№ | Годы правления | Имя | Личное имя |
1 | 660 до н. э. по 585 до н. э. | Император Дзимму | Кан-Ямато-иварэ-хико или Каму-Ямато-ихарэ-бико |
2 | 581 до н. э. по 549 до н. э. | Император Суйдзэй | Каннэна-кавамими или Камунуна-кавамими |
3 | 549 до н. э. по 511 до н. э. | Император Аннэй | Сикицухито-таматэми |
4 | 510 до н. э. по 476 до н. э. | Император Итоку | Ояматохико-сукитомо |
5 | 475 до н. э. по 393 до н. э. | Император Косё | Мимацухико-каэсинэ |
6 | 392 до н. э. по 291 до н. э. | Император Коан | Ямато-тарасихико-куниоси-хито |
7 | 290 до н. э. по 215 до н. э. | Император Корэй | |
8 | 214 до н. э. по 158 до н. э. | Император Когэн | Оямато-нэкохико-куникуру |
9 | 157 до н. э. по 98 до н. э. | Император Кайка | Вака-Ямато-нэкохико-обиби |
10 | 97 до н. э. по 29 до н. э. | Император Судзин | Мимаки-ирибико(/ирихико)-иниэ |
11 | 29 до н. э. по 70 н. э. | Император Суйнин | Икумэ-ирибико-исати или Икуму-нирихито |
12 | 71 по 130 | Император Кэйко | ? |
13 | 131 по 191 | Император Сэйму | Вака-тарасихико |
14 | 192 по 200 | Император Тюай | Тараси-накацухико |
200 по 201 | междуцарствие | ||
201 по 269 | Регент Дзингу Кого | ||
15 | 270 по 310 | Император Одзин | Хонтавакэ (Хонта-одзи), Идзасавакэ, Хомудавакэ |
310 по 313 | правитель Удзи | Удзи-но ваки-ирацуко | |
16 | 313 по 399 | Император Нинтоку | Осадзаки (Охосадзаги), Сэйтэй («Священный император»), Нанива |
17 | 400 по 405 | Император Ритю | Оэ-но-идзаовакэ(/идзаховакэ) |
18 | 406 по 410 | Император Хандзэй | Мидзуха-вакэ, Тадзихи-но мидзуха-вакэ |
19 | 411 по 453 | Император Ингё | О-асадзума-вакуго-но-сукунэ |
20 | 453 по 456 | Император Анко | Анахо |
21 | 456 по 479 | Император Юряку | Охацусэ-но-ваката-кэру |
22 | 480 по 484 | Император Сэйнэй | Сирага, Сирага-но-ояматонэко |
23 | 485 по 487 | Окэ, Кумэ-но-вакуго, Окэ-но-о, Окэ-но-сумэра-микото, Окэ-но-ивасувакэ | |
24 | 488 по 498 | Император Нинкэн | Окэ, Осисима-но-ирацуко, Осу, Оси |
25 | 498 по 506 | Император Бурэцу | Охацусэ-но-вака-садзаки |
26 | 507 по 531 | Император Кэйтай | Одо, Оходо, Хикофуто, Одоно-окими |
27 | 531 по 535 | Император Анкан | Магари-но-оэ |
28 | 535 по 539 | Император Сэнка | Хинокума-но-таката-но-мико |
29 | 539 по 571 | Император Киммэй | ? |
30 | 572 по 585 | Император Бидацу | ? |
31 | 585 по 587 | Император Ёмэй | Татибана-но тоёхи |
32 | 587 по 592 | Император Сусюн | Хацусэбэ но Микото |
33 | 593 по 628 | Императрица Суйко | Накутабэ |
34 | 629 по 641 | Император Дзёмэй | Тамура-но одзи |
35 | 642 по 645 | Императрица Когёку | Такара (правила дважды см. 37) |
36 | 645 по 654 | Император Котоку | Кару |
37 | 655 по 661 | Императрица Саймэй | Такара (правила дважды см. 35) |
38 | 661 по 672 | Император Тэндзи | Кадзураги (/Кацураги) |
39 | 672 | Император Кобун | Отомо |
40 | 672 по 686 | Император Тэмму | Оама |
41 | 686 по 697 | Императрица Дзито | Миноцуко-но ирацумэ |
42 | 697 по 707 | Император Момму | Кару |
43 | 707 по 715 | Императрица Гэммэй | Ахэ (Абэ) |
44 | 715 по 724 | Императрица Гэнсё | Хитака |
45 | 724 по 749 | Император Сёму | Обито |
46 | 749 по 758 | Императрица Кокэн | Ахэ (Абэ) (правила дважды см. 48) |
47 | 758 по 764 | Император Дзюннин | О:и |
48 | 764 по 770 | Императрица Сётоку | Ахэ (Абэ) (правила дважды см. 46) |
49 | 770 по 781 | Император Конин | Сиракабэ-о |
50 | 781 по 806 | Император Камму | Ямато Нэко Субэраги Такаратэру но Микото |
51 | 806 по 809 | Император Хэйдзэй | Ямато Нэко Амахираки Куни Такахико |
52 | 809 по 823 | Император Сага | Ками но Сино |
53 | 823 по 833 | Император Дзюнна | Оходомо но Сино |
54 | 833 по 850 | Император Ниммё | Масара |
55 | 850 по 858 | Император Монтоку | Митиясу Синно |
56 | 858 по 876 | Император Сэйва | Корэхито |
57 | 876 по 884 | Император Ёдзэй | Садаакира |
58 | 884 по 887 | Император Коко | Токиясу |
59 | 887 по 897 | Император Уда | Садами |
60 | 897 по 930 | Император Дайго | Ацухито |
61 | 930 по 946 | Император Судзаку | Хироакира |
62 | 946 по 967 | Император Мураками | Нариакира |
63 | 967 по 969 | Император Рэйдзэй | Норихира |
64 | 969 по 984 | Император Энъю | Морихира |
65 | 984 по 986 | Император Кадзан | Моросада |
66 | 986 по 1011 | Император Итидзё | Канэхито |
67 | 1011 по 1016 | Император Сандзё | Суэсада |
68 | 1016 по 1036 | Император Го-Итидзё | Ацунари |
69 | 1036 по 1045 | Император Го-Судзаку | Ацуёси |
70 | 1045 по 1068 | Император Го-Рэйдзэй | Тикахито |
71 | 1068 по 1073 | Император Го-Сандзё | Такахито |
72 | 1073 по 1087 | Император Сиракава | Садахито |
73 | 1087 по 1107 | Император Хорикава | Ёсихито |
74 | 1107 по 1123 | Император Тоба | Мунэхито |
75 | 1123 по 1142 | Император Сутоку | Акихито |
76 | 1142 по 1155 | Император Коноэ | Тосито |
77 | 1155 по 1158 | Император Го-Сиракава | Масахито |
78 | 1158 по 1165 | Император Нидзё | Морихито |
79 | 1165 по 1168 | Император Рокудзё | Нобухито |
80 | 1168 по 1180 | Император Такакура | Норихито |
81 | 1180 по 1185 | Император Антоку | Котохито |
82 | 1183 по 1198 | Император Го-Тоба | Таканари |
83 | 1198 по 1210 | Император Цутимикадо | Тамэхито |
84 | 1210 по 1221 | Император Дзюнтоку | Моринари |
85 | 1221 | Император Тюкё | Канэнари |
86 | 1221 по 1232 | Император Го-Хорикава | Тоёхито |
87 | 1232 по 1242 | Император Сидзё | Хидэхито |
88 | 1242 по 1246 | Император Го-Сага | Кунихито |
89 | 1246 по 1260 | Император Го-Фукакуса | Хисахито |
90 | 1260 по 1274 | Император Камэяма | Цунэхито |
91 | 1274 по 1287 | Император Го-Уда | Ёхито |
92 | 1287 по 1298 | Император Фусими | Хирохито |
93 | 1298 по 1301 | Император Го-Фусими | Танэхито |
94 | 1301 по 1308 | Император Го-Нидзё | Кунихару |
95 | 1308 по 1318 | Император Ханадзоно | Томихито |
96 | 1318 по 1339 | Император Го-Дайго | Такахару |
97 | 1339 по 1368 | Император Го-Мураками | Нориёси |
98 | 1368 по 1383 | Император Тёкэй | Ютанари |
99 | 1383 по 1392 | Император Го-Камэяма | Ёсинари |
100 | 1392 по 1412 | Император Го-Комацу | Мотохито |
101 | 1412 по 1428 | Император Сёко | Михито |
102 | 1428 по 1464 | Император Го-Ханадзоно | Хикохито |
103 | 1464 по 1500 | Император Го-Цутимикадо | Нарихито |
104 | 1500 по 1526 | Император Го-Касивабара | Кацухито |
105 | 1526 по 1557 | Император Го-Нара | Томохито |
106 | 1557 по 1586 | Император Огимати | Митихито |
107 | 1586 по 1611 | Император Го-Ёдзэй | Катахито |
108 | 1611 по 1629 | Император Го-Мидзуно | Котохито |
109 | 1629 по 1643 | Императрица Мэйсё | Окико |
110 | 1643 по 1654 | Император Го-Комё | Цугухито |
111 | 1655 по 1663 | Император Го-Сай | Нагахито |
112 | 1663 по 1687 | Император Рэйгэн | Сатохито |
113 | 1687 по 1709 | Император Хигасияма | Асахито |
114 | 1709 по 1735 | Император Накамикадо | Ёсихито |
115 | 1735 по 1747 | Император Сакурамати | Тэрухито |
116 | 1747 по 1762 | Император Момодзоно | Тохито |
117 | 1762 по 1771 | Императрица Го-Сакурамати | Тосико |
118 | 1771 по 1779 | Император Го-Момодзоно | Хидэхито |
119 | 1780 по 1817 | Император Кокаку | Томохито (Морохито, до усыновления) |
120 | 1817 по 1846 | Император Нинко | Аяхито |
121 | 1846 по 1867 | Император Комэй | Осахито |
122 | 1867 по 1912 | Император Мэйдзи | Муцухито |
123 | 1912 по 1926 | Император Тайсё | Ёсихито |
124 | 1926 по 1989 | Император Сёва | Хирохито |
125 | 1989 и по настоящее время | Император Хэйсэй | Акихито |
viewout.ru
Императоры Японии: история правящих домов Страны восходящего солнца
В мире существует не так много стран, где сохранилась монархия. Как ни странно, Япония является одной из них. Нигде не встретишь такого отношения к персоне императора, как в Стране восходящего солнца. При этом Япония является одной из самых высокотехнологичных стран в мире. Если разобраться, то пост президента Японии занимают как бы два человека – император и премьер-министр.
Статус президента формально принадлежит императору, который представляет страну на внешнеполитической арене. В то же время фактические обязанности президента исполняет премьер-министр Японии, который является главой правительства. Тем не менее, ментальность японцев, которые свято чтут свои древние традиции, обеспечили императору Японии всенар
дную любовь. Это в полной мере можно увидеть во время Дня основания государства, который является национальным японским праздником. Он отмечается 11 февраля. Именно в этот день родился первый японский император Дзимму, который получил этот статус в VII веке до нашей эрыВ новой конституции Японии чётко определена роль императора. Он является «символом государства и единства народа». По факту, Япония с 1945 года управляется парламентом, который проводит реформы, издаёт указы, ставит задачи и цели по дальнейшему развитию страны. Однако император должен подписывать все государственные важные бумаги.
Роль императора в японской истории
Императорская власть в Японии, как и во многих азиатских странах, имеет религиозную подоплёку. Первый японский полулегендарный император Дзимму был прямым потомком богини солнца Аматэрасу Омиками. Неизвестно точно существовал ли этот правитель на самом деле, но в божественной сущности императорской власти в Японии сомневаться не принято. Такая позиция во все времена была очень удобна для правящей верхушки общества. Любые недовольства расценивались как богохульства и жестоко наказывались. Распоряжения императора воспринимались как воля всевышнего.
Японская императорская власть, согласно некоторым источникам, существует на протяжении 2 600 лет, поэтому японские императоры могут по праву считаться самой древней династией в мире, которая сохранилась до наших времён. Если сравнить её с Европейскими правящими династиями, можно увидеть, что разница в возрасте между ними составляет более 1 500 лет.
Первые императоры в истории Японии
Как уже было сказано выше, первым японским императором считается Дзимму, который правил страной с 660 по 585 годы до нашей эры. Хотя многие европейские историки не раз выдвигали сомнения, является ли он реальной личностью, в Японии никто не сомневается в его реальности. В японском эпосе «Кодзики» император Дзимму не только упоминается, там чётко указано время его рождения, годы правления и смерти. Так как император Дзимму был выходцем с острова Кюсю, где по археологическим находкам можно понять, что культура была более развита, вполне можно предположить, что именно ему удалось создать мощный племенной союз, основанный на завоеваниях.
Первым японским императором, существование которого подтверждено в официальных документах, дошедших до наших дней, был Судзин. Именно ему предписывают создание первого японского государства Ямато. Правил этот император с 97 по 29 годы до нашей эры. Судзин был 10 по счёту японским императором эпохи Яёи. Ещё в те древние времена императорская власть в Японии существенно отличалась от европейской, которая сформировалась значительно позднее. Японские династии не относились к одному роду, а были представителями одной династической линии.
Когда император восходил на престол, он получал титул «Тенно Хэйка», что значит Его Величество Император. Настоящее имя правителя не употреблялось вплоть до его кончины. Через несколько столетий императорский титул в Японии «оброс» различными титулами и рангами, которые подчёркивали божественность и исключительность императорской особы. Данная традиция перекочевала на остров из Китая.
Хотя Императорский правящий дом в Японии считается древнейшим в мире, официальный статус «императорского» он приобрёл только в VI – VII веке. Это произошло благодаря странствующим монахам, которые побывав в Китае, смогли наладить правовой механизм верховной власти в Японии по образу и подобию китайского.
Чтобы поднять императорский титул на недостижимую для простого народа высоту, было объявлено, что император является первосвященником, и его божественное происхождение не подлежит сомнению. Только таким образом можно было укрепить власть в средневековом обществе и избавить его от постоянных войн между княжествами.
Именно в это время появились первые официальные регалии императорской власти в Японии, которые сохранились до наших дней:
- Главным символом императорской власти считается меч. Он символизирует мужество;
- Ожерелье из драгоценных камней. Главным из них является яшма, которая символизирует богатство;
- Зеркало, символизирующее мудрость.
Данные символы передавались от одного императора к другому в процессе церемонии престолонаследия.
Золотая эра правления императоров Японии
Золотой век японской императорской власти начался с наступлением эпохи Ямато, которая сформировалась в период с 400 до 539 года нашей эры. Кроме укрепления императорской власти в Японии, данный период характеризуется:
- Распространением буддизма по всей стране;
- Признанием японских императоров потомками богов на земле;
- Формированием структуры управления страной;
- Налаживанием торговых и политических связей с Китаем и Кореей.
Именно китайская культура оказала огромное влияние на развитие японской государственности, а внедрение её произошло благодаря стараниям буддийских монахов.
Эпоха Ямато связана с именами двух японских императоров : Юряку и Кэйтай. Они старались укрепить государственную власть в Японии, за счёт развития восточных религиозных учений. Все японские императоры данной эпохи приняли буддизм.
Именно в эпоху Ямато сформировался устойчивый принцип престолонаследия. Императорская власть переходила старшему сыну погибшего императора. Хотя юридически императором в Японии могли быть только мужчины, нередко страной управляли женщины, которые становились регентами при своих малолетних сыновьях.
Укрепление императорской власти в Японии
Во время эпохи Нара, которая наступила в начале VIII века и продолжалась до его конца, императорская власть в Японии значительно укрепилась. Страна превратилась в настоящее государство со своими законами и органами управления. Данный период был достаточно спокойным, его особенностью было внедрение в общество китайской культуры. Даже японские города строились по китайским стандартам.
Хотя во время эпохи Нара японский император получил реальную власть, она не являлась безграничной. Её ограничивал большой государственный совет, что было даже прописано в японских законах того времени. Именно в период Нара появился такой государственный праздник, как День рождения Императора, который отмечается и сейчас.
В те же годы происходила борьба за власть между правящим императорским домом и буддийскими монахами, которые имели огромную власть в стране. В середине VIII века буддийские монахи попытались даже свергнуть законного императора, но благодаря вмешательству клана Фудзивара, данная попытка провалилась.
Начиная с 781 года, в стране началась новая эпоха, получившая название в истории как эпоха Хэйан. Она продолжалась до 1198 года. Данный период считается одним из самых драматичных в истории Японии, так как в это время шла борьба за власть между сильными и знатными японскими кланами. Императорская власть была сильно ослаблена, что в итоге отрицательно сказалось на экономике всей страны. Постепенно соперничающие кланы практически полностью отстранили императора от управления страной, оставив его только для видимости.
Могущественные японские императоры превратились в марионеток, которые могли только рекомендовать крупным партиям как управлять страной. За время эпохи Хэйан в стране сменилось 33 императора, судьба многих из которых сложилась достаточно трагично. Дворцовые перевороты, заговоры и даже открытые убийства императоров в это время происходили достаточно часто.
Полный упадок императорской власти в стране начался, когда в Японии был образован сёгунат – новое правительство, в состав которого вошли представители знатных самурайских родов и высокие вельможи. Хотя сторонники императора неоднократно пытались силой возродить право императора на единоличную власть в стране, богатые самураи, каждый из которых имел своё собственное сильное войско, быстро и эффективно расправлялись с недовольными.
Императорский дом обеднел, особенно сильно ударил по его бюджету перенос столицы Японии в город Хэйан (современный Киото). Все распоряжения и указы императора касались в основном государственных ритуалов и церемоний, а финансовое благополучие теперь полностью зависело от продажи дворянских титулов и государственных должностей.
Эпоха Камакура (1198-1339 годы) не принесла для императорской власти ничего хорошего в плане её укрепления. Первым японким императором, который попытался возродить силу императорской династии, стал Го-Дайго. Он провел серию реформ, направленных на восстановление полноты власти императора. Эталоном в те времена была эпоха Нара, поэтому Го-Дайго пытался вернуть страну к этому периоду. К сожалению, данные попытки привели к кровопролитным войнам, которые хотя и привели к разгрому сёгуната, но раскололи императорский правящий дом на северную и южную династии.
После раскола правящей династии страна погрузилась в хаос. Именно тогда самураи стали главной силой в стране, и смогли развить военное искусство до немыслимых высот. К сожалению, они оттачивали в основном личное мастерство, а подготовке ополченцев совершенно не уделяли должного внимания.
С приходом к власти правителей эпохи Муромати, императорская власть нисколько не усилилась. Каждый богатый самурай мог открыто указывать императору как ему нужно поступать в той или иной ситуации, а в случае чего, мог пойти войной на своего формального господина. Только наступившая эпоха Эдо смогла вернуть японскому императорскому дому прежнее могущество.
В начале XIX века императорская власть в Японии стала считаться основным символом государства. С этого времени Япония превратилась в настоящую империю, обладающую сильной армией и практически безграничной властью над своими подданными.
Женщины во главе власти Японии
В Японской истории существовало много знатных женщин, которые сумели стать ровней императорам, так как титул регента, который они носили, фактически приравнивался к титулу императора. В официальных хрониках, которые носят название «Анналы Японии» упомянуты следующие женские имена:
- Императрица Суйко занимала императорский трон в течение 35 лет. Она являлась регентом своего племянника Сётоку. Именно она смогла сделать буддизм основной религией в стране, хотя это предписывается заслугам её племянника Сётоку. Ещё одним её значительным достижением является первый в истории Японии свод официальных законов, так называемое «Законоположение 17 статей»;
- Императрица Когёку-Саймэй — женщина, которая занимала императорский трон дважды: с 642 года по 645 под именем Когеку и с 655 по 661 год как Саймэй;
- Дзито — японская императрица (686-697) и поэтесса;
- Гэммэй — 43 императрица Японии(707-715), заняла престол после смерти сына, что было нарушением существовавших обычаев. Обратилась к авторитету императора Тэнти, который якобы допускал, что умирающий император в праве сам выбирать себе преемника. Создала прецедент непрямого наследования, который впоследствии очень часто встречается в истории Японии. По ее приказу была создана хроника императорской власти «Кодзики», а также «Анналы Японии»;
- Гэнсё — японская императрица, которая занимала трон с 715 по 724 год;
- Кокэн-Сётоку — одна из двух правителей Страны восходящего солнца, которые занимали престол дважды(первой была императрица Когеку-Саймэй). Стала 46 императрицей после отречения ее отца, императора Сему и занимала пост под именем Кокэн с 749 по 758, пока не отказалась от власти в пользу внука. В следующий раз взошла на престол в 765 году и правила до 770 года под именем Сетоку;
- Мэйсё — стала императрицей после отречения отца, императора Го-Мидзуно в 1629 году и занимала трон до 1643 года, после чего отказалась от власти в пользу своего младшего брата. Считалась первой женщиной на японском престоле со времен императрицы Сетоку;
- Го-Сакурамати — была последней из восьми женщин, занимавших японский престол, и правила с 1762 по 1771г., после чего уступила трон своему племяннику.
Регентами, а фактически императрицами, женщины могли становиться вплоть до 1889 года, в котором был принят Статут императорской фамилии. В нём официально прописывалось, что женщины не могут носить высший титул Японской Империи.
Японские императоры нового времени
Япония получила официальный статус империи во время правления императора Мэйдзи. Именно он смог поднять страну на необычайно высокий уровень. За годы правления императора Мэйдзи (1876-1912 годы) страна добилась следующих успехов:
- Вышла из экономической и политической изоляции;
- В обществе начали активно прививаться западные системы ценностей;
- Были проведены реформы в промышленности, государственном управлении, экономике и банковском секторе;
- Начала развиваться промышленность, причём такими стремительными темпами, что Япония смогла выиграть в русско-японской войне 1904-1905 года;
- Япония вошла в тройку крупнейших морских держав мира;
- В 1889 году в Японии появилась первая конституция.
Именно в тексте конституции японского императора официально приравнивали к божеству, а его власть была практически безграничной. Хотя все распоряжения и законы, принятые императором должны были быть утверждены парламентом, он играл лишь второстепенную роль, так как в конституции за императором было закреплено право роспуска парламента.
Все задачи, которые ставились императорами эпохи Мэйдзи, являлись основой японской внешней и внутренней политики, и тут же закреплялись на законодательном уровне. Император обладал следующими правами:
- Он мог созывать и распускать парламент;
- Являлся первым лицом государства;
- Был главнокомандующим Вооружённых Сил Империи;
- Мог даровать титулы и назначать на государственные должности;
- Объявлять войны или заключать мир;
- Заключать всевозможные военные, политические и экономические союзы.
После смерти императора Мэйдзи императором Японии стал Тайсё, больше известный под именем Ёсихито. Период его правления для японцев был относительно спокойным как в политическом, так и в экономическом плане. Эпоха правления императора Ёсихито вошла в историю японской государственности как «Великая Справедливость».
В 1926 году императором Японии стал Сёва, который более известен как Хирохито. Именно при нём Япония приняла участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии. Несмотря на то, что многие до сих пор уверены, что именно Хирохито стал идейным вдохновителем вступления Японии в войну, сам император до последнего пытался урегулировать всё мирным путём. Поставленный в безвыходное положение, он вынужден был подписать указ о начале боевых действий, в результате которых Япония потерпела сокрушительное поражение.
Поняв, что от войны никуда не деться, Хирохито до последнего поддерживал свою армию и народ. После войны Япония чуть было не потеряла своего императора, так как союзники (особенно СССР) настаивали на отречении императора от престола. В итоге императорскую власть удалось сохранить, хотя новая конституция Японии 1946 лишила его реальной власти в стране.
Функции японского императора в настоящее время
После окончания Второй мировой войны в Японии установилась конституционная монархия, которая существует там до сих пор. Такие же монархии существуют в Великобритании, Швеции и Нидерландах. Примечательно то, что власть японского императора значительно меньше, чем власть английской королевы. Японский император Хирохито, который носил этот титул до своей смерти в 1989 году, как и его приемник Акихито, который является императором в настоящее время, никак не участвует в управлении государственными делами Японии.
Японский император уступил все свои полномочия Кабинету Министров, который возглавляется премьер-министром. В ведении императорского двора остались представительские функции, организация и участие в государственных церемониях. Кроме того, император имеет право:
- Подавать парламенту кандидатуры на роль премьер-министра и Главу Верховного Суда. При этом это право носит исключительно рекомендательный характер;
- В качестве личной инициативы японский император может подавать в парламент поправки к действующим законам;
- Провозглашать выборы депутатов;
- Предоставлять амнистии;
- Утверждать министров и крупных государственных чиновников;
- Принимать всевозможные грамоты от иностранных послов.
Содержание императорского двора находится в ведении Кабинета Министров, а его бюджет утверждается ежегодно на государственном уровне. Теперь японский император не является Верховным Главнокомандующим, так как данная функция передана премьер-министру.
Сегодняшний император Японии Акихито правит страной с 1989 года. У него имеется трое детей и жена – императрица Митико. Сейчас ему уже 84 года, но он ведёт активный образ жизни, появляясь вместе со своей женой на многих официальных мероприятиях в Японии. В случае смерти императора Акихито, новым императором станет его старший сын Нарухито. В 2017 году японский парламент принял новый закон, согласно которому действующий император может отречься от престола в добровольном порядке в пользу своего старшего сына.
Резиденция императоров Японии
В настоящее время резиденция японских императоров находится в Токио. Именно там расположен дворцовый комплекс Койко. Резиденция императора появилась в Токио в 1869 году. Именно тогда император Мэйдзи переехал из Киото в Токио. Дворец выглядит как настоящая крепость, и в этом нет ничего удивительного, ведь он построен на месте замка Эдо, который и был настоящей крепостью.
Во время Второй мировой войны дворцовый комплекс японского императора неоднократно подвергался бомбардировкам и был серьёзно повреждён. Восстановить его полностью удалось только в 1968 году. Теперь резиденция японских императоров является самой крупной резиденцией во всём мире. Именно здесь находятся покои императора, тут же проходят официальные церемонии и встречи. Во время крупных государственных праздников, к которым относится и день рождения императора, туристов пускают в некоторые части дворцового комплекса.
comp-pro.ru
Первый японский император — Дзимму
В Японии император воспринимается как символ национального единства и фигура, которая формально является главой государства. Хотя эти функции, согласно конституции, являются преимущественно представительскими.
Однако институт императора для Японии является священным, а сам титул означает «небесный хозяин». Особенным почитанием пользуется первый император Дзимму, который в синтоистском пантеоне богов находится на втором месте.
Наместник богов
На сегодняшний день официальный императорский титул в мире имеется только у главы Японии Акихито. Эта страна является самой древней наследственной монархией. Согласно сказаниям, ее история берет начало в 660 г. до н. э.
Существует мнение, что основателем как монархии, так и самого государства в Японии был император Дзимму. Его считают потомком самой Аматэрасу Омиками — великой богини, которая озаряет небеса. В синтоизме она олицетворяет солнце, является изобретательницей ткацкого станка, технологии производства шелка и возделывания риса.
Реликвии Аматэрасу
Каким образом потомки солнечной богини оказались в нашем мире? Как повествует легенда, на острова, где сегодня находится Япония, Аматэрасу послала своего внука по имени Нининги. Он должен был стать здесь правителем.
Богиня снабдила внука тремя важными реликвиями: мечом, бронзовым зеркалом, украшением с драгоценными камнями. Но это были не просто вещи, а символы того, в чем нуждается добросовестный правитель. Это такие необходимые атрибуты, как мудрость, процветание и мужество.
Проводник Ятагарасу
Внук богини Нининги по прошествии времени передал указанные артефакты своему внуку, которым и был Дзимму – первый император Японии. Новый правитель, вооружившись полученным мечом, отправился в завоевательный поход с острова Кюсю, куда с небес спустился его дед, на восток, на остров Хонсю.
При этом у него был проводник – трехпалый ворон Ятагарасу. Это мифическое существо в японской мифологии символизировало выражение воли богов.
То есть тем самым подчеркивалось, что установление императорской власти на островах совершилось не просто по желанию людей, а по воле богов. По легенде, этот поход произошел в 667-660 гг. до н. э. Таким образом, Дзимму рассматривают в Японии как основателя государства.
Исторические сведения
По мнению исследователей, древние предания о походе Дзимму являются отражением миграционных процессов японских племен, а также формирования их союзов. Хотя современная наука относит этот процесс к более позднему периоду.
Анализ археологических раскопок показывает, что возникновение государства Ямато относится к рубежу III-IV вв. н. э. Тогда как в VII в до н. э. нигде в Японии не наблюдалось зачатков государственности, повсюду существовали первобытные отношения. Тем не менее именно с императором Дзимму напрямую связан День основания государства, о котором подробнее будет сказано ниже.
Находчивый правитель
Согласно преданиям, Дзимму был необычайно находчивым человеком. Когда ему долго не удавалось присоединить к собственным владениям провинцию Исо, во сне боги подсказали ему один рецепт. Необходимо было из глины со священной горы сделать несколько кувшинов, которые чудесным образом приведут к победе.
Проблема заключалась в том, что гора находилась на вражеской территории, поэтому взять с нее глину было весьма затруднительно. И тогда императором Дзимму был предложен выход: переодеть двух воинов в нищих, чтобы они в таком виде проникли во вражеские владения. В итоге кувшины были изготовлены, а победа одержана.
Поклонение народа
Император Японии Дзимму, как потомок богини Аматэрасу, является предметом поклонения сторонников синтоизма. Он почитается как одно из верховных божеств, следуя сразу же за богиней солнца. В честь него возведено несколько храмов, также священным местом для всех японцев является его мавзолей.
Интересный факт: на протяжении длительного периода мавзолей считали утраченным. Но благодаря сведениям почерпнутым из эпоса «Кодзики» (самый крупный памятник древнеяпонской литературы), его местонахождение все-таки удалось обнаружить. Любой желающий может посетить окрестности этого сооружения, но внутрь попасть не удастся, так как на это наложен строгий запрет.
Нужно отметить, что божественный Дзимму имеет и другие титулы:
- Первый правитель Поднебесной.
- Молодой властитель священных яств.
- Спускающийся с небес князь-властитель риса.
Само же имя Дзимму переводится, как «божественный воин». А в детстве императора звали Сано.
Праздник Кигэнсэцу
Это один из наиболее известных японских праздников, связанных с восшествием на престол императора Дзимму. Его дата была вычислена на основании данных, содержащихся в древних преданиях. Праздник основания государства установили в 1872 г.
Когда после восшествия Дзимму на престол исполнилось 2600 лет, то есть в 1940 году, японским правительством был подписан договор с Германией и Италией, называемый Тройственным (Берлинский пакт). Им предусматривалось разграничение территорий между этими странами и воцарение нового миропорядка, где для Японии предназначалась главенствующая роль в Азии.
Празднование круглой даты было использовано официальной пропагандой в качестве оправдания агрессии против народов Азии.
fb.ru
Японские императоры | MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония
Японский императорский дом — старейшая непрерывная династия современного мира. Ее долговечность и постоянство определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, император считается потомком верховной богини Аматэрасу. Попытка смены династии, по мнению японцев, привела бы к тому, что боги отвернулись бы от страны. Во-вторых, с древнейших времен император не обладает реальной политической властью. Поэтому японские политики сражались и сражаются не за трон, а за право управлять страной от имени императора.
Это не значит, однако, что влияние императора на жизнь Японии незначительно. Будучи верховным жрецом синтоизма, император совершает ряд важных церемониалов, связанных с обрядами плодородия, которым японцы все еще придают большое значение. Также с именами императоров связаны два важнейших события новой истории страны — Реставрация Мэйдзи, когда молодой император дал санкцию на реформирование страны по европейскому образцу, и капитуляция во Второй мировой войне, когда только император Хирохито смог принять на себя ответственность за это тяжелое решение.
Всего на данный момент в истории Японии было 124 императора. Нынешний правитель страны Акихито — 125-й.
Династия японских императоров не имеет фамилии или названия (как «династия Романовых» или «династия Мин»). Поэтому члены императорской семьи не носят фамилий, одни лишь личные имена.
Девизы правления японских императоров
Обозначаются правления императоров по девизам (нэнго), которые принимают императоры при вступлении на трон. Например, Акихито правит под девизом «Хэйсэй» («Мир и спокойствие»). Систему девизов по китайскому образцу «внедрил» в середине VII века император Котоку. По девизам правления ведется традиционный японский календарь.
В ходе одного правления могло смениться несколько девизов. Обычно девиз правления менялся в результате обрушивающихся на государство бед. Тогда считалось, что этот девиз неугоден богам. Император мог также сменить девиз правления, чтобы отметить какое-либо важное событие в своей жизни. Так, в период правления императора Годайго сменилось 8 девизов за 21 год. Соответственно, каждый раз летоисчисление начиналось заново.
Во времена Реставрации Мэйдзи было принято решение давать годам царствования императора только один девиз, чтобы избежать путаницы в календаре.
Посмертные имена японских императоров
После смерти императора ему присваивается посмертное имя (окурина), которое должно кратко характеризовать его правление. Именно под своими посмертными именами императоры и известны в истории.
Как и система девизов, система посмертных имен была заимствована в VII веке из Китая. Первоначально посмертные имена были длинными и японскими, однако затем было принято решение сделать их короткими и китайскими, на манер девизов правления. Всем предшествующим императорам посмертные имена были присвоены задним числом.
Во времена реставрации Мэйдзи было решено считать посмертным именем императора девиз его правления. © anime.dvdspecial.ru
Из соображений удобства в этой таблице императоры расположены в порядке, обратном хронологическому.
Имя императора (название правления) | Начало правления (коронация) | Окончание правления |
---|---|---|
Акихито (Хэйсэй) | 1989 (1990) | |
Хирохито (Сёва) | 1926 (1928) | 1989 |
Ёсихито (Тайсё) | 1912 (1915) | 1926 |
Муцохито (Мэйдзи) | 1866 (1868) | 1912 |
Комэй | 1847 | 1866 |
Нинко | 1817 | 1846 |
Кокаку | 1780 | 1817 |
Гомомодзоно | 1771 | 1779 |
Госакурамати | 1763 | 1770 |
Момодзоно | 1747 | 1762 |
Сакурамати | 1735 | 1747 |
Накамикадо | 1710 | 1735 |
Хигасияма | 1687 | 1709 |
Рэйгэн | 1663 | 1687 |
Госай | 1656 | 1663 |
Гокомё | 1643 | 1654 |
Императрица Мэйсё | 1630 | 1643 |
Гомидзуно-о | 1611 | 1629 |
Гоёдзэй | 1586 | 1611 |
Огимати | 1557 (1560) | 1586 |
Гонара | 1526 (1536) | 1557 |
Гокасивабара | 1500 (1521) | 1526 |
Гоцутимикадо | 1465? (1465) | 1500 |
Гоханадзоно | 1429? (1429) | 1464 |
Сёко | 1412 (1414) | 1428 |
Гокомацу | 1392 | 1412 |
Гокамэяма | 1383 | 1392 |
Тёкэй | 1368 | 1383 |
Гомураками | 1339 | 1368 |
Годайго | 1318 | 1339 |
Ханадзоно | 1308 | 1318 |
Гонидзё | 1301 | 1308 |
Гофусими | 1298 | 1301 |
Фусими | (1288) | 1298 |
Гоуда | 1274 | 1287 |
Камэяма | 1259 | 1274 |
Гофукакуса | 1246 | 1259 |
Госага | 1242 | 1246 |
Сидзё | 1232 | 1242 |
Гохорикава | 1221 | 1232 |
Тюкё | 1221 | 1221 |
Дзюнтоку | 1210 | 1221 |
Цутимикадо | 1198 | 1210 |
Готоба | 1183 (1184) | 1198 |
Антоку | 1180 | 1183 |
Такакура | 1168 | 1180 |
Рокудзё | 1165 | 1168 |
Нидзё | 1158 | 1165 |
Госиракава | 1155 | 1158 |
Коноэ | 1141 | 1155 |
Сутоку | 1123 | 1141 |
Тоба | 1107 | 1123 |
Хорикава | 1086 | 1107 |
Сиракава | 1072 | 1086 |
Гасандзё | 1068 | 1072 |
Горэйдзи | 1045 | 1068 |
Госудзаку | 1036 | 1045 |
Гоитидзё | 1016 | 1036 |
Сандзё | 1011 | 1016 |
Итидзё | 986 | 1011 |
Кадзан | 984 | 986 |
Эн-ю | 969 | 984 |
Рэйдзи | 967 | 969 |
Мураками | 946 | 967 |
Судзаку | 930 | 946 |
Дайго | 897 | 930 |
Уда | 887 | 897 |
Коко | 884 | 887 |
Ёсэй | 876 (877) | 884 |
Сэйва | 858 | 876 |
Монтоку | 850 | 858 |
Ниммё | 833 | 850 |
Дзюнна | 823 | 833 |
Сага | 809 | 823 |
Хэйдзэй | 806 | 809 |
Камму | 781 | 806 |
Конин | 770 | 781 |
Императрица Сётоку | 764 | 770 |
Дзюннин | 758 | 764 |
Императрица Кокэн | 749 | 758 |
Сёму | 724 | 749 |
Императрица Гэнсё | 715 | 724 |
Императрица Гэммей | 707 | 715 |
Момму | 697 | 707 |
Императрица Дзито | (690) | 697 |
Тэмму | (673) | 686 |
Кобун | 671 | 672 |
Тэндзи | (662) | 671 |
Императрица Саймэй | (655) | 661 |
Котоку | 645 | 654 |
Императрица Когёку | (642) | 645 |
Дзёмэй | (629) | 641 |
Императрица Суйко | 592 | 628 |
Сусюн | 587 | 592 |
Ёмэй | 585 | 587 |
Бидацу | (572) | 585 |
Киммэй | 539 | 571 |
Сэнка | 535 | 539 |
Анкан | 531 | 535 |
Кэйтай | (507) | 531 |
Бурэцу | 498 | 506 |
Нинкэн | (488) | 498 |
Кэндзо | (485) | 487 |
Сэйнэй | (480) | 484 |
Юряку | 456 | 479 |
Анко | 453 | 456 |
Ингё | (412) | 453 |
Нандзэй | (406) | 410 |
Ритю | (400) | 405 |
Нинтоку | (313) | 399 |
Одзин | (270) | 310 |
Регент Дзингу Кого | 201 | 269 |
Тюай | (192) | 210 |
Сэйму | (130) | 190 |
Кэйко | (71) | 130 |
Суйнин | 29 г. до н.э. | 70 |
Судзин | (97 г. до н.э.) | 30 г. до н.э. |
Кайка | 158 г. до н.э. | 98 г. до н.э. |
Когэн | 214 г. до н.э. | 158 г. до н.э. |
Корэй | 290 г. до н.э. | 215 г. до н.э. |
Коан | 392 г. до н.э. | 291 г. до н.э. |
Косё | 475 г. до н.э. | 393 г. до н.э. |
Итоку | 510 г. до н.э. | 477 г. до н.э. |
Аннэй | 549 г. до н.э. | 511 г. до н.э. |
Суйдзэй | 581 г. до н.э. | 549 г. до н.э. |
Дзимму | (660) г. до н.э. | 585 г. до н.э. |
Похожие записи на сайте miuki.info:
miuki.info
Император Японии Акихито«Пусть Микадо живет тысячу и 8 веков, пока мелкие камни не станут скалами и не порастут мохом» — так звучат слова государственного гимна Японии. Император (Микадо) для японцев всегда был больше, чем просто правитель. Это -Живой Бог, это — Символ объединения нации. Династия японских императоров является самой старой из всех существующих на Земле монарших династий, она началась более 800 лет назад. Однако, согласно первым японским историческим хроникам, императорская династия выглядит намного старше: пра-пращур нынешнего императора, Дзимму Тэнно, начал свое правление в качестве первого императора страны Ямато в 660 г. до н.э. Если принять на веру это утверждение, то генеалогическое дерево японских императоров пустило свои корни более 2670 лет назад. Утверждается, что первый японский монарх являлся прямым потомком богини Солнца (Аматэрасу) — главной богини синтоистского пантеона. Действующий японский император Акихито считается 125-м императором. Принц Цугуномия (таково было имя нынешнего монарха до вступления на преслол) родился 23 декабря 1933 года. В семье до него уже было четыре девочки, однако он был старшим сыном, и в возрасте 19 лет (в 1952 году) был официально объявлен наследным принцем. Его родителями были император Хирохито (Сёва), известный самым продолжительным 63-летним правлением (1926-1989) и его супруга — императрица Нагако. Я не случайно подчеркнула, что матерью нанешнего императора являлась законная жена правящего императора. Дело в том, что имея после 9-ти летнего брака четырех девочек, монаршая чета испытывала довольно сильное давление со стороны правящей элиты по поводу того, что, согласно веками сложившимся традициям, наследный принц может родиться не обязательно от законной супруги: достаточно, чтобы в его жилах текла кровь императора-отца, и поэтому предлагалось выбрать «наложницу», чтобы та родила мальчика. Согласно дворцовым правилам, принца разлучили с родителями в самом раннем возрасте. Как наследник трона, он должен был воспитываться так же, как до него воспитывалось множество поколений японских императоров. Своих родителей мальчик видел от силы два раза в неделю, в присутствии всего двора, ни о каком родительском воспитании речи не шло. Им просто давали возможность взглянуть друг на друга, а дальше ребенок поступал в распоряжение гувернеров. В возрасте 7 лет принц начал учиться в школе Гакусюин. Естественно, это была не простая школа, а специальное учебное заведение для детей высшей аристократической знати. Но даже там, в этом относительно тесном мирке, будущий император был отделен от своих товарищей. Для него были недоступны игры и шалости обычного ребенка, поскольку он — живой Бог. В школе, как и положено в Японии, принц Цугуномия отучился 12 лет (с 1940 по 1952 гг). В 1946 г. у мальчика появляется очень необычный для традиционной Японии наставник, а вернее — наставница. Говорят, принц сам выбрал ее из списка предложенных кандидатур. Это была известная американская писательница и педагог Элизабет Грей Вайнинг (Elizabeth Gray Vining), которая помогала наследнику престола в изучении английского языка и западной литературы. Элизабет оставила воспоминания, в которых она описывает своего воспитанника, каким она увидела его при встрече: это был очень скромный, застенчивый, нелюдимый мальчик с коротко побритой головой, как у всех школьников Японии. Круг его общения был сильно ограничен, и больше всего он общался со своими рыбками. К слову сказать, император Акихито до сих пор увлекается рыбами, он автор 28-ми научных работ по ихтиологии, а в 1986 году был избран почетным членом международного общества биологов — Лондонского общества Линнея. Со времени появления при дворе, Элизабет Вайнинг на всю жизнь стала близким другом для своего сиятельного воспитанника. Как сказал однажды сам император, если я и сделал что-то успешное в своей жизни, то это выбор Элизабет в качестве наставницы. Забегая вперед, скажем, что Элизабет была единственной иностранкой, приглашенной на свадьбу наследного принца. Элизабет Грей Вайнинг умерла в 1999 году в возрасте 97 лет, и до последнего она поддерживала очень тесные связи с императорской семьей. Принц Цугуномия принял трон в 1989 году, после смерти своего отца. Как и его предки, вступая на престол, он объявил девиз своего правления: Хэйсэй (平成) — «Мир и Спокойствие». С этого момента в стране началось новое летоисчисление — 1-й год эпохи Хэйсэй. После смерти императора, имя Акихито (тронное имя Тэнно Хэйка), будет «забыто», и для истории он останется как император Хэйсэй. Хотя император Акихито придерживается веками сложившихся традиций, он все же внес некоторые изменения, и прежде всего, это касалось его женитьбы. На протяжении многих столетий невесту для наследного принца выбирали из очень узкого аристократического круга. Возможно, именно поэтому на протяжении многих поколений, в императорских семьях возникали проблемы с рождением наследников ( ведь, если разобраться, этот круг давно связывают родственные связи). Достаточно сказать, что отец нынешнего императора, Хирохито (Сёва), был первым за несколько столетий японским императором, чья биологическая мать была официальной женой его отца. Акихито познакомился со своей будущей женой на теннисном корте. Сёда Митико (род. 20 октября 1934 г.) была дочерью президента крупной мукомольной компании, и хотя ее семья является образцом высокообразованной интеллигенции, эта женитьба сломала многовековые традиции, предписывающие членам императорской фамилии выбирать себе жен исключительно аристократического происхождения. Другим «революционным» новшеством было решение императорской четы не отдавать своих детей гувернерам, а заниматься их воспитанием в рамках семьи. У императора Акихито и императрицы Митико трое детей: два сына и дочь. Император современной Японии не обладает никакой реальной властью. Согласно Конституции, «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Император Японии совершенно не светский и не публичный человек, как, например, королева
Англии. Услышать голос «живого Бога» нация может только в редких, исключительных случаях.
Таким случаем, в частности, было беспрецендентное по силе землетрясение, сопровождавшееся
мощным разрушительным цунами 11 марта 2011 г. Возможно, для остального мира трудно понять, но японцы
вполне почувствовали всю важность и трагичность момента, когда услышали голос потомка
Аматэрасу, призывающий сплотиться во время великого бедствия, постигшего страну. Ваш гид в Японии, |
www.edemvtokyo.ru
Император Японии — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Марка Японии 1959 года, посвящённая свадьбе принца АкихитоИмпера́тор Япо́нии (яп. 天皇 Тэнно:) — символ государства и единства нации Японии, исполняющий функции формального главы государства. В условиях конституционной монархии выполняет преимущественно представительские функции, имея намного меньше полномочий, чем, например, британский монарх. Реальной властью обладает глава кабинета министров — премьер-министр Японии. Титул императора передаётся по мужской линии.
Нынешний Император Японии, царствующий с 7 января 1989 года, — Его величество Акихито.
Титулы[ | ]
Японское иероглифическое сочетание тэнно: — «Небесный хозяин» — обычно переводится на русский язык как «император». Оно попало в Японию из Китая. Древние японцы произносили это слово как сумэра микото, субэраги или субэроги — «Правящий хозяин», и обозначали им собственного монарха. В древнем Китае оно звучало как тяньхуан и указывало на даосское божество Тяньхуан, олицетворение Полярной звезды, хозяина Неба и одного из трёх владык вселенной[1]. Термин «Небесный хозяин» был религиозным, поэтому в истории Китая ни один правитель, за исключением императора Гао-цзуна из династии Тан, не употреблял это слово как титул[2].
По материалам «Анналов Японии», титул тэнно: в отношении японского монарха впервые использовал принц-регент Сётоку. В 608 году он направил китайской стороне государственную грамоту, в которой называл китайского правителя «Хозяином и владыкой Запада» (яп. 西皇帝 морокоси но кими)[3], а японского — «Небесным хозяином Востока» (яп. 東天皇 ямато но тэнно:)[2][4]. Вероятно, принятие правителями древнего японского государства Ямато нового титула тэнно: должно было подчеркнуть их божественное происхождение и сакральную природу их власти[2]. Они укрепляли свой статус всеяпонского первосвященника, который путём совершения ритуалов и проведения праздников сливался с божеством и управлял страной от его имени. Именно такое понимание этого титула отразилось в его старояпонском названии сумэра микото, где сумэра означало «управлять, править», а микото обозначало «хозяина» и «божество» одновременно[2].
Основным титулом японских монархов был тэнно, однако существовало много других синонимических титулов и обращений, обозначавших их личность. В частности, с середины VII века, для подчеркивания сочетания божественной и человеческой природы правителя, его называли арахито-гами (
encyclopaedia.bid
Японский император Википедия
Марка Японии 1959 года, посвящённая свадьбе принца АкихитоИмпера́тор Япо́нии (яп. 天皇 Тэнно:[1], Тен-о[1]) — символ государства и единства нации Японии, исполняющий функции формального главы государства. В условиях конституционной монархии выполняет преимущественно представительские функции, имея намного меньше полномочий, чем, например, британский монарх. Реальной властью обладает глава кабинета министров — премьер-министр Японии. Титул императора передаётся по мужской линии.
Царствовавший с 7 января 1989 года император Акихито 30 апреля 2019 года отрёкся от престола[2]. C 1 мая 2019 года императором стал Нарухито.
Титулы
Японское иероглифическое сочетание тэнно: — «Небесный хозяин», «небесный государь»[1] — обычно переводится на русский язык как «император». Оно попало в Японию из Китая. Древние японцы произносили это слово как сумэра микото, субэраги или субэроги — «Правящий хозяин», и обозначали им собственного монарха. В древнем Китае оно звучало как тяньхуан и указывало на даосское божество Тяньхуан, олицетворение Полярной звезды, хозяина Неба и одного из трёх владык вселенной[3]. Термин «Небесный хозяин» был религиозным, поэтому в истории Китая ни один правитель, за исключением императора Гао-цзуна из династии Тан, не употреблял это слово как титул[4].
По материалам «Анналов Японии», титул тэнно: в отношении японского монарха впервые использовал принц-регент Сётоку. В 608 году он направил китайской стороне государственную грамоту, в которой называл китайского правителя «Хозяином и владыкой Запада» (яп. 西皇帝 морокоси но кими)[5], а японского — «Небесным хозяином Востока» (яп. 東天皇 ямато но тэнно:)[4][6]. Вероятно, принятие правителями древнего японского государства Ямато нового титула тэнно: должно было подчеркнуть их божественное происхождение и сакральную природу их власти[4]. Они укрепляли свой статус всеяпонского первосвященника, который путём совершения ритуалов и проведения праздников сливался с божеством и управлял страной от его имени. Именно такое понимание этого титула отразилось в его старояпонском названии сумэра микото, где сумэра означало «управлять, править», а микото обозначало «хозяина» и «божество» одновременно[4].
Основным титулом японских монархов был тэнно, однако существовало много других синонимических титулов и обращений, обозначавших их личность. В частности, с середины VII века, для подчёркивания сочетания божественной и человеческой природы правителя, его называли арахито-гами (яп. 現人神, «богочеловек») или акицу-миками (яп. 現御神, «воплощённое божество»). Древний титул хи-но-мико (яп. 日の御子, «сын Солнца») использовался для подчёркивания происхождении рода монарха от синтоистской богини солнца Аматэрасу[4]. Также принимались следующие старояпонские титулы и обращения, которые подчёркивали высокое место правителя в социальной иерархии:
первейший (яп. 一人 итидзин) | его праздничное высочество (яп. 聖上 сэйдзё:) |
его первейшее высочество (яп. 上御一人 камиго итинин) | его господское высочество (яп. 主上 сюдзё:) |
его правящее высочество (яп. 今上 киндзё:) | господствующий (яп. 当今 то:гин) |
его хозяйственное высочество (яп. 皇上 ко:дзё:) | правящий (яп. 当代 то:дай) |
великий хозяин (яп. 大君 о:кими) | святой (яп. 聖 хидзири) |
его достопочтенность (яп. 至尊 сисон) | его высочество (яп. 上 уэ/ками) |
Кроме японских титулов, употреблялись и китайские, которыми традиционно обозначали императоров китайских династий и которые были тесно связаны с китайскими философскими концепциями Поднебесной, Небесного мандата, фэншуй и т. д. Например:
мириада колесниц (яп. 万乗 бандзё:)[7] | хозяин Поднебесной и мириады колесниц (яп. 一天万乗之君 иттэн бандзё: но ками) |
хозяин мириады колесниц (яп. 万乗之君 бандзё: но ками) | южноликий (яп. 南面 наммэн)[8] |
повелитель четырёх морей (яп. 御 гё:) | его южноликость (яп. 南面之至 наммэн но си) |
хозяин Поднебесной (яп. 一天之君 иттэн но ками) | сын Неба (яп. 天子 тэнси) |
Также существовал ряд титулов буддистского происхождения, поскольку японского монарха считали покровителем буддизма в стране.
господин десяти добродетелей (яп. 十善の主 дзю:дзэн но орудзи)[9] | золотое колесо (яп. 金輪 конрин)[10]. |
ван десяти добродетелей (яп. 十善の王 дзю:дзэн но о:) | святой ван золотого колеса (яп. 金輪聖王 конрин дзё: о:) |
хозяин десяти добродетелей (яп. 十善の君 дзю:дзэн но кимидзи) | святой хозяин (яп. 聖皇 сэйко:) |
Использовались также косвенные названия, обозначавшие японского монарха. Они возникли благодаря традиции табуирования имён правителей, а местами — и титулов. В частности, монарха часто называли словами, которые ассоциировались с его резиденцией: «врата» (яп. 御門 микадо), «покои» (яп. 内 ути), «двор» (яп. 公 о:якэ) или «дворец» (яп. 宸儀 синги). Поскольку доступ к резиденции был строго регламентирован, правителя также именовали «запретный дворец» (яп. 禁裏, 禁裡 кинри) или «тот, кто живёт в запретном дворце» (яп. 禁中 кинтю:). Иногда монарха называли по его средству передвижения: «паланкин» (яп. 乗輿 дзё:ё) или «карета» (яп. 車駕 сяга). Существовало также уважительное обращение хэйка — «подножие», что указывало на подножие лестницы императорского дворца[4]. В русском языке это обращение традиционно передают как «Его величество».
Начиная с 1868 года, после реставрации Мэйдзи, основным официальным титулом японских монархов в отношениях с правителями из-за рубежа стал титул тэнно. Его переводили на европейские языки как «император». Наряду с этим титулом официально использовался титул котэй, прямой аналог китайского императорского титула хуанди. В апреле 1936 года, в результате унификации титулов, тэнно стал единственным обращением к японскому монарху в международных документах на японском языке[4].
Имена
Японские Императоры не имеют фамилий. Их прижизненные имена табуируются и не употребляются в официальных источниках на японском языке. После смерти Императоров их называют посмертными именами, которые состоят из двух частей: имени, прославляющего добродетели покойного монарха, и титула тэнно: — «Император». Например:
Прижизненное имя | Посмертное имя |
Каму ямато иварэхико-но микото | Император Дзимму (дзимму тэнно, Император Божественный воин) |
Муцухито | Император Мэйдзи (мэйдзи тэнно, Император Просвещённого правления) |
Хирохито | Император Сёва (сёва тэнно, Император Просвещённого мира) |
Традиция присвоения посмертных имён зародилась в VIII веке, во времена существования системы рицурё. По этой традиции они образовывались путём сочетания иероглифов, взятых из посмертных имён императоров-предшественников. К посмертному имени также прилагались название места нахождения императорского дворца покойного монарха и название его гробницы.
Имя правящего императора также табуируется в японском языке. Его называют просто тэнно — «император» или киндзё тэнно — «правящий император». На русском языке такого монарха называют по прижизненному имени, добавляя впереди последнего обращения «Его величество» или «Его величество Император».
Легенда о происхождении императоров
Согласно легенде, императоры Японии являются прямыми потомками богини солнца Аматэрасу. Аматэрасу унаследовала Землю и через некоторое время послала своего внука Ниниги править Японскими островами, сотворёнными её родителями. Когда Ниниги готовился покинуть Небо, она дала ему три предмета, которые должны были облегчить ему путь: бронзовое зеркало, ожерелье из драгоценных камней и меч. Получив эти вещи, которым суждено было стать регалиями японских императоров, принц Ниниги спустился с Неба на вершину горы Такатико на Кюсю. Он женился и со временем передал регалии своему внуку Дзимму, первому земному императору Японии. Согласно легенде, император Дзимму правил ещё в 660 г. до н. э., но первое реальное документальное упоминание об императоре как главе государства приходится на начало V в. н. э.[11]
История
Древность
В VI—VII веках монархи центрально-японской страны Ямато, носившие титул окими, подчинили своей власти нескольких региональных правителей кими и вакэ и создали централизованное государство — Японию. В VIII веке, основываясь на китайском опыте государственного строительства, они разработали государственную правовую базу и приняли новый титул тэнно — «Император». Легитимность правления этих монархов основывалась на божественном авторитете. Японские Императоры были первосвященниками религии синто и во время ежегодного праздника сбора урожая ниинамэсай[12] проходили обряд слияния с синтоистскими божествами. Этот праздник наряду с торжеством престолонаследия дайдзёсай[13] был самым большим праздником древнего Императорского двора[4].
В VIII—IX веках, в период расцвета древнего японского государства, Императоры были полновластными суверенами страны и имели монополию осуществлять главные государственные ритуалы. Их господство было обосновано легендами и мифами, записанными в «Записях о делах древности» (708 г.) и «Анналах Японии» (720). Религиозный авторитет Императоров был усилен новыми зарубежными учениями: буддизмом, даосизмом, конфуцианством и китайскими оккультными практиками. Члены Императорского рода активно принимали буддизм, а государственные ритуалы позаимствовали форму даосских церемоний. Символами власти Императоров были три Божественных сокровища — зеркало, меч и магатама — яшмовое ожерелье. Они передавались из поколения в поколение во время обряда престолонаследия. Резиденция Императоров находилась в городе Киото, который был столицей страны[4].
С X века Императоры стали постепенно терять высшую власть в Японии. Вместо них управление Императорским правительством взяли на себя их регенты и советники из аристократического рода Фудзивара, а с конца XI века — отставные Императоры, родители или деды правящих монархов[4].
Средневековье
В конце XII века, с образованием альтернативного самурайского правительства — сёгуната в Камакуре, политическое влияние Императоров и их двора обветшало. После поражения дворцовой аристократии в антисёгунатском восстании 1221 года японский монарх полностью превратился в номинального правителя. Несмотря на это, Императоры оставались главными распорядителями государственных церемоний и ритуалов. Их двор содержался за счёт продаж вельможным самураям почётных должностей в Императорском правительстве[4].
В 1333 году, после падения сёгуната, Император Го-Дайго попытался восстановить древнюю государственную модель 8 — 9 века, проведя реставрацию Кэмму. Она закончилась социально-политическим кризисом и вызвала раскол японского Императорского дома на Южную и Северную династии. Единство дома было восстановлено в 1392 году усилиями нового самурайского сёгуната Муромати, однако Император был отстранён от управления страной. Из-за этого в течение XV—XVI веков Двор деградировал. Упадок был настолько глубоким, что самый главный императорский праздник сбора урожая не отмечался 220 лет, а церемония престолонаследия проходила без протокола. Кроме того, с XIV века на протяжении 315 лет не осуществлялся обряд назначения монаршего наследника — Великого сына Императора. Все Императорские церемонии и ритуалы были возобновлены лишь в XVIII веке, во времена сёгуната Токугава[4].
Новое время
В конце XVI, XVII веке Япония, переживавшая период самурайских междоусобиц, была объединена полководцами Одой Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Они выступали под флагами поддержки Императора и способствовали формальной реставрации этого древнего института. Такой же политики придерживался сёгунат Токугава (1603—1867), который финансово помогал Императорскому дому и присоединился к восстановлению дворцовых обрядов. Вместе с тем, сёгунат ограничивал доступ японских монархов к управлению государственными делами. Фактически Императоры имели лишь право изменять и совершенствовать календарь, изменять девизы правления и давать самураям номинальные должности в Императорском правительстве[4].
Заигрывание сёгуната с Императором дало толчок рождению идеи «Сонно Дзёи» в среде японских интеллектуалов. Её разрабатывали и популяризировали научные течения кокугаку и неоконфуцианцы. В XIX веке был создан прецедент для реставрации политического влияния Императора, когда сёгунат обратился к нему за разрешением на подписание договора с иностранцами. Антисёгунатская оппозиция воспользовалась этим, и в 1860-х годах создала альтернативное Императорское правительство в Киото[4].
В 1868 году состоялась реставрация Мэйдзи, в ходе которой был ликвидирован сёгунат и было восстановлено прямое Императорское правление. Монаршую резиденцию и столицу страны перенесли из Киото в Токио. Почти как и в древние времена, Император стал представлять собой высшую политическую и религиозную власть в стране. Его статус определяла Конституция Великой Японской империи[14] и Закон об Императорском доме 1889 года, а титул Императора переходил по мужской линии старшему сыну (женщины из престолонаследования отныне исключались).
Император провозглашался верховным правителем Японской империи[15], божественной и неприкосновенной личностью арахито-гами[16], главой государства, надзирателем за действиями всех органов власти и гарантом Конституции[17]. Ему принадлежало право утверждать и провозглашать законы, принятые Парламентом[18] и объявлять его сбор и роспуск[19]. Императорские рескрипты вступали в силу с одобрения Парламента, но могли приобретать силу закона и минуя его, если существовала угроза для государства или общественного порядка[20], а сам Император, который отвечал за выполнение законов, мог менять их по своему усмотрению для приумножения благосостояния граждан[21]. Он определялся как глава исполнительной власти[22] и главнокомандующий Вооружённых сил Японии[23], который имел право объявлять войну, заключать мирные и иные договоры[24]. Императору также принадлежали права предоставления титулов и государственных наград[25] и право помилования преступников[4][26].
Одновременно с этим был создан новый государственный культ почитания предков Императорского рода и установлены новые государственные торжества: праздник основания Императорского титула[27], праздник основания государства[28], праздник императора Дзимму[29] и другие. Синто было преобразовано в государственную религию, первосвященником которой стал Император. Все синтоистские святилища страны были подчинены Императорскому святилищу Исэ, а их праздники реформированы в соответствии с содержанием праздников Императорского двора[4].
Новейшее время
В 1945 году, после поражения Японии во Второй мировой войне, статус синто как государственной религии был отменён, а в следующем году Император Сёва провозгласил декларацию человечности, которую многие восприняли как его отказ от личной божественной природы, хотя эта трактовка до сих пор является спорной. Новая Конституция Японии 1947 года определяет его символом Японского государства и единства японской нации[30], но практически лишает права вмешиваться в государственное управление[31]. Отныне Император может выполнять лишь церемониальные функции и должен согласовывать свои действия с Кабинетом Министров Японии[32]. В частности, японский монарх назначает премьер-министра Японии по представлению Парламента и председателя Верховного Суда Японии по представлению Кабинета Министров, провозглашает поправки в Конституцию, законы, правительственные указы и договоры[33], созывает Парламент и распускает Палату Представителей[33], а также провозглашает проведение всеобщих выборов депутатов Парламента[33]. Также, под контролем Кабинета Министров, он утверждает назначение и увольнение министров и государственных служащих[33], подтверждает ратификационные грамоты и предоставляет амнистии[33], вручает государственные награды[33], принимает иностранных послов и проводит государственные церемонии[33]. Также, несмотря на отделение религии от государства, Император фактически остался духовным лидером религии синто, однако статус Верховного Главнокомандующего вооружённых сил, которые были созданы позже, закрепился за Премьер-министром[34]. Многие праздники и торжества Императорского двора потеряли государственно-публичный статус, превратившись в частные[4]. Император и его семья ограничены в своих имущественных правах, и не могут принимать или дарить имущество без разрешения Парламента. Начиная с 1947 года Император не имел политической неприкосновенности, однако в 1960 году получил её, после введение в силу т. н. Хризантемового табу[ja] — запрет на осуждение личности монарха.
Тем не менее роль Императора в государственной системе всё же не является совершенно незначительной. Так, к примеру, дела обстоят во взаимосвязи Императора с правительством и Парламентом. В Конституции указано, что все решения Кабинета министров и Парламента заверяются Императором, но нигде не указано, что Император не имеет права отвергать решения правительства[35] или затягивать выполнение решений других представительских органов власти вплоть до неопределённого срока, что фактически аналогично праву абсолютного вето (например в Конституции Испании чётко указано, что король, будучи лишённым права вето, в определённые сроки обязан подписать тот или иной законопроект; в Конституции Японии такая статья отсутствует), так же как и нет чётко сформулированной процедуры роспуска Палаты представителей. Не менее важным является и тот факт, что даже в случае отказа Императора отвергнуть решение органов власти, его невозможно отстранить от должности парламентским голосованием, как, например, короля Бельгии — по той простой причине, что в Конституции отсутствует такая статья, а Император, как и в старой Конституции, исполняет свои функции пожизненно, имея право лишь в случае необходимости передать свои обязанности Регенту, который действует от его имени и назначается по его же инициативе[31]. По этой причине Император теоретически может оказывать значительное влияние на решения действий органов власти. Другое дело, что Император никогда этого не делал по личным соображениям[36]. В этом плане позиция Императора Японии намного сильнее, чем например у монарха Швеции, который лишён даже формального права подписывать государственные акты. Немаловажную роль играет Император и во внешней политике, во время встречи с иностранными главами государств и его содействие в заключении тех или иных дипломатических договоров.
Наряду с Конституцией был принят новый Закон об Императорском доме 1947 года, определяющий порядок престолонаследия в Императорском доме. По этому закону Император выполняет свои обязанности в течение всей жизни, а его преемник избирается среди мужчин по мужской линии[37].
На официальном уровне в Японии и за рубежом Император выступает как «глава государства», однако это звание не закреплено за ним законодательно, так как статус главы государства в тексте Конституции не предусмотрен.
2 августа 2014 года правящая Либерально-демократическая партия Японии предложила ряд законопроектов, согласно которым полномочия императора незначительно увеличиваются. В них предполагается, что Император в тексте Конституции вновь официально переименовывается из «символа» в «главу государства», и свои решения он принимает не по «совету и одобрению Кабинета» а просто по «совету», что как бы даёт возможность Императору предпринимать действия, касающиеся дел государства, по собственному усмотрению, а не с разрешения Кабинета министров. В данный момент законопроект пока не вступил в силу.
Отречение
В VII—XIX веках в Японии существовал титул Дайдзё тэнно, который присваивали императору (реже императрице), отрёкшемуся от трона. Всего этот титул получили более 60 человек. В середине XIX века титул «Дайдзё тэнно» был упразднён. В июне 2017 года Верхняя палата парламента Японии приняла закон, который разрешает действующему императору Акихито отречься от престола[38]. Данный закон относится не ко всему Императорскому дому, а лично к Акихито[38]. 83-летнему Акихито было разрешено в течение трёх лет передать власть своему сыну — принцу Нарухито[38], что он и сделал 30 апреля 2019 года[39].
Список
Примечания
- ↑ 1 2 3 Тен-о // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Император Японии отрекся от престола lenta.ru
- ↑ Наряду с Дихуаном, хозяином Земли, и Женьхуаном, хозяином людей
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Император Японии // Энциклопедия Ниппоника : [яп.] = 日本大百科全書 : 全26冊巻. — 2版. — 東京 : 小学館, 1994—1997.
- ↑ Суровень Д. А. Посольство 608 года Архивная копия от 13 марта 2012 на Wayback Machine. Подан смысловой перевод иероглифов. Традиционный перевод — «Император Запада»; перевод с японского — «Правитель Китая»
- ↑ Подан смысловой перевод иероглифов. Традиционный перевод — «Император Востока»; перевод с японского — «Тэнно Ямато».
- ↑ В Древнем Китае мощь государства измерялась количеством колесниц (чэн), которое может выставить его правитель
- ↑ Китайский император принимал подданных, повернувшись лицом к югу, к стороне света, которая символизировала энергию ян, позитивное мужское начало
- ↑ Согласно представлениям буддистов, тот, кто выполняет десять добрых заповедей в этой жизни, переродится монархом в жизни будущей
- ↑ Золотое колесо[en] — один из основных пластов мироздания в буддистской космологии, на котором покоятся океан, четыре континента и священная гора Сумеру. Японский монарх сравнивается с Царём золотого колеса, самым высоким из четырёх идеальных владык Чакраварти-Раджан, который держит в руках золотое колесо перерождений чаккаратану и управляет всеми четырьмя континентами
- ↑ Хризантемовый трон
- ↑ 新嘗祭, にいなめさい, ниинамэсай.
- ↑ яп. 大嘗祭, だいじょうさい, дайдзёсай.
- ↑ Правам и обязанностям монаршей особы посвящался 1-й раздел Основного закона, статьи 1 — 17. Конституция Великой Японской Империи
- ↑ Статья 1 // Конституция Великой Японской Империи.
- ↑ Статья 3 // Конституция Великой Японской Империи.
- ↑ Статья 4 // Конституция Великой Японской Империи.
- ↑ Статья 6 // Конституция Великой Японской Империи.
- ↑ Статья 7 // Конституция Великой Японской Империи.
- ↑ Статья 8.1// Конституция Великой Японской Империи.
- ↑ Статья 9 // Конституция Великой Японской Империи.
- ↑ Статья 10 // Конституция Великой Японской Империи.
- ↑ Статья 12,13 // Конституция Великой Японской Империи.
- ↑ Статья 13 // Конституция Великой Японской Империи.
- ↑ Статья 15 // Конституция Великой Японской Империи.
- ↑ Статья 16 // Конституция Великой Японской Империи.
- ↑ 元始祭, げんしさい, гэнси-сай.
- ↑ яп. 紀元節祭, きげんせつさい, кигэнэецу-сай.
- ↑ яп. 神武天皇祭, じんむてんのうさい, дзимму тэнно:-сай.
- ↑ Статья 1 //Конституция Японии
- ↑ 1 2 Статья 4 //Конституция Японии
- ↑ Статья 3 //Конституция Японии
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Статья 7 //Конституция Японии
- ↑ Силы самообороны Японии — Википедия
- ↑ ЯПОНИЯ. Японские министры. Конституция Японии 1947 г. Формальное ограничение полномочий верхней палаты. Главное звено государственной машины
- ↑ Императорский трон в Японии. Император. Статус Императора в Японии. Управление императорского двора. Совет императорского двора
- ↑ Закон об Императорском доме
- ↑ 1 2 3 Японский парламент разрешил императору отречься от престола
- ↑ Linda Sieg, Kiyoshi Takenaka. Japan’s emperor prays for peace in first abdication in 200 years (англ.). Reuters (30 April 2019). Дата обращения 1 мая 2019.
Литература
- Законы
- Дополнительная литература
Ссылки
wikiredia.ru