Почему именно святой Георгий стал символом России
Откровение Мефодия Патарского
Практически весь XV век Великое княжество Московское находилось в ожиданиях конца Света, который должен был наступить, согласно преданиям, в 7000 год от Сотворения мира (1492 год). В это время получает грандиозную популярность византийский апокриф, который приписывался греческому священномученику Мефодию Патарскому. «Откровение» содержало изложение мировой истории, начиная от времен Адама и заканчивая седьмым тысячелетием от Сотворения мира – пришествием антихриста и Страшным Судом.
В основе повествования лежит противостояние израильтян с измаильтянами, а также и история о «нечистых» народах, которые Александр Македонский заключил в неприступных горах. Племена измаильтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их нашествия в мире воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий царь одолеет насильников. Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром «нечистые» народы выйдут и покорят почти весь мир. Тогда бог пошлет своего архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится антихрист. После царства антихриста последует второе пришествие Христа и страшный суд.
Интересно, что славянский перевод «Откровения», распространенный в средневековой Руси, был значительно переработан и вобрал в себя другие популярные апокрифы: «Пророчество Андрея Юродивого», «Сказания о царе Михаиле» и т.д. Тогдашние комментаторы начали говорить о богоизбранности Русской Земли, как и особой роли великого князя, как последнего православного государя. Учитывая, что Константинополь пал в 1453 году, под натиском турков, с которыми и ассоциировали измаильтян из пророчества, Иоанн III действительно представал в образе последнего государя православного мира. В «Откровении» развязка была описана следующим образом:
«Тогда внезапу въстанет на них (измаилтян) Царь елинскы сиречь греческы с яростию, великою. Пробуди бо се яко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци яко мертва суща и ничимже потреб¬на. Той убо изыдет к ним от море Ефиопскаго и воздвигнет оружие на них в Етриве отечестве их и попленит жены и чада их <…> И будет иго Царя Греческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на Грецех. <…> И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть <година>. И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром».
Московские комментаторы стали интерпретировать «Царя греческы» как православного государя, а «море Ефиопское» как Чёрное море, которое омывало берега Константинополя. После же свадьбы Иоанна III на византийской принцессе Софье Палеолог связь великого князя Московского с «греческим царем-победителем» из «Откровения» еще более укрепилось. Правда, в апокрифе говорилось, что царь должен был носить имя Михаила, но, видимо, это никак не смущало комментаторов.
На основании возникшей в Московии концепции избранности Иоанна III исследователь Андрей Юрганов дал интересную трактовку символа всадника на печати:
«Фигура царя-победителя в символе Русского государства знаменовала собой русского царя, которому суждено будет отдать власть Богу в Его Второе Пришествие. По существу, это символико-геральдическое воплощение идеи Третьего Рима, богоспасаемого царства. Особое значение имеет и то обстоятельство, что конь в этой композиции — сама православная вера, которую царь и государь должен сохранить в чистоте. Поражение змея скипетром-копьём — это уверенность в победе добра, торжества Христа в последней схватке со злом. В этом плане обнаруживается некоторое различие в тональности: если для греческих сказаний противоборство завершается либо приседанием укушенного коня, либо падением всадника, то в символе Русского государства мы видим демонстрацию уверенности».
Надо признать, что вера в конец времен была на Русской Земле так сильна, что многие в 1491 году не стали засеивать поля, что привело к голоду. Но светопреставление не настало, однако это никак не повлияло на идею избранничества Иоанна III.
Интересно, что змееборец появляется на печати московского государя спустя пять лет после предполагаемого конца света. Как это объяснить? Ряд исследователей утверждают, что московская элита была осведомлена о «западном прогнозе» конца света. Со второй половины XV века виднейшие европейские астрологи дали свою дату светопреставления – 1524 год (7032 год от Сотворения мира). Поэтому, вероятно, Иоанн III придерживался именно этой даты.
russian7.ru
Сегодня – православный праздник – День святого великомученика Георгия Победоносца. Почему он изображен на гербе Москвы
Русская православная церковь отмечает 6 мая (23 апреля по старому стилю) праздник cвятого великомученика Георгия Победоносца. В этот день Патриарх Московский и всея Руси по традиции совершает праздничное богослужение в храме святого Георгия на Поклонной горе.
По преданию, Георгий родился в III веке в городе Бейруте (в древности — Белит, в Малой Азии), у подножия Ливанских гор в христианской семье. Поступив на службу в римское войско, он прославился своей храбростью, был замечен императором Диоклетианом (284-305) и выдвинут в старшие военачальники.
Георгий совершил немало ратных подвигов и чудес, за что был назван Победоносным. Однако когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, воин раздал свое имущество нищим, явился к императору и объявил себя последователем Христа. Ни уговоры, ни мучения не смогли склонить его к язычеству — и по приказу императора Георгий был обезглавлен. Казнь совершилась 6 мая (по новому стилю) 303 г.
Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
С давних пор святой Георгий сделался «народным», и имя его переделывалось: Иорге у средневековых немцев, Жорж у французов, Егорий или Юрий у русских, Герги у болгар, Хорхе у сербов, Ежи у поляков, Юри у чехов, Джерджис у арабов и т. д. Праздник его пользовался высоким уважением во всех славянских землях и сопровождался множеством обрядов, в которых Георгий является покровителем земледелия и скотоводства.
На Русь культ святого Георгия проник из Византии в X XI веках. Первоначально святой Георгий известен как покровитель князей, особенно в их военных походах. Он изображался на иконах в виде стоящего воина с копьем и щитом или с мечом и копьем. Постепенно стоящего воина заменяет всадник-змееборец, которому посвящалось сказание «Чудо Георгия о Змие».
В нем повествовалось о том, как святой воин Георгий спас царскую дочь от чудовищного змея-людоеда, усмирив его при помощи креста и молитвы, а затем пронзил змея копьем. Легенда нашла отражение в древнерусской живописи, прежде всего в иконописи, в прикладном искусстве и скульптуре. Георгий Победоносец со временем стал почитаем не только князьями, но и простыми людьми.
Со времен христианской Руси святой Георгий является ангелом хранителем и покровителем великокняжеской семьи. Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый, во крещении Георгий, первым способствовал почитанию Победоносца среди православных. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия в Киеве. Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий. С княжением великого князя Дмитрия Донского святой Георгий выступает как покровитель Москвы, его изображение становится гербом государей московских, а позже входит в состав русского государственного герба — Российского орла. В 1856 г. учреждается герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца.
Герб российской столицы восстановлен Законом Москвы от 1 февраля 1995 г. В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.
b-port.com
Георгий Победоносец на русском гербе — кто он на самом деле? [видео] | Интересное | Лазарев Сергей Николаевич. Человек будущего
Георгий Победоносец на русском гербе — кто он на самом деле? [видео]
Воскресенье, 08 Сен. 2013С давних пор Георгий Победоносец изображается на русском гербе. Кроме того, его-же изображение является гербом Москвы. Обычно считается, что в XIII-XIV веках, как и сегодня, изображения Георгия Победоносца на русских печатях и монетах были изображениями некоего древнего византийского святого Георгия.
Поражает однозначность выводов археологов: нашли медальон с изображением Георгия Победоносца — значит сразу христианство.
А тот факт, что Георгий Победоносец поражает копьем змея с крыльями, а по преданию христианской легенды — змей жил в озере, ни у кого недоумения не вызывает. Возникает вопрос: а зачем змею в озере крылья? Нестыковочка.
А действительно ли Георгий Победоносец — христианское изображение? Если да, то почему церковь исключила его из списка святых? А может быть у этого изображения есть куда более обоснованное объяснение его происхождения?
Георгий Победоносец на самом деле древнейший образ русских царей (Це Ярей)
Обычно считается, что в XIII-XIV веках, как и сегодня, изображения Георгия Победоносца на русских печатях и монетах были изображениями некоего древнего византийского святого Георгия.
Но согласно последним историческим исследованиям ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ — ЭТО РУССКИЙ ЦАРЬ-ХАН ГЕОРГИЙ ДАНИЛОВИЧ, правивший в начале XIV века и начавший великое = «монгольское» завоевание. Он же — знаменитый Чингиз-Хан.
Возникает вопрос — КОГДА ОБ ЭТОМ БЫЛО ЗАБЫТО? И почему сегодня мы считаем, что изображения Георгия Победоносца — это изображения древнего византийского святого?
Оказывается, ответ на этот вопрос ИСТОРИКАМ ИЗВЕСТЕН. Произошло это в XVIII веке, при Петре I. Ранее этого времени было совсем не так.
Историк Всеволод Карпов, например, сообщает, что «сражающийся с драконом всадник на печатях и монетах XIII-XIV веков… в официальных документах того времени… определенно трактуется как олицетворение ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИЛИ ЦАРЯ»
И далее. «Именно в таком виде (то есть в образе Георгия Победоносца — Авт.) предстает Иван III на наиболее раннем памятнике с изображением русских государственных эмблем — двусторонней красной восковой печати, скрепляющей грамоту 1497 года. Надпись на соответствующей стороне ее гласит: «Великий князь Иоан, божиею милостию господарь всея Руси» [1], с.65.
Оказывается, на русских деньгах изображения всадника с мечом понимались в XV-XVI веках как изображения САМОГО’ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ. «А при великом князе Василии Ивановиче бысть знамя на денгах князь великий на коне, а имея мечь в руце; а князь великий Иван Васильевич учини знамя на денгах князь великий на коне, а имея копье в руце, и оттоле прозваша деньги копейныя» [1], с.66.
Поэтому Георгий Победоносец, кстати, часто изображается БЕЗБОРОДЫМ. Дело, оказывается, в том, что царь Иван IV Грозный стал царем в ранней молодости. Поэтому его и изображали БЕЗБОРОДЫМ. В.Карпов пишет: «Примечательно, что на первых копейках в таком воинственном виде представлен возведенный в то время на трон малолетний младенец, лишь впоследствии ставший государем Иваном Грозным.
Причем на ранних выпусках монет его изображали БЕЗБОРОДЫМ и только позднее, когда Ивану IV минуло 20 лет, ВСАДНИК НА МОНЕТАХ ОБРЕЛ БОРОДУ» [1], с.66.
С какого же времени РУССКОГО КНЯЗЯ стали изображать как ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА?
В статье историка В.Карпова дается следующий — идеально согласующийся с реконструкцией исследователей — ответ на этот вопрос.
Он пишет: «УДИВИТЕЛЬНЫМ ПРИМЕРОМ ТАКОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕЧАТИ КНЯЗЯ ЮРИЯ ДАНИЛОВИЧА, который правил в Новгороде всего 4 года — с 1318 до 1322 года. Всего известно около полутора десятков его печатей, причем в большинстве случаев на лицевой стороне их изображен СВЯТОЙ ВСАДНИК С МЕЧОМ. ОДНАКО КНЯЗЬ, БУДУЧИ, ОЧЕВИДНО, ВЕСЬМА ТЩЕСЛАВНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, СО ВРЕМЕНЕМ ВВОДИТ НОВЫЕ ПЕЧАТИ, НА КОТОРЫХ ПОМЕЩАЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ «ЕЗДЕЦА В КОРОНЕ», ТО ЕСТЬ УЖЕ САМОГО КНЯЗЯ. Примечательно, что оборотная сторона печати при этом сохраняет свой сюжет» [1], с.65.
Другими словами, нам здесь просто сообщают, что ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЮРИЙ (ГЕОРГИЙ) ДАНИЛОВИЧ И ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ — ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ ЛИЦО.
А лукавая «теория» о якобы непомерном тщеславии Юрия = Георгия Даниловича естественно возникла у историков только потому, что они уже забыли подлинный первичный смысл символики русского герба.
Когда же это было забыто?
Ответ историкам известен. ЗАБЫЛИ ПРИ ПЕТРЕ I. А именно, «лишь позднее, уже в XVIII веке, устраняется эта ДВОЙСТВЕННОСТЬ В ТРАКТОВКЕ ФИГУРЫ ПОБЕДОНОСНОГО ВСАДНИКА НА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭМБЛЕМАХ РОССИИ. УЧРЕЖДЕННАЯ ПЕТРОМ I ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПОСТАНОВИЛА НАКОНЕЦ СЧИТАТЬ ВСАДНИКА, ИЗОБРАЖЕННОГО НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ, ГЕОРГИЕМ ПОБЕДОНОСЦЕМ… Во времена Анны Иоанновны победоносный всадник с копьем на государственных эмблемах России однозначно становится СВЯТЫМ ГЕОРГИЕМ ПОБЕДОНОСЦЕМ» [1], с.66.
Здесь кроется НЕДОРАЗУМЕНИЕ. Современные комментаторы не могут понять, что СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ БЫЛ НЕ ДРЕВНИМ ВИЗАНТИЙСКИМ СВЯТЫМ, А ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ РУССКИХ ЦАРЕЙ-ХАНОВ.
В святцах он упоминается как святой великий князь Георгий Всеволодович. Это – один из дубликатов Георгия Даниловича, отнесенный романовскими историками в XIII век, то есть как раз туда, куда они отправили и великое = «монгольское» завоевание (из XIV века).
До XVII века на Руси хорошо знали и помнили – кем на самом деле был Георгий Победоносец. А после эпохи первых Романовых, когда память о Великой = «Монгольской» Империи была тщательно вытерта, об этом уже стали постепенно забывать.
При Петре I возник недоуменный вопрос: а кто же изображен на русском гербе? С одной стороны все знают, что это святой Георгий Победоносец. А с другой стороны, все знают, что это русский великий князь. Но теперь, ПОСЛЕ РОМАНОВСКОГО ИСКАЖЕНИЯ ИСТОРИИ, совместить эти вещи уже невозможно. Нужно выбрать что-то одно. Выбрали. Постановили считать, что на русском гербе изображен «древний византийский святой» Георгий Победоносец. Никакого отношения к прежним русским царям, КОНЕЧНО ЖЕ, НЕ ИМЕЮЩИЙ.
С этого момента и началась у комментаторов некоторая путаница, следы которой всплывают, и сегодня. «Проблема» легко снимается путем отождествления святого Георгия Победоносца с русским царем-ханом Георгием (Юрием) Даниловичем, то есть с Чингис-ханом.
То, что современных комментаторов действительно имеется крупная «проблема с Георгием», прямо отмечено В. Карповым. Он пишет:
«Историки церкви и богословы приложили немало труда, „пытаясь РАССЕЯТЬ МРАК, ОКРУЖАЮЩИЙ НАЧАЛО ПРЕСЛОВУТОЙ ЛЕГЕНДЫ“ (то есть легенды о Георгии Победоносце и змее, драконе – Авт.), как сказал об этих поисках историк и литературовед прошлого века А. Кирпичников. В конце концов, нашлась подходящая фигура епископа александрийского Георгия, принявшего насильственную смерть от язычников во второй половине IV века.
Но эта кандидатура вызвала серьезные возражения историков. Возникали и другие, отвергнутые впоследствии версии. РЕАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРЕДШЕСТВЕННИК ГЕОРГИЯ ЗМЕЕБОРЦА НЕ НАХОДИЛСЯ».
Известное сегодня церковное житие святого Георгия НЕ ИМЕЕТ НИКАКОЙ СВЯЗИ С ЛЕГЕНДОЙ О ГЕОРГИИ И ЗМЕЕ. Кроме того, географические указания этого жития также оказываются непонятными.
Насильственно отделив Георгия Победоносца от великого царя-хана XIV века Георгия (Юрия) Даниловича историкам пришлось искать его в старой византийской истории. Однако найти не удалось. Возникла «научная проблема». Которую и по сей день «решают». А, между прочим, в знаменитом сказании о Георгии и змии (драконе) говорится, что Георгий был крестителем некоей загадочной Ласии.
«Георгий… как говорится в легенде, с помощью архиепископа Александрии „в пятнадцать дней окрестил царя, его вельмож и весь народ, примерно двести сорок тысяч человек“… Легенда эта СТРАННЫМ ОБРАЗОМ вытесняет из народной, да и церковной памяти, все остальные чудеса и эпизоды жития великомученика».
- [1] «Дорогами тысячелетий». Сборник исторических статей и очерков. Книга четвертая. Составитель Янков В.П. — Москва, изд-во Молодая Гвардия, 1991.
По материалам: lib.rus.ec
Комментарии
Чтобы размещать комментарии, вам нужно зарегистрироваться
lazarev.org
Святой Георгий в гербе Российского государства — Мегаобучалка
В 1472 году великий Князь Московский Иван III (1462-1505) женился на Византийской царевне Софье Палеолог и принимает родовой герб Византийских царей — Двуглавого Орла. Рухнувшая Византийская империя делает Россию ее духовной наследницей, а Русского Орла — приемником Византийского. Двуглавый орел Византийской империи на берельефе церкви г. Мистры, где в 1449 году венчался последний Византийский император, удивительно напоминает современный герб России. Именно тогда, при Иоанне Третьем появляется идея «Москва – третий Рим»…
До сих пор в городе, бывшим когда-то Константинополем, столицей великой Византийской империи, в зданиях Патриархии есть храм, Царские врата которого украшает гордый герб погибшей империи…
Итак, в 1497 г. изображение всадника, поражающего копьем дракона, появляется на печати Иоанна III. В XVI-XVII вв. иностранцы воспринимали данное изображение как герб Московского государства.
При Иоанне IV Грозном на груди Российского орла появляется изображение святого Георгия.
Официальное утверждение российского герба — двуглавого орла с 3 коронами над головами и изображением воина, побеждающего дракона, на груди — состоялось в правление царя Алексея Михайловича: к 1667 г. относится первое описание герба. При Петре I (с 10-х гг. XVIII в.) всадник начинает именоваться Георгием Победоносцем. К 1-й половине XVIII в. относится создание городских гербов и 20 дек. 1781 г. был утвержден официальный герб Москвы с изображением св.Георгия на коне, поражающего копьем змея.
К середине 19 века государственный герб преображается: в лапах орла появляются атрибуты царской власти: скипетр и держава, а на крыльях – символы Империи, восемь гербов полного титула императора России: герб царства Казанского; герб царства Польского; герб царства Херсонеса Таврического; соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств; герб царства Астраханского, герб царства Сибирского, герб царства грузинского, герб Великого княжества Финляндского.
После государственного переворота 1917 года государственный герб утрачивает все атрибуты Империи: скипетр, державу, гербы царств и княжеств…
Современный герб России вернул себе символы великого государства. Мы вновь видим символы власти – скипетр и державу, вновь на груди орла – святой Георгий, поражающий копьем змея.
Две главы этого древнего герба, пришедшего к нам из Византии, являются символом Соборности – единства двух ветвей власти: власти светской (царь или президент) и власти духовной (патриарх). Каждый из них, и президент и патриарх независимы друг от друга, по являются со-работниками в деле служения народу, вверенному им Богом. Оба они равно служат единому телу – России. Каждый из них имеет свою корону (символ власти), но над ними – третья корона, венчающая Невидимого Бога, именно с Ним связаны геральдическими лентами короны светской и духовной властей. И каждому из них придется ответствовать перед Богом на Страшном Суде.
megaobuchalka.ru
История Москвы: герб столицы России
Не только приезжий, но и не каждый коренной житель столицы даст положительный ответ на вопрос о том, что же изображено на гербе российской столицы. В лучшем случае вспомнит о каком-то всаднике с копьем, который сражается со Змием. Для этого необходима история Москвы. Герб появился не сразу, его долго видоизменяли, создавая идеальный символ великого города.

Кто этот всадник
Знатоки геральдики не сомневаются, что в данном случае воин в серебряных доспехах верхом на коне – не кто иной, как легендарный Георгий Победоносец. Он облачен в серебряные доспехи, сверху синий плащ, в правой руке держит золотое копье, острие которого вонзается в пасть черного Змия. Имя Георгия Победоносца явно указано в «Положении о гербе», принятом столичным начальством в 1993 году. О нем знают далеко не все.
Так как же появился герб Москвы и почему там изображен именно этот человек? На эти вопросы можно отыскать ответы в нижней части статьи.
Легенда о воине
Основой послужил следующий сюжет, подробно описывающий сражение. Смелый воин верхом на коне поджидал Змия на берегу волнующегося моря. Внезапно ужасное и неприятное чудовище появилось из воды и приготовилось к атаке. Его зловонная пасть выпустила поток пламени, отчего конь, испугавшись, встал на дыбы. Но всадник не растерялся. Левая рука вцепилась в узду, боевой друг успокоился; правая – крепко ухватила копье там, где заканчивалось древко.
Ловким движением воин направил грозное оружие в сторону Змия, и волшебный серебряный наконечник вошел в пасть чудовища. Змий корчился в предсмертных муках под копытами коня, жизнь угасала в нем. Можно смело предположить, что герб города Москвы появился неспроста именно в таком виде.

Покровитель ратного дела
Издавна христиане чествуют Святого Георгия. Он покровительствовал всем мужчинам, особенно тем, кто посвятил себя ратному делу, рыцарям, а также охотникам и путникам.
Неудивительно, что в 10-м веке, когда на Руси христианство укрепляло свои позиции, именно этот представитель христианского пантеона стал популярным среди охотников и воинов. Гордый кавказец мог позволить себе снять с головы свою шапочку-сванку, лишь когда видел образ Святого Георгия. Осетины, исповедовавшие христианство, во время застолий обязательно посвящали хоть один тост Святому Георгию, рассчитывая на его благосклонность и покровительство.
В Библии имеется сказание о палестинском воине по имени Георгий, который, чтобы спасти жизнь царевны Аи, убил дракона-людоеда. Но как же появился герб Москвы? Что символизирует всадник и чудовище под копьем?
Чудовище – это символ зла
Древнерусская легенда тоже повествует о Георгии, сразившем с помощью меча Змия. В благодарность за то, что уже не придется испытывать боязнь быть съеденными чудовищем, Гевальские идолопоклонники уверовали в Христа.
Можно углубиться еще дальше на много тысячелетий назад в индоевропейскую историю. Её персонаж – воин Индра, который был одновременно божеством, уничтожает змея. В результате человечество получает доступ к небесной воде. Со змеем борются в разные времена разные легендарные личности:
- Тесей, герой древнегреческих мифов.
- Перун, славянский языческий бог. В образе чудовища представлен Велес, правитель подземного царства.
- Богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич побеждают огнедышащего дракона.
Вообще, змей у древних славян ассоциировался с врагами, которые часто приходили на Русь из степей. Поэтому герб города Москвы был выполнен в таком виде.
Сначала были монеты
Задолго до того, как князь или святой на фоне красного щита был утвержден в качестве символа Москвы, его облик изначально печатали на монетах Византийской империи. Киевский князь Ярослав Мудрый, правивший в 11-м веке, изготовлял печати и чеканил монеты со святым Георгием. Мало кому известно о втором имени князя – Юрий (или Георгий). Его он получил, когда стал христианином. В честь святого покровителя князь построил город Тарту (он же Юрьев), новгородский монастырь, храм святого Георгия в Киеве. Герб Москвы появился только спустя некоторое время.

В последующие столетия традиционно продолжали изображать на монетах воина-змееборца русских князей. Это основавший столицу будущего великого государства Юрий Долгорукий, победитель тевтонских рыцарей Александр Невский, Иван II, Василий II. Для скульптурного образа святого победившего Змия была выбрана Фроловская башня Кремля.
Геройский символ на гербе
В качестве точки отсчета, когда всадник, который сражается со Змием, закрепился на гербе Московского княжества и «всея Руси», можно считать период правления Ивана III. Но, как это ни странно, почему-то никто не называл тогда «московского ездца» святым Георгием. Более того, даже на государственных печатях он размещался на груди двуглавого орла. Но уже тогда описание герба Москвы делали многие летописцы. Картинка символизировала, что любой враг Руси будет повержен.
Только Петр I специальным документом примерно во втором десятилетии 18-го века, наконец-то, удосужился присвоить конкретное имя (святой Георгий) знаменитому всаднику. До середины 19-го века петровский вариант служил символом столицы России. Указом императора Николая I в 1856 году дизайн герба немного преобразился.

После его утверждения через 27 лет приобрел следующий вид:
- Вместо дубовых листьев появились скипетры.
- Воина вместе с конем развернули в противоположную сторону, как того требовали правила геральдики, принятые в Западной Европе. Объяснялось это просто. У рыцарей средневековья гербы часто присутствовали на щитах. Во время боя щит, как правило, находился в левой руке. Поэтому изображенные животные (медведи, львы и т. п.) должны смотреть в сторону нападающего. Герб Москвы на этом не перестал изменяться.
- Плащ теперь приобрел синий цвет.
- Дракона, который первоначально был черным, покрыли золотом, а крылья стали зелеными.
- Изменилась масть коня – из белоснежного она стала серебристого оттенка.
Большевики, которые пришли к власти вследствие Октябрьской революции 1917 года, избавлялись от всего того, что было связано с буржуазным прошлым. Та же участь постигла и символику. В 1924 году Москва получила новый герб. Власть не желала оставлять старый герб Москвы, что символизирует царей и рыцарей.

Только в 1993 году Георгий Победоносец «вернулся» на прежнее место, тем самым подтверждая тот факт, что добро рано или поздно должно восторжествовать над злом. Многие спорят, какое именно животное на гербе Москвы изображено. Дракон – это мистика, поэтому решили остановиться на змее, которая пытается очернить Родину. Но защитники всегда уничтожат ползучего гада.
fb.ru
Почему на гербе России изображён Георгий Победоносец?
сперли все у Византии . как орла мутанта так и Жору на кобыле ..
он победил походу незнаю))
Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьём змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр. 12:3; 20:2). Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой, и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом
touch.otvet.mail.ru