Корветы проекта 20380 / 20385

Многоцелевой сторожевой корабль пр. 20380 / 20385

“Стерегущий” 21.12.2001 / 16.05.2006 / 14.11.2007
“Сообразительный” 20.05.2003 / 31.03.2010 / 14.10.2011
“Бойкий” 27.07.2005 / 15.04.2011 / 16.05.2013
“Стойкий” 10.11.2006 / 30.05.2012 / 18.07.2014
“Ретивый” 20.02.2015 /
“Строгий” 20.02.2015 /
“Совершенный” 30.06.2006 / 22.05.2015 / 20.07.2017
“Громкий 20.04.2012 / 28.07.2017
“Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов 22.07.2015 /
“Резкий 1.07.2016 /

Пр.20385 – 0+4 единицы
“Гремящий” 26.05.2011 / 30.06.2017 /
“Проворный”

Официально корабль классифицируется как сторожевой многоцелевой корабль ближней морской зоны. Спроектирован ЦМКБ “Алмаз”. Всего предполагается построить 10 кораблей данного проекта. Вероятна их продажа на экспорт (пр. 20382).

Корпус и надстройки выполнены с использованием технологии Stealth с комплексом мероприятий, направленных на снижение уровней радиолокационного отражения, теплового и акустического полей. В частности, борта корпуса и стенки надстроек имеют наклоны к диаметральной плоскости корабля, последние выполнены из так называемых “сандвичевых” композитов и имеют специальные радиопоглощающие покрытия. Для снижения уровней шума, кроме амортизации главных и вспомогательных механизмов, применена система подачи воздуха на корпус в районе шумящих отсеков и подвода воздуха к лопастям малошумных ВРШ.

Все общекорабельные системы выполнены по новейшим технологиям, позволяющим значительно увеличить их сроки службы. В подавляющем большинстве боевые посты автоматизированы, что позволило сократить численность экипажа. На корабле зарезервированы объемы и энергетические мощности для размещения универсальной ВПУ с ракетами ЗРК “Полимент” и ПКР “Яхонт”.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Водоизмещение, т:
стандартное – 1800
полное – 2100
Главные размерения, м:
длина наибольшая – 111,6
ширина корпуса наибольшая – 14
осадка средняя – 3,7

осадка по обтекателю ГАС – 7,8
Экипаж (в том числе офицеров), чел. – 100 (14)
Автономность (по запасам провизии), сут. – 15
Главная энергетическая установка:
тип – дизельная
количество х тип движителей – 2 х ВРШ
Скорость хода, уз:
полная – 26
экономическая – 15
Вооружение:
Комплекс противокорабельных ракет:
тип комплекса – “Уран”
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) – 2х4 (ТПК)
боекомплект – 8 ПКР
Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс:
тип комплекса – “Кортик-М” (ЗР87МЭ)
количество боевых модулей – 1
количество ПУ х направляющих для ЗУР – 2 х 4
боекомплект – 64 ЗУР 9М311
количество АУ х стволов (тип АУ) – 1 х 2-30-мм (АК-630М)
боекомплект – 12000 выстрелов
Артиллерийские комплексы:
количество АУ х стволов (тип АУ) – 1х1- 100-мм “Пума-универсал” (АК-190)
количество АУ х стволов (тип АУ) – 2х1 -30-мм (АК-630М)
СУАО – “Пума”
Противолодочное:
тип ПЛРК – “Водопад”
КСУС “Онега”
количество РТПУ х труб (тип РТПУ) – 2 х 2-533-мм (РТПУ ТР-203)
боекомплект 16 ПЛУР – “Водопад-ПК”, 83РН и 84Р или торпеды 53-65К и СЭТ-65
Авиационное:
количество х тип вертолетов 1 х Ка-27ПЛ
оборудование ВПП светотехническое
тип ангара – палубный
Радиоэлектронное:
РЛК “Позитив-М1”
РЛС СУО “Монумент”
комплекс РЭП – ТК-25
пассивные средства РЭП (количество ПУ х направляющих) – ПК-10 (4 х 10- 122-мм)
навигационные РЛС – 2 х МР-231
ГАС с подкильной антенной “Заря”
ГАС с буксируемой антенной “Минотавр”

war-book.ru

Установка на строящийся на СЗ «Северная верфь» корвет «Гремящий» пр. 20385 коломенских дизелей

nordsy.spb.ru

Двигатели изготовлены на Коломенском заводе в рамках программы импортозамещения. Для выполнения работ в короткие сроки проектант, ЦМКБ «Алмаз», и технологи завода выполнили необходимые расчеты, разработали схемы, позволяющие эффективно осуществить погрузку и установку двигателей.
Главный строитель проекта 20385 Судостроительного завода «Северная верфь» Александр Уляшев отметил: «Специалисты «Коломенского завода» и завода «Звезда» на полгода раньше контрактного срока начали поставлять изготовленное оборудование: дизели и редукторы. Эти предприятия нам хорошо известны, никогда нас не подводили. И сейчас они пошли на очень серьезные шаги по ускорению сроков изготовления оборудования». Для Коломенского завода данный тип двигателя является серийным, в него внесен ряд улучшений в части эксплуатационных характеристик, в том числе увеличена надежность.

Два двигателя из четырех уже погружены на корвет. Два оставшихся будут погружены в мае. Досрочная поставка главных двигателей позволит продолжить и завершить окончательный монтаж надстройки, электромонтажные работы, монтаж систем энергетической установки и общесудовых систем.
Спуск «Гремящего» на воду и начало испытаний состоятся в 2017 году.
Всего на Северной верфи ведется строительство четырех корветов: двух («Гремящий» и «Проворный») — по проекту 20385 и двух («Ретивый» и «Строгий») — по улучшенному проекту 20380. На «Проворном» в ближайшие месяцы завершится формирование корпуса. Также в этом году предполагается завершить формирование корпусов двух корветов проекта 20380.
Многоцелевые корветы (сторожевые корабли) предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, а также решения разнообразных задач в ближней морской зоне. Соответственно, на кораблях размещены артиллерийский, ракетные и противолодочный комплексы, а также современные радиолокационные комплексы. Кроме того, в арсенале корветов несколько гидроакустических станций и комплексов. Впервые на корабле столь небольшого водоизмещения установлен ангар, в котором может размещаться один вертолет Ка-27. Наличие вертолета значительно повышает возможности обнаружения и уничтожения подводных лодок, а также выполнения других специальных задач. Корабли проекта 20385 строятся с использованием технологии «стелс». Благодаря оригинальной архитектуре и использованию композитных материалов в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, у корветов значительно снижена радиолокационная, акустическая и оптическая заметность. Применяемые при строительстве композитные материалы и сплавы разработаны одним из мировых лидеров в создании новых материалов – петербургским ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей». Они были внедрены еще при строительстве серии корветов проекта 20380. Опыт эксплуатации четырех корветов проекта 20380 подтвердил правильность применения этих материалов и принципиальных конструкторских решений.

Основные характеристики корветов проекта 20385:

Водоизмещение — 2200 тонн.
Длина — 104 м
Ширина — 13 м
Скорость — до 27 узлов
Дальность плавания — 3500 миль
Автономность — 15 суток
Экипаж — 99 человек.

Главная энергетическая установка:
Два дизель-дизельных агрегата 1ДДА-12000

Вооружение:
Универсальный ракетный комплекс «Калибр-НК»
Зенитный ракетный комплекс «Редут»
Артиллерийское вооружение: 100-мм артиллерийская установка А-190-01, два 30-мм зенитных автомата АК-630М
Противолодочное вооружение: комплекс «Пакет»
Авиационное вооружение: противолодочный вертолет Ка-27

nortwolf-sam.livejournal.com

Корветы проекта 20380 — Википедия

Корве́ты прое́кта 20380 — проект многоцелевых боевых надводных кораблей 2-го ранга ближней морской зоны (корветов)[3], разработанный для Военно-Морского Флота России. На 1 января 2015 года в боевом составе ВМФ России находятся четыре корабля проекта — «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий», все — в составе Балтийского флота; ещё семь корветов строятся.

История разработки[править]

Проект нового российского многоцелевого сторожевого корабля ближней морской зоны проекта 20380 (проектный шифр «Корвет-1»[4]) был разработан для ВМФ России в Санкт-Петербурге во ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». Создание первого в истории российского флота проекта корабля, классифицируемого как многоцелевой корвет по международной классификации[5], во многом было обусловлено трудностями с реализацией предыдущего многоцелевого корабля проекта 12441 (головной корабль «Новик», заложенный ещё в 1997 году на верфях судостроительного завода «Янтарь» в своё время так и не был достроен). В связи с этими трудностями, после проведённого конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командованием ВМФ Российской Федерации было принято решение начать строительство более простого и дешёвого корабля проекта 20380. Военно-научное сопровождение создания корабля проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. Всего в создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий (в том числе «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и др.). Разработка технического проекта была завершена в начале 2001 года

[4].

Указом Президента РФ № 1431 от 12 декабря 2009 года группа сотрудников «Северной верфи» была удостоена государственных наград за создание корвета проекта 20380 «Стерегущий». Двадцать три сотрудника предприятия были награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и шестеро получили почётное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».

Корветы проекта 20380 предназначены:

  1. для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
  2. для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  3. для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

История строительства[править]

Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. Головной корвет «Стерегущий» был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“». Некоторое время спустя на той же верфи были заложены ещё три однотипных корабля — «Сообразительный» (20 мая 2003 года), «Бойкий» (27 июля 2005 года), «Стойкий» (10 ноября 2006 года). Ещё один корвет, «Совершенный», был заложен 30 июня (по другим данным 1 июля) 2006 года на стапеле Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. Общий объём заказа составит семь корветов. Это станет возможным, если первый корабль, построенный в Комсомольске-на-Амуре, успешно пройдет тестирование ВМФ. Срок выполнения заказа будет ограничен 2017 годом. 31 марта 2010 года первый серийный корвет из данной серии, «Сообразительный», был спущен на воду на ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“»

[6].

Всего командование ВМФ России планирует построить серию из 20 многоцелевых корветов проекта 20380 (по 3-8 на каждый из флотов). На сентябрь 2012 года 2 корвета (головной и первый серийный) уже сданы и ещё 5 должны быть сданы флоту до 2015 года.

Головной корабль серии — «Стерегущий» — впервые был представлен широкой общественности на проходившем в Санкт-Петербурге с 27 июня по 1 июля 2007 года III Международном военно-морском салоне под своим экспортным названием «Тигр».

17 марта 2011 года пресс-служба компании «ОАО „Северная верфь“» сообщила о заключении с Министерством обороны РФ контракта на строительство 11 (по другим данным девяти[7]) корветов проекта 20385 (модификации проекта 20380 с усиленным зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением). Контракт подписан в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года[8][7]. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) минимальная цена корвета 20380 составляет 10 млрд руб

[7]. Шесть корветов предполагается построить до 2020 года[9].

30 июня 2013 года на военно-морском салоне в Петербурге Алжир заявил о переговорах по возможному строительству 3 корветов в варианте 20382 «Тигр» для своих ВМС[10]. В 2015 году на АО «Судостроительный завод «Северная верфь» уже началось строительство двух кораблей для ВМС Алжира. По некоторым данным количество заказанных кораблей составляет 6 единиц[11][12].

Возможно строительство серии для ВМФ России или на экспорт на Средне-Невском судостроительном заводе[13].

Озвучены планы, что Министерство обороны закажет еще два корвета проекта 20380 для Тихоокеанского флота[14].

9 декабря 2015 года заместитель командующего ТОФ вице-адмирал Андрей Рябухин заявил, что не менее шести корветов проекта 20380 построят для Тихоокеанского флота.[15]

Особенности конструкции[править]

В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ Российской Федерации противолодочных кораблей корвет проекта 20380 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем.

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля.

Корпус и надстройка[править]

Корпус корвета — стальной гладкопалубный. Он является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что является одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25 % а также позволили уменьшить потребную мощность его главной энергетической установки. Благодаря новой конструкции подводной части корпуса появилась возможность использовать менее мощную и одновременно более лёгкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18 % водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки корабля. При сохранении неизменными массы вооружения и ГЭУ за счёт уменьшения сопротивления движению корабля скорость полного хода корвета может быть увеличена на 1,5-2 узла.

Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований малой радиолокационной заметности (так называемой технологии «стелс»).

В кормовой части корвета, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещён ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него.

Начиная с первого серийного корабля («Сообразительный») были «реализованы решения генерального заказчика, касающиеся вооружения, общекорабельных систем, комплекса связи, систем автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля»

[16].

  • Вид 3/4 на корму.

  • Стерегущий парад.jpg

    В акватории Невы.

  • На параде в Санкт-Петербурге, 25 июля 2010.

  • Артиллерия «Стерегущего».

Главная энергетическая установка[править]

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух ДДА (дизель-дизельных агрегатов) ДДА12000, созданных совместно специалистами ОАО Коломенского завода (поставка дизелей и агрегата в целом) и ОАО «Звезда» (поставка редукторной передачи) по заказу ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро „Алмаз“» для Военно-морского флота России и успешно прошедших межведомственные испытания в 2006 году. Каждый ДДА состоит из двух дизелей 16Д49 и реверс-редукторного агрегата. ДДА обеспечивают на режимах реверсирования высокую мощность при минимальных расходах топлива и масла; они оснащены современной микропроцессорной системой управления и контроля основных параметров работы[17]. Через суммирующие реверсивные редукторы двигательные агрегаты работают на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора АДГ-630 мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током напряжением 380 В (50 Гц).

За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне — впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных ПЛ последнего поколения.

Ресурс двигателя до 50000 часов[18]

При скорости экономического хода 14 узлов (полная — 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолёта составляет 99/100 человек.

Головка поршней Д49 выполнена из жаростойкой стали ЭИ415, основание- из алюминиевого сплава АК6.

Вооружение[править]

Противокорабельный комплекс[править]

Вооружение кораблей проекта 20380 включает в себя комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Основой противокорабельного вооружения проекта является противокорабельный ракетный комплекс «Уран-У» в составе двух четырёхконтейнерных пусковых установок с боекомплектом из 8 противокорабельных ракет Х-35 с дальностью стрельбы 260 км. Контейнерные пусковые установки расположены поперёк диаметральной плоскости в средней части корпуса.

Зенитный ракетный комплекс[править]
ЗРАК «Кортик-М»

Противовоздушная оборона корабля реализуется за счёт боевых возможностей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик-М» (на баке), переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» (для запуска с плеча) и двух шестиствольных 30мм артиллерийских установок АК-630М (в корме). Дальность стрельбы ракетами ЗРАК «Кортик-М» достигает 10 км. На серийных корветах вместо ЗРАК «Кортик-М» предполагается установить ЗРК «Редут» (ЗУР 9М96М, 9М96Е или 9М100) в ВПУ — 12 ячеек (3 модуля по 4 ячейки)[19].

Артиллерия[править]

Артиллерийское вооружение кораблей типа представлено универсальной 100мм артустановкой А-190 с максимальной скорострельностью 80 выстрелов в минуту, дальностью стрельбы 21,3 км, досягаемостью по высоте — 15 км и боезапасом в 332 выстрела. Управление огнём корабельной артиллерии осуществляется с помощью системы управления артиллерийским огнём 5П-10-02 «Пума». Антенный пост системы размещён на носовой надстройке.

Противоторпедное, противолодочное и противодиверсантное вооружение[править]

Впервые в мире на корабле установлено противоторпедное вооружение — антиторпеда. Рубеж перехвата 1400 метров[20][21]

Система противоторпедной защиты корабля «Пакет-НК» состоит из двух четырёхтрубных 330мм аппаратов, расположенных побортно в лацпортах. Торпеды, запускаемые из торпедных аппаратов могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Для обнаружения и уничтожения подводных лодок на корвете предусмотрен вертолёт постоянного базирования Ка-27ПЛ.

В целях ближней самообороны от пиратов или подводных диверсантов на корветах проекта 20380 установлены две тумбовые 14,5мм пулемётные установки и два противодиверсантных гранатомёта ДП-64.

Радиотехническое вооружение[править]

Радиотехническое вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2»; РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты; две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяжённой буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации. Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый» (две между вертолётной площадкой и ангаром и две позади АУ А-190.

Целям обеспечения радионавигации противолодочного вертолёта служат смонтированные на крыше вертолётного ангара антенные посты станции ОСПВ-20380.

Станция помех ТК-25[22]

  • диапазон 64- 2000 МГц
  • обнаружение до 256 целей
  • каталог станций РЛС -1000
  • одновременная помеха до 4 РЛС
  • снижение вероятности поражения корабля до 3 раз

Мореходность[править]

Улучшенная мореходность корветов проекта «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов.

Боевая живучесть[править]

Особое внимание при проектировании корвета было уделено защите и повышению живучести корабля. Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля». Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1). На корветах типа «Стерегущий» реализован комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести (взрывопожаробезопасности и конструктивной защиты от воздействия оружия противника).

  • 20380П — проект пограничного сторожевого корабля.[23]
  • 20382 — кроме проекта 20380, предназначенного для Военно-Морского Флота России, ФГУП ЦМКБ «Алмаз» параллельно разработало и его экспортный вариант, получивший проектный номер 20382 и шифр «Тигр». Основное отличие проекта от базового — наличие на нём упрощённого вооружения в экспортном исполнении, а также наличие возможностей замены систем вооружения на аналоги западного производства в зависимости от конкретных требований заказчика. В базовом составе вооружения предлагаются — ударный противокорабельный комплекс «Яхонт» или «Калибр», два зенитных ракетно-пушечных комплекса «Каштан-М» для противоракетной обороны, артиллерийское орудие А-190 калибра 100 мм, а также палубный вертолет типа Ка-27.
  • 20383 — проект пограничного сторожевого корабля.[23]
  • 20386 — проект корвета нового поколения на основе 20385[23]. Будет реализован модульный принцип вооружения и возможность базирования БЛА, предположительно «Горизонт». Закладка запланирована на 2015 год[27].

Начиная со второго корабля в проект внесены отдельные изменения. ЗРАК «Кортик-М» заменен на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска, а с пятого планируется провести замену противокорабельного комплекса «Уран» — на «Оникс» или «Калибр» также с УВП.

В рамках ГПВ-2020 ВМФ должен был получить 18 корветов проекта 20380 и 20385, из них 11 проекта 20385[28] от ОАО Судостроительный завод Северная верфь[29] и 3—7 (по данным на 9.12.2014 — четырёх[30]) корветов проекта 20380 и 20385 от ОАО Амурский судостроительный завод[31].

ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге с закладкой 20 февраля 2015 «Ретивого» (заводской номер 1007) и «Строгого» (заводской номер 1008) продолжает строительство серии по модифицированному проекту 20380 (не путать с пр.20385).

Дальнейшее строительство корветов для ВМФ России на «Северной верфи» предполагалось вестись по переработанному проекту 20385. Головной корабль проекта 20385 «Гремящий» (заводской номер 1005) был заложен на предприятии 1 февраля 2012 года, а второй — «Проворный» (заводской номер 1006) — был заложен 25 июля 2013 года. Однако ввиду того, что корветы проекта 20385 должны были оснащаться дизельными двигателями германской компании MTU, поставка которых стала невозможной из-за введенных против России в 2014 году западных санкций, то строительство обоих этих кораблей в настоящее время пока приостановлено.

Во время церемонии закладки новых корветов модифицированного проекта 20380 «Ретивый» и «Строгий» главнокомандующий ВМФ Виктор Чирков подтвердил информацию о замене немецких дизельных двигателей фирмы MTU на отечественные, производства «Коломенского завода» при строительстве модернизированных корветов проекта 20385.

В конце 2015 — начале 2016 года на Северной верфи в Санкт-Петербурге для Военно-морского флота России будет заложен корвет нового поколения проекта 20386.

По информации ТАСС: «Это принципиально новая модификация надводного корабля, его конструкция объединит элементы базовой комплектации и съемные боевые модули, что значительно расширит круг выполняемых корветом задач», — пояснил собеседник агентства.

По его словам, корвет проекта 20386 «будет иметь на борту вертолет, прорабатывается возможность его оснащения беспилотными летательными аппаратами». Кроме того, на корабле будут установлены новейшие радиоэлектронное оборудование и радиотехническое вооружение отечественного производства, не имеющее аналогов в мире. «Это позволит, — подчеркнул источник, — повысить в разы эффективность наблюдения за надводной, воздушной и подводной обстановкой, вывести на качественно новый уровень возможности ведения радиоэлектронной борьбы при том, что корвет будет изготовлен с применением технологии Stealth и станет невидимым для противника».

В результате всех этих нововведений корвет проекта 20386 «станет многоцелевым и сможет действовать не только в ближней, но и в дальней морской зоне», подытожил собеседник.

Он информировал, что ряд новейших систем, включая радиоэлектронное оборудование и радиотехническое вооружение, будут установлены и на два корвета проекта 20380 «Ретивый» и «Строгий», заложенные на Северной верфи 20 февраля этого года. «Эти системы значительно превосходят по своим возможностям однотипное оснащение четырех корветов данного проекта, уже переданных флоту», — отметил источник.[1]

По сообщению блога bmpd, Алжир предположительно заказал у России шесть корветов проекта 20382, два уже в постройке [11].

Представители проекта 20380[править]

Представители проекта 20385[править]

По информации газеты «Известия», в 2013 году главкомат ВМФ решил достроить по первоначальному плану только «Гремящий», а для остальных разработать новый, более дешёвый по стоимости проект[55]. Информация об отказе военного ведомства из-за дороговизны постройки этого проекта не подтверждается[56]. Свёрнутый проект 20385, в котором активно использовались зарубежные технологии, уступит место еще более совершенной разработке — корветам проекта 20386, проектирование которых завершится в 2015 году, а строительство может начаться уже в 2017—2018 годах. От своих предшественников новый корабль будет отличаться улучшенной мореходностью за счёт новых обводов корпуса, наличием подпалубного вертолетного ангара и отсека для контейнерного вооружения, а также значительной автоматизацией процессов управления и разделением на обитаемую и необитаемую зоны.[57]

Оценка проекта[править]

Критика проекта 20380 в основном концентрируется вокруг его слабого противовоздушного и противоракетного вооружения, недостаточной дальности плавания и ненадёжности двигателей. Так, отдельными авторами отмечалось, что один боевой модуль ЗРАК «Кортик» и два автомата АК-630М, установленные на головном корабле серии, не могут обеспечить эффективную защиту от современных средств воздушного нападения, что во многом объясняется задержкой с разработкой перспективного ЗРК «Редут»[4]. Также отмечалось, что за недолгое время службы головного корабля проекта «Стерегущего» на нём дважды ломались оба среднеоборотных дизельных двигателя главной энергетической установки, что является признаком их недоработанности[67]. В целом, по мнению Ю. В. Апалькова, анализ боевых возможностей проекта пока произвести затруднительно.

  1. ↑ СМИ: из-за отсутствия импортных двигателей заморожено строительство 17 кораблей
  2. ↑ «Стерегущий» («Тигр»), многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны проекта 20380 — ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство
  3. ↑ «Северная верфь» в мае спустит на воду третий серийный корвет проекта 20380 «Стойкий».
  4. 4,04,14,2 Апальков Ю. В. Противолодочные корабли. — Моркнига. — М., 2010. — С. 147. — 310 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1.
  5. ↑ Центральное морское конструкторское бюро Алмаз. Флоту отечества / Шляхтенко А. В.. — ЛеКо, 2005. — С. 174, 175. — 2034 экз. — ISBN 5-91001-001-8.
  6. 6,06,1 Первый серийный корвет «Сообразительный» спущен на воду РиаНовости.
  7. 7,07,17,2 Минобороны повышает цену «Северной верфи». Предприятие получило новый крупный контракт
  8. ↑ «Северная верфь» построит для ВМФ России 17 боевых кораблей
  9. ↑ «Северная верфь» построит для ВМФ РФ 17 кораблей, сообщил источник
  10. ↑ Алжир намерен приобрести три российских корвета проекта 20382 «Тигр» — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники
  11. 11,011,111,2 Алжир предположительно заказал у России шесть корветов проекта 20382, два уже в постройке
  12. ↑ C’est quasi-certain, l’Algérie a commandé des corvettes Tigre
  13. ↑ Средне-Невский судостроительный завод расширяет возможности
  14. ↑ ОСК: Минобороны России закажет еще два корвета для ТОФ
  15. ↑ Для ТОФ построят не менее шести корветов проекта 20380
  16. ↑ «Северная верфь» спустила на воду первый серийный корвет «Сообразительный»
  17. ↑ Коломенский завод отправил на верфь дизель-дизельный агрегат для корвета «Бойкий»
  18. ↑ Судовые дизельные двигатели типа Д49 (ЧН26/26) — Дизель-генераторы. Проверено 3 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  19. ↑ Третье поколение «Сообразительных». Зачем России корветы.
  20. ↑ На корветах проекта 20380 установлен новейшее антиторпедное вооружение | РИА Новости
  21. ↑ Антиторпеда — только в российском ВМФ | РИА Новости
  22. ↑ КРЭТ :: Продукты :: Корабельный комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25Э
  23. 23,023,123,2 Сторожевые корабли: Проект 20380 Проект 20385
  24. ↑ Годовой отчет ОАО ЦМКБ «Алмаз» за период 01.11.2008 — 31.12.2009
  25. ↑ «Северная верфь» признана единственным поставщиком фрегатов проекта 22350 и корветов проекта 20385
  26. ↑ Годовой отчет ОАО НПО «Сатурн» за 2009 год
  27. ↑ Корвет нового поколения получит палубный беспилотник. 16.10.2014
  28. ↑ «Северная верфь» построит для ВМФ России 10 корветов типа «Гремящий»
  29. 29,029,1 Госпрограмма вооружений приросла «Ясенями» и «Бореями»
  30. ↑ Подробнее: http://ria.ru/defense_safety/20141209/1037321373.html
  31. ↑ Амурский судостроительный завод взялся за корвет
  32. ↑ Lenta.ru: Оружие: ВМФ России приняли на вооружение новый корвет
  33. ↑ Корвет Балтийского флота «Сообразительный» стал гвардейским
  34. ↑ Корвет «Бойкий» проекта 20380 вышел на ходовые испытания
  35. ↑ Закладка корвета «Бойкий»
  36. ↑ На «Бойком» 16 мая поднимут Военно-морского флаг
  37. ↑ Lenta.ru Балтийский флот получил корвет-«невидимку»
  38. 38,038,1 Установлен комплекс «Уран-У» с ракетой Х-35У (до 260 км)
  39. 39,039,1 Установлен ЗРК «Редут» с 12 вертикальными пусковыми ячейками вместо ЗРАК «Кортик-М»
  40. ↑ Чествование «Совершенного»
  41. ↑ Военные подтвердили срыв сроков сдачи флоту корветов проекта 20380. 23.3.2015
  42. ↑ Спущен на воду корвет «Совершенный»
  43. ↑ «Стойкий» спустили на воду с гербом. 30.5.2012
  44. ↑ ВМФ принял «Стойкий» спустя почти два месяца. 18.7.2014
  45. ↑ Андреевский флаг поднимут на корвете «Стойкий» в День ВМФ. 21.7.2014
  46. ↑ Телеканал «Санкт-Петербург» — Новости — Корвет «Стойкий» вошел в состав Балтийского флота
  47. ↑ Закладка корвета «Громкий»
  48. ↑ Началось строительство корвета «Громкий»
  49. ↑ Корвет «Громкий» передадут ВМФ России до ноября 2016 года
  50. 50,050,1 В Санкт-Петербурге заложили корветы «Ретивый» и «Строгий»
  51. ↑ Новейший корвет для ТОФ России заложат 22 июля в Комсомольске-на-Амуре
  52. ↑ Амурский судостроительный завод заложил новый корвет
  53. 53,053,153,2 ТАСС: Армия и ОПК — Минобороны планирует строить дизельные подлодки на Амурском заводе
  54. 54,054,1 Для ТОФ построят не менее шести корветов проекта 20380 | РИА Новости
  55. ↑ Главкомат ВМФ не устраивает высокая цена корветов проекта 20385 и их чрезмерное вооружение. Известия. Проверено 1 марта 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  56. ↑ На Северной верфи начата резка металла на новый корвет
  57. ↑ ВМФ РФ отмечает праздник в ожидании крупнейшего обновления
  58. ↑ Закладка корвета Гремящий
  59. ↑ Новейший корвет «Гремящий» спустят на воду в 2017 году
  60. ↑ Композитная надстройка для «Гремящего» передана на Северную верфь. 24.6.2014.
  61. ↑ ЦАМТО / Новости. Проверено 1 марта 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  62. ↑ ЧП на Балтике: «Сообразительный» остался без…
  63. 63,063,163,2 Черноморский флот: вчера, сегодня, завтра.
  64. ↑ В канун Дня ВМФ на «Северной верфи» заложат «Проворный» — второй корвет проекта 20385. 19.7.2013
  65. ↑ В Петербурге заложили первый серийный корвет проекта 20385. lenta.ru, 25.7.2013.
  66. ↑ На Северной верфи начата резка металла на новый корвет. Проверено 5 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 17 апреля 2013.
  67. Апальков Ю. В. Противолодочные корабли. — Моркнига. — М., 2010. — С. 148.
  • Апальков Ю. В. Противолодочные корабли. — Моркнига. — М., 2010. — С. 147. — 310 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1.

www.wikiznanie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *