«Cпасите наши души». Подлинная история аварии на подлодке «К-19» | История | Общество
У выживших сразу взяли расписку о неразглашении сроком на 30 лет. Умерших хоронили ночью, зарывая цинковые гробы на глубину 2 метра. А находившимся в больнице на лечении от лучевой болезни в целях секретности писали диагноз «астеновегетативный синдром» (депрессия). Как заметил командир «К-19», капитан 1-го ранга Николай Затеев: «Мы оказались просто психи!» «Записи отец начал делать в 80-х гг., — рассказывает «АиФ» Ирина, дочь Николая Затеева, — но читать их не давал. Папку с рукописью он передал нам с мамой в 1998 г. за несколько дней до кончины».
Сегодня в живых остались несколько десятков членов экипажа, переживших аварию. Один из них, Юрий Филин, в ту пору инженер-лейтенант, рассказал «АиФ»: «Конструкция реактора «К-19» не предусматривала на случай ЧП системы аварийной проливки водой (она необходима для охлаждения реактора). Эту систему пришлось мастерить из подручных средств, используя сварочный аппарат. Уже после трагедии на нашей АПЛ систему охлаждения стали ставить на всех советских ядерных кораблях».
«В реакторный отсек для устранения аварии моряки заходили полные сил, а выходили полуживыми. У них начиналась рвота, из-под корней волос сочилась сукровица. Лица распухали. С трудом стояли на ногах», — рассказал «АиФ» член экипажа Виктор Стерлец, на момент аварии старшина 2-й статьи.
Навстречу своим
Николай Затеев понимал, что все прошедшие реакторный отсек обречены. Задачей командира стало спасение остальных 100 с лишним подводников — радиация на лодке нарастала каждую секунду, а до базы в Североморске было 1500 миль.
Капитан 1-го ранга Николай Затеев. Фото: Из личного архиваЭто значило, что при ходе 10 узлов корабль доберётся домой через 6-7 суток… с мёртвой командой на борту. При этом Затеев не мог связаться с берегом и запросить помощь — антенна главного передатчика вышла из строя. У двоих офицеров сдали нервы, они стали требовать у командира вести лодку к ближайшему участку суши, которым оказался норвежский остров Ян-Майен (в действительности спастись на этом скалистом острове в Северном-Ледовитом океане было делом нереальным). Опасаясь, что матросов могут подбивать на бунт, Затеев распорядился выбросить за борт имеющиеся на лодке автоматы и пистолеты. Себе и помощникам он оставил пять макаровых.
Находясь в океане без связи, за тысячи километров от родного берега, на борту корабля, где радиацией отравлено всё, вплоть до еды и запасов пресной воды, ситуацию можно было бы считать безнадёжной. И тут, словно фотовспышка, в памяти Затеева мелькнула карта, которую он видел в кабинете главкома флота. На ней южнее места, где дрейфовала «К-19», должны были быть позиции советских дизельных подлодок. «Один шанс на миллион, но другого нет», — решает Затеев. «К-19» начинает двигаться на юг, а радист по запасному маломощному приёмнику с радиусом действия около 50 миль передавать сигнал бедствия. Это продолжалось 10 часов.
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше
Наш SOS всё глуше, глуше,
И ужас режет души
Напополам…»
Как выяснилось, несколько советских субмарин, находящихся поблизости, слышали «К-19», но откликнулись только два командира — Жан Свербилов и Григорий Вассер. Направив свои дизельные лодки на выручку «К-19», они совершили самоотверженный поступок, потому что нарушение регламента учений могло стоить им военной карьеры.
Ветераны, члены экипажа «К-19», с кадетами из Ярославля, учениками школы №50, названной в честь одного из погибших матросов подлодки — Валерия Харитонова. Фото: АиФ/ Мария Позднякова С корабля Свербилова Затеев передаёт на командный пункт ВМФ шифровку с объяснением ситуации и просьбой разрешить эвакуацию экипажа. В ответ гробовое молчание, длившееся 5 (!) часов. Лишь однажды оно было прервано советом кормить облучённых моряков… свежими фруктами, коих на подлодке, разумеется, не оказалось.
Взяв на себя ответственность, Затеев эвакуировал экипаж. Тяжело поражённых радиацией переправляли на другую подлодку на носилках. Одежда подводников с «К-19» так фонила, что им пришлось полностью раздеться, сбрасывая с себя всё за борт. Затеев, которому также пришлось оставить одежду, сильно жалел, что не уберёг иконку Николая Чудотворца, подаренную мамой. Лодку он покинул последним. «К-19» взяли на буксир.
Шестеро из 8 погибших сразу после аварии моряков, похоронены в Москве на Кузьминском кладбище. Один из них — матрос Валерий Харитонов — родом из Ярославля. В этом городе его именем названа школа №50, в которой есть морской кадетский класс. Фото: АиФ/ Мария Позднякова
Кроме того, не стоит забывать, что «К-19» несла баллистические ракеты Р-13, оснащённые 1,4-мегатонными боеголовками, каждая из которых могла бы разрушить часть большого города. Страшно представить, что могло произойти, если бы аварию на лодке не удалось взять под контроль. Да и сам день происшествия был символичным — 4 июля, День независимости США. В реалиях холодной войны американцы могли возомнить всё что угодно. А если бы они решили ответить?..
Капитан 1-го ранга Владимир Погорелов, переживший аварию, не смотря на преклонный возраст, приехал из Киева в Москву почтить память товарищей. Фото: АиФ/ Мария ПоздняковаНо давать звание Героя даже тем, кто вскоре умер от облучения, никто не собирался. Как не собирались признавать и то, что к аварии привёл конструкторский недочёт. «При всех очевидных недоработках «К-19» не могла не выйти в море летом 1961 г., — рассказывает «АиФ» историк и шеф экипажа «К-19» Александр Никишин. — Это был наш ответ США и их первому подводному ракетоносцу «Джордж Вашингтон». Наличие в Мировом океане этой американской лодки не давало спать руководству СССР. Сроки сдачи «К-19» подгоняли, не считаясь с реалиями».
Морское братство ветеранов «К-19» Фото: АиФ/ Мария ПоздняковаЖивучая
Кадр из фильма «К-19», 2002 год После аварии лодку хотели списать, но обновлённый экипаж не дал это сделать — рискуя здоровьем, моряки по сантиметру отмывали субмарину от радиоактивной пыли. И «К-19» вновь вышла в море, хотя без ЧП не обошлось: в 1969 г. она столкнулась с американской подлодкой, а в 1972 г. пожар на её борту унёс жизни 28 подводников. Однако, когда о «К-19» говорят как о несчастливой, подводники возражают: «Она выходила из таких ситуаций, при которых другие субмарины тонули». Всего «К-19» прошла 332 тысячи миль — больше, чем расстояние от Земли до Луны.
Утилизировали лодку в 2003 г. Энтузиасты успели спасти рубку в надежде, что будет создан музей «К-19», ведь такими историями не разбрасываются.
Дочь командира «К-19» Ирина Затеева рядом с могилой отца. Фото: АиФ
В первые две недели после аварии от последствий сильной дозы облучения погибли 8 подводников: капитан-лейтенант Юрий Повстьев, лейтенант Борис Корчилов, главный старшина Борис Рыжиков, старшина 1-ой статьи Юрий Ордочкин, старшина 2-ой статьи Евгений Кошенков, матрос Семён Пеньков, матрос Николай Савкин, матрос Валерий Харитонов. А 1 августа 1970 г. ушел из жизни капитан 3 ранга Анатолий Козырев. Остальные члены экипажа, также получившие дозы облучения, во много раз превышающие допустимые, много месяцев проходили лечение от лучевой болезни.
Смотрите также:
Подводная лодка К-19: история, судьба, фото
Знаменитая советская подводная лодка К-19, история которой является одной из самых знаковых в отечественном флоте, известна благодаря своей несчастливой судьбе. На ней в разные годы происходило множество происшествий, отнимавших жизни моряков.
Известность К-19
Чем больше всего известна подводная лодка К-19? История этого судна современному массовому обывателю запомнилась благодаря художественному фильму 2002 года с Харрисоном Фордом в главной роли. Эта картина под одноименным названием «К-19» обошла большинство мировых кинотеатров и напомнила о том, как близок был мир к ядерной катастрофе. Тем не менее фильм, в силу своего формата, показал далеко не все, что происходило на судне.
Подводная лодка К-19, история которой не поместилась бы и в несколько голливудских боевиков, началась в 1958 году. Тогда советское правительство решило, что пора создать первый на флоте атомный ракетоносец. Он смог бы стать важным аргументом в обострившемся споре с США. Большая часть службы подводной лодки пришлась как раз на время холодной войны. Из-за того, что К-19 чуть не стала причиной утечки радиации, ее неофициально называли «Хиросимой».

Проект АПЛ
Когда подводная лодка К-19 существовала еще только на бумаге, советским конструкторам стало ясно, что этот их проект станет этапом очередной гонки с США. В том же 1958 году американские власти создали секретное бюро, которое разрабатывало аналогичное судно «Джордж Вашингтон».
Советских инженеров торопили не меньше. 17 октября 1958 года начались работы по созданию первой атомной подлодки в СССР. Судостроители и конструкторы работали над проектом круглыми сутками без перерыва. Процесс был непрерывным. Работали три смены, которые выкладывались по 24 часа 7 дней в неделю. В одном таком «потоке» могло быть задействовано по три тысячи человек. Чересчур поспешный ход подготовки судна дал знать о себе очень быстро. Во время покраски трюмов на верфи произошел пожар. Погибли двое рабочих.

Неудачи при создании
Несчастливая подводная лодка К-19, история которой буквально кишит разными инцидентами, столкнулась с неприятностями снова во время первого запуска реактора. Технологическая ошибка привела к тому, что давление внутри камеры превысило нормы безопасности в два раза. Только по счастливой случайности никто не получил смертельной дозы облучения.
Кроме того, конструкторы допустили небольшой крен судна в один градус. Этот дефект привел к тому, что когда подводная лодка К-19 погрузилась в воду, она чуть не перевернулась. Ее пришлось поднимать в аварийном режиме в течение считаных секунд. Во время проведения этой операции атомный ракетоносец чуть не протаранил соседние суда, которые участвовали в испытаниях.
Политическая важность
Уже позже специалисты спорили между собой о том, стоило ли так торопиться с созданием подводной лодки. Профессиональные аргументы в данном случае оказывались на втором плане. Решающее слово было за политиками. В коммунистическом руководстве хотели как можно быстрее получить К-19, чтобы иметь аргумент в своем споре с США. Возможные эксплуатационные ошибки в Москве мало кого интересовали. Там надеялись на то, что дефекты можно будет исправить уже по ходу использования подводной лодки.
Некоторые конструкторы и военные специалисты оправдывали эту точку зрения с профессионального ракурса. Когда речь идет о судах нового поколения (каким была советская подводная лодка К-19), то невозможно на бумаге предугадать всех вероятных осложнений. Ошибки в данном случае приходится исправлять уже по факту их наличия.

Первый инцидент в море
К-19 была спущена на воду 11 октября 1959 года. За несколько месяцев до этого американская армия получила в свое распоряжение аналогичный «Джордж Вашингтон». Однако в начале эксплуатации американская подводная лодка была лучше советской. Она имела более высокий радиус поражения, на ней помещалось больше атомных ракет. Снаряды на «Джордже Вашингтоне» по своей мощности в несколько раз превышали показатели бомб, сброшенных на Хиросиму в 1945-м.
12 апреля 1961-го, в тот день, когда Юрий Гагарин триумфально побывал в космосе, в Баренцевом море чуть не стряслась трагедия, от которой мог пострадать весь мир. К-19 проплыла совсем рядом с субмариной «Наутилус», принадлежавшей США и проводившей разведку у советских берегов. Столкновения удалось избежать в последний момент. Однако из-за резкого маневра подводная лодка столкнулась с дном. Судно только по счастливому стечению обстоятельств не пострадало.
Поломка в реакторе
Летом того же 1961 года на К-19 случилась трагедия, о которой стало известно много лет спустя, после рассекречивания документов. Тогда подводная лодка участвовала в морских учениях в Арктике. Сломался реактор, из-за чего некоторые отсеки оказались в зоне радиации. Экипажу пришлось, не имея специальных средств и инструментов, избавляться от дефекта. Судно удалось спасти от гибели, но некоторые моряки поплатились собственными жизнями. Они попали под облучение и скончались в ужасных мучениях.
Последствия аварии при плохом стечении обстоятельств были бы ужасающими. Могло произойти заражение всего Мирового океана. А причиной тому была бы всего лишь одна подлодка К-19. История о том происшествии на учениях оказалась засекреченной. Погибшие получили государственные награды.

Возвращение подводной лодки в строй
После трагедии 1961 года в советском военном ведомстве решили потопить К-19. История подводной лодки за столь короткий срок уже была полна всевозможными несчастьями, а ее корпус был поражен радиацией. Однако в этот критический момент свое слово сказал экипаж. Моряки сами вызвались дезактивировать аварийный реактивный отсек и извлечь опасные боеголовки. Люди работали в невыносимых условиях. Многие позже скончались точно так же, как их товарищи во время инцидента в Арктике. Высшие чины смотрели на ситуацию сквозь пальцы. Военные хотели спасти стратегически важное судно любой ценой, не считаясь с жертвами.
Когда К-19, наконец, была отмыта, ее повели в родной порт. Однако по дороге вновь случилось непредвиденное. Недалеко от Северодвинска лодка оказалась на мели. На застрявшем судне закончилась энергия и сели генераторы. У экипажа было на исходе продовольствие. Флоту пришлось провести еще одну спасательную операцию. После тех события старый ракетный отсек был затоплен около Новой Земли. Подводная лодка К-19 (ее размеры, в основном) подверглась изменениям и модернизации. Только после 1961 года она смогла вести огонь из подводного положения благодаря увеличению радиуса стрельбы.
Столкновение с Gato
Некоторое время судьба подводной лодки К-19 не вызывала беспокойства. В 1967 году она была признана лучшим кораблем на службе у Северного флота. Командованию и морякам казалось, что несчастья, связанные с К-19, остались позади. Однако это было не так.
15 ноября 1969 года, на учебном задании в Баренцевом море, советская подводная лодка столкнулась с американской «сестрой». Gato проводила разведку около побережья СССР. Столкновение было случайным, но американцы решили, что русские намеренно пошли на таран. Тогда командир отсека с торпедами на Gato отдал приказ открыть огонь по противнику. У американцев также была ядерная боеголовка. Смертельный бой мог стать причиной Третьей мировой войны. Однако капитан всего судна не решился атаковать соседку и приказал развернуться назад. Катастрофы удалось избежать.

Пожар в 1972-м
24 февраля 1972 года экипаж судна заметил задымление в девятом отсеке. Вскоре начался пожар. Моряки из других частей судна слышали приглушенные крики и кашель. Гибель подводной лодки К-19 была близка как никогда. По правилам, моряки не могли открыть охваченный огнем отсек, чтобы избежать пожара на всем судне. Загерметизированная часть К-19 превратилась в топку, в которой выжить не представлялось возможным. Несмотря на предупредительные меры экипажа, огонь все-таки начал распространяться по всей подводной лодке.
Тогда капитан Кулибаба отдал приказ о всплытии. Это было тяжелое решение. Теперь американцы могли заметить К-19. История подводной лодки, фото, основные характеристики – все это было в Вашингтоне. Однако даже там не могли предположить, что несчастливое судно опять попадет в беду, так и не вступив в бой.

Спасение экипажа
О случившемся доложили в Москву. Через несколько часов о пожаре узнали руководители партии. Было принято решение выходить на связь с подводной лодкой только раз в день, чтобы минимизировать шанс перехвата сообщения американцами. Тогда же на выручку К-19 отправились восемь вспомогательных судов.
Ситуация осложнялась тем, что в районе, где находилась подводная лодка, бушевал шторм. Буря три недели не позволяла прибывшим кораблям помочь К-19. Спасатели пытались отбуксировать ее. Однако канаты, необходимые для этой операции, каждый раз рвались.
Тем временем экипаж под водой пытался сделать все, чтобы выжить. Другой его задачей было не допустить распространения огня до ракетного отсека. Если бы это случилось, то произошла бы детонация атомных боеголовок. На третий день в командную рубку поступил звонок с аварийного телефона в одном из закрытых отсеков. Моряки, которые были там заперты, выжили. На это никто уже не надеялся. Однако теперь было необходимо помочь изолированным людям. Они могли попросту задохнуться. Воздух пустили по трубе, которая первоначально предназначалась для аварийного откачивания воды.
Все моряки старались не тратить свою энергию попусту и не тратить драгоценный кислород. Экипаж был спасен только на 23-е сутки, когда погода, наконец, успокоилась. Погибло 2 спасателя и 28 моряков на подводной лодке. После случившегося на флоте снова разгорелись споры о том, нужно ли списывать К-19. У подводной лодки вновь нашлись могущественные защитники в верхах, которые отстояли АПЛ.

Конец службы
В последующие годы служба К-19 проходила относительно спокойно. Она была выведена из состава флота в 1990 году. В 2003-м было принято решение по утилизации несчастливой подводной лодки. Сохранили лишь рубку, которая до сих пор находится в городе Снежногорске Мурманской области.
За время службы К-19 прошла больше трехсот тысяч морских миль. Судно провело несколько боевых операций и запустило в общей сложности два десятка баллистических ракет. Однако, несмотря на эти выполненные поставленные задачи, К-19 больше всего известна именно благодаря многочисленным происшествиям и инцидентам.
fb.ru
обнаружена подлодка С-9, которой командовал шарьинец Александр Мыльников
4 мая 2013 года в Финском заливе была обнаружена подводная лодка С-9, не вернувшаяся из похода в 1943 году. Командир субмарины — наш земляк, капитан-лейтенант Александр Иванович Мыльников, именем которого названа одна из улиц в п. Ветлужский, рассказывает газета «Ветлужский край».Александр Мыльников родился в 1911 году. После окончания железнодорожной школы №21 в пос.Ветлужский некоторое время работала на лесозаготовке, а в 30-е годы уехал а Ленинград поступать в Военно-Морскую академию имени Фрунзе, которую окончил в 1936 году. По специальности штурман-подводник, в звании лейтенанта. Война застала Александра Мыльникова на Балтике. Свой первый орден, орден Ленина, он получил уже в ноябре 1941 года — за потопленный в Таллинской бухте немецкий транспорт. Причем в бухту капитан-лейтенант, рискуя, провел подлодку (тогда еще малую, М-93) через минные поля. В январе 1942 года он был назначен командиром лодки С-9 (средняя). В сентябре 1942 го лодка Мыльникова торпедой поразила немецкий головной транспорт «Анна Б», а на следующий день — одиночный танкер «Миттельмер». В походе лодка дважды пересекала минные поля. За этот подвиг Мыльников и еще12 членов экипажа были награждены орденами Красного Знамени. О дерзости и отваге капитана С-9 Александра Мыльникова на флоте ходили легенды: Мыльников действовал под водой с кавалерийской лихостью. Однако, поставленная на этот раз перед ним задача была практически невыполнимой. Когда ранее на заседании Военного Совета флота решался вопрос об уничтожении противолодочных сетей с помощью подводных лодок, командиры их пытались высказать мнение о нецелесообразности таких действий, но их мнение в расчет не было принято. Вот как рассказывал об этом бывший командир лодки Л-3 П. Грищенко: «Командиру А. Мыльникову была поставлена задача разрушить сети залпами своих торпед. Но размеры ячеек сети три с половиной на три с половиной метра не позволяли пройти лодке, а преградить путь торпеде или же взорваться никак не могут».
Из похода С-9 не вернулась. Без вести пропавший… Эта формулировка означала не только полную неизвестность, но, как правило, гибель… Только через много десятилетий «весть» о лодке все-таки пришла. 4 мая дайверы IX международной подводной поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы-2013» идентифицировали обнаруженный на дне Финского залива в районе острова Большой Тютерс объект, который оказался без вести пропавшей в 1943 году советской подводной лодкой С-9 (IX-бис серии). Лодка лежит на глубине 56 метров.
По словам военных историков – участников экспедиции Мирослава Морозова и Михаила Иванова, «с достаточной точностью установлено, что на лодке в том последнем походе были 46 членов экипажа, и что только один моряк — старшина 2-й статьи К.Т. Дикий выбрался из подорвавшейся подлодки (пр.его тело было обнаружено 4 сентября 1943 г. на западном берегу острова Сескар). Никаких данных о попытках других моряков выйти из лодки нет, хотя вовсе не исключено, что такие попытки предпринимались не только старшим рулевым Диким. Командовал подводным кораблём капитан 3-го ранга Александр Иванович Мыльников».
Подводная лодка объявлена местом воинского захоронения, а место ее гибели будет нанесено на все морские карты. Теперь в этой точке будет запрещено проведение подводных работ, а корабли и суда ВМФ России, проходя в этом районе, должны приспускать флаги и отдавать воинские почести погибшим защитникам Родины.
8 мая ветераны войны и моряки Ленинградской военно-морской базы отдали дань памяти погибшим подводникам и приняли участие в траурной панихиде на месте гибели С-9.
smi44.ru
Разведывательно–водолазная команда
Технические характеристики и описание
- Советская дизель-электрическая подводная лодка времен второй мировой войны («С» — средняя), серия IX-бис
- Длина: 78 м
- Предельная глубина погружения: 100 м
- Вооружение: 100мм орудие, 45мм орудие, 6 торпедных аппаратов (4 в носу, 2 в корме), 12 торпед
- Экипаж: 45 человек
- Пропала без вести 12-14 августа 1943
- Обнаружена и идентифицирована нашей командой в 2013 году, причина гибели – подрыв на донной мине немецкого минного заграждения Зеегель при возвращении на базу.
Описание
С-9 – одна из пяти лодок Балтфлота, направленных командованием в 1943 году на прорыв мощнейших противолодочных заграждений в Финском заливе. Из пяти лодок, направленных на прорыв, уцелела только одна (Щ-303), которой удалось вернуться на базу с тяжелыми повреждениями. Остальные четыре лодки (С-9, С-5, Щ-406, Щ-408) – погибли.
История
У лодки богатая и трагическая история: она дважды тонула, ее дважды атаковали немецкие подводники (U-140), лодка пережила несколько атак сил противолодочной обороны и самолетов противника, была повреждена в результате артиллерийских обстрелов и в результате попадания в советскую же противолодочную сеть.

Октябрь 1941 года для лодки выдался особенно тяжелым. В шторм от удара о камни погнула лопасти винтов и рулей.
Первый ее командир погиб, совершив несколько грубых ошибок при всплытии в шторм 7 октября: не был продут весь балласт, лодка шла кормой к волне. Лодку накрыло волнами, в результате всех, кто находился на вахте смыло за борт (включая командира Рогачевского), через открытые люки был полностью затоплен центральный пост и боевая рубка лодки, лодка затонула и легла на грунт на глубине 56 метров. Благодаря грамотным действиям экипажа, в первую очередь мотористов, удалось всплыть и восстановить работоспособность лодки, однако оборудование и документы в центральном посту были значительно повреждены.
В октябре 1942 года лодка пережила таранный удар немецкого транспорта после успешной торпедной атаки первого корабля в колонне (погнуты перископы, сорвана противосетевая пила и меч гидроакустика).
При первом же погружении после этих событий было обнаружено поступление воды в центральный отсек – погнутый перископ мешал плотному закрытию рубочного люка. Продутие цистерн быстрого всплытия оказалось недостаточным, лодка легла на дно на глубине 44 метров с полностью затопленным центральным постом. Лодку спас командир БЧ-5 Сафонов, который сумел продуть оставшиеся балластные цистерны из кормового отсека. В результате затопления все оборудование и документы центрального поста были выведены из строя: отказали гирокомпас, эхолот, лаг, мотор одного из перископов, механизмы управления рулями.
За годы войны совершила пять боевых походов, в которых провела 101 сутки, произвела три торпедных атаки, повредила один транспорт — 27 сентября 1942 года, одной торпедой с двух кабельтовых попала в транспорт Mittelmeer (6370 брт).
Две другие атаки были произведены на следующий день, 28 сентября, одиночными торпедами по транспорту Hornum (1467 брт).
После промахов С-9 всплыла и открыла артиллерийский огонь. После двух попаданий транспорт загорелся, и подлодка погрузилась, но экипаж транспорта сумел потушить пожар и спасти судно.
В пятый поход С-9 вышла 26 июля 1943 года. 12 августа доложила о начале движения на базу, после чего пропала без вести.
4 сентября у острова Сескар было найдено тело старшего рулевого с С-9 К. Т. Дикого в спасательном аппарате ИСА-М.
При осмотре остова лодки обнаружен открытый носовой торпедный аппарат (верхний по правому борту), через которую, видимо, экипаж и пытался покинуть гибнущую лодку. Кормовой аварийный, рубочный и носовые люки закрыты, повреждения лодки – характерные для подрыва на донной мине: вертикальный надлом-трещина, проходящий по корпусу лодки в кормовой трети.
Из интересных особенностей – в 1942 среди подводников-балтийцев была популярна версия того, что большие потери среди советских подводных лодок могут быть связаны с применением немцами контактных электромагнитных мин.
Экипажи и береговой персонал старались снизить риск подрыва на ЭМ-минах: на корпусе С-9 до сих пор хорошо видны сделанные доработки — леера и выступающие металлические части обмотаны резиновой лентой, вдоль корпуса лодки установлены три линии деревянного бруса.
3D-модель С-9, полученная с помощью фотограмметрии

Лодкой командовали:

- Капитан 3 ранга С.А. Рогачевский (22 июня – 6 ноября 1941)
- Старший лейтенант Н.В. Дьяков (после гибели Рогачевского по 13 января 1942)
- Капитан 3 ранга А.И. Мыльников (14 января 1942 – до гибели с ПЛ)
uwex.org
Дайверы обнаружили в Финском заливе подводную лодку С-9, пропавшую в 1943
Просмотров: 9766.Дайверы идентифицировали обнаруженный на дне Финского залива объект, который оказался без вести пропавшей в 1943 году советской подводной лодкой С-9 (IX-бис серии).

4 мая дайверы IX международной подводной поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы-2013» идентифицировали обнаруженный на дне Финского залива в районе острова Большой Тютерс объект, который оказался без вести пропавшей в 1943 году советской подводной лодкой С-9 (IX-бис серии).
К настоящему моменту ныряльщики-поисковики обследовали корпус корабля и пытаются проникнуть внутрь, но, как сообщил корреспонденту ИА REGNUM руководитель проекта, дайвер Разведывательно-водолазного клуба Константин Богданов, «оказалось, что проникновение внутрь сделать чрезвычайно трудно, если не сказать очень опасно!
Причин тому несколько:
во-первых, за прошедшие 70 лет (с 1943 года) корпус подводной лодки весь буквально опутан сотнями обрывков рыбацких сетей и тралов, тросами, канатами — срезать или разобрать всё это невозможно в принципе;
во-вторых, причиной гибели стало попадание подлодки кормой на большую связку подводных мин, и в результате, скорее всего, нескольких взрывов произошли очень сильные разрушения кормовой части корпуса, которые внутри коснулись центрального поста и главной рубки. Эту версию подтверждает тот факт, что люки главной рубки полностью закрыты.
Таким образом, попытки оставшихся в живых членов экипажа покинуть погибающий корабль могли предприниматься только из носовых торпедных аппаратов.
К сложностям работы на найденной лодке относятся и объективные природные факторы: она лежит на глубине 56 метров, температура воды на дне 2 градуса по Цельсию, вода имеет выраженный тёмный цвет и хотя средняя видимость примерно 4 метра, но именно тёмный цвет воды требует большого количества осветительного оборудования, доставка которого за день-два невозможна. Тем более, что день 5 мая пропал для поисков: на акватории установилась почти предштормовая погода, весьма свежий ветер и резкая короткая волна с барашками».

Моряки подводной лодки С-9 перед последним боевым походом 1943
Как подчеркнул руководитель экспедиции: «Именно эта задача — обследовать носовые торпедные люки — и может помочь дать ответ, как покинул корабль, по крайней мере, один член экипажа — старший рулевой подводной лодки старшина 2 статьи К.Т. Дикий, труп которого 4 сентября 1943 года найден на западном берегу острова Сескар. На нём был надет дыхательный прибор ИСА-М.».
Данную проблему прокомментировали военные историки Мирослав Морозов и Михаил Иванов, работающие в составе нынешней экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы-2013». Они подтвердили корреспонденту ИА REGNUM, что «с достаточной точностью установлено, что на лодке в том последнем походе были 46 членов экипажа, и что только один моряк — старшина 2-й статьи К.Т.Дикий, выбрался из подорвавшейся подлодки. Никаких данных о попытках других моряков выйти из лодки нет, хотя вовсе не исключено, что такие попытки предпринимались не только старшим рулевым Диким. Командовал подводным кораблём капитан 3-го ранга Александр Иванович Мыльников.
В память погибших на корпусе лежащей на дне Балтики лодки С-9 наши дайверы установят мемориальную доску со списком всех членов экипажа».

Командир подводной лодки С-9 капитан 3 ранга Александр Иванович Мыльников
В рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы-2013» 7 мая будет проведена торжественная церемония отдания воинских почестей и панихида по погибшим морякам.

Справка:
Подводная лодка С-9 (до 20.10.1937 г. называлась «Н-9», заводской стапельный № 241) заложена 20.06.1937 года на заводе № 112 «Красное Сормово» в городе Горьком (ныне г. Нижний Новгород), спущена на воду 20.04.1938 года, вступила в строй 31.10.1940 г. и 19.12.1940 г. включена в состав Краснознамённого Балтийского Флота РККФ.

Подлодка участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море. Совершила 4 боевых похода и произвела 3 атаки с выпуском 3 торпед, дважды повредив 27.09 и 28.09.1942 г. танкер Mittelmeer (6370 брт). Примерно 13.08.1943 г. погибла в Финском заливе от подрыва на минном заграждении противника при форсировании противолодочного рубежа и 29.09.1943 г. исключена из состава Балтфлота РККФ.
Дата публикации:
nita.spox.ru
70 лет без вести. Подводная лодка «С-9». Найдена экспедицией “Поклон кораблям великой победы”.
70 лет без вести. Подводная лодка «С-9» .
В годы Великой отечественной войны для поддержания немецкой военной машины стратегически важно было транспортное сообщение в Балтийском море, поставки руды добываемой в шахтах в Швеции в Германию, и продовольствия и войск из Германии в Финляндию. Срыв грузовых перевозок и прекращение поставок руды серьезно осложняли работу немецкой военной промышленности и действия немецкой армии. В связи с тем, что господство в Балтийском море и в воздухе принадлежало противнику, Советские корабли были заперты в Кронштадте. Основной опасностью в Балтийском море для немецких транспортных кораблей были подводные лодки. Немцы прилагали максимальные усилия для того, чтобы блокировать Советские подводные лодки в верхней части Финского залива, таким образом, обеспечив безопасность своим транспортным конвоям.
Весной 1942 г. в довольно короткий срок немцы создали две мощнейшие минно-артиллерийские противолодочные позиции: Гогландскую и Нарген-Порккалла-Уддскую. Каждая из этих позиций состояла из нескольких рядов минных заграждений, располагающихся поперек вероятных путей развертывания советских подводных лодок. Протяженность их по фронту предусматривалась таковой, чтобы ни справа, ни слева обойти их было невозможно. Между шхерными районами Порккалла-Удд и островом Нарген (Найсар) параллельно линии Хельсинки – Таллин было оборудовано минное заграждение «Назхорн» («Носорог»). Второе минное заграждение было установлено по 27-му меридиану восточной долготы. Называлось это заграждение «Зеигль» («Морской еж»).
Кроме этих двух заграждений было установлено и третье – между островами Лавенсаари и Котлином под названием «Тигр». Рядом с ним – четвертое под названием «Урс». Пятое, довольно мощное заграждение располагалось к югу от острова Лавенсаари и называлось «Зйехунд» («Тюлень») В общей сложности к лету 1942 г. в Финском заливе было выставлено 21 тыс. мин. Донные неконтактные мины ставились в линии с интервалом 40-60 м и на глубинах свыше 50 м с целью недопущения проскальзывания подводных лодок у самого дна.
Особую опасность для наших подводных лодок представляли противолодочные сетевые заграждения. В наиболее узком месте Финского залива (на Нарген-Порккалло-Уддской позиции) немцы с помощью соединения сетевых заграждений установили две линии мощных противолодочных сетей, отстоявших друг от друга на 70-100 м. Сети эти были весьма прочными, т.к. изготовлялись из стального троса диаметром 18 мм. К дну залива сети крепились тяжелыми якорями, а на плаву в вертикальном положении удерживались на многочисленных поплавках. Углубление сетей от поверхности воды достигало 40-70 м, практически перекрывая в этом районе весь диапазон возможной глубины хода подводных лодок. Там же, где глубина позволяла лодкам проскользнуть под сетью, были поставлены донные мины.
Новое противолодочное заграждение, состоящее из противолодочных сетей и мин, называлось «Вальрос». По флангам его были установлены подводные гидроакустические станции. Вдоль противолодочных сетей курсировали подвижные корабельные дозоры. Только в западной части Финского залива было сосредоточено 240 различных противолодочных кораблей и катеров, готовых в любую минуту ринуться в сторону обнаруженной лодки. Нигде и никогда подводные лодки не оказывались в таких жесточайших условиях как советские на Балтике во время Великой Отечественной войны.
В свой последний поход для разведки Нарген-Порккала-Удского рубежа «С-9» вышла 30 июля 1943 года. Пройдя незаметно все минные поля, 7-9 августа подводная лодка обследовала противолодочные сети и сообщила об обстановке. Попытка форсирования сетевого заграждения окончилась неудачей. Пытаясь прорваться, «С-9» выпустила в сторону сетей торпеду, но была замечена силами ПЛО и атакована. В ночь на 12 августа подводная лодка сообщила о своем возвращении и запросила время и место встречи с эскортом. Больше «С-9» на связь не выходила.
.
photoocean.ru
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Т-9 — это… Что такое ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Т-9?
- ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Т-9
-
«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Т-9», СССР, ЛЕНФИЛЬМ/БАКИНСКАЯ киностудия, 1943, ч/б, 71 мин.
Военно-приключенческий фильм.
Великая Отечественная война. Советская подводная лодка Т-9, пройдя через минные заграждения Северного моря, проникает во вражеский порт. Моряки топят транспортные суда противника, но вскоре узнают, что опоздали — вражеские войска и вооружения уже сгружены и направлены на фронт. Капитан Костров оказывается в ситуации, когда боевое задание почти невыполнимо, но он должен его выполнить — для него это вопрос чести или бесчестия. . .
В ролях: Олег Жаков (см. ЖАКОВ Олег Петрович), Исмаил Дагестанлы (см. ДАГЕСТАНЛЫ Исмаил), Борис Чинкин, Виктор Шарлахов (см. ШАРЛАХОВ Виктор), А. Аллегров, Борис Байков, Кязим Зия.
Режиссер: Александр Иванов (см. ИВАНОВ Александр Гаврилович).
Авторы сценария: Александр Штейн (см. ШТЕЙН Александр Петрович), Иоганн Зельцер (см. ЗЕЛЬЦЕР Иоганн Моисеевич).
Операторы: Николай Ренков (см. РЕНКОВ Николай Степанович), Мухтар Дадашев (см. ДАДАШЕВ Мухтар Баба оглы).
Художник-постановщик: Юрий Швец (см. ШВЕЦ Юрий).
Композитор: Борис Зейдман.
Текст песен: Л. Зальцман.
Звукорежиссер: А. Шейхов.
Монтаж: А. Торосян.
Энциклопедия кино. 2010.
- ПОДВОДНАЯ ЛОДКА
- ПОДВОДНЫЕ БЕРЕТЫ
Смотреть что такое «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Т-9» в других словарях:
подводная лодка — подлодка, субмарина Словарь русских синонимов. подводная лодка субмарина; подлодка (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА — «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА», СССР, Мосфильм, 1961, ч/б, 36 мин. Приключенческий фильм. Пропагандистский фильм, советская реакция на Карибский кризис. Американская подводная лодка, которая должна принять участие в десанте на Кубу, спешит к намеченной цели.… … Энциклопедия кино
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА — ПОДВОДНАЯ ЛОДКА, морской военный корабль, который может передвигаться как по воде, так и под водой. Вооружен главным образом торпедами. Идея создания субмарины появились в XVI веке, но их не строили, пока датский изобретатель Корнелис Дребел… … Научно-технический энциклопедический словарь
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА — корабль, способный совершать плавание и выполнять боевые задачи в подводном или надводном положении. Широкое строительство подводных лодок началось в кон. 19 нач. 20 вв. Современные подводные лодки вооружены баллистическими и крылатыми ракетами,… … Большой Энциклопедический словарь
Подводная лодка — корабли и суда, способные погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Боевые подводные лодки предназначаются для уничтожения кораблей и судов противника, поражения наземных объектов и выполнения ряда других боевых задач… … Морской словарь
подводная лодка — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN submarine [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики охрана окружающей среды EN submarine DE Unterseeboot FR sous marin … Справочник технического переводчика
подводная лодка — боевой корабль, способный погружаться, всплывать и длительное время находиться в подводном положении. Подводные лодки предназначены для уничтожения надводных кораблей, судов и подводных лодок противника, поражения наземных объектов, постановки… … Морской биографический словарь
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА — (ПЛ) Боевой корабль, способный погружаться, всплывать и длительное время находиться в подводном положении. ПЛ предназначены для уничтожения надводных кораблей, судов и ПЛ противника, поражения наземных объектов, а также для постановки минных… … Морской энциклопедический справочник
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА — ПОДВОДНЫЙ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР; РЕЖИМ ПЛАВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК … Юридическая энциклопедия
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА — (подлодка, субмарина) боевое судно с герметично замкнутым объёмом (разделённым на отсеки), оборудованное средствами (см.) экипажа, способное длительно плавать, погрузившись ниже уровня воды (льда) до 400 м, и предназначенное в основном для… … Большая политехническая энциклопедия
dic.academic.ru
