20.Первые контакты китайцв с европейцами

В XIII—XIV вв., в период монгольского владычества, в Китае впервые были предприняты шаги по установлению контактов между Восточной Азией и Европой.
     Эти контакты имели историческое значение, и китайские историки по сей день продолжают включать их в число позитивных достижений. Хотя многие сведения о Китае, полученные европейцами, в последующем были преданы забвению, основа для лучшего взаимопонимания и более тесных связей была заложена.
     В годы своего наивысшего могущества правители династии Мин направляли суда в дальние морские экспедиции, вплоть до островов Малайского архипелага и берегов Аравии. Однако минский император Юн-лэ приказал уничтожить весь флот, считая, что китайцам нет нужды путешествовать в другие районы мира. Подобная ограниченность, несомненно, послужила одной из главных причин того, что Китай не смог своевременно осознать значение медленного, но неуклонного проникновения европейцев в Азию и, в частности, в Китай.
     Вплоть до прибытия португальцев в Гуанчжоу (Кантон) в XVI в. китайцы считали свою империю Срединным царством, центром культуры и цивилизации. По их представлениям, император правил страной потому, что обладал высшими нравственными качествами. Эти качества он мог передавать всем другим, как китайцам, так и варварам — некитайцам, живущим на севере.
     Когда в Китай прибывали посланники кочевых народов или народов Юго-Восточной Азии, китайцы полагали, что единственной их целью является стремление заручиться благосклонностью китайского императора и позаимствовать китайскую культуру. Делегации из этих пограничных с Китаем районов, как правило, прибывали к императорскому двору с многочисленными подарками. Им устраивали пышный прием, и зачастую они возвращались назад со значительно более ценными подарками по сравнению с теми, которые они привезли в дар китайскому императору. Это означало проявление снисходительной щедрости и преследование определенных дипломатических целей, но ни в коем случае не могло считаться свидетельством встречи на равных. Такое же отношение было проявлено к первым иностранцам, прибывавшим в Китай во второй половине периода правления династии Мин.

     Появление европейцев

     

     Первая организованная группа европейцев (португальцев) прибыла в Гуанчжоу, расположенный на южном побережье Китая, в 1516 г. К ним отнеслись как к посланцам иностранной державы, привезшим подарки. Подозрительность у китайцев вызывали такие черты внешности пришлых гостей, как длинные носы и глубоко посаженные глаза. Даже сегодня в разговорной речи китайцы называют иностранцев «длинноносыми».

     Вслед за португальцами в Китае появились испанцы, голландцы и англичане. В XVI в. из Европы в Китай прибыли первые миссионеры, в частности Матео Риччи, основавший там католическую миссию, и Адам Шалл фон Белл. Не добившись какого-либо заметного успеха в своей миссионерской деятельности, они смогли благодаря своим обширным научным познаниям стать советниками императора.

     На восприятие Китая европейцами значительное влияние оказала позиция миссионеров-иезуитов, для которых были характерны как восхищение Китаем, так и пренебрежительно-отрицательное отношение ко всему китайскому.

     В XVII—XVIII вв. в королевских домах Европы увлечение китайской экзотикой было очень сильным и в домах крупных вельмож стало модным устраивать «китайские» кабинеты. Многие ученые мужи были тогда увлечены китайскими теориями и концепциями.

Проникновение европейцев в Китай

Проникновение европейцев в Китай имело к середине XVII в. длительную историю. В условиях ослабления империи Мин португальцам уже в 1557 г. удалось установить фактический контроль в Аомыне (Макао), в 1624 г. голландцы захватили часть Тайваня и удерживали его многие годы, в 1637 г. после бомбардировки английскими кораблями был открыт для западноевропейской торговли порт Гуанчжоу (Кантон). Но заход европейских кораблей в другие порты Китая был запрещен. Одновременно в Китай проникают и западноевропейские миссионеры, среди которых особенно надо отметить иезуитов.

В первой половине XVII в. устанавливаются русско-китайские связи. В 1618 г. русские получили от императора право приходить с посольствами и торговать в Китае.

Феодально-абсолютистский режим сегунов дома Токугава, объединивший феодальную Японию, в ответ на проникновение в страну западноевропейских торговцев и миссионеров, с большим успехом распространявших христианство, подверг жестоким репрессиям японцев-христиан, десятки тысяч которых были казнены.

Японцам под угрозой смерти было запрещено покидать родину, а европейцам приезжать в страну. Только за голландцами была сохранена торговая фактория на островке около Нагасаки, куда с 1641 г. ежегодно разрешался заход 5 голландских судов, чтобы торговля производилась только на этом острове. Так через 99 лет после обоснования европейцев в Японии был установлен режим самоизоляции, который тяжело отразился на экономическом и политическом положении страны.

Как видим, к середине XVII в. ощущается уже в известной мере присутствие европейцев в странах Восточной Азии. Значительно большей была роль западноевропейских колонизаторов в Южной и Юго-Восточной Азии, в тех регионах, которые европейцы XVII-XIX вв. называли Ост-Индией (Восточной Индией).

studfiles.net

Как китайцы воспринимают европейцев? — Телеканал «Моя планета»

Когда-то они называли нас заморскими чертями и долгоносиками. А сегодня что-то изменилось? Как на самом деле китайцы относятся к иностранцам.

«Китайцы? Надменные грубияны, которые совершенно не обучены правилам хорошего тона и ведут себя с нами так, будто пришли в зоопарк: тычут пальцем, смеются, глядят, раскрыв рот», — говорят одни. «Нет, — возражают другие, — китайцы очень близки нам по духу: они дружелюбны, любознательны, просты в общении, очень гостеприимны; видя перед собой открытого и хорошего человека (неважно, из какой он страны), они с готовностью открываются сами».

По мере того как мир все пристальнее смотрит на активно развивающуюся Поднебесную, этот спор становится все более ожесточенным. Причина кроется в том, что отношение китайцев к иностранцам (в частности, к тем, кто принадлежит к западной цивилизации) очень двойственно. Влияют и особенности китайского самосознания, и неоднозначный характер первых контактов с европейцами, и огромные различия в отношении к европейцам в зависимости от места проживания китайцев (развитые города восточного побережья или внутренние районы страны).

Как же все-таки быть с ними — с нашими загадочными друзьями с Дальнего Востока? Какие мы в их глазах и как исходя из этого строить общение с ними?

Знакомьтесь: это Китай, это Европа

Срединное государство, как называют свою страну жители Китая, на протяжении всей истории было развитой империей, окруженной со всех сторон варварскими племенами. Это дало китайцам основания считать себя высшей нацией в мире и строить свои отношения с иностранцами по принципу «начальник — подчиненный». Богатая культурная традиция имперского Китая вызывала восхищение соседей-варваров, и, случись им (более развитым в военном отношении) завоевать Пекин, как они тут же охотно принимали китайское мировидение и ассимилировались. Это не могло не заставить китайцев чувствовать гордость, собственную самодостаточность, стать несколько надменными. Однако этой гордости пришлось выдержать страшный удар в середине XIX века, когда с оружием пришли европейцы. Стремясь открыть китайский рынок для своих товаров, они наголову разбили китайцев в так называемых опиумных войнах. Европейские империи и Япония растащили страну по колониям и владениям.

Наша, европейская внешность восхищения отнюдь не вызывала: глаза слишком глубоко посажены, нос слишком большой и длинный

Когда я была в Пекине на стажировке, моя учительница по истории так рассказывала о тех временах: «Представьте себе отличника, который, выпустившись из школы с золотой медалью, в институте вдруг стал получать двойку за двойкой. Сначала он сердится и не верит этому, считая все лишь совпадением…»

Действительно, в конце XIX — начале XX века китайцы все еще имели имперскую гордость и злились на иностранцев, так легко покоривших их силой меча. Европейцев тогда называли «ян гуйцзы» («заморские черти»). У Запада учились его военным технологиям, в европейские университеты отправляли отпрысков богатых семей, однако своя, китайская культура все еще мыслилась более великой, чем европейская. Наша, европейская внешность восхищения отнюдь не вызывала: глаза слишком глубоко посажены, нос слишком большой и длинный; недаром еще одним прозвищем иностранца было «дабицзы» («долгоносик»).

Как сегодня?

С началом Политики реформ и открытости (программы экономических реформ в Китае, нацеленных на создание социалистической рыночной экономики и открытость внешнему миру), в 1980-е годы, отношение изменилось. Вместе с европейскими технологиями заимствоваться стали и западный образ жизни, и система ценностей: нацеленность на личное обогащение и благополучие. Европеец для китайца — как его личность, так и внешность — стал эталоном счастья и успеха.

Внешность

Китайские девушки осветляют волосы и даже делают операции, исправляя разрез глаз, чтобы быть похожими на красавиц европеек. Те черты лица, которыми наделила их природа, кажутся им чем-то немодным и второсортным. В этой связи, пожалуй, самый легкий путь к успеху для жительницы Европы со стандартной (даже не модельной) внешностью — это переехать в Китай, где на нее посыпятся бесчисленные приглашения поучаствовать в модном показе, в съемках сериала или рекламы. О необходимости высшего образования и профессиональной специализации, разумеется, речи не идет.

Иностранцы с белыми волосами и синими глазами кажутся им инопланетянами

Но существует и другое мнение. От некоторых друзей-китайцев я слышала, что иностранцы с белыми волосами и синими глазами кажутся им инопланетянами, чья внешность по определению не поддается тесту на красоту или уродство. Им больше нравятся выходцы из Южной Европы: они соответствуют традиционным представлениям азиатов о красоте, главным из которых являются большие глаза. В то же время древние китайцы были неравнодушны и к белой коже, которая ярко контрастировала с иссиня-черными волосами.

Китайцам также импонирует, что средний европеец выше среднего китайца. «Гао» («высокий») — одно из трех ключевых требований разборчивых китаянок к будущему мужу и разборчивых компаний к потенциальному сотруднику. Высокий рост — это солидно и, помимо всего прочего, говорит о хороших генах.

Культура

Раньше китайцы были приверженцами строжайших церемоний и ритуалов и пренебрежительно относились к европейской традиции. Теперь же все перевернулось с ног на голову: встречая европейца или ведя с ним переговоры, китаец будто находится в полусогнутом состоянии, будто прислуживает, осыпает комплиментами. Конечно, это лишь форма вежливости, однако и она имеет значение. Свою же культуру они ругают, подчеркивая, что им еще многому предстоит научиться у западной цивилизации.

Кстати, проводниками западных ценностей и образа жизни в 1990-е годы стали Япония и Южная Корея. Китайская молодежь обожает японскую музыку, фильмы, сериалы, приобщаясь таким образом к западной массовой культуре. Именно тогда западный образ жизни стал для молодого поколения китайцев нормальным и привлекательным.

На улице, в метро, в кафе — вас будут активно обсуждать везде, полагая, что вы ничего не понимаете

Работая однажды на книжной выставке, я разговорилась со своим работодателем-китайцем. Он вздыхал: «Да, у нас теперь рабский менталитет. Мы никогда не общаемся с европейскими партнерами на равных — мы заглядываем им в глаза и юлим перед ними. Разве это завещала нам наша великая цивилизация? Мы должны научиться спокойно смотреть на европейцев».

Впрочем, пренебрежительные прозвища остались. Наиболее распространенное — «лаовай» («не наш», «ничего не смыслящий»). На улице, в метро, в кафе — вас будут активно обсуждать везде, полагая, что вы ничего не понимаете. Либо подсмеиваться над вашей неосведомленностью о китайских обычаях.

Как себя вести?

Прежде всего будьте открыты и естественны. Китайцам очень нравится русское дружелюбие, готовность идти на контакт. Представители старшего поколения, которым около 50–60 лет, либо сами помнят годы крепкой советско-китайской дружбы, либо слышали немало рассказов о ней от своих отцов. Та эпоха была примечательна прежде всего чувством искренней глубокой симпатии двух народов друг к другу, и память о ней — почти на генетическом уровне — побуждает пожилых китайцев с большой теплотой относиться именно к русским. Так что, если поймаете на себе пристальный взгляд китайского дедушки, не отворачивайтесь, а улыбнитесь. И не отмахивайтесь, если он что-то вам попытается сказать на ломаном английском: вполне возможно, это просто теплое приветствие.

В то же время не стесняйтесь показывать свое негодование, если к вам слишком фамильярно обращаются: некоторые китайские мужчины 30–40 лет иногда заглядывают, хихикая, в глаза иностранкам, и говорят: «Hello!» Тут можно задрать нос и не обращать на наглецов никакого внимания. Равно как и резко протестовать в случае попыток потрогать вас. Китайские мегаполисы вроде Пекина и Шанхая полны гостями из провинций, для жителей которых иностранцы все еще в диковинку.

В целом китайцы, как и мы, очень разные, и их отношение к европейцам зависит от места проживания, особенностей воспитания и образования, от частоты контактов с иностранцами. Большинство еще не привыкли к нам: европейцы стали появляться в Китае в больших количествах всего лет 30 назад, а сами китайцы активно путешествуют по миру меньше десяти. Приезжая в Китай, относитесь к его культуре с уважением и постарайтесь принять тот факт, что вы здесь привлекаете намного больше внимания, чем у себя на родине.

www.moya-planeta.ru

Ранние связи Западной Европы с Китаем и их отношения

Наиболее ранние контакты между народами Европы и Китая относятся ко II—I вв. до н. э.

Первые сведения о странах, входивших в Римскую империю, либо граничивших с ней, доставил в ханьский Китай известный путешественник Чжан Цянь, по поручению императора У-ди совершивший в 138—126 гг. до н. э. разведывательно-посольскую поездку на Запад (основной ее целью были поиски союзников в борьбе с гуннами). Вернувшись в 126 г. в древнюю китайскую столицу Чанань после десятилетнего пребывания в плену у гуннов и посещения Ферганы и Бактрии, он представил ханьскому двору собранную им разностороннюю информацию о далеких странах, граничащих с Римской империей и входящих в нее, о торговле, ведущейся между ними, о выгодности участия Китая в этой торговле.

В последующем в результате предпринятых У-ди завоевательных походов (в ходе которых, как повествуют китайские историки, его войска «удалялись порой на расстояние до двух тысяч ли (более 1 тыс. км.) от своих крепостей». Ханьской империи удалось установить контроль над торговыми путями, пролегавшими по «ганьсуекому коридору», в Среднюю Азию и приобщиться к торговле среднеазиатских государств с Римской империей.

Шелковый путь из Китая

Торговый путь из Китая через государства Средней Азии в Римскую империю, называемый в исторической литературе «шелковым путем», способствовал установлению более пли менее постоянных торговых связей между странами, по которым он проходил. Китайский историк Сыма Цянь отмечал, что ежегодно по нему из Ферганы на запад отправлялись по крайней мере 10 торговых караванов, достигавших Парфии и даже далекого Рима. Китайский шелк, лаковые изделия, украшения из драгоценных металлов и минералов пользовались большим спросом у римских аристократов.

По утверждению историков КНР, в 166 г. н. э. в Китай прибыли морем римские послы, доставившие подарки императора Марка Аврелия (по традиции объявленные китайцами «данью») — изделия из слоновой кости, рога носорога и панциря черепахи.

В то время Британия являлась провинцией Римского государства, бритты служили во вспомогательных войсках римлян и вместе с ними направлялись в различные (в том числе и восточные) части империи, в самой же Британии стояли римские гарнизоны. Все это дает основания предположить, что уже в те далекие времена в Британию проникали отдельные сведения о Китае.

Дальнейший ход исторического развития и в Европе, и в Азии на много веков задержал начавшийся процесс налаживания контактов между народами этих континентов. Начальный период Средневековья в Западной Европе был временем постепенного складывания новых народов и государств. Китай после крушения Ханьской империи распался на три враждующих царства: Вэй, Шу, У (период «Троецарствия» — 220—280 гг.). Длительная борьба между ними ослабила страну, которая в результате стала объектом завоеваний со стороны соседних кочевых народов, создавших на обширных территориях к западу и северу от «Великой китайской стены» могущественные державы. В течение 135 лет (с 304 по 439 г.) Северный и Северо-Западный Китай находились под властью сянбийцев, гуннов и других кочевников, создавших на оккупированной территории Китая «шестнадцать государств пяти северных племен», вследствие чего континентальные торговые связи Китая с западными странами были нарушены.

В подобных условиях даже в эпоху расцвета империи Тан (вторая половина VII в.), когда китайцам на некоторое время удалось восстановить контроль над обширными территориями Центральной Азии (Западным и Восточным тюркскими каганатами и частью Тибета), западные связи Китая ограничивались среднеазиатскими государствами. Континентальный путь в Европу Китаю преграждал Арабский халифат, установивший с середины VII в. контроль над Средней Азией. Крушение тайской династии (618—907 гг.) и очередной распад Китая — на «десять царств и пять династий» — привели к новому ослаблению страны, утрате ею начавших было восстанавливаться связей с Западом. Северные области Китая вновь оказались под властью кочевников — сначала киданей (917—1125 гг.), а затем чжурчжэньского государ­ства Цзинь (1114— 1234 гг.).

Влияние монгольской державы на связи Китая с Европой

Положение несколько изменилось в XII в. — с возникновением огромной монгольской державы, простиравшейся от берегов Тихого океана до границ Польши, Чехии, Венгрии и ставшей своеобразным мостом, соединявшим Восточную и Центральную Азию с Европой.

Определенную роль сыграла и конкретная обстановка. Неудачи «крестовых походов» в середине XIII в. во многом определялись возросшим могуществом египетского султаната, занявшего в то время ведущее положение в арабском мире. Египет стал на пу­ти продвижения и монгольских орд, потерпевших жестокое поражение от войск правивших в нем мамлюков. Эти обстоятельства обусловили заинтересованность вождей «крестоносцев» и монголов в создании антиегипетской коалиции.

Особую активность в попытках наладить союз с монголами проявляла римская католическая церковь. Первый ее представитель — посланец папы Иннокентия IV, монах францисканского ордена Дж. Плано Каршши — в 1246 г. побывал у великого хана Гуюка в столице монгольской державы Каракоруме (на р. Орхон). После поражения седьмого «крестового похода» французский король Людовик IX и церковь направили к монгольскому хану Мункэ (преемнику Гуюка) монаха Рубрука. Однако его попытки склонить монголов к союзу против Египта не увенчались успехом (Мункэ потребовал подчинения Франции монгольской державе).

Не меньшую активность проявляли и монгольские ильханы Хулагундского улуса (охватывавшего Иран, Ирак, Закавказье), не­посредственно сталкивавшиеся с Египтом. Во второй половине XIII в. Хулагуиды вели активные дипломатические переговоры с римскими папами (Климентом IV, Григорием X, Николаем III), с Генуей, королями Англии и Франции. Посланец шльхана Аргуна несторианский монах Раббан Саума (уйгур по происхождению) в 1287— 1288 гг. побывал в Риме, Генуе и во Франции. Правда, его дипломатическая миссия (по заключению антиегипетского союза) успеха не имела, но собранные им сведения явились важным источником для Востока о странах и народах Западной Европы.

С воцарением на китайском престоле монгольской династии Юань представители католической церкви получили доступ и в столицу Китая — Даду (современный Пекин), называемый монголами Ханбалык. В 1294 г. туда прибыл посланец папы Бонифа­ция VIII монах Дж. Монто Корвнно, благосклонно встреченный императором Хубплаем (Шуцзу). Монто Корвнно получил разрешение остаться в Даду и построить там церковь.

К тем же годам относится и пребывание в Китае знаменитого путешественника, венецианского купца Марко Поло. В его известной «Книге», изданной в 1298 г. и переведенной на ряд европейских языков, приводилось довольно подробное описание торговых путей, городов, быта и занятий китайского и ряда других народов. Эти сведения подтверждали реальность существования сказочных стран Востока и давали о них некоторое представление. Фантастическими описаниями несметных богатств Востока (золота и жемчуга там «великое обилие», «дворцы крыты чистым золотом» и т. п.) «Книга» Марко Поло, несомненно, породила значительный и длительный интерес к странам Востока, в частности к Китаю.

Однако последующий ход исторических событий вновь затормозил развитие отношений европейских стран с Китаем. С распадом монгольской державы и образованием в Средней Азии могущественного государства Тимура континентальные связи Китая с Западом практически прекратились. Дальнейшая судьба отношений Китая со странами Западной Европы, в том числе с Англией, была связана уже с открытием европейцами океанских путей.

Ко времени появления европейцев у берегов Китая империя Мин уже миновала период своего расцвета. Вынужденный вывод китайских войск из Вьетнама и образование мусульманских султанатов на Малаккском полуострове и на островах современной Индонезии свели на нет влияние, которое Китай приобрел в странах Южных морей в результате экспедиций Чжэн Х э 3. Внутри страны начиная с XVI в. четко наметились признаки политического и хозяйственного упадка. «Безудержное расточительство представителей господствующего класса… — пишут китайские историки, — бешеная погоня за землей, деньгами и богатством, ограбление народа… все это серьезно препятствовало развитию ремесла и земледелия». Особенно тяжелый удар ремесленному производству и купеческой торговле был нанесен введением государственной монополии на добычу полезных ископаемых, торговлю солью, чаем и т. п. Аналогичным было воздействие резкого роста налогов на ремесло п торговлю, а также запрет на заморскую торговлю.

К концу правления минской династии (первая половина XVII в.) наиболее тревожное положение сложилось на северо-восточных границах Китая, где на базе племенного союза возникло сильное маньчжурское государство.

Власть минских императоров была подорвана мощным народным восстанием под руководством Ли Цзычэна (1628—1644 гг.), войска которого заняли Пекин. В этих условиях значительная часть китайских феодалов предпочла перейти на сторону маньчжуров, которым с их помощью удалось разбить армию повстанцев и после многолетней борьбы покорить Китай. С 1644 г. в Пекине воцарилась маньчжурская династия Цин.

Контакты Китая и Европы с XVI по XVII века

Таким образом, китайско-европейские контакты в XVI — пер­вой половине XVII в. проходили в условиях нарастающего упадка Минской империи.

Раньше всех у берегов Китая появились португальцы. В 1516 г. их вооруженные каравеллы добрались до побережья Гуандуна. Местные власти позволили португальцам после выплаты пошлин заниматься торговлей.

Первые же шаги европейских мореплавателей и купцов на китайской земле были отмечены бесчинствами, насилием и разбоем, откровенным нежеланием считаться с местными торговыми законами. В 1522 г. португальцы совершили грабительское нападение на один из уездов Гуандуна; в 1531 г. минский флот нанес им серьезное поражение. После этого португальская торговля в Китае возобновилась лишь в 50-е годы XVI в. Пользуясь продажностью минских чиновников, португальцы обосновались в Аомы­не (Макао), с 1557 г. фактически превратив его в свою колонию.

Следом за португальцами у берегов Китая появились испан­ские конквистадоры, захватившие к тому времени Филиппины.

В конце XVI — начале XVII в. к португальцам и испанцам присоединились голландские колонизаторы. В 1622 г. они совершили нападение на порт Сямынь (Амой), в следующем году подвергли опустошительному налету архипелаг Пэнху, а в 1624 г. захватили часть Тайваня, где хозяйничали почти 40 лет.

Роль Англии в торговле с Китаем

Англия в эпоху Великих географических открытий, как известно, вступила на путь торговой и колониальной экспансии с некоторым опозданием, когда южный морской путь в страны Востока (вокруг Африки, через Индийский океан) был уже в руках конкурентов — португальцев, испанцев, голландцев.

Между тем в своем экономическом и социально-экономическом развитии (сравнительно широкое распространение мануфактурных форм производства) она начала опережать другие европейские страны.

Англия выдвигается на передовые позиции в европейской торговле, особенно шерстяными тканями (преимущественно сукнами), причем если до середины XV в. она экспортировала главным образом неотделанные ткани грубой выработки, которые затем во Фландрии и Италии облагораживались и реэкспортировались в далекие неевропейские страны, то к концу XV в. положение радикально изменилось. В Англии уже сложилось передовое мануфактурное производство высокосортных шерстяных тканей, и она становится главнейшим мировым экспортером этих изделий. Выход на далекие богатейшие рынки Востока, в том числе и Китая, становится одной из важнейших задач торгово-промышленных кругов Англии.

Поиск пути в Китай через Северный Ледовитый океан

Неудивительно поэтому, что в Англии получила распространение идея найти свободные от конкурентов пути в Китай — через Северный Ледовитый океан. Основанием для этого служила карта известного космографа Дж. Гостальдо, на которой истоком р. Обь было ошибочно обозначено мифическое Китай-озеро.

Инициатива в организации первой английской экспедиции в Китай через территорию России принадлежала, по единодушному мнению английских и русских историков, известному мореплавателю, открывшему для Европы Северную Америку, С. Кэботу.

Предложение С. Кэбота, вступившего в указанных целях в контакт с лондонской торговой компанией «Мерчант Адвспчурсс», нашло положительный отклик при дворе. Вскоре с привлечением других торговых фирм была создана «Мистери Компани энд Феллоушип оф Мёрчант Адвенчурес фо Дпсковерп оф Анноун Лэндз» во главе е С. Кэботом. В 1553 г. ею была послана в «Ледовитое море» экспедиция в составе трех кораблей. После трехмесячного плавания два из них достигли южного берега Новой Земли. Дальнейшая судьба этих кораблей оказалась трагичной. В поисках входа в Белое море они погибли, предположительно у острова Нокусво. Третий корабль, под командованием Р. Чапслера, попав в сильный шторм 30 нюня, отбился от них и вынужден был около недели ожидать у условленного места — у острова Вардэгуса. Потеряв
надежду встретиться с остальной частью экспедиции, Р. Чанслер на своем судне, на котором кроме командира и его ближайших помощников С. Борро, Дж. Боклснда и Р. Джонсона находилось 8 еще 46 человек, в том числе два купца (Дж. Бортов и Л. Эдуарде), вошел в Белое море и пристал к берегу в устье Северной Двины.

Торговые контакты с Россией

Вынужденно оказавшись в России, Р. Чанслер решил скрыть истинные цели экспедиции, не без основания опасаясь, что русское правительство отрицательно отнесется к попыткам Англии «осваивать» Зауралье — территории, непосредственно прилегающие к восточной границе Российского государства. Принятый в Москве (вместе с двумя сопровождавшими его купцами) царем Иваном IV, он от имени английского короля Эдуарда VI высказал пожелание об установлении англо-русской торговли.

Царь Иван IV благожелательно отнесся к этому предложению. Р. Чанслеру была вручена грамота английскому королю, в которой декларировалось согласие допустить в Россию английских купцов для свободной торговли. Р. Чанслер узнал в Москве, что после занятия русскими войсками Казани весь волжский путь до Каспия перешел в руки России. Данная новость еще больше утвердила стремление англичан использовать территорию России для транзита своих товаров в Китай и Персию.

В апреле 1555 г. под руководством Р. Чанслера в Россию была направлена английская миссия, в задачу которой входило учреждение постоянных торговых агентств.

Для достижения второй, не менее важной для англичан цели — открытия новых земель и изыскания путей в Китай — в сбегав миссии были включены опытные путешественники Р. Джонсон и братья С. и В. Борро, побывавшие в северных морях еще с первой экспедицией. В течение 1555 г. Р. Джонсон и С. Борро побывали на островах Вайгач и Новая Земля. Свое описание материкового побережья в этом районе они основывали на расспросах местных жителей — рыбаков и охотников на моржей. Р. Джонсон упоминал, в частности, некоего пермяка Федора Товтыпина, который якобы ездил в Китай по Оби и рассказывал о народе, называемом «пешехоны», о «желтых и черных калмыках». Самим же путешественникам побывать
в устье реки Оби не удалось. В дальнейшем изыскания северного пути англичанами более не проводились.

Свое внимание они сосредоточили на волжском нуги. Осуществление соответствующей экспедиции было поручено опытному дипломату А. Джснкинсону, ранее представлявшему Англию в Турции. В его задачу входило добраться по Волге и Каспийскому морю до Бухары, откуда, как было известно англичанам, ходили торговые караваны в Китай.

Получив разрешение московского правительства на проезд по русским землям, А. Дженкинсов и сопровождавший его Р. Джон­сон в 1558 г. благополучно добрались до Бухары. Однако там они узнали, что дороги, ведущие в Китай, контролируются монголо-ойратскими ханами, враждующими с китайцами. Иными словами, посланцы Лондона убедились, что, используя волжско-каспийский путь, невозможно установить надежные торговые связи с Китаем. После неудачи Л. Дженкинсона Англия прекращает дальнейшие поиски путей в Китай через русскую территорию.

Активность англичан в России тем не менее привела к развитию в известной мере англо-китайского товарообмена, правда в опосредованной форме — через руки русских купцов. В русско-китайской торговле, наладившейся с конца XVII в., западноевропейские, в том числе английские, товары играли весьма существенную роль. Так, по данным таможенной статистики, к началу XIX в. среди товаров, продававшихся русскими купцами в Кяхте, в стоимостном плане явно преобладали иностранные товары, значительную долю которых составляли английские шерстяные ткани.

В свою очередь, и китайские товары, прежде всего чай, шелковые ткани, кустарно-художественные изделия, закупаемые русскими купцами, перепродавались в Англию. С некоторыми колебаниями и перерывами подобный опосредованный англо-китайский товарообмен продолжался вплоть до «открытия» Англией китайских портов для прямой торговли (после того как ей удалось наладить морские коммуникации на Дальний Восток).

Торговый договор между Англией и Португалией

Большую роль в этом плане сыграл заключенный в 1570 г. англо-португальский договор, предоставивший англичанам право заниматься торговлей во всех европейских портах Португалии и устанавливать прямые торговые связи с Востоком в португальской зоне. Началась длительная англо-испанская борьба за господство на мировых морских путях. Переломным моментом в ней стало поражение испанской «непобедимой армады» в 1588 г., после которого инициатива окончательно перешла в руки англичан.

К этому времени они уже располагали определенной информацией о Юго-Восточной Азии и в какой-то мере о Китае. Первую попытку достичь Востока южным морским путем английские мореплаватели совершили в 1582 г. Много новых сведений принесло кругосветное путешествие корабля «Кавендиш Джернн». В отчете его капитана, в частности, отмечалось: «Я доплыл до Филлипинских островов, расположенных вблизи от берегов Китая, о котором я собрал короб информации, ранее неизвестной. Величественность и богатство этой страны таковы, что я не в состоянии о них даже рассказать».

В 1591 г. группа лондонских купцов создала торгово-судоходное общество по торговле с Востоком, получившее от королевы Елизаветы разрешение и гарантии для осуществления морокой экспедиции в страны Востока. В том же году под командой капитана Раймонда была направлена экспедиция, успешно достигшая берегов Индии.

Первая попытка англичан достичь берегов Китая была предпринята в 1596 г. С этой целью была снаряжена экспедиция в составе трех судов. Руководили ею лондонские купцы Р. Аллен и Т. Брумфилд. Королева Елизавета вручила нм письмо, адресованное императору Китая, в котором просила предоставить все почтенным и преданным» подданным полную и неограниченную свободу посещения Китая и торговли с подданными Китайской империи. Королева, в свою очередь, обещала «не только выполнить все официальности, как это пожелает посланник Вашего Величества, но ради умножения взаимных симпатий и связи между правительствами даровать также всем и каждому из подданных китайского императора полную свободу посещать, жить и торговать, в любой части английских владений и возвращаться обратно, когда они сочтут нужным».

Экспедиция была освобождена от уплаты пошлины при торговле с Китаем, что лишний раз свидетельствует о заинтересованности английского правительства в этом предприятии.

Выполнить свою миссию Р. Аллен и Т. Брумфилд не смогли: все члены экспедиции погибли в пути в схватках с португальцами и испанцами.

Ост-Индийская компания

Огромную роль в развитии английской экспансии на Восток сыграла Ост-Индийская компания, созданная в 1600 г. Являясь, в принципе, частным предприятием, она получила от правительства монопольное право на торговлю со всеми странами от мыса Доброй Надежды до Магелланова пролива, т. е. в районе Индийского и Тихого океанов. Огромные прибыли (за первые 20 лет они составляли в среднем около 90% годовых) позволили компании неуклонно расширять масштабы своих операций. В 1617 г. она уже располагала 12 факториями, в том числе одной в Японии, на острове Хпрадо (основана в 1612—1613 гг.). Руководители этой фактории имели задание установить торговые отношения с Китаем. С данной целью им было вручено послание короля Англии Якова I в адрес китайского императора, которое они пытались переправить в Китай, используя китайских купцов. Однако никто из последних, несмотря на щедрую плату, не взялся выполнить подобное поручение.

e-migration.ru

Как китайцы воспринимают европейцев?

 

Когда-то они называли нас заморскими чертями и долгоносиками. А сегодня что-то изменилось? Как на самом деле китайцы относятся к иностранцам.

 

«Китайцы? Надменные грубияны, которые совершенно не обучены правилам хорошего тона и ведут себя с нами так, будто пришли в зоопарк: тычут пальцем, смеются, глядят, раскрыв рот», — говорят одни. «Нет, — возражают другие, — китайцы очень близки нам по духу: они дружелюбны, любознательны, просты в общении, очень гостеприимны; видя перед собой открытого и хорошего человека (неважно, из какой он страны), они с готовностью открываются сами».

По мере того как мир все пристальнее смотрит на активно развивающуюся Поднебесную, этот спор становится все более ожесточенным. Причина кроется в том, что отношение китайцев к иностранцам (в частности, к тем, кто принадлежит к западной цивилизации) очень двойственно. Влияют и особенности китайского самосознания, и неоднозначный характер первых контактов с европейцами, и огромные различия в отношении к европейцам в зависимости от места проживания китайцев (развитые города восточного побережья или внутренние районы страны).

Как же все-таки быть с ними — с нашими загадочными друзьями с Дальнего Востока? Какие мы в их глазах и как исходя из этого строить общение с ними?

 

 

Знакомьтесь: это Китай, это Европа

 

 

Срединное государство, как называют свою страну жители Китая, на протяжении всей истории было развитой империей, окруженной со всех сторон варварскими племенами. Это дало китайцам основания считать себя высшей нацией в мире и строить свои отношения с иностранцами по принципу «начальник — подчиненный». Богатая культурная традиция имперского Китая вызывала восхищение соседей-варваров, и, случись им (более развитым в военном отношении) завоевать Пекин, как они тут же охотно принимали китайское мировидение и ассимилировались. Это не могло не заставить китайцев чувствовать гордость, собственную самодостаточность, стать несколько надменными. Однако этой гордости пришлось выдержать страшный удар в середине XIX века, когда с оружием пришли европейцы. Стремясь открыть китайский рынок для своих товаров, они наголову разбили китайцев в так называемых опиумных войнах. Европейские империи и Япония растащили страну по колониям и владениям.

Наша, европейская внешность восхищения отнюдь не вызывала: глаза слишком глубоко посажены, нос слишком большой и длинный

Когда я была в Пекине на стажировке, моя учительница по истории так рассказывала о тех временах: «Представьте себе отличника, который, выпустившись из школы с золотой медалью, в институте вдруг стал получать двойку за двойкой. Сначала он сердится и не верит этому, считая все лишь совпадением…»

Действительно, в конце XIX — начале XX века китайцы все еще имели имперскую гордость и злились на иностранцев, так легко покоривших их силой меча. Европейцев тогда называли «ян гуйцзы» («заморские черти»). У Запада учились его военным технологиям, в европейские университеты отправляли отпрысков богатых семей, однако своя, китайская культура все еще мыслилась более великой, чем европейская. Наша, европейская внешность восхищения отнюдь не вызывала: глаза слишком глубоко посажены, нос слишком большой и длинный; недаром еще одним прозвищем иностранца было «дабицзы» («долгоносик»).

 

 

Как сегодня?

 

 

С началом Политики реформ и открытости (программы экономических реформ в Китае, нацеленных на создание социалистической рыночной экономики и открытость внешнему миру), в 1980-е годы, отношение изменилось. Вместе с европейскими технологиями заимствоваться стали и западный образ жизни, и система ценностей: нацеленность на личное обогащение и благополучие. Европеец для китайца — как его личность, так и внешность — стал эталоном счастья и успеха.

 

 

Внешность

 

 

Китайские девушки осветляют волосы и даже делают операции, исправляя разрез глаз, чтобы быть похожими на красавиц европеек. Те черты лица, которыми наделила их природа, кажутся им чем-то немодным и второсортным. В этой связи, пожалуй, самый легкий путь к успеху для жительницы Европы со стандартной (даже не модельной) внешностью — это переехать в Китай, где на нее посыпятся бесчисленные приглашения поучаствовать в модном показе, в съемках сериала или рекламы. О необходимости высшего образования и профессиональной специализации, разумеется, речи не идет.

Иностранцы с белыми волосами и синими глазами кажутся им инопланетянами

Но существует и другое мнение. От некоторых друзей-китайцев я слышала, что иностранцы с белыми волосами и синими глазами кажутся им инопланетянами, чья внешность по определению не поддается тесту на красоту или уродство. Им больше нравятся выходцы из Южной Европы: они соответствуют традиционным представлениям азиатов о красоте, главным из которых являются большие глаза. В то же время древние китайцы были неравнодушны и к белой коже, которая ярко контрастировала с иссиня-черными волосами.

Китайцам также импонирует, что средний европеец выше среднего китайца. «Гао» («высокий») — одно из трех ключевых требований разборчивых китаянок к будущему мужу и разборчивых компаний к потенциальному сотруднику. Высокий рост — это солидно и, помимо всего прочего, говорит о хороших генах.

 

 

Культура

 

 

Раньше китайцы были приверженцами строжайших церемоний и ритуалов и пренебрежительно относились к европейской традиции. Теперь же все перевернулось с ног на голову: встречая европейца или ведя с ним переговоры, китаец будто находится в полусогнутом состоянии, будто прислуживает, осыпает комплиментами. Конечно, это лишь форма вежливости, однако и она имеет значение. Свою же культуру они ругают, подчеркивая, что им еще многому предстоит научиться у западной цивилизации.

Кстати, проводниками западных ценностей и образа жизни в 1990-е годы стали Япония и Южная Корея. Китайская молодежь обожает японскую музыку, фильмы, сериалы, приобщаясь таким образом к западной массовой культуре. Именно тогда западный образ жизни стал для молодого поколения китайцев нормальным и привлекательным.

На улице, в метро, в кафе — вас будут активно обсуждать везде, полагая, что вы ничего не понимаете

Работая однажды на книжной выставке, я разговорилась со своим работодателем-китайцем. Он вздыхал: «Да, у нас теперь рабский менталитет. Мы никогда не общаемся с европейскими партнерами на равных — мы заглядываем им в глаза и юлим перед ними. Разве это завещала нам наша великая цивилизация? Мы должны научиться спокойно смотреть на европейцев».

Впрочем, пренебрежительные прозвища остались. Наиболее распространенное — «лаовай» («не наш», «ничего не смыслящий»). На улице, в метро, в кафе — вас будут активно обсуждать везде, полагая, что вы ничего не понимаете. Либо подсмеиваться над вашей неосведомленностью о китайских обычаях.

 

 

Как себя вести?

 

 

Прежде всего будьте открыты и естественны. Китайцам очень нравится русское дружелюбие, готовность идти на контакт. Представители старшего поколения, которым около 50–60 лет, либо сами помнят годы крепкой советско-китайской дружбы, либо слышали немало рассказов о ней от своих отцов. Та эпоха была примечательна прежде всего чувством искренней глубокой симпатии двух народов друг к другу, и память о ней — почти на генетическом уровне — побуждает пожилых китайцев с большой теплотой относиться именно к русским. Так что, если поймаете на себе пристальный взгляд китайского дедушки, не отворачивайтесь, а улыбнитесь. И не отмахивайтесь, если он что-то вам попытается сказать на ломаном английском: вполне возможно, это просто теплое приветствие.

В то же время не стесняйтесь показывать свое негодование, если к вам слишком фамильярно обращаются: некоторые китайские мужчины 30–40 лет иногда заглядывают, хихикая, в глаза иностранкам, и говорят: «Hello!» Тут можно задрать нос и не обращать на наглецов никакого внимания. Равно как и резко протестовать в случае попыток потрогать вас. Китайские мегаполисы вроде Пекина и Шанхая полны гостями из провинций, для жителей которых иностранцы все еще в диковинку.

В целом китайцы, как и мы, очень разные, и их отношение к европейцам зависит от места проживания, особенностей воспитания и образования, от частоты контактов с иностранцами. Большинство еще не привыкли к нам: европейцы стали появляться в Китае в больших количествах всего лет 30 назад, а сами китайцы активно путешествуют по миру меньше десяти. Приезжая в Китай, относитесь к его культуре с уважением и постарайтесь принять тот факт, что вы здесь привлекаете намного больше внимания, чем у себя на родине.

published on mirputeshestvij.ru according to the materials moya-planeta.ru

Запись Как китайцы воспринимают европейцев? взята с сайта Мир Путешествий.

mirputeshestvij.mediasole.ru

Отношения Европы с Китаем в Новое время

Когда европейцы проникли в Китай?

Марко Поло в Китае, 1324 год

Первым европейцем, проникшем на территорию Китая, был итальянский путешественник Марко Поло. В XIII в. он посетил многие восточные страны — Иран, Индию, Монголию, а также Китай, и написал свою «Книгу о разнообразии мира». В ней он рассказывает о быте и обычаях китайского народа, которые его поразили.

Однако прошло несколько веков, прежде чем европейцы — испанцы, голландцы, португальцы и др. — поняли, что Китай — «нестрашная» земля и открыли туда дорогу. Португальцы уже в XVI в. вели оживленную торговлю с Китаем, а затем и колонизировали территорию Аомынь.

В это же время в Китае появляются иезуиты — католические проповедники и миссионеры. Они привозят в эту страну не только астрономические приборы и часы, но также обширные знания математики, астрономии и прочих наук.

Какие особенности торговли существовали между европейцами и китайцами?

Линь Цзэсюй — китайский политик, пытавшийся покончить с зависимостю китайцев то опиума

Первые европейцы, которые в XVI в. начали торговые отношения с Китаем, надеялись, что они будут долгими и прочными. Однако уже в середине XVIII в. Китай торговал только с Португалией, да и то потому, что она смогла колонизировать одну из его территорий — Аомынь.

Тем не менее, европейские купцы не хотели терять для себя такую ценную страну, ведь китайские товары — чай, шелк, фарфоровые изделия — были необычайно популярны в Европе: продажа их приносила торговцам очень большой доход. Однако китайцы по-прежнему ничего не покупали у европейцев, и те вынуждены были не меняться с ними товаром, как раньше, а приобретать его у них за деньги.

Это было очень невыгодно, и европейцы пошли на жестокую хитрость: они ввезли в страну наркотик — опиум. Попробовав опиум, китайцы настолько приобщились к нему, что через некоторое время готовы были отдать за него все. Вскоре в результате Опиумных войн Китай был превращен в европейскую колонию.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

европеец совершивший путешествие в Китай в пору владычества монголов

Марко Поло Марко Поло — это имя знакомо всем. Марко Поло был венецианским коммерсантом и мореплавателем (1254-1324 годы) . В 1271 году Папа Григорио XI поручает ему доставить дары Понтефиката (сейчас Ватикана) и папское письмо для китайского владыки Гран Хана (Великий Хан) . Папа, будучи мудрым человеком, остановил свой выбор на Марко Поло — молодом и красивом юноше, рассудив, что молодость и красота в нужный момент помогут ему преодолеть все препятствия. Таким образом, Марко Поло отправляется в Китай вместе с отцом Николо и дядей Маттео, которые только что вернулись оттуда. Великий Хан попросил их привезти от Римского Папы знак мира и по возможности сотню православных священников. Дело в том, что одна из его жён была православного вероисповедания и сам Великий Хан проявлял большой интерес к христианской религии. Марко Поло не смог доставить священников, но проезжая через Йерусалим, отлил в специальный флакон для Великого Хана святое масло с гроба Иисуса Христа. … В дороге Марко Поло, как и все купцы, объяснялся на персидском языке, который в то время был распространён как сейчас английский. К тому же, отправляясь в путь, он немного выучил китайский. Гран Хан (Великий Хан) являлся выходцем от Чингис Хана, в Китае того времени правили монголы, а китайцы являлись людьми второго сорта. В состав китайского государства того периода входили нынешние Киргизия и Туркмения. После продолжительной дороги, длившейся 3 года, Марко Поло был принят с почестями. Великий Хан, оценив ум и смелость юноши, разрешил ему осмотреть свои владения. Вскоре Марко Поло сделался доверенным лицом Великого Хана и в течение 17 дальнейших лет смог хорошо познакомиться с историей и географией Востока. Изучив язык, он начал вести коммерческую и дипломатическую деятельность. В 1292 году Великий Хан разрешает Марко Поло вернуться на родину, поручив сопроводить до Персии одну принцессу из своего рода, предназначенную в жёны местному властителю. На 14 кораблях с 600 стражниками отправился Марко Поло в путь, из-за отсутствия попутного ветра, он был вынужден сделать остановку на 5 месяцев. Когда же корабль прибыл в Персию, то правящий её властитель умер, а принцессу выдали за его сына. Марко Поло возвращается в Венецию в 1295 году после 24-летнего отсутствия и вновь продолжает заниматься коммерцией. …. Однако, некотрвые счтают, что слишком моного было сказок в его произведении, и он просто литератор, и на самом деле не доехал до Китая.

Марко Поло первый европеец совершивший путешествие в Китай!!! Запомните раз и на всегда!!! 😉

touch.otvet.mail.ru

Первые европейцы в Центральной Азии и Китае

Блаженный ДЖОВАННИ ИЗ МОНТЕКОРВИНО или Иоанн Монтекорвинский (1246—1328) — францисканский миссионер, с которого начинается история католицизма в Китае. Первый в истории архиепископ пекинский.
Уроженец Южной Италии, фра Джованни впервые появляется в истории в 1272 г., когда он был направлен Михаилом VIII Палеологом к папе Григорию X для ведения переговоров о воссоединении церквей. С 1272 по 1289 гг. он по поручению папы ведёт миссионерскую деятельность на Ближнем Востоке, главным образом, при персидском дворе монгольских ильханов из рода Хулагуидов.
В 1289 г. папа Николай IV, убеждённый Раббан Саумой в благосклонности великого Кубла-хана к христианам, снабдил Джованни письмами к великому хану, к ильхану, татарским мурзам, армянскому царю и патриарху иаковитов, поручив ему двигаться в сторону Китая, где в то время жил Марко Поло. Сопровождали его доминиканец Николай из Пистойи и купец Пьетро ди Лукалонго.
Побывав при дворе ильханов в Тебризе (где имелась францисканская миссия), путешественники сели в Ормузе на корабль и в 1291 г. отплыли в Индию. В окрестностях Мадраса («страна апостола Фомы») Джованни схоронил своего спутника Николая и за 13 месяцев обратил в христианство более сотни индийцев. Его послание об Индии, написанное в декабре 1292 года, — первое в Европе описание Коромандельского берега.
Поклонившись предполагаемой могиле св. Фомы в Майлапуре, неутомимый францисканец в 1294 г. морем добрался до Ханбалыка (Пекин), столицы великого хана. Там он узнал, что Кубла-хан только что умер, а его место на престоле заступил Тэмур. Несмотря на противодействие пекинских несториан, он развернул бурную миссионерскую деятельность, построил первую католическую церковь в Китае (1299), а шесть лет спустя ещё одну, прямо напротив императорского дворца.
Как следует из составленных Джованни писем на родину от 8 января 1305 и 13 февраля 1306 гг., за 12 лет жизни в Китае он изучил местный язык, перевёл на него Новый Завет и Псалтырь, выкупил из рабства полторы сотни мальчиков, выучил их греческому и латыни, чтобы они могли петь псалмы и гимны в двух храмах Пекина. За несколько лет до написания писем к нему присоединился ещё один францисканец, Арнольд Кёльнский.
Папа Климент V был настолько польщён успехами католической веры на другом конце континента, что в 1307 г. направил в помощь Джованни семь францисканских епископов с поручением возвести его в архиепископский сан. До Китая из них добрались трое; ещё трое выехали из Рима в 1312 г. В житийной литературе Джованни приписывается основание миссии в Сямэньской гавани напротив Формозы и обращение в христианство императора Хайшана. Одним из последних европейцев, посетивших престарелого миссионера в Китае, был каноник Одорико Порденоне.
После смерти Джованни в 1328 году католическая церковь сохраняла присутствие в Китае на протяжении сорока лет, до восстания Красных повязок, носившего националистический и ксенофобский оттенок. В 1336 г. папа Бенедикт XII принимал в Авиньоне состоявшее из генуэзцев посольство от великого хана. В ответ на просьбу о направлении в Китай новых настоятелей, Бенедикт в 1338 г. выслал в Китай 50 клириков. В 1353 г. один из них, Джованни Мариньоли, вернулся в Рим и привёз с собой письмо юаньского императора к папе Иннокентию VI.

ОДОРИКО ПОРДЕНОНЕ или Одорик Фриульский (ок. 1286, Порденоне — 14 января 1331, Удине) — один из самых знаменитых путешественников средневековья, посетивший Индию, Суматру и Китай. В 1775 году состоялась его беатификация.
Одорико родился в семье выходцев из Богемии во фриульском городке Порденоне и поначалу подвизался во францисканском монастыре в Удине. Когда папский двор всколыхнули известия о миссионерских успехах Иоанна Монтекорвинского в Китае, Одорико вместе с другими клириками был направлен ему на помощь в Пекин. Точное время его путешествия неизвестно; по-видимому, он провёл в дороге почти 15 лет — с 1316 или 1318 по 1329 или 1330 годы.
В своём сочинении Одорико подробно описывает своё путешествие до Китая через Венецию, Константинополь, Трапезунт, Эрзрум, Тебриз, Язд и Ормуз. Добравшись на корабле до окрестностей современного Бомбея, он выкопал мощи мучеников, трёх итальянцев и грузина, которые были убиты по приказу местного правителя и погребены доминиканцем Каталани. Проследовав Малабарским берегом до Цейлона, Одорико — подобно всем странствующим по Востоку христианам — устремился к святыне апостола Фомы в Малайпуре близ Мадраса.
Поклонившись могиле святого, Одорико проследовал через цепь островов (по-видимому, Суматра, Ява и Борнео) и Вьетнам в великую гавань Гуанчжоу и порты Тайваньского пролива. В одном из них, Сямыне, он учредил два францисканских монастыря, где предал земле мощи индийских мучеников. Ханчжоу показался ему величайшим городом в мире, но он проследовал на север в Ханбалык (Пекин), чтобы встретиться со старцем Иоанном. При храмах Пекина он пробыл три года (вероятно, с 1324 по 1327), после чего сухопутным путём отбыл на родину.
Об возвратном маршруте Одорик говорит вскользь и в общих чертах. Известно лишь, что он проезжал землей пресвитера Иоанна (то ли Монголия, то ли Тибет). По прибытии в Италию он поселился в миноритской обители при падуанском соборе св. Антония, где в мае 1330 года и продиктовал одному из монахов историю своих странствий. Он хотел было ехать к папскому двору в Авиньон, но в Пизе слёг с лихорадкой и, едва добравшись до родного Удине, скончался.
Продиктованное Одорико описание путешествий изобилует точными подробностями китайской жизни, такими как бинтование ног женщин, ужение рыбы при помощи ручных бакланов и обычай растить огромные ногти. Достоверные факты перемежаются с выдумками и неточностями, особенно в описании островов Индонезии.

О ДЖОВАННИ МАРИНЬОЛЛИ, уроженце селения Мариньолле, расположенного близ Флоренции, сохранились весьма скудные сведения.
Можно предположить, что родился он между 1290 и 1295 гг., учился в Болонье и около 1315 г. вступил во францисканский орден. При Иоанне XXII, когда францисканцы были не в фаворе, он, видимо, находился в монастыре Санта-Кроче во Флоренции, а в Авиньоне появился лишь при Бенедикте XII. Почему именно на него пал выбор папы, когда снаряжалось посольство в Ханбалык, сказать трудно.
О самой миссии в Китай и маршруте, которым Мариньолли шел на Восток и возвратился из Ханбалыка в Европу, долгое время почти ничего не было известно. В 1768 г. чешский монах Гизеллий Добнер нашел в Праге одно произведение Мариньолли, которое, судя по названию, никакого отношения не имело к его путешествию на Восток. Это была хроника Богемии, составленная Мариньолли по поручению императора Карла IV около 1355 г. Но в различные главы своего труда автор вставил фрагменты своих путевых заметок. При этом Мариньолли свел к минимуму все маршрутные и хронологические указания, и трассу его многолетнего путешествия по странам Азии можно восстановить лишь с большим трудом.
Во главе миссии из пятидесяти человек Мариньолли в декабре 1338 т. отправился из Авиньона. Побывав в Неаполе, где миссия была принята королем Робертом Сицилийским, оказавшим ей материальную поддержку, Мариньолли и его спутники проследовали в Константинополь, куда прибыли 1 мая 1339 г. Из Константинополя, где миссия вела совершенно бесплодные переговоры с главой греческой церкви, Мариньолли отправился в Кафу. Через Тану он проследовал в резиденцию хана Узбека—Новый Сарай, где провел зиму 1339—1340 гг. В мае 1340 г. Мариньолли выехал из Сарая и, побывав в Ургенче, в конце 1340 г. прибыл в Алмалык, где прожил около года.
Через Джунгарию и Южную Монголию Мариньолли затем прошел в Китай, и в Ханбалык он прибыл в 1342 г.
Великий хан Токалмут (китайское его имя — Шуньди) хорошо принял миссию (по словам Мариньолли, до Ханбалыка дошли 32 его спутника), но “больших успехов в Китае папский легат не добился”.
Очевидно, чересчур большие надежды возлагались в Авиньоне на миссию Мариньолли. Великий хан мало был заинтересован в дружбе с “господином всех христиан”, чья резиденция находилась где-то “за семью морями”.
В Ханбалыке Мариньолли провел около четырех лет. По-видимому, осенью 1346 г. он отправился в обратный путь по маршруту, которым возвратился из Китая в Европу Марко Поло. Покинув 26 декабря 1346 г. Зайтон, Мариньолли морем прошел в Индию и весной 1347 г. прибыл в Куилон. В сезон юго-западных муссонов он из Куилона в 1348 г. проследовал в Майлапур, а затем направился в страну Саба, о местонахождении которой уже более ста лет спорят комментаторы его записок. Астрономические указания, которые приводит, говоря о Сабе, Мариньолли, не согласуются с прочими его сведениями об этой земле. Скорее всего, Саба Мариньолли соответствует Суматре, а не Яве, и, быть может, описывая этот остров, управляемый женщиной-царицей, наш путешественник, отдав известную дань воображению, изобразил страну, населенную племенами минангкабау, лежащею на центральном участке северного берега Суматры.
Любопытно, что страна со сходным названием и близкого к Суматре географического положения встречается в “Хожении за три моря” Афанасия Никитина.
Из Сабы, вероятно в 1349 или 1350 г., Мариньолли перебрался .на Цейлон, а затем через Ормуз — Багдад — Мосул — Эдессу — Алеппо — Дамаск проследовал в Иерусалим. Побывав на Кипре, Мариньолли в 1353 г. возвратился в Авиньон ко двору папы Иннокентия VI (1352—1362). Папа вознаградил Мариньолли за многолетнее путешествие, сделав его епископом Базиньяно. Вряд ли, однако, Мариньолли довелось посетить свою епархию, затерянную в горах Калабрии.
Назначение это было чистейшей синекурой, и Мариньолли в 1353—1354 гг. жил в Авиньоне и в Риме, где состоялась коронация папой императора Карла IV. На коронационных торжествах Карл встретился с Мариньолли и, видимо, настолько заинтересовался его рассказами о странах Востока, что взял его с собой в свою столицу — Прагу. Карл IV, просвещеннейший монарх своего века, основатель знаменитого Пражского университета, неутомимый строитель Златой Праги, усадил Мариньолли за составление богемских анналов — хроники героического прошлого чешской земли. Естественно, что в составленную им хронику Мариньолли включил отрывки из своих воспоминаний о путешествии на Дальний Восток,
Он, вероятно, завершил хронику уже в 1355 г. Во всяком случае, в 1356 г. он побывал в Авиньоне в составе флорентийского посольства, а в 1357 г. посетил Болонью. Год смерти его неизвестен. Вероятно, он умер в 60-х годах XIV в.

Главная
Моя география
Восточная литература ( источник)
Википедия ( источник)
Продолжение.

dimma43.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *