Содержание

Статья 23. Применение огнестрельного оружия / КонсультантПлюс

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием или внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.

(п. 5 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 404-ФЗ)

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

§ 1. Порядок действий перед применением или использованием огнестрельного оружия

§ 1. Порядок действий перед применением или использованием огнестрельного оружия

Среди действий сотрудника (иного уполномоченного должностного лица, работника) перед применением оружия необходимо выделить следующие.

7. Информирование сотрудником (иным уполномоченным должностным лицом, работником) лица, в отношении которого возможно применение (использование) оружия, о своем должностном положении

Согласно ч. 4 ст. 5 Закона «О милиции» «сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности». С учетом скоротечности ситуаций, в которых встает вопрос о применении огнестрельного оружия, выполнение данной нормы обязывает сотрудника милиции принять, прежде всего, меры к тому, чтобы нападающему или задерживаемому лицу стало известно о его принадлежности к милиции, особенно если сотрудник находится без форменной одежды или в обстановке, когда посягающее или задерживаемое лицо в силу плохой видимости, наличия препятствий и иных причин имеет основания усомниться в его должностном статусе.

Поэтому перед требованием прекратить посягательство или остановиться он, если позволяет обстановка, должен громко и ясно объявить о том, что является сотрудником милиции, показав, если ситуация под контролем, свое служебное удостоверение.

Вместе с тем нельзя не обратить внимание на излишнюю категоричность ч. 4 ст. 5 Закона «О милиции» в контексте применения огнестрельного оружия. Правом причинения вреда в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости и в ситуации задержания преступника обладают в равной степени все граждане, независимо от их служебного статуса. В некоторых случаях эффективное выполнение должностных обязанностей напрямую зависит от внезапности вмешательства сотрудника милиции в происходящие события. Скажем, проникновение в здание, где находятся вооруженные бандиты, под видом ремонтника инженерных путей и применение оружия в предусмотренных законом случаях без предупреждения более оправданно, чем заблаговременное оповещение особо опасных преступников о своей ведомственной принадлежности, что может повлечь (и на практике влечет) гибель сотрудников милиции.

2. Обнажение огнестрельного оружия и приведение его в готовность для производства выстрела

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона «О милиции» «сотрудник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 15 настоящего Закона основания для его применения». Таким образом, закон, по сути дела, предоставляет сотруднику милиции возможность заранее подготовиться к применению оружия, когда создавшаяся обстановка всего лишь «таит в себе, по мнению сотрудника милиции, известный риск для жизни, здоровья людей, его самого либо риск совершения тяжкого преступления лица, застигнутого при его совершении»[302].

Вместе с тем решение об извлечении оружия должно быть обоснованным и взвешенным, исходя из конкретной обстановки. В противном случае для сотрудника милиции может возникнуть момент, когда, имея в руках оружие и не имея законных оснований для его применения, ему целесообразно убрать оружие в кобуру.

Но тем самым создается двусмысленная ситуация: нейродуманности действий и «поражения» перед правонарушителем. Такое развитие конфликта, как показывает зарубежный опыт, в ряде случаев влечет «ужесточение действий и необоснованную агрессивность полицейского»[303].

В подобных случаях повышается также риск «ошибочного» выстрела, когда, например, сотрудник милиции при разрешении семейного конфликта сталкивается с дерзким, одурманенным, но в большинстве своем безоружным человеком, который пытается продемонстрировать окружающим или сотрудникам милиции свое психологическое, как ему может казаться, превосходство, пренебрежение опасностью или храбрость.

Кроме того, извлечение оружия, когда законные основания для его применения еще отсутствуют, может повлечь в ряде случаев нежелательные последствия.

Так, например, если сотрудник милиции, подготовивший оружие к применению, произведет в результате собственных неумелых или неосторожных действий выстрел, причинивший кому-либо вред, при отсутствии для этого законных оснований, то он будет нести уголовную ответственность за неосторожное преступление.

3. Предупреждение лица, против которого возможно применение оружия, о своем намерении применить его

По общему правилу закон обязывает сотрудника (иного уполномоченного должностного лица, работника) при применении огнестрельного оружия предупредить посягающее или задерживаемое лицо о намерении использовать оружие, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований. Исключением являются случаи, когда промедление «создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным»[304], либо кроме того «может повлечь иные тяжкие последствия, при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники и транспортных средств»[305]. В этих случаях соответствующие должностные лица могут применять огнестрельное оружие без предупреждения.

Военнослужащие внутренних войск могут применять оружие без предупреждения также «при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов, при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, летательных аппаратах, морских или речных судах, а также при побеге в условиях ограниченной видимости, при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время движения»[306].

Сотрудники уголовно-исполнительной системы могут применять огнестрельное оружие без предупреждения в следующих случаях:

«1) при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;

2) при побеге осужденных и заключенных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения;

3) при попытке осужденного или заключенного, а также иного лица приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником уголовно-исполнительной системы расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию»[307].

Указанные положения в целом соответствуют Основным принципам применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, в соответствии с которыми «должностные лица по поддержанию правопорядка представляются в качестве таковых и дают четкое предупреждение о намерении применить огнестрельное оружие, предоставляя достаточное время для ответной реакции на это предупреждение за исключением тех случаев, когда эти действия создают для должностных лиц по поддержанию правопорядка ненужную опасность или создают опасность смерти или нанесения серьезного ущерба другим лицам, или же были бы явно неуместными или ненужными в создавшихся обстоятельствах инцидента»[308].

В законе не оговаривается форма предупреждения (словесная, выстрел в воздух), а указывается только на его необходимость.

Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом и (или) выстрелами вверх либо в ином направлении, исключающем поражение посторонних лиц или повреждение их имущества прямым попаданием или рикошетом пуль. Вместе с тем при пресечении тяжких (тем более особо тяжких) преступлений против жизни, здоровья, общественной безопасности и других важнейших объектов, охраняемых законом, более эффективно производить предупредительные выстрелы в сторону посягающего, что, как правило, скорее убеждает его в твердом намерении сотрудника применить оружие на поражение, а не просто «попугать» правонарушителя.

В Основных принципах содержится оговорка о том, что нормы и положения о применении огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка должны включать руководящие принципы, определяющие «предупреждения, которые в соответствующих случаях даются перед выстрелом из огнестрельного оружия»[309]. Таким образом, Основные принципы не связывают предупреждение о намерении применить оружие с производством выстрела из огнестрельного оружия.

В законодательстве зарубежных стран встречаются различные подходы к использованию сотрудниками милиции (полиции) предупредительных выстрелов. Например, в украинском законе о милиции производство предупредительного выстрела из огнестрельного оружия специально не предусмотрено. А подавляющее большинство инструкций полицейских управлений США, регламентирующих применение огнестрельного оружия полицейскими, вообще запрещают производить предупредительные выстрелы[310]. К примеру, в инструкции по применению оружия полицией штата Иллинойс указывается, что «предупредительные выстрелы запрещены при любых обстоятельствах». Думается, что такой подход ставит полицейского в довольно жесткие рамки при обращении с оружием, поскольку выстрел может производиться только на поражение.

В отличие от этого российский законодатель предусмотрел возможность производства выстрела из огнестрельного оружия для предупреждения о намерении применить его (т. е. перед тем, как произвести выстрел на поражение). Производство предупредительного выстрела, как правило, не является обязательным элементом порядка применения оружия, как это было ранее, а предусматривается в перечне оснований использования огнестрельного оружия и рассматривается как право сотрудника, а не обязанность[311]. Поэтому по смыслу действующего законодательства для предупреждения о намерении применить оружие достаточно лишь словесного предупреждения. Решение произвести предупредительный выстрел при наличии законного основания сотрудник принимает самостоятельно, исходя из складывающейся обстановки.

Интересно отметить, что в последнее время предполагаются изменения в политике ФБР (США), касающейся производства предупредительных выстрелов. В ситуации, требующей выстрела, сотруднику будет дана большая свобода в соблюдении узкого правила «стрелять, чтобы убивать». Новая политика позволит агентам делать предупредительные выстрелы, если это не сопряжено с риском для невиновных[312].

Значение предупреждения заключается в том, что, во-первых, сотрудник государственной военизированной организации ориентируется на принятие всех других мер для отражения нападения или осуществления задержания; во-вторых, предупреждение нападающего либо задерживаемого голосом или выстрелом дает возможность сотруднику еще раз убедиться в серьезности его намерений и необходимости применения оружия; и, в-третьих, указание на случаи, когда применение оружия допускается без предупреждения, дает возможность сотруднику государственной военизированной организации эффективно выполнять свои служебные обязанности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Почему американские полицейские так часто применяют оружие?

  • Кирилл Белянинов
  • Би-би-си, Вашингтон

Автор фото, EPA

Согласно официальной статистике, ежегодно жертвами полицейских в США становится более 1000 человек. Этот показатель — самый высокий в мире, и не снижается вот уже несколько десятилетий. Почему это происходит?

Имена Джорджа Флойда, Трейвона Мартина, Бреонны Тейлор и других афроамериканцев, погибших в последние месяцы от рук полицейских, стали символами протестов в США.

В некоторых городах акции сопровождались погромами и грабежами. 2 июня полицейский в Калифорнии, ответивший на вызов о разграблении магазина, пятью выстрелами в упор застрелил 22-летнего Шона Монтерросу. Согласно официальной версии, молоток в кармане убитого офицер принял за пистолет.

По подсчетам веб-портала Mapping Police Violence, отслеживающего подобные инциденты, в 2020 году в Соединенных Штатах только 12 дней не появлялось сообщений об убийстве, совершенном правоохранителями. Всего от действий полиции в этом году уже погибло 765 американцев.

В последние годы Соединенные Штаты уверенно занимают первую строчку в мировом рейтинге полицейского насилия. В 2018 году, например, в стране от рук полиции погибло 996 человек, в 2019-м — 1004. В процентном отношении большинство погибших — 31 случай на один миллион населения — афроамериканцы.

Для сравнения, в Великобритании в 2018-19 годах полиция лишь 13 раз применяла огнестрельное оружие, а жертвами правоохранителей стали только три человека.

«В Соединенных Штатах полиция действительно стреляет чаще, и жертвами действительно слишком часто становятся молодые афроамериканцы, — говорит профессор Университета Южной Каролины, бывший офицер полиции Сэт Стогтон. — Но в большинстве случаев это происходит не потому, что полицейские — расисты. Просто они действуют именно так, как их учили».

Чему учат полицейских в США?

В Соединенных Штатах будущие полицейские проходят обучение не только в профильных академиях, но и в общественных колледжах в разных штатах. Только в штате Вирджиния, например, в таких учебных заведениях сейчас числится 2 200 кадетов. Учебные программы, правда, и в колледжах, и в полицейских академиях не слишком отличаются друг от друга.

По словам бывших и действующих сотрудников американских правоохранительных органов, с которыми удалось поговорить Русской службе Би-би-си, главным принципом обучения считается принцип личной безопасности полицейского.

«Обычно это называется первым законом правоохранительной деятельности: каждый служебный день для офицера должен закончиться тем, что он вернется домой, к своей семье, а не окажется в больнице или морге», — говорит Сэт Стогтон.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

Протесты в Висконсине: почему в США снова недовольны полицией

Еще в 60-е годы прошлого века, после того, как власти США объявили войну с распространением наркотиков, военные методы обучения получили широкое распространение в американских полицейских колледжах и академиях. Эта практика была расширена после событий 11 сентября 2001 года. Одновременно полицейские управления в разных городах США начали закупать все больше техники и вооружений, которыми раньше пользовались только военные: бронеавтомобили, автоматическое оружие и средства защиты, больше пригодные для реальной войны.

По данным Бюро юридической статистики США, 48% полицейских академий в стране предпочитают «военную модель» подготовки курсантов, и лишь 18% учебных заведений делают ставку на академическую учебную программу. Остальные пытаются совместить оба подхода.

«Проблема заключается в том, что учеба в полицейской академии сегодня больше похожа на курс молодого бойца в армейских подразделениях», — считает исследователь из Университета Нью-Хейвена и бывший полицейский Лоренцо Бойд.

Занятия для кадетов ведут бывшие военные. Большинство из них — ветераны войн в Ираке и Афганистане, которые готовят курсантов к действиям в боевых условиях.

По словам бывшего сотрудника полиции Майами Рубена Галиндо, инструкторы требуют от курсантов беспрекословного подчинения, нередко публично унижая их и заставляя в качестве наказания за ошибки отжиматься и бегать кроссы. Во время занятий, утверждает отставной офицер, преподаватели называют обычных людей на улицах «панками», «наркоманами» и «правонарушителями», с которыми нужно беспощадно бороться.

«Создается впечатление, что инструкторы пытаются сначала полностью подчинить себе курсантов, сломать их, а затем создать из них настоящих бойцов, — говорит Галиндо. — Но мы не готовим военных для отправки во Вьетнам, эти люди выходят на обычные улицы!»

Как подсчитали в том же Бюро юридической статистики, во время учебы курсанты в среднем тратят более 160 часов на огневую подготовку, больше 50 часов — на изучение приемов самозащиты, 38 часов — на совершенствование техники управления автомобилем, и только 8 часов — на изучение методов разрешения конфликтов и переговоры в критической ситуации.

«Лучше стрелять первым»

Во время занятий будущим полицейским объясняют, что каждый встреченный ими на улице человек может представлять опасность, а главный враг офицера — «уверенность в собственном превосходстве».

«Курсантам ежедневно демонстрируют видеосъемки с нагрудных камер или камер в полицейских машинах, на которых офицеров, проявивших неосторожность, избивают, отбирают у них оружие или убивают», — говорит Сэт Стогтон.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

Как полицейские выражают поддержку протестующим против расизма

Практические занятия построены по такому же сценарию. Во время тренировок демонстрируют ситуацию, когда после рутинной остановки машины на трассе подозреваемый неожиданно выхватывает оружие и стреляет в полицейского. Прохожий, которого патруль окрикнул на улице, резко разворачивается и открывает огонь. Еще один распространенный урок состоит в том, что человек с ножом, которого отделяют от полицейского 6 метров, может броситься на офицера и нанести ему несколько ударов еще до того, как полицейский успеет выхватить оружие.

«Существует множество вариаций подобных тренировочных заданий, но все они должны внушить будущему полицейскому одну-единственную мысль — промедление может быть смертельно опасным, — утверждает Сэт Стогтон. — Так что всех кадетов учат, что лучше стрелять первым».

По данным проекта Mapping Police Violence, в 99% процентах случаев офицеры полиции в США не несут ответственности за убийство или причинение увечий гражданским.

Во время обучения возможным ошибкам полицейских посвящают несколько часов занятий, но, как пояснили Русской службе Би-би-си бывшие сотрудники американских правоохранительных органов, на каждом из таких уроков подчеркивается, что ежедневно офицеры подвергают себя куда большей опасности, чем перспектива предстать перед судом из-за допущенной ошибки.

Об этом постоянно пишут и профессиональные издания в США. Так, например, из четырех статей, анонсированных на обложке одного из выпусков Police Magazine, ровно три были посвящены тому, как избежать рисков, которым подвергается полицейский, выходящий на патрулирование улиц.

«В среде полицейских существует расхожая фраза: «Лучше, чтобы тебя судили двенадцать [присяжных — Би-би-си], чем несли шестеро», — говорит Сэт Стогтон. — Так что в большинстве ситуаций, когда полицейские применяют оружие, они делают это не потому, что обозлены, являются расистами или кого-то ненавидят. Они стреляют, потому что боятся за свою жизнь».

Действительно ли работа полицейских в США так опасна?

Еще в начале 70-х годов президент Ричард Никсон назвал полицейских «настоящими солдатами на переднем фронте борьбы с преступностью». В 1994 году президент Клинтон, подписав очередной закон о реформе уголовного законодательства, назвал правоохранителей «отважными мужчинами и женщинами, которые каждый день отдают свои жизни за нас». В 2018-м президент Трамп так описал работу полицейских: «Каждый день офицеры полиции подвергают себя опасности, проверяя темные аллеи и пустынные улицы, открывая двери домов самых опасных преступников».

Согласно официальной статистике, собранной ФБР, ежегодно в США в столкновениях с преступниками погибает более 50 офицеров полиции, почти 60 тыс. правоохранителей сталкивается с нападениями.

Но, по мнению профессора Университета Южной Каролины, бывшего офицера полиции Сэта Стогтона, эта статистика не отражает реальной картины, и сегодня полицейская служба в США куда более безопасна, чем еще 10 или 20 лет назад.

«Да, действительно, на полицейских нападают, но если учесть, что в год полицейские в Соединенных Штатах примерно 63 млн раз контактируют с гражданскими лицами, то получается, что эти нападения происходят только в 0,09% случаев, а убийства полицейских — в 0,00008% случаев», — говорит он, ссылаясь на официальные цифры ФБР.

Специалист по американской полиции рассказал о ее правах и особенностях — Российская газета

Какое оружие и спецсредства может использовать полицейский против граждан?

Евгений Зимин: Большинство крупных департаментов полиции имеют в распоряжении специальные тактические отряды (полицейский спецназ), предназначенные для работы в ситуациях повышенной опасности. Как правило, сотрудники таких подразделений оснащаются штурмовыми и снайперскими винтовками, а также светошумовыми и дымовыми гранатами, гранатами со слезоточивым газом.

Что же касается обычных патрульных полицейских, то если еще в 1980-е годы при необходимости применения силы полицейский мог выбрать лишь между дубинкой и огнестрельным оружием, то в последние два десятилетия арсенал полиции пополнился другими средствами силового воздействия. Это и перцовые баллончики, и резиновые пули, и малоизвестные в России устройства направленной энергии «Тэйзеры», позволяющие фактически парализовать человека на расстоянии до 10 метров посредством дистанционного электрического разряда. Тем не менее огнестрельное оружие нередко идет в ход. Только в Нью-Йорке в 2012 году эта крайняя мера силового принуждения применялась полицейскими 105 раз (14 человек были ранены и 16 убиты).

В каких случаях стражи порядка в США имеют право применять огнестрельное оружие? В каких случаях — против нарушителей, а в каких — против толпы?

Евгений Зимин: В США не существует какого-либо федерального «закона о полиции» или иного нормативного акта, детально регулирующего ее полномочия. Так, например, вплоть до начала 1970-х годов полицейские департаменты США часами обучали своих сотрудников обращаться с огнестрельным оружием, но при этом отправляли их на улицы без каких-либо четких письменных указаний относительно того, при каких обстоятельствах им следует (и при каких — не следует) его применять. Впервые письменное руководство по применению силы и огнестрельного оружия было издано шефом полиции Нью-Йорка в 1972 году. Несмотря на то что его примеру последовали многие департаменты, какого-либо общефедерального правового стандарта применения полицией силы не существовало вплоть до середины 1980-х годов.

Важнейшее значение в данном контексте имело решение по делу «Теннесси против Гарнера» (1985), в котором суд признал неконституционным законодательно закрепленное во многих штатах «правило убегающего преступника», позволявшее полицейскому прибегнуть к использованию огнестрельного оружия (вплоть до причинения смерти) в отношении невооруженного подозреваемого, совершающего попытку к бегству при задержании. Отныне применение крайней меры силового принуждения признавалось законным и обоснованным лишь в том случае, если имелись основания полагать, что подозреваемый представляет существенную угрозу для жизни или здоровья сотрудника полиции или других лиц.

В настоящий момент существует лишь два национальных стандарта применения полицией силы: запрет применения огнестрельного оружия против невооруженного убегающего преступника и более широкий запрет применения какой-либо меры силового принуждения без наличия на то объективной необходимости.

В каких случаях власти США применяют Национальную гвардию?

Евгений Зимин: Национальная гвардия США представляет собой добровольный военизированный резерв вооруженных сил, отряды которого используются губернатором штата в случаях чрезвычайных ситуаций, как правило — стихийных бедствий, массовых беспорядков или их угрозы. В России аналогичные функции выполняют внутренние войска МВД.

В предыдущий раз Национальная гвардия была задействована в апреле 2013 года для поддержки действий полиции после теракта на бостонском марафоне. Ранее отряды гвардейцев оказывали помощь в устранении последствий урагана «Катрина» , а до этого — для охраны общественного порядка после терактов 11 сентября 2001 года.

Размещение отрядов нацгвардии в районе массовых беспорядков, как правило, свидетельствует о том, что ситуация вышла из-под контроля местной полиции, и она не способна самостоятельно восстановить порядок на улицах. Тем не менее относительно недавняя история США знает примеры более серьезных мер, предпринимаемых властью для подавления гражданских беспорядков, когда наряду с национальной гвардией в город входили подразделения федеральной армии.

Почему так жестко действует нацгвардия в Фергюсоне против толпы?

Евгений Зимин: Ну тут, во-первых, следует учитывать, что законодательство штата Миссури признает уголовным преступлением против общественного порядка как активное участие в бунте, так и пассивное, обозначаемое как «отказ разойтись». Последнее означает, что лицо, находящееся в месте гражданских беспорядков, намеренно отказывается подчиняться законным распоряжениям полиции покинуть территорию.

С одной стороны, мы действительно видим, что задействованные в операции подразделения вооружены штурмовыми винтовками (автоматами), применяют светошумовые гранаты и слезоточивый газ, то есть те действия, которые в полицейской терминологии носят название «crowd control» — разгон толпы с целью прекращения или предотвращения эскалации насилия. Несмотря на широкий общественный резонанс, с точки зрения территории конфликта и уровня насилия, текущая ситуация, к счастью, выглядит лишь «бледной тенью» расовых мятежей 1967 года в Детройте, 1980 года в Майами или 1992 года в Лос-Анджелесе.

Как часто в США происходят резонансные инциденты, связанные со спорными действиями полиции? Наподобие того, что мы сейчас наблюдаем в пригороде Сент-Луиса.

Евгений Зимин: Инцидент в Фергюсоне ни в коем случае не является уникальной или беспрецедентной для американского общества ситуацией. Напротив, на протяжении практически всего двадцатого века городские бунты чернокожего населения и их жестокое подавление полицией были характерной чертой американской истории. При этом одной из основных причин наиболее кровопролитных гражданских беспорядков в современной истории США являлись именно притеснения и жестокость полиции в отношении расово-этнических меньшинств.

И как действия стражей порядка оценивала судебная ветвь власти?

Евгений Зимин: В декабре 1979 года в городе Майами, штат Флорида, 33-летний чернокожий мотоциклист Артур МакДаффи, совершив нарушение правил дорожного движения, отказался остановить свой мотоцикл по требованию полиции. После непродолжительного преследования четырьмя полицейскими в жилых кварталах он был задержан и подвергнут жестокому избиению дубинками, в результате которого скончался спустя четыре дня.

По итогам проведенного судебного процесса жюри присяжных, не имевшее в своем составе ни одного афроамериканца, полностью оправдало обвиняемых. Оправдательный вердикт вызвал среди чернокожего сообщества шквал негодования, следствием которого стали чрезвычайно масштабные и разрушительные городские беспорядки. Наряду с силами полиции для восстановления общественного порядка по приказу губернатора штата в город были введены отряды Национальной гвардии — около 3,5 тысячи человек. В результате девятидневного хаоса в общей сложности 67 человек погибли, 1400 были арестованы.

Спустя 12 лет практически зеркальным отражением инцидента с МакДаффи и его последствий становится другой случай. 2 марта 1991 года 25-летний афроамериканец Родни Кинг, двигаясь на своем автомобиле, допустил превышение скорости и попытался скрыться от преследовавших его сотрудников полиции. Шокирующие кадры любительской видеозаписи, на которых полицейские наносят более 50 ударов дубинками лежащему на земле безоружному человеку, транслировались по центральным телеканалам, вызывая массовое возмущение американских граждан неоправданной жестокостью полиции. Четверым участвовавшим в избиении полицейским было предъявлено обвинение. Тем не менее, несмотря на наличие в материалах дела видеозаписи, 29 апреля 1992 года вердиктом жюри присяжных (в составе которого также не было ни единого афроамериканца) трое из четырех обвиняемых были полностью оправданы, а четвертый получил символическое наказание.

Недовольство быстро переросло в наиболее масштабные и кровопролитные гражданские беспорядки в современной истории США. Полиция оказалась не в силах восстановить порядок и по приказу губернатора штата в город были введены около 10 тысяч национальных гвардейцев. Спустя двое суток по приказу президента Джорджа Буша-старшего эта группировка была усилена отрядами федеральной армии в количестве 4 тысяч военнослужащих. В результате восьмидневных уличных столкновений погибли более 50 человек, около 2300 получили различного рода ранения и от 7 до 12 тысяч были арестованы. Кроме того, были уничтожены или повреждены около тысячи зданий, а беспрецедентный для такого рода ситуаций материальный ущерб составил около 1 млрд долларов США.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия — с изменениями, проверено 20.03.2021 — Закон о полиции


Статья 23. Закона о Полиции РФ. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

  • для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  • для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
  • для освобождения заложников;
  • для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  • для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  • для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  • для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

  • для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  • для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  • для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
  • для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Комментарий к ст. 23 Закона о Полиции

1. Групповым нападение считается в случае, когда его осуществляют два и более физических лица. Групповым оно будет вне зависимости от того, был ли у данных лиц предварительный сговор о совместных действиях (нападении), и даже в случае, если они затем будут признаны невменяемыми.

2. Несовершеннолетний, о котором речь идет в комментируемом Федеральном законе, – это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

3. В случае применения или использования табельного боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов начальник органа (подразделения) внутренних дел, разрешивший их передачу, назначает служебную проверку.

4. Если будет доказано, что боевое ручное стрелковое оружие и (или) боеприпасы применялись или использовались неправомерно, они подлежат сдаче по указанию лица, разрешившего их выдачу.

5. Каждый сотрудник должен знать и беспрекословно соблюдать установленные меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

6. В пункте 3 ч. 1 ст. 23 анализируемого Федерального закона употреблено понятие “заложник”. Под таковым подразумевается физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.

7. Значительным скопление граждан будет во всех случаях, когда надзирающими и (или) контролирующими деятельность сотрудника полиции должностными лицами (органами) данное количество людей может быть расценено как значительное скопление граждан.

8. О понятии “транспортное средство” см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

9. О понятиях “оружие”, “боеприпасы”, “взрывчатые вещества” см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

10. Огнестрельным оружием является оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

11. О понятии “преступление” см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

12. О понятиях “подозреваемый” и “обвиняемый” см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

13. О понятии “радиоактивные вещества” см. комментарий к ст. 16 настоящего Федерального закона.

14. О понятии “инвалид” см. комментарий к ст. 22 настоящего Федерального закона.

15. См. также комментарий к ст. ст. 20 – 22 настоящего Федерального закона.

Порядок применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия

Порядок применения табельного оружия — это действия и особенности, которые сотрудников полиции должны учитывать: перед, при и после применения сотрудниками огнестрельного (табельного) оружия.

Перед

применением оружия сотрудник полиции должен:

1.Информировать лицо, против которого возможно применение табельного огнестрельного оружия, о своей принадлежности к полиции.

С учетом скоротечности ситуаций, в которых встает вопрос о применении огнестрельного оружия, выполнение данной нормы обязывает сотрудника полиции прежде всего меры к тому, чтобы посягающему или задерживаемому лицу стало известно о его принадлежности к полиции. В большинстве случаев специальных заявлений на этот счет не требуется, поскольку сотрудник полиции действует в форменной одежде в условиях достаточной видимости, и ситуация ясна. Аналогично обстоит дело и тогда, когда посягающее или задерживаемое лицо лично знает данного сотрудника полиции.

Однако если сотрудник полиции находиться без форменной одежды или в обстановке, когда посягающее или задерживаемое лицо в силу плохой видимости, наличия препятствий и иных причин имеет основания усомниться в его должностном статусе, перед требованием прекратить посягательство или остановиться он, если позволяет обстановка, должен громко объявить о том, что является сотрудником полиции, продемонстрировав, если ситуация под контролем, свое служебное удостоверение.

2. Обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность для производства выстрела.

Ранее это действие относилось к стадии “при применении оружия”, но юридически уже обосновано, что необходимо настоящее толкование в случаях: осмотра в ночное время и в условиях ограниченной видимости подвалов, чердаков, нежилых строений, строящихся объектах, квартир и объектах где сработала сигнализация, доставка правонарушителя явно превосходящего по физической силе сотрудника полиции, доставка группы лиц одним сотрудником, преследование преступника и т.п. Но также нельзя без надобности обнажать оружие, что может привести к непроизвольному выстрелу со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для граждан и самого сотрудника полиции.

Таким образом, обнажение огнестрельного оружия до его применения преследует две основные цели:

-оказание психологического воздействия на правонарушителя. Многие правонарушители считают, что сотрудник полиции побоится применять табельное оружие, а также в шутку говорят, что у него в кобуре находится огурец, а не пистолет.

-сокращение времени до применения огнестрельного оружия. То есть не предоставляя возможному объекту, против которого возможно применение табельного оружия льгот, первому применить оружие.

3. Предупредить лицо, в отношении которого возможно применение оружия, о своем намерении.

Хотя предупреждение по-прежнему остается общим предварительным условием применения сотрудником полиции огнестрельного оружия, возможности применения его без предупреждения значительно расширены.

При

применении оружия сотрудник должен:

1. Причинить лицу, против которого применяется огнестрельное оружие наименьшего вреда.

Причинение телесных повреждений, а, тем более, смерти ни в коей мере не является целью применения огнестрельного оружия. Такими целями выступают пресечение преступного посягательства и задержание лица, его совершившего, для передачи в руки правосудия. Следовательно, если ситуация все же вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к огнестрельному оружию, он должен стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда. Например, для задержания лица, совершающего побег из-под стражи на угнанном или захваченном транспортном средстве, в ряде случаев может оказаться достаточным применения оружия по колесам транспортного средства, но не по самому беглецу (хотя основания для этого имеются).

Наконец, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам).

2. Не допустить причинение ущерба посторонним лицам.

После применения оружия сотрудник должен:

1. Оказать доврачебную помощь лицам, получившим в результате применения огнестрельного оружия телесные повреждения.

Помощь должна оказываться всем пострадавшим. Вместе с тем, оказывая помощь посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник полиции должен соблюдать меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны. Сотрудник полиции после применения оружия, в случаях ранения правонарушителя должен: оружие поставить на предохранитель, поместить оружие в кобуру (а в последующем имеет право передать только своему прямому руководству), гильзы не подбирать, а только потом оказывать медицинскую помощь.

2. Обеспечить охрану места применения оружия в случаях повлекших смерть, ранение граждан или значительный материальный ущерб.

Посторонние к телу убитого не допускаются, стреляные гильзы и пули не подбираются, оружие не чиститься, не разряжается, а лишь ставиться на предохранитель. Охрана места происшествия должна быть произведена с помощью подручных ограждений с привлечением ближайших нарядов полиции, народных дружинников и законопослушных граждан.

3. Уведомить прокурора о случаях ранения и смерти граждан.

4. Уведомить родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения сотрудником полиции оружия.

5. Представить рапорт о применении оружия.

Список используемой литературы:

· Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка./Приняты 8 Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращение с правонарушениями, состоявшимся в период с 27.08. по 07.02.1990г. в Гаване\. Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия – ООН: Нью-Йорк, 1992.

· Закон РК “Об органах внутренних дел РК” от 21.12.95г.

· Приказ МВД РК №499 от 23.07.02 года. Об утверждении Положения о специальных приемниках ОВД для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

· Приказ МВД РК №385 от 1.06.02 года. Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания ОВД.

· Приказ МВД РК № 386 от 1.06.02 года. Об утверждении Инструкции по организации несения службы, обеспечению охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания.

· Приказ МВД РК №387 от 1.06.02 года. Об утверждении Правил конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

· Приказ МВД РК № 262 от 12. 06. 96 г. «О мерах по выполнению Постановления Правительства РК от 30. 05. 96 г.» , № 665 «О мерах по оказанию социальной, медицинской и иной помощи не имеющих определенного места жительства, документов».

В каких случаях статья 23 допускает применения оружия

Части 1 и 3 23 статьи закона «О полиции» показывают, в каких случаях полицейские могут произвести выстрел. Перечислим основные.

  1. При задержании лица, обнаруженного во время совершения преступления, связанного с нанесением тяжкого вреда жизни и здоровью, когда задержать его другим способом невозможно.
  2. При посягательстве на жизнь и здоровье самого полицейского либо иного лица.
  3. Во время освобождения заложников.
  4. При предотвращении завладения боеприпасами либо специализированной техникой, предназначенной для сотрудников полиции.
  5. При защите государственных либо общественных объектов и граждан в случае вооруженной, либо групповой атаки.
  6. При задержании лица, отказывающегося сдавать какие-либо представляющие опасность вещества и устройства или оказывающего вооруженное сопротивление.
  7. При предотвращении побега подозреваемых или осужденных, заключенных под стражу, или насильственного освобождения вышеупомянутых лиц.

Важно: перечисленные выше ситуации позволяют производить выстрел вне зависимости от того, работает сотрудник один или в составе группы.

Дополнительная информация содержится в части 3 23 статьи закона «О полиции».

Среди других обстоятельств, дающих право на использование оружия, перечислены повреждение транспортного средства с целью остановить управляющего им гражданина, отказывающегося подчиниться требованиям полицейских, а также обезвреживание животного, представляющего угрозу жизни.

Другой пункт затрагивает применение огнестрельного оружия для разрушения замков и подобных устройств, если проникновение обусловлено применением статьи 15 закона «О полиции».

Также допускается производство предупредительного выстрела, призыва на помощь или тревожного сигнала по направлению вверх либо в сторону, позволяющую сделать безопасный выстрел.

Правомерность применения огнестрельного оружия


фото: fotolia. com
В письмах содержатся просьбы прокомментировать понятие необходимой обороны, ответить на вопросы, что следует понимать под превышением необходимой обороны, разъяснить порядок применения оружия.

Отвечая на эти просьбы, прежде всего обратимся к ст.45 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Уголовным законодательством под необходимой обороной понимается защита личности и прав обороняющегося или других лиц охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда нападающему. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможностей избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти (ч.1,2 ст.37 УК РФ).

Для правомерной обороны не требуется пропорциональности, соразмерности между способами и средствами защиты и способами и средствами посягательства. Вред, причиненный нападавшему лицом в состоянии необходимой обороны, может быть более значительным, чем вред, который мог бы быть причинен этому лицу.

Невооруженное нападение может представлять для жизни непосредственную опасность, предотвращение которой посредством оружия вполне оправданно и допустимо. Требование пользоваться при защите тем же оружием, что и нападающий, ставит обороняющегося в худшее положение, чем преступника. У защищающегося нет времени для размышлений, соразмерны ли применяемые им способы и средства защиты способам и средствам посягательства. В состоянии душевного волнения, вызванного нападением, его внезапностью, обороняющийся не может точно определить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты. Поэтому средства защиты могут быть более эффективными, вплоть до применения оружия против невооруженного лица или невооруженных лиц.

Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей и может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия (ст.24 Федерального закона «Об оружии»).

Совершенные в состоянии необходимой обороны действия, хотя и подпадают под признаки преступного деяния, но не считаются преступлением и не влекут уголовной ответственности.

Право на необходимую оборону чаще всего возникает при преступном посягательстве. Однако не требуется, чтобы посягательство было бы обязательно преступное. Достаточно, чтобы оно было общественно опасным и по объективным признакам воспринималось как преступное нападение. Поэтому необходимая оборона может служить и против отражения нападения со стороны душевнобольных, малолетних и лиц, действующих под влиянием устраняющей их вину фактической ошибки.

Посягательство должно быть наличным, т.е. нападение уже начало осуществляться или была непосредственная угроза нападения, т.е. было ясно, что нападение может тотчас же, немедленно осуществиться. Состояние необходимой обороны наступает не только в самый момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения.

Посягательство должно быть действительным, реальным. Если человек оборонялся от кажущегося ему нападения, то такую оборону квалифицируют как мнимую. Мнимая оборона – это оборона против воображаемого, но в действительности не существующего посягательства. При необходимой обороне допускается защита не только собственных интересов обороняющегося, но и интересов других лиц, а также интересов общества и государства; защита осуществляется путем причинения вреда нападающему; защита должна быть своевременной и не превышать пределов необходимой обороны.

Закон прямо указывает, что лицо имеет право на необходимую оборону независимо от того, мог ли он избежать грозящей опасности, уклониться от нападения, спастись бегством, обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Состояние необходимой обороны может иметь место тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела для оборонявшегося не был ясен момент его окончания. Другими словами, обороняющийся совершил защитные действия непосредственно вслед за хотя бы и оконченным нападением, но последний не сознавал, что нападение окончено.

Действия, совершенные в целях предупреждения нападения в будущем, не образуют необходимую оборону. Причинение вреда нападающему после того как нападение завершено или прекращено, также не образует необходимую оборону.

Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства (ч.3 ст.37 УК РФ). Явно не соответствующим посягательству следует считать защиту, осуществленную такими средствами и методами, применение которых не вызывается ни характером и опасностью посягательства, ни реальной обстановкой его совершения и которые без явной необходимости причинили нападавшему тяжкий вред.

Причинение нападавшему легкого и средней тяжести вреда, побоев лицом, находящимся в состоянии обороны, исключает возможность привлечения его к уголовной ответственности за превышение пределов необходимой обороны.

Привлечение обороняющегося к уголовной ответственности возможно лишь в случае причинения нападавшему тяжкого вреда или его смерти.

Крайняя необходимость – это такое состояние, при котором лицо устраняет опасность, непосредственно угрожающую личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, или эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ч. 1 ст.39 УК РФ). Действия, совершенные в состоянии крайней необходимости, не влекут за собой уголовной ответственности.

Вред при крайней необходимости причиняется не лицам, создавшим опасность, а третьим лицам, посторонним по отношению к источнику опасности. Под третьими лицами понимаются физические и юридические, а также государство и общественные организации, не являющиеся юридическими лицами. Причинение вреда, равного тому, который мог наступить, или вреда большего, не может быть оправдано состоянием крайней необходимости.

Важнейшим условием правомерности акта крайней необходимости является приоритет выбора средств, направленных на устранение опасности без причинения вреда, должен быть избран именно этот путь. В этом состоит главное отличие необходимости от необходимой обороны.

Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ч.2 ст.39 УК РФ).

Следует иметь в виду, что неосторожное причинение вреда в случае превышения пределов крайней необходимости исключает уголовную ответственность.

Опасность уже миновавшая, как и еще лишь возможная в будущем, не может породить состояние крайней необходимости. В тех случаях, когда имеет место провокация крайней необходимости, т.е. искусственное создание опасности в качестве повода для умышленного совершения преступления, ответственность для лица, провоцирующего создание такой ситуации, наступает на общих основаниях, как за конкретный состав преступления.

Провокация может иметь место и при необходимой обороне. Не признается состояние необходимой обороны в тех случаях, когда лицо умышленно спровоцировало нападение, чтобы иметь возможность под предлогом обороны причинить вред нападающему.

В соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, должен быть возмещен лицом, причинившим его. Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд может возложить обязанность возмещения вреда на лицо, по вине которого возникла опасность причинения вреда или в интересах которого действовал причинивший вред, либо частично или полностью освободить его от возмещения вреда.

Таким образом, гражданин вправе применять оружие при нападении, как против нападающих с оружием, так и без оружия. При обороне не требуется соразмерности между способами и средствами защиты и способами и средствами нападения. Каждый гражданин имеет право на защиту своей личности и своих прав от общественно опасного посягательства независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Применять оружие следует крайне взвешенно и осторожно, не нарушая пределов необходимой обороны и крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие. Нельзя иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, иных массовых акциях. О применении оружия гражданин обязан сообщить не позднее суток в органы внутренних дел.

Владимир БЕЛЯЕВ, юрист 31 октября 2013 в 00:00

Что можно отнести к вооруженным нападениям

23 статья закона «О полиции» (куда обращаются в случае вымогательства или кражи), часть 2 дает пояснения касательно того, что можно считать вооруженным нападением.

Она разъясняет, когда применимы положения части 1.

Таким образом, вооруженным сопротивление или нападение считается в случае использования:

  • любого из видов оружия;
  • устройств, которые визуально не отличаются от оружия и обладают схожей конструкцией;
  • веществ и приспособлений, которые могут представлять серьезную угрозу жизни или здоровью.

Повторим: применение вышеупомянутых средств позволяет отнести сопротивление или нападение к вооруженным.

В таких случаях пункты 5 и 6 части 1 23 статья закона «О полиции», допускает применение огнестрельного оружия полицейскими.

Что считается групповым нападением, о котором говорится в статье 23? Таковым называют атаку с участием двух и более граждан.

При этом не имеет значения, был ли между ними сговор об осуществлении противоправных действий.

Если впоследствии участвующие в нападении будут признаны невменяемыми, оно все так же классифицируется как групповое.

Правовые основы и порядок применения частными охранниками огнестрельного оружия.

В нашем образовательном учреждении, дополнительного профессионального образования «Центре профессиональной подготовки», проходят обучение будущие охранники 6 разряда, которым во исполнение своих обязанностей придется нести службу с оружием. Наиболее часто встречающимся вопросом, который задают обучаемые, это порядок применения оружия. В своих лекциях мы обращаем внимание будущих охранников на то, что главная цель наличия огнестрельного оружия у частного охранника это демонстрация силы и подтверждение достаточно серьезного уровня защиты от возможных посягательств и нападений при оказании конкретных охранных услуг. Применение оружия частным охранником, как правило, должно ограничиваться предупредительным выстрелом или остановочной стрельбой на задержание (стрельба по нижней части туловища, по конечностям). Стрельба на поражение в жизненно важные органы человека (в шею, голову, верхнюю часть туловища) может применяться только в самых крайних случаях.

В связи с неоднократными участившимися случаями нападения на сотрудников охраны, а также не правомерными действиями, касающимися применения служебного оружия, хотелось бы остановиться на ряде моментов, правомерности применения огнестрельного служебного оружия частными охранниками, в повседневной деятельности. Наличие огнестрельного оружия у гражданина, даже являющегося сотрудником охранного предприятия, не дает ему право применять его по любому поводу. Порядок получения, хранения и применения оружия строго регламентирован действующим законодательством, накладывающим на владельцев определенные ограничения.

Проводя обучение в ЧОУ ДПО «ЦПП» по программе подготовки частных охранников, преподавательский состав неоднократно останавливается на доведении данного вопроса до обучаемых, однако как показывает практика у многих обучаемых данный вопрос не находит должного понимания, хотя он очень немаловажен, для работы в качестве частного охранника. Хотелось бы остановиться на тех моментах, когда же частному охраннику можно применять оружие: И так на основании закона РФ «О Частной Детективной и Охранной Деятельности» охранники имеют право применять оружие в следующих случаях: — для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается опасности, — для отражения вооруженного, группового нападения на охраняемое имущество, — для предупреждения (выстрелом в воздух), о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Хотелось бы также обратить внимание на немаловажный вопрос; в отношении кого нельзя применять огнестрельное оружие частному охраннику: — в отношении женщин, с явными признаками беременности, — в отношении инвалидов, с явными признаками инвалидности, — в отношении несовершенно летних, когда их возврат известен или очевиден. За исключением случаев оказания этими категориями вооруженного сопротивления, А также совершения ими группового вооруженного нападения угрожающего жизни и здоровью охранника и охраняемому имуществу. Как и для сотрудников правоохранительных органов, для охранников устанавливается определенный порядок действий, связанных с боевым применением любого вида оружия.

1. Предупредить о намерении применения оружия (предоставив, таким образом, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия). 2. Стремиться, чтобы любой ущерб, связанный с применением оружия был минимальным. 3. Обеспечить лицам, пострадавшим от применения оружия оказание первой помощи, а также незамедлительно уведомить об этом органы здравоохранения и внутренних дел. 4. Обо всех случаях применения оружия, а также причинения телесных повреждений незамедлительно уведомить органы прокуратуры не позднее 24 часов.

Также не могу отдельно не остановиться на таком вопросе как предупреждение о намерении применить оружие. В соответствии с Законом «Об оружии» (статья 24. Применение оружия гражданами РФ) граждане РФ могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение лица, против которого применяется оружие. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам. Необходимо помнить, что запрещено ношение оружия в состоянии опьянения, а также во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных или публичных мероприятиях, за исключением лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных мероприятиях с использованием спортивного оружия, казаков, участвующих в собраниях казачьих обществ, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением казачьей формы, лиц участвующих в религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением национального костюма, в местностях, где ношение клинкового холодного оружия является принадлежностью такого костюма, а также лиц, уполномоченных организатором определенного публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении.

Всем тонкостям применения оружия и порядке несения охранной службы граждан готовы обучить в ЧОУ ДПО «ЦПП». Лекции и практические занятия, проводимые в нашем учебном центре, позволяют подготавливать специалистов высокого уровня. Практическую отработку навыков в применении оружия, можно пройти в ССК «КАЛИБР».

ответы ТСП РЯД / ответы по теме 10 / 57. Порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД

  1. Порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД?

Статья 19.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции, либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение, либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Оренбургские полицейские на трассе Оренбург — Беляевка отправились в погоню со стрельбой за нарушителем

Чтобы остановить лихача автоинспектор несколько раз выстрелил по колесам иномарки. Подозрительную машину экипаж ДПС приметил на 35 километре автодороги Оренбург-Беляевка. Требование об остановке водитель проигнорировал и нажал на педаль газа. Водитель иномарки, пытался уйти от преследования, совершая опасные маневры на трассе и угрожал безопасности других участников движения.

Полицейские приняли решение стрелять по колесам нарушителя. Предупредительный выстрел в воздух не заставил водителя одуматься. Прицельными выстрелами из табельного оружия инспектор пробил 3 колеса автомобиля нарушителя. Водитель поврежденной машины свернул с трассы в село Крючковка. Местные жители не радушно встретили гонщика. Мужчина на улице Луговой запустил снежный ком в машину приезжего.

Поняв, что на дисках далеко не уехать, лихач на ходу выпрыгнул из машины и попытался сбежать, но был задержан.
От медицинского освидетельствования на опьянение нарушитель отказался, хотя у инспекторов на этот счет были большие подозрения. Кроме того, у лихача не оказалось при себе водительских документов. Невыполнение законных требований инспектора об остановке и многократное нарушение нарушение правил дорожного движения, которые запечатлел видеорегистратор патрульной машины,  войдут в букет нарушений, за которые придется ответить 38-летнему жителю поселка Караванный Оренбургского района. “Форд-Фокус” с пробитыми колесами помещен на специализированную стоянку.

 

Подписаться на новости orengrad. ru можно здесь.

 

Полиция договорилась: 1.8 млн шекелей за смерть Соломона Таки

сайт facebook. на фото Соломон Така

Полиция Израиля договорилась о выплате компенсации в размере 1.8 млн шекелей семье погибшего правонарушителя Соломона Таки, который пострадал от срикошетившей от земли пули при попытке нападения на полицейского.

Така погиб летом 2019 года в парке Кирьят-Хаим. Его гибель вызвала мощную волну «эфиопских» беспорядков по всему Израилю.

Активисты движения за права репатриантов из Эфиопии считают, что полиция действует из расистских побуждений и систематически сегрегирует репатриантов по национальному признаку.

В мае 2020 года родители Таки подала в окружной суд Хайфы гражданский иск против полиции и стрелявшего в размере 2.5 млн шекелей. Адвокаты стороны истца утверждали, что полицейский, который застрелил Таку, необдуманно применил в отношении правонарушителя чрезмерную силу.

Кроме договоренностей о денежной компенсации в мировом суде Хайфе продолжается судебный процесс по делу офицера полиции, который застрелил репатрианта из эфиопской общины, правонарушителя Соломона Таку при нападении в парке Кирьят-Хаим. Полицейский, который в момент инцидента был в гражданской одежде, обвиняется в причинении смертельных повреждений по неосторожности.

Юристы также обвинили полицейского в «несдержанности, приведшей к поспешным действиям насильственного характера, и неоказании первой помощи раненому». Они определили действия обвиняемого как «преступное равнодушие в отношении раненого».

Представитель отдела внутренних расследований полиции МАХАШ заявил в суде, что непосредственно перед инцидентом со стрельбой Така и его сообщники пытались отобрать наличные и мобильный аппарат у 13-летнего подростка, который продавал наркотики в городском парке.

В суде также была заслушана запись разговора полицейского с дежурной полиции.

Кто такой Соломон Така

Ранее сообщалось о подробностях убийства Соломона Таки, который был застрелен в парке Кирьят-Хаим в июне 2019 года.

Вечером в день убийства Така и двое его подельников пытались ограбить 13-летнего школьника, отобрав у него мобильный телефон и наличные. Полицейский вступился за школьника и удерживал его обидчиков, пока подросток не убежал.

С этого момента Така и его знакомые стали бросать камни в направлении офицера полиции. Почувствовав угрозу жизни и здоровью своей семьи, он достал пистолет и выстрел в направлении земли. Отскочившая от земли пуля попала в Таку, от полученного ранения правонарушитель скончался.

Активисты эфиопских беспорядков утверждают, что полицейский не должен был доставать пистолет и открывать огонь в землю ни при каких обстоятельствах.

Всего в полиции есть 14 открытых уголовных дел против Соломона Таки.

Среди них – избиение родной сестры; избиение знакомой девушки; нападение на медсестру в местной поликлинике, хулиганство и вандализм; нападение на пенсионерку при попытке ограбления на улице, подозреваемый наехал на женщину на электровелосипеде.

Последний арест Таки был произведен полицией за месяц до его убийства по подозрению в организации лаборатории по производству наркотиков.

90 000 предупредительных выстрелов: может быть законным, а может и нет | Техас