создала Комитет европейского экономического сотрудничества, в задачу которого входило составление общего доклада об экономических ресурсах стран — получателей помощи и их сводной заявки на американскую помощь. Запрошенная комитетом сумма составила 29 млрд долларов США. Впоследствии она была значительно урезана конгрессом США. В итоге за четыре года осуществления «плана Маршалла» (19481951) США израсходовали на помощь западноевропейским странам около 17 млрд долларов. Эти средства позволили за короткий срок возродить разрушенную экономику западных стран и сформировать там современные рыночные структуры. Помощь являлась составной частью американской политики, направленной на интеграцию европейских государств в новую мировую экономическую систему под покровительством США. Кроме того, она использовалась американским правительством и как инструмент политического давления. В качестве предварительного условия предоставления помощи американцы потребовали выведения коммунистов из состава правительств. К 1948 г. в правительствах стран Западной Европы коммунистов уже не было. Таким образом, к середине 1947 г. в Европе окончательно сформировались Два типа внешнеполитической ориентации: просоветская и проамериканская. Было положено начало послевоенному политическому и экономическому расколу Европы. «План Маршалла» вызвал резкое осуждение со стороны сталинского руководства СССР.

www.istmira.com

Каковы были причины холодной войны? 🚩 началом холодной войны считают 🚩 Политика

Термин «холодная война» впервые появился между 1945 и 1947 г.г. в политических газетах. Так журналисты назвали противостояние между двумя державами за разделение сфер влияния в мире. СССР после окончания победоносной войны естественным образом претендовал на мировое господство и пытался любыми силами объединить вокруг себя страны социалистического лагеря. Союзное руководство считало, что это обеспечит безопасность советских границ, потому что не даст сосредоточить американские базы ядерного оружия вблизи границ. Например, коммунистическому режиму удалось укрепиться в Северной Корее.

США не уступали. Таким образом США объединили 17 государств, у Советского Союза оказалось 7 союзников. Укрепление коммунистического строя в Восточной Европе США объясняли присутствием на территории этих стран советских войск, а не свободным выбором народа.

Стоит сказать, что каждая из сторон считала только свою политикой миролюбивой, а в разжигании конфликтов обвиняла противника. Ведь в период так называемой «холодной войны» постоянно происходили локальные конфликты по всему миру, а та или иная сторона оказывала содействие кому-либо.

США стремился навязать мировому сообществу мнение о том, что СССР в 50-60-е г.г. вновь возвратился к политике, проводимой в 1917 году, то есть вынашивает далеко идущие планы по разжиганию мировой революции и насаждению коммунистического режима по всему миру.

Все это привело к тому, что практически вся вторая половина 20 века прошла под девизом гонки вооружений, борьбе за контроль над значимыми мировыми районами, созданию системы военных союзов. Закончилось противостояние официально в 1991 году, с развалом Союза, а фактически – все утихло уже к концу 80-х годах.

В современной историографии до сих пор не утихает полемика о причинах, характере и методах «холодной войны». Особо популярен сегодня взгляд на «холодную войну» как на Третью мировую, которая велась всеми средствами, кроме оружия массового поражения. И одна, и другая стороны использовали следующие методы в борьбе друг с другом: экономические, дипломатические, идеологические и даже диверсионные.

Несмотря на то, что «холодная война» являлась частью внешней политики, она во многом коснулась и внутренней жизни обоих государств. В СССР она привела к укреплению тоталитаризма, а в США – к повсеместному нарушению гражданских свобод. Кроме того, все силы были направлены на создание все нового и нового оружия, которое приходило на смену предыдущего. В эту сферу вкладывались огромные финансовые средства, а также вся интеллектуальная мощь СССР. Это обескровило советскую экономику и снизило конкурентоспособность экономики американской.

Таким образом, сущность «холодной войны» заключалась в борьбе и противостоянии двух держав: США и СССР.

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *