Пушкин и правила дуэли • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Подготовил Андрей Борзенко

Всероссийский музей А. С. Пушкина

Условия дуэли Пушкина и Дантеса были составлены и подписаны около двух часов пополудни 27 января 1837 года их секундантами — инженерным под­полковником Константином Данзасом и атташе французского посольства в Петербурге виконтом д’Аршиаком. Максимально жестокие условия, очевидно предполагавшие смертельный исход, были вполне обычны для русской дуэли того времени. При этом само формальное утверждение правил поединка Пушкин считал излишним, равно как и поиск секунданта: он хотел окончить дело как можно быстрее и при этом избежать огласки. Однако это было бы нарушением дуэльных правил, на что Пушкину указал виконт д’Аршиак.

«1. Противники становятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 5 шагов (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
     2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
     3. Сверх того, принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии.
     4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезуль­татности поединок возобновляется как бы в первый раз: противники становятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
     5. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.
     6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномо­чиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий».

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

«Монти Пайтон» дня

О Гамлете

Кинохроника дня

Батька Махно в 1919 году

Слово дня

Пока

Архив

Антропология, История

Сокровища на антресолях, летающий слон, перевод «Махабхараты» и встреча с Индией

ГусьгусьКандидат игрушечных наук

Как связаны лизун и кетчуп? Для чего придумали слайм? И при чем тут «Охотники за привидениями»? В нашем новом детском подкасте рассказываем о химии с помощью популярных игрушек

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Как организовать дуэль • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсНеизвестный ЛермонтовЛекцииМатериалы

Материалы

Краткий путеводитель по греческой философии

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма

Краткий учебник по русскому авангарду

Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

Элементарный путеводитель по философии XX века

9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени

История Японии в 20 пунктах

Самые значимые для понимания японской истории даты и события

«Волк, коза и капуста» с писателями

Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским

Узнайте писателя по детской фотографии

Физиогномический тест

Как читать и понимать хайку

Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво

Найдите стульям дома

Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью

«Мемори» с Романовыми

Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых

Как вы понимаете японцев?

Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев

Соберите авангард из кусочков

Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда

Соберите кирасира-трансформера

Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус

Дневник глазами литературоведа

Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу

Художник Давид — изобретатель зиги

Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки

История западного Средневековья в 90 пунктах

Интерактивная шпаргалка

Как Наполеон создал нации Европы

Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках

Все измы XIX века

Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма

Расставьте модников в хронологическом порядке

Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?

Архитектурная азбука

Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках

«Александр Невский»

Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»

Зачем нужны денди

Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам

Кто есть кто в былинном мире

Путеводитель по былинным персонажам

Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»

Эмодзи-Пастернак

Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки

Зачем фальсифицируют историю

Объясняет историк Иван Курилла

Как организовать дуэль

Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили

Поэзия Пастернака: гид для начинающих

16 стихотворений для первого знакомства с поэтом

Кто такой средневековый человек

Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя

События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века

Почему «Велесова книга» — это фейк

10 причин, почему она не может быть подлинной

Как читать Карла Маркса

Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно

9 мифов о Лермонтове

Знания, которые срочно нужно забыть

Загул Пушкина с цыганами

Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку

Очень краткая история архитектуры

Приключения строительных конструкций

Европейские театры XVI–XVII веков

Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения

Англия эпохи Шекспира в датах

Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Русские — скифы?

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

«Собака» или новый Пушкин?

Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли

Неизвестный скабрезный текст Лермонтова

Первая публикация неизданного рассказа с комментарием

Потемкинские деревни, которых не было

Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?

Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»

От Пушкина до Зализняка: хроника

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Кто окружал Русь

Cписок соседей русских земель в XIII веке

Поддельные русские в ненастоящем Крыму

Знаменитая историческая фальсификация в комментариях

Где Делакруа?

Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Семь мифов о Горьком

Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда

«Москва — Третий Рим»: история спекуляции

Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется

Заболоцкий за 10 минут

Подборка от Александра Архангельского

Девять мифов о Есенине

Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда

Что мы знаем о Страшном суде

Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях

Как читать летописи

Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст

О чем говорит здание мэрии Москвы

Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом

Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

Каким предстает киевский князь в былинах

Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер

Былины — не крестьянский жанр

Развенчание массового заблуждения

Что такое «параноид жилья»

При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед

Кто придумал термин «серебряный век»

Как вошел в обиход уже привычный термин

Хорошо ли вы знаете советский быт?

Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея

Кто такие половцы?

То, что нужно знать о загадочном народе

Основатели символизма: the best

Целая эпоха в 10 стихотворениях

Философия Стругацких

Рассказывает литературовед Илья Кукулин

Все сюжеты русских былин

Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

Игра: как поменять лампочку в туалете

Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?

Как воспитать почтового голубя

Инструкция для начинающего голубевода

Как продать крепостного

Инструкция от историка Игоря Курукина

Как уберечься от чумы

Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века

Как писать на бересте

Инструкция из Древней Руси

Семь тестов на знание всего

Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке

23 мифа, которые раздражают ученых

Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете

Исследователь истории дуэли Алексей Востриков объясняет, что делать, если вы русский дворянин первой половины XIX века и вам нанесли оскорбление

Подготовила Юлия Богатко

Вуди Аллен и Гарольд Гулд на съемках фильма «Любовь и смерть». 1975 год  © ebay.com

У каждого дворянина существовало представление о дуэльной норме, каждый знал, как «положено» делать вызов и принимать его, в каких случаях можно принять извинение и не доводить дело до поединка, а если он неизбежен — какое выбрать оружие, как вести себя на поле чести и так далее. Но в жизни в идеальные схемы всегда вмешиваются случайные обстоятельства, внешние силы, собственные слабости или амбиции. В реальных дуэлях норма реализуется с допущениями, поправками, а иногда и с прямыми нарушениями общепринятых правил, хотя, так или иначе, с оглядкой на них. 

Естественно, Лермонтов прекрасно знал неписаный кодекс дуэльных правил, что, однако, не значит, что он сам в жизни, а уж тем более его герои, вел себя по правилам. Ни одна из лермонтовских дуэлей (ни биографических, ни литературных) не была образцовой. Но все они были проведены и восприняты на фоне нормы, общеизвестной тогда, а впоследствии подзабытой. 

1.  Убедитесь, что ваша честь (или честь тех, за кого вы в ответе — жены, родителей, подчиненных или крепостных) оскорблена. Вызвать дворянина на дуэль может только дворянин: обиду от царя можно стерпеть, обнаглевшего купца — сдать в полицию, охамевшего слугу — прибить палкой. На дуэли вы должны продемонстрировать, что честь для вас превыше всего — и жизни, и почти неизбежного наказания. Всем очевидно: без этого вы не сможете быть полноправным членом благородного общества.

2. Нанесите формальное оскорбление, запустив тем самым ритуал дела чести и обозначив, что конфликт перешел допустимые границы. Сделайте это словом («Сударь, вы подлец/хам/негодяй/трус/лжец/мальчишка/молокосос/глупец/дурак/невежа») или, жестче, делом, показав, что вы относитесь к сопернику как к неблагородному человеку, которого можно и ударить. Но это должно быть не насилие, а знак насилия: пощечина, удар перчаткой, бросок перчатки в лицо, особенно унизителен удар тростью. После этого никакие извинения уже невозможны; обидчик может сказать только что-то вроде: «Дело не может этим окончиться», «Вам это даром не пройдет», обозначив, что делает вызов. Покидайте общество, перепоручив все переговоры секундантам. Не бравируйте словами «дуэль» или «сатисфакция» — достаточно сказать что-то вроде: «Мой друг капитан NN будет у вас завтра в полдень» или «Я живу там-то и по утрам всегда дома».

3. Обдуманно выберите секунданта: приглашение — это знак доверия, от него трудно отказаться, поэтому нужно звать того, кто точно справится. Секунданты отвечают за все: за соблюдение правил поединка и равенство соперников на поле боя; за соответствие условий дуэли серьезности нанесенной обиды, чтобы благородный бой не превратился ни в посмешище, ни в бойню; за то, чтобы дуэль не привлекла лишнего внимания; наконец, потом они будут отвечать перед законом вместе с дуэлянтами. Помните, первое, что сделает секундант, — попытается использовать все благородные возможности, чтобы предотвратить дуэль. Если у вас и соперника нет подходящих секундантов или вы не хотите обрекать никого на наказание, можете договориться об условиях самостоятельно или позвать кого-нибудь в последний момент в качестве ассистента.

Сцена дуэли Онегина и Ленского в опере «Евгений Онегин». 1947–1953 годы © Мультимедиа-арт-музей

4. Пусть секунданты договорятся о времени. Если оскорбление произошло публично, то любое промедление может быть расценено как трусость. Но если ссора хранится в тайне, то соображения осторожности и подготовка к поединку могут потребовать отсрочки в несколько дней. Если лето — деритесь на рассвете: в эти часы служащие служат, а неслужащие спят. Если зима — деритесь после полудня.

5. Пусть секунданты договорятся о месте. Поезжайте на природу, туда, где нет лишних глаз. Если вы петербуржец, вам подойдут Черная речка или Волково поле, если москвич — Сокольники или Марьина Роща. Там надо найти удобную просторную поляну, на которой ни один из соперников не получит преимущества. Главное — будьте начеку: выезд серьезной компании ни свет ни заря в незнакомую местность вызывает подозрения у властей.

6. Пусть секунданты договорятся о результате. В зависимости от того, насколько серьезно оскорбление, можно постановить, что поединок будет прекращен по прошествии определенного времени или после обмена определенным числом выстрелов. Бой можно вести до первой крови или раны, до невозможности продолжать его, наконец, до смертельного результата — хотя такое условие на самом деле чистая бравада: ни один секундант не позволит драться серьезно раненному принципалу.

7. Пусть секунданты договорятся об оружии: обычно его выбирает оскорбленный. Выбирайте огнестрельное оружие, если вы сильно задеты, холодное — если не очень. Если вам навязывают драку на шпагах, а вы не умеете фехтовать, нет ничего зазорного в том, чтобы отказаться: мастерство — преимущество, уместное на поле брани, но не на поле чести. А вот оснований для отказа от пистолетов быть не может. Если вы выбираете шпаги (студент может выбрать рапиру, гусар или улан — саблю), то велик шанс, что дело кончится царапиной или раной. Пистолеты уравнивают противников в шансах, а ужесточение правил, например стрельба через платок, ставит исход дуэли в прямую зависимость от случая.

Дуэльный пистолет. 1815–1820 годы © The Metropolitan Museum of Art

8. Гладкоствольные, заряжающиеся со ствола дуэльные пистолеты приобретайте парами в оружейных магазинах: самые распространенные — французские (лепаж), немецкие (кухенрейтер), бельгийские. По своим боевым качествам, надежности и точности они заметно уступают нарезному оружию, но идеально подходят для дуэли, уравнивая шансы соперников. В идеальном случае оба секунданта привозят по паре пистолетов и уже на месте жребием решают, какая пара пойдет в дело первой, а какая — в случае необходимости, для второго обмена выстрелами. В реальной жизни не всегда есть возможность найти не только две, но даже и одну новую пару; если так, одолжите пистолеты у друзей — пусть даже боевые армейские (тульские), лишь бы одинаковые и не пристрелянные: стрелять на дуэли из пристрелянного пистолета — это убийство. Из личного оружия вы можете стрелять, только если серьезно оскорблены и хотите подчеркнуть, что свою честь защищаете тем же оружием, что и Отечество.

9. Приведите дела в порядок. Будьте готовым, что с дуэли вы отправитесь не домой, а в могилу, в лазарет, в крепость или на Кавказ. Благородный человек не оставит после себя неоконченные дела или неоплаченные долги. Для них может потребоваться отсрочка в несколько дней, о ней похлопочут секунданты. Впрочем, помните: человек с делами и долгами не может позволить себе ссоры. Оскорбить кого-то, а потом просить отсрочки — недостойно. Пусть секунданты договорятся о расстоянии между соперниками: изменить на месте его будет нельзя. Расстояние свыше пятнадцати шагов (без сближения) считается большим — выбирайте его, если миролюбиво настроены. Расстояние от восьми до пятнадцати шагов считается нормальным, оно допустимо и для дуэли формальной, и для смертельной. Если вы настроены серьезно, назначайте расстояние меньше восьми шагов (обычно три). При нем ваш единственный шанс остаться в живых — это выстрелить первым так, чтобы соперник даже еще не успел навести оружие. Этот шанс бесконечно мал, так что готовьтесь, что и вы, и соперник будете смертельно ранены или убиты.

10. С толком проведите ночь перед поединком. Если вы романтик, размышляйте о бренности бытия, пишите завещание, стихи, письма родным или любимой женщине, приводите в порядок бумаги. Если вы суеверный, ничего этого не делайте: готовиться к смерти — значит накликать ее.

11. Оденьтесь правильно: прилично, но не в официальный или парадный мундир. Небрежность в одежде — вызов противнику и неуважение к ритуалу. Одежда не должна защищать от удара, поэтому фехтовать вы будете в одних рубашках или с обнаженным торсом, а стреляться, сняв часы, кошельки, пояса и все, в чем может застрять пуля (кроме нательных крестов и медальонов).

Кадр из фильма Стэнли Кубрика «Барри Линдон». 1975 год © Photo by Moviestore Collection / Rex Features / Fotodom

12. Если вам может понадобиться врач, захватите его по пути на дуэль, но никогда не договаривайтесь заранее: врач обязан сообщить о готовящейся дуэли в полицию.

13. Не опаздывайте: опоздавший считается уклонившимся от боя. Если вы не смогли явиться вовремя по непредвиденным и объективным обстоятельствам, то дуэль откладывается и соперники получают дополнительную возможность для примирения.

14. Приступайте к поединку.

15. Если вы фехтуете и ранены, пусть ничтожно, бой останавливается. Если вы не можете продолжать бой, дуэль объявят оконченной независимо от вашего желания. Если продолжительность боя была ограничена по времени или количеству схваток, то после истечения установленного времени секунданты должны прервать бой, развести соперников и объявить дуэль оконченной. Однако если кровь так и не пролилась, вы прослывете трусами, поэтому изъявите готовность продолжить бой — это защитит вас от обвинений. Если вы или ваш соперник устали, секунданты имеют право остановить бой — он будет продолжен на следующий день на тех же или более жестких условиях. После длительной и безрезультатной фехтовальной дуэли вы или секунданты можете предложить сменить шпаги на пистолеты.

16. Пистолеты заряжаются на месте. Стреляться можно либо по команде одновременно, либо по очереди, либо в любой момент по желанию после команды секундантов «Стреляйте!». В последнем случае у вас появляется выбор между возможностями опередить соперника или прицелиться точнее, однако все равно многое определяет расстояние: при большом можно промахнуться, и тщательно прицелившись; при малом, даже не прицеливаясь, велик шанс, что оба соперника успеют убить или смертельно ранить друг друга.

17. Также вы можете стреляться не с места, а со сближением. Секунданты отметят для вас и вашего соперника по два барьера. Между ближними барьерами расстояние не будет превышать десять шагов, дальние будут отстоять от ближних шагов на десять-пятнадцать; вас и соперника поставят к дальним. По команде «Сходитесь!» или «Сближайтесь!» вы можете двигаться в сторону противника до ближнего барьера или оставаться на месте, прицеливаться и стрелять. Если вы выстрелите первым и промахнетесь, соперник сможет призвать вас: «К барьеру!» Ни в коем случае не пытайтесь идти и целиться одновременно: вы выстрелите на полпути и на полуприцеле, когда не сможете выдерживать напряжения. Если вы неопытны, но осторожны, не сходите с места и цельтесь получше, надеясь на верность руки и надежность пистолета. Опытный дуэлянт быстро подойдет к своему барьеру и спровоцирует противника на неподготовленный выстрел, а затем вызовет к барьеру и расстреляет в упор.

Обелиск в Пятигорске на месте дуэли М. Ю. Лермонтова. Фотография Ивана Шагина. 1950-е годы  © Мультимедиа-арт-музей

18. Вы можете решить для себя, хотите вы стрелять насмерть (целя в сердце, голову, живот) или до крови (в руку, ногу). Если вы по каким-то причинам не хотите стрелять в соперника, вы можете отказаться от выстрела или выстрелить «на воздух», но это нельзя делать первым. Благородно выдержать выстрел и после этого отказаться от своего и принести извинения, однако соперник не обязан эти извинения принимать, и поединок может быть продолжен.

19. После каждого обмена выстрелами вы возвращаетесь на исходные позиции и жребий бросается заново. Правила остаются теми же, но могут быть ужесточены, если, например, соперники считают, что им помешала погода. После обмена выстрелами также могут быть принесены и приняты извинения.

20. Завершайте спор, ритуально обозначая окончание дела чести. Если ваш соперник убит, его секунданты объявят, что вы действовали благородно и по правилам, или же ограничатся констатацией смерти и вежливым обменом поклонами с противниками. Если вы или ваш соперник ранены, то будет оказана первая помощь, при этом поединок объявят завершенным. Если и вы, и ваш соперник остались в живых, то вы примиряетесь, если искренне — то со взаимными извинениями. Если причина ссоры была серьезной и вы не склонны к извинениям, то примиряться за вас будут секунданты: они объявят, что соперники исполнили свой долг и достойным поведением на поединке подтвердили свое благородство.

21. Если все хорошо, отправляйтесь в ресторан. Пейте шампанское.  

Источники

  • Востриков А. В.  Книга о русской дуэли.

    СПб., 2014.

Теги

Инструкция
Эксперт
XIX век

ГусьгусьКандидат игрушечных наук

Как связаны лизун и кетчуп? Для чего придумали слайм? И при чем тут «Охотники за привидениями»? В нашем новом детском подкасте рассказываем о химии с помощью популярных игрушек

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

9 минут

1/6

Не тот герой нашего времени

Как Лермонтов, написав роман в двух частях, обманул Николая I и других читателей

Читает Александр Архангельский

Как Лермонтов, написав роман в двух частях, обманул Николая I и других читателей

15 минут

2/6

Телесный низ в юнкерских поэмах

Обычно замалчиваемые, малоприличные и непечатные стихи и поэмы — ключ к пониманию поздних произведений Лермонтова

Читает Алина Бодрова

Обычно замалчиваемые, малоприличные и непечатные стихи и поэмы — ключ к пониманию поздних произведений Лермонтова

14 минут

3/6

Неправильная «Молитва» Лермонтова

Как Лермонтов всех обманул, написав на сюжет духовного стиха очередное романтическое произведение

Читает Кирилл Головастиков

Как Лермонтов всех обманул, написав на сюжет духовного стиха очередное романтическое произведение

15 минут

4/6

Лермонтов и «Юная Франция»

Женщина-лошадь, идеальный нос, французская бородка и другие заимствования из французской литературы, которые позволял себе русский поэт

Читает Вера Мильчина

Женщина-лошадь, идеальный нос, французская бородка и другие заимствования из французской литературы, которые позволял себе русский поэт

13 минут

5/6

Обреченные отношения в поэтике Лермонтова

40 глаголов, разыгрывающих драму со страшным финалом, в 34 строках стихотворения «Морская царевна»

Читает Андрей Немзер

40 глаголов, разыгрывающих драму со страшным финалом, в 34 строках стихотворения «Морская царевна»

13 минут

6/6

Лермонтов — бренд

Кто и сколько выиграл от смерти Лермонтова и как мертвый писатель становился все более популярным

Читает Алина Бодрова

Кто и сколько выиграл от смерти Лермонтова и как мертвый писатель становился все более популярным

Материалы

За что ругали Лермонтова

Преступления поэта в оценках современников и потомков

Как организовать дуэль

Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили

Найман читает Лермонтова

Поэт и писатель читает и комментирует стихотворения Лермонтова и других поэтов

Словесная дуэль Лермонтова с Пушкиным

Кто из двух поэтов кровавее, слезливее, чаще поминает Россию, няню и крокодила

Поматросил и бросил

Лермонтов поступил низко и изобразил все это в романе

Бабушкин сынок

Какой была главная женщина в жизни Лермонтова

Как попасть в хрестоматию

Литературовед объясняет, как и зачем в России стали выпускать хрестоматии

9 мифов о Лермонтове

Знания, которые срочно нужно забыть

Какими были русские русалки

Мифолог о русалочьих ногах и хвостах, грудях, щекотке и соблазнении

«Собака» или новый Пушкин?

Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли

Лекции Ираклия Андроникова о Лермонтове

Исследователь и популяризатор творчества Лермонтова на Центральном телевидении

Лермонтов — меломан

Музыка, следы которой находят в творчестве поэта

Николай I — книжный рецензент

Эпитеты, которыми император награждал сочинения современников

Неизвестный скабрезный текст Лермонтова

Первая публикация неизданного рассказа с комментарием

Лермонтов без купюр (почти)

Игра: откройте то, что скрывает цензура

Маршруты Лермонтова и Печорина

Где пересекались писатель и его герой в поездках по Кавказу

Лермонтовизация поэзии

Игра: как выглядели бы произведения разных поэтов, если бы их написал Лермонтов

За что Лермонтов получал тройки и четверки

Ведомость о поведении и успехах ученика благородного пансиона

Переакцентуация, дактиль и другие герои «Молитвы»

Термины, полезные при разговоре о лирике Лермонтова

Угадайте стихотворения по картинкам

Какие произведения имел в виду известный график, иллюстрируя Лермонтова

Кому и чем обязан Лермонтов

Люди, посвятившие Лермонтову статью, книгу или жизнь

Одна книга с полки Лермонтова

Кирша Данилов, вдохновивший Лермонтова на несколько стихотворений

Лермонтов в кино

Жизнь и смерть недостаточно советского поэта в черно-белом фильме

Раневская и Ахматова инсценируют дуэль

Версия ссоры Мартынова и Лермонтова

Иконы стиля героев Лермонтова

Что носили модники в первой трети XIX века

Романсы Лермонтова на новый лад

Композитор объясняет, как вернуть жизнь до боли знакомым строчкам

Лермонтов без штанов (совсем)

Фильм, в котором читают «Молитву» в необычных обстоятельствах

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Код Дуэлло: Правила дуэлей | Американский опыт | Официальный сайт

Дуэль | Статья

Перепечатано из «Американских дуэлей и враждебных столкновений», Chilton Books, 1963. делегатами Типперэри, Голуэя, Слайго, Мэйо и Роскоммона и предписано для всеобщего принятия по всей Ирландии. Кодексу обычно также следовали в Англии и на континенте с некоторыми небольшими вариациями. В Америке соблюдались основные правила, хотя иногда и случались вопиющие отклонения.

Правило 1.  Первое оскорбление требует первого извинения, хотя ответ может быть более оскорбительным, чем оскорбление. Пример: A говорит B, что он дерзок, и т. д. B возражает, что он лжет; тем не менее, А должен принести извинения первым, потому что он нанес первую обиду, а затем (после одного выстрела) В может объяснить ответ последующим извинением.

Правило 2.  Но если стороны предпочитают драться, то после двух выстрелов каждый (но ни в коем случае раньше) Б может сначала объясниться, а А извиниться потом.

Примечание. Вышеуказанные правила распространяются на все случаи ретортных правонарушений не более строгого класса, чем пример.

Правило 3.  Если есть сомнения, кто нарушил правила первым, решение остается за секундантами; если они не решат или не могут договориться, дело должно перейти к двум выстрелам или к попаданию, если того требует претендент.

Правило 4.  Если прямая ложь является первым оскорблением, агрессор должен либо прямо просить прощения; обменяться двумя выстрелами перед извинениями; или три выстрела с последующим объяснением; или вести огонь до тех пор, пока одна из сторон не получит сильное попадание.

Правило 5.  Так как среди джентльменов категорически запрещены удары ни при каких обстоятельствах, за такое оскорбление нельзя принимать устные извинения. Альтернативы, таким образом, — правонарушитель передает трость пострадавшей стороне, чтобы использовать ее на своей спине, в то же время прося прощения; стрельба до тех пор, пока один или оба не будут отключены; или обменяться тремя выстрелами, а затем попросить прощения без предложения трости.

Если используются мечи, стороны вступают в бой до тех пор, пока один из них не будет окровавлен, выведен из строя или обезоружен; или пока, получив рану и кровь, агрессор не попросит прощения.

Примечание. Обезоруживание считается таким же, как дизейбл. Разоружающий может (строго) сломать меч своего противника; но если обезоружен вызывающий, то это считается неблагородным.

В случае, если вызываемый будет обезоружен и откажется просить прощения или искупления, его нельзя убивать, как прежде; но бросивший вызов может положить свой меч на плечо агрессора, затем сломать меч агрессора и сказать: «Я пощажу тебе жизнь!» Бросающий вызов никогда не сможет возобновить ссору — может бросивший вызов.

Правило 6.  Если А солжет Б, а Б ответит ударом (это два величайших проступка), примирение не может произойти до тех пор, пока не произойдёт два разряда каждый или сильный удар; после чего В может смиренно просить у А прощения за удар, а затем А может просто объяснить ложь; потому что удар никогда не допустим, и оскорбление лжи, следовательно, сливается с ним. (См. предыдущие правила.)

N.B. Вызовы по нераскрытым причинам могут быть улажены на земле после одного выстрела. В таких случаях должно быть достаточно объяснения или малейшего удара, потому что никакой личной обиды не произошло.

Правило 7.  Но в любом случае никакие извинения не могут быть получены после того, как стороны фактически заняли землю, без перестрелки.

Правило 8.  В приведенном выше случае ни один заявитель не обязан разглашать причину своего отвода (если он является частным), за исключением тех случаев, когда оспариваемый требует сделать это до встречи.

Правило 9.  Все обвинения в мошенничестве в игре, гонках и т. д. должны рассматриваться как эквивалентные удару; но могут примириться после одного выстрела, признав свою ложь и публично попросив прощения.

Правило 10.  Любое оскорбление дамы, находящейся под опекой или защитой джентльмена, считается на одну степень более серьезным оскорблением, чем если бы оно было нанесено лично джентльмену, и должно регулироваться соответствующим образом.

Правило 11.  Преступления, происходящие или совершенные в связи с поддержкой репутации женщин, должны рассматриваться как менее неоправданные, чем любые другие преступления того же класса, и как допущение меньших извинений со стороны агрессора: это определяется обстоятельствами случае, но всегда благосклонно к даме.

Правило 12.  В простых, непреднамеренных схватках с шпагой или couteau de chasse действует правило: первым вынуть, первым вложить ножны, если только не пролита кровь; затем оба в ножны, и приступайте к расследованию.

Правило 13.  Ни в коем случае не допускается тупая стрельба или стрельба в воздух. Бросающий вызов не должен был бросать вызов, не получив оскорбления; и вызываемый должен был, если он оскорбил, принести извинения, прежде чем он сойдет на землю; поэтому детская игра должна быть бесчестной с одной или с другой стороны и, соответственно, запрещена.

Правило 14.  Секунданты должны иметь равный статус в обществе с руководителями, которых они сопровождают, поскольку секундант может либо выбрать, либо случайно стать принципалом, а равенство необходимо.

Правило 15.  Запрещается подавать отводы ночью, за исключением случаев, когда вызываемая сторона намеревается покинуть место нарушения до утра; ибо желательно избегать всех горячих разбирательств.

Правило 16.  Вызванный имеет право выбирать себе оружие, если вызывающий не отдает честь, он не фехтовальщик; после чего, однако, он может отказаться от любого второго вида оружия, предложенного вызываемым.

Правило 17.  Оспариваемый выбирает свою землю; претендент выбирает свою дистанцию; секунды фиксируют время и сроки стрельбы.

Правило 18.  Секунданты загружаются в присутствии друг друга, если только они не отдают взаимные почести, которые они зарядили гладко и одиночно, чего следует считать достаточным.

Правило 19.  Стрельба может регулироваться — сначала по сигналу; во-вторых, по команде; или, в-третьих, по желанию — по соглашению сторон. В последнем случае стороны могут стрелять в свое разумное время, но вторые подарки и отдых строго запрещены.

Правило 20.  Во всех случаях промах приравнивается к выстрелу, а щелчок или отсутствие взвода считается промахом.

Правило 21.  Секунданты обязаны попытаться примириться до начала встречи или после достаточного количества выстрелов или попаданий, как указано.

Правило 22.  Любая рана, достаточная для возбуждения нервов и неизбежно вызывающая дрожание рук, должна положить конец делу на этот день.

Правило 23.  Если причина встречи носит такой характер, что извинения или объяснения не могут быть или не будут получены, вызываемый занимает свое место и призывает вызывающего действовать по своему усмотрению; в таких случаях стрельба по желанию является обычной практикой, но может быть изменена по соглашению.

Правило 24.  В незначительных случаях секундант вручает своему основному, кроме одного пистолета; но в грубых случаях — два, держа еще один ящик наготове, заряженный в резерве.

Правило 25.   Если секунданты расходятся во мнениях и решают сами обменяться выстрелами, это должно быть одновременно и под прямым углом к ​​их руководителям, таким образом:

Если с мечами, рядом, с интервалом в пять шагов.

N.B. Все вопросы и сомнения, не упомянутые здесь, будут объяснены и устранены путем обращения к комитету, который для этой цели собирается поочередно в Клонмеле и Голуэе на ежеквартальных сессиях.

Итак, вас вызвали на дуэль. Каковы правила?

Кодекс чести или Тридцать девять статей; с приложением, показывающим весь способ проведения дуэли; с забавными анекдотами, иллюстрирующими дуэли; к которому предшествует диссертация южанина о происхождении и развитии дуэли. Фотография Роберта Браммера.

Автор: Роберт Браммер

Бывает. Может быть, это была сделанная в спешке пренебрежение или жаркий спор о том, кто лучше владеет классическими языками, и перчатка была брошена. Прежде чем принять вызов, вы, возможно, захотите принять во внимание, что дуэли незаконны, поскольку в некоторых штатах есть определенные запреты на них. Присяга Кентукки даже требует от государственных чиновников, включая нотариусов, воздерживаться от дуэлей. Кроме того, есть немаловажный факт, что вам придется стоять как камень перед кем-то, кто стреляет прямо в вас, и что практика плохо закончилась для некоторых комбатантов. Если вы идете вперед, несмотря на все это, вам нужно знать правила. Но где найти правила дуэли? У Отдела редких книг и специальных коллекций Библиотеки Конгресса могут быть некоторые ответы в форме Кодекс чести или Тридцать девять статей; с приложением, показывающим весь способ проведения дуэли; с забавными анекдотами, иллюстрирующими дуэли; к которому предшествует диссертация южанина о происхождении и развитии дуэли. Интересно отметить, что автор анонимный. Возможная причина его анонимности заключается в том, что если один из его «забавных анекдотов» оскорбил его, он мог оказаться вызванным на дуэль.

Кодекс чести или Тридцать девять статей; с приложением, показывающим весь способ проведения дуэли; с забавными анекдотами, иллюстрирующими дуэли; к которому предшествует диссертация южанина о происхождении и развитии дуэли. Фотография Роберта Браммера.

Что отличало дуэль от случайной драки в баре или уличной драки, так это то, что она считалась делом чести в соответствии с правилами среди людей равного социального положения. Получение вызова на дуэль на самом деле было подтверждением того, кто бросил вызов, что он считает вас джентльменом. Если бы они этого не сделали, они, вероятно, просто напали бы на вас с кнутом или тростью. Итак, каковы правила?

Статьи 18 и 19 показывают, что дуэль была средством разрешения разногласий между джентльменами с равным социальным положением. Фотография Роберта Браммера.

Первоначальные статьи содержат соответствующие ответы на различные виды оскорблений, рекомендации принести извинения или подать иск, где это уместно. Например, в статье 16 говорится, что «если джентльмен ударит другого за словесное оскорбление, он не может впоследствии требовать извинений за оскорбление. Но если удар будет ответным, и он будет ранен или побежден в поединке, апелляция будет на дуэль».

Уход от дуэли с помощью извинений или судебного иска не во всех ситуациях считался уместным. В статье 21 показано, что в некоторых случаях принесение извинений неприемлемо, поскольку это будет истолковано как трусость, и говорится, что «никакие извинения не могут быть принесены, пока присутствует вызов, для этого необходимо предварительно отозвать вызов, в противном случае, извинения, казалось бы, были вызваны страхом».

Если дуэли нельзя избежать средствами, позволяющими бойцам сохранить лицо, в приложении приводится схема поля боя с указанием расположения руководителей и секундантов.

Схема поля боя с указанием расстановки руководителей и секундантов. Фотография Роберта Браммера.

Категорически не рекомендуется болтать с противником на поле боя. Точно так же, если вы не попали в цель, вы можете запросить еще один выстрел, но пункт 28 в приложении советует вам не использовать пренебрежительные выражения по отношению к вашему противнику, потому что «если вы не попали в него, это не его вина».

Помните все те речи, которые ваш тренер младшей лиги произносил перед вами о хорошем спортивном мастерстве? Это относится и к дуэлям. Фотография Роберта Браммера.

Лучше всего избегать оскорблений, которые в первую очередь приведут вас к дуэли. В качестве примера оскорбления, которое может спровоцировать вызов, автор приводит анекдот о дуэли, на которой француз по имени Жене пытался соблазнить американку куплетом из песни Sweet Kitty Clover. Он гласил: «Твое лицо круглое, красное и жирное, Как подушки кафедры, или еще краснее». Вскоре француз оказался вызванным на дуэль братом женщины.