ПАК ФА | Авиация России

Правительство России намерено предоставить разрешение на экспорт истребителя пятого поколения Су-57, сообщил директор по международному сотрудничеству и региональной политике оборонно-промышленного холдинга «Ростех» Виктор Кладов. Об этом сообщило издание Janes. Он добавил, что версия самолёта, предназначенного для зарубежных заказчиков, будет называться Су-57Э (экспорт). Ожидается, что самолёт станет конкурентоспособным претендентом для поставок […]

Подробнее

В начале 2010 года в воздух впервые поднялся опытный образец самолёта Т-50. Российский многофункциональный истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ имени П.О. Сухого в рамках проекта «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА), в настоящее время носит название Су-57. В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского новый летательный аппарат начал […]

Подробнее

ОАК начала внедрение системы лазерного мониторинга композитных конструкций. Новая технология сама определит место удара на поверхности самолёта и упростит эксплуатацию. При создании как боевых, так и гражданских воздушных судов постоянно увеличивается доля композитных материалов. Например, 70% омываемой поверхности истребителя пятого поколения Су-57 – углепластик. Композиты существенно облегчают вес конструкции, улучшают […]

Подробнее

Мы продолжаем рассказ об истребителе пятого поколения Су-57. В этой части речь пойдёт о авиационном оборудовании самолёта и его навигационной системе. Энциклопедия Су-57: Формула успеха: Су-57=f22+f35 Су-57 — полёт с максимальной нагрузкой Су-57 — рождён невидимкой Су-57 — безопасная топливная система и всевидящий радар Су-57 — боевой летающий суперкомпьютер Су-57 […]

Подробнее

Мы продолжаем рассказ об истребителе пятого поколения Су-57. В этой части речь пойдёт о топливной системе и радиолокационном оборудовании самолёта. Энциклопедия Су-57: Формула успеха: Су-57=f22+f35 Су-57 — полёт с максимальной нагрузкой Су-57 — рождён невидимкой Су-57 — безопасная топливная система и всевидящий радар Су-57 — боевой летающий суперкомпьютер Су-57 — […]

Подробнее

Мы продолжаем рассказ об истребителе пятого поколения Су-57. В третьей части речь пойдёт о технологиях малой заметности и силовой установке самолёта. Энциклопедия Су-57: Формула успеха: Су-57=f22+f35 Су-57 — полёт с максимальной нагрузкой Су-57 — рождён невидимкой Су-57 — безопасная топливная система и всевидящий радар Су-57 — боевой летающий суперкомпьютер Су-57 […]

Подробнее

На параде Победы в Москве будут продемонстрированы истребитель пятого поколения Су-57, боевая машина поддержки танков, беспилотники «Корсар», боевой многофункциональный робототехнический комплекс «Уран-9» и другие новинки российского ОПК. Об этом сообщает ТРК «Звезда». «Это боевая машина поддержки танков (БМПТ), одноместный сверхзвуковой опытный самолёт Су-57, боевой многофункциональный робототехнический комплекс «Уран-9», многофункциональный робототехнический […]

Подробнее

Завершение государственных испытаний многофункционального истребителя Су-35С поколения «4++» ожидается в конце 2018 года. Об этом, как сообщает телеканал «Звезда», заявил заместитель Министра обороны России Юрий Борисов. «На сегодняшний день в частях ВКС проходят опытную эксплуатацию и войсковые испытания более 50 самолётов», — пояснил замглавы военного ведомства. Заключительный этап государственных испытаний […]

Подробнее

Начались испытания противоперегрузочных костюмов для лётчиков истребителя Су-57, сообщает РИА Новости, цитируя генерального директора – главного конструктора НПП «Звезда» Сергея Позднякова. В этом костюме лётчикам фронтовой авиации будет легче переносить пилотажные перегрузки. «Мы передали в компанию «Сухой» пять комплектов противоперегрузочных костюмов. Сейчас только началась стадия лётной оценки и пока рано […]

Подробнее

Российские истребители пятого поколения Су-57 в течение двух дней пребывания в Сирии выполнили программу испытаний, в том числе боевых, и 25-26 февраля вернулись домой. Об этом журналистам сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу. «Для меня удивительно, что так заметили, что эти самолёты были в Сирии. Они действительно были там. Были […]

Подробнее







aviation21.ru

что сделано по программе Су-57 за восемь лет

За время, прошедшее с той памятной даты, сделано очень многое. Самое главное: соответствующая программа от стадии начала летных испытаний опытного образца дошла до заключительного этапа постановки серийного производства товарной продукции. А позднее в наступившем году ожидается очередной шаг вперед – поставка Министерству обороны Российской Федерации первой серийной продукции, что позволит приступить к переоснащению одной эскадрильи ВКС России на новый тип боевой авиатехники.

Напомним, что летом прошлого года тогдашний главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Николаевич Бондарев обнародовал решение присвоить новому самолету индекс Су-57. И, хотя многие уже привыкли к обозначениям ПАКФА и Т-50, а собственно смена названий технических достижений не прибавляет, специалисты по всему миру получили четкий сигнал: главного заказчика машина устраивает, и он готов поставить ее в строй рядом с созданными ранее серийными самолетами всемирно известно марки «Су».

Подчеркнем, что Су-57 относится к истребителям пятого поколения, тогда как самые совершенные из строевых машин данного класса на службе ВКС России принадлежат четвертому. Разница в поколение говорит о том, что по сравнению с более старыми летательными аппаратами новый получил некие дополнительные качества, которые существенно расширяют его боевые возможности

От первого к пятому

Что означает разница на поколение в авиатехнике лучше проследить на исторических примерах. Советские истребители, созданные сразу после окончания Великой Отечественной войны – Як-23, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 и другие, представляли собой реактивные машины, способные разгоняться до высоких дозвуковых скоростей.

Переход ко второму поколению, самым ярким советским представителем которого стал МиГ-21, сопровождался переходом к сверхзвуковым скоростям и ростом скорости до чисел Маха полета М=2 и более. Кроме замечательных скоростных и пилотажных качеств, самолет также получил многорежимную бортовую радиолокационную станцию «Сапфир-21» и самонаводящиеся ракеты Р-13 с инфракрасными головками самонаведения. Истребители второго поколения могли своими техническими средствами обнаружить представителей первого на большем удалении, своевременно занять выгодную позицию для применения ракет и уничтожить их этим новым видом оружия, а из-под ответной атаки уйти на скорости.

Среди представителей третьего поколения советских сверхзвуковых истребителей выделим МиГ-23. Он оснащался весьма продвинутым для своего времени (семидесятые годы прошлого века) радиолокатором («Сапфир-23Д»), способным видеть воздушные цели не только в свободном пространстве, но и на фоне подстилающей земной поверхности, а по радиолокационному лучу наводить на них ракеты средней дальности. МиГ-23 имел крыло изменяемой геометрии (консоли устанавливались на углы стреловидности 16, 45 и 72 градуса), которое позволяло менять аэродинамические характеристики планера для лучшего соответствия выбранному режиму полета, а также давало летчику возможность быстрее разгонять и сильнее тормозить самолет в ходе воздушного боя.

Четвертое поколение советских сверхзвуковых истребителей представлено МиГ-29 и Су-27, которые построены по интегральной схеме. Отказавшись от изменяемой геометрии, конструкторы  установили неподвижное крыло с большим корневым наплывом в месте сопряжения с фюзеляжем. Сам фюзеляж сделали несущим, и на сверхзвуковых режимах он создает до половины величины подъемной силы планера. Вместе со значительным повышением тяговооруженности создаваемая силовой установкой тяга превосходит силу тяжести самолета, что позволяет ему выполнять вертикальные маневры с ускорением – замечательные свойства «крыла с корневым наплывом» дают этим машинам значительное превосходство в маневренности над истребителями второго и третьего поколений.

Пятое поколение отечественной истребительной авиатехники знаменует переход на сверхзвуковые скорости крейсерского полета (ранее продолжительный горизонтальный полет на сверхзвуке был возможен лишь на форсажном режиме работы силовой установки). А также значительное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и других физических полях. Это обеспечивается формой планера и воздухозаборных каналов, применением специальных покрытий и за счет размещения ракетно-бомбового вооружения на внутренней подвеске (в специальных отсеках фюзеляжа). Обнаружить воздушного противника на большем, чем позволяют его собственные средства, расстоянии, быстро и скрытно занять выгодное для атаки положение и первым открыть огонь по врагу – вот главное, что может Су-57 по сравнению с предыдущим поколением.

Совокупность качеств

Поясняя разницу поколений, мы сознательно сосредоточили внимание читателей на одном-двух отличительных качествах более нового самолета. Конечно, более правильно будет говорить о некоем суммарном росте боевых возможностей крылатых машин по совокупности всех качеств, причем не только «революционной» (как, например, рост максимальной скорости «в разы», как то было в случае первого-второго поколений), но еще и «эволюционной» направленности (например, бортовые сенсорные системы с улучшенными характеристиками).

Разница в поколение по авиационной технике дает возможность продвинутой противоборствующей стороне навязать противнику свой характер воздушной войны, при котором тот будет нести гораздо больше потерь. При этом у летчиков более развитой в технологическом отношении державы будет гораздо больше шансов и возможностей выполнить поставленные боевые задания и живыми вернуться на аэродром вылета.

За восемь лет, прошедшие с первого полета Су-57, специалисты ОКБ им. П.О. Сухого и их смежники в промышленности вместе с военными институтами и другими структурами МО РФ «научили» новый самолет летать и стрелять. А это значит, что все бортовые системы, оборудование и вооружение прошли необходимые проверки, целью которых было показать, что все они функционируют в соответствие с требованиями, изложенными в техническом задании.

Еще один важный шаг был совершен в декабре прошлого года. Тогда истребитель впервые совершил полет с двигателем второго этапа, также известным под условным обозначением «Тип-30». Он обладает большей тягой, электронными системами и меньшим расходом топлива. Это позволит улучшить маневренность самолета, добиться крейсерской сверхзвуковой скорости, а в перспективе увеличить радиус действия истребителя.

Кроме того, на основной производственной площадке в Комсомольске-на-Амуре, в кооперации с другими предприятиями отечественной промышленности, налажен количественный выпуск нового типа самолета. Об этом говорит число построенных машин – десять летных экземпляров. Это пока еще не серия, но уже и не опытная сборка, коль скоро речь идет о завершении строительства опытной партии и переходе к серийному выпуску товарных экземпляров для строевых частей ВКС России.

Экспортный потенциал

Однако и этим достижения прошедших восьми лет не исчерпываются. С точки зрения маркетинга отечественной продукции за рубежом, программа Су-57 перешла из разряда «интересных для пристального наблюдения» в категорию «серийной техники, доступной для приобретения». Ведь, помимо главного заказчика, машина предлагается к поставкам за рубеж. Это позволит поднять серийность и сократить стоимость единицы продукции, а также заработать валютные средства. Отметим, что первая демонстрация самолета для иностранной делегации – из Республики Индия – состоялась на аэродроме «Раменское» осенью 2010 года. Машина получила восторженные отзывы, которыми члены делегации инкогнито поделились с представителями местных средств массовой информации.

Справедливости ради, отметим, что в случае поставок за рубеж речь будет идти не о базовом самолете, а его экспортном варианте. Индийские партнеры по военно-техническому сотрудничеству нарекли таковой Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA). С их легкой руки данное обозначение сегодня де-факто обозначает экспортную версию Су-57. На протяжении нескольких лет после первого показа иностранцам, FGFA предлагался только Индии. На высшем политическом уровне была достигнута принципиальная договоренность, что FGFA будет создан в ходе реализации некоего совместного проекта, предполагающего участие инженеров и конструкторов наших двух стран в разработке, испытаниях и серийном выпуске авиатехники.

Работы по данной теме идут, хотя и не таким темпом, как изначально запрашивала сторона-партнер. И дело здесь вовсе не в характеристиках самолета и результатах летных испытаний. При всем уважении к зарубежным коллегам нам трудно наладить «равноправное» сотрудничество при значительном «неравенстве» в научно-техническом потенциале и накопленном опыте создания передовых образцов авиатехники.

Начиная с 2013 года, масштабные модели FGFA стали появляться на различных международных выставках за пределами России и Индии. В частности, они выставлялись на малазийской LIMA, проходящем на острове Лангкави. Там самолет привлек внимание принимающей стороны и был, не мешкая, предложен ей для рассмотрения в качестве кандидата на замену ранее поставленных истребителей МиГ-29N. Конечно, конкретные переговоры по поставке подобной авиатехники с иностранными партнерами по военно-техническому сотрудничеству могут вестись лишь при наличии экспортного паспорта изделия. Однако сам факт существования Cу-57, его демонстрация на международных авиационных выставках в виде масштабных моделей, а на салонах МАКС – натурных образцов в ходе программы воздушного показа авиатехники, притягивает внимание потенциальных покупателей со всего света. Словом, некая точка бифуркации пройдена и на данном направлении.

tvzvezda.ru

Российский истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА)

Первый публичный показ Т-50 состоялся на авиакосмическом салоне МАКС-2011 в подмосковном Жуковском. В 2013 году на МАКС были показаны уже три ПАК ФА: машины впервые показали групповой пилотаж.

В феврале 2014 года Военно-воздушные силы РФ получили истребитель пятого поколения Т-50 для проведения государственных испытаний.

В мае 2014 года Т-50 был представлен на всероссийском этапе международного конкурса авиационного мастерства «Авиадартс-2014» в Воронеже.

По плану серийные поставки истребителя пятого поколения в войска начнутся в 2016 году. Не исключается, что ВВС могут получить Т-50 раньше срока.

Т-50 — это самолет тяжелого класса (максимальная взлетная масса около 32-37 тонн, как у Су-27, Су-47 и F-22). ПАК ФА создан по нормальной аэродинамической схеме. Мотогондолы истребителя разнесены, воздухозаборники расположены под фюзеляжем, крыло имеет треугольную форму, что несколько способствует увеличению маневренности самолета на сверхзвуковых скоростях, так же присутствует поворотная часть наплыва, которая выполняет функции переднего горизонтального оперения. Подфюзеляжный тоннель между гондолами двигателей существенно повышает подъёмную силу планера. Подъёмная сила, создаваемая фюзеляжем в сочетании с крылом большой площади, должна обеспечить отличную манёвренность даже на больших высотах. Широко разнесённые двигатели также обеспечивают лучшую живучесть в случае боевых повреждений или случайного пожара/взрыва.

Форма фюзеляжа разработана с учётом снижения радиолокационной сигнатуры и способности выполнять полёт на больших углах атаки, воздушные вихри генерируются над верхней поверхностью крыла чуть выше мотогондол. Крыло имеет переменный профиль, эффективные закрылки и элероны, которые значительно улучшают посадочные характеристики самолёта, учитывая огромную подъёмную силу планера. Двухкилевое вертикальное оперение имеет внешний развал и является цельноповоротным.

Т-50 оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующем функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы.

Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе, как по воздушным, так и наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

Специально для T-50 Уфимское агрегатное производственное объединение (УАПО) холдинга «Авиационное оборудование» создало систему электроснабжения постоянного тока СПТСУ-7,5, которая примерно в два раза мощней всех существующих российских аналогов. Она преобразует трехфазное напряжение переменной частоты от генератора в постоянное напряжение 27 вольт номинальной мощностью более восьми киловатт, обеспечивая стабильность работы всех электронных систем и безопасность воздушного судна.

Кроме того, вес новой системы в полтора раза меньше, чем у аналогов. Применены современные электронные компоненты и новые схемотехнические решения. Это снижает общую массу самолета и увеличивает срок службы и ресурс.

Головным предприятием по созданию радиоэлектронной системы для ПАК ФА является Научно-исследовательский институт приборостроения им. В. В. Тихомирова, чьи радары установлены на 70% закупаемых боевых истребителей.

В конце апреля 2014 года стало известно, что ПАК ФА получил один из важных элементов — станции радиоэлектронной борьбы «Гималаи», изготовленные Ставропольским радиозаводом «Сигнал», входящим в концерн «Радиоэлектронные технологии».

С учетом длительности цикла создания принципиально нового двигателя для самолета работы по силовой установке ПАК ФА изначально решено было проводить в два этапа. Первые Т-50 проходят испытания на двигателе первого этапа — «изделии 117». Появление нового двигателя пятого поколения (второго этапа) на борту серийных ПАК ФА ожидается не раньше конца текущего десятилетия.

Разработкой двигателя для истребителя пятого поколения занимаются компании «Салют», «Сатурн» и корпорация имени Люльки, входящие в Объединенную двигателестроительную корпорацию.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

стало окончательно известно, когда ВКС РФ получат ПАК ФА

Минобороны окончательно определилось со сроками начала поставок новейшего перспективного истребителя Т-50 в Воздушно-космические силы. Как сообщил замминистра обороны Юрий Борисов, новая машина будет включена в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. По его словам, ей еще надо завершить испытания, а кроме того, пока в ВКС есть истребители полностью удовлетворяющие потребности Вооруженных Сил, нет необходимости тратить деньги на закупку новой дорогостоящей техники.

Т-50 — это набор всего самого современного, что есть в российском авиастроении. Прежде всего это композитные материалы, из которых сделан корпус истребителя: невероятно прочные, легкие и радиопоглощающие. Их доля в общей массе самолета составляет 25%, а по поверхности 70%. Композиты в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и в четыре-пять раз стали. В два раза легче титана. В результате вес истребителя становится в четыре раза меньше по сравнению с самолетом, собранным из привычных материалов, а его радиозаметность вообще стремится к нулю. В КБ «Сухого» говорят о ее «беспрецедентно низком уровне». Эффективная площадь отражающей поверхности у Т-50 сегодня равна 0,5 кв. м., что соответствует показателям главного конкурента российского истребителя американского F-22 Raptor.

Как и на «Хищнике», в Т-50 реализовано еще одно главное требование к современным истребителям — высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Радар с АФАР видит все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести множество целей, одновременно наводя вооружение истребителя на них и, как говорят конструкторы, одновременно их все обстрелять, буквально веером выпустив ракеты из самолета. Причем как по воздушным, так и по наземным целям.

Кроме того, аналогичные антенны стоят в боковых плоскостях носового обтекателя и передних кромках крыльев Т-50. Это позволяет машине видеть все, что делается над, под ним и вокруг нее. По всему фюзеляжу машины размещены еще несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, осуществлять обмен данными в режиме реального времени, как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы. То есть, встраивая истребитель в глобальную систему ведения боевых действий, в которой одновременно могут быть задействованы как воздушные суда сопровождения: самолеты дальней радиолокационной разведки А-50, штурмовики, бомбардировщики, вертолеты, так и средства ПВО на земле, а также мотострелковые подразделения, фактически Т-50 может быть как самостоятельным средством нападения, так и корректировщиком глобальной войсковой операции.

Все эти достоинства делают нашу машину не только суперсамолетом. Т-50, как и его конкурент F-22 Raptor, безумно дорог. Стоимость программы создания Raptor оценивается в $ 74 млрд. Стоимость одного самолета — $ 146 млн. Из-за этого США купили не несколько сотен этих машин, как планировали изначально, а всего 187 самолетов. Наша программа на порядок дешевле, но Юрий Борисов говорит, что ВКС могут закупить меньшее количество истребителей пятого поколения, чем было ранее объявлено. Вместо 52 самолетов будет законтрактовано только 12 машин и после ввода их в эксплуатацию будет решаться вопрос, сколько их вообще надо. До этого ВКС будут концентрировать свое внимание на самолетах предыдущего поколения: Су-30СМ и Су-35. Эти истребители только недавно стали поступать в войска. Отметились в Сирии, где полностью подтвердили заложенные в них характеристики.

О том, что с вводом в строй Т-50 не станут спешить, говорит и тот факт, что еще ни разу не были продемонстрированы его реальные боевые возможности. Телеканал «Звезда» был первым, кому удалось снять стендовые испытания пушки для Т-50. Другое вооружение новейшего истребителя было представлено впервые на авиакосмическом салоне МАКС-2015 в подмосковном Жуковском. Посетители салона могли увидеть новую ракету Х-58УШК. Принципиальное отличие от предшественниц  возможность получения целеуказания и наведения еще в момент нахождения в отсеке истребителя. Другая особенность ракеты  «квадратное» сечение корпуса, что обеспечивает их более компактное размещение внутри бомболюка. Еще одна — «ракета-бомба» «Гром-2», созданная на основе ракеты Х-38. По сути, это ракета с инерциально-спутниковой системой наведения, а по факту — бомба с боевой частью в 250 кг при общей массе изделия 522 кг. Боевая часть может оснащаться боевым снаряжением с осколочно-фугасной, проникающей или кассетной частью.

Но вот ни фото, ни видео кадров применения этого оружия никто не видел. Этот момент отметили не только российские, но и западные специалисты. Об этом пишет специализированное американское издание The National Interest, подчеркивая, что отсутствие кадров боевого применения Т-50 свидетельствует о том, что программа его испытаний далека от завершения. Так что, видимо, Т-50 действительно предстоят дополнительные испытания.

Впрочем, в сроках сдвига закупки Т-50 для Воздушно-космических сил есть и политическая составляющая. Появление этой машины в войсках может стать препятствием для продвижения истребителей Су-35 на мировой рынок. Первым покупателем этой машины стал Китай. В этом году Поднебесная получит первые 12 «Сушек». Так что слова Юрия Борисова вполне можно трактовать и как маркетинговый ход — имеющиеся у ВКС истребители настолько хороши, что и Т-50 нам пока не нужен. Впрочем, только пока. Вполне вероятно, что, продавая одно, хотят довести до совершенства другое. В условиях оптимизации военных расходов — это весьма логично.

Автор: Дмитрий Литовкин

tvzvezda.ru

Новости авиастроения. Воздушно-космические силы России готовятся принимать Т-50 (ПАК ФА) — новейший многоцелевой истребитель пятого поколения — FEA.RU | CompMechLab

Испытания новейшего российского истребителя Т-50 (ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) завершатся в 2016 году. В 2017-м начнется его серийное производство, об этом в конце января текущего года сообщил главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) России генерал-полковник Виктор Бондарев.

«Меня очень радует работа промышленности в этом направлении. Я недавно посетил Комсомольск-на-Амуре, посмотрел работу предприятия (филиал компании «Сухой» — КнААЗ им. Ю.А.Гагарина, — прим. ред.) по созданию данного самолета. Сегодня на стапелях в готовности 60-70% находится Т-50 номер 11 — крайний самолет испытательной группы. Я уверен, что государственные совместные испытания в этом году мы закончим. В следующем году этот самолет должен встать на серию», — сказал Виктор Бондарев.

 

Т-50 — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, — сверхманевренный,  практически незаметный для радаров, оснащенный принципиально новым комплексом авионики. Разрабатывается компанией «Сухой», входящей в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Cамолёт практически полностью состоит из узлов, агрегатов и приборов, прежде в отечественной авиации не применявшихся.

Т-50 оснащен двигателями с управляемым вектором тяги — АЛ-41Ф1 (разработчик —  НПО «Сатурн»). Благодаря АЛ-41Ф1  исстребитель способен осуществлять сверхзвуковой полет в нефорсажном режиме. Плазменная система зажигания и полностью цифровая система управления позволяют, с одной стороны, существенно повысить мощность, с другой — оптимизировать расход топлива.

Кроме того, для Т-50 в НПО «Сатурн» разработан еще один мотор (до окончания госиспытаний он получил условное обозначение «Тип 30»), который  по своим параметрам превосходит АЛ-41Ф1 на 15−25%. По информации «Российской газеты», двигатель второго этапа заменит своего предшественника в 2020 году.

В рейтинге «одиннадцати самолетов, меняющих правила игры в мировой авиации», представленном экспертами Business Insider, Т-50 входит в тройку лидеров вместе со своими основными конкурентами, разработанными в США — F-22 Raptor и F-35.

«Т-50 сможет превзойти F-35 по таким ключевым параметрам, как скорость и маневренность, но по видимости для радиолокационных станций и тепловизоров, он вероятно, уступит F-22 и F-35»,  — отмечают составители рейтинга.

Большая часть информации о ПАК ФА является секретной, в том числе, и по стелс-характеристикам. Экспертные мнения по этому вопросу расходятся, что же касается маневренности, здесь российские истребители всегда занимали лидирующие позиции.

Издание «Свободная пресса» приводит слова летчика-испытателя Сергея Богдана, Героя России, первого поднявшего в небо Т-50.

«Ни для кого не секрет, что наши самолеты семейства Су-27, которые поставляют в Индию, в Малайзию, в другие страны, постоянно „воюют“ на учениях с самолетами стран НАТО. По той статистике, которая регулярно до нас доводится, худший вариант — когда наши самолеты проигрывают 30% воздушных боев. А обычно наша техника выигрывает 90% боев или побеждает „всухую“, то есть имеет подавляющее превосходство над соперниками 4-го поколения. <…> Около года я не летал на Су-27, а потом потребовалось лететь на нем. Уже взлетая, я почувствовал, какой же он тяжелый и совершенно неестественный, как будто я взлетел на бомбардировщике, а не на истребителе. При всем моем глубочайшем уважении к Су-27 могу сказать, что в сравнении с Т-50 — это как грузовик и легковой автомобиль».

«Умный самолет»

На Т-50 установлена разработка концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) — новая основная радиоэлектронная система (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой, а также набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных и оптиколокационных станций, разнесённых по всей поверхности самолёта, фактически составляющих «умную обшивку».  Из всех собранных данных формируется цельная картина происходящего в небе и на земле.

— Мы изготавливаем не отдельные блоки, а части самолета со встроенными в них электронными устройствами, — цитирует генерального директора КРЭТ Николая Колесова «Российская газета».

ПАК ФА способен воевать как в одиночку, так и в рамках концепции «единого поля», — передавая данные о целях другим самолетам и наземным комплексам ПВО или получая указания от них. Бортовая система управления вооружением позволяет сопровождать до 60 целей, одновременно обстреливая 16 из них.

Навигационная система самолета комбинированная: GPS, ГЛОНАСС, оба стандарта и вообще без спутников. На последний случай имеется инерциальная навигация, как в баллистических ракетах. Гироскопы и акселерометры измеряют угловые скорости полета, а электроника, зная координаты места взлета, вычисляет текущее местоположение Т-50.

Принципиально новая система управления может взять на себя часть нагрузки по пилотированию, позволяя летчику сосредоточиться на выполнении боевой задачи. Пилот получает информацию в виде картинки на трех многофункциональных дисплеях. Есть индикация на лобовом стекле, система нашлемного целеуказания и речевой информатор.


Подробный обзор технологий Т-50 в сюжете телеканала «Звезда»

Еще одно конкурентное преимущество Т-50 — вооружение. По данным телерадиокомпании Вооружённых сил Российской Федерации «Звезда», общая боевая нагрузка истребителя-бомбардировщика Т-50 превышает 10 тонн, из них не менее 1,5 тонн составляет ракетное вооружение различных классов. У самолета есть 16 точек подвески, в том числе восемь во внутренних отсеках. На них крепятся и управляемые ракеты большой, средней и малой дальности и ракеты «воздух-поверхность», а также корректируемые авиабомбы. Всего для нового истребителя существует 14 типов различного нового высокоточного оружия — большей частью разработанного в корпорации «Тактическое ракетное вооружение»

Из новинок — противорадиолокационная ракета Х-58УШК внутрифюзеляжного размещения. Она принципиально отличается от Х-58, отмечается в сообщении телерадиокомпании «Звезда». Ракета в два раза короче, оснащена совершенно другой головкой самонаведения. Гсиспытания, в том числе включая испытательные пуски с опытных самолетов Т-50, завершены в 2015 году.

 Во внутренних бомбоотсеках ПАК ФА будут использоваться и новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух», отличающиеся повышенной дальностью, чувствительностью, помехозащищенностью,  возможностью обнаружения и захвата цели во время автономного полета. Максимальная дальность поражения цели — до 200 километров по дальности на высоте 25 километров.

На Т-50 предусмотрен вариант размещения авиационной тактической противокорабельной ракеты Х-35УЭ. При массе боевого заряда в 145 кг эта ракета способна поражать цели на дальности до 260 километров. Захват цели радиолокационной головкой самонаведения происходит за 50 километров, при этом ракета снижается до минимальной высоты, что делает ее невидимой для морских средств противовоздушной обороны.

Также сообщается, что на ПАК ФА будет установлена новейшая гиперзвуковая ракета Х-74М2, способная разгоняться до скорости больше чем в 4 Маха.

«Процесс создания средств вооружения для Т-50 шел одновременно с летными испытаниями самолета и его бортовых систем. Испытания на боевое применение комплекса завершило процесс его создания. И ракетное вооружение истребителя — его большие возможности», — приводит слова генерального директора корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Бориса Обносова телеканал «Звезда».

Публикация подготовлена по материалам ria.ru, svpressa.ru, rg.ru, tvzvezda.ru, businessinsider.com.

fea.ru

Сроки поставки ПАК ФА российской армии опять перенесли — Naked Science

Согласно заявлению российского министра обороны, армия получит первые ПАК ФА в 2019 году, а в 2020-м начнутся поставки новейшего зенитного ракетного комплекса С-500. Все это, по словам Сергея Шойгу, позволит России эффективно противостоять современным средствам воздушно-космического нападения. Таким образом, станет невозможным мгновенный глобальный удар со стороны противника, а общий потенциал неядерного сдерживания возрастет. 

 

Стоит сказать, что это далеко не первый перенос сроков принятия на вооружение первого российского истребителя-«невидимки». В 2016 году замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что серийные поставки истребителей Т-50 ВВС РФ начнутся с 2018 года, а не с 2017-го, как предполагалось прежде. Еще более ранние оценки предполагали принятие самолета на вооружение в 2013 году, а первые крупносерийные поставки должны были начаться в 2015-м.

 

Отметим, что все вышеперечисленные даты не имели под собой практически никакого основания. Испытания и доводка истребителя нового поколения – очень сложный процесс, который может растянуться на десятилетия. Вероятно, российская армия получит ПАК ФА уже после 2020 года. Нельзя также исключать, что поставки начнутся в середине следующего столетия, когда в серию пойдет самолет с двигателем «второго этапа». Установленный сейчас на ПАК ФА двигатель АЛ-41Ф1 не отвечает всем требованиям пятого поколения.

 

©КнААПО

 

Не меньший интерес авиалюбителей вызывает и число самолетов, которые закупит ВВС. Не так давно планируемое количество истребителей первой партии было уменьшено с 55 до 12 единиц. Причем и это сокращение может быть не последним.

 

Ранее, напомним, внимание общественности привлекли первые фотографии нового восьмого летного прототипа ПАК ФА. Машина, в частности, интересна уникальной «полупиксельной» окраской, которая в каком-то смысле является развитием схемы «акула». 

naked-science.ru

ПАК ФА получит «всевидящее око»

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) разрабатывает систему обработки видеоизображений «Охотник» для истребителя пятого поколения ПАК ФА, сообщили в пресс-службе холдинга. Новое оборудование в полтора-два раза повысит дальность обнаружения целей в условиях ограниченной видимости.

За несколько лет КРЭТ разработал более полутора десятков разновидностей «Охотника» для истребителей Сухого, ударных вертолетов, артиллерийских систем ВМФ, противотанковых и зенитных комплексов. Эта аппаратура решает задачи электронной стабилизации изображений, автоматического обнаружения и сопровождения целей. Система включает в себя телевизионные и тепловизионные датчики, средства отображения и сопряжения информации, пульты управления и лазерный дальномер.

Радиоэлектронное оборудование истребителя Т-50 (ПАК ФА) существенно отличается от других самолетов. У него, скажем, нет радара как отдельного модуля. Антенны трех работающих в разных диапазонах РЛС распределены по обшивке и вместе с датчиками других систем дают пилоту круговой обзор даже в полной темноте.

Кроме того, в ПАК-ФА частично реализуются технологии самолета шестого поколения — а именно перераспределение функций между бортовыми системами. «Радары ПАК ФА могут работать для разведки и радиоэлектронной борьбы, а система РЭБ, в свою очередь, занимается радиолокацией», — рассказал советник первого заместителя главы КРЭТ Владимир Михеев. Речь идет о комплексе «Гималаи» — он не только укрывает самолет от вражеских радаров и сбивает с пути истинного зенитные ракеты, но и сдергивает пелену малозаметности с самолетов противника.

/Антон Валагин, rg.ru/

army-news.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *