Российский истребитель 5-го поколения Т-50 ПАК ФА: проблемы и перспективы
В предыдущем материале, в рамках серии очерков о самых важных и крупных военных разработках современной России, мы говорили о новой межконтинентальной баллистической ракете РС-28 «Сармат». Теперь речь пойдет о российском истребителе пятого поколения Т-50 ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), совершившем свой первый полет в 2010 году. Посмотрим, в каком состоянии находится этот проект и каковы его перспективы.
Замена великолепной линейке истребителей Су-27
На данный момент, вершиной российского авиастроения, в том, что касается истребителей, является Су-35С, относящийся к поколению 4++. Эта машина создана на базе отлично себя зарекомендовавшего истребителя Су-27. Су-35С получил новые двигатели с всеракурсно управляемым вектором тяги (это дало ему умопомрачительную маневренность), новое бортовое радиоэлектронное оборудование, позволяющее одновременно наводить вооружение на 8 воздушных, или 2 наземные цели. Кроме того, Су-35С получил радиопоглощающее покрытие, уменьшающее его эффективную площадь рассеяния (ЭПР — чем больше показатель, тем лучше цель «видна» радиолокационным станциям противника). Эти факты позволили самолету частично достичь характеристик 5-ого поколения, однако, не во всем. К примеру, ЭПР Су-35С хоть и заметно меньше, чем у Су-27, но по сравнению с американским истребителем пятого поколения F-22, он очень велик. Кроме того, Су-35С — это максимум, который можно «выдавить» из прекрасной платформы Су-27, ставшей основой таким отличным самолетам, как Су-30СМ, Су-34 и т.п.
Именно по этой причине, разработка платформы нового поколения имеет огромное значение для будущего российского военного авиастроения — нынешние машины еще много лет будут актуальны, однако развивать их дальше уже почти невозможно. И это при том, что в разработке находятся ряд машин конкурентов — американский F-35 (а F-22 уже довольно давно стоит на вооружении ВВС США), китайские J-20 иJ-31, японский Mitsubishi ATD-X. Модернизация старых и проверенных временем моделей российских истребителей уже не позволит угнаться за ними.
Для достижения всех требований пятого поколения нужен новый двигатель
Серийное производство Т-50 ПАК ФА планируется запустить в 2017 году, а первые машины войдут в строй ВКС России в 2018 году. Первые партии машин будут соответствовать почти всем критериям пятого поколения, обладая: радиолокационной станцией (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой Н036 «Белка», сверхманевренностью, радиолокационной малозаметностью, многофункциональностью, круговой информационной системой (антенны РЛС, оптико-локационная станция и другие датчики дают информацию почти по всей окружности машины) и т.п.
Главным же недостатком останется двигатель АЛ-41Ф1, который будет устанавливаться на первые истребители. Он несколько «портит» радиолокационную и инфракрасную малозаметность самолета, при этом его модернизационный потенциал уже исчерпан (двигатель создан на основе АЛ-31Ф, устанавливаемого на Су-27). Решением проблемы должен стать двигатель второго этапа «Тип 30», который разрабатывается «Объединенной двигателестроительной корпорацией». Он будет обладать повышенной мощностью — около 10 500 кгс (против 9500 кгс у АЛ-41Ф1) без использования форсажа и 17 500 кгс (против 15 000 кгс у АЛ-41Ф1) на форсаже. Такие характеристики двигателя позволят очень уверенно достигать крейсерской сверхзвуковой скорости полета (без использования форсажа и, соответственно, огромных затрат топлива и ресурса силовой установки), а также в целом повысят летные характеристики самолета. К сожалению, прогнозировать реальные сроки поступления новых двигателей в серийное производство пока сложно — первый стендовый запуск состоялся в ноябре 2016 года, а летные испытания начнутся по планам в конце 2017 года. При этом планируется довести двигатель до государственных испытаний к 2020 году. Однако, учитывая то, насколько сложной задачей является разработка нового авиационного двигателя, в реальности сроки могут оказаться совсем другими.
Успешная разработка Т-50 ПАК ФА окупится за счет экспорта
Помимо разработки ПАК ФА для российской армии, имеется также проект экспортного истребителя пятого поколения FGFA (Fifth generation fighter aircraft), создаваемый совместно с Индией. Работы по нему идут не очень просто, но сулят огромные прибыли — стартовым покупателем должна выступить Индия, с потребностью в 200 машин этого типа, при том, что минимальная стоимость одного самолета составит не менее $100 млн. Если FGFA сможет повторить успех Су-30 на мировом рынке вооружений, то российское авиастроение и смежные ему отрасли ВПК получат очень серьезный импульс для дальнейшего развития.
Подробнее: Российско-индийский военный «контракт века» готов?
Автор: Леонид Нерсисян
Источник: ИА REGNUM
ПАК ФА Т-50 и его критики.: vlad_burtsev — LiveJournal

Некоторые западные эксперты считают, что новейший российский истребитель ПАК ФА не дотягивает до звания самолета пятого поколения. Более всего это напоминает ревность: общепринятых критериев истребителя пятого поколения не существует, а по некоторым объективным показателям американские F-22 и F-35 проигрывают не только ПАК ФА, но и более старым российским самолетам. На прошедшем в феврале сингапурском авиасалоне Singapore Airshow-2016 перспективный российский истребитель ПАК ФА удостоился нескольких критических высказываний со стороны представителя компании «Локхид Мартин» — производителя многоцелевого истребителя F-35 пятого поколения. Он, в частности, сказал, что одного лишь свойства радиолокационной малозаметности («стелс»), которое есть у ПАК ФА, недостаточно, чтобы причислить самолет к данному поколению, очевидно намекая на недостаточно «продвинутое» бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) Т-50.
При этом его оценка совпала с мнением ряда экспертов из России, которые считают, что ПАК ФА будет иметь проблемы с продажей на азиатском рынке. Мол, бортовые системы имеют слишком мало технологий пятого поколения, да и цена на ПАК ФА, согласно прогнозам, будет значительно выше, чем на Су -35, который интересен Китаю и Индонезии. Согласно данным интернет-ресурса IHS Jane’s, радар и двигатель ПАК ФА (основные подсистемы истребителя) такие же, как на Су-35. Часть авионики на борту Т-50 и Су-35 также идентичны. Су-35 при всем при этом относится к поколению 4++.
Подобное определение слабого места ПАК ФА кажется вполне логичным. СССР и Россия никогда не были мировыми лидерами в области разработки и производства электроники. Но и представлять российскую электронику как отсталую тоже было бы неправильно. Достаточно вспомнить, какую обеспокоенность вызывает у властей США перспектива полета над американской территорией российского самолета в рамках договора «Открытого неба». Самолет этот оборудован самыми современными цифровыми фотокамерами, которые могут «разглядеть» значительно больше, чем первоначально рассчитывал Вашингтон, соглашаясь на такого рода полет.
Но БРЭО — не единственный элемент Т-50, подвергшийся критике со стороны западных специалистов. По их мнению, создатели ПАК ФА уделили вопросу придания самолету всеобъемлющей радиолокационной малозаметности намного меньше внимания, чем конструкторы F-22 Raptor. И если последний является «стелсом» со всех сторон, то Т-50 — только в передней полусфере.
Итак, на первый взгляд ПАК ФА по некоторым показателям проигрывает F-22 и F-35. Но является ли это достаточным основанием, чтобы не относить его к истребителям пятого поколения?
Неопределенное пятое поколение
Представьте себе ситуацию: спортсмену говорят, что он не соответствует званию «мастера спорта», но при этом не сообщают ему, каким критериям он должен отвечать, чтобы соответствовать. То же самое — с критикой в адрес Т-50. Сами американцы признают, что относить истребитель к пятому поколению или нет — это вопрос субъективной оценки. Так, «Локхид Мартин» полагает, что истребитель пятого поколения должен обладать пятью качествами. Первое — быть «стелсом» со всех сторон даже тогда, когда несет на борту вооружения. Второе — иметь радар, работу которого противнику будет трудно засечь. Третье — иметь платформу (в смысле, непосредственно самолет), обладающую самым широким диапазоном возможностей. Четвертое — располагать самой передовой авионикой. Пятое — иметь глубоко интегрированную бортовую компьютерную систему, способную к взаимодействию со всеми элементами как наземной, так и воздушной боевой инфраструктуры, и предоставлять пилоту все картину окружающей обстановки.
Напомним еще раз: ПАК ФА (Т-50) претендует на то, чтобы считаться истребителем пятого поколения, а F-22 и F-35 в мировых авиационных кругах однозначно характеризуются в качестве таковых. А теперь выслушаем мнения американских военнослужащих и экспертов, сравнивших истребители Т-50 с F-22 и F-35 (сравнительные оценки специалистов США были опубликованы, в частности, интернет-ресурсом Nationalinterest.org). С точки зрения американцев, концептуально ПАК ФА и F-22 являются «родственниками». Оба представляют собой скоростные, высотные и радиолокационно малозаметные истребители, нацеленные на завоевание господства в воздухе. Но свойства «стелс» у F-22, как уже отмечалось, выражены заметно сильнее, чем у Т-50, и это, как считают заокеанские эксперты, дает F-22 серьезные преимущества перед ПАК ФА. Что же касается динамических характеристик (то есть, скорости, скороподъемности и высоты полета), то тут никакой принципиальной разницы между самолетами нет, особенно когда Т-50 получит новые двигатели под условным обозначением «изделие 30». Более того, у ПАК ФА даже есть небольшие преимущества перед F-22 по скорости (2446 против 2414 км/час) и по дальности полета (3500 км против 2900 км).
Есть у ПАК ФА, как подчеркивают американцы, и пара неоспоримых преимуществ перед F-22. Первое из них — сверхманевренность, которая обеспечивается двигателем, способным отклонять реактивную струю в разные стороны (так называемый управляемый вектор тяги или УВТ). Второе — это нашлемная система целеуказания (НСЦ) с «привязанными» к ней ракетами «воздух-воздух». Подобная система, отмечает Nationalinterest.org, будет установлена на Raptor только к 2020 году, хотя ракета AIM-9X, способная работать с ней, должна появиться в арсенале F-22 уже в 2017 году.
С точки зрения авионики у F-22, вероятно, лучше обстоят дела с интегрированной обработкой данных и системой, обеспечивающей взаимодействие летчика с самолетом. Чтобы прийти к такому выводу, достаточно взглянуть на кабину МиГ-29 — она не слишком «дружественна» по отношению к пилоту, подчеркивают американцы. Но в то же время отмечают, что у русских «наблюдается прогресс в этой области», что позволит российским истребителям сравниться с американскими. Кроме того, русские делают «приличные радары» и «отличные системы для ведения электронной войны».
Пятое поколение по-американски
Но вернемся к истребителю Су-35, относимому к поколению 4++. Что думают американцы по поводу его возможного противостояния с «сверховременным» F-35? По мнению уже упомянутого Nationalinterest.org, «весьма вероятно, что в ближайшие годы Су35 распространится по всему миру». Что же могут противопоставить ему США? Ответ для Америки не самый оптимистичный: «Чтобы сдержать распространение Су-35, ВВС США, морской пехоте и в значительной меньшей степени ВМС придется полагаться на разные модификации F-35, который никогда не создавался как истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Он продолжает оставаться ударным самолетом с серьезной защитой от воздушного нападения, хотя Пентагон и пытается сделать из него „затычку“ для каждой „бочки“.
А вот что считает летчик, выпускник элитной школы истребителей для морской авиации TOPGUN: „Если брать самолет в чистом виде, то у Су-35 больше шансов на победу в схватке с большинством из наших самолетов, за исключением, возможно, F-22 и F-15C. Возможно, еще F/A-18E/F сможет ему неплохо противостоять“. Его мнение совпадает с точкой зрения хорошо знакомого с F-35 представителя ВВС США, который полагает, что способность Су-35 „летать высоко и быстро“ представляет „серьезную проблему“ для американских истребителей, включая F-35.
Если Су-35 может наносить удары по целям, в том числе воздушным с высоты более 15 000 метров, летя при этом со скоростью около 1,5 Маха, то F-35 будет действовать в основном на высотах порядка 10 000 метров со скоростью 0,9 Маха. Меж тем, способность лететь выше и быстрее противника, позволяющая усиливать разрушительное воздействие ракет „воздух-воздух“ с помощью кинетической энергии, является важнейшим качеством истребителя, созданного для завоевания господства в воздухе, подчеркивает Nationalinterest.org.
Еще одна „головная боль“ для американцев — способность Су-35 к электронному противодействию. Это качество позволяет российскому истребителю нарушать работу как бортовых радаров F-22, так и радаров, установленных на ракетах „воздух-воздух“ типа AIM-120 AMRAAM. Кроме того, как отметил один из пилотов F-18 Super Hornet, Су-35 использует неэлектромагнитный, инфракрасный весьма эффективный способ обнаружения целей на большом расстоянии, а его коллега, летчик ВМС, весьма высоко отозвался о способности Су-35 быть „классным грузовиком“, то есть, нести тонны боевых средств для борьбы с самолетами противниками.
Но проявить все свои возможности истребитель может только в бою. Что будет, если четверка Су-35 встретиться с четверкой F-35? В этом случае пилоты последних должны максимально использовать свои „козырные карты“ — „стелс“ и передовое радиоэлектронное оборудование, позволяющие им „разобраться“ с противником за пределами визуального контакта. Однако самое лучшее, что они смогут сделать, подчеркивает интернет-ресурс, это уклониться от боя и вызвать подмогу в виде F-22 и F-15C. Ведь F-35 не сможет использовать даже наводимую шлемом пилота ракету „воздух-воздух“ AIM-9X, входящую в набор главных средств противосамолетной борьбы данного истребителя. Нести эту ракету F-35 может только на внешней подвеске, а это лишает его свойства „стелс“, которое, как уже отмечалось, является важнейшим элементом защиты F-35 от истребителей противника. „В общем, пилот F-35 должен любой ценой избегать боя с противником на ближней дистанции“, — подводит итог издание.
А ведь речь идет, напомним, о не самом совершенном истребителе — Су-35. Что же будет, если вместо Су-35 истребителям F-35 повстречается группа ПАК ФА? Бывший глава разведки ВВС США, генерал-лейтенант Дэйв Дептула в интервью The National Interest сказал следующее: „Анализ возможностей ПАК ФА, которым я располагал, указывает на то, что ПАК ФА представляет собой весьма совершенную конструкцию, которая, по меньшей мере, не хуже, а по некоторым параметрам даже лучше американских истребителей пятого поколения. Он явно более юркий, чем F-35 за счет управляемого вектора тяги, очень подвижных и эффективных хвостовых рулей, и великолепной аэродинамики“. „Если вера американцев в свойство „стелс“ обернется пустышкой, то у ПАК ФА будет явное преимущество“, — заключает Nationalinterest.org.
Последние тенденции в развитии военных технологий и техники у стран, которых можно отнести к категории потенциальных противников США, действительно могут превратить свойство „стелс“ в „пустышку“. По данным американского Центра стратегических и международных исследований, Китай сооружает новый высокочастотный радар на архипелаге Спратли, который позволит китайским военным видеть и отслеживать самые современные американские самолеты, построенные по технологии „стелс“, включая истребители F-35, F-22 и бомбардировщик В-2. Если КНР столь активно и успешно работает в направлении создания наземных средств борьбы со „стелсами“, то недалек тот день, когда эти же технологии появятся и на китайских истребителях, что в еще большей степени поставит под вопрос преимущества радиолокационно малозаметных самолетов США.
Напомним еще, что командование ВВС США, не удовлетворенное возможностями F-35 и F-22 нести достаточное количество ракет „воздух-воздух“ (по крайней мере, без потери качества „стелс“), рассматривает вариант усиления возможностей этих машин с помощью так называемых „самолетов-арсеналов“. Это бомбардировщики типа В-52 и В-1, которые будут нести следом за истребителями сотни ракет „воздух-воздух“, запускаемых и наводимых на цель (по радиосигналу) пилотами этих истребителей.
Подведем итог: представитель компании „Локхид Мартин“, создавшей F-35, критикует ПАК ФА за то, что он, якобы, „не дотягивает“ до истребителя пятого поколения, наиболее совершенным образцом которого считается F-35. Но F-35, по признанию самих американцев, не является самолетом для завоевания господства в воздухе, более того, по классификации самого „Локхид Мартина“, не соответствует истребителю пятого поколения, ибо не является „платформой, обладающей самым широким диапазоном возможностей“. И если F-35 встретится с Су-35 (даже не ПАК ФА), то ему придется вызывать подмогу в виде F-22, да еще, возможно, в сопровождении „самолетов-арсеналов“. И получается, что американский истребитель пятого поколения — это F-35 плюс F-22 и „самолеты-арсеналы“ впридачу.
vlad-burtsev.livejournal.com
американские СМИ сравнили новейшие истребители
Обозреватель журнала National Interest Себастьян Роблин заявил, что истребитель пятого поколения ПАК ФА по ряду характеристик опережает американский Raptor, однако и заокеанскому конкуренту есть чем удивить российские ВКС.
В первую очередь Роблин обращает внимание на характеристики «соперников»: оба самолета оснащены новейшими двигателями, которые позволяют преодолевать звуковой барьер без применения форсажного режима. Практический потолок обеих машин – 20 тыс. м, что на 2000 м выше, чем у «сверхсовременного» F-35.
Подробное рассмотрение спецификаций двигательной установки Т-50 указывает на его превосходство перед «соперником». Российский самолет будет оснащен турбореактивным «сердцем» с управляемым вектором тяги, при этом регуляция отклонения сопла будет осуществляться по трем осям. «Американец» не может похвастаться подобной характеристикой: изменение вектора реактивной струи возможно только по вертикали.
«Raptor единственный сверхманевренный самолет ВВС США, но все же он не сравнится с ПАК ФА», – пишет обозреватель журнала National Interest.
Управляемые ракеты малого радиуса действия Р-73, которыми оборудован T-50, по мнению Роблина, станут «сюрпризом» для F-22. При этом у Raptor подобное вооружение появится в 2017 году, а система наведения, аналогичная российской, будет создана лишь в 2020 году.
Ракеты средней дальности Р-77, установленные на ПАК ФА, также превосходят образцы США. Но, как отмечает журналист, внутренние подвески российского истребителя рассчитаны на меньшее количество вооружения подобного класса.
Т-50 также оснащен системой обнаружения и преследования целей в инфракрасном диапазоне, Raptor же получит подобную систему только через три года.
Роблин также обратил внимание на РЛС «Белка» с активной фазированной антенной решеткой, наличие которой упростит обнаружение «стелсов» противника.
Серьезным недостатком Т-50 обозреватель считает больший коэффициент эффективной площади рассеяния: ПАК ФА «заметнее» F-22. Также, как полагает автор, выбросы турбореактивного двигателя российского истребителя делают его уязвимым для ракет с инфракрасной системой наведения.
Пальму первенства Роблин отдал российскому сопернику: «Оба истребителя прекрасно приспособлены для ведения маневренного воздушного боя, однако ПАК ФА кажется более «ловким»».
tvzvezda.ru
Почему F-35 летает просто, а Т-50 — «фактически»?

В начале этого года исполнилось 7 лет с момента первого полета российского истребителя 5-го поколения Т-50, он же ПАК ФА. Семь лет работы по доводке самолета, тем не менее, его американский коллега F-35 торжественно эксплуатируется, и не только в США, а первенец 5-го поколения F-22 тоже летает, пусть нюансов и ограничений в полетах «Раптора» не меньше, чем полетных часов.
Что же получается: мы снова отстаем и догоняем? И наши летчики получат в свое распоряжение Т-50 лет этак через 20 после того, как американцы начали эксплуатацию своей «пятерки»?
Давайте попробуем разобраться.

Юрий Борисов, заместитель министра обороны, еще в 2015 году сказал, что «Фактически завершаются испытания, которые фактически подтвердили летно-технические характеристики самолета».
Многие, услышав или прочитав эту фразу, вместе с заявлением главкома ВВС Виктора Бондарева о том, что военные готовы закупать «столько ПАК ФА, сколько сделает промышленность», поняли так, что вот-вот, и Т-50 хлынут в войска.
Сам, признаюсь, так думал.
Однако позже начались заявления о переносах сроков, а в том же 2015 году, в июле, как гром с неба упало заявление того же Юрия Борисова: «Да, мы сокращаем закупку истребителей ПАК ФА, будет закуплена в ближайшие годы одна эскадрилья».
А затем была информация о том, что ВКС сделало заказ на Су-35С. В количествах, которые откровенно намекали на то, что обещанные Т-50 в войска не попадут. А пойдут туда около 70 единиц Су-35С.
О Т-50 сперва говорили, что он «зайдет» в 2016-м, потом в декабре 2016-го Бондарев сказал о 2017-м, в феврале 2017-го уже были озвучены Борисовым сроки в рамках госпрограммы вооружений 2018-2025 годов.
И речь шла, подчеркну, о серии из 12 самолетов для испытательной эксплуатации в ВКС. Соответственно, Борисов между строк сказал, что полное серийное производство начнется не раньше 2025 года.
Все плохо? Думаем.
Мне не давала покоя та фраза, где дважды Борисов употребил слово «фактически». «Фактически завершили» и «фактически подтвердили». Озаботившись точным толкованием этого слова по словарям Ефремовой и Ушакова, в синонимах не увидел слова «окончательно».
Если перевести на простой русский сказанное Борисовым, то получается, что летно-технические характеристики Т-50 соответствовали ожидаемым, но… только ЛТХ. О 100% готовности самолета к производству и эксплуатации там ни слова.
В отличие от Су-35, у которого таких проблем, очевидно, нет.
Все очень плохо? Снова думаем.
Работы по ПАК ФА начались в 2002 году, 15 лет назад. Большой срок, надо сказать, особенно учитывая, что создавался самолет не на пустом месте. Были использованы наработки по проекту МиГ 1.44 и опыт, полученный при эксплуатации Су-47. Плюс работы по Су-35, с которым Т-50 во многом унифицирован и даже пока летает на тех же двигателях.
Кстати, о двигателях.
Все существующие сегодня Т-50 летают с двигателем АЛ-41Ф1. На Су-35С устанавливается модернизированный АЛ-41Ф1С. Но Су-35С — это 4+ или 4++.
А настоящий двигатель для Т-50 все еще не готов. В феврале этого года представители ОДК (Объединенной двигателестроительной корпорации) сообщили, что наземные испытания так называемого «Изделия 30», то есть, реального двигателя к Т-50, начались в октябре 2016 года и проходят успешно. И первый полет Т-50 с новым двигателем совершит в конце 2017 года.
Электроника. Собственно, то, что на половину делает истребитель 5-го поколения таковым.
Юрий Белый, генеральный директор НИИП им. Тихомирова, «мозга» Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ), в том же феврале этого года сообщил, что, несмотря на начало серийного производства РЛС на Рязанском приборном заводе, входящего в КРЭТ, испытания и доводка комплекса наведения потребуют еще времени.
В апреле этого года на сайте компании «Сухой» было сообщение о проведении первых летных испытаний новой бортовой электроники и микропроцессора Т-50.
Это оборудование отвечает за управление системами самолета, вооружением, а также многорежимной интеллектуальной поддержкой пилота. Можно сделать вывод о том, что и эта часть самолета еще находится в стадии отработки. О сроках ее готовности у «Сухого» тоже не сообщается.
Вооружение.
С пушкой для Т-50 все в порядке, 9-А1-4071К прошла в 2014-2015 годах комплекс испытаний с хорошими результатами. Но это не абсолютно новое изделие, а модернизированный вариант ГШ-30-1 (9-А-4071К), производимой с 1980-х годов в Туле для всех советских и российских истребителей.
Что-что, а оружие в Туле делать умеют исторически.
С ракетным вооружением хуже.
Сошлюсь на слова главы корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Бориса Обносова, который заявил, что в 2017 году завершится только первый этап создания новых авиационных ракет для ПАК ФА. По его словам, создание размещаемых внутри фюзеляжа средств поражения (для снижения заметности самолета в электромагнитном спектре) «требует поиска дополнительных технических решений».
Что в итоге получается? Есть самолет, но его еще не «довели до ума». Потому-то Минобороны действует вполне разумно, не спеша закупать не готовую машину. Очевидно, что все те системы, который действительно сделают Т-50 истребителем 5-го поколения, еще находятся в стадии испытаний и завершатся они, судя по всему, в лучшем случае в начале 20-х годов.
И так же очевидны преимущества пусть и 4++ у Су-35, но вполне готового встать в строй. Когда в мае 2015 главком ВВС Бондарев говорил, что военные готовы закупать «столько ПАК ФА, сколько сделает промышленность», уверен, он ничуть не соврал или преувеличил. Просто речь шла не про «фактически», а полностью готовый самолет.
Так что — какие могут быть претензии?
Если претензии и стоит предъявлять, то никак не к военным, а к тем, кто так «успешно отманагерил» нашу военно-промышленную отрасль. И сегодняшнее отставание — это заслуга все тех же 90-х. Не было бы «любви и согласия» в те годы — не было бы и F-35, который летает благодаря наработкам ОКБ Яковлева по Як-141.
Тем не менее, США с 2005 года эксплуатируют 195 истребителей пятого поколения F-22 Raptor и уже произвели более 200 истребителей F-35, которые начали эксплуатироваться в войсках с 2015 года. Как и насколько успешно — это другой вопрос.
Успешным эксплуатацию F-22 назвать может только оптимист. Но только совсем уж законченный оптимист сможет на равных оценивать промышленность и экономику России и США. Здесь в 90-х нам нанесли такой удар, от которого мы если и оправимся, то нескоро. И дело даже не в деньгах, хотя и в них тоже.
Если гипотетически перестать быть «добрыми» для всех и прощать многомиллионные долги в долларовом эквиваленте, даже это не поможет быстро и качественно. Кадровый голод страшнее голода финансового. В 90-х не было денег, но были люди, готовые работать на страну. Сегодня с деньгами не так плохо, но…
Да, отстаем здесь, и это печальнее всего. Отстаем в плане подготовки. И это сильно тормозит развитие всего. Но то, что отстаем, не стоя на месте — это уже как бы результат. Опять же, в сравнении с 90-ми годами.
Если внимательно посмотреть на историю F-22, американцам понадобилось 15 лет, от первого полета до принятия на вооружение. Мы потратили почти столько же времени, но до завершения пути еще далеко. Если действительно в 2025-м году Т-50 начнет летать как полноценный истребитель, это реально можно будет считать огромным успехом.
Пока что это действительно ПАК — перспективный авиационный комплекс, который еще доводить и доводить. Но, если посмотреть как раз на мучительный опыт американцев, то лучше не спешить. Чтобы не пришлось вводить из-за внезапно обрушившихся проблем ограничения по высоте и длительности полета и все в таком духе. Наш самолет обязан быть лучше своих предшественников. Принять «сырую» машину на вооружение, чтобы потом над нами реготали, как мы над проблемами «Раптора» — оно нам надо?
В принципе, некоторые смогут расценить все сказанное, как то, что мы очередной раз облажались и это попытка сгладить углы. Отнюдь. Да, криков по поводу ПАК ФА было по моему скромному мнению, слишком много. Вообще, вся эта шумиха на тему «мы опять запилили неимеющееаналоговвмире» вредит, и вредит сильно. Надо спокойнее и увереннее делать свое дело и меньше кричать. Тогда и краснеть не придется.
В том, что Т-50 доведут до ума ДО его поступления в войска, я почему-то уверен. Линия поведения Министерства обороны дает основание так думать. И, надеюсь, что наши предприятия ВПК справятся с задачей.
В любом случае, от переноса сроков мы больше приобретем, чем потеряем. Да, любители поорать, что все пропало, для них это шанс. Да, если бы завтра реально маячила возможность полномасштабной войны, было бы не очень комфортно знать, что с F-35 будут воевать МиГ-29 и Су-27. Но у нас есть и Су-30, и Су-35, и МиГ-35. И, что немаловажно, наша ПВО. Не знаю, насколько F-35 будет легко с ними справляться, но, зная о стоимости, уверен, далеко не все в США захотят это проверить. А вдруг не сможет?
Так что «Лайтнинг-2» пусть летает на радость американцам и тем, кто его купил. Наша основная задача — не запуск в серию сотен Т-50, и не тысячи «Армат» на границах с Европой. Это перебор.
Наша главная задача — восстановить все разрушенное в 90-х и наладить постоянный приток кадров туда, где потом будут разрабатывать, строить, испытывать и доводить до ума самолеты 7-го поколения и танки 9-го. У нас далеко не все так плохо, как иногда кажется. Надо просто все довести до ума.
Вообще этот лозунг, «довести все до ума», применим к любой точке России, куда ни ткни пальцем.
/Роман Скоморохов, topwar.ru/
army-news.ru
ПАК ФА против F-35 | Журнал Популярная Механика
В истории пока не было ни одного воздушного боя, в котором с обеих сторон участвовали бы истребители пятого поколения. Но чем ближе запуск в серию российского ПАК ФА, тем точнее можно спрогнозировать результат его столкновения с «американцами» F-22 и F-35.
Первый полет прототипа перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, с легкой руки журналистов получившего название Т-50 (на самом деле это внутреннее заводское обозначение «Сухого», в армию он, скорее всего, поступит как Су-50), состоялся семь лет назад. Сейчас полным ходом идут испытания опытных образцов второго этапа с добавочными индексами вплоть до 11-го. В воздухе побывало уже семь машин. Они сильно изменились по сравнению с Т-50−1 — стали гораздо мощнее, «зорче» и незаметнее.
T-50 ПАК ФА
Клуб «пятерок»
На гордое звание истребителя пятого поколения претендуют неожиданно много самолетов из самых разных стран. В первую очередь, конечно же, «Раптор». Производство F-22 сейчас закрыто из-за непомерной дороговизны, но выпустить их успели почти две сотни, так что в ближайшие годы этот самолет останется самым грозным воздушным охотником НАТО. Летом 2016 года на вооружение американской армии поступил более дешевый и не столь «умелый» F-35 Lightning II в трех модификациях, у которого, впрочем, есть свои интересные особенности. ПАК ФА, который вступит в строй в наступающем году, максимально близок к завершению испытаний — последние экспериментальные образцы уже получили окончательные версии радиолокационного оборудования, систем управления, двигателей и вооружения.
Кроме этой «большой тройки», на разных стадиях полетных испытаний находятся китайские Chengdu J-20 и Shenyang J-31. О последнем говорить еще рано, прототип слишком «сырой», а вот о J-20 можно с уверенностью сказать, что эта машина относится скорее к поколению «4++», чем к пятому. Незаметность у J-20 на уровне нашего СУ-35С (ЭПР в районе 0,5 м2), и кроме того, пока он не продемонстрировал умения летать на сверхзвуковой скорости без форсажа.
Что такое ЭПР Эффективная площадь рассеяния — параметр, отражающий способность рассеивать направленную электромагнитную волну. Чем меньше ЭПР объекта, тем незаметнее он на радаре. Самолет считается «невидимкой» при ЭПР менее 0,4 м². Для сравнения, этот показатель у бомбардировщика Ту-160 достигает 25 м², у танка Т-90 он порядка 30 м², а у человека — 1 м². Иными словами, «Железный человек» Тони Старк в своем боевом костюме будет замечен службами ПВО гораздо раньше, чем стелс-истребитель.
Японский самолет проекта Shinshin сейчас используется лишь для отработки стелс-технологий, до вооружения пока дело не дошло. Чуть дальше продвинулись турецкий TF-X, иранский Qaher F-313 и индонезийский KF-X/IF-X, однако, по имеющимся на сегодня данным, все они тоже скорее «четверки с плюсом». Новейшие Eurofighter EF-2000 Typhoon и Dassault Rafale обладают некоторыми признаками пятого поколения, но не в большей (а вернее — значительно меньшей) степени, чем вышеупомянутый СУ-35С. Причем результаты смоделированных боев четко свидетельствуют, что ни «европеец», ни «француз» в нынешнем своем состоянии не конкуренты «Сухому».
Словом, реальных соперников у ПАК ФА только два — «Раптор» и «Молния». И для обоих у нашего истребителя приготовлено немало сюрпризов.
F-22 Raptor
Сила против силы
Одно из требований к отечественному истребителю пятого поколения — сверхманевренность, то есть способность машины сохранять устойчивость и управляемость при высочайших перегрузках на закритических углах атаки, а также возможность изменять положение в воздушном потоке, что позволяет атаковать противника под углом к текущей траектории. В современных американских требованиях о сверхманевренности ни слова: предполагается, что поражение противника будет вестись на средних и дальних дистанциях. Это, однако, не помешало сделать F-22 полноценным сверхманевренным истребителем — видимо, конструкторы понимали, что его гегемония в воздухе не продлится долго и когда-нибудь ему все же придется столкнуться с врагом нос к носу.
| Т-50 ПАК ФА | F-22 Raptor | F-35 JSF Lighting II | |
| Тактико-технические данные | |||
| Высота (по килям), м | 4.8 | 5.1 | 4.4 |
| Длина, м | 19.4 | 18.9 | 15.7 |
| Размах крыльев, м | 14 | 13.6 | 10.7 |
| ЭПР, м2 | 0.005−0.3 | 0.005−0.3 | 0.001−0.1 |
| Масса пустого, кг | 18 500 | 19 700 | 13 300 |
| Макс. взлетная масса, кг | 37 000 | 38 000 | 31 800 |
| Макс. скорость, км/ч | 2500 | 2100 | 1900 |
| Крейсерская скорость, км/ч | 2100 | 1850 | 1300 |
| Дальность полета, км | 2700 | 1900 | 2200 |
| Потолок, м | 21 000 | 20 000 | 20 000 |
| Скороподъемность, м/с | 330 | 250 | 200 |
| Общая тяга, кгс | 36 000 | 32 000 | 20 000 |
| Макс. рабочая нагрузка, G | 11 | 9 | 7 |
| Боевая нагрузка, кг | 10 000 | 9000 | 7700 |
| Точек подвески ракет, шт | 10 внутренних | 8 внутренних | 4 внутренних |
| /6 внешних | /4 внешних | — | |
| Пушка, мм | 30 | 20 | 25 |
| Требуемая длина ВВП, м | 350 | 1300 | 120 |
| Дальность обнаружения целей | |||
| Крылатая ракета | 170 км | 115 км | 140 км |
| ЗУР | 70 км | 50 км | 70 км |
| Ракета «воздух-воздух» | 5 км | 6 км | 5 км |
| Истребители 4-го поколения | 330 км | 165 км | 220 км |
| Истребители 5-го поколения | 90 км | 75 км | 110 км |
Первые версии ПАК ФА были оснащены двумя двигателями АЛ-41Ф1 с суммарной тягой 30 000 кгс. Они обладают наивысшей в данный момент скоростью отклонения вектора тяги (60 градусов в секунду) при относительном отклонении оси в 20 градусов по всем ракурсам, что позволяет самолету вертеться волчком практически на месте. У двигателей F119-PW-100, установленных на «Рапторе», сопла тоже отклоняются на 20 градусов, но лишь по вертикали, причем со скоростью всего 20 градусов в секунду.
Зато суммарная тяга двух Pratt & Whitney F119 составляет порядка 32 000 кгс, что при сравнимом взлетном весе и меньшей загрузке боеприпасами и топливом дает «Раптору» несколько бóльшую тяговооруженность — примерно на 7−8%. Это не так уж мало — во всяком случае, западные эксперты успели объявить, что F-22 будет доминировать на вертикалях.
F-35 JSF Lighting II
Однако на Т-50−6 и выше установлена модернизированная версия АЛ-41Ф1, пока проходящая под обозначением «Изделие 30». Суммарная тяга пары таких изделий на летных образцах достигла 35 000 кгс, а в планах изготовителя — ОКБ им. Люльки — довести ее до 36 000.
Таким образом, при максимальной взлетной массе в 37 т (когда ракет на борту у ПАК ФА будет почти в полтора раза больше, чем у F-22) тяговооруженность сравнится с тяговооруженностью «Раптора», а при средней — превысит ее почти на 10%. Такая мощь дает возможность брать на борт больше топлива — внутренние баки, вмещающие почти 13 т, позволяют действовать в «полной боевой выкладке» на радиусе свыше 1000 км, а без использования сверхзвуковых режимов — до 2700 км. То есть, взлетев с подмосковного аэродрома, ПАК ФА сможет долететь до центра Европы, сбить там парочку самолетов и спокойно вернуться. А «Раптор» с баками на 8,2 т топлива, полной боевой загрузкой и на крейсерском «сверхзвуке» вряд ли улетит дальше 800 км. Заявленные максимальные 2500 км — это когда на войну отправили почти пустую машину в «медленном» дозвуковом режиме.

На фоне «старших товарищей» F-35 Lightning II смотрится бледно. Сверхманевренным его точно не назвать. Единственный двигатель Pratt & Whitney F135 — наследник F119 — развивает тягу около 20 000 кгс, что дает итоговую тяговооруженность почти в полтора раза меньшую, чем у ПАК ФА. В ближнем бою у «Молнии» шансы так же невелики, как и у «Раптора», особенно на вертикалях. Скороподъемность нашего истребителя — 330 м/с против 250 у «Раптора» и 200 у F-35, что дает массу дополнительных вариантов для атак. Но это — в ближнем бою. А как насчет средних и длинных дистанций?
Длинные уши
Хорошо, когда вы видите противника, а он вас — нет, не правда ли? Еще лучше, если при этом вы можете его быстро сбить, а потом не менее быстро улететь, не опасаясь возмездия. Таким видят идеальный бой создатели истребителей пятого поколения. Увы, в реальности все сложнее.
При практически одинаковых фронтальных ЭПР всех трех истребителей (см. таблицу), кормовая часть ПАК ФА несколько сильнее «светится» в инфракрасном диапазоне. Это расплата за тяговитость и подвижность «Изделий 30», чьи гондолы не закрыты плоскими панелями, как у «Раптора» и «Молнии». Открытая конструкция хотя и обеспечивает самолету дополнительную живучесть при повреждении одного из двигателей, доводит ЭПР силовой установки ПАК ФА до 0,5 м², когда противник заходит с тыла.
Но это не беда. В отличие от «американцев», для ПАК ФА не столь важно положение противника. У F-22 и F-35 стоят новейшие бортовые РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), способные находить цели с ЭПР от 0,1 до 0,5 м² на расстояниях порядка 100−220 км. В ПАК ФА используются похожие РЛС, только их не одна, а шесть — фронтовая, две нижних боковых, две на концах крыльев и одна в хвосте. Таким образом, пилот в буквальном смысле глядит во все стороны.

На прототипах Т-50−10 и Т-50−11 в качестве фронтального «ока» планируется использовать РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой, которая сейчас проходит «доводку» в концерне «Радиоэлектронные технологии». Параметры ее точно не известны, но, по неофициальным данным, новая РЛС способна захватывать цели с ЭПР менее 0,1 м² на расстояниях свыше 300 км. РЛС «Копье-ДЛ» используется для обнаружения ракет, атакующих хвостовую часть. Ракеты «воздух-воздух» типа AIM-120 (основные для американских истребителей) засекаются на расстоянии 5−6 км, «Стингеры» — примерно с 4 км.
Кроме боевых, обилие РЛС позволяет решать и тактические задачи — например, с их помощью можно вести самолет на сверхмалой высоте, следуя рельефу местности. Ни «Раптор», ни «Молния» так не умеют. Все три самолета обладают примерно равными по характеристикам системами предупреждения о пусках ракет на основе тепловизионных камер. Впрочем, надо признать, что система DAS, установленная на F-35, все же имеет больше возможностей, поскольку способна засекать не только пуски ракет, но и тепловое излучение двигателей самолета противника, летящего на бесфорсажном малозаметном режиме. Но там, где не получилось взять изяществом, можно использовать кулаки.

Больше ада
Солидный F-22 несет 12 ракет — четыре под крыльями и восемь во внутренних отсеках. Легкий F-35 несет внутри всего четыре ракеты. Ну а у ПАК ФА при полной загрузке десять ракет внутри и шесть снаружи. Причем от наружных подвесов конструкторы «Сухого» планируют отказаться, чтобы сделать самолет незаметнее, в перспективе доведя число внутренних точек подвески до 12. Под них в разработке находится более 10 видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые «закрывают» весь диапазон возможных ситуаций по дальности нанесения удара и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.
В наступающем году «Раптор» получит ракету AIM-9X (хотя ракеты серии AIM-120 по‑прежнему останутся основными как для него, так и F-35). Это очень быстрая и маневренная ракета, но вряд ли она сравнится по параметрам с новейшей российской разработкой Х-74М2 корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Х-74М2 способна разгоняться до гиперзвуковой (более 4 М) скорости и поражать цель на расстояниях более 300 км. Вес этой игрушки — около 400 кг. Мощность соответствующая.

Подводя итоги
Схематично бой между F-22 и ПАК ФА можно представить так. Самолеты обнаружат друг друга на дальности 60−70 км, причем, если F-22 в нижней задней полусфере, у него будет несколько секунд запаса, чтобы первым выпустить AIM-9X. В противном случае Х-74М2 долетит до него быстрее. Шансов у американца не останется, а вот ПАК ФА с примерно 50-процентной вероятностью сумеет увернуться от ракеты «Раптора». Впрочем, если самолеты окажутся достаточно незаметными, чтобы подобраться друг к другу километров на 20−30 (в реальности, повторимся, этого никто не проверял), то в дело вступят AIM-120D с американской стороны и управляемые ракеты с осколочно-фугасными зарядами с российской. Дальше все зависит от мастерства пилотов.
А вот для F-35 никакого «дальше» не предполагается. У него заведомо не хватит ни мощности, ни маневренности, чтобы сбросить ракету ПАК ФА с хвоста. Даже если ему удастся атаковать первым (что сомнительно), четырех ракет ему явно не хватит, чтобы со 100%-ной гарантией завалить россиянина. Круизная скорость ПАК ФА позволит с легкостью уйти от версий AIM-120, что устанавливаются на «Молнии». После чего он вернется.
Статья «Сражение невидимок» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2016).www.popmech.ru
Жёсткая посадка для Т-50 ПАК ФА: albert_lex — LiveJournal

Победные реляции нашего ВПК в последнее время вызывают некоторое удивление. Например, в понедельник нам сообщили, что сотрудничество между РФ и Индией в военно-промышленной сфере переходит на более высокий уровень — от продаж к совместному производству. Вообще-то всегда считалось, что наилучшая форма для такого бизнеса — это именно торговля. Когда привлекаются свои собственные инвестиции, когда используются собственные разработки, набирают квалификацию собственные кадры, создаётся производственная инфраструктура на своей территории. И всё это потом используется снова для разработки, производства и продажи уже новых вооружений. А что нам за выгода от создания рабочих мест в Индии, от строительства там заводов и уж тем более — от передачи им технологий производства?
Но главный вопрос — это пресловутый Т-50 ПАК ФА. Ведь его разработка и создание в значительной степени финансировалась индийской стороной и предполагались продажи именно его экспортной версии в Индию. И вот мы узнаём, что вместо закупок экспортной модификации нашего самолёта Т-50, получившего обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), индусы решили создавать свой собственный истребитель. Конечно, в сотрудничестве с нами, но это, честно говоря, слабое утешение. Я уже упомянул, что такая форма совместной работы менее выгодна для нас, но хуже всего то, что в этом случае у Дели отпадает необходимость финансировать наш проект ПАК ФА. И как раз (интересное совпадение) нам недавно объявили, что вместо 52 новых машин будет закуплено лишь 12, и сослались на проблемы с нефтяными ценами и кризисную ситуацию. А не в том ли истинная причина, что без индийских денег реализация нашего проекта существенно замедлилась?
Всё хорошо, прекрасная маркиза
И вроде всё как надо на первый взгляд: на рынке вооружений Россия уступает лишь США, остальные конкуренты заметно отстают, подчеркивает Владимир Путин.
«По итогам прошлого года экспорт российской продукции военного назначения превысил $15,5 млрд. Последние три года он стабильно держится на этой отметке. Россия уверенно занимает второе место в списке мировых лидеров по поставкам вооружения и военной техники — 27% рынка. В 2014 году были подписаны новые контракты на сумму $14 млрд. На сегодняшний день портфель экспортных заказов превышает $50 млрд. Мы будем, конечно же, развивать военно-технические связи со всеми своими союзниками и стратегическими партнерами, последовательно реализовывать программы импортозамещения в оборонной промышленности, осваивать новые рынки», — заявил Путин.
Однако в это же время Россия уже несколько лет медленно утрачивает лидирующие позиции на рынке вооружений Индии, хотя эта страна по-прежнему остается крупнейшим покупателем российской продукции военного назначения. В 2011-2012 годах Россия проиграла подряд четыре индийских тендера (на поставку самолетов-заправщиков, ударных и тяжелых транспортных вертолетов и легких многофункциональных истребителей), упустив таким образом возможность продать военной техники на сумму в 13,5-15 миллиардов долларов.
А индийский рынок, мягко говоря, очень интересен. В ближайшие 10 страна лет планирует потратить не менее $120 млрд. на закупки современного вооружения и военной техники.
При этом на долю ВВС Индии будет выделено порядка $35 млрд. из указанной суммы.
Когда деньги решают многое
Итак, в чём причины не самой лестной для нас истории сотрудничества? Прежде, чем рассуждать об этом, учтём ещё один важный момент: Пентагон планирует в период 2018-2020 гг. заказать у компании Lockheed Martin сразу 450 истребителей F-35.

«Таким образом, ежегодное производство будет составлять 150 машин в год, в том числе для иностранных клиентов», — сказал замминистра обороны США Фрэнк Кендалл. По его словам, «такой крупный заказ может сэкономить деньги в двузначном размере». Сейчас производится 35 машин в год. По мнению экспертов, стоимость одного F-35 к 2020 г. упадёт с нынешних $108 млн. до $80 млн.
Итак, что делает США? Ну, во-первых, разгоняет свою экономику крупным оборонным заказом. В условиях кризиса — вещь далеко не лишняя. Во-вторых, наращивая масштабы производства, они снижают себестоимость, что позволяет выгодно конкурировать по цене. Для сравнения: Индия планировала закупать наш FGFA по цене более $100 млн. за самолёт. И можно долго читать рассказы экспертов, о том, что наш Т-50 превосходит F-22 по боевым и прочим параметрам, но множество стран предпочтёт самолёт чуть похуже и весомо подешевле более дорогому, пусть он даже и лучше. Таким образом, в-третьих, Штаты могут сократить нашу долю на рынке вооружений (что для них само по себе приятно), да ещё и за счёт расширения своей, что совсем замечательно.
Иными словами, Штаты заваливают проблему деньгами. Нашу удачную разработку они делают рыночно менее выгодной. Что и на экономике нашей скажется, в которую существенную лепту вносит производство и продажа вооружений, и замедлит наш технологический прогресс. Пока не начнут возвращаться вложенные в разработку деньги через продажу крупных партий новых моделей — не будет средств на разработку и внедрение новых технологий. Или же стране покрывать это государственными инвестициями, выдёргивая деньги из других отраслей. В общем, см. «гонка вооружений» и её печальные последствия для не очень сильных экономик.
Пока мы разрабатывали превосходящий аналоги истребитель пятого поколения, Штаты решили сделать эту «игрушку» более доступной и, следовательно, менее ценной. Опередили нас и решили наладить массовое производство, получив лидерство на рынке и оттеснив нас.
Любимые грабли финансовой политики
С другой стороны, конечно, планы-то у них роскошные, а удастся ли их выполнить — не известно. Кстати, в данный момент девальвация рубля могла бы здорово нивелировать для нас это преимущество Штатов, но вот рубль, как мы видим, снова укрепляют. Очередной вопрос в адрес нашего экономического блока правительства и его финансовой политики: и где развитие промышленности? Где стимулирование производителя? Когда у нас будет взрослая суверенная политика в этой сфере? Или стоит напомнить, как Штаты годами бесились от злости, наблюдая, как Китай искусственно занижал курс юаня, заманивая к себе почти все производства мира: от одежды до авианосцев?
Аппетиты растут
И в этой ситуации становится очень легко понять Индию. Мы не будем сейчас разбирать, какими техническими проблемами сопровождалась разработка, и какие были трения по поводу передачи технической документации. Не станем потому, что нет никаких оснований думать, что наши конкуренты из США вели бы себя иначе, и сотрудничество с ними было бы более успешным. Кстати, не будем забывать, что совместную разработка нового истребителя для себя Индия решила проводить всё-таки с Россией. А это говорит о том, что они тоже не считают смену партнёра выгодным для себя решением. Но вот условия сотрудничества пересмотрели в свете новых условий.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко пояснил, что Индия при закупках вооружений, как правило, выдвигает требование создания индивидуального технического лица, то есть глубокой кастомизации продукции. Это связано с тем, что у разных вооруженных сил разные требования к возможностям техники.
«Например, ВВС России традиционно равнодушны и даже не любят дозаправку, поэтому большинство истребителей системами дозаправки в воздухе не оснащаются. ВВС Индии, напротив, ставят эту систему на все летательные аппараты, включая вертолеты. А внедрение системы дозаправки уже требует перепроектирования всей машины», — отметил Макиенко.
Кроме того, по словам эксперта, индийские военные могут потребовать интегрировать на этот самолет БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) французского, израильского и национального индийского производства, что также будет нуждаться в дополнительных ОКР (опытно-конструкторские работы).
Глава отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев пояснил, что в самом радикальном случае конструкторам придется заново проектировать планер самолета. «Среди тех данных, которые обсуждались, речь шла о двухместном самолете. Это серьезные изменения, которые могут затронуть в том числе и планер. Но нужно понимать, что по большому счету самолет пятого поколения — это в первую очередь его системы и только во вторую очередь — планер. А интеграция систем — это очень трудоемкая работа», — отметил Пантелеев.
Иными словами, даже не отказавшись окончательно от услуг России, Индия всё же воспользовалась новой ситуацией на рынке и начала диктовать условия, повышая для себя выгодность совместного предприятия. Они под этим соусом и надёжную базу для импортозамещения в этой отрасли на будущее себе заложат, и технологии приобретут, и индустрию свою построят. И всё это — побочные эффекты наличия на рынке альтернативного предложения.
Итоги
Что всё это значит для России? В сущности, ничего рокового или небывалого. Нам просто очень жёстко напомнили, что мы не одни на рынке, что нам на пятки всегда наступали и будут наступать конкуренты, и что возможность выбора у покупателя — это жестокое испытание для производителя. Одним словом: что никто не будет сидеть, и сложа ручки смотреть, как Россия спокойно развивает технологии и завоёвывает новые рынки. Тут бы старые не потерять.
Времена меняются, мир действительно становится многополярным. А это, в частности, означает и то, что больше нет «друзей» и «врагов», а есть множество независимых центров. Европа, Россия, Штаты, Китай — это только в области производства высокотехнологичных вооружений. При этом политические разногласия — да и то преодолимые — у Индии только с Китаем. А это значит, что Дели может выбирать из трёх производителей. А если проявит дипломатичность и уступчивость — то даже из четырёх. Впрочем, Европа не производит пока именно истребители пятого поколения, зато все остальные — очень даже, о чём нам ещё долго будет напоминать сделка с покупкой Rafale.
У нас серьёзные конкуренты. И тут даже не спишешь на «мировую диктатуру США» — в данном случае конкуренция совершенно рыночная, честная. И от наших услуг пока что даже не отказались ещё. Но спокойные времена, очевидно, заканчиваются. В условиях растущего азиатского рынка, который готов вкладывать очень серьёзные средства в закупку вооружений, все производители будут выкладываться по полной программе, чтобы оказаться первыми в этой гонке. Для российского ВПК это будет серьёзным испытанием, и первый звоночек уже прозвенел. Время советских технологий ещё не прошло, но всё же заканчивается. России придётся либо научиться работать и производить не хуже, чем делали в Советском Союзе — либо в перспективе потерять этот рынок.
albert-lex.livejournal.com
T-50 vs F-22: печальный конец : manzal — LiveJournal
США смоделировали воздушный бой между российским T-50 и американским F-22.Непримиримые соперники: американский «Раптор» и российский ПАК ФА. Кто же будет выше, быстрей и сильней?

F-22 «Раптор»
— истребитель пятого поколения, является первым и на сегодняшний день единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения. При этом снят с производства из-за его дороговизны, погрешности в системе управления огнем и косяков с «хвостом» самолёта (разваливались при перегрузках). Стоимость модели — $146.2 млн (по Вики) и до $250 млн, согласно прочим источникам.
Его назвали самым боеспособным истребителем для завоевания превосходства в воздухе, однако вместо этого Raptor в основном выполняет функции летающей платформы с приборами обнаружения.
И все-таки, когда-то F-22 должен будет столкнутся с противником, у которого будет шанс сразиться с ним на равных.
Т-50 ПАК ФА
Дэйв Маджумдар, военный эксперт The National Interest, пишет следующее:
«В дизайне Т-50 меньше внимания уделяется всеракурсной малозаметности. Вместо этого фокус сделан на невидимости фронтальной части машины. В малозаметности у F-22 большое преимущество над российским истребителем.»
У нашего самолета присутствуют большие потери подъемной силы на балансировку вокруг центра тяжести. В этом важнейшем отношении схема Су-27 так и осталась непревзойденной.
По кинематике Т-50 и F-22 вполне сопоставимы, особенно после того как у ПАК-ФА появятся новые двигатели. Сегодняшний его двигатель под названием «Изделие 117» вполне достойный, на форсажном режиме двигатель может развивать тягу до 15000 кгс.
Но в дальнейшем самолету потребуется экспериментальный двигатель «Изделие 30» (такая силовая установка должна развивать тягу не менее 16000 кгс), чтобы раскрыть в полной мере возможности его планера.
Т-50 оснащен трехмерным управляемым вектором тяги, и все говорит о том, что ПАК-ФА имеет преимущество в поворотливости. На российском самолете также может действовать смонтированная в шлеме система отображения информации, при этом с самого начала ПАК-ФА оснащен ракетами с непрямой наводкой.
Однако у «Раптора» есть несколько минусов.
Самолет абсолютно слеп в инфракрасном диапазоне, когда у его потенциальных противников имеются инфракрасные датчики обнаружения и сопровождения (IRST), что, позволяет им улавливать тепловые сигнатуры боевых самолетов противника.
Также, у истребителя F-22 отсутствуют радары бокового обзора, позволяющие боевому самолету выстрелить ракету, требующую корректировки на полпути пути к цели с радара самолета и продолжить передачу данных сопровождения после отклонения более чем на 90 градусов от курса ракеты.
Без такого радара истребитель будет вынужден сохранять курс на сближение с вражеским самолетом — и сближаться таким образом с любой вражеской ракетой, которая может быть выпущена врагом.
В январе 1989 года ВВС США ограничили стоимость авионики F-22 потолком в 9 миллионов долларов на производство одного самолета. В этот момент бумажный проект компании Lockheed предусматривал расходовать 16 миллионов долларов на авионику каждого самолета.
От системы инфракрасного обнаружения и сопровождения пришлось отказаться — как пришлось отказаться еще от целого ряда других систем, в том числе от устанавливаемых на линейных элементах фюзеляже радаров бокового обзора.
Что касается бортовой электроники, тут у «Раптора» есть преимущество в виде сочетания датчиков и интерфейса пилот-машина. Россия никогда не отличалась разработкой удобных в эксплуатации кабин. В целом по функционированию датчиков самолеты похожи, русские делают приличные радиолокационные станции и отличные системы РЭБ.
В целом, характеристики обеих машин можно назвать сопоставимыми, но при равных условиях небольшое преимущество все же остается за нашим ПАК-ФА.
manzal.livejournal.com
