ППШ-2. Малоизвестный пистолет-пулемет Шпагина

Пистолет-пулемет Шпагина (ППШ-41) стал одним из символов Красной армии и Великой Отечественной войны. За несколько лет советская оборонная промышленность изготовила свыше 6 миллионов единиц этого оружия, ставшего основным пистолетом-пулеметом в войсках. Несмотря на широкое распространение, ППШ-41 имел некоторые недостатки.

Его считали слишком тяжелым (особенно при использовании барабанного магазина) и неудобным для использования экипажами бронетехники. Кроме того, деревянная ложа была подвержена неприятным явлениям, связанным с воздействием влаги.

В самом начале 1942 года, учтя все рекламации с фронта, Г.С. Шпагин создал обновленный вариант своего пистолета-пулемета. Доработанное оружие имело лишь одно отличие от базовой модели: вместо ложи с прикладом на нем был установлен съемный приклад из дерева. По-видимому, проект модернизации ППШ-41 создавался в спешке, из-за чего опытный образец обновленного оружия не смог пройти испытания. С 25 февраля по 5 марта 1942 года Главное артиллерийское управление (ГАУ) провело сравнительные испытания нескольких новых пистолетов-пулеметов, представленных разными конструкторскими коллективами. Кроме Шпагина свои работы представили В.А. Дегтярев, С.А. Коровин, А.И. Судаев и другие. ППШ-41 с новым прикладом не прошел испытания. Крепление приклада было ненадежным и не устроило военных.


После февральских и мартовских испытаний Г.С. Шпагин принял решение провести более серьезную модернизацию своего пистолета-пулемета. Целью второго проекта обновления ППШ-41 стало облегчение и упрощение конструкции, полное избавление или уменьшение количества деревянных деталей, а также оптимизация технологических аспектов производства. Обновленный пистолет-пулемет получил название ППШ-2.

Основой конструкции ППШ-2 стала новая ствольная коробка прямоугольной формы, которую можно было делать холодной штамповкой. Общие принципы работы автоматики остались прежними, но большинство элементов оружия претерпело заметные изменения. В нижней части ствольной коробки крепился узел, объединяющий рукоятку управления огнем, спусковую скобу и приемную шахту магазина. На задней поверхности ствольной коробки был предусмотрен механизм крепления деревянного приклада, позволявший снимать его. В дальнейшем предполагалось разработать складной металлический приклад. Внутри ствольной коробки был предусмотрен объем для хранения шомпола.

ППШ-2 лишился характерного кожуха ствола прямоугольного сечения. Новый укороченный кожух закрывал лишь часть ствола возле ствольной коробки и выполнял функции цевья. Для компенсации подброса ствола ППШ-2 получил оригинальный дульный компенсатор U-образной формы. Предполагалось, что новый компенсатор, имея гораздо более простую конструкцию, по своим характеристикам не будет уступать системе, использованной на базовом ППШ-41.

ППШ-2, как и ППШ-41, имел автоматику со свободным затвором. Конструкция затвора и принцип его работы остались прежними. Огонь должен был вестись с заднего шептала. Во время нажатия спускового крючка затвор находился в крайнем заднем положении и, будучи отпущенным, под напором возвратно-боевой пружины сдвигался вперед. Двигаясь, затвор захватывал патрон из магазина и досылал его в ствол. Ударник жестко крепился в чашечке затвора и бил по капсюлю патрона, когда затвор перемещался в крайнее переднее положение. При движении назад под действием отдачи затвор затормаживался возвратно-боевой пружиной и дополнительным амортизатором из фибры, после чего снова зацеплялся шепталом.

Г.С. Шпагин переделал ударно-спусковой механизм оружия. Для упрощения конструкции, а также из-за особенностей боевого применения пистолетов-пулеметов ППШ-2 лишился возможности ведения огня одиночными выстрелами. Это, в частности, позволило полностью убрать из конструкции несколько деталей переводчика огня. Еще одним способом упрощения конструкции стал новый предохранитель. Его функции исполнял щиток особой формы, расположенный на правой стороне ствольной коробки. Этот щиток мог закрывать окно выброса гильз и щель рукоятки затвора, а также блокировать последнюю в переднем или заднем положении. Для блокировки в щитке имелись два паза.

Нарекания фронтовиков стали причиной отказа от барабанного магазина. ППШ-2 мог использовать только коробчатые магазины емкостью 35 патронов. Модернизированный пистолет-пулемет имел приемную шахту магазина, что не позволяло использовать магазины, разработанные для ППШ-41.

Прицельные приспособления ППШ-2 состояли из фиксированной мушки на стволе, за компенсатором, и подпружиненного целика. Последний позволял вести прицельный огонь на дистанции 100 и 200 метров.

Целью глубокой модернизации пистолета-пулемета Шпагина было не только повышение боевых качеств, но и оптимизация технологии производства. По сравнению с базовым образцом новый ППШ-2 был еще проще в изготовлении. Все металлические детали, за исключением ствола и затвора, можно было штамповать из стальных листов. Сборка оружия осуществлялась клепкой и точечной сваркой. Таким образом, самым трудоемким элементом конструкции стал деревянный приклад сложной формы. Однако планы по дальнейшему развитию проекта предусматривали разработку складного механического приклада, более простого в производстве.

ППШ-2 и несколько других новых пистолетов-пулеметов испытывались комиссией ГАУ с 26 апреля по 12 мая 1942 года. Технологическая сторона нового проекта сразу получила одобрение комиссии. Кроме того, оружие похвалили за уменьшившийся до приемлемого уровня темп стрельбы. Однако другие особенности перспективного пистолета-пулемета специалистов не устроили. Так, кучность при стрельбе короткими очередями сочли недостаточной, а при стрельбе без использования приклада этот параметр выходил за разумные рамки. Надежность работы ППШ-2 снижалась из-за загустения смазки на морозе, а также из-за попадания в ствольную коробку песка. Оригинальный дульный компенсатор эффективно выполнял свои задачи, но при этом давал слишком большую вспышку. Из-за этого ППШ-2 не мог использоваться для стрельбы из танка.

Несмотря на сокращение количества примененных деталей, ППШ-2 не стал легче базовой модели. Снаряженная масса обновленного пистолета-пулемета осталась на прежнем уровне. Вес оружия со снаряженным магазином и дополнительным комплектом не вписывались в требования заказчика.

В итоге общее количество недостатков, на исправление которых не было времени, превысило все имевшиеся преимущества. Г.С. Шпагин попытался исправить некоторые недостатки конструкции, но, как показали дальнейшие события, пистолет-пулемет ППШ-2 и в обновленном виде не устроил военных. В июне 1942 года ГАУ провело войсковые испытания пистолетов-пулеметов, которые помогли сделать окончательный выбор. Комиссия признала лучшим пистолет-пулемет Судаева ППС, который вскоре поступил в серийное производство.

По результатам сравнения нескольких образцов Г.С.Шпагин прекратил работы по проекту ППШ-2. До конца Великой Отечественной войны основным пистолетом-пулеметом Красной армии остался ППШ-41.

 

 

 

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

ППШ-41 — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Перейти до навігації Перейти до пошуку
ППШ-41
Тип пістолет-кулемет
Походження  СРСР
Історія використання
На озброєнні 1941— н.ч.
Оператори РСЧА, радянська армія, дружні СРСР країни, Вермахт (як трофей), міліція ДРА
Війни Німецько-радянська війна, Корейська війна, Війна у В’єтнамі, Громадянська війна в Анголі, Громадянська війна в Афганістані, гарячі точки на пострадянському просторі.
Історія виробництва
Розробник Шпагін Георгій Семенович
Розроблено 1941
Виготовлення 1941—1947 (СРСР)
Виготовлена
кількість
6 000 000
Характеристики
Вага 3,6 (без набоїв)
5,3 (зі спорядженим дисковим магазином)
4,15 (зі спорядженим рожковим магазином)
Довжина 843
Довжина ствола 269

Вага набою 7,62 × 25 мм ТТ
Калібр 7,62
Дія вільний затвор
Темп вогню ~1000
Дульна швидкість 500
Дальність вогню
Ефективна 200—300

uk.wikipedia.org

Система ППШ «Огненный еж» » Военное обозрение

Под конец Великой Отечественной войны конструкторское бюро Туполева спроектировало и создало образцы штурмовых самолетов Ту-2Ш с необычным вооружением. Базой для них послужили Ту-2С. Основное новшество – батарея автоматов ППШ. Но в серийное производство данные самолеты не пошли.

Создание батареи автоматов на штурмовом самолете
1944 год. Начальник отдела вооружения А.Надашкевич и главный инженер С.Савельев из конструкторского бюро Туполева предлагают объединить пистолеты-пулеметы конструктора Г.Шпагина в одну батарею и использовать ее на штурмовых самолетах для поражения пехотных подразделений противника. ППШ установили на спроектированную для этого платформу. Такая система получает название «Огненный еж». Всего на платформе установили 88 единиц ППШ (11 рядов по 8 пистолетов-пулеметов). Каждый из них обеспечивался магазином в 71 боеприпас калибра 7.62-мм. Платформа крепилась в бомбовом отсеке самолета. Для установки батареи ППШ выбрали штурмовой бомбардировщик Ту-2С. Для производства штурмового огня пилот открывал бомбовый отсек и при помощи спецприцела вел плотный огонь по пехоте противника. Для производства перезарядки платформа с батареей ППШ спускалась тросами вниз из отсека.

Решение о постановке батарей ППШ на два самолета Ту-2С утвердили на совещании в 1944 году у главного маршала авиации А.Новикова. Через декаду после совещания Туполев обратился к ГИ ВВС А.Репину о выделении ОКБ ППШ в количестве 180 единиц образца 1941 года. К ним попросил дисковые магазины на каждый ППШ и полный боезапас, который составил 15 тысяч патронов. В 1946 году, созданная на платформе батарея ППШ «огненный еж» успешно прошла полигонные летные и боевые испытания. Батарея «огненный еж» подтвердила свою эффективность – плотный огонь по выбранной цели. Но главные недостатки – кратковременность применения и необходимость наземной перезарядки — перевесили все плюсы. Результат – для достижения заданных требований, а именно для эффективного поражения пехотных подразделений противника, решили использовать кассетные малокалиберные бомбы.Это был единственный самолет в мире, использовавший большое количество стволов на своем борту.

Вес одного ППШ с боезапасом 5.3, вес всех ППШ в батареи – 466 килограмм. Вес батареи ППШ на платформе 550 – 600 килограмм. Вследствие небольшого подъемного веса самолетов тех времен (в 40-50 годы он составлял где-то 1.5 -3 тонны), а ведь еще надо было взять на борт другое вооружение, разместить на борту самолетов большое количество станковых пулеметов не представлялось возможным. То же самое касается и системы беспрерывной подачи боеприпасов. Идея реализации такой системы не нова, американцы еще в 1921 году создали экспериментальный самолет «JL-12».

На вооружении штурмового самолета находилось 30 ПП «Томпсон» калибром .45 АСР. Пистолеты-пулеметы на нем составляли две батареи. Одна батарея в 12 ПП устанавливалась для стрельбы вперед, другая в 16 ПП для стрельбы назад, 2ПП установили на турели в кабине. Но в ходе испытаний выявилась та же проблема что и с «Огненным ежом» — нудная и долгая наземная перезарядка. Да и эффективность пистолетных боеприпасов оказалась крайне низкой.

Источники:
http://alternathistory.org.ua

Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *