Содержание

Скандинавские поселения и повседневная жизнь



Естественная среда, в которой жили скандинавы (прежде всего гористая местность и малые «лоскутки» пригодной для пахоты земли), определила характер их поселений. В Норвегии и Швеции преобладали хутора – отдельные усадьбы, которые часто были расположены на большом расстоянии друг от друга.

Жители их холодными и снежными зимами подчас не могли поддерживать постоянных связей даже с соседними хуторами, не то что с родичами, жившими далеко от них. В равнинных областях Норвегии и Швеции, а также в равнинной Дании уже в раннем Средневековье возникали деревни.


Вплоть до IX века в Скандинавии на хуторах существовала большая патриархальная семья. Большой семьей было легче обрабатывать землю и заниматься скотоводством.

Вместе с родителями жили не только малолетние дети, но и семьи взрослых сыновей. Жили они все в одном доме. Длина таких домов достигала иногда более 30 метров.


Усадьба бонда была неделима. Ее называли одалем, а самого владельца усадьбы одальманом. Слово «одаль» означало не только землю и усадьбу, но и «родину».

Хозяева усадеб особенно заботились о том, чтобы ни единого клочка их земли не перешло во владение в чужие руки. Сохранение земли было залогом силы семейства и, следовательно, мощи государства в целом. Отсюда тщательно прописанные в законах требования о том, что земля не может переходить от одного рода к другому.

Владельцу земли запрещалось продавать усадьбу и прилегающие к ней угодья чужим людям. Сначала хозяин земли должен был предложить купить ее своим родичам как близким, так и самым дальним, а уж затем, если абсолютно все родичи оказывались «некредитоспособными», могли продать ее чужаку. При этом за семьей, исконно владевшей землей, оставалось право выкупа. Поэтому дочь не имела права наследования при наличии в семье сына.

Благодаря таким строгим законам сословие бондов в Скандинавии, пожалуй, одной из немногих частей Европы, смогло остаться независимым даже во времена феодализма. В странах, где не было предписаний подобных тем, какие существовали в северных государствах, прежние земли единичных хозяев выкупались более богатыми согражданами и постепенно превращались в обширные поместья с великолепными дворцами, принадлежавшими одному человеку или семье, а прежние хозяева становились бедными крестьянами, зависимыми от своих господ.

Усадьба для викингов и их современников была микромиром, средоточием всех жизненных интересов. Человек и усадьба связывались неразрывными узами. За пределами усадьбы лежал враждебный мир, населенный злыми существами, от которых могли защитить духи-покровители усадьбы. В честь последних устраивались празднества и приносились жертвы. Поклонялись и животным – коням и быкам. Во время празднеств ели конину и пили конскую кровь. Детородный член жеребца служил амулетом, приносящим плодородие.

Вместе с хозяевами в усадьбе жили рабы и слуги, а в усадьбах богатых людей – и их дружинники.

Некоторые хозяева выделяли своим рабам небольшие участки земли и снабжали их «сельскохозяйственным инвентарем».

В усадьбах норманнов, помимо земледелия, занимались ловлей рыбы, разведением скота, а также охотой.

Саги упоминают о ловле сельди у южных берегов Норвегии. В Северном море ловили китов и моржей.


Но самыми главными занятиями были земледелие и скотоводство, поэтому даже имущество норманнов называлось просто скот.


Оттар, живший на самом севере Норвегии, в Халогаланде, рассказывал королю Альфреду, что хотя он и из главных людей в том краю, однако ж, кроме 600 дворовых оленей, имеет не более 20 коров да столько же овец и свиней с лошадьми, на которых пашет. Отзыв Оттара о своем стаде как о незначительном показывает, что вообще у бондов, а особенно у зажиточных людей, были стада гораздо многочисленнее. Летом обыкновенно выводили скот на отдаленные выгоны в горы или на дальние луга – сетеры.

На полях сеяли ячмень, овес и рожь. Пшеница в сагах упоминается редко, да и то как предмет торговли. Выращивали в усадьбах и лен.

В середине зимы (около зимних праздников) конунгам платили подать льном: каждая хозяйка должна была дать королю мочку непряденого льна, то есть столько, сколько сможет захватить большим и средним пальцем33.

Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, как выглядели усадьбы в средневековой Скандинавии.

В то время королевский двор мало чем отличался от усадеб богатых людей – в основном лишь размерами домов.

Главным отличием усадеб конунгов и ярлов, а также богатых людей было наличие либо дополнительной комнаты для приема гостей, либо специально построенной залы – палаты.

Зала походила устройством на обыкновенный дом, только была красивее и пышнее. Стены убирались цветными щитами, шлемами, кольчугами, что придавало палатам «воинственный вид», либо украшались искусной резьбой, либо завешивались дорогими гобеленами. Лавки покрывались блестящими, нередко дорогими, «заграничными» полавочниками. Не только на креслах, но и на лавках лежали великолепные подушки.

Такие палаты достигали больших размеров. Когда богатые люди приглашали к себе королей во время их путешествий, эти знатные гости не только умещались в комнатах со всей, нередко многочисленной, свитой, но в таких случаях обыкновенно сзывались на пир и все значительные люди в округе.

В залах во время пиров горел продольный огонь, потому что очаговую яму в таких помещениях устраивали во всю их длину. Такие большие очаги были нужны на пирах, потому что через огонь – для очищения – обязательно проносились рога или кубки.

Между столпами, подпиравшими потолок, помещались места для сна, или гостевые кровати. Но на больших дворах строили особенные дома для ночлега гостей. Такова опочивальня, куда был приведен Харальд Гренландец, когда Сигрид Гордая пригласила его на пир. Упоминают саги также об опочивальнях, которые устраивались под кровлей.

Одной из самых известных сохранившихся до наших дней викингских усадеб считается хутор Стенг в Исландии, прозванный также «исландскими Помпеями», поскольку он был похоронен под слоем пепла и лавы в 1104 году во время извержения вулкана Геклы. Люди, к счастью, успели покинуть усадьбу.

В Норвегии, Дании и Швеции жилища строили из дерева, а вот в Исландии и Гренландии, где не было так много лесов, дома складывали из камня и дерна. Строения целиком из камня появились не ранее 1000 года, да и то это были церкви.

Все усадьбы огораживали. В центре располагался главный дом, а вокруг – строения поменьше: дома для рабов, амбары, мастерские, клети для хранения припасов.

Главным строением в усадьбе считался так называемый «длинный дам» (как правило, длиной около 17 и шириной около 6 метров), в котором располагался центральный зал.

Это было большое помещение с земляным полом и длинным очагом посередине. Иногда в домах бывали и печи круглой или овальной формы. Дым от очага и печи распространялся по жилью и отравлял воздух, ибо проветривать дома, особенно зимой, было трудно, если вообще возможно.

Дом при строительстве строго ориентировали по сторонам света: обе длинные стены его были обращены к югу и северу.

В дом вели два главных входа в коротких стенах: один – с восточной стороны, другой – с западной. Первый предназначался для хозяйки и назывался женские двери, последний – для хозяина и мужчин, он назывался мужскими дверями и считался главным.

Первоначально бревна, из которых делали стены, зарывали в землю. Срок существования таких домов был не слишком продолжительным – через 20 или 30 лет строения требовали полной реконструкции. Внутри также ставили столбы, на которые опиралась крыша. С течением времени столбы перестали зарывать в землю, стены начали укреплять на фундаменте, а внутренние опоры крыши вынесли наружу, «опоясав» дома ажурной «верандой».

Крыши покрывали тесом, древесной корой и дерном. Наружные стены обмазывали дегтем для лучшего предохранения от влияний воздуха. Иногда обносили дома оградой.

К жилой постройке обычно пристраивалась конюшня, однако к концу эпохи викингов главный дом стал представлять собой обособленное строение.

Дома, особенно в богатых усадьбах, часто украшали богатой резьбой и красили в яркие цвета. Входные двери также украшались резьбой или оковывались железными полосами. И в домах, и в подсобных строениях на дверях всегда ставили замки из дерева или железа. Скандинавскими законами особо предусматривалось тяжелое наказание за взлом чужой собственности. Человек же, хранящий ключи, а чаще всего это была хозяйка усадьбы, пользовался особым уважением домочадцев.

Внутри в домах было темно, поскольку архитектура предусматривала только небольшие слуховые окна в верхней части стен, которые часто закрывали – тепло тщательно сохраняли в доме. Свет давали масляные лампы.

По длинным стенам дома из угла в угол шел ряд лавок, называвшихся длинными. Лавка у южной стены считалась главной и называлась почетной; в средине ее находились высокие кресла хозяина. Лавка с другой стороны, шедшая по северной стене, называлась низшей, или северной. В середине ее также было высокое кресло, которое называлось противоположное место. Оно располагалось напротив хозяйского, было почетнейшим и предназначалось для самого знатного или уважаемого гостя. И хозяйское, и почетное сиденья были несколько выше лавок и с обеих сторон отделялись от них спинками и двумя большими столбами – кресловыми столбами, – считавшимися святыней дома. Норманны верили, что в этих столбах обитают духи, которые охраняют покой в доме. При переселении в Исландию и другие места язычники брали с собой эти священные столбы и при приближении к острову бросали их в море. Куда приплывали эти столбы – там и высаживались на берег переселенцы.

Лавки ладили широкими, так что можно было положить на сиденье за собой меч и щит. Люди сидели на таких своеобразных нарах-лавках на корточках или поджав ноги.

Перед лавками стояли столы. Но за лавками помещались еще и кровати со ступеньками. В богатых домах эти кровати устраивались в глубине комнаты и могли затворяться дверями, словно шкафы. Это были своего рода альковы. В них спали гости.

Во многих домах вместо западных дверей устраивали особенную лавку, за которой располагалась супружеская постель хозяина и хозяйки. Она называлась закрытой кроватью, потому что располагалась в алькове и закрывалась. Лавка перед закрытой кроватью называлась поперечной. На ней также находилось почетное место. По обе стороны от лавки ставили небольшие чуланы для хранения еды.

По всему периметру дома шли полки, на которых расставлялась посуда. В обычные дни на стенах висели лишь щиты и оружие, а на пирах стены украшали коврами и шкурами. В некоторых областях Швеции до позднейшего времени у крестьян сохранился старинный обычай завешивать, а не оклеивать, стены комнат обоями в большие праздники, особенно в Рождество. Шведский историк Вестердаль в своем описании обычаев шведских крестьян сообщает следующее: «В сумерки Рождественского сочельника хозяйка с дочерью или работницей обвешивают переднюю стену перед столом, а также и другую, длинной разрисованной тканью, изображающей Рождество Спасителя, трех волхвов, брак в Кане Галилейской или что-нибудь в этом роде».

Саги и песни рассказывают о пуховых постелях и кроватях, которые завешивались тонкими занавесами, покрывались дорогим бельем и светло-синими, искусно вытканными одеялами.

Из мебели в домах, как мы уже говорили, находились два высоких сиденья – хозяина и гостя – и отдельно стоящие вдоль стен сундуки и лари с имуществом. Сундуки запирались на висячие замки.

В крыше имелось отверстие для выхода дыма, а под стрехой часто прорубались небольшие бойницы для света. Отверстия в стенах и потолке могли закрываться затворками из прозрачной кожи.

Кроме голой земли другого пола не знали, и этот пол устилался соломой.

Помимо главного дома в усадьбе имелись и хозяйственные строения, где хранились съестные припасы и нужные в хозяйстве вещи и инвентарь. В Норвегии такие постройки называются в наши дни stabur – избушки на столбах. Они предназначены для хранения припасов. В некоторых местах Швеции и Норвегии их называют столбовыми избами.

Можно было увидеть в норманнской усадьбе и двухэтажные хозяйственные постройки: нижний этаж служил кладовой для разной провизии, в верхнем же, куда поднимались по лестнице, стены были увешаны платьем, вдоль стен также стояли сундуки с платьем, гобеленами, одеялами и другими вещами. Эта верхняя комната считалась второй по значимости в усадьбе после залы длинного дома. В ней спали молодые в первую брачную ночь, там же ночевали иноземцы, там хранились лучшие вещи.

Короли, ярлы и лагманы имели еще особое строение для бесед, где совещались со своими людьми и гостями, желавшими поговорить с ними о каких-нибудь важных делах.

Такие залы, как, впрочем, и залы в больших усадьбах, а также столбы высоких сидений, как говорят саги, часто были украшены резьбой необыкновенного мастерства и красоты. Олав сын Хаскульда, за страсть к щегольству прозванный Павлином, построил у себя в усадьбе в Исландии в X веке такие огромные палаты для гостей, каких не видали прежде: все стены и потолок были украшены резьбой, изображавшей сцены из северной мифологии. «Резьба эта, – говорит «Сага о людях из Лаксдаля», – была так искусна, что, по общему мнению, нельзя бы было так хорошо убрать комнату гобеленами».

Один исландский скальд, Ульв Уггасон, воспел эту резьбу. Его песнь называлась «Husdrdpa» – «Песнь о палатах», или «Домовая драпа». До нас дошло несколько отрывков из нее, из которых видно, что одна часть резьбы была посвящена похоронам Бальдра и шествию богов к его костру; другая – борьбе Тора со змеем Ёрмунгандом и исполином Имиром; третья – бою Хеймдалля и Локи за ожерелье Брисингов.

По свидетельству Арнгрима Йонссона, исландского ученого XVI века, в его время можно было еще видеть резьбу по дереву Торда Греде, великого художника X столетия: она украшала балки и стены его дома. Легенды о мастерских произведениях этого человека еще в XVIII столетии ходили по Исландии: на балках различных старинных спален находили ровные и широкие следы его резца. Рассказывали, в одном из домов он вырезал на балке самого себя верхом на лошади.

Другой исландец, Торкель Хаук, велел у себя над постелью и креслами вырезать свои подвиги в чужих краях, битвы с драконами и викингами.

Есть много других указаний в сагах, что в древности было принято украшать резьбой стены домов, ножки скамеек и столбики кроватей: на них вырезались боги, герои и мифологические сюжеты.

Из саг также можно понять, что в усадьбах богатых людей строили отдельно стоящие кухни. Впрочем, слово «кухня» употреблялось вообще для обозначения строений с очагом или для таких, которые были одновременно и кухней, и столовой.

Кроме этих и других строений: кухни, пивоварни, пекарни, дворовой для рабов и разных служб, конюшен для лошадей, скотного двора, хлебных амбаров, саги часто упоминают о земляном доме, тайном подземном жилье, связанном подземными ходами, с одной стороны, с главным домом, с другой – с ближним лесом или берегом реки. В этом подземном жилье прятали драгоценности, спасались и сами в случае нужды или укрывали своих друзей. Ученые предполагают, что именно в таком подземном убежище спряталась королева Астрид, мать Олава Тюггвасона, когда, скрываясь от королевы 1уннхильд, пришла к отцу своему Эйрику в Опрастадир.

Для женщин в усадьбе строили особый дом, где хозяйка с дочерьми и прислугой занимались работой. Однако очень часто ткацкий стан стоял в главном доме.


Женщины ткали сукно и гобелены, а также занимались вышивкой.

Знатные северянки были очень искусны в деле вышивания. Даже в мифах и преданиях часто описывается, как их героини сидят и вышивают по сукну золотом славные деяния своих мужей и братьев.

Брюнхильд вышивала по сукну золотом славные дела Сигурда: убийство Фафнира, похищение клада и смерть Регина. С ней соперничала в рукоделии дочь короля Гьюки, прекрасная Гудрун. Вместе с Торой дочерью Хакона она ткала ковры, на которых были изображены подвиги и игры героев, вышивала по ткани корабли Сигмунда в минуту их отплытия от берега, Сигара и Сиггейра в южном краю. Она сама говорит о том в песне Эдды:

Пять дней я спускалась по горным склонам, пока не увидела Хальва палаты.
Прожила я у Торы семь полугодий, у дочери Хакона в датской земле.
Шитьем золотым меня забавляла, вышивая палаты и витязей датских.
Вышили с ней мы конунгов подвиги, были на тканях воины князя,
щиты червленые, гуннов воители с мечами и в шлемах княжья дружина;
по морю струги Сигмунда плыли – драконьи морды и штевни резные;
вышили мы, как бились на юге Сигар и Сиггейр на острове Фьоне34.

В древних сагах также иногда упоминаются гобелены, привозимые викингами и купцами из чужих краев. Таким образом, понятно, что среди ковров, украшавших стены храмов и жилищ норманнов, были и «иностранные».

Но в Скандинавии хватало и своих рукодельниц. Три дочери Рагнара Лодброга вышили славное знамя, потерянное норманнами в великом походе в Англию во второй половине IX века.

Такое же знамя очень искусной работы получил от матери Сигурд, ярл Оркнейских островов; на нем был вышит ворон, распускавший крылья для полета, когда знамя надувалось ветром. По словам матери Сигурда, она употребила все свое искусство на эту работу. Как свидетельствует сага, когда предстоящая битва должна была закончиться победой, стяг развевался, хотя бы и не было ветра, а вот когда дружине грозило поражение, то, несмотря на сильный ветер, полотнище даже не шевелилось.

Итак, гобелены украшали комнаты во время торжественных собраний. На таких пирах столы покрывались сукном, на которое ставились тарелки и блюда. У простых людей кушанья клались перед гостями прямо на стол.

Свежая и сушеная рыба, жареное, вареное и вяленое мясо занимали главное место в обеде скандинавов. Конина и ветчина принадлежали к числу лакомств. Молоко, свежее и кислое, служило обыкновенным питьем, но особенно любимым напитком было пиво. Из молока умели приготовлять сыр и масло.

Пшеницу возили в житницы и там обмолачивали, потом мололи муку (исключительное занятие служанок) и сушили проращенное зерно для солода. Из муки варили кашу и пекли хлебы, из солода приготовляли пиво и, с прибавкой сотов, делали мед, пенный напиток, пользовавшийся особенным уважением на пирах. Упоминается в сагах род меда, приправленного разными травами: он так и назывался травный мед, был очень хмелен и крепок. В числе товаров, привозимых на Север, хотя и встречается иногда вино и из жизнеописания святого Ансгария видно, что оно имелось в Бирке, однако ж его употребление было ограниченным.

Овощи в те времена еще не выращивали, и лишь в конце эпохи викингов стали употреблять в еду капусту. В шведских законах даже была особая статья, устанавливавшая штраф вору капусты с огорода или из дома.

Обедали и ужинали скандинавы в полдень и вечером. Опаздывать или вообще не приходить к общей трапезе считалось большим проступком. В одной из саг убийце родственника хозяина дома говорят: «Сейчас же уходи из нашего дома. На тебе две вины: одна – убийство, а другая – опоздание к обеду; ты никогда не приходил к столу вместе с другими».

За обедом пили мало, за ужином – неумеренно.

Готовили еду на открытом огне над очагом либо в закрытых печах. Из саг известно, что в земле выкапывали яму и выкладывали ее стены досками или камнями и закладывали туда мясо или рыбу. Затем раскаляли на огне большие камни и бросали их на мясо, а саму яму при этом накрывали досками и присыпали землей, чтобы дольше сохранялось тепло.

Женщины и мужчины ели за разными столами, за исключением свадеб.

Руки скандинавы мыли до и после еды – ведь ели они пальцами. Вилки в те времена были еще неизвестны, лишь жареное мясо накалывалось неким приспособлением, наподобие современного шампура, а суп ели ложками из дерева или кости.

В английских хрониках встречаются сообщения о том, что викинги были необыкновенно чистоплотными людьми и любили часто мыться. И это действительно так. В скандинавской усадьбе обязательно была баня, в которой по субботам мылись. В скандинавских языках само слово «суббота» означает «банный день».
Английский хронист пишет о том, что викинги пользовались успехом у дам, так как мылись по субботам, содержали в чистоте и порядке волосы и были нарядно одеты. Особенное внимание дам к скандинавам неизменно вызывало зависть и раздражение у англов, что, впрочем, неудивительно.

Тем не менее встречаются и исторические свидетельства противоположного свойства – так, араб Ибн Фадлан описал, как при встрече с викингами видел, что моются (умываются) они целой дружиной в одной лохани, которую подносит девушка-рабыня. История Средних веков полна противоречий, и ученым остается лишь внимательно относиться к разным свидетельствам и документам и тщательно собирать их.

Отхожие места строились во дворе позади главного дома по нескольку «сидений» в ряд. Сиденье, вырезанное из куска дерева, клали на землю или ведро. На хуторах, расположенных у моря, отхожие места ставили поближе к воде.

Строились в усадьбах и землянки – углубленные в грунт куполообразные сооружения, сложенные из земли и дерна. Надо особо оговорить, что землянки считаются обычным типом строений для большинства районов Скандинавии и существовали от 400 года и до самого конца эпохи викингов.

Землянки отличались большими размерами, и крыши их обычно подпирались двумя столбами. Такие земляные дома легко было строить, зимой они сохраняли тепло, а летом – прохладу.

На местах больших тингов, кроме землянок, строились так называемые шатры – небольшие домики для ночлега на все время праздников, тингов и ярмарок. Так, по крайней мере, было в Исландии, а вероятно и в Швеции, особенно во время Упсальского тинга. Об исландских шатрах известно, что некоторые из них, прежде всего принадлежавшие знатным и богатым людям, были велики и просторны. Поэтому тинг походил на небольшой городок.

В усадьбах много трудились. В сагах часто рассказывается, что все работы по хозяйству распределялись между живущими на хуторе людьми: домочадцами, рабами и вольноотпущенниками. Одни работали в поле или в лесу, другие ловили рыбу, третьи занимались другими работами. Дети вождей и других значительных людей, когда находились дома, также принимали участие в домашних работах.

Сыновья Ингемунда Торстейнсона разделяли между собой работы так, что четверо из них ловили рыбу, а пятый занимался другим делом, потому что «в то время было в обыкновении, – прибавляет сага, – чтобы дети знатных отцов всегда были заняты чем-нибудь», Гудмунд Сильный в Исландии находил приятным для себя принимать сыновей знатных лиц и держать их некоторое время на своем дворе; с ними обходились хорошо, за столом сажали их возле хозяина; но они должны были выполнять все работы, встречавшиеся во дворе.

К числу таких занятий принадлежало кузнечное и плотницкое дело, также столярное и другие, необходимые для ведения хозяйства. Древние скандинавы были не только земледельцами и воинами, но они знали всякое мастерство и разные работы.

Храфн Свенбьёрнсон, который в Исландии считался вторым Вёлундом, также слыл прекрасным скальдом и хорошим лекарем, отлично знал законы и умел произносить речи. Конунг Олав Толстый (Святой) также был очень искусен в кузнечном деле, а помимо него, и в плотницком. Сверх того, он хорошо мог оценить как свою работу, так и чужую, и тотчас замечал недостатки, что очень ценили его друзья.

Тут надо особо оговорить, что искусство кузнеца в древней Скандинавии считалось магическим. Власть над огнем и магия металла обеспечивали кузнецам репутацию могущественных колдунов. Присутствие кузнецов в инициационных обществах (мужских союзах) было зафиксировано еще у древних германцев.

Попробуем проанализировать с точки зрения колдовского искусства кузнеца отрывок из «Саги об Эгиле»:

«Скаллагрим был искусный кузнец. У него было много болотной руды. Он велел построить кузницу у моря, далеко от Борга, на мысе, который называется Рауварнес. Скаллагриму показалось удобным, что там поблизости был лес. Но он не нашел там такого камня, который ему показался бы достаточно твердым и ровным, чтобы ковать на нем железо. Там на берегу нет камней, а повсюду мелкий песок. И вот однажды вечером, когда другие люди легли спать, Скаллагрим вышел на берег, столкнул в море лодку с восемью скамьями для гребцов, которая у него была, и поплыл на ней к островам посредине фьорда – Мидфьордарейар. Там он опустил за борт якорный камень, а потом бросился в воду, нырнул, поднял со дна большой камень и положил его в лодку. После этого он сам взобрался в нее и вернулся на берег. Там он перенес камень к кузнице, положил перед дверями и позже ковал на нем железо. Этот камень лежит там до сих пор, и около него много шлака. Видно, что по камню много били и что он обточен прибоем и не похож на другие камни, которые можно найти в том месте. Теперь его не поднять и вчетвером.

Скаллагрим занялся кузнечным делом очень усердно, а работники его жаловались и считали, что им приходится слишком рано вставать.

Тогда Скаллагрим сказал такую вису:

Кузнецу подняться
Надо утром рано.
К пламени мехами
Ветер будет позван.
Звонко по железу
Молот мой грохочет,
А мехи, как волки,
Воя, кличут бурю»35.

Для нас прежде всего интересно, что выбор камня происходит вечером, когда у прекрасного скальда, знатока рунической магии Скаллагрима, которого считали берсерком и оборотнем, прибывает сила. Кроме того, он как будто ведом некой силой, которая указывает ему, где именно надо остановиться посреди фьорда и где именно лежит под водой камень.

Кузня Скаллагрима, как и многие другие кузни, стояла на отшибе – в месте, удобном для совершения магических обрядов.

Исследователи отмечают, что между кузнецами и шаманами возникал симбиоз, как это, вероятно, и было в случае со Скаллагримом. Отдельные черты «магии металлов» в сочетании с тайнами шаманов сохранились и в известном древнегерманском мифе о кузнеце Вёлунде. М. Элиаде указывал, что «тайны металлов» напоминают нам те профессиональные секреты, которые передаются в ходе посвящения в шаманы. В обоих случаях мы имеем дело с практикой эзотерического характера.

Но вернемся в усадьбу викинга.

В те времена, как мы уже говорили, нередко от одного хутора до другого надо было ехать не только несколько часов, но и дней. Однако люди всегда в оговоренное время собирались на тинги, ярмарки и жертвоприношения.

Кроме того, в домах всегда с удовольствием принимали гостей. Прием усталых странников и хорошее к ним отношение были обязательны. Вот что говорится об этом в «Речах Высокого»:

Дающим привет!
Гость появился!
Где место найдет он?
Торопится тот,
кто хотел бы скорей
у огня отогреться.
Дорог огонь тому,
кто с дороги,
чьи застыли колени;
в еде и одежде
нуждается странник
в горных краях.
Гостю вода
нужна и ручник,
приглашенье учтивое,
надо приветливо
речь повести
и выслушать гостя36.

Примеры противоположных поступков были настолько исключительны, что таких хозяев причисляли к троллям. Вот как пел Свипдагр в «Песни о Фьёльсвинне», возвращаясь из дальнего пути, в досаде на то, что Фьёльсвинн не хотел впускать его в жилище Мэнглод:

Что это за тролль?
Стоя перед домом,
Он не предлагает
Страннику приюта!
Жизнь твоя бесславна,
Урод ты бесчестный!

ПРИМЕЧАНИЯ

33. Пригодной для земледелия и свободной земли с течением времени становилось все меньше, и по этой причине, особенно в недороды, случались годы голодные. Тогда особенно резко возрастала цена на хлеб. В «Круге Земном» рассказывается, что в первые годы правления Инглингов случились три неурожайных года подряд. И тогда в Упсале были приготовлены великие жертвоприношения. В первую осень принесли в жертву вола, но и другой год был не лучше. Второй осенью в жертву принесли уже людей, но на следующее лето неурожай был еще больше. На третью осень множество шведов сошлось на празднике в Упсалу. Вожди держали совет и решили, что король их, Домальди, стал причиной невзгод, а потому постановили принести его в жертву. Они напали на него, убили и окропили троны богов его кровью.

34. Пер. А. Корсуна.

35. Пер. С. С. Масловой-Лошанской.

36. Пер. А. Корсуна.

fjord.su

Викинги против индейцев — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Викинги против индейцев. Неожиданно ?  Помните мы с вами изучали мифы про викингов  и даже пытались понять, были ли БЕРСЕРКИ в реальности. А потом мы обсуждали как происходил геноцид аборигенов Нового Света.  Т.е заголовок поста —  это как бы «Чужой против Хищника» — два разных мира. Но на самом деле это вполне себе реальный исторический факт. Вот смотрите:

Л Анс-о-Медоуз — историко-археологический памятник на территории провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Обнаруженное здесь в 1960 году поселение викингов до определенного момента было единственным найденным на территории Северной Америки. Кроме того, оно является единственным доказательством трансатлантических путешествий в доколумбовый период. Предположительная дата постройки — XI век. Т.е  оно было основано за 500 лет до «открытия» Колумбом Северной Америки!

Давайте подробнее …

Путешествия викингов через Северную Атлантику

 

С тех самых пор, когда в 1492 г. Христофор Колумб открыл для европейцев Америку, поползли слухи, что, возможно, на прежде неведомом континенте к западу побывали какие-то неучтенные европейские первооткрыватели. Еще в III столетии до Р. Х. рассказывались легенды о том, как финикийцы рискнули проследовать через Гибралтар и достигли «Туле», которая, как теперь практически повсеместно считается, находилась скорее на западном берегу Норвегии, нежели в Американской Арктике. Кое-кто выдвигал предположения, что египтяне или римляне могли достигнуть Центральной Америки.

Более здравый, хотя и чрезвычайно туманный рассказ позволяет считать возможным открытие Нового Света ирландскими монахами во главе со святым Бренданом, совершившими вояж в VI веке от Р. Х. Фольклорная легенда, называемая «Путешествие Святого Брендана», имеет немало интригующих особенностей, несмотря на множество присущих ей фантастических и мифических аспектов. Остров с вулканом мог вполне быть Исландией. Явление, описанное как серебряная колонна, твердая, как мрамор, и похожая на хрусталь, вероятно, представляло собой айсберг. Нет никаких оснований сомневаться, что монахи проходили через Арктику. Недавние экспериментальные реконструкции древнего ирландского судна доказали его сравнительно высокие мореходные качества и способность преодолевать воды Северной Атлантики. Все это говорит о возможных попытках монахов отправиться в западном направлении, однако имеющихся данных недостаточно для того, чтобы утверждать, что они действительно достигли Америки.

До 60-х гг. XX века такое же отношение встречали и легенды о вояжах в Новый Свет викингов. Менее двух столетий до того ученые сошлись на том, что в Средние века викинги добрались до Исландии и даже до Гренландии, однако мало кто и что знал тогда наверняка. Современные дискуссии относительно открытия Америки викингами начались в 1837 г., когда датский ученый профессор Карл Христиан Рафн опубликовал работу «Американские древности». Там содержались две саги, подробно излагавшие события путешествий, предпринятых викингами примерно восемью столетиями ранее в западную страну, которая, судя по описаниям, вполне могла бы оказаться Америкой. Обе — и «Сага о гренландцах», и «Сага об Эрике Рыжем» — предоставляли детальное описание случайного открытия и последующего исследования огромной территории на Западе, где осуществлялись попытки создать поселения, история которых, однако, не была продолжительной. Многие подробности противоречили друг другу, поскольку в одной саге представлялась точка зрения и взгляд на события гренландцев, а в другой — исландцев. Фактографический стиль саг, лишенных привычных монстров и мифологии, вызывает доверие к повествованию.


Браттахилд — восточное поселение, основанное Эриком Рыжим около 1000 г. и на протяжении нескольких последующих столетии бывшее вполне процветающей скандинавской колонией. Жители бросили его в итоге из-за ухудшения климата.

Другой фактор, пробуждавший доверие к доказательствам, заключался в том, что открытия делались — или могли быть сделаны — в период, когда викингов хорошо знали едва ли не во всех странах Европы, до которых представлялось возможным добраться на ладье. Частью всеобщей экспансии викингов стало происходившее около 870 г. проникновение в Исландию и колонизация острова. К середине X столетия численность населения достигла около 30 ООО чел. По всей видимости, викинги уже тогда видели Гренландию, хотя экспедиция высадилась на ней не ранее 980 г., т. е. в процессе похода Эрика Рыжего, которого называли так, по всей видимости, из-за цвета волос (в английском языке слово red, скалькированное с норвежского raude, значит еще и красный, может быть, краснолицый. -Прим. пер.), начавшего колонизацию острова. В 986 г. он основал два поселения, названные Восточной и Западной колониями, в которых уже скоро проживало до 3000 викингов.

 
Страндхёгг на скрэлингов

Если верить сагам, викинги предприняли в Винланд из Гренландии еще по меньшей мере четыре похода, предположительно датируемых периодом с 1000 по 1030 г. Первую экспедицию возглавил брат Лейфа Торвальд, который вместе с 35 чел. команды отыскал дома, построенные Лейфом в Лейфсбудире. До сего времени викинги еще не встречали следов другого человеческого жилья в новых землях, пока однажды поисковая партия не обнаружила «на острове к западу сделанное из дерева хранилище для зерна», которое совершенно очевидно являлось делом рук человека. Следующим летом Торвальда с товарищами ждала волнующая встреча с местными жителями Нового Света. На берегу они наткнулись на «три кожаных лодки, под каждой из которых находилось по три человека». Торвальд со спутниками напали на аборигенов и «захватили их всех, кроме одного, сбежавшего на кожаной лодке». Согласно «Саге о гренландцах», так состоялся первый контакт европейцев с исконными жителями Америки.


«Страндхёгг» Когда возникала потребность в пополнении запасов на ладье, викинги позволяли себе устроить страндхёгг, т.е. набег. За морем — в чужих землях — поиск пропитания велся за счет «заготовок на месте» во время которых викинги не могли устоять перед искушением наловить здоровых девиц и подростков для продажи на рынках процветавшей работорговли, а заодно и освободить местных жителей от золота и ценных предметов, которые те так неосмотрительно не спрятали раньше понадежнее.

Викинги прозвали их «скрэлингами» (нечто вроде «крикунов» или «визгунов», что может, правда, значить и «отбросы». — Прим. пер.), причем словом этим именовались все аборигены без различия. Описанная акция являлась, по всей видимости, следствием одного из любимых занятий викингов, называвшегося на их языке страндхёггом и представлявшим собой рейд в прибрежную территорию с целью ловли рогатого скота или овец, а также девушек и подростков для продажи в рабство. Местные жители не оставляли безнаказанными подобные вторжения, доказывая, что скрэлинги Винланда являлись племенем решительных и отважных воинов. Вскоре после описанного выше кровопролитного инцидента аборигены явились «в большом числе на кожаных лодках» и набросились на ладью викингов. Скрэлинги искусно владели луками и даже убили Торвальда, вожака викингов, при этом стрела прошила планширь и его щит. Несмотря на конфронтацию, викинги провели в Лейфсбудире в Винланде еще два года и только потом вернулись в Гренландию.

К какой этнической группе принадлежали те местные воины, которым хватило мужества не просто противодействовать викингам, но и контратаковать их со значительным умением и решимостью? Одни считают, что есть основания считать нападавших эскимосами, а другие — индейцами из лесов Северной Америки. В «Саге об Эрике Рыжем» их описывают как «гнусных маленьких [или темных] человечков с грубыми волосами, с большими глазами и широкими скулами». Одевались аборигены в шкуры животных и имели оружие. Были ли эти обитатели Винланда в 1000 г. или чуть позже потомками беотуков и алгонкинов? Вопрос продолжает оставаться открытым даже сегодня, хотя по имеющимся признакам следует все же сделать выбор в пользу лесных индейцев.

 


Репродукции предметов личного обихода викингов в Центре посещений в л’Анс-о-Медоуз, в состав которых входят булавки для плащей и браслеты. Не так уж много подлинных артефактов сохранилось в местах оригинальных поселений

Свидетельства

Саги с их рассказами о таких острых моментах вызвали огромный интерес публики по обе стороны Атлантики, поскольку очень многие из них поддавались проверке и вполне вписывались в более ранние истории, связанные с мореплаванием викингов в Северной Атлантике. Начиная с 1837 г. и на протяжении следующего, более чем столетнего периода возникало бесчисленное множество теорий, приправленных «подлинными свидетельствами, доказывающими наличие следов присутствия викингов в Северной Америке». Некоторые расчеты, основанные на сагах, упоминающих о продолжительности дня и ночи в Винланде, — более ровного на протяжении года, чем в Скандинавии, — приводили к тому, что викинги должны были, вероятно, проникать на юг до территории сегодняшней Флориды. Развалины, считавшиеся руинами строений викингов, заставили одного чрезвычайно восторженного исследователя XIX века нарисовать в воображении целый город викингов, расположенный поблизости от деловой части сегодняшнего Бостона. Старую каменную башню в Ньюпорте, на Род-Айленде, отличающуюся необычным архитектурным стилем, приписывали викингам, хотя в действительности она являлась большой ветряной мельницей XVII столетия. Камень с древними скандинавскими надписями «обнаружили» на исходе XIX столетия в Кенгсингтоне (штат Миннесота), равно как и другие, позднее «найденные» в Мэне и даже ни много ни мало как в Парагвае. Все они оказались не чем иным, как откровенным жульничеством мошенников. Интересный поворот в истории с подобного рода «находками» отмечался в 1936 г., когда один старатель заявил о том, что откопал оружие викингов в пустыне около Бердмора, что в Северо-Западном Онтарио. Заржавевшие мечи оказались подлинным оружием викингов, однако позднее выяснилось, что их привезли в Канаду из Норвегии в XX веке.

Более серьезным свидетельством стала так называемая карта Винланда, выполненная около 1440 г., обнаруженная в 1957 г. и представленная публике в 1965 г., объявленная фальшивкой в 1974 г. и вновь «восстановленная в правах» как подлинная в 1986 г. после того, как подверглась более углубленным проверкам, провести которые позволили новые подвижки в науке. Причиной для волнений служило изображение карты мира, показывавшей Винланд как место, расположенное к западу от Гренландии. Другая карта, Сегурдура Стефанссона, обнаруженная в Королевской библиотеке Дании и датированная XVI столетием — т.е. уже после открытия Америки Колумбом, — тем не менее демонстрирует Хеллюланд, Маркланд, Скалингеланд и узкий полуостров, называемый «Промоториум Винландия» (Винландский выступ. 

— Прим. пер.), который странным образом похож на северо-западный «отрог» Ньюфаундленда.

Однако убедительные вещественные доказательства фактического присутствия викингов — их стоянок или поселений — в Америке не отыскивались до тех пор, пока норвежский писатель, Хелге Ингстад, и его жена, Анне Стене, не выдвинули верное предположение, что Винланд должен представлять собой оконечность полуострова Ньюфаундленд.

 


Интерьер дерновой хижины викингов — реконструкция в л’Анс-о-Медоуз. На переднем плане видны элементы очага, где готовили пищу.

 

На рубеже 19-го века, канадский историк В.А. Манн начал изучение средневековых исландских рукописей. «Сага о гренландце» и «Сага о Эрикн» описывали жизнь Торвальда Арвалдсона, Эрика Рыжего и Лейфа Эриксона. Судя по рукописям, Торвальд, обвиненный в убийстве в Норвегии, был вынужден переселиться в Исландию. Его сын Эрик по тем же причинам бежал в Гренландию. А представитель следующего поколения, Лейф отправился еще дальше и основал поселение «Винланд».

Колония просуществовала около 10 лет. Викингам пришлось капитулировать перед местными племенами. Манн предположил, что находилось поселение в Ньюфаундленде.

Деревушка Ланс-о-Мидоуз таит в себе массу загадок. Ходят слухи о существовании на этих территориях много лет назад загадочного Королевства, населенного светловолосыми белокожими богатыми людьми. Отыскать этот мистический город под названием «Сагеней» так и не удалось. Ученые веками пытались найти землю викингов.

В начале 1960-х археологи Хельге Ингстад и его жена Анна Стин Ингстад начали поиски. В 1961 они нашли то, что искали возле залива Эпейв. На территории поселения были найдены сотни артефактов 11 века.

Здания были построены в исландском стиле, с тяжелыми крышами, которые поддерживали внутренние колонны. В больших зданиях были спальни, столярные мастерские, гостиные, кухни и складские помещения.

В настоящее время Л’Анс-о-Медоуз находится во владении ассоциации Канадских парков. В 1978 году он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. На его территории были реконструированы некоторые из зданий, а сам парк приобрел статус музея «живой истории». Теперь здесь живут костюмированные «поселенцы» и посетители могут увидеть сценки из жизни викингов.

 

 

В 2012 году  Патрисия Сазерленд из Мемориального университета Ньюфаундленда (Канада) и Абердинского университета (Шотландия) и её коллеги смогли объявить об обнаружении второго по счёту форпоста викингов в Америке.

Копаясь в руинах многовекового здания на Баффиновой Земле далеко за полярным кругом, археологи нашли несколько очень любопытных точильных камней. Их канавки несут следы медных сплавов (например, бронзы), которыми пользовались викинги и которых не знали коренные жители Арктики.

На раскопках (фото David Coventry, National Geographic).

Согласно письменным источникам, викинги ходили в Новый Свет около 1000 года. Исландские саги повествуют о подвигах Лейфа Эриксона, вождя гренландских викингов, который добрался до страны, названной им Хеллуландом (что в переводе с древнескандинавского означает «земля каменных плит»), после чего отправился на юг в некий Винланд.

В 1960-х норвежские исследователи Хельге Ингстад и Энн Стайн Ингстад обнаружили и раскопали лагерь викингов в Л’Анс-о-Медоуз на северной оконечности острова Ньюфаундленд, датируемый 989−1020 годами. Он обладал тремя залами, а также хижинами, в которых работали ткачи, кузнецы и корабельные мастера.

Г-жа Сазерленд впервые заподозрила существование ещё одного форпоста в 1999 году, когда ей на глаза попались два куска верёвки, найденные на Баффиновой Земле и хранившиеся в Канадском музее цивилизации в Гатино (Квебек). Исследовательница обратила внимание на то, что канаты мало походили на скрученные сухожилия животных, которыми пользовались коренные американцы. И действительно, выяснилось, что это пряжа викингов, идентичная по технике исполнения той, что бытовала в Гренландии XIV века.

 

После этого г-жа Сазерленд продолжила свои поиски в музеях. Ей удалось найти новые образцы пряжи викингов, и деревянные линейки, на которых отмечались торговые операции, и десятки точильных камней.

Артефакты были обнаружены в четырёх местах, причём не только на Баффиновой Земле, но и на севере полуострова Лабрадор (а их разделяет более полутора тысяч километров). В каждом из этих мест существовали поселения культуры Дорсет, что намекало на их контакты с викингами.

В конце концов г-жа Сазерленд возобновила раскопки в самом многообещающем месте — долине Тэнфилд на юго-восточном побережье Баффиновой Земли. В 1960-х годах американский археолог Моро Максвелл обнаружил там часть здания из камня и дёрна, которое, по его словам, было трудно интерпретировать. Г-жа Сазерленд заподозрила, что этот дом построили викинги.

С 2001 года археологи отыскали массу свидетельств пребывания викингов в этих местах: фрагменты шкур крыс Старого Света, лопату из китового уса, похожую на те, которыми гренландцы резали дёрн, крупные камни, вырезанные и отделанные по европейскому образцу, а также ещё больше пряжи и точильных камней. К тому же руины имеют поразительное сходство со зданиями викингов Гренландии.

 

Некоторые исследователи Арктики отнеслись к находкам скептически. Радиоуглеродная датировка показала, что долина Тэнфилд была заселена задолго до прибытия викингов. Но в то же время она дала понять, что эта местность заселялась несколько раз, и в том числе в четырнадцатом столетии, когда викинги активно занимались земледелием на берегах соседней Гренландии.

Далее сотрудники Геологической службы Канады изучили канавки более 20 точильных камней из долины Тэнфилд и других мест с помощью энергодисперсионной спектроскопии. В них обнаружились микроскопические полосы бронзы, латуни и плавленого железа, что недвусмысленно указывает на европейскую металлургию.

Г-жа Сазерленд полагает, что викинги отправлялись в Канадскую Арктику в поисках ценных ресурсов. Знать Северной Европы того времени высоко ценила моржовую кость, мягкие меха и прочие вещи, которые в том числе добывались охотниками культуры Дорсет. Воды Хеллуланда кишели моржами, берега изобиловали песцом и другим мелким пушным зверем. Вероятно, викинги выменивали их на железо, куски дерева под резьбу и прочие товары.

Если г-жа Сазерленд права, то она открыла новую главу в истории Нового Света.

Результаты исследования были представлены на заседании Совета северо-восточной исторической археологии в Сент-Джонсе (Канада).

 


Реконструкция дерновых хижин викингов в л’Анс-о-Медоуз.

 

Все вышеназванные открытия сделали доказанной гипотезу о том, что викинги действительно побывали в Америке за пять столетий до Колумба.Таким образом, долго опровергаемый, не принимаемый на веру и считаемый многими лишь приправленной крупицами правды легендой факт открытия и исследования Нового Света, описанный в «Саге о гренландцах» и в «Саге об Эрике Рыжем», подтвердился как подлинный. Вышло, что Ньюфаундленд действительно оказался «Винландом», о котором рассказывали саги.

Открытие, однако, вывело на передний план новые вопросы относительно того, что же видели викинги в Америке и сколь правдоподобными могут быть запечатленные в сагах наблюдения. Если Ньюфаундленд и есть Винланд, то где же виноград, где буйная растительность, о которой рассказывается в легендах о гренландцах и об Эрике Рыжем? Отчасти ответ может дать то соображение, что климатические условия в данном регионе в 1000 г. отличались большей мягкостью, нежели позднее. До конца XIII столетия климат в Северном полушарии был и верно более теплым, но потом начал становиться все более холодным, что продолжалось поступательно до середины XIX века, когда снова началось потепление. В ту эпоху, нареченную «Малым ледниковым периодом», зимой представлялось возможным бегать на коньках по Темзе и по каналам в Голландии, тогда как в Северной Европе и в Северном Китае нередко от холода гибли урожаи. В общем и целом страны в более умеренных климатических зонах перенесли похолодание легче. В «поднятых» к северу районах полушария, однако, изменение погодных условий повлекло и более суровые последствия. Какие бы растения ни росли в Гренландии и далее к западу, вопрос выживания их делался все более трудноразрешимым. Увеличение количества айсбергов вынудило китов мигрировать далее на юг, а значит, источник поступления питания для эскимосов на Крайнем Севере тоже оказался под угрозой, заставляя многих аборигенов искать более благодатных земель. Следовательно, на Винланде в 1000 г., вполне возможно, произрастала более разнообразная и теплолюбивая растительность. Предполагается также, хотя подобного рода нюансы весьма хрупки, что Лейф Эрикссон намеренно дал вновь открытой земле привлекательное название, чтобы подхлестнуть интерес со стороны потенциальных поселенцев, как сделал его отец в случае с Гренландией (название это, как известно, означает буквально «Зеленая Земля». — Прим. пер.).

Какая бы растительность ни произрастала теперь в данном регионе, викинги в их время нашли там более благодатный климат. Однако вот вопрос: как долго они пробыли там? Что они делали? Было ли у них только одно поселение и что побудило их бросить его? Искали ли они новых мест где-то еще? В поисках ответа приходится вновь обращаться к сагам. Сказания эти ближе всего к истинной истории викингов в Северной Америке, и описанные в них события полны драматизма.

Жизнь в Винланде

После возвращения экспедиции Торвальда уже в начале XI века прошел год-другой, прежде чем викинги вновь посетили Винланд. На сей раз заявленной их целью служило основание заметного по размерам поселения в Винланде. Колонистов набирали в Гренландии. Партия состояла из 60 мужчин и пяти женщин при некотором количестве скота, а возглавлял ее человек по имени Торфинн Карлсефни. Они поставили парус и без приключений добрались до Лейфсбудира в Винланде, далее говорится, что путешественники не испытывали недостатка в пище, ибо «вокруг хватало всякой дичи, рыбы и прочего, что шло к столу». Колонисты занялись заготовкой дерева, которое являлось дефицитным материалом в Гренландии. Примерно тогда же Гутрид, жена Карлсефни, родила в поселении на Винланде мальчика, названного Снурри и ставшего таким образом первым ребенком европейских родителей, появившимся на свет в Америке. Более того, если верить «Саге о гренландцах», Карлсефни «велел воздвигнуть грозный палисад вокруг домов, и они (он и его спутники) провели все приготовления, чтобы иметь возможность защититься». Из чего мы заключаем, что данные фортификации стали первым укреплением, построенным европейцами в Америке.


Очередные репродукции артефактов викингов из Центра посещений в л’Анс-о-Медоуз. Удалось отыскать немало гребней эпохи викингов, а это указывает на то, что выглядеть опрятным считалось хорошим тоном у представителей скандинавской культуры.

В сагах говорится, что колонисты-викинги в Винланде вооружались мечами, секирами и копьями. О лучниках в их рядах не упоминается. Главным оборонительным снаряжением служили щиты. Красные щиты являлись сигналом к битве, тогда как белые представляли собой символы миролюбивых намерений. Кольчугами викинги обычно не располагали по причине высокой стоимости такого рода изделий. Их имели, вероятно, только вожаки и самые богатые из скандинавов. Однако нам известно о кольчугах, попавших в Америку, свидетельствами чему служат два фрагмента, относящиеся к XI и XII столетиям, открытые в результате археологических раскопок в Северо-Западной Гренландии и на востоке острова Элсмир.

Викинги-колонисты провели зиму в поселении на Винланде. Они не обнаруживали никаких следов присутствия скрэлингов до тех пор, пока следующим летом «великое множество их не появилось из ближайших лесов». Как утверждается авторами, туземцев изрядно напугало мычание скота, привезенного викингами, что вызвало некоторое смятение, особенно если учесть, что «ни одна сторона не понимала языка другой». В качестве «символа мира» викинги решили «взять белый щит и принести его в направлении к ним [т.е. к аборигенам. — Прим. пер.]». Ход сработал. В итоге удалось понять, что скрэлинги намеревались торговать с викингами.

Если верить «Саге об Эрике Рыжем», Карлсефни и его спутники «подняли щиты», после чего туземцы и викинги «начали торг». Что первым делом и наиболее привлекало скрэлингов, так это «красная материя», которую они «оборачивали вокруг голов». Взамен они предлагали кожи и меха, поскольку имели на обмен «серые и черные меха и кожи всех сортов и видов». Они также хотели приобрести мечи и копья, но в обеих сагах упомянуто, что Карлсефни строго-настрого «запретил спутникам продавать оружие». Торговля между скрэлингами и викингами «продолжалась так какое-то время» до тех пор, пока у викингов не кончилась красная материя. Когда же случилось так, что из зарослей выбежал «громко ревущий бык», это чрезвычайно напугало туземцев, которые «побежали к лодкам и ушли на веслах на юг вдоль берега. После чего они [скандинавы] не видели их [аборигенов] в течение трех недель».

Война со скрэлингами (так называются в сагах индейцы)

Сравнительно дружественные отношения между туземцами и пришельцами скоро нарушились, когда некоторые из аборигенов вернулись и — согласно «Саге о гренландцах» — один из них пал жертвой викингов при попытке «украсть» оружие (слово «украсть» автор почему-то взял в кавычки, хотя понятно, что аборигены всеми способами должны были попытаться завладеть более совершенным оружием белых людей, что и попытались сделать, за что естественно и справедливо понесли наказание. — Прим. пер.). Что бы там в действительности ни произошло, только «Сага об Эрике Рыжем» отметила «множество лодок местных, приближавшихся с юга», при этом люди в них были вооружены палками «и все… жутко вопили». Викинги «подняли красные щиты, держа их перед собой», а затем они «столкнулись в битве и сражались яростно. В воздухе летали стрелы и дротики, а туземцы использовали также и пращи». Скрэлинги принялись «ставить на шесты большой иссиня-черный шарообразный предмет. Они отправили его в полет по небу в направлении воинов Карлсефни, когда же он спускался, раздавался отвратительный звук. Все происходившее с предметом так напугало людей Карлсефни, что они не думали ни о чем другом, как о бегстве вдоль реки к высоким скалам, где викинги остановились и вновь изготовились драться». В тот момент Фрейдис, сестра погибшего ранее Торвальда, вышла из дома и, увидев викингов бегущими, прокричала: «Что ж вы бежите перед этими тварями? Вы, храбрецы!.. Будь у меня меч, я бы сражалась и получше, чем вы!» Но они не слушали ее, и Фрейдис, хотя и «не могла бежать быстро, потому что носила ребенка», сумела присоединиться к ним в лесу, «преследуемая туземцами». Тут она увидела мертвого викинга «с плоским камнем, застрявшим в его голове», и подобрала его меч, «чтобы защититься им», а скрэлинги уже толпами мчались к ней. «Затем она вытащила из рубахи груди и ударила по ним мечом. Это до того испугало аборигенов, что они в ужасе бросились обратно к лодкам и уплыли прочь. Карлсефни и его воины вернулись и восторгались ею за ее храбрость».

Шумное и громкое противостояние закончилось не особенно кровопролитно: викинги потеряли двух человек погибшими, но, в свою очередь, убили у аборигенов четверых или… «многих» (в зависимости от того, какому источнику верить). Однако викинги в поселении задумались о возможных последствиях. А что, если туземцы атакуют колонистов одновременно с лодок и с суши? Скрэлинги явились неплохо подготовленными — с пращами, если уж не с луками и стрелами, что, конечно же, встревожило и напугало Карлсефни и его спутников.

Скрэлинги-воины

Согласно первым европейским исследователям, разнообразные племена и народности, рассеянные по территории Америки, имели сильные воинские традиции. Несмотря на краткость, сказания из саг так или иначе упоминают о военном искусстве скрэлингов. Они, судя по всему, отличались довольно неплохой военной организацией. Как повествуют саги, аборигены вполне могли за короткий отрезок времени мобилизовать значительное количество воинов и столь же быстро двинуть их в угрожаемый район для вступления в сражение. Храбрость в битве являлась важной составляющей их культуры, поскольку они выказывали готовность атаковать неизвестного и грозного на вид врага, о чем рассказывают нам саги. Туземцы отличались, кроме всего прочего, большой подвижностью, чем были обязаны в значительной мере легким кожаным лодкам, умением быстро отступать, что вовсе не означало поражение и бегство, как представлялось викингам. Аборигены выказали способность отходить, перегруппировываться и — усиленные — вновь атаковать, и атаковать с большей яростью. Как хорошо усвоили затем европейцы в Америке в более поздние времена — на протяжении столетий битв и сражений с туземцами, — стремительные наскоки и затем такие же быстрые отходы являлись типичными приемами их ведения войны.

Ну и, наконец, туземцы неплохо применяли оружие, которое даровал им Каменный век, особенно если вспомнить того викинга, убитого «плоским камнем, застрявшим в его голове». Не нужно забывать к тому же, что они владели оружием из дерева, кости, острых камней и сухожилий животных, сражаясь с людьми, вооруженными стальными мечами и копьями со стальными же наконечниками. Скрэлинги располагали также, если можно так сказать, психологическим оружием, ведь они изобрели способ запугать противника вроде того иссиня-черного шара, который запустили против викингов. Что касается разведки, викинги, которые, конечно же, не могли знать окружающие окрестности так же, как туземцы, показали себя неважными скаутами. Судя по всему, они не установили местоположений баз местных жителей, не нашли их селений, чтобы атаковать их и разом подавить очаги возможного сопротивления, тогда как туземцы, безусловно, довольно быстро идентифицировали и, соответственно, подвергли нападению европейские поселения. Подобные тенденции

masterok.livejournal.com

Поселение викингов: видео — Фьорд

Хотите прогуляться по настоящему поселению Викингов? Набор роликов ниже от компании «NOVA» предлагает захватывающий взгляд на Бирку, поселение Эпохи Викингов, найденное археологами недалеко от современного Стокгольма. Эти видео-ролики — вырезки из фильма «Викинги» (The Vikings) шведских кинематографов Микаэля Агатона и Ларса Ренгфельта снятого на базе модели поселения (масштаб 1:30), располагаемой в музее Национальных Древностей в Стокгольме. Просмотрите видеоматериалы, чтобы узнать как модель было сооружено и заснято.

Примечание: все клипы без звука.

Создание: Шведское Телевидение с помощью своих собственных мастеров собрало мини-модель поселения. Работая с картами и набросками археологов, дизайнеры создавали модель посекционно, чтобы она могла бы перенесена в студию. Как было поведано, эта работа заняла около 8 месяцев.

Археология: Создатели модели основывались на результатах пятилетних археологических исследований, которые были завершены в 1995 году. Полевые работы собрали данные для макета, которые воссоздаёт всю картину расположения зданий и улиц, с такой точностью, которая была не доступна когда либо ранее.

Разработка: Некоторые улицы модели были разработаны специально для съёмки фильма. Заметьте кропотливую работу над деталями и естественный ощущение прогулки по поселению на уровне глаз человека, по модели уменьшенной в 30 раз. Чтобы получить эти кадры, разработчикам понадобилось от 3х до 4х дней съёмок.

Оборудование: Кинооператоры использовали камеру на экранной установке с удалённым цифровым управлением, оснащённой, так называемой, трубковидными линзами. Эта установка позволила операторам путешествовать по поселению, как заметил Ренгфельт, «не повреждая его».

Гавань: При разработке сцены гавани разработчики модели строго придерживались всех стандартов, используемых при построении всего поселения — создания полностью аутентичных кораблей викингов в том же масштабе 1:30, заполняя дамбы настоящей водой и привлекая глубочайшее внимание ко всем деталям.

Композиция: Чтобы получить эти кадры кинематографы засняли настоящих актёров напротив голубых экранов, заставляя их совершать прогулки и манёвры, как будто бы они находились в поселении в 30 раз больше, нежели сама модель. Агатон и Ренгфельт затем скомбинировали 2 изображения модели и актёров в то, что и получилось в результате.

Люди: Чтобы заснять актёров в масштабе 1:30 режиссёрам понадобилось удалить в 30 раз дальше, чем при съёмке модели, чтобы персонал стал крохотным и попал точно в кадр. «Для снятия некоторых кадров — говорит Ренгфельт, — нам необходимо было выдвигатья в коридор.»

По материалам компании NOVA.

 

fiord.org

Поселения викингов на острове Ньюфаундленд, Канада.: mama_zima2013 — LiveJournal

Ученые обнаружили на юго-западе острова Ньюфаундленд ранее неизвестное поселение викингов в Новом Свете,  пишет  газета  New York  Times.
Находка была сделана в районе Пойнт-Рози ( Point Rosee), благодаря спутниковым снимкам острова, на которых ученые увидели ландшафт, измененный следами человеческой деятельности. Если открытие подтвердится, то это поселение станет вторым в Канаде после Л’Анс-о-Медоуз на том же острове.
Л’Анс-о-Медоуз находится на Ньюфаундленде в 500 км севернее от новой находки. Оно было обнаружено в 1960 году и считалось самым западным поселением викингов, единственным известным  местом их обитания в Северной Америке.


Реконструкция  поселения  викингов  в  Ньюфаундленде, Северная  Америка.


Поселение  викингов  на  острове  Ньюфаундленд  —  реконструкция.
Главный  дом,  раскопанный  в  60-х  годах  ХХ века,  восстановлен,  сделана  новая  дерновая  крыша.  При  раскопках  найдены  остатки  пряжи, палочки  для  счета  (tallysticks), фрагменты  одежды  из  шкурок  животных  из  Старого  Света, лопаты  из  китового  уса,  металлические  инструменты,  сходные  с  теми, которые  находили  в  поселениях  викингов  в  Гренландии.
Предполагается, что на остров Ньюфаундленд викинги прибыли из соседней Гренландии, которую они обнаружили после плавания из Исландии.  Их  предводитель  Leif  Eriksson  совершал  морские  путешествия   из  Гренландии,  которые  отражены  в  исландских  сагах  —  Саге  об  Эрике  Красном  и  Сага  о  гренландцах.  В  них  рассказывается,  что  в  1000г.  н.э.  викинги  достигли  Баффиновой  земли,  где  основали  поселение  Хеллуланд (Земля  каменных  плит).  Кстати,  там  при  раскопках  были  обнаружены  тигли  для  плавки  металла,  сходные  со  скандинавскими.  Затем   викинги  основали  новое  поселение   между  989  и  1020 гг. н.э.,  которое  называлось Винланд — Земля  лугов.
Оно  находилось  на  месте the L’Anse aux Meadows.  Там  были  построены  помещения  для  ткачества,  плавки  металла  и  ремонта  судов.  Местное  население  враждебно  относилось  к  пришельцам,  и  периодически  у  них  случались  стычки.  Поэтому  одни  ученые  считают,  что  викинги  только  совершали  отдельные  набеги  в  эти  края,  чтобы  починить  свои  корабли,  сшить  новую  одежду  и  пр.,  но  всегда  возвращались  в  Гренландию.  Другие  ученые  считают,  что  все  же  это  было  постоянное  поселение  викингов.  В  любом  случае  викинги  открыли  Новый  свет  (New World)  на  500  лет  раньше  Колумба.


Район  Пойнт-Рози ( Point Rosee) в  500  км  от the L’Anse aux Meadows,  где  найдены  следы  второго поселения  викингов.

http://www.gazeta.ru/science/news/2016/04/03/n_8452313.shtml

http://www.abroadintheyard.com/new-evidence-confirms-second-viking-outpost-in-north-america-1000-years-ago/

mama-zima2013.livejournal.com

место, где можно пожить жизнью викингов

С тех пор, как на телеканале History состоялась премьера первого эпизода сериала «Викинги» — нового творения от мастера исторических телешоу Майкла Хёрста — интерес к истории Скандинавии у телезрителей всего мира значительно вырос.

Хотя Раглар Лодборк (главный герой сериала «Викинги») — персонаж датских эпосов и легенд, желающим пожить настоящей жизнью викингов имеет смысл отправиться в Швецию, точнее в местечко Foteviking, что находится близ города Мальмё (Malmö) в регионе Сконе (Skåne).

На фото: деревня викингов Foteviking

Основали деревню викингов, которая сегодня представляет собой нечто среднее между музеем под открытым небом и местом обитания реконструкторов, в 1995 году.

На фото: деревня Foteviking

Считается, что именно на этом месте 4 июня 1134 года состоялась знаменитая битва у залива Фодвиг, в которой будущий король Дании Эрик Эмун разгромил действующего датского короля Нильса вместе с его сыном Магнусом, об этом свидетельствует не только исторические хроники, но и ладьи викингов, обнаруженные на дне залива, обломки одной из них сегодня хранятся в музее деревни Foteviking.

На фото: кадр из сериала «Викинги»

Историческими реконструкциями, популярными сегодня и в России, казалось бы никого не удивишь. Однако шведы в этом вопросе пошли дальше наших соотечественников.

На фото: сказитель в деревне викингов Foteviking

Если в России специальные места, где можно пожить в исторических реалиях той или иной эпохи, пока не появились, то в шведском регионе Сконе подобных мест несколько, например, город Trelleborgen и деревня Foteviking.

На фото: дом в деревне викингов Foteviking

Если говорить о Foteviking, то деревня на берегу залива по сути — полноценная община викингов со смотровой башней, домом ярла, кузницей, пекарней, домами простых жителей и прочей инфраструктурой, необходимой для полноценной средневековой жизни.

На фото: кузница в деревне викингов до сих пор используется по прямому назначению

Деревня, что немаловажно, обитаемая, то есть викинги живут здесь и по сей день. По большей части это скандинавы, но среди современных викингов встречаются и поляки, и даже россияне. Получить билет во времена викингов, то есть стать частью общины Foteviking — совсем несложно. Просто заполняешь заявку на сайте Foteviking, сообщаешь, чем готов заниматься, и вызываешься волонтером.

На фото: деревня Foteviking

Правда, не стоит думать, что жизнь в деревне викингов — это просто веселая игра, нет, тут все более чем серьезно. Волонтеры по прибытию в деревню Foteviking сдают телефоны, облачаются в одежду эпохи викингов и с головой погружаются в реалии Раннего Средневековья, то есть начинают жить и, что немаловажно, работать также, как жители балтийского побережья в период с 800 по 1000 год нашей эры.

На фото: рабочие инструменты в кузнице деревни викингов Foteviking

В обмен администрация Foteviking предоставляет гостям кров и еду, что характерно, спят волонтеры в восстановленных домах викингов, укрывшись настоящими звериными шкурами.

На фото: кровать в доме ярла, деревня Foteviking

Согласно распространенному убеждению, основными занятиями викингов были мореплавание и набеги на сопредельные государства с целью грабежа и сопутствующему этому времяпрепровождению насилия.

Кадр из сериала «Викинги»

«Действительно, викинги были отличными мореходами. Корабли, которые они строили, — самые совершенные по меркам того времени, однако не стоит думать, что они занимались лишь мореплаванием и набегами», — объясняет Петра Страндберг (Petra Strandberg).

На фото: Петра Страндберг

Петра — профессиональный реконструктор, специализируется на эпохе викингов, а точнее на создании исторических костюмов и украшений. В ее случае хобби переросло в профессию, и сегодня Петра — сотрудница шведского музея Trelleborg, тоже города викингов.

На фото: прядильный станок в одном из домом деревни викингов

«Подавляющее большинство викингов были все-таки обыкновенными крестьянами, хотя у них имелись и рабы. В море уходили в основном безземельные бонды, здесь же в Швеции в музеях Trelleborg и Foteviking мы пытаемся рассказать о мирной жизни шведов и датчан того времени», — продолжает Петра.

На фото: улочка деревни викингов

Нужно сказать, что и мирная жизнь викингов тоже была весьма сурова. Намолоть муки, выделать кожу, выковать подкову — это только звучит романтично, а по сути — тяжелый труд, особенно если работать приходится средневековыми инструментами.

На фото: кузнец-викинг на своем рабочем месте

После 10 минут работы на ручной мельнице сразу же становится понятно, как викинги могли сражаться тяжеленными мячами, ибо молоть муку вручную — это все равно, что тягать штангу в тренажерном зале.

На фото: домашняя утварь в деревне викингов

«Муку в деревнях мололи в основном женщины и, понятно дело, они были очень сильными, — говорит Петра после того, как я попыталась повторить трудовой подвиг скандинавских крестьянок прошлого, но сдалась уже через 10 минут. — Кстати, женщины в общинах викингов имели почти те же права, что и мужчины. К примеру, именно женщины считались хранительницами ключей дома, то есть по сути они были в доме главными».

На фото: печь и кровати в доме викингов

Что интересно, женщины наравне с мужчинами принимали участия и в боевых состязаниях. Сейчас в Foteviking несколько раз в год устраиваются Игры викингов, то есть соревнования в ловкости и умении владеть оружием, и современные викинги-девушки бьются за право называться самой сильной не менее отважно, чем мужчины.

На фото: девушки участвуют в играх викингов наравне с мужчинами

Приезжают на Игры викингов не только шведские реконструкторы, но и жители соседних скандинавских стран, преимущественно, из Дании, благо от Копенгагена до Мальмё поезд идет каких-то полчаса.

На фото: Игры викингов в деревне Foteviking

Впрочем, тут рады любым викингам, вне зависимости от того, из какой страны они родом, главное — интерес к истории и желание прочувствовать средневековую жизнь во всей полноте.

На фото: Игры викингов в деревне Foteviking

Кстати, знаменитые шлемы с рогами, якобы часть боевой амуниции викингов — не более чем миф, растиражированный Голливудом, и к реальному облачению скандинавских войнов никакого отношения не имеет.

На фото: фестиваль викингов в Foteviking в 2009 году

«Во-первых, шлем с рогами очень сложно изготовить, во-вторых, в сражении он скорее мешает, чем помогает. Предназначение шлема  — защищать голову во время битвы, в данном же случае, именно рога могут стать причиной вашей смерти во время сражения, то есть носить такой шлем просто небезопасно», — говорит Петра Страндберг.

На фото: фестиваль викингов в Foteviking в 2009 году

Идея увенчать шлемы викингов рогами в свое время пришла в голову постановщикам оперы Вагнера «Кольцо нибелунгов», мысль подхватил кинематограф (благо, шлемы с рогами на экране смотрятся очень эффектно), и в результате рогатые шлемы стали в массовом сознании обязательной частью экипировки викингов. Кстати, сотрудники Foteviking настолько устали опровергать этот миф, что даже установили в музее викингов табличку с перечеркнутым рогатым шлемом.

На фото: ярмарка на фестивале викингов в Foteviking

Самый масштабный набег викингов деревня Foteviking переживает в 20-х числах июня, когда в деревне проходит фестиваль, посвященный празднованию летнего солнцестояния, реконструкторы приезжают сюда накануне мероприятия и остаются пожить в деревне еще на неделю.

На фото: фестиваль викингов в Foteviking в 2009 году

«Жизнь в деревне викингов очень быстро отучает тебя от современной привычки получать все и сразу, — говорит Эмиль, тоже сотрудник города-музея Trelleborg. — Ты понимаешь, что даже для того, чтобы получить на обед обыкновенный кусок хлеба, нужно работать полгода. Это очень прочищает мозги, и многие проблемы твоих знакомых начинают казаться тебе совершенно незначительными».

На фото: профессиональный викинг Эмиль

По образованию молодой человек — археолог, до того как стать профессиональным викингом он несколько лет был волонтером, то есть жил в деревне викингов по паре месяцев в году, теперь же это его профессия. Эмиль говорит, что родители не очень понимают выбор сына, зато девушка и друзья его поддерживают.

Впрочем, в Швеции любая работа, приносящая не только доход, но удовольствие тебе и окружающим, считается нужной, полезной и достойной уважения, а быть викингом — еще и звучит гордо, по-скандинавски.

Ссылка для тех, кто хочет попробовать пожить в деревне викингов: http://www.fotevikensmuseum.se/d/en/vikingar/bliviking

Благодарим за помощь в организации поездки к викингам VisitSweden и регион Сконе: http://www.visitsweden.com/shveciya/regions-cities-ru/yuzhnaya/skane/

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

Юлия Малкова — Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

   Вам также может понравиться   

prevnext

   с нами в pinterest   

trip-point.ru

Л`Анс-о-Медоуз — поселение викингов в Америке

  • История
    • Быт и жизненный уклад
    • Войны
    • Изобретения
    • Личности
    • События
  • Мифы
  • Моя планета
    • Общество, культура, традиции
    • Удивительные места
    • Флора и фауна
    • Явления
  • Наука
    • Археология
    • Естественные науки
    • Космос
    • Технологии
  • Рекорды
  • В мире
    • Животные
    • Люди
    • Новости
    • Открытия

Поиск

Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru
  • История
    • ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия

      Энн Ходжес — единственный известный человек, пострадавший от прямого попадания метеорита

      Клара — самый знаменитый носорог 18 века

      Модная римская обувь возрастом 2000 лет

      Откуда в русском языке появился мат?

  • Мифы
    • Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?

      Правда, что мухомор убивает мух?

      Правда ли, что носороги топчут огонь?

      «Правило пяти секунд» — правда или вымысел?

      Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?

  • Моя планета
    • ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления

      Как насекомые видят в темноте?

      Изначально морковь была фиолетового цвета

      Раньше на планете обитали пингвины-гиганты

      Парижский синдром — когда город влюбленных не оправдывает ожиданий

  • Наука
    • ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии

      Отпечатки ладоней возрастом 13 000 лет

      Это изображение Луны составлено из 50 000 отдельных фотографий

      Наглядно о том, почему скорость света не такая быстрая

      Это видео покажет, как выглядит звук

  • Рекорды
    • Раньше на планете обитали пингвины-гиганты

      Самая высокая статуя в мире

      Нисияма Онсэн Кэйункан — самая старая гостиница в мире

      Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире

      Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире

  • В мире

mydiscoveries.ru

Спутник нашёл доколумбово поселение викингов в Америке

Группа археологов из Университета Алабамы в Бирмингеме (США) обнаружила новое поселение первых европейских колонистов на юге острова Ньюфаундленд (Канада).

Для его поисков учёные использовали снимки территории, сделанные из космоса спутником. Радиоуглеродное датирование предметов из второго открытого посёлка викингов в Америке указало на период между 800 и 1300 годами, что намного раньше плавания Колумба. Об открытии пишет BBC.

Ещё в 2015 году Сара Паркак (Sarah Parcak) проанализировала ряд спутниковых снимков Ньюфаундленда и нашла на южной конечности острова ряды прямоугольных светловатых линий, объединяющихся в четырёхугольники, напоминающие дома. Летом того же года её группа попробовала провести раскопки в этом районе.

Хотя при работах они натолкнулись на следы выплавки железа из руды и стены чего-то похожего на дом, было непросто сказать, к какому именно периоду относятся находки — они могли быть банальными следами английских колонистов недавних веков.

Однако проведённая радиоуглеродная датировка найденных артефактов указала на их огромную древность — времена доколумбовых плаваний европейцев в Северную Америку.

Новое открытие серьёзно корректирует сложившиеся у историков представления о скандинавской колонизации Нового Света. Ранее в научном сообществе считалось общепринятым, что у выходцев из средневековой Скандинавии там был всего один постоянный посёлок — Л’Анс-о-Медоуз в крайней северной точке острова Ньюфаундленд.

Теперь ясно, что это не так, причём новое поселение расположено на несколько сот километров южнее первого (Пойнт-Розе находится на крайней южной оконечности Ньюфаундленда). Возникает вопрос о том, не могло ли быть в этих местах и других поселений выходцев из Норвегии, Исландии и Гренландии.

На сегодня масштаб скандинавской доколумбовой колонизации Америки всё ещё не вполне ясен. Если верить скандинавским сагам и более поздним письменным источникам, колонизация началась где-то до 1000 года нашей эры, а последнее упоминание экспедиций к побережью современной Канады (Маркленд) встречается в исландских источниках около 1341 года. Несмотря на столь длительные контакты, до сих пор археологам было известно лишь одно поселение скандинавов в Новом Свете.

В то же время в сагах упоминаются несколько поселений, расположенных далеко к югу от Л’Анс-о-Медоуз, настолько, что там даже рос виноград. Однако способность викингов создать в Америке значительную сеть поселений, простирающуюся далеко на юг, вызывала сомнение у консервативно настроенных историков, которые ссылались на отсутствие археологических находок таких поселений. Открытие второго посёлка делает эти оценки менее обоснованными, указывая на достаточно широкий характер скандинавской колонизации.

Такие письменные источники, как «Сага о гренландцах» и «Сага об Эрике Рыжем», повествуют о норвежце Лейфе Счастливом, который, руководствуясь рассказами других мореплавателей (или даже картой, составленной ими), около 1000 года совершил плавание к Америке и открыл часть канадского побережья. Тем не менее до сих пор остаётся неясным, как далеко на юг он забрался.

Согласно сагам, Лейф зашёл так далеко, что «зимой там не бывает морозов и трава остаётся почти такой же зелёной, как летом», а день и ночь не так различаются своей продолжительностью, как в Гренландии или Исландии, вдобавок там растёт много винограда (поэтому викинги назвали эти земли Винландом). Такое описание не очень соответствует прохладному климату острова Ньюфаундленд.

К тому же саги рассказывают как минимум о четырёх поселениях скандинавов, из которых до 2016 года найдено было только одно. Большинство историков ранее отказывало в достоверности древним сказаниям относительно плаваний викингов на далекий юг вдоль американского побережья.

Они утверждали, что древненорвежские монеты и изделия, обнаруживаемые намного южнее Ньюфаундленда (в США), были завезены туда позже. Открытие 2016 года до некоторой степени подтверждает данные саг и может указывать на перспективы открытия других поселений средневековых европейцев в Новом Свете.

Весьма важен и успех спутникового метода поиска археологических объектов в столь непростых условиях. Ранее египтолог Сара Паркар применяла его для поиска древнеегипетских и римских древностей в пустынных районах Средиземноморья. Считалось, что в покрытых зелёной растительностью районах спутниковые фото имеют значительно меньшую эффективность в плане поиска древностей.

oursociety.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *