И-16 тип 29 Истребитель Поликарпова

Истребитель

ОКБ Поликарпова

Последняя серийная модификация, истребитель И-16 тип 29, разрабатывался на базе планера И-16 тип 24, и главное его отличие состояло в новом вооружении. Производство истребителя началось в 1940 году. Под двигателем М-63, в дополнение к двум пулеметам ШКАС калибра 7,62 мм устанавливался крупнокалиберный синхронизированный пулемет Березина УБС, калибра 12,7 мм. Крыльевые пулеметы были сняты. Маслорадиатор, ранее размещенный по оси самолета, пришлось сместить и установить в пространстве между четвертым и пятым цилиндром мотора.

Под крылом устанавливались 4-6 направляющих для РС-82, при необходимости под крылом могли подвешиваться дополнительные топливные баки ёмкостью 200 л. Вместо хвостового костыля устанавливалось колесо. На самолете предусматривалась установка радиостанции РСИ-3 и фотопулемета.

Значительное количество И-16 тип 29 имело также бомбодержатели, размещенные под крылом с внутренней стороны от РО-82. На них могли подвешиваться бомбы до 100 кг. Типы бомб включили фугасную ФАБ-50 или бомбы ФАБ-100, АО-10, АО-20М или ФАБ-50М, или зажигательные бомбы ЗАБ-50ТГ.

Истребитель эксплуатировался до середины 1943 года.

Всего с 1934 года было изготовлено 8194 истребителя И-16 всех типов.

тип 4 тип 5 тип 10 тип 17 тип 18 тип 24 тип 29
Экипаж, чел. 1 1 1 1 1 1 1
Год выпуска 1935 1936 1938 1938 1938 1939 1940
Геометрия
Размах крыла, м 9,000 9,000 9,004 9,004 9,004 9,004 9,004
Высота, м 3,250 3,250 3,250 3,250 3,250 3,250 3,218
Длина самолета, м 5,860 5,985 6,074 6,074 6,074 6,130 6,130
Площадь крыла, м²   14,54 14,54 14,54 14,54 14,54 14,54
Силовая установка
Мотор М-22 М-25А М-25 М-25В М-62 М-63 М-63
Мощность
л.с. 480 730 750 750 800 900 900
на высоте, м 0 2400 2900 2900 4500 4500 4500
Массы, кг
Нагрузка на крыло, кг/м² 93,1 103,5 118 124 125,5 129 130
Полетный вес, кг 1354 1508 1716 1810 1830 1882 1940
Вес пустого, кг 1118,5 1327 1425,5 1433,5 1382 1496,5
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч
у земли 362 390 398 385 413 410 427
на высоте 346 445 448 425 461 462 463
м 3000 2700 3160 2700 4400 4700 2000
Время набора высоты 3000м, мин 4,4 4,0/3400 3,4 4,36 2,9 3,4 3,2
Время набора высоты 5000м, мин 9,9 7,7/5400 6,9 8,9 5,4 6,0 5,55
Время виража, сек 12-14 14-15 16-18 17-18 17 17-18 17-19
Практический потолок, м 7440 9100 8470 8240 9300 9700 9950
Дальность полета, км 680 540 525 417 485 440
Вооружение
Число пулеметов ШКАС 2 2 4 2 4 4 2
Число пулеметов УБС 1
Число пушек ШВАК 2

Полностью загруженный в И-16 тип 29, с подкрыльевыми топливными баками и вооружением, имел максимальную скорость 382 км/час над уровнем моря и 429 км/час на высоте. По сравнению с современным ему немецким Messerschmitt Bf-109F (максимальная скорость — 600 км/час и время набора 5000 м — 5 мин), истребитель И-16 тип 29 имел существенно более низкие летные данные, за исключением маневренности в ближнем бою.

Анализируя представленную выше таблицу, можно сделать вывод, что от первоначального И-16 тип 5 к завершающей модификации тип 29, максимальная скорость увеличилась очень незначительно, тогда как скороподъемность, уменьшение времени набора высоты — улучшалась более заметно, благодаря более мощным двигателям М-62 и М-63 и воздушному винту изменяемого шага АВ-1. Платой за увеличение полетного веса истребителя стало постепенное ухудшение горизонтальной маневренности — увеличение времени виража. Основная причина медленного роста скорости — относительно небольшой прирост мощности силовой установки.

Источники

  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг./В.Б. Шавров/
  • Истребитель И-16. /Михаил Маслов/
  • Война в воздухе. /№ 137 /

12.08.2019
Поступивший на вооружение весной 1941 года, немецкий «Фридрих» имел отличную аэродинамику, двигатель в 1200 л.с. превышал по мощности на одну треть мощность у 29-го «ишачка». Его «слабое» вооружения состояло из 20-мм, или более скорострельной 15-мм мотор-пушки пушки, а значит не требующей синхронизатора. Имея время виража в 20 сек, мессер и не пытался вступать в маневренный бой на горизонталях, предпочитая вертикальный маневр с превышением высоты.
F-3 уже оснащался 1350 сильным DB-601E, а вооружение — одна 15-мм мотор пушка MG-151/15 с боекомплектом 200 патронов и два 13-мм синхронных пулемета MG-17 с боекомплектом 500 патронов на пулемет.

www.airpages.ru

И-16 тип 29. Истребители Поликарпова Часть 2

Появлению И-16 тип 29 способствовал тот факт, что советскими оружейниками был разработан новый, более эффективный пулемет УБ конструкции Березина, калибра 12,7 мм. КБ Поликарпова получило задание установить новый пулемет УБ на истребитель И- 16. Новая машина была обозначена как И-16 тип 29, Она прошла Государственные испытания в 1940 году, и была запущена в серийное производство на заводах №№ 21 и 153.

И-16 тип 29 разрабатывался на базе планера И-16 тип 24, и главное его отличие состояло в новом вооружении. Пулемет УБ имел скорострельность 700- 800 выстрелов в минуту, скорость пули 840 метров в секунду. Имелось два основных варианта пулемета УБ: пулемет Березина УБС (синхронизированный) и пулемет Березина УБК (крыльевой). Пулемет мог вести огонь боеприпасами трех типов: с обычной пулей (головка черно-желтого цвета), трассирующей пулей (фиолетово-красная головка) и зажигательной пулей (черно-красная головка).

Установка нового пулемета УБС в нижней части фюзеляжа, под капотом двигателя привела к необходимости переместить нижний воздухозаборник на правую сторону. Поэтому если воздухозаборник на И-16 тип 24 был «Т» – образной формы, то И-16 тип 29, имел увеличенный совок заборника с правой стороны капота.

Многие И-16 тип 29 прямо на сборочной линии оборудовались радиостанцией РСИ-3. Самолет с радиостанцией мог быть идентифицирован по мачте антенны на правой стороне фюзеляжа, перед козырьком кабины пилота.

Большинство И-16 тип 29 использовалось в роли самолетов поддержки наземных войск, поэтому под крыльями имелись крепления для шести направляющих РО-82 (по три под каждым крылом). Эти направляющие использовались для установки реактивных снарядов РС-82. Хотя стандартной считалась установка трех направляющих, многие И-16 тип 29 были оборудованы четырьмя такими направляющими.

Значительное количество И-16 тип 29 имело также бомбодержатели, размещенные на крыле с внутренней стороны от РО-82. На них могли подвешиваться бомбы до 100 кг. Типы бомб включили фугасную ФАБ-50 или бомбы ФАБ-100, АО-10, АО-20М или ФАБ-50М, или зажигательные бомбы ЗАБ-50ТГ. Эти бомбы обычно окрашивались в серый цвет, а тип бомбы указывался цветной маркировкой на ее носу. Бронебойные бомбы имели желто-красные полосы, фугасные – зеленые и синие полосы. Эти И-16 могли также нести химические бомбы, типа ЧАБ-25, АОЧ-15. Химические бомбы, маркировались желто-синей полосой. Полностью загруженный в И-16 тип 29, с подкрыльевыми топливными баками и вооружением имел максимальную скорость 382 км/час на уровне моря и 429 км/час на высоте. По сравнению с современным ему немецким Messerschmiit Bf-109F, истребитель И-16 тип 29 имел существенно более низкие летные данные, за исключением маневренности в ближнем бою.

И-16 шип 29 выруливает со стоянки, осень 1941 года. Самолет имеет два бомбодержателя, которые видны с внешней стороны стоек шасси.

Персонал Luftwaffe осматривает стоящий ни козлах И-16 тип 29 (тактический номер «2», белый). Этот самолет имеет фотокамеру под правым крылом.

Развитие И-16 главным образом определялось появлением новых двигателей. В процессе развития от первоначального И- 16 тип 5 к завершающей модификации тип 29, максимальная скорость увеличилась очень незначительно, тогда как скороподъемность улучшилась боле заметно, благодаря более мощным двигателям М-62 и М-63 и воздушному винту переменного шага АВ- 1. Платой за это стало постепенное ухудшение горизонтальной маневренности, что было вызвано увеличением веса истребителя. Основной причиной, того, что максимальная скорость, никогда резко не увеличивалась, являлось то, что новые двигатели давали относительно небольшое приращение мощности. За весь период производства И-16, мощность его двигателя была увеличена примерно только на 12%, в то время как мощность двигателя немецкого истребителя Messerschmitt Bf-109 увеличилась на 67%. Хотя двигатели М-62 и М-63 и были лучшими из семейства однорядных радиальных двигателей воздушного охлаждения, они не имели никакой дальнейшей перспективы развития.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Поликарпов И-16 тип 29 | World of Warplanes

Назад к нации Посмотреть Дерево развития

Последняя серийная модификация Поликарпова И-16. Впервые взлетел в 1940 году. Основным отличием от предыдущих моделей был демонтаж крыльевого вооружения и установка синхронного крупнокалиберного пулемёта.

Сбросить до базовой конфигурации

Премиум самолёт

Акционный самолет

Информация обновляется

Стрелковое вооружение 6
7,62-мм ШКАС (1933) 2
12,7-мм БС (С) 1
Бомбы и ракеты 10
РС-82 6
ФАБ-100 2
Живучесть 4
Прочность 140
Скорость 23
Макс. скорость на высоте,&nbsp 435
Скорость пикирования,&nbsp 500
Манёвренность 76
Среднее время виража,&nbsp 9.60
Скорость крена,&nbsp 200
Оптимальная скорость,&nbsp 272
Скорость сваливания,&nbsp 100
Высотность 12
Оптимальная высота,&nbsp 600
Скороподъёмность,&nbsp 73.00

Характеристики указаны для экипажа с уровнем подготовки 100%.

Показатель способности выживать под огнём противника. Учитывает прочность самолёта, а также коэффициенты устойчивости к критическим повреждениям и пожарам.

Показатель способности наносить урон воздушным целям курсовыми пушками и пулемётами, а также оборонительными турелями. Учитывает урон, дальность и точность вооружения.

Показатель способности наносить урон наземным целям бомбами и ракетами. Учитывает урон и время пополнения боезапаса.

Показатель способности вести бой на виражах. Учитывает время совершения полного разворота и скорость крена.

Показатель способности вести бой на высокой скорости. Учитывает скорость и ускорение, развиваемое самолётом, а также эффективность форсажа.

Показатель способности вести бой на большой высоте. Учитывает диапазон оптимальных высот и максимальную высоту полёта.

worldofwarplanes.ru

Поликарпов И-16 тип 29 — Global wiki. Wargaming.net

Общие данные

Цена
140 HP Прочность
1835 кг Масса
111.7 HP/сек Урон

Скоростные характеристики

1013.3 Скорость
435 км/чМакс. скорость у земли
435 км/чМакс. скорость на высоте
600 мОптимальная высота
500 км/чСкорость пикирования
73 м/сСкороподъёмность
100 км/чСкорость сваливания
272 км/чОптимальная скорость

Маневренность

84 Управляемость
9.6 сСреднее время виража
200 °/сСкорость крена
1373 Манёвренность

IV

Последняя серийная модификация Поликарпова И-16. Впервые взлетел в 1940 году. Основным отличием от предыдущих моделей был демонтаж крыльевого вооружения и установка синхронного крупнокалиберного пулемёта.

Модули

  • Таблица
  • Дерево
УровеньДвигательМощность двигателя, л.с. / ТягаТипМасса, кгСтоимость,
V NAME_MODULE_M-63-PR_SPEC_TOP_I-16-29_1930воздушного охлаждения51528300
УровеньКонструкцияЖивучестьМасса, кгСтоимость,
IV NAME_MODULE_I16-29_PLANER-PR_SPEC_TOP_I-16-29_1140120010000
УровеньПулемётКалибрНачальная скорость снаряда, м/сУронСкорострельность, выстр/минМасса, кгСтоимость,
III WEAPON_NAME_G7MM-SHKAS-PR-S_SPEC_TOP_I-16-29_17.62960301500304000
УровеньПулемётКалибрНачальная скорость снаряда, м/сУронСкорострельность, выстр/минМасса, кгСтоимость,
V WEAPON_NAME_G12MM-BS-PR-S_SPEC_TOP_I-16-29_112.71040478006016000
УровеньРакетыРадиус поражения, мУронМасса, кгСтоимость,
II РС-82354506.8300
УровеньБомбыРадиус поражения, мУронМасса, кгСтоимость,
IV WEAPON_NAME_FAB-100-PR_SPEC_TOP_I-16-29_1602100100700

Премиумный самолет

Подарочный самолет

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

Исследование и прокачка

Данный самолет является акционным (подарочным), не продается и не исследуется. Получить его можно во время одной из промо-акций Wargaming или в комплекте с товаром партнеров WG.

Боевая эффективность

На самолёт можно установить ракеты и бомбы. В таком случае бой будет начинаться с того, что нужно будет лететь на наземные объекты. Также подвесное вооружение неплохо портит маневренность, с которой у И-16-29 все отлично. Игра же без подвесного вооружения будет такой: уходить от лобовой атаки противника и «садиться» ему на хвост. Самолёт может похвастаться малой стоимостью универсальных лент. Даже с ними И-16-29 неплохо зарабатывает кредиты.

Достоинства:
  • высокая манёвренность по крену;
  • эффективен в бою на малых высотах;
  • отличная горизонтальная манёвренность;
  • хорошее ударное вооружение.
Недостатки:
  • малая живучесть.

Оборудование, боекомплект и снаряжение

Доступные слоты оборудования и снаряжения

Красный-слоты доступные в «Заводской» комплектации. Зеленый-дополнительно доступные после открытия статуса «Специалист».

Оборудование
  • Улучшенный рефлекторный прицел l — добавит самолёту +10% к точности стрельбы.
  • Улучшенная обшивка ll — добавляет -20% к вероятности получения критического повреждения крыльев и хвоста, так же добавит +5% к прочности самолёта.
  • Облегчённая конструкция ll — повышает манёвренность самолёта по всем осям на 3%.
Ленты боеприпасов
  • Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.
Снаряжение
  • Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей

Экипаж

Прокачка умений пилота:

«Зоркий» увеличивает дальность обнаружения в секторе пилота увеличена на 20%.

«Меткий стрелок I» уменьшает разброс при стрельбе курсовым вооружением на 5%.

«Закалённый в боях» увеличивает живучесть пилота и позволяет лучше управлять повреждённым самолётом. Шанс ранения пилота −20%, негативные эффекты от повреждения крыльев и хвоста −25%.

«Пилотажник» повышает манёвренность по всем осям на 2%.

«Жажда крови» после уничтожения самолёта противника сбрасывается 25% перегрева орудий и на 10% увеличивается точность стрельбы. Складывается с действием умения «Меткий стрелок II». Действует в течение 10 секунд

Оценка самолёта

Оценка И-16-29

 

  • Ас — эффективен в бою на малых высотах.

Галерея скриншотов

Историческая справка

Первый опытный И-16 М-63 (заводской No.2721Г95) с синхронным крупнокалиберным пулеметом БС и двумя ШКАС в фюзеляже построили в январе 1940 г. На данном экземпляре отсутствовали посадочные щитки, элероны продлили до 2-й нервюры центроплана, установили нестандартные колеса диаметром 610 мм. Вес пустого самолета составил 1370,4 кг, взлетный вес — 1780 кг, полетная центровка 26,4%. Нагрузка на крыло составила 122 кг на кв. метр, то есть оказалась меньше чем у тип 17.

Заводские испытания нового самолета в период 8-16 февраля 1940 г. провел летчик Фокин. Затем его облетал испытатель НИИ ВВС В.В.Иншаков. По его оценке этот И-16 без щитков и подвесных баков оказался весьма легким в управлении и превосходил по маневренности И-16 тип 24.

Дальнейшее усовершенствование самолета привело к навеске дополнительного снаряжения и оборудования, что повлекло за собой увеличение веса до 1900 кг. Это самолет, который стал именоваться И-16 тип 29, имел следующие основные отличия:

Пулемет БС разместили в пространстве между нишами шасси, ниже пояса переднего лонжерона центроплана, и сместили на 17 мм. Для установки магазина на 230-240 патронов вторую раму фюзеляжа передвинули на 54 мм. Для размещения пулемета БС ниши шасси раздвинули — расстояние от вертикальной оси до оси колес в убранном положении увеличилось с 380 до 421 мм. Соответственно стойки шасси укоротили на 32 мм, а диаметр воздушного винта для обеспечения необходимого зазора с землей (268 мм) уменьшился до 2,7 м. Заметного изменения в тяге не наблюдалось, так как использовались лопасти шириной 250 мм («уширенные»). Пространство между нишами шасси закрыли съемным обтекателем, который крепился шомполами и замками «Фейри». В связи с перечисленными переделками, изменилась обшивка центроплана.

Маслорадиатор, ранее размещенный по оси самолета, установили в пространстве между четвертым и пятым цилиндром мотора. Подводящий патрубок маслорадиатора перенесли соответственно в пространство между окнами этих цилиндров. Часть машин более поздних выпусков не имела патрубка, подвод воздуха осуществлялся через прорезные отверстия. В связи с переносом маслорадиатора снят ручной запуск мотора от инерционного стартера «РИ».

Радиофицированные самолеты имели мачтовую антенну, установленную на правой части капота.

Крыло И-16 в тип 29 полностью освободили от стрелкового и артиллерийского вооружения. Однако теперь под крылом устанавливали замки для подвесных баков и шесть ракетных орудий типа «флейта» (по три с каждой стороны) для установки ракетных неуправляемых снарядов РС-82.

Самолет с полностью введенными изменениями — И-16 No.292116, с двигателем М-63 No.631698, поступил на испытания в НИИ ВВС 27 августа 1940 г. Этот день, в который машину перегнали с завода No.21 в Чкаловскую, считался началом испытаний — они продолжались до 4 октября 1940 г. За этот период ведущий летчик майор Груздев, летчики облета Никашин и Стефановский всего выполнили 55 полетов.

В отчете по испытаниям указывались все основные отличия от предыдущих типов И-16. Кроме тех, что уже были перечислены, отмечалось, что пулемет БС имеет запас патронов 130-230 штук, ШКАСы: левый 475 патронов, правый 500 патронов. Радиостанция РСИ-3 с жесткой антенной, приемник радиостанции размещен под приборной доской. Самолет был оборудован подвесными баками (ПБ), ракетными орудиями (РО) на шесть реактивных снарядов (PC), кинофотопулеметом ПАУ-22. Центровка для полетного веса 1966 кг составила 29,15% САХ.

В ходе испытаний зафиксировали следующие летные данные в зависимости от установки оборудования и снаряжения (1 вариант (антенна, РО без PC), 2 вариант (антенна, ПБ, РО без PC), 3 вариант (без антенны, ПБ, РО)).

Фотографии самолёта

  • И-16 тип 29 вооруженный РС 132

Схемы и чертежи самолёта

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes

Многоцелевые истребители

wiki.wargaming.net

И-16 тип 29 — Истребитель И-16

История создания

По сравнению с типом 24 внесены следующие изменения. Установлен крупнокалиберный пулемёт БС (Березина синхронный) калибра 12,7 мм в нижней части фюзеляжа, в пространстве между нишами шасси, крыльевое вооружение отсутствует. Маслорадиатор перенесен в пространство между четвертым и пятым цилиндром мотора. Подводящий патрубок маслорадиатора перенесен соответственно в пространство между окнами этих цилиндров. Часть И-16 тип 29 не имела патрубка, подвод воздуха осуществлялся через прорезные жалюзи. В связи с переносом маслорадиатора снят ручной запуск мотора РИ. Высота шасси уменьшена на 32 мм. Ниши шасси раздвинулись — расстояние от вертикальной оси до оси колес в убранном положении увеличилось с 380 до 421 мм. Пространство между нишами шасси закрыто съемным обтекателем, отчего тип 29 слегка «пополнел» снизу. В связи с перечисленными переделками, изменилась обшивка центроплана. Радиофицированные самолеты имели мачтовую антенну, установленную на правой части капота. Воздушный винт уменьшен до диаметра 2,7 м

Подвесные баки и ракетное вооружение (PC) могло устанавливаться в зависимости от заказа на типах 18, 24, 27, 28. И-16 тип 29 оборудовались установками PC и узлами подвески сбрасываемых бензобаков. Район установки PC на нижней части крыла и соответствующий участок элеронов обшивались дюралевым листом.

Камуфляжные схемы
И-16 тип 29 ВВС РККА, 1940 год.
И-16 тип 29 с подвесными топливными баками. Звено управления 43-й ИАД, Минский радиоузел, аэродром Лощице, конец июня 1941 года. Возможно, на этом самолёте 23 и 24 июня 1941 года летал генерал-майор Г. Н. Захаров. Художник — Александр Казаков.
И-16 тип 29 ВВС Румынии, 1941 год.
И-16 тип 29 серж-та Сагалаева. 71-й ИАП, Ленинградский фронт, 1941 год.

И-16 тип 29 13-го ИАП КБФ, на котором совершали вылеты лётчики А. К. Антоненко и П. А. Бринько. П-ов Ханко, июль 1941 года.
И-16 тип 29 П. А. Бринько. 13-й ИАП КБФ, Ленинградский фронт, лето 1941 года. Автор рисунка — Андрей Юргенсон.

И-16 тип 29 ст. л-та Ломакина. 21-й ИАП КБФ, 1942 год.

И-16 тип 29 ст. л-та В. Ф. Голубева, две схемы окраски*. 13-й ИАП КБФ, 1942 год.
И-16 тип 29 к-на П. П. Кожанова. 4-й ГвИАП КБФ, зима-весна 1943 года. Художник — Михаил Быков.

* Надпись на фюзеляже появилась после гибели ведомого Голубева, Василия Захарова, который погиб в воздушном бою, прикрыв своим истребителем командира. В. Ф. Голубев летал на этом самолёте до весны 1943 года, одержав 16 побед (личных и групповых). После перевооружения 4-го ГвИАП КБФ на Ла-5 истребитель оставался в составе части и использовался для ночных полётов. 1 июля 1943 года И-16 №33, пилотируемый командиром 1-й ГвИАД полковником Кондратьевым, разбился при взлёте с аэродрома Сескар, лётчик погиб.

i16fighter.ru

Основные отличия серийных модификаций истребителя И-16

Основные отличия серийных модификаций истребителя И-16

И-16 тип 4 с двигателем М-22

Основным отличием первой серийной модификации истребителя И-16 являлся цилиндрический капот двигателя типа NACA.

И-16 тип 5 с двигателем М-25А

Серийное производство истребителей И-16 тип 5 продолжалось с середины 1935 г. по февраль 1938 г. От самолетов «тип 4» истребители И-16 тип 5 практически отличались только двигателем. Внешние отличия – несколько измененная форма капота и наличие кока воздушного винта. Позже на колеса самолетов И-16 тип 5 стали устанавливать пневматики размером 700×150. а фиксированный козырек заменил сдвижной фонарь кабины, был уменьшен размах элеронов и введены дополнительные нервюры в силовой набор крыла.

И-16 тип 6 с двигателем М-25А

Данная модификация выпускалась в небольших количествах специально для Испании, в нижней части фюзеляжа монтировался третий пулемет ШКАС. На самом деле, ни один истребитель И-16 тип 6 в Испанию не прибыл.

Офицер люфтваффе изучает пулевые пробоины в обшивке истребителя И-16 тип 5.

То, что осталось от сгоревшего И-16, снимок сделан 25 июня 1941 г. Видимо самолет подожгли русские, когда оставляли аэродром. Немцы захватили много самолетов на аэродромах, но еще больше аэропланов все-таки успели уничтожить советские войска.

Брошенный на аэродроме истребитель И-16 тип 10 с двигателем М-25.

Взлетает И-16 тип 29.

Немецкая разведка захватила самолеты УТИ-4.

И-16 тип 10 с двигателем М-25В

Истребители И-16 тип 10 выпускались в течение трех лет и получили очень широкое распространение. Им были присуши следующие характерные отличия:

1. установлен более мощный двигатель М-25В

2. вооружение усилено двумя синхронными пулеметами ШКАС, смонтированными над двигателем

3. сдвижной фонарь кабины летчика заменен фиксированным козырьком

4. прицел ОП-1 заменен на прицел ПАК-1

5. усилена конструкция крыла за счет включения в силовой набор дополнительных нервюр, передняя часть крыла получила дюралюминиевую обшивку, которая закрывает 44.5% верхней поверхности и 14,5% нижней поверхности консоли

6. введены посадочные щитки, уменьшен размах элеронов, начиная с самолета заводской номер 102175 установлен механический привод щитков вместо пневматического

7. усилена конструкция фюзеляжа

8. установлен новый маслорадиатор, в нижней части лобовой детали капота двигателя появилось отверстие для подвода воздуха к маслорадиатору.

И-16 тип 14 с двигателем М-22 (УТИ-2)

Двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения.

И-16 тип 15 с двигателем М-25А или М-25В (УТИ-4)

Двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения с двойным управлением. Отсутствуют лючки доступа к вооружению. Визуальный контроль уборки/выпуска шасси возможен только с заднего сиденья.

В ходе серийного производства в конструкцию самолета УТИ-4 постоянно вносились изменения, был установлен двигатель М-25 В с новым маслорадиатором. новый механизм уборки/выпуска шасси. Резиновый амортизатор заднего костыля заменен масляно-пневматическим. Некоторые самолеты УТИ-4 комплектовались винтами фиксированного шага А В-1. Начиная с самолета заводской номер 1521109, устанавливались 25-литровые топливные баки, а с января 1939 г. часть машин получила оборудование для полетов ночью, некоторые самолеты были изготовлены в варианте с неубираемым шасси.

Два самолета И-16 тип 24 из 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота, лето 1941 г. На самолете с бортовым номером «11» летал лейтенант Б.Ф. Сафонов, на истребителе с бортовым номером «13» – его ведомый, сержант С. Г. Сурженко.

И-16 тип 5 после вынужденной посадки, Юго-Западный фронт, август 1941 г.

Брошенный на аэродроме Ставрополь истребитель И-16 из 20-й смешанной авиационной дивизии.

Лейтенант Петр Бринько из 13-го истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота на руках рассказывает о проведенном им воздушном бое. 13-й И All базировался на полуострове Ханко. До своей гибели 14 сентября 1941 г. в воздушном бою над Ленинградом, Бринько одержал 15 побед.

И-16 тип 17 с двигателем М-25В

Самолет И-16 тип 17 представлял собой И-16 тип 10. на котором крыльевые пулеметы ШКАС были заменены пушками ШВАК. Снарядные ленты укладывались вдоль лонжеронов центроплана на уровне шпангоута № 1 фюзеляжа. В местах установке пушек усилена конструкция крыла, съемная панель для доступа к пушке имела размеры 650×774 мм. На истребителях данной модификации, как и на И-16 тип 10. предусматривалось использование убираемого лыжного шасси.

И-16 тип 18 с двигателем М-62

Самолет И-16 тип 18 по сути представлял собой И-16 тип 10 с более мощным двигателем. На самолете усилена конструкция моторамы, введено бронирование топливных баков. Значительно доработана масло система, добавлен дополнительный маслобак емкостью 12 л при одновременном уменьшение объема основного маслобака до 23 л, увеличено проходное сечение воздухозаборника масло радиатора. Установлен новый карбюратор, выступающий за обводы капота двигателя.

Строй летчиков из 154-го истребительного авиационного полка. 154-й ИАП входил в систему ПВО Ленинграда. Командир полка капитан В. И. Матвеев (третий справа) 8 июля 1941 г. таранил над Ленинградом фашистский бомбардировщик. За свой подвиг 22 июля он был представлен к званию Герой Советского Союза. Матвеев погиб в бою 1 января 1942 г.

Лейтенант Чирков из 158-го истребительного авиационного полка инструктирует своих ведомых перед боевым вылетом, июль 1941 г. Чирков одержал первую победу в воздушном бою 23 июня 1941 г. 158-й ИАП защищал небо Ленинграда.

На взлете истребитель И-16 сержанта Сурженко из 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота, аэродром Ваенга.

На первой серии истребителей И- 16 тин 18 устанавливались винты фиксированного шага ВФШ и кок. аналогичный коку воздушных винтов истребителей И-16 тип 10. Позже самолеты стали комплектоваться винтами изменяемого шага ВИШ и новыми коками. разработанными специально для данных винтов. На самолетах последних серий монтировались воздушные винты АВ-1 и коки от винтов истребителей И-16 тип 24. Электрооборудование самолета запитывалось от 24-вольтовой аккумуляторной батареи 12А- 10. установленной в центроплане между третьим и четвертом шпангоутами. Для доступа к аккумулятору на нижней поверхности центральной секции фюзеляжа сделаны лючки.

Капитан Борис Сафонов сфотографирован на фоне своего И-16 с надписью «За Сталина». Сафонов в короткий срок стал самым результаитивным асом морской авиации Северного флота. Первую победу Сафонов одержал 24 июня 1941 г., сбив бомбардировщик Ju-88 из KG-30.

Политрук М.Л. Дубис поздравляет младшего лейтенанта Д. А. Зайцева с присвоением звания Героя Советского Союза. Летчик 2-го истребительного авиационного полка 36-й истребительной авиационной дивизии таранил на И-16 4 июля 1941 г. самолет противника в районе Киева.

И-16 тип 27 с двигателем М-62

Истребитель И-16 тип 27 представлял собой И-16 тип 17. переоснащенный двигателем М-62. Внесены изменения в конструкцию моторамы и маслосистемы по типу использованных при разработке И-16 тип 18.

И-16 тип 24 с двигателем М-63

Истребитель И-16 тин 24 являлся вариантом самолета И-16 тип 18, в конструкцию которого внесены изменения в соответствии с новыми Нормами летной годности, принятыми в 1937 г., а также проведен ряд других доработок:

1. винт изменяемого шага ВИШ АВ-1 и новый кок.

2. новые опоры шасси с двумя подкосами вместо трех и увеличенным ходом до 96 мм амортизаторов (на первых вариантах И-16 ход амортизатором составлял 30 мм. затем был увеличен до 36 мм).

3. замена хвостового костыля хвостовым колесом с масляно-пневматическим амортизатором.

4. замена пневматического привода уборки/выпуска посадочных щитков механическим.

5. по правому борту фюзеляжа устроена откидная дверца, конструктивно аналогичная имевшейся по левому борту.

6. установка ручного стартера для запуска двигателя.

Разбитый истребитель И-16 тип 5, Южный фронт, лето 1941 г.

Пилот люфтваффе осматривает обломки истребителя И-16.

И-16 тип 28 с двигателем М-63

Истребитель И-16 тип 28 являлся вариантом самолета И-16 тип 27 с двигателем М-63. Конструктивные доработки аналогичны самолету И-16 тип 24.

И-16 тип 29 с двигателем М-63

И-16 тип 29 стал последней модификацией истребителя. Изменен состав вооружения – крыльевые пулеметы отсутствуют, в нижней части фюзеляжа установлен пулемет БС калибра 12,7 мм. Маслорадиатор перенесен в развал цилиндров № 4 и № 5, воздухозаборник маслорадиатора также перенесен. Некоторые истребители И-16 тип 29 вообще не имели отдельного воздухозаборника маслорадиатора – воздух к нему подводился от системы охлаждения двигателя. Высота стоек основных опор шасси увеличена на 32 м. соответствующим образом доработаны ниши шасси – расстояние между вертикальной осью самолета и центрами дисков колес в убранном положении увеличено с 380 мм до 421 мм. Часть самолетов оснащалась радиостанциями, мачта крепления натяжной радиоантенны устанавливалась на капоте двигателя по правому борту. Диаметр воздушного винта уменьшен до 2,7 м.

Брошенные при поспешном отступлении советских войск истребители, с некоторых машин успели снять вооружение.

Обычная картина лета 1941 г. Брошенные советские истребители, заходящий на посадку транспортный самолет люфтваффе. На переднем плане – истребитель И-16 тип 5 с заводским номером 521536.

На самолетах И-16 типов 18, 24, 27, 28 и 29 предусматривалась возможность подвески реактивных снарядов РС-82 и дополнительных одноразовых топливных баков. Поверхность обшивки нижней части крыла в месте установки пусковых направляющих для PC зашивалась дюралюминиевыми листами, дюралюминием обшивалась и часть поверхности элеронов, которая находилась в зоне попадания струй раскаленных газов работающих двигателей PC.

Автостартер подрулил к истребителю И-16.

Взлетает И-16 тип 17.

Борис Сафонов готовится к очередному боевому вылету.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Другие опытные типы И-16. — Российская авиация

Опытные типы истребителя И-16.

И-16 М-58
Вариант И-16 (вероятно, сходный с типом 5) под двигатель М-58 уменьшенного по сравнению с М-25 диаметром. Проектная скорость 470 км/ч.

И-16 «Сталинское задание»
Облегчённый И-16 для пилотажной группы с двигателем Wright «Cyclone» F-3. В общем конструкция соответствовала третьей опытной машине. Пять самолетов изготовлено на авиазаводе № 39 в марте 1935 года. И-16 № 123954, в ряде документов называемый «самолет № 54», выпустили 25 апреля 1935 года. Он имел доработанный капот двигателя с лобовыми подвижными створками охлаждения, измененную подвеску элеронов, был оборудован клапанами-обтекателями на рулях хвостового оперения. На заводских испытаниях «самолет № 54» с полетным весом 1452 кг развивал максимальную скорость 456 км/ч на высоте 3000 м. Изготовление весной 1935 года пяти машин для пилотажной группы способствовало дальнейшему продвижению И-16 в жизнь.

ЦКБ № 123954 на заводе № 39.

И-16 № 4211
И-16 тип 4, использовавшийся в конце 1934 года для проведения испытаний нового механизма уборки шасси на авиационном заводе № 21, город Горький (в настоящее время — Нижний Новгород). Впоследствии таким шасси стали оснащать все вновь выпускаемые И-16.

И-16 Wright «Cyclone» F-54
Испанская «полевая» модификация И-16 тип 10 с двигателем Wright «Cyclone» SGR-1820 F-54. От типа 10 самолёт отличался, в первую очередь, большей высотностью. В испанских источниках его иногда называют «tipo 10 modificado» («модифицированный тип 10»).

Истребитель И-16 тип 10 с двигателем Wright «Cyclone» SGR-1820 F-54.

ЦКБ-18
Развитие И-16 тип 4. Самолет имел увеличенный до 10 метров размах крыльев. В крыльях устанавливались 4 пулёмета ШКАС калибра 7,62 мм (в другом варианте 4 х ПВ-1). Кабина пилота имела бронезащиту. Предусматривалась установка бомбового вооружения. В июле 1935 года ЦКБ-18 проходил испытания. Развитие этого направления однако было признано нецелесообразным ввиду недостаточной мощности двигателя.

ЦКБ-29
Проект И-16 под двигатель Wright «Cyclone» F-54, закончен в июле 1935 года. Самолет имел новую конструкцию шасси, где основные стойки были выполнены в виде вилки. Уборка шасси была пневматической. Расчетная скорость этого варианта И-16 была 475 км/ч на высоте 5000 м. Развития проект не получил.

И-16 № 123904 и № 123906
Два И-16 тип 4 завода № 39, переоборудованные к 2 февраля 1936 года для испытаний убираемых в полете лыж. Капот NACA в нижней части был обрезан. Конструкция показала себя жизнеспособной.

И-16 №123906.

И-16 №123906.

«Красный» И-16
Специальная облегчённая версия И-16 типов 5 и 10 для «красных пятерок». С самолёта снималось вооружение (не всегда) и даже часть оборудования и приборов. Время виража самолета — 12,3 с., вес 1490 кг. В конце 1937 года работы по облегчению такого рода было решено прекратить. Однако некоторое количество пилотажных «красных» И-16 было выпущено заводом № 21 и использовалось в воинских округах для демонстрационных полетов.

«Красная пятерка» в строю.

«Красная пятерка» в полете.

И-16-1
Разработка самолета велась на заводе № 21. Основой послужил И-16 тип 4. Машина была вооружена четырьмя пулеметами ШКАС в крыльях, планировалась подвеска четырёх двадцатикилограммовых бомб. 22-26 июля 1935 года образец проходил госиспытания в НИИ ВВС. Оба добавочных пулемета ШКАС после фигур высшего пилотажа не стреляли вообще, либо снижали темп с 1800 до 1200 выстр/мин. Управление ВВС настаивало на устранении этих недочетов и требовало повторно предъявить И-16 с новым вооружением на испытания в сентябре 1935 года, что завод № 21 так и не выполнил. Вариант стал основой для И-16 тип 12.

И-16-1
Другой проект с таким же обозначением.
Облегчённый истребитель И-16, планируемый для серийного выпуска в 1938 году. И-16-1 1937 года просчитывался и под двигатель М-88, однако далее расчетов работы не продвинулись.

И-16-3-1 — эталон 1937 года.
Это был первый самолет, оборудованный посадочными щитками, внешне походил на обычный тип 5. К отличиям следует добавить измененную конструкцию шасси, хвостового оперения и наличие мачтовой антенны. Начиная с апреля месяца, этот самолет за весь 1937 год сделал около тысячи полетов. Задачу свою выполнил, однако нововведения на серийном типе 5 применены не были. Посадочные щитки ввели на И-16 тип 10. Облегчённый, вес 1600 кг.

Опытный истребитель И-16-3-1.

И-16-3-2
Самолёт со щитками увеличенной площади, шасси имели масляно-воздушную систему уборки. Не летал.

И-16-4-1 (первый с М-25В)
Назывался также И-16с или самолет-сопроводитель (так в документах). Оборудовался двумя дополнительными бензиновыми баками в крыльях. Первоначально был забракован по причине некачественного выполнения и долго переделывался. Заводские испытания проходил в феврале 1938 года. Летал лётчик-испытатель Томас Сузи. При суммарной заправке топлива 500 кг была получена дальность полета 2000 км.

И-16-5 (И-16бис)
Этот самолет, как и предыдущий, имел крыльевые баки, новое облагороженное, так называемое «скоростное» крыло с жёсткой обшивкой, измененную форму фюзеляжа, измененное капотирование двигателя, масляно-воздушную стойку шасси. Было построено два экземпляра с двигателями М-62.

И-16-6 с М-25В
Облегченный, с полетным весом 1383 кг, делался по заданию ЦАГИ. Основное отличие — капот NACA с регулируемой задней щелью (при помощи «юбки»), с коллектором выхлопных газов, с лобовым кольцевым маслорадиатором. Летал лётчик-испытатель Томас Сузи. И-16-6 явился прямым следствием требований гражданской войны в Испании.

Носовая часть истребителя И-16-6.

И-16СО (синхронный, опытный)
Переделан из И-16 тип 10 (№ 1021332). С самолёта сняли крыльевые ШКАСы и в фюзеляже установили два синхронных 12,7 мм пулемета Березина «БС». В фюзеляже пулеметы размещались перед летчиком, несколько ниже продольной оси самолета. Для размещения боезапаса (440 патронов) и самих пулеметов пришлось заметно уменьшить фюзеляжный бензобак — часть топлива при этом перекочевала в крыльевые топливные баки. С 23 марта по 9 апреля 1939 года И-16СО проходил полигонные испытания.

И-16СО после аварии 20 мая 1939 г.

И-16ПС (пушечный, синхронный)
Переделан из старого И-16 тип 5 (№ 521570). Вооружение состояло из двух авиационных пушек ШВАК. Пушки при этом устанавливались прямо через кабину летчика, для их обслуживания на борту прорезались небольшие люки. Боепитание осуществлялось из двух магазинов по 175 снарядов. Испытания проходили с 10-го февраля по 4-е апреля 1939 года.

Опытный истребитель И-16ПС.

Оба истребителя (И-16ПС и И-16СО) успешно прошли испытания, в ходе которых даже производился отстрел оружия с отключенным стабилизатором. Самолеты доказали способность летать с простреленными лопастями воздушных винтов. С другой стороны, испытания выявили недостатки, главным из которых стало попадание пороховых газов в кабину и в карбюратор двигателя. На самолете в пушечном исполнении этот дефект проявлялся более ярко, поэтому к серийному производству рекомендовали вариант с пулеметами Березина.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Михаил Маслов. Истребитель И-16.
С.В.Иванов. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов.
Сайт «Истребитель И-16″(http://i16fighter.ru/index.htm).

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *