Причины и последствия Первой мировой войны

В свою очередь, XX век — не календарный, а исторический ХХ век — начинается в 1914 году, с Первой мировой войны, и продолжается до 1991 года, когда в мире произошли глобальные изменения, прежде всего объединение Германии в 1990 году и распад СССР в 1991-м. Такая хронология позволила Хобсбауму, а вслед за ним и многим другим историкам говорить о «длинном XIX столетии» и «коротком ХХ веке».

Таким образом, Первая мировая война — это своего рода пролог короткого ХХ века. Именно здесь были обозначены ключевые темы столетия: социальные разногласия, геополитические противоречия, идеологическая борьба, экономическое противостояние. Это притом что на рубеже XIX и ХХ веков многим казалось, что войны в Европе канули в Лету. Если и случаются столкновения, то только на периферии, в колониях. Развитие науки и техники, утонченная культура Fin de siècle, по мнению многих современников, не предполагали «кровавую бойню», стоившую миллионы жизней и похоронившую четыре великих империи. Это и первая война в мире, обладающая тотальным характером: были затронуты все социальные слои населения, все сферы жизни. Не осталось ничего, что не было бы вовлечено в эту войну.

Расстановка сил

Crown prince of Prussia; Photography from the Finckh — inheritance — See more at: http://www.europeana1914-1918.eu/en/contributions/445#prettyPhoto

Основные участники: страны Антанты, куда входила Российская империя, Французская республика и Великобритания, и центральные державы, представленные Германией, Австро-Венгрией, Османской империей и Болгарией.

Возникает вопрос: что же объединило каждую из этих стран? Какие цели преследовал каждый из участников конфликта? Эти вопросы тем более важны, что после подписания Версальского мирного договора 28 июня 1919 года вся ответственность за развязывание войны падет на Германию (статья 231). Конечно, все это можно оправдать, исходя из универсального принципа Vae victis. Но только ли Германия виновата в этой войне? Только ли она и ее союзники желали эту войну? Конечно, нет.

Германия хотела войну ровно настолько же, насколько войну хотела и Франция, и Великобритания. Чуть меньше в этом были заинтересованы Россия, Австро-Венгрия и Османская империя, оказавшиеся самыми слабыми звеньями в этом конфликте.

Интересы стран-участниц

В 1871 году в Зеркальном зале Версальского дворца произошло триумфальное объединение Германии. Была образована вторая империя. Провозглашение происходило на фоне Франко-прусской войны, когда Франция терпела катастрофическое поражение. Это стало национальным позором: мало того, что Наполеон III, император всех французов, был пленен почти сразу, от второй империи во Франции остались одни руины. Возникает Парижская коммуна, очередная революция, как это часто бывает во Франции. Война заканчивается тем, что Франция соглашается с поражением, которое наносит ей Германия, подписывает Франкфуртский договор 1871 года, в соответствии с которым Эльзас и Лотарингия отчуждаются в пользу Германии и становятся имперскими территориями.

Помимо этого, Франция обязуется выплатить Германии контрибуцию в размере 5 млрд франков. В значительной степени эти деньги пошли на развитие немецкой экономики, что впоследствии уже к 1890-м годам привело к ее небывалому подъему. Но дело даже не в финансовой стороне вопроса, а именно в национальном унижении, которое испытали французы. И о нем будет помнить не одно поколение начиная с 1871 года вплоть до 1914 года.

Именно тогда возникают идеи реваншизма, которые объединяют всю Третью республику, рожденную в горнилах Франко-прусской войны. Становится неважным то, кто ты: социалист, монархист, центрист — всех объединяет идея отмщения Германии и возврата Эльзаса и Лотарингии.

Британия

Британия была озабочена экономическим доминированием Германии в Европе и мире. К 1890-м годам Германия занимает первое место по объемам ВВП в Европе, оттесняя на второе место Британию. Британское правительство не может смириться с этим фактом, учитывая, что на протяжении многих столетий Британия была «мастерской мира», самой экономически развитой страной. Теперь же Британия жаждет своего рода отмщения, но экономического.

Россия

Для России ключевой темой стоял вопрос о славянах, то есть о славянских народах, живущих на Балканах. Идеи панславизма, которые набирают оборот в 1860-е годы, в 1870-е приводят к Русско-турецкой войне, в 1880–1890-е эта идея остается, и так она переходит в XX век, а окончательно воплощается уже к 1915 году. Основной идей стало возвращение Константинополя, поставить крест над Святой Софией. Помимо этого, возвращение Константинополя должно было решить все проблемы с проливами, с переходом из Черного моря в Средиземное. В этом и заключалась одна из основных геополитических целей России. И плюс ко всему, конечно, оттеснить немцев с Балкан.

Как мы видим, здесь пересекается сразу несколько интересов основных стран-участниц. Таким образом, в рассмотрении данного вопроса одинаково важен и политический уровень, и геополитический, и экономический, и культурный. Не стоит забывать, что во время войны, по крайней мере в первые ее годы, культура становится базовой частью идеологии.

Не менее важным является и антропологический уровень. Война затрагивает человека с разных сторон, и он начинает существовать в этой войне. Другой вопрос, готов ли он был к этой войне? Представлял ли он, что это будет за война? Люди, прошедшие Первую мировую войну, жившие в условиях этой войны, после ее окончания стали совершенно иными. От прекрасной Европы не останется и следа. Изменится все: социальные отношения, внутренняя политика, социальная политика. Ни одна страна не будет уже такой, какой она была в 1913 году.

Формальный повод к конфликту

Формальным поводом для начала войны послужило убийство Франца Фердинанда. Эрцгерцог, наследник престола Австро-Венгрии Франц Фердинанд и его жена были застрелены в Сараево 28 июня 1914 года. Убийцей оказался террорист из сербской националистической организации «Млада Босна». Сараевское убийство вызвало небывалый скандал, в котором оказались замешаны и в какой степени заинтересованы все основные участники конфликта.

Австро-Венгрия заявляет протест Сербии и просит провести расследование при участии австрийской полиции, для того чтобы выявить террористические организации, направленные против Австро-Венгрии. Параллельно с этим идут напряженные дипломатические секретные консультации между Сербией и Российской империей с одной стороны и между Австро-Венгрией и Германской империей с другой стороны.

Был ли выход из сложившегося тупика или нет? Выяснилось, что нет. 23 июля Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии, дав ей 48 часов на ответ. В свою очередь, Сербия согласилась со всеми условиями, кроме одного, связанного с тем, что секретные службы Австро-Венгрии начнут совершать аресты и вывозить в Австро-Венгрию террористов и подозрительных лиц без уведомления сербской стороны. Австрия, подкрепленная поддержкой Германии, объявляет 28 июля 1914 года войну Сербии. В ответ на это Российская империя заявляет о мобилизации, на что Германская империя заявляет свой протест и требует остановить мобилизацию, в случае же непрекращения германская сторона оставляет за собой право начать собственную мобилизацию. 31 июля в Российской империи была объявлена всеобщая мобилизация. В ответ на это 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Война началась.

3 августа к ней присоединяется Франция, 4 августа — Великобритания, и все основные участники начинают военные действия.
Важно заметить, что, объявляя мобилизацию, никто не говорит о своих корыстных интересах. Все заявляют о высоких идеалах, стоящих за этой войной. Например, помощь братским славянским народам, помощь братским германским народам и империи. Соответственно, Франция и Россия связаны союзническими договорами, это союзническая помощь. Сюда же относится и Британия.

Интересно отметить, что уже в сентябре 1914 года подписывается еще один протокол между странами Антанты, то есть между Великобританией, Россией и Францией — декларация о незаключении сепаратного мира. Такой же документ будет подписан странами Антанты и в ноябре 1915 года. Таким образом, можно говорить о том, что среди союзников существовали подозрения и существенные опасения в вопросах доверия друг к другу: вдруг кто-то сорвется и заключит сепаратный мир с вражеской стороной.

Propaganda-Karten

Первая мировая война как война нового типа

Германия вела войну в соответствии с планом Шлиффена, разработанным прусским генерал-фельдмаршалом и деятелем германского генерального штаба фон Шлиффеном. Предполагалось сосредоточить все силы на правом фланге, нанести молниеносный удар по Франции и только после этого переключаться на русский фронт.

Итак, Шлиффен разрабатывает этот план как раз в конце XIX века. Как мы видим, в основе его тактики лежал блицкриг — нанесение молниеносных ударов, которые ошеломляют противника, вносят хаос и сеют панику среди войск противника.
Вильгельм II был уверен, что Германия успеет разбить Францию до того, как в России закончится всеобщая мобилизация. После этого планировалось перекинуть основной контингент немецких войск на Восток, то есть в Пруссию, и организовать наступательную операцию уже на Российскую империю. Именно это подразумевал Вильгельм II, заявляя, что завтракать он будет в Париже, а ужинать — в Петербурге.

Вынужденные отступления от этого плана начались уже с первых дней войны. Так, немецкие войска слишком медленно продвигались по территории нейтральной Бельгии. Основной удар по Франции пришел со стороны Бельгии. В данном случае Германия грубо нарушила международные договоренности и пренебрегла понятием нейтралитета. Что потом будет отражено в Версальском мирном договоре, равно как и те преступления, прежде всего вывоз культурных ценностей из бельгийских городов, и расценено мировым сообществом не иначе как «германским варварством» и дикостью.

Для отражения немецкого наступления Франция обратилась с просьбой к Российской империи спешно начать контрнаступление в Восточной Пруссии, для того чтобы часть войск оттянуть с Западного фронта на Восточный. Россия успешно осуществила эту операцию, что во многом спасло Францию от сдачи Парижа.

Отступление в России

В 1914 году Россия одерживает целый ряд побед, прежде всего на Юго-западном фронте. Фактически Россия наносит сокрушительное поражение Австро-Венгрии, занимает Львов (тогда это был австрийский город Лемберг), занимает Буковину, то есть Черновцы, Галицию и подходит к Карпатам.

Но уже с 1915 года начинается великое отступление, трагическое для русской армии. Оказалось, что катастрофически не хватает боеприпасов, по документам они должны были быть, но по факту их не оказалось. За 1915 год теряется русская Польша, то есть Царство Польское (Привислинский край), теряется завоеванная Галиция, Вильно, современная западная Белоруссия. Немцы подходят фактически к Риге, оставлена Курляндия — для русского фронта это будет катастрофа. А начиная с 1916 года в армии, особенно среди солдат, наблюдается общая усталость от войны.

На русском фронте начинается недовольство, безусловно, это повлияет на разложение армии и сыграет свою трагическую роль в революционных событиях 1917 года. По архивным документам мы видим, что цензоры, через которых проходили солдатские письма, отмечают упаднические настроения, отсутствие боевого духа в русской армии уже начиная с 1916 года. Интересно, что русские солдаты, которые в массе своей были крестьяне, начинают заниматься самоувечиваниями — стрелять себе в ногу, в руку, чтобы поскорее покинуть фронт и оказаться в родной деревне.

Тотальный характер войны

Одной из главных трагедий войны станет применение в 1915 году ядовитых газов. На Западном фронте в битве при Ипре впервые в истории немецкими войсками был использован хлор, в результате это унесет жизни 5000 человек. Первая мировая война технологична, это война инженерных систем, изобретений, высоких технологий. Эта война идет не только на земле, она идет под водой. Так, немецкие подводные лодки наносили сокрушительные удары по британскому флоту.

Это война и в воздухе: авиация использовалась и как средство выяснения позиций противника (разведывательная функция), и для нанесения ударов, то есть бомбардировок.

Первая мировая война — это война, где уже не так много места для доблести и мужества. Из-за того, что война уже в 1915 году приняла позиционный характер, не происходило прямых столкновений, когда можно было бы увидеть лицо противника, посмотреть ему в глаза. Здесь не видно врага. Смерть начинает восприниматься совершенно по-другому, потому что появляется из ниоткуда. В этом смысле газовая атака является символом этой десакрализованной и демистифицированной смерти.

History of the Great War, based on official documents. Medical Services, diseases of the war, volume II. London: HMSO, 1923. Map 1, German cloud gas attack April 30th, 1916. — See more at: http://www.europeana1914-1918.eu/en/europeana/record/9200105/wellcomeimages_org_record_L0029690#prettyPhoto

Первая мировая война — это колоссальное количество жертв, невиданное прежде. Можем вспомнить так называемую «Верденскую мясорубку», где было 750 тысяч убитых со стороны Франции и Англии, со стороны Германии — 450 тысяч, то есть суммарные потери сторон составили больше миллиона человек! Кровопролитий такого масштаба история еще не знала.

Ужас от происходящего, присутствие смерти из ниоткуда вызывают агрессию и фрустрацию. Именно поэтому в конце концов все это вызывает такую озлобленность, которая выльется в вспышки агрессии и насилия уже в мирное время после Первой мировой войны. По сравнению с 1913 годом растет рост случаев бытового насилия: драки на улицах, насилие в семье, конфликты на производстве и др.
Во многом это позволяет исследователям говорить о готовности населения к тоталитаризму и насильственным, репрессивным практикам. Здесь можно вспомнить прежде всего опыт Германии, где в 1933 году побеждает национал-социализм. Это тоже своего рода продолжение Первой мировой войны.

Именно поэтому существует мнение, что нельзя разделять Первую и Вторую мировые войны. Что это была одна война, начавшаяся в 1914-м и закончившаяся только в 1945-м. А то, что было с 1919-го по 1939-й — всего лишь перемирие, потому что население все еще жило идеями войны и было готово воевать дальше.

Последствия Первой мировой войны

Война, начавшаяся 1 августа 1914 года, продолжалась вплоть до 11 ноября 1918 года, когда было подписано перемирие между Германией и странами Антанты. К 1918 году Антанта была представлена Францией и Великобританией. Российская империя покинет это союз в 1917 году, когда в октябре произойдет большевистский переворот революционного типа. Первым декретом Ленина станет Декрет о мире без аннексий и контрибуций ко всем воюющим державам 25 октября 1917 года. Правда, ни одна из воюющих держав не поддержит этот декрет, кроме Советской России.

При этом официально Россия выйдет из войны только 3 марта 1918 года, когда в Брест-Литовске будет подписан знаменитый Брестский мир 1918 года, в соответствии с которым Германия и ее союзники с одной стороны и Советская Россия с другой прекращали военные действия в отношении друг друга. При этом Советская Россия теряла часть территорий, прежде всего речь шла об Украине, Белоруссии и всей Прибалтике. О Польше уже никто даже и не думал, да, собственно, она никому не была нужна. Логика Ленина и Троцкого в этом вопросе была очень простая: мы не торгуемся за территории, потому что мировая революция все равно победит. Более того, в августе 1918 года будет подписано дополнительное соглашение к Брестскому миру, в соответствии с которым Россия обяжется выплатить Германии контрибуции, будет даже осуществлен первый перевод — 93 тонны золота. Итак, Россия выбывает, что станет нарушением союзнических обязательств, которые брало на себя еще царское правительство и которым было верно Временное правительство.

Роль США

В 1917 году в войну вступают Соединенные Штаты Америки. Впоследствии президент Вудро Вильсон сыграет одну из ключевых ролей в деле послевоенного мироустройства. Именно ему принадлежит идея создания Лиги Наций — международной организации, призванной не допустить новых военных конфликтов и столкновений.

Конец войны


Алиса Сербиненко / ПостНаука

К 1918 году для руководства Германии становится очевидной необходимость поиска пути к компромиссу со странами Антанты. При этом хотелось потерять как можно меньше. Именно с этой целью было предложено контрнаступление на Западном фронте весной-летом 1918 года. Операция прошла крайне неудачно для Германии, что лишь усилило недовольство в войсках и среди мирного населения. Кроме того, в Германии 9 ноября произошла революция. Ее зачинщиками были матросы в Киле, которые подняли восстание, не желая исполнять приказ командования.

11 ноября 1918 года между Германией и странами Антанты было подписано Компьенское перемирие. Отметим, что перемирие подписывается в Компьене в вагоне маршала Фоша не случайно. Это будет сделано по настоянию французской стороны, которой было очень важно преодолеть комплекс поражения во Франко-прусской войне. Франция будет настаивать на этом месте, для того чтобы свершился акт отмщения, то есть произойдет сатисфакция. Надо сказать, что вагон еще всплывет еще раз уже в 1940 году, когда его опять пригонят, чтобы в нем Гитлер принял капитуляцию Франции.

Алиса Сербиненко / ПостНаука

Перемирие

По условиям перемирия, по которому Германия прекращает любые военные действия, денонсируется Брестский мирный договор. Кроме того, Германия обязуется вывести свои войска с территории Бельгии и отдает Эльзас и Лотарингию Франции. Войска стран Антанты занимают территорию левого берега Рейна. Для окончательного урегулирования конфликта созывается конференция, которая должна положить конец войне. 18 января 1918 года открылась Парижская мирная конференция 1919 года.

Second album of photos by Max Jacoby of the Eastern Front — See more at: http://www.europeana1914-1918.eu/en/contributions/4206#sthash.iekWbiyg.dpuf

28 июня 1919 года подписывается мирный договор с Германией. Это был унизительный для нее мир, она теряла все свои заморские колонии, часть Шлезвига, Силезии и Пруссии. Германии запрещалось иметь подводный флот, разрабатывать и иметь новейшие системы вооружений. В договоре, правда, не была прописана сумма, которую Германия должна была выплатить в качестве репараций, так как Франция и Британия не смогли между собой договориться из-за чрезмерных аппетитов Франции. Британии же было невыгодно создавать такую сильную Францию. Поэтому сумму в итоге не вписали. Окончательно она была определена только в 1921 году. По Лондонским соглашениям 1921 года Германия должна была выплатить 132 млрд золотых марок.

Германия была объявлена единственным виновником в развязывании конфликта. И, собственно, из этого и вытекали все наложенные на нее ограничения и санкции.

Версальский договор имел катастрофические последствия для Германии. Немцы почувствовали себя оскорбленными и униженными, что привело к подъему националистических сил. На протяжении 14 нелегких лет Веймарской республики — с 1919-го по 1933 год — любая политическая сила ставила своей целью пересмотр Версальского договора. Прежде всего, никто не признавал восточные границы. Немцы превратились в разделенный народ, часть которого осталась в Рейхе, в Германии, часть в Чехословакии (Судетская область), часть в Польше. И для того чтобы чувствовать национальное единство, необходимо воссоединиться великому немецкому народу. Это легло в основу политических лозунгов и национал-социалистов, и социал-демократов, и умеренных консерваторов, и других политических сил.

Итоги войны для стран-участниц и идея великих держав

Для Австро-Венгрии последствия поражения в войне обернулись национальной катастрофой и распадом многонациональной империи Габсбургов. Император Австрии Франц Иосиф I, который за 68 лет своего правления стал своего рода символом империи, умер в 1916 году. Ему на смену пришел Карл I, который не сумел остановить центробежные национальные силы империи, что вкупе с военными поражениями привело к крушению Австро-Венгрии.
В горнилах Первой мировой войны погибли четыре величайшие империи: Российская, Османская, Австро-Венгерская и Германская. На их месте возникнут новые государства: Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехословакия, Венгрия, Королевство сербов, хорватов и словенцев.

При этом сохранились обиды и разногласия, а также территориальные претензии новых стран друг к другу.
Венгрия была недовольна теми границами, которые были определены ей в соответствии с достигнутыми договоренностями, потому что Великая Венгрия должна включать в себя еще и Хорватию.
Болгария недовольна теми границами, которые ей достались, потому что Великая Болгария должна включать в себя почти все территории вплоть до Константинополя.
Сербы тоже считали себя обделенными. В Польше широкое распространение получает идея Великой Польши — от моря до моря.
Вероятно, Чехословакия была единственным счастливым исключением из всех новых восточно-европейских государств, которая была довольна всем.

После Первой мировой войны во многих странах Европы возникает идея собственного величия и значимости, что привело к созданию мифов о национальной исключительности и их политическому оформлению в межвоенное время.

Всем казалось, что Первая мировая война разрешит проблемы, а она создала новые и углубила старые.

Источник: www.postnauka.ru


Статьи по теме:


depositnews.com

Государственно-политические последствия Первой мировой войны

Общеполитические итоги

Первая мировая война (1914-1918 гг.) решительным образом изменила глобальные тенденции эволюции политических систем большинства ведущих стран мира и в целом тенденцию развития право-государственного уклада общества. В итоге войны сформировалась новая геополитическая ситуация, которая предопределила государственное развитие на весь XX век. Именно Первая мировая война стала подлинно начальным этапом Новейшего времени, имея в виду ее влияние на основные государственно-политические и правовые процессы этого периода.

В Первой мировой войне участвовали 38 государств Европы, Азии, Северной Америки, Африки. Эта вовлеченность сформировала в итоге подлинно единую взаимосвязь политического и правового развития большинства государств, даже заметно отличавшихся уровнем социальных и государственных институтов. К этой взаимной связанности закономерно вела история предыдущего столетия, начиная с Французской революции XVIII в. Но именно в ходе и после Первой мировой войны она стала свершившимся фактом; основные тенденции государственного и правового развития одной страны отныне уже неминуемо взаимодействовали с развитием других, не только соседних стран, оказывая на них большее или меньшее прямое влияние. Сформировалось и новое мировое сообщество, которое стало вырабатывать принципиально новые виды международного согласия в формах международных надправительственных институтов и наднациональных правовых систем.

Первая мировая война ускорила многие внутренние государственно-политические процессы в странах Европы и Азии. Она подтолкнула формирование новых политических режимов, видоизменение право-государственного уклада в направлении, характерном для всего Новейшего времени: для одних это было усиление правительственной власти, для других – демократизация политической системы, для третьих – рост политического тоталитаризма. В особенности значительным оказалось влияние последствий войны для стран Азии. Там ускоренно пошло формирование национальных государств, крушение полуфеодальных монархий, высвобождение из-под колониального господства.

Первая мировая война положила конец европейским наднациональным империям – России и Австро-Венгрии. На их развалинах – ив государственном, и в геополитическим смысле – сложилось до десятка новых самостоятельных государств. В том числе качественно нового типа с социалистическим право-государственным укладом – РСФСР (с 1922 г. – СССР).

Мировая война, в особенности для стран, вышедших из нее побежденными или полупобежденными (Германия, Италия, Россия), повлекла и существенные деформации государственных и правовых укладов. В результате общественные явления, существовавшие до войны в чисто идейной области (фашизм, тоталитарная демократия, социализированное государство), пришли в область практической политики и государственного строительства, сформировав в перспективе режимы военных диктатур или даже особого партийно-тоталитарного государства.

Изменения западной государственной организации

В ходе Первой мировой войны, частью вследствие приспособления к новым условиям государственного регулирования общества, частью вследствие использования возникавших государственных и правовых проблем отдельными правящими группами в своих политических интересах, в государственной организации многих западных стран появились новые черты. Эти черты отобразили важные закономерности эволюции правительственной власти и центральной администрации, а также правовой политики как в парламентских республиках, так и в конституционных монархиях, сложившихся на протяжении XIX в.

Первая мировая война вызвала значительную милитаризацию государственного управления в большинстве стран, и даже в некоторых милитаризацию всего право-государственного уклада. Это было связано не только с количественным ростом армии (численность действующих армий достигала 30 млн. чел., всего «под ружье» было поставлено до 74 млн. чел.), расширением военной организации, увеличением веса обслуживающей военные нужды экономики и, соответственно, сферы управления. В государственное управление внедрялась военная дисциплина, устанавливалась военно-административная ответственность чиновников за прохождение дел. Все это в малой степени способствовало снижению коррупции и казнокрадства, но далеко отводило государственное строительство от общепринятых парламентарных порядков. Военное управление начинало доминировать и в общеполитической, общегосударственной сфере; это сопровождалось сокращением государственной роли парламентарных и конституционных институтов. Наиболее показательным вариантом милитаризации государства стала Германия. С началом войны, в августе 1914 г., была обнародована декларация императора о том, что «вся полнота власти» в стране перешла к нему. Реально последние властные полномочия рейхстага были реализованы при голосовании о доверии правительству и о предоставлении военных кредитов. Военные неудачи Германии были использованы Верховным военным командованием (Генеральным штабом) для прямого подчинения ему основных гражданских ведомств. С 1915 г. в структуре ВВК возникли отделы и управления, параллельные гражданским ведомствам, но руководившиеся по военному образцу: внутренних дел, печати, экономики, сельского хозяйства и т. п. Они вмешивались в деятельности гражданских министров, выдаваяим директивы. Тем самым к 1916 г. в реальности политико-административной системы установилась диктатура ВВК, почти равнозначная власти монарха. Подрыв «доверия» к ВВК стал расцениваться как преступление.

В ходе войны значительно возросло перераспределение государственных полномочий в пользу правительственных институтов. В большинстве воюющих европейских государств парламенты предоставили особыми законами чрезвычайные полномочия правительствам (в Германии – законом 4 августа 1914 г., в Великобритании – Законом об обороне 1914 г. и т. д.). В соответствии с этими актами правительства получили полномочия даже по ограничению гражданских прав и некоторых сторон действия конституций, в частности «запрещать любую, сочтенную опасной» общественную деятельность, любые организации и корпорации. Именно в годы Первой мировой войны завершилось становление института делегированного законодательства в виде уже не частных случаев, а общего правила правительственной деятельности (права издавать законодательные и нормативные акты в какой-то сфере или по какому-то вопросу на основе специального поручения парламента). Основную долю законов стали составлять правительственные акты. С одной стороны, это было закономерным проявлением повышения уровня централизации и оперативности государственной деятельности (что закономерно для периода войны). С другой – в этом заключалось проявление тенденций эволюции государственной деятельности в сторону превалирования правительственной власти над парламентско-законодательной, которые обозначались уже с конца XIX в.

Война способствовала также ограничению политических прав и гражданских свобод, даже исходя из принятых конституционных рамок. Повсеместно была введена военная цензура, которая распространила свою деятельность не только на чисто военные, но и на политические вопросы, на возможности критики деятельности правительств. Вводились ограничения свободы передвижения граждан, запрещалось проведение митингов и собраний, не санкционированных правительством.

В ходе Первой мировой войны значительно возрос уровень экономически-регулирующей роли государства, вплоть до перехода к прямой распределительной системе на основе административной регламентации. Возникли специализированные регулирующие органы (типа Высшего хозяйственного совета в Германии), которые либо координировали свою работу по управлению частной экономикой с военными органами, либо прямо находились под их подчинением. В интересах преодоления военных трудностей координирующим органам, правительственным ведомствам предписывалось проводить «любые хозяйственные мероприятия для восстановления ущерба хозяйства». Одним из наиболее типичных стало принудительное картелирование предприятий, относившихся к военным или особо хозяйственно важным отраслям. Для управления огосударственными отраслями создавались специальные министерства (например, в Норвегии – Министерство продовольствия, 1916 г.; Министерство снабжения промышленности, 1917). Особому контролю государства подверглось обращение предметов первой необходимости, главным образом продовольствия. С началом войны в Швеции, например, было законодательно установлено (октябрь 1914 г.) право принудительной реквизиции частной собственности на продукты питания, были введены лицензирование и квоты на вывоз за границу продовольствия. В Норвегии был издан единый закон (1917) о государственном регулировании цен. В подавляющем большинстве воюющих стран вводились монополии на продажу отдельных продуктов. В некоторых случаях вводилось квотированное распределение среди населения отдельных продуктов питания (карточно-талонные системы) с параллельным ограничением свободного рынка.

Регулирующая роль государства распространялась и на социально-трудовую сферу. В годы войны получили дальнейшее распространение ограничение права на забастовки и система принудительного государственного арбитража в трудовых спорах с предпринимателями. Нередко набор рабочих и распорядок производства подчинялся военным правилам.

Распад империи в Европе

Первая мировая война ускорила внутренние процессы государственно-политического распада двух наднациональных империй в Европе – Австро-Венгрии и России. Поражения и вызванные войной хозяйственно-экономические сложности спровоцировали мощные социальные конфликты, стимулировали идейно-политические стремления к национальному обособлению народов, разными путями вошедшими в состав этих государств. Итог оказался однотипным для обеих империй: на месте Австро-Венгрии полностью и западной части Российской империи сформировались около десяти новых национальных государств, причем некоторые из этих народов ранее не имели собственной исторической традиции государственности.

Австро-Венгерская империя (сохранявшая неизменный государственный строй в виде полуабсолютистской монархии с 1867 г., после предоставления Венгрии государственной автономии) в Первой мировой войне выступила на стороне Тройственного союза (вместе с Германией). Поражение в войне и значительные для страны военные потери подтолкнули к революционным выступлениям на демократической основе в Австрии (октябрь-ноябрь 1918 г.). Результатом стало свержение монархии Габсбургов и провозглашение республики (12 ноября 1918 г.). Одновременно с падением централизованной монархии произошло раздробление единого государства, в котором большинство населения принадлежало к славянским народам и не пользовалось политическими правами наравне с доминирующими австрийцами и немцами. Национальные противоречия стали дополнительным ускорителем стремления к возрождению собственной государственности. Созванное в октябре 1918 г. Национальное собрание провозгласило самоопределение Чехии и Словакии, в ноябре 1918 г. – Народное вече югославянских народов декларировало их полное отделение от империи и присоединение к восстановившей свою независимость Сербии; тогда же обособилась самостоятельная Венгерская республика.

Австрия окончательно конституировалась в отдельное государство в 1919 г., после решений созванного на основе всеобщего избирательного права Учредительного собрания. Принятая вскоре Конституция 1920 г.* закрепила широкие демократические права и свободы граждан, государственный строй в виде президентско-парламентской республики, в которой глава государства избирался парламентом. Австрийская республика была преобразована в территориальную федерацию, в которой интересы земель представляла верхняя палата парламента; отдельные земли получили свои правительства и свои ландтаги.

*   Конституция Австрии 1920 г. с небольшими изменениями 1929 г. сохранила свою силу на протяжении всего XX в.

Венгрия была провозглашена республикой в 1918 г., однако в обстановке гражданской войны, инициированной просоциалистическими и коммунистическими рабочими организациями, произошла эволюция в сторону антидемократического режима. В 1920 г. там была провозглашена своеобразная парламентская монархия без монарха; временным регентом поставил себя контр-адмирал М. Хорти (спустя год Хорти преобразовал свою власть в пожизненную и несменяемую). Конституционный строй определялся законами, принятыми с 1848 г. (о правительстве) по 1926 г. (об учреждении двухпалатного Государственного собрания). Политический режим, установленный Хорти, довольно скоро преобразовал монархию в особую форму военной диктатуры.

Чехословакия (как стала называться страна после присоединения в 1918 г. к исторической Чехии словацких областей) на протяжении 1918 – 1920 гг. оформилась в демократическую республику. Здесь было введено всеобщее избирательное право, проведены социально ориентированные аграрные и трудовые законы. Конституция 1920 г. (принятая после Временной конституции 1918 г.) установила строй президентской республики – с сильной властью избираемого обеими палатами парламента президента, полномочия которого сходствовали с правами президента США. Государственные институты Чехословакии, сформированные Конституцией 1920 г., отличались высокой степенью демократических гарантий строя, в частности здесь впервые в европейском парламентаризме вводилась действенная конституционная юстиция (в виде Конституционного суда, правам которого был посвящен особый закон). Высокой степенью самоуправления отличалась и организация местной администрации.

Вокруг Сербии (образовавшейся как самостоятельное государство в 1829 г. и в период Первой мировой войны оккупированной Австрией) объединились области Хорватии, Словении, Боснии и др. Образовалось Королевство сербов, хорватов и словенцев (1918) под главенством сербской династии Карагеоргиевичей. Соответственно Видовданской конституции 1921 г. Королевство стало конституционной монархией по образцу предвоенной Германии – с сильной правительственной властью короля. (В 1929 г. королевство было преобразовано в Югославянское.)

Хотя Российская империя и не была в числе собственно стран, потерпевших военное поражение в Первой мировой войне и даже формально принадлежала к победившему союзу – Антанте, последствия войны и ее неудачный ход (в совокупности с внутренними осложнениями) привели к падению монархии (февраль 1917 г.). Произошедшая в октябре 1917 г. революция закрепила геополитический развал империи, в наибольшей степени коснувшийся западных, европейских областей.

Финляндия, находившаяся в составе империи на особом положении государственной автономии с 1905 г., закрепила свое обособление. В июле 1917 г. под давлением социал-демократической партии парламент провозгласил полную независимость от России, в декабре 1917 г. независимость была признана новыми социалистическими властями Советской России. Под давлением внешнеполитических обстоятельств, в особенности под германским влиянием, в 1918 г. финский парламент принял решения о конституировании страны в монархию по германскому образцу. Однако вскоре новая конституция страны (17 июля 1919 г.) закрепила создание президентской республики – с однопалатным парламентом и с сильной властью президента, избирающегося населением страны*.

*  Конституция Финляндии 1919 г. также оставалась действующей на протяжении XX в.

Вследствие развала Австро-Венгрии и раздела России возродилось Польское государство (1918). Основу территории государства образовали области, входившие в состав России, Австро-Венгрии, а также западные русские области, отторгнутые от Советской России после неудачной для нее советско-польской войны 1920 г. (как входившие в состав Речи Посполитой до разделов XVIII в.). Лидером возрождения стал видный военный деятель Ю. Пилсудский, который закрепил свой статус «начальника государства» в переходной Малой конституции 1919 г. Согласно новой Конституции 1921 г. Польша конституировалась как президентская республика – с двухпалатным парламентом и президентскими полномочиями по образцу германской конституции 1919 г. Польская конституция закрепила высокий уровень демократии граждан, политических и социальных свобод, особую социально-регулирующую роль государства (также по образцу германской конституции – см. § 81).

Бывшие прибалтийские губернии Российской империи, входившие в ее состав с начала XVIII в., в обстановке германской оккупации и революционной смуты в России, провозгласили образование собственных национальных государств. В 1920 – 1921 гг. Советская Россия признала независимость и суверенитет этих государств – первых исторически для восточно-прибалтийских народов. Литва и Эстония конституировались (соответственно в 1920 г. и в 1922 г.) как парламентские республики – с однопалатными парламентами и ответственными перед ними правительствами. Хотя поначалу в Литве были попытки учредить монархию с приглашением на престол германского принца. (Попытки, видимо, не были случайными и вылились в установление в Литве с 1926 г. режима военной диктатуры). Латвия (образовавшаяся в феврале 1918 г.) установила у себя строй президентской республики, использовав конституционный опыт Польши и других западных государств.

Социалистическое революционное движение

В результате Первой мировой войны, последовавших в ходе нее военных тягот для большинства народов, нарастания внутренних социальных противоречий, в большинстве стран-участниц социалистическое идейно-политическое движение (нараставшее со второй половины XIX в., особенно во Франции, Германии и др.) превратилось в самостоятельный исторический фактор государственного переустройства и правовых преобразований. Попытки направить социальный протест масс в русло создания классового государства, основанного на принципах социалистической утопии марксизма и деформированных началах псевдосамоуправления, были закономерным продолжением политики многих социалистических партий, ставших массовыми, народными в начале XX в., а также идейно-политических заблуждений «среднего класса» западных демократий.

Основным толчком стала социалистическая революция в крупнейшем европейско-азиатском государстве – России (октябрь 1917 г.), завершившаяся созданием там особого социалистического государства советского типа, построенного на принципах тоталитаризма и однопартийной диктатуры. Влияние социалистической революции в России непосредственно сказалось на волне политических мятежей (подобных Парижской коммуне 1871 г. во Франции – см. § 63), прокатившихся по странам Центральной Европы. Мятежи дополнительно инициировались международными социалистическими объединениями в целях создания якобы общеевропейского движения «мировой революции», с наступлением которой теоретики социализма и марксизма единственно связывали возможность государственной победы классовых интересов рабочих и рабочих партий.

В Германии серия мятежей была в особенности стимулирована политическим хаосом в период после военного поражения, падения монархии и потому расшатывания управления. Сыграли роль и возродившиеся стремления к обособленности отдельных германских областей (прежде самостоятельных монархий и городов). Активное влияние на попытки образовать самоуправляющееся псевдогосударство на началах классовой демократии имели леворадикальное движение, а также организационные усилия эмиссаров из России. Самыми значительными стали мятежи в Бремене и Мюнхене. В результате первого на время образовалась Бременская советская республика (10 января – 4 февраля 1919 г.), декларировавшая независимость от общегерманского правительства, создавшая свою администрацию в виде Совета народных комиссаров. В итоге второго сложилась Баварская советская республика (7 апреля – 8 мая 1919 к), основанная под влиянием еще и полуанархистских движений. Создание якобы независимых республик было закономерным продолжением движения к повсеместному образованию в Германии советов рабочих и солдатских депутатов, пытавшихся забрать правительственные полномочия, в особенности по распределению продовольственных ресурсов, в руки только низших по социальному положению классов. Республики распространяли свое влияние (подобно Парижской коммуне) на город и ближайшую округу и ограничились, в основном, созданием выборных представительств от населения, которым одновременно поручались правительственные функции, и провозглашением популистских экономических мероприятий. Объективных оснований для превращения в полноценную государственность у этих «республик» не было. Обе они пали под давлением карательных операций общегерманского правительства, иногда (как в Мюнхене) довольно кровавых (до 1 тыс. погибших).

Несколько более длительным стал социалистический мятеж в Венгрии. В обстановке развала Австро-Венгрии, фактического обретения прежней государственной автономией самостоятельности, образовавшееся правительство (31 октября 1918г.) не сумело в полной мере удержать контроль над страной. В Венгрии оформилась значимая Коммунистическая партия. В атмосфере непрекращающихся рабочих стачек лидеры партии инициировали отставку правительства, декларировав установление «власти пролетариата». Венгерская советская республика (21 марта – 1 августа 1919 г.) конституировалась по образцу партийно-советского государства: вначале руководил Революционный совет, сливавшийся с руководством компартии, затем была принята Конституция 1919 г., повторявшая Конституцию рсфср 1918 г. Единственными реальными институтами новой власти стали Красная Армия, построенная по милиционному принципу из рабочего населения, и революционные суды-трибуналы, развервувшие внеправовой террор в отношении «буржуазии». Размах деятельности социалистического правительства был значительным, его экономические декреты (о национализации земель, конфискации жилья, привилегированном снабжении трудящихся) спровоцировали открытую гражданскую войну. Подавление советской власти проходило в обстановке кровавого военного террора. Это стало еще одним источником быстрой затем эволюции венгерской государственности к полумонархической военной диктатуре.

Социалистическое движение в первые же годы после окончания мировой войны из идейного движения превратилось в государственно-революционное. Это стимулировало преобразование многих прежних социалистических партий в коммунистические. На протяжении 1918-1921 гг. в большинстве европейских, а затем и азиатских стран сложились самостоятельные коммунистические партии, поставившие себе целью свершение социалистических революций в своих странах и создание государственности классовой демократии на принципах доктрины ленинизма. В течение ближайших десятилетий эти партии стали значимыми деятелями общественно-политической жизни своих стран и парламентской борьбы. Незначительные по влиянию коммунистические организации сложились даже в Латинской Америке и в США. В 1919 г. большинство из компартий объединились в т. н. 111-й Интернационал со штаб-квартирой в Москве. III-й Интернационал стал не только координирующим органом мирового коммунистического движения, но и инструментом подрывной политической деятельности в некоторых европейских странах, представлявших по разным причинам особый интерес для социалистического правительства в России в целях продвижения «мировой революции». Инициированные III Интернационалом в 1920-е гг. внутренние кризисы и даже вооруженные мятежи стали важным фактором отторжения в западных странах населения от коммунистического движения, а также общей эволюции режимов в сторону авторитаризма.

Рождение фашистского движения. Авторитаризм

Еще одним важнейшим государственно-политическим итогом Первой мировой войны стало появление фашистского движения – первоначально в виде политических партий нового тоталитарного типа, затем в виде особого право-государственного уклада, утвердившегося в ряде стран Европы.

Исторические и социальные корни фашизма были, в основном, теми же, что у движения к социалистической государственности. Источником стали стремления к построению «народного государства» (гарантировавшего бы социально-правовую унификацию нации), которые постепенно доминировали в политической эволюции западных стран на протяжении XIX в. Сыграло свою роль и повсеместное утверждение, начиная с 1900-х гг. и особенно после Первой мировой войны, всеобщего избирательного права. История преобразования парламентарного строя в разного рода в авторитарные режимы на протяжении XIX в. неизменно свидетельствовала о том, что главнейшим политическим источником авторитаризма были институты непосредственной широкой демократии, не подкрепленные другими конституционными сдержками и гарантиями. Сходной с движением к социалистической государственности была и социальная база фашизма – в особенности наличие влиятельного слоя крестьянства.

Почти сразу после окончания Первой мировой войны в ряде стран Европы образовались политические партии фашистского типа: Национал-социалистическая рабочая партия Германии (1920), Национал-фашистская партия Италии (1921), Испанская фаланга и др.* В своих программах партии использовали как социалистические идеи (особенно экономико-правовые), так и разного рода геополитические, националистические и расовые догматы, распространившиеся в Западной Европе в годы Первой мировой войны (в том числе представлявшиеся самыми рафинированными изысканиями в области политики с позиций духовной аристократии). В главном программы фашистских партий отправлялись от тезисов о предпочтении интересов нации правам индивидуума, о безусловных задачах сплочения нации и «отстаивания ее интересов», о государстве как чисто национальном организме, основанном на сильной власти и тоталитарных устремлениях к исполнению некоей «миссии нации». В социально-правовой сфере революционные преобразования фашизма предусматривали предпочтение мелкой и средней собственности, преобразование частной в некую «семейную собственность», широкую национализацию и тотальный государственный контроль, формирование «классового мира». Важным мотивом был открытый антиклерикализм фашистских программ, игнорирование христианского мировоззрения.

* В собственном смысле фашистским было только итальянское движение боевых отрядов-связок fasci Italian! di combattimento (программа обнародована 23 марта 1919 г.). Позднее, название стало условно-обобщающим, типологическим.

Родиной организованного фашистского движения стала Италия, где в 1919 г. бывший активист Социалистической партии Б. Муссолини образовал «Итальянский союз участников войны», провозгласивший последовательно-фашистскую программу государственного преобразовательства. В октябре 1922 г. в обстановке социального недовольства и с использованием методов военного мятежа организация Муссолини была приведена к власти. В Италии установился тоталитарный государственно-политический режим (просуществовавший до 1943 г). Институты парламентарной монархии, утвердившиеся в стране со времени ее национального объединения в середине XIX в., были преобразованы в духе военной диктатуры с сильной правительственной властью при подмене демократических республиканских институтов системой социальных корпораций, руководящее ядро которых представляла фашистская партия.

Наибольший размах и общемировое значение приобрело фашистское движение в Германии, которое вскоре привело к созданию законченно тоталитарного государства с особым правовым укладом (см. § 82).

Стремления к политическому тоталитаризму охватили и ряд других европейских государств. В 1926 г. военный переворот произошел в Польше. Измененная позднее конституция страны (образца 1935 г.) сосредоточила практически «единую и неделимую власть» в руках президента, отвечающего «перед Богом и историей за судьбы государства». Тогда же в Литве институты парламентской республики были деформированы фактической военной диктатурой А. Сметоны, сосредоточившего основные государственные полномочия. К практической ликвидации гражданских свобод и парламентского демократизма привели реформы правительства генерала Риверы в Испании, пришедшего к власти после организованного им военного переворота (1923 г.).

К середине 1930-х гг. движения фашистского типа существовали уже в 39 странах, в основном Европы, Латинской Америки. Сложился своеобразный фашистский интернационал, первые съезды которого в целях выработки единства действий прошли в 1934-1935 гг.

Стремления к государственно-политическому авторитаризму, в соединении с особой программой социальных реформ, стали одним из важнейших факторов всего мирового государственного и правового процесса между Первой и Второй мировыми войнами, хотя их непосредственное воздействие на государственные институты разных стран было различным.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

be5.biz

Экономические последствия Первой мировой войны

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Война 1914—1918 гг. была поистине мировой. В ней при­няли участие около 40 стран, где проживало 2/3 населения планеты.

Уинстон Черчилль назвал Первую мировую войну «ми­ровым кризисом». Он имел в виду, что с 1 августа 1914 г. до ноября 1918 г. на карту были поставлены судьбы великих держав и жизни миллионов людей. Эта война имела непред­сказуемые последствия.

Воюющие страны произвели 28 млн винтовок, почти 1 млн пулеметов, 150 тыс. орудий, 9200 танков, которые, кстати, впервые, как и самолеты, участвовали в сражени­ях. В первый (и последний) раз немцами было апробирова­но химическое оружие. Прямые расходы воевавших стран составили 208 млрд долларов.

Общее число потерь достигло 36 млн человек, была уничтожена 1/3 материальных ценностей человечества. К концу войны пала не только корона царствующего более 300 лет дома Романовых, но и короны самодержцев еще Двух крупнейших монархий — Гогенцоллернов в Германии и Габсбургов в Австро-Венгрии. Результатом войны можно считать распад и четвертой империи — Османской (Турец­кой). На карте Европы появились новые государства.

Германия отличалась большой агрессивностью в пред­военный период, вынашивая планы мирового господства. В период войны австро-германский блок уступал по матери­альным и людским ресурсам странам Антанты. Это предо­пределило поражение Четверного союза.

Вместе с ранеными Германия потеряла 4,5 млн чело­век, не считая военнопленных, она лишилась почти поло­вины национальных богатств. Судьба страны, территории и репараций была решена Версальским мирным договором, подписанным 28 июня 1919 г. державами-победительница­ми: США, Британской империей, Францией, Италией, Япо­нией, Бельгией и др. Россия в их число не попала, так как вышла из войны уже в конце 1917 г.

Статьи Версальского договора подразделялись на тер­риториальные, военные и репарационные проблемы. Тер­риториальные проблемы решены были следующим обра­зом: территория Германии сокращалась на 70 тыс. кв. км. Земли эти вместе с населением переходили к странам-по­бедительницам и ее союзникам.

Германия была лишена колоний общей площадью в 3 млн кв. км и населением в 13 млн человек. От нее отошли часть Восточной и Юго-Западной Африки, Камерун, поло­вина территории Того и т. д.

По Версальскому мирному договору 1919 г. от Герма­нии отошли:

Мальди и Эйнеп — Бельгии;

Познань, часть Поморья, часть Пруссии, часть Верх­ней Силезии — Польше;

Эльзас и Лотарингия — Франции;

Мемель (Клайпеда) — Литве в 1923 г.;

Шлезвиг (сев. часть) — Дании в 1920 г.;

Данциг (Гданьск) — стал вольным городом.

Решение военной проблемы состояло в следующем:

1) запрещение Германии иметь военно-морской флот;

2) ограничение сухопутной армии до 100 тыс. человек, из них 4 тыс. офицеров;

3) сокращение большей части производства оружия и военных материалов;

4) полное исключение военной авиации из структуры армии;

5) запрещение иметь подводный флот;

6) запрещение выпуска броневиков, танков, военных судов, удушающих и ядовитых газов;

7) большая часть военных крепостей и укреплений под­лежали разрушению.

Репарации должны были возместить убытки, понесен­ные странами, выигравшими войну, они составили сумму в 132 млрд золотых марок. Платежи должны были осуще­ствляться золотом и различными товарами, промышлен­ным оборудованием, углем, скотом. Кроме того, на содер­жании немцев находились оккупационные войска.

Объем промышленного производства Германии в 1918 г., по сравнению с 1913 г., составил 43%. Страна лишилась 75% годовой добычи железной руды, 25% — каменного угля, 35% — стали. Была подорвана финансовая система Герма­нии.

Немцам в рамках нового государственного образова­ния — Веймарской республики предстояло выполнять ре­шения Версальского мирного договора и поднимать эконо­мику страны.

Из стран — союзниц Антанты наибольшие потери по­несла Франция, на чьей территории всю войну проходили ожесточенные сражения, 1,4 млн французов погибло на фрон­те, многие были ранены или попали в плен. Общий матери­альный ущерб от войны оценивался в 200 млрд франков. На оккупированной территории было разрушено почти 10 тыс. промышленных предприятий, 900 тыс. домов. Сильно пост­радали от военных действий транспортные артерии. Общий объем промышленного производства сократился до 40%, на 30% стали меньше производить сельскохозяйственной про­дукции. Намного уменьшился экспорт товаров из страны.

Долги союзникам за продукты сельского хозяйства, в том числе США, составили 7 млрд долларов.

Англии тоже вышла ослабленной из войны. Страна по­теряла 748 тыс. человек убитыми, 1,7 млн раненными. Боль­шие потери понес военно-морской флот, а торговых судов осталась лишь половина. Общие расходы на войну превы сили 11 млрд фунтов стерлингов. Англия, как и Франци? принимала помощь от США, и долг ее составил к конц войны 850 млн фунтов стерлингов. После войны ежегодп 40% расходов предназначалось на оплату государственно!- долга. Почти вдвое сократился оборот внешней торговли.

Серьезную роль в военные годы играла созданная в 1916 г. Федерация британской промышленности. Она объе­динила британские монополии, прибыли которых возросли за время войны. Например, компания «Виккерс» вдвое уве­личила свои мощности.

США с 1914 по 1917 г. придерживались нейтралитета. В этот период США удовлетворяли спрос воюющих государств на боеприпасы, оружие, обмундирование солдат и офице­ров. Огромные прибыли были получены от поставок в Евро­пу продуктов питания. США использовали в коммерческих целях рынки сбыта, источники сырья и объекты приложе­ния капитала на тех территориях, которые находились до войны в сфере интересов Англии и Франции.

США вступили в войну лишь б апреля 1917 г., когда уже было ясно, что победят страны Антанты и ее союзни­ки. Поэтому ее людские потери были минимальными — 120 тыс. человек. Вместо депрессии и застоя появился стимул для расширения производства. Из-за многочисленных воен­ных контрактов чистая прибыль американских корпораций выросла с 1914 г. до заключения Версальского договора в 2,5 раза. Быстрыми темпами проходило капитальное стро­ительство, вдвое выросла сумма капитала, инвестирован­ного в промышленность. Сбор пшеницы увеличился с 1913 по 1919 г. в 1,5 раза.

Очень успешно США решила проблему внешней задол­женности в 7,2 млрд долларов. Союзники для оплаты амери­канских поставок распродали значительную часть своих ин­вестиций, вложенных прежде в экономику США.

Военные долги стран-союзниц за товары, полученные от США, составили 9,5 млрд долларов. Таким образом, страна превратилась из должника в крупнейшего международно­го кредитора и заняла ведущее место в мировой торговле.

Наметились тенденции государственного вмешательства в экономику: рост правительственных заказов, предостав­ление кредитов монополиям, выпуск военных займов. Были созданы ряд госкомитетов: по топливу, продовольствию, железнодорожному и водному транспорту. Усиление госу­дарственного контроля над производством повторится поз­же в борьбе с последствиями мирового экономического кри­зиса.

Национальное богатство страны выросло за 1914— 1918 гг. в 2,5 раза, США сосредоточили в своих руках 1/2 золотого запаса наиболее развитых стран Запада.

Одновременно в стране значительно уменьшилась ем­кость внутреннего рынка, что тоже скажется в 1929 г. Для покрытия военных затрат правительство увеличило нало­ги, особенно косвенные (в 5,7 раз больше довоенных). Из-за большой эмиссии бумажных денег выросла инфляция. Вдвое повысились цены на одежду и на 85% — на продукты пита­ния. Все это привело к падению жизненного уровня насе­ления и спроса на продукты и товары первой необходи­мости.

Всем странам мира, прямо или косвенно участвовав­шим в Первой мировой войне, предстояло приложить не­малые усилия для ликвидации последствий войны.

Лидером в группе государств буржуазной демократии были США. Еще большую роль, чем прежде, в ее экономи­ческой жизни в межвоенный период играли крупные моно­полии.

Промышленные компании Соединенных Штатов к кон­цу войны — началу периода конверсии сосредоточили в сво­их руках 50%) мировой добычи каменного угля, около 70% нефти, 60% меди. Они выплавляли 3/5 чугуна и стали, вы­пускали 85% автомобилей. Страна в первые годы после окончания войны, в 1919—1920 гг., не снижала объемы эк­спорта в Европу продуктов сельского хозяйства, сырья, выдавали кредиты.

Через два года в воевавших странах проявился «эф­фект восстановления» национальных экономик. Успешно выполняются задачи достижения довоенных показателей по важнейшим показателям национального хозяйства: разме­рам посевных площадей; поголовью продуктивного и рабо­чего скота; протяженности транспортных коммуникаций; станочному парку на промышленных предприятиях; объе­мам выпускаемой продукции в промышленной и аграрной сферах.

Поэтому уже к весне 1921 г. со стороны европейских потребителей резко сократился спрос на сельскохозяйствен­ные продукты и сырье, импортируемые из США. На миро­вом рынке цены на них уменьшились в 3—4 раза. Измене­ние рыночной конъюнктуры сразу резко отрицательно ска­залось на фермерах США, начался аграрный кризис, кото­рый с небольшими перерывами продолжался до конца 1930-х гг. Мелкие фермерские хозяйства разорялись, мно­гие по низким ценам продавали свои земли более состоя­тельным хозяйствам.

Кризис 1920—1921 гг. в США разразился и в промыш­ленности. Очень сильно сократились заказы на военную про­дукцию, проявилась недогрузка производственных площа­дей, что приводило к безработице. Неблагоприятная миро­вая хозяйственная конъюнктура проявилась параллельно с сужением внутреннего рынка сбыта. Объяснялось это умень­шением покупательной способности широких масс населе­ния. Объем промышленного производства к весне 1921 г. сократился на 32% по сравнению с 1920 г. Острее кризис­ные явления проявились в ведущих отраслях производства: в добывающей промышленности, металлургии, машиностро­ении; выпуск их продукции сократился вдвое. В США с 1920 по 1922 г. произошло 52 тысячи коммерческих банк­ротств.

Из президентов США в первой половине XX в. только трое: Теодор Рузвельт, попавший «во власть» в 1901 г., Вудро Вильсон (с 1912 г. у власти) и племянник Теодора Рузвельта, будущий президент — Франклин Делано Руз­вельт выступали против политики «изоляционизма», или «провинциализма», в мирохозяйственных связях. Корни ее находились в выдвинутой еще в 1823 г. доктрине Монро: «Америка — для американцев». Несмотря на накопленные богатства, американское общество не было готово расстать­ся с основной идеей этой доктрины — развивать всесторон­ние экономические связи преимущественно со странами Американского континента. Данное обстоятельство отри­цательно сказалось на итогах выборов 1920 г., когда В. Виль­сон баллотировался вновь на пост президента США, а ф. Рузвельт стремился стать вице-президентом.

Обратив основное внимание на решение внутренних проблем, США вскоре преодолели кризисные явления 1920— 1921 гг., но не в сельском хозяйстве. Частичная стабилиза­ция в экономике продолжалась с 1923 по 1929 г. Только за 1925—1928 гг. на новые производства — электротехничес­кое, автомобильное и химическое, а также на жилищное строительство было инвестировано до 10 млрд долларов.

За годы экономической стабилизации во второй поло­вине 1920-х гг. американская промышленность составляла 45% мирового промышленного производства.

Если в XIX в. основой экономики страны являлось же­лезнодорожное строительство, то в 20-х гг. XX в. — ог­ромный рынок для продукции металлургических, моторо­строительных, нефтяных, резиновых, стекольных, лако­красочных предприятий создала автомобильная промыш­ленность. На уровне мировых стандартов строились шос­сейные дороги, множество бензозаправочных станций, ре­монтные предприятия. Была создана обширная сеть торго­вых предприятий, обслуживающих не только покупате­лей автомобилей, но и запчастей к ним, и т. д. К концу 1920-х гг. автомобильный парк США приближался к 30 млн машин.

Почти первым «прорывом» инвестиций США в Европу было проникновение их в Германию. Именно в США были разработаны планы Дауэса (1924 г.) и Юнга (1929 г.). Соеди­ненные Штаты Америки были не одиноки в своем стремле­нии поднять экономику Германии и установить тем самым «щит» против СССР.

В те годы в США значительно повысился уровень жиз­ни. Содействовало этому широкое распространение прода­жи в кредит не только бытовой техники, но автомобилей и жилья. Этот факт сыграл злую «шутку» с американцами в 1929 г. Миллионы людей приобрели акции и стали зависимы от «игр» на бирже.

Весной 1921 г. партийно-правительственное руководство РСФСР наметило долговременную программу действий с целью выхода из жестокого социально-экономического кри­зиса. С созданием СССР в конце 1922 г. программа эта авто­матически продолжала действовать в …

Реформирование экономики в стране началось с введе­нием уже весной 1921 г. вместо продразверстки продоволь­ственного налога. Отличительными его чертами были: прод­налог взимался в размере на 30—50% меньше, чем про­дразверстка, при этом …

Советская экономика в 1921—1928 гг. развивалась про­тиворечиво, но основная задача нэпа была выполнена: про­мышленное и сельскохозяйственное производство было в основном восстановлено до уровня 1913 г. Кризис хлебопоставок 1925/26 и 1927/28 …

msd.com.ua

Причины и последствия Первой мировой войны

Французский план хотя и предусматривал активные наступательные действия, но носил пассивно — выжидательский характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действия противника. План предусматривал создание трех ударных группировок, но только одна из них (Лотарингская) получила активную задачу – наступать на Лотарингию и Эльзас. Центральная группировка должна была стать связующим звеном, прикрывая границу в своей полосе, а бельгийская – действовать в зависимости от положения противника. Если немцы нарушат нейтралитет Бельгии и начнут наступать через её территорию, то эта армия должна быть готова к наступлению в северо-восточном направлении.

Английский план исходил из того, что всю тяжесть ведения войны на суше должны взять на себя союзники – Россия и Франция. Основной задачей английских вооруженных сил выдвигалось обеспечения господства на море. Для действий на суше намечалась переброска семи дивизий во Францию.

Русский план войны в силу экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала предусматривал одновременно наступательные действия против Австро-Венгрии и против Германии. План имел два варианта. По варианту «А»: если Германия сосредоточит главные силы против Франции, то основные усилия русской армии направлялись против Австро-Венгрии. По варианту «Г»: в случае нанесения Германией главного удара по России, русская армия свои основные усилия обращала против Германии. Северо-западный фронт должен был разгромить 8-ю немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией. Юго-Западному фронту ставилась задача окружить и разгромить австро-венгерские войска, находившиеся в Галиции.

К началу военных действий стратегическое развертывание войск в соответствии с принятым планом войны было закончено лишь Германией. Против Франции и Бельгии немцы развернули 86 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (около 1,6 млн. человек и 5 тыс. орудий). Немецким войскам противостояло 85 пехотных и 12 кавалерийских дивизий франко-англо-бельгийских войск (свыше 1.3 млн. человек и 4640 орудий). На Восточно-европейском театре войны против Германии и Австро-Венгрии сосредотачивалось 75 русских дивизий (свыше 1 млн. человек и 3200 орудий). Противники России имели 64 дивизии (около 1 млн. человек и 2900 орудий).1

Следовательно, к началу войны ни одна из сторон не имела общего превосходства в силах.

4. Отношение к войне различных классов и партий в России.

В отличие от Русско-японской войны, которая была непопулярной, война 1914 года вызвала у населения взрыв патриотизма. Война началась во имя защиты Сербского народа. В русском народе веками воспитывалось сочувствие к младшим братьям славянам. Ради их освобождения от турецкого ига было пролито немало русской крови.

С объявлением мобилизации сразу прекратились все забастовки. Рабочие, которые накануне устраивали демонстрации с лозунгами: «Долой самодержавие!», теперь встали на сторону царя. На заседании Государственной Думы 26 июля 1914 г. лидеры всех буржуазно-помещичьих фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «своего державного царя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры и счеты» с правительством. На этом же заседании Дума единогласно (социал-демократы отказались от голосования) одобрила военные кредиты. П.Н. Милюков, формулируя цели русской буржуазии в этой войне, заявил: «Только в результате войны должно наступить разрешение нашей вековой национальной задачи: свободного выхода к морю». Также Милюков заявил, что во имя этой задачи кадетская партия на время войны отказывается от оппозиции.

В начале войны были созданы всероссийские союзы — Земский и Городской, поставившие своей целью привлечь широкие общественные слои к совместным с правительством мероприятий по обороне государства. Но царская бюрократия отнеслась к этим организациям с недоверием, ограничив их деятельность только помощью больным и раненным, и разрешив их деятельность только на период войны.

Верховным главнокомандующим русской армии был назначен великий князь Николай Николаевич, пользовавшийся огромной популярностью как в армии, так и в народе. Россия вступила в войну неподготовленной. Со времен Русско-японской войны была проделана большая работа по реорганизации и перевооружению российской армии и флота, которая должна была закончится к 1917 году, война же началась тремя годами раньше.

Начало первой мировой войны привело к распаду II Интернационала, изменившего принципам пролетарского интернационализма, и проголосовавшего за поддержку буржуазии в войне. 22 июля (4 августа) 1914 г. в германском рейхстаге социал-демократическая фракция проголосовала за предоставление военных кредитов правительству. Английские, бельгийские и французские социалисты вошли в состав империалистических правительств. В России думская фракция меньшевиков, боясь потерять всякое влияние в народе, голосовала вместе с большевиками против военных кредитов. Но под давлением председателя бюро II Интернационала меньшевики заявили, что со стороны России и ее союзников война является «справедливой» и отошли от дел.

Единственной партией, четко стоявшей на своих позициях, оказалась партия

большевиков. В манифесте ЦК РСДРП, опубликованном 19 октября 1914 г. в

Центральном Органе партии «Социал-демократ», был провозглашен лозунг

превращения империалистической войны в войну гражданскую, в революцию против эксплуататорских классов. Первыми шагами на пути к этой великой цели должны были стать безусловный отказ от одобрения военных кредитов и выход социалистов из буржуазных правительств, полный разрыв с политикой «национального мира», создание нелегальных организаций, поддержка братания на фронте, организация всякого рода революционных выступлений пролетариата в тылу. Большевики противопоставили социал-шовинистскому лозунгу защиты буржуазного отечества лозунг революционного пораженчества. В этом заключается подлинный интернационализм большевистской тактики, рассчитанный на братский союз рабочих всех стран в борьбе против империалистической войны, за свержение всех буржуазных правительств, за установление всеобщего демократического мира. Тактика революционного пораженчества исходила из интересов развития мировой социалистической революции. В тоже время она не противоречила и правильно понятым национальным интересам. По мнению большевиков, развитие производительных сил общества – концентрация производства и капитала, сращивание промышленного капитала с банковским, формирование системы государственно-монополистического капитализма — все это должно создать материальные предпосылки социалистической революции. Но так как революцию нельзя вызвать искусственно, то она должна вырасти из объективно назревшего общеполитического кризиса. Первая мировая война ускорила созревание во всех воюющих странах революционной ситуации. По мнению большевиков, такая ситуация могла возникнуть в любой стране.

Большевики были первыми, кто пошел по такому пути. Уже 16-18 июля 1914 г. на петербургских заводах и фабриках появились листовки большевиков, призывавшие рабочих к активным выступлениям против военной угрозы и к международной солидарности трудящихся. 20 июля прошло шествие «патриотической» манифестации по тверской улице с лозунгами: «Долой войну!», «Не надо крови!». По официальным, явно заниженным данным, антивоенные выступления рабочих и крестьян прошли в 17 губерниях, некоторые из них вылились в вооруженные схватки с полицией.

В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и

торговли были учреждены, с целью «организовать всю неиспользованную мощь русской промышленности для удовлетворения нужд обороны государства», Центральный военно-промышленный и районные комитеты в провинции, куда вошли видные промышленники, банковские деятели, представители технической интеллигенции. В тоже время расширили свои функции союзы земств и городов, образовавшие в июле 1915 года на паритетных началах Главный комитет по снабжению армии. Объединяясь в военно-промышленные комитеты, расширяя круг деятельности Земского и Городского союзов и устанавливая через Особое совещание при военном министре связь с высшим командным составом, буржуазия претендовала на общее руководство военно-экономической мобилизацией в стране.

Продолжавшийся отход русских войск, рост революционного движения вызывали опасение, что правительство не справится с ситуацией. В совете министров царило смятение. Министры жаловались на изоляцию правительства, которое не имеет опоры «ни снизу, ни сверху». Большинство министров пришло к заключению, что единственным выходом из политического тупика может быть только соглаш

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *