Поединок Мстислава с Редедей | Война, политика, идеология, патриотизм
Осенью 6530 года от сотворения мира в Звёздном храме в Пекине князь Мстислав Владимирович Удалый пошёл в поход за данью в земли касогов на Северном Кавказе. Ему навстречу со своим войском выступил князь Редедя Касожский. Противоборствующие дружины сошлись на земле адыгейского племени сагинов. Однако ни князь Редедя, ни князь Мстислав пролития крови своих воинов не желали.
Как сообщают русские и адыгейские летописи, князь Редедя был велик ростом и могуч силой. До поединка с Мстиславом он не проиграл ни одного очного поединка с богатырями Северного Кавказа, в том числе и с русскими из соседнего княжества Тмутараканского. И князь Редедя предложил вместо сражения дружинами — поединок с любым из русских богатырей, понимая, что князя Мстислава он уж точно победит. Редедя предложил Мстиславу прислать к нему на поединок любого богатыря из его дружины.
Однако князь Мстислав не стал никого посылать к Редеде, а выступил сам навстречу сопернику и предложил один на один драться на смерть. И тут же состоялся уговор, что проигравший в поединке живой или мёртвый оставляет свой народ под покровительство князя-победителя, о чём сообщили своим боярам.
Поединок оказался, вопреки предположениям о гибели Мстислава, упорным и равным. Был момент, когда казалось, что князь Редедя побеждает князя Мстислава, но у русского богатыря откуда-то брались силы и он начинал валить своего упорного и очень сильного поединщика. Так поединок длился несколько часов, и в один момент борьбы князь Мстислав изловчившись, опрокинул князя Редедю на землю и убил его ножом.
Победителем оказался князь Мстислав Владимирович Удалый Тмутараканский. Он забрал к себе семью Редеди, а касогов обложил данью. Двух сыновей касожского князя Редеди князь Мстислав забрал с собой в своё княжество, окрестил их в православие с именами Юрий и Роман, и, фактически усыновил. За князя Юрия он отдал замуж свою дочь Татьяну, а князь Роман женился на русской дочери ближайшего князю боярина. От братьев касожских пошли множественные русские княжеские и боярские роды.
Через год, а именно в 1023 году по Юлианскому календарю князь Мстислав Удалый выступил из Тмутаракани на Киев, где уже после гибели Святополка Окаянного утвердился великим князем Ярослав Владимирович. С ним, естественно, в далёкую по тем меркам Русь, поехали уже как ближние бояре, касожские князья Юрий и Роман. С Ярославом у Мстислава намечалась жёсткая борьба за власть. И в битве при Листвене князь Мстислав наголову разбил войско великого князя Ярослава, в котором были наёмники-варяги. Победа Мстиславу досталась дорогой ценой. В этой битве погиб его молодой боярин князь Роман Касожский. Великий князь Ярослав Владимирович, в последствии прозванный Мудрым, с поля битвы бежал в Новгород Великий. Однако князь Мстислав хотя и победил своего брата-соперника, но всё же не захотел княжить в Киеве и послал в Новгород одного из своих бояр за Ярославом. Ярослав снова сел в Киеве, а Мстислав стал княжить в Чернигове.
maxpark.com
Подвиг Мстислава И Редеди — Журнал «Путёвые заметки»
- Наши публикации
- История
- Подвиг Мстислава И Редеди
26/11/2015
В 988 году Мстислав был посажен князем Владимиром княжить в Тьмутаракани, недавно завоеванной области на таманском побережье Керченского пролива. Мстиславу было всего 7 лет. Воспитателем его стал варяг Сфенг. Это был опытный и заслуженный воевода, способный научить юного княжича не только воинскому делу, но и умению властвовать над людьми, разбираться в тонкостях дипломатии того времени, — рядом с Тьмутараканью лежали владения Византии, печенегов, касогов и других кавказских племен. Судя по дальнейшим событиям, Сфенг знал свое дело.
Мстислав, сын Рогнеды, вступивший на Тмутараканский престол (или как именовали «Боспорскую волость»), «рождён был героем». Византийцы, видя его готовность к действиям, предложили ему очистить Крым от хазар. В 1016 году хазарский каган был захвачен в плен, и Крым снова стал Византийским.
В 1022 году князь Мстислав схватился в личном бою с вождём касогов Редедею. Историк Нечволодов («Сказания о земле Русской», изд.1913г.) пишет:
«Это случилось так. Когда Мстислав и его дружина сошлись с касожскими полками, то их князь Редедя, богатырь во всей силе, предложил Мстиславу: «Для чего будем губить свою дружину, лучше сойдёмся сами и поборемся. Если ты одолеешь, то возьмёшь моё: именье, жену, детей и всю землю. Если же я одолею, то возьму всё твоё.» «Да будет так», — ответил ему Мстислав. Тогда Редедя добавил, что бороться будут не оружием, а борьбой. Крепко схватились два богатыря. Редедя был силён и велик, и Мстислав стал уже изнемогать. «Пресвятая Богородица, помоги мне!» — воскликнул он в молитве и помыслил: «Если одолею, построю церковь во имя Твоё». Как только он это сказал, то в ту же минуту ударил Редедю о землю, после чего вынул нож и заколол его. Затем согласно уговору, Мстислав вошёл в Касожскую землю и забрал её, и наложил дань. А вернувшись к себе в Тьмуторакань, заложил обещанную церковь Святой Богородице. Этим подвигом были предотвращены войны Руси с народами Кавказа на 800 лет
После одержанной Мстиславом победы касожский народ признал над собой власть русского князя. Лучшие воины-адыги пополнили его дружину. Сыновья Редеди Юрий и Роман стали воспитанниками тьмутараканского князя, а их потомки – верными сынами Руси.
В характере Мстислава причудливо переплелись черты первых русских князей, которые были прежде всего грозными воинами, и качества, свойственные первым лицам зарождающейся великой государственности, — интуицией дипломата, осторожностью в выборе средств, склонностью к компромиссу в отношениях с сегодняшними врагами, а завтра – потенциальными союзниками. Всё это закладывало на многие века вперед особые формы взаимоотношений с соседними племенами и народами. Так опыт Мстислава по привлечению инородных сил для защиты Руси оказался востребован и впоследствии.
Но князю Тмутараканскому было мало одержанных побед. Мстислав собрал подвластных ему отныне касогов и хазар и пошёл войной на Киев. Великого киевского князя Ярослава Мудрого в то время в Киеве не было, а киевляне Мстислава не пустили. Ярослав вернулся и сразился с Мстиславом под Черниговом. Ярослав был разбит «малой кровью». Князья разделили Русь по Днепру на две примерно равные части и правили ими до смерти Мстислава. Умер князь Мстислав по прозвищу Удалой своей смертью от простуды. Он не потерпел за свою жизнь ни одного поражения.
Не так давно московские ученые методом сравнительного анализа иконографии пейзажа, избраженного на известной картине Николая Рериха «Единоборство Мстислава с Редедей» со старинными картами и современными ландшафтами Таманско-Абраусского региона сумели найти место, где происходила историческая схватка Мстислава и Редеди. Это курган между Юровкой и Гостагаевской, недалеко от хутора Нижний Ханчекрак.
— Мы провели анализ текста летописей, нашли на старинных картах дорогу, а самое главное — внимательно рассмотрели картину Рериха «Единоборство Мстислава с Редедей», — рассказывают профессор из Москвы К. Новосельский и преподаватель из Анапы Т.Титова. — Оказалось, что на этой картине, написанной художником в Индии в 1943 году, изображены курган, виднеющиеся в хорошую погоду Витязевский лиман и полоска Черного моря. Рерих дает нам возможность узреть и невидимые простым глазом дальние, но такие важные объекты — столицу княжества Тмутаракань и Анапскую бухту. Удивительно, как художник, который никогда не был в этих местах, с с удивительной точностью до мельчайших деталей смог изобразить все это на холсте. Поделиться статьей в соцсетях
Комментарии к статье
www.anapatravelnotes.com
Редедя — это… Что такое Редедя?
«Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей», 1812. Картина Андрея ИвановаВ Лаврентьевской летописи под 1022 годом сообщается, что во время битвы касогов против войска Мстислава Владимировича Храброго Редедя сошёлся с Мстиславом в единоборстве и был им убит. Во избежание кровопролития князья договорились вступить в поединок между собой, с условием что войско побеждённого князя признает своё поражение. Князья сошлись в поединке и Редедя, обладая огромной физической силой, стал побеждать. Однако Мстислав в итоге одержал победу (приписанную им заступничеству Богородицы, которой молился во время боя). Таким образом Мстислав Тмутараканский покорил касогов. Событие отражено в летописи Никона и в «Слове о полку Игореве»:
«И рек се, удари им оземлю, и вынзе нож и зареза Редедю».
После победы над Редедей Мстислав взял в плен жену его и детей, а касогов обложил данью. Сыновей Редеди Мстислав окрестил именами Юрий и Роман. За Романа он отдал замуж дочь свою Татьяну Мстиславну, а Юрий погиб в знаменитой битве при Листвене в 1024 году бездетным.
Потомки Редеди
От Редеди выводили своё происхождение некоторые старинные русские роды, условно называемые Редегиными: Белеутовы (с ветвями Белеутовы-Алехновы, Белеутовы-Клушины, Белеутовы-Рябчиковы), Викентьевы, Гусевы, Добрынские, Елизаровы-Гусевы, Зайцевы, Бирдюкины-Зайцовы, Поджогины, Симские (Хабаровы, Образцовы), Телегины, Сорокоумовы-Глебовы, Бобровы, Буруновы, Кокошкины, Лопухины, Лупандины, Лаптевы, Моревы, Ушаковы и другие. Однако никакими источниками, кроме родословных сказаний, это происхождение не подтверждается. Отголоски легенды о Редеде можно найти и в других источниках, кроме родословцев. Кроме того, существует хронологическая несообразность: родословцы показывают от Романа Редегина до живших во второй половине XIV века Константина Добрынского и Андрея Одинца всего пять поколений, тогда как их должно было бы быть не менее десяти-двенадцати.
Род Редегиных уже в XIV—XV веках был сильно разросшимся, его ветви расселились по многим уездам Московского княжества. А в XVI веке одна из линий рода Добрынских носила фамилию Зайцевых-Редегиных.
Ссылки
Литература
dic.academic.ru
«Иже зареза Редедю пред полкы касожскыми»
Тогда пускали десять соколовна стадо лебедей.И которую лебедь настигал сокол,та и славу кричала —старому ли Ярославу,храброму ли Мстиславу, что зарезал Редедюв поле перед полками касожскими…«Слово о полку Игореве»
Нет, пожалуй, на всём постсоветском пространстве храма древнее, чем черниговский Спасо-Преображенский собор. В «Повести временных лет» он упоминается в связи со смертью его основателя первого достоверно известного черниговского князя Мстислава (983-1036), также известного как князь Тмутараканский (Удалой, Храбрый). Его похоронили в недостроенном соборе, стены которого уже были выгнаны на высоту всадника, привставшего в стременах с поднятой рукой.
В крещении Мстислава назвали Константином, и был он третьим сыном Владимира I, Крестителя Руси. В Любецком синодике, где поминаются все черниговские князья, мать Мстислава названа Анастасией. Однако В.Н. Татищев, опираясь на не дошедшую до нашего времени Иоакимову летопись, называет её Аделью. А вот «Повесть временных лет» не называет её по имени, но говорит, что она была чешкой. Ещё малолетним Мстислав получил от отца в удел далёкое Тмутараканское княжество, находившееся на побережье двух морей — Чёрного (Русского) и Азовского. Географически это соответствует современному Таманскому полуострову Краснодарского края.Когда Мстислав возмужал, то снискал славу удалого, храброго воина, грозы горцев, тревоживших его тмутараканские владения. О ратных подвигах молодого русского князя складывались легенды. Он разбил причерноморских хазар (1016) и присоединил их владения к своему княжеству, а хазарские воины влились в его дружину. Удачно воевал против алан (древнерусские летописи именуют их «ясами»), предков современных осетин. О единоборстве князя Мстислава с касожским великаном Редедей сложили на Руси былину, вспоминается она в зачине «Слова о полку Игореве». Земли касогов (от них ведут свою родословную нынешние кабардинцы, черкесы, убыхи, адыгейцы и шапсуги) находились по соседству с Тмутараканским княжеством.
Ранние века русской истории дышали рыцарским духом. Когда дружины русичей и касогов сошлись для брани (1022), касожский князь Редедя вызвал Мстислава на поединок, чтобы ценой малой крови решить исход битвы. Условия поединка были жёстки и лаконичны: победителю достанется княжество поверженного, его семья и дружина. Князь Мстислав был физически силен, искусен в борьбе, а потому, не колеблясь, принял вызов.
Подбадриваемые криками своих воинов, боролись они долго, но вот Мстислав стал изнемогать. Очень уж силен оказался Редедя. И тогда взмолился князь Богородице, чтобы даровала ему победу. Обещал построить ей храм в столице своего удельного княжества — Тмутаракани. И вот, изловчившись, Мстислав бросил Редедю наземь и, выхватив засапожный нож, зарезал. Сталось по древнему воинскому обычаю: «Со щитом или на щите». «Со щитом» оказался князь Мстислав, «на щите» унесли Редедю. Так в богатырском поединке решилась судьба касожского княжества. А касожские воины, как прежде хазары, влились в русскую дружину князя.
Как гласит легенда, чтобы унять боль касогов от поражения, Мстислав обручил свою дочь Татьяну с Романом, сыном Редеди. Уже в Московской Руси некоторые боярские роды выводили своё генеалогическое древо от них, считали себя Рюриковичами (по князю Мстиславу).Тмутаракань основали греки ещё в VI ст. до Рождества Христова. Правда, в ту пору город назывался Гермонасса и был столицей Боспорского царства. А через тысячу лет здесь появились хазары и переиначили греческое название на свой лад — Тумантархан. Хазары господствовали в Восточной Европе несколько столетий, облагая данью соседние страны, в зависимость от них попало и молодое, неокрепшее государство Русь.
Воинственный киевский князь Святослав (942-972) не пожелал быть вассалом Хазарского каганата, пошёл на хазар войной и нанёс им сокрушительное поражение. Его дружина победоносно вошла в древний город. А уже его сын великий киевский князь Владимир I основательно закрепился на этих землях и посадил на княженье в новом русском уделе своего сына Мстислава. В славянском толковании город получил название Тмутаракань (Тьмутаракань, Тмуторокань). По версии русского писателя Ю.Н. Сбитнева, это название можно объяснить как «город тысячи дорог» (древнерусское «тьма» означает «десять тысяч», а «торок» - «торная дорога»).
Князь Мстислав не забыл данного Богородице обещания и заложил в Тмутаракани каменный собор, ставший главным собором местной епархии. При князе Мстиславе Тмутараканское княжество достигло своего расцвета. В далёком русском княжестве даже стали выпускать свои деньги. Какими они были, можно судить по монете, хранящейся в настоящее время в Одесском музее нумизматики.
Однако гордый дух князя-воителя требовал большего. Мстиславу захотелось властвовать уже не только в окраинном русском княжестве. А потому он потребовал от своего старшего брата великого киевского князя Ярослава Мудрого удела в коренной Руси. А когда Ярослав предложил ему опять-таки окраинные муромские земли, не на шутку обиделся. И, выбрав удобный момент, когда Ярослава не было в Киеве, подошёл к городу со своей многочисленной разноплемённой дружиной (1024). Но киевляне остались верны Ярославу, не открыли ему городские ворота. А Мстислав не стал воевать город, отошёл от него восвояси. Может, решающую роль здесь сыграл принцип старшинства на Руси, когда старший в роду имел больше прав на «матерь городов русских»? Это наглядно показали ему киевляне. А может, в его памяти ещё свежи были усобицы недавних лет, когда после смерти Владимира Святого развязалась на Руси братоубийственная война, в которой погибли его братья Борис, Глеб и Святослав. А потому нового кровопролития между братьями он не желал.
Мстислав просто отошёл от Киева и направился к Чернигову. В Чернигове княжеский стол пустовал, а потому черниговцы с радостью его встретили, желая иметь своим покровителем такого удалого, храброго князя. К тому же не стоит забывать, что черниговцы всегда относились недоверчиво к киевлянам, так как два эти града неустанно соперничали за первенство в Русской земле. Так князь Мстислав Тмутараканский стал князем Черниговским (1024). Теперь под его началом объединились земли далёкого Причерноморья и коренной — «откуда есть пошла земля русская» — Руси. В последующем, на протяжении почти двух веков, черниговские князья занимали престол в далёкой Тмутаракани, пока Русь окончательно не потеряла это княжество в результате не прекращавшихся войн со степняками.
Князь Ярослав, будучи очень честолюбивым, не простил своему брату его дерзкий вызов. Решив примерно его наказать, он собрал в Новгороде большое войско и пригласил из-за моря варягов во главе с полуслепым воеводой Якуном.
Дружины братьев сошлись недалеко от Чернигова под местечком Листвен, расположенном на речке Белоус (теперь это село Малый Листвен Репкинского района Черниговской области). Мстислав, чтобы упредить своего брата, решил напасть на его дружину внезапно, среди ночи. А ночь выдалась грозовой. Летописец повествует, что в эту ночь была «гроза велика и сѣча силна».
Не помогли Ярославу его «мудрость» и военный талант варяга Якуна. Мстислав свою дружину оставил в засаде, а против варягов поставил черниговцев. В свете вспыхивающих молний, под дождём отчаянно бились черниговцы с варягами, а когда их строй поредел, на помощь пришла дружина Мстислава. Она обошла варягов и воинов Ярослава с флангов, стала нещадно рубить их.
Видя, что близка бесславная развязка, Ярослав с Якуном бежали. В суматохе варяжский воевода даже потерял свой позолоченный плащ. А Мстислав, осмотрев рано поутру поле битвы, не сдержал своей радости: «Кто тому не рад? Вот лежит северянин (черниговец. — В.Т.), а вот варяг, а дружина своя цела».
Князь Мстислав не стал «дожимать» брата, а обратился к нему с предложением мира. Но Ярослав от ужасного поражения опомнился только в Новгороде. И лишь через два года, убедившись, что Мстислав не замышляет против него никаких козней, решился на встречу. Произошла она на черниговской земле в Городце, расположенном на Десне (1026).
По Городецкому соглашению Русь впервые была разъединена по Днепру. Всё правобережье с Киевом осталось за Ярославом, а Левобережная Русь стала достоянием Мстислава. С этого времени стали жить они «мирно и в братолюбии, и затихли усобица и мятеж, и была тишина великая в стране», — повествует летописец.
Почему князь Мстислав добровольно отказался от первенства на Руси, которое ему сулила победа под Лиственом, не совсем ясно. Можно только предполагать, что по тем же причинам, когда не захотел силой брать Киев, а ушёл в Чернигов. Он только отстоял своё независимое положение, а обиду на Ярослава не затаил. Проявил довольно редкое по тем суровым временам миролюбие. Впору Мстислава было бы назвать Мудрым, а не его старшего брата Ярослава, который во всей этой истории выглядел весьма неприглядно. Своё честолюбие Мстислав удовлетворил вполне: теперь под его властью находились земли Черниговского и Тмутараканского княжеств, а Черниговское княжество на те времена было самым большим на Руси.
Живя в мире и согласии, братья не забывали об интересах Русской земли в целом. И решили отвоевать Червонную Русь, захваченную поляками после смерти Владимира Святого. Польский поход прошёл успешно, земли Червонной Руси были отвоёваны, а русские дружины вернулись домой с большим полоном (1031).
В память об этом событии Мстислав заложил в Чернигове каменный Спасо-Преображенский собор. Строили его византийские мастера, тогда в Чернигове ещё не существовала своей школы зодчества. И сегодня в кладке западной башни собора можно увидеть два ряда, один над другим, вытянутых полукруглых ниш. Считается, что древние мастера воплотили в них солнечные часы. В ясный летний день солнечные лучи поочерёдно заполняли эти ниши, показывая время с десяти утра до пяти часов дня.
Об архитектуре Спасо-Преображенского собора, его внутреннем и внешнем убранстве говорить можно много. За почти тысячелетнюю историю он вынес немало испытаний и претерпел значительные изменения в своём облике. Не раз его разрушали завоеватели, не единожды он горел, но каждый раз черниговцы с любовью восстанавливали свой древний храм. Несколько веков он являлся кафедральным собором Черниговской епархии, был центром общественно-политической жизни города. В нём черниговцы единогласно одобрили решение Переяславской Рады о воссоединении Украины с Россией (1654), в нём были выставлены знамёна черниговских ополченцев и казачьих полков, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года.Ещё в 20-х годах прошлого столетия Спасский собор исследовали известный украинский археолог Н.Е. Макаренко и архитектор И.В. Моргилевский. По итогам раскопок они написали научный труд, который актуален и сегодня. А уже в наши дни летом-осенью 2012 года возле собора и внутри проводились раскопки, инициированные русским писателем Ю.Н. Сбитневым.
Первым в строящемся Спасском соборе был захоронен сын князя Мстислава — Евстафий, который умер ещё совсем молодым при весьма загадочных обстоятельствах (+1033). А через три года здесь нашёл своё упокоение и сам князь Мстислав. Рассказывая о его кончине, летописец даёт князю такую характеристику: «Был же Мстислав дороден телом, румян, с большими глазами, храбр был в бою, милостив и очень любил дружину, имущества для нее не жалел, ни в питье, ни в пище не ограничивал ее».
Многие черниговские князья нашли в соборе своё последнее пристанище. Назовём лишь страстотерпца князя Игоря Черниговского, убитого чернью в Киеве, и другого князя Игоря, героя «Слова о полку Игореве». А также причисленного к лику святых блаженного Константина, митрополита Киевского, изгнанного из Киева и нашедшего убежище в Чернигове, где и окончился его жизненный путь (+1159).
Черниговцы помнят своего первого летописного князя. Вот уже несколько лет в последние дни сентября возле Спасского собора проходит городской праздник культуры «Мстислав-Фест». В рамках праздника проходит выставка-ярмарка мастеров народного творчества, выставки художественных работ и литературы. В этом году «Мстислав-Фест» завершился литературно-музыкальной композицией «Дорогами «Слова о полку Игореве». «Слово…» звучало на древнерусском языке в исполнении ленинградского поэта А. Чернова. Эту запись поэмы подарила организаторам праздника русская поэтесса Л.Т. Туровская, также побывавшая в Чернигове. Под звучание древней русской речи музыкальные и танцевальные коллективы города исполняли свои номера.В память об исторической победе князя Мстислава над Ярославом Мудрым впервые в минувшем году по инициативе ряда общественных организаций и областной администрации был организован Международный фестиваль «Листвен-2012». Праздник, как заявили его организаторы, устроен во имя «укрепления культурных и экономических связей братских славянских народов, привлечения внимания к истории Родины». Ну что ж, цели благородные и нужные в наше столь непростое время, когда славян больше пытаются разделить, чем утвердить их братское единство.И пусть не обошлось без неувязок, хорошее начало ещё одному красочному празднику на черниговской земле (после Сеньковки и Любеча) положено. Это ли не свидетельство того, что свою историю Черниговщина знает и любит. Не забыт былинный русич Мстислав, славный витязь, оставивший о себе добрую память в древнем граде Чернигове.
__________
Фото — http://content.mail.ru/arch/13591/1469439.html и автор
http://rusedin.ru/2013/02/03/izhe-zareza-rededyu-pred-polky-kasozhskymi/
ruskline.ru
Радедя — касожский князь или черкешенка-богатырша?
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕЙ АНАПЫОт Тамани до Абрау
Под редакцией Л. И. Баклыкова Краснодар
«Советская Кубань» 2010:
1) КРАСАВИЦА РЕДЕДЯ
«Истинное мужество обнаруживается во время бедствия». (Вольтер)
В небольшом ауле у Черного моря жил старик с сыном. Когда сын повзрослел, он влюбился в красавицу из далекого гор ного аула и привел ее в отчий дом. Старику стало легче вести хозяйство, но ему не нравилось то, что у невестки было необычное имя — Редедя. К тому же она была очень рослой и обладала недюжинной силой, как и его сын. Однажды, когда девушка работала на скотном дворе, с привязи сорвался свирепый бык. Еще мгновение — и он поднял бы девушку на рога. Но на глазах у изумленного старика Редедя успела схватить быка за задние ноги и перебросила его за ограду, как будто это была не огромная туша, а тряпичная кукла. — Вот это силища! — ахнул старик. — Так она и с сыном может в одночасье расправиться, если они поссорятся! И старик решил срочно избавиться от такой невестки. Он позвал сына и стал уговаривать его придраться к жене, затеять ссору и наказать потом ее плетью. Сын возмутился — он очень любил свою жену-красавицу. Но отец настоял на своем — ведь у горцев слово старшего — закон. И сын нашел повод для ссоры, которых в каждой семье всегда полно. А старик снял со стены самострел и прицелился в невестку, на случай, если та вздумает сопротивляться мужу. А послушный сын ни за что, ни про что стал хлестать жену плеткой. Но покорная Редедя молча сносила побои, ведь он ее господин, и по тому же горскому закону она не имеет права противиться ему. Сын же, распалясь ее покорностью, явно перебарщивал, а старик, видя, что сыну ничто не угрожает, выскочил во двор и закричал: — Остановись, сын мой! Люди могут подумать: либо она плохая жена тебе, либо ты вздорный и жестокий муж. С тех пор старик изменил свое отношение к снохе, которая и не думала пользоваться своей силой во вред мужу. Наоборот, она была нежной, любящей и заботливой невесткой.
Но однажды над аулом нависла беда — неподалеку с моря высадились враги и стали грабить горцев, разоряя их аулы.
— Лучше погибнуть в бою, чем умереть позорно в рабстве, — решили горцы.
И все мужчины, способные держать оружие, вышли навстречу врагу. Среди них были и старик с сыном. Захватчики, видя решимость горцев и не желая проливать кровь из-за небольшого небогатого аула, вызвали для переговоров парламентеров. Их предводитель сказал:
— Пусть исход боя решит схватка сильнейших. Кто из бойцов в три захода уложит своего противника — тот и подарит победу своей стороне.
Горцы приняли предложение, им деваться было некуда, а так появился шанс. Но вот из рядов неприятельского отряда, тяжело переваливаясь с ноги на ногу, вышел не боец, а настоящая скала. Он стал засучивать рукава, из-под которых показались огромные ручищи, словно стволы деревьев. Среди горцев возникло замешательство — слишком слаб для противника был их избранник, да и сам он заколебался. И вдруг перед человеком-скалой, словно из-под земли, вырос рослый, очень стройный и незнакомый самим горцам юноша в воинском шлеме с забралом. Его вид вызвал насмешки во вражеском строю. Борцы стали сближаться. Человек-скала в знак презрения к своему противнику заложил правую руку за спину, показывая тем самым, что он справится с ним одной левой. Он взмахнул ручищей, но юноша неожиданно с такой силой отбросил руку великана, что тот перекрутился на месте как волчок. Пока великан приходил в себя от неожиданности, юноша прыгнул в его сторону и нанес противнику такой сокрушительный удар, что одним махом уложил его на землю. Горцы возликовали от радости, а враги примолкли, видя на земле своего борца. Но человек-скала, тяжело поднявшись с земли, яростно бросился на юношу, забыв, что хотел сражаться с ним одной рукой. Но и две руки не помогли ему. Юноша снова сбил его на землю, как мешок с соломой. —Это не человек, а дьявол! — закричал перепуганный вражеский вожак и поднял руки, признавая поражение. А юноша неторопливо пошел к ликующим аульчанам, нехотя снял шлем, и все ахнули, увидев, как на плечи незнакомца-победителя упали и рассыпались черные роскошные косы женщины. — Дьявол! — в страхе кричали враги, убегая от аула к морю. А горцы, узнав, кто был в одежде незнакомого воина, ошалело, в восторге кричали: — Редедя! Это же наша Редедя! Слава, слава Редеде! По горскому обычаю, о славных подвигах воинов слагались и исполнялись на праздниках песни. Такая песня пошла по всем аулам, рассказывая о подвиге прекрасной черкешенки.
2)ПОЕДИНОК МСТИСЛАВА И РЕДЕДИ
«Мужественный называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти». (Аристотель).
Расширяя пределы Тмутараканского княжества, в лето 1022 года Мстислав пошел войной на соседних касогов.Навстречу ему вышел касожский князь Редедя. Оба войска стали друг против друга и замерли в ожидании схватки. И каждый воин мысленно обратился к своему покровителю, моля о спасении. Вдруг от дружины касогов на вороном коне оторвался всадник и поскакал на середину поля. И тотчас же от русского воинства на белой лошади навстречу поскакал русский князь Мстислав. Стали оба князя посреди выбранного поля брани, и тысячи глаз слились в один взгляд в ожидании исхода встречи. И сказал касожский князь Редедя:
— Я вижу, князь, сильна и могуча твоя дружина.
— Да и твои воины один к одному, — ответил Мстислав.
— Как думаешь, князь, долго ли будем биться сегодня?
—Да, думаю, — оглядев обе дружины, ответил Мстислав, — за один день и ночь не управимся. Не одна тысяча жен и матерей будут оплакивать своих мужей и сыновей.
— Так зачем же станем мы проливать кровь воинов наших?! — воскликнул Редедя. — Давай лучше сами бороться. Если ты одолеешь, то возьмешь богатства мои, и жену, и детей моих, и землю мою; если же я одолею, то возьму все твое.
— Да будет так! — воскликнул Мстислав. — Не оружием будем биться, но борьбою, — сказал Редедя.
И ударили они по рукам, соскочили с коней, сбросили свои золоченые шлемы и доспехи, сняли тяжелые мечи и схватили за пояса. Силен и могуч оказался князь касогов, да и Мстислав был не слабым. Долго продолжался поединок: то русские дружинники вдруг начинали ликовать, то касоги потрясали щитами, видя близкую победу.
Наконец, стал уставать Мстислав, изнемог и, оказавшись прижатым к земле, зашептал:
— Пречистая Богородица, помоги мне! Помоги мне собрать все свои последние силы в одну силу, и если одолею его, то построю церковь в твое имя.
Собрал он всю свою силу воли, напрягся и бросил касожского князя на землю и ударил его в грудь кинжалом. Так погиб Редедя. И не стали дружины воевать друг с другом. Мстислав взял земли касожские и присоединил их к Тмутаракани. А в честь победы поставил Мстислав храм Богородицы, позже ставший центром местной христианской епархии. Полвека назад, в 1952—1955 гг., во время археологических раскопок был обнаружен фундамент этой церкви. Сыновей Редеди крестили, дали им имена Роман и Юрий. За Романа Мстислав выдал свою дочь.
Корсет. Носили знатные девушки с 11-12 лет до замужества. Надевался на голое тело и не снимался на ночь. 19 век. Черкесы, РЭМ
У черкесов (адыге) теперь еще существует обычай надевать на девушек корсеты, которые бы препятствовали развитию груди. Это делается вовсе не для красоты стана. Как то пишут некоторые путешественники, но, вследствие переутонченных понятий о целомудрии и девичьей стыдливости. Развитая грудь считается принадлежностию замужних женщин, постыдною для девушек. Нет никакого повода думать, чтобы этот обычай был позднейшаго происхождения, чтобы не существовал он в горах восточнаго берега Чернаго моря еще в то время, когда впервые греки ознакомились с ними. Эти безгрудыя горянки могли назваться амазонками, согласно буквальному значению этого слова на греческом языке… … Но всего замечательнее то, что у черкесов до сих пор сохраняется предание о воинственных женщинах… Вот в чем оно заключается. В то время, разсказывают черкесы, когда предки наши жили еще на берегах Чернаго моря, имели они частыя войны с еммеч. Так назывались воинственныя женщины, жившия около Сванетии и к востоку до Ахло-Кабак (в Малой Кабарде). Они не пускали к себе мужчин, но принимали всех женщин, которыя желали участвовать в военных подвигах их. Некогда, после многих переворотов военнаго счастия, оба ополчения сошлись для решительнаго боя. Вдруг предводительница еммечей, которая слыла за великую пророчицу, потребовала свидания наедине с Тульме, предводителем черкесов, который тоже обладал даром пророчества. Поставлен был шатер, в котором сошлись пророк с пророчицей. По прошествии нескольких часов, представительница еммечей вышла из шатра и объявила своим женщинам, что она, склоняясь на вещие убеждения Тульме, вступает с ним в супружество, прекращает вражду и что оба ополчения должны последовать примеру своих военачальников. Так и случилось. Женщины вступили в супружество с черкесами и разошлись с ними по настоящим жилищам их.Эта туземная легенда так близко подходит к разсказу Геродота о происхождении сауроматов, что можно думать, что она дошла до слуха греческих колонистов, которые передали ее Геродоту с легкими добавлениями и с изменением театра действия. Даже название еммеч близко подходит к названию амазонок, если откинуть окончание и припомнить себе, что в греческом алфавите нет буквы ч.
Нынешний город Славянск-на-Кубани, на генуэзских картах XIV века был помечен как Кремны. По Геродоту: «К местечку Кремны на Меотииском озере пристали три корабля с вооруженными женщинами из Термодонта». Разновариантных рассказов об амазонках очень много, хотя никто из сказителей никогда их не видел. Мифы о них из века в век подпитывались фантазией самих авторов и пересказами со слов «очевидцев», по поводу которых в свое время Вольтер съязвил: «Врет, как очевидец!» Путешественникам на Кавказ черкесы побережья рассказывали быль о горском народе женщин-воинов. Их имя — «ем-миджь», «эмматч», в принятой транскрипции — «амаз». У адыгов и абхазов «амза» — «одинокая, луноликая». У греков слово переводится как «безгрудая». 200 лет назад русский академик П. Услар зарождение легенд об амазонках увидел в обычаях и ритуалах черкешенок, особенностях традиционной одежды горянок. На девочку с 10 лет надевали тесный корсет, препятствующий развитию женской груди. Корсет, который в первую брачную ночь разрезал кончиком кинжала муж черкешенки. В наборе девичьей одежды была и особая юбка для конных скачек с двусторонним разрезом от пояса; свисающие концы юбки заправлялись за ноги. Такой убор отражен на античных вазах, и даже на портрете бабушки сегодняшней горянки. В цветном уборе да с нагайкой в руке вошла царица Эмматчам-мах в шатер к черкесскому князю Тулме. Сотни этнографических деталей, зафиксированных в источниках с древнейших времен и до начала XX века, отражают реальное существование на Кавказе элитарной девичьей военной группы, а не изолированной общины воинов-женщин. Девушек-адыгеек учили верховой езде и стрельбе из лука и ружей. Еще сохранялась, например, поразившая даже Дюма абсолютная свобода, незнакомая европейкам, девушек-горянок до замужества.
Например, Якоб Рейнеггс, в описании Кавказа, относящемуся к 1796 году, утверждает, что в его время черкасы говорили, что до того, как их отцы вышли к Черному морю, земля эта принадлежала народу «аммеш», с которыми они находились в войне. Женщины их «не допускали в свое общество мужчин, однако полные воинского духа охотно принимали в свою боевую гильдию любую соплеменницу, готовую разделить их скитания». На первый взгляд кочевое племя состояло из общественных отбросов конфликтующих племен.
ТАЙНА ДОЛИНЫ НЕБЕРДЖАЯ
Жили в этой красивой долине когда-то племена адыге, которые называли себя нетхакуаджи, натухаицы. По преданию, назвал их своим именем кабардинец Нетх, покоривший окрестные племена и основавший поселение с таким же названием. Самым красивым народом из всех черкесских племен по праву считались натухаицы, хранившие легенду о том, что пришли они в эти места из-за моря и что они потомки троянцев. Идеалом красоты считали знатоки профиль натухайцев, общий контур лица — совершенно классический, прекраснейшими были у них большие голубые глаза, прикрытые длинными черными ресницами, красиво изогнутые брови, с легкой горбинкой орлиный нос. Цвет лица румяный и свежий, стан гибок, движения легки и гармоничны.
Свободолюбивый и гордый народ, натухаицы выше других достоинств в человеке ценили отвагу и мужество. Много времени они проводили в военных набегах и стычках, потому и аулы свои основывали в долинах и горных ущельях, служивших защитой от врагов…
Формирование хорватской этнополитической общности в Далмации в зеркале этногенетической традиции, Алимов Д. Е.:
«…прежде хорваты проживали в расположенной далеко за пределами Балкан «Белой Хорватии», автор 30-й главы далее сообщает: «Один из родов, отделясь от них, а именно пять братьев: Клука, Ловел, Косендцис, Мухло и Хорват — и две сестры, Туга и Вуга, вместе с их народом пришли в Далмацию и обнаружили, что авары завладели этой землей. Поэтому несколько лет они воевали друг с другом — и одолели хорваты; одних аваров они убили, прочих принудили подчиниться. С тех пор эта страна находится под властью хорватов» [3, с. 130/131]. Рассказ о поселении хорватов в Далмации, содержащийся в 31-й главе трактата, отличается главным образом отсутствием в нем упоминания о семи хорватских вождях, вместо которых фигурирует отец архонта Порги, а также приписыванием главенствующей роли в поселении хорватов в Далмации византийскому императору Ираклию (610—641 гг.) [3, с. 136/137].
…
Само название «хорват» и, соответственно, имя легендарного вождя Хорвата, согласно наиболее аргументированным вариантам его этимологии, является иранским. Во II—III вв. в Приазовье имя «Хорват», как о том свидетельствуют знаменитые надписи из Танаиса, использовалось в качестве антропонима, восходя, вероятно, к обозначению одной из местных ираноязычных родственных групп [см. подробно: 31, p. 9—28].
Имена легендарных сестер «Туга» и «Вуга», как в свое время убедительно показал Й. Миккола, могли являться тюркскими мужскими именами. Довольно близкие тюркские эквиваленты подыскал финский лингвист и для имен «Клука» (Külük) и «Косендцис» (Qošunčї) [24, s. 158—159]. Происхождение последнего имени представляет в этой связи особый интерес. Как уже давно было замечено в историографии, оно с большей долей вероятности может быть связано со средневековыми каринтийскими косезами, принимавшей участие в интронизации герцога Каринтии социальной группой, корни которой, судя по всему, уходят в эпоху Карантанского княжества [обзор мнений см.: 33, s. 126—127]. В свете аварского контекста становления хорватской общности представляется особенно вероятной развивавшаяся Л. Хауптманном гипотеза о связи карантанских косезов (реконструируемая форма единственного числа — kaseg [33, s. 126]) с кавказскими касогами [15, s. 59—61]. [b]В самом названии «касоги», служившем в раннее Средневековье обозначением одной из крупнейших адыгских общностей Западного Кавказа, отразился, по мнению ряда исследователей, процесс интенсивного взаимодействия адыгов с тюркоязычными обитателями близлежащих степных районов [см. подробно: 4, с. 84—111]. Первоначальная касожская идентичность была, согласно данной точке зрения, социальной идентичностью военизированных «братств», на что указывает происхождение названия «касог» от термина «кош» (в значении «кочевье», «временный лагерь») и его этимологическая и семантическая близость к адыгскому термину «къошыгъ» («братство») и социальному термину «казак» [4, с. 103—108]. С исторической точки зрения присутствие в составе «хорватской» общности выходцев с территории Западного Кавказа выглядит вполне вероятным, а вопрос об обстоятельствах их появления в Аварском каганате, очевидно, должен решаться с учетом взаимосвязей с аварами приазовско-причерноморских болгар.»
amazonky.livejournal.com
4. помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ. Тогда пущашеть 10-ть соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди
Глава 4.4. помняшеть бо речь първыхъ временъ усобиц. Тогда пущашеть 10-ть соколовь на стадо лебедей, который дотечаше, та преди песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю.
Здесь картинка с Бояном. Палех.
Что это за соколы с лебедями, разгадали наши академики и поэты?
Сейчас узнаем, держитесь за стул.
В.А.Жуковский
4. Вам памятно, как пели о бранях первых времен.
Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей:
Чей сокол долетал – того и песнь прежде пелась:
Старому ли Ярославу, храброму ли Мстиславу,
Сразившему Редедю перед полками касожскими,
Красному ли Роману Святославичу.
Нет, не памятно, скорее непонятно, куда делся Боян и кто пускает соколов на
лебедей.
По-вашему ,господин поэт, получается, что было десять человек с соколами?
Д.С.Лихачев
4. Вспоминал он, как говорил,
первых времен усобицы.
Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей:
какую лебедь настигали,
та первой и пела песнь –
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
что зарезал Редедю пред полками касожскими,
красному Роману Святославичу.
Вспоминал он, а говорил кто?
Тоже Боян?
Так он говорил или пел?
Не пел.
Песню, оказывается, поет лебедь.
А Боян что делает?
Наверное — докторскую защищает.
Это как называется, перевод для школьников?
Здесь что, есть какая-то великая загадка древнеруСкого языка?
Я предлагаю учителям задать этот вопрос пятиклашкам на уроке литературы, но
использовать для этого не перевод Лихачева, а исходный древнеруСкий текст.
Я уверен, что найдутся детки, которые сразу поймут, чего никто до сих пор не
понял.
Но сначала еще один поэт.
Н.А.Заболоцкий
4. Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака
И трубила славу Ярославу.
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Редедю заколол
Перед всей косожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу.
Оказывается лебедь — это враг соколу.
По-моему, так наоборот.
И почему это сокол, встречает лебедя в Небе, если это стадо лебедей?
И как лебедь может петь, падая во мглу?
Вернемся в школу.
-Мариванна, можно я?
-Давай, Валя.
-Я думаю, что 10 соколов это 10 пальцев Бояна.
А стадо лебедей – это струны гуслей.
Стадом лебеди названы потому, что струны пока молчат.
Когда струн коснутся пальцы Бояна, то струны перестанут быть стадом и зазвенят,
вспорхнув мелодией, красивой, как лебедь, взмахивающий крыльями.
А пальцы Бояна будут летать соколами по струнам.
Мариванна.
-Молодец! Садись, Валя, и пиши книгу.
-Хорошо, Мариванна, через 50 лет сяду.
Раньше я думал по-другому, про соколов и лебедей.
Что поделать ,перемудрил и себя и всех других, но по сути это подходило.
Не подходит по форме изложения Слова.
«который дотечаше, та преди п;снь пояше»-преди это слово «сперва».
Словарь протоиерея Г. Дьяченко.
Преди – сперва.
А что такое «дотечаше»?
«Который»- это Боян.
Струны молчали — лебеди были стадом.
Чтобы запеть Бояну, ему надо тронуть струны.
По смыслу повествования «который дотечаше»- которой тронув струны,
И полилась песня.
Дальше будет еще смешнее.
Что это за Редедя, которого зарезали?
Не сомневайтесь, все переводчики его прикончили.
Н.К. Рерих, даже картину нарисовал, как Мстислав борется с Редедей.
Вот она.
Здесь эта картина в файле pdf
Пока что, никто никого не зарезал, как видите. И ножей не наблюдается.
Рерих занимался спиритизмом, как известно.
Что-то не очень ему помог подпрыгивающий стол.
Хотя в ангелов, обладающих физической силой — я верю, вернее, просто знаю, что
они существуют, потому что о них сказал Христос.
Здесь Псалом 90 на старославянском в файле pdf
Силу он имеет только на старославянском, а потом зачем я буду искажать слова
Христа?
Поэтому в данном тексте его этого псалма нет.
Это Великий Псалом 90, подаренный нам Автором Слова.
Только эти ангелы не будут вертеть блюдца на столах.
Кто посылает ангелов, догадались?
Для истории не так важно, что такая картина есть у Рериха.
Важно то, что этот Редедя есть в Лаврентьевской летописи.
6530 (1022) год
«…И, сказав это, ударил Редедю о землю. И, выхватив нож, зарезал Редедю».
Также важно, что такая картинка есть в Радзивиловской летописи.
Вот она.
Здесь была эта картинка.
Также Редедя есть в Повести Временных Лет:
Повесть временных лет
«1022: Въ си же времена Мьстиславу сущю Тмуторокани поиде на касогы. Слышавъ же се, князь касожьскый Редедя изиде противу тому. И ставшема обема полкома противу собе, и рече Редедя къ Мьстиславу: „Что ради губив; дружину межи собою? Но снидеве ся сама боротъ. Да аще одол;еши ты, то возмеши им;нье мое, и жену мою, и д;ти мо;, и землю мою. Аще ли азъ одол;ю, то възму твое все“. И рече Мьстиславъ: „Тако буди“. И рече Редедя ко Мьстиславу: „Не оружьемь ся бьев;, но борьбою“. И яста ся бороти кр;пко, и надолз; борющемася има, нача изнемагати Мьстиславъ: б; бо великъ и силенъ Редедя. И рече Мьстиславъ: „О пречистая богородице, помози ми. Аще бо одол;ю сему, съзижю церковь во имя твое“. И се рекъ удари имь о землю. И вынзе ножь, и зар;за Редедю.»
Своим ножом Мстислав зарезал не Редедю, а эти летописи.
Потому что нет и не было никакого Редеди.
Христос, как всегда, спасает нас от лживой истории и смеется на Небе над этим
Редедей.
Сначала Мусин-Пушкин нашел Слово о полку и неправильно его перевел.
Потом появились и эти фальшивые летописи 19 века с Редедей.
А потом на это клюнули и наши академики с поэтами.
Фраза «зарезал Редедю» может и должна стать крылатой, как синоним лжи.
А что, звучит красиво и загадочно.
Автор, сказал про Баяна , что он поет о первых временах УСОБИЦ.
Усобицы — это русские между собой бьются.
Откуда возьмутся какие-то косоги с Редедей?
Да оттуда, что ученые принимают Автора за монаха и поэтому милостиво разрешают
нести ему всякую чушь.
Они не понимают, что слова Автора это всегда высшая гармония мысли.
Поэтому, когда эти ученые не понимают, что сказал Автор, а они вообще ничего не
понимают, то валят на переписчиков, мол — это искажение, или на самого Автора,
мол, откуда ему знать, мы академики, а Он Кто?
Кто, Кто?
Тот, Кто отключил им мозги.
Что на самом деле?
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже(как) заря зарделась(заредела)
пред полки касожскими(сердитые),
Красному Роману Святославличю.
Касожские полки -это угрюмые или сердитые или полки, как противопоставление
зари.
В.Даль
Косой.
О человеке: угрюмый, глядящий изподлобья. Косоуриться на кого, смотреть бирюком, сердито морщиться; говор. и косулиться или косуриться, коситься.
Косырить или косынить, косить глазами, быть косу; косыниться, косыриться на кого, костр. твер. коситься, дуться, сердиться.
И еще.
Богородица — Мать Автора Слова.
Поэтому не было Пречистой Богородицы в 1022 году, прости Господи.
Богородица есть в Слове в виде Иконы Пирогощая Богородица.
Эта наша Главная Икона — Владимирская Богородица.
И о ней разговор впереди.
В том числе и и том, почему Христос эту Икону вставил в Слово.
Зашеломянем!
Чтобы получить файл pdf без искажений и с картинками, то надо перейти на мой сайт
www.portretm.ru
Если ссылка не кликабельна, то вводите ее в адресную строку.
www.chitalnya.ru
Редедя Википедия
Редедя или Ридада (ум. 1022) — князь касожский (черкесский). По словам русских летописей, богатырь[1]. Древние адыгские предания называют его «могучим великаном»[2].
Личность[ | ]
Редедя был верховным князем адыгского союза племён (главным образом зихов и касогов)[3]. Его высоко ценили в черкесских (западно-адыгских) преданиях[4], «своё племя и родину любил больше своей головы»[5]. Те же предания и русские летописи сообщают, что Редедя обладал большой физической силой, «не было в адыхейском народе никого, кто мог устоять против силы Редеди»[2]. Хвалу Редеде поныне воспевают в адыгских песнях, напев «Уэ Ридадэ» – это обязательная часть многих песен адыгского фольклора.
Поединок[ | ]
«Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей». Худ. А. И. Иванов (1812).По сообщению Лаврентьевской[6] и Никоновской[7] летописей, в 6530 (1022) году в поход против касогов выступил тмутараканский князь Мстислав Владимирович Храбрый. Узнав об этом, Редедя вышел навстречу неприятелю. Предположительно, оба войска встретились на территории племени сагинов, граничащих с Тмутараканской Русью[8]. Оба войска выстроились друг против друга, и Редедя предложил Мстиславу, во избежание кровопролития, без применения оружия, решить дело поединком на условиях, что победивший возьмёт семью, землю и «всё», включая жизнь побеждённого[9]. Одолев Редедю в единоборстве, Мстислав зарезал его в соответствии с обычаями того времени, и результат поединка не был оспорен касогами — битва не состоялась. [10] Впоследствии Мстислав приписывал свою победу заступничеству Богородицы, которой молился во время боя.
«…И, сказав это, ударил Редедю о землю. И, выхватив нож, зарезал Редедю».
Оригинальный текст (древнерусск.)
«…и се рекъ оудари имь о землю. И въıнзе ножь, зарѣза Редедю».
ru-wiki.ru