Подводная война. Тайны подводной войны, 1914–1945

Подводная война

Начало Первой мировой войны всерьез поставило перед штабами ВМС воюющих стран проблему применения субмарин. Несмотря на все теоретические выкладки и учения, никто не знал, как их использовать. В своем капитальном труде «Германская подводная война 1914–1918 гг.» Ричард Гибсон и Морис Прендергаст так описывают первый боевой поход немецких подлодок: «Ранним утром 2 августа 1914 г. германские подводные лодки вышли из гавани Гельголанда в сопровождении конвойных кораблей. Лодкам не было приказано предпринимать действия, связанные с риском. Они должны были выйти в море, занять определенные позиции вокруг острова-крепости, встать на якорь и наблюдать за морем в течение дня, а вечером возвратиться в гавань. Корабли, сопровождавшие подводные лодки, дождавшись, чтобы конвоируемые благополучно укрылись в назначенных местах, вернулись в Гельголанд. <…>

По возвращении в Гельголанд вечером 2 августа подводные лодки получили первый определенный приказ: «Немедленно приступить к боевым действиям против Великобритании». Однако в течение еще нескольких дней субмарины продолжали свою повседневную службу — неподвижный дозор вокруг острова. Лодки выходили в 03: 00 и весь день стояли на якорях среди песчаных банок бухты. Отсюда, с выдвинутой линии дозора, они должны были сообщить своему флоту первое и своевременное предупреждение о предстоявшем движении британского флота через Северное море».

То есть подводные лодки, несмотря на все результаты предвоенных учений, использовались в качестве выдвинутых в дозор сторожевых вышек. Но очень скоро все изменилось.

Уже к 6 августа произошло эпохальное для истории подводной войны событие — немцы отправили подлодки в первое крейсерство по Северному морю без поддержки надводных кораблей. Поставленная перед ними задача была проста — топить вражеские боевые корабли. Первый блин, как водится, оказался комом. Германия потеряла две субмарины: «U15» была протаранена и потоплена британским крейсером «Бирмингем», а «U13» попала на минное поле. Однако следующий месяц показал, что эти жертвы были не напрасны. 5 сентября «U21» (капитан-лейтенант Херзинг), несмотря на плохую погоду, атаковала и потопила крейсер «Патфайндер», а спустя две недели, 22 сентября произошла самая знаменитая победа немецких подводных лодок — «U9» (капитан-лейтенант Веддиген) потопила сразу 3 броненосных крейсера: «Хог», «Абукир» и «Кресси». Далее события для немцев развиваются не менее успешно, и список побед их подлодок идет резко вверх.

11 октября «U26» (капитан-лейтенант Беркхейм) потопила русский бронепалубный крейсер «Паллада».

15 октября «U9» потопила британский крейсер «Хок».

18 октября «U27» (капитан-лейтенант Вегенер) потопила британскую субмарину «Е-3».

20 октября «U17» (оберлейтенант цур зе Фельдкирхнер) потопила пароход «Глитра»,

26 октября «U24» (капитан-лейтенант Шнейдер) потопила пароход «Адмирал Гантом».

31 октября «U27» потопила гидроавианосец «Гермес».

С началом ноября 1914 года немецкий гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц поставил перед Адмиральштабом вопрос о начале полной блокады подводными лодками Британских островов. Позднее он писал в своих мемуарах: «Я указал, что вследствие новизны этого вида оружия подводная блокада дотоле еще не рассматривалась с точки зрения международного права. Провозглашение блокады должно состояться не раньше того момента, когда в нашем распоряжении окажется более или менее достаточное количество подводных лодок. <…> Блокада всей Англии — заключил я свое краткое выступление — слишком смахивает на блеф, поэтому я предлагаю объявить сначала блокаду одного только устья Темзы. <…> Адмирал фон Поль не согласился с моей точкой зрения. 15 декабря он представил мне проект обращения к министерству иностранных дел, в котором испрашивалось согласие на открытие подводной войны в конце января, причем Ламанш и все прибрежные воды Соединенного Королевства должны были быть объявлены военной зоной».

4 февраля 1915 года немецкий Генеральный штаб объявил воды вокруг Британских островов зоной боевых действий. С 18 февраля все британские суда в этой зоне топились без предварительного предупреждения. Это был ответ Германии на блокаду английским флотом северного побережья Европы.

На начало 1915 года Германия имела в составе флота 39 лодок, которые устроили у берегов Ирландии и Британии настоящую бойню: в марте было потоплено 29 судов (общий тоннаж 89 317 брт), в апреле — 33 судна (41 488 брт). Потери англичан росли как на дрожжах. А меж тем 1 мая 1915 года «Лузитания» покинула Нью-Йорк и взяла курс на Ливерпуль. В этот поход, ставший для лайнера последним, ее вывел капитан Уильям Тернер (по прозвищу Билл-котелок), усердный служака и высококвалифицированный торговый моряк, сменивший на этом посту Дэниэла Доу. Перед отплытием из Нью-Йорка на афишах появилось официальное предупреждение немецкого посольства в США:

«Внимание!

Путешественникам, собирающимся переплыть через Атлантику, напоминают, что сейчас идет война между Германией и Великобританией. Боевые действия ведутся и в водах Британских островов. В соответствии с уведомлением, оглашенным немецким правительством, суда под флагом Великобритании или под флагом любого из ее союзников, могут быть без предупреждения потоплены в водах, где ведутся боевые действия. Путешественники, отправляющиеся на британском судне через район боевых действий, сами несут все риски по сохранности своей жизни и здоровья.

Посольство Германии.

Вашингтон, округ Колумбия, 1915 г.».

И все же «Лузитания» вышла из порта с 1257 пассажирами на борту, среди них — 159 американских граждан. Памятуя о предостережении немцев, Тернер приказал спустить торговый британский флаг, таким образом, в этом переходе судно не несло флага вообще.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Битва за Атлантику (1914—1918) — это… Что такое Битва за Атлантику (1914—1918)?

Битва за Атлантику (Первая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Второй мировой войны) — военная кампания Первой мировой войны, борьба Великобритании и её союзников с Германией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью Германии было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании и установка её морской блокады. Основной целью Великобритании была защита коммуникаций и установка морской блокады Германии.

Соотношение сил

В 1914 году военный флот Великобритании был, как и в течение двух сотен лет до этого, крупнейшим в мире и господствовал в водах, окружающих Британский архипелаг. Флот Германской империи, активно строившийся около 15 последних лет обогнал по мощи флоты других государств и стал вторым в мире по силе. Британский флот намеревался осуществлять дальнюю блокаду германских портов, о чём было объявлено 20 августа, а немецкие военно-морские силы готовились к обороне.

1914 год. Начало подводной войны

С самого начала войны неожиданно эффективно проявили себя подводные лодки обеих сторон. Это объяснялось пренебрежением к подводному флоту, бытовавшим в начале XX века, а также неразвитыми средствами противолодочной обороны, причём у обеих сторон не было как средств уничтожения лодок, так и тактики по предотвращению атак. Однако первый боевой поход германских субмарин, начавшийся 6 августа завершился не очень удачно. В направлении Оркнейских островов была выслана первая флотилия с целью дальной разведки. И хотя поход закончился безрезультатно, и при этом погибло две лодки (U-13 — пропала без вести, U-15 — протаранена легким крейсером), он наглядно показал, что подводные лодки способны на дальние переходы, чего ранее никто не предполагал. Руководство британского флота не верило, что германские субмарины обладают достаточной автономностью для преодоления расстояния от своих баз до берегов Великобритании, однако мореходность и запас хода подводных лодок того времени вполне позволяли переходы такого масштаба. Первой жертвой немецких подводных лодок стал крейсер «Патфайндер», потопленный 5 сентября лодкой U-21. Великобритания недолго ждала реванша: 13 сентября британская подводная лодка E-9 (Макс Хортон) потопила устаревший германский крейсер «Хела».

22 сентября германская подводная лодка U-9 под командованием Отто Веддигена менее чем за два часа потопила три британских броненосных крейсера (в сумме 36 000 тонн, погибло 1459 человек, спасено 837). Эта атака вызвала в Великобритании шок, усугублённый тем, что команды крейсеров по большей части состояли из семейных резервистов и молодых кадетов. Веддиген вернулся на базу героем, о его победе писали все газеты, дополняя статьи мнением о том, что век надводных кораблей подходит к концу.

Главная гавань британского флота, Скапа-Флоу, абсолютно не имела противолодочной защиты.[1] Поэтому самый мощный флот в мире находился либо в море, либо на одной из временных стоянок, постоянно опасаясь нападения субмарин, которые совсем недавно вообще не брались в расчёт.

В целом, в 1914 году деятельность обеих сторон была сосредоточена на уничтожении боевых кораблей друг друга. Подводные лодки обеих сторон за этот срок потопили в сумме 8 крейсеров и один линкор ( HMS Formidable). Также был дан старт началу уничтожению торгового судоходства — 20 октября 1914 лодка U-17 потопила пароход «Glitra», который стал первым коммерческим пароходом, уничтоженым в Первой мировой войне. Пароход был потоплен близ норвежского берега, при этом были соблюдены все формальности призового права. Всего за октябрь-декабрь 1914 года было уничтожено 300 000 тонн торгового тоннажа.

1915 год. Ограниченная подводная война

Блокада Великобританией портов Германии привела к разработке контрмер. Для установления блокады планировалось применять подводные лодки и вспомогательные крейсера-рейдеры, переоборудованные из торговых судов. Лондонская декларация 1909 года, регулирующая правила морской блокады, была создана для крейсеров, при условии несопротивления торговых судов. Поэтому, декларация была трудно применима к подводным лодкам, которые всплыв в соответствии с декларацией для досмотра судов становились уязвимы для атаки.

13 января 1915 года британское Адмиралтейство издало секретное распоряжение, разрешающее британским торговым судам использовать флаги нейтральных стран. В этот же день были начаты работы по установке на торговых кораблях артиллерийских орудий.

Результаты подводной войны в 1915 году

Минный [торпедный] отсек ПЛ. 1916
  1. Потоплено 228 торговых судов Антанты — общий тоннаж 651.572 тонны.
  2. Потоплено 89 нейтральных судов — общий тоннаж 120.254 тонны.
  3. Немецкие потери от всех причин составили 19 подводных лодок. (33 % личного состава)

Влияние подводной войны на политическую обстановку

7 мая 1915 г U-20 капитан-лейтенанта Вальтера Швигера по ошибке торпедировала трансатлантический лайнер «Лузитания». Корабль был уничтожен единственной торпедой и затонул всего за 20 минут. Погибло 1198 человек, в том числе 128 граждан США. 15 мая американское правительство направило ноту протеста, в которой сообщалось, что судно было пассажирским и его потопление — проявление пиратства в открытом океане, на что немцы заявили, что «Лузитания» находилась в водах, объявленных зоной военных действий, и что во всех газетах мира публиковалось предупреждение о распространении военных действий на эти районы. Это событие обострило отношения Германии и США, шли бесконечные обмены нотами о выплатах семьям пострадавших. Также это событие накалило отношения в немецком Адмиралштабе — кайзер был против неограниченной подводной войны, в отличие от гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица. Некоторые историки считают, что потопление «Лузитании» предопределило участие в войне США.

В 2009 году водолазами были исследованы останки лайнера, после чего были получены свидетельства тайной перевозки на этом гражданском лайнере боеприпасов, что ранее отрицалось правительствами США и Великобритании. «Группа водолазов обнаружила среди обломков лайнера „Лузитания“, потопленного у берегов Ирландии 7 мая 1915 года немецкой подводной лодкой, тайно перевозившийся груз боезапасов», сообщает ИТАР-ТАСС. «То, что мы обнаружили, — как заявил один из водолазов Тим Кэри, — не оставляет сомнений в том, что „Лузитания“ доставляла боеприпасы из США европейским союзническим войскам». Среди других боеприпасов, были патроны к «Ремингтону»[2][3].

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Подводная война в Первую мировую

Новое оружие
 

В канун Первой мировой войны мнения о возможной роли использовании подводных лодок были весьма противоречивы, а созданию подводного флота уделялось далеко не первое место. Так, в Германии накануне войны было построено всего 28 субмарин при наличии 41 линейного корабля.

Адмирал Тирпиц указывал, что Германия, благодаря конфигурации побережья и расположению портов не нуждается в подводных лодках. Предполагалось, что подводные лодки будут использоваться, прежде всего, для несения дозорной службы и разведки.

Пренебрежительное отношение к подводным лодкам продолжалось вплоть до 22 сентября 1914 года, когда произошло событие в корне изменившее представление о подводной угрозе. Германская субмарина U-9 потопила три британских броненосных крейсера — «Абукир», «Хог» и «Кресси». Всего в результате атаки U-9 англичане потеряли 1459 чел. погибшими, что эквивалентно потерям в крупном морском бою того времени.

Недооценка подводной угрозы дорого обошлась и Балтийскому флоту России, когда 11 октября 1914 года со всем экипажем немецкой субмариной U-26 был потоплен броненосный крейсер «Паллада». С этого момента начинается ускоренное строительство субмарин.

Только в Германии за годы Первой мировой войны были построены 344 подводные лодки, а Российский флот увеличился с 28 до 52 субмарин. При этом подводные лодки времен Первой мировой первоначально имели весьма скромные характеристики: скорость редко превышала 10 узлов, а дальность подводного плавания — 100-125 миль. Правда, к концу войны в Германии стали строить подводные крейсера водоизмещением до 2000 тонн и автономностью до 130 суток.

Самой результативной подводной лодкой в военной истории по числу уничтоженных целей стала в годы Первой мировой войны германская субмарина U-35, действовавшая в Средиземном море. В отличие от Северного моря, на Средиземноморье германские подводные лодки могли действовать почти безнаказанно, уничтожая за один поход несколько десятков транспортных и торговых судов Антанты. Только U-35, совершив 19 походов, потопила 226 и повредила 10 судов. Причем подавляющее число жертв этой германской подлодки были уничтожены по призовому праву артиллерией или подрывными патронами.

 

В составе Российского флота
 

За годы Первой мировой войны подводные лодки Балтийского и Черноморского флотов потопили или захватили около 200 германских и турецких судов, а собственные потери составили 12 субмарин.

Основной задачей русских подлодок в Черном море было нарушение коммуникаций противника и препятствование подвозу стратегических грузов в Стамбул. Для уничтожения неохраняемых судов лодки использовали артиллерию и подрывные патроны, а для атак вооруженных или конвоируемых судов — торпедное оружие.

Подводная лодка «Тюлень» стала одной из самых результативных русских субмарин периода Первой мировой войны по числу одержанных побед. В 1915-1917 годах «Тюлень» уничтожил или захватил 8 пароходов и 33 шхуны противника.

После Первой мировой судьба лодки, как и многих кораблей русского флота сложилась непросто. В 1920-м, во время Крымской эвакуации Белой армии, лодка была уведена в Тунис. В 1924 году было достигнуто соглашение о возвращении лодки СССР, но в силу ряда причин корабль возвращен не был.

В составе Черноморского флота в годы Первой мировой появился и первый в мире подводный минный заградитель «Краб». Корабль мог незаметно осуществлять минные постановки на коммуникациях противника, неся запас в 60 мин и использоваться как обычная подводная лодка ( имел 1 торпедный аппарат).

«Краб» вступил в строй в 1915 году и активно использовался в боевых действиях на Черном море. Осуществил ряд успешных минных постановок, в том числе вблизи Босфора. Достоверно известно о гибели на минах, установленных «Крабом», турецкой канонерской лодки. В 1918-ом заградитель был захвачен интервентами, а затем затоплен в Севастополе. В 1923 году был поднят, но более в строй уже не вводился.

 

Недооцененная угроза
 

За годы войны 1914-1918 годов подводные лодки добились значительного успеха, прежде всего, в борьбе с транспортами и торговым судоходством. Если надводными кораблями были потоплены 217 транспортов, то подводные лодки потопили за Первую мировую войну более 6 тыс. судов.

На борьбу с германскими подводными лодками были брошены около 5 тыс. кораблей и переоборудованных для специальных целей судов,  только в акватории Северного моря выставлено около 140 тыс. мин. Как ни странно, значительная сила, которую показали подводные лодки в борьбе на коммуникациях в годы Первой мировой войны , оказалась недооцененной в бывших странах Антанты.

Был сделан вывод, о том что наличие конвоев делает операции подводных лодок малоэффективными и подводная угроза уж не столь велика. Поэтому развитию подводных сил и средств борьбы с ними в межвоенный период не уделялось должного внимания, за что и пришлось очень дорого заплатить в годы Второй мировой войны.

Источник: http://russian7.ru/2014/08/podvodnaya-vojjna-v-pervuyu-mirovuyu-vojjn/

petrogazeta.ru

ВОЙНА НА МОРЕ. Первая мировая война 1914—1918. Факты. Документы.

Война 1914–1918 годов названа мировой не только потому, что в ней так или иначе участвовало 38 государств мира, в которых к тому времени проживало три четверти населения планеты, но и потому, что она велась в самых отделенных точках земного шара. Это стало возможным благодаря наличию у противоборствующих сторон мощного военно-морского флота.

Германия приложила титанические усилия к тому, чтобы сократить вековое преимущество в этом виде вооружения Великобритании. Однако к 1914 году достичь паритета с Лондоном в части военно-морских сил Берлину так и не удалось. Численный состав флотов противоборствующих группировок был явно в пользу Антанты.

Когда разразилась война, в столицах враждующих государств и политики, и военные были едины во мнении, что флоту в ней предстоит сыграть важнейшую, если не решающую роль, однако на стратегическое использование военно-морских сил существовали разные точки зрения. Извлекая выгоды из своего островного географического положения и превосходства в военно-морском вооружении, англичане сделали ставку на подрыв экономию! противника при помощи блокады. Изоляцию же врагов на суше Лондон традиционно возлагал на континентальных союзников, которые и несли на своих плечах основную тяжесть войны. Так было во время наполеоновских войн, и в Лондоне надеялись, что именно так произойдет и век спустя. В соответствии с этой военной доктриной и строились вооруженные силы Великобритании, в которых ВМС отводилась роль основы могущества государства.

Военная доктрина рейха существенно отличалась от английской. Германия ставила перед собой в качестве основной задачи разгром своих противников на суше, и соответственно таким сильным врагам, как Россия и Франция, могла противостоять только мощная и хорошо вооруженная сухопутная армия. Сознавая, что в ближайшее время Германия не сможет догнать Англию по количеству военных судов и будет еще достаточно долго уступать ей и в качественных характеристиках флота, в Берлине делали ставку на молниеносную войну.

Исходя из численности своих военно-морских сил и географического положения различались и планы ведения боевых действий на море, разработанные штабами европейских государств. Так, в одобренных еще накануне Первой мировой войны планах британского адмиралтейства предусматривалась в качестве основной задачи не только борьба за полное уничтожение германского флота, но и экономическая блокада рейха и обеспечение безопасности морских транспортных путей Британии и ее союзников.[31] При этом предполагалось, что в конечном итоге имперский флот должен будет рано или поздно разбит в результате генерального сражения превосходящими силами англичан.

Суть же немецкого оперативного плана относительно военно-морских сил в августе 1914 года состояла в нанесении потерь английскому флоту, несущему дозор или осуществлявшему блокаду в Северном море, а также в минных операциях, а при возможности и в активных действиях подводных лодок. После того как подобным образом удастся достичь равновесия сил флотов двух стран, стратегия рейха на море предусматривала вступление в бой с противником и, наконец, ведение торговой войны в соответствии с призовым правом.[32] Эта проповедуемая немецкими адмиралами стратегия получила название «уравнивание сил”.

Что же касается флотов других воюющих стран, то в силу прежде всего географических причин их задачи носили локальный характер. Так, флот России, хотя и предусматривал ведение активных боевых действий, с первых же дней войны оказался фактически закупоренным в Черном море и на востоке Балтийского и был вынужден выполнять лишь вспомогательные функции по охране побережья.

Перед французскими ВМС стояла задача защитить побережье и сообщения в Средиземном море, не допустить выхода австро-венгерского флота из Адриатического моря, а также блокирование итальянского флота на случай участия Рима в войне на стороне центральных держав. При этом на помощь французам должны были прийти и англичане.

Основной задачей главного противника Антанты в районе Средиземного моря — Австро-Венгрии считалась оборона побережья империи от угрозы вторжения неприятеля и блокада Черногории.[33]

Поначалу война на море в годы Первой мировой войны развивалась в соответствии с намеченными противоборствующими сторонами планами Англичане установили дальнюю блокаду побережья рейха на акватории от Южной Норвегии до Северной Франции и 5 ноября объявили все Северное море зоной боевых действий. Наиболее значительным событием тех дней стало сражение английских и немецких флотов у острова Гельголанд 28 августа 1914 года.[34] Поражение в бою у Гельголанда озадачило высшее командование Германии, и кайзер 4 сентября запретил впредь до особого распоряжения выход крупным кораблям, включая и легкие крейсеры, за пределы бухты у базы в Вильгельмсхафене. Фактически имперскому флоту отводилась теперь весьма скромная задача охраны побережья рейха. Так впервые наглядно проявила себя порочность идеи морского командования рейха, что битва на море будет решена в ходе генерального сражения немецких и английских линейных флотов.

Однако вскоре после начала войны произошло событие, которое еще больше поставило под сомнение все разработанные ранее схемы и теории борьбы за моря: 22 сентября командир немецкой подводной лодки «U-9» О. Веддиген за полчаса потопил три английских крейсера — «Абукир», «Хог» и «Кресси». «Три торпедных выстрела прозвучали на весь мир. В Англии они пробудили серьезную озабоченность, даже замешательство, а в Германии вызвали чрезмерные надежды: в подводной лодке стали видеть оружие, которому суждено было разбить британскую тиранию на море», — писал видный немецкий политик К. Гельферих.[35]

Впечатляющий успех действий подводных лодок в первые же дни войны оказался полной неожиданностью для немцев. К 1914 году Германия обладала лишь 20 субмаринами, в то время как Англия — 47, Франция — 35.[36] Такое количество было крайне недостаточным для ведения эффективной подводной войны.

Собственно, строительство подводных лодок с конца XIX века стало включаться в военно-морские программы всех крупнейших государств, хотя они были новым видом оружия, и мало кто догадывался об их истинной силе и эффективности.[37] Немного знали о действенности подлодок и в Берлине, а потому у Германии не было четких идей относительно их использования. Подводные лодки считались крайне ненадежным и опасным для экипажа видом оружия. Их чадящие дизельные двигатели, по мнению командования, не позволяли отплывать дальше нескольких миль от берега, и потому предназначались субмарины только для защиты побережья от прорвавшихся военных судов противника. Аккумуляторные батареи были небольшой емкости и требовали периодической и довольно частой подзарядки на поверхности, кроме того, они выбрасывали в замкнутое пространство субмарины огромное число вредных для здоровья человека химических примесей, что часто приводило к отравлениям моряков. Согласно немецким служебным инструкциям даже одна ночевка на борту субмарины полагалась опасной для жизни и здоровья экипажа. Также не считался совершенным и эффективным основной вид вооружения подводных лодок — торпеды, к тому же их можно было взять на борт в весьма ограниченном количестве.

Все это, вместе взятое, привело немецкое военно-морское командование накануне Первой мировой войны к выводу, что субмарины являются лишь второстепенным, вспомогательным видом вооружения и главное внимание надо уделить строительству надводного флота. Позднее, оправдываясь за свою близорукость и за то, что не разглядел большое будущее нового вида оружия, создатель немецкого военного флота А. Тирпиц писал в воспоминаниях: «Я отказывался бросать деньги на подлодки, пока они плавали только в прибрежных водах и потому не могли принести нам никакой пользы… Вопрос о применении подводных лодок можно было разрешить на практике лишь после появления этого вида оружия».[38]

Тем временем к началу 1915 года англичанам удалось практически полностью ликвидировать все немецкие крейсера, находившиеся в водах мирового океана: з декабре 1914 года была уничтожена в бою у Фолклендских островов эскадра адмирала М. Шпее — самое большое соединение немцев в зарубежных водах. Еще раньше были потоплены крейсера «Карлсруэ», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Эмден» и другие, действовавшие в одиночку на просторах Атлантического океана и доставлявшие немало хлопот союзникам. Последним в августе 1915 года был захвачен англичанами на Мадагаскаре крейсер «Кенигсберг», который, впрочем, с октября 1914 года был заперт на острове в устье одной из рек. В дальнейшем появления в мировом океане немецких крейсеров носили эпизодический характер и были, по сути, пропагандистскими авантюристическими операциями, которые не могли нанести ощутимый ущерб морской торговле союзников.

После сражения при Гельголанде и перехода немецкого надводного флота к пассивно-выжидательной тактике в Лондоне решили сосредоточить основные действия своего флота на организации торговой блокады побережья рейха, чтобы прервать поставку туда стратегического сырья и продовольствия из-за океана. Еще до войны британское адмиралтейство рассматривало блокаду как важнейшее условие победы. Первоначально было решено перекрыть все Северное море, в особенности между Шетландскими островами и Скандинавией, и там досматривать все суда нейтральных стран на предмет доставки контрабандных грузов в страны центрального блока. А с 29 октября 1914 года в списки контрабанды стали входить все товары, в которых был заинтересован рейх, — нефть, каучук, медь и прочие виды стратегического сырья, продовольствие. С 2 сентября, понимая, что он не может справиться с, контролем над обширной зоной между Британией и Скандинавией, Лондон объявил все Северное море зоной военных действий и предложил нейтральным судам следовать через Ла-Манш и Дуврский пролив, где в южных портах Англии их тщательно обыскивали. Более того, 1 марта 1915 года премьер-министр Англии Асквит объявил о решении полностью прекратить морскую торговлю Германии, а еше через десять дней был принят «акт о репрессалиях», по которому ни одно нейтральное судно не имело права ни заходить в германские порты, ни покидать их.[39]

Следует особо подчеркнуть, что, сделав ставку на блицкриг, немцы явно недооценили возможные последствия экономической блокады для своей страны и не подготовили никаких эффективных мер против действий английского флота. В стране не были разработаны планы мобилизации сельского хозяйства и промышленности на случай войны, отсутствовали стратегические резервы. Все это создавало благоприятные предпосылки для блокады центральных держав.

В 1915 году, когда центр тяжести военных действий переместился на восток Европейского континента, сложились еще более благоприятные условия для усиления блокады Германии, причем теперь в Лондоне сделали упор на сокращении перевозок из нейтральных стран в рейх. Сначала Голландия, а затем и другие европейские нейтральные страны под сильным давлением Англии заключили с ней соглашения о сокращении своих внешнеторговых операций до объема внутренних потребностей. Эти меры Великобритании дали о себе знать довольно быстро: уже 1 февраля 1915 года германское правительство решило реквизировать у крестьян все запасы зерновых продуктов и установило нормы выдачи хлеба своим гражданам.

Действия Великобритании по блокаде побережья Германии однозначно нарушали Лондонскую декларацию 1909 года, которая предусматривала право для нейтральных государств вести торговлю с воюющими странами, для них могли вводиться лишь небольшие ограничения. В Берлине решили ответить на это усилением подводной войны. Причем посчитали, что в данных обстоятельствах целесообразней, чтобы война на море превратилась прежде всего в войну против торговых, а не военных судов противника. Важным фактором перемены позиции адмиралтейства стало мнение о том, что нараставшие с каждым днем поставки зерна из Аргентины в Англию существенно укрепляли жизнеспособность последней. При этом реакция нейтралов уже не принималась в расчет. Более того, высокопоставленные немецкие флотские офицеры полагали, что решительные действия Германии непременно заставят нейтральные страны отказаться от попыток любой торговли с Лондоном.[41]

Результатом подобного развития событий стала декларация кайзера Вильгельма от 4 февраля 1915 года, согласно которой все воды вокруг Британских островов объявлялись зоной войны, где спустя две недели будут уничтожаться все вражеские торговые суда без гарантий спасения их экипажей и пассажиров. Официально подводная война объявлялось направленной исключительно против судов Антанты, а потому получила название «ограниченной». В связи с тем что английские суда часто использовали флаги других государств, нейтральные страны были предупреждены об опасности плавания в этих водах. Вильгельм, впрочем, заявил о готовности снять блокаду сразу же после того, как это сделает в отношении Германии Лондон.

Решение о начале этой «ограниченной» подводной войны базировалось на неверной информации, представленной канцлеру, относительно реакции на этот шаг со стороны нейтральных стран, и прежде всего США. По этим данным выходило, что сильного противодействия с их стороны опасаться не следует, осложнений между Берлином и Вашингтоном не будет, а на уступки можно пойти после того, как план вступит в силу.[41]

Реакция же американцев долго себя ждать не заставила. Уже 12 февраля, то есть до начала блокады, посол США в Берлине Дж. Джерард передал министру иностранных дел Германии фон Ягову ноту своего правительства, в которой создавшаяся ситуация была оценена как «прискорбная» и было подчеркнуто, что «правительство Соединенных Штатов будет вынуждено призвать имперское германское правительство к строгой ответственности за подобные акты своих военно-морских властей и предпримет любые необходимые шаги для защиты жизни американцев, их собственности и обеспечения американским гражданам полного удовлетворения их признанных прав на морях».[42] С этих пор проблема способов и методов ведения подводной войны приняла для немцев скорее политический, а не военный характер.[4]

Германо-американские противоречия в связи с отношением к подводной войне обрели новый ракурс с 28 марта 1915 года, когда немцами был потоплен британский пароход «Фалаба», на борту которого находился один американский гражданин. Этот случай было решено свести к единичному инциденту и оставить без последствий, однако в начале мая 1915 года произошло событие, не только значительно обострившее американо-германские отношения, но и впервые за время войны сделавшее возможным присоединение Соединенных Штатов к Антанте: 7 мая немецкая подводная лодка потопила британское судно «Лузитания» с 1200 пассажирами на борту, 128 из которых были американскими подданными. Гибель «Лузитании» вызвала бурю негодования в Соединенных Штагах, практически все средства массовой информации развернули мощную антигерманскую кампанию.

Май 1915 года вообще был крайне неблагоприятным для Германии, усилился конфликт и с нейтральными странами, и к началу августа 1915 года под давлением противников жесткой линии и поддерживающего их канцлера Вильгельм все больше стал склоняться к временному прекращению подводной войны и переговорам с Америкой о «свободе морей».

И все же именно в 1915 году военно-морским стратегам и политикам противоборствующих стран окончательно стало очевидным, что борьба за моря теперь куда в большей степени определяется тем, что происходит в глубине морской пучины, а не на ее поверхности. Все операции надводных флотов Антанты и центральных держав носили локальный характер, не говоря уже о том, что они никогда не были предметом ожесточенных дипломатических дискуссий в столицах европейских государств и США.

24 января 1915 года в Северном море у Доггер-Банки произошло первое сражение, в котором с обеих сторон участвовали линейные крейсера. Используя свое превосходство в силе, англичане смогли потопить броненосный крейсер противника «Блюхер», но большего добиться им не удалось. Этот бой выявил превосходство немецких крейсеров в бронировании и живучести, а моряки имперского флота показали более высокую, чем англичане, тактическую и огневую подготовку. Тем не менее, учитывая гибель «Блюхера», Вильгельм посчитал, что его флот еще не готов к генеральному сражению, и вновь запретил крупным судам выходить без его особого распоряжения больше чем на 100 миль из Гельголандской бухты.[44]

На других театрах военные действия носили еще более локальный характер. Так, на Средиземном море крупнейшей операцией англо-французских морских сил в это время была Дарданелль-ская. На Балтике наиболее примечательным событием 1915 года стал бой российских и немецких флотов у острова Готланд 19 июня, успех в котором сопутствовал нашим морякам. Стычки между флотами двух стран происходили и в Рижском заливе. В конечном, итоге русскому флоту в кампанию 1915 года удалось выполнить поставленные перед ним задачи — немцы не были допущены в Финский и Ботнический зализы, в Рижском заливе им тоже так и не удалось установить свое господство. Что же касается черноморского театра военных действий, то там действия флотов носили еще более локальный характер, но русские моряки, не понеся никаких потерь, потопили 1 легкий турецкий крейсер, 3 эскадренных миноносца, 4 канонерские лодки, 1 минный заградитель. При этом на минах подорвались немецкий крейсер «Бреслау» и минный крейсер «Берк».[45]

К началу 1916 года затягивание войны все более и более беспокоило немецких стратегов. В Берлине стали думать о том, как активизировать борьбу на море. Все это вдохновило сторонников беспощадной подводной войны.

К этому времени изменилась и геополитическая ситуация на европейских фронтах. Одной из. основных причин того, почему ряд высокопоставленных немецких военных в конце лета 1915 года выступили за существенное ограничение подводной войны, была неопределенность на фронтах, особенно на Балканах. Однако к январю 1916 года ситуация здесь прояснилась. Присоединение к центральным державам Болгарии дало возможность германскому генеральному штабу провести успешную кампанию по разгрому Сербии и обеспечению таким образом надежной непосредственной связи с Турцией. Благоприятно для Германии складывалась обстановка и на других фронтах: силы России, казалось, были подорваны, а Франция истощала свои хозяйственные ресурсы. Немецкие военные готовили решающее генеральное наступление под Верденом, а это диктовало необходимость перерезать коммуникации союзников со своими заокеанскими поставщиками вооружения и связи Англии с континентом.

Именно эти обстоятельства способствовали тому, что и шеф генерального штаба Э. Фалькенхайн, и новый руководитель адмиралтейства Гольцендорф в конце осени 1915 года начали пересматривать свое в недалеком прошлом негативное отношение к беспощадной подводной войне. Уже 27 октября 1915 года Гольцендорф в письме министру иностранных дел Германии фон Ягову рекомендовал как можно быстрее возобновить подводную войну на прежних условиях. И хотя в октябре курс германского МИДа в отношения США так и не изменился, это наглядно характеризует настроение военно-морской верхушки Берлина.

Как бы то ни было, правительство Германии 11 февраля официально заявило о начале с 1 марта 1916 года так называемой «обостренной» подводной войны, при которой командирам немецких субмарин давался приказ без предупреждения торпедировать только вооруженные торговые суда Антанты. Эта не была «неограниченная», «беспощадная» подводная война, за которую ратовали крайние милитаристы» но и она могла привести к далеко идущим последствиям. 4 марта было решено отложить начало «неограниченной» подводной войны до 1 апреля, а оставшееся до этого время активно использовать для убеждения в правомерности подобного шага союзников и нейтралов.[46]

Но в начале лета 1916 года произошли события, которые еще больше усилили значение подводных лодок в борьбе на море. В результате Ютландского боя в конце мая — начале июня 1916 года оказались окончательно дискредитированы все прежние стратегические идеи войны на море. То была единственная генеральная битва флотов Англии и Германии на протяжении войны. Во время Ютландского сражения со всей очевидностью обнаружилась ограниченность и нежизнеспособность как стратегии «Генерального сражения» для укрепления господства на море, выдвигаемой английским адмиралтейством, так и теории «уравнивания сил», проповедуемой кайзеровскими адмиралами. Фактическая сторона Ютландского боя хорошо известна: англичане потеряли 14 судов общим тоннажем 113 570 т, при этом 6097 человек были убиты, 510 ранены и 177 взяты в плен. Немцы потеряли 11 судов общим тоннажем 60 250 т при 2551 убитых и 507 раненых. Таким образом, «по очкам» победа вроде бы досталась немцам, однако все было не так-то просто.

На самом деле крупнейшая битва на море за всю историю человечества так и не решила ни одной из поставленных задач как для одних, так и для других. Английский флот не был разгромлен и расстановка сил на море кардинальным образом не изменилась, немцам также удалось сохранить весь свой флот и не допустить его уничтожения, каковое неизбежно сказалось бы и на действиях подводного флота рейха. В конечном итоге расстановка на море и после Ютландского боя продолжала оставаться неустойчивой, и с этой точки зрения сражение оказалось безрезультатным.

Немецким морякам после Ютландского боя стало окончательно ясно, что у них не хватит сил разгромить англичан в следующем генеральном сражении и тем самым внести коренной перелом в ход борьбы на море, а потому они вновь обратили свои взоры к подводному флоту, на который возложили теперь еще большие надежды. 9 июня шеф имперского адмиралтейства Голь-цендорф уведомил канцлера о том, что в условиях изменившейся ситуации на море после Ютландского боя он попросит аудиенции у Вильгельма, с тем чтобы убедить того возобновить с 1 июля 1916 года в ограниченных формах подводную войну. Канцлер Бетман-Гольвег отнесся к этому известию негативно. Наступление русских войск в Галиции, опасность вступления в войну Румынии, отрицательное отношение к подводной войне со стороны нейтралов, прежде всего США, Голландии и Швеции, — все это могло в случае возобновления акций немецких субмарин привести к нежелательным для Германии последствиям.

Однако в конце августа в военной верхушке Германии про-.изошли серьезные перестановки, которые непосредственно сказались и на отношении к подводной войне. К руководству армией пришли генералы П. Гинденбург и Э. Людендорф, сторонники победы любой ценой. И хотя они детально не разбирались в специфике военных действий на море, но активно поддерживали и здесь самые решительные действия. Генерал Людендорф, например, считал, что «неограниченная подводная война является последним средством закончить войну победоносно, не затягивая ее до бесконечности. Если подводная война в такой форме могла стать решающей, — а флот надеялся на это, — то она при нашем военном положении становилась долгом по отношению к германскому народу».[47]

Именно П. Гинденбург и Э. Людендорф стали инициаторами возобновления дискуссии о подводной войне, когда 31 августа на совещании в Плесе заявили о необходимости пересмотреть отказ от ее ведения. Проигнориров опасность вступления в войну на стороне Антанты Соединенных Штатов, генералы потребовали скорейшего возобновления акций субмарин в самых жестких формах. Во многих кругах в Берлине также восторжествовала похожая точка зрения на события: войну можно выиграть только при коренном повороте в свою пользу, введя в дело все доступные средства. Неслучайно, что вопрос о подводной войне стал чрезвычайно актуальным после Брусиловского прорыва и боев за Верден, показавших, что и на Востоке, и на Западе Антанта имеет достаточные резервы для окончательного перелома хода военных действий в свою пользу.

Последний раз вопрос о подводной войне обсуждался между канцлером и членами верховного главнокомандования 9 января 1917 года. Окончательно было одобрено судьбоносное и одно из самых роковых для Германии решение о начале с 1 февраля неограниченной беспощадной подводной войны, а уже 3 февраля государственный секретарь Р. Лансинг передал послу Германии в США И. Берншторфу ноту о разрыве дипломатических отношений между двумя странами. Война на море вступила в свою последнюю стадию. Линейные корабли, на которые делали ставку как в Лондоне, так и в Берлине и на строительство которых были потрачены безумные средства, в 1917–1918 голах окончательно оказались на приколе в своих базах и лишь изредка покидали их, не вступая в бой с противником. Последний раз линейный флот Германии вышел в море 23 апреля 1918 года. Одновременно началось лихорадочное строительство подводных лодок.

Но рейх спасти уже ничто не могло.

Как же развивались события в морских глубинах в годы Первой мировой войны и какие потери понесли при этом союзники?

К началу 1915 года имперскому флоту удалось увеличить число подводных лодок до 27. Но чтобы понять, много это или мало, надо учесть, что при определенном сроке боевого дежурства на лодках требовался точно такой же срок для того, чтобы дойти до необходимого места, а затем возвратиться на базу. После эгого точно такой же срок отводился на ремонт боевого судна и его техническое обслуживание. Таким образом, на боевом дежурстве могла находиться максимум треть от имевшихся в распоряжении рейха субмарин, и следовательно, в начале 1915 года эта цифра составляла не более 8 боевых единиц.

Но даже при таком небольшом количестве эффективность субмарин была весьма существенной. Если в ноябре 1914 года англичане потеряли на море торговых судов общим водоизмещением в 8,8 т (включая потопленные немецкими крейсерами), а в апреле 1915 года — 22,4 т, то уже в августе 1915 года, то есть в самый раз=-гар объявленной кайзером подводной войны, потери только одних британских торговых судов достигли цифры в 148,4 т, но уже к октябрю они снизились почти в три раза.

Прекращение на время активных военных действий подводного флота рейха в августе 1915 года вовсе не означало потерю интереса Берлина к этому виду оружия. В Германии резко наращивали производство субмарин, и к середине 1917 года титаническими усилиями рейху удалось выпускать в среднем по 8 подводных лодок в месяц. Приобретали опыт военных действий и их командиры. Результат не замедлил сказаться: осенью 1916 года начали быстро расти потери флота союзников. В сентябре 1916 года они составили 230,4 т (одна только Англия потеряла судов общим водоизмещением 104,5 т), а к декабрю этого же года цифры увеличились соответственно до 355,1 и 182,2 т. Таким образом, осенью 1916 года, когда рейх вел подводную войну очень осторожно, все еще оглядываясь на реакцию Соединенных Штатов, Англия и ее союзники потеряли больше судов, чем во время разгара подводных действий немецкого флота летом 1915 года.

Новый и последний этап борьбы за моря в годы Первой мировой войны начался в феврале 1917 года, когда кайзер Вильгельм принял решение о неограниченной беспощадной подводной войне. В первое время после ее начала, казалось, подтвердились надежды немецкого генштаба на то, что Англия не сможет ничего противопоставить блокаде и за считанные месяцы будет поставлена на колени. Уже в феврале 1917 года союзники потеряли 540,0 т общего торгового тоннажа (одна лишь Англия потеряла 313 т), а в апреле эти цифры достигли соответственно 881,0 и 545,2 т.

Но развить успех дальше немцам не удалось. Уже через месяц, в мае 1917 года, трофеи немцев составляли уже 596,6 т (англичане потеряли 352,2 т), в сентябре эти цифры равнялись 351,7 и 196,2 т соответственно, а в первой половине 1918 года общие потери союзников лишь иногда едва превышали 300 т. При этом из месяца в месяц наращивалась транспортировка живой силы и вооружения из Соединенных Штатов в Европу Таким образом, как и следовало ожидать, все угрозы немцев за несколько недель «поставить Англию на колени» оказались блефом.

Резкое сокращение потерь торгового и военного флотов Антанты стало результатом серьезных комплексных мер, предпринятых союзниками в борьбе на море: это и создание эффективного противолодочного оружия — глубинных мин и судов-ловушек, и организация системы оповещения и наблюдения за передвижением субмарин, и целый ряд других. Но особенно действенным оказалось внедрение системы охраняемых караванов на транспортных артериях, соединяющих Америку с Европой. За все время войны немцы потеряли 178 лодок.[48]

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Первая мировая война. Оружие. Подводный флот Германии — 14 Мая 2015 — Дневник

 

 

Недавно нами был дан обзор воздушного флота Германии, доказавший невозможность осуществления давнишней мечты германцев—воздушного нападения на Лондон—ныне, когда в набеге могли бы принять участие не более 13 цеппелинов, да и то всего лишь три из них могли бы захватить с собой взрывчатых веществ от 600 до 1000 кг.

Развернувшиеся события показали, что если вопрос о величине германского воздушного флота и количестве его составных единиц и является одним из наиболее важных и интересных вопросов, выдвинутых войной, то не менее важным и интересным явится и вопрос о том, что сделано и что может быть сделано германским подводным флотом, ибо немало боевых единиц союзного флота были выведены из строя германскими подводными лодками.

И в действительности, борьба с подводными лодками чрезвычайно трудна.

Ведь в лодку из пушки попасть возможно только, когда она выйдет на поверхность, ибо перископ, с одной стороны, представляет очень шаткую цель, а с другой—потеря его предусмотрена и лодка не пострадает.

 

И, несомненно, быстрым, ловким и к тому же мелко сидящим контр-миноносцам гораздо легче выполнить эту задачу потопления подводной лодки, чем сравнительно неповоротливым и глубокосидящим крейсерам, для которых, поэтому, самым лучшим средством избежать опасности от подводной лодки является развитие хода до наивысшей возможности, так как подводная лодка, лишенная возможности под водой идти быстрее 7—8 узлов, не в силах нагнать крейсер, могущий развить скорость до 18—25 узлов.

В числе государств, владеющих подводной флотилией, Германия оказалась лишь весьма недавно, и первая лодка U—I была спущена только 30 августа 1905 года, к военной же службе германские подводные лодки были приспособлены лишь к февралю 1907 года, т. е. к тому времени, когда, напр., Франция обладала 85 подводными лодками. Кроме того, французские подводные лодки оставили далеко позади себя германские, как по вооружению, так и по чисто технической конструкции.

Единственным козырем в руках Германии явилось то, что немцам удалось избежать ошибок первых опытов французских инженеров и техников.
Быть может, этим и объясняется, что Германия сразу же создала флотилию в 12 подводных лодок, уже не уступающих, как морские боевые единицы, последним французским лодкам типа „Аigгеttе», а в 1911 году Германии присоединила к своей подводной флотилии еще 8 подводных лодок типа „Рluѵiоsе».

Подводные лодки от U—8 имеют по три мино-выпускных трубы, одну—у носа и две у кормы. Начиная с U—12, все подводные лодки снабжены несколькими орудиями, скрытыми у кормы. Район действия лодок до U—17  1.200 морских миль , а от U—17— 2.000.

Но, несмотря на всю свою энергию, несмотря на преимущество в пользовании чужими опытами, несмотря на щедрые кредиты морского ведомства, Германия не смогла создать подводного флота достаточной силы для нынешней войны на столь короткое время. Морским министерством, согласно намеченной программе, предполагалось к 1917 году сооружение 72 подводных лодок. Однако, Германия создала к началу войны только немногим больше половины этого числа.


По статистическим сведениям, опубликованным английским военным министерством и морским ведомством, подводный флот Германии к началу 1914 года состоял из 24 подводных лодок и 14 находящихся еще на верфях завода «Соединенного германского общества» в Кельне. Из этих 14—постройка 8-ми уже закончена за время войны; кроме того, к флоту прибавилось еще 5 подводных лодок, строившихся для Австрии, и одна—для Норвегии.


Таким образом, ныне германский подводный флот должен был бы располагать всего 38 боевыми единицами.
Но не надо забывать и Австрии.
К счастью, и Австрия, подобно Германии, до 1907 года никакого интереса к созданию подводного флота не проявляла. И когда разразилась война, Австрия имела в своем распоряжении всего 16 боеспособных единиц подводного флота. 4 подводных лодки находились к началу войны в арсенале в Пола, где они сооружалась по планам Круппа. Постройка этих 4 лодок теперь уже закончена.


Но, несмотря на количественную слабость, германо-австрийский флот проявил себя, как большую силу, с которой необходимо считаться. И это должны признать все враги Германии, как признал это в своей статье создатель современного французского флота, начальник инженеров при французском морском министерстве, г. LаnЬеuf, воздавший должное широте замыслов и исключительной храбрости командиров германского флота.


Кроме наступательной борьбы—уничтожения флота противника, о чем речь будет ниже, на подводных лодках лежат функции:
А) по воспрепятствованию противнику обстреливать или бомбардировать порты или побережья. Эту обязанность, несомненно, хорошо выполнил подводный германо-австрийский флот, и немалое значение имело в свое время воспрепятствование им обстрела Катарро французским флотом.
Б) по уничтожению возможности высадки десанта, и
В) по воспрепятствованию блокаде портов, что достигается принуждением блокирующих сил удалиться на большое расстояние от блокируемых портов.


Здесь также нужно отдать должное подводной германо-австрийской флотилии, так как, подвернув все германское побережье блокаде, „Царица морей» была вынуждена производить блокаду на таком расстоянии, что германская дивизия беспрепятственно бомбардировала SаагЬогоugh, Нагlерооl и WhitЬу и 10-го же ноября вернулась в германские воды, не будучи даже атакованной. Правда, ея вторая попытка произвести «морской пикник» обошлась ей дорога—»Bluchег» был потоплен, а „Dегflingег» и ,    «Seidlitz» понесли серьезные поранения.


И ясно одно,—несмотря на блокаду, германские пароходы смогут свободно выходить из портов, а когда англичане захотели сузить кольцо, то, к несчастью, дорогой ценой пришлось им поплатиться за пренебрежение к подводным лодкам: 5-го сентября был потоплен с 220 ч. экипажа— кр. «Раthfinder» (в 3.000 тонн), а 23 сентября—„Cгеssу», „Ноguе» и «Аboukir». И все эти крейсера были потоплены одной подводной лодкой—U. 9 маленькой лодкой в 800 тонн, разрушившей все теоретические вычисления о боевой непригодности подводных лодок в современной морской войне.

 


В области наступательной борьбы германским флотом достигнуты следующие результаты:
11 октября был потоплен со своим экипажем в 550 ч. русский крейсер «Паллада».
1 ноября был потоплен в Па-де-Кале крейсер «Гермес»;
11 ноября на расстоянии двух миль от английского побережья около Dеаlе был потоплен кан.-крейсер—»Filger».
1 января был потоплен в Ла-Манше со своим экипажем в 600 чел. английский крейсер—„Fогmidablе».
В свое время не обратил на себя должного внимания официальный рапорт адмирала Веntlу, заявивший, что преследование германских крейсеров 24 января 1915 года в Северном море было прекращено в виду появления германских подводных лодок. Подводным же лодкам обязаны спасением германские крейсера „Dегflingег“ и «Sеidlitz».
Несомненным представляется, что обладай Турция ныне хотя бы 6 подводными лодками, общая ситуация у Дарданелл существенно бы изменилась.
4 февраля 1915 года объявила Германия подводную блокаду Англии. Преступив тем все законы и постановления морских соглашений, нарушив все правила интернациональной этики, Германия, однако, не смогла осуществить, хотя бы частично, свою угрозу о подводной блокаде Англии, для исполнения чего потребовалась бы подводная флотилия минимум в 800 подводных лодок.
В отместку за невозможность исполнения своего плана об уравнении при помощи подводных лодок своего флота с флотом Англии Германия свела подводную блокаду к нападению на торговые суда не только воюющих, но и нейтральных держав. И чем слабее становился подводный флот Германии, тем беспощаднее бывал он по отношению к коммерческим судам нейтральных держав и их экипажам.
Каковы же потери германского подводного флота?


К сожалению, к обычным цифрам о потерях германского подводного флота следует относиться с малым доверием, ибо, при исчезновении германской подводной лодки после двух — трех выстрелов, направленных в нее каким-либо броненосцем, говорят уже о ее потоплении. Потому мы будем оперировать лишь зарегистрированными цифрами.
9 августа 1914 года была потоплена крейсером «Бирмингам» U—15.,
24 ноября 1914 года U — 18 была уничтожена английским мин.-истребителем,
11 февраля была потоплена артиллерийским огнем одна германская подводная лодка близ Булони,
12 февраля у Дюнкерка наскочила на мину другая герм. подводная лодка,
19 февраля английским истребителем была потоплена U—8 в Ла-Манше,
20 февраля в Ла-Манше погибла еще другая германская подводная лодка U—2,
21 феврали была протаранена и пошла ко дну подводная лодка U—20,
25 февраля была потоплена U—12,
28 февраля коммерч. пароход «Тордис» потопил одну германскую подводную лодку.
Затем, одна подводная лодка была протаранена английским угольщиком, и, наконец, в Северном море погибла знаменитая U—9 которой удалось вывести из строя треть английских броненосцев типа «АЬоukiг».
Перед нами следовательно 11 зарегистрированных случаев и, несомненно, некоторые из незарегистрированных также заслуживают доверия и можно в общем смело говорить об уроне минимум в 15 подводных лодок. (Еще в первое полугодие войны погибли две германских подводных лодки в Балтийском море).
Цифры эти дают нам возможность сказать, что хотя Германия уже давно лихорадочно готовилась к войне, с титаническим напряжением всех сил и на суше оказалась в полном всеоружии, но на море война застала ее далеко не подготовленной, и многими брон. крейсерами пожертвовал бы ныне Вильгельм для увеличения своей подводной флотилии.


Оsсаг.

 

Еще по теме:

Первая мировая война. Оружие. Немецкие пушки 42 см

Первая мировая война. Оружие. Германские тяжелые орудия

Первая мировая война. Оружие. Пули «дум-дум»

Первая мировая война. Оружие. Ручные гранаты и бомбометы

Первая мировая война. Оружие. Новые взрывчатые вещества

Первая мировая война. Оружие. Воин, уничтожай врага!

Первая мировая война. Оружие. Авиация на войне

Первая мировая война. Оружие. Гидроплан «Альбатрос»

Первая мировая война. Оружие. Роль авиации

Первая мировая война. Оружие. Авиация во Франции

Первая мировая война. Оружие. Цеппелины на войне

Первая мировая война. Армии стран-участниц. Подводные лодки

Первая мировая война. Оружие. Подводные лодки

Первая мировая война. Оружие. Подводный флот Германии

Первая мировая война. Оружие. О роли подводных лодок в войну 1914 г.

Первая мировая война. Оружие. Бронированные автомобили

Первая мировая война. Оружие. Организация стрельбы в английском флоте

Дирижабли на войне

 

 

 

nik191-1.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *