Девятиэтажная «Акула»: история легенды советского военного флота | История | Общество

Борьба за военный паритет

Среди всевозможных достижений человечества есть немало рекордов, авторство которых принадлежит нашим соотечественникам. Одним из таких является создание самой большой подводной лодки в мире. Советские подводные крейсеры проекта «Акула», построенные в 1980-х годах, по сей день не знают себе равных по величине.

Высота подлодки проекта «Акула» примерно равна высоте девятиэтажного здания. А теперь представьте себе девятиэтажку, уверенно двигающуюся вперёд на глубине в несколько сотен метров — подобная картина способна потрясти и не слишком впечатлительного человека!

Но советские конструкторы, работавшие над «проектом 941», о рекордах думали в последнюю очередь. Главной задачей было обеспечить сохранение военного паритета между СССР и США.

К 1970-м годам стало очевидно, что подводные лодки с ядерным оружием на борту играют очень важную роль в обеспечении безопасности государства.

Руководству СССР из донесений разведки стало известно, что в США начаты работы по созданию атомных подводных лодок нового поколения. Новые ракетоносцы типа «Огайо» должны были обеспечить США подавляющий перевес в ядерных носителях морского базирования.

В декабре 1972 года Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» получило тактико-техническое задание на проектирование советского ракетоносца третьего поколения. Главным конструктором проекта стал Сергей Ковалёв, легендарный создатель советских подводных ракетоносцев.

«Акула», вид с правой раковины. Фото: Commons.wikimedia.org

Размер имеет значение

19 декабря 1973 года правительством Советского Союза было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

Новая советская трёхступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-39, специально предназначенная для вооружения подводных лодок нового типа, по своим показателям превосходила американский аналог «Трайдент-I». Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента».

Но за всё нужно платить. Высокие качества Р-39 сочетались с невиданными для ракет морского базирования размерами — почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога.

Это означало, что предстоит разработать совершенно уникальный подводный крейсер, размеры которого не будут иметь аналогов.

В результате ракетные крейсеры «проекта 941» имели наибольшую длину — 172,8 метра, наибольшую ширину корпуса — 23,3 метра, надводное водоизмещение 23 200 тонн и подводное водоизмещение 48 000 тонн.

Головной корабль серии, в которой предполагалось построить 7 ракетоносцев, был заложен на заводе «Севмаш» в 1976 году. Спуск на воду ТК (тяжёлого крейсера) 208 состоялся 23 сентября 1980 года.

Якорь «Акулы» в Северодвинске. Фото: Commons.wikimedia.org/ Schekinov Alexey Victorovich

«Акулы» разного вида

Когда корпус лодки был ещё в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше её никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы.

С отечественными подводными «Акулами» существует определённая путаница. Название проекта не относится ни к одной из входящих в него лодок. Согласно кодификации НАТО, этот проект называется «Тайфун».

В кодификации НАТО «Акулами» именуются отечественные многоцелевые подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». Головная лодка этого проекта К-284 носила собственное название «Акула», не имея при этом отношения к «Акулам-ракетоносцам».

А первой «Акулой» в истории подводного флота России стала подлодка конструкции

инженера Ивана Бубнова, спущенная на воду в 1909 году. «Акула», ставшая первым подводным кораблём в ВМС России, созданным по русскому проекту, погибла на Балтике во время Первой мировой войны.

Но вернёмся к «Акуле-рекордсменке». Первая лодка нового проекта, ТК-208, вступила в состав ВМС СССР в декабре 1981 года, практически одновременно со своей конкуренткой «Огайо».

«Акула» во льдах. Фото: Commons.wikimedia.org/ Bellona foundation

Ракетоносец повышенной надёжности

Основным типом вооружения ракетоносца являются 20 трёхступенчатых твердотопливных баллистических ракет Р-39. Ракеты имеют разделяющуюся боевую часть на 10 боеголовок с индивидуальным наведением, каждая по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, дальность полёта ракет — 8300 км.

С лодок проекта «Акула» может быть осуществлён старт всего боекомплекта одним залпом, интервал между стартом ракет минимальный. Запуск ракет можно осуществить из надводного и подводного положения, в случае запуска из подводного положения глубина погружения составляет до 55 метров, ограничения по погодным условиям для запуска ракет нет.

В отличие от американских подлодок типа «Огайо», которые прежде всего строились с ориентировкой на службу в тропических водах, ракетоносцы типа «Акула» обладают повышенной прочностью, позволяющей ломать лёд толщиной в 2,5 метра. Это даёт возможность «Акуле» нести боевое дежурство на Крайнем Севере и даже непосредственно на Северном полюсе.

Одной из особенностей конструкции лодки является наличие пяти обитаемых прочных корпусов внутри лёгкого корпуса, два из которых — основные, их наибольший диаметр составляет 10 метров, они расположены по принципу катамарана — параллельно друг другу. Ракетные шахты с ракетными комплексами находятся в передней части корабля, между главными прочными корпусами. Помимо этого, лодка оснащена тремя герметичными отсеками: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек.

Изготовление прочных корпусов осуществлялось из титановых сплавов, лёгкий корпус — стальной и имеет нерезонансное противолокационное и звукоизолирующее покрытие, вес которого составляет 800 тонн.

Уникальная конструкция «Акулы» обеспечивает выживание экипажа при возникновении чрезвычайной ситуации на её борту, подобной той, что произошла на подлодке «Курск».

АПЛ тип «Огайо». Фото: Commons.wikimedia.org

«Плавучий Хилтон»

Уникальными были не только боевые характеристики новых подлодок, но и практически всё, что с ними связано.

Проект предусматривал строительство в подмосковном Обнинске специального центра подготовки подводников со всей инфраструктурой для членов экипажей и их семей.

Предполагалось, что каждая из «Акул» получит по три экипажа — два основных и один технический, которые будут нести службу вахтовым методом.

Первый экипаж, совершив боевой поход продолжительностью в 2–3 месяца, должен был убыть с базы в Подмосковье, после чего отправиться в отпуск. В это время на лодке должен был работать технический экипаж. По окончании ремонтных работ технический экипаж передавал лодку второму основному экипажу, отдохнувшему, прошедшему дополнительную подготовку в Обнинске и готовому к выходу в море.

Много внимания уделялось и быту подводников на самой лодке. Салон для отдыха, сауна, солярий, спортзал, две кают-компании и даже плавательный бассейн — ничего подобного советские подводники раньше не видели. В результате «Акулы» получили ещё одно прозвище — «плавучий Хилтон».

Своя среди китов

Главной слабостью первых отечественных атомных подводных лодок был высокий уровень шума, демаскирующий их. Корпуса у «Акул» были сконструированы так удачно, что уровень шума оказался значительно ниже, чем ожидали даже проектировщики. Для американцев же «молчаливость» «Акулы» и вовсе стала неприятным сюрпризом. Действительно, как-то неуютно становится при мысли, что где-то в океане бесшумно и незаметно движется «девятиэтажка», своим залпом способная превратить в радиоактивную пустыню несколько американских мегаполисов.

Подводники уверяют, что «Акуле» настолько удалось слиться с океаном, что киты и касатки нередко принимали ракетоносец за сородича, тем самым создавая ему дополнительное «прикрытие».

Появление в составе ВМФ СССР ракетоносцев проекта 941 «Акула» лишило военное командование США надежд на приобретение подавляющего перевеса над СССР в ядерных силах морского базирования.

Но в историю данного проекта вмешалась большая политика. После распада Советского Союза представители США, предлагая новые договоры по разоружению, проявляли живейший интерес к снятию с вооружения и утилизации советских «Акул».

ТК-202 в 1999 году, перед утилизацией. Фото: Commons.wikimedia.org

Первая, она же последняя

Из семи запланированных «Акул» были построены шесть, последняя из которых была принята в состав флота в сентябре 1989 года. Корпусные конструкции седьмой лодки были разобраны в 1990 году.

ТК-202, ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 были утилизированы в период с 2005 по 2009 годы при финансовой поддержке США. ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2004–2006 годах были выведены в резерв флота из-за отсутствия боекомплекта и ныне также ожидают утилизации.

Единственный ракетоносец проекта «Акула», до сих пор остающийся в строю, — это та самая подлодка ТК-208, спущенная на воду 23 сентября 1980 года.

В 2002 году ТК-208 был присвоено наименование «Дмитрий Донской». Самый большой подводный ракетоносец в мире прошёл модернизацию по проекту 941 УМ и ныне переоборудован под ракетный комплекс «Булава». Именно с борта «Дмитрия Донского» осуществлялась большая часть испытательных пусков «Булавы». Предполагается, что ракетоносец и в дальнейшем будет использоваться в качестве испытательной платформы гидроакустических комплексов и систем вооружения, предназначенных для российских подводных лодок новейших типов.

aif.ru

Россия утилизирует подводные лодки класса «Акула» из резерва | Военное дело | ИноСМИ

Россия утилизирует последние две атомные ракетные подводные лодки класса «Акула» («Тайфун» по классификации НАТО) из своего резерва. Об этом сообщают главные СМИ страны.


«Денуклеаризация и утилизация подводных лодок ТК-17 „Архангельск» и ТК-20 „Северсталь» начнется в 2020 году. Их повторное введение в боевой состав оказалось нерентабельным».


Две подводные лодки проекта 941 «Акула» (как они называются в соответствии с правильной российской классификацией) были разоружены и стояли на якоре в порту Северодвинска в ожидании официального решения Кремля. «Архангельск» и «Северсталь», построенные в восьмидесятые, находились в резерве с 2006 и 2004 года соответственно.


Класс «Акула»/«Тайфун»


Параметры этих лодок — 173 метра в длину, 23 метров в высоту и 23,3 метра в ширину. Они обладают водоизмещением в 49 800 тонн и способны достигать максимальной оперативной глубины 400 метров. Шесть подводных лодок этого класса с двойным корпусом (в основе — два корпуса класса «Дельта») были включены в книгу рекордов Гиннесса. В 1996-1997 годы из-за отсутствия финансирования после всего 13 лет активной эксплуатации Кремль вывел из боевого состава три субмарины «Акула»: ТК-12 «Симбирск», ТК-202 и ТК-13.


Советский Союз спроектировал подводные лодки «Акула» для противостояния американским субмаринам класса «Огайо», они были предназначены для постоянного стратегического патрулирования территорий, расположенных к северу от Полярного круга (именно поэтому они получили укрепленный корпус, дополнительный резерв плавучести, равный 35% водоизмещения, и были оснащены экранированными пропеллерами, защищавшими судно от столкновений со льдом). Необычной особенностью «Акул» стал ракетный отсек в хвосте субмарины перед вышкой. Каждая лодка была оснащена двадцатью трехступенчатыми баллистическими ракетами Р-39 «Риф» (SS-NX-20 Sturgeon) по 84 тонны, способными поразить любую точку в континентальной части США.


Popular Mechanics
The National Interest
The National Interest
The Diplomat
Svenska Dagbladet
Система Р-39 была оснащена десятью боеголовками с блоками индивидуального наведения (Mirv) по 100 килотонн. Подводная лодка «Акула» могла запускать до 200 термоядерных боеголовок — на восемь больше, чем субмарины класса «Огайо». Помимо этого, подлодки были экипированы шестью торпедными аппаратами типа 53 и крылатыми ракетами «Старфиш» SS-N-15 (Starfish SS-N-15).


Подводные лодки «Акула» могли достигать скорости в 22 узла на поверхности и в 27 узлов при погружении благодаря двум водо-водяным ядерным реакторам 650 ОКБ по 190 МВт каждый, таким же, какие использовались в классах «Лира», «Плавник», «Барракуда», «Антей». Из восьми субмарин этого класса, запланированных Советским Союзом, было построено всего шесть.


Последний «Тайфун»


Последняя подводная лодка Проекта 941 используется в качестве экспериментальной платформы для межконтинентальных баллистических ракет «Булава». ТК-208 была первой подлодкой, введенной в эксплуатацию, и станет последней, выходившей в море в составе 18-й подводной дивизии Северного флота. Значительные модификации, которым подвергся «Дмитрий Донской», превратили эту лодку в первую продвинутую «Акулу», уровень которой не уступает подлодкам четвертого поколения.


Проект 941УМ был задуман для запуска ракет РСМ-56 «Булава». Подводная лодка ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ останется в эксплуатации до 2020 года: с 2003 по 2010 год она осуществила 14 испытательных запусков, половина которых была отменена.


«Красный Октябрь»


«Седьмая» субмарина класса «Акула», прозванная «Красный Октябрь», стала главной героиней первого романа Тома Клэнси (Tom Clancy), опубликованного издательством «Нэвал Инститьют Пресс» (Naval Institute Press) в 1984 году. В романе советская субмарина проекта 941 «Акула» обладала новым типом двигательной установки, выполненной по стелс-технологии без мобильных деталей, под названием «гусеничный движитель». Клэнси представил модифицированную подводную лодку «Акула» вооруженной 27 баллистическими ракетами: благодаря стелс-технологии двигателя «Красный Октябрь» смог бы беспрепятственно приступить к уничтожению верхней части восточного побережья Соединенных Штатов. В романе «Охота за „Красным Октябрем»» командир Марко Рамиус (Marco Ramius) в исполнении Шона Коннери (Sean Connery) тайно направляется к побережью США с целью дезертировать и передать подводную лодку военно-морскому флоту США.


К-139 «Белгород» проект 09852


Через год Россия получит самую большую в мире атомную подводную лодку, и она будет на 11 метров длиннее подлодок проекта 941 «Акула». Официально представленная как следующая модель класса «Антей» II Проекта 949А, субмарина К-139 «Белгород» проекта 09852 будет осуществлять миссии, связанные с научными изысканиями, в качестве платформы для беспилотных аппаратов и специального оборудования. К-139 была перепроектирована и получила новый центральный отсек длиной 30 метров, из-за которого размеры субмарины достигли 184 метров. Это на 30 метров больше первоначального размера подлодок класса «Антей» и на 11 метров длиннее субмарин класса «Акула».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Проект 941 «Акула» — самая большая подводная лодка в истории

Самая большая подводная лодка в истории человечества была создана советскими конструкторами из КБ «Рубин» в период с 1972 по 1980 годы. К 1976 году были завершены проектные работы, и лодку заложили на Севмаше. Впрочем, это скорее был тяжелый крейсер, чем лодка. На носу субмарины был нарисован силуэт акулы, а позже он появился и на рукаве у моряков, служивших на этом корабле.

На иллюстрации приведены силуэты атомных подводных лодок, сначала американских: «Морской волк», «Вирджиния», «Огайо», «Кило», затем наших проектов 209 и 212. Внизу находится силуэт «Акулы». Ее длина составляет 173 метра, водоизмещение в подводном положении 48 тысяч тонн.

«Акула» в официальных документах называлась скромно — АПЛ — проект 941. Назвал эти лодки «Тайфуном» Л.И. Брежнев в ходе XXVI съезда КПСС в 1981 году, он не хотел сообщать настоящего названия новой субмарины, созданной в ответ на запуск американцами программы «Огайо» с ракетами «Трайдент» на борту.

Самая большая подводная лодка обязана своими размерами ракетам, которыми собирались ее вооружать. Р-39 были трехступенчатыми, их головная часть разделялась на десять независимо наводящихся боеголовок по сто килотонн. К тому же их было двадцать.

Конструкция подводного крейсера была уникальной. Если обычная подводная лодка имеет один прочный и один наружный легкий корпус, находящиеся друг в друге по подобию матрешки, то в этом проекте их было два основных и три дополнительных. Ракетные шахты располагались впереди ходовой рубки, что также представляло новинку в подводном судостроении. Торпедный отсек заключался в отдельный корпус, как и ЦКП, и механический кормовой отсек.

Но эта самая большая в мире подводная лодка была уникальна не только по конструкционной схеме, но и по своим ходовым и эксплуатационным качествам. В одном из пунктов технического задания содержалось требование к осадке корабля в надводном положении, достаточно небольшой, чтобы она могла проходить на мелководье. Для выполнения этого условия следовало оснастить АПЛ очень объемными цистернами главного балласта, которые заполнялись водой при погружении. Эта особенность конструкции позволила «Акуле» всплывать даже на Северном полюсе, проламывая снизу более чем двухметровую толщу льда.

Материал изготовления прочных корпусов – титан, легкие выполнялись из стали. Покрытие особой резиной улучшало ходовые качества и снижало шумы, затрудняя обнаружение подводного крейсера силами противолодочной обороны вероятного противника. Допускаемая глубина погружения составляла 500 метров.

Самая большая подводная лодка в мире обладала соответствующей силовой установкой, — почти два с половиной миллиона лошадей, а это даже трудно себе представить, но позволяло держать ход под водой в 25 узлов. Были и дополнительные двигатели для совершения сложных маневров и аварийного дублирования.

Боевые посты занимали попеременно 160 матросов мичманов и офицеров. Условия жизни на борту были комфортными, экипаж мог полноценно отдыхать в бассейне и заниматься спортом в гимнастическом зале.

Самая большая подводная лодка могла совершать полугодовые автономные походы.

После завершения холодной войны военная доктрина России изменилась. АПЛ «Акула», как инструмент нанесения превентивного удара, оказалась ненужной. Всего их было построено шесть, в строю одна, две находятся в резерве.

Как и многие другие образцы уникальной военной техники времен холодной войны, самая большая подводная лодка не принимала участия в военных действиях, и это хорошо. Свою лепту в поддержание баланса сил она внесла, и, возможно, этим помогла сохранить мир на нашей планете.

fb.ru

Подводная лодка «Акула». Былая мощь Советского Союза

Сентябрь 1980 года ознаменовался пуском на воду гигантской субмарины нового образца, высота которой достигала девятиэтажного дома, а площадь равнялась двум футбольным полям. Это был своеобразный ответ Советского Союза на разработку и строительство натовской подлодки «Огайо», способной нанести удары с любой точки Атлантического и Тихого океанов сразу по нескольким десяткам целей, находящихся на территории СССР. Для опережающего удара Генштабу Союза требовалась подвижная

субмарина для ведения боя с территории Северного Ледовитого океана. Отследить такое средство под толщей льда не представлялось возможным даже космическим спутникам.

Во всех глубоких акваториях земного шара велись подводные войны. Исключением являлся только Северный Ледовитый океан, который своими непредсказуемыми льдами мешал развернуться во всю мощь. В штурме за Северный полюс мы одержали победу. Именно для вод с такой температурой создавалась подводная лодка «Акула», фото которой представлено на этой странице. В более теплых водах субмарина чувствует себя не совсем комфортно, ее двигатель и механизмы подвергаются значительному перегреву.

Строительство

Согласно стратегическому расчету Генштаба СССР свое постоянное дежурство подо льдами должны были нести несколько субмарин, каждая из которых имела в своем арсенале 20 межконтинентальных баллистических ракет. При этом каждая ракета имела десять разделяющихся боеголовок, направленных на города потенциального противника. Подводная лодка «Акула» не имела возможности совершать боевые удары из-подо льда. Для этого была предусмотрена встроенная крепкая рубка. Она продавливала льды или взрывала их при помощи торпед. Технический заказ на постройку субмарины был сложным. Подводная лодка «Акула» должна была иметь для ядерных ракет 20 пусковых шахт с возможностью старта всех одновременно. Стратегия ядерных войн того времени заключалась в моментальном ударе, при этом второго шанса могло уже и не быть. Именно такого боевого оружия требовала «Акула». Подводная лодка в итоге вышла просто огромной — 55 % от ее 50 000-тонного водоизмещения отводилось содержимому балластных цистерн, из-за чего была прозвана водовозом. Ее длина составляла 172 метра и ширина около 23 метров, она имела осадку корпуса до 11 метров. Не так давно журнал «Наука и жизнь» публиковал интервью одного из офицеров, который подробно описал внутренний интерьер. Оказывается, подводная лодка «Акула» имела очень хорошие бытовые условия. Экипаж размещался в 2-х-, 4-х-, 6-тиместных каютах, обшитых пластиком под натуральное дерево. В каждом помещении имелся письменный стол, книжные полки, одежные шкафы, умывальник и телевизор. Для поддержания хорошей физической формы офицеров имелся оборудованный разнообразными тренажерами спортзал.

На данный момент от шести построенных субмарин остались только три. По договоренности Горбачева с американцами у подлодок было вырвано спецоборудование по управлению БР. От былой мощи России остались осколки, которые пора собирать и склеивать. И самый немалый среди них — подводная лодка «Акула», порой еще называемая «Тайфуном».

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *