Лёгкая шпага

От колишмарда к лёгкой шпаге

Вероятнее всего, к изменению формы клинка привели радикальные изменения в стиле фехтования на шпагах. Возможность ругового парирования признавалась ещё даже до вымирания ранних форм шпаги. Но оружие с плоским клинком, было столь неуклюже, что широкое применение таких приёмов оказалось невозможным, так что распространены были только простые способы парирования, для облегчения которых и был введён колишмард, с его утрированно широкой ближней к рукояти частью клинка.

Колишмард

Жирар(1736 год), пожалу самый выдающийся французский мастер того периода, явно был недоволен степенью удобства бытовавших в ту пору шпаг. Он, как и ла Туш, Лианкур и многие другие до него, тоже советует время от времени держать оружие обеими руками, хотя и несколько по-другому. Он тоже описывает простейшее круговое парирование, называя его «контросвобождением». Возможно, публикация его работы и подтолкнула процесс усовершенствования шпаги. По мере того как всё очевидней становилась польза кругового парирования, или контрпарирования, изменялась и форма клинка, чтобы облегчить это движение — очень широкая ближняя к рукояти часть была сужена, сам клинок, несколько удлиненный теперь, плавно сужался от рукояти до острия, и повседневная шпага дворянина к середине XVIII века стала такой же лёгкой и удобной, как современная фезтовальная рапира.

Оформление эфеса лёгкой шпаги

Лёгкие шпаги, особенно выполненные в стиле рококо, отличались богатым декором, что было вполне оправдано, поскольку оформлялось не просто оружие, а так называемая придворная шпага, которая являлась необходимой частью костюма дворянина. Приобретая шпагу, теперьобращали внимание не только на её боевые качества, но и на дизайн, заботились, чтобы внешний вид оружия соответствовал социальному статусу владельца.

К началу XIX века обычай носить шпагу в повседневной жизни, постепенно уходит, да и дуэли на шпагах уступают место пистолетным. В течении всего XIX века шпага проделала путь от боевого смертельного оружия, до безопасного тренировочного, так что в наши дни её можно встретить(не считая музеев и частных коллеций) в спортивных залах, где обучают фехтованию, либо как деталь парадного мундира дипломатов или других официальных лиц, тех стран в которых в той или иной форме сохранилась монархия.

Реплики лёгких шпаг


Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею с единомышленниками

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

oruzhejnaya.ru

самое благородное холодное оружие . Чёрт побери

В начале XVI столетия Францию, а затем и другие страны Европы охватила «дуэльная лихорадка», которая свирепствовала на континенте более трех веков. Только за несколько десятков лет правления французского короля Генриха IV дуэли привели к гибели примерно десяти тысяч человек, большинство из которых относились к дворянскому сословию. Основным оружием дуэльных поединков того времени являлась шпага.

Шпага. Само это слово окутано романтическим ореолом. Произнося его, словно переносишься на узкие улочки Парижа или Севильи в мир надменных и вспыльчивых идальго и мушкетеров, так мастерски описанных в гениальных книгах Дюма и Артуро Переса-Реверте. Без сомнения, шпага – это самое «благородное» холодное оружие, защитница дворянской чести и самая верная подруга бретёра.

Считается, что шпага появилась примерно в середине XV столетия в Испании. Очень быстро она стала популярной не только в армии, но и в качестве гражданского оружия дворян или просто состоятельных людей. Со временем шпага превратилась в непременный атрибут любого мужчины из благородного сословия, а фехтование на шпагах стало любимой забавой дворян. Недаром в разных странах Европы (в том числе и в России) существовал обычай так называемой гражданской казни, во время которой над головой осужденного ломали его шпагу.

 

Именно шпага внесла огромный вклад в развитие фехтования. Так как дуэль на шпагах была обычным делом, то мужчины с молодых лет учились обращаться с этим оружием. Уроки фехтования были обычным делом, их брали мужчины самого разного возраста. В Европе даже существовал весьма специфический институт – фехтовальные братства. Эти объединения профессиональных фехтовальщиков имели разветвленную сеть филиалов, опытных инструкторов и специальную систему сдачи экзаменов.

Сегодня фехтование на шпагах – это олимпийский вид спорта, хотя необходимо признать, что спортивный бой на шпагах, очень сильно отличается от фехтовальных поединков прошлого. То же самое можно сказать и о конструкции спортивной шпаги, которая имеет мало общего с клинками мушкетеров.

Рапира считается дальнейшим развитием шпаги. В переводе с испанского espada ropera буквально означает «меч для одежды», то есть оружие, носимое с гражданским костюмом. Иными словами, рапира представляла собой исключительно гражданское оружие, предназначенное для преимущественно колющего удара. Такой себе, легкий вариант шпаги. В России рапирой часто называют оружие с граненым клинком, предназначенное для учебных поединков. Однако главным отличием шпаги от рапиры в том, что последняя никогда не была боевым оружием.

Следует сказать, что в этом вопросе много путаницы. В исторических источниках одно и то же оружие может называться и шпагой, и рапирой. Аналогичная ситуация наблюдается также в популярной литературе (например, в «Трех мушкетерах»). Конечно же, самым распространенным мнением является то, что шпага – это оружие, которым можно было рубить противника, а рапирой – только наносить уколы. Но, вероятно, современники не слишком вдавались в подобные тонкости, поэтому изначально эти названия были синонимами, что впоследствии привело к заметной путанице.

Описание

Шпага – это клинковое колющее или колюще-рубящее оружие с узким прямым обоюдоострым, однолезвийным или граненым клинком и сложной гардой. В среднем длина клинка составляла один метр, но встречались и более «габаритные» экземпляры. Его сечение могло быть шестигранным, трехгранным, овальным, ромбическим, вогнутым. Вес оружия, как правило, составлял около 1,5 кг.

 

Некоторые авторы считают, что шпага появилась в ответ на дальнейшее совершенствование латных доспехов, которые стали практически неуязвимыми для рубящих ударов. Мол, используя тонкий клинок, можно было поразить противника в тяжелых доспехах, нанося колющие удары в их сочленения. В теории может это и выглядит красиво, но в реальности кажется практически невыполнимым. Так называемый максимильяновский доспех имел степень защищенности, не уступающую современным скафандрам для глубоководных погружений. Поразить противника, защищенного такой броней, в условиях реальной драки крайне проблематично.

 

Следует сказать, что ранняя тяжелая шпага мало чем отличалась от средневекового меча, она была несколько легче и изящнее его. Даже дополнительную защиту руки фехтовальщика можно было встретить и у мечей более раннего периода. Правда, фехтовальная техника, заточенная на нанесение колющих ударов, привела к изменению хвата оружия. Для его большей управляемости указательный палец ложился на крестовину сверху и нуждался в дополнительной защите. Кроме того, в это же время из обихода вышли латные металлические перчатки, которые мешали нормально использовать огнестрельное оружие. Так постепенно рукоять шпаги превратилась в ту сложную конструкцию, по которой ее можно безошибочно узнать среди другого клинкового оружия.

Считается, что первые шпаги появились в Испании примерно в середине XV века. Это оружие очень быстро стало популярным среди знатного сословия. Шпаги были легче мечей, поэтому они были удобнее для повседневного ношения. Это оружие богато украшалось, чтобы подчеркнуть статус владельца, но при этом оно абсолютно не теряло своих боевых качеств. Уже в этот период произошло разделение на боевые и гражданские шпаги. Последняя разновидность к концу XV века получила собственное название espadas roperas, которое перешло в другие языки и дало собственное название новому оружию – рапира.

 

Гражданская шпага была чрезвычайно популярным оружием. Ее носили дворяне, буржуа, военные в мирное время и даже студенты. Ношение шпаги для них было привилегией, студенты получали шпаги обычно после окончания учебного заведения, но были и исключения. Например, студенты Московского университета получали право носить это оружие уже после поступления в ВУЗ.

Немецкие студенты не только с удовольствием носили шпаги, но и любили использовать их в дуэльных поединках. Более того, молодые мужчины в Пруссии чрезвычайно гордились шрамами, полученными в таких баталиях. Иногда их специально натирали порохом, чтобы отметина осталась на всю жизнь.

В России шпагами пытались вооружить еще стрелецкие подразделения, но это оружие не прижилось. Позже ее массово стали использовать в частях нового строя, а Петр Первый вооружил шпагами всю русскую пехоту. Но затем у рядового состава шпага была заменена полусаблей. Шпага была оставлена только офицерскому корпусу и гвардейским мушкетерам. По своей конструкции русские шпаги ничем не отличались от зарубежных аналогов.

В XIX веке шпаги в российской армии теряют значение боевого оружия и постепенно вытесняются саблями. Однако офицеры продолжают носить их вне строя, в качестве парадного оружия. Вплоть до 1917 года шпага является оружием генералитета и офицеров кирасирских полков вне строя, кроме того, ее носят гражданские чиновники в качестве элемента парадной одежды.

Фехтование

Появление шпаги дало мощный импульс развитию фехтования. Нельзя сказать, что до этого на мечах рубились, как придется, но именно легкость шпаги позволила значительно расширить арсенал фехтовальных приемов. Очень быстро появились признанные школы фехтования: итальянская, испанская, французская, немецкая. Каждая из них имела собственные особенности.

 

Испанская школа фехтования носила название Дестреза, что можно перевести, как «истинное искусство» или «мастерство». В ней учили не только драться на шпагах, но и использовать в бою такие предметы, как плащ, дагу, небольшой щит. Испанцы уделяли внимание не только навыкам обращения с оружием, но и нравственному развитию бойца, философским аспектам военного искусства.

Похоже ли существующее сегодня спортивное фехтование на настоящий бой на шпагах? Есть интересное утверждение о том, что попади современный мастер спортивного фехтования в прошлое, то он бы легко справился с любым мастером шпаги эпохи Возрождения. Так ли это?

Важнейшим из технических приемов современных спортсменов является атака на выпаде, которая практически полностью отсутствует в старинных итальянских и испанских школах фехтования. Однако пригодился бы он в реальном бою?

Атака на выпаде заставляет фехтовальщика растягивать стойку. В этом положении он статичен, и ему сложно защищаться от атак противника. В спортивном фехтовании после проведенного укола поединок останавливают, что, конечно же, невозможно в реальном бою. При этом единичный укол абсолютно не гарантирует победы над противником. В спортивном фехтовании практически отсутствуют защиты, бои проводятся по принципу «кто первый попал, тот и взял очко». В реальном же бою просто необходимо защищаться, ибо пропущенный укол означает не потерю очка, а ранение, а то и смерть.

 

Это не совсем верно. Развитие японского фехтовального искусства можно разделить на два больших этапа: до наступления эпохи Эдо и после него. Ранние периоды истории Страны восходящего солнца запомнились практически непрекращающимися междоусобными войнами, в которых воины дрались на поле боя, используя длинные мечи тати и тяжелые доспехи. Техника фехтования была очень простой и соответствовала той, что использовалась в средневековой Европе.

После наступления эпохи Эдо ситуация кардинально меняется. Происходит отказ от тяжелых доспехов и длинных мечей. Новым массовым оружием становится катана, что приводит к появлению новой фехтовальной техники, сложной и утонченной. Здесь можно провести прямые аналогии с Европой, где происходили схожие процессы: тяжелый боевой меч сменила шпага. Именно появление этого оружия привело к возникновению весьма сложных школ фехтования, таких как испанская Дестреза, например. Если судить по тем письменным источникам, которые дошли до нас, то европейские фехтовальные системы мало чем уступали восточным. Хотя, конечно, имели собственные особенности.

chert-poberi.ru

Шпага

С распространением стальных доспехов, разрубить которые крайне сложно, на практике почти невозможно, рубящие удары стали применяться всё реже, но колющий удар сохранял свою актуальность для сочленений лат и других слабых мест защитного вооружения. Меч становился более узким и тонким, превращаясь из рубяще-колющего в колюще-рубящий. Первые шпаги появились в Испании в 60-х годах XV века (во времена готического доспеха), представляя собой меч, оснащённый сложной гардой.

Поскольку боевой меч из-за большого веса мало подходил для повседневного ношения, то многие дворяне, появляясь при дворе, носили облегчённые парадные или церемониальные мечи. Исключением не стала и шпага, облегчённая разновидность которой к концу XV века получила в

Испании название — (исп. espadas roperas, «меч для одежды»), что перешло в другие языки под названием рапира. Как оказалось, данное оружие, будучи достаточно лёгким для постоянного ношения, тем не менее, в случае опасности позволяло эффективно защищаться и атаковать и при отсутствии доспеха и щита, в связи с чем получило широкое распространение.В результате произошло разделение шпаг на гражданские и боевые, изначально отличавшиеся лишь весом, при наличии лезвий и длине чуть более метра. На протяжении XVI—XVIII веков боевые шпаги находились на вооружении войск, главным образом, у кавалеристов и офицеров, постепенно вытесняясь палашами и саблями.

  На протяжении XV—XVII веков гражданские шпаги отличались от военных лишь весом и более узким клинком, являясь длинными заточенными рапирами. Но к 60-м годам XVII века во Франции появилась короткая гражданская шпага, обеспечивавшая за счёт меньшего веса более быстрое фехтование, что впоследствии привело к вытеснению более длинных гражданских шпаг. Облегчение веса было достигнуто не только за счёт уменьшения длины клинка, но и за счёт того, что гранёный клинок при меньшем весе может обеспечить большую жёсткость, чем клинок с лезвиями.

srednyvek.ru

Справочник автора/Холодное оружие/Мечи — Posmotre.li

Эта статья посвящена описанию истории и разновидностей меча, а также кратко повествует и о других видах длинноклинкового оружия: катанах, саблях, шашках, шпагах, рапирах и т. д.

Первая мысль на тему «А не коротковат ли мой ножик?» залетела в голову безвестному кузнецу Бронзового века[1]. Но, поскольку доступна ему была только бронза, сделать из неё по-настоящему длинный клинок оказалось невозможно[2]. Поэтому «мечи» Бронзового века (Древнего Египта, Древней Греции времен «Тёмных веков», Месопотамии) на самом деле в лучшем случае длиной с современный мачете средней руки.

  • хопеш — одна из самых первых разновидностей бронзового длинноклинкового оружия. Само слово — древнеегипетское, но археологи находили похожие и в Месопотамии. Этот клинок представляет собой серп с внешней, внутренней или обоюдной заточкой и зачастую крюком на конце, на конце толстой бронзовой палки с рукоятью. Хитрость с бронзовой палкой позволяла обмануть свойства бронзы и вынести клинок (который, напомним, невозможно было сделать длинным) подальше от руки воина. Поэтому рубить хопешем можно было даже с колесницы.
  • Так называемые «рапиры бронзового века» — по сути, бронзовый кончар для колесничного боя против воина в полном бронзовом доспехе.
  • Копис, или махайра — несмотря на сходство названия с кхопешем, это греческое оружие было больше похоже на современный кукри. Более того, некоторые исследователи полагают, что кукри — это и есть тот самый копис, попавший в Непал от индусов, а им доставшийся от армии Александра Македонского. А в Древнем Риме научились делать такие «кукри» из железа и называли их фалькатами.
    • В реале римляне называли такие кукри попросту «испанская махайра», что открыто указывает на страну-производителя, а называть ее «фальката» (лат. «серповидная») додумались литераторы XIX века!
  • Ксифос — тоже греческий бронзовый клинок, только прямой, листовидной формы, с утяжелённым концом и размером до 80 см.

Наконец, начался Железный век. Крупнейшей империей Европы этого века была Римская. Римляне создали большую регулярную армию, а к ней в комплекте — и несколько видов железного оружия.

  • Гладий — самый знаменитый римский меч, короткий и прямой. Тоже очень напоминает кавказский кинжал, только немного крупнее — отчего и считается коротким мечом. Небольшая длина делала гладий очень удобным оружием для пешего строя; именно ему также обязаны своим названием гладиаторы — кровавые спортсмены, бившиеся на потеху публике.
  • Фальката — она же иберийская махайра. См. выше «копис».
  • Спата — первый настоящий длинный меч, спата была оружием ауксилиев — конных римских воинов, набиравшихся из числа варварских племён кельтов и германцев. Изобрели спату именно кельты, но в руках римских ауксилиев она получила усовершенствования, в частности, обзавелась острым концом. Спата представляла собой меч с клинком уже совсем классической формы, но с рукоятью, как у гладия — гарда примитивная, маленькая и полукруглая. Поскольку германцы вскоре захватили Западную Римскую Империю, именно их излюбленный меч — спата — стал прототипом для всех мечей Средневековья.

Кроме римского оружия были и другие любопытные образцы

  • Ромфея — железный двуручный меч фракийцев — народа, обитавшего в Юго-Восточной Европе к северу от Греции — с длинной рукоятью и однолезвийным слегка изогнутым клинком. Первый, между прочим, настоящий двуруч!
  • Акинак — короткий (40-60 см) железный меч скифов.
  • Вендельский и каролингский мечи (aka «викингские» и «русские»). Усовершенствованные варианты спаты, родом из Тёмных Веков. Клинок остался неизменным, с линзовидным сечением в поперечнике. Отличия заключались в первую очередь в рукояти: яблоко и гарда у этих мечей стали удлинённой, поперечно вытянутой формы. Также у вендельских и каролингских мечей довольно широкий и массивный клинок со скругленным кончиком и глубоким долом. Отличием более раннего вендельского меча было то, что яблоко и гарда у него были почти одинаковой длины и формы; у «каролинки» яблоко немного уменьшилось и приобрело более удобную и эстетичную форму. Фишка обоих мечей заключалась в том, что кисть носителя довольно плотно фиксировало между яблоком и гардой, тем самым существенно возрастал КПД рубящего удара. Взамен снижалась дальность поражения, т.к. при подобной фиксации кисти трудно было полностью выпрямить руку с мечом. Однако недостатки эти были значимы в основном для кавалерийского боя, а на лошадях в ту эпоху почти не воевали. Каролингский меч был общим оружием всей Европы, от Аахена до Киева и Новгорода.
  • Скрамасакс — длинный кинжал или короткий меч германцев, современник спаты и вендельского меча. Поскольку эволюционировал от ножа, гарды не имел, а если и имел, то примитивную. Впрочем, некоторые каролингские мечи были односторонними, что позволяет провести их родословную от скрамасакса.
  • Нормандский меч — переходная стадия от каролинга к романскому мечу. Длинный прямой клинок с острием, более широкая гарда и навершие такое же, как у мечей викингов: в форме двойного конуса или «долек». Кстати, подобные навершия сохранились в длинных шотландских мечах типа «клэйбэг».
  • Романский меч (также — ранний рыцарский меч, он же arming sword) — уже вполне классический длинный меч. Обыватель, когда слышит о мече, представляет себе именно его, и то же самое представляет себе РПГшник, когда слышит словосочетание «long sword». Хотя в реальном средневековье конкретно «long sword»’ом называли более поздние готические полуторные мечи. Яблоко ещё пуще уменьшилось до удобной шайбообразной формы, гарда удлинилась, утончилась, и зачастую её стали делать немного изогнутой концами в сторону острия. На клинке появилось острие, а сам он стал несколько «изящнее». Увеличилась длина рукояти, тем самым пропал эффект плотной фиксации кисти, зато появилась возможность полностью выпрямлять руку с мечом, что крайне необходимо для колющих ударов и кавалерийского боя. Этот меч бытовал по всей Европе в Высокое Средневековье. Во многих странах носить такой меч имели право только дворяне.
  • Готический меч. Если есть романский, значит, должен быть и готический! Готический меч родом из позднего Средневековья и отличается от романского тем, что его клинок несколько длиннее и уже. Этот меч более ориентирован на укол, а не на рубок, чем романский, поэтому лезвие в разрезе имеет форму четырехугольника, а не линзы, как у романского. Рукоять становится всё длинее. Визуально изменилось и яблоко: оно приобрело вытянутую, ребристую форму.
  • Бастард, или полуторный меч, причём эти названия появились уже после широкого распространения таких мечей. А изначально такие мечи именовались war-sword (романский вариант), long-sword (готический вариант) и более общий термин saddle-sword (седельный меч), то есть представляет собой удлинённый рыцарский меч с более длинной рукоятью, которым можно работать как одной, так и двумя руками, предназначенный в первую очередь для кавалеристов. Изначально имел такую же одноручную рукоять, как и обычный меч, отличаясь только длиной. А для работы двумя руками его брали второй рукой за яблоко, ибо рукоять была короткая. Позднее для удобства рукоять удлинилась и обзавелась чуть сужающимся к концу хвостом специально для второй руки, что и стало классическим для полуторных мечей.
  • Эсток. Ещё один специализированный полуторный меч из позднего Средневековья, эсток ориентирован чисто на колющий удар и предназначен для поражения воинов в доспехах. Колоть эстоком предполагалось в щели между латными пластинами.
  • Фальшион. А вот это уже чисто рубящий меч — напоминающий по форме клинка большой мачете, утяжелённый к концу, заточенный только с одной стороны. Фальшион считался «простонародным» мечом, не существовало никаких ограничений на ношение его простолюдинами.
    • Поправка. Простонародным считался боевой нож мессер, похожий на фальшион, но не имевший навершия-яблока. Фальшион же оставался оружием исключительно воинского сословия, и за его ношение будучи простолюдином можно было пострадать.
  • Двуручный меч. Появился в позднее Средневековье и пока ещё не являлся поражающим своими габаритами гигантом (до таких размеров он вырастет только в эпоху Ренессанса). Причём шотландский клеймор часто имел импортный клинок от полуторного меча, вставленный в двуручную длинную рукоять. Типичный позднесредневековый двуручный меч, удлинившись, стал немного длиннее бастарда. От полуторного в ту эпоху он отличался не столько длиной клинка, сколько хватом. Полуторный меч брали правой рукой и подхватывали левой по надобности. А вот двуручный меч в европейской традиции, наоборот, берут левой и подхватывают правой, и это критически важно против мечника с щитом. Удар полуторным мечом часто приходится чуть слева и удобно блокируется щитом, в то время как правой мечник может одновременно атаковать противника с полуторным мечом. А вот удар двуручника часто приходится справа, и прикрываться от него щитом неудобно. Попытка же парировать двуручник обычным мечом грозит тем, что детина с двуручником может просто снести меч, удерживаемый мечником средних физических кондиций.
    • Поправка. И двуруч и полуторник хватали как удобно, в зависимости от ситуации (например щитоносец-левша). И правой, и левой, и одной, и за клинок хватались, и сам меч переворачивали, и руки перекручивали морскими узлами. К тому же бои на полуторном и двуручном оружии вариативны подчас поболее, чем бои на рапирах и шпагах, так что говорить о каких-то устоявшихся «традициях хватания» явно излишне.
  • Альшпис — швейцарское оружие, нечто среднее между длинным мечом и короткой пикой. То ли колющий меч с очень длинной рукоятью, то ли копьёцо с круглой гардой. От швейцарцев разошёлся по другим европейским странам, бытовал в Германии и в Англии. Первоначально альшпис был скорее древковым оружием, но потом появились и вполне мечеобразные; возможно, такая эволюция получилась случайно, в результате полома древка альшписа в бою. Уменьшенная версия носила наименование «рондель» и использовалась как разновидность кинжала.

Словосочетание «седельный меч» по умолчанию означает вышеупомянутый полуторный меч, носившийся, как правило, пристёгнутым к седлу из-за его размера. Но пристёгнутым к седлу в качестве «седельного меча» носили не только его. Кончар и эсток тоже носились пристёгнутыми к седлу, а бедные гусары (пахолики или почтовые, вооружённые за счёт богатого товарища в качестве его личного отряда) вместо кончара могли носить пристёгнутым к седлу более дешёвый палаш (на боку у них висела сабля).

  • Гроссмессер. Ещё один «простонародный» меч, применявшийся различными наёмниками, представляет собой более длинную, узкую и легкую разновидность боевого ножа мессера (да, мессершмиты происходят оттуда). Иногда не уступал по размеру двуручнику. Название («большой нож») ему дали ландскнехты — немецкие наёмники. Тем не менее, не это было их излюбленное оружие…
    • Кригмессер или фошард — двуручная версия гроссмессера.
  • Катцбальгер. …а вот это! Меч специфического дизайна, считавшийся фирменным оружием ландскнехтов. Среднего размера или короче, с витой гардой в виде S или восьмёрки и клиновидным навершием. Носился как запасное оружие для ближнего боя к пике, к алебарде, к аркебузе, и даже к двуручнику. Собственно, и название происходит от старинного немецкого выражения «katzbalgen» — «драться как кошки», то есть сцепившись уже вплотную.
  • Чинкуэда. Итальянский короткий меч среднего Ренессанса, отличающийся характерной V-образной формой либо листовидной формой клинка. Несмотря на свой неказистый, а то и смешной вид был универсальным оружием годным и для колющих и рубящих ударов. Наносил очень обширные колотые раны, а рубящие удары были весьма серьезны из-за большой относительно длины массы.
  • Цвайхандер. Вот это — действительно офигенно большой меч! Двуручный меч эпохи Возрождения отличается длиной в рост владельца, а также тем, что обладает дополнительной рукоятью (рикассо) за гардой; часто рикассо имело и свою маленькую фальшгарду. Многие приёмы работы цвайхандером напоминали что-то из древкового оружия. Ландскнехты с такими мечами назывались «доппельзольднерами» — двойными солдатами; они получали двойное жалование за то, что шли на прорыв ощетинившихся копьями рядов пехоты.
  • Шпага. Первые ранние шпаги представляют собой дальнейшую эволюцию готических мечей и эстоков, но уже с усложнённой защитой руки: ещё более узкие колющие клинки, и более хитроумные, но пока ещё прямые гарды. От итальянской шпаги эпохи Возрождения — spada de lato — пошла собственно шпага, а от испанской — espada ropera — более длинная рапира.
  • Фламберг. Любой меч — от шпаги до цвайхандера — с волнистым клинком. Такая форма клинка не имела плюсов против стальных доспехов, но позволяла существенно увеличить прорезающие свойства незащищённой плоти; раны от фламберга получались очень тяжелые и плохозаживающие. (Ваш дорогой друг немножко порезал свой палец ножом для нарезки хлеба и подтверждает: рана очень противная и плохо заживает. А теперь представьте себе то же самое, но с размаха длинной тяжëлой хренью в эпоху без антибиотиков и наркоза) Поэтому фламберги часто запрещали как негуманные мечи, а с их владельцами при попадании в плен поступали также очень негуманно (или вовсе не брали их в плен).
    • Недостатком фламберга была сложность и дороговизна изготовления. А если оружейник пытался «срезать углы» и упрощать технологию, и просто вытачивал волны на готовом прямом клинке — такой фламберг получался недолговечным и легко ломался. Несмотря на этот недостаток, большинство музейных фламбергов — явно с выточенными волнами. Вероятно потому, что являлись небоевым оружием.
  • Корд — большой нож или тесак, похожий на гроссмессер, но использовавшийся не в Германии, а в Речи Посполитой. Там носить корд не гнушались даже самые знатные шляхтичи (в отличие от простонародного немецкого аналога). Был известен и на Руси, под названием «корда ляцкого» (т. е. польского).
  • Сторта — итальянский подвид фальшиона, имеет закрытую гарду и лезвие с елманью.
  • Палаш — длинный одноручный меч с корзинчатой гардой заточенный с одной стороны или с полуторосторонней заточкой[3]. Предназначен для кавалерийского боя, а конкретно для тактики «вытяни клинок дальше, чем противник». Палаш позволял достать колющим ударом как уклоняющегося кавалериста, так и пешего, при этом сохранял весьма недурные рубящие свойства, однако существенно проигрывал сабле и шпаге в маневренности. Благополучно пережил эпоху Возрождения и, наряду со шпагой и саблей, продолжал использоваться и в Новое время.
    • Особенно интересна история палашей в Шотландии: там клинки от старых рыцарских мечей сначала пересаживали на двуручные рукояти, чтобы получить клейморы — а затем те же самые клинки устанавливали в одноручные корзинчатые рукояти палашей. Поэтому у многих шотландских палашей весьма небезынтересные истории.
  • Макила — баскское оружие, нечто среднее между тростью и коротким копьём, длинной 100-140 см. (в среднем — 120 см), позволяла обнищавшему деклассированному фехтовальщику фехтовать ею как шпагой, и противостоять противнику с настоящей шпагой.

Новое и Новейшее время[править]

  • Шпага — отличалась от ренессансного аналога тем, что была ещё легче и зачастую короче (например, английская парадная шпага «Smallsword» или французская «Epee de court» были длиной в 60-80 см). Так как тяжёлые боевые шпаги были вытеснены из кавалерии более удобными всаднику палашами и саблями. Разделилась на парадную (совсем безблагодатную) и носимую для самообороны или дуэльную (вполне пригодную как оружие, но на поле боя малополезную). Первый тип мог иметь довольно примитивную гарду, второй имел сложную, вплоть до корзинчатой. Парадные шпаги до сих пор используются в некоторых странах как часть парадной военной формы. Такой лёгкой шпагой ещё можно отводить колющие удары, нанесённые длинной шпагой или рапирой, и можно надеяться перефехтовать на дуэли за счёт большей скорости лёгкого клинка. Но вот в качестве защиты от более тяжёлого рубящего клинка лёгкая булавка крайне неэффективна.
    • Французы пошли и ещё дальше: в один прекрасный день в моду при дворе вошли шпаги на фарфоровой рукояти, неприменимые не то что для дуэли или самообороны, но даже в качестве вертела для куропатки: рукоять просто разбивалась при первой же попытке использовать. Зато было сразу понятно: шпага — для форсу, драться её обладатель не намерен, запрещающий дуэли закон блюдёт со всей ответственностью.
  • Вердюн — длиннющая, до полутора метров (!) рапира с тонким гранёным клинком и гардой без дужки. Применялась исключительно как дуэльное оружие.
  • Палаш — сменил тяжелые шпаги рейтаров и кирасир. Использовался и на флоте. Корзинчатые гарды понемногу уступают место «дужкам» и «чашкам». Превосходил саблю по «бронебойности» и удобству укола, но был несравненно тяжелее и медленнее. Как парадное оружие, используется по сей день.
    • В армии Петровской эпохи импортные клинки палашей нередко по-ошибке затачивали с обеих сторон, так что в результате получался фактически меч, но с именуемый «палаш» и обладающий эфесом палаша.
  • Эспадрон — облегченный палаш. В отличие от шпаги-дворянки, вполне рубящее оружие.
  • Рапира — была подлиннее шпаги, свыше метра, со сложной гардой, предназначалась для колющих ударов. Ещё раз, разница между ренессансной шпагой, рапирой и шпагой Нового времени: первая могла и рубить, и колоть; вторая — только колоть; третья не годилась толком ни на что.
  • Тесак — он же кракмар, он же полусабля — абордажное оружие моряков либо оружие ближнего боя пехоты. Тяжелый, короткий (до 60 см) изогнутый широкий клинок. Перекочевал в Новейшее время в виде штыка-тесака и «фашинного ножа».
  • Сабля — европейская сабля пошла из Венгрии, как и ее название (от венгерского «сабни» — резать). Кавалерийское оружие, было основным у гусар и часто применялось другими видами кавалерии.
  • Абордажная сабля — отличалась от простой сабли корзинчатой гардой, коротким клинком и способом применения — ее носили моряки и использовали для абордажных боёв. Стереотипное оружие пирата — именно абордажная сабля.
  • Шашка кавказская — оружие, перенятое казаками, а впоследствии — русской кавалерией. От сабли отличается формой рукояти (гарды нет, на конце рукояти развитая головка, позволяющая контролировать клинок при рубке с потягом) и способом ношения (лезвием вверх, как катана, причём в ножны шашка убирается полностью, включая рукоять, наружу торчит только головка рукояти) и как следствие — более прагматичной техникой боя. Никаких хитроумных финтов, главное — быстрее нанести удар, а вот если не попал, то защищаться шашкой из-за баланса и отсутствия гарды нелегко. Впрочем, для всадника это несущественно: попал он, промахнулся — тот противник, которого он атаковал на полном скаку уже давно позади и ответить ему в любом случае не сможет, и наоборот, если тебе приходится защищаться — этого противника ты уже не успеешь достать. Защищаться трудно — не значит «невозможно»! При невозможности выполнения классических защит, требующих гарды, возможно выполнять венгерские длинные защиты со сбросом к концу клинка. В конном бою такое нафиг не нужно, а вот в пешем может оказаться крайне неприятным сюрпризом для противника, уверенного, что «шашкой не защитишься». По воспоминаниям очевидцев, отдельные умельцы проделать такое шашкой всё же находились. Нужно только помнить, что такое может пригодиться только в качестве сюрприза, но из-за неудобного для защиты баланса шашки против хорошего фехтовальщика с саблей долго не выстоять. Другой неприятный момент: защититься таким образом получится только от лёгкой сабли или другой шашки, удар тяжёлой саблей вроде кирасирской, особенно выполненный в силовой манере, такую защиту просто снесёт (лёгкой саблей защищаться — тоже не сахар, но за счёт возможности принимать удары на сильную часть клинка шансов ощутимо больше). Традиционное кавказское фехтование — w:Парикаоба использует для защит маленький стальной щит удерживаемый в кулаке. Само слово «шашка» дословно означает… «нож», по той причине, что в средние века там был запрет на ношение сабель простолюдинами, которые изначально носили просто длинные ножи. Причём клинок от шашки нередко являлся перекованным клинком от сабли.
  • Шашка драгунская — то же, но с дужкой на рукояти, защищающей руку. Стояла на вооружении, как ни удивительно, драгун, на её основе также делались офицерские и артиллерийские шашки.
  • Мачете — обыкновенный инструмент для рубки сучьев в виде большого ножа. Однако с ним стремительно происходит та же метаморфоза, что происходила с десятками видов клинков до него: он увеличивается и превращается в самый настоящий холодняк! Некоторые современные мачете — самые настоящие фальшионы, кукри-мачете уже оставили по размеру позади подлинные кукри и догнали фалькаты. Массово применялся во Вьетнаме американскими военнослужащими.
  • Кукри — упомянутый выше родственник фалкаты. Оружие непальских гуркхов. Сочетает чудовищную рубящую мощь с компактностью.
  • Нож Боуи — нож, увеличенный до габаритов небольшого меча. Изобретён в Америке. Свою популярность обрёл по той причине, что до конца XIX в. многие револьверы не имели патронов, и для их зарядки нужно было по старинке насыпать в каморы в барабане мерки пороха, затем аккуратно вставить пули и капсюли. Имеет скос обуха, массивный широкий клинок и часто довольно крупную гарду. Применяется до сих пор. Подвид Боуи, происходящий от иранского традиционного ножа, называется «кхубер» и достигает и вовсе неприличных размеров — до 100 см.
  • «Арканзасская зубочистка» — чудовищных размеров широкий кинжал. Применялся на Диком Западе, был вытеснен Боуи.
  • Балисонг, или бентануэве, или батангас. Характерная конструкция — две полые половинки рукояти, прикрепленные к клинку на шарнирах. В сложенном состоянии клинок покоится внутри них. Это традиционное оружие имеет мало общего с теми маленькими дешевыми ножиками из ларьков, которыми теперь щеголяют начинающие «чоткие пацанчики» — балисонг изначально был именно что складным мечом, имел лезвие в 29 см (Venta nueve — по-португальски «двадцать девять») и использовался филлипинскими рыбками для работы и кровавых потасовок.
  • Наваха — гигантский складной нож испанцев, появился в XVII веке — характерная изогнутая рукоять, простенький и надежный пружинный замок и длинное, до 80 см (!) лезвие.
  • Шпага-трость — скрытое оружие, шпажный трехгранный или обоюдоострый клинок, спрятанный внутри полой богато украшенной трости. Встречался ещё вариант с одним лезвием, считавшийся гуманным — тупую сторону клинка использовали как обычную трость, а при необходимости повернув в руке могли использовать лезвие. Фиксируется либо на резьбе, либо на защелке. Использовался горожанами и дворянами как оружие самообороны. Иногда имел простенькую складную гарду.
  • Хиршфангер — немецкий охотничий тесак со сложной гардой.
  • Шлегер — немецкая дуэльная сабля. Довольно тяжёлая, с узким клинком, тупым на конце и очень массивной гардой. Предназначена для мензурного фехтования. Не способна нанести тяжёлую рану даже через шарф, которым обматывали горло при мензуре, но оставляет модные в то время в Пруссии шрамы на морде.

Ближневосточные мечи[править]

  • Мечи ислама — в зависимости от региона два основных варианта эфеса:
    • вполне обычная для европейского меча крестообразная гарда, разве что поскромнее в размера, но сабельная изогнутая рукоять
    • вполне обычная для европейского меча прямая рукоять, но гарда в форме полумесяц рожками вперёд
  • Скимитар (а.к.а. саиф, шамшир, килич) — кривая, зачастую сильно кривая сабля с заточкой с внешней стороны. Ими вооружались лёгкие кавалеристы у арабов, персов и турок. Как друг от друга отличаются? Турецкий килич шире, Т-образный в сечении, слабо искривленный: лезвие образует гладкую кривую, имеется елмань — утяжеляющее расширение на конце для более эффективной рубки. Персидский шамшир (он же скимитар) узкий, сильно изогнут: лезвие у рукояти и возле конца практически прямое, а вот в третьей (от рукояти) четверти изгибается чуть ли не на 90 градусов, елмань отсутствует. Саиф имеет характерное навершие. Также сюда можно отнести индийский тулвар — клинок как у шамшира, но имеется дисковидное навершие. Скимитар и ему подобное оружие имеет ещё одну интересную особенность: за счёт сильно изогнутого клинка им гораздо проще, чем мечом, достать противника за щитом колющим ударом «в обход». Да, укол будет не таким сильным, но подчас даже такого хватает.
    • Клинки-аракхи дотракийцев из «Песни льда и пламени» копируют (в книге!) именно скимитары. Хреново пародирующие хопеши приспособления же для травматической кастрации мелких пород слонов, показанные в сериале, копируют эротические фантазии Бениоффа и Уайсса.
  • Ятаган — его часто путают с предыдущим, но это совсем разные клинки. У турецкого ятагана — заточка с внутренней, вогнутой стороны! И удар им, соответственно, не режущий, а рубящий. Рукоять у ятагана шашечная, без гарды — потому что и ятаган, и шашка произошли от длинных ножей. Использовался он пехотой, а точнее, янычарами — элитной пехотой Османской империи. Саблю янычарам дозволялось носить лишь «при исполнении», а вот ятаган можно было носить постоянно.
    • Ляп немногоуважаемых Муравьёва и Кистяковского, которые перевели именно «ятаганом» scimitar толкиновских орков, подцепили многие русскоязычные фэнтезисты, которые обзывают ятаганом любое кривое и неевропейское, кроме катаны.
  • Кончар — восточный аналог эстока, получивший популярность и в Восточной Европе. В польском варианте — одноручный и с пистолетной рукоятью с дужкой, прикрывающей кисть.
  • Каскара — оружие суданских мусульман-махдистов, очень похожее на европейский полуторник, но с навершием в форме гранёной призмы или цилиндра и ножнами с кожаным «лопухом» на конце. В стихотворении Киплинга «Фуззи-Вуззи» про подавление восстания Махди под «двуручным мечом» имеется в виду как раз каскара.
  • Пульвар (не путать с тальваром) — афганская сабля, напоминающая килич, но с более широким клинком и загнутой вперёд гардой.

Китайские мечи[править]

Если упрощенно, в Китае издавна существовало две основные формы мечей: цзянь и дао, которые остаются неизменными с X века н. э.

  • Дао (также этим словом называют нож и тесак, включая и каменные ножи и скребки) — изогнутый меч с односторонней заточкой, классический больше похож на европейский фальшион, но дао эпохи Хань по форме больше походили на палаш являя собой прямой меч с односторонней заточкой. Всё китайское лезвий ное оружие с односторонней заточкой носит частицу «дао»: гуань дао, дадао, водао и другие. Гарда как правило довольно большая и круглая. Одноручные варианты, включая и парные, нередко имеют слегка изогнутую рукоять. У двуручных вариантов рукоять может быть очень длинной, вплоть до того что иногда не ясно двуручный ли это фальшон с очень длинной рукоятью, или это уже не двуручный меч, а глефа — известная как да-дао, дословно большой дао. У двуручных дао, с рукоятью относительно умеренной длинны рукоять часто может оканчиваться кольцом-противовесом, удобным для хвата рукой, такое же кольцо характерно и для короткой глефы — пу-дао. А вот длинная глефа — да-дао, часто заканчивается подтоком.
    • Наиболее древние китайские монеты выглядели как маленький нож-дао с дырочкой на конце рукояти, через которую пропускался шнур для ношения связки монет. Впоследствии монеты приобрели свою классическую форму круга с квадратной дырочкой.
    • ма-дао — сабля монгольского образца.
    • ча-дао, чжаньма-дао, во-дао — китайские аналоги самурайских мечей, отличается техникой фехтования в отличие от самурайского меча которым часто рубят сверху-вниз, китайскими мечами часто проводят подрезающие удары снизу-вверх.
    • худэ-дао — мечи-бабочки, короткие мечи или тесаки с градой защищающей кисть и с крюком на гарде, обычно парные, но могут использоваться и одиночный со щитом. парный вариант популярен в Вин-чун. На Юге Китая с его развитым судоходством применялся в качестве абордажной сабли.
    • гоу-дао — палаш с крюком на конце вместо острия, и специфической гадой в виде полумесяца и остриём на конце рукояти, обычно парный, любимое оружие Синтии Ротрок.
    • фэй-дао — метательный нож в форме маленького фальшона.
    • цзи-дао-лянь (鸡刀镰 «петушиные серпы») — парные заточенные клевцы с крюком и копейным остриём (выглядит как окинавско-японский серп кама с древком из стали а не дерева и маленькой гардой к которому приделали на обухе крюк и добавили остриё).
    • пу-дао — короткая глефа.
    • да-дао — нечто среднее между двуручным мечом и глефой, огромный клинок и рукоять намного длиннее, чем у двуручника, но короче, чем у глефы.
    • гуань-дао (яньюэдао, «меч ущербной луны») — большая глефа, названная так в честь легендарного китайского военачальника Гуань Юя периода Троецарствия.
    • ху-шоу-да-лянь-дао (乾坤日月刀) — двухсторонняя глефа (наподобие «светового шеста» у Дарт Мола в Звёздных Войнах)
    • лузцзяо-дао («оленьи рога») — популярный в Ба-гуа огромный кастет с лезвиями характерной формы ввиде двух скрещённых полумесяцев
  • Цзянь — китайский прямой меч получивший широкое распространение в эпоху Воюющих Царств. Изначально был коротким и из бронзы, но затем появились длинные бронзовые и стальные мечи. Традиционно, считается преимущественно оружием чиновников, философов и поэтов за счет более элегантной манеры фехтования. Так как в эпоху Хань был вытеснен из пехоты получившими в то время большую популярность дао. Перестав использоваться в пехоте, продолжал использоваться в коннице, до эпохи Тан, когда собственная китайская конница была окончательно вытеснена наёмниками из степи. Клинок прямой обоюдоострый, заточенный по всей длине, способный как колоть, так и рубить, гарда небольшая. От цзяней произошел японский меч цуруги.
  • Цуруги (кэн) — тот же китайский цзянь, прямой одноручный меч. Мог представлять собой как собственно цзянь, импортированный из Китая, так и доморощенное его подобие. Бытовал до X века н. э.
  • Тати — длинный изогнутый меч, предназначенный для кавалеристов, предшествовавший катане и какое-то время конкурировавший с ней. Носится лезвием вниз, как сабля.
    • О-дати — большой тати, двуручный, преимущественно пехотное оружие, длиной до 170—180 см. Также часто выковывался совершенно невдолбенных размеров, просто как демонстрация умения кузнеца.
  • Катана (тот же иероглиф что и у китайского Дао) — потеснила тати к XVI веку. Носится лезвием вверх, как шашка, более прямая, рассчитана на пешее фехтование. Только катана, строго говоря, не меч, а САБЛЯ.
    • Но-дати — некоторые считают, что это то же, что и о-дати. Но чаще но-дати называют более прямые, катанобразные двуручные мечи.
  • Вакидзаси — короткий меч, длиной до 60 сантиметров. Это был простонародный меч, разрешавшийся для ношения не-самураям. Наиболее известен тем, что носился самураями в качестве пары к катане. Если у человека только вакидзаси — это простолюдин, если вакидзаси и катана — это самурай.
    • Тиисаи-гатана (дословно «маленькая катана») — вакидзаси украшенный как цуруги или тати, носился богатыми простолюдинами для демонстрации понтов и богатства
  • Танто — нож или кинжал, выполненный в той же кузнечной технике, что катана и вакидзаси. Примечателен тем, что именно его поначалу называли катаной; потом слово «катана» разделилась на «косигатана» (кинжал) и «утигатана» (меч). А потом именно утигатану стали сокращать как просто катану.
  • Нагината — древковое оружие, напоминающее глефу, которое, тем не менее, считалось разновидностью меча на длинной рукоятке.
    • Нагамаки — уже однозначно меч, так как у него было не древко, а именно что рукоять, и клинок был примерно равен рукояти по длине, чаще всего чуть короче, но иногда встречались клинки и длиннее рукояти.
  • Бисэнто — тоже глефа, но с широким тяжёлым лезвием похожее на китайский да-дао. В отличие от нагинаты, из-за веса, было более существенно редким оружием требующим большой физической силы.
  • Син-гунто — офицерская сабля XX века, по форме имитировавшая тати, но производившаяся промышленным способом.
  • Ширасайя — японский ответ на европейскую шпагу-трость! Произошел от способа хранения клинков японских мечей . Выглядит как прямая или чуть изогнутая палка, служащая ножнами для клинка катаны, чокуто или вакидзаси.

Индийские мечи[править]

  • Пата — меч с очень необычным кастетным хватом и часто ещё с гардой в виде наруча, делающей хват оружия ещё более жёстким. По причине специфического хвата фехтовать ею крайне неудобно, зато очень хорошо наносить колющие удары, отчего применялась конницей в тех же целях что и кончар, эсток и палаш — а именно для колющего удара по бронированному противнику на полном скаку. Причём у кончара нередко встречалась именно пистолетная рукоять, делающая укол удобным. Защищаться патой ещё более неудобно, чем шашкой, но для конницы это не является существенным недостатком — защита и прочее за счёт управления конём. В отличие от кончара и эстока имеет лезвия, и потому патой можно при необходимости нанести рубящий удар. А вот пехота это оружие по причине неудобного для фехтования хвата практически не использовала.
  • Кхора (хора, кора) — индийский тяжёлый двуручный меч с обратным изгибом, расширяющий ближе концу, что даёт при рубящем ударе эффект топора. Используется и поныне, но уже не на войне, а только как ритуальный клинок для забоя скота отрубанием головы с одного удара. Да, запрет на мясо касается не всех каст — кшатриям мясо полагается по праздникам, а низшим кастам можно то мясо, от которого кшатрии отказались. Но при этом скотина должна быть забита обязательно с одного удара отрубанием головы, а кошерное и халяльное мясо, полученное перерезанием горла, для индуистов и сикхов под строгим запретом.
  • Мел путтах бемох — очень узкий двуручный меч с двойной гардой. За узость клинка европейцы его даже сравнивают с тяжёлой боевой шпагой. По причине лёгкого веса рубящий удар для двуручника был слабый, но зато этот меч прекрасно колол, то есть на смахивал европейский эсток с той разницей, что этим мечом при необходимости можно и рубануть с двух рук.
  • Кханда — рубящий меч часто с полуторной заточкой (изредка мог быть однолезвийным или двухлезвийным), очень часто не имеющий острия, а для утяжеления удара очень широкий.
  • Уруми — меч с очень гибким лезвием, смахивающим на заточенную пружину, причём лезвий может быть несколько. Поскольку защищаться им трудно, то в бою обычно использовался в паре со щитом. А без щита он носился как тайное оружие, обмотанным вокруг пояса.
  • Тальвар — вполне обычная восточная сабля.
  • Фиранги — дословно «португальский»; представляет собой переделку европейского клинка (чаще всего от шпаги или палаша) с заменой европейского эфеса на индийский.
  1. ↑ Некие паллиативные способы получить подобие клинка — например, утыкать палку в ряд осколками обсидиана или акульими зубами — были известны и народам, бронзы не знавшим, но результат получался… с переменным успехом. Некоторые народы также создавали мечеподобные плоские дубинки из железного дерева, из того же дерева делались также «глефы» и «топоры».
  2. ↑ Почти не возможно, в Греции до Троянской войны успешно применялись почти метровые узкие колющие бронзовые мечи, известные как «микенские рапиры», а в Китае почти одновременно с появлением стали появились метровые бронзовые мечи из легированной бронзы, стоившие столь баснословно, что позволить себе такое могли только VIPы.
  3. ↑ с одной стороны заточенный полностью, а с другой стороны заточенный возле острия, так что ближе к эфесу оставалась не заточенная спинка

posmotre.li

Чем шпага отличается от рапиры и сабли? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Сверху вниз: рапира, шпага, сабля Фото: Commons.wikimedia.org

На летних Олимпиадах присутствует такой вид состязаний, как спортивное фехтование.

Это один из пяти видов спорта, входящих в программу всех Игр современности. И в зависимости от используемого оружия он подразделяется на фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах.

Рапира

Рапира – это колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка) с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной от 90 до 110 см и массой 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см. Общая длина рапиры не должна превышать 110 см.

В фехтовании на рапире засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты).

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах. Источник: Commons.wikimedia.org

Шпага

Шпага  — тяжёлое колющее оружие, похожа по конструкции на рапиру и чуть больше по длине, массой до 770 г. Клинок её трёхгранного сечения, более жесткий, чем у рапиры. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

При фехтовании на шпагах уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам.

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах. Источник: Commons.wikimedia.org

Сабля

Сабля — рубяще-колющее оружие. Т.е. ей можно наносить не только уколы острием, но и рубящие удары всем клинком.  Имеет длину до 105 см, массой 500 г, стальной гибкий клинок с гардой овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

Удары и уколы при фехтовании на саблях наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой со специальной серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (а «скрестный шаг назад» разрешён).

Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях. Источник: Commons.wikimedia.org

aif.ru

Парадное оружие XVII-XIXвв. Сабли и шпаги

 

Шпага

Россия. Сестрорецк. 1752 г.
Сталь, агат
Ковка, насечка, огранка стали
Длина 89 см

ШПАГА

Россия. Тула. 1769 г.
Сталь, медь
Ковка, насечка, резьба, золочение
Длина 103 см

В XVIII веке парадная изящная шпага являлась неотъемлемой частью и значительным дополнением роскошного мужского придворного костюма. Для изготовления эфесов шпаг использовали золото, серебро, камни. Но, пожалуй, особое восхищение вызывает умение мастеров из недрагоценного материала — стали — сплетать тончайший кружевной узор или заставлять играть алмазным блеском ограненные стальные бусины. Парадные придворные шпаги, выполненные тульскими и сестрорецкими оружейниками во второй половине XVIII века, являются примерами подобной обработки металла и поделочного камня.

Сабля образцовая и ножны. Россия. Тула. 1801 г.

Сабля образцовая и ножны

Россия. Тула. 1801 г. Сталь, дерево, рыбья кожа Ковка, огранка стали Длина 97 см

Со второй половины XVIII века при оформлении предметов декоративно-прикладного искусства тульские мастера широко используют сложнейшую технику обработки металла — огранку стальных бусинок, имитирующих алмазы. Одним из шедевров тульского оружейного мастерства является образцовая сабля, выполненная для подношения Александру I в день его коронации. Все металлические детали сабли выложены рядами «стальных алмазов», подчеркивающих строгую классическую форму оружия — подлинного произведения искусства. Традиционной для парадного оружия являлась форма рукояти в виде орлиной головы.

Сабля образцовая и ножны. Россия. Златоуст.

Сабля образцовая и ножны (слева)

Россия. Златоуст. До 1817 г.
Мастер Бояршинов (?)
Сталь
Ковка, чернь, травление, насечка
Длина 105 см

САБЛЯ ОБРАЗЦОВАЯ (справа)

Россия. Златоуст. Первая четверть XIX в.
Сталь, медь
Ковка, насечка, золочение
Длина 103,5 см

С начала XIX века центром по изготовлению холодного оружия в России становится Златоустовская оружейная фабрика. Образцовые сабли начала XIX века являются характерной продукцией этого производственного центра. Клинки украшены травленым и золоченым орнаментом с изображением воинских арматур и растительных завитков. В оформлении ножен использованы военные и античные сюжеты, изображения герба русского государства и императорского вензеля.

Сабля и ножны. Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.

Сабля и ножны

Москва. Оружейная палата. Вторая половина XVII в.

КЛИНОК. Иран. Середина XVII в. Мастера по выковке клинка Ахиджан и Хасан Булат, дерево, золото, серебро, кожа, ткань. Ковка, насечка, гравировка, золочение. Длина 116,5 см

В XVII веке сабля являлась наиболее распространенным видом холодного оружия на Руси. Бытовали разные формы сабель собственно русского производства и иностранного. В большом количестве закупались в восточных странах клинки из высокоуглеродистой булатной стали, имевшие великолепные боевые качества. Русские оружейники использовали их для изготовления парадного, богато оформленного оружия. Необычен булатный клинок иранской работы с четырехгранным штыкообразным острием, дававшим возможность наносить не только рубящий, но и колющий удар. В обухе клинка вырезан глубокий желобок, в котором перекатывались жемчужинки, издающие при ударе особый свистящий звук. Нижняя часть клинка богато декорирована растительным орнаментом, насеченным золотом. Монтировка сабли русская. Мастера использовали золоченое серебро с гравированным растительным узором. Найдено своеобразное решение оформления ножен сабли: к фигурной оправе добавлена узкая серебряная лента, обвивающая поверхность светлой кожи.

Эфес шпаги. Франция. Конец XVII в.

Эфес шпаги

Франция. Конец XVII в.
Сталь
Ковка, синение, оброн, резьба
Длина 100,5 см

Необычайно легким и изящным выглядит эфес парадной шпаги, выполненный из стали. В этом проявилось большое мастерство безымянного оружейника. В обработке эфеса использован только один прием — художественная резьба. Завершение рукояти и защитная чашка орнаментированы прорезным растительным орнаментом, в центре которого помещены изображения всадников. В оформлении рукояти и дужки эфеса применена высокорельефная резьба со сложным узором, состоящим из виноградных лоз, ромбов, изогнутых побегов и фигурок трубящих амуров. Серая поверхность стали эфеса прекрасно сочетается с синением на клинке шпаги.

Нож в ножнах. Турция. Стамбул. Вторая половина XVII в.

Нож в ножнах

Турция. Стамбул. Вторая половина XVII в. Булат, сердолик, дерево, кожа, серебро, яшма, драгоценные камни
Ковка, эмаль, инкрустация Длина 22,2 см

САБЛЯ И НОЖНЫ
Турция. Стамбул. Вторая половина XVII в. Булат, дерево, золото, драгоценные камни Ковка, насечка, инкрустация, эмаль Длина 106 см

В оформлении сабли и ножа отразились своеобразные черты турецкого искусства обработки и компоновки драгоценных камней. Техника инкрустации золотом и драгоценными камнями придавала особую роскошь предметам турецкой работы. В Стамбуле производились серебряные и золотые пластины, в оформлении которых главное цветовое решение определяли алмазы и светлые тона эмалей. Эти пластины использовались при изготовлении рукоятей и оправ холодного оружия.

Своеобразно украшение булатного клинка сабли, состоящее из золотой насечки с греческой надписью, цветочного орнамента и христианской символики. Подобный характер прослеживается на группе памятников и говорит о существовании единого центра на территории Османской империи, специализировавшегося на изготовлении оружия для христианских народов, входивших в то время в состав турецкого государства.
Сабля принадлежала царю Иоанну Алексеевичу.

rumpus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *