9-мм пистолет Walther Р.38 (Вальтер П.38)(ППК)

9-мм пистолет Walther Р.38 (Вальтер П.38)(ППК)


К тайной работе по проектированию служебных (как пытались замаскировать это новое оружие) пистолетов нового поколения, предназначавшихся для перевооружения Рейхсвера, немецкие оружейные фирмы вновь приступили уже В конце 1929 г. Инженеры фирмы Carl Walther Waffefabrik GmbH попытались развить свой первоначальный успех, взяв за основу удачную конструкцию пистолета PP. Его увеличенный в габаритах вариант, получивший название Walther MP (Militarpistote. нем. -военный пистолет), был рассчитан на использование патронов 9х19 мм Parabellum. Пистолеты Walther MP первой и второй моделей различались между собой незначительно, только отдельными деталями. Автоматика новых пистолетов также работала по принципу отдачи свободного затвора при неподвижном стволе. Однако результаты заводских испытаний обеих моделей пистолета Walther MP убедительно продемонстрировали, что применение мощного 9-мм патрона невозможно в системах оружия с несцепленным затвором.

Отсутствие финансирования на некоторое время заставило германских конструкторов отложить эти работы. И только приход нацистов к власти в 1933 г. с их курсом на подготовку к новой войне, способствовал началу работ по созданию более совершенных образцов боевой техники и вооружения, в том числе и стрелкового оружия. Однако устаревшие технологии и значительные объемы механических работ по ручной доводке не только влияли на высокую себестоимость изготовления тех или иных изделий, но исключали возможмость быстрого перевооружения вермахта. В частности, это касалось и штатного армейского 9-мм пистолета Р.08. Поэтому уже к середине тридцатых годов в Германии очень остро встал вопрос по поиску достойной замены старому пистолету Parabellum. Немецкие конструкторы-оружейники приступили к проектированию качественно новой модели военного пистолета, испопьзуя при этом все свои конструкторские заделы, причем не только технические, но и технологические, наработанные ими за время создания предыдущих образцов короткоствольного оружия самообороны.

Уже в 1934 — 35 гг. фирма Carl Walther Waffenlabnk GmbH передала в HWaA новую модель пистолета военного образца, известного под тем же названием Walther MP. Также, как и предыдущие варианты MP, он был рассчитан на использование 9-мм пистолетного патрона Parabellum. Несмотря на то, что внешне это был совершенно другой пистолет, в его конструкции были развиты идеи, заложенные в пистолетах Walther РР и MP первых образцов: автоматика третьей модели пистолета MP также работала по принципу использования отдачи свободного затвора, ударно-спусковой механизм с самовзводом. Специально для этого пистолета Георг и Эрих Вальтер разработали новые узлы и детали. В том числе: укороченный кожух-затвор, экстрактор, ударник, указатель наличия патрона в патроннике, запатентованные 10.04.1936 г. в Германии (патент DRP № 706038). Особенностью этой модели стал и оригинальный курковый ударно-спусковой механизм со скрытым расположением курка. Впрочем, после многочисленных заводских и полигонных испытаний выявилось множество конструктивных недостатков этой модели, поэтому работы над ней были прекращены. Этот образец пистолета MP остался исключительно в опытных моделях.

Новая неудача не охладила исследовательский пыл немецких оружейников. Уже в октябре того же года один из совладельцев фирмы Carl Walther Waffenfabrik GmbH младший из династии -Фриц Вальтер и инженер Фриц Бартхлеменс (Barthlemens) получили патент (DRP № 721702 от 27.10.1936 г.) на систему запирания канала ствола — защелкой, вращавшейся в вертикальной плоскости. Именно это решение легло в основу нового поколения германских военных пистолетов Walther. Вскоре фирма Walther. чтобы не путать вновь создаваемое оружие с предыдущими моделями MP. присвоила новым пистолетам название Walther АР (Armeepistole, нем. — армейский пистолет).

Модифицированный Walther АР представлял собой совершенно иную конструкцию. Автоматика работала по принципу отдачи с коротким ходом ствола, запирание канала ствола осуществлялось качающейся защелкой. Ударно-спусковой механизм был заимствован из предыдущей модели MP — самовзводный, куркового типа со скрытым расположением курка. Ствол и кожух-затвор под действием отдачи передвигались по наружным направляющим рамки, причем в передней части кожуха-затвора появился большой вырез, открывавший практически всю казенную часть ствола. Флажковый предохранитель монтировался с левой стороны кожуха-затвора. Две возвратные пружины располагались по обеим сторонам пистолетной рамки.

Уже весной 1937 г. фирма Сам Walther Wafflenfabrik GmbH представила на полигон в Кум мерс дор-фв 200 пистолетов АР для проведения испытаний. И вновь потерпела фиаско. Представители HwaA отметили многочисленные конструктивные недоработки Walther АР. в первую очередь это касалось внутреннего расположения курка, что было небезопасно, поскольку визуально не позволяло определить, заряжено ли оружие. По мнению военных, Walther АР были также присущи большая трудоемкость изготовления и высокая себестоимость.

Все это побудило Вермахт отказаться от пистолета, хотя перспективность самой конструкции была очевидна.

Несмотря на неудачу, в том же году фирма Walther в инициативном порядке разработала еще одну модификацию, известную под названием четвертой модели MP. Переделки коснулись в основном конструкции ударно-спускового механизма и деталей кожуха-затвора модели АР. Курок сделали более безопасным в обращении -наружным, теперь его можно контролировать визуально и в темное время суток — на ощупь.

Дабы не вносить путаницу в заводскую техническую документацию, последней модели пистолета MP вскоре присваивают новое обозначение — HP (нем. — Heeres-Pistole — пистолет для вооруженных сил, военный пистолет). В его конструкцию ввели указатель наличия патрона в патроннике, как и в Walther PP.

Новая модель Walther HP, представленная на окончательные конкурсные испытания в 1938 г., одержала победу над образцами короткоствольного оружия фирм-конкурентов: Mauser-Werke A.G., Sauer & Sohn и Berlin-Suler Waffenfabrik. После доработки механизма предохранителя 9-мм Walther HP, который без всяких оговорок можно отнести к одной из наиболее удачных технических конструкций оружия того времени, был принят на вооружение Вермахта в качестве стандартного служебного пистолета под названием Р.38 (нем. — Pistole 38, пистолет образца 38 (1938) года). Основное его отличие от Walther HP состояло в упрощении механизма предохранителя.

Пистолет имел два предохранителя — ручной.флажок которого располагался снаружи на левой стороне кожуха-затвора, и автоматический внутренний. Первый не допускал случайных выстрелов, второй — преждевременных, когда затвор не полностью запирал канал ствола. При включении ручного предохранителя блокировался ударник и курок не мог быть поставлен на боевой взвод. Действие автоматического предохранителя также было связано с работой ударника, который освобождался от блокировки только при приходе затвора в переднее положение. По сравнению с прототипом Walther Р.38 также имел более широкий выбрасыватель, улучшивший его функционирование в затрудненных условиях работы; упрощенный в изготовлении ударник круглой формы, взамен прямоугольного у HP; штампованную задержку затвора вместо фрезерованной.

Пистолет Walther Р.38 состоял из 58 основных деталей, узлов и механизмов: ствола; рамки пистолета; затвора; запирающей защелки; ударно-спускового механизма; магазина; предохранительных устройств и прицельных приспособлений.

Автоматика Walther Р.38 работала по принципу использования отдачи при коротком ходе ствола. Запирание канала ствола осуществлялось кожухом-затвором с помощью защелки, вращающейся в вертикальной плоскости. Ударный механизм — куркового типа с открытым расположением курка, боевая пружина была смонтирована в рукоятке. К особенностям пистолета Р.38 относится и ударно-спусковой механизм с самовзводом, значительно повысивший боеготовность пистолета с точки зрения его ношения с патроном в патроннике, поскольку, наряду с сокращением времени на первый выстрел, позволял производить повторный удар ударника по капсюлю патрона в случае его осечки.

Необходимо отметить, что самовзвод вызывал и определенные сложности в использовании пистолета. поскольку это неизбежно приводило к резкому (примерно трехкратному) увеличению усилия спуска. Необходимость сжатия сильной боевой пружины приводила (даже у хорошо обученных стрелков) к значительному ухудшению кучности боя пистолета. -Дергание- оружия при стрельбе у малообученных стрелков приводило к потере меткости. По израсходованию патронов затвор останавливался на затворной задержке в заднем положении. На Р.38, как и на других пистолетах Walther. монтировался указатель наличия патрона в патроннике, что позволяло не только визуально, но и на ощупь, в темное время суток, определять, заряжено ли оружие. Пистолет имел постоянный прицел, рассчитанный на дальность стрельбы до 50 м. Емкость магазина — 8 патронов.

Вермахт выдал тюрингской фирме колоссальный заказ на 410000 пистолетов Walther Р.38. Уже в конце 1939 г. фирма Carl Walther Wattenlabrik GmbH приступила к его реализации, однако только 26 апреля 1940 г. их первая партия в 1500 шт. покинула сборочные цеха фирмы. К лету 1940 г. было выпущено 13000 пистолетов Walther Р.38 нулевой серии, которые предназначались первоначально только для сухопутных войск. Пистолеты Р.38 выпуска 1940-41 гг. имели вороненую поверхность, кроме того, на оружии нулевой серии монтировались такие же деревянные щечки с мелкой ромбовидной насечкой, как у HP.

Пришедший на смену Parabellum пистолет Р.38, будучи намного проще в производстве, соответствен но требовал и гораздо меньше материале- и трудозатрат на свое изготовление. На производство одного Р.38 требовалось 4.4 кг металла, при массе самого пистолета 0,94 кг и 13 чел./ч. Новый пистолет был в производстве дешевле, чем Р.08. Так. в январе 1945 г. его себестоимость на фирме Mauser-Werke составляла 31 марку, в то время как Parabellum двумя годами ранее обходился той же фирме в 35 марок. Узнать или Проверить штрафы в ГИБДД онлайн

Первоначально пистолетами Walther Р.38 вооружались офицеры сухопутных войск, первые номера расчетов тяжелого оружия, а также часть унтер-офицерского состава Вермахта и полевых войск СС. Уже первые бои Второй мировой войны в полной мере выявили высокую эффективность, простоту в обращении и надежность в использовании этих пистолетов. Развертывание широкомасштабных боевых действий на Восточном фронте в 1941-42 гг. привело к значительным потерям Вермахта в короткоствольном оружии. Многократное возрастание потребностей германской армии в оружии личной самообороны потребовало резко увеличить объемы производства штатных пистолетов Р.38.

Маломощность фирмы Walther (в 1939 г. весь ее персонал насчитывал всего 500 человек) послужила основной причиной для беспрецедентного акта в новейшей германской истории — передачи лицензий и технической документации на производство пистолета фирмам-конкурентам: оберн-дорфской Mauser-Werke A G . начавшей изготовление пистолета в сентябре 1942 г., а также Spree-Werke GmbH — с мая 1943 г., организовавшей с помощью инженеров с Mauser-Werke выпуск Р.38 на своих предприятиях в Шпандау (Германия) и чешском городе Градков-над-Нисой.

Расширение производства пистолетов Walther Р.38 потребовало нарастающего выпуска запасных и комплектующих деталей. Поэтому в кооперации по их изготовлению был задействован и ряд западноевропейских оружейным предприятий, работавших под полным контролем немцев. Так. чешский оружейный концерн в Праге Bohmische Waffenfabrlk AG (бывшая Ceska Zbrojovka) изготавливал стволы для фирм Carl Walther Waffenfabrlk GmbH и Spree-Werke GmbH. Крупнейшие оружейные концерны -бельгийский Fabrique Nationale d’Armes de Guerre в Герстали и чешский Zbrojovka Brno в Брно выпускали рамы и кожухи-затворы Р.38. Другая чешская фабрика Erste Not dbohmische Waffenfabrik и одна из старейших германских оружейных фирм C.G. Haenel Waffen — und Fahrradfabnk AG специализировались на изготовлении магазинов. Все эти мероприятия позвопили резко увеличить выпуск личного оружия самообороны, столь необходимого фронту.

К 1944 г. фирма Carl Walther Waffenfabrik GmbH довела ежемесячное производство пистолетов Р.38 до 10 ООО шт., Mauser-Werke A.G. — до 12 500, однако всех обогнала Spree-Werke, одна из немногих германских оружейных фирм периода Второй мировой войны, которая поставила производство стрелкового оружия на поток. Ее показатель в том же году рекордный — 25000 пистопетов Р.38 в месяц.

В годы войны конструкция Р.38 не претерпела особых изменений, хотя оружейники продолжали исследования, связанные, в частности, с применением прес-со-штамповочного оборудования для изготовления из стального листа рамы и кожуха-затвора. Для удешевления производства и упрощения обслуживания в полевых условиях пистолеты Walther Р.38 получили щечки новой конструкции — с поперечными широкими канавками, которые производились из специального сорта пластмассы — бакелита коричневого цвета. Впрочем, в зависимости от фирмы-постав-шика и времени изготовления они получались самых различных оттенков, вплоть до черного. Дальнейшее снижение требований военной приемки к внешней отделке оружия привело к тому, что в 1942-45 гг. на пистолетах Walther для уменьшения их себестоимости после окончательной механической обработки на металлические детали стали наносить более дешевое полуматовое покрытие. И только в самом конце войны в связи с общим ухудшением снабжения оружейной промышленности необходимыми материалами фирмы-производители Р.38 пошли на некоторое ухудшение внешней отделки пистолета, что, однако, не повлияло на снижение боевых качеств оружия.

На фронтах Второй мировой войны Р.38 отличали простота в эксплуатации и неприхотливость в обслуживании, а также неплохая меткость боя. Он не уступал по этому показателю легендарному Parabellum. При стрельбе на 25 м пуля, выпущенная из пистолета Р.38 с начальной скоростью 355 м/с, пробивала сосновую доску толщиной 23 см. Железный лист толщиной в 2 мм при попадании пули под углом в 90 градусов пробивался с дистанции до 20 м. В то же время стальной лист толщиной 2 мм и железный лист толщиной 3 мм с дистанции 25 м не пробивались, а получали лишь сильную вмятину. Однако и этого вполне хватало для борьбы с живой силой противника на дистанции 25 — 50 м.

Наряду с Вермахтом, небольшое количество Р.38 и их модификаций использовалось также в службе безопасности — СД. Только для МВД Третьего рейха в годы войны было изготовлено 11 150 пистолетов модели Вальтер HP. В 1944 г. по специальному заказу Главного управления имперской безопасности (РСХА) для нужд геciano и СД Spree-Werke GmbH изготовила несколько тысяч укороченных пистолетов Р.38 с длиной ствола всего 70 мм. А годом ранее, по неподтвержденным данным, германские оружейные фирмы произвели партию 1500 шт. Р.38. рассчитанных под патрон 7,65×22 Parabellum, что было сделано явно с коммерческими целями для продажи на латиноамериканском оружейном рынке.

Всего в годы войны германская военная промышленность поставила вооруженным силам и спец-службам Третьего рейха 1 180 ООО пистолетов Р.38. Причем в 1939- 45 гг. фирма Carl Walther Waffenafbrik GmbH выпустила 555 000 шт. Walther Р.38, Mauser-Werke A.G. в 1942-45 гг. соответственно -340 000 шт., a Spree-Werke GmbH -с конца 1943 по 1945 гг. — 285 000 шт.

Разгром Третьего рейха завершил еще одну, но далеко не последнюю страницу в истории уникального пистолета Walther Р.38. С капитуляцией Германии военные производства фирм Walther и Spree-Werke были ликвидированы, а их оборудование вывезено по репарациям в СССР, Польшу, Чехословакию и Югославию.

Лишь Mauser-Werke продолжала выпуск Р.38 после войны. 20 апреля 1945 г. французские войска заняли г.Оберндорф-на-Неккаре, где располагались основные мощности этой фирмы. И вскоре здесь возобновилось производство Р.38, но уже для французских оккупационных войск. Впоследствии это оружие еще несколько десятилетий использовалось как вооруженными силами, так и спецслужбами Франции, что, кстати, послужило причиной одного из множества конфликтов между Востоком и Западом. И только летом 1946 г., в результате неоднократных протестов советской стороны, оборудование Mauser-Werke A.G. удалось также вывезти по репарациям, а сам производственный комплекс взорвать, дабы немцы не наладили здесь выпуск оружия снова. Впрочем, это не помешало многим другим пистолетам Walther Р.38 военных лет выпуска получить после разгрома Вермахта вторую жизнь. Так, пистолетами Р.36, изготовленными в 1940-45 гг. вооружались армии и правоохранительные органы многих государств. Наряду с бундесвером, где Р 38 с конца 1940-х гг. вновь стали штатным армейским пистолетом, они, вплоть до середины 1950-х гг.. использовались и казарменной полицией ГДР. Кроме того, в 1945-46 гг. на бывшем предприятии фирмы Spree-Werke в чешском городе Градков -над-Нисой из оставшихся на складах запасов деталей было собрано примерно 3000 пистолетов Р.38. впоследствии переданных Чехословацкой народной армии. И сегодня, спустя уже 50 лет после окончания войны, многие Р.38 военного выпуска находятся на вооружении армий и правоохранительных органов в Австрии, Ливане, Мозамбике, Пакистане…

weaponplace.ru

Чертежи пистолета Вальтер П-38 (Walther P-38)

Чертежи пистолета Вальтер П-38 (Walther P-38) представляют интерес с исторической точки зрения, не только как документы, свидетельствующие об истории развития короткоствольного огнестрельного оружия, но и как исторические документы — техническая документация конкретной страны конкретного периода времени (чертежи датированы апрелем 1944 года). Интересны чертежи и с технической точки зрения, как иллюстрация конструктивных особенностей оружия, пояснение устройства всех его частей и механизмов.

Небольшая часть чертежей специально не обработаны графическими редакторами, чтобы у читателя создалось полное впечатление, что он читает исторические документы в оригинале. Чтобы Вы имели возможность отредактировать чертежи, при необходимости самостоятельно, они будут высланы Вам в электронном виде (архив, содержащий 71 файл формата jpg), что позволит Вам сэкономить на пересылке и ускорить процесс доставки.

Чертежи представляют собой основной комплект из 51 листа (формата А-3) чертежей частей и деталей пистолета Walther/Mauser P-38 (как указано на титульном листе) На угловом штампе чертежей имеется изображение клейма фирмы «Mauser». Кроме основного комплекта имеется еще 20 листов дополнительных чертежей и сборочных пояснительных схем.

Чертежи пистолета Вальтер П-38 (Walther P-38) могут быть полезны, не только людям, увлекающимся историей огнестрельного оружия и коллекционерам, но и стать незаменимым источникам технической информации, для любителей и профессионалов компьютерного 3D моделирования.

Если Вас заинтересовали чертежи, Вы можете заказать их, посетив Наш магазин.

Популярность: 18%

Читайте интересные материалы нашего сайта:


Перейти на главную страницу сайта Старинное огнестрельное оружие

historypistols.ru

📌 П38 — это… 🎓 Что такое П38?

П38 (паровоз 38-го типа — заводское обозначение) — опытная серия из 4 грузовых паровозов, выпущенных в СССР в 1954—1955 гг. Самый тяжёлый паровоз в истории советского паровозостроения (а с учётом веса тендера — в истории всех советских локомотивов).

История создания

К 1950-м гг. масса поездов на советских железных дорогах существенно возросла, что часто требовало применения двойной тяги. Требовались локомотивы гораздо мощнее, нежели эксплуатировавшиеся в то время паровозы типа 1-5-1 серии ФД. Поэтому в 1951 году Коломенский завод и ВНИИЖТ разработали эскизные проекты грузовых сочленённых паровозов типов 1-4-0+0-4-1 и 1-4-0+0-4-2. Необходимость постройки сочленённого типа объяснялось тем, что мощность и сила тяги паровоза в жёсткой раме ограничена нагрузкой от движущих осей на рельсы, которая ограничена конструкцией железнодорожного пути, и числом этих осей, количество которых ограничивается по условиям вписывания локомотива в кривые (достаточно вспомнить паровоз АА с семью движущими осями в одной раме, который оказался технической ошибкой).

Для разработки рабочего проекта был выбран тип 1-4-0+0-4-2. ВНИИЖТ рекомендовал нагрузку от осей на рельсы принять равной 23 т, однако инженеры Коломенского завода приняли её в 20 т (сцепной вес при этом составлял 160 т), так как при этом обеспечиваются более благоприятные условия эксплуатации и ремонта. Рабочий проект был выполнен конструкторским бюро Коломенского завод под руководством главного конструктора Лебедянского Л. С. и инженера Сулимцева И. И., а в декабре 1954 года Коломенский завод выпустил два опытных паровоза П38-0001 и П38-0002.

Конструкция

Основные размеры паровоза

Паровозы П38 представляют собой по конструкции сочленённый паровоз системы Маллета. Его одноосная бегунковая тележка по конструкции была аналогична тележкам паровозов ФД, СО, Л, а рессорное подвешивание было трёхточечным, по типу подвешивания паровоза П34. Паровоз был оборудован коническими роликовыми буксовыми подшипниками, увеличителями сцепного веса, механическими углеподатчиками, а также дымоотводными щитами (исключают попадание дыма в будку машиниста). Для уменьшения потерь пара шаровые соединения паропроводов были исключены, а сами паропроводы были сделаны гибкими. Паровоз был также оборудован пароперегревателем типа Л40.

Судьба паровозов

В конце января 1955 года один из паровозов был отправлен на Красноярскую железную дорогу, для опытных поездок с поездами на трудном по профилю участке в условиях суровых сибирских морозов. В том же году Коломенский завод выпустил ещё два паровоза — П38-0003 и П38-0004.

В феврале 1956 года на ХХ съезде Коммунистической партии Советского Союза было принято решение о прекращении дальнейшего строительства паровозов и широком внедрении тепловозов и электровозов[1]. В связи с этим все испытания паровозов были прекращены, а в 1959 году все 4 паровоза П38 были переданы предприятиям Белгородского Совнархоза, где их использовали в качестве котельных.

См. также

Примечания

  1. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. т. 2, М., Государственное издательство политической литературы, 1956. стр. 465—467.

Литература

  • В.А. Раков Сочленённые паровозы типа 1-4-0+0-4-2 // Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955. — 2-е, переработанное и дополненное. — Москва: «Транспорт», 1995. — С. 317 — 318. — ISBN 5-277-00821-7

dal.academic.ru

Советский гигант. Паровоз П 38.

Давным давно на встрече любителей железных дорог у одного из моих товарищей я увидел вот это фото.

На боку лежал сошедший с рельс гигантский советский паровоз системы Маллет П 38. В советские времена увидеть такое фото было очень сложно, все архивы были засекречены, а уж о снятии копий и мечтать не приходилось. Неделю назад я получил, судя по всему, самый полный комплект фотографий из архива Евгения Леонидовича Шкляренко, снятых на месте аварии. Но сначала о самом локомотиве.

П38 (паровоз 38-го проекта — заводское обозначение проекта) — опытная серия из 4 грузовых паровозов, выпущенных в СССР в 1954—1955 годах. Самый тяжёлый паровоз в истории советского паровозостроения (а с учётом веса тендера — в истории всех советских локомотивов).

П38 — заводское обозначение советского опытного грузового сочленённого паровоза типа 1-4+4-2, системы «Маллет» с машиной простого действия (однократного расширения пара). Является облегчённым однотипным вариантом самого мощного в мире, американского паровоза «Yellowstone». Опытная партия из 4 грузовых паровозов «П-38», была построена Коломенским заводом в 1954—1955 гг.

Для возможности водить поезда значительно большего веса без применения двойной тяги Коломенский паровозостроительный завод и ВНИИЖТ разработали в 1951 г. эскизные проекты грузовых сочлененных паровозов типов 1-4-0+0-4-1 и 1-4-0+0-4-2. Необходимость постройки паровозов сочлененного типа оправдывалась тем, что мощность и сила тяги паровоза в жесткой раме ограничивались количеством движущих колесных пар и нагрузкой от них на рельсы.
По предложению Коломенского паровозостроительного завода сцепная масса сочлененного паровоза должна была составлять 160 т, т. е. нагрузка от движущей колесной пары на рельсы предусматривалась 20 тс; Всесоюзный научно-исследовательский институт предлагал, чтобы сцепная масса равнялась 184 т.
Так как паровоз с нагрузкой от колесной пары на рельсы 20 тс обеспечивал более благоприятные условия эксплуатации и ремонта по сравнению с сочлененным паровозом с большей осевой нагрузкой, было принято решение о проектировании и постройке паровоза со сцепной массой 160 т.
Рабочий проект паровоза типа 1-4-0+0-4-2 был выполнен конструкторским бюро Коломенского паровозостроительного завода под руководством главного конструктора Л. С. Лебедянского и инженера И. И. Сулимцева.
В конце декабря 1954 г. коломенские паровозостроители выпустили для обкатки на пути Московско-Рязанской дороги два опытных сочлененных паровоза П38-0001 и П38-0002. Эти локомотивы имели котлы с испаряющей поверхностью нагрева 396,3 м2, широкотрубные пароперегреватели типа Л40 с площадью нагрева 236,7 м2, колосниковые решетки площадью 10,7 м2; давление пара равнялось 15 кгс/см2. На каждом паровозе было установлено четыре цилиндра диаметром 575 мм, ход поршня составлял 800 мм; диаметр движущих колес был 1500 мм; трехточечное рессорное подвешивание было выполнено по типу подвешивания паровоза П34-0001. Общая длина паровоза с восьмиосным тендером по оси автосцепок равнялась 38 230 мм, масса паровоза в рабочем состоянии была 214,9 т, сцепная масса — 164 т. При форсировке котла 70 кгс/(м2-ч) и скорости движения 50 — 70 км/ч паровоз должен был развивать мощность 3700 — 3800 л. с. Он рассчитывался на ведение по подъему 9 %опоезда массой 3500 т со скоростью 23 км/ч; конструкционная скорость предусматривалась 85 км/ч.
Сочлененные паровозы были оборудованы коническими роликовыми буксовыми подшипниками, увеличителями сцепного веса, водопо-догревателями конструкции Коломенского за вода, мощными углеподатчиками, пневматическими устройствами для прокачивания колосников и дымоотводными устройствами, исключающими возможность попадания дыма в будку машиниста. Последние устройства на паровозах № 0001 и 0002 были выполнены по-разному, из-за чего дымовые коробки паровозов несколько отличались по внешнему виду.

А теперь об аварии. В октябре 1955 года паровоз П38 во время заводских испытаний потерпел крушение на железной дороге Москва – Ряжск. Паровоз следовал с тяжелым составом весом около 3500 тонн и на переходе станции Кораблино под Ряжском по вине дежурного по станции был направлен на путь, где проходил текущий ремонт. Видимо, диспетчер не был информирован, что данный опытный грузовой паровоз, общим весом 380 тонн, был в 1,5 раза тяжелее работавших тогда паровозов «ФД» и «ИС».
В результате паровоз сошел с рельсов (они были слабо закреплены), порезал колесами шпалы, как спички, и завалился на правую сторону железнодорожного полотна. Путейцы с помощью военных железнодорожных войск сумели быстро его поднять, а завод – исправить повреждения, полученные при падении на насыпь.

Это кстати был последний коломенский грузовой паровоз в истории завода.

Вот подборка уникальных фотографий.

К виновникам аварии были применены административные меры, это был уже 1955 год…

В конце января 1955 года один из паровозов был отправлен на Красноярскую железную дорогу, для опытных поездок с поездами на трудном по профилю участке в условиях суровых сибирских морозов. В том же году Коломенский завод выпустил ещё два паровоза — П38-0003 и П38-0004.

В феврале 1956 года на ХХ съезде Коммунистической партии Советского Союза было принято решение о прекращении дальнейшего строительства паровозов и широком внедрении тепловозов и электровозов. В связи с этим все испытания паровозов были прекращены, а в 1959 году все 4 паровоза П38 были переданы предприятиям Белгородского Совнархоза, где их использовали в качестве котельных. До настоящего времени ни одна машина этой серии не сохранилась.

Вот такая интересная на мой взгляд история. Спасибо Е.Л. Шкляренко за фотографии, а форуму 1520мм за редкие документы.

edel160.livejournal.com

📌 П38 — это… 🎓 Что такое П38?

П38 (паровоз 38-го типа — заводское обозначение) — опытная серия из 4 грузовых паровозов, выпущенных в СССР в 1954—1955 гг. Самый тяжёлый паровоз в истории советского паровозостроения (а с учётом веса тендера — в истории всех советских локомотивов).

История создания

К 1950-м гг. масса поездов на советских железных дорогах существенно возросла, что часто требовало применения двойной тяги. Требовались локомотивы гораздо мощнее, нежели эксплуатировавшиеся в то время паровозы типа 1-5-1 серии ФД. Поэтому в 1951 году Коломенский завод и ВНИИЖТ разработали эскизные проекты грузовых сочленённых паровозов типов 1-4-0+0-4-1 и 1-4-0+0-4-2. Необходимость постройки сочленённого типа объяснялось тем, что мощность и сила тяги паровоза в жёсткой раме ограничена нагрузкой от движущих осей на рельсы, которая ограничена конструкцией железнодорожного пути, и числом этих осей, количество которых ограничивается по условиям вписывания локомотива в кривые (достаточно вспомнить паровоз АА с семью движущими осями в одной раме, который оказался технической ошибкой).

Для разработки рабочего проекта был выбран тип 1-4-0+0-4-2. ВНИИЖТ рекомендовал нагрузку от осей на рельсы принять равной 23 т, однако инженеры Коломенского завода приняли её в 20 т (сцепной вес при этом составлял 160 т), так как при этом обеспечиваются более благоприятные условия эксплуатации и ремонта. Рабочий проект был выполнен конструкторским бюро Коломенского завод под руководством главного конструктора Лебедянского Л. С. и инженера Сулимцева И. И., а в декабре 1954 года Коломенский завод выпустил два опытных паровоза П38-0001 и П38-0002.

Конструкция

Основные размеры паровоза

Паровозы П38 представляют собой по конструкции сочленённый паровоз системы Маллета. Его одноосная бегунковая тележка по конструкции была аналогична тележкам паровозов ФД, СО, Л, а рессорное подвешивание было трёхточечным, по типу подвешивания паровоза П34. Паровоз был оборудован коническими роликовыми буксовыми подшипниками, увеличителями сцепного веса, механическими углеподатчиками, а также дымоотводными щитами (исключают попадание дыма в будку машиниста). Для уменьшения потерь пара шаровые соединения паропроводов были исключены, а сами паропроводы были сделаны гибкими. Паровоз был также оборудован пароперегревателем типа Л40.

Судьба паровозов

В конце января 1955 года один из паровозов был отправлен на Красноярскую железную дорогу, для опытных поездок с поездами на трудном по профилю участке в условиях суровых сибирских морозов. В том же году Коломенский завод выпустил ещё два паровоза — П38-0003 и П38-0004.

В феврале 1956 года на ХХ съезде Коммунистической партии Советского Союза было принято решение о прекращении дальнейшего строительства паровозов и широком внедрении тепловозов и электровозов[1]. В связи с этим все испытания паровозов были прекращены, а в 1959 году все 4 паровоза П38 были переданы предприятиям Белгородского Совнархоза, где их использовали в качестве котельных.

См. также

Примечания

  1. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. т. 2, М., Государственное издательство политической литературы, 1956. стр. 465—467.

Литература

  • В.А. Раков Сочленённые паровозы типа 1-4-0+0-4-2 // Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955. — 2-е, переработанное и дополненное. — Москва: «Транспорт», 1995. — С. 317 — 318. — ISBN 5-277-00821-7

dic.academic.ru

📌 П38 — это… 🎓 Что такое П38?

П38 (паровоз 38-го типа — заводское обозначение) — опытная серия из 4 грузовых паровозов, выпущенных в СССР в 1954—1955 гг. Самый тяжёлый паровоз в истории советского паровозостроения (а с учётом веса тендера — в истории всех советских локомотивов).

История создания

К 1950-м гг. масса поездов на советских железных дорогах существенно возросла, что часто требовало применения двойной тяги. Требовались локомотивы гораздо мощнее, нежели эксплуатировавшиеся в то время паровозы типа 1-5-1 серии ФД. Поэтому в 1951 году Коломенский завод и ВНИИЖТ разработали эскизные проекты грузовых сочленённых паровозов типов 1-4-0+0-4-1 и 1-4-0+0-4-2. Необходимость постройки сочленённого типа объяснялось тем, что мощность и сила тяги паровоза в жёсткой раме ограничена нагрузкой от движущих осей на рельсы, которая ограничена конструкцией железнодорожного пути, и числом этих осей, количество которых ограничивается по условиям вписывания локомотива в кривые (достаточно вспомнить паровоз АА с семью движущими осями в одной раме, который оказался технической ошибкой).

Для разработки рабочего проекта был выбран тип 1-4-0+0-4-2. ВНИИЖТ рекомендовал нагрузку от осей на рельсы принять равной 23 т, однако инженеры Коломенского завода приняли её в 20 т (сцепной вес при этом составлял 160 т), так как при этом обеспечиваются более благоприятные условия эксплуатации и ремонта. Рабочий проект был выполнен конструкторским бюро Коломенского завод под руководством главного конструктора Лебедянского Л. С. и инженера Сулимцева И. И., а в декабре 1954 года Коломенский завод выпустил два опытных паровоза П38-0001 и П38-0002.

Конструкция

Основные размеры паровоза

Паровозы П38 представляют собой по конструкции сочленённый паровоз системы Маллета. Его одноосная бегунковая тележка по конструкции была аналогична тележкам паровозов ФД, СО, Л, а рессорное подвешивание было трёхточечным, по типу подвешивания паровоза П34. Паровоз был оборудован коническими роликовыми буксовыми подшипниками, увеличителями сцепного веса, механическими углеподатчиками, а также дымоотводными щитами (исключают попадание дыма в будку машиниста). Для уменьшения потерь пара шаровые соединения паропроводов были исключены, а сами паропроводы были сделаны гибкими. Паровоз был также оборудован пароперегревателем типа Л40.

Судьба паровозов

В конце января 1955 года один из паровозов был отправлен на Красноярскую железную дорогу, для опытных поездок с поездами на трудном по профилю участке в условиях суровых сибирских морозов. В том же году Коломенский завод выпустил ещё два паровоза — П38-0003 и П38-0004.

В феврале 1956 года на ХХ съезде Коммунистической партии Советского Союза было принято решение о прекращении дальнейшего строительства паровозов и широком внедрении тепловозов и электровозов[1]. В связи с этим все испытания паровозов были прекращены, а в 1959 году все 4 паровоза П38 были переданы предприятиям Белгородского Совнархоза, где их использовали в качестве котельных.

См. также

Примечания

  1. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. т. 2, М., Государственное издательство политической литературы, 1956. стр. 465—467.

Литература

  • В.А. Раков Сочленённые паровозы типа 1-4-0+0-4-2 // Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955. — 2-е, переработанное и дополненное. — Москва: «Транспорт», 1995. — С. 317 — 318. — ISBN 5-277-00821-7

med.academic.ru

📌 П38 — это… 🎓 Что такое П38?

П38 (паровоз 38-го типа — заводское обозначение) — опытная серия из 4 грузовых паровозов, выпущенных в СССР в 1954—1955 гг. Самый тяжёлый паровоз в истории советского паровозостроения (а с учётом веса тендера — в истории всех советских локомотивов).

История создания

К 1950-м гг. масса поездов на советских железных дорогах существенно возросла, что часто требовало применения двойной тяги. Требовались локомотивы гораздо мощнее, нежели эксплуатировавшиеся в то время паровозы типа 1-5-1 серии ФД. Поэтому в 1951 году Коломенский завод и ВНИИЖТ разработали эскизные проекты грузовых сочленённых паровозов типов 1-4-0+0-4-1 и 1-4-0+0-4-2. Необходимость постройки сочленённого типа объяснялось тем, что мощность и сила тяги паровоза в жёсткой раме ограничена нагрузкой от движущих осей на рельсы, которая ограничена конструкцией железнодорожного пути, и числом этих осей, количество которых ограничивается по условиям вписывания локомотива в кривые (достаточно вспомнить паровоз АА с семью движущими осями в одной раме, который оказался технической ошибкой).

Для разработки рабочего проекта был выбран тип 1-4-0+0-4-2. ВНИИЖТ рекомендовал нагрузку от осей на рельсы принять равной 23 т, однако инженеры Коломенского завода приняли её в 20 т (сцепной вес при этом составлял 160 т), так как при этом обеспечиваются более благоприятные условия эксплуатации и ремонта. Рабочий проект был выполнен конструкторским бюро Коломенского завод под руководством главного конструктора Лебедянского Л. С. и инженера Сулимцева И. И., а в декабре 1954 года Коломенский завод выпустил два опытных паровоза П38-0001 и П38-0002.

Конструкция

Основные размеры паровоза

Паровозы П38 представляют собой по конструкции сочленённый паровоз системы Маллета. Его одноосная бегунковая тележка по конструкции была аналогична тележкам паровозов ФД, СО, Л, а рессорное подвешивание было трёхточечным, по типу подвешивания паровоза П34. Паровоз был оборудован коническими роликовыми буксовыми подшипниками, увеличителями сцепного веса, механическими углеподатчиками, а также дымоотводными щитами (исключают попадание дыма в будку машиниста). Для уменьшения потерь пара шаровые соединения паропроводов были исключены, а сами паропроводы были сделаны гибкими. Паровоз был также оборудован пароперегревателем типа Л40.

Судьба паровозов

В конце января 1955 года один из паровозов был отправлен на Красноярскую железную дорогу, для опытных поездок с поездами на трудном по профилю участке в условиях суровых сибирских морозов. В том же году Коломенский завод выпустил ещё два паровоза — П38-0003 и П38-0004.

В феврале 1956 года на ХХ съезде Коммунистической партии Советского Союза было принято решение о прекращении дальнейшего строительства паровозов и широком внедрении тепловозов и электровозов[1]. В связи с этим все испытания паровозов были прекращены, а в 1959 году все 4 паровоза П38 были переданы предприятиям Белгородского Совнархоза, где их использовали в качестве котельных.

См. также

Примечания

  1. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. т. 2, М., Государственное издательство политической литературы, 1956. стр. 465—467.

Литература

  • В.А. Раков Сочленённые паровозы типа 1-4-0+0-4-2 // Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955. — 2-е, переработанное и дополненное. — Москва: «Транспорт», 1995. — С. 317 — 318. — ISBN 5-277-00821-7

3dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *