13 памятников, которые разрушили террористы ИГИЛ

Боевики так называемого Исламского государства (запрещенной в России террористической организации) продолжают показывать всему миру, как они уничтожают древние культурные и исторические памятники, которые по праву являются наследием всего человечества, в том числе и мусульман.

Сейчас в опасности оказалась древняя Пальмира, ее еще называют одной из археологических жемчужин Ближнего Востока, сохранившей архитектурные шедевры римского времени, среди которых 2 000 римских сооружений, построенных в доисламскую эпоху. Согласно Библии, Пальмира была основана царем Соломоном в оазисе посреди пустыни между Дамаском и рекой Евфрат. Боевики террористической организации ИГИЛ взяли под контроль почти всю территорию Пальмиры еще в мае 2015 года, тогда мир охватила тревога за судьбу исторических сокровищ Пальмиры, поскольку радикальные исламисты уже не раз уничтожали древние памятники на захваченных территориях, от Афганистана до Сомали.

27 июня боевики ИГИЛ сносят статую «Лев Аллат»

27 июня боевики ИГИЛ сносят статую «Лев Аллат», 23 августа взрывают храм Баалшамина, один из самых значимых памятников поздней античности, воздвигнутый в честь языческого финикийского бога бурь и плодородных дождей. 30 августа — храм Бэла, посвященный также местному верховном божеству.

Храм Баалшамина — один из самых значимых памятников поздней античности

4 сентября террористы уничтожают три наиболее сохранившиеся погребальные башни в Долине гробниц. В августе боевики казнили хранителя Пальмиры, известного сирийского археолога и директора Пальмирского музея, 82-летнего Халеда аль-Асаада, который более 50 лет своей жизни посвятил охране 2000-летних памятников культуры. Он был замучен и обезглавлен.

Храм Бэла

На этот раз террористы взорвали Триумфальную арку, считавшуюся визитной карточкой не только Пальмиры, но и всей Сирии. Этот самый известный за пределами страны исторический памятник изображен на купюре в 100 лир.

И если раньше боевики ИГИЛ уничтожали религиозные святыни, то теперь, похоже, им все равно, какой объект атаковать. Двадцатиметровая Триумфальная арка была построена во II веке до нашей эры и, как полагают историки, арка символизировала одну из побед имперского войска.

Ранее под ударами боевиков так называемого Исламского государства оказался также всемирно известный археологический музей в Мосуле

Ранее под ударами боевиков так называемого Исламского государства оказался также всемирно известный археологический музей в Мосуле, с его знаменитым собранием ассирийских и парфянских древностей, разрушены открытые археологами древние ассирийские города Нимруд и Дур-Шаррукин. В Алеппо, где сосредоточены средневековые базары, мечети и медресе, в ходе боев правительственных сил с боевиками

пострадала цитадель, возведенная в X веке, значительно поврежден функционировавший крытый рынок, превращен в руины минарет Сельджукия ХI века.

Дур-Шаррукин

В старом Хомсе (древней Эмессе) разрушен архитектурный ансамбль церквей и мечети Ибн аль-Валида.

На Юге Сирии в провинции Дераа, в городе Бусра поврежден крупнейший античный амфитеатр Сирии, который использовался в мирное время для проведения фольклорных музыкальных фестивалей.

В старом Хомсе разрушена мечеть Ибн аль-ВалидаФото: REUTERS

В арамейском городе Маалюля, в 40 км к северу от Дамаска, боевиками Джебхат ан-нусра взорвана статуя Девы Марии, разрушена древняя церковь святых Саркиса и Бахуса, из которой похищены иконы и разграблен женский монастырь святой Феклы. В ходе боев

нанесены повреждения монастырю Сейдная, построенному в 574 году.

На Юге Сирии в провинции Дераа, в городе Бусра поврежден крупнейший античный амфитеатр Сирии

По словам экспертов, экстремисты работают вместе с контрабандистами. По данным американской ассоциации антикваров, с территории ИГИЛ идет три основных потока древностей в страны Запада: через Турцию, через Ливан и через Саудовскую Аравию и Катар.

Террористы зарабатывают на нелегальной продаже античных статуэток и даже фрагментов мозаики. В частности, на продаже антиквариата экстремисты уже выручили более миллиона долларов.

Разрушена древняя церковь святых Саркиса и Бахуса

О развитой подпольной торговли иракскими и сирийскими древностями свидетельствует также недавний призыв генерального секретаря ООН Пан Ги Муна пресекать подобную незаконную торговлю.

Та самая Триумфальная арка на обложке учебника по истории.

Российское историческое общество также осуждает варварское разрушение древних памятников и призывает коллекционеров и организаторов торговли антиквариатом к отказу от покупки коллекций, относительно которых может быть подозрения, что они получены в Сирии и Ираке незаконным путем.

Ранее, в своем обращении Российское Историческое общество перечислило объекты потенциального разрушения. В их числе памятники древности, находящиеся вдоль русла Евфрата, среди которых знаменитый античный город Дура-Европос, который исследовал русский археолог М.И.Ростовцев, и город государство Мари (Телль Харири), который в течение многих лет исследовала экспедиция Лувра во главе с А.Парро, Ж-К. Маргероном и П.Бутурлиным. Под контролем «Исламского государства» также находится Телль Мардих (историческая Эбла) — столица древнего семитского царства, расположенного в провинции Идлиб.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Исламовед и директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев:

— Боевики «Исламского государства» уничтожают древние культурные памятники, библиотеки и музеи, так как они являются идолами и не соответствуют идеологии истинно исламской культуры, вероучении где есть запрет на создание любых скульптур, изваяний и изображений. Этот запрет базируется на том, что человек не должен поклоняться никому, кроме Бога. Нельзя создавать идолов. Таким образом уничтожая древние культурные и исторические памятники террористы пытаются вызвать страх, бросают вызов всему мировому сообществу и поддержать свой авторитет. В этом и есть вся сущность «ваххабизма»

www.kp.ru

Как грабили и разрушали древнюю Пальмиру

Сносить с лица земли памятники культуры — занятие не новое. Так, в IV веке в Риме император Константин велел разрушить каменные статуи, а металлические — переплавить. Таким образом христианский правитель боролся с языческими культами. После переворота 1917 года в России представители нового режима безжалостно уничтожали храмы, дворцы и усадьбы. Сейчас на территории Сирии древние реликвии уничтожает запрещенная в России организация ИГИЛ. О потерях древней Пальмиры, почти год находившейся под контролем экстремистов, рассказывает Елена Бухтеева.

Зачем они это делают?

Ни для кого не секрет, что многие злодеяния совершаются якобы ради «высоких» целей. Уничтожение памятников культуры в Сирии также имеет идеологическую подоплеку. Когда Мухаммед, основатель ислама, захватил Мекку, он уничтожил все статуи в городе. «Ислам стирает прошлое», — указал он своим адептам. Поэтому религиозные фанатики уверены, что совершают исключительно благое деяние, следуя примеру самого пророка. Не стоит также забывать, что ислам крайне отрицательно относится к изображению людей и животных, считая, что художники стремятся уподобиться Аллаху в творении. Для террористов это служит оправданием актов вандализма.

Есть и еще одна сторона вопроса — прагматическая. Периодически в частных коллекциях разных стран «всплывают» древние реликвии, изъятые из уничтоженных объектов. Торговля артефактами, стоимость которых оценивается в миллионы долларов, приносит ИГИЛ (организации, запрещенной в России) немалый доход.

Разграбление музеев — один из источников доходов экстремистов


Скульптуры под кувалдой

Пальмира расположена в оазисе Сирийской пустыни, между Евфратом и Дамаском. Благодаря своему удачному расположению это был один из самых богатых городов поздней античности. Находящиеся в нем здания и скульптуры считаются лучшими образцами древнеримской архитектуры, они признаны ЮНЕСКО памятником всемирного наследия.


Пальмира

Надо сказать, что масштабные археологические раскопки здесь ведутся с начала прошлого столетия. За это время удалось обнаружить множество уникальных памятников, благодаря которым Пальмиру назвали археологической жемчужиной Ближнего Востока. По грустной иронии судьбы, объектам, простоявшим под слоями песка и земли целые века, недолго пришлось радовать глаз ценителей. В мае 2015 года Пальмира была захвачена боевиками запрещенной в России организации ИГИЛ. Уже в июне город лишился одного из лучших своих памятников — статуи «Лев Аллат». Эта скульптура высотой 3,5 метра и весом 15 тонн изображала льва, охраняющего газель. В 1977 году ее обнаружили археологи из Польши. Статую, созданную в начале I века, собрали буквально по кускам. Удалось восстановить даже надпись на лапе льва: «Аллах благословит любого, кто не прольет кровь в святилище».


Лев Аллат

Сирийские археологи пытались спасти «Льва Аллата» — статую упаковали в железо и спрятали под мешками с песком. Ее надеялись вывезти из города на грузовике, но, к несчастью, боевики нашли ее раньше. «Льва Аллата» безжалостно разбили кувалдой. Позднее видео с уничтожением статуй экстремисты стали выкладывать в соцсети. Всего за период, когда город находился под контролем ИГИЛ (организация, запрещенная в России), разрушено не менее шести древних скульптур Пальмиры.

Искали золото и драгоценные камни

Храм Баалшамина тоже был найден сравнительно недавно. Шведские археологи обнаружили его в середине прошлого века. Здание, построенное в 131 году, почти не подверглось разрушениям, несмотря на пережитое Пальмирой землетрясение. Изначально храм был посвящен ханаанскому божеству, управляющему небом и посылающему на землю благодатный дождь. Однако спустя три столетия, с распространением христианства, стал церковью.


Храм Баалшамина до уничтожения

В июне 2015 года боевики заложили в строение взрывчатку. Фотографии происходящего выкладывались в соцсети практически в режиме онлайн. Храм был уничтожен в считанные минуты. Фото развалин немедленно выложили в сеть.

Многие экспонаты национального музея Пальмиры были копиями


После уничтожения храма экстремисты совершили еще одно преступление — зверски убили 82-летнего Халида аль-Асада. Ученый с мировым именем возглавлял Национальный музей Пальмиры с 1963 по 2003 год. Музей сильно пострадал во время бомбардировок при захвате города. Когда территория перешла под контроль боевиков, он подвергся тотальному разграблению. Однако захватчики были разочарованы, обнаружив, что большинство экспонатов — не оригиналы. На видео, выложенном боевиками в соцсети после погрома, видно, что из разбитых статуй торчит арматура — многие экспонаты были копиями. Их же интересовали оригиналы, а также старинные украшения из золота и драгоценных камней, стоимость которых может достигать сотен тысяч долларов. Экстремисты нашли бывшего директора музея и пытали его. Но даже после жесточайших пыток мужчина отказался показать, где спрятаны главные ценности музея. Издевательства над ученым продолжались 27 суток, после чего его обезглавили.

Бывшего директора пальмирского музея пытали 27 суток


Не пощадили самый старый храм

Храм Бэла — один из самых древних памятников Пальмиры. Он был возведен в 32 году и посвящался верховному семитскому божеству. Архитектура строения уникальна: это смесь двух стилей, ближневосточного и римского.


Храм Бэла до взрыва

К моменту захвата города боевиками запрещенной в России организации ИГИЛ строение уже частично реставрировали, но предстояла большая работа по восстановлению древних статуй, украшавших храм. Однако в конце августа экстремисты заложили взрывчатку в главное сооружение, расположенное на высокой террасе площадью 64 050 кв. м. Центральная часть храма Бэла была взорвана.

Триумфальная арка: теперь только на купюрах

В конце II века император Септимий увековечил свою победу над парфянами, возведя огромную арку на входе в город. Это 20-метровое величественное строение было началом ведущей через Пальмиру дороги. Центральная часть улицы, обставленной четырьмя рядами 17-метровых колонн, предназначалась для всадников и повозок, боковые узкие дорожки — для пеших жителей. Триумфальная арка стала символом древней Сирии, ее изображение тиражируется на купюрах в 100 фунтов.


Триумфальная арка до уничтожения

Верхняя часть строения была покрыта тончайшей резьбой, выполненной на трех видах камня — мраморе, базальте и граните. К сожалению, вся эта красота уничтожена. В октябре 2015 года боевики взорвали Триумфальную арку и выложили видео с уничтожением памятника в сеть.

Акты вандализма снимали на видео и выкладывали в соцсети


Некрополь уничтожен, могилы разграблены

Древние захоронения всегда привлекали захватчиков, ведь здесь можно рассчитывать на ценные находки. В сентябре экстремисты добрались до некрополя, созданного между 44 и 103 годами. Надо сказать, что кладбище Древней Пальмиры отличается от большинства захоронений в мире. Во времена античности был период, когда считалось, что тело усопшего не должно соприкасаться с землей. Поэтому для погребения строили башни, в которых располагались склепы. По тому, как меняется тип захоронений, видно, как трансформировались религиозные традиции жителей. Более поздние захоронения представляют собой ряд башен, надстроенных над подземными склепами, называемыми гипогеями. Башни, весьма скромные снаружи, имели сложное строение и были богато украшены внутри. Особенно ценными объектами считались три захоронения, сохранившиеся лучше остальных. В начале сентября 2015 года экстремисты публично разграбили, а затем взорвали именно эти три башни.

27 марта 2016 года сирийские правительственные войска освободили Пальмиру от террористов. Сейчас ученые оценивают ущерб, нанесенный объектам мирового наследия, и рассматривают возможность их восстановления. В ЮНЕСКО для этих целей учредили чрезвычайный фонд.

распечатать Обсудить статью

diletant.media

Варвары 21 века. Исторические памятники, уничтоженные ИГИЛ

ИГИЛ взялся за уничтожение культурного наследия в Ираке и Сирии в 2014 году. Основная цель боевиков — места религиозного поклонения. Только в одном иракском Мосуле они уничтожили 28 религиозных зданий, имеющих историческую ценность.

Фото: Reuters
Амфитеатр в Пальмире

Ценные артефакты ИГИЛ по возможности сбывает на черном рынке для финансирования своей деятельности.

Корреспондент.net решил вспомнить самые значительные и величественные памятники колыбели человечества — Месопотамии, разрушенные боевиками «Исламского государства».

Сирия
Пальмира

20 мая 2015 года боевики ИГИЛ взяли под контроль почти всю территорию Пальмиры. Через месяц они приступили к разрушению культурного наследия: 27 июня снесена статуя «Лев Аллат», 23 августа стало известно, что взорван храм Баалшамина. Боевики также казнили хранителя Пальмиры, известного сирийского археолога 82-летнего Халеда аль-Асаада.

30 августа 2015 года исламисты произвели взрыв храма Бэла, разрушив его. 4 сентября были разрушены три наиболее сохранившиеся погребальные башни, которые были созданы в римский период для богатых семей в Долине гробниц. 5 октября 2015 года боевики террористической организации ИГИЛ взорвали Триумфальную арку эпохи Древнего Рима.

Пальмира — один из богатейших городов поздней античности, расположенный в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом.

Согласно Библии и Иосифу Флавию, Пальмира была основана израильским царем Соломоном как передовой оплот против нападений арамейских орд на его владения, простиравшиеся до берегов Евфрата. Здесь была столица государства Пальмирены, управлявшегося собственными государями, сенатом и народным собранием.

Развалины тянутся с юго-востока на северо-запад непрерывным рядом на протяжении приблизительно 3 км, у подножия нескольких холмов, и состоят из остатков сооружений, относящихся к разным эпохам. В позднеантичных развалинах преобладает коринфский ордер.

На восточной оконечности пространства, занимаемого развалинами, высится храм солнца (Ваала-Гелиоса) — величественный периптер длиной в 55 1/3 м, шириной в 29 м, с 8 колоннами в каждом коротком фасе и с 16 колоннами в длинном. Внутренность храма представляет собой обширное помещение, со сводом, разбитым на кассетоны, с роскошной, вполне сохранившейся лепной орнаментацией фризов и стен, состоящей из листьев и плодов.

Напротив северо-западного угла храма находились входные ворота, похожие на триумфальную арку Константина в Риме. От них через весь город, на протяжении 1135 м, тянулась дорога, обставленная четырьмя рядами колонн, на архитраве которых помещались другие, меньшие колонны.

Вся почва бывшего города покрыта обломками капителей, антаблементов, скульптурных фризов и иных архитектурных фрагментов, среди которых, на запад от храма Солнца, видны остатки других храмов, дворцов, колоннад, алтарей, акведуков, а за развалившейся городской стеной, составлявшей сооружение времён Юстиниана, лежит в небольшой долине некрополь с многочисленными погребальными пещерами и шестьюдесятью фамильными усыпальницами, сложенными в виде башен из огромных тёсаных камней. На вершине одного из соседних холмов высится замок позднейшей арабской постройки.

Ирак
Нимруд

5 марта 2015 года боевики ИГИЛ уничтожили руины древнего города с помощью тяжелой техники. Уничтоженным артефактам было более двух тысяч лет и они утеряны безвозвратно.
Город был основан в 13 веке до н. э. Салманасаром I и спустя четыреста лет во время царствования Ашшур-нацир-апала II стал столицей Ассирии. В 612 году до н. э. был разрушен мидийцами и халдеями.

Название города связывает его с библейским царем Нимродом, внуком Хама. Но это имя город получил от европейских археологов в 19. До этого его называли Калах или Кальху. Согласно легенде, один работник нашел статую полубыка-получеловека и счел ее за Нимрода, основателя города.

При раскопках нашли остатки большого дворца и крепостных сооружений, многочисленные рельефы из алебастра и резные фигурки из слоновой кости, а также Черный обелиск и статуи.
Во время раскопок в храме Набу, были обнаружены глиняные плиты с клинописью, содержащие клятвы вассалов и ассирийских сановников, датируемые 672 годом до н. э. Эти записи послужили важным пособием для изучения ассирийского права и религии.

В четырех царских захоронениях неподалеку от Нимруда был обнаружен набор ювелирных изделий, датированных концом X века до н. э. В его состав входят золотые серьги, кольца, ожерелья, тарелки, кубки и кувшины, украшенные филигранью и полудрагоценными камнями.

Хатра

7 марта 2015 года руины города были уничтожены «Исламским государством». Благодаря своей исторической ценности Хатра, сочетающая в себе эллинистическую и древнеримскую архитектуру с арабским декором, была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Город был основан до нашей эры, а его расцвет пришелся на 1-2 века. Предположительно, город Хатра был образован в 3 веке до нашей эры в составе государства Селевкидов. В следующем столетии, уже будучи столицей полуавтономного арабского государства в составе Парфянского царства, Хатра достигла пика своего развития за счет расположения на перекрестке важных торговых путей.

В центре города находился дворцово-храмовый комплекс площадью около 30 тысяч квадтратных метров. Из-за своего транзитного расположения город включал в себя религиозные сооружения разных верований.

Здесь были храмы в честь греческого Гермеса, шумерского божества Нергала, арамейской Атаргатис, арабской Аллат, ассирийского бога солнца Шамаша и других верховных сущностей из разных пантеонов. Это позволило городу стать важным религиозным центром, так что одно время его даже называли Домом Бога.

Город был очень хорошо укреплен и выдержал осаду римских войск в 116 и 198 годах. Однако в 241 году Хатра пала в результате осады, устроенной персидским правителем Шапуром I из династии Сасанидов. Вскоре город был разрушен.

Дур-Шаррукин

8 марта 2015 года боевики «Исламского государства» частично разграбили, частично уничтожили руины города.

Дур-Шаррукин был столицей Ассирии в последние годы правления Саргона II. Город строился по его проекту в период с 713 по 707 годы до н. э.
Саргон II был царем Ассирии в 722-705 годы до н. э. В 717 году он приказывает начать строительство новой резиденции для него в месте слияния рек Тигр и Большой Заб. В окрестностях города были посажены сады оливкового дерева с целью увеличения производства масла.

Дур-Шаррукин был прямоугольной планировки. Массивные стены города охранялись 157 сторожевыми башнями. Внутрь города вели семь ворот с разных концов. В центре находился царский дворец, рядом — храмы, посвященные таким богам, как Набу, Шамаш, Син, и более мелкие — Ададу, Нингалу, Нинурте.

Город украшали рельефные стены и различные скульптуры. В частности ворота «сторожили» крылатые быки шеду, вес которых доходит до 40 тонн.

Мосул

В начале июня 2014 года город, как и некоторые другие города северного Ирака, был захвачен боевиками из группировки «Исламского государства».

Боевики захватили музей города (второй по велечине в Ираке) и заявили, что содержищиеся в коллекции скульптуры нарушают законы шариата и должны быть уничтожены.

В мае 2015 года формирования ИГИЛ подорвали историческую мечеть Марям хатун 1821 года постройки на западе иракского города Мосул. Ранее боевики взорвали в Мосуле мечеть «Султана Ваиса» (построена в 1838 году), историческую мечеть ХIХ века «аль-Хадра» и мечеть, построенную во время Праведного халифа Умара и названная в его честь.

При захвате городов боевики заставляют удалять из всех мечетей витражи, панно и фрески, зачастую имеющие художественную и историческую ценность, утверждая, что они противоречат нормам ислама. Если имамы оказывают сопротивление, то их сажают за решётку или даже казнят.

26 февраля 2015 года, на следующей день после сожжения книг из библиотек Мосула, боевики выпустили видео, в котором было показано уничтожение экспонатов музея и разрушение места археологических раскопок руин древнего города Нимруда. По их мнению, данные объекты способствуют идолопоклонству.

Источник: korrespondent.net

cameralabs.org

Сирийский город Пальмира — РИА Новости, 02.03.2017

За время своего пребывания в Пальмире боевики взорвали знаменитую Триумфальную арку с колоннадой, храм Баалшамина II века и святилище верховному семитскому божеству Бэлу. Был разграблен национальный музей и пальмирский некрополь — знаменитые башенные гробницы патрициев.

В том числе была уничтожена знаменитая статуя Афинского льва — уникальное произведение искусства высотой более трех метров, статуя считалась изображением покровителя древнего города и его жителей.

В марте 2016 года сирийские военные освободили древний город при поддержке ВКС РФ. После освобождения Пальмиры российские специалисты разминировали сначала историческую часть, а затем и жилые кварталы города.

5 мая 2016 года в Римском амфитеатре Пальмиры с успехом прошел концерт симфонического оркестра петербургского Мариинского театра под руководством народного артиста России Валерия Гергиева.

В начале июля в Пальмире побывали российские специалисты, в частности, историки и реставраторы, которые осмотрели историко-археологический комплекс и подготовили отчет с оценкой состояния и необходимых затрат на восстановление пострадавших от рук террористов памятников. Известно, что после захвата исторического комплекса боевиками сохранилось порядка 80% наследия.

В середине декабря 2016 года боевики ИГ* (террористическая организация, запрещена в России) после двухдневных непрерывных атак вновь захватили древнюю Пальмиру, в руках террористов оказался, как город, так и исторические развалины, которые входят в список культурного наследия ЮНЕСКО. По разным данным, в штурме Пальмиры участвовали более пяти тысяч боевиков, среди которых сотни смертников, а также десятки единиц бронетехники, которые были стянуты из провинций Ракка и Дейр-эз-Зор.

В феврале 2017 года Минобороны России опубликовало видеодоказательства уничтожения боевиками ИГ объектов историко-архитектурного комплекса Древней Пальмиры. По данным Минобороны, российский беспилотник в ходе мониторинга Пальмиры (Тадмор) и прилегающих районов «зафиксировал факт варварского разрушения террористами ИГ фасада римского амфитеатра и тетрапилона — главных достопримечательностей древнего города». Уточнялось, что на кадрах отчетливо видно, что террористы взорвали процениум — центральную часть древнего римского театра и колонны тетрапилона (прямоугольного здания, возведенного в 270 году).

С декабря бойцы сирийской армии и отряды союзного ополчения вели наступательную операцию при поддержке правительственной авиации, постепенно вытесняя экстремистов из города. Экстремисты массово отступали, почти не оказывая сопротивления. Уходя из города, боевики заминировали дороги и здания.

1 марта 2017 года подразделения армии САР при поддержке союзного ополчения установили полный огневой контроль над городом Пальмира.

2 марта 2017 года Вооруженные силы Сирии при поддержке ВКС России завершили операцию по взятию Пальмиры.

* Террористическая организация, запрещенная в России

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Пальмира – Коммерсантъ

Сколько и как зарабатывает «Исламское государство» на черном рынке антиквариата, что именно рискует навсегда потерять человечество, как и кто должен защищать Пальмиру и другие древние города — в спецпроекте «Ъ».

Военный конфликт в Сирии за четыре года привел к потере сотен памятников культуры. Вандализм и разрушения не единственная угроза для исторических объектов. Не менее острую проблему для региона представляет нелегальный вывоз предметов искусства на продажу.

ИГИЛ («Исламское государство в Ираке и Леванте») — крупная террористическая структура, полностью независимая от внешнего финансирования. Немалую роль в обеспечении этой «автономии» играют доходы от экспорта древних артефактов. В июне 2014 года иракским властям удалось получить доступ к внутренним материалам группировки. В убежище одного из убитых полевых командиров было обнаружено около 160 USB-носителей, содержащих данные о финансовых операциях и денежных трансакциях. Черный рынок искусства ежегодно приносит ИГИЛ десятки миллионов долларов, и эти доходы уступают только нефтяной выручке. Тысячи предметов ежедневно пересекают сирийскую границу, чтобы позднее осесть в руках коллекционеров из Европы, США и стран Персидского залива.

Одним из первых вызвавших международный резонанс публичных актов вандализма, совершенных боевиками ИГИЛ, стало нападение на Музей Мосула (Ирак) в феврале. На распространенном в сети видео экстремисты уничтожают монументальные ассирийские и парфянские скульптуры. Однако запись демонстрирует только часть ущерба, нанесенного коллекции. Судьба многих находившихся в музее экспонатов остается до сих пор неизвестной: какая-то часть могла быть эвакуирована заранее правительственными силами, другая — распродана боевиками или солдатами сирийской армии.

Черный рынок пополняется не только за счет атак на музеи. Объектами разграбления становятся также места археологических раскопок, которыми богаты захваченные ИГИЛ территории Ирака и Сирии. Сегодня под контролем боевиков находится около 10 тыс. объектов культуры мирового значения, в том числе все шесть мест Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Сирии и три из четырех — в Ираке.

Отсутствие доступа к захваченным объектам не позволяет в полной мере оценить масштабы ущерба. По оценке зампреда Императорского православного палестинского общества Елены Агаповой, на контрабанде и продаже ценностей боевики могли заработать до $36 млн. Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова уже заявила о «промышленных масштабах» нелегальных раскопок ИГИЛ.

В мае 2015 года войска «Исламского государства» захватили территорию, где стоят руины древнего города Пальмиры — место, которое было центром римской провинции во II–III веках нашей эры. В 1932 году, спустя почти 2 тыс. лет, когда французская археологическая экспедиция начала проводить первые раскопки, Пальмира была всего лишь маленькой бедуинской деревней. На протяжении XX века из-под песка постепенно извлекали находки, поражавшие высоким качеством и мастерством исполнения. До 2015 года Пальмира была одним из самых красивых музеев под открытым небом на территории Ближнего Востока. На площади в 6 кв. км сохранились уникальные памятники местной архитектуры, которая возникла благодаря смешению римских и арабских традиций: амфитеатр, несколько крупных храмов, колоннады, триумфальная арка, форум.

Какие памятники находятся в Пальмире

Боевики ИГИЛ часто используют античные постройки в качестве декораций, например для публичных казней. В июле они расстреляли на сцене римского амфитеатра 25 пленных сирийских солдат. Спустя месяц после захвата этой территории представители ИГ взорвали там два мусульманских захоронения — гробницы суфийского проповедника Низара Абу Баха ад-Дина и Мухаммеда бен Али (потомок пророка Мухаммеда). В том же месяце директор департамента древностей и музеев Сирии Маамун Абд аль-Карим рассказал в интервью, что в контролируемой «Исламским государством» Пальмире уничтожено около 50 усыпальниц. Позже, 3 июля, стало известно, что боевики разрушили шесть древних статуй. По данным BBC, среди них — статуя «Лев Аллат» (около 2 тыс. лет). В размещенном в интернете видео игиловцы сообщили, что уничтожили артефакты, которые пытались вывезти из города контрабандисты.

В 1977 году польская экспедиция обнаружила во время раскопок обломки барельефа, посвященного богине Аллат, с изображением льва возрастом около 2 тыс. лет. Аллат — богиня доисламского арабского пантеона, считается, что ее изваяние стояло среди других идолов в древней Каабе, пока их не разбил пророк Мухаммед. В июле 2015 года боевики ИГИЛ разрушили скульптуру льва кувалдами. Ее копий в мире не существует.

21 августа боевики ИГ взорвали храм Баал-Шамина, построенный в первом веке н. э. в честь финикийского бога грома и плодородия. Храм был частично восстановлен и считался одним из наиболее сохранившихся и значимых в Пальмире.

30 августа был взорван античный храм Бэла, представлявший собой самое большое сооружение города. Храмовый комплекс был построен при императоре Тиберии в 32 году н. э. и включал двор, окруженный колоннадой, бассейны для ритуальных омовений и алтарь для жертвоприношений.

4 сентября подверглись уничтожению три погребальные башни, построенные в I веке до н. э, в том числе самая известная — погребальная башня Элахбела, под которой сохранился подземный склеп. По словам директора департамента древностей и музеев Сирии Маамун Абдаль-Карима, эти башни «были наиболее сохранившимися и красивыми».

5 октября боевиками была разрушена Триумфальная арка, построенная во II веке до н. э. Она венчала главную улицу города, по обеим сторонам которой были расположены десятиметровые колонны. Высота арки, построенной из базальта, гранита и мрамора, составляла 20 м. В 1930 году она была отреставрирована.

В мае заместитель министра культуры Сирии заявил, что от действий боевиков пострадало более 750 исторических объектов. В своих отчетах Американская ассоциация содействию развития науки приводит список памятников, наиболее пострадавших от нелегальных раскопок и действий боевиков ИГИЛ.

Зачем боевики ИГИЛ делают это

Свои действия боевики мотивируют тем, что статуям «поклонялись неверные», а сами они «разжигают инакомыслие и ведут к идолопоклонству». Один из боевиков произнес на камеру: «Наш пророк велит уничтожать идолов». А также: «Бог создал нас для поклонения ему, а не каким-то камням». На улицах сирийских и иракских городов практикуется и сожжение книг, не отвечающих нормам ислама. В интервью Associated Press один из боевиков группировки заявил, что «многие книги пропагандируют безбожие и призывают к неповиновению Аллаху, поэтому их надо сжигать».

Раис Измайлов, имам-хатыб мусульманской организации «Иман», проректор по учебной работе Московского исламского института:

— Уничтожать идолов нет ни религиозных, ни исторических причин. Поклоняться идолам и делать изваяния идолов запрещено, но нет наставления уничтожать исторические памятники цивилизации. Идолы, напротив, должны сохраняться в качестве назидания.

Если бы мусульмане уничтожали по всей своей территории языческих идолов, они бы не смогли создать такую империю. Когда мусульманское государство начало расширяться за счет Византии и империи Сасанидов, мусульмане не уничтожали иноверческие храмы, а давали местным жителям возможность совершать свои обряды. На Мальдивах, например, остались старинные мечеть и буддийский храм. В Малайзии в некоторых штатах официально действует шариат. И это не мешает находиться там одной из самых больших статуй Будды. Языческие храмы сохранились и в Индонезии, в Иране официально существует зороастрийская община. Мусульмане могут позволить себе быть терпимыми в том случае, если чувствуют себя политически, социально и экономически благополучно. Самые толерантные времена исламской цивилизации — времена существования исламского халифата.

ИГИЛ руководствуется принципами, которым следовали ваххабиты в Саудовской Аравии. Когда в XVIII веке Ваххаб захватил Мекку, он начал уничтожать могилы святых — все то, что могло бы способствовать идолопоклонству. Если сейчас вы приедете в Мекку, то не обнаружите ни одного исторического памятника или места, где были захоронены известные люди. Когда я был в хадже, мне было интересно посмотреть исторические места, осталось ли что-то хотя бы от XIX века. Ничего не осталось. Там же сейчас находятся салафиты, руководствующиеся принципом «Мы новый мир построим».

Действия ИГИЛ, безусловно, бьют по имиджу мусульман. Перечеркивается весь исторический опыт мирного и терпимого существования ислама. Действия ИГИЛ носят в первую очередь не религиозный, а идеологический, политический характер. То, что они делают,— это своеобразный манифест, перформанс, стремление привлечь к себе внимание. Движение ИГИЛ — революционное и бунтарское движение — построено по пиар-технологиям. Можно провести параллели, можно вспомнить, как после 1917 года большевики взрывали храмы в России.

Григорий Ревзин, историк, искусствовед, архитектурный критик, специальный корреспондент «Ъ»:

— Уничтожение музеев и археологических зон — это, несомненно, противостояние Западу, поскольку именно западные ученые и колониальные власти их в XIX веке и создали. Это более или менее стандартная ситуация: в Алжире и Ливии античные города, восстановленные и музеефицированные французами и итальянцами, освободившиеся от гнета местные жители растаскивали по камешкам.

Между публичными казнями людей и публичным разрушением памятников нет какой-то внутренней связи. Тонкие логические построения на тему аналогий между памятником и человеком, жизнью и памятью надо оставить как бессмысленные словесные спекуляции. Общее между ними только одно. Разрушение памятника и публичная казнь, представленные нам в виде роликов почти одновременно,— это сознательно наносимое нам оскорбление. Это шокирует, поскольку оскорбляет, это взывает к ответному действию, поскольку оскорбляет, и вся синонимия казней и актов публичного вандализма в том, что и то, и другое — оскорбление. Это синонимия плевка в лицо и пощечины.

Насилие над личностью, не важно, идет ли речь об избиении, поругании или заключении в тюрьму, и насилие над культурой — вот их стратегия. Цель здесь та же — оскорбление чувства святого у членов секуляризованного общества.

Реакция, которую сознательно провоцирует сегодня ИГИЛ,— важнейший прецедент. Он ясно показывает нам, что у невоцерковленных есть коллективное представление о святости и возможны сознательные провоцирующие действия по его оскорблению.

Механизмы нелегальной торговли предметами искусства, которые использует ИГИЛ, были разработаны еще террористами «Аль-Каиды» и применялись с началом американской военной кампании в Афганистане в 2001 году, позже — в Ираке в 2003-м. Тогда случился первый большой приток произведений древневосточного искусства на черный рынок. Только в первый год кампании в Афганистане было похищено больше 10 тыс. древних артефактов из Национального музея в Кабуле и нескольких археологических зон.

В руках ИГИЛ добыча артефактов приобрела регулярный и систематический характер. По словам британского археолога Амра ал-Азма, с середины 2014 года «Исламское государство» собирает на раскопки контрактных рабочих. Основанный на одном из постулатов Корана, в отношении всех найденных ценностей был введен налог (хумс) от 20% до 50%, который взимается в пользу группировки. Строгий контроль ИГИЛ также установило над вывозом и продажей предметов старины.

Памятники Пальмиры вывозят на продажу после захвата города

В связи с небывалым притоком сирийских артефактов на черный рынок Международный совет музеев составил красные списки произведений, являющихся главными объектами нелегального трафика из Ирака и Сирии. В них вошли в основном небольшие, легко транспортируемые предметы: печати, монеты, ювелирные изделия, стеклянные и керамические сосуды, скульптура, элементы архитектурного декора, мозаики. Именно такие вещи чаще всего фигурируют в полицейских рапортах, поступающих из Турции, Ливана и некоторых европейских стран. Их стоимость может варьироваться от нескольких десятков до нескольких десятков тысяч долларов, в особых случаях — до $2 млн. Помимо размера и редкости одним из факторов, определяющих цену, может служить возраст артефактов. Особый интерес на рынке представляют античные и византийские древности возрастом около 8 тыс. лет.

Сирийский повстанец Абу Абд аль-Тедмури вырос в тени древних руин Пальмиры. Как и многие в его семье, он незаконно выкапывал из земли и продавал археологические сокровища на черном рынке. И посреди хаоса войны этот бизнес не заглох.

Он спрятал часть из них в своем родном городе, а остальное вывез контрабандой в Турцию. Большую часть этих сокровищ он продал. «После событий в Сирии все руины оказались открытыми и никто их не охранял,— говорит 25-летний мужчина, который до войны работал в магазине в Пальмире.— Армия бомбила памятники под предлогом, что там прячутся повстанцы. От взрывов появились новые воронки, отчего стало легче добираться до древностей. Некоторые люди похищали эти предметы ради прибыли, а бойцы Свободной сирийской армии брали их, чтобы выручить деньги для покупки боеприпасов».

Незаконная торговля этими предметами древности существовала еще задолго до нынешнего конфликта, однако страх перед спецслужбами ограничивал ее масштабы. В случае поимки нелегальным торговцам грозило 15 лет лишения свободы. Некрополь, расположенный сразу за стенами древнего города,— одно из главных мест для расхитителей. По словам Тедмури, на черном рынке продавали даже большие плиты из известняка со скульптурами погребенных людей.

«Драгоценные предметы продаются сейчас за $300–400 — это же ничто! — говорит он с искренним негодованием.— Опытные контрабандисты расстраиваются, когда видят, что подобный товар уходит по такой низкой цене». $3,2 тыс. за комплект из трех предметов: древнегреческую серебряную монету с гравировкой, украшенной изображением совы Афины, чашу из известняка и металлическую фигурку птицы. Римская скульптура головы размером с кулак стоит $3,5 тыс.

За пределами страны трафик похищенных ценностей контролируют организованные преступные группировки. Главные транзитные пункты — граничащие с Сирией Турция и Ливан. Здесь предметы попадают в руки контрабандистов или местных дилеров, которые перепродают их дальше на Запад, новым агентам. В Европе в качестве промежуточного пункта чаще всего выступают швейцарские фрипорты — зоны льготного таможенного режима. Покупатели, интересующиеся сирийскими древностями, есть и в России: в июне начальник следственного отдела финской таможни Санна Купаринен заявила о задержании направлявшегося в Россию груза, содержащего сирийские артефакты, в том числе большую изразцовую плиту османского периода.

Самые дешевые вещи можно встретить у анонимных продавцов на eBay или Facebook. В начале июня американский журналист Заид Бенджамин выложил в Twitter снимки экспонатов, которые продаются в Facebook. Позднее администрация Facebook удалила эти фотографии. Цена предметов, выставленных на продажу на публичных интернет-площадках, как правило, не превышает $100. Однако чем выше стоимость предметов, тем сложнее их продать. Наиболее дорогие произведения не попадают на открытый рынок, отследить их перемещение практически невозможно.

Прежде чем попасть к коллекционерам, такие вещи снабжаются фальшивыми документами, сообщающими о более или менее убедительном легальном вывозе: чаще всего дилеры утверждают, что предмет попал к ним из авторитетной частной коллекции или «семьи», не уточняя, однако, деталей его происхождения. Особую трудность составляет выявление именно сирийских и иракских произведений из огромной массы анонимных предметов на рынке: из какой точки ближневосточного или средиземноморского региона появился артефакт, без специального исследования не всегда может определить даже эксперт.

Контроль над такими сделками, с одной стороны, осложнен проблемой идентификации контрабандных произведений, с другой — непрозрачностью, характерной для антикварного рынка в целом. Отследить эти сделки, даже если они полностью легальны, можно только при продаже на публичном аукционе. В случае же частных сделок, а их большинство, контролировать этот процесс практически невозможно.

Кирилл Данелия, галерист, коллекционер античного искусства:

— Во время военных конфликтов, острых политических кризисов мне часто предлагают приобрести какие-то артефакты. Так было, например, в 2001 году, когда мне предложили купить обломки бамианских будд, которых за три недели до этого взорвал «Талибан» в Афганистане.

Не думаю, что кто-то расскажет, как попадает на рынок героин, но, думаю, схемы с попаданием античных ценностей на так называемый серый рынок примерно такие же, они сложные. Если сомнительные раритеты предлагают галереям, дилерам, всем, кто работает по закону, от них отказываются. В мире не так уж много — несколько сотен — серьезных дилеров, занимающихся античностью, и они дела с такими вещами не имеют.

Начнем с того, что в первом репортаже о том, как боевики громят статуи в Музее Мосула, показано, как уничтожаются гипсовые фигуры. Было сразу понятно, что это копии, а реальные ценности попадут на черный рынок в скором времени. Параллельно с этим будет создаваться масса копий, которые представят как разграбленные, так что можно начинать мониторить eBay — там «ценностей» из Пальмиры по $200 уже полно. Так это и работает — это банальная игра на человеческой жадности: «А я скрипку Страдивари всего за $500 купил». Реальные же ценности будут продаваться напрямую покупателям. Но есть сложность: с антикварно-коллекционной точки зрения Пальмира не очень интересна. Это позднеримская вещь, это провинциальная римская скульптура. Да, она охраняется ЮНЕСКО, но это очень скучно. С бамианскими буддами было ровно так же: они никому не нужны, кроме тех, кто хочет повесить у себя дома. Всеми остальными памятниками Гандары ребята из «Талибана» спокойно торговали: что героин, что обломки будд — им все равно. Как и ИГИЛ, который зарабатывает и на нелегальной нефти.

Обелить такую покупку, легализовать ее невозможно. Англосаксонское право сейчас так устроено, что это нереально.

После революции в Египте я собрал группу, которая мониторила на интернет-аукционах появление ценностей из археологических хранилищ, разграбленных в это время. Мы занимались тем, что находили эти вещи, покупали и возвращали, это, кажется, единственный способ легализовать вещь — найти и вернуть владельцам. В случае с Пальмирой подсчитать ущерб можно будет, только когда кончится война на Ближнем Востоке — лет через 20, дай бог.

Основной рынок сбыта — Европа и США. В России античностью не очень интересуются. Но у той же Пальмиры стоимости нет, она всегда стоила мало, даже до ИГИЛ. Можно сравнить: допустим, если греческий мраморный бюст богини будет стоить $1 млн, римский — $200 тыс., то погребальный бюст из Пальмиры будет стоить $30 тыс. Но ребят из ИГИЛ это не смутит: они распродадут по частным рукам сначала подлинники, а потом и подделки, как это десять лет уже делают ребята в Афганистане.

Максим Провоторов, юрист, исполнительный директор юридической фирмы «Алиби», более десяти лет ведущей правовое обслуживание 50 крупнейших музеев и антикварных структур:

— Оборот и охрана культурных ценностей в мире регулируются следующими документами: Парижской конвенцией от 1970 года, Гаагской конвенцией от 1954 года, Дельфийской от 1985 года, Римской от 1995 года.

Если приобретатель купил украденную вещь, он обязан вернуть ее владельцу и, в свою очередь, имеет право на «справедливое возмещение убытков» (компенсации заплаченных за вещь денег и т. п.).

Но тут есть тонкий момент: добросовестность приобретателя, которой в Римской конвенции посвящена целая статья. Покупатель имеет право на компенсацию при условии, что он не знал или не предполагал, что ценность могла быть похищена, и что он может доказать это и предоставить документы о ее приобретении.

Для того чтобы определить, действовал ли покупатель добросовестно, учитываются все обстоятельства приобретения: качество предмета, заплаченная цена, консультации с любым реестром похищенных культурных ценностей, уполномоченными госорганами и т. п.

Естественно, не будет признан добросовестным покупатель, купивший на барахолке шедевр из Лувра за 10% его реальной стоимости. Недобросовестному приобретателю компенсация при изъятии предмета не выплачивается.

Римская конвенция (как и Гражданский кодекс РФ) устанавливает трехлетний срок давности для требований о возврате похищенной ценности, который начинается с момента, когда собственник узнал, где и у кого находится украденная вещь (если требование о возврате заявлено по истечении этого срока, собственнику может быть отказано). Требования по возврату предъявляются обычно по дипломатическим каналам.

Если говорить о Пальмире и ИГИЛ, резюмируя вышесказанное, то украденная оттуда вещь ни через 10, ни через 50 лет «белой» не станет. Пока собственник не знает, где вещь, и через 3, и через 30 лет она не станет легальной.

Но есть нюанс: Минкульт той или иной страны ведет собственный реестр культурных ценностей, в том числе похищенных. Если, к примеру, вещь украдена, то собственник сообщает об этом в госорганы, те при необходимости — по линии Интерпола в другие страны.

Но в случае с гробницами Пальмиры вообще не ясно, будет ли кому подават

www.kommersant.ru

Пальмира разрушена до основания. Худшие опасения мирового сообщества подтвердили шведские журналисты

Древней Пальмиры больше нет. По крайней мере, к такому выводу пришли шведские журналисты, которые со скрытой камерой проехали по местам, где раньше стояли знаменитые сооружения. Худшие подозрения подтвердились: боевики ИГИЛ, как и заявляли, действительно уничтожили памятники цивилизации.

Эти кадры шведские журналисты называют шокирующими — ни людей, ни сокровища древней цивилизации, Пальмиры. Груда камней на месте 2000-летних памятников. Первое видеосвидетельство, полученное западными репортерами, того, что осталось после взрывов террористов. Город, который видел рождение целого ряда цивилизаций, стерт с лица земли. Полностью разрушен уникальный храм Баал-Шамин, построенный в первом веке нашей эры, потеряна навсегда и знаменитая Триумфальная арка, которую вся Россия знала по фотографии на учебнике истории Древнего мира.

«Триумфальная арка — символ Пальмиры. Когда вы думаете о Пальмире, вы сразу же вспоминаете Триумфальную арку. Мне так грустно, что хочется плакать. Нет слов!» — говорит Халил Харири.

Нынешний директор музея Пальмиры сейчас находится в Дамаске, а о судьбе предыдущего руководителя в интервью шведским журналистам рассказал его сын. В мае прошлого года во время захвата города хранитель музея, Халид Асаад, попал в плен к боевикам группировки «Исламское государство», которая запрещена во многих странах, в том числе и в России.

«Террористы были уверены, что в Пальмире есть клад с золотом. Они искали золото, требовали рассказать, где оно спрятано», — рассказывает археолог, сотрудник музея Тарек Ал-Ассад.

28 дней боевики пытали хранителя музея и, так и не добившись ответа на вопрос, где зарыт клад, обезглавили его, а изуродованное тело повесили на светофоре.

По мнению экспертов, те, кто стоят за террористами, прекрасно знают, что главное сокровище Пальмиры — она сама. И, судя по видеокадрам из так называемой Долины гробниц, от нее просто не осталось ничего. Скорее всего, перед взрывами погребальные башни полностью вычистили, ведь внутри них были сотни бесценных саркофагов, многочисленные картины, скульптуры, барельефы.

«Они пытаются поставить добычу, в том числе, древних артефактов на промышленную основу. Они используют это для финансирования своих небогоугодных дел. Это как после американского вторжения в Ирак, через некоторое время стали появляться на антикварном рынке вещи из Багдадского музея, точно так же появляются вещи из разграбленного Мосульского музея», — рассказывает генеральный директор музея Востока Александр Седов.

Один из вопросов, на который шведские журналисты не дают ответа — как им удалось проникнуть на территорию, подконтрольную боевикам ИГИЛ, которые объявили охоту на западных журналистов. Единственное объяснение — снимали скрытой камерой, она была спрятана в автобусе.

www.1tv.ru

Какой была древняя Пальмира — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Пальмира.
Ее красота тихая, естественная, город как бы продолжает окружающую природу.
Из желтого песка долины, обрамленной лиловыми холмами,
поднимаются колонны с капителями — кудрявыми, словно кроны пальм.

Многие люди про такие места говорят «А что там смотреть ? Груда камней …». А я все таки, попадая в подобные исторические места ощущаю себя песчинкой в океане времени. Что то исходит от этих останков былых цивилизаций ! С одной стороны какое то могущество и непонятная мощь ! А с другой стороны такая хрупкость, что временами страшно и за нашу то цивилизацию. Когда то казалось, что эти памятники останутся такими еще многие сотри лет и мы успеем посмотреть на них и потрогать. Однако события последних лет говорят нам о том, что если что то и простояло несколько тысяч лет, то это соврешенно не значит, что оно уцелеет сейчас.

Посмотрите, как это выглядело еще лет пять назад …

Пальмира (Palmyra, также известна под названием Tadmor‎) — в античные времена город очень важного значения, расположенный в оазисе в 215 км на северо-восток от Дамаска и в 120 км на юго-запад от Евфрата. На протяжении длительного времени Пальмира была важнейшим местом остановки для караванов, пересекающих Сирийскую пустыню, и часто называлась «Невестой пустыни». Самое раннее документальное свидетельство о городе обнаружено на вавилонских табличках, найденных в Мари. В них он упоминается под семитским названием Тадмор, что значит «отражающий атаки город» на аморитском языке или «непокорный город» на арамейском. Сейчас возле руин Пальмиры существует поселение Тадмор. Жители Пальмиры возвели огромные монументы с такими ритуальными предметами искусства, как известняковые плиты с бюстами усопших.


На золотистых, нагретых солнцем стенах высечены листья и гроздья винограда, верблюды, орлы. До нашего времени Пальмира сохранилась неперестроенной, поздние наслоения ее не заслоняют.

В истории имеется много удивительных парадоксов: Помпеи, например, сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру — человеческое забвение. Она была брошена людьми и забыта.

А когда-то все начиналось с Эфки — подземного источника с тепловатой водой, отдающей серой. Отчаянные путешественники, странники, купцы устраивали здесь привал, поили усталых верблюдов, коней и ослов, разбивали на ночь шатры. Со временем здесь вырос своего рода перевалочный пункт — бойкий перекресток купли-продажи. Потом он превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен. Город менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, жрецов самых разных религий, лекарей, беглых невольников, мастеров всех профессий.

Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии. Высоко ценилась шерсть, крашенная пурпуром; купцы, расхваливая свой товар, утверждали, что по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали пеплом. Из Аравии и Индии привозили пряности и ароматные вещества. Постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь.

Под сводами Триумфальной арки совершались сделки, стоял многоязычный гул, но Триумфальной ее назвали европейцы. В их представлениях арки и ворота ставятся для прославления громких военных побед и в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решали другую задачу: двойные ворота арки были поставлены под углом и как бы скрадывали излом улицы, спрямляли ее.

До нашего времени сохранился второй важный перекресток города — Тетрапилон. Он сооружен из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах. Здесь тоже вовсю шла торговля, каменные перекрытия лавок сохранились до настоящего времени.

В городе было много храмов, строили их весело, на совесть.

Пальмиры были многоязычным народом, скитальцы пустыни, они никак не хотели подчиняться одному богу. В своих религиозных ритуалах они чаще всего поминали Бэла — бога неба, ему посвящен один из самых интересных храмов на Ближнем Востоке (прообраз Баальбека). Храм выделялся среди всех строений города, имел центральный зал площадью в 200 квадратных метров. Вот тогда-то и разнеслась по Древнему Востоку слава о красоте и совершенстве Пальмиры.

В храм вели три входа, украшенных позолоченными панелями. Нынче их заменяют дощатые ворота, через которые туристы попадают в святилище. Разбитую плиту венчают драконьи зубцы, придавая святилищу грозный вид. Сохранился особый вход, который был сделан для обреченных на заклание верблюдов, быков и козлов, а также сток для крови — бог Бэл требовал жертв.

В Пальмире был сооружен храм в честь бога Набо — сына Мардука, повелителя вавилонского неба. Набо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из Месопотамии, он уживался с финикийским Баальшамином, арабской Аллат и олимпийским Зевсом.

От храма Набо остался один фундамент, от храма Аллат — только двери, зато храм Баальшамина (финикийского бога грома и плодородия) высится и поныне.

А земными делами Пальмиры ведали вожди, жрецы, богатые купцы, которые заседали в Сенате. Их решения утверждал губернатор, назначаемый из Рима. Император Адриан, посетивший Пальмиру, дал городу некоторую самостоятельность — отозвал губернатора, снизил налоги, власть передал местному вождю.

Шли годы, пролетали десятилетия, и постепенно Пальмира превратилась в один из самых процветающих городов на Ближнем Востоке. Так же как и в Риме, здесь устраивались гладиаторские бои, юноши сражались с дикими зверями. Франтихи из высших слоев общества одевались по последней римской моде, а то и опережали ее.

Детям давали римские имена, нередко в сочетании с пальмирскими.

Древние пальмирцы любили ставить памятники друг другу. Почти все колонны Большой колоннады, храмов и общественные здания имеют посередине каменные полочки, на которых стояли скульптурные изображения знатных и уважаемых людей. В свое время колонны Агары (пальмирский форум, окруженный портиками и уставленный бюстами) держали около 200 таких изображений.

Но понемногу пальмирские вожди перестали слушать Сенат, начали проводить свою политику. Правитель Пальмиры Оденат разгромил войска самого персидского царя, однако он хорошо понимал, что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Но независимо от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке.

Тогда Рим прибег (как это весьма часто бывает) к простому средству — физическому устранению человека. Римские власти страны Сури в 267 году (или в 266) пригласили Одената для обсуждения текущих дел в Эмессу (современный город Хомс). И там во время встречи он вместе со старшим сыном Геродианом пал от руки своего племянника Меона.

По другим историческим сведениям, в убийстве Одената принимала участие его жена Зенобия, которая была мачехой Геродиану. Она якобы хотела устранить их обоих, чтобы освободить дорогу к власти своему малолетнему сыну Вабаллату. Фактически же энергичная вдова правила самостоятельно. С ее именем связаны громкая слава Пальмиры, расширение границ государства. Она переносила тяготы военных походов не хуже любого из своих солдат.

На местном языке имя Зенобия звучало как Бат-Зобби. В переводе на русский это означает — дочь купца, торговца. Она была очень красивой женщиной, это видно даже на монетах, которые сохранили ее образ. «Матовая, смуглая кожа и черные поразительной красоты глаза, взгляд живой с божественным блеском. Она одевалась в роскошные наряды, умела носить военные доспехи и оружие».

По свидетельству древних летописцев, Зенобия была образованной женщиной, ценила ученых, благожелательно относилась к философам и мудрецам.

Римский император Галлиен надеялся, что второй сын Одената не сможет по малолетству управлять Пальмирой. Однако он не учел, что вдова, красавица Зенобия, умнейшая и образованнейшая женщина, была готова заняться государственной деятельностью. Ее учитель, знаменитый философ-сириец Кассий Лонгин из Эмессы, посоветовал ей возвести на престол Вабаллата и стать при нем регентшей. Она с большой осторожностью выжидала час изгнания римских легионов с Ближнего Востока, чтобы навеки утвердить в царстве, которое она создаст, власть своей династии.

До поры до времени Зенобия тщательно скрывала свои намерения в надежде, что ее сыну позволят унаследовать трон отца. Но Рим боялся усиления окраин и сохранил за правителем Пальмиры лишь титул вассального царька. И тогда Зенобия объявила войну могущественному Риму.

Римляне были убеждены, что войска Пальмиры откажутся идти в бой под командованием женщины. И сильно просчитались. Пальмирские начальники Заббей и Забда присягнули на верность Зенобии. Перешедшая на ее сторону армия вскоре овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.

Военные победы Зенобии встревожили Рим. Римский Император Луций Домиций Аврелиан решил выступить против ее армии. После поражения при Хомсе Зенобия надеялась отсидеться в Пальмире, но выдержать длительную осаду не удалось. Оставалось только вывезти все богатства города и отступить за Евфрат — а там спасет ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница Аврелиана следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Пальмира пала.

Это было семнадцать веков назад. Дальнейшая судьба Зенобии таинственна и порождает много догадок и предположений: будто своевольная царица была убита, будто ее в золотых цепях провели по Риму, будто выдали замуж за римского сенатора и она жила до самой старости.

Взяв Пальмиру, римские войска сбили статую Зенобии, но город не тронули. При императоре Диоклетиане здесь даже возобновилось строительство: резиденция Зенобии была превращена в римский военный лагерь, здесь расширили казармы, улучшили водопровод, возвели христианскую базилику.

1900 год

Несколько раз пальмирцы поднимали восстание за независимость, но неудачно.

Постепенно городская знать покинула город, лишенные связей с Востоком ушли купцы, а вслед за ними без дела остались водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники. И Пальмира начала чахнуть, превратилась в заурядный пограничный пост, место ссылок.

Арабы взяли ее без боя, горожане даже не могли оказать сопротивление. Да они уже и не жили в городе, а сбились за стенами святилища Бэла, налепили там множество темных и тесных глинобитных лачуг. Через 2–3 поколения никто уже и не помнил ни имен богов, ни названий храмов, ни назначения общественных зданий.

Потом на долгие годы пришли турки, которые сами не имели понятия о культуре подвластных им народов и другим не давали ее изучать. Раскопки были запрещены по всей Османской империи. Никому не было дела до прошлого, до блистательной истории умирающего теперь города. Пыль забвения скрыла Пальмиру от живой памяти человечества. Пальмиру пришлось открывать заново.

Честь открытия Пальмиры история приписывает итальянцу Пьетро делла Балле. Долго, с большими трудностями добирались до Пальмиры путешественники в XVII веке, но, когда они вернулись в Европу, им просто не поверили. Город в сирийской пустыне? Разве такое может быть? Но через 100 лет художник Вуд привез в Англию рисунки, сделанные в Пальмире. С опубликования этих гравюр и началась мода на Пальмиру, появились подробные описания древнего города, путевые очерки.

Самую интересную находку того времени сделал наш соотечественник, петербуржец С. С. Абамелек-Лазарев. Он обнаружил и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением таможенных правил (так называемый «Пальмирскии тариф»). Сегодня этот документ хранится в Эрмитаже. В древние времена местные жители называли (впрочем, и сейчас называют) Пальмиру «Тадмор». В переводе это слово означает «быть чудесным, прекрасным».

В XX веке ею заинтересовались всерьез. Постепенно, но уверенно рос интерес России к Пальмире. Русский археологический институт в Константинополе снарядил экспедицию, исследователи сделали много фотографий, рисунков, схем, планов, топографических карт города. На основании этих материалов профессор Ф. Успенский издал потом обстоятельный труд.

Возвышающиеся в пустыне колоннады легендарной Пальмиры до сих пор манят к себе путешественников, которые с удивлением открывают для себя две соседствующие Пальмиры — два Тадмора. Одна из них — древняя, другая — новая, молодая. В одной из них уже давно не живут люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 года стали селиться бедуины, бедный народ. В 2003 году сирийское правительство издало закон о строительстве новой Пальмиры. Город стал благоустраиваться, были построены новые улицы, проведено электричество. Трудолюбивые жители заложили здесь пальмовые рощи, сады, огороды, вспахали поля, развели скот. По традиции пальмирцы занимаются торговлей, ткут ковры, платки, шьют национальные одежды и продают все это туристам. Новая Пальмира не конкурирует с древней, ибо сама является ее продолжением.

Первоначально Пальмира была основана как поселение в оазисе в северной части Сирийской пустыни, называемое Тадмор. Несмотря на то, что римская провинция Сирия была образована в 64 г. до н.э., население Тадмора (преимущественно арамейцы и арабы) оставалось полунезависимым более полувека. Они контролировали торговые пути между Средиземноморским побережьем Сирии и землями парфян на восток от Евфрата. Пальмира располагалась как раз на двух стратегических торговых маршрутах: из Дальнего Востока и Индии к Персидскому заливу, а также на Великом шелковом пути.

При римском императоре Тиберии (14—37 гг. н.э.) Тадмор был включен в состав провинции Сирии, и переименован в Пальмиру, «город пальм». После захвата римлянами Набатейского царства в 106 г. Пальмира стала самым важным политическим и торговым центром на Ближнем Востоке, переняв пальму первенства у Петры.

В 129 г. император Адриан пожаловал Пальмире статус «свободного города», дав жителям право свободного поселения и значительные торговые привилегии. В 217 г. император Каракалла дал Пальмире права колонии и назначил ее правителем сенатора Септимия Одената. Вскоре сам Оденат и его сын были убиты в результате мятежных заговоров. Правителем Пальмиры в 267 г. стала жена второго сына Одената — Зенобия, при которой город достиг наибольшего расцвета. Зенобия была очень амбициозной женщиной и даже заявила, что она ведет свой род от Клеопатры.

В 272 г. Пальмиру захватил император Аврелий и привез Зенобию в Рим в качестве своего трофея. В 273 г. Пальмира была разрушена до основания, и все жители были вырезаны в результате акта возмездия за мятеж местного населения, во время которого в городе было убито около 600 римских лучников.

В VI в. император Юстиниан пытался восстановить город и отстроил оборонительные сооружения.

В 634 г. город был захвачен арабами.

Сильнейшее землетрясение 1089 г. практически стерло Пальмиру с лица земли.

В 1678 г. Пальмиру обнаружили два английских купца, живших в городе Халеб в Сирии.

С 1924 г. в Пальмире активно ведутся археологические раскопки, проводимые учеными из Британии, Франции, Германии, Швейцарии, а с мая 1959 г. и Польши.

В 1980 г. организация ЮНЕСКО включила Пальмиру в список объектов, имеющих статус «Всемирного наследия».


История Пальмиры — сказочного города посреди пустыни и своеобразного «окна из Европы в Азию» — посредством поэтической метафоры оказалась связана еще с одним городом на земле — Санкт-Петербургом. В 1755 г. в петербургском журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» был опубликован краткий пересказ книги о Пальмире, опубликованной в 1753 г. в Лондоне английскими путешественниками Г. Доукинсом и Р. Вудом. Текст этой публикации на русском языке, в особенности замечание об искусстве Пальмиры, достигшем расцвета в то время, когда «художества Греции и Рима уже возведены были на высокую совершенства ступень», ассоциировалось с «греческим проектом» великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Так возник образ «Северной Пальмиры».

Своих внуков Екатерина II назвала Александром (в честь Александра Македонского, открывшего путь в Азию) и Константином (в память византийского императора), что отвечало планам создания великой империи на Балканах. Пальмира в сознании просвещенных людей екатерининского времени связывалась с идеей «расширения окна», созданного царем Петром, не только в Европу, но и в Азию, а себя императрица Екатерина сравнивала со своенравной царицей Зенобией, вдовой царя Одената, которая после смерти мужа вознамерилась создать огромное царство между Западом и Востоком.













Нажимайте на картинку и отправляйтесь на виртуальную экскурсию !





[источники]

источники

http://www.iksinfo.ru

http://www.worlds.ru

http://slovari.yandex.ru




И еще что нибудь вам про древние города: Мадаин-Салих (Mada’in Saleh) или например Древняя Ливия. Сабрата (Sabratha), а вот загадочные Террасы Морай (Cusco Moray)

masterok.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *