Пьер Пуйяд — летчик авиаполка «Нормандия-Нёман»

Родился 25 июля 1911 года в Серизье (Йонн). Будучи сыном военного, Пуйяд основательно подготовился к поступлению в офицерское училище в Сен — Сире в октябре 1930 года. Впоследствии обучался в военном училище в Версале. В 1935 году получил квалификацию лётчика и был направлен в 6-ю авиационную эскадрилью. В декабре 1936 года зачислен в 4-ю эскадрилью GC IV/4, в которой служил до 1939 года. В июне того же года был произведён в капитаны и назначен командиром группы ночных истребителей ECN 4/13, которой руководил во время войны 1940 года. В ней, летая на самолёте «Потез 631», одержал одну неподтверждённую победу.

После заключения перемирия, и некоторого периода бездействия, уже в ноябре 1940 года он был направлен в Индокитай, где принял командование истребительной эскадрильей II/295 в Сайгоне. Через год, после договора правительства Виши с Японией, благодаря которому можно было попасть в Южный Китай через Индокитай, Пуйяд решил перейти на сторону движения «Свободная Франция» и с этой целью 2 октября 1942 года на самолёте «Потез 25» перелетел в Чунцин.

Оттуда — через Индию, Судан, Чад и Нигерию — добрался до США, затем в Лондон (весь этот путь занял около 4 месяцев). Там он получил телеграмму от своего старого друга Жана Тюляна, который предлагал ему присоединиться к группе GC 3 («Нормандия»), только что сформированной в России.

14 мая 1943 года Пьер Пуйяд, в составе второй группы французских лётчиков — добровольцев, отправился навстречу новым приключениям и прибыл в расположение группы только 9 июня. Он быстро вошёл в строй, «оседлав» боевой Як-1 после 3-х учебно — тренировочных вылетов и 30 минут сложного пилотажа на спарке Як-7УТИ. Первым боевым заданием стала для него разведка над линией фронта длительностью 1 час 20 минут. После этого Пуйяд стал ведомым Жана Тюляна.

Летом 1943 года участвовал в Курском сражении, а 18 июля, после гибели Тюляна, Майор Пуйяд принял командование эскадрильей. К тому времени ему было уже 32 года. Побег из лагеря вишистов стоил ему 3-х смертных приговоров.

В «Нормандии» он быстро прижился, пришёлся всем по душе. Это был чрезвычайно целеустремлённый человек с открытой душой и прямым честным взглядом. Под его командованием «нормандцы» заметно подтянулись, стали действовать в воздухе гораздо организованее, не бросались на противника сломя голову, забывая обо всём на свете.

Когда группа была отозвана в тыл для перевооружения самолётами Як-9, на счету Пуйяда было уже 4 победы (3 из них — в группе). В феврале 1944 года он был награждён орденом Красного Знамени.

В мае 1944 года «Нормандия» вернулась на фронт, и Пуйяд одержал ещё 2 победы, одна не была подтверждена.

16 октября 1944 года, в самый удачный день полка «Нормандии», когда было совершено более 100 боевых вылетов, сбито 29 самолётов противника и около 50 уничтожено на земле, одну из побед записал на свой счёт и Пьер Пуйяд. В этот день, атакованный четвёркой Me-109, из положения на спине он бросил машину в штопор, из которого вышел у самой земли, а затем, устремившись ввысь, с лета сразил ведущего вражеской группы.

Всего же, за время пребывания на Советско — Германском фронте, Пьер Пуйяд одержал 6 официальных побед (4 из них — в составе группы) и одну неподтверждённую.

Список побед подполковника Пьера Пуйяда:

Дата Тип сбитого самолёта Место падения Самолёт Пьера Пуйяда
20 мая 1940 г. Не-111 (в группе) н/п Брэн «Потез 631»
14 июля 1943 г. Ме-109 (в группе) Ягодная Як-1Б
16 июля 1943 г. FW-189 (в группе) Красниково Як-1Б
16 июля 1943 г. Ju-87 Красниково Як-1Б
4 октября 1943 г. Hs-126 (в группе) Красное Як-1Б
13 октября 1944 г. FW-190 (в группе) Горки Як-9
16 октября 1944 г. FW-190 Вилкавишки Як-9
17 октября 1944 г. FW-190 н/п Гумбиннен Як-9

В ноябре он передал командование полком Луи Дельфино и отбыл во Францию, где ему было присвоено звание подполковника. Там ему предстояло решить ряд вопросов по авиационной дивизии «Франция», формируемой в Туле. Это воинское соединение должно было состоять из двух истребительных и одного бомбардировочного полков. Прибыв на родину, Пьер посетил своих родителей, но вскоре попал в автомобильную катастрофу и был отправлен в госпиталь Валь-де-Грас в довольно плачевном состоянии. На фронт он уже не вернулся.

В июле 1945 года он был назначен инспектором истребительной авиации и этот пост занимал до января 1947 года. В 1950 году был направлен в качестве военного атташе в Буэнос — Айрес (Аргентина), в 1953 году назначен инструктором в Колледж обороны НАТО.

В декабре 1955 года оставил военную службу в звании Бригадного генерала и занялся политикой. Занимал различные посты в правительстве. С 1973 года председательствовал на встречах в рамках франко-советского сотрудничества в области авиации и космонавтики. Был Президентом Ассоциации ветеранов полка «Нормандия — Неман». В 1977 году был удостоен международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Затем отошёл от дел и поселился на юге Франции, в Боде, где и умер 5 сентября 1979 года.

Награжден орденами Почётного Легиона и Крестом Oсвобождения, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

www.airaces.ru

Пуйяд, Пьер — Википедия

Пьер Пуйяд (фр. Pierre Pouyade; 25 июля 1911 года, Серизье — 6 сентября 1979 года, Бандоль) — французский военный лётчик и политик, бригадный генерал авиации. В годы Второй мировой войны — командир авиационного полка «Нормандия — Неман». В 1966—1973 годах — голлистский депутат Национального собрания Франции.

Биография

Военная служба

С 1931 года обучался в Особой военной школе Сен-Сир.

В 1933—1935 годах обучался в школе практических полетов Военно-воздушных сил Франции.

С 1934 года — лейтенант.

В 1935—1937 годах проходил службу в 6-й истребительной эскадре на авиационной базе в Шартре.

В 1937—1939 годах — служил в 13-й эскадре в Реймсе, где командовал эскадрильей ночных истребителей. С 1939 года — капитан.

В мае-июне 1940 года участвовал в военных действиях на территории Франции. После подписания 22 июня 1940 года соглашения о перемирии между Францией и Третьим Рейхом был направлен в Индокитай командиром истребительной эскадрильи. Служил в Камбодже, Аннаме, Тонкине.

2 октября 1942 года на самолете «Potez 25» бежал из Индокитая в Китай. В феврале 1943 года, через Индию, Саудовскую Аравию, Судан, Чад, Нигерию, США, добрался до Лондона, где вступил в ряды вооруженных сил «Сражающейся Франции».

С 1943 года — майор.

9 июня 1943 года с группой летчиков, набранных им для пополнения эскадрильи, прибыл в СССР, в расположение эскадрильи «Нормандия», базировавшейся на полевом аэродроме в Хатёнках.

С 9 июня — командир эскадрильи, а с 17 июля 1943 года — командир полка Нормандия — Неман. (Сменил пропавшего без вести в воздушном бою майора Жана Тюляна)

С 12 декабря 1943 года — подполковник, а с 25 декабря 1945 года — полковник.

В 1944 году покинул командование полка. Его преемником стал Луи Дельфино.

В воздушных боях на советско-германском фронте сбил 6 немецких самолетов и, возможно, ещё 2 самолета.

С марта 1945 года — командир создаваемой смешанной авиационной дивизии «Франция» (Тула). В связи с окончанием войны формирование дивизии было прекращено.

20 июня 1945 года вместе с полком «Нормандия — Неман» вернулся во Францию

В 1945—1947 годах — инспектором истребительной авиации ВВС Франции. В 1947—1950 гг. — военно-воздушный атташе при Президенте Франции Венсане Ориоле. В 1950—1953 годах — военный, военно-воздушный и военно-морской атташе при Посольстве Франции в Аргентине. В 1953—1956 годах — аудитор и преподаватель в Объединённом колледже обороны НАТО.

С 1 декабря 1955 года — бригадный генерал.

В 1956 году вышел в отставку.

Имел на своем счету 4500 часов полётов, в том числе 286 часов в 178 боевых вылетах в военное время.

Политическая и общественная деятельность

Он работал специальным советником Союза аэрокосмической промышленности Франции по отношениям с СССР и директором иностранного отдела компании Риком. С 1973 года председательствовал на встречах в рамках франко-советского сотрудничества в области авиации и космонавтики.

Избирался депутатом Национального собрания Франции:

  1. С 9 февраля 1966 года по 2 апреля 1967 года депутат от департамента Коррез по спискам Союза за новую Республику — Демократического союза труда (UNR-UDT)
  2. С 12 марта 1967 года по 30 мая 1968 года — депутат от департамента Вар по спискам Демократического союза за 5 республику (UDVe)
  3. С 30 июня 1968 года по 1 апреля 1973 года — депутат от департамента Вар по спискам Союза демократов в поддержку республики (UDR).

С 6 апреля 1966 года — член Комиссии Национального собрания по делам обороны и вооружённым силам, а с 6 апреля 1967 года — заместитель председателя этой комиссии. С 3 апреля 1969 года, одновременно, член Комиссии по иностранным делам.

С 1967 года занимал также пост депутата Генерального совета департамента Вар.

К 30-летию Победы был назначен президентом Республики членом официальной делегации, представлявшей Францию на церемониях в СССР.

В течение восемнадцати лет был президентом Ассоциации ветеранов полка «Нормандия — Неман». Являлся Президентом общества «Франция — СССР»

Умер 5 сентября 1979 года. По его завещанию, пепел его останков был развеян над Средиземным морем, в районе Тулона.

Награды

Награды Франции

Колониальные ордена Франции

Иностранные награды

Память

  • В Серизье есть улица Пьера Пуйяда.
  • В Серизье, 25 июля 1998 года, на доме, где он родился, была открыта мемориальная доска.
  • В Бандоле есть Аллея Пьера Пуйяда.
  • Один из советских теплоходов Балтийского пароходства носил его имя.

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Пуйяд, Пьер — Википедия. Что такое Пуйяд, Пьер

Пьер Пуйяд (фр. Pierre Pouyade; 25 июля 1911 года, Серизье — 6 сентября 1979 года, Бандоль) — французский военный лётчик и политик, бригадный генерал авиации. В годы Второй мировой войны — командир авиационного полка «Нормандия — Неман». В 1966—1973 годах — голлистский депутат Национального собрания Франции.

Биография

Военная служба

С 1931 года обучался в Особой военной школе Сен-Сир.

В 1933—1935 годах обучался в школе практических полетов Военно-воздушных сил Франции.

С 1934 года — лейтенант.

В 1935—1937 годах проходил службу в 6-й истребительной эскадре на авиационной базе в Шартре.

В 1937—1939 годах — служил в 13-й эскадре в Реймсе, где командовал эскадрильей ночных истребителей. С 1939 года — капитан.

В мае-июне 1940 года участвовал в военных действиях на территории Франции. После подписания 22 июня 1940 года соглашения о перемирии между Францией и Третьим Рейхом был направлен в Индокитай командиром истребительной эскадрильи. Служил в Камбодже, Аннаме, Тонкине.

2 октября 1942 года на самолете «Potez 25» бежал из Индокитая в Китай. В феврале 1943 года, через Индию, Саудовскую Аравию, Судан, Чад, Нигерию, США, добрался до Лондона, где вступил в ряды вооруженных сил «Сражающейся Франции».

С 1943 года — майор.

9 июня 1943 года с группой летчиков, набранных им для пополнения эскадрильи, прибыл в СССР, в расположение эскадрильи «Нормандия», базировавшейся на полевом аэродроме в Хатёнках.

С 9 июня — командир эскадрильи, а с 17 июля 1943 года — командир полка Нормандия — Неман. (Сменил пропавшего без вести в воздушном бою майора Жана Тюляна)

С 12 декабря 1943 года — подполковник, а с 25 декабря 1945 года — полковник.

В 1944 году покинул командование полка. Его преемником стал Луи Дельфино.

В воздушных боях на советско-германском фронте сбил 6 немецких самолетов и, возможно, ещё 2 самолета.

С марта 1945 года — командир создаваемой смешанной авиационной дивизии «Франция» (Тула). В связи с окончанием войны формирование дивизии было прекращено.

20 июня 1945 года вместе с полком «Нормандия — Неман» вернулся во Францию

В 1945—1947 годах — инспектором истребительной авиации ВВС Франции. В 1947—1950 гг. — военно-воздушный атташе при Президенте Франции Венсане Ориоле. В 1950—1953 годах — военный, военно-воздушный и военно-морской атташе при Посольстве Франции в Аргентине. В 1953—1956 годах — аудитор и преподаватель в Объединённом колледже обороны НАТО.

С 1 декабря 1955 года — бригадный генерал.

В 1956 году вышел в отставку.

Имел на своем счету 4500 часов полётов, в том числе 286 часов в 178 боевых вылетах в военное время.

Политическая и общественная деятельность

Он работал специальным советником Союза аэрокосмической промышленности Франции по отношениям с СССР и директором иностранного отдела компании Риком. С 1973 года председательствовал на встречах в рамках франко-советского сотрудничества в области авиации и космонавтики.

Избирался депутатом Национального собрания Франции:

  1. С 9 февраля 1966 года по 2 апреля 1967 года депутат от департамента Коррез по спискам Союза за новую Республику — Демократического союза труда (UNR-UDT)
  2. С 12 марта 1967 года по 30 мая 1968 года — депутат от департамента Вар по спискам Демократического союза за 5 республику (UDVe)
  3. С 30 июня 1968 года по 1 апреля 1973 года — депутат от департамента Вар по спискам Союза демократов в поддержку республики (UDR).

С 6 апреля 1966 года — член Комиссии Национального собрания по делам обороны и вооружённым силам, а с 6 апреля 1967 года — заместитель председателя этой комиссии. С 3 апреля 1969 года, одновременно, член Комиссии по иностранным делам.

С 1967 года занимал также пост депутата Генерального совета департамента Вар.

К 30-летию Победы был назначен президентом Республики членом официальной делегации, представлявшей Францию на церемониях в СССР.

В течение восемнадцати лет был президентом Ассоциации ветеранов полка «Нормандия — Неман». Являлся Президентом общества «Франция — СССР»

Умер 5 сентября 1979 года. По его завещанию, пепел его останков был развеян над Средиземным морем, в районе Тулона.

Награды

Награды Франции

Колониальные ордена Франции

Иностранные награды

Память

  • В Серизье есть улица Пьера Пуйяда.
  • В Серизье, 25 июля 1998 года, на доме, где он родился, была открыта мемориальная доска.
  • В Бандоле есть Аллея Пьера Пуйяда.
  • Один из советских теплоходов Балтийского пароходства носил его имя.

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Война в воздухе. Пуйяд Пьер

Майор, подполковник, полковник.

Родился 25 июня 1911 г. в Серизье (департамент Ионн).

В  1930 г. поступил в военную школу в Сен-Сире, а в 1932 г. в летную школу. В 1933-1935 гг. учился в школе практических полетов Военно-воздушных сил. До 1937 г. в звании лейтенанта служил в 6-й истребительной эскадре на авиационной базе в Шартре, затем до 1939 г. в 13-й эскадре в Реймсе. В звании капитана коман­довал эскадрильей ночных истребителей в Реймсе.

Участвовал в военных действиях на территории Франции в мае-июне 1940 г. После подписания 22 июня 1940 г. соглашения о перемирии между Францией и Германией был направлен в Индокитай командиром истребительной эскадрильи. Служил в Камбодже, Аннаме, Тонкине.

2 октября 1942 г. на самолете «Потез-25» бежал из Индокитая в Китай. Из Китая через Индию, Саудовскую Аравию, Судан, Чад, Нигерию, США в феврале 1943 г. до­брался до Лондона, где вступил в ряды вооруженных сил «Сражающейся Франции».

Командующий Военно-воздушными силами «Сражающейся Франции»» бри­гадный генерал М. Вален, поручил ему набрать пополнение летчиков для истреби­тельной группы «Нормандия», понесшей значительные потери в боях на советско-германском фронте.

9 июня 1943 г. в звании майора с группой летчиков прибыл в расположение эс­кадрильи «Нормандия», базировавшейся на полевом аэродроме в Хатёнках.

17 июля 1943 г. сменил пропавшего без вести в воздушном бою командира эс­кадрильи «Нормандия» майора Жана Тюляна. 12 декабря 1943 г, был произведен в подполковники.

 

На посту командира полка находился до отъезда 12 декабря 1944г. в отпуск во Францию. 25 декабря 1944г. получил звание полковника. Во время пребывания в отпуске 4 февраля 1945г. в Париже попал в автомобильную аварию и два месяца провел в госпитале.

В воздушных боях на советско-германском фронте сбил шесть немецких самолетов.

В марте 1945 г. был назначен командиром формировавшейся в Туле смешанной авиационной дивизии «Франция», состоявшей из одного истребительного и од­ного бомбардировочного полка. В состав этой дивизии предполагалось включить и полк «Нормандия — Неман».

24 апреля 1945 г. Пьер Пуйяд прилетел из Франции в Москву. В связи с оконча­нием 9 мая 1945 г. войны в Европе формирование французской авиационной диви­зии на территории Советского Союза по согласованию сторон было прекращено.

20 июня 1945 г. вернулся во Францию вместе с полком «Нормандия— Не­ман».

Награды: командор ордена Почетного легиона, Военный Крест, медаль участ­ника Французского Сопротивления, орден Красного Знамени (дважды), медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 1977 г. Пьеру Пуйяду была присуждена Ленинская премия мира.

В 1945-1947 гг. был инспектором истребительной авиации. В 1947-1950 гг. занимал пост военно-воздушного атташе в аппарате Президента Республики. В 1953-1956 гг. был атташе по вопросам обороны в посольствах Франции в ряде стран Южной Америки, аудитором, инструктором Военного колледжа НАТО. В 1956 г. получил звание бригадного генерала и вышел в отставку.

Избирался депутатом Национального собрания от департамента Вар и гене­ральным советником департамента Вар. В течение восемнадцати лет был прези­дентом Ассоциации ветеранов полка «Нормандия — Неман».

Умер 5 сентября 1979 г. Пепел его останков был развеян над Средиземным мо­рем, в районе Тулона.

Одна из улиц городка Серизье носит имя Пьера Пуйяда. На доме, где он родил­ся, 25 июля 1998 г. была открыта мемориальная доска. В Бандоле (департамент Вар) есть Аллеи Пьера Пуйяда. Имя Пьера Пуйяда было присвоено одному из со­ветских теплоходов Балтийского пароходства.

В.А. Горицкий «Нормандия-Неман», 2007

www.pobeda.witebsk.by

Пуйяд Пьер Википедия

Пьер Пуйяд
фр. Pierre Pouyade
Дата рождения 25 июля 1911(1911-07-25)[1]
Место рождения
  • Cerisiers[d]
Дата смерти 5 сентября 1979(1979-09-05)[2](68 лет)
Место смерти
  • Бандоль
Принадлежность Франция Франция
Род войск Военно-воздушные силы Франции
Годы службы 1931 год—1956 год
Звание бригадный генерал авиации
Командовал эскадрильей и полком «Нормандия — Неман»
Сражения/войны Вторая мировая война:
Оборона Франции (1940),
Курская битва (1943),
Белорусская операция (1944),
Восточно-Прусская операция (1945)
Награды и премии

ru-wiki.ru

Пуйяд, Пьер — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пьер Пуйяд (фр. Pierre Pouyade; 25 июля 1911 года, Серизье — 6 сентября 1979 года, Бандоль) — французский военный лётчик и политик, бригадный генерал авиации. В годы Второй мировой войны — командир авиационного полка «Нормандия — Неман». В 1966—1973 годах — депутат Национального собрания Франции.

Биография

Военная служба

С 1931 года обучался в Особой военной школе Сен-Сир.

В 1933—1935 годах обучался в школе практических полетов Военно-воздушных сил Франции.

С 1934 года — лейтенант.

В 1935—1937 годах проходил службу в 6-й истребительной эскадре на авиационной базе в Шартре.

В 1937—1939 годах — служил в 13-й эскадре в Реймсе, где коман­довал эскадрильей ночных истребителей. С 1939 года — капитан.

В мае-июне 1940 года участвовал в военных действиях на территории Франции. После подписания 22 июня 1940 года соглашения о перемирии между Францией и Третьим Рейхом был направлен в Индокитай командиром истребительной эскадрильи. Служил в Камбодже, Аннаме, Тонкине.

2 октября 1942 года на самолете «Potez 25» бежал из Индокитая в Китай. В феврале 1943 года, через Индию, Саудовскую Аравию, Судан, Чад, Нигерию, США, до­брался до Лондона, где вступил в ряды вооруженных сил «Сражающейся Франции».

С 1943 года — майор.

9 июня 1943 года с группой летчиков, набранных им для пополнения эскадрильи, прибыл в СССР, в расположение эс­кадрильи «Нормандия», базировавшейся на полевом аэродроме в Хатёнках.

С 9 июня — командир эскадрильи, а с 17 июля 1943 года — командир полка Нормандия — Неман. (Сменил пропавшего без вести в воздушном бою майора Жана Тюляна)

С 12 декабря 1943 года — подполковник, а с 25 декабря 1945 года — полковник.

В 1944 году покинул командование полка. Его преемником стал Луи Дельфино.

В воздушных боях на советско-германском фронте сбил 6 немецких самолетов и, возможно, ещё 2 самолета.

С марта 1945 года — командир создаваемой смешанной авиационной дивизии «Франция» (Тула). В связи с окончанием войны формирование дивизии было прекращено.

20 июня 1945 года вместе с полком «Нормандия — Не­ман» вернулся во Францию

В 1945—1947 годах — инспектором истребительной авиации ВВС Франции. В 1947—1950 гг. — военно-воздушный атташе при Президенте Франции Венсане Ориоле. В 1950—1953 годах — военный, военно-воздушный и военно-морской атташе при Посольстве Франции в Аргентине. В 1953—1956 годах — аудитор и преподаватель в Объединённом колледже обороны НАТО.

С 1 декабря 1955 года — бригадный генерал.

В 1956 году вышел в отставку.

Имел на своем счету 4500 часов полётов, в том числе 286 часов в 178 боевых вылетах в военное время.

Политическая и общественная деятельность

Он работал специальным советником Союза аэрокосмической промышленности Франции по отношениям с СССР и директором иностранного отдела компании Риком. С 1973 года председательствовал на встречах в рамках франко — советского сотрудничества в области авиации и космонавтики.

Избирался депутатом Национального собрания Франции:

  1. С 9 февраля 1966 года по 2 апреля 1967 года депутат от департамента Коррез по спискам Союза за новую Республику — Демократического союза труда (UNR-UDT)
  2. С 12 марта 1967 года по 30 мая 1968 года — депутат от департамента Вар по спискам Демократического союза за 5 республику (UDVe)
  3. С 30 июня 1968 года по 1 апреля 1973 года — депутат от департамента Вар по спискам Союза демократов в поддержку республики (UDR).

С 6 апреля 1966 года — член Комиссии Национального собрания по делам обороны и вооружённым силам, а с 6 апреля 1967 года — заместитель председателя этой комиссии. С 3 апреля 1969 года, одновременно, член Комиссии по иностранным делам.

С 1967 года занимал также пост депутата Генерального совета департамента Вар.

К 30-летию Победы был назначен президентом Республики членом официальной делегации, представлявшей Францию на церемониях в СССР.

В течение восемнадцати лет был президентом Ассоциации ветеранов полка «Нормандия — Неман». Являлся Президентом общества «Франция — СССР»

Умер 5 сентября 1979 года. По его завещанию, пепел его останков был развеян над Средиземным мо­рем, в районе Тулона.

Награды

Награды Франции

Колониальные ордена Франции

Иностранные награды

Память

  • В Серизье есть улица Пьера Пуйяда.
  • В Серизье, 25 июля 1998 года, на доме, где он родил­ся, была открыта мемориальная доска.
  • В Бандоле есть Аллея Пьера Пуйяда.
  • Один из со­ветских теплоходов Балтийского пароходства носил его имя.

Напишите отзыв о статье «Пуйяд, Пьер»

Ссылки

  • [www.ordredelaliberation.fr/fr_compagnon/803.html Биография на сайте ордена Освобождения]  (фр.)
  • [www.assemblee-nationale.fr/histoire/tables_archives/pierre-pouyade.asp#6dec1962 Биографические данные на сайте Национальной ассамблеи Франции]  (фр.)
  • [www.cieldegloire.com/004_pouyade.php# биография на сайте cieldegloire.com]  (фр.)
  • [www.aet-association.org/aet/institution/historique/document.2004-12-28.5571430098 Un A.E.T. à l’honneur Pierre POUYADE Autun 1924—1928]  (фр.)
  • [persons-info.com/persons/PUIIAD_Per/ Биография на сайте «Личности»]
  • [www.pobeda.witebsk.by/sky/hero/nn_ls/puyad/ Биография на сайте «Небо Витебска 1941—1944»]
  • [www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilot/poyad.html Биография на сайте «Уголок неба»]

Отрывок, характеризующий Пуйяд, Пьер

По Петербургу мгновенно распространился слух не о том, что Элен хочет развестись с своим мужем (ежели бы распространился этот слух, очень многие восстали бы против такого незаконного намерения), но прямо распространился слух о том, что несчастная, интересная Элен находится в недоуменье о том, за кого из двух ей выйти замуж. Вопрос уже не состоял в том, в какой степени это возможно, а только в том, какая партия выгоднее и как двор посмотрит на это. Были действительно некоторые закоснелые люди, не умевшие подняться на высоту вопроса и видевшие в этом замысле поругание таинства брака; но таких было мало, и они молчали, большинство же интересовалось вопросами о счастии, которое постигло Элен, и какой выбор лучше. О том же, хорошо ли или дурно выходить от живого мужа замуж, не говорили, потому что вопрос этот, очевидно, был уже решенный для людей поумнее нас с вами (как говорили) и усомниться в правильности решения вопроса значило рисковать выказать свою глупость и неумение жить в свете.
Одна только Марья Дмитриевна Ахросимова, приезжавшая в это лето в Петербург для свидания с одним из своих сыновей, позволила себе прямо выразить свое, противное общественному, мнение. Встретив Элен на бале, Марья Дмитриевна остановила ее посередине залы и при общем молчании своим грубым голосом сказала ей:
– У вас тут от живого мужа замуж выходить стали. Ты, может, думаешь, что ты это новенькое выдумала? Упредили, матушка. Уж давно выдумано. Во всех…… так то делают. – И с этими словами Марья Дмитриевна с привычным грозным жестом, засучивая свои широкие рукава и строго оглядываясь, прошла через комнату.
На Марью Дмитриевну, хотя и боялись ее, смотрели в Петербурге как на шутиху и потому из слов, сказанных ею, заметили только грубое слово и шепотом повторяли его друг другу, предполагая, что в этом слове заключалась вся соль сказанного.
Князь Василий, последнее время особенно часто забывавший то, что он говорил, и повторявший по сотне раз одно и то же, говорил всякий раз, когда ему случалось видеть свою дочь.
– Helene, j’ai un mot a vous dire, – говорил он ей, отводя ее в сторону и дергая вниз за руку. – J’ai eu vent de certains projets relatifs a… Vous savez. Eh bien, ma chere enfant, vous savez que mon c?ur de pere se rejouit do vous savoir… Vous avez tant souffert… Mais, chere enfant… ne consultez que votre c?ur. C’est tout ce que je vous dis. [Элен, мне надо тебе кое что сказать. Я прослышал о некоторых видах касательно… ты знаешь. Ну так, милое дитя мое, ты знаешь, что сердце отца твоего радуется тому, что ты… Ты столько терпела… Но, милое дитя… Поступай, как велит тебе сердце. Вот весь мой совет.] – И, скрывая всегда одинаковое волнение, он прижимал свою щеку к щеке дочери и отходил.
Билибин, не утративший репутации умнейшего человека и бывший бескорыстным другом Элен, одним из тех друзей, которые бывают всегда у блестящих женщин, друзей мужчин, никогда не могущих перейти в роль влюбленных, Билибин однажды в petit comite [маленьком интимном кружке] высказал своему другу Элен взгляд свой на все это дело.
– Ecoutez, Bilibine (Элен таких друзей, как Билибин, всегда называла по фамилии), – и она дотронулась своей белой в кольцах рукой до рукава его фрака. – Dites moi comme vous diriez a une s?ur, que dois je faire? Lequel des deux? [Послушайте, Билибин: скажите мне, как бы сказали вы сестре, что мне делать? Которого из двух?]
Билибин собрал кожу над бровями и с улыбкой на губах задумался.
– Vous ne me prenez pas en расплох, vous savez, – сказал он. – Comme veritable ami j’ai pense et repense a votre affaire. Voyez vous. Si vous epousez le prince (это был молодой человек), – он загнул палец, – vous perdez pour toujours la chance d’epouser l’autre, et puis vous mecontentez la Cour. (Comme vous savez, il y a une espece de parente.) Mais si vous epousez le vieux comte, vous faites le bonheur de ses derniers jours, et puis comme veuve du grand… le prince ne fait plus de mesalliance en vous epousant, [Вы меня не захватите врасплох, вы знаете. Как истинный друг, я долго обдумывал ваше дело. Вот видите: если выйти за принца, то вы навсегда лишаетесь возможности быть женою другого, и вдобавок двор будет недоволен. (Вы знаете, ведь тут замешано родство.) А если выйти за старого графа, то вы составите счастие последних дней его, и потом… принцу уже не будет унизительно жениться на вдове вельможи.] – и Билибин распустил кожу.
– Voila un veritable ami! – сказала просиявшая Элен, еще раз дотрогиваясь рукой до рукава Билибипа. – Mais c’est que j’aime l’un et l’autre, je ne voudrais pas leur faire de chagrin. Je donnerais ma vie pour leur bonheur a tous deux, [Вот истинный друг! Но ведь я люблю того и другого и не хотела бы огорчать никого. Для счастия обоих я готова бы пожертвовать жизнию.] – сказала она.
Билибин пожал плечами, выражая, что такому горю даже и он пособить уже не может.
«Une maitresse femme! Voila ce qui s’appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин.
– Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он?
– Ah! Il m’aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.]
Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.
– Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он.
Элен засмеялась.
В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.
Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери.
Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.
– Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня.
– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j’ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле.
– Но, мой друг…
– Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…]
В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu’il m’a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.]
– Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.

В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.

«Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene».

[«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»]

wiki-org.ru

Пуйяд Пьер — французский летчик Нормандия-Неман

Родился 25 Июля 1911 года в Серизье  ( Йонн ). Будучи сыном военного, Пуйяд основательно подготовился к поступлению в офицерское училище в Сен — Сире в Октябре 1930 года. Впоследствии обучался в военном училище в Версале. В 1935 году получил квалификацию лётчика и был направлен в 6-ю авиационную эскадрилью. В Декабре 1936 года зачислен в 4-ю эскадрилью GC IV / 4, в которой служил до 1939 года. В Июне того же года был произведён в Капитаны и назначен командиром группы ночных истребителей ECN 4 / 13, которой руководил во время войны 1940 года. В ней, летая на самолёте «Потез 631», одержал одну неподтверждённую победу.

После заключения перемирия, и некоторого периода бездействия, уже в Ноябре 1940 года он был направлен в Индокитай, где принял командование истребительной эскадрильей II / 295 в Сайгоне. Через год, после договора правительства Виши с Японией, благодаря которому можно было попасть в Южный Китай через Индокитай, Пуйяд решил перейти на сторону движения «Свободная Франция» и с этой целью 2 Октября 1942 года на самолёте «Потез 25» перелетел в Чунцин.

Оттуда — через Индию, Судан, Чад и Нигерию — добрался до США, затем в Лондон  ( весь этот путь занял около 4 месяцев ). Там он получил телеграмму от своего старого друга Жана Тюляна, который предлагал ему присоединиться к группе GC 3  ( «Нормандия» ), только что сформированной в России.

14 Мая 1943 года Пьер Пуйяд, в составе второй группы французских лётчиков — добровольцев, отправился навстречу новым приключениям и прибыл в расположение группы только 9 Июня. Он быстро вошёл в строй, «оседлав» боевой Як-1 после 3-х учебно — тренировочных вылетов и 30 минут сложного пилотажа на спарке Як-7УТИ. Первым боевым заданием стала для него разведка над линией фронта длительностью 1 час 20 минут. После этого Пуйяд стал ведомым Жана Тюляна.

Летом 1943 года участвовал в Курском сражении, а 18 Июля, после гибели Тюляна, Майор Пуйяд принял командование эскадрильей. К тому времени ему было уже 32 года. Побег из лагеря вишистов стоил ему 3-х смертных приговоров.

В «Нормандии» он быстро прижился, пришёлся всем по душе. Это был чрезвычайно целеустремлённый человек с открытой душой и прямым честным взглядом. Под его командованием «нормандцы» заметно подтянулись, стали действовать в воздухе гораздо организованнее, не бросались на противника сломя голову, забывая обо всём на свете.

Когда группа была отозвана в тыл для перевооружения самолётами Як-9, на счету Пуйяда было уже 4 победы  ( 3 из них — в группе ). В Феврале 1944 года он был награждён орденом Красного Знамени.

В Мае 1944 года «Нормандия» вернулась на фронт, и Пуйяд одержал ещё 2 победы, одна не была подтверждена.

16 Октября 1944 года, в самый удачный день полка «Нормандии», когда было совершено более 100 боевых вылетов, сбито 29 самолётов противника и около 50 уничтожено на земле, одну из побед записал на свой счёт и Пьер Пуйяд. В этот день, атакованный четвёркой Me-109, из положения на спине он бросил машину в штопор, из которого вышел у самой земли, а затем, устремившись ввысь, с лета сразил ведущего вражеской группы.

Всего же, за время пребывания на Советско — Германском фронте, Пьер Пуйяд одержал 6 официальных побед  ( 4 из них — в составе группы )  и одну неподтверждённую.

Список известных побед Подполковника Пьера Пуйяда:

Дата Тип сбитого самолёта Место победы На чём летал
20 Мая 1940 г. Не-111  ( в группе ) н / п Брэн «Потез 631»
14 Июля 1943 г. Ме-109  ( в группе ) Ягодная Як-1Б
16 Июля 1943 г. FW-189  ( в группе ) Красниково
Ju-87 — » —
4 Октября 1943 г. Hs-126  ( в группе ) Красное
13 Октября 1944 г. FW-190  ( в группе ) Горки Як-9
16 Октября 1944 г. FW-190 Вилкавишки
17 Октября 1944 г. FW-190 н / п Гумбиннен

В Ноябре он передал командование полком Луи Дельфино и отбыл во Францию, где ему было присвоено звание Подполковника. Там ему предстояло решить ряд вопросов по авиационной дивизии «Франция», формируемой в Тулле. Это воинское соединение должно было состоять из двух истребительных и одного бомбардировочного полков. Прибыв на родину, Пьер посетил своих родителей, но вскоре попал в автомобильную катастрофу и был отправлен в госпиталь Валь — де — грас в довольно плачевном состоянии. На фронт он уже не вернулся.

В Июле 1945 года он был назначен инспектором истребительной авиации и этот пост занимал до Января 1947 года. В 1950 году был направлен в качестве военного атташе в Буэнос — Айрес  ( Аргентина ), в 1953 году назначен инструктором в Колледж обороны НАТО. В Декабре 1955 года оставил военную службу в звании Бригадного генерала и занялся политикой. Занимал различные посты в правительстве. С 1973 года председательствовал на встречах в рамках франко — советского сотрудничества в области авиации и космонавтики. Был Президентом Ассоциации ветеранов полка «Нормандия — Неман». В 1977 году был удостоен международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Затем отошёл от дел и поселился на юге Франции, в Боде, где и умер 5 Сентября 1979 года.

Награжден орденами Почётного Легиона и Крестом Oсвобождения, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

airaces.narod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о