Содержание

Пётр Великий (атомный крейсер) — Википедия

О́рдена Нахи́мова тяжёлый а́томный ракетный кре́йсер «Пётр Вели́кий» — четвёртый по счёту и единственный находящийся в строю[1] тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения проекта 1144 «Орлан».

Флагманский корабль Северного флота России.

Основное предназначение — уничтожение авианосных групп противника.

Проектировщик — Северное проектно-конструкторское бюро.
Крейсер был заложен 11 марта 1986 года на стапеле Балтийского завода (при закладке именовался Куйбышев, потом — Юрий Андропов). 29 апреля 1989 года спущен на воду. Переименован в «Пётр Великий» указом Президента РФ 22 апреля (1 октября?[2]) 1992 года. В 1998 году вступил в состав ВМФ[3].

Предприятия промышленности проводят постоянные работы на крейсере, они позволяют в течение одиннадцати лет подряд выполнять походы в море без постановки корабля в средний заводской ремонт. До переименования «Пётр Великий» носил бортовой номер 183, сейчас

[когда?] бортовой номер — 099.

Конструкция

Это самый большой в мире действующий неавианосный ударный боевой корабль по состоянию на 2016 год[4][5].

Основные ТТХ

  • Длина: 250 м.
  • Ширина: 25 м.
  • Высота от уровня основной плоскости: 59 м.
  • Осадка: 11,5 м.
  • Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.
  • Водоизмещение полное: 25 860 тонн.
  • Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.
  • Скорость: 32 узел (около 60 км/час).
  • Автономность плавания — 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года по топливу.

Конструкция корпуса и надстройки

Длина 49 коридоров корабля — более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости — 59 метров.

Энергетическая установка

Мощная ядерная энергетическая установка крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на эксплуатацию в течение 50 лет[4]. Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150—200 тысяч жителей[4].

Экипаж

Экипаж крейсера — 1035 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов). Они размещены в 1600 помещениях корабля, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6×2,5 м, двухуровневым медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Есть также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.

Видео по теме

ТАРКР «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей ВМФ РФ и одним из мощнейших ударных кораблей в мире.[6] Корабль имеет возможность поражения крупных надводных целей и защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания, он оснащён ударными крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 2600 километров.

ТАРКР «Пётр Великий» оснащён противокорабельным ракетным комплексом «Гранит» (разработано «НПО машиностроения»), оборудовано 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными противокорабельными крылатыми ракетами П-700 «Гранит» установленных под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Длина ракеты — 10 м, калибр — 0,85 м, стартовая масса — 7 т. Боевая головка — моноблок в ядерном (500 кт), обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объёмного взрыва). Дальность стрельбы — 700 км, скорость полёта — 1,6-2,5 М. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищённость и предназначены для нанесения ударов по групповым целям. При залповой стрельбе одна из них следует на большой высоте для увеличения дальности обнаружения противника, обмениваясь информацией с остальными, которые буквально стелются над поверхностью воды. В случае уничтожения ракеты-лидера её место автоматически занимает одна из ведомых ракет.

Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95РЦ, вертолётом Ка-25Ц или космической системой разведки и целеуказания.

На корабле установлен противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф, имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска.

Также имеется автономная корабельная противовоздушная система «Кинжал». Каждая подпалубная ПУ барабанного типа имеет по 8 одноступенчатых твердотопливных телеуправляемых ракет 9М330-2, суммарный запас — 128 ракет.

Крейсер вооружён зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», обеспечивающим самооборону от ряда «точных» вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты, малотоннажные корабли. Каждая установка имеет по две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М1-2 с двумя автоматами АО-18 по схеме «Гатлинга» с суммарной скорострельностью 10000 в/мин и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении находится ещё 16 ракет. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРК «Кортик» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта. Две установки ЗРК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПУ «Гранит», а четыре другие — в кормовой части главной надстройки.

«Пётр Великий» в мае 2010 года

Кроме того крейсер «Пётр Великий» оснащён 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130» (длина стволов — 70 калибров, 840 снарядов) с дальностью стрельбы до 25 км. Скорострельность — от 20 до 80 выстрелов в минуту. Масса осколочно-фугасного снаряда — 27 кг, имеет ударный, дистанционный и радиовзрыватели. Готовый к стрельбе боезапас — 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

Крейсер также вооружён двумя противолодочными (по 5 ПУ на борт) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад», ракето-торпеды которого способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1. Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а там уже слово за УМГТ-1, которая снова ныряет в воду.

Для борьбы с торпедами противника крейсер «Пётр Великий» имеет противоторпедный комплекс РКПТЗ-1М «Удав-1М» (10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции — 15 сек., дальность максимальная — 3000 м, минимальная — 100 м, вес ракеты — 233 кг). Реактивные бомбомётные установки на «Петре Великом» размещены следующим образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (дальность стрельбы — 3000 м, масса снаряда — 80 кг) установлена в носовой части корабля на поворотной платформе, две шеститрубные РБУ-1000 «Смерч-3» (дальность — 1000 м, масса снаряда — 55 кг) — в кормовой части на верхней палубе по обоим бортам. Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-14 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронные ловушки, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором.

На борту крейсера базируются два противолодочных вертолёта Ка-27.

Радиолокационные средства РЭП/РЭБ ТАРКР «Пётр Великий» включают 16 станций трёх типов. Общекорабельные средства слежения, сопровождения и целеуказания состоят из двух станций космической связи (САТСОМ), четырёх станций космической навигации (САТПАУ) и четырёх специальных электронных станций. За воздушно-надводной обстановкой следят всепогодные трёхкоординатные РЛС «Фрегат-МАЭ» обнаруживающие цели на дальностях более 300 км и высотах до 30 км.

Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

Гидроакустическая система корабля включает в себя гидролокатор с корпусной антенной для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.

При модернизации в 2019—2022 годах в вооружение крейсера будут добавлены гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон», сверхзвуковые универсальные противокорабельные ракеты среднего радиуса действия П-800 «Оникс», крылатые ракеты «Калибр»[7][8]. Ракеты будут запускаться из универсальных пусковых установок 3С14[9].

История строительства

К строительству последнего корабля проекта 1144 — завод приступил в 1986 году. Через 10 лет крейсер ушёл на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья.

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.
Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C

[6]. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту[6]. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году[10].

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»[11].

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов[12]. Некоторые аналитики отмечают[3], что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга[13]), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны[14] и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока[15]. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш[16], 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились[17]. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море[18], проследовав далее в Аденский залив[19] и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота[20].

За 16 лет прошёл 140 000 миль[21].

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования»[22]. 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова[23].

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль[24].

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря[25]. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль[26].

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России[27].

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ[28].

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов»[8].

Командиры крейсера

Посещение американской делегацией ТАРКР во время визита начштаба ВМС США Гари Рафхеда (первый ряд, крайний слева) в Североморск, апрель 2011. В первом ряду выполняют воинское приветствие адмирал Рафхед и врио командующего КСФ контр-адмирал Воложинский. На заднем плане БПК «Адмирал Левченко»
  • Добрышев Евгений Николаевич — капитан 1 ранга (Первый командир крейсера согласно Историческому журналу, под его руководством прошло формирование экипажа во Владивостоке, достройка корабля в Санкт-Петербурге и переход на Северный флот).
  • Васильев Сергей Игоревич — капитан 1 ранга (под его руководством были пройдены государственные испытания и поднят флаг).
  • Касатонов Владимир Львович — контр-адмирал (март 2000-июль 2005), ныне вице-адмирал, начальник Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.
  • Якушев Владимир Анатольевич — капитан 1 ранга.
  • Меньков Феликс Владимирович — капитан 1 ранга.
  • Малаховский Владислав Владимирович — капитан 1 ранга.

Иллюстрации

  • Грамота А. А. Вагину — вахтенному капитану крейсера

  • Команда крейсера в 2005 году

См. также

Примечания

  1. ↑ Из крейсера «Адмирал Нахимов» извлекут 878 т ценного металла. Прежними в модернизируемом корабле останутся только корпус и ядерная установка (1 августа 2013). Проверено 14 января 2014.
  2. ↑ Медведев прибыл на крейсер «Петр Великий», чтобы понаблюдать за морской фазой учения «Восток-2010». Интерфакс (04 июля 2010). Проверено 24 февраля 2013.
  3. 1 2 ВМФ России: Кого пугаем «Орланами»? — Свободная пресса, 22 сентября 2011 года
  4. 1 2 3 «Петр Великий»: атомный исполин, которому нет равных, 26.04.2015 г., Дмитрий Сергеев, сетевое издание www.tvzvezda.ru.
  5. ↑ Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пр.1144, KIROV class, Статья на vs.milrf.ru на основе источников Военный Парад 2(44) 2001 «Военно-Морской Флот»; Media 2000 Атомная отрасль http://www.skc.ru; НВО 1999-11-19 Ракетная техника http://rbase.new-factoria.ru/.
  6. 1 2 3 Lenta.ru: Комментарии: Огнетушители «Петра Великого»
  7. ↑ Источник: крейсер «Петр Великий» в ходе модернизации получит гиперзвуковые ракеты (рус.), ТАСС. Проверено 27 сентября 2017.
  8. 1 2 Уничтожение со скоростью гиперзвука: на что будут способны новые ракеты крейсера «Петр Великий», 24.02.2016 г., Михаил Рычагов, сетевое издание www.tvzvezda.ru.
  9. ↑ Комплекс 3К-14 / С-14 Калибр, ракеты 3М-54 / 3М-14 — SS-N-27 / SS-N-30 SIZZLER | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.). militaryrussia.ru. Проверено 27 сентября 2017.
  10. ↑ Тяжёлые атомные крейсера проекта 1144
  11. ↑ В Америку Российская газета № 4759, 25 сентября 2008 года
  12. ↑ Крейсер «Пётр Великий» задержал в Аденском заливе три пиратских судна
  13. ↑ «Пётр Великий», проходя Суэцкий канал, столкнулся с административными барьерами
  14. ↑ ВМФ РФ начал крупнейшие за последние годы учения в Мировом океане
  15. ↑ Крупнейшие военно-морские учения пройдут на Дальнем Востоке
  16. ↑ Атомный крейсер РФ «Пётр Великий» впервые прошёл Ла-Манш
  17. ↑ Атомный крейсер Северного флота «Пётр Великий» вошел в Средиземное море
  18. ↑ Крейсер «Пётр Великий» через Суэцкий канал вышел в Красное море
  19. ↑ Российский крейсер «Пётр Великий» проходит «пиратский» Аденский залив
  20. ↑ Атомный крейсер Северного флота «Пётр Великий» встретился в Индийском океане с кораблями США и Индии
  21. ↑ ВМФ России: ТАРК «Петр Великий» отмечает 16-летие со дня подъёма Военно-морского флага — ОРУЖИЕ РОССИИ Информационное агентство
  22. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2012 года № 1079 «О награждении орденом Нахимова тяжёлого атомного ракетного крейсера „Пётр Великий“»
  23. ↑ Посещение военно-морской базы Северного флота. Kremlin.ru (10 января 2013). Проверено 12 января 2013. Архивировано 30 января 2013 года.
  24. ↑ Крейсер «Пётр Великий» во главе отряда кораблей и судов Северного флота возвратился в Североморск из похода в Арктику : Министерство обороны Российской Федерации
  25. ↑ Крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий» вышли в дальний поход (рус.), Interfax.ru (15 октября 2016). Проверено 15 октября 2016.
  26. ↑ https://ria.ru/defense_safety/20170209/1487491794.html
  27. ↑ В Санкт-Петербурге состоялось заседание Военного совета ВМФ России, посвященное итогам учебного года : Министерство обороны Российской Федерации
  28. ↑ ТАРКР «Петр Великий» и РПКСН «Дмитрий Донской» на рейде Кронштадта на YouTube

Ссылки

wiki2.red

Петр Великий (атомный крейсер) Википедия

Тяжёлый а́томный ракетный ордена Нахи́мова кре́йсер «Пётр Вели́кий»
«Юрий Андропов»

ТАРКР «Пётр Великий»
Служба
Россия Россия
Назван в честь Пётр I
Класс и тип судна Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан»
Порт приписки Североморск
Организация Северный флот ВМФ России
Изготовитель / Балтийский завод
Строительство начато 1986 год
Спущен на воду 29 апреля 1989 года
Введён в эксплуатацию 1998 год
Статус В строю
Награды и почести
Основные характеристики
Водоизмещение 23 750 т (стандартное)
25 860 т (полное)
Длина 250,1 м
(228 по ватерлинии)
Ширина 28,5 м (наибольшая)
Высота 59 м (от основной плоскости)
Осадка 10,3 м (по носовому бульбу)
Двигатели 2 котла, 2 ядерных реактора
Мощность 140 000 л. с. (103 МВт)
Движитель 2 гребных винта
Скорость хода 32 узла
Дальность плавания не ограничена (на реакторе)
1000 миль на котлах при 17 узлах
Автономность плавания 60 суток
Экипаж 1035 (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов)
Вооружение
Артиллерия 1 ×2 АК-130
Зенитная артиллерия 6 × ЗРАК «Кортик»
Ракетное вооружение 20 × ПКР

ru-wiki.ru

Пётр Великий (крейсер) Википедия

Тяжёлый а́томный ракетный ордена Нахи́мова кре́йсер «Пётр Вели́кий»
«Юрий Андропов»

ТАРКР «Пётр Великий»
Служба
Россия Россия
Назван в честь Пётр I
Класс и тип судна Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан»
Порт приписки Североморск
Организация Северный флот ВМФ России
Изготовитель / Балтийский завод
Строительство начато 1986 год
Спущен на воду 29 апреля 1989 года
Введён в эксплуатацию 1998 год
Статус В строю
Награды и почести
Основные характеристики
Водоизмещение 23 750 т (стандартное)
25 860 т (полное)
Длина 250,1 м
(228 по ватерлинии)
Ширина 28,5 м (наибольшая)
Высота 59 м (от основной плоскости)
Осадка 10,3 м (по носовому бульбу)
Двигатели 2 котла, 2 ядерных реактора
Мощность 140 000 л. с. (103 МВт)
Движитель 2 гребных винта
Скорость хода 32 узла
Дальность плавания не ограничена (на реакторе)
1000 миль на котлах при 17 узлах
Автономность плавания 60 суток
Экипаж 1035 (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов)
Вооружение
Артиллерия 1 ×2 АК-130
Зенитная артиллерия 6 × ЗРАК «Кортик»
Ракетное вооружение 20 × ПКР

ru-wiki.ru

Пётр Великий (крейсер) — Википедия

«Пётр Вели́кий»
«Юрий Андропов»

ТАРКР «Пётр Великий»
Служба
Россия Россия
Назван в честь Пётр I
Класс и тип судна Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан»
Порт приписки Североморск
Организация Северный флот ВМФ России
Изготовитель / Балтийский завод
Строительство начато 1986 год
Спущен на воду 29 апреля 1989 года
Введён в эксплуатацию 1998 год
Статус В строю
Награды и почести
Основные характеристики
Водоизмещение 23 750 т (стандартное)
25 860 т (полное)
Длина 251,1 м
(230 по ватерлинии)
Ширина 28,5 м
Высота 59 м (от основной плоскости)
Осадка 11 м
Двигатели 2 котла, 2 ядерных реактора
Мощность 140 000 л. с. (103 МВт)
Движитель 2 гребных винта
Скорость хода 32 узла
Дальность плавания не ограничена (на реакторе)
1000 миль на котлах при 17 узлах
Автономность плавания 60 суток
Экипаж 1100 (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов)
Вооружение
Артиллерия 1 ×2 АК-130
Зенитная артиллерия 6 × ЗРАК «Кортик»
Ракетное вооружение 20 × ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300Ф «Форт» (48 ракет)
ЗРК С-300ФМ «Форт-М» (46 ракет)
16 × ПУ ЗРК «Кинжал» (128 ракет)
6 ЗРАК «Кортик» (144 ракет)
Противолодочное вооружение 1 × РБУ-12000
2 × РБУ-1000
Минно-торпедное вооружение 10 × 533-мм ТА
(20 торпед или ПЛУР «Водопад»)
Авиационная группа 3 × Ка-27
 

encyclopaedia.bid

Петр Великий (крейсер) Википедия

Тяжёлый а́томный ракетный ордена Нахи́мова кре́йсер «Пётр Вели́кий»
«Юрий Андропов»

ТАРКР «Пётр Великий»
Служба
Россия Россия
Назван в честь Пётр I
Класс и тип судна Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан»
Порт приписки Североморск
Организация Северный флот ВМФ России
Изготовитель / Балтийский завод
Строительство начато 1986 год
Спущен на воду 29 апреля 1989 года
Введён в эксплуатацию 1998 год
Статус В строю
Награды и почести
Основные характеристики
Водоизмещение 23 750 т (стандартное)
25 860 т (полное)
Длина 250,1 м
(228 по ватерлинии)
Ширина 28,5 м (наибольшая)
Высота 59 м (от основной плоскости)
Осадка 10,3 м (по носовому бульбу)
Двигатели 2 котла, 2 ядерных реактора
Мощность 140 000 л. с. (103 МВт)
Движитель 2 гребных винта
Скорость хода 32 узла
Дальность плавания не ограничена (на реакторе)
1000 миль на котлах при 17 узлах
Автономность плавания 60 суток
Экипаж 1035 (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов)
Вооружение
Артиллерия 1 ×2 АК-130
Зенитная артиллерия 6 × ЗРАК «Кортик»
Ракетное вооружение 20 × ПКР

ru-wiki.ru

Петр Великий (крейсер) Википедия

Тяжёлый а́томный ракетный ордена Нахи́мова кре́йсер «Пётр Вели́кий» — тяжёлый атомный ракетный крейсер ВМФ РФ. Флагманский корабль Северного флота России с бортовым номером 099.

Четвёртый по счёту и единственный находящийся в строю[1] тяжёлый атомный ракетный крейсер третьего поколения проекта 1144 «Орлан». Проектировщик корабля — Северное проектно-конструкторское бюро.

Основное предназначение — уничтожение авианосных групп противника.

Крейсер был заложен 11 марта 1986 года на стапеле Балтийского завода (при закладке именовался Куйбышев, потом — Юрий Андропов). 29 апреля 1989 года спущен на воду. Переименован в «Пётр Великий» указом Президента РФ 22 апреля (1 октября?[2]) 1992 года. В 1998 году вступил в состав ВМФ РФ[3].

Предприятия промышленности проводят постоянные работы на крейсере, они позволяют в течение одиннадцати лет подряд выполнять походы в море без постановки корабля в средний заводской ремонт. До переименования «Пётр Великий» носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер — 099.

Конструкция

Это самый большой в мире действующий не авианосный ударный боевой корабль по состоянию на 2016 год[4][5].

Основные ТТХ

  • Длина: 250,1 м.
  • Ширина: 25 м. (по ватерлинии)
  • Высота от уровня основной плоскости: 59 м.
  • Осадка: 10,3 м (по носовому бульбу)
  • Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.
  • Водоизмещение полное: 25 860 тонн.
  • Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.
  • Скорость: 32 узла (около 60 км/час).
  • Автономность плавания — 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года по топливу.

Конструкция корпуса и надстройки

Длина 49 коридоров корабля — более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости — 59 метров.

Энергетическая установка

Мощная ядерная энергетическая установка крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на эксплуатацию в течение 50 лет[4]. Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150—200 тысяч жителей[4].

Экипаж

Экипаж крейсера — 1035 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов). Они размещены в 1600 помещениях корабля, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8—30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6×2,5 м, двухуровневым медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Есть также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.

Вооружение

«Пётр Великий» имеет возможность поражения крупных надводных целей и защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания, он оснащён ударными крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 2600 километров.

«Пётр Великий» оснащён противокорабельным ракетным комплексом «Гранит» (разработано «НПО машиностроения»), оборудовано 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными противокорабельными крылатыми ракетами П-700 «Гранит» установленных под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Длина ракеты — 10 м, калибр — 0,85 м, стартовая масса — 7 т. Боевая головка — моноблок в ядерном (500 кт), обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объёмного взрыва). Дальность стрельбы — 700 км, скорость полёта — 1,6-2,5 М. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищённость и предназначены для нанесения ударов по групповым целям. При залповой стрельбе одна из них следует на большой высоте для увеличения дальности обнаружения противника, обмениваясь информацией с остальными, которые буквально стелются над поверхностью воды. В случае уничтожения ракеты-лидера её место автоматически занимает одна из ведомых ракет.

Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95РЦ, вертолётом Ка-25Ц или космической системой разведки и целеуказания.

На корабле установлен противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф, имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска.

Также имеется автономная корабельная противовоздушная система «Кинжал». Каждая подпалубная ПУ барабанного типа имеет по 8 одноступенчатых твердотопливных телеуправляемых ракет 9М330-2, суммарный запас — 128 ракет.

Крейсер вооружён зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», обеспечивающим самооборону от ряда «точных» вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты, малотоннажные корабли. Каждая установка имеет по две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М1-2 с двумя автоматами АО-18 по схеме «Гатлинга» с суммарной скорострельностью 10000 в/мин и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении находится ещё 16 ракет. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРК «Кортик» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта. Две установки ЗРК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПУ «Гранит», а четыре другие — в кормовой части главной надстройки.

«Пётр Великий» в мае 2010 года

Кроме того крейсер «Пётр Великий» оснащён 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130» (длина стволов — 70 калибров, 840 снарядов) с дальностью стрельбы до 25 км. Скорострельность — от 20 до 80 выстрелов в минуту. Масса осколочно-фугасного снаряда — 27 кг, имеет ударный, дистанционный и радиовзрыватели. Готовый к стрельбе боезапас — 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

Крейсер также вооружён двумя противолодочными (по 5 ПУ на борт) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад», ракето-торпеды которого способны поражать подводные лодки противника на дальности до 50 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1. Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а там уже слово за УМГТ-1, которая снова ныряет в воду.

Для борьбы с торпедами противника крейсер «Пётр Великий» имеет противоторпедный комплекс РКПТЗ-1М «Удав-1М» (10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции — 15 сек., дальность максимальная — 3000 м, минимальная — 100 м, вес ракеты — 233 кг). Реактивные бомбомётные установки на «Петре Великом» размещены следующим образом: одна десяти трубная РБУ-12000 (дальность стрельбы — 3000 м, масса снаряда — 80 кг) установлена в носовой части корабля на поворотной платформе, две шести трубные РБУ-1000 «Смерч-3» (дальность — 1000 м, масса снаряда — 55 кг) — в кормовой части на верхней палубе по обоим бортам. Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-14 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронные ловушки, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором.

На борту крейсера базируются два противолодочных вертолёта Ка-27.

Радиолокационные средства РЭП/РЭБ «Пётр Великий» включают 16 станций трёх типов. Общекорабельные средства слежения, сопровождения и целеуказания состоят из двух станций космической связи (САТСОМ), четырёх станций космической навигации (САТПАУ) и четырёх специальных электронных станций. За воздушно-надводной обстановкой следят всепогодные трёх координатные РЛС «Фрегат-МАЭ» обнаруживающие цели на дальности более 300 км и высотах до 30 км.

Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

Гидроакустическая система корабля включает в себя гидролокатор с корпусной антенной для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.

При модернизации в 2019—2022 годах в вооружение крейсера будут добавлены гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон», сверхзвуковые универсальные противокорабельные ракеты среднего радиуса действия П-800 «Оникс», крылатые ракеты «Калибр»[6][7]. Ракеты будут запускаться из универсальных пусковых установок 3С14[8].

История строительства

К строительству последнего корабля проекта 1144 — завод приступил в 1986 году. Через 10 лет крейсер ушёл на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья.

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.
Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C[9]. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту[9]. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году[10].

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входил противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»[11].

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов[12]. Некоторые аналитики отмечают[3], что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга[13]), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны[14] и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока[15]. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш[16], 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились[17]. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море[18], проследовав далее в Аденский залив[19] и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота[20].

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования»[21]. 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова[22].

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль[23].

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря[24]. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль[25].

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России[26].

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ[27].

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблём «Адмирал Нахимов»[7].

Командиры крейсера

Посещение американской делегацией корабля «Пётр Великий» во время визита начальника штаба ВМС США Гари Рафхеда (первый ряд, крайний слева) в Североморск, апрель 2011. В первом ряду выполняют воинское приветствие адмирал Рафхед и врио командующего КСФ контр-адмирал Воложинский. На заднем плане БПК «Адмирал Левченко»
  • Добрышев Евгений Николаевич — капитан 1 ранга (Первый командир крейсера согласно Историческому журналу, под его руководством прошло формирование экипажа во Владивостоке, достройка корабля в Санкт-Петербурге и переход на Северный флот).
  • Васильев Сергей Игоревич — капитан 1 ранга (под его руководством были пройдены государственные испытания и поднят флаг).
  • Касатонов Владимир Львович — контр-адмирал (март 2000-июль 2005), ныне вице-адмирал, начальник Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.
  • Якушев Владимир Анатольевич — капитан 1 ранга.
  • Меньков Феликс Владимирович — капитан 1 ранга.
  • Малаховский Владислав Владимирович — капитан 1 ранга.
  • Никитин Игорь Александрович — капитан 1 ранга.[источник не указан 213 дней]

Иллюстрации

  • Грамота А. А. Вагину — вахтенному капитану крейсера

  • Команда крейсера в 2005 году

Интересные факты

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

За 16 лет прошёл 140 000 миль[28].

29 ноября 2018 года американское издание The National Interest опубликовало список из пяти самых смертоносных боевых кораблей ВМФ России. Рейтинг возглавил тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»[29].

Примечания

  1. ↑ Из крейсера «Адмирал Нахимов» извлекут 878 т ценного металла. Прежними в модернизируемом корабле останутся только корпус и ядерная установка (неопр.) (1 августа 2013). Дата обращения 14 января 2014.
  2. ↑ Медведев прибыл на крейсер «Петр Великий», чтобы понаблюдать за морской фазой учения «Восток-2010» (неопр.). Интерфакс (04 июля 2010). Дата обращения 24 февраля 2013.
  3. 1 2 ВМФ России: Кого пугаем «Орланами»? — Свободная пресса, 22 сентября 2011 года
  4. 1 2 3 «Петр Великий»: атомный исполин, которому нет равных, 26.04.2015 г., Дмитрий Сергеев, сетевое издание www.tvzvezda.ru.
  5. ↑ Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пр.1144, KIROV class, Статья на vs.milrf.ru на основе источников Военный Парад 2(44) 2001 «Военно-Морской Флот»; Media 2000 Атомная отрасль http://www.skc.ru; НВО 1999-11-19 Ракетная техника http://rbase.new-factoria.ru/.
  6. ↑ Источник: крейсер «Петр Великий» в ходе модернизации получит гиперзвуковые ракеты (рус.), ТАСС. Дата обращения 27 сентября 2017.
  7. 1 2 Уничтожение со скоростью гиперзвука: на что будут способны новые ракеты крейсера «Петр Великий», 24.02.2016 г., Михаил Рычагов, сетевое издание www.tvzvezda.ru.
  8. ↑ Комплекс 3К-14 / С-14 Калибр, ракеты 3М-54 / 3М-14 — SS-N-27 / SS-N-30 SIZZLER | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) (неопр.). militaryrussia.ru. Дата обращения 27 сентября 2017.
  9. 1 2 Lenta.ru: Комментарии: Огнетушители «Петра Великого»
  10. ↑ Тяжёлые атомные крейсера проекта 1144 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 декабря 2007. Архивировано 18 января 2008 года.
  11. ↑ В Америку Российская газета № 4759, 25 сентября 2008 года
  12. ↑ Крейсер «Пётр Великий» задержал в Аденском заливе три пиратских судна
  13. ↑ «Петр Великий», проходя Суэцкий канал, столкнулся с административными барьерами — Аргументы Недели (неопр.). argumenti.ru. Дата обращения 14 января 2019.
  14. ↑ БалтИнфо.ru — Новости Санкт-Петербурга. Лента новостей России, стран Балтии, мировые новости (неопр.). www.baltinfo.ru. Дата обращения 14 января 2019.
  15. ↑ Крупнейшие военно-морские учения пройдут на Дальнем Востоке (рус.). Байкал24. Дата обращения 14 января 2019.
  16. ↑ Атомный крейсер РФ «Пётр Великий» впервые прошёл Ла-Манш
  17. ↑ Атомный крейсер Северного флота «Пётр Великий» вошел в Средиземное море
  18. ↑ Крейсер «Пётр Великий» через Суэцкий канал вышел в Красное море
  19. ↑ Российский крейсер «Петр Великий» проходит «пиратский» Аденский залив (рус.). РИА Новости (20100422T1530+0400Z). Дата обращения 14 января 2019.
  20. Комсомольская правда | Сайт «Комсомольской правды». Атомный крейсер Северного флота «Петр Великий» встретился в Индийском океане с кораблями США и Индии (рус.). KP.RU — сайт «Комсомольской правды» (30 апреля 2010). Дата обращения 14 января 2019.
  21. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2012 года № 1079 «О награждении орденом Нахимова тяжёлого атомного ракетного крейсера „Пётр Великий“» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 июля 2012. Архивировано 11 января 2014 года.
  22. ↑ Посещение военно-морской базы Северного флота (неопр.). Kremlin.ru (10 января 2013). Дата обращения 12 января 2013. Архивировано 29 января 2013 года.
  23. ↑ Крейсер «Пётр Великий» во главе отряда кораблей и судов Северного флота возвратился в Североморск из похода в Арктику : Министерство обороны Российской Федерации
  24. ↑ Крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий» вышли в дальний поход (рус.), Interfax.ru (15 октября 2016). Дата обращения 15 октября 2016.
  25. ↑ Представители главкомата ВМФ России встретят авианосец «Адмирал Кузнецов» (рус.). РИА Новости (20170209T0044+0300Z). Дата обращения 14 января 2019.
  26. ↑ В Санкт-Петербурге состоялось заседание Военного совета ВМФ России, посвященное итогам учебного года : Министерство обороны Российской Федерации
  27. ↑ ТАРКР «Петр Великий» и РПКСН «Дмитрий Донской» на рейде Кронштадта на YouTube
  28. ↑ ВМФ России: ТАРК «Петр Великий» отмечает 16-летие со дня подъёма Военно-морского флага — ОРУЖИЕ РОССИИ Информационное агентство
  29. Episkopos, Mark. Meet the 5 Deadliest Warships from the Russian Navy (англ.), The National Interest (29 November 2018). Дата обращения 29 ноября 2018.

Ссылки

wikiredia.ru

«Петр Великий» — атомный крейсер. Атомный ракетный крейсер «Петр Великий»: описание

Главной ударной силой Российского Флота считаются подводные лодки, атомные и дизель-электрические. Именно они несут трудную службу вдали от родных берегов, ненавязчиво демонстрируя уязвимость потенциальных противников, время от времени умышленно давая себя «засечь». Появляясь из морской пучины в самые неожиданные моменты, вблизи зон маневров иностранных флотов, они показывают командирам их кораблей, что, несмотря на незаметность, они все-таки есть. В мирное время такая практика считается нормальной, а в случае войны присутствие субмарин проявляется иначе. Но у подводников своя тактика, а движение надводных кораблей скрыть практически невозможно, особенно таких, как крупные авианосцы или крейсера с атомной силовой установкой. Создается впечатление, что эти исполины никого не боятся.

Есть ли надобность в этом исполине?

Именно так ведет себя в море атомный ракетный крейсер «Петр Великий». «Военное обозрение» — сайт, посвященный отечественным и зарубежным системам вооружений, — знакомит своих посетителей со многими техническими подробностями конструкции этого корабля, его ходовыми характеристиками, но воздерживается от анализа его боевой эффективности в случае серьезного морского или глобального конфликта. Вместе с тем крейсер, заложенный в 1986 году, возможно, уже не соответствует требованиям нового тысячелетия, он проектировался без учета технологий малой заметности и представляет собой крупную ярко светящуюся цель. У него есть достоинства, но он обладает и рядом недостатков, а содержание такой боевой единицы обходится российской казне в круглую сумму ежегодно. Так нужен ли нашему флоту атомный крейсер «Петр Великий», или лучше и дешевле обходиться традиционными подлодками, ракетными системами и морской авиацией? Насколько успешно он сможет защищать морские рубежи России в случае особых внешнеполитических обстоятельств? Какие у него есть соперники на океанских просторах?

Эти вопросы требуют развернутых и подробных ответов.

Серия «Орлан»

В те времена, когда флотом СССР командовал адмирал Горшков, общая идеология морской стратегии опиралась на большие корабли, как надводные, так и подводные. Несокрушимую мощь советского ВМФ символизировали многочисленные субмарины-атомоходы и крейсера, ощетинившиеся пусковыми установками, радарами и антеннами. Дизельные энергетические установки сужали радиус оперативного применения морских сил. Обеспечить возможность зримого присутствия в любом районе мирового океана должен был заложенный на Балтийском заводе «Юрий Андропов» (с 1998 года «Петр Великий»). Атомный крейсер строился не один, несмотря на серьезные экономические трудности эпохи перестройки на верфях начали серию из четырех кораблей 1144-го проекта, получившего общее название «Орлан». Родными «братьями» «Андропова» стали «Киров», «Фрунзе» и «Калинин», также названные в честь видных деятелей Коммунистической партии. Дальнейшие события, которые начали происходить в стране, показали, что, ставя столь масштабную задачу перевооружения надводных сил ВМФ руководство страны несколько погорячилось. В настоящее время из всей серии только один атомный ракетный крейсер «Петр Великий» является боеспособной единицей. Что будет с «Адмиралом Лазаревым» (бывшим «Фрунзе») и «Адмиралом Нахимовым» («Калининым»), уже ясно, они проходят модернизацию и до конца десятилетия встанут в строй. Судьба «Адмирала Ушакова» («Кирова») печальна, корабль ждет утилизация.

Подкрасться незаметно он не может

Этот корабль не просто большой. Крупнее его бывают только авианосцы. Он может годами находиться в автономном плавании, производя плановую замену личного состава и пополняя запасы продовольствия. Команда состоит из 727 матросов, старшин, мичманов и офицеров, в том числе 18 летчиков и технического персонала, обслуживающего вертолеты. Скорость 32 узла. Водоизмещение 26 тысяч тонн. При этом следует учитывать, что обеспечить скрытность его появления в каком-либо районе мирового океана практически невозможно. И дело не в размерах, вернее, не только в них. Проход через проливы или каналы дезавуирует и малотоннажные корабли, не то, что атомный крейсер «Петр Великий». Новости о том, что тот или иной авианосец, эсминец или фрегат проследовал через Суэц, Босфор или Дарданеллы, мгновенно расходятся по всему миру. Так какова же задача этого исполина, если о его местоположении всегда известно, если не из телепередач, то по данным спутникового наблюдения?

Крупная цель

Ясное дело, что при появлении у берегов такого мощного корабля любой вероятный противник насторожится и объявит общую тревогу. Такой же будет реакция командира флотского соединения, к которому по какой-то причине приблизится тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Если такое событие произойдет в мирное время, то все закончится обычным «обменом любезностями», эскадры вежливо оскалятся своими ударными и оборонными системами, «пошумят» связью и разойдутся, «как в море корабли». А вот в случае войны дело пойдет куда интенсивнее и опаснее. По крупной мишени противник незамедлительно откроет огонь и сделает все, чтобы пустить крейсер на дно. Чем будет отвечать на старты противокорабельных ракет, торпед, авиаудары и другие враждебные действия «Петро Великий»? И сможет ли он сам нанести в случае надобности упреждающий удар?

Да. Для этого у него есть все необходимое.

Вооружение

Он уникален не только по размерам. В мире нет столь вооруженных неавианесущих кораблей, как «Петр Великий». Атомный крейсер имеет на борту огромный арсенал, включающий все возможные средства огневого поражения и защиты от воздушных нападений, подводных атак, минных угроз и прочих опасностей. «Главным калибром» являются ракеты «Гранит», размещенные в двадцати пусковых установках под палубой.

Атаку стаи этих снарядов выдержать невозможно, они имеют интегрированно-автономную систему управления. Полет координируется «вожаком», поднявшимся выше всех остальных ракет, а в случае его поражения средствами ПРО противника происходит автоматическое «назначение» нового лидера. В сочетании с радиопомехами и ложными объектами удар «Гранитов» можно считать неотразимым.

Комплекс ПВО С-300Ф (в морском исполнении) дополнен противовоздушными системами «Кинжал» и «Каштан». Эти технические средства защищают ТАРК от воздействия противокорабельных ракет, запускаемых в том числе и с самолетов. Более того, они способны поражать даже сверхточные авиабомбы с лазерным наведением.

Атака торпедных и ракетных катеров также успехом не увенчается. Кроме этого ракетного вооружения есть еще и артиллерия 130-го калибра, способная бить на дистанции до 22 километров. Для борьбы с вражескими субмаринами атомный тяжелый крейсер «Петр Великий» оснащен десятью пусковыми установками «Водопад» с четырьмя десятками противолодочных управляемых ракет РГБ-40, а обнаружить их помогут вертолеты Ка-27 — их два. И это еще не все.

В общем, вооружений много. И заградительный, и наступательный огонь есть из чего вести.

Призрак восьмидесятых?

Однако все это вовсе не означает, что ТАРК «Петр Великий» можно назвать непотопляемым идеальным крейсером, против которого враг бессилен. Такого оружия просто не бывает, тем более что проектировался корабль давно, почти три десятилетия назад. За это время концепция военного судостроения менялась, стали другими силуэты боевых судов, появились непривычные очертания морских «Стеллсов», исчезли сложные переплетения антенн, формы упростились, линии обводов стали ломаными. Некоторым экспертам в области вооружений «Петр Великий» (тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144) кажется архаичным призраком эпохи семидесятых-восьмидесятых годов. Уж у него-то резонансных решеток, радаров и антенн связи много. И приводят такие специалисты в пример американский «Орли Берк» — эсминец, построенный с учетом всех современных требований по малозаметности и информационному обеспечению.

Американские соперники

Да, американский эсминец поражает своим ультрасовременным обликом. Это просто робот-трансформер какой-то, у него нет выступающих частей, а вычислительный комплекс обеспечивает (по словам представителей Пентагона) раннее обнаружение и очень быстрое принятие оперативных решений. Возникает опасение относительно того, насколько успешно сможет действовать атомный крейсер «Петр Великий» против системы «Иджис», которой оснащены эсминцы типа «Орли Берк».

Но не все обстоит так печально. Дело в том, что американские новейшие корабли создавались исходя из двух главных принципов: максимальной интеграции управляющих систем и минимизации затрат.

Система «Иджис»

Станция РЛС AN/SPY-1, установленная на «Орли Берк», в качестве антенны использует четыре фазированные решетки, фиксированно закрепленные на надстройке. Вся система замкнута на единый обрабатывающий центр, что, конечно, дает определенные преимущества в аспекте помехозащищенности, но одновременно сужает диапазон дистанций обнаружения и сопровождения целей. Особенно этот недостаток проявляется при необходимости отражения атак низколетящих сверхзвуковых противокорабельных ракет, которыми обладает «Петр Великий». Атомный крейсер благодаря своим размерам может нести много вооружений, а его антенны, расположенные высоко, обеспечивают дальнее обнаружение даже таких малозаметных объектов, как корабли класса «Орли Берк» (которые невидимками назвать все равно нельзя).

Об антеннах «Петра Великого»

Да, антенн много, и именно из-за них так хорошо виден на экранах радаров «Петр Великий». Атомный крейсер оснащен тремя радиолокационными станциями, каждая из которых выполняет свою часть работы. «Восход» (МР-600), закрепленный на фок-мачте, выполняет обзорную функцию. Ниже, на гроте, располагается радар «Фрегат М 2» (МР-750), он определяет все три координаты цели. На фок-мачте установлена антенна «Подката» (МР-350), она способна засечь низколетящие цели — это как раз тот элемент, которого не хватает в стройной цепочке средств противовоздушной защиты американской системы «Иджис». «Подкат» работает в двухкоординатной системе и имеет высокую частоту сканирования в сочетании с малым углом места, что обеспечивает нужное быстродействие. Таким образом, несмотря на свою заметность, ТАРК «Петр Великий» имеет все шансы поразить куда более современный корабль вероятного противника, обрушив на него весь свой богатый арсенал. Обнаружить врага он сможет заранее, а следовательно, внезапное нападение ему не грозит. Отразить ракеты он тоже вполне в состоянии, для этого у него есть все необходимое.

Перспективы

История знает примеры, когда боевые корабли служили в составе флотов многие десятилетия. Добротно выполненные корпуса, хорошие ходовые и маневренные качества и большое водоизмещение создают базу для модернизации судна и проведения его в соответствие с требованиями текущего момента. Есть все признаки того, что атомный ракетный крейсер «Петр Великий», технические характеристики которого, безусловно, можно назвать выдающимися, будет эксплуатироваться еще долго. Аналогов ему нет, даже другие аналогичные корабли с ядерной силовой установкой, такие как «Вирджиния» или «Лонг Бич», существенно уступают нашему флагманскому кораблю Северного флота по водоизмещению, а значит, и по модернизационному потенциалу. Уникальна и его силовая установка, включающая в себя два реактора на быстрых нейтронах и вспомогательные паровые котлы, повышающие мощность до 300 мегаватт.

Показательно, что это чудо отечественного судостроения носит имя создателя Флота Российского, начинавшего это благое дело постройкой скромного ботика.

Возможно, пройдут десятилетия до того момента, когда будет снят с вооружения ВМФ атомный ракетный крейсер «Петр Великий», на смену которому придут новые корабли третьего тысячелетия.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *