Lockheed P-80 “Shooting Star” Истребитель
Концепция реактивного истребителя, впоследствии ставшего известным под обозначением Р-80, была сформирована в конце 1942 года. Двумя годами ранее фирма Lockheed предложила проект истребителя L-133, и хотя он был одобрен руководством USAAF более важные проблемы отодвинули его реализацию на второй план. По прошествии времени был сделан вывод, что L-133 устарел морально и на его место пришел более совершенный проект, разработанный группой из 28 инженеров под руководством Клэренса Л.Джонсона (Clarence L. «Kelly» Johnson), позднее ставшего известным как создатель F-104.
Истребитель проекта L-140 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с однокилевым оперением и крылом низкого расположения. Одноместная кабина пилота разрывалась фонарем каплевидной формы. Шасси трехопорное, с носовым колесом (основные стойки убирались в крыло и центроплан, носовое колесо – в нишу под кабиной пилота).
Работы начались 26-го июня 1943 года и были завершены спустя 143 дня. Прототип ХР-80 “Shooting Star” с серийным номером 44-83029, получивший название “Lulu Belle” (но также известный как «the Green Hornet» из-за цветовой схемы), доставили на армейский аэродром Мурок 16-го ноября. Первый полёт был совершен 8-го января 1944 года. В процессе испытаний ХР-80 развил максимальную скорость 808 км\ч, что было гораздо лучше, чем у двухмоторного Bell P-59A, и заметно выше, чем у серийных поршневых истребителей. Надо отметить, что первый прототип оказался наиболее удачливым из всех опытных Р-80. После завершения лётных тестов самолёт сначала передали 412th Fighter Group для тактической оценки, а затем в AAF Training Command (Chanute Field, штат Иллинойс). Пережив все эти испытания 8-го ноября 1946 года ХР-80 отправился в Смитсонианский институт, где он находился в качестве наглядного пособия и был отреставрирован в мае 1978 года.
Ещё до полёта первого прототипа, в сентябре 1943 года, фирма Lockheed предложила увеличенный в размерах проект L-141, оснащенный более мощным двигателем General Electric I-40 «Whittle» (также позднее выпускаемый фирмой Allison под одинаковым обозначением J33). Руководство USAAF одобрило эту идею и в скором времени был подписан контракт на постройку двух прототипов ХР-80А с серийными номерами 44-83021 и 44-83022. Помимо увеличения геометрических размеров прототипы получили топливные баки на 485 галлонов вместо 285, а боезапас к пулеметам теперь составлял по 300 патронов на ствол. Помимо прочего ХР-80А отличались от ХР-80 герметичной кабиной пилота. Свои первые полёты прототипы совершили 10-го июня и 1-го августа 1944 года. Позднее второй ХР-80А стал первым самолётов этого типа оснащенный дополнительными 165-галонными баками на концах консолей крыла. Из-за доработок самолёт стал на 25% тяжелее, что в совокупности с проблемами в работе силовой установки в дальнейшем привело к многочисленным инцидентам.
Несмотря на потерю одного из опытных самолётов USAAF выдали 10го марта 1944 года заказ на постройку партии из 13 предсерийных истребителей YP-80A, которые собирались испытать в боевых действиях в Европе. Эти самолёты получили серийные номера от 44-83023 до 44-83035 и внешне были идентичны ХР-80А. Отличие заключалось в двигателях J33-GE-9 или -11, которые устанавливались на предсерийных машинах.
Первый полёт YP-80A состоялся 13-го сентября 1944 года, однако уже 20-го октября катастрофу потерпел третий экземпляр (44-83025, пилот погиб). Тем не менее, командование USAAF было полно решимости испытать новый истребитель в боевых условиях для отработки тактики борьбы с реактивными самолётами Luftwaffe. В середине декабря 1944 года два YP-80A с серийными номерами 44-83026 и 44-83027 прибыли в Великобританию, но в боях не участвовали. Самолёт с номером 44-83026 потерпел катастрофу, а 44-83027 использовался для различных тестов и впоследствии был оснащен прототипом двигателя «Nene» (14-го ноября 1945 года он разбился в ходе очередного полёта).
Два других YP-80A с серийными номерами 44-83028 и 44-83029 в конце войны прибыли на Средиземное море и, по американским данным, даже успели выполнить несколько боевых вылетов, правда, встреч с противником не было. В течении мая-июня 1945 года эти самолёты совершили демонстрационный перелёт по европейским странам и были возвращены в США (один из них впоследствии был разбит 2-го августа 1945 года).
Что касается остальных YP-80A, то первый экземпляр передали NACA, где его использовала Ames Aeronautical Laboratory для скоростных тестов. В то же время, 9-й, 11-й и 12-й экземпляры были отправлены в состав 31st Fighter Squadron 412th Fighter Group для войсковых испытаний. Несмотря на массу прилагаемых усилий аварии продолжали преследовать истребитель – 6-го августа 1945 года в катастрофе погиб лучший американский ас 2-й мировой войны Ричард Бонг (40 побед). И всё же, Р-80 был одним из наиболее перспективных реактивных истребителей США на тот момент, поэтому его серийное производство развернули сразу же после войны.
XF-14 – согласно заказу USAAF от 23-го сентября 1944 года один из YP-80A (44-83024) был перестроен в фоторазведчик. Самолёт был потерян 6-го декабря 1944 года при столкновении в воздухе с B-25 «Mitchell».
P-80A – первая крупносерийная модификация, оснащавшаяся дополнительными 225-галонными топливными баками на концах консолей. Начальный контракт от 4-го апреля 1944 года предусматривал постройку 500 самолётов, а в июне 1945-го года заказ расширили ещё на 2500 машин. Фактически, из-за окончания войны, было собрано 344 P-80-1-LO и 180 Р-80-5-LO. Поставки начались с февраля 1945 года и завершились в декабре 1946 года. В июне 1948 году обозначение Р-80А изменили на F-80A. Впоследствии 128 F-80A было доработано до стандарта модели F-80C-11-LO, получив двигатели J-33-A-35, катапультируемые кресла и дополнительные топливные баки на 260 галлонов.
EF-80 – модификация для тестирования кабины типа «Prone Pilot» (с лежачим положением переднего пилота).
AF-14A / F-14A / FP-80A – модификация фоторазведчика на базе P-80A.
XFP-80A – один из P-80A (44-85201) модифицированный для установки носовой фотокамеры.
FP-80A \ RF-80A – серия из 152 фоторазведчиков модели 15-LO. Также было конверсировано 66 истребителей F-80A.
ERF-80A – один из серийных P-80A (44-85042) с новой носовой частью фюзеляжа.
XP-80B – модификация с улучшенным двигателем J-33. Первый прототип был получен путем доработки девятого серийного P-80A-1-LO (44-85200).
XP-80R – модификация опытного XP-80B в гоночный самолёт.
P-80B – вторая крупносерийная модификация, поставки которой состоялись между мартом 1947-го и мартом 1948-го года. Построено 209 P-80B-1-LO и 31 P-80B-5-LO (оснащались катапультными креслами). В июне 1948 года обозначение Р-80В изменили на F-80B.
P-80C – основная серийная модификация оснащавшаяся двигателем Allison J33-A-23. Полёт первого Р-80С состоялся 1-го марта 1948 года. В общей сложности было собрано 162 P-80C-1-LO, 75 P-80C-5-LO и 561 P-80C-10-LO. В июне 1948 года обозначение P-80C изменили на F-80C.
NF-80C – один из серийных F-80C (47-171) предназначавшийся для опытов с магнием.
RF-80C – фоторазведчик не выпускавшийся отдельной серией. Всего было конверсировано 70 F-80A и F-80C, а также 6 RF-80A.
P-80D – проект от 1948 года на базе Р-80С, но с двигателем Allison J33-A-29 и модернизированной кабиной пилота.
P-80E – проект на базе Р-80С со стреловидным крылом и оперением, а также установкой двигателя Allison J33-A-27. Отклонен в связи с более высоким приоритетом проекта F-86.
DF-80A – несколько самолётов F-80A переделанные в самолёты управления беспилотными аппаратами типа QF-80.
QF-80A/QF-80C/QF-80F – беспилотные радиоуправляемые самолёты-мишени переделанные из списанных истребителей.
TP-80C – прототип учебно-боевого истребителя впоследствии переименованный в TF-80C.
TO-1 – 49 истребителей модификации F-80C-1-LO и одного F-80C-5-LO, переданные в 1949 году в пользование U.S. Navy (серийные номера 47-218/224, 47-525, 47-601/604, 47-1380/1394, 48-382, 47-1396/1411 и 48-376/381). В 1951 году обозначение изменили на TV-1. Самолёты эксплуатировались в составе VF-52 и VMF-311 в начале 1950-х гг., а после получения достаточного количества Grumman F9F и McDonell F2H были выведены в резерв.
И всё же, можно смело сказать, что при всех недостатках Р-80\F-80 строевая карьера у него удалась. Так и не успев принять участия во 2-й мировой войне «Shooting Star» стали первыми полноценными истребителями USAAF и использовались весьма продолжительное время. Уже летом 1945 года примерно 30 истребителей Р-80А из состава 414th Fighter Group были доставлены на Филиппины в ожидании вторжения на острова Японии, но их «услуги» так и не понадобились. Примерно в тот же период эти самолёты были дислоцированы в Германии, где их получила 55th Fighter Group (только 38-я эскадрилья), в то время как в США на Р-80А была перевооружена 1st Fighter Group в составе которой находились 27th, 71th и 94th Squadrons.
В течении 1947-1950 гг. Истребители более поздних модификаций были распределены между следующими авиационными соединениями:Германия – 36th Fighter Bomber Group (22nd, 23rd, 53rd Squadrons)
США – 4th Fighter Group (334th, 335th, 336th Squadrons) и 56th Fighter Group (61st, 62nd, 63rd Squadrons), 57th Interceptor Group (64th, 65th, and 66th Squadrons), 23rd Group (74th, 75, 76th Squadrons) и 81st Group (91st, 92nd, 93rd Squadrons
Япония – 49th Fighter Bomber Group (7th, 8th, 9th Squadrons), 8th Fighter Bomber Group (35th, 36th, and 80th Squadrons), 51st Interceptor Group (16th, 25th, 26th Squadrons), 35th Interceptor Group (39th, 40th, and 41st Squadrons).
Настоящим испытанием для F-80 стала корейская война 1950-1953 гг. К весне 1950-го года Far East Air Force (FEAF) располагали достаточно внушительными силами в данном регионе. В общей сложности американцы могли оперировать 12 дивизионами, дислоцированными на японских островах: 7th, 8th, 9th Squadrons (49th Fighter Bomber Wing, Мисава), 35th, 36th, 80th Squadrons и 8th Fighter Bomber Wing (Итазуке), 39th, 40th, 41st Squadrons, 35th Fighter Interceptor Wing (Йокота), 16th, 25th, 26th Squadrons и 51st Fighter Interceptor Wing (Наха). Кроме того, на вооружении 8th Tactical Reconnaissance Squadron дислоцированного в Йокоте имелись RF-80A.
Первый бой с северокорейской авиацией был принят уже на второй день войны, 26-го июня 1950 года – четыре F-80C атаковали восемь штурмовиков Ил-10 и сбили четыре из них без собственных потерь. Это были первые победы на реактивных самолётах USAF, но последующие бои показали, что F-80 недостаточно маневренны для борьбы с Як-9 и Ла-11, хотя преимущество в скорости было абсолютным. Когда в августе ВВС КНДР почти перестали существовать реактивные истребители фактически остались «без работы». Лишь периодически их привлекали для сопровождения бомбардировщиков и штурмовых атак, но в последнем качестве они оказались не очень эффективными из-за слабого вооружения.
Всё изменилось, когда в корейском небе появились советские МиГ-15, в кабинах которых сидели советские и китайские пилоты. Значительно уступая в скорости и вооружении Р-80С оказались в очень невыгодном для себя положении, и хотя 7-го ноября 1950 года на счет лейтенанта Рассела Дж. Брауна (истребитель с номером 49-0737) был записан первый сбитый МиГ, общий счет потерь оказался далеко не в пользу американцев. Несмотря на то, что с первой половины 1951 года началось перевооружение на более новые F-84 и F-86, использование F-80 продолжалось фактически до конца войны. Последний боевой вылет выполнил 27-го июля 1953 года фоторазведчик RF-80A из состава 67th Tactical Reconnaissance Wing. За 34 месяца пилоты F-80 выполнили 89515 боевых вылетов, уничтожив 37 самолётов противника в воздухе (включая всего шесть МиГ-15) и ещё 21 на земле. Также они сбросили 41593 тонны бомб и выпустили 81000 ракет. Собственные потери оказались очень тяжелыми – американцы признали уничтожение 113 самолётов от наземного огня, 14 сбитых в боях с МиГ-15, 150 потерянных в лётных инцидентах и 16 – по не выясненным причинам.
В Европе и США процесс перевооружения прошел гораздо быстрее. Например, к концу 1951 года 36th Fighter Bomber Group приняла истребители F-84, а дивизионы на Аляске в том же году получили F-94. Дольше всего в составе USAF оставались фоторазведчики – последние RF-80A списали в 1957 году. Годом позже свои F-80C сдала на хранение Air National Guard.
Экспортные поставки были небольшими, но американские истребители сыграли большую роль в плане перехода пилотов ВВС «третьего мира» с поршневых на реактивные истребители. Так уж получилось, что выведенные в резерв F-80 были включены в US Military Assistance Program, которая предусматривала значительные поставки военной техники и снаряжения дружественным странам Латинской Америки. Устарелость этих истребителей была очевидна, однако данный регион всегда «славился» наличием далеко не самых современных самолётов, которые эксплуатировались вплоть до полного износа. К тому же, приобретать даже небольшие партии новейших истребителей было очень тяжело в финансовом плане.
Одним из первых F-80С приобрел Эквадор – с января 1958 года и до 1960 года включительно в эту страну прибыло в общей сложности 16 самолётов. Первым местом дислокации эквадорских F-80C стала авиабаза Маура, где пилоты с легкостью пересели из кабин Gloster «Meteor», полученных в 1954 году. Спустя десять лет, когда из США было поставлена очередная партия учебно-боевых самолётов Т-33А, необходимость в дальнейшем использовании F-80C исчезла. Также встречается информация о том, что в 1965 году шесть самолётов вернулись в США
В течении 1958-го года сразу пять стран Южной Америки получили F-80C. В составе ВВС Уругвая (Fuerza Aerea Uruguaya) использовалось 17 F-80C, остававшиеся на вооружении до 1971 года (по другим данным – до 1975-го), пока их не заменили на Cessna A-37B. Наименее продолжительный срок эксплуатации получился у 16 F-80C, которые были проданы Колумбии и были списаны уже в 1966 году. В составе ВВС Чили (Fuerza Aerea de Chile) имелось около 30 самолётов модификации F-80C-10-LO, которые поступили в состав Grupos de Aviacion No.7, 9 и 12. Использование чилийских истребителей продолжалось до 1974 года.
Особо стоит выделить поставки в Перу. Договор с фирмой Lockheed о поставках четырех Р-80С был заключен ещё в 1950 году. Самолёты с серийными номерами от 49-3957 до 44-3600 уже были собраны и готовы к отправке, но в 1951 году USAF реквизировали приняли решение реквизировать их. Тем не менее, 16 истребителей этой модификации всё же добрались до Перу, хоть и не столь быстро. В 1958 году истребители включили в состав 13-й истребительно-бомбардировочной группы перуанских ВВС и эксплуатировали до 1973 года включительно.
В январе того же 1958 года начались поставки F-80C-10-LO в Бразилию (Forca Aerea Brasileira). Всего было поставлено 33 самолёта, которым присвоили номера от 4200-4232 и распределили по эскадрильям 1°/1°GC, 2°/1°GC, 1°/4°GAv, 1°/14° GAv. Некоторое время F-80C эксплуатировались параллельно с более старыми британскими Gloster «Meteor» F.Mk.8, а спустя несколько лет компанию им составили учебные Т-33. Бывшие американские истребители списали только в 1973 году.
Источники:
Д.Дональд “Американские военные самолёты Второй Мировой Войны” (перевод М.С.Виноградова и М.В.Коновалова). АСТ\Астрель. 2002
В.Набока «Боевая работа 29-го Гвардейского истребительного авиаполка в Корее (1950-51гг.)» («Авиация и Время» 1999-01)
М.Никольский, А. Фирсов «Локхид P-80 «Шутинг стар» (Авиация и Космонавтика 2001-12)
Fuerza Aerea Brasileira: Lockheed P-80A “Shooting Star”
Poder Aereo: A Aviacao de Caca da Forca Aerea Brasileira – Parte 1
Fuerza Aerea: La Centella Voladora
Joe Baugher site: Lockheed P-80/F-80 Shooting Star
Длина – 10,52м
Размах крыла – 11,85 м (без ПТБ на законцовках)
Площадь крыла – 22,07 м.кв.
Высота — 3,45 м
Вес пустого – 3592 кг
Вес взлётный (норм.) – 5307 кг
Вес взлётный (макс.) – 6350 кг
Скорость максимальная – 898 км\ч у земли и 818 км\ч на высоте 9144 метра
Скорость крейсерская – 660 км\ч
Скороподъёмность – 23,2 км\ч
Дальность – 1255 км практическая и 2320 км перегоночная с ПТБ
Потолок – 13715 метров
Экипаж – 1 человек
Двигатель – турбореактивный двигатель с осевым компрессором Allison J ЗЗ-А-35 тягой 24.02 кН
Вооружение — шесть 12.7-мм пулеметов Browning
Бомбовая нагрузка — возможность подвески двух 454 кг бомб и восьми ракет под крылом
Воздушные автоматические выключатели ВАВ-РREMIUM (ВАВ-Р) до 7500А 160kA
- Главная
- Продукция АКЭЛ
- АКЭЛ-ВАВ-P
СЕРИЯ ВАВ-Р 2000AF
СЕРИЯ ВАВ-Р 3200AF
СЕРИЯ ВАВ-Р 4000AF
СЕРИЯ ВАВ-Р 4000AF 1380B
СЕРИЯ ВАВ-Р 6300AF
СЕРИЯ ВАВ-Р 7500AF
СЕРИЯ ВАВ-P ВН 2000AF
СЕРИЯ ВАВ-P ВН 4000AF
ОСОБЕННОСТИ СЕРИИ
Современное производство предъявляет высокие требования к защите электротехнического оборудования. Растет спрос на технологии способные отвечать высоким мощностям и сложным климатическим условиям. АкЭл предлагает решения для самых ответственных промышленных задач и объектов.
Высокая надежность в любых условиях
Воздушные автоматические выключатели АкЭл ВАВ-Рremium (BAB-P) выпускаются в 3-х габаритных типоразмерах (2000/4000/6300AF). Автоматические воздушные выключатели обеспечивают размыкание цепей с высокой нагрузкой надежности и безопасность потребителей высоких токов. Устройства рассчитаны на напряжение изоляции до 1000В. Инновационная конструкция контактной группы гарантирует механическую и коммутационную износостойкость до 20 000 и 11 000 циклов соответственно. Вся линейка ВАВ-Р обеспечивает защиту от сверхтоков, мониторинг сети, координацию с другими аппаратами защиты, измерение, диагностику, анализ и передачу данных. Различные способы присоединения проводников, коннекторы и аксессуары обеспечивают широкий спектр применения.
Производительность достигается за счет высокой отключающей способности в 120кА (6300AFпри АС415В). ВАВ-Р гарантирует 100% защиту нейтрального полюса (6300AF — 50%) и выдерживает номинальное импульсное напряжение (Uimp) 12кВ. Устройство подходит для использования в суровых климатических условиях. Испытания при −40°C доказали возможность его применения в горной местности. Защита от повышенной влажности и плесени, устойчивость к воздействию солевого тумана и максимальная температура эксплуатации +70°C позволяет использовать аппарат во влажном тропическом климате. Продукция сертифицирована в соответствии с Техническим Регламентом Таможенного Союза. ВАВ-РREMIUM (ВАВ-Р) 2000AF/4000AF/6300AF. Номинальный ток от 630А до 6300А.
Если производство требует решения сложных задач при максимальной компактности АкЭл предлагает модель ВАВ-Compact, на 30% компактнее при сходных технических характеристиках. ВАВ-COMPACT (ВАВ-С) 1600AF. Номинальный ток 200A~1600A.
Функции и аксессуары
Оптимальную координацию ВАВ-Р обеспечивают полнофункциональные микропроцессорные расцепители: с измерением фазных токов (РТ), активной, реактивной, полной и коэффициента мощности (РМ) и гармоник (РГ). Контроллеры способны работать при низких температурах. Удобство использования обеспечивает дисплей с интуитивно понятным интерфейсом. В контроллерах реализованы базовые функции защит — LSIG. Они применяются в высокотехнологичной сфере и эффективны в интеллектуальных системах. Интерфейс интегрированной коммуникационной сети для передачи данных на базе протоколов Modbus обеспечивает взаимодействие, дистанционное измерение, управление и регулирование. Выключатели ВАВ-Р комплектуются аксессуарами для любого профиля и поставляются с большим списком опций в базовой комплектации: катушки отключения/включения, моторные привода и микропроцессорные расцепители (один из 3-х).
Полный каталог ВАВ-Р АКЭЛ Заказать просчет Руководство по эксплуатацииОбзор моделей ВАВ-P
- Серия ВАВ-P 2000 AF
- Серия ВАВ-P 3200 AF
- Серия ВАВ-P 4000 AF
- Серия ВАВ-P 6300 AF
- Серия ВАВ-P 2000 AF BH
- Серия ВАВ-P 4000 AF BH
Габаритный типоразмер | 2000 AF | 3200 AF | 4000 AF | 6300 AF | 2000 AF BH | 4000 AF BH | |
Автоматический выключатель | ВАВ-P 06-80, ВАВ-P 20-80 | ВАВ-P 20-85, ВАВ-P 32-85 | ВАВ-P 08-100, ВАВ-P 40-100 | ВАВ-P 50-120, ВАВ-P 63-120 | ВАВ-P 06 BH, ВАВ-P 20 BH | ВАВ-P25 BH, ВАВ-P40 BH | |
Число полюсов | 3, 4 | 3, 4 | 3, 4 | 3, 4 | 3, 4 | 3, 4 | |
Номинальный ток | 630~2000A | 2000~3200A | 800A~4000A | 5000A~6300A | 630~2000A | 2500A~4000A | |
Защита нейтрали | 100%In | 100%In | 100%In | 50%In | 100%In | 100%In | |
Номинальное рабочее напряжение Ue | 690 В перем. тока | 690 В перем. тока | 1000 В перем. тока | 690 В перем. тока | 690 В перем. тока | 690 В перем. тока | |
Номинальная предельная отключающая способность при коротком замыкании Icu (415 В перем. тока) | 80 кА | 85 кА | 100 кА | 120 кА | — | — | |
Номинальная рабочая отключающая способность при коротком замыкании Ics (415 В перем. тока) | 80 кА | 85кА | 100 кА | 120 кА | — | — | |
Номинальный кратковременно выдерживаемый ток Icw (415 В перем. тока) 1 сек. | 60 кА | 85 кА | 85 кА | 120 кА | 65 кА | 100 кА | |
Габаритные размеры (ШхГхВ), мм | Стационарный 3P | 362×332×398 | 422×302×397 | 422×339×394 | 803х300х392 | 362×331×397 | 428×300×394 |
Выкатной 3P | 375×430×432 | 435×398×432 | 435×450×432 | 810х400х475 | 375×398×432 | 435×403×432 | |
Тип контроллера | РТ контроллер | ● | ● | ● | ● | — | — |
РМ контроллер | ● | ● | ● | ● | — | — | |
РГ контроллер | ● | ● | ● | ● | — | — | |
Тип установки | Стационарное исполнение | ● | ● | ● | ● | ● | ● |
Выкатное исполнение | ● | ● | ● | ● | ● | ● | |
Специальное применение | Ветроэнергетические установки, автоматический выключатель для работы при низкой температуре | ● | ● | ● | ● | ● | ● |
Автоматический выключатель климатического исполнения ТВ | ● | ● | ● | ● | ● | ● |
Запросы по продукции BAB-P отправляйте на e-mail: ak-el@ak-el. ru
Lockheed P-80 Shooting Star
Локхид P-80 Shooting StarЛокхид P-80 Шутинг Стар | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Немногие самолеты в истории аэронавтики были столь же успешными, как Lockheed P-80 Shooting Star. Это был первый американский боеспособный реактивный истребитель, когда он поступил на вооружение в 1919 году.45. Он стал победителем в первом в мире бою с реактивным двигателем и удостоился чести оставаться в производстве целых 15 лет после того, как была запущена первая экспериментальная модель. Самолет был создан в июне 1943 года, когда Lockheed попросили спроектировать истребитель на базе турбореактивного двигателя Halford H.1B, построенного De Havilland, который был разработан в Англии в ответ на немецкий реактивный истребитель Messerschmitt Me 262. 1 XP-80 был спроектирован и построен всего за 143 дня — на 37 дней меньше первоначального графика. Это был немалый подвиг, учитывая, что это был не просто исследовательский самолет, а серийный прототип с вооружением. Он был размещен во временном здании в условиях полной секретности, что положило начало знаменитой компании Lockheed Skunk Works. Первый полет состоялся 8 января 19 года.44, а всего было построено 1715 самолетов. |
ХР-80 представлял собой цельнометаллический прямой низкоплан обычной конструкции с трехопорным шасси. Кабина была негерметичной и имела сдвижной назад купол фонаря. У него был внутренний запас топлива от 200 до 285 галлонов (от 757 до 1079 литров) в двух крыльевых баках и одном самоуплотняющемся фюзеляжном баке. Вооружение состояло из шести пулеметов калибра .50 в носовой части с боезапасом 200 выстрелов. XP-80 был оснащен турбореактивным двигателем Halford H.1B с тягой 2460 фунтов (1116 кг), а на XP-80A двигатель был заменен на турбореактивный двигатель General Electric I-40 с тягой 4000 фунтов (1814 кг). Серийные P-80 оснащались двигателями General Electric J-33-GE-11 или Allison J-33-A-9 с тягой 3850 фунтов (1746 кг). J-33 был серийной версией GE I-40. 2 |
F-80C был самой быстрой версией со скоростью 580. У него был более мощный двигатель, чем у более ранних моделей. |
ВВС США (USAAF) планировали построить «Падающую звезду» в большом количестве, однако только два самолета прибыли в Италию до окончания войны в Европе и ни разу не использовались в боевых действиях. Несмотря на прекращение боевых действий, производство продолжалось в меньших масштабах. Всего Lockheed построила 917 F-80A и B. Один самолет был модифицирован для попытки установить мировой рекорд скорости и 19 июня 1947 года установил рекорд скорости 624 миль в час (1004 км/ч). Некоторые из этих модификаций были сохранены в F-80C, и всего с 1948 по 1949 год было произведено 798 F-80C. В то же время Lockheed разработала двухместную версию F-94 Starfire. Эта модель была оснащена радаром для всепогодных операций. Когда в Корее началась война, F-80 были отправлены в район боевых действий, чтобы помочь южнокорейцам. 10 ноября 1950 лет назад лейтенант Рассел Браун на «Падающей звезде» вошел в историю, уничтожив российский истребитель МиГ-15 в первом в мире решающем бою на реактивных самолетах. Однако по сравнению с МиГом F-80 уступал в классе и был быстро заменен североамериканским F-86 Sabre. Последней версией самолета стал учебно-тренировочный Т-33, производство которого продолжалось до августа 1959 года. F-80 был очень сложным в эксплуатации самолетом по сравнению с более медленными самолетами с поршневыми двигателями, и было потеряно тревожное количество самолетов. Решением стал модернизированный двухместный учебно-тренировочный Т-33А. |
F-80 был очень горячим истребителем, и несколько самолетов было потеряно. Решением стал модернизированный двухместный учебно-тренировочный Т-33А. |
В первые годы некоторые Т-33 взрывались сразу после взлета. Сразу за кабиной пилота находилась горловина заливной горловины, прикрытая крышкой фюзеляжного топливного бака. Некоторые пилоты и наземные бригады не усердно проверяли крышку или колпачок. После взлета со скоростью около 120 узлов воздушный поток создавал вакуум над крышкой топливного бака. Если бы крышка и крышка не были закрыты должным образом, топливо для реактивных двигателей высасывалось бы из бака в подпружиненную камеру нагнетания за крышкой топливного бака. Двери напорной камеры подают в двигатель дополнительный воздух, пока самолет не разогнался до скорости около 200 узлов. Горючая смесь воспламенится, и план взорвется. Проблема была решена путем размещения двух ребер под крышкой, которые должны были сцепляться с ребрами на крышке. Крышка не могла быть заблокирована, если крышка не была закреплена. Услышав однажды страшилку, летчики всегда проверяли чехол и его застежку Дзус. |
Технические характеристики: | |
---|---|
Lockheed P-80A Shooting Star | |
Размеры: | |
Размах крыла: | 38 футов 10 дюймов (11,83 м) |
Длина: | 34 фута 6 дюймов (10,51 м) |
Высота: | 11 футов 4 дюйма (3,45 м) |
Вес: 9 шт. 0008 | |
Пусто: | 7920 фунтов (3593 кг) |
Брутто: | 11700 фунтов (5307 кг) |
Макс. Взлет: | 14000 фунтов (6350 кг) |
Производительность: | |
Максимальная скорость: | 558 миль в час (898 км / ч) на уровне моря |
Максимальная скорость: | 492 миль в час (792 км / ч) на высоте 40 000 футов (12 192 м) |
Крейсерская скорость: | 410 миль в час (660 км / ч) |
Подъем: | 5,5 минут до 20 000 футов (6 096 м) |
Подъем: | 4580 футов (1396 м) за 1 минуту. |
Максимальный уровень обслуживания: | 45000 футов (13716 м) |
Диапазон: | |
Обычный: | 780 миль (1255 км) |
Максимум: | 1440 миль (2317 км) |
Запас топлива: | |
Обычный: | 425 галлонов (1609 л) |
Максимум: | 885 галлонов (3350 л) |
Силовая установка: | |
Один General Electric J33-GE-11 или Allison J33-A-9 с 3850 фунтов ST (1746 кг). | |
Вооружение: | |
Шесть пулеметов калибра . 50 плюс бомба 2000 фунтов (907 кг), или десять 0,5-дюймовых ракет. |
Примечания:
1. Рене Дж. Франсильон, Lockheed Aircraft Snce 1913 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института, 1987. 236. . 2. Там же. 240. |
© Ларри Дуайер. Онлайн-музей истории авиации. Все права защищены.
Создано 3 июня 2002 г. Обновлено 29 ноября 2021 г.
P-80 переопределяет скорость — в воздухе и на сборочной линии
Летом 1943 года главный инженер Lockheed Келли Джонсон привлек элитную команду инженеров и механиков, чтобы собраться в арендованном цирковом шатре, который он разбил по ветру. с завода по производству вредных пластмасс на окраине завода Локхид в Бербанке, штат Калифорния. Цель состояла в том, чтобы держать любопытных зрителей в страхе.
Все, что ему разрешили сказать своей команде по приказу ВВС США, это то, что в обозримом будущем они будут работать по 10 часов в день, шесть дней в неделю, над новым прототипом самолета. Они должны были работать в условиях строгой секретности, полностью под его командованием, в сроки, которые большинство сочло бы невозможными уложиться.
Группа без колебаний приняла условия, хотя мало кто знал всю историю. Недавно разработанные немецкие реактивные истребители с их превосходной скоростью и ускорением показали первые признаки господства в небе над Европой. И военное министерство США, надеясь быстро уравнять правила игры, наняло Джонсона для создания того, что станет первым настоящим боевым реактивным истребителем Соединенных Штатов — P-80.
Из-за острой необходимости быстро противостоять возникающей немецкой угрозе военное министерство дало Джонсону, казалось бы, непреодолимый срок для проектирования и постройки нового самолета — 150 дней.
Джонсон с радостью принял вызов. Теперь дело за его новой командой.
Быстрый как падающая звезда
И доставили. В течение следующих шести месяцев команда Lockheed превзошла ожидания, представив элегантный прототип XP-80 за 143 дня, на семь дней раньше запланированного срока.
Он был назван Падающей звездой в честь его непревзойденной скорости, а некоторые модифицированные модели способны развивать скорость до 600 миль в час. С пулевидным фюзеляжем, заклепками и гладкой обшивкой серийный P-80 был не только привлекательным, но и устрашающим штурмовиком, оснащенным шестью пулеметами 50-го калибра и подкрыльевыми подвесками для бомб, смертоносным сочетанием силы и скорость.
Хотя P-80 не участвовал в боевых действиях во время Второй мировой войны, своевременная поставка Shooting Star компанией Lockheed подготовила почву для раннего господства Shooting Star во время Корейской войны в качестве передового истребителя Америки.
Герой Корейской войны
Около 75 процентов потерь противника в первые месяцы Корейской кампании были связаны с воздушными атаками «Падающих звезд». К 1950 году P-80 под управлением лейтенанта Рассела Брауна сбил северокорейский МиГ-15 в первом в мире воздушном бою реактивных самолетов. Эти успехи проложили путь для последующих модификаций Р-80, таких как Р-80В, который представил первое катапультируемое кресло в серийном американском самолете, всепогодный перехватчик F-94 и скоростной учебно-тренировочный Т-33, который оставался в эксплуатации до 1997.
Источники и дополнительная литература
- Бойн, Уолтер. За горизонтами: история Lockheed . Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина, 1999. .
- Фелтон, Джеймс. «Падающая звезда.» Жизнь . 13 августа 1945 г.
- Приморский. «Падающая звезда». Полет . Октябрь 1945 г.
- Рич, Бен Р., и Янос, Лео. Skunk Works: личные воспоминания о годах, проведенных в Lockheed.