Содержание

RUS. Закат русского парусного флота: atrizno — LiveJournal

От автора блога. Перед самой статьей хотелось бы напомнить еще ряд материалов на данную тему:
1. Лоренс Олифант о России перед Крымской войной
2. Бой с необычными результатами (Синоп)
3. Стоять до последнего!
——————

27 марта 1854 года после сокрушительной победы русского флота над турецким у порта Синоп, названной в западной прессе «синопской резней», Англия и Франция объявили войну России. Так вместе со вторым этапом Крымской войны начался закат эпохи русских парусных судов.


Накануне

«Смотр Черноморского флота в 1849 году» — картина Ивана Айвазовского, написанная в 1886 году


К началу Крымской войны даже на фоне более современных английских кораблей военно-морские силы Российской империи представляли собой значительную силу. В них входили Черноморский и Балтийский флоты, а также четыре небольшие флотилии – Беломорская, Каспийская, Камчатская и Аральская. Это было ни много ни мало 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига вместе с 16 пароходофрегатами – кораблями, оснащёнными помимо парусов ещё и паровым двигателем. Всё это дополнялось отличной выучкой личного состава, про подготовку которого не без восхищения отзывались даже враги. Так, датский морской министр накануне Балтийских сражений на вопрос английского адмирала Ч. Непира о состоянии русского флота ответил:

О, они маневрируют прекрасно, всегда ходят на очень малых интервалах.

Но если Балтийский флот в то время считался «лицом» императорского флота и больше внимания уделял подготовке к смотрам, нежели к боевым действиям, то Черноморский флот из-за своей близости с Портой находился в постоянной боевой готовности. Бывший под управлением выдающихся адмиралов того времени – Нахимова, Корнилова, Истомина, – он существенно превосходил по силе своего главного противника – Османскую империю. На его вооружении было 7 пароходофрегатов, 16 корветов и бригов, 6 парусных фрегатов, 14 парусных линейных кораблей и более сотни мелких судов против 70 турецких военных кораблей.

Русские парусники середины XIX века славились своим вооружением и быстроходностью – 120-пушечные корабли «Великий князь Константин», «Париж» и «Двенадцать апостолов» не знали себе равных. Поэтому у Николая I были серьёзные основания надеяться на успех в Крымской войне, не вступи в войну Англия и Франция. Совместный флот союзников Турции в два раза превосходил русский по количеству линейных кораблей и почти в десять раз по количеству паровых винтовых кораблей. Против последних оказались бесполезными и богатейший опыт легендарных адмиралов, и отменная выручка личного состава.

Паровой двигатель против парусов


Пароходофрегат «Декарт» у Севастополя

В чём же был секрет пароходов и почему их до сих пор не было на вооружении русской армии? Обычно это объясняют отсталостью отечественного судостроения в сравнении с английским или французским, к которой нас привели затянувшееся крепостное право и, как следствие, экономическая отсталость. Это верно лишь отчасти. На самом деле первое российское судно с паровым двигателем – барка «Елизавета» – было спущено на воду ещё в 1815 году в Петербурге, всего лишь через 7 лет после того, как первый удачный пароход «Клермонт», созданный Робертом Фултоном, был испытан в США. К 1840 году в России курсировало уже около сотни пароходов, которые в основном принадлежали частным компаниям. У них были огромные преимущества перед парусниками: для их управления требовалась меньшая команда, что позволяло владельцам транспортных компаний сэкономить, они могли спокойно подниматься по течению крупных рек, не должны были стоять на рейде в ожидании буксира, а главное, не зависели от погоды, способные спокойно маневрировать при любом ветре.

Но, несмотря на все эти очевидные плюсы, военно-морское командование Российской Империи не торопилось обзаводиться военными пароходами. Успех, сопровождавший русский парусный флот ещё со времён Петра, не давал спокойно взглянуть в лицо прогрессу. Многие царские министры и адмиралы были уверены, что парусный флот не просто остаётся боеспособным, но и значительно выигрывает перед новыми паровыми машинами. Кроме того, парусные суда выглядели куда более эффектно, нежели пароходы или пароходофрегаты, которые были на вооружении России с 1838 года, но не принимали участия в боевых действиях вплоть до 5 ноября 1853 года, когда русский пароходофрегат «Владимир» захватил в плен турецкий пароход «Перваз-Бахри». Во время сражения оба судна шли против ветра, чем показали явное преимущество паровых судов перед парусными.

Последняя победа


Синопское сражение

Но перед окончательным падением парусный флот ждала последняя, но блестящая победа. В октябре 1853 года в Севастополе стало известно, что противник намеревается совершить набег на плохо защищённые кавказские порты и собирает силу в Синопе. На перехват отправились 6 линейных кораблей и 2 фрегата против 7 турецких фрегатов, 3 корветов, 2 пароходов и 4 транспортных судов, которых поддерживали шесть береговых батарей.

Замысел адмирала Нахимова состоял в том, чтобы быстро ввести корабли в Синопский рейд и с короткой дистанции атаковать врага сразу всеми линейными кораблями. Два оставшихся фрегата были оставлены охранять выход из бухты, чтобы не дать турецким кораблям вырваться из окружения. Для каждого судна были заранее избраны цели. От дальнейшей детализации атаки Нахимов отказался, отдав следующий приказ: «Я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнять свой долг».

Утром 18 ноября русские суда снялись с якоря и в две колоны по три линейных корабля в каждой ринулись на Синопский рейд. Несмотря на ожесточённый огонь со стороны противника, они без единого выстрела прибыли на назначенные места, и лишь потом открыли ответный огонь, в том числе из «секретного оружия» – бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами, которые на тот момент были на вооружении только у русского флота. Результат дал о себе знать почти сразу – уже через полчаса первый турецкий флагманский корабль «Авни-Дллах», по которому вела огонь 120-пушечная «Императрица Мария», выбросило на мель. За следующие три часа были уничтожены оставшиеся 14 судов и все береговые батареи. Удалось скрыться лишь пароходу «Таиф» под командованием английского офицера, советника турецкого флота Слейда. Парусные фрегаты не смогли тягаться с паровым двигателем.

За время синопского сражения турецкий флот потерял свою основную силу: из 16 турецких кораблей, стоявших у Синопа, 15 было уничтожено и более 3000 человек убито и ранено. Русская эскадра не потеряла ни одного корабля, из личного состава было убито 38 человек. Этой блистательной победой русского флота завершилась многовековая эпоха парусных гигантов. Правительство Англии и Франции, на вооружении у которых были пароходные суда, бросили вызов России.

Гибель


Линейный корабль «Три Святителя»

В сентябре 1854 года англо-французские войска подошли к берегам Крыма. Главной целью был захват Севастополя. Флот противника состоял из 34 линейных кораблей, 55 фрегатов, 50 колесных и винтовых пароходов, в то время как у Черноморского флота было лишь 50 судов, среди которых только 11 колёсных пароходов, уступавших в возможностях маневрирования и скорости винтовым. Прямое столкновение обернулось бы гибелью для всех русских кораблей и взятием города. Поэтому, чтобы хоть как-то затруднить противнику подход к Севастополю, Корнилов отдал приказ о затоплении между Константинопольской и Александровской батареей двух фрегатов и пяти старых линейных кораблей, в том числе и героя синопского сражения – «Три Святителя»: «Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающиеся в парусах. Он привёл двойное число таких, чтоб наступать на нас с моря; нам надобно отказаться от любимой мысли – разразить врага на воде».

Оставшимся кораблям почти целый год удавалось удачно сдерживать наступление противника. Особую роль сыграл отряд пароходофрегатов капитана 2-го ранга Г. И. Бутакова. Не уступая врагу в скорости и маневрировании, он совершал неоднократные вылазки из Севастопольского рейда, нападая на неприятельские пароходы.

Но численное превосходство врага, который к тому же не был отрезан от своего подкрепления, сыграло свою роль. 28–30 августа для защиты Северной бухты затопили последние суда: линейные корабли «Париж», «Храбрый», «Великий Князь Владимир», «Чесма», «Императрица Мария», «Ягудиил», корвет «Калипсо», фрегат «Кулевчи», несколько бригов, транспорт «Гагры» и все пароходофрегаты. Их экипажи, отправившиеся защищать Севастополь на бастионах, давали укреплениям имена своих погибших кораблей. Так, Чесменским, Ростиславским, Язоновским и другими редутами, завершилась история черноморского парусного флота.

На Балтике


Великий князь Константин Николаевич

Англичане, впрочем, не хотели ограничиваться взятием Севастополя и ряда других черноморских городов. Их планы пролегали куда дальше – на Север, к Балтике, к Петербургу. Весной 1854 года в Балтийское море были направлены значительные силы противника: английская эскадра адмирала Непира в составе 30 винтовых, 6 парусных линейных кораблей и более 26 пароходов, а также парусная французская эскадра под командованием адмирала А. Ф. Парсеваль-Дешена.

Балтийский флот Российской империи практически не уступал англо-французскому ни по количеству кораблей, ни по уровню подготовки комендоров. Но у страха глаза велики. Неудачи черноморского флота и слухи о несокрушимости врага мешали трезво оценить ситуацию. Верховное командование в лице великого князя Константина Николаевича отказалось от наступления, предпочтя занять оборонительную позицию. В результате была упущена единственная возможность разбить англичан до прихода французской эскадры. В дальнейшем две дивизии Балтийского флота, между которыми до конца боевых действий не было единого командования, были обречены на полнейшую пассивность в боевых действиях. До конца кампаний 1854–1855 годов балтийский флот оставался безучастным свидетелем событий, избегая атаки даже на малые группы противника.

Крымская война не только завершилась практически полным разгромом русского парусного флота, но и показала бесспорное превосходство пароходов над парусами. Уже через год после войны, в 1857 году, была утверждена судостроительная программа, по которой последний флот Российской империи – Балтийский практически полностью переходил на винтовые корабли. Эпоха великих парусных судов ушла в прошлое, уступив место паровому флоту.

Татьяна Шингурова

atrizno.livejournal.com

Крымская война и развитие парового военно-морского флота Российской империи

В сентябре 2014 г. исполняется 160 лет со дня начала легендарной обороны Севастополя в годы Крымской войны. 25 сентября (13 сентября по старому стилю) 1854 года началась осада города русской военно-морской славы превосходящими по численности и вооружению силами противника. Как известно, в Крымской войне Российская империя столкнулась с коалицией ведущих западных держав того времени – Англии и Франции, а также Османской империи и примкнувшего к коалиции Сардинского королевства.

Еще в июне 1854 г. военно-морские силы Англии, Франции, Османской империи и Сардинского королевства, состоявшие из 34 линейных кораблей и 55 фрегатов, заблокировали российский военно-морской флот в севастопольской бухте. Силы русского флота значительно уступали противнику – в бухте Севастополя оказались заблокированными 14 линейных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходо-фрегатов. К слову, подавляющее большинство русских военных кораблей были парусными, тогда как флот союзников обладал явным преимуществом в современных паровых кораблях.


Военно-техническая отсталость российского флота

Здесь следует более подробно остановиться на том, что же представлял собой российский военно-морской флот к середине XIX века. В состав военно-морских сил империи входили два флота – Черноморский и Балтийский, а также несколько более мелких флотилий – Камчатская, Каспийская, Беломорская и Аральская, не игравших существенной роли в обороне морских рубежей страны. Черноморский и Балтийский флот имели целый ряд существенных отличий друг от друга. Балтийский флот всегда находился на виду и поэтому его командование было нацелено на развитие, в первую очередь, внешней стороны флота. Корабли Балтийского флота своим видом должны были производить впечатление элиты русских военно-морских сил и, действительно, на смотрах и парадах флот смотрелся прекрасно. Однако его боевая подготовка вызывала много вопросов – балтийцы редко уходили в плавание, офицеры стремились больше к строительству карьеры, чем к овладению военно-морской наукой и умением управлять подчиненными им экипажами.

Черноморский флот, который также отставал от английского или французского флотов в военно-техническом отношении, в плане подготовки личного состава являл собой совершенно иную картину, нежели Балтийский флот. Во-первых, Черноморский флот практически все время существования российских военно-морских сил непрерывно воевал — прежде всего, с Османской Турцией. Во-вторых, корабли флота чаще ходили в дальнее плавание, имели богатый опыт взаимодействия с сухопутными войсками во время блокады кавказского побережья. Имел флот и стратегическую цель – захват проливов Босфор и Дарданеллы в случае военно-морского конфликта с Османской империей.

Именно Крымская война и, в частности, оборона Севастополя, о которой в русской военно-исторической литературе написано столько книг, что не имеет смысла заново пересказывать ход событий в героические месяцы сентября 1854 – августа 1855 гг., стала поворотным моментом в развитии отечественного военно-морского флота. Рейд вражеского флота к севастопольской бухте показал отсталость тогдашнего российского флота, заключающуюся в преобладании парусного флота над паровым. Если у Англии и Франции значительная часть военных кораблей была представлена пароходами, то российский военно-морской флот к моменту начала Крымской войны состоял преимущественно из парусных кораблей, которые, естественно, проигрывали более современному паровому флоту. В этой статье мы остановимся на нескольких ключевых моментах в истории перехода российского флота от парусных кораблей к паровым, не претендуя на всеохватность и полноту раскрытия темы, но предлагая вспомнить о людях и событиях, с которыми связано развитие российского военно-морского флота.

Первые российские паровые суда начали разрабатываться еще в начале XIX в. В 1815 г. первая пассажирская барка «Елизавета» начала ходить по маршруту «Санкт-Петербург – Кронштадт». В 1820 г. из Николаева в Херсон прошел пароходный бот «Везувий». Однако военно-морской флот Российской империи не спешил обзаводиться паровыми военными кораблями. Лишь в конце 1830-х гг. начинается строительство первых военных кораблей на паровой тяге: в 1838 г. на воду спускают пароходофрегат «Богатырь», в период с 1836 по 1850 гг. – семь колесных пароходофрегатов и один винтовой. В результате, к моменту начала Крымской войны по уровню развития парового военно-морского флота Россия значительно уступала и Англии, и Франции. Во многом, этой военно-технической отсталостью и было обусловлено заведомо проигрышное положение России в Крымской войне, так как в задачи флота входило пресечение попыток противника приблизиться к крымскому побережью. Как известно, несмотря на героизм российских моряков – адмиралов, офицеров и матросов – эта задача в силу технической отсталости российского флота так и не была выполнена.

Первым в мире сражением с участием редких на тот период военных пароходов стал бой пароходофрегата «Владимир» с турецко-египетским пароходофрегатом «Перваз Бахри», произошедший еще до начала осады Севастополя – 5 ноября 1853 года. Пароходофрегат «Владимир» был спущен на воду в марте 1848 года, за пять лет до описываемых событий. Его водоизмещение достигало 1713 т., длина – 61 м., ширина – 11 м. К моменту начала Крымской войны он считался лучшим пароходофрегатом Черноморского флота.

В те годы Россия обладала лишь 16 пароходофрегатами на Черном море, при этом военно-морское командование с недоверием относилось к этим кораблям, придерживаясь консервативных взглядов на развитие флота. Действительно, с эстетической точки зрения парусные линейные корабли выглядели куда более эффектно по сравнению с небольшими пароходофрегатами, вдобавок ко всему парусный флот России за предыдущее столетие зарекомендовал себя во множестве морских сражений, прежде всего – с кораблями Османской Турции. Поэтому первое время командование флота воздерживалось от активного боевого применения пароходофрегатов. Они использовались для поддержки сухопутных войск, транспортировки поврежденных парусных кораблей, выполнения поручений по доставке корреспонденции и снабжения. Непосредственно в боевых действиях они не принимали участия.

Техническое отставание русского военно-морского флота обусловливалось не только отсталостью российской машиностроительной (в том числе и судостроительной) промышленности по сравнению с английской или французской, но и убежденностью многих адмиралов и, тем более, царских министров в том, что парусный флот остается боеспособным, тогда как в мировом военном судостроении происходили в этот период колоссальные перемены.

Первый бой пароходов: захват «Перваз-Бахри»

Пароходофрегат «Владимир» к утру 5 ноября находился в черноморских водах возле устья реки Дунай, где выполнял задачи по наблюдению за перемещениями турецкого военного флота. На борту пароходофрегата находился начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов (1806-1854), а непосредственно командовал «Владимиром» капитан-лейтенант Г.И. Бутаков (1820-1882).

К моменту описываемых событий Григорию Ивановичу Бутакову было 33 года. За плечами потомственного моряка, отец которого Иван Бутаков в свое время командовал линкором «Царь Константин», было уже более двадцати лет военно-морской службы. В 1831 году Григорий Бутаков поступил в Морской кадетский корпус и спустя пять лет его окончил. Затем были двухлетняя стажировка на Балтийском флоте, назначение в 1838 г. флаг-офицером на линкор «Силистрия» в звании мичмана, присвоение лейтенантских погон в 1843 г. за отличную службу, в том числе у побережья Северного Кавказа, пятилетняя командование тендером «Поспешный», присвоение в 1850 г. капитан-лейтенантского звания и назначение в 1852 г. командиром пароходофрегата «Владимир».

Утром 5 ноября на капитанском мостике «Владимира», вместе с флаг-офицером корабля, находился сам вице-адмирал Корнилов. Владимир Алексеевич в бинокль наблюдал за морем, когда увидел вдали дым парохода, направлявшегося в сторону Севастополя. Не разглядев судно, вице-адмирал принял его за русский пароходофрегат «Бессарабия» и подумал, что последний направляется в севастопольскую бухту. Корнилов отдал команду догнать пароход, на что командир «Владимира» Бутаков заметил, что это может быть и не «Бессарабия».


Как оказалось, вице-адмирала устраивал и другой расклад – если бы пароход оказался вражеским, то грех было бы не вступить с ним в бой. В течение часа пароходофрегату «Владимир» удалось значительно сократить дистанцию, отдалявшую его от подозрительного корабля. Последний, в свою очередь, повернул в сторону берега, надеясь оторваться от нежеланного преследователя. «Владимир» пошел ему навстречу – развевающееся над неизвестным пароходом красное знамя с полумесяцем говорило само за себя. Русский пароходофрегат встретился отнюдь не с «коллегой по цеху» «Бессарабией», а с турецким пароходофрегатом «Перваз-Бахри» («Морской вьюн»), которым командовал опытный офицер Сеид-паша.

В 10 часов утра раздался первый выстрел пушки «Владимира». Пущенное ядро упало перед форштевнем турецкого пароходофрегата, что означало только одно – русский корабль предлагает туркам немедленно сдаться. В ответ турецкий пароходофрегат ответил пушечными залпами. Начался бой русского и турецкого пароходов. Капитан-лейтенант Бутаков сориентировался моментально. Заметив, что на турецком военном корабле отсутствуют носовые и кормовые пушки, Бутаков искусно управлял «Владимиром», не позволяя последнему приближаться к бортам «Перваз-Бахри».

Выстрелом русской пушки был сбит турецкий флаг на мачте парохода, однако османы тут же заменили его и попытались оторваться от русского корабля. В ответ «Владимир» стрелял с носовых орудий – 214-мм пушек. Сложно отрицать смелость турок, в первую очередь командира Сеид-паши, который все время сражения стоял на площадке, пока не был убит очередным залпом с русского парохода. Приблизившись к «Перваз-Бахри» на стометровое расстояние, русский пароход открыл огонь картечью из всех бортовых орудий. После гибели капитана турки дрогнули и вскоре флаг с полумесяцем пополз вниз по мачте. Это означало, что пароходофрегат «Перваз-Бахри» сдается на милость победителя. Для турецких моряков сражение окончилось потерей 58 офицеров и матросов убитыми, на «Владимире» погибло два человека. Захваченный пароходофрегат «Перваз-Бахри» был отремонтирован и под новым именем «Корнилов» зачислен в состав Черноморского флота.

За победу и захват «Перваз-Бахри» Григорий Иванович Бутаков был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в капитаны 2-го ранга. В последующем, на протяжении почти тридцати лет, он продолжал службу в российском военно-морском флоте, дослужившись до полного адмирала. Во время обороны Севастополя Бутаков командовал отрядом пароходофрегатов, был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен начальником штаба Черноморского флота. Бутакова очень ценили прославленные российские адмиралы Нахимов и Корнилов, причем Нахимов даже запрещал посылать Бутакова на опасные задания, утверждая, что российскому флоту этот офицер нужен живым – как кладезь знаний, опыта и инициатив. После Крымской войны занимал должности военного губернатора Николаева и Севастополя, командовал отрядом винтовых кораблей на Балтийском флоте, был военно-морским агентом в Англии, Франции и Италии, командовал Практической эскадрой броненосных кораблей на Балтийском море. В 1878-1881 гг. Бутаков был начальником береговой и морской обороны крепости Свеаборг, а с 1 января 1881 г. – главным командиром Санкт-Петербургского флота.

Помимо своих ратных подвигов, Григорий Иванович Бутаков вошел в историю и как один из первых российских провозвестников развития парового военно-морского флота. Его перу принадлежит научный труд «Новые основания пароходной тактики». Именно Бутаков на основе личного опыта и анализа существующих научных теорий, ввел методы боевой подготовки флота: готовить флот не для смотров и парадов, а для боевых действий; больше внимания уделять морской практике, прежде всего плаваниям; развивать инициативность, смелость и изобретательность офицеров и матросов флота; обучать флот основам взаимодействия с сухопутными войсками. Бутаков обратил внимание и на необходимость повышения технической подготовленности офицеров, унтер-офицеров и матросов в условиях перехода от парусного к паровому флоту и, соответственно, возрастания требований к инженерно-технической грамотности моряков.

Модернизация судостроения

После поражения в Крымской войне Российской империи было запрещено иметь полноценный боевой флот на Черном море. Тем не менее, осознавая, что без флота Россия рано или поздно не сможет существовать, по крайней мере, как великая держава, правительство страны перешло к программе развития парового и броненосного флота. Таким образом, Крымская война стала своего рода толчком для закостеневших российских чиновников, побудившим их обратить внимание на необходимость модернизации военно-морского судоходства и судостроительства и перейти к строительству современных военных кораблей.

Уже в 1857 году была утверждена судостроительная программа, согласно которой Балтийский флот, который по итогам Крымской войны фактически оставался единственным полноценным флотом Российской империи, должен был получить 18 винтовых линейных кораблей, 12 винтовых фрегатов, 14 винтовых корветов, 100 винтовых канонерских лодок, 9 колесных пароходофрегатов. Кроме того, предполагалось развитие военно-морского флота на Тихом океане. Там было решено сосредоточить 9 винтовых корветов, 6 винтовых клиперов, 9 винтовых транспортеров и 4 колесных парохода. Согласно итогам войны, на Черном море Российская империя могла иметь лишь незначительные военно-морские силы в составе 6 винтовых корветов, 9 винтовых транспортеров и 4 колесных пароходов.

Однако, развитие парового флота в послевоенной России требовало значительных усилий – в первую очередь, создания мощной индустрии судостроительства, ориентированной на паровые корабли. Требовались не только талантливые изобретатели, но и инженеры, техники, квалифицированные рабочие, способные работать в судостроительной промышленности. Также соответствующих реформ ждала и организационная структура военно-морского флота. Военные реформы Д.А. Милютина позволили превратить российские армию и флот в современные вооруженные силы, не уступающие вооруженным силам западных держав не только по численности, но и по специфике комплектования и подготовки военнослужащих.

1 января 1874 г. был осуществлен переход на систему всеобщей воинской повинности. Численность личного состава военно-морского флота подверглась сокращению на 58 тысяч человек – с 85 тысяч человек в 1857 году до 27 тысяч человек в 1878 году. Был сокращен срок службы по призыву на кораблях военно-морского флота – с 25 до 7 лет действительной службы и трех лет службы в запасе. В то же время, изменился подход к кадровым вопросам комплектования военно-морского флота. Упор стал делаться на призыв в военно-морской флот квалифицированных рабочих, обладавших определенными техническими знаниями и навыками. Последнее играло очень важную роль в усилении подготовки призываемых на флот новобранцев, поскольку рабочие, в отличие от неграмотных или малограмотных крестьян, обладали техническими специальностями и могли при наличии кратковременной военной подготовки выполнять профессиональные обязанности на корабле.

Началось строительство винтовых деревянных судов, шедшее достаточно быстрыми темпами. В течение шести лет, с 1857 по 1863 гг., было построено 26 винтовых кораблей, спускавшихся с петербургской верфи. Современники отмечали высокую маневренность и мореходные качества винтовых кораблей, однако обращали внимание, что отсутствие брони делает деревянные винтовые корабли легкой мишенью для вражеской артиллерии и позволяет противнику очень быстро вывести их из строя. Потребность в повышении защищенности винтовых кораблей повлекла за собой переход к строительству броненосного флота.

В 1860 году Морское министерство начало составление второй программы развития отечественного судостроения, ориентированной на строительство броненосного флота. По мнению разработчиков программы, морской флот Российской империи должен преобладать над флотами потенциальных соперников, что позволит России, вне зависимости от ее финансовых и экономических ресурсов, достойно позиционировать себя на международной сцене.

Однако, решение задачи по строительству броненосного флота требовало и соответствующей подготовки к ее выполнению для российской судостроительной промышленности. Прежде всего, требовалось переоборудовать судостроительные верфи, прежде ориентировавшиеся на выпуск деревянных кораблей. Поскольку главным центром кораблестроения оставался Санкт-Петербург, основное внимание уделялось модернизации петербургских судостроительных предприятий. Ключевыми из них были верфь на Галерном острове, Новое Адмиралтейство, заводы Берда, Карра и Макферсона, Семянинкова и Полетики. Было решено переподчинить все частные заводы Морскому министерству Российской империи. На юге Российской империи ключевую роль в судостроительной промышленности играл Николаев, где с 1870-х – 1880-х гг. развернулось строительство броненосцев для Черноморского флота. Также имелись судостроительные предприятия в Севастополе и Одессе, на которых строились малые военные корабли. Помимо судостроительных заводов, важное значение для развития парового броненосного флота имела металлургическая промышленность. Бурное развитие отечественной металлургии началось в последней четверти XIX в.

Впрочем, начало выпуска брони относится к более раннему времени. Основная часть броневых плит для отечественного флота поставлялась с Ижорского и Обуховского заводов. Следует также отметить, что, помимо отечественных заводов, броненосцы и отдельные компоненты их оснащения закупались Российской империей за рубежом, поскольку отечественная промышленность во второй половине XIX века была еще не в состоянии полностью покрыть потребность российского морского ведомства в военных кораблях. Первый отечественный бронированный корабль – канонерская лодка «Опыт» — был построен в 1861 г. на петербургской верфи, под руководством инженера Х.В. Прохорова. Сделанная полностью из металла, лодка была оснащена единственным орудием, расположенным на носу судна.

«Поповки»

Важнейшую роль в процессе перехода с парусных кораблей на паровые, в развитии российского броненосного флота, сыграл адмирал Андрей Александрович Попов (1821-1898). Выпускник Морского кадетского корпуса, Попов также был выходцем с Черноморского флота, где начинал службу и командовал пароходами «Метеор», «Эльбрус», «Андия», «Турок», «Тамань».

Как и Бутаков, Попов был участником Крымской войны. Будучи командиром «Тамани», Попов прорвался из блокированного Севастополя в Одессу и вернулся обратно с грузами для снабжения блокированных защитников города. После окончания Крымской войны Попов продолжал службу на Балтийском флоте – начальником штаба Кронштадтского порта, затем командовал отрядом кораблей на Тихом океане, а в 1861 г. был назначен ответственным за переделку парусных кораблей в винтовые. С именем Попова связывается непосредственный переход российского военно-морского флота на паровые и броненосные корабли. Попов руководил строительством таких знаменитых кораблей как броненосец «Петр Великий», императорская яхта «Ливадия», броненосные фрегаты «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский».

Броненосец «Петр Великий», построенный под руководством Попова, в свое время стал одним из сильнейших военных кораблей в мире, не уступающих английским и французским броненосцам. Спущенный на воду в 1877 году, он представлял собой мощный корабль с водоизмещением в 10 тысяч т., вооруженный четырьмя 85-миллиметровыми орудиями в двух башнях. Скорость корабля достигала 12,5 узлов. Известный английский судостроитель Е. Рид отзывался о «Петре Великом» как о чрезвычайно мощном корабле, представляющем собой куда более сильное судно, нежели любой английский броненосец. Также под руководством и, в том числе, по проектам А.А. Попова в период после 1856 г. было построено 14 винтовых корветов и 12 клиперов.

С целью укрепления береговой обороны в районе Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана, военно-морским командованием было решено построить несколько броненосных кораблей, специально предназначенных для несения службы по охране береговой линии. Военным и морским министерствами была поставлена задача по созданию батарей, чья толщина брони и калибр артиллерийских орудий превосходили бы броненосцы всех иностранных держав. В то же самое время, поскольку по итогам Крымской войны России нельзя было иметь на Черном море суда с определенным водоизмещением, создаваемые батареи должны были удовлетворять предписываемым требованиям – то есть, одновременно и не входить по своим характеристикам в число запрещенных кораблей, и иметь высокие боевые качества, позволяющие полноценно справляться с задачами по обороне проливов и побережья.

А.А. Попов предложил собственный проект броненосцев с большим водоизмещением и малой осадкой. Круглая плавучая батарея Попова должна была быть оснащена мощными артиллерийскими орудиями, способными противостоять броненосцам. Хотя судно получалось тихоходным, Попова это не смущало, поскольку изначально и не предполагалось участие плавучих батарей в дальних походах. Вооружение такой батареи должно было состоять из 11-дюймовых или 20-дюймовых гладких пушек. Меньшая площадь плавучей батареи позволяла значительно сэкономить на броне, что для ослабленной в экономическом отношении России, только вышедшей из Крымской войны проигравшей стороной, представляло собой немаловажное значение. Эти корабли получили в просторечье название «поповки» — по имени их проектировщика и инициатора выпуска. Предусматривалось построить 4 «поповки», две из которых должна была спустить на воду Петербургская верфь и две – Николаевская. В 1871 г. началось строительство первой «поповки», получившей имя «Новгород». Спустя два года, в мае 1873 г., доставленное с петербургской верфи судно «Новгород» спустили на воду.

Что представляло собой судно «Новгород»? Оно было оснащено двумя 280-мм нарезными орудиями. Во время испытаний «поповка» развивала скорость шесть узлов. Низкой стороной «поповки» была медленная скорость стрельбы: пушка поворачивалась на 180 градусов за три минуты. Чтобы зарядить пушку снарядами, было необходимо потратить десять минут. Серьезной неудачей проекта была подверженность судна схождению с курса при ветре, а при сильном ветре оно уже практически не могло двигаться. Характеристики броненосца «Новгород» были следующими: водоизмещение – 2491 тонна, длина – 30,8 м., ширина – 30,8 м., высота борта – 4,6 м., силовая установка – 4 паровые машины по 120 лошадиных сил, 8 котлов. Автономно броненосец мог просуществовать трое суток. Экипаж броненосца насчитывал 151 человека, в том числе 15 офицеров.

Вторую «поповку» предполагалось в 1873 г. спустить на воду под названием «Киев», однако затем Попов приступил к ее модернизации и в результате появился броненосец «Вице-адмирал Попов», названный так в честь конструктора. Его спуск на воду произошел в 1876 году. По своим характеристикам «Вице-адмирал Попов» несколько превосходил своего предшественника – броненосец «Новгород». В частности, его данные были следующими: водоизмещение – 3550 тонн, длина максимальная – 36,57 м., ширина – 36,57 м., высота борта – 4,6 м., силовая установка -8 паровых машин по 120 л.с., 12 котлов, 6 винтов. Полная скорость усиленной модели «поповки» достигала 8 узлов. На вооружении находились две 305-миллиметровые пушки, шесть 87-миллиметровых пушек Круппа, восемь 47-миллиметровых пушек Гочкиса, пять револьверных 37-миллиметровых пушек Гочкиса. Экипаж броненосца «Вице-адмирал Попов» насчитывал 206 человек, в том числе 19 офицеров.

Многие специалисты утверждают, что проект «поповки» в силу ее круглого корпуса представлял собой в значительной степени ошибочное решение. Ведь построив круглое судно с толстой броней и тяжелой артиллерией, Попов не предусмотрел, что корабль будет сильно качаться на волнах, тем самым сократится прицельная меткость артиллерийской стрельбы. «Поповки» плохо держали курс, периодически могли захлестываться волнами. Несмотря на то, что недостатки проекта в спущенных на воду кораблях были преодолены, в стране широко распространились слухи о малопригодности этих броненосцев в реальных боевых действиях. В частности, неосведомленные люди утверждали, что «поповка» при стрельбе вращается в силу круглого корпуса.

Тем не менее, «поповки» участвовали в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., совершив поход к устью реки Дунай, в 1892 г. были зачислены в число броненосцев береговой обороны. Списали «поповки» с вооружения военно-морского флота лишь в 1903 году – спустя пять лет после смерти их конструктора в 1898 году. Следует отметить, что именно благодаря «поповкам» в столь сложный период для российского присутствия на Черном море, как три десятилетия после Крымской войны, осуществлялась береговая оборона важнейших стратегических точек черноморского побережья Российской империи. Однако в целом российское морское министерство с созданием полноценной линии обороны черноморского побережья не справилось, поскольку сделало ставку исключительно на «поповки», а потом, под влиянием общественного мнения, прекратило их выпуск после спуска на воду первых двух броненосцев и новых оригинальных проектов не предложило.

Заслугой Попова стала и разработка идеи строительства броненосных крейсеров, называющихся также крейсерами первого ранга. Впоследствии на идеи Попова в сфере крейсеростроения ориентировались судостроители и военно-морское командование практически всех морских держав того времени – таким образом, русский адмирал стал не только основоположником отечественного парового флота, но и дал творческий импульс к развитию и модернизации судостроения в мировом масштабе.

В конечном итоге, российское правительство задумалось о перспективах и путях модернизации отечественного флота и за несколько послевоенных десятилетий, опираясь на беззаветный труд специалистов – морских офицеров, инженеров – конструкторов, техников, а также безвестной массы квалифицированных рабочих, смогло создать полноценный военно-морской флот, оснащенный современными военными кораблями и не уступающий по своим боевым качествам флотам западных морских держав.

topwar.ru

ВМФ Российской империи — это… Что такое ВМФ Российской империи?

Гюйс ВМФ Российской империи

Кормовой флаг ВМФ Российской империи

Военно-Морской Флот Российской империи — флот Российской империи до октябрьской революции 1917 года.

Первые Романовы

Первое трёхмачтовое судно построенное в России было спущено на воду в 1636 году во время правления царя Михаила Фёдоровича. Корабль был построен по европейскому стандарту в Балахне кораблестроителями из Гольштейна, Дания, и был назван Фредерик. К несчастью, во время сильного шторма, Фредерик затонул в Каспийском море в своё первое плавание.

Во время русско-шведской войны 1656—1658 годов, русские силы захватили шведские крепости Даугавгрива и Кокенхаузен (переименован в Царевич-Дмитриев) на Западной Двине. Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин основал судостроительную верфь в Царевиче-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море. По окончанию войны Россия и Швеция заключили Кардиийский мирный договор в 1661 году, по результатам которого Россия возвратила Швеции все завоёванные территории и была вынуждена уничтожить все корабли заложенные в Царевиче-Дмитриеве.

Ордин-Нащокин не потерял своих надежд и повернулся к реке Волге и Каспийскому морю. Получив царское разрешение, боярин пригласил датских кораблестроителей в село Дединово находящиеся на слиянии рек Ока и Волга. Строительство кораблей началось зимой 1667 года. В течение двух лет они закончили строительство четырёх кораблей: фрегата Орёл, и трёх меньших суден. Орёл закончил своё плавание также плачевно как и Фредерик — он был захвачен в Астрахани взбунтовавшимися казаками Стеньки Разина. Казаки ограбили и затем сожгли это судно.

В XVII веке русские купцы и казаки переплыли через Белое море на кочах, достигли устьев рек Лена, Колыма, и Индигирка, и основали поселения в регионе верхнего Амура. Самым известным из этих первооткрывателей является Семён Иванович Дежнёв — в 1648 году он проплыл по Северному Ледовитому океану всю длину современной России, обогнул Чукотский полуостров, пересёк Берингово море и вышел в Тихий океан.

Флот Петра Великого

Памятник Петру I, Кронштадт.

Регулярный Военно-Морской Флот Российской империи начал своё существование во время правления императора Петра Первого. Во время второго Азовского похода 1696 года против Турции, первый раз русские выдвинули 4 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры, и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После завоевания крепости Азов, боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство Военно-Морского Флота 20 октября 1696 года. Эта дата считается официальным днем рождения Военно-Морского Флота России.

Балтийский флот Российской империи был построен во время Великой Северной войны 1700—1721 годов. Строительство галер произошло в 1702—1704 годах на нескольких верфях находящихся на эстуариях рек Сясь, Луга и Олонка. Для защиты завоёванных побережий и для атак на вражеские морские пути сообщения в Балтийском море был создан парусный флот из кораблей построенных в России и купленных в других странах. В 1703—1723 годах главная база балтийского флота находилась в Санкт-Петербурге, и после этого в Кронштадте. Новые базы были созданы в Выборге, Гелсингфорсе, Ревеле и Або. Вначале владимирский приказ управлял судостроительными делами, позднее эта функция была передана адмиралтейскому приказу.

В 1745 году Военно-Морской Флот имел 130 парусных кораблей включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 бандер и 77 вспомогательных суден. Гребной флот состоял из 396 кораблей включая в себя 253 галеры и скампавеи и 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце, Петербрурге и Астрахани.

Военно-морские офицеры происходили из дворян — матросы были рекрутами из простонародья. Срок службы во флоте был пожизненным. Молодые офицеры обучались в школе математических и навигационных наук основанной в 1701 году и часто посылались для обучения и практики заграницу. Иностранцы часто нанимались для военно-морской службы, например шотландец Томас Гордон — командир Кронштадтского порта. В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России.

Морской собор, Кронштадт — один из нескольких соборов Военно-Морского Флота Российской империи.

Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий были написаны в морском уставе 1720 года — документе, основанном на опыте зарубежных стран. Петр Первый, Федор Апраксин, Алексей Синявин, Наум Синявин, Михаил Голицын и другие, считаются основателями искусства морского боя в России. Принципы военно-морского дела были дальше развиты Григорием Спиридовым, Федором Ушаковым, и Дмитрием Сенявиным.

Военно-Морской Флот Российской империи в XVIII веке

Во второй половине XVIII века Военно-Морской Флот Российской империи был усилен из-за более активной внешней политики России и русско-турецких войн за господство на Чёрном море. Первый раз в своей истории Россия послала военно-морские эскадры из Балтийского моря в удалённый театр боевых действий (см. Архипелагские экспедиции русского флота, Первая Архипелагская экспедиция). Во время Чесменского сражения 1770 года, эскадра адмирала Спиридова разгромила турецкую флотилию в добилась господства в Эгейском море. В 1771 году русская армия завоевала побережье Керченского пролива и захватила крепости Керчь и Ени-Кале.

После того как русские войска подошли к Дунаю, для защиты дунайского эстуария была сформирована Дунайская военная флотилия. В 1773 году, корабли Азовской флотилии (заново сформирована в 1771 году) вышли в Чёрное море. Русско-турецкая война 1768-1774 годов закончилась победой Российской империи, в её результате к России отошло все побережье Азовского моря и часть береговой линии Черного моря между реками Южный Буг и Днестр. Крым был объявлен независимым государством под российским протекторатом и в 1783 году полностью стал частью России. В 1778 году был основан порт Херсон, в котором первый корабль Черноморского флота был спущен на воду в 1783 году. Год спустя там была уже полная эскадра.

Начало XIX века

В конце XVIII — начале XIX веков, Военно-Морской Флот России стал третьим самым большим флотом в мире после Великобритании и Франции. Черноморский флот имел в своём составе 5 линейных кораблей и 19 фрегатов (1787 год), Балтийский флот имел 23 линейных корабля и 130 фрегатов (1788 год). В начале XIX века Военно-Морской Флот Российской империи состоял за Черноморского и Балтийского флотов, Каспийской флотилии, Беломорской флотилии и Охотской флотилии. В 1802 году было создано Министерство морских сил (переименовано в Морское министерство в 1815 году).

В 1826 году был построен первый военный пароход Ижора (73.6 кв или 100 л. с.) вооружённый 8 пушками. В 1836 году был построен первый пароходофрегат Богатырь (водоизмещение — 1340 тонн, мощность — 117 кв (240 л.с.), вооружение — 28 пушек). Между 1803 и 1855 годами русские мореплаватели совершили более 40 кругосветных и дальних путешествий, которые сыграли значительную роль в освоении Дальнего Востока, различных океанов и тихоокеанского операционного региона.

Крымская война и ее последствия

Медленное экономическое и промышленное развитие России в первой половине XIX века стали причиной её отставания от Европы в области пароходостроения. К началу Крымской войны в 1853 году Россия имела Черноморский и Балтийский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Камчатскую флотилии — общей численностью в 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 16 пароходофрегатов и т. д..

Общее число личного состава флота составляло 91 000 человек. Крепостное право имело очень неблагоприятное влияние на развитие Военно-Морского Флота — особенно на Балтийском флоте, который был известен за особенно жестокую муштру.

Благодаря адмиралам Михаилу Лазареву, Павелу Нахимову, Владимиру Корнилову, и Владимиру Истомину матросы Черноморского флота были хорошо обучены искусству военно-морского дела и морским традициям, поддерживающимся со времен адмирала Ушакова.

Синопское сражение 1853 года продемонстрировало отвагу и героизм черноморцев и тактическое искусство Нахимова. Во время осады Севастополя в 1854—1855 годах русские моряки показали пример как можно использовать все возможные средства для защиты их города на море и суше. По результатам парижского мирного договора 1856 года Россия лишилась права иметь военно-морской флот на Чёрном море. В 1860-х годах устаревший парусный флот Российской империи потерял своё значение и в результате был заменен на паровой.

После окончания Крымской войны, Россия занялась строительством паровых броненосцев, мониторов и плавучих батарей. Эти судна оснащались тяжёлой артиллерией и толстой бронёй, однако были ненадёжными в открытом море, медленными и не могли плавать на дальние расстояния. В 1861 году был спущен на воду первый боевой корабль со стальной бронёй — канонерская лодка Опыт. В 1869 был заложен первый броненосец предназначенный для плавания в открытом море — Пётр Великий.

Конец XIX века

Военно-Морской Флот Российской империи продолжал расширяться в конце XIX века, особенно после прихода к власти царя Николая II, который испытывал влияние американского военно-морского теоретика Альфреда Мэхэна. Несмотря на то, что русская промышленность развивалась большими темпами, она не могла поддерживать постоянно увеличивающиеся потребности флота, и некоторые корабли были заказаны во Франции, Германии, США и Дании. Французские судостроительные инженеры оказали наибольшее влияние на конструкции российских кораблей.

Во время американской гражданской войны Россия направила в атлантические и тихоокеанские порты северян две крейсерские эскадры. Эта экспедиция стала показательным примером того, как сравнительно малыми силами можно добиваться крупных политических успехов. Результатом присутствия всего одиннадцати небольших военных кораблей в районах оживлённого торгового судоходства оказалось то, что крупные европейские державы (Англия, Франция и Австрия) отказались от конфронтации с Россией, побеждённой ими же всего 7 лет назад.

Сознавая своё отставание, Морское Министерство сделало закупки за границей основным способом его преодоления. Существовала и практика закупки головного корабля за границей, затем постройки серии по нему на своих верфях, иногда в ущерб развитию собственного кораблестроения.

Русско-японская война

«Врагу не сдаётся наш гордый Варяг…»

В ночь 8 февраля 1904 года японский флот под командой адмирала Хэйхатиро Того начал военные действия против Российской империи. В результате неожиданной атаки на Порт-Артур два российских линкора были серьёзно повреждены торпедами. Эта атака развилась в полномасштабную битву следующим утром. Несколько попыток японского флота атаковать российские корабли провалились из-за огня береговой артиллерии и нежелания российского флота покинуть гавань для сражения в открытом море, особенно после гибели адмирала Степана Макарова 13 апреля 1904 года.

После неудачных атак на Порт-Артур, японцы попытались закрыть к нему доступ — в ночь на 13—14 февраля они затопили несколько кораблей груженных цементов у входа в гавань. Как оказалось эти корабли затонули слишком глубоко, чтобы повлиять на судоходство. Попытка блокады с помощью боевых кораблей 3—4 мая также провалилась.

В марте вице-адмирал Макаров взял под свою команду первую тихоокеанскую эскадру с целью снятия японской блокады на Порт-Артур. К тому времени обе стороны начали широко использовать тактику минирования морских путей сообщения около портов. Первый раз в истории мины пользовались атакующей стороной — до этого мины использовались только в оборонительных целях для закрытия доступа в гавань вражеским кораблям.

Японская тактика применения мин была довольно эффективной и существенно ограничила маневренность русских кораблей. 12 апреля 1904 года два российских броненосца — флагман Петропавловск и Победа — подорвались на минах на выходе из гавани. В течение часа Петропавловск затонул, Победа была отбуксирована в Порт-Артур для ремонта. Макаров принял смерть на Петропавловске сделав выбор погибнуть со своим кораблём.

Обстрел Порт-Артура.

Вскоре русские переняли японскую тактику минирования и стали использовать её в атакующих целях. 15 мая 1904 года два японских броненосца Ясима и Хатсусе попались в свежее минное поле и подорвались по крайней мере на двух минах каждый. Ясима затонул в течение всего нескольких минут с 450 матросами на борту, Хатсусе пошёл на дно в течение нескольких часов во время буксировки в порт.

Российский флот сделал попытку прорвать блокаду и уйти во Владивосток, однако был перехвачен и разгромлен в Жёлтом море. Остаток российского флота в Порт-Артуре был понемногу потоплен нападающей артиллерией. Попытки прорвать блокаду с суши также не удались и после сражения при Ляояне в конце августа, русские силы отступили к Мукдену (Шэньян). Порт-Артур пал 2 января 1905 года после нескольких кровопролитных штурмов.

Российское командование послало Балтийский флот под командой адмирала Зиновия Рожественского в помощь осаждённому Порт-Артуру вокруг мыса Доброй Надежды в Азию. 21 октября 1904 года они едва не спровоцировали войну с Великобританией (союзник Японии, но нейтральное государство во время этой войны) во время Гулльского инцидента, когда российский флот обстрелял британские рыболовецкие лодки приняв их за миноносцы.

Продолжительность плавания Балтийского флота дала адмиралу Того достаточное время, чтобы подготовится к встрече до того как флот имел бы возможность дойти до Владивостока. Балтийский флот был встречен японскими силами в Корейском проливе около острова Цусима. В результате Цусимского сражения 27—28 мая 1905 года, более современный японский флот, уступающий в количестве, но превосходящий российский флот в скорости и дальности артиллерии, беспощадно обстрелял русские корабли. Флот Российской империи был полностью разгромлен — практически все боевые корабли погибли или были затоплены экипажем, остальные капитулировали, и лишь единицы ушли или в нейтральные порты или во Владивосток.

Возрождение флота

После фиаско в русско-японской войне флот Российской империи упал с третьего места в мире на шестое место. 19 марта 1906 года указом императора Николая II в составе Военно-морского флота Российской империи был создан новый род войск — подводные лодки, в строй вошли 10 субмарин[1]. С тех пор 19 марта отмечается в России как профессиональный праздник — День подводника. В июне 1906 года был организован Морской генеральный штаб и широкомасштабная программа по расширению флота была представлена на обсуждение государственной думе в 1907 и 1908 годах, однако была отвергнута. Боснийский кризис в 1909 году вновь поднял вопрос о расширении флота и новые линкоры, крейсера, и миноносцы были заказаны для Балтийского флота. Ухудшение отношений с Османской империей также спровоцировало расширение Черноморского флота новыми линкорами типа Императрица Мария. Российская империя потратила 519 миллионов долларов на военно-морские нужды с 1906 по 1913 год — это пятый по размеру бюджет после Великобритании, Германии, США, и Франции.

Перевооружение также включало большое участие зарубежных партнёров — крейсер Рюрик и оборудование других кораблей было заказано на иностранных заводах. После начала Первой мировой войны корабли и оборудование под строительством в Германии были конфискованы. Оборудование из Англии частично было передано союзниками и частично доставлено в Россию.

В другом случае, приобретение подводных лодок «АГ» конструкции фирмы «Холланд» (США) вместо строительства отечественных образцов, позволило создать новый род сил, но сказалось отрицательно на его модернизации. В эпоху стремительного развития подводной техники Россия была вынуждена содержать морально устаревшие лодки, не имея ни базы для их обеспечения (все необходимое обеспечивалось импортом), ни денег на замену. Когда их сборка по контракту была налажена в России, ведущие морские страны уже сменили одно-два поколения лодок. В результате лодки, современные по меркам 1911 г (год появления класса) продолжали служить до середины XX в.

Первая мировая война

Балтийское море

На Балтийском море главными противниками были Россия и Германия, довольно большое количество британских подводных лодок проплывали через пролив Каттегат для поддержки российского флота. Так как немецкий флот был больше и новее русского, а также из-за возможности легко перебросить корабли флота Открытого Моря из Северного моря в Балтийское через Кильский канал в случае необходимости, российский флот занимал в основном оборонную позицию. Наступательные операции были ограничены в перехвате конвойных перевозок между Швецией и Германией русскими и британскими подлодками, и также использованием минных полей в атакующих целях.

Широкое использование морских мин в наступательных и оборонительных целях обоими сторонами ограничило маневренные действия флота на Восточном фронте. Немецкая атака на Рижский залив в августе 1915 года была неуспешна, однако повторная попытка в октябре 1917 года закончилась оккупацией островов в заливе (Операция «Альбион») и повреждением русских кораблей пытающихся покинуть Ригу (Моонзундское сражение) которая была захвачена немцами.

К марту 1918 года революция в России и Брестский мир позволили Германии получить полный контроль над Балтийским морем, немецкий флот начал перевозку войск для поддержки новоиспечённой независимой Финляндии и оккупации Польши, Украины, и западной части России. Остатки Балтийского флота были эвакуированы из Хельсинки и Таллина в Кронштадт во время ледового похода Балтийского флота в марте 1918 года.

Чёрное море

На Чёрном море основным противником России была Османская империя. Основной базой Черноморского флота был Севастополь и его командирами были адмирал Эбергард и с 1916 года адмирал Колчак.

Война на Чёрном море началась после того как флот Османской империи обстрелял несколько русских городов в октябре 1914 года. Самыми современными кораблями в распоряжении турецкого флота были два немецких крейсера: Гебен и Бреслау, оба под командой адмирала Вильгельма Сушона. Гебен был повреждён по крайней мере в четырёх различных битвах и обычно отступал обратно в порт под угрозой превосходящего российского флота. К концу 1915 года Черноморский флот практически полностью контролировал ситуацию на этом море.

Черноморский флот в основном использовался для поддержки Кавказской армии генерала Юденича. В августе 1915 года русская подлодка и два миноносца атаковали турецкий конвой из четырёх транспортных кораблей, крейсера и двух миноносцев — все транспортёры были потоплены без российских потерь. Летом 1916 года турецкая армия под командой Вехип-Паши сделала попытку отбить город Трабзон от русских. Турки начали продвижение по побережью в июле, однако российский флот сумел существенно затормозить их продвижение с помощью артобстрела колонн пехоты и их обозов. Русская армия перешла в контрнаступление и наголову разбила турецкие сухопутные силы.

После того как адмирал Колчак принял командование в августе 1916 года флот Российской империи заминировал выход из Босфора и этим предотвратил все турецкие корабли от действий на Чёрном море. Год спустя морские подступы к Варне также были заминированы. Самая большая потеря Черноморского флота было уничтожение линкора Императрица Мария, который взорвался на якоре в порту 7 октября 1916 года, всего лишь один год после спуска на воду. Причины взрыва так и не были открыты, по некоторым мнениям это мог быть диверсионный акт, по другим — несчастный случай.

Революция и гражданская война

Революция и последующая гражданская война в России имели самый отрицательный эффект на флот Российской империи. Балтийский флот в Петрограде оставался практически не тронутым, однако и он был атакован флотом Великобритании в 1919 году. Войска союзных интервентов оккупировали побережья Тихого океана, Чёрного моря, и Арктики. Остаток Черноморского флота находился под контролем генерала Врангеля и был блокирован в Бизерте, Тунис. Русские матросы воевали на обеих сторонах этого конфликта. Матросы Балтийского флота подняли восстание против Советского правительства в Кронштадте в 1921 году.

Оставшиеся в руках Советской власти корабли сформировали ядро Военно-Морского Флота СССР.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Черноморский флот Российской империи

Черноморский флот Российской империи ведет свое начало от российского военного флота, созданного на Черном море после присоединения Крыму с кораблей Азовской и Днепровской флотилий.


1. Создание флота

2 (13) мая 1783 года Азовская военная флотилия (11 кораблей) вошла в Охтиарську бухту (Крымский полуостров), где был заложен Севастополь, ставший главной базой флота (с 1804 года — главным военным портом). Позже сюда же прибыли 17 кораблей Днепровской флотилии. Эти корабли составили ядро ​​нового флота.

В 1785 году был утвержден первый штат Черноморского флота в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судов, личного состава — 13,5 тысяч человек. Для управления флотом в Херсоне было создано Черноморское адмиралтейство.


2. Парусный флот — развитие и боевое использование

В XVIII — XIX веках Черноморский флот успешно действовал в войнах России с Османcькою империей, Францией и другими государствами. Строительство и победы Черноморского флота связаны с именами выдающихся флотоводцев: Ф. Ф. Ушакова, Д. М. Сенявина, М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, М. И. Войновича и других.


2.1. Русско-турецкая война 1787-1792

Несмотря на численный перевес турецкого флота, Черноморский флот нанес ему крупных поражений в битвах в Фидониси ( 1788), в Керченском сражении ( 1790), у Тендры (1790) и у мыса Калиакрия ( 1791). В войне ярко проявилось искусство адмирала Ф. Ф. Ушакова, что командовали эскадрой, а в 1790 — 1798 — всем Черноморским флотом. В 1789 году в Николаеве была заложена кораблестроительная верфь, и сюда Херсона перевели Черноморское адмиралтейство.


2.2. Война с Францией

Во время войны с Францией эскадра Черноморского флота под командованием Ушакова вела в 1798 — 1800 годах боевые действия в Средиземном море, освободила Ионические острова, Корфу острова Корфу.

2.3. Русско-турецкая война 1806-1812

В 1807 году эскадра под командованием вице-адмирала Д. М. Сенявина, действуя в Эгейском море, разгромила турецкий флот в Дарданелльская и Афоне битвах.


2.4. Русско-турецкая война 1828-1829

Черноморский флот содействовал наступлению войск на Балканском и Кавказском театрах военных действий. Неувядаемой славой покрыл себя бриг «Меркурий», одержавший победу в бою с двумя турецкими линейными кораблями. К середине XIX века Черноморский флот был лучшим парусным флотом в мире и включал 14 парусных линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корветы, 12 бригов, 6 пароходофрегата и др..

2.5. Крымская война

Крымская война 1853-1856 велась Россией с коалицией Франции, Османской империей, Великобритании и Сардинии за господство на Балканах, в бассейне Черного моря, на Кавказе. Во время Крымской войны эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова разгромила турецкую эскадру в Синопской битве 1853. При Севастопольской обороны 1854-1855 черноморских моряков под командованием адмирала А. Корнилова, вице-адмирала П. С. Нахимова и В. И. Истомина героически сражались на суше. Часть кораблей была затоплена, другие оказывали артиллерийскую поддержку сухопутным войскам. В Крымской войне Россия потерпела серьезное поражение. По Парижского мирного договора 1856 Российская империя была лишена права иметь военный флот на Черном море. Это ограничение было отменено в 1871 году.


3. Возрождения флота

Спуск броненосца «Чесма» в Севастополе. 1886 (А. К. Беггрова).

В конце XIX века Черноморский флот был возрожден как паровой броненосный флот, который был построен в Николаеве и Севастополе броненосцы были мощными и большими, чем корабли аналогичного класса на Балтике. Причина этого кроется в том, что международные соглашения запрещали проход военных кораблей через Босфор и Дарданеллы, и в штабах регулярно строились планы по их захвату, а контролирующая их Османская империя и Великобритания, стоящей за ней считались вероятными противниками, чем очень отдаленная Япония или дружеская Германия. К тому же на Балтике значительная часть средств шла на строительство крейсеров — истребителей торговли, а броненосцы долго не могли избавиться от ярлыка кораблей береговой обороны. Таким образом, до конца 90-х годов Черноморский флот имел в распоряжении куда полноценные линкоры, чем Балтийский, и всего в начале XX века в составе Черноморского флота было уже 7 эскадренных броненосцев, 1 крейсер, 3 минных крейсера, 6 канонерских лодок, 22 миноносца и др..


4. 1905-1907

В 1905 году на флоте вибухноло восстания на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» и крейсере «Очаков» ( Севастопольское восстание).

5. Первая мировая война

К началу Первой мировой войны в составе Черноморского флота было 6 линкоров (додредноутив), 2 крейсера, 17 эсминцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки.

Сравнительные данные типов линейных кораблей российского и турецкого флотов Р.М.Мельников Линейные корабли типа «Императрица Мария». — Сптб: «Гангут», 1993.

Название Водоизмещение, т Скорость, уз. Вооружение
Россия
«Евстафий» 12 810 16,2 4 х 305, 4 х 203, 12 х 152, 14 х 75; 2 х И-450
«Императрица Мария» 22 600 21,0 12 х 305, 20 х 130, 5 x 75; 4 х И -450
Турция
«Решад I» 23 400 21,0
«Осман I» 28 000 22,5
«Явуз» («Гебен») 23 000 28,4 10 x 280, 12 x 150, 12 x 88-мм, 4 х ТА-500мм

Военные действия первых лет войны показали, что линкоры додредноутного типа не могут эффективно противостоять кораблям нового типа: бригада российских линкоров к 1916 года не смогла пресечь действия в Черном море немецкого линейного крейсера «Гебен». Поэтому ускоренным темпом было завершено сооружение трех линкоров- дредноутов : «Императрица Мария», «Екатерина Великая». Третий дредноут «Император Александр III» был введен в действие уже после Февральской революции. А четвертый дредноут «Император Николай I» был спущен на воду, но в состав флота до конца войны не вошел. За годы войны в состав флота было введено 9 эсминцев, 10 подводных лодок, 2 авиатранспорта и др.. 8 января 1916 произошло столкновение «Гебена» с «Екатериной Великой». Пользуясь преимуществом в скорости «Гебен» и на этот раз удалось уйти, но больше (до конца 1917 года) немецкий крейсер в Черном море не появлялся. С 1914 по 1917 годы Черноморский флот активно содействовал сухопутным войскам Кавказского фронта на приморских направлениях. После большевистского переворота в Петрограде централизованное управление флотом было нарушено: 16 декабря 1917 года в Севастополе был создан Военно-революционный комитет, который взял власть в свои руки, в результате чего флот потерял боеспособность.

  • «Императрица Екатерина Великая» на якорные стоянке.

  • «Император Александр III»

  • «Император Александр III» в Севастополе


6. Гибель флота

По указанию правительства Советской России во главе с Лениным Черноморский флот Российской империи был затоплеий.

Эсминцы «Керчь» (командир Кукель) и «Лейтенант Шестаков» начали буксировку кораблей на рейд, на эсминце «Гаджибей» был поднят сигнал «Погибаю, но не сдаюсь». В 15.45 началось затопление кораблей в Цемесской бухте. Эсминец, что затопил корабли, «Керчь» пошел к Туапсе, где и затоплявся сам.

См.. также

nado.znate.ru

ВМФ Российской империи — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Императорский флот.
Российский императорский флот

Кормовой флаг кораблей Российского Императорского флота
Годы существования 1721—1917
Страна Российская империя Российская империя
Подчинение Морское министерство
Тип военно-морские силы
Покровитель Николай Чудотворец
Участие в
  • Русско-турецкие войны
  • Русско-шведские войны
  • Наполеоновские войны
  • Русско-японская война
  • Первая мировая война

Российский императорский флот[Прим. 1] [С. 1] — название военно-морского флота России с 22 октября (2 ноября) 1721[Прим. 2] по 16 апреля 1917 года[Прим. 3].

Содержание

  • 1 Истоки
  • 2 Флот Петра I
  • 3 Состояние флота после смерти Петра I
  • 4 Царствование Анны Иоанновны
  • 5 Военно-морской флот Российской империи во второй половине XVIII века
  • 6 Начало XIX века
  • 7 Крымская война и её последствия
  • 8 Конец XIX века
  • 9 Русско-японская война
  • 10 Возрождение флота
  • 11 Первая мировая война
    • 11.1 Балтийское море
    • 11.2 Чёрное море
  • 12 Руководители флота
  • 13 Военно-морские чины Российского императорского флота
    • 13.1 Офицеры по Адмиралтейству РИФ
    • 13.2 Корпус инженеров и техников по морской строительной части
    • 13.3 Знаки различия медиков Морского ведомства
    • 13.4 Гражданские чины Морского ведомства
    • 13.5 Изменения Временного правительства
    • 13.6 Нарукавные знаки различия Российского флота с 16.04.1917 г.
  • 14 Революция и Гражданская война
  • 15 В филателии
  • 16 См. также
  • 17 Примечания
  • 18 Литература
  • 19 Ссылки

Истоки[ | ]

Гюйс кораблей русского флота

Первое трёхмачтовое судно, построенное в России по европейскому стандарту, было спущено на воду в Балахне в 1636 году во время правления царя Михаила Фёдоровича. Корабль был построен кораблестроителями из Гольштейна, был назван «Фредерик» и ходил под флагом Гольштейна. В своё первое плавание «Фредерик» отправился 30 июля (9 августа по Новому стилю) 1636 года из Нижнего Новгорода вниз по Волге, держа путь в Персию. 27 октября (6 ноября по Новому стилю) 1636 года «Фредерик» вышел в Каспийское море, а 12 ноября (22 ноября по

encyclopaedia.bid

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *