Как ВВС НАТО скрывают свои потери » Военное обозрение


В современной войне огромную роль играет не только наличие боеспособной авиации с высокоточным оружием, но и информации, которая призвана поднять дух собственной армии, принизить дух вражеской и скрыть свои потери.

К сожалению, приходится констатировать, что западные СМИ захватили в свои руки медиа-пространство, и мировое общественное мнение почти не знает об истинных потерях авиации НАТО.

Когда говорят о налётах авиации стран Североатлантического блока, то первое, о чём твердят западные СМИ — это о успешности применения высокоточного оружия, о воздушных победах над ВВС Ирака, Сербии, Ливии и других неугодных Западу стран. А также и том, что «демократизаторы» возвращаются на базы без потерь.

Влиятельные телеканалы мира, смакуя ход воздушных операций, услужливо показывают нам, обывателям, результаты натовских бомбёжек, остовы горящих танков, ракетных комплексов и самолётов советского производства. Но при этом успехи иракских, сербских, и других пилотов и зенитчиков, которые доблестно сражались против натовского неофашизма — замалчиваются…

ИРАКСКАЯ КАМПАНИЯ 1991 ГОДА

Как известно, 16 января 1991 года Запад начал агрессию против Ирака. Спору нет, авиация НАТО играла главную роль в уничтожении иракской армии; ПВО этой страны также была серьёзно потрёпана. Но всё ли так гладко шло у «многонациональных сил»?

Уже 17 января иракский перехватчик МиГ-25П сбил над морем американский палубный истребитель F/A-18С «Хорнет». При этом F-15, которые сбивали почти каждый иракский самолёт в пределах видимости своего радара, рядом не оказалось.

ОТЛИЧНО проявил себя самый совершенный на тот момент МиГ-29. У BBC Саддама Хусейна было 41 такая машина. В ходе конфликта было потеряно пять МиГов (один потерпел аварию). Зато «29-е» сбили пять F-16, два F-15Е, по одному «Торнадо», F/A-18C и F-14В. Часть МиГ-29 перелетела в Иран.

Заслуживает разговора и американский истребитель F-16 «Сокол-Фалькон». Самолёт создавался как истребитель завоевания превосходства в воздухе. Но… F-16 не сбили над Ираком НИ ОДНОГО САМОЛЁТА! При этом, по американским данным, было потеряно пять «Фальконов». По арабским данным, «янки» потеряли аж до 15-20 F-16.

F-117 «Стелс» был разрекламирован как супер-бомбардировщик, якобы неуязвимый от советских истребителей. На него делали ставку высокопоставленные чины Пентагона. Но при первых полётах выяснилось, что «невидимка» может действовать только днём и в простых метеоусловиях. Кроме того, самый большой конфуз был впереди — советские радары его ПРЕКРАСНО ЗАСЕКАЛИ! И 20 февраля иракцы сбили с помощью ЗРК «Оса» один «Стелс». Ещё один «Ночной Ястреб», по неофициальным данным, погиб в бою от МиГ-25П.

При этом не бездействовала и войсковая ПВО Ирака, вооружённая установками «Шилка», ПЗРК «Стрела» и «Игла-1». Как минимум, один британский «Харриер» нашёл свою смерть от «Иглы»…

КОСОВСКАЯ ВОЙНА 1999 ГОДА

К марту 1999 года ВВС Югославии насчитывали 179 самолётов, в том числе 16 МиГ-29 и 83 МиГ-21, которые впоследствии стали «головной болью» для НАТО. Несмотря на абсолютное количественное превосходство (Североатлантический альянс развернул около 1100 самолётов), югославским ВВС и ПВО удалось нанести существенный ущерб вражеской авиации. Уже 24 марта сербские силы ПВО сбили 2 американских F-16 и немецкий «Торнадо».

Так как противник широко использовал самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (далее ДРЛО), то сербские МиГи выбрали единственно правильную тактику — маскировку и атаку на фоне земли, а это позволяло поразить вражескую цель и быстро вернуться на базу.

27 марта над Батайницей подполковник Гводень Дьюкач на МиГ-29 сбил F-117, при этом РЛС «невидимки» выдала команду тревоги после того, как сербская ракета Р-60М уже настигала «натовца». Ещё один «Стелс» был сбит ЗРК С-125 «Печора». А 20 мая майор Илия Аризанов, кстати, также пилотировавший МиГ-29, сбил третий «Найт Хок», став таким образом, единственным лётчиком Косовской войны, сбивший два самолёта Альянса.

Но не только эскадрильи МиГ-29 досаждали натовцев. Немотря на преклонный возраст, хорошо показал себя и МиГ-21бис. Этот самолёт, созданный в 1972 году, мог бороться на равных и с F-16. Несколько голландских, американских самолётов этого типа было потеряно от атак МиГ-21.

18 апреля девять сербских самолётов J-22 «Орао», G-4 «Супер Галеб» и МиГ-21, вылетев с аэродрома Поникве, атаковали натовскую авиабазу «Тузла» в Боснии, которая использовалась для ремонта повреждённых американских истребителей. В результате рейда натовцы потеряли более 20 самолётов и вертолётов, пятьдесят вражеских солдат было убито. Итог сербской контратаки — «атлантисты» отказались от дальнейшего использования «Тузлы».

26 апреля четыре сербских штурмовика «Супер Галеб», вылетев с аэродрома Голубовцы (Черногория), уничтожили на севере Албании авиабазу Ринас с девятью вертолётами «Апач», ещё около сорока американских солдат было убито. Несмотря на противодействие американской ПВО, сербские штурмовики вернулись на аэродром в Поникве без потерь.

Однако падали не только натовские самолёты. Как минимум, пять американских «вертушек» было сбито, на борту которых находилось около сотни солдат спецназначения. Ещё несколько вертолётов «Апач» было уничтожено огнём с земли. Один АН-64D нашёл свою гибель в бою от Ми-24В.

По данным Министерства Обороны Югославии, НАТО потеряло 128 самолётов (в том числе три F-117, один В-2 «Спирит», один В-52 «Стратофортресс», один Е-3 «Сентри»), 14 вертолётов, 60 беспилотников, 454 крылатые ракеты. Учитывая горно-лесистую местность Сербии, постоянные манёвры зенитчиков и помощь русских добровольцев, можно согласиться, что авиация Альянса понесла тяжёлые потери.

В пользу утверждения о больших потерях «атлантистов» говорит хотя бы то интервью, которое дал бывший боец группы SEAL («Тюлени»): «…Эти горе-лётчики ниже пяти тысяч никогда не снижались. А их бомбо-штурмовые удары — это сплошные промахи… Чтобы поразить точечную, тем более бронированную цель, самолёт должен снизиться до 1500 метров, то есть войти в зону уверенного поражения как зенитными ракетами, так и зенитными автоматическими пушками. Жди такого подвига от янки… Они «Квадратов» боялись как чёрт ладана…». (см. «Тайны XX века», № 16, апрель 2012 г.).

Подсчёт реальных натовских потерь является трудным по той причине, что вражеские самолёты падали либо в море, либо в горно-лесистой местности, а поисковые отряды американских «коммандос» иногда находили сбитых пилотов.

ИРАКСКАЯ КАМПАНИЯ 2003 ГОДА

После поражения в 1991 году правительство Саддама Хусейна ввиду международных санкций не могло осуществить масштабную программу закупки новых и ремонта старых и повреждённых самолётов. Авиапарк Ирака насчитывал, по приблизительным данным, 352 самолёта, в том числе 70-80 МиГ-23/МиГ-27; 45 МиГ-21; 40 «Мираж» F-1; 20 МиГ-25П; 15 МиГ-29; 4 Ту-22К.

«Многонациональная коалиция» насчитывала 978 самолётов, в том числе стратегические бомбардировщики В-52, В-2 и В-1, новейшие истребители-бомбардировщики F-15Е «Страйк Игл», F/А-18Е «Супер Хорнет», истребители F-16 C/D (Блок 50/52), стратегические беспилотники RQ-4 «Глобал Хок».

Из-за недостатка надёжных капониров, во избежание бессмысленных потерь на земле большинство иракских самолётов перелетело в Сирию и Иран. Поэтому небо Ирака защищали 12 МиГ-23, 5 МиГ-25 и 8 МиГ-29. Известен случай, когда пилот МиГ-23 в одном бою сбил британский «Торнадо», а в другом — два F/А-18 «Хорнет».

28 марта над городом Эль-Фаллуджа, МиГ-29, прикрывая вертолёт Ми-24В и пользуясь преимуществом в высоте, сбил два истребителя F-15С с задней полусферы; после этого боя иракский истребитель благополучно вернулся на свой аэродром. А 30 марта иракские ПВО, несмотря на сложную боевую обстановку, сбили над Багдадом В-2. О судьбе пилота ничего не сообщалось.

Однако ПВО Ирака прикрывала не только Багдад и Басру, но и другие населённые пункты. И если над городами уничтожалось лишь по одному-два самолёта МНС в день, а активная фаза войны шла до середины апреля, то, зная тенденцию Запада преуменьшать свои потери в разы, нетрудно подсчитать, что натовцы понесли ощутимые потери.

Оценивая потери «янки», приходится ещё раз упомянуть об F-117. Как известно, Пентагон возлагал на «невидимку» особые надежды в уничтожении командных пунктов и бункеров иракских войск. Однако, по оценке украинского исследователя Константина Колонтаева, 18 «Стелсов» было потеряно 19 марта во время налёта на Багдад в самом начале войны. (см. К. Колонтаев. «Американская армия — самый большой миф XX века»). Вполне возможно, не дороговизна эксплуатации «Ночных Ястребов», а их уязвимость и большие потери стали причинами снятия их с вооружения в апреле 2008 года.

Трудности в подсчётах реального урона заключаются в том, что американцы, опасаясь попадания своих повреждённых самолётов и вертолётов в руки иракцев, уничтожали их с воздуха (как тут не вспомнить вертолёт «Апач», подбитый иракским крестьянином из винтовки!).

Необходимо упомянуть, что в российской «демократической» прессе, повторяющей утверждения своих западных «друзей», принято восхвалять «успехи» ВВС НАТО, вопреки объективным оценкам. Конечно, Запад выигрывает войну в прессе, что, впрочем, это не так уж и сложно — до сих пор натовцы еще ни разу за время ведения ими информационных войн не встретили адекватного противодействия.

Р.S.

Оценивая использование авиации, необходимо еще раз обратить внимание на непревзойденные качества СОВЕТСКОГО оружия в умелых руках. Мало кому известно, что во Вьетнаме из 4500 потерянных американцами самолетов, более всего — около 50%, пришлось на долю ствольной зенитной артиллерии, которая у вьетнамцев была отнюдь не самой совершенной, но это уже другая история.

topwar.ru

ВВС НАТО: сокрытие истины о потерях

После поражения в 1991 году правительство Саддама Хусейна ввиду международных санкций не могло осуществить масштабную программу модернизации авиапарка. Военно-воздушные Силы Ирака на февраль 2003 года насчитывали, по приблизительным данным, 475 самолётов, в том числе 65 истребителей МиГ-23МС/МиГ-23МЛ/МиГ-23БН, 40 МиГ-21, 40 истребителей J-7A китайского производства (копия МиГ-21), 30-38 многоцелевых самолётов «Мираж» F.1 французского производства, 20 высотных перехватчиков и разведчиков МиГ-25П/МиГ-25Р, 15 истребителей МиГ-29, 15-25 штурмовиков Су-25, 45 истребителей-бомбардировщиков Су-22М, пять дальних бомбардировщиков (четыре Ту-22К, один Н-6D китайского производства). Вертолётные эскадрильи имели в строю примерно 375 боевых и транспортных машин различных типов (в том числе 30 ударных Ми-24).

Однако с самого начала войны иракское командование проявило полную пассивность и некомпетентность: во-первых, оно намеревалось использовать в поддержке своих сухопутных сил всего лишь два аэродрома «Аль-Бакр» (80 км севернее Багдада) и «Аль-Хуррия» (240 км севернее Багдада). Однако и этот половинчатый план был сорван: в первые дни операции ВВС и ВМС коалиционных сил нанесли удары по всем действующим иракским авиабазам и вывели из строя бо́льшую часть ВПП и других объектов аэродромной инфраструктуры. Во-вторых, иракское командование приняло более чем странное решение: закопать бо́льшую часть самолётов в песок. Поэтому небо Ирака защищали всего лишь 25 истребителей; воздушных схваток было крайне мало. Правда, известен случай, когда МиГ-23 в одном бою сбил два палубных истребителя ВМС США F/А-18С «Хорнет», а в другом – британский «Торнадо».

28 марта над городом Эль-Фаллуджа, МиГ-29, прикрывая вертолёт Ми-24В и пользуясь преимуществом в высоте, сбил два истребителя F-15С с задней полусферы; после этого боя иракский МиГ благополучно вернулся на свой аэродром. А 8 апреля иракские силы ПВО, несмотря на тяжёлую боевую обстановку, сбили на подлёте к Багдаду штурмовик А-10 «Тандерболт» II и над самой столицей многоцелевой истребитель F-15Е.

Говоря о потерях «янки», приходится ещё раз упомянуть об F-117. Как известно, Пентагонвозлагал на «невидимку» особые надежды в уничтожении командных пунктов и бункеров иракских войск. Однако, по данным исследователя Константина Колонтаева, 18 «Стелсов» было потеряно 19 марта во время налёта на Багдад в самом начале войны. Вполне возможно, что не дороговизна эксплуатации «Ночных Ястребов», а их уязвимость перед советскими системами ПВО стала причиной снятия их с вооружения в апреле 2008 года.

Кроме того, несмотря на пассивность иракского командования, мало кому известно, что с 20 марта по 3 апреля 2003 года несколько ударных вертолётов Ми-24В из специальной эскадрильи «Песчаные Демоны», по данным иранской телекомпании «Аль-Арабиа» и пресс-центра Министерства Обороны РФ, уничтожили 96 единиц бронетехники англо-американских войск, причём ни один Ми-24 не был сбит огнём с земли. Известен случай, когда 3 апреля легендарный «Миль» в одном бою сбил четыре вертолёта АН-64D «Апач» и АН-1W «Супер Кобра», причём он стал жертвой истребителей F-15С при перелёте в Иран, когда у него закончились противотанковые управляемые ракеты.

После свержения Саддама Хусейна в Ираке продолжалась партизанская война против захватчиков. При этом патриотические силы наносили чувствительный урон противнику в вертолётном составе.

Как известно, 2004 год оказался одним из самых кровавых для США и их сателлитов. В апреле шиитские отряды, подчиняющиеся Муктаде ас-Садру, подняли восстание против коалиционных сил. Счёт сбитым американским «вертушкам» шёл на десятки. Так, 18 ноября 2004 года Консультативный совет моджахедов города Эль-Фаллуджа заявил, что в ходе ноябрьских боёв отрядам Сопротивления удалось сбить два истребителя F-16С, 11 боевых вертолётов, пять беспилотных разведчиков и транспортный вертолёт CH-47 «Чинук» с 60 военнослужащими на борту.

По далеко неполным данным, потери армейской авиации США и их союзников в Ираке только с марта 2003 по февраль 2007 гг. составили 125 вертолётов, из них свыше половины были сбиты огнём с земли. Ещё 9 марта 2007 года такие сведения привёл член Российского вертолётного общества Евгений Матвеев. По его словам, и количество, и доля сбитых машин вдвое превышали официальную статистику.

«По неофициальным данным, общие вертолётные потери группировки США и их союзников в Ираке уже превысили 125 машин. Официальные данные о потерянных вертолётах занижаются командованием коалиционных войск так же, как и удельный вес боевых потерь» – заявил в интервью агентству «Интерфакс» Е. Матвеев.

Трудности в подсчётах реального урона ВВС антииракской коалиции заключаются в том, что во-первых, американцы, опасаясь попадания своих повреждённых вертолётов в руки иракцев, уничтожали их в ходе воздушных ударов, во-вторых – командование НАТО путём грубого давления на мировые СМИ сумело не допустить утечки информации о сбитых машинах в иракской кампании 2003-2011 гг.

fishki.net

Потери — Colonel Cassad — ЖЖ

США отчитались о потерях своей авиации в ходе боевых действий против Халифата.

В ходе военной операции международной коалиции во главе с США, в Сирии и Ираке погибли 19 американских пилотов. Об этом стало известно на брифинге в Пентагоне.
«США потеряли 19 своих летчиков. 8 из них погибли от действий ИГИЛ», — заявила министр военно-воздушных сил США Дебора Ли Джеймс.
Как погибли остальные 11 американских пилотов, глава ВВС США уточнять не стала.
Напомним, США объявили о создании международной антитеррористической коалиции в сентябре 2014 года. С тех пор американские ВВС в составе коалиции наносят удары по позициям ИГИЛ в Сирии и Ираке.


http://islam-today.ru/novosti/2016/03/08/19-pilotov-ssa-pogibli-v-hode-avianaletov-na-igil/ — цинк

Надо понимать, что часть потерь приходится на сбитые вертолеты иракской армии, которые могли пилотировать американские пилоты. С учетом довольно слабой ПВО Халифата, цифры потерь не то, чтобы значительные, но существенные.
UPD: Вот здесь уточняют, что как минимум часть потерь это не пилоты, а обслуживающий персонал http://sandrermakoff.livejournal.com/956598.html

Плюс из совем свежих небоевых потерь.

Разведывательный самолет армии США совершил жесткую посадку на севере Ирака, в пределах территории, контролируемой террористами «Исламского государства». Все члены команды воздушного судна остались невредимы и были эвакуированы в ходе проведенной в экстренном темпе спасательной операции, сообщил Reuters адмирал ВМС США Джон Ричардсон. Несмотря на то, что причины падения самолет остаются неизвестны, представители министерства обороны США заявили, что версия нападения исключена. Операция по спасению команды самолетов была проведена силами флота США. Военные вертолеты вылетели на поиски военнослужащих из города Эрбиль, который расположен всего лишь в 80 км от крупного города Мосул, полностью контролируемого «Исламским государством» (организация запрещена в РФ).
«Они поднялись по тревоге, вылетели и оказались на месте происшествия всего через четыре минуты после получения сигнала, — заявил Reuters адмирал Ричардсон. — Это очень неплохие показатели».
Военное командование США в Ираке увеличило количество поисково-спасательных команд в северной части Ирака после того, как в прошлом году боевики ИГИЛ захватили, пытали и сожгли заживо пилота истребителя из Иордании.

http://riafan.ru/507669-voennyi-samolet-ssha-razbilsya-na-severe-iraka — цинк

Стоит отметить, что Халифат и ранее отчитывался о сбитых американских беспилотниках, иранских и курдских дронах и вертолетах ираской армии.


Сбитый БПЛА Пешмерги в провинции Ниневия.

PS. Персонаж на заглавной фотографии, ветеран ВВС США, который хотел присоединится к Халифату, чтобы воеваеть в его рядах. Задержан в Стамбуле http://www.express.co.uk/news/world/650992/Islamic-State-ISIS-US-Air-Force-Veteran-Tairod-Pugh-New-York-Court-Attorney Тоже, так сказать «потеря».

И еще о потерях. На днях группа боевиков пыталась развернуть активную деятельность в Тунисе, но была адекватно встречена тунисскими силовиками.
[Нажмите, чтобы прочитать]


Собственно это единственный адекватный способ воспрепятствовать расползанию «черной» заразы на территории вашей страны. Если проблему запустить и дать подобным персонажам обосноваться на вашей территории, то там сразу начинает происходить то, что мы наблюдаем в Ираке, Сирии, Ливии, Египте, Йемене.

colonelcassad.livejournal.com

Война в Ираке, не так все красиво как кажется..

Еще когда в далеком 91-м нам курсантам училища ПВО рассказывали о том, что все не так красиво было в Ираке при вторжении закрадывалось много сомнений по поводу всех публикаций и новостных выпусков. Но вот недавно наткнулся на интересную заметку:
Несмотря на существование в современной литературе ряда сравнительно независимых оценок войны в Персидском заливе в 1991 г., все же превалирует американская версия тех событий. В отношении воздушного аспекта конфликта эта версия содержит несколько мифов, подобных тому, что ВВС Ирака не сбили ни одного самолета коалиционных сил. Однако это никогда не соответствовало иракской точке зрения. Данная статья содержит взгляды на события почти пятнадцатилетней давности иракской стороны. Она представляет собой попытку дать сбалансированный, объективный и обоснованный (насколько это вообще возможно) анализ воздушного сражения в Заливе, чтобы исправить многие искусственно созданные мифы и увидеть реальные успехи иракских сил ПВО в ходе конфликта. Работа основана на личном опыте участия в той войне одного из авторов, а также на данных следующих иракских официальных источников: Asaleed wa Ta’bi’at al Tayran al Mu’adi fi Um Al Ma’arik ( «Методы и тактические приемы ВВС врага входе войны за Родину», совместное издание МО Ирака, Командования ВВС и ПВО Ирака, Управления разведки ВВС Ирака. Часть 1, осень 1991г. и Dirassa an al ta’irat al mua’dia al muskata fi Um Ai Ma’arik («Список вражеских самолетов, сбитых в ходе войны за Родину», совместное издание МО Ирака, Командования ВВС и ПВО Ирака, Управления разведки ВВС Ирака. Часть 1, июнь 2000 г.).

…Четыре Tornado GR.1 из 15-й эскадрильи Королевских ВВС Великобритании (No.15Sqdn. RAF) приближались к своей цели —иракской базе ВВС Аль-Оадисья (AI-Qadissya). Чтобы затруднить действия ПВО, они шли в разомкнутом строю. На внешней подвеске британцы несли бетонобойные бомбы JP.233, а также противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM — на случай, если иракские зенитчики попытаются включить свои РЛС. Внезапно, когда до цели оставалось не более 50 секунд полета, их ослепил взрыв, почти поглотивший ведущий самолет — Tornado GR.1 борт ZA396/GE. Через мгновение эта машина врезалась в землю. Флайт-лейтенанты Давид Вэддингтон (David Waddington) и Роберт Стюарт (Robert Stewart) погибли мгновенно. Шокированные неожиданной потерей лидера, пилоты Ее величества сбросили свой груз как попало и стали уносить ноги, взяв курс на Саудовскую Аравию. После приземления, вспоминая, как погибли их несчастные товарищи, они пришли к выводу, что самолет был поражен зенитной ракетой с инфракрасной головкой наведения, возможно, комплекса Roland-2. Так они и доложили по возвращении на свою основную базу в Бахрейне. Однако на самом деле все было не так.

Фактически британский самолет был сбит одиноким МиГ-29 из 9-й эскадрильи ВВС Ирака, который пилотировал опытный пилот к-н Джамиль Сэйхуд (Jameel Sayhood). Для него этот полный событиями день — 19 января — начался с сообщения, что группа вражеских самолетов приближается к базе ВВС Аль-Валид (Al-Waleed), больше известной на Западе как база НЗ. Этот важный аэродром служил центром 2-го оперативного сектора ПВО Ирака (2nd Iraqi AD SOC), управлявшего всеми силами ПВО в западной части страны. Информация о приближении противника поступила в главный центр ПВО в Багдаде, а также в 1-и оперативный сектор, расположенный в городе Таджи (Taji) к северу от иракской столицы. В управлении 1-го сектора находились перехватчики с базы Аль-Оадисья. Командующий сектором, который сам был пилотом МиГ-21 и МиГ-23, решил, что события могут развиваться по 3 возможным сценариям: либо враг будет атаковать базу Аль-Оэйм (Al-Qa’im), либо Таммуз (Tammuz, на Западе более известна под названием AI-Taqadum), либо Аль-Оадисью. Он сказал своему штабу: «Не беспокойтесь, мы скоро вычислим намерения противника».

Через полчаса основная группа атакующих миновала Аль-Валид и повернула в восточном направлении. Ее непрерывно сопровождало несколько иракских радаров, несмотря на повреждения, которые им нанесли самолеты коалиции в первые два дня конфликта.
Капитан Сэйхуд, как он сам рассказывал авторам, получив предупреждение о возможном вылете по тревоге, пошел к своему МиГ-29, спрятанному в одном из бетонных укрытий. По дороге он думал о своей маленькой деревне на юге Ирака, где его отец владел фермой. Как там теперь? Зайдя в укрытие, он заметил, что весь наземный персонал находится в напряжении. Наскоро поздоровавшись, он осмотрел самолет и его вооружение, состоявшее из двух ракет Р-27Р с радиолокационным наведением и двух тепловых ракет Р-60МК. Капитан энергично забрался в кабину и завершил предполетный осмотр. Все системы истребителя были в норме.

Примерно в 12 ч 20 мин Сэйхуд получил команду приготовиться к вылету на перехват низковысотных целей. Он знал, что противника засек радар П-19 советского производства, специально сконструированный для обнаружения летящих на малой высоте целей и расположенный в городке Хит (Hit) недалеко от Аль-Оадисьи. Сэйхуд уже имел опыт низковысотных перехватов в ходе учений в период с сентября 1990 г. по начало января 1991 г., причем его наводила именно эта РЛС. Поэтому он был абсолютно уверен, что, если вражеские самолеты попытаются атаковать его аэродром, наведение будет точным.

Наконец, в 12 ч 26 мин пришел приказ. Сэйхуд быстро взлетели, когда уже выключил форсаж, получил сообщение локаторщиков из Хита, что враг находится справа и несколько ниже его. Иракский капитан повернул голову и сразу же заметил противника. На дистанции примерно 500 м ниже его «МиГа» находился английский «Торнадо». Солнце было в зените, поэтому характерный силуэт этой машины легко узнавался на фоне пустыни. Джамиль видел шлемы обоих британских пилотов. Не включая бортовую РЛС и оставаясь незамеченным противником, Сэйхуд выбрал ракету Р-60 и подготовил ее к пуску. Он развернул свой самолет и пристроился в хвост «Торнадо», экипаж которого, очевидно, не подозревал о присутствии иракца, т.к. не выполнял никаких маневров. Вскоре Сэйхуд заметил на ИЛС мигающие буквы «РП», что означало разрешение пуска, и услышал резкий сигнал в наушниках своего шлема ЗШ-5. Джамиль нажал боевую кнопку и увидел, как Р-60МК устремилась к цели. Посмотрев на «Торнадо», он заметил, что оба британца повернули к нему свои головы, их взгляды встретились в первый и последний раз. Яркая вспышка в хвостовой части фюзеляжа «Торнадо» свидетельствовала о прямом попадании, и через секунду огромный огненный шар уже катился по пустыне — британцы летели на высоте всего лишь около 70 м. Это произошло в 12 ч 30 мин 19 января 1991 г., и «Торнадо» Вэддингтона и Стюарта стал второй подтвержденной воздушной победой ВВС Ирака в той войне.
События развивались очень быстро, и вскоре иракский пилот получил предупреждение с земли о наличии поблизости других вражеских самолетов. Это были F-15C Eagle из 58-й эскадрильи тактических истребителей (58th TFS/ЗЗrd TFW), пилотируемые к-нами Цезаром Родригесом (Cesar А. Rodriguez) и Крайфом Андерхилом ( Craigh H. Underhill). Спустя мгновение Джамиль получил сигнал системы предупреждения СПО-15, что его самолет уже захвачен радаром одного из «Иглов», который выпустил по нему ракету AIM-7М Sparrow. Сэйхуд бросил взгляд через левое плечо и заметил следы сразу двух летящих к нему ракет! Тогда он резко, с перегрузкой около 9g, развернулся им навстречу. Захват первой ракеты удалось сорвать, но через пару секунд вторая вышла почти в лоб самолету Сэйхуда. Капитан бросил свой «МиГ» в еще один резкий разворот, но в этот момент раздался взрыв, и вся приборная доска перед Джамилем осветилась красным светом аварийной сигнализации: «Спарроу», пущенная к-ном Родригесом, поразила МиГ-29.

Машина Сэйхуда стала разваливаться на части, оставалось только катапультироваться, и через пару секунд он уже раскачивался под куполом парашюта. Снижаясь, Джамиль заметил, что его горящий «МиГ» упал менее чем в 2 км от «Торнадо». Разглядывая обломки своей жертвы и собственного самолета, Джамиль не успел сгруппироваться и ударился о землю слишком сильно. Резкая боль в правой ноге заставила его оставаться неподвижным. Появившиеся через несколько минут крестьяне помогли ему забраться в машину и отвезли в местную больницу. Оказалось, что Джамиль сломал ногу и уже не смог больше летать. Его повысили в звании до майора и уволили из ВВС. Только в 2002 г. командова ние признало, что британский «Торнадо» сбил именно он. Его восстановили в армии, наградили двумя медалями за храбрость и большой суммой денег.

В американской литературе этот бой описан несколько иначе. Там утверждается, что 19 января были сбиты два МиГ-29 (один — Родригесом, второй — Андерхилом). Однако документы ВВС Ирака неопровержимо свидетельствуют, что в тот день был потерян только один самолет этого типа — самолет Джамиля. Причина в том, что Родригес и Андерхил ошибочно думали, будто они атаковали два разных «МиГа», на самом деле они выпустили ракеты по одному и тому же самолету. В то же время, документами USAF установлено, что Андерхил выпустил свою ракету первым. Родригес сделал это на пару секунд позже, после того, как удостоверился в отсутствии встречной атаки со стороны иракского летчика. Рассказ Сэйхуда ясно показывает, что ракета Андерхила промахнулась, и победа должна быть записана на счет Родригеса.

Обломки сбитого Сэйхудом «Торнадо» пролежали в пустыне к югу от Аль-Оадисьи до середины 2003 г. Эта потеря признана британским правительством, но ошибочно отнесена на счет иракских зенитчиков. Однако существуют и другие расхождения между иракской и британской версиями этих событий. В частности, RAF утверждают, что «Торнадо» GR. 1A 396/GE был потерян в 51 миле юго-восточнее Таллила (Tallil) в 9 ч 42 мин по багдадскому времени 19 января. Также заявлено, что самолет нес боевую нагрузку всего лишь из двух бомб JP.233. Однако в иракских докладах говорится, что обломки этого самолета и обуглившиеся тела двух членов экипажа были найдены вечером 19 января неподалеку от базы Аль-Оадисья — именно в том месте, которое указал к-н Сэйхуд. Британцы также утверждают, что тела летчиков вообще не были найдены. Иракцы же говорят не только об их обнаружении, но и о идентификации ракет HARM на пилонах сбитого «Торнадо». Дело в том, что самолет упал в перевернутом положении, пилоны подвески оказались сверху, поэтому две из четырех ракет AGM-88 практически не пострадали и позже были доставлены в Багдад. Таким образом, возникает много вопросов. Почему RAF скрывают истинные координаты места падения и другие обстоятельства, связанные с гибелью этого самолета? Почему говорят, что тела пилотов не были найдены? Почему «Торнадо» нес американские противорадиолокационные ракеты HARM, в то время как запас аналогичных ракет ALARM британского производства еще не был исчерпан?

Эти расхождения можно объяснить так: а) RAF намеренно дезинформируют общество в отношении места и времени этой потери ввиду давления со стороны Министерства обороны США, которое утверждает, что «Торнадо» был сбит намного раньше, чем американские истребители сбили Сэйхуда, и таким образом хочет скрыть ошибку экипажа самолета AWACS, который не сумел вовремя обнаружить МиГ-29, в результате чего Родригес и Андерхил не успели своевременно прибыть на место событий и предупредить уничтожение «Торнадо» и гибель двух опытных пилотов; б) причина кроется в национальной гордости: RAF не хочет признавать, что английская ракета ALARM имеет очень плохие характеристики, поэтому «Торнадо» нес американские ракеты HARM.

Развенчивая мифы.

Как уже говорилось, один из распространяемых западной прессой мифов о войне в Заливе 1991 г. состоит в том, что иракские ВВС не смогли сбить или хотя бы повредить ни один самолет коалиционных сил. Однако уже в середине 1991 г. Конгресс США признал, что в первую ночь войны 17 января самолет F/A-18C серийный №163484, который пилотировал лейтенант-коммандер Михаель Спичер (Michael S. Spiecher) из эскадрильи VFA-81 авианосца «Саратога» не был сбит зенитной ракетой, как сообщалось ранее, а был поражен ракетой «воздух-воздух» с радиолокационным наведением Р-40РД, запущенной с иракского МиГ-25ПДС, которым управлял первый лейтенант Жухар Дэйвуд (Zuhair Dawood) из 84-й эскадрильи ВВС Ирака. В частности, об этом написано в статье «Inside thr NAVY» Тома Брина (Tom Breen) в газете «The New York Times» от 29 июля 1991 г. и в статье Марка Миллера (Mark C. Miller) в той же газете от 16 сентября 1992 г.

В ту же самую ночь три F-111F из состава 48-го тактического

истребительного авиакрыла (48th TFW) получили значительные повреждения и были затем списаны. Как сообщалось, две машины попали под огонь зенитной артиллерии, а третья — F-111F серийный № 70-2384 — столкнулась с танкером КС-135 в ходе дозаправки 15 милями восточное Салман Пак (Salman Pak)*. (* В то же время, в издании МО США «Gulf War Airpower Survey» утверждается, что этот самолет был поврежден зенитчиками.)Но в действительности эти машины были поражены ракетами, запущенными иракскими истребителями. Первый F-111F был поражен в 4 ч 30 мин к югу от авиабазы Балад (Balad), известной на западе под названием Самара юго-западная (Samara southwest), ракетой с тепловым наведением Р-24Т, выпущенной капитаном Хуссамом (Hussam), летчиком МиГ-23МЛ из 63-й эскадрильи. В 5 ч 10 мин утра неизвестный пилот МиГ-23МЛ запустил еще одну Р-24Т, которая поразила F-111 Р № 70-2384 во время дозаправки (кроме того, взрыв нанес повреждения КС-135). Наконец, в 5 ч 30 мин несколько севернее Нухьяба (Nukhayb) третий F-111F получил прямое попадание Р-60МК, выпущенной пилотом МиГ-29 к-ном Худайром Хаябом (Khudair Hijab) из 9-й экадрильи. Спустя несколько минут Хаяб ракетой Р-27Р повредил также B-52G серийный № 52-0248 из 42-го бомбардировочного авиакрыла (42nd BW). Это вынудило пилотировавшего «Стратофортресс» м-ра Линвуда Мэйсона (Linwood Mason) выполнить вынужденную посадку на авиабазе Диего Гарсия в Индийском океане. Кстати, американцы отнесли этот случай на счет «зенитной ракеты неизвестного типа»**.

(**«Gulf War Airpower Survey» Vol.5. Однако в других источниках указывается, что B-52 был по ошибке поврежден попаданием ракеты HARM, запущенной с F-4G; утверждается, что эта ракета потеряла свою цель, и ее ГСН захватила РЛС хвостовой турели В-52G.)

Следует заметить, что по иракским данным все три F-111 не были объявлены сбитыми, а только поврежденными. Информация, что они были затем списаны, поступила из западных источников*** (*** Неофициальный, но вполне надежный источник в военных кругах США, пожелавший остаться неизвестным. ). Воздушная победа Сэйхуда 19 января стала еще одним доказательством, что коалиционные силы не были застрахованы

от потерь в воздушных боях.

Еще один американский миф о первой войне в Заливе состоит в том, что ВВС и ПВО Ирака были абсолютно разгромлены уже в первую ночь конфликта. Что также неправда, эти силы были полностью боеготовы и сражались как минимум до 19 января. Что касается ПВО, то 19 числа в 5 ч 15 мин одна из «Шилок» (либо ЗРК) продырявила топливные баки «Фантома» F-4G Wild Weasel IV серийный № 69-7571 из состава 35-го тактического истребительного авиакрыла (35th TFW), пилотируемого к-ном Тимом Барком (Tim Burke). Американцы вначале интерпретировали этот факт как «механическое повреждение», затем как результат «небольшого ружейного огня» и наконец подтвердили, что это огонь зенитной артиллерии. Барку удалось привести свой поврежденный самолет на территорию Саудовской Аравии, где он предпринял несколько попыток приземлиться. Вовремя пятого захода горючее внезапно кончилось, и Барк, а также его оператор систем вооружения вынуждены были катапультироваться в 5 ч 55 минут. Оба удачно приземлились в расположении своих войск.

Бешенная атака «Томагавков»

Фактически к 19 января иракские силы ПВО достигли большой победы, о которой сегодня редко упоминают: они сбили большую часть крылатых ракет «Томагавк», запущенных с американских кораблей.

В первую неделю августа 1990 г. американские военные получили разрешение применить ракеты BFM-109 Tomahawk Land Attack Missiles (TLAM) при атаке иракских «центров тяжести» (такое название было присвоено одним из офицеров USAF наиболее важным пунктам на территории страны, включая политические, военные, промышленные центры). Считалось, что их разрушение лишит Ирак возможности сопротивляться. «Томагавки» давали американцам огромное преимущество. Они были созданы, чтобы прорывать ПВО СССР, поэтому намного более слабую иракскую ПВО должны были преодолеть сравнительно просто. «Томагавки» могли атаковать важные цели круглосуточно, без какого-либо обеспечения, совершенно необходимого для обычных ударных самолетов. Потеря любой ракеты не означала большого урона для американцев, так как в ее обломках нельзя обнаружить останки летчиков, не говоря уже об угрозе показа пленных на экранах телевизоров. Кроме того, ракеты труднее засечь радиолокаторами, а также обнаружить визуально.

Иракцы с самого начала знали, что против них планируют использовать «Томагавки» и пытались собрать как можно больше информации об этих новейших средствах нападения. Они хотели понять, как наиболее эффективно можно сбивать эти ракеты. И нашли несколько слабых точек ВСМ-109. В частности, выяснилось, что профиль их полета состоит из прямолинейных участков, на которых ракета поддерживает постоянную скорость и высоту. Кроме того, «Томагавки» не имеют никаких средств самозащиты. Во время полета к цели ракета управляется навигационной системой TERCOM. Как стало известно иракцам, для корректной работы этой системы перепад высот участков местности, над которой пролетает ракета, должен превышать 10 футов (3,05 м). На маршруте реальная картина, замеряемая системой TERCOM, сравнивается с той, что записана в памяти ракеты. В случае расхождений вырабатываются команды на коррекцию маршрута. Эта особенность приводит к тому, что система точно выводит «Томагавки» на цели в холмистой и горной местности, но является почти беспомощной на равнинах, максимальный перепад высот которых меньше 3 метров. Поэтому американцы столкнулись с серьезной проблемой: маршрутов с подходящим перепадом высот в Западном Ираке практически нет, там преобладает плоский равнинный рельеф.

Конечно, американцы искали пути преодоления этой проблемы. Проделав огромную работу, их картографы нашли единственный маршрут в Багдад, подходивший для «Томагавков». Однако иракцы тоже обнаружили этот маршрут. Следуя своей традиции не носить все яйца в одной корзине, американцы попытались проложить другой маршрут, однако новый путь частично пролег по территории Ирана. Это было вторжение в воздушное пространство третьей страны, но янки посчитали, что это пустяки. В ходе атак Багдада «Томагавками» в 1991 г. и в последующие кризисы 1993, 1996, 1998 и 2003 гг. использовались оба маршрута. После оснащения «Томагавков» глобальной навигационной системой GPS стали применяться и другие, но пока на американских складах лежали BGM-109 старого образца, их запускали лишь по этим двум дорогам.

Иракцы решили, что самым лучшим способом остановить «Томагавки» являются заграждения из огня малокалиберной зенитной артиллерии и ПЗРК в определенных точках обоих маршрутов. На одном из предприятий военной промышленности страны был построен макет ВСМ-109, который показывали командирам расчетов зенитных орудий во время чтения им специальных лекций. Командование ПВО Ирака прогнозировало, что в основе американского воздушного наступления будут лежать низковысотные удары. С учетом этого вокруг основных целей в стране расположили большое количество зенитных систем малого радиуса действия, включая ЗПУ-14,5-4 и ЗПУ-23-2, а также ПЗРК «Стрела-2М», «Стрела-3» и «Игла». В некоторых случаях их дополняли более тяжелые комплексы «Роланд-2» и «Оса-АК». Иракцы считали, что эти средства способны справиться с угрозой «Томагавков».

Задача обнаружения воздушных целей решалась примитивно, но с очень высокой надежностью — она возлагалась на специальный Корпус наземных наблюдателей. Посты наблюдателей образовывали три кольца: первый — вдоль всех границ страны, второй — примерно в 150 км в глубь иракской территории и третий — непосредственно вокруг важнейших целей. На каждом посту дежурило по 6-8 человек, которые посменно наблюдали за воздушным пространством в бинокли. Вышки постов отстояли друг от друга на 5-8 км в зависимости от рельефа местности. Каждая оборудовалась радиостанцией и обычным телефоном. Сообщения наблюдателей анализировались в промежуточных штабах, пересылались для проверки ближайшим постам радиолокационного наблюдения, затем поступали в штабы оперативных секторов ПВО, а оттуда — в главный центр ПВО в Багдаде. Такая система позволяла не только обнаруживать низколетящие средства воздушного нападения, но и вычислять, -к каким целям они направляются. Она отлично показала себя во время ирано-иракской войны и к 1991 г. была полностью готова выполнять свои функции. Практически без сбоев она функционировала вплоть до апреля 2003 г.
Первый «Томагавк», вторгшийся в воздушное пространство Ирака, визуально засекли наблюдатели на посту № 71 у деревни Нахьяб (Nukhayb) на иракско-саудовской границе. Это случилось 17 января в 2 ч 35 минут. Ракетная атака сопровождалась постановкой интенсивных радиопомех системе связи наблюдателей. Тем не менее, им удалось передать сообщение о «странно выглядящей летящей белой палке». Впоследствии пост № 71стал знаменитым, так как сообщал о появлении всех без исключения «Томагавков», летевших со стороны Саудовской Аравии. В последние дни войны офицеры главного центра ПВО в Багдаде могли точно предсказать время появления крылатых ракет над городом, используя лишь наручные часы и сообщения поста № 71. В 1991 г. иракские РЛС советского происхождения не могли обнаруживать «Томагавки» в полете. Это было под силу лишь обзорному локатору комплекса «Роланд-2», которых у Ирака было очень мало. Поэтому визуальное наблюдение и простое прослушивание неба зачастую были единственными способами об наружения американских ракет.

М-р Хамид (Hameed) был опытным офицером зенитчиком, сбившим иранский F-4Е «Фантом» ракетой «Стрела». Перед войной он читал лекциипо применению ПЗРК в иракском институте ПВО. Когда началась война, он в срочном порядке был направлен командовать отрядом из 16 сержантов и солдат, вооруженных 4 комплексами 9К38 «Игла». Отряд занял позицию неподалеку от Хаббании (Habbanya) и авиабазы Таммуз (Tammuz). Основной его задачей стало уничтожение крылатых ракет на пути к иракской столице, побочной —защита авиабазы от низковысотных атак самолетов коалиции. Отряд Хамида был частью очень сильного пояса ПВО, включавшего пару батарей ЗРК С-125 «Печора» и С-75 «Волга», а также несколько десятков зенитных орудий калибром 37 и 57 мм.

В сумерки 18 января м-р Хамид находился на одном из наблюдательных постов, расположенном на холме в 5 км от аэродрома. Позиция давала ему возможность видеть все, что происходит вокруг. В течение последующей ночи он дважды получал предупреждения о приближающихся воздушных целях, но, вглядываясь в небо, видел лишь какие-то крошечные объекты. Хамид, привыкший к целям типа «истребитель», не мог понять, что за ерунду он видит? Он предположил, что это могут быть те самые крылатые ракеты, о которых столько говорилось в багдадском центре ПВО.

В первые часы яркого солнечного утра субботы 19 января пришло еще одно сообщение о приближении с запада новой волны воздушных целей. Хамид приказал своему отряду приготовиться к их встрече. Четверо наиболее подготовленных стрелков подняли пусковые установки «Игла» и изготовились к бою.
Каждый из них перекрывал свой сектор воздушного пространства. Внезапно на высоте около 200 м появился небольшой объект, летевший с дозвуковой скоростью. От его двигателя исходило едва заметное красное свечение. Так Хамид впервые в своей жизни увидел «Томагавк». Картина его полета потрясла всех бойцов отряда. Они ошарашенно смотрели друг на друга, как бы вопрошая, почему они не стреляют, пока один из сержантов не крикнул: «Еще одна приближается с того же направления!». На этот раз иракский майор скомандовал: «К бою и огонь!». Менее чем через 10 секунд ближайший к Хамиду сержант выполнил захват удаляющейся ракеты, и майор ясно услышал подтверждающий это звуковой сигнал. Сержант нажал на спусковой крючок. Когда «Игла» начала погоню, американская ракета успела удалиться менее чем на километр. Через считанные мгновения в этом направлении возникло небольшое белое облако — «Игла» поразила цель. Не прошло и несколько секунд, как над позицией отряда появился третий «Томагавк». Он летел с того же направления и с той же скоростью. Эта ракета была сбита точно таким же образом и упала неподалеку от предшественницы. Без каких-либо изменений этот сюжет повторился для четвертого, пятого и шестого «Томагавков». Бойцы отряда были счастливы и одновременно поражены тем, как легко им удавалось сбивать крылатые ракеты по сравнению с истребителями. После боя они пошли туда, где были разбросаны обломки этого чудо-оружия. Как рассказывал авторам м-р Хамид, боеголовки «Томагавков» не были взведены, электроника в их передних отсеках довольно хорошо сохранилась, многие части корпусов и крыльев совершенно не были поражены. Позже иракцы пришли к выводу, что «Игла» была лучшим оружием против BGM-109. Единственным недостатком этого комплекса признали трудность использования его ночью. По этой причине к концу января американцы отказались от использования «Томагавков» днем и полностью переключились на ночные атаки.

Успехи ПВО Ирака по нейтрализации угрозы крылатых ракет косвенно подтверждаются американскими источниками. На первом месте среди них — статья в «Вашингтон пост», опубликованная в конце войны. В ней говорится: «… «Томагавк» и F-117А, два «наиболее прославленных оружия войны в Заливе», поразили намного меньше целей, чем утверждают военные. Из 288 «Томагавков», запущенных с кораблей и подлодок в Персидском заливе, Красном и Средиземном морях, свои цели поразили не более половины, в то время, как командование флота заявляет о 85% успеха». На втором месте — очень интересный доклад, опубликованный 12 июня 1997 г. Генеральной счетной палатой США. Доклад адресован конгрессмену Джону Дингалу (John D. Dingall) и озаглавлен «Операция «Буря в пустыне», оценка воздушной компании» (шифр GAO/NSIAD-97-134). Уже на странице 3 этого документа утверждается: «…первоначальные доклады МО США о 98% успехе ударов ракет «Томагавк» не совсем точно отражают эффективность этого оружия (см. стр. 139-143)». На упомянутыхстраницах содержится следующая информация:

«Количество запущенных ракет и типы целей.

…Из 288 фактических пусков в 6 случаях отказали разгонные двигатели, и ракеты не вышли на крейсерский режим полета. Из 282 улетевших ракет 22 были модификации D-II и 260 — модификаций С и D-I*.(* Основным отличием ракет модификации D-II от D-I и С была возможность оснащения их разделяющейся боевой частью, снаряженной суббоеприпасами.) Из 38 объектов, атакованных «Томагавками», 37 подверглись ударам 260 ракет модификаций С и D-1. Эти 37 объектов содержали в общей сложности 173 различные цели. При этом выбор целей был ограничен: ракеты не направлялись на объекты, если для их разрушения требовалось более, чем 2000 фунтов (более 800 кг) взрывчатки. Хотя были исключения: в прессе сообщалось, что два «Томагавка» поразили центр ПВО в Багдаде, на самом деле они причинили лишь небольшие повреждения крыше бункера, сделанной из армированного бетона 3,5-метровой толщины.

Период массовых пусков.

В массовом количестве ракеты запускались в первые 3 дня войны. Более 39% «Томагавков» ушли к целям за первые 24 часа, 62% — за 48 часов, более 73% — за 72 часа. И ни одной ракеты не было запущено после 1 февраля. В тот день состоялись пуски последних 6 ракет «одна за одной», всех — по аэродрому Рашид (Rasheed). Они достигли района Багдада около 11 утра, подверглись обстрелу, и лишь 2 из них достигли целей. После этого генерал Шварцкопф (Schwarzkopf) ** (** Командующий войсками коалиции во время войны в Заливе.) не санкционировал больше ни одного запуска. Основными причинами его решения стали: 1) негативная реакция телевидения на дневные удары по центру Багдада и 2) дороговизна ракет в сочетании с их очень слабой боевой частью… Послевоенный анализ показал, что много ракет определенно не достигло своих целей либо достигло их лишь предположительно. Другие долетали до района цели, но взрывались

на таком удалении от нее, что вреда ей не причиняли, а лишь ос-

тавляли воронки…».

Интересно заметить, что этот документ подвергся цензуре: на стр. 144 помещена таблица III.15 «Данные о применении крылатых ракет в операции «Буря в пустыне», однако данные в колонках «Прибыли в район цели», «Не появились над целью» и «Разрушили или повредили цель» заменены словом «Изъято» (DELETED). Очевидно, МО США изъяло эти цифры, чтобы скрыть от общественности тот факт, что «чудо-оружие» первой войны в Заливе оказалось эффективным лишь на 50%, а не на 98%, как заявлялось официально. Тем не менее, обе статьи в «Вашингтон пост» и не подвергшаяся цензуре часть доклада GAO/NSIAD-97-134 все же позволяют сформировать наше собственное мнение. Мы считаем, что примерно 130-140 ракет не долетели до заданных целей. И даже если в нескольких случаях причиной этого были технические неисправности, то все равно большинство «Томагавков» было сбиты иракской ПВО.

Хотя в американском докладе прямо не говорится, что ПВО Ирака является основной причиной потери ракет, которые «не появились над целью», однако слова «подверглись обстрелу» («Fire upon», в отношении ракет, запущенных 1 февраля, см. цитату на абзац выше — Переводчик) ясно указывают на то, что МО США признает потерю 4 ракет от зенитного огня. Действительно, эти 4 ракеты были сбиты бригадой ЗРК «Роланд-2», оборонявшей авиаремонтный завод на базе Рашид. Все это ясно говорит о том, что к 1 февраля ПВО Ирака стала настолько эффективной, что сбивала 66% «Томагавков». Еще более заставляет задуматься тот факт, что после 1 февраля крылатые ракеты вообще не запускались. И даже когда доклад интерпретирует отказ от их использования как личное решение генерала Норманна Шварцкопфа, нетрудно догадаться, что более чем 50-процентные потери являются достаточно важным основанием для принятия такого решения. Можно смело утверждать, что ПВО Ирака нейтрализовала угрозу «Томагавков».

guardmitr.livejournal.com

Потери авиации США

США отчитались о потерях своей авиации в ходе боевых действий против Халифата.

 

В ходе военной операции международной коалиции во главе с США, в Сирии и Ираке погибли 19 американских пилотов. Об этом стало известно на брифинге в Пентагоне.


«США потеряли 19 своих летчиков. 8 из них погибли от действий ИГИЛ», — заявила министр военно-воздушных сил США Дебора Ли Джеймс.
Как погибли остальные 11 американских пилотов, глава ВВС США уточнять не стала.


Напомним, США объявили о создании международной антитеррористической коалиции в сентябре 2014 года. С тех пор американские ВВС в составе коалиции наносят удары по позициям ИГИЛ в Сирии и Ираке.


Источник 

Надо понимать, что часть потерь приходится на сбитые вертолеты иракской армии, которые могли пилотировать американские пилоты. С учетом довольно слабой ПВО Халифата, цифры потерь не то, чтобы значительные, но существенные.


Плюс из совсем свежих небоевых потерь.

Разведывательный самолет армии США совершил жесткую посадку на севере Ирака, в пределах территории, контролируемой террористами «Исламского государства». Все члены команды воздушного судна остались невредимы и были эвакуированы в ходе проведенной в экстренном темпе спасательной операции, сообщил Reuters адмирал ВМС США Джон Ричардсон. Несмотря на то, что причины падения самолет остаются неизвестны, представители министерства обороны США заявили, что версия нападения исключена. Операция по спасению команды самолетов была проведена силами флота США. Военные вертолеты вылетели на поиски военнослужащих из города Эрбиль, который расположен всего лишь в 80 км от крупного города Мосул, полностью контролируемого «Исламским государством» (организация запрещена в РФ).


«Они поднялись по тревоге, вылетели и оказались на месте происшествия всего через четыре минуты после получения сигнала, — заявил Reuters адмирал Ричардсон. — Это очень неплохие показатели».


Военное командование США в Ираке увеличило количество поисково-спасательных команд в северной части Ирака после того, как в прошлом году боевики ИГИЛ захватили, пытали и сожгли заживо пилота истребителя из Иордании.

Источник 

Стоит отметить, что Халифат и ранее отчитывался о сбитых американских беспилотниках, иранских и курдских дронах и вертолетах ираской армии.

 


Сбитый БПЛА Пешмерги в провинции Ниневия.

 

PS. Персонаж на заглавной фотографии, ветеран ВВС США, который хотел присоединится к Халифату, чтобы воеваеть в его рядах. Задержан в Стамбуле. Тоже, так сказать «потеря».

И еще о потерях. На днях группа боевиков пыталась развернуть активную деятельность в Тунисе, но была адекватно встречена тунисскими силовиками.

 

 

Собственно это единственный адекватный способ воспрепятствовать расползанию «черной» заразы на территории вашей страны. Если проблему запустить и дать подобным персонажам обосноваться на вашей территории, то там сразу начинает происходить то, что мы наблюдаем в Ираке, Сирии, Ливии, Египте, Йемене.

 

Борис Рожин

 

США, потери авиации, ИГИЛ, американские пилоты, война

 

Подписывайтесь на новости ЦИГР: CASAD.NET ВКонтакте Фейсбук Твиттер

cigr.net

Потери авиации США

США отчитались о потерях своей авиации в ходе боевых действий против Халифата.

 

В ходе военной операции международной коалиции во главе с США, в Сирии и Ираке погибли 19 американских пилотов. Об этом стало известно на брифинге в Пентагоне.


«США потеряли 19 своих летчиков. 8 из них погибли от действий ИГИЛ», — заявила министр военно-воздушных сил США Дебора Ли Джеймс.
Как погибли остальные 11 американских пилотов, глава ВВС США уточнять не стала.


Напомним, США объявили о создании международной антитеррористической коалиции в сентябре 2014 года. С тех пор американские ВВС в составе коалиции наносят удары по позициям ИГИЛ в Сирии и Ираке.


Источник 

Надо понимать, что часть потерь приходится на сбитые вертолеты иракской армии, которые могли пилотировать американские пилоты. С учетом довольно слабой ПВО Халифата, цифры потерь не то, чтобы значительные, но существенные.


Плюс из совсем свежих небоевых потерь.

Разведывательный самолет армии США совершил жесткую посадку на севере Ирака, в пределах территории, контролируемой террористами «Исламского государства». Все члены команды воздушного судна остались невредимы и были эвакуированы в ходе проведенной в экстренном темпе спасательной операции, сообщил Reuters адмирал ВМС США Джон Ричардсон. Несмотря на то, что причины падения самолет остаются неизвестны, представители министерства обороны США заявили, что версия нападения исключена. Операция по спасению команды самолетов была проведена силами флота США. Военные вертолеты вылетели на поиски военнослужащих из города Эрбиль, который расположен всего лишь в 80 км от крупного города Мосул, полностью контролируемого «Исламским государством» (организация запрещена в РФ).


«Они поднялись по тревоге, вылетели и оказались на месте происшествия всего через четыре минуты после получения сигнала, — заявил Reuters адмирал Ричардсон. — Это очень неплохие показатели».


Военное командование США в Ираке увеличило количество поисково-спасательных команд в северной части Ирака после того, как в прошлом году боевики ИГИЛ захватили, пытали и сожгли заживо пилота истребителя из Иордании.

Источник 

Стоит отметить, что Халифат и ранее отчитывался о сбитых американских беспилотниках, иранских и курдских дронах и вертолетах ираской армии.

 


Сбитый БПЛА Пешмерги в провинции Ниневия.

 

PS. Персонаж на заглавной фотографии, ветеран ВВС США, который хотел присоединится к Халифату, чтобы воеваеть в его рядах. Задержан в Стамбуле. Тоже, так сказать «потеря».

И еще о потерях. На днях группа боевиков пыталась развернуть активную деятельность в Тунисе, но была адекватно встречена тунисскими силовиками.

 

 

Собственно это единственный адекватный способ воспрепятствовать расползанию «черной» заразы на территории вашей страны. Если проблему запустить и дать подобным персонажам обосноваться на вашей территории, то там сразу начинает происходить то, что мы наблюдаем в Ираке, Сирии, Ливии, Египте, Йемене.

 

Борис Рожин

 

США, потери авиации, ИГИЛ, американские пилоты, война

 

Подписывайтесь на новости ЦИГР: CASAD.NET ВКонтакте Фейсбук Твиттер

cigr.net

О потерях ВС США в Ираке

16 февраля 2006

С.В. Шатков В Ираке продолжаются боевые действия, по терминологии официального Вашингтона — «операции по стабилизации». Только за последнюю неделю января 2006 года были проведены 443 такие операции, более трехсот из них — совместные с иракскими силами безопасности (последние использовались в качестве живого щита). Для поддержки свыше 110 операций, проведенных за тот же период войсками США самостоятельно (в частности, в районах н.п. Баакуба и Баляд), привлекались тяжелая бронетехника, включая танки М1А1, полевая артиллерия и авиация (F-16 ВВС и палубные F/A-18 ВМС США, а также самолеты-разведчики ВВС Великобритании). МО США признало, что в январе 2006 года для авиационной поддержки войск в Афганистане использовались стратегические бомбардировщики В-52. Обстановка в Ираке по своему накалу гораздо серьезнее. Поэтому нельзя исключать применения в этой стране и таких средств «стабилизации», хотя официальных сообщений не последовало. Каждый день из Ирака поступают новые сведения о погибших и раненых, среди которых абсолютное большинство составляют мирные жители. Растут потери и сил коалиции, прежде всего ВС США. Становится очевидным, что истинная динамика остается скрытой, завуалированной официальными докладами, сводками и информационными сообщениями, содержание которых просеивается через мелкоячеистую сеть цензуры. Представители Белого дома и МО США все чаще прибегают к эквилибристике с цифрами и фактами. Так, 2 февраля официальный представитель коалиционных сил генерал-майор Рик Линч (ВС США) заявил в Багдаде, что «на протяжении большей части января 2006 года уровень потерь в Ираке был наименьшим с весны 2004 года». Вероятно, генерал Линч, вынужденный следовать инструкциям, понимал, что ему не удалось прояснить ситуацию. Поэтому он уточнил: «Если изучить сводки о потерях в Ираке в январе, то общая численность погибших (среди коалиции, правительственных сил Ирака и гражданских лиц) составит около 1600 человек. Это на 1000 меньше, чем в октябре, и вдвое меньше, чем в мае 2004 года». Даже если оставить за скобками лингвистические особенности высказываний, мало кто способен составить на такой основе картину, более или менее адекватную реальному масштабу потерь. Более того, выявляются существенные различия. По состоянию на 15 февраля 2006 года, общее количество безвозвратных потерь коалиционных войск составило, согласно официальным данным, 2477 человек (2273 — ВС США, 101 — ВС Великобритании, 103 — ВС других стран коалиции). Около 17000 американских военнослужащих получили ранения. Сводная таблица безвозвратных потерь в Ираке (март 2003 – февраль 2006 гг.) Год ВС США ВС Великобритании ВС других стран коалиции Иракцы (армия и полиция/мирное население) 2003 486 53 40 Нет данных 2004 848 22 35 1300/Нет данных 2005 846 23 28 2814/6398 2006 88 3 - 245/704 Нетрудно подсчитать, что данные генерала Линча за январь текущего года отличаются от представленных в таблице (составлена по сводкам МО США) более чем на 500 человек. Это только за один месяц! Очевидно, что статистика является одним из инструментов пропагандистской войны. Тем не менее вполне возможно определить соответствие ее официальных показателей истинной картине по косвенным признакам. Одним из них являются возможности развернутых в Ираке военно-медицинских полевых госпиталей сил коалиции и лечебных учреждений министерства здравоохранения Ирака. 31 января, выступая на открытии ежегодной конференции военно-медицинской службы ВС США, генерал корпуса морской пехоты Роберт Магнус отметил, что «военные медики прилагают максимум усилий для оказания необходимой помощи на всех этапах, от передовой до центрального военного госпиталя им. Уолтера Рида и госпиталя ВМС в Бетесде (шт. Мэриленд)». Более того, генерал Магнус произнес совершенно фантастическую фразу: «Наши специалисты оказывают равноценную помощь и иракцам, как гражданским, так и сотрудникам силовых структур, и даже противнику». Для военно-медицинского обеспечения боевых действий в Ираке силами 2-й медицинской бригады ВС США развернуты четыре полевых госпиталя — в Мосуле и Тикрите емкостью по 32 койко-места, в Баляде (100 койко-мест) и Багдаде (мест), а также отделение в Абу-Грейб (26 мест). Таким образом, всего ВС США в Ираке располагают примерно 200 койко-местами. При среднемесячных потерях более 150 раненых (не считая больных) возможностей 2-й медбригады хватает только для оказания первичной и неотложной медицинской помощи. Персонал бригады в основном используется для медицинской эвакуации раненых и больных в американские клинические госпитали в ФРГ, Испании, а также непосредственно в США (в упоминавшиеся госпитали им. У. Рида и военно-морской в Бетесде, а также примерно в три десятка гражданских лечебных учреждений). Задача подготовки тел погибших (в среднем 70 в месяц) к отправке в США также возложена на личный состав бригады (имеются 5 моргов). Помимо американских, в Ираке имеются и полевые госпитали их союзников — южнокорейский в Эрбиле (емкость 40 койко-мест) и британский в Басре (50 мест). Впрочем, они предназначены для обеспечения национальных воинских контингентов, и частей ВС США в этих районах Ирака нет. Что касается медицинского обслуживания иракцев, то система здравоохранения в стране, еще 15 лет назад считавшаяся лучшей на Ближнем Востоке, почти полностью разрушена. Более 500 местных больниц и поликлиник были уничтожены в ходе бомбардировок. Из сохранившихся и продолжающих работать наиболее крупные находятся в столице (общей емкостью около 3000 койко-мест), Эрбиле (1100 мест) и Басре (2100). Качество медицинской помощи, однако, весьма невысоко. Бегство из страны квалифицированного медицинского персонала, пик которого пришелся на последние два года, усугубляется хроническим отсутствием препаратов, лекарств (особенно сказывается нехватка крови), а также современного медоборудования. Поток же обращений за медпомощью чрезвычайно велик. В связи с этим примечательно признание полковника иорданских ВВС Н. Альхаса, сделанное им 2 февраля во время посещения штаба Объединенного центрального командования ВС США в г. Тампа (шт. Флорида). Полковник указал, что с 2004 года «специалисты иорданского военно-полевого госпиталя в Ираке оказали помощь более 4 миллионам иракцев, проведено 1638 хирургических операций». Для справки: емкость этого госпиталя менее 100 койко-мест.

Источник: Институт Ближнего Востока

Поделиться:


www.iran.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *