20 лет назад экипаж новой подлодки первым в ВМФ поднял Андреевский стяг — Российская газета
В январе 1991 года с Северного флота донесся слух: командира новейшей атомной подлодки, только что принятой в состав ВМФ, лишили должности, а корабль отдали другому экипажу. За то, что самовольно подняли Андреевский флаг.
К счастью, слух не подтвердился. И с флагом все обстояло иначе. Официально его вернули нашему флоту только в 1992 году. Однако еще в декабре 1990-го, когда командир новой атомной подводной лодки капитан I ранга Василий Михальчук под звуки Государственного гимна поднял на корме, как и полагалось, Военно-морской флаг СССР, над ходовым мостиком АПЛ взметнулся Андреевский стяг и затрепетало на ветру алое полотнище исторического флага Р.К.К.Ф.
Эти реликвии оказались на корабле вместе с группой ветеранов-подводников. Среди них был 93-летний И.А. Быховский — командир подводной лодки «Пантера», которую спустили на воду в 1916 году. До 1955-го она верой и правдой служила Отечеству. Живого командира с легендарной «Пантеры» отыскал в Ленинграде неугомонный Юра Бузин. Не по должности (в ту пору — замполит, капитан II ранга), а по характеру и человеческой сути он заботился о сплочении экипажа.
И в этом они с Михальчуком счастливо совпадали.
Больше года экипаж добивался от руководства ВМФ согласия на присвоение строящимся кораблям проекта 971 «Барс» имен собственных — в память о первых российских подлодках конструктора И.Г. Бубнова, а также «в целях сохранения исторической памяти и укрепления боевых традиций отечественного флота». В этом их поддержали Совет ветеранов-подводников, конструкторское бюро «Малахит» и трудовой коллектив «Севмашпредприятия», где был построен новый атомоход.
Когда пришел очередной отказ — уже из Главного штаба ВМФ, со ссылками на существующий порядок — иные бы отступились. А Бузин с Михальчуком провели собрание в экипаже: как можно в 1990 году ссылаться на инструкции времен Лаврентия Берии? Решили во что бы то ни стало достучаться до главнокомандующего ВМФ — тогда им был адмирал флота Владимир Чернавин.
И что вы думаете? Очень редкий по тем временам случай — настырность была вознаграждена. Специальным приказом Главкома ВМФ многоцелевой подводной лодке К-317 желанное имя было присвоено. А 28 декабря, как уже сказано, на ней подняли флаг ВМФ и Андреевский флаг. Была пробита первая — очень важная! — брешь в стене неоправданно жестких и явно устаревших ограничений. Через год-полтора после «Пантеры» имена собственные стали присваивать и новым, и уже находившимся в боевом составе подводным лодкам.
Тельняшка с «Пантеры»
О том, как все начиналось, друзья-подводники — из действующего состава и уже вышедшие в запас — вспоминали на недавнем встрече в Петербурге. Обозреватель «РГ», по дружбе допущенный на этот неформальный сбор, с осени 1990-го хранит несколько редких фотографий, сделанных на борту подлодки во время ее испытаний в Белом море, выписку из Вахтенного журнала с датами «прибыл-убыл» и подаренную тогда же тельняшку. Вместе с чувством сопричастности к большому делу осталась и своя, если хотите, мера ответственности за то, как отзывалось все публично высказанное и напечатанное на судьбе корабля, его экипажа, сдаточной команды, на поведении командиров и начальников.
И всех вместе взятых — с пишущей братией.
Заговорить об этом решил потому, что на рубеже 90-х годов многое с нами происходило впервые. Мы только учились и приучали других жить и работать в условиях гласности. Это сейчас никого не удивляют сообщения о спуске на воду или испытаниях новых боевых кораблей и подводных лодок. А публикация «Андреевский флаг над «Пантерой» на первой полосе городской газеты «Северный рабочий», подписанная ее редактором Николаем Кочуровым, и мои заметки «Тысяча миль с экипажем «Пантеры» в том же самом номере за 4 января 1991 года были чем-то вроде вакуумной бомбы, без команды взорванной в режимном Северодвинске. Пробить завесу секретности, которая и здесь давно уже стала секретом Полишинеля, помогла заметка в «Комсомольской правде», вышедшая пятью днями раньше.
«Автор фотоснимка и корреспонденции «Пантера» возвращается», — нашел тогда формальную отмазку для цензуры коллега Кочуров, — не упоминает, где построена атомная подводная лодка. Нарушим опостылевшую традицию умолчания, сообщим: у нас, в Северодвинске…»
И все, казалось, облегченно вздохнули: «Наконец-то! Сколько можно играть в прятки с собой…»
Едва ли не больше самих журналистов и гражданской публики в победу гласности и ее жизнеутверждающую силу поверили военные. Члены первого экипажа не скрывают, что испытали тогда настоящую эйфорию: служи на совесть, будь настойчив в достижении цели, не бойся начальства — и все получится.
В январе 91-го, когда на корабле было все готово к переходу из Северодвинска к месту постоянного базирования, на лодку прибыли министр обороны СССР маршал Язов и главнокомандующий ВМФ адмирал Чернавин. В центральном посту, где собрались для представления старшие офицеры экипажа, главком не преминул спросить у Юрия Бузина: «Ну, замполит, доволен, что дали вам «Пантеру»?» — «Так точно! Доверие оправдаем» — «Посмотрим, посмотрим…».
Дальше был ледовый переход в Гаджиево и почти сутки ожидания на входе в базу: для приема корабля оказался не готов причал. Эта мелкая неприятность стала предвестницей «холодного душа», который ожидал их в заполярном гарнизоне. На зацелованный вниманием экипаж, вернувшийся из «вольного», по гарнизонным меркам, Северодвинска, в штабе соединения смотрели с усмешкой и сарказмом: «Книжек Пикуля начитались? Популярности захотели?». И пошли проверки — одна за другой. Больше других пришлось объсняться Юрию Бузину…
На первую боевую службу «Пантера» ушла с прежним командиром и новым замполитом — им стал Владимир Морозюк. За ту поисковую операцию в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях, блестяще проведенную в июне 1991 года, капитан I ранга Василий Михальчук получил орден Красного Знамени, старпом Алексей Буриличев — «Красную Звезду», орденами и медалями были награждены еще пятнадцать членов экипажа. По итогам года «Пантера» признана лучшей на Северном флоте по противолодочной подготовке. Через год она будет объявлена лучшей в соединении и на Северном флоте по поисковым действиям.
Под Андреевским стягом
На пике успеха «Пантера» окажется в 1993 году. По итогам почти трехмесячной боевой службы экипажу будет вручен Кубок главнокомандующего ВМФ и присуждено первое место в Военно-морском флоте по длительному слежению за иностранной ПЛА, 24 подводника из экипажа получат правительственные награды. К тому времени старший помощник командира Алексей Буриличев примет под свое начало младшего собрата «Пантеры» — подводный корабль этого же класса под наименованием «Волк». Вслед за ними, встав на кильватерный след, найдут свои имена собственные многоцелевые АПЛ «Барс», «Леопард», «Тигр», «Вепрь», «Гепард». Алексей Буриличев со штатным экипажем подлодки «Волк» в 1995 и 1996 годах выполнит две сложнейшие боевые службы на «Тигре» и будет представлен к званию Героя России.
Примерно в это же время Василий Михальчук по состоянию здоровья оставит военную службу, передав подводницкую эстафету старшему из трех своих сыновей Андрею — в то время уже курсанту военно-морского училища в Санкт-Петербурге. «Пантеру» примет под свое начало капитан I ранга Сергей Справцев. На недавней встрече экипажа его, увы, не оказалось — С.В. Справцев умер в августе 2010 года. А на «Пантере», в должности командира, он прослужил шесть лет. И в 99-м, как и Алексей Буриличев, стал Героем России.
Высокого звания его удостоят, если говорить обтекаемо, «за рискованные боевые службы в дальних морях». Но эти службы проведены не на «Пантере». А с ее экипажем на других кораблях звериной серии, только более поздней постройки. Сначала на «Волке», в апреле-июне 98-го дальний поход был совершен на «Леопарде». Недавно обнаружились подробности того, какие задачи решал экипаж Сергея Справцева зимой 1995-1996-го. Тогда старшим на борту с ними был заместитель командира дивизии капитан I ранга Владимир Королев (ныне — командующий Черноморским флотом). Вместе с отрядом боевых кораблей во главе с крейсером «Адмирал Кузнецов» подводники несли службу в Средиземном море, где в то время хозяйничал флот США. Это не было демонстрацией или вызовом, а скорее напоминанием: Россия и под Андреевским флагом останется морской державой.
Словом, из похода на «Волке» вернулись героями. А на «Пантере» — увы! — истек гарантийный ресурс одних агрегатов, требовали ремонта или замены другие, но средств на восстановление технической готовности в те годы не выделялось вообще. Вместе с распадом СССР, расползлась по национальным углам производственная кооперация в кораблестроении, прекратились поставки запчастей и комплектующих. Не от хорошей жизни военные моряки были вынуждены снимать еще годные агрегаты с одних кораблей, чтобы отправить на боевую службу другие. Практически новые еще подлодки, совершив по две-три боевых службы, превращались в плавучие ЗИПы. Именно в таком незавидном положении в середине 90-х оказалась «Пантера». Но и после того, как ее отбуксировали на «Севмаш» для восстановления технической готовности, участь корабля еще долгие семь лет была под вопросом.
— Несколько раз ее предлагали утилизировать, — поделился с ветеранами первого экипажа Владимир Пастухов, сдаточный механик «Пантеры», а в 2004-2007 годах генеральный директор «Севмаша». — Мы отвечали: ни за что. Ни за какие деньги…
«Разутая, раздетая — ты снова рвешься в бой…» — это слова из песни, которую посвятит любимому детищу ответственный сдатчик корабля Виктор Сорокин, когда вновь встретит «Пантеру» у заводского причала. Мне и самому довелось тогда вновь побывать на ее борту — грустное, я вам скажу, она являла зрелище. Но как только появилось финансирование, «Севмаш» сумел собрать кооперацию из 25 предприятий отрасли и восстановил техническую готовность подводной лодки. Приемо-сдаточные испытания проходили в конце 2007-го в хорошо знакомых полигонах Белого моря. Экипаж под командованием капитана I ранга Алексея Дмитрова и сдаточная команда во главе с Анатолием Крыловым справились с поставленными задачами — кораблю продлили межремонтный срок до четырех лет.
В одном экипаже
С тех пор, как «Пантеру» возвратили в боевой состав, она, насколько можем судить, бока у причалов не отирала — в декабре 2010-го вернулась с очередной боевой службы. Героических докладов, как было в 90-е, пока не слышно. А может, просто времена иные? Или срок не вышел сообщать подробности в газетах?
Как бы там ни было, старший мичман Александр Бразгун, техник гидроакустической группы (а это уши и глаза современной подлодки), не стал делать военной тайны из того, что продолжает служить в экипаже «Пантеры», на которую пришел двадцать лет назад — с первым набором в экипаж Василия Михальчука. В отличие от командира, украинца по рождению, корни мичмана Бразгуна — в Белоруссии. А в послужном списке — «несколько», как он сам попросил написать (если к слову придется), автономок. Но я-то знаю, и Герой России вице-адмирал Алексей Буриличев подтверждает: чтобы эти походы пересчитать, едва хватит пальцев на двух руках. Ходил на «Пантере» с Михальчуком, на «Волке» с Буриличевым, на «Тигре» со Справцевым, а еще на «Леопарде», «Барсе», «Вепре» и «Гепарде» — с другими командирами…
Но все это время — с 1998 года по сегодняшний день — Александр Бразгун считал и считает себя «пантеровцем». Как и его коллега, старший мичман Юрий Высоцкий из Ростова-на-Дону. Во главе их экипажа теперь капитан II ранга Кирилл Шпорт. По моим прикидкам, это уже шестой командир на «Пантере». И, даст Бог, не последний.
Хочется верить, ОНА еще послужит. Ведь не могут же в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» смириться с тем, что «Пантера», построенная в 1916 году по проекту инженера Бубнова, прослужила почти сорок лет, пройдя три войны и революцию, а «Пантера»-внучка, родившаяся в их КБ через семь десятилетий, спустит Андреевский флаг, не одолев и половины возможного маршрута.
P.S.
Эти слова адресованы не только члену первого экипажа, бывшему командиру трюмной группы лейтенанту Вадиму Рябову, а ныне заместителю главного конструктора СПМБМ «Малахит», но и генеральному директору — генеральному конструктору бюро Владимиру Пялову, а также их кураторам и заказчикам в соответствующих структурах минобороны и ВМФ. Послужной список корабля и членов экипажа, модернизационный потенциал, заложенный конструкторами этой подлодки, и, конечно, та символическая роль, что выпала «Пантере» на переломе эпох, когда рушились одни традиции и возрождались другие, дают все основания претендовать на второе рождение. Как это случилось с крейсером «Дмитрий Донской» и ракетоносцами типа «Екатеринбург», прошедшими ремонт и модернизацию на северодвинской «Звездочке».
20 лет без СССР: что стало с великим флотом
«Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку», «Тбилиси», «Рига» — под этими именами, начиная с 1970 года, на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве закладывались и строились первые в СССР авианесущие корабли (два вертолетоносца «Москва» и «Ленинград», построенные там же в 60-е годы, были пробой сил).
Уже самим фактом, что для наименования были взяты столицы союзных республик, подчеркивалось: создание мощного океанского флота — общая задача народов СССР. Сегодня в боевом составе ВМФ России только один авианесущий крейсер — «Адмирал Кузнецов». Заложенный в 1981 году как «Рига», он был спущен на воду под именем «Леонид Брежнев», вышел на испытания в августе 1990-го как «Тбилиси», 4 октября того же года переименован в «Адмирал Кузнецов». Первого декабря 1991-го по приказу главкома ВМФ В.М. Чернавина, ввиду очевидного распада СССР, спешно покинул рейд Севастополя и, несмотря на попытки воспрепятствовать его проходу через Босфор и Дарданеллы, вышел в Средиземное море, миновал Гибралтар и 20 декабря прибыл на Северный флот.
Корабль того же проекта, заложенный годом позже и получивший в период достройки имя «Варяг», в марте 1995 года был передан ЧСЗ — в счет погашения российских долгов этому украинскому предприятию. Через пять лет переговоров недостроенный корабль был продан китайской фирме, зарегистрированной в Макао, якобы для переоборудования в плавучий развлекательный комплекс.
рассекречено
Правительственная телеграмма
164500, Северодвинск Архангельской области
в/ч 63958
тт. МИХАЛЬЧУКУ В.В., БУЗИНУ Ю.К.
Участники 4-го съезда народных депутатов СССР приветствуют и поздравляют экипаж вверенного вам корабля со вступлением его в состав ВМФ СССР. Выражаем надежду, что традиции отечественного флота, которым вы присягнули, возродив в названии корабля героическое имя «Пантеры», будут вами сохранены и приумножены. В день торжественного подъема Военно-морского флага желаем «Пантере» долгой и счастливой службы, успехов и благополучия всем членам экипажа.
Народные депутаты СССР: Бакланов О.Д., Велихов Е.П., Моисеев М.А., Спасский И.Д., Шарин Л.В., Шульгин И.И., Емельяненков А.Ф.
Москва, Кремль, 27 декабря 1990 г.
прямая речь
Василий Михальчук, командир АПЛ «Пантера» (1987-1993), капитан I ранга запаса: При всем, что было сделано на «Пантере» и как бы это тогда и сейчас ни оценивали, бесспорно одно: у нас не было никогда потерь. Не пострадал экипаж, не пострадали семьи. И это считаю главным своим достижением. «Береги людей!» — как командир командира напутствовал меня Быховский, когда передавал Андреевский флаг и реликвии со своей «Пантеры». Те же слова хочу адресовать действующему экипажу. Пусть в море вам будут по плечу самые сложные задачи, а домой возвращайтесь целыми и невредимыми. Буду вдвойне рад, если сохраните корабль и позовете на его 40-летие.
Юрий Бузин, замполит «Пантеры» (1987-1991), ныне заместитель генерального директора СРЗ «Нерпа», капитан I ранга запаса: Хочу напомнить, что сама идея — добиться для корабля имени собственного — родилась в коллективе, а не была навязана сверху, как это практиковалось прежде и случается до сих пор. Очень живуче у нас стремление прокладывать дорожки наобум и заставлять по ним ходить. Не лучше ли дать людям самим определиться? Ведь человек упрям — он все равно пойдет там, где целесообразней. Так и с коллективом (если это, конечно, Коллектив): когда люди осознанно добиваются цели, их не остановить. А что может сделать экипаж, воодушевленный идеей и по-настоящему сплоченный, блестяще показали «пантеровцы» в первые же годы службы.
акцент
Уже не секрет, что в один год с «Пантерой» в нашей стране — тогда еще СССР — флоту передали еще как минимум пять новых атомных подлодок. Четыре из них построены там же, на «Севмаше». Это поскребыш в семействе БДРМ ракетоносец К-407 (с 1997 года — «Новомосковск») и два подводных крейсера с крылатыми ракетами: К-410 и К-442 (с 1993 года соответственно «Смоленск» и «Челябинск»). Эти корабли строились по проекту 949 «Гранит», а в их развитие — по проекту 949А «Антей» — в марте 1990-го в том же стапельном цехе был заложен крейсер К-141 (с 1993-го — «Курск»). Еще одну подводную лодку (заказ 303 «Кондор»), заложенную на ПО «Красное Сормово» в Горьком, в Северодвинске, как было тогда заведено, достраивали и в 1990 году сдавали. Шестой, если считать с «Пантерой», была однотипная с ней подводная лодка К-419 «Морж» (с 1998 года — «Кузбасс»), построенная на заводе им. Ленинского Комсомола в городе Комсомольске-на-Амуре и проходившая испытания в последний год существования СССР.
О том, какая им выпала судьба и как сложились судьбы экипажей, мы надеемся узнать от читателей «Российской газеты» в нашей рубрике «20 лет без СССР».
rg.ru
Пантера (подводная лодка) — Howling Pixel
«Пантера» — русская подводная лодка типа «Барс».
Спущена на воду в начале 1916 года, и 23 июля вступила в строй. За годы первой мировой войны совершила несколько походов, действуя на морских коммуникациях. В дни Февральской революции экипаж «Пантеры», находившийся на зимовке в Ревеле, активно участвовал в митингах и массовых манифестациях рабочих, солдат и матросов на улицах города. В феврале 1918 года, когда над кораблями Балтийского флота нависла угроза захвата германскими войсками, подводная лодка прорвалась из Ревеля в Гельсингфорс, а в апреле совершила переход в Кронштадт.
В составе действующего отряда флота Балтийского моря, «Пантера» в годы гражданской войны неоднократно выходила в Финский залив для несения разведывательной и патрульной службы, вступала в схватки с кораблями английских интервентов. 23 июля 1919 года вышла на разведку Копорского залива. В 11 часов 45 минут она пришла в Копорский залив и обнаружила там большую английскую подводную лодку, которая производила пробные погружения. Вскоре была замечена вторая подводная лодка, меньшего размера. «Пантера» атаковала вражеские субмарины последовательно: сначала была выпущена торпеда по первой, затем — по второй лодке. С большой субмарины советскую лодку обнаружили и также выпустили по ней торпеду[1]. Убедившись в безрезультатности атаки, командир «Пантеры» повторно торпедировал большую лодку, но снова без эффекта. В 12 часов 20 минут «Пантера» погрузилась, потеряла контакт с противником и 24 июля вернулась в Кронштадт[2].
Резкая активизация английских и эстонских морских сил заставила командование Красного Балтийского флота отдать приказ о посылке в район Копорского залива подводных лодок для операций против надводных кораблей противника. Для выполнения этой задачи была выбрана подводная лодка «Пантера» под командованием бывшего лейтенанта Императорского флота А. Н. Бахтина[3]. Бывший штурман этой подлодки, будущий академик и адмирал А. И. Берг, с августа 1919 года был назначен командиром подводной лодки «Рысь», поэтому в этот поход лодка вышла с новым штурманом — А. И. Красновым. 31 августа 1919 года в 6 часов «Пантера» покинула Кронштадтскую гавань.
В 14 часов 30 минут с подводной лодки в перископ был замечен четырёхтрубный эсминец, выходивший из Копорской губы. Бахтин отказался от его атаки, поскольку посчитал, что расстояние слишком велико и «Пантера» может быть демаскирована выстрелом из торпедного аппарата[2]. В 15 часов 30 минут эсминец скрылся из виду. К этому моменту лодка уже находилась в районе позиции, предусмотренной для неё планом операции, и из-за мглистого горизонта погрузилась на большую глубину.
В 17 часов «Пантера» всплыла под перископ, и Бахтин заметил тот же эсминец, шедший небольшим ходом; через час был обнаружен ещё один английский миноносец, на этот раз двухтрубный[1]. В течение последующего часа лодка совершала кратковременные поднятия на перископную глубину, пока оба английских корабля не стали на якорь недалеко от острова Сескар. Теперь Бахтин решил атаковать их и начал осторожное сближение с целью.
В 21 час 19 минут были одна за другой выпущены две торпеды из носовых аппаратов. Чтобы лодку не выбросило на поверхность, Бахтин начал срочное погружение. Приблизительно через полминуты после первого пуска на лодке отчётливо услышали сильный взрыв, а вслед за ним — выстрелы. Лодка отходила от места атаки, буквально чертя днищем по грунту. Около часа ночи «Пантера» всплыла, однако лучи прожекторов у Сескара заставили её немедленно погрузиться. Только к утру лодка смогла беспрепятственно всплыть. Как докладывал Бахтин[2]:
К тому времени давление в лодке поднялось настолько, что стрелка барометра вышла за пределы шкалы (свыше 815), воздух был испорчен значительно, спичка не горела, дизеля плохо забирали и дышать было крайне затруднительно. Лодка пробыла под водой 28 часов, не освежая воздуха, что является, кажется, рекордом для наших лодок. Пройдено под водой около 75 миль, следовательно, использован почти весь район подводного хода.
К полудню 1 сентября лодка благополучно вернулась на базу. Английский флот в результате этой атаки потерял эскадренный миноносец «Виттория», построенный в 1917 году. Первая торпеда прошла мимо эсминца, вторая попала в борт английского корабля; «Виттория» окутался дымом и быстро ушёл под воду[4]. Его потопление стало первой победой советских подводников[5]. 18 человек из экипажа лодки Революционный Военный Совет наградил именными часами[4]. В 1923 году А. Н. Бахтин первым из подводников был удостоен ордена Красного Знамени[4].
31 декабря 1922 года была переименована в «Комиссар», а 15 сентября 1934 года — в «Б-2». В 1920 и 1924 гг. лодка вставала на капремонт, а в 1933—1935 гг. на ней проведена модернизация. В январе 1940 года «Пантера» была выведена из боевого состава. Но и после этого, став плавучей зарядовой станцией, вплоть до 1955 года она продолжала нести свою службу. В 1955 году «Пантера» была полностью разоружена и сдана для разрезки на металлолом.
По ходатайству экипажа капитана 2 ранга Михальчука В. В., при содействии Совета ветеранов-подводников, приказом главнокомандующего ВМФ СССР В. Н. Чернавина от 10 октября 1990 г., в память о подлодке, открывшей в 1919 году боевой счет советских подводников, наименование «Пантера» присвоено подводной лодке К-317.
«Пантера» | |
---|---|
Модернизированная Б-2 у Адмиралтейской набережной в Ленинграде, 1935 год | |
Государство флага | Россия, РСФСР, СССР |
Порт приписки | Ревель, Кронштадт, Ленинград |
Спуск на воду | 1916 |
Выведен из состава флота | январь 1940 |
Современный статус | разделана на металл |
Тип корабля | торпедная подводная лодка |
Обозначение проекта | тип «Барс» |
Главный конструктор | И. Г. Бубнов |
Скорость (надводная) | 10 узлов |
Скорость (подводная) | 8,5 узлов |
Рабочая глубина погружения | 46 м |
Предельная глубина погружения | 92 м |
Экипаж | 33 человека |
Водоизмещение надводное | 650 тонн |
Водоизмещение подводное | 780 тонн |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 68 м |
Ширина корпуса наиб. | 4,8 м |
Средняя осадка (по КВЛ) | 3,8 м |
Дизель-электрическая, двухвальная
| |
Артиллерия | 1 орудие калибра 75 мм, 1 орудие калибра 57 мм |
Торпедно- минное вооружение | 2 носовых и 2 кормовых ТА калибра 18 дюймов (457 мм), 8 наружных ТА системы Джевецкого |
ПВО | 1 пулемёт |
Список командиров
- Палицын 1-й Г. М. (26.08.1915 — 23.08.1917)
- Максимович Н. Н. (23.08.1917 — 23.01.1918)
- Ждан-Пушкин А. А. (врид 1918)
- Пуаре Ю. В. (06.04.1918 — 30.09.1918)
- Якобсон А. Н. (врид 30.09.1918 — …10.1918)
- Иванов Г. А. (врид …10.1918 — 26.10.1918)
- Агафонов С. С. (врид 26.10.1918 — 13.11.1918)
- Петранди Г. М. (13.11.1918 -…01.1919)
- Бахтин А. Н. (…11.1918 — …05.1921)
- Кислицкий Б. М. (15.05.1921 — 21.05.1923)
- Капустин Н. Н. (21.05.1923 — 29.05.1927)
- Шлиттенберг К. Я. (29.05./01.06.1927 — 15.09.1930)
- Шергин А. П. (26.02./16.04.1931 — 29.12.1931)
- Кулешов И. Д. (Кулишов? 1932)
- Рейснер Л. М. (25.02.1932 — 26.01.1933)
- Эйхбаум Н. Э. (…08.1932 — …10.1933)
- Подгородецкий Н. С. (Подгорецкий? 26.01.1933 — 26.02.1934)
- Андрушис П. П. (03.01.1934 — 26.03.1936)
- Завьялов Н. Г. (13.04.1936 — 21.04.1938)
- Бойко М. С. (03.06.1938 — 17.12.1939)
- Смоляр Н. И. (17.12.1939 — 28.02.1941)
- Быховский И. А. (28.02.1941 — 27.05.1942, по др. данным до 18.02.1942)
- Лошкарёв Л. А. (27.05 — 28.08.1942, по др. данным 19.02 — 01.09.1942)
Примечания
- ↑ 1 2 Титушкин И. С. Морская война на Балтике. 1918—1919 гг. — СПб.: Библиотека альманаха «Корабли и сражения», 2002. — С. 3—30. — 160 с.
- ↑ 1 2 3 Пухов А. Балтийский флот в обороне Петрограда. 1919 год / Н. А. Корнатовский. — М.—Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. — 140 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз.
- ↑ Капитан «Пантеры». Дата обращения 18 ноября 2010. Архивировано 17 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 3 Потопление эсминца
- ↑ «Б-2»
Ссылки
Военная техника Второй мировой войныВоенная техника Второй мировой войны — вооружение и боевая техника (авиация, бронетехника, артиллерия, стрелковое оружие, боевые корабли), применявшиеся в период с 1939 по 1945 год (с момента нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 года и до подписания капитуляции Японией в сентябре 1945 года). Поскольку общее число видов боевой техники, выпускавшейся в тот период было очень велико, здесь представлены только наиболее распространенные (по объёму выпуска) виды или те образцы, которые оказали значительное влияние на ход войны. Из государств-участников Второй мировой войны представлены в основном те, кто активно вел боевые действия и разрабатывал собственные образцы боевой техники. Во время Второй мировой войны боевая техника развивалась достаточно быстро. У всех воюющих сторон постоянно появлялись новые образцы, отличавшиеся улучшенными боевыми характеристиками. Особенно бурно в этот период развивались бронетехника и авиация. Значительные изменения произошли также в артиллерии, стрелковом оружии и военно-морской технике.
Гражданская война на Балтийском мореГражданская война на Балтийском море — боевые действия на Балтийском море в период Гражданской войны в России, во время которых Рабоче-крестьянский Красный флот противостоял «Балтийской эскадре» ВМФ Великобритании (которая поддерживала Эстонию в войне за независимость) и эстонским морским силам.
К-317 «Пантера»К-317 «Пантера» — российская атомная подводная лодка 971 «Щука-Б», заводской номер 822, седьмой корабль проекта.
На других языках
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
Прыжок «Пантеры» | Warspot.ru
В Первую мировую русские моряки не раз показывали себя с самой лучшей стороны, однако после февральской, а затем и октябрьской революций ситуация резко поменялась. Флот остался без большого числа офицеров и специалистов, дисциплина матросов катастрофически упала, поэтому на протяжении почти двух лет подплав молодой красной республики ничем не мог похвастаться.
Побед у Красного флота не было не потому, что у него не было врагов. Врагов, как раз-таки, было хоть отбавляй — и немцы, война с которыми прекратилась лишь в марте 1918 года, и иностранные интервенты из стран Антанты, хозяйничавшие в русских территориальных водах как у себя дома. Раздрай в дисциплине, плохое моральное состояние личного состава и неухоженность материальной части привели к тому, что весь восемнадцатый год вражеские корабли практически не несли потерь от краснофлотцев, а чаще подрывались на минах, в основном установленных ещё при старой власти. Исключения были редки — уничтожение подлодки L55 эсминцами «Азард» и «Гавриил» 4 июля да отбитие рейда на Кронштадт 18 августа, стоившего британцам трёх торпедных катеров. Подводникам большевиков же удалось «размочить счёт» только 1 сентября 1919 года, когда подводная лодка «Пантера» уничтожила эскадренный миноносец «Витториа».
Подводная лодка «Пантера»Родом из мореходных «Барсов»
«Пантера» относилась к подводным лодкам типа «Барс». Это была самая крупная серия отечественных подлодок дореволюционной эпохи: в период с 1914 по 1917 годы их было произведено 22 штуки, ещё две были заложены, но не достроены.
«Барсы» относились к крупным лодкам — «мореходным», как они назывались в тогдашних документах, то есть способными действовать в открытом море, а не только возле берегов, как более старые и мелкие лодки. Они были достаточно мощно воооружены и отличались приличной для Балтийского и Чёрного морей автономностью. По проекту на «Барсы» предусматривалась установка мощных (1320 л.с.) дизелей специального изготовления, но их хватило всего на четыре лодки. Две были оснащены дизелями «Нью-Лондон» мощностью 420 л.с., остальные (в том числе и «Пантера») — совсем слабыми двигателями по 250 л.с., снятыми с канонерских лодок, но в удвоенном количестве — четыре двигателя вместо двух.
Схема ПЛ типа «Барс»Основным недостатком «Барсов» был безотсечный корпус — внутри лодки не было герметичных переборок. Это упрощало конструкцию и делало управление экипажем более удобным для командира, но сильно снижало живучесть подлодки: в случае затопления не было возможности изолировать воду в одном отсеке, эвакуировав экипаж в другие. Лодка гарантированно тонула, если вода поступала быстрее, чем её успевали откачивать помпы.
«Пантера» вступила в строй 23 июля 1916 года и за время Первой мировой войны совершила десять боевых походов. Каких-либо военных успехов ей при этом достичь не удалось, но на счету её экипажа значится такое недюжинное достижение, как занявший 11 суток самостоятельный переход из Ревеля в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт в условиях крайне сложной ледовой обстановки. Это было сделано в феврале 1918 года, когда над российскими военными базами, расположенными на территории нынешних стран Балтии, нависла угроза захвата немцами. Для предотвращения захвата лодки её и пришлось вести в совершенно неподходящих для этого погодных условиях дальше от линии фронта.
«Пантера» наряду со многими другими лодками 15 ноября 1918 года вошла в состав ДОТ — Действующего отряда Балтийского флота, который пытался противодействовать как контрреволюционным движениям (каковых было много, мятежи и расколы в то неспокойное время происходили постоянно), так и британским интервентам. Последние не просто создавали видимость присутствия, а вели активные боевые действия — например, бомбили Кронштадт авиацией и пытались атаковать его гавань торпедными катерами.
Командиром «Пантеры» на тот момент был Александр Николаевич Бахтин — столбовой дворянин, герой Первой мировой войны, кавалер орденов Станислава и Святой Анны. С подлодками типа «Барс» он был знаком не понаслышке. Во время мировой войны он служил на лодках «Кайман» и «Волк», последняя из которых относилась к данному типу. После революции Бахтин уволился из военного флота, стал капитаном торгового судна, однако в 1918 году вернулся на военную службу и благодаря богатому боевому опыту был назначен командиром подлодки «Пантера».
Александр Николаевич Бахтин15 января 1919 года «Пантера» выходила в море с заданием воспрепятствовать британским кораблям высадить десант в Нарвском заливе, однако поход не увенчался успехом. 24 июля того же года «Пантера» обнаружила две британские подводные лодки, находящиеся в надводном положении, и атаковала их, но удача снова не улыбнулась капитану Бахтину — все выпущенные по британцам торпеды прошли мимо. Справедливости ради стоит отметить, что столь же безрезультативным был и ответный огонь британцев — по обнаруженной ими «Пантере» была выпущена как минимум одна торпеда.
«Пантера» против «Витториа»
31 августа «Пантера» отправилась в очередной поход, на этот раз в район Копорского залива, с заданием препятствовать операциям британского и эстонского надводных флотов. В 14:30 в перископ был обнаружен «четырёхтрубный истребитель» (истребителями тогда именовались эсминцы, от первоначальной их функции — истребитель миноносцев). Расстояние было слишком велико для атаки, а догнать цель в подводном положении лодка не могла — не хватало скорости. Оставалось только наблюдать, как эсминец скрывается в тумане. Так как к тому моменту лодка прибыла в предписанный район, Бахтин приказал погрузиться глубже и периодически всплывать на перископную глубину для осмотра горизонта. В 17:00 туман рассеялся, и четырёхтрубный эсминец вновь был обнаружен у южной оконечности острова Сескар, а час с небольшим спустя рядом с ним был замечен ещё один, трёхтрубный. Внимательно пронаблюдав за целями в течение часа, Бахтин выяснил, что они стоят на месте — вероятнее всего, на якоре. Лучшего момента для атаки придумать было невозможно, и Бахтин пошёл на сближение.
Н. Е. Бубликов и Г. В. Горшков. «Потопление подводной лодкой Балтийского флота «Пантера» английского эскадренного миноносца «Витториа» у острова Сескар. 31 августа 1919 г.» В настоящий момент картина находится в экспозици Центрального музея Вооружённых сил в МосквеОбстановка была крайне сложной — песчаные отмели вынуждали лодку держаться как можно ближе к поверхности, а сильное волнение при этом грозило вытолкнуть её на поверхность, где она была бы немедленно обнаружена англичанами. Более четырёх часов выходила «Пантера» на позицию, медленно подкрадываясь к противнику со стороны заходящего солнца. В 21:19 с расстояния 4–5 кабельтовых (около восьмисот метров) лодка дала залп из обоих носовых аппаратов. Чтобы компенсировать резкое уменьшение веса лодки, грозившее поднять её на поверхность, Бахтин скомандовал срочное погружение. Лодка ударилась днищем о грунт, получив повреждения. Спустя примерно полминуты на лодке зафиксировали попадание одной из торпед, трёхтрубный эсминец окутался дымом и стремительно ушёл на дно. Отходить «Пантере» пришлось под плотным огнём второго эсминца, всплыть ей долгое время не давали прожекторные установки с берега. Лишь к рассвету лодка отдалилась на достаточное расстояние — она прошла без всплытия около 75 миль, полностью исчерпав заряд аккумуляторных батарей. Воздух на борту не вентилировался на протяжении 28 часов, и к этому моменту был уже настолько спёртым, что не зажигалась спичка. Экипаж терял сознание, но был горд успехом. В полдень 1 сентября «Пантера» с триумфом вернулась на базу.
Эскадренный миноносец HMS «Vittoria»Как стало известно позже, потопленным кораблём был HMS «Витториа» — эсминец, переделанный в минный заградитель. Он относился к так называемому «адмиралтейскому классу V», разработанному в Британии в годы Первой мировой войны и воплощавшему в себе многие новейшие на тот момент достижения в области кораблестроения. Среди эсминцев эти корабли по праву считались одними из наиболее мощных и совершенных в мире. «Витториа» был введён в строй в марте 1918 года, на момент роковой для него встречи у острова Сескар ему не было и полутора лет. После его потопления англичане решили, что возня с подъёмом и восстановлением не стоит свеч, и «подарили» его Финляндии. Однако, когда в 1925 году финны собрали средства для подъёма корабля, выяснилось, что взрывом торпеды он разломлен пополам и восстановлению не подлежит. Координаты обломков после этого были утеряны, и заново «Витториа» обнаружили только совсем недавно, в ноябре 2013 года.
Судьба подлодки
«Пантера» после своей славной победы прослужила ещё долго. Правда, почти всё время — под другими названиями. 1 октября 1921 года она стала просто ПЛ-5, 31 декабря 1922 года получила имя «Комиссар», а в 1931 году снова лишилась имени, став ПЛ-13. В 1934 году ей присвоили индекс Б-2.
Модернизированная «Пантера» (Б-2)В 1933 году лодка стала «пробным шаром» модернизации субмарин типа «Барс»: в Красном флоте их по-прежнему оставалось много, а требованиям момента они совсем перестали соответствовать. Руководство решило прикинуть, можно ли эти лодки дотянуть до современных стандартов, или придётся всё же списывать их на слом. Б-2 оснастили более мощными дизелями, новой аккумуляторной батареей и новыми винтами, корпус разделили на три отсека герметичными переборками, полностью переделали мостик и ограждение рубки, установили полуавтоматическую универсальную 45-мм пушку. Боевые качества лодки сильно выросли, но объём и стоимость работ оказались столь велики, что от переделки подобным образом остальных «Барсов» пришлось отказаться.
Бывшую «Пантеру» по окончании модернизации передали в учебную бригаду, в составе которой она и встретила Великую Отечественную войну. В походы заслуженную «пенсионерку» к тому моменту уже не отправляли, так что всю войну она простояла в Кронштадте. Большая часть её экипажа была направлена на фронт. На борту остался лишь минимальный расчёт, но даже он сумел внести вклад в победу: 23 сентября 1941 года зенитным огнём с Б-2 был сбит немецкий бомбардировщик. В 1942 году лодку переделали в плавучую станцию для зарядки аккумуляторов, присвоив обозначение ПЗС-1, а в 1955-м, после почти сорока лет службы, списали и отправили на металлолом.
В память о лодке, открывшей боевой счёт советским подводникам, названа АПЛ К-317 «Пантера», вошедшая в состав Северного флота 27 декабря 1990 года. Лодка завоевала в 1993 году приз Главкома ВМФ по противолодочной подготовке. В 1999 году тогдашний командир лодки капитан 1-го ранга Сергей Валентинович Справцев был удостоен звания Героя России с формулировкой «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни».
АПЛ К-317 «Пантера»Капитан Александр Бахтин за уничтожение эсминца был удостоен Ордена Красного Знамени — высшей награды молодой советской республики. Восемнадцать членов экипажа «Пантеры» были награждены именными часами. В 2007 году были открыты мемориальная табличка на доме в Санкт-Петербурге, где Бахтин проживал в 1919–31 г.г., и памятник на Смоленском Православном кладбище, где он похоронен.
warspot.ru
АПЛ «Пантера» — 22 года на флоте: fotoflota — LiveJournal
Решил открыть в журнале рубрику «в этот день», где планирую рассказывать о знаменательных датах в истории нашего военного судостроения. Сегодня расскажу про атомную подводную лодку проекта 971 К-317 «Пантера», которая 22 года назад вошла в состав Северного флота.

Следующие 9 лет подводной лодки прошли с постоянными выходами на боевую службу, в 1993 году завоевала приз Главкома ВМФ по противолодочной подготовке, исправно служила флоту. Иногда случались и ЧП. Например в 1996 году во время боевого похода в результате аварии холодильной системы в отсеки стал поступать фреон,но экипаж смог без всплытия самостоятельно ликвидировать неисправность. В январе 1999 года командир «Пантеры» капитан 1-го ранга Сергей Справцев удостоен звания Героя России «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни» (по данным СМИ, экипаж К-317 150 часов подряд скрытно следил за американским подводным стратегическим ракетоносцем). В 1999 году «Пантеру» увели в Северодвинск, для ремонта на «Севмаш», где в 2006 году на подводной лодке из-за неосторожности сварщиков в третьем отсеке лодки загорелась ветошь, а за ней – деревянный настил. Пока сварщики пытались ликвидировать возгорание, огонь перекинулся на кабельные трассы. Приехавшие по вызову пожарные намеревались залить отсек водой и пеной, но представители завода решили по-другому. Горящий отсек задраили, рассчитывая, что без воздуха огонь погаснет сам. Через пару часов температура в задраенном отсеке начала опускаться, и в него спустились семеро пожарных. Однако далеко они пройти не смогли: двое пожарных получили тяжелое отравление продуктами горения, и их едва успели эвакуировать и отправить в больницу.



в настоящее время подводная лодка находится в боевом составе ВМФ России Северного флота и исправно несёт свою боевую службу
fotoflota.livejournal.com
Подвиг «Пантеры» – первая победа советских подводников
ПЛ Пантера
31 августа 1919 года — подвиг подводной лодки «Пантера», потопившей новейший английский эсминец «Витториа». Это произошло в разгар наступления на Петроград Северо-Западной армии генерала Юденича. Белогвардейцев активно поддерживала английская эскадра адмирала Коуэна, в составе которой были крейсера, эсминцы, подводные лодки, авиатранспорт и много других судов.
Знаменательно, что победа «Пантеры», еще раз наглядно показавшая активность и решительность действий Балтийского флота, заставила англичан значительно снизить свою боевую активность, а к концу 1919 года английская эскадра и вовсе прекратила боевые действия и покинула наши воды. Она не решила ни одной из поставленных ей задач, а потеряла в Финском заливе легкий крейсер, два эсминца, подводную лодку и ряд других судов, еще 11 ее кораблей получили серьезные повреждения.
Атака «Пантеры»
Лето 1919 года для Советской власти было очень тревожным. Представители белого движения и иностранной интервенции смогли объединиться для нанесения решающего удара по нашей стране. Главная роль отводилась армии Колчака. Войска Юденича были полны решимости взять Петроград. Интервенты и белофинны продвигались на Петрозаводск. Наши вооруженные силы приступили к активным действиям по ликвидации этой угрозы. О разгроме армии белофиннов читайте в статье о десанте в Видлицу.
Одновременно с наступлением Юденича значительно усилила свою боевую активность английская эскадра. Уже 17 июня англичанами был потоплен крейсер «Олег», с 22 июня английская авиация начала регулярные налеты на Кронштадт, а в ночь на 18 августа 7 английских торпедных катеров при поддержке авиации совершили набег на Кронштадтский рейд. Затем английские корабли приступили к обстрелам позиций Красной армии в районе Копорского залива. В этих условиях задача балтийцев состояла в том, чтобы не допустить флот интервентов к Петрограду и оказать всемерную помощь войскам Красной Армии.
Командование Балтийским флотом решило использовать против англичан подводные лодки, одной из которых была «Пантера». В 6 часов утра 31 августа 1919 года она вышла из Кронштадта в район Копорской губы. Командовал лодкой бывший лейтенант российского флота, в годы первой мировой войны служивший старшим офицером на подводной лодке «Волк», А.Н. Бахтин. Штурман этой подлодки, будущий академик и адмирал А.И. Берг, с августа 1919 года был назначен командиром подводной лодки «Рысь», поэтому в этот поход лодка вышла с новым штурманом — Красновым А.И.

Подводная лодка «Пантера»
С картины художника В.М. Иванова
Находясь на позиции, при очередном поднятии перископа, около 19 часов, Бахтин увидел, два английских эсминца стаявших на якоре недалеко от острова Сескар. Командир решил атаковать. Для этого необходимо было изменить установку глубины хода торпед. Они были подготовлены для стрельбы по крейсерам и прошли бы под корпусом эсминца, не причинив ему никакого вреда. Пришлось лечь на грунт, вытащить торпеды внутрь подводной лодки и изменить установку глубины их хода. На это ушло около часа. Еще около часа лодка маневрировала, чтобы незаметно занять наиболее удобную позицию для торпедного залпа. В 21 час 16 минут, выйдя со стороны заходящего солнца, «Пантера» с расстояния 4 — 5 кабельтовых выпустила две торпеды. Вторая попала в цель. Эсминец сильно накренился, окутался облаком дыма и пара, а затем быстро ушел под воду. Это был новейший, постройки 1917 года, английский эсминец «Витториа».

Потопление ПЛ «Пантера» английского эсминца «Виттория»
С картины Н.Е. Бубликова и Г.В. Горшкова
Преследование
После выстрела лодку сильно подбросило вверх. На короткое время над водой показалась ее рубка и носовая часть. Второй английский эсминец осветил место погружения «Пантеры» прожектором и открыл стрельбу ныряющими снарядами. Вскоре прилетели гидросамолеты, подошли еще миноносцы и катера. Девять кораблей, освещая море прожекторами, искали подводную лодку. Но Бахтин сумел оторваться от преследования. В 4 часа утра лодка всплыла для проветривания отсеков и зарядки аккумуляторной батареи. Уже через несколько минут после всплытия ее осветили прожектором, и погоня возобновилась. «Пантере» вновь удалось уйти от преследователей, но дышать в лодке становилось все труднее.
С наступлением рассвета командир приказал поднять перископ, необходимо было определить свое место, чтобы войти в проход минного поля на подступах к Кронштадту. Едва успели определиться, как за кормой показался перископ. Вражеская подводная лодка караулила здесь возвращающиеся из похода русские корабли. Пришлось снова погрузиться и вслепую идти через минное поле. Только в 11 часов, пройдя траверз Толбухина маяка, «Пантера» смогла всплыть в надводное положение. Ей пришлось 30 часов идти под водой без регенерации воздуха, что, по тем временам, явилось рекордом продолжительности подводного плавания. Преодолев все трудности, 1 сентября лодка благополучно вернулась в базу.
Успешная атака «Пантеры» стала первой победой советских подводников. Командование объявило экипажу благодарность, и каждый участник похода получил по новенькой кожаной куртке, какие носили комиссары, — считалось, самые отважные и достойные. Кроме того, 18 человек из экипажа лодки Реввоенсовет Балтийского флота наградил именными часами. Командир «Пантеры» А.Н. Бахтин был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
Александр Николаевич Бахтин
А.Н. Бахтин
«А.Н. Бахтин был выдающимся моряком, убежденным и талантливым подводником, очень умным и образованным человеком высоких качеств. Он много читал, отлично знал историю флота, морскую технику, был хорошим организатором. Команда любила его за честность и прямоту, правдивость и смелость. Он всегда был совершенно спокоен и внушал к себе доверие подчиненных. Это был один из наиболее преданных и образованных советских офицеров того времени». Так писал о А.Н. Бахтине его бывший подчиненный, академик и адмирал Аксель Иванович Берг.
После этого знаменитого похода Бахтин продолжал службу на флоте, стал командиром дивизиона подводных лодок, сначала на Балтике, а затем на Черном море. Одновременно он вел активную преподавательскую деятельность, готовя новых командиров для подводного флота страны. За безукоризненную службу в послереволюционные годы он первым на флоте получил звание Героя Труда. В 1926 году Бахтин окончания Военно-Морскую Академию и получил назначение на Черноморский флот.
А.Н. Бахтин
В августе 1926 года в Севастополе Бахтин был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и шпионаже. Его приговорили к заключению на пять лет. Семь месяцев Бахтин провел в Соловецком лагере особого назначения. В декабре 1927 г. дело было пересмотрено, и лагерь заменили ссылкой в Тобольской губернии. Там Бахтин провел почти полтора года. В мае 1929 года его освободили досрочно. Освободили, но не оправдали, не сняли факт судимости. Тяжелая моральная обстановка и репрессии подорвали его здоровье. Он заболел туберкулезом и 15 июня 1931 г. скончался. В сентябре 1956 года Бахтин был полностью реабилитирован. Славное имя героя-подводника заняло достойное место в истории советского Военно-морского флота.
Подводная лодка «Пантера»
Подводная лодка «Пантера» прошла поистине героический боевой путь. Она была построена в 1916 году на судостроительном заводе «Ноблесснер» в Ревеле и стала единственной в мире подводной лодкой, участвовавшей в трех войнах: первой мировой, гражданской и Великой Отечественной. В 1916-1917 годах «Пантера» совершила несколько боевых походов на коммуникации противника. После Октябрьской революции участвовала в легендарном Ледовом походе Балтийского флота, а затем в боях против белофиннов на Ладожском озере. О становлении российского подплава читайте в статье «Подводная лодка «Дельфин» — трудная судьба первенца».
В марте 1919 года «Пантера» была включена в состав Действующего отряда (ДОТ) БФ, который защищал морские подступы к Петрограду. Летом 1919 года она совершила два боевых похода в район Копорской губы. Второй поход завершился потоплением английского эсминца «Витториа», после чего имя «Пантеры» стало известно всему миру.
После гражданской войны лодка использовалась для подготовки кадров подводников. В декабре 1922 года «Пантера» получила новое название — «Комиссар», однако моряки продолжали называть ее прежним именем. В 30-е годы было решено в экспериментальном порядке модернизировать «Пантеру». На лодке смонтировали две прочных и одну легкую переборки, установили более мощные дизеля и современную аккумуляторную батарею. В результате этого значительно повысилась живучесть лодки, улучшилась ее мореходность и возросла скорость хода.
В годы Великой Отечественной войны «Пантера» совершила боевой разведывательный поход, а 23 июля 1941 года во время налета немецкой авиации на Кронштадт сбила артиллерийским огнем немецкий бомбардировщик. Затем ветеран использовался как зарядовая станция. Почти 39 нелегких лет находилась «Пантера» в боевом составе Балтийского флота. В 1955 году она была списана и разрезана на металл, хотя по праву могла стать мемориалом памяти первых российских подводников и музеем достижений кораблестроения периода первой мировой войны.
При написании статьи были использованы следующие материалы.
- Интервью рулевого ПЛ «Пантера» петроградской газете «Красная газета» от 16.05.1920 г.
- Флот в первой мировой войне. Том 1. Москва. 1964 г.
- Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 г.
- Аксель Иванович Берг. Издание РАН. 1965 г.
- Бахтин А.Н. На «Пантере». Сборник Военные моряки на фронтах гражданской войны. Москва. 1939 г.
- Чернавин Л., Шевченко Л. Мне повезло с назначением. «Морской сборник» № 12 2005 г.
История «Пантеры» и в целом российского подплава представляет большой интерес, она часто всплывает в статьях, дискуссиях и беседах. У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об этом. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!
korvet2.ru
«Пантера» — единственная русская подлодка потопившая боевой корабль противника
Profile Name: история в фотографиях Entry Tags 1020-е, 1400-е, 1500-е, 1600-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1905-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1960-е? дети, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гитлер, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, Пушкин, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто=история, автомобилизм, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, загадки, заговоры, зачем-не знаю, игрушки, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирака, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коварство и любовь, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, комсомол, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метро, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, общество, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, |
foto-history.livejournal.com
Пантера (подводная лодка) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Пантера.«Пантера» | |
---|---|
Модернизированная Б-2 у Адмиралтейской набережной в Ленинграде, 1935 год | |
Государство флага | Россия Россия, РСФСР РСФСР, СССР СССР |
Порт приписки | Ревель, Кронштадт, Ленинград |
Спуск на воду | 1916 |
Выведен из состава флота | январь 1940 |
Современный статус | разделана на металл |
Тип корабля | торпедная подводная лодка |
Обозначение проекта | тип «Барс» |
Главный конструктор | И. Г. Бубнов |
Скорость (надводная) | 10 узлов |
Скорость (подводная) | 8,5 узлов |
Рабочая глубина погружения | 46 м |
Предельная глубина погружения | 92 м |
Экипаж | 33 человека |
Водоизмещение надводное | 650 тонн |
Водоизмещение подводное | 780 тонн |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 68 м |
Ширина корпуса наиб. | 4,8 м |
Средняя осадка (по КВЛ) | 3,8 м |
Дизель-электрическая, двухвальная
| |
Артиллерия | 1 орудие калибра 75 мм, 1 орудие калибра 57 мм |
Торпедно- минное вооружение | 2 носовых и 2 кормовых ТА калибра 18 дюймов (457 мм), 8 наружных ТА системы Джевецкого |
ПВО | 1 пулемёт |
Медиафайлы на Викискладе |
«Пантера» — русская подводная лодка типа «Барс».
Спущена на воду в начале 1916 года, и 23 июля вступила в строй. За годы первой мировой войны совершила несколько походов, действуя на морских коммуникациях. В дни Февральской революции экипаж «Пантеры», находившийся на зимовке в Ревеле, активно участвовал в митингах и массовых манифестациях рабочих, солдат и матросов на улицах города. В феврале 1918 года, когда над кораблями Балтийского флота нависла угроза захвата германскими войсками, подводная лодка прорвалась из Ревеля в Гельсингфорс, а в апреле совершила переход в Кронштадт.
В составе действующего отряда флота Балтийского моря, «Пантера» в годы гражданской войны неоднократно выходила в Финский залив для несения разведывательной и патрульной службы, вступала в схватки с кораблями английских интервентов. 23 июля 1919 года вышла на разведку Копорского залива. В 11 часов 45 минут она пришла в Копорский залив и обнаружила там большую английскую подводную лодку, которая производила пробные погружения. Вскоре была замечена вторая подводная лодка, меньшего размера. «Пантера» атаковала вражеские субмарины последовательно: сначала была выпущена торпеда по первой, затем — по второй лодке. С большой субмарины советскую лодку обнаружили и также выпустили по ней торпеду
ru-wiki.ru