Содержание

первый русский князь. Кто был первым князем варягом на Руси

07.04.2014

Признаки древнего русского государства проявились еще в VIII веке, но начало было положено в IX веке с прямым участием племен славян и окружающих народностей. Территория, где расселялись восточные славяне, была зажата между воинственными варягами, или викингами, на севере и хазарами, которые собирали дань с полян, на юге. Нападки хазар были уже невыносимыми для славянских племен, и они призвали варягов на Русь. Воинственные северные племена успешно отбили славянскую территорию, поляне на юге освободились от хазарского гнета и перестали отдавать им дань, поэтому призвание-варяг на Русь имело практические цели. С этих событий началась зарождаться династия Рюриковичей, зерно которой заложил первый князь-варяг на Руси Рюрик, а также возникло государство со столицей в древнем Киеве.

Славянский народ призвал варягов на Русь

В это же время на севере Руси, город Новгород претендовал на центральное место в процессе государственного образования.

Таким образом, начиналось соперничество двух великих древнерусских городов, каждый из которых не уступал другому вправе быть главенствующим в новом зарождающемся государстве. Все первые князья киевской Руси устремились выбирать между собой достойного, но это было очень трудно признать другого лучшим. Каждый из них хотел иметь неограниченную власть, любой из них считал, что именно он первый князь на Руси достоин руководить древнерусским государством.
Особенно эти споры были ярко выражены на севере, где князья вели междоусобные войны за власть. Чтобы раз и навсегда прекратить эти извечные споры, приняли решение на вече позвать чужеземца, который был далек от новгородских споров за власть, и которого можно было бы назвать первый князь Руси.

Единогласно выбрали варяга Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Год, когда варягов призвали на Русь для прекращения жестоких битв в Новгороде за власть, стал началом положительных перемен для последующего развития нового государства. Датой этих событий историками определяется как восемьсот шестьдесят второй год, исходя из первых письменных источников.

Эпоха властвования варягов

Братья-варяги со своими дружинами, имея большой боевой опыт, осели на Руси:

  • Рюрик изначально стал руководить в Ладоге, а вскоре и в Новгороде;
  • Синеус правил княжеством в Белоозере;
  • Трувор был князем в Изборске.

Когда братья умерли, первый князь-варяг на Руси Рюрик принудительно взял их княжества в свои владения. Уже совсем скоро этот варяжский стратег подобрал под себя весь северо-западный край. Рюрик создавал хорошо организованную машину для развития государства, а его преемники уже думали о расширении своего влияния и владений. Родственник Рюрика князь Олег напором и хитростью сумел отвоевать Киев у тамошних владык и утвердится в нем.

Важные факторы создания древнерусского государства

Таким образом, приход к власти варяга Рюрика положил начало переменам не только на Руси, но и во всей Европе, повлиявшим на судьбы многих правителей и народов. В то же время желание изобразить варягов основателями славянского государства нецелесообразно, так как здесь сыграли большую роль именно определенные процессы внутри славян, как общества. Нельзя также сказать, что заслуга Рюрика так велика в создании могущественной Руси. Именно важен момент, который побудил призвать варягов на Русь и стал толчком для становления единого древнерусского государства.

Князь Рюрик является одной из наиболее таинственных фигур в истории Древней Руси. До сих пор его личность вызывает много вопросов, а существование не раз ставилось под сомнение.

Так кем же был Рюрик? Биография, интересные факты и различные версии о его происхождении представлены в этой статье.

Этимология имени

В русских летописях «Рюрик» произносится также, как в кельтской Галии. Если придерживаться этой версии, то это имя восходит к названию племени руриков и связано с рекой Рур. Имена братьев легендарного князя также можно объяснить, опираясь на кельтские языки. В частности, имя Синеуса, вероятно, образовалось от слова sinu, что означает «старший», а Трувор или Тревор переводится как «третий по рождению».

В то же время, сторонники «варяжского» происхождения князя указывают на похожие по произношению слова в древнескандинавском языке, обозначающие понятия «слава» и «царь».

В последующие века это имя использовалось крайне редко. Например, в сфере онкологии известен знаменитый врач Рюрик Мельников, биография которого является примером преданности клятве Гиппократа. Еще одна известная личность с таким именем — Рюрик Ивнев — популярный русский писатель и поэт. Он творил в начале 20 века и находился под влиянием Андрея Белого.

Происхождение Рюрика: версия первая

По поводу того, кем были предки легендарного князя, существует несколько мнений. По одной из них Рюрик, биография которого содержит множество белых пятен, был из родовитой датской семьи Скиольдунгов. В 837-850 годах ее представители владели городом Дореснадом во Фрисландии. Согласно датским источникам, вплоть до 860 года князь по имени Рерик со своей дружиной совершал набеги на земли Франции, Германии, Англии и Швеции. Затем согласно старинной летописи он был «призван из-за моря от немцев» и поселился в Ладоге («городе славян»), откуда и пришел в Новгород.

Версия вторая

Еще одна версия гласит, что Рюрик (биография князя практически собрана по крупицам) был сыном дочери Новгородского старейшины Гостомысла Умилы от бодричского князя Годослава. В 808 году датский король Годфрид захватывает его вотчину и казнит отца будущего правителя Руси. Умиле и Рюрику приходится бежать. Возможно, они находят пристанище на землях франка, где живут, пока беглый княжич становится совершеннолетним. К 860 году новгородский князь Гостомысл, находясь при смерти и не имея наследника по мужской линии, призвал к себе своего внука от средней дочери — Рюрика, который к тому времени уже был опытным военачальником.

В русских источниках, в частности, в Ипатьевской летописи и в трудах В. Ключевского, указывается, что Рюрик искони жил в Ладоге, откуда был призван славянами в Новгород. Эта версия противоречит общепринятой, о «призвания варягов из-за моря», так как согласно ей Рюрик — славянин, проживающий в Ладоге и командовавший наемной варяжской дружиной.

Рюрик: биография после переезда в Новгород

Как бы то ни было, доподлинно известно, что родоначальник первой русской царской династии был приглашен в этот город его старейшинами. Они надеялись, что Рюрик и его братья Синеус и Трувор помогут прекратить междоусобицы, и в Новгороде воцарится мир.

Чтобы упрочить свое положение, через некоторое время после прибытия в город пришлый варяжский князь женился на девушке из местной знатной семьи, Ефанде. Она родила Рюрику сына Игоря и 2-х дочерей. Некоторые ученые отрицают новгородское происхождение Ефанды, указывая, что матерью наследника князя была урманская (т. е. скандинавская) княжна. Если эта версия верна, что Игорь Рюрикович был чистокровным варягом.

Особенности правления

Рюрик, биография которого известна лишь в общих чертах, посадил в городах Руси своих наместников-бояр, оставив себе только Новгород. Последние относились к верхней прослойке княжеской дружины и командовали гриднями и воями. Кроме того, у князя были слуги-отроки. Каждый горожанин мог обратиться к Рюрику с просьбой, принять его в княжескую дружину. У ее членов были все возможности дослужиться до боярина. Таким образом, Рюрик завел довольно демократические порядки при своем дворе, где, прежде всего, ценились личные качества ратников.

Братья

Есть версия, что князья Синеус и Трувор на самом деле не существовали. Некоторые исследователи считают, что древнерусские летописцы не смогли понять перевод иноязычного текста, который повествовал о том, что Рюрик прибыл на Русь с дружиной (тру-вор’ом) и со своим «домом» (сине-хус’ом).

Что касается классической версии, то согласно ей Рюрик отдал старшему брату Синеусу Белоозеро, где жили племена чудь и весь, Трувору — город кривичей Изборск. После того, как они скончались, не оставив наследников, Рюрик присоединил к Новгороду их вотчины и в 864 году объявил его столицей всей Руси.

Игорь, сын Рюрика: биография

На момент смерти первого новгородского князя в 879 году его сыну было около двух лет. Он был слишком мал, чтобы править, поэтому опекуном при нем был поставлен Олег. В некоторых древних источниках указывается, что он был братом Ефанды и родным дядей Игоря. Рюрик и Олег, краткая биография которых может уместиться в пару строк, прибыли в свое время на Русь вместе и князь всецело доверял своему верному ратнику.

Регент при малолетнем Игоре оказался не только храбрым воином, но и мудрым политиком, обладающим хитростью и гибким умом.

Именно последние качества помогли ему завоевать Киев, где правили варяги Аскольд и Дир, так как он их выманил из города и, показав на малютку Игоря, сказал, что править городом должен сын Рюрика, а не простые воины, не принадлежащие княжескому роду.

Затем Олег покорил все славянские племена, которые находились между Новгородом и Киевом. В 912 году регент умер. По легенде это произошло в результате укуса змеи, выползшей из черепа погибшего князя, о чем его в свое время его предупредили волхвы.

После смерти Олега на престол Новгорода воссел Игорь, отцом которого был Рюрик (биография представлена выше). В 25 лет он женился на Ольге, которая родила ему сына Святослава — отца Владимира Святого — Крестителя Руси.

Игорь был храбрым воином, но отличался жадностью и ненасытностью. Он облагал огромной данью подвластные ему народы, и во время одного из походов был схвачен древлянами, возмутившимися его поборами. Они привязали его и вершинам деревьев и разорвали на части.

Генетические исследования

Несколько лет назад были исследованы ДНК 191 потомка Рюрика. Результаты подтвердили версию о скандинавском происхождении первого правителя Руси. Гаплотипы Рюриковичей N1c1 относятся к тем, которые встречаются в Швеции, Финляндии и Норвегии.

Теперь вы знаете, кем был Рюрик Варяжский (биография князя представлена выше), и какую роль он сыграл в истории Древней Руси? Благодаря ему был заложен фундамент Киевской Руси, сокол-балобан стал символом династии, а ее представители сделали немало великих дел для того, чтобы наша страна заняла достойное место на карте Средневековой Европы.

Вопрос о том, кто в истории первый князь Древней Руси, до сих пор актуален. Все потому, что отношение к данной теме у историков разные. Некоторые считают, что ответы нужно искать «Повести временных лет», которая принадлежит перу известного летописца. Другие же говорят, что сведения, описанные в этой рукописи, не могут считаться стопроцентно достоверными и их нужно перепроверять и не прекращать исследований.

В данной статье мы приведем множество различных фактов и предположений по поводу этого вопроса.

Предыстория

О стране русов появились первые свидетельства в первой трети 9-го века. Так, например, в летописях 839 года можно найти информацию о послах кагана народа рос, которые прибыли сначала в Византию, город Константинополь, а оттуда отправились к франкскому императору Людовику Благочестивому. Именно в этом году впервые в исторических письменах встречается этноним «Русь». Однако в “Повести временных лет” первый поход русичей к берегам Босфора датируется 866 годом, что, по мнению некоторых ученых, ошибочная дата.

Междоусобица

Есть информация, что уже в 862 году славянские и финно-угорские племена стали вести между собой междоусобные войны. Об этом в “Повести” пишется: «Встал род на род». Однако никто из них не мог одержать верх над другими. Но простой люд страдал, погибали невинные женщины и дети, и, естественно, встал вопрос о том, как прекратить эту бессмысленную войну. И вот именно тогда словени, или славяне, подумали, что этот вопрос может решить только иноземный владыка. Они собрали посольство и отправили его к варягам, которые жили на берегах Балтийского моря, которое в те времена называлось Варяжским. Пришли они в эти земли и обратились к местным князьям с такой речью: «Земля наша огромная и обильная, но нет в ней порядка. Мы просим вас прийти на нашу землю, установить порядок и владеть нами”. Трое из варяг — братья Рюрик, Синеус и Трувор, которые назывались руссами, или росами, — воспользовались приглашением славянских делегатов и отправились на их землю. Среди них был будущий первый князь на Руси. Около двух лет братья старались адаптироваться к новым условиям, им то приходилось воевать, то наказывать за неповиновение, то за дружеским столом сидеть и хлеб делить. Рюрик княжил в Новгороде, Синеус правил Белоозере, а Трувор господствовал в Изборске. Кто-то из местных был рад их приезду, а кто-то — против. Через два года двое из братьев — Трувор и Синеус — умерли. Таким образом, первым князем-варягом на Руси был именно Рюрик. Он стал в одиночку княжить на всей огромной земле, заселенной славянскими племенами. И поскольку он и его братья звались русами, то земля вскоре стала называться Русью.

Хазары и варяги — враги и спасатели

Согласно другой версии, призыв варяг на землю восточных славян был обусловлен не междоусобицей, а натисками хазар. Их набеги стали невыносимыми для местных жителей, и они решили найти свое спасение у варягов. Рюрик — первый князь на Руси, — приехав с братьями, побил хазар, и стал княжить. Столицей вновь образовавшегося государства стал город Новгород. Есть также версия, что эти трое братьев — младшие сыновья знатного рода. Согласно европейскому обычаю, наследство получл только старший брат, а остальные оставались ни с чем. Вот почему Рюрик и его братьев решили воспользоваться приглашением славян.

Поход на Константинополь

В том же 862 году пришедшие с братьями варяги жаждали двинуться к Средиземному морю, к ним присоединились и дружинники Рюрика, который является первым князем-варягом на Руси. Был среди них Дир, а также его друг и соратник Аскольд. Они решили направиться в Константинополь и установить торговый путь из “варяг в греки”. Для этого князь подчинил себе Киев. Так говорится в “Повести”. А вот согласно Никоновской и Новгородской летописи, Аскольд и Дир не имели к Рюрику никакого отношения. Есть даже версия, что эти два дружинника — потомки Кия — легендарного князя днепровских полян. Он же и является основателем Киева.

Игорь и Олег

В Новгороде у князя Рюрика родился сын Игорь. Когда в 879 году он ушел из жизни, его мальчик был еще совсем ребенком, и поэтому княжение было передано Олегу, он же стал регентом Игоря. Некоторые ученые-историки считают, что в этом вопросе было не все так просто, и власть в Новгороде была узурпирована Олегом. Даже когда Игорь вырос, он не желал передавать ему бразды правления. Одним словом, когда первый князь на Руси Рюрик умер, то его место занял Олег.

Псевдокорни Рюрика

Некоторые ученые считают, что варяги — немецкие, датские, шведские, финские или даже норвежские племена. А автор “Повести временных лет” имел в виду, что Рюрик и его народ жили на землях, расположенных на юге от Варяжского, то есть Балтийского моря, в районе, который расположен ближе к Ангельну и Гольштейну. На современной карте эти земли находятся в северной части Германии. Можно ли отсюда сделать вывод, что первый князь на Руси Рюрик имеет немецкое происхождение? Думаем, что нет, и народности, которые обитали здесь, намного ближе к русским, нежели к немцам. Кстати, среди них встречаются такие имена, как Руссы, или Варины и т. д. Некоторые европейские исследователи считают, что у Рюрика могут быть шведские корни. Однако русские ученые видят за этой версией политический смысл и полностью отрицают ее. Во время Ливонской войны между Швецией и Россией Иван Грозный предположил, что в жилах шведского короля Юхана Третьего не течет голубая кровь, а тот напомнил русскому царю о том, что Рюрик — первый Великий князь Руси — варяг и имеет шведские корни. А вот в 1-й половине 18-го века петербуржские академики, имеющие немецкие корни, высказались за версию немецкого происхождения Рюрика и его братьев. Эту теорию стали называть норманской, однако Ломоносов, изучив данный вопрос, пришел к заключению, что она не соответствует истине и не имеет никаких исторических реалий. Да и согласно “Повести” четко видно, что варяги и шведы, варяги и норманы — разные племена.

Олег — первый русский князь на Руси

В 882 году хорошо известный нам по поэме Вещий Олег — регент князя Игоря, сына Рюрика — собрал дружину и направился из Новгорода на юг. По пути он захватил Любеч и Смоленск и установил в этих городах свою власть. Дружина Олега состояла из варягов и племен чуди, мери, словен и кривичи. Они направились в сторону Киева и захватили его, убив при этом бывших дружинников Рюрика — Аскольда и Дира, правивших этим городом. После этого Киев был объявлен столицей государства Олегова, а подвластные новгородской земле племена должны были платить ему дань. Олег начал строительство крепостей вокруг своей столицы. Об этом событии есть свидетельство летописца, согласно которому, Олег — первый князь Киевской Руси — посредством силы и оружия распространил свою власть на землях северян и древлян, а племя радимичей приняло его условия без борьбы, предпочитая платить дань Олегу, а не хазарам. А те, в свою очередь, начали против них экономическую блокаду, перекрыв путь русских купцов через их земли.

Поход на Византию

В начале 10-го века русские дружины под предводительством князя Олега совершили победоносный поход на Византию. В результате этого были заключены письменные договоры о льготных условиях торговли для купцов из Киевской Руси. Историки считают, что успех войска Олега можно объяснить тем, что ему удалось сплотить силы всех племен, населяющих молодое Древнерусского государство, этим укрепив его государственность. Олег, который имел титул Великого князя, правил Русью более 30 лет. После него на престол взошел сын Рюрика — князь Игорь. Это произошло в 912 году (год смерти Олега). Историки спорят, кто же из них — Олег или Игорь — первый Великий князь всея Руси. Первый может быть назван таковым по заслугам, а второй — по происхождению, поскольку именно он является сыном основателя государства Русского.

Князь Игорь

Сын Рюрика после того, как возглавил государство, совершил 2 военных похода на Византию. Изначально он затеял военную кампанию против Хазарии, куда его вовлекла Византия. Однако там его постигло поражение, после чего войско Игоря повернуло оружие против Византии. Однако болгары успели предупредить своих союзников-греков, что десятитысячное войско князя Игоря надвигается на Константинополь. Тем не менее русский флот успел разграбить Вифинию, Гераклею, Пафлагонию, Никомидию и Понтийскую, однако был разбит. После этого великий князь, бросив тех, кто уцелел во Фракии, с приближенными на нескольких ладьях бежал в свою столицу. Позже до него дошла весть, что оставленных им во Фракии воинов доставили в Константинополь и казнили. Из Киева он послал своим союзникам, варягам, приглашение присоединиться к нему и совершить новый поход в Византию, который он осуществил в 944 году. В войско Игоря входили поляне, кривичи, словены, тиверцы, варяги и печенеги. Они достигли Дуная, и отсюда Игорь отправил послов в Константинополь, которым удалось заключить договор о беспошлинной торговле. Русь же обязалась защищать владения Византии в Крыму. В 943-944 гг. войско великого князя совершило поход на Бердаа, а через год Игорь был убит древлянами, хотя есть версия, что его убил его же воевода Свенельд по причине несогласий при дележе дани.

Ольга

Вдова Игоря и мать будущего великого князя Святослава после смерти мужа взяла бразды правления в свои руки, и тогда князь древлян Мал послал к ней сватов. Ольга посчитала это оскорблением и велела послов казнить. Однако этого ей показалось недостаточно, и она, собрав войско, в 946 году осадила крепость древлян Искоростень, которая в итоге была сожжена, а древляне были покорены киевлянами. Ольга обложила их страшной данью. Это было ее местью. Она не простила им того, что ее муж, первый Князь всея Руси, погиб от их руки. В 947 году Ольга отправилась в Новгород, где ввела систему даней и оброков, согласно которой местные жители сами должны были отвозить их и отдавать тиунам (налоговым инспекторам). Именно благодаря ей с тех пор политика первых князей Руси была миролюбивой по отношению к Византии. Ольга первая из правителей Древнерусского государства официально приняла христианство византийского обряда в 957 году. Он отправилась в Константинополь. Император Константин Багрянородный называл Ольгу архонтиссой Руси. Целью ее поездки было добиться крещения и признания Руси Византией как равной христианской империи. После крещения ей дали христианское имя Елена. Тем не менее историки утверждают, что ей тогда не удалось договориться о союзе, и тогда она отправила послов к императору Оттону I в Германию с просьбой учредить церковь на Руси. После этого, Константинополь пошел на уступки, а германскому посольству пришлось вернуться обратно. После этого русское войско, посланное Ольгой-Еленой, поддержало греков в войне с арабами на Крите. Ольга умерла в 969 году.

Князья все Руси

Так назывались русские владыки, которые имели претензию на верховную власть над всеми русскими землями, и этим титулом назывались киевские князья. Однако в какой-то период времени Киев был в упадке, и тогда главным политическим и церковным центром Руси стал Владимир. После этого князья Владимирские именовались князьями «всея Руси». В московский же период этот титул не предполагал власть над всеми бывшими землями Древнерусского государства, а только лишь возвышение над другими князьями.

Первый Московский князь всея Руси

Даниил Александрович является родоначальником московских князей, принадлежащих к династии Рюриковичей. Он — сын великого князя Александра Невского. Даниил Александрович унаследовал княжеский титул от своего отца еще в самом раннем детстве. Он правил Московской Русью с 1263 по 1303 годы. Однако пока он был слишком мал, чтобы править государством, за него это делал его дядя Ярослав Ярославович. Он же и воспитывал маленького Данилу после смерти его геройского отца. С 15 лет он начал активно действовать внутри своего княжества. Его называли строителем, а построенные им крепостные сооружения очень помогли при обороне Москвы.

Победа над Золотой Ордой

Чуть повзрослев, он начал вести собственную политику, главной направленностью которой было расширение владений княжества. Он активно принимал участие в княжеских междоусобицах, причем со своими братьями Андреем и Дмитрием за княжение над Великим Владимиром, ну и за Новгород. В 1285 он, объединившись с дядей, одолел ордынское войско, и эта битва вошла в историю как первая победа русского войска над Золотой Ордой. Через 15 лет ему удалось соединить к Московскому княжеству Коломну, Лопасню и другие земли вдоль Москвы-реки, а столкнувшись с рязанским князем Константином Романовичем, он взял его в плен. А вот Переславль-Залесский был завещан ему князем тех земель. Умер первый князь всея Руси Данила, сын легендарного Александра Невского, в 1303 году.

Вопрос о том, кто являлся первым князем варяжского происхождения, остается актуальным и в наши дни. Ответом может послужить «Повесть временных лет», принадлежавшая перу известного летописца.

Согласно данным исторического памятника править многочисленными восточными племенами славян вызвался военный вождь по имени Рюрик вкупе с младшими братьями примерно в 862 году.

Варягам в историографии приписывали датские, шведские и даже скандинавские корни. Летописец, причисляя Рюрика к варягам, имел в виду территории южнее Балтийского моря, граничащие с областями Ангельн и Гольштейн.

На сегодняшний день это регион на севере Германии, Мекленбург, народности которого в древние времена не являлись немецкими по происхождению. К кому они имели отношение можно судить по следующим названиям – Руссов, Варин и пр.

Полемичной является версия о принадлежности Рюрика к шведским корням, пользующаяся особой популярностью у европейских исследователей. Однако подобная гипотеза носит политический характер и не имеет никаких научных обоснований.

Данная концепция получила новый виток развития во времена Ливонской войны между Россией и Швецией. По мнению Ивана IV Юхан III не принадлежал к голубым кровям. В ответ иноземный властитель апеллировал к вышеупомянутой версии о происхождении древнерусской княжеской династии из шведских корней.

Окончательное утверждение эта концепция получила в начале семнадцатого столетия при очередной попытке шведов предъявить свои права на земли Новгорода, тогда они опять опирались на данные исторического памятника, свидетельствующие о варяжском происхождении Рюрика.

Высказывалась мысль, что якобы народности, населяющие эти территории, должны отправить гонцов в Швецию, как это было много веков назад. Под понятием «варяги» в те времена подразумевались все, кто пересек Балтийское море. Данные земли ассоциировались в большинстве случаев с государством Юхана III.

«Норманнская теория»

В первой половине 18 столетия это научное изыскание было преобразовано в «норманнскую теорию».

Академики из Петербурга немецких кровей, стараясь ратифицировать подобие неких стереотипов, признали за варягами, возглавившими восточнославянские племена, немецкое происхождение.

Родом из Швеции они, безусловно, позиционировались как «иностранцы», то есть по представлениям того исторического периода – как немцы. Так в науке закрепилась известная теория.

Истоки антинорманнской теории

Естественно, что подобное научное обоснование вызвало полемику в российской науке. В частности, Михаил Васильевич Ломоносов не находил никаких исторических реалий, соответствующих «норманнской теории».

По его мнению, представители шведских народностей не в состоянии были организовать какие-либо признаки государственности на Руси, поскольку сами не имели представления об этой форме общественного образования. Также в истории русского языка и культуры не наблюдалось никаких скандинавских отражений.

После неоднократного прочтения «Повести» становится очевидно, что летописец четко дифференцировал такие этнические дефиниции, как варяги, шведы, норманны, англы и другие готы.

Вследствие этого при заключении различного рода договоров с будущим Константинополем дружина древнерусских князей, чье варяжское происхождение по мнению норманнов восходит к шведскому, славила и чтила Перуна и Велеса, а вовсе не скандинавских Одина и Тора.

Варяжское происхождение Рюрика в народных преданиях

Имеется и ряд других версий и концепций, в большинстве случаев неапробированные и существующие на уровне легенд и сказаний.

Так, путешественник родом из Франции, К. Мармье, связывал варяжские корни Рюрика и его кровников Синеуса и Трувора с королем Годлавом.

Три брата, пересекшие Балтийское море, были призваны на восток и положили начало известному государству с городами Псков и Новгород. Несомненно, данная легенда мало чем отличается от общепринятой «норманнской теории».

Древнерусские летописи и немецкие источники о первом князе

Эта историческая концепция не признается достоверной самими немцами, но полностью отрицать преемственность между краткими сведениями о первом князе в историческом труде Нестора и записями в немецких источниках нельзя.

Адвокат из Мекленбурга Иоганн фон Хемниц апеллировал к исторической легенде, по сведениям которой первый русский князь был потомком вышеупомянутого властителя Годлава, сложившего голову в войне с датчанами в 808 году. Логично думать, что Рюрик родился не позже 806 года, т.к. у него было еще два младших кровника.

Согласно немецким историческим материалам варяги были призваны из южнобалтийских земель в 840 году. Из этого можно сделать вывод, что в древней Руси появились уже опытные, повидавшие жизнь князья.

Об этих же фактах свидетельствует обнаруженное Рюриково городище, находившееся в непосредственной близости от современного Новгорода, и представляло собой исторический центр государства, а также имело место быть уже до 862 года.

Позволяя себе некоторые хронологические неточности, авторы немецких источников точнее определяют, чем русские место прибытия. Скорее всего подразумевался не Новгород (как предполагалось в вышеупомянутых исторических документах), а Ладога, основанная варягами в середине 8 века.

Как таковой Новгород, то есть Рюриково городище, древнерусский князь объединил позднее, включая территории, принадлежавшие погибшим братьям. Это и демонстрирует именование города.

Генеалогическое древо родоначальника русской княжеской династии

Генеалогическому древу князя-варяга мекленбургские исследователи приписывали родство с королем Витславом, главным военным союзником предводителя франков Карла Великого в борьбе против саксов.

Родственные связи Рюрика восходят и к легендарному старейшине ильменских словен Гостомыслу, о чем свидетельствуют северогерманские родословные и исторические документы, в которых последний упоминается как враг Людовика Немецкого.

Причины миграции варягов на восток

Возникает следующий закономерный вопрос: каковые причины в основе миграции князя варяга с братьями на восток? На самом деле вся проблема заключалась в традиционной системе наследования, которую потом и переняла древняя Русь.

Все права на престол переходили только старшему представителю славного рода. При этом все младшие отпрыски оставались ни с чем. Вследствие подобной приоритетной очереди для старших Рюрику с братьями ничего не оставалось, как покинуть южнобалтийское побережье и последовать на восток.

Таким образом, очень сложно представить первого князя-варяга иностранным властителем, коим хотят видеть все, кто позиционирует историю России под иноземным владычеством.

На сегодняшний день существует много средневековых мифов о немецких корнях великого князя, поддерживаемые европейскими псевдоисследователями и аналитиками.

Но еще больше исторических фактов о реальном властителе Рюрике, появившемся на свет в знаменитой и влиятельной династии в русской Прибалтике 1200 лет тому назад.

Рюрик (862 — 879) — первый великий русский князь, одна из легендарных фигур в европейской истории, основатель древнерусского государства. Согласно летописям, призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью в 862 году Рюрик занял сначала Ладогу, а затем перебрался в Новгород. Правил в Новгороде по договору, заключённому с местной знатью, утвердившей за собой право на сбор доходов. Основатель династии Рюриковичей.

1148 лет назад по свидетельству летописца Нестора в «Повести временных лет» «володеть и княжить восточными славянами» был призван глава варяжского военного отряда Рюрик, который прибыл вместе с братьями Синеусом и Трувором — 8 сентября, 862 года.

Летописная традиция связывает начало Руси с призванием варягов. Так «Повесть временных лет» рассказывает, что в 862 году трое варяжских братьев со своими родами пришли править к славянам, заложив город Ладогу. Но откуда пришли и кем были по происхождению эти варяги, давшие начало русской государственности? Ведь в историографии они успели побывать и шведами, и датчанами, и скандинавами в целом; одни авторы считали варягов норманнами, другие, наоборот, — славянами. Снова и снова невнимательность к проблеме, поставленной в самом историческом источнике, являлась причиной для противоречащих друг другу утверждений Для древнего летописца происхождение варягов было очевидно. Он помещал их земли на южно-балтийском побережье вплоть «до земли аглянской», т.е. до области Ангельн в Гольштейне.

Сегодня это северно-германская земля Мекленбург, население которой в древности не было немецким. Каким оно было — об этом говорят сохранившиеся по сей день названия населённых пунктов Варин, Руссов, Рерик и многие другие. Однако несмотря на всю ясность летописного свидетельства, вопрос о происхождении варягов (а значит, и о корнях русской государственности) стал дискуссионным для потомков. Путаницу внесла появившаяся в политических кругах при дворе шведского короля версия о происхождении Рюрика из Швеции, которую впоследствии подхватили некоторые немецкие историки. Объективно говоря, эта версия не имела ни малейших исторических оснований, зато была полностью обусловлена политически. Ещё в годы Ливонской войны между Иваном Грозным и шведским королём Юханом III разгорелась острая полемика по вопросу о титуловании. Русский царь считал шведского правителя выходцем из «мужичьего рода», на что тот отвечал, что предки самой русской династии происходили будто бы из Швеции. Эта мысль окончательно оформилась как политическая концепция накануне Смутного времени в начале XVII века, когда шведы претендовали на новгородские земли, пытаясь оправдать свои территориальные претензии неким подобием летописного «призвания». Предполагалось, что новгородцы должны были направить посольство к шведскому королю и пригласить его на правление, как некогда они будто бы призвали «шведского» князя Рюрика. Вывод о «шведском» происхождении варягов в то время был основан лишь на том, что они пришли на Русь «из-за моря», а значит, вероятнее всего, из Швеции.

Впоследствии, в первой половине XVIII века к варяжской теме обратились немецкие учёные из Петербургской Академии наук, которые по той же логике стремились обосновать немецкое господство в России времён регентства Бирона. Они же сформулировали т.н. «норманнскую теорию», согласно которой варяги, основатели древнерусского государства, признавались выходцами из Швеции (т.е. «немцами», как тогда называли всех иностранцев). С тех пор эта теория, облачившись в некое подобие научности, закрепилась в отечественной историографии. В то же время многие выдающиеся историки, начиная с М.В. Ломоносова, указывали на то, что «норманнская теория» не соответствует реальным фактам. Например, шведы не могли создать на Руси государство в IX веке хотя бы потому, что они сами не имели в это время государственности. В русском языке и в русской культуре не удалось обнаружить скандинавских заимствований. Наконец, внимательное чтение самой летописи не позволяет подтвердить измышлений норманнистов. Летописец отличал варягов от шведов и других скандинавских народов, писав, что «звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы». Поэтому при заключении мирных договоров с Византией языческие дружинники князей Олега и Игоря (те самые варяги, которых норманнисты считают шведскими викингами) приносили клятву именами Перуна и Велеса, а вовсе не Одина или Тора. А.Г. Кузьмин отмечал, что только один этот факт мог бы опровергнуть всю «норманнскую теорию». Понятно, что в таком виде «норманнская теория» не могла быть жизнеспособной в академической науке. Но к ней снова и снова обращались в том случае, когда нужно было нанести удар по идее русской государственности. Сегодня эта разрушительная теория приобрела новую форму, и современные норманнисты, подкармливаемые грантами многочисленных зарубежных фондов, говорят не столько о «скандинавском происхождении варягов», сколько о своеобразном разделе «сфер влияния» в древнерусском государстве.

По новой версии норманнизма, на северные области Руси будто бы распространялась власть викингов, а на южные — хазар (между ними якобы существовал некий договор). Для русских же не предполагается сколь-нибудь значимой роли в собственной ранней истории. Однако само развитие русского государства полностью опровергает все домыслы политических врагов России. Смогла бы древняя Русь стать могучей Российской империей без выдающейся исторической миссии русского народа? Великая история состоялась вместе с великим народом, происходившим от варяжского начала. Прискорбно, что сегодня всё чаще и чаще раздаются реплики о том, что предками русских были нерусские. Это не так. Нашими предками были варяги, которые тоже были русскими. Единственно, следует уточнить, что именно русь — это наше исконное родовое имя, а варягами называли древнерусских мореплавателей. Посол Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в начале XVI века, писал, что родина варягов — Вагрия — располагалась на южно-балтийском побережье и от них Балтика называлась Варяжским морем. Он выразил широкое мнение, бытовавшее в просвещённых кругах Европы того времени. С развитием научной генеалогии стали появляться труды о связях русской царской династии с древними королевскими родами Мекленбурга. В северно-германском Поморье о варягах и их исторических связях с Россией помнили вплоть до XIX века. По сей день в Мекленбургской области сохраняется множество следов пребывания донемецкого населения. Очевидно, что «немецкой» она стала лишь после того, как варяги и их потомки были вытеснены на восток или онемечены католическими орденами. Французский путешественник К. Мармье записал однажды в Мекленбурге народную легенду о Рюрике и его братьях. В VIII веке варягами правил король Годлав, у которого было три сына — Рюрик, Сивар и Трувор. Однажды они отправились с южной Балтики на восток и основали древнерусское княжество с центрами в Новгороде и Пскове.

Спустя некоторое время Рюрик стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Эта легенда из Северной Германии полностью созвучна Сказанию о призвании варягов из летописи. Однако внимательный анализ фактов позволяет в некоторой степени скорректировать летописную хронологию, по которой Рюрик с братьями начали править на Руси с 862 года. А. Куник вообще считал эту дату ошибочной, оставляя неточность на совести позднейших переписчиков летописи. Очевидно, что события, о которых кратко сообщали русские летописи, получают историческое наполнение по немецким источникам. Сами немцы опровергали норманнистские выдумки. Мекленбургский юрист Иоганн Фридрих фон Хемниц ссылался на легенду, согласно которой Рюрик с братьями были сыновьями князя Годлава, погибшего в 808 году в битве с датчанами. Учитывая то, что старшим из сыновей был Рюрик, можно предположить, что он родился не позднее 806 года (после него до гибели отца в 808 году должны были появиться на свет два младших брата, которые не были одногодками). Конечно, Рюрик мог родиться и раньше, но об этом у нас пока нет достоверных сведений. По немецким источникам, Рюрик с братьями были «призваны» около 840 года, что представляется весьма правдоподобным. Таким образом, варяжские князья могли появиться на Руси в зрелом и дееспособном возрасте, что выглядит совершенно логично. И действительно, согласно последним археологическим находкам, удалось установить, что Рюриково городище близ современного Новгорода, которое и есть древний Рюриков Новгород, существовало ранее 862 года. С другой стороны, допуская ошибку в хронологии, летопись более точно указывает на место «призвания». Вероятнее всего это был не Новгород (как по немецким данным), а Ладога, которая была заложена варягами ещё в середине VIII века. А Новгород (Рюриково городище) князь Рюрик «срубил» позднее, объединяя земли братьев после их смерти, о чём свидетельствует и название города.

Родословную Рюрика от древних варяжских королей признавали знатоки и исследователи генеалогий. Мекленбургские историки писали о том, что его дедом был король Витслав, бывший равноправным союзником франкского короля Карла Великого и участвовавший в его походах против саксов. Во время одного из таких походов Витслав был убит, попав в засаду при переправе через реку. Некоторые авторы прямо называли его «королём руссов». В северогерманских родословных указывается и на родство Рюрика с Гостомыслом, который действует в летописном сказании о призвании варягов. Но если скупые строки летописи о нём почти ничего не сообщают, то во франкских хрониках он упомянут как противник императора Людовика Немецкого. Почему Рюрик с братьями отправились с южно-балтийского побережья на Восток? Дело в том, что у варяжских королей существовала «очередная» система наследования, по которой власть всегда получал старший представитель правящего рода. Позднее подобная система наследования княжеской власти стала традиционной на Руси. При этом сыновья не успевшего занять королевский трон правителя не получали никаких прав на престол и оставались вне главной «очереди». Годлав был убит раньше своего старшего брата и при жизни так и не стал королём. По этой причине Рюрик с братьями был вынужден отправиться в периферийную Ладогу, где с этого времени началась славная история государства Российского. Князь Рюрик был полноправным правителем Руси и выходцем из «рода Русского», а вовсе не иностранным властителем, как желают представить те, кто всю русскую историю мыслит только под иноземным господством.

Когда Рюрик умер, его сын Игорь был еще мал, и князем стал дядя Игоря — Олег (Вещий Олег, т. е. знающий будущее, умер в 912 г.), который перенес столицу в город Киев. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства — Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега — «вещий» — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий. Олег прославился победой над Византией, в знак чего он прибил свой щит на главных вратах (воротах) Царьграда. Так русские называли столицу Византии — Константинополь. Византия тогда была самым сильным государством мира.

В 2009 году состоялось празднование 1150-летнего юбилея Великого Новгорода. Хочется верить, что эта важнейшая в нашей истории дата станет отправным пунктом нового изучения древнерусского прошлого. Новые факты и открытия постоянно обогащают историческую науку и наши познания. Появляются всё новые доказательства того, что русская история началась не с мифа, придуманного средневековыми политиками и книжниками, а с реального великого князя Рюрика, родившегося в королевской династии в русской Прибалтике тысячу двести лет назад. Дай Бог, чтобы имена наших предков и прародителей не были преданы забвению.

История: Наука и техника: Lenta.ru

29 декабря на экраны кинотеатров выходит российский фильм «Викинг», повествующий о приходе к власти князя Владимира Святославовича. «Лента.ру» начинает публикацию цикла материалов, посвященного событиям того времени. Личность князя Рюрика — варяга, согласно «Повести временных лет» призванного княжить на землю, где проживали славянские и финно-угорские племена, остается загадкой. Историки до сих пор спорят о том, откуда прибыл человек, которого считают основателем русской государственности. «Лента.ру» рассказывает о теориях, по-разному трактующих его происхождение.

Норманизм и антинорманизм

«В год 6370 (862) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Так «Повесть временных лет», самый ранний древнерусский летописный свод, рассказывает о зарождении русской государственности: якобы жители Новгорода призвали на княжение скандинавов, поскольку сами были погружены в пучину междоусобных войн. Верить этой информации или нет — открытый вопрос, поскольку никаких других источников, напрямую повествующих об этом событии, не сохранилось.

В современной отечественной историографии существуют две теории на этот счет: норманнская и антинорманнская. Сторонники первой считают, что народ русь, упомянутый в летописи, действительно относится к скандинавам и сильно повлиял на становление Руси как государства. Вторые же зачастую стремятся не только отрицать влияние варягов, но и приписывают им туземное, славянское или южнобалтийское происхождение. Представители обоих лагерей ведут между собой жаркие споры, хотя стоит заметить, что такое жесткое разделение существует только в отечественной историографии, иностранные историки предпочитают занимать более мягкие позиции.

Если с корнями норманизма все понятно, то антинорманизм заслуживает отдельного рассмотрения. Первым антинорманистом считается академик Михаил Ломоносов, который не был удовлетворен тем, как немецкие историки Готлиб Байер и Фридрих Миллер подходят к трактовке «Повести временных лет», практически называя славянские и финно-угорские племена, населявшие ладожский регион, темными и невежественными. С одной стороны, его претензии к работам немцев были вполне оправданными, с другой — дали богатую почву ученым патриотического толка для утверждений, что племя русь было славянским, а обратное якобы утверждают лишь русофобы.

Несмотря на то что имя Рюрик в различных вариантах было широко распространено в Скандинавии, современные антинорманисты пытаются ославянивать его, утверждая, например, что оно является производным от слова рарог (сокол), а слово «варяг» — производным от «варить». Почему бы варягам в таком случае, скажем, не быть солеварами из Русы (город в Новгородской области, сейчас называется Старая Русса)?

Выставка «Моя история: Рюриковичи» в Санкт-Петербурге

Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

Есть у антинорманистов и другой аргумент: в русском языке очень мало заимствований из скандинавских языков, в то время как население Британии активно пополняло свой словарный запас из вокабуляра своих завоевателей — викингов. Это утверждение, впрочем, достаточно легко опровергается: дело в том, что англосаксонские и староскандинавские наречия в то время были достаточно близки. Если же посмотреть, например, на Сицилию, где викинги тоже создавали свои государства, можно увидеть схожую с Русью картину: непонятную тарабарщину заимствовать сложно.

Впрочем, чрезвычайно скудная база источников не позволяет говорить ни о чем точно и оставляет богатый простор для трактовок тех немногих событий, которые в них описаны. Кроме единичных рассказов путешественников и текстов саг викингов (в которых нередки упоминания их поездок в Ладожский регион), историкам остается надеяться только на находки археологов.

Шведская бижутерия

В Приильменье археологи находят множество предметов и свидетельств пребывания здесь древних скандинавов. Рюриково городище (предположительно — резиденция самого Рюрика и его потомков) — настоящий кладезь для исследователя. Раскопки показали, что в середине IX века (время предполагаемого «призыва варягов») скандинавские артефакты встречаются достаточно редко, а уже к началу следующего века число их возрастает в несколько раз.

Самые ранние — это женские украшения: броши, отлитые в формы, встречающиеся в поселении шведских викингов Бирка. К тому же периоду относятся и стальные шейные кольца, причем некоторые из них украшены подвесками в форме молота Тора — скандинавского бога грома. Встречаются кольца и прочие украшения, одежда и предметы обихода, аналоги которых по большей части находят в Швеции. Подобные находки часто совершают и в других поселениях региона.

Руины церкви Благовещения на Городище в окрестностях Великого Новгорода. 1103 год, XIV век

Фото: Vash Alex kun / Wikipedia

Дела давно минувших дней

Почему же тогда описанные в «Повести временных лет» события подвергаются сомнению? Как пишет в своей книге «Викинги русь» польский археолог Владислав Дучко, для составителя летописи они были делами давно минувших дней. Например, если взять пассаж о том, что Рюрик привел с собой «всю русь», перед этим прогнав «всех варяг», становится ясно, что он разделяет эти два народа. Есть некие варяги, грабители из-за моря, а есть русь — совсем другие варяги. В летописи даже говорится: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти». Кстати, в то время, о котором идет речь, упоминаемые названия народов не были известны.

Составитель летописи действительно знал о прибытии Рюрика, однако помещал его в более поздние средневековые реалии, в которых жил сам. Термин «варяги», который он использует, — анахронизм, поскольку он появился на Востоке только под конец X века. Кроме того, упоминаемые города (в частности, Новгород) не существовали в середине IX века.

Упоминание же о том, что Рюрик прибыл по приглашению местной знати, является попыткой придать этому событию легитимность. Но приглашение вряд ли было, потому что такое соглашение — «риад» — требовало существования одного абсолютного властителя, которого на тот момент у племен, населявших регион, не было.

Чьих будешь?

С такими же непростыми проблемами историкам приходится сталкиваться, когда речь идет о том, кем был сам Рюрик. С начала XIX века высказывается предположение, что тут идет речь о Рёрике, члене датской королевской семьи, брате или племяннике датского короля Харальда Клака. Он был реальной исторической фигурой, и упоминания о нем содержатся в Анналах королевства франков. В них он предстает как бесстрашный викинг, прославившийся множеством военных походов.

В повествовании о нем отсутствует отрезок времени, примерно совпадающий с периодом княжения легендарного Рюрика, и некоторые историки делают смелые заявления о том, что именно он и является тем самым варягом. Однако на основе имеющихся источников такой вывод сделать проблематично.

Изображение: «Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов.

Несмотря на это, Рюрика не стоит считать фантазией летописца. Скорее всего, он действительно был реальной исторической фигурой, но на момент написания «Повести временных лет» (начало XII века) эти события были уже таким отдаленным прошлым, что от князя не сохранилось ничего, кроме имени. Историю Рюрика стоит рассматривать как чрезвычайно упрощенную, в которой одни элементы были придуманы, а другие — сильно искажены.

Летописец путает даты. Например, когда он пишет о призвании Рюрика, то сообщает об изгнании варягов, которые ранее облагали данью жителей региона в одной записи за 862 год. Там же он сообщает, что братья князя, Трувор и Синеус, умерли через два года, однако оставляет три записи за последующие годы пустыми — здесь напрямую видно, как летописец пытается выжать что-то из имеющейся у него скудной информации и придумать свой ход событий. Это становится еще более очевидно, когда он пишет о походе руси на столицу Византии, датируя это событие 866 годом. Согласно другому источнику, оно произошло в 860 году.

Откуда же пришла русь Рюрика? Как уже говорилось, многие предметы, оставшиеся от этих людей, которые находят на раскопках поселений Ладога и Рюриково городище, происходят из Швеции. Если посмотреть на хронологию возникновения поселений на реке Волхов начиная с середины IX века, то можно предположить, что в них норманны присутствовали в большом количестве, если не составляли большинство населения. Даже на востоке, в верховьях Волги, находят поселения, в которых содержатся следы скандинавской культуры, носители которой осели там. И несомненно, они оказывали немалое влияние на местные племена.

О том, каким образом Рюрика «призвали» на княжение, есть много теорий. Некоторые историки говорят о том, что туземные народы подписали с ним и его дружиной договор о найме на службу как наемников. Другие считают, что князя действительно позвали из-за того, что не было порядка на земле, где жили чудь, словене, кривичи и весь.

Наиболее вероятен третий вариант. Русь Рюрика ничем не отличалась от тех самых «других» варягов, бравших дань и изгнанных местным населением. Просто Рюриковичей выгнать оказалось не так просто.

Первый князь-варяг на Руси Рюрик

07.04.2014

Признаки древнего русского государства проявились еще в VIII веке, но начало было положено в IX веке с прямым участием племен славян и окружающих народностей. Территория, где расселялись восточные славяне, была зажата между воинственными варягами, или викингами, на севере и хазарами, которые собирали дань с полян, на юге. Нападки хазар были уже невыносимыми для славянских племен, и они призвали варягов на Русь. Воинственные северные племена успешно отбили славянскую территорию, поляне на юге освободились от хазарского гнета и перестали отдавать им дань, поэтому призвание-варяг на Русь имело практические цели. С этих событий началась зарождаться династия Рюриковичей, зерно которой заложил первый князь-варяг на Руси Рюрик, а также возникло государство со столицей в древнем Киеве.

Славянский народ призвал варягов на Русь

В это же время на севере Руси, город Новгород претендовал на центральное место в процессе государственного образования. Таким образом, начиналось соперничество двух великих древнерусских городов, каждый из которых не уступал другому вправе быть главенствующим в новом зарождающемся государстве. Все первые князья киевской Руси устремились выбирать между собой достойного, но это было очень трудно признать другого лучшим. Каждый из них хотел иметь неограниченную власть, любой из них считал, что именно он первый князь на Руси достоин руководить древнерусским государством.
Особенно эти споры были ярко выражены на севере, где князья вели междоусобные войны за власть. Чтобы раз и навсегда прекратить эти извечные споры, приняли решение на вече позвать чужеземца, который был далек от новгородских споров за власть, и которого можно было бы назвать  первый князь Руси.

Единогласно выбрали варяга Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Год, когда варягов призвали на Русь для прекращения жестоких битв в Новгороде за власть, стал началом положительных перемен для последующего развития нового государства. Датой этих событий историками определяется как восемьсот шестьдесят второй год, исходя из первых письменных источников.

Эпоха властвования варягов

Братья-варяги со своими дружинами, имея большой боевой опыт, осели на Руси:

  • Рюрик изначально стал руководить в Ладоге, а вскоре и в Новгороде;
  • Синеус правил княжеством в Белоозере;
  • Трувор был князем в Изборске.

Когда братья умерли, первый князь-варяг на Руси Рюрик принудительно взял их княжества в свои владения. Уже совсем скоро этот варяжский стратег подобрал под себя весь северо-западный край. Рюрик создавал хорошо организованную машину для развития государства, а его преемники уже думали о расширении своего влияния и владений. Родственник Рюрика князь Олег напором и хитростью сумел отвоевать Киев у тамошних владык и утвердится в нем.

Важные факторы создания древнерусского государства

Таким образом, приход к власти варяга Рюрика положил начало переменам не только на Руси, но и во всей Европе, повлиявшим на судьбы многих правителей и народов. В то же время желание изобразить варягов основателями славянского государства нецелесообразно, так как здесь сыграли большую роль именно определенные процессы внутри славян, как общества. Нельзя также сказать, что заслуга Рюрика так велика в создании могущественной Руси. Именно важен момент, который побудил призвать варягов на Русь и стал толчком для становления единого древнерусского государства.

Видео: История Рюрика — князя Руси