Лукашенко становится пожизненным президентом

Вопрос референдума был сформулирован так: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А. Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции:

«Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»?».

Таким образом, из Конституции исчезнет одна короткая, но очень важная фраза: «Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков», которая была в той самой части первой статьи 81. И теперь Александр Лукашенко сможет участвовать не только в следующих выборах, но и во всех последующих.

Вот такая демократия.

Справка «СК»

По данным ЦИК Белоруссии, явка избирателей на референдум составила почти 90%. Положительно на вопрос референдума ответили более 86% граждан. Это составляет 77 с лишним процентов от общего списочного числа избирателей. В Белоруссии изменения в Конституцию могут быть приняты через референдум при условии, что за них проголосуют более половины избирателей, внесенных в списки для голосования.

Белорусская оппозиция считает, что результаты референдума были сфальсифицированы.

Батька ищет Евдокимова

Михаил Сергеевич, позвоните Александру Григорьевичу (Лукашенко)

Накануне референдума и парламентских выборов, которые состоялись в Белоруссии в один день, администрация Лукашенко пригласила совершить пресс-тур по стране большую группу российских журналистов, в том числе и корреспондента «СК». Главной частью поездки стала четырехчасовая пресс-конференция президента. Подробнее о ней и о белорусских впечатлениях — в следующем номере «СК». А сегодня о том, что касается Алтайского края.

Рассуждая о том, что прошло время, когда одни государства могли диктовать свою волю другим, и что «не везде возможно сделать так, как хочет Кремль» Александр Лукашенко заявил:

— Михаила Евдокимова избрали вопреки или по воле? Вопреки. Вот избрал народ, и все. Хочется кому-то или не хочется.

Корреспондент «СК» спросил президента Белоруссии, может ли в его стране, где исполнительная власть назначается главой государства, артист возглавить регион? Узнав, что я из Алтайского края, Александр Лукашенко, не дослушав до конца вопрос, заявил:

— Мне надо срочно с ним (речь о Михаиле Евдокимове. — Д. Н.) встретиться. Он мне дважды звонил, и мы никак даже не смогли переговорить. Я готов поддержать не только его, но мне очень важно, коль народ избрал — я ж сам когда-то был в таком положении, извините, что перебил, — у меня есть такое жуткое желание поддержать этого человека. Тем более он звонил, ему что-то надо было там с техникой и так далее. Говорят, там с сельским хозяйством надо помочь. Поэтому вы, пожалуйста, ему передайте, что я готов. Будет в Москве, пусть сюда подъедет — здесь рядом — мы сядем и посмотрим, чем ему помочь.

Что же касается моего вопроса, то Лукашенко ответил на него отрицательно. Несмотря на то, что в Белоруссии много хороших актеров, ни одного кандидата в губернаторы среди них президент не видит, поскольку у актеров нет необходимых для этой работы качеств.

Как вы оцениваете факт проведения референдума в Белоруссии?

Наталья Алпеева, заместитель декана факультета журналистики АлтГУ:

— Отрицательно. В Белоруссии есть Конституция, которая закрепляет два срока нахождения одного лица на посту президента. Это нужно, чтобы была сменяемость власти. Похоже, что и нам грозит то, что произошло в Белоруссии. А авторитарные системы ничего хорошего в итоге не приносят.

Евгений Щетинин, депутат Зонального районного Совета:

— Считаю, что Лукашенко свой ресурс уже выработал. Он устанавливает диктатуру, которая будет тяжела для народа. На место Лукашенко должен прийти другой человек. Референдум в Белоруссии — это прецедент для других государств. Не исключено, что Путин может сделать так же.

Роман Знаменщиков, заведующий кафедрой общих юридических дисциплин Академии труда и социальных отношений:

— С юридической точки зрения референдум проводить можно всегда. Но поскольку речь идет о продлении полномочий президента, в отношении которых содержится норма в Конституции, то с точки зрения принципов демократии и правового государства этот референдум неконституционен.

Ирина Солнцева, председатель комитета краевого Совета по охране здоровья и социальной защите населения («Единая Россия»):

— Может быть, народ Белоруссии проголосовал за ту стабильность, которую он имеет. С одной стороны, это узурпация власти Лукашенко. С другой стороны, раз народ проголосовал, с его волей нужно согласиться.

altapress.ru

Безлимитный президент. 12 лет назад Александр Лукашенко добился изменений в конституции

17 октября 2004 года в Беларуси прошел конституционный референдум всего по одному вопросу — о снятии ограничений на число президентских сроков. По официальным данным, предложение Александра Лукашенко поддержали 88% избирателей при 90%-ной явке. Референдум тогда совместили с парламентскими выборами.

Фото: Reuters

Слухи о готовящемся референдуме появились за несколько месяцев. Три оппозиционных депутата Палаты представителей Сергей Скребец, Валерий Фролов и Владимир Парфенович в июне объявили голодовку, протестуя, кроме прочего, против «готовящегося в Беларуси „антиконституционного референдума“ по продлению полномочий Лукашенко». Голодали депутаты 19 дней.

Президент объявил о своих планах 7 сентября, за месяц с небольшим до даты парламентских выборов. В своем обращении к нации он заявил:

— В соответствии с действующей Конституцией нашего государства я подписал указ о проведении всенародного референдума <…> Я не стал разыгрывать различные схемы и комбинации, действую честно и, как всегда, открыто. А Вы, когда я Вас просил, всегда меня поддерживали. <…> Рвущиеся к власти оппозиционеры будут убеждать Вас в том, что Лукашенко вероломно, в нарушение Конституции захватывает власть и до конца своей жизни хочет быть Президентом. Запомните: речь сегодня не о выборах Президента, не о продлении полномочий — выборы у нас летом 2006 года. Речь идет о моем праве гражданина и Президента Беларуси Александра Лукашенко участвовать в этих выборах. А такое право я могу, согласно нашей Конституции, сегодня получить только от Вас…

Вопрос, вынесенный на плебисцит, звучал так:

«Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции:

«Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?».

В предыдущей редакции в этой статье еще было упоминание о двух сроках максимум для президента.

В октябре стало известно, что с 1 ноября в стране поднимут пенсии, стипендии и соцвыплаты. Оппозиция обвинила президента в попытке «купить народ». Он эти претензии отверг.

Фото: Reuters

Венецианская комиссия Совета Европы раскритиковала формулировку вопроса, вынесенного на референдум, из-за того, что он «противоречит Избирательному кодексу (который запрещал выносить на референдум вопросы, связанные с избранием президента. — TUT.BY) и смешивает незаконную привилегию для одного человека с вопросом общего, конституционного значения». В МИД Беларуси эту оценку назвали «политическим заказом».

Фото: Reuters

В итоге, по официальным данным, президентское предложение победило с подавляющим большинством — 88% при 90% явки.

Социологическая служба Gallup провела опросы до и после референдума. По их данным, в конце сентября 2004 года за изменение конституции были готовы проголосовать 39%, против — 32,5%, остальные на тот момент ещё не определились. После голосования та же служба сообщила, что «за» проголосовали 48,3% избирателей.

Голосование на дому. Фото: Reuters

Правозащитники, оппозиция, ОБСЕ и отдельные западные страны заявили о недемократичности и незаконности прошедшего референдума, раскритиковав как сам факт его проведения, так и прозрачность организации голосования. Российские МИД и Госдума признали результаты плебисцита и призвали «уважать мнение народа».

Александр Лукашенко на следующий день поблагодарил белорусов за «колоссальную, ошеломляющую поддержку», которую они оказали ему в ходе референдума.

— Я сделаю все, чтобы народ не пожалел о своем выборе, о том, что он меня поддержал.

Александр Лукашенко на избирательном участке. Фото: Reuters

В этот же день в центре Минска начались акции протеста, которые проходили по вечерам целую неделю. Однажды колонна демонстрантов даже попыталась пройти к президентской администрации. Митинги заканчивались задержаниями, иногда — столкновениями с ОМОНом, и к концу недели сошли на нет. Лидеру ОГП Анатолию Лебедько при задержании даже сломали ребра и избили до черепно-мозговой травмы. Через суды и «сутки» прошли десятки активистов.

Фото: Reuters

По итогам той кампании глава ЦИК Лидия Ермошина впервые попала в черные списки Евросоюза. Компанию там ей составил командир минского ОМОНа Юрий Подобед. Исключены они были оттуда лишь в начале 2016 года. А Александр Лукашенко получил право избираться на новые президентские сроки без ограничений, что он, собственно, успешно делает до сих пор.

news.tut.by

1994-2020. Александр Лукашенко избран на пятый срок

Александр Лукашенко победил на пятых выборах президента Беларуси 11 октября с рекордным для себя результатом: по предварительным данным Центризбиркома, за действующего главу государства проголосовало 83,49%. Ни один из его соперников не преодолел пятипроцентный барьер.

Второе место ЦИК отдал активистке «Говори правду» Татьяне Короткевич с 4,42%, за лидера либерал-демократов Сергея Гайдукевича проголосовало 3,32%, за верховного атамана «Белорусского казачества» Николая Улаховича — 1,67%. 6,4% избирателей проголосовали против всех. Явка по стране составила 87,2%. Рекордные 36% проголосовали досрочно.

Лидия Ермошина на вечерней пресс-конференции во Дворце Республики. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Из электоральной картины по стране выделился только Минск: в столице Лукашенко получил 65,58%, против всех проголосовал каждый пятый избиратель, а Короткевич получила почти 7%.

Бессменный победитель всех предыдущих избирательных кампаний в этот раз даже побил свой рекорд 2006 года (тогда, по данным ЦИК, ему отдали голоса 83% избирателей).

Впрочем, если для кого-то результаты выборов были интригой, то ее сначала нарушил секретарь ЦИК Николай Лозовик, который заявил, что второго тура не будет, а затем — руководители трех допущенных к проведению экзитполов организаций. Они все отдали Лукашенко победу с более чем 80%-ным результатом.

Николай Улахович и Сергей Гайдукевич поздравили президента с победой еще до оглашения итогов голосования. Заявление Татьяны Короткевич ожидается сегодня на утренней пресс-конференции.

Оппозиция в этот раз разделилась. Часть — поддержала Короткевич и сделала ставку на участие в выборах и отказ от протестов. Другая — пошла за новой триадой лидеров: Николаем Статкевичем, Анатолием Лебедько и Владимиром Некляевым. Эти политики провели серию несанкционированных пикетов — «месячник свободы» в центре Минска, завершив его Шествием национального флага накануне дня выборов. Вечером 11 октября Статкевич, Лебедько и Некляев призвали не признавать итоги выборов и заявили, что будут «возвращать власть народу».

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Несколько десятков активистов провели в Минске шествие с файерами и транспарантами «Бойкот диктатуре» и «Лукашэнка, сыходзь!». Колонна прошла от Октябрьской площади до Красного костела, акция завершилась молитвой. В целом милиция в ход демонстрации не вмешивалась, однако правозащитники сообщили о нескольких задержанных.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Независимые наблюдатели критиковали организацию выборов: самым частым нарушением в ходе досрочного голосования они называли приписку явки. Итоговые отчеты как внутренних, так и международных наблюдателей ожидаются сегодня в течение дня.

TUT.BY и выборы. Для тех, кто пропустил

Весь день выборов наш портал вел онлайн-трансляцию событий в стране. Вечером в студии TUT.BY-ТВ шел прямой эфир, в ходе которого аналитики, политтехнологи, доверенные лица кандидатов и наблюдатели высказали свое мнение о кампании-2015.

Мы сходили со всеми кандидатами на участки для голосования. Николай Улахович заявил, что уже победил, став кандидатом, и сказал, что белорусам сегодня перемены не нужны. Сергей Гайдукевич проголосовал «за сильную Беларусь» и мирное небо над головой и заявил, что он не долгоиграющая пластинка. Татьяна Короткевич заявила, что набирает двухзначный процент голосов и рассчитывает на второй тур.

Александр Лукашенко проголосовал с сыном Колей и почти час общался с журналистами. Президент заявил, что готов к радикальным реформам, если ему дадут на это карт-бланш, рассказал, где живет, а также попросил Украину «не подбрасывать больше боевиков». Лукашенко призвал соперников признать поражение, если оно случится, и потребовал от оппозиции жить по закону с 20.00.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Президент вновь выступил против российской авиабазы, но пообещал стоять за Россию насмерть. Наконец, глава государства засомневался, что Татьяна Короткевич — «человек в юбке» — готова быть президентом. Сама Короткевич назвала это заявление сексистским.

Мы рассказали, как выбирали президента в областных центрах: Бресте, Витебске, Гомеле, Могилеве, а также как работает сельский избирком на выездном и обычном голосовании в Логойском районе. Корреспонденты TUT.BY прошлись и по минским участкам и узнали, сколько стоили в буфетах фаршированный судак, мясо в разрубе, живая рыба, алкоголь на розлив и валенки со скидкой.

Репортажи TUT.BY в необычных местах и обстоятельствах:

Фотофакт. Голосование глазами сотрудников ОМОНа

«На што іх чатыры? Адзін трэба!» Как последние жители зоны отчуждения выбирали президента

За какое будущее страны в первый раз голосует молодежь

Стопроцентная явка — к 10.40. Как прошло голосование во втором минском роддоме

Фотофакт. Как 100-летняя Капитолина Григорьевна голосовала за будущее

news.tut.by

Будет ли Лукашенко продлевать срок президентских полномочий до 7 лет?

Инициатива Либерально-демократической партии о проведении референдума является по сути пакетным предложением: с приятным президенту увеличением срока полномочий главы государства она предлагает увязать переход на выборы по партийным спискам и увеличение срока депутатских полномочий.

В ЛДП не скрывают, что инициатива появилась не на пустом месте, а в ответ на слова президента — дескать, мы умеем слушать.

Действительно, 7 октября на встрече с депутатами Палаты представителей старого и нового созывов Александр Лукашенко заявил: «Возможно, назрело время провести анализ и нашего Основного закона <…> Появились новые проблемы, новые вызовы, да и время требует чего-то нового. <…> Если мы решимся на это, нам надо создать вот эту группу мудрецов — умных людей, юристов, которые проанализируют Основной закон, и если нужно будет, <…> мы на это пойдем».

Глава государства прямо не говорил, какие именно изменения, по его мнению, нужны в Конституции. Вообще-то уже довольно давно Основной закон нужно привести в соответствие с президентским указом о ликвидации Высшего хозяйственного суда (указ в Беларуси выше закона, но не выше Конституции, в которой упоминается ВХС), однако ранее была официальная позиция, что спешить с этим вопросом нет необходимости.

Так или иначе, 7 октября Лукашенко дал понять, что не против что-то исправить в Конституции. 23 ноября чуткая партия ЛДП обнародовала инициативу о конституционном референдуме, а 25 ноября президент встречался с главой Центризбиркома по другому формальному поводу, но заодно «обсудил с Лидией Ермошиной совершенствование избирательного процесса и законодательства».

Глава государства не сказал, что поддерживает инициативу либеральных демократов, но государственные СМИ с этого момента начали ее замечать, а глава Центризбиркома — благожелательно комментировать, дескать увеличение сроков полномочий президента и парламентариев способствовало бы стабильности общества.

Здесь с иронией могут заметить, что в таком случае венцом стабильности была бы полная отмена выборов. Впрочем, сомнительно, что нынче мудрецы посоветуют вводить в Беларуси стабильную конституционную монархию взамен нестабильной республиканской формы правления, так что ожидать полного освобождения народа от выборов руководителя, наверное, не стоит.

Инициаторы же референдума полагают, что переход на выборы по партийным спискам усилит роль партий, и страна сделает один шажок к демократизации политической системы.

Здесь есть рациональное зерно, так как речь идет об определенном развитии политических институтов, которые волей-неволей будут вынуждены ограничивать всевластие президентской вертикали хотя бы в форме создания для желающих альтернативного социального лифта.

Сегодня в Палате представителей есть лишь один депутат, который до получения этого мандата был на освобожденной партийной работе (зампредседателя ЛДП Анатолий Хищенко), в случае перехода на выборы по партийным спискам таких примеров может стать значительно больше.

Сам по себе этот переход не создает условий для конкурентных выборов — сейчас президентская вертикаль формирует избирательные комиссии в соответствии со своими интересами.

Даже если в новоизбранных в 2018 году местных советах, а потом и в Палате представителей окажется больше партийцев, это вовсе не значит, что они начнут ломать нынешнюю избирательную машину, добиваться равных условий для всех участников избирательного процесса, честного и открытого подсчета голосов. Если в представительных органах не окажется принципиальных демократов, то итог голосования будет договорным, что не особо приблизит Беларусь к идеалам демократии.

Однако не зря ЛДП показывает себя самой чуткой партией. Ее инициатива просто обречена на поддержку оппозицией, так как среди руководства партий есть консенсус относительно пользы перехода на выборы по партийным спискам, а гражданская кампания «Говори правду» намерена к 2018 году стать партией.

Довесок про увеличение срока полномочий президента с пяти до семи лет оппозиция критикует, но, скорее всего, не сможет провести кампанию против изменения Конституции.

Впрочем, либеральные демократы пока только огласили идею, которая, как утверждает Ермошина, витала в воздухе, но никаких действий по ее реализации не предпринимают.

Решение о назначении референдума принимает президент, поэтому руководство партии просто не видит сейчас необходимости делать что-то еще, помимо прямого обращения к главе государства. То есть в ближайших планах партии не значится создание инициативной группы по сбору подписей за назначение референдума (это само по себе хлопотно и не гарантирует результата).

Но если в высоких кабинетах придут к мнению, что подписи за идею все-таки нужно собрать, то ЛДП, надо думать, возьмется за хлопотный труд.

В истории с новой инициативой относительно конституционного референдума следует, однако, обратить внимание на осторожность высказываний Ермошиной.

С одной стороны, глава Центризбиркома заявляет: «Само предложение ни в чем не противоречит международной практике. И его реализация в определенном плане могла бы способствовать стабильности общества и некоторой экономии затрат на выборы».

С другой стороны, Ермошина призывает: «Давайте не будем спешить и рваться ко всяким избирательным кампаниям, как и к референдумам. Во-первых, это дорого. Если делать что-либо, нужно, конечно, совмещать, например выборы и референдум. А во-вторых, опять-таки, все предложения должны быть разумные и не должны быть направлены на ломку привычных норм».

Так что вопрос, совпадет ли инициатива ЛДП с планами Лукашенко, пока остается открытым.

naviny.by

58.Порядок избрания Президента рб

В соответствии со ст.80 Конституции Республики Беларусь Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Президент избирается на пять лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков. Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь (нижней палатой парламента) не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Президента. Право на выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь предоставлено гражданам Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей. По Конституции 1994 г. такое право имели также депутаты парламента в количестве не менее 70 чел. Избранным в первом туре выборов считается кандидат в Президенты, получивший на выборах больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися. Выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися при условии, если в голосовании приняло участие больше половины граждан, включенных в списки для голосования. По действующему законодательству второй тур голосования проводится, если ни один из кандидатов не набрал в первом туре необходимого числа голосов. В нем участвуют два кандидата, получившие наибольшее число избирателей. Выборы во втором туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в списки для голосования. Избранным считается кандидат в Президенты, набравший больше половины голосов избирателей. Повторные выборы Президента проводятся только в том случае, если в результате выборов ни один из кандидатов не был избран. Повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов. Президент Республики Беларусь вступает в должность (инаугурация – от лат. посвящать) после принесения присяги. Текст присяги закрепляется в ст.83 Конституции: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности». Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются. Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики. Такое решение принимается на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Конституция (ст.88) и Закон «О Президенте Республики Беларусь» (ст.12) предусматривают возможность смещения Президента с должности в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании считается принятым, если за него проголосовало большинство состава Палаты представителей по предложению не менее 1/3 ее депутатов. В этом случае расследование обвинения организует верхняя палата Парламента. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало квалифицированное большинство каждой из палат (не менее 2/3 от полного состава). Непринятие решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным судом Республики Беларусь. Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.

59. Полномочия Президента Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти Президент Республики Беларусь обладает широкими полномочиями практически во всех сферах государственной жизни и несет ответственность за правильность и полноту их реализации перед гражданами Республики Беларусь. Полный перечень полномочий Президента перечисляется в Конституции (ст.84) и в Законе «О Президенте Республики Беларусь» (ст.17).Полномочия Президента Республики Беларусь можно классифицировать на следующие группы: 1 в сфере выборов и референдумов; 2 в области формирования органов исполнительной власти; 3 в области формирования других государственных органов; 4 в сфере взаимодействия с парламентом; 5 в области формирования органов судебной власти; 6 в области безопасности и обороны; 7 в области внешней политики; 8 в области нормотворчества; 9 иные полномочия. В сфере выборов и референдумов Президент имеет следующие полномочия: 1 назначает республиканские референдумы; 2 назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; 3 распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией. В области формирования органов исполнительной власти Президент: 1 с согласия Палаты представителей назначает Премьер-министра; 2 определяет структуру Правительства, назначает и освобождает членов Правительства, принимает решение о его отставке (может председательствовать на заседаниях Правительства) 3 образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте; 4 назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; 5 имеет право отменять акты Правительства; 6 назначает на должности или дает согласие на назначение руководителей местных исполнительных и распорядительных органов. В области формирования других государственных органов Президент: 1 назначает шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; 2 с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; 3 с согласия Совета Республики назначает на должность Генерального прокурора Республики Беларусь; 4 с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка; 5 с согласия Совета Республики назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля. В сфере взаимодействия с Парламентом: 1 распускает палаты Парламента в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; 2 назначает восемь членов Совета Республики; 3 имеет право участия в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением; 4 назначает своего представителя в Парламенте; 5 обращается с ежегодными посланиями к Парламенту; 6 подписывает законы либо возвращает их со своими возражениями в Палату представителей; 7 вносит в трехдневный срок на утверждение Совета Республики решение о введении чрезвычайного и военного положения или мобилизации. В области формирования органов судебной власти: 1 с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного суда, Председателя высшего хозяйственного суда из числа судей этих судов; 2 с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного суда, судей Высшего хозяйственного суда; 3 назначает шесть судей Конституционного суда; 4 назначает всех иных судей Республики Беларусь; 5 освобождает от должности Председателя и судей Конституционного суда, председателей и судей Верховного суда, председателей и судей Высшего хозяйственного суда с уведомлением Совета Республики. В области безопасности и обороны: 1 является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; 2 формирует и возглавляет Совет безопасности Республики Беларусь; 3 вводит в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; В области внешней политики: 1 решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; 2 ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; 3 принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств. В области нормотворчества: 1 обладает правом законодательной инициативы; 2 дает согласие на внесение в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов; 3 вносит предложение в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным 4 подписывает законы; 5 имеет право возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей; 6 издает декреты, указы и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Иные полномочия Президента: 1 обращается с посланиями к народу Республики Беларусь; 2 награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания 3 устанавливает государственные праздники и праздничные дни; 4 осуществляет помилование осужденных. Президент формирует и возглавляет Совет безопасности Республики Беларусь, определяет состав и порядок его деятельности, назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета безопасности. Совет безопасности Республики Беларусь осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики, военной доктрины Республики Беларусь.

60.Правовые акты, издаваемые Президентом РБ В соответствии со ст.85 Конституции Президент Республики Беларусь вправе издавать три вида правовых актов: декреты, указы и распоряжения. Декреты являются новой формой правовых актов, издаваемых Президентом. Они принимаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, носят сугубо нормативный характер и имеют силу закона. Декреты Президента могут быть двух видов: издаваемые на основании закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые в силу особой необходимости. Первый вид декретов издается Президентом на основании специального закона, который принимается парламентом и определяет сферу его законодательных полномочий и срок издания декретов. Для сведения: до настоящего времени такой закон не принят, поскольку Глава государства не внес предложение в парламент о необходимости его принятия. Согласно части 1 статьи 101 Конституции, с инициативой в принятии данного закона вправе выступить лишь Президент Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией (ч.2 ст.101) не допускается делегирование полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов, предусматривающих: — изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь; ее толкование; — изменение и дополнение программных законов — утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; — изменение порядка выборов Президента и Парламента; — ограничение конституционных прав и свобод граждан. Второй вид декретов издается Президентом со ссылкой на особые обстоятельства, определяющие их временный характер. Такие декреты могут издаваться Президентом по своей собственной инициативе и по предложению Правительства (в этом случае они скрепляются подписью Премьер-министра). Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Заметное место в системе нормативных актов Республики Беларусь занимают также указы Президенты. Они представляют собой правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий в различных сферах государственной и общественной жизни. Указы могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер, например, о назначении на должность, о приеме в гражданство, о награждении государственными наградами. Следует отметить, что ни в Конституции, ни в Законе «О Президенте Республики Беларусь» не содержится четких указаний относительно места указов в иерархии нормативных актов. Считается, что по юридической силе указы находятся ниже, чем декреты. Что касается их соотношения с законами, то этот вопрос прямо не урегулирован. В части третьей статьи 137 Конституции на этот счет предусматривается, что в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. В связи с тем, что таких законов не издано, можно заключить, что президентские декреты и указы образуют автономную сферу нормотворчества и не связаны соподчиненностью с законами парламента. О нормотворчестве Президента Республики Беларусь за последние годы можно судить по следующей таблице

решаются, как правило, хозяйственные и организационные вопросы деятельности Администрации, Управления делами и других структур, образованных при Президенте Республики Беларусь. Декреты Президента вступают в силу, как и законы, через 10 дней после их официального опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом. Официальным опубликованием правовых актов Президента является их издание в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь и государственной газете «Советская Белоруссия».

studfiles.net

Институт президентства в Республике Беларусь

Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.

В Беларуси институт президентства был введен в 1994 году, когда наиболее остро стала ощущаться объективная необходимость в его учреждении. Это было вызвано следующими обстоятельствами:

  • образовавшимся вакуумом власти в силу кардинального изменения в политической системе общества, связанным с ликвидацией командно – административной системы, устранением руководящей роли КПСС, передачей власти Советам народных депутатов, которые по ряду причин не смогли обеспечить полноту власти в центре и на местах, не обеспечили координацию действий государственных структур;

  • ослаблением исполнительной власти, повлекшим за собой появление серьезных недостатков в реализации принимаемых решений;

  • искажением принципа коллективного руководства, что обусловило появление безответственности, ошибок и злоупотреблений.

Кроме того, выйти из экономического кризиса в стране можно было только посредством быстрого реагирования, принятия и реализации рациональных решений, что могла обеспечить сильная президентская власть.

Институт президентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с принятием новой Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти.

Однако Концепция президентской власти на том этапе была слабо разработана. Она не привела к коренному изменению всего механизма государственного управления. Ведущая роль Верховного Совета обусловливала смещение баланса сил в пользу законодательного собрания.

Положение усугубляла и сложная политическая обстановка, возникшая из-за разгоревшейся конкуренции между политическими лидерами того времени, открытого противостояния законодательной и исполнительной властей, что выражалось в попытках игнорировать некоторые президентские инициативы. Все это привело к кризису механизма государственного управления, обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

В соответствии с нынешним вариантом Конституции Республики Беларусь мы имеем новую модель государственного устройства, восстановленное равновесие между тремя ветвями власти, баланс между обязанностями и правами главы государства, повышение статуса и роли исполнительной власти в системе государственного управления.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей. В организационном отношении Президент самостоятелен – он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности.

Президент оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. Он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции республики, определять структуру Правительства и устанавливать порядок его взаимодействия с республиканскими органами государственного управления. С целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Президентом Беларуси создана «исполнительная вертикаль».

Президент Республики Беларусь имеет достаточно широкие полномочия, которые по существу касаются всех направлений организации и осуществления государственной власти. Это – реализация исполнительной власти, участие в законодательном процессе, формирование судебной системы, организация и формирование госаппарата.

Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует:

  • Администрацию Президента Республики Беларусь;

  • органы государственного управления;

  • консультативные и иные органы при Президенте.

С согласия Палаты представителей Президент назначает на должность Премьер-министра, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов. С согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка и освобождает их от должности. Назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля, назначает на должность руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.

Деятельность Президента в области государственной кадровой политики и идеологии обеспечивает Администрация Президента.Она осуществляет такжеподготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента. Администрация выступает какюридическое лицо, имеющее печать с изображением государственного герба и со своим наименованием.

Глава Администрацииосуществляет общее руководство деятельностью Администрации, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на данный институт задач и функций. В состав Администрации входят 14 структурных подразделений:

  1. Главное управление кадровой политики;

  2. Главное идеологическое управление;

  3. Главное государственно-правовое управление;

  4. Главное организационное управление;

  5. Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти;

  6. Экономическое управление;

  7. Управление внешней политики;

  8. Управление по работе с обращениями граждан;

  9. Канцелярия Президента;

  10. Приемная Президента;

  11. Пресс-служба Президента;

  12. Секретариат Главы Администрации;

  13. Отдел подготовки выступлений;

  14. Отдел по вопросам гражданства и помилования.

Главные задачи и функцииАдминистрации Президента:

  • обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии;

  • координация деятельности подотчетных Президенту государственных органов в области государственной кадровой политики и идеологии;

  • обеспечение взаимодействия Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

  • организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента;

  • подготовка планов работы Президента и их реализация;

  • формирование единой системы учета руководящих работников госорганов, предприятий, учреждений, ведение кадрового реестра Главы государства;

  • общее руководство вопросами повышения квалификации, совершенствованием системы аттестации и конкурсного отбора руководящих работников и формированием резерва управленческих кадров;

  • систематический анализ общественно-экономической и социально-политической ситуации в республике;

  • участие в подготовке предложений по определению концептуальных основ государственной политики и механизма ее реализации;

  • обеспечение проведения государственной идеологии и информационной политики;

  • координация нормотворческой деятельности в системе государственных органов;

  • подготовка материалов по вопросам соблюдения прав и свобод человека, а также по вопросам гражданства, наград и помилования;

  • организация экспертизы проектов законодательных актов, вносимых на рассмотрение Президента;

  • изучение общественного мнения и информирование населения о проводимой государственной политике;

  • координация деятельности государственных средств массовой информации, анализ и прогнозирование социально-политической ситуации в республике;

  • обеспечение взаимодействия Президента с институтами гражданского общества;

  • доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента до государственных органов;

  • контроль над выполнением решений и поручений Президента;

  • организация приема граждан, рассмотрение их обращений и разработка мер по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы граждан;

  • осуществление контроля над учебными программами, аттестацией учебных заведений, работы Министерства образования по лицензированию и аккредитации этих учреждений.

Администрация выполняет перечисленные, а также и другие функции по поручению Президента.

Структура и общая численность работников Администрации утверждается Президентом по представлению Главы Администрации.

В Администрации создается коллегия,в состав которой входят Глава Администрации (председатель), его замы и другие работники. Численный и персональный состав утверждается Президентом.

На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности государственных органов, предприятий, организаций, учреждений по выполнению решений Президента, другие вопросы, входящие в компетенцию Администрации.

Работники Администрации имеют правопринимать участие в работе коллегий министерств и других государственных органов при обсуждении вопросов, входящих в круг их должностных обязанностей; получать необходимую информацию в Аппарате Совмина, министерствах и других государственных органах по вопросам, входящим в их компетенцию.

Центральным государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов правовых актов в Республике Беларусь, является Национальный Центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Беларусь, решениями Президента Республики Беларусь, иными нормативными актами.

Положением, утвержденным Указом Президента от 28 ноября 2000 г. № 633 в республике создан Совет Безопасности – орган, обеспечивающий условия для реализации конституционных полномочий Президента по защите прав и свобод человека, охране суверенитета Республики, ее государственной целостности.

Совет Безопасности является высшим коллегиальным координационно-политическим органом, созданным в целях определения военной политики Республики Беларусь в области безопасности, стратегии, принципов военного строительства, обеспечения гарантированной защиты суверенитета оборонного потенциала республики, ее экологического состояния, прав и свобод граждан.

Главная задача Совета Безопасности– осуществление подготовки решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней угрозы, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Его решения оформляются указами Президента.

Совет Безопасности готовит проекты решений и указов Президента, рассматривает законопроекты, касающиеся безопасности страны, осуществляет контроль за реализацией органами исполнительной власти стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности.

Члены Совета Безопасности назначаются Президентом. В его состав входят:

  • Премьер-министр;

  • Председатель Совета Республики;

  • Председатель Палаты представителей;

  • Глава Администрации;

  • Министры обороны, внутренних дел, иностранных дел, финансов;

  • Председатель Госкомитета пограничных войск;

  • Председатель КГБ;

  • Председатель комитета госконтроля;

  • Генеральный прокурор;

  • Председатель правления Национального банка.

studfiles.net

Президентские выборы в Беларуси — это… Что такое Президентские выборы в Беларуси?

Штандарт Президента Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь — является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

История

Первые выборы президента Беларуси состоялись 10 июля 1994 года, в них участвовали 6 кандидатов. В первом туре тройка лидеров набрала: Александр Лукашенко — 44,82 %, Вячеслав Кебич — 17,32 %, Зенон Позняк — 12,82 %. Во втором туре с результатом около 80 процентов победил Александр Лукашенко.

24 ноября 1996 в Беларуси был проведен референдум, на который были вынесены поправки, расширяющие полномочия исполнительной власти и президента, и некоторые другие вопросы. За принятие поправок высказалось 70,45 % избирателей*.

9 сентября 2001 состоялись очередные выборы президента, победителем в которых вновь стал Лукашенко, набрав 75,62 % голосов*.

17 октября 2004 был проведен референдум о внесении поправок в Конституцию, снимающих ограничение на количество президентских сроков. 77,3 % избирателей* поддержало эти изменения. Следует отметить, что изменения в закон «О президенте Республики Беларусь», исключающие ограничения в два срока, были одобрены Советом республики только 5 октября 2006 [1] Таким образом, на момент проведения президентских выборов 2006 года в Белоруссии действовали Конституция, не содержащая ограничений на количество президентских сроков, и закон о Президенте, статья 8 которого гласила: Срок полномочий Президента — пять лет. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков. Однако, согласно статье 137 Конституции в случае противоречий, она имеет приоритет перед законами, указами и т. д.

19 марта 2006 состоялись очередные выборы Президента Республики Беларусь. Победу на них одержал Александр Лукашенко.*

* Все выборы и референдумы после выборов 1994 года традиционно обьявляются представителями оппозиции и наблюдателями от западных стран проведенными с грубыми нарушениями, а их результаты сфальсифицированными. Одновременно наблюдатели от стран СНГ традиционно заявляют, что выборы прошли без существенных нарушений.

Статус, права и обязанности Президента

Статус, права и обязанности Президента определяются Конституцией Беларуси:

Статья 81:

  • Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
  • Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
  • Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Статья 82:

  • Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.
  • Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
  • Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Порядок проведения выборов Президента определяется законом Республики Беларусь.

Статья 84.

Президент Республики Беларусь:

  1. назначает республиканские референдумы;
  2. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
  3. распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
  4. назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  5. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
  6. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
  7. определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  8. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
  9. с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
  10. назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
  11. освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
  12. назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;
  13. обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
  14. обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
  15. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;
  16. назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;
  17. решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
  18. устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
  19. осуществляет помилование осужденных;
  20. ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
  21. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
  22. в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
  23. в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;
  24. подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  25. имеет право отменять акты Правительства;
  26. непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
  27. формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;
  28. является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;
  29. вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
  30. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Примечания

См. также

Ссылки

Шаблон:Выборы в Беларуси Шаблон:Беларусь в темах

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *