Оружие маори: тайаха | На краю света. Блог о Новой Зеландии.

Традиционное оружие может рассказать о жизни любого народа, пожалуй, не меньше, чем обряды, верования или язык. Выбор оружия всегда самым тесным образом связан с условиями жизни людей, его создающих и использующих. Так, греки со времен архаики ходили в бой строем и вооружались короткими копьями – смертельным оружием для ближнего боя. Персы, гунны и скифы сражались преимущественно на лошадях и имели дело с шустрыми и быстрыми противниками, поэтому пользовались метательным и стрелковым оружием – луками, арбалетами, копьями. Кровожадные викинги, прославившиеся жестокими набегами на соседние народы, выбирали оружие, позволявшее наиболее эффективно и быстро уничтожать противника – копья, мечи и боевые топоры.

Коренные жители Новой Зеландии маори были мореплавателями. Традиционно материалами для изготовления оружия им служили кость, дерево и камень. Потому совсем неудивительно, что одним из наиболее используемых видов оружия у маори стало обыкновенное деревянное весло, прошедшее правда серьезную конструкционную доработку. Это оружие и получило название тайаха (taiaha).

Внешне тайаха представляет собой нечто среднее между веслом и копьем. Тайаха состоит из трех частей. Верхняя часть – “arero”, что по-маорийски означает “язык”, похожа на наконечник копья. Средняя часть – черенок. Наконец, нижняя часть – “rau” – это широкая (до 7 см.) и тяжелая лопасть для нанесения смертоносных рубящих ударов.

Несмотря на внешнее сходство с копьем, в качестве метательного оружия тайаха практически не использовались. У многих тайаха “arero” даже имеют скругленную форму. По функциональной сути это оружие – помесь топора, дубины и шеста. Удары наносятся в шею, живот и по рукам противника лопастной широкой частью тайахи – “rau”.

Вес тайахи мог достигать 2, 5 кг. Длина, как правило, составляла 1,5 – 1,8 м., хотя попадались и экземпляры длиннее двух метров, ведь, как известно, воины маори отличались крупным телосложением и высоким ростом.

Материалами для изготовления тайахи служило твердое тяжелое дерево, например, железное дерево или манука. Дерево отжигалось, полировалось и в результате приобретало свойства близкие железу. На верхней части тайахи “arero” нефритовым резцом выполнялась традиционная резьба. Тайаха часто украшали перьями попугаев и собачьей шерстью.

Владение тайаха у маори до колонизации Новой Зеландии европейцами представляло собой настоящее боевое искусство со своими правилами, приемами и запретами. Оно получило название – mau taiaha. Искусству mau taiaha маори обучались всю жизнь. Знания передавались от поколения к поколению, и каждое племя сохраняло в тайне секреты эффективного использования тайаха, полученные от предков.

Во время боя тайаха держат двумя руками. Воин маори, нанося короткие, резкие и просчитанные удары, блоки и выпады, устрашает противника и демонстрирует ему свои мастерство, силу и mana (под этим понятием у маори понимаются одновременно власть, слава, престиж, уважение в обществе, духовная и физическая сила).

Бой на тайаха резкий, а движения противников быстрые настолько, что непривычному наблюдателю трудно даже уследить за ними. Для выработки рефлекторной реакции, точности движений и скорости, маори начинали учиться искусству ведения боя на тайаха с самых ранних лет.

Тайаха часто использовались во время wero – формального приветствия маори, которое было неизменной частью церемонии pōwhiri – торжественной церемонии, сопровождавшей приход гостя в марае. Воины маори при встрече пытались спровоцировать гостя, размахивая тайаха, строя гримасы и воинственно крича. Одновременно перед гостем на землю клали нечто символическое, например, листок дерева или вырезанную фигурку. Если гость пришел с миром, он поднимал листок или фигурку. Если же на пороге марае стоял враг, он топтал брошенный символ ногой и после этого мог атаковать.

Дуэль на тайаха также связана с “peruperu” – танцем, который воины исполняли перед началом сражений. С языка маори “peruperu” можно перевести как “гневный гнев”. Как и известная на весь мир “хака”, “перуперу” исполнялся для устрашения противника.

Воины племени Ngāti Tūwharetoa исполняют танец peruperu во время Дня Вайтанги 6 февраля 1934 года.

Оба танца очень схожи. Во время исполнения “перуперу” воины точно также ревут, пучат глаза, хлопают по телу руками и высовывают языки. Высунутый язык у маори (“whetero”), кстати, это не просто жест, а обещание съесть врага, которое, надо заметить, маори часто выполняли. Каннибализм у маори был распространен вплоть до начала XX века.

Тайаха – это не только оружие, но и символ, олицетворяющий предков. На “arero”, наконечнике тайаха, часто можно увидеть вырезанные в традиционном стиле маори изображения человеческих лиц. Перья попугая и собачья шерсть, которыми украшали тайаха олицетворяли собой волосы предков, а сам наконечник “arero” – высунутый язык. Собственно именно поэтому наконечник и получил свое название.

Касаться наконечником тайаха земли категорически не допускалось. Это считалось оскорблением почивших предков. Когда воин маори использует в битве тайаха, он также использует в бою и силу предков. Если на наконечнике есть изображение человеческого лица, глаза всегда смотрят в разные стороны, что олицетворяет всевидение.

Отдавая дань уважения национальному оружию маори, в конце XIX века его решено было поместить на герб Новой Зеландии. Во время Первой, а потом и Второй мировой войн изображение тайаха использовалось на гербах новозеландских боевых частей.

В наши дни тайаха чаще всего используется во время традиционных выступлений маори.

Еще немного фото:

На всех портретах вожди маори неизменно изображались, держащими в руках тайаха.

Хотя принято считать, что женщин не обучали mau taiaha, тем не менее есть свидетельства, что некоторые женщины владели этим искусством.

Все тайаха были отделаны по-разному и имели уникальный дизайн.

Посмотреть, как тайаха использовались с бою, можно в фильмах, выложенных на сайте: “Непобедимый воин. Монах Шаолиня против Маори” и “Оседлавший кита“.

Если вам понравился пост, не забудьте порекомендовать его друзьям!

*Не забудьте заглянуть в свой почтовый ящик и активировать подписку!

www.aotearoa.ru

Мужество, военное искусство и экзотическое оружие для маори

Маори, коренные обитатели Новой Зеландии, по праву считаются одним из самых воинственных народов планеты. Война для них до некоторых пор была неотъемлемой частью повседневной жизни. Каждый мужчина-маори является по определению воином, и это базовая, фундаментальная традиция, издревле передающаяся из поколения в поколения. Племена маори всегда враждовали между собой, они давали достойный отпор европейской экспансии, они участвовали в обеих Мировых войнах, причем на строго добровольной основе. Именно маори стали единственным малым народом, успешно противостоявшим британской колонизации. Де-юре они проиграли тридцатилетнюю войну с Англией в XIX веке, но при этом смогли отстоять свои земли и добились равных с британскими поселенцами прав. Некоторые ученые утверждают, что стремление к бою заложено у маори на генном уровне.

Чтобы стать своим среди суровых островитян, следует для начала пересмотреть свое мировоззрение. Храбрость маори во многом объясняется их искренней уверенностью в благополучную посмертную жизнь. Здесь, правда, не обошлось без одного нюанса: чтобы павший боец смог радоваться загробному бытию, его соратники должны сохранить его отделенную от бренного тела голову и провести над ней серию сложных ритуалов. Много шума наделала история с отрезанными головами маори, которые много лет хранились во Франции как экспонаты и сувениры. После дипломатических скандалов французам пришлось вернуть головы в Новую Зеландию, где шаманы провели наконец-то все необходимые процедуры.

Отношение к военным действиям у маори также весьма своеобразное. Когда во время “земельных войн” полуторавековой давности англичане поинтересовались у своих противников маори, почему те не нападают на обозы с продовольствием и оружием, островитяне не мудрствуя лукаво ответили: “Вы же не сможете воевать без припасов!”. Философию этих воинов будет действительно нелегко понять и принять европейцу, и особенно тертому жизнью обитателю постсоветского пространства. Также имейте в виду, что при всей своей свирепости маори строго блюдут своеобразный кодекс чести. Они не воюют и не убивают забавы ради; для них нужна причина для драки, правда, за причиной обычно дело не становилось. Женщины и дети убитых врагов по традиции могли стать частью победившего племени. Некогда маори практиковали каннибализм, но в котел попадали только поверженные враги, голод никогда не становился причиной людоедства. Если вы собираетесь стать своим среди аборигенов Новой Зеландии не беспокойтесь – человеческое мясо здесь не едят с начала XX века. И Джеймса Кука, кстати, съели вовсе не маори, а каннибалы Гавайских островов.

Если вы убежденный католик, православный христианин или иудей, то имейте в виду, что у маори весьма сложная система верований. Они не сомневаются, что мир просто напичкан разнообразными духами, которых несложно обнаружить чуть ли не под каждым кустом, а во главе божественной иерархии стоит творец вселенной Ио. Впрочем, первостепенное значение островитяне предают почитанию отошедших в мир иной предков, поэтому конфликта на религиозной основе вы можете не опасаться. Важно знать, что воин маори не употребляет спиртное и другие одурманивающие средства – островитяне до прихода белых людей вообще не знали о существовании веселящей жидкости.

Настоящему воину маори не обойтись без многочисленных татуировок. Вы можете не наносить рисунки на бедра, руки и живот – они имеют второстепенное значение. А вот тату на лице придется сделать. Для мужчин Новой Зеландии рисунок на лице считается паспортом, военным билетом и дипломом одновременно. Если вы решите стать похожим на настоящего маори, будьте осторожны с выбором рисунка на физиономии. Для нанесения особых узоров необходимы определенные права рождения или героические поступки. Так что если вы сын доктора наук и успешно воевали хотя бы с местными гопниками, можете наносить на лицо любое тату, пускай даже это будет “Мако”, маска знатных воинов. И хотя в наше время татуировки наносятся с помощью современной техники, некоторые островитяне продолжают использовать резцы из черепахового панциря и акульи зубы; в таком случае процесс внешнего превращения в воина маори будет весьма болезненным. Это важно: за ложные сведения, отображенные в вашей татуировке, в давние времена полагалась смерть. Сейчас времена помягче, но побьют, к гадалке не ходи. Также следует приодеться. Отбросьте распространенный стереотип, из которого следует, что все коренные жители островов Океании щеголяют в набедренных повязках из пальмовых листьев. Маори очень любят яркие одежды, украшают их ракушками, перьями и собачьим мехом. Чтобы достойно выглядеть среди новозеландцев, неплохо было бы набрать десяток-другой килограммов мышечной массы: большинство мужчин маори крупны и при этом высоки; многочисленные войны сыграли роль естественного отбора.

Придется научиться танцевать очень своеобразный танец хака. Это последовательность резких агрессивных движений, сопровождаемых дикими воплями. хака предназначен для запугивания врага перед схваткой. Существует легенда, гласящая, что во время Второй мировой войны батальон маори так ошарашил немцев своим хака, что те попрыгали в танки и ретировались с поля боя. А еще один ритуальный танец воинов называется “перу-перу”, что переводится как “гневный гнев”, комментарии здесь излишни. Станьте перед зеркалом и научитесь хорошенько кривляться. Боевая гримаса воина маори, называемая “фетеро”, – мощнейшее психологическое оружие. Бойцы страшно выпучивают глаза и показывают врагу язык. Демонстрация языка в случае с маори не имеет ничего общего с шалостями из средней школы; маори таким образом обещают недругу, что обязательно… съедят его после победы.

Будьте готовы освоить очень специфический арсенал воинов Новой Зеландии. Никаких луков и метательных копий маори не использовали, их военный кодекс требовал сходиться с противником лицом к лицу. Придется научиться владеть тайахой. Это гибрид копья, палицы, топора и весла. Маори практикуются во владении этим оружием на протяжении всей жизни и в наши дни часто вгоняют туристов в ступор при демонстрации своего умения – тяжелый агрегат из железного дерева летает прямо перед носом у оторопевших гостей острова. Также придется научиться владению такими жуткими предметами, как каменная дубинка и боевая лопатка, утыканная зубами акулы. Хотя следует отметить, что при всем консерватизме во второй половине XIX века каждый уважающий себя маори обзавелся ружьем.

Вообще-то, чтобы стать воином-маори, нужно иметь хотя бы капельку их крови, в любом поколении. А некоторые маори до сих пор открыто противопоставляют себя белым жителям острова, так уж исторически сложилось, что любить европейцев им не за что. Но очень многие суровые бойцы живут ныне в больших городах, пользуются всеми благами цивилизации и не пытаются стукнуть каменным топором любого, косо посмотревшего. А туристический бизнес для большинства маори является основным источником дохода. Поэтому, если вас одолевает желание узнать тайны брутальных воинов маори, отправляйтесь в Новую Зеландию, у вас наверняка все получится.

Источник: http://venividi.ru

globalextreme.ru

Армагеддон в Стране длинного белого облака

Десятки тысяч представителей полинезийского народа маори погибли в Мушкетных войнах – межплеменных конфликтах, охвативших Новую Зеландию (на языке маори –Аотеароа, «Страна Длинного белого облака») в 1810−1830-х годах. Череда боевых столкновений началась благодаря завезённому европейцами огнестрельному оружию. Первыми его получили несколько северных племён. Ружья сильно изменили сложившийся на острове баланс сил, а также облик традиционных межплеменных войн, значительно увеличив число жертв. В результате некоторые новозеландские племена были уничтожены полностью, а межплеменные границы между уцелевшими были перекроены.

Маори и мушкеты: созданы друг для друга

В совокупности с попавшими на острова «европейскими» заболеваниями, Мушкетные войны нанесли маори серьёзный урон. По современным оценкам, потери населения Новой Зеландии и соседнего архипелага Чатем в племенных междоусобных войнах (от 20 до 40 тысяч человек) превысили потери, понесённые вооружёнными силами страны в ходе Первой мировой войны (около 18 000 погибших). И это при том, что общая численность населения островов в первой трети XIX века составляла всего порядка 100 000 человек, а в 1914–1918 годах здесь жило уже более миллиона жителей.

С другой стороны, в какой-то степени именно распространение огнестрельного оружия среди туземцев, а также усвоение ими соответствующей тактики позволили маори впоследствии выстоять перед британским натиском. В XIX веке коренные новозеландцы смогли сохранить свои права на значительную часть земель острова и даже получить относительное юридическое равноправие с колонизаторами – достаточно уникальный случай для аборигенных народов в колониях европейских государств.

Портрет воина маори кисти чешского и новозеландского художника Готфрида Линдауэра. 1882 год

Часто опустошительные войны между новозеландскими племенами приводят в качестве примера «рокового воздействия» контакта с европейцами и европейскими технологиями на традиционные общества. В определённой степени подобная оценка справедлива. Маори, получив европейское оружие, смогли убивать себе подобных больше и эффективнее. Но было бы неправильным всю ответственность за Мушкетные войны возлагать исключительно на европейские технологии.

Племенные группы маори всегда соперничали друг с другом. Более того, война была неотъемлемой частью их политической системы. Конфликты учащались, а масштабы их увеличивались пропорционально росту численности населения на островах. Ограниченные ресурсы Новой Зеландии несколько веков подряд интенсивно истощались.

Традиционные войны маори проводились осенью, после окончания сезонных работ и создания запасов продовольствия на зиму. Обычно они сводились к ритуализированным противостояниям, сопровождавшимся незначительным числом смертей. Победители в этих стычках, напоминавших одновременно войны, театральные постановки и спортивные состязания, получали землю проигравших, часть их продовольственных запасов и увеличивали свою ману (статус). Проигравшим, в свою очередь, приходилось уходить в менее плодородные и практически безлюдные области.

Согласно мнению доктора университета Виктории в Веллингтоне Энджел Баллара (Angela Ballara), одного из ведущих специалистов по истории маори, само использование термина «Мушкетные войны» необоснованно. Согласно её точке зрения, мушкет хотя и повлиял на историю маори, но ни в коей мере не определил её. Войны уже давно были частью традиций маори, и они происходили бы независимо от проникновения огнестрельного оружия на архипелаг.

Портрет вождя маори Вахануи Реихана Те Хуатаре с традиционной дубинкой мере, изготовленной из нефрита. Готфрид Линдауэр

Разумеется, ружья сделали существенный вклад в рост кровопролитности войн между маори в начале XIX века. Но это вклад, по мнению доктора Баллара, был меньшим, чем вклад со стороны развития земледелия. Развитие среди маори передовых приёмов сельского хозяйства и появление новых продовольственных культур (главным образом картофеля и батата) позволило создать излишки продовольствия. Они, в свою очередь, стали существенным и важным дополнением к захваченным у противника запасам и телам поверженных врагов (маори не брезговали человечиной) для отправляющихся в экспедиции крупных военных отрядов. Поэтому Мушкетные войны вполне можно было бы назвать и «картофельными».

Первым из нескольких десятков конфликтов, объединяемых под общим названием «Мушкетные войны», стало соперничество между крупными северными племенами нгати фатуа (Ngāti Whātua) и нгапухи (Ngapuhi). Последние в 1807 году, вероятно, и применили впервые против своих противников ружья. Впрочем, достаточно быстро приобретать огнестрельное оружие у европейцев начали практически все новозеландские племена.

Первые попавшие в руки маори от европейских торговцев мушкеты (правильнее называть эти образцы всё-таки ружьями) были ненадёжными, а перезаряжались очень долго. Кроме того, туземцам ещё предстояло научиться правильно использовать новое оружие. Хорошо обученные воины, вооружённые традиционными боевыми дубинами, копьями и боевыми топорами, поначалу могли действовать эффективнее. Когда в 1807 или 1808 году нгапухи первыми из маори использовали мушкеты в бою, они потерпели поражение от имевших традиционное оружие нгати фатуа. И какое-то время основной областью применения ружей у новозеландских аборигенов была охота.

Однако маори, как прирождённые воины, достаточно быстро научились воевать по-новому. Нгапухи стремились купить у европейских торговцев как можно больше дорогостоящих ружей. С 1818 года военные отряды нгапухи сеяли хаос по всему Северному острову. Их жертв из числа прочих маори ожидали смерть, изгнание или рабство. В 1820 году один из военных вождей нгапухи, Хонги Хика (Hongi Hika), сумел приобрести сразу 300 мушкетов. В течениие следующих нескольких лет на Северном острове развернулась тотальная война, в ходе которой нгапухи понесли тяжелейшие потери, но сумели полностью разгромить своих соперников.

Великий вождь нгапухи

Хонги Хика, портрет примерно 1820 года

Хонги Хика, военный вождь нгапухи, традиционно рассматривается как главный виновник, ответственный за развязывание Мушкетных войн. Существенное влияние на его становление как лидера и дальнейшую деятельность оказал разгром, понесённый нгапухи в битве при Моремонуи (Moremonui). В ней соплеменники Хонги потерпели сокрушительное поражение от племени нгати фатуа. Хотя нгапухи имели в этом бою некоторое количество мушкетов, их противники, вооружённые традиционным холодным оружием, сумели организовать успешную засаду. В ходе битвы дядя и два брата Хонги Хика были убиты.

Желание отомстить за понесённое поражение двигало Хонги Хика все последующие годы. К 1815 году он стал бесспорным лидером своего племени. При этом Хонги, несмотря на неудачу, понесённую в битве при Моремонуи, был убеждён в эффективности огнестрельного оружия при условии его использования в достаточном количестве.

Военный вождь нгапухи прекрасно осознавал техническое превосходство европейцев и охотно сотрудничал с ними. Он оказывал защиту христианским миссионерам, гарантировал безопасность торговцам, а в 1814 году вместе с племянником Руатара посетил австралийский Сидней. В Австралии Хонги Хика изучал европейские военные и сельскохозяйственные технологии, приобрёл оружие и боеприпасы.

Маори, вооружённый тауатеуа, традиционным боевым топором с длинной рукоятью. Готфрид Линдауэр, 1878 год

Именно благодаря Хонги Хика (и под его покровительством) была создана первая англиканская миссия в Новой Зеландии. В 1819 году он продал англиканским миссионерам (в обмен на железные топоры) 13 000 акров земли. Хонги Хика даже лично помогал миссионерам в создании письменности для маори, хотя вряд ли его можно было назвать истовым христианином. В более позднем возрасте вождь заявлял, что со своим учением смирения и ненасилия христианская религия подходит только для рабов.

В конечном счёте ставка Хонги на христианских проповедников не оправдалась. Миссионеры отказались продавать маори ружья и порох. Впрочем, железные инструменты и сельскохозяйственные орудия они всё-таки поставляли, да и какое-то количество ружей от них удалось получить, пусть и при помощи угроз расправой. Под руководством Хонги нгапухи начали использовать труд многочисленных захваченных в войнах рабов для выращивания картофеля, льна, пшеницы и кукурузы, которые, в свою очередь, обменивались на огнестрельное оружие у европейских торговцев. Ещё одной, необычной, статьёй экспорта маори были мокомокаи, мумифицированные головы убитых врагов, которые ценились европейскими коллекционерами.

Коллекция мокомокаи британского генерал-майора Горацио Гордона Робли

Ружья стоили недёшево, и, несмотря на эксплуатацию рабского труда, нгапухи даже иногда приходилось голодать, выменивая овощи и картофель на огнестрельное оружие. Однако начиная с 1818 года их военные кампании были триумфальными. За 1818–1821 годы нгапухи захватили около 4000 рабов, использование принудительного труда которых стало залогом роста их дальнейшего влияния.

В 1820 году Хонги Хика и молодой вождь Вайкато (Waikato) вместе с миссионером Томасом Кендаллом путешествовали в Англию. Там, в Кембридже, они помогали составить словарь маори. Впрочем, Хонги больше был заинтересован в получении «тысяч тысяч ружей», которые, как он слышал, хранились в лондонском Тауэре. Ружей он не получил, зато встретился с королём Георгом IV, который одарил его ценными подарками. Большую часть королевских подарков практичный Хонги выменял на обратном пути в Сиднее на 300 мушкетов. Полученное таким неординарным способом оружие не только изменило баланс сил на Северном острове, но и спровоцировало среди маори настоящую гонку вооружений.

Цены на мушкеты для маори в различные периоды Мушкетных войн. Они возрастали в периоды крупнейших военных кампаний, когда спрос на огнестрельное оружие рос

Новозеландская гонка вооружений и конец тотальной войны

Хотя племена маори имели достаточно обширный инструментарий для мирного разрешения возникающих споров (браки, подарки и даже просто бегство более слабых), именно боевые действия были их любимым способом решения конфликтов. Когда нгапухи под руководством Хонги получили солидное преимущество в борьбе с соседними племенами, они не преминули этим воспользоваться. Уже самих историй о разрушительной силе огнестрельного оружия часто было достаточно для побед нгапухи и паники среди их врагов.

Племена, оказавшиеся под прямой угрозой нападения, не имели другого выбора, кроме как попробовать приобрести собственные ружья. С 1822 года племя нгаи тоа, возглавляемое вождём Раупараха, стало ядром конфедерации племён, способной противостоять нгапухи. Широкое распространение огнестрельного оружия среди нгаи тоа и других племён маори положило конец доминированию нгапухи.

После того как огнестрельное оружие распространилось среди остальных племён маори, время лёгких побед окончилось. Кроме того, коренные новозеландцы модернизировали соответствующим образом свои традиционные укрепления – па, частью которых стали эффективные для защиты от ружейного огня траншеи и тяжёлые палисады. Взаимное истребление маори, усугублённое смертоносными для них европейскими болезнями, постепенно прекратилось, уступив место экономическому соперничеству.

Мете Паэтахи, один из четырёх первых маори, избранных в новозеландский парламент в 1868 году. На фотографии, сделанной в 1869 году, депутат вооружён традиционным боевым топориком-пату

К началу 1830-х годов большинство уцелевших племён маори было хорошо вооружено. Быстрые военные кампании с решительными разгромами более слабых больше не представлялись возможными, и соперники всё чаще вынуждены были искать пути для достижения мира, стремясь при этом не потерять лица. Даже христианские миссионеры, пацифистские проповеди которых военные вожди маори долгое время попросту игнорировали, наконец получили какое-никакое влияние на агрессивных туземцев. Считается, что Хонги Хика, умерший в 1828 году, перед смертью распорядился разрешить миссионерам остаться среди нгапухи.

Маори устали от войны, причём в прямом смысле. Племенная первобытная экономика не смогла поддерживать бесконечно такие высокоинтенсивные боевые действия. Даже несмотря на использование рабского труда и ограниченную сельскохозяйственную революцию, мужчины-маори были одновременно и воинами, и земледельцами. Нехватка сил и времени для сельскохозяйственных работ после тяжёлых военных походов приводила к банальному голоду.

Нелёгкая судьба тихоокеанских пацифистов

Мушкетные войны привели к значительным изменениям традиционных границ между новозеландскими племенами. Некоторые регионы Новой Зеландии совершенно обезлюдели. Но особенно не повезло племени мориори, коренным жителям небольшого архипелага Чатем, лежащего почти в 700 километрах к востоку от основных островов Новой Зеландии. Миролюбивые мориори отвергли за несколько веков изолированного существования даже такую древнюю традицию своих предков-маори, как ритуальный каннибализм. Они создали уникальную неагрессивную культуру с прямыми религиозными запретами на ведение войн и убийств. За что, собственно, и поплатились.

Портрет воина маори с тауатеуа. Картина Готфрида Линдауэра, конец XIX века

В ноябре-декабре 1835 года около 900 маори из племён нгати мутунга и нгати тама с Северного острова на захваченных у британцев кораблях прибыли на Чатем. Отправились в это дальнее путешествие они отнюдь не от хорошей жизни – их вытеснили из родных мест более удачливые соперники по Мушкетным войнам. На Чатеме в это время жило около двух тысяч мориори. Они дружелюбно встретили своих дальних родственников, вооружённых ружьями, дубинами и топорами, но отказались им подчиниться. Когда после первых стычек несколько мориори было убито и съедено пришельцами, аборигены ушли вглубь острова. При этом их вожди по религиозно-этическим мотивам категорически запретили своим соплеменникам оказывать вооружённое сопротивление захватчикам.

Подобная противоречивая позиция (нежелание превращаться в рабов при одновременном отказе от сопротивления) привела к резне миролюбивых островитян. Оставшиеся в живых мориори были превращены в рабов, которым было запрещено вступать в брак, а женщины-мориори имели право рожать детей только от своих хозяев-маори. Такой геноцид принёс свои плоды: в 1933 году умер последний чистокровный представитель самого миролюбивого полинезийского народа.


Литература:

  1. Welch, William. The Waterloo of the Waikato, fought in 1830, and its Effects on the After-enacted Land Laws of that Part of the North Island. rsnz.natlib.govt.nz
  2. Ballara, Angela. Taua: ‘musket wars’, ‘land wars’ or tikanga?: warfare in Maori society in the early nineteenth century. Auckland: Penguin, 2003.
  3. Musket Wars, New Zealand government article nzhistory.net.nz
  4. Jodie Ranford, ‘PAKEHA’, ITS ORIGIN AND MEANING maorinews.com
  5. Te Ara Encyclopedia of New Zealand, Story: Musket wars www.teara.govt.nz

warspot.ru

героический путь Батальона маори » Военное обозрение

Традиция использовать для ведения боевых действий подразделения, набираемые из представителей туземного населения колоний, была присуща практически всем европейским державам, имевшим заморские территории. Колониальные подразделения набирались по этническому признаку, однако командовать ими, как правило, предпочитали ставить офицеров-европейцев. По крайней мере, так было в вооруженных силах Британской империи. Опыт метрополии заимствовали и англоязычные государства – так называемые «доминионы».

Так, в Новой Зеландии было создано воинское подразделение, полностью укомплектованное маори – коренными жителями островов. 28-й батальон новозеландской армии, вошедший в историю как «Батальон маори», отметился высокой боеспособностью, смелостью своих военнослужащих (Немецкому генералу Эрвину Роммелю приписывается фраза «Дайте мне батальон маори, и я завоюю мир».), но самое главное – он давал возможность использовать воинские традиции маори в интересах не только Новой Зеландии, но и Британской империи, чьим доминионом являлось это тихоокеанское государство.


Маорийские войны

Коренной народ Новой Зеландии, маори в языковом отношении принадлежат к полинезийской группе австронезийской языковой семьи. В Полинезии маори считались одним из наиболее развитых и сильных народов. Сегодня их численность составляет около 700 000 человек, что весьма значительно для малочисленных океанийских этносов. Заселив острова Новой Зеландии примерно между IX и XIVвв., маори создали уникальную культуру, с собственными политическими и военными традициями. Они усиленно сопротивлялись любым попыткам европейских мореплавателей обосноваться на островах, имевших маорийское название «Ао Теа Роа» («Длинное белое облако»).

После распространения на островах огнестрельного оружия межплеменные столкновения, которые на земле Длинного белого облака и так были довольно частым делом, приняли более кровопролитный и ожесточенный характер. Они вошли в историю как «мушкетные войны» и стали одной из формальных причин активизации присутствия на островах англичан. В мушкетных войнах первой половины XIX века в общей сложности погибло 18,5 тысяч человек.

Применительно к 100-тысячной численности всех маори на тот период – это очень значительная цифра. Собственно говоря, колоссальные человеческие жертвы для англичан явились оправданием, как бы сказали сейчас, размещения на Новозеландских островах миротворческого контингента. Конечно, в действительности англичане ставили перед собой задачу политического и экономического подчинения новозеландских земель, но формально заявляли о том, что их присутствие на островах вызвано стремлением «привести к миру» племена маори, столь жестоко сражающиеся друг с другом.

Однако маори, естественно, не желали подчиняться колонизаторам. Наиболее активизировалось сопротивление маори британской колонизации островов, когда туда, с середины XIX века, стали приезжать многочисленные европейские переселенцы. Аборигенам Новой Зеландии не нравилось, что приезжие захватывают их земли, строят фермы и поселки. Началось вооруженное сопротивление колонизации, вошедшее в историю под названием «Маорийские войны».

Англо-маорийские войны шли в период с 1845 по 1872 гг. и характеризовались многолетним и героическим сопротивлением превосходящим силам колонизаторов. Есть определенное сходство между войнами индейцев Северной Америки против поселенцев – колонизаторов и войнам маори в Новой Зеландии. Так, маори не только сражались с английскими войсковыми подразделениями, но и нападали на поселенцев, уничтожая их фермы. Жестокость маори по отношению к белым поселенцам действительно имела место, но не следует забывать и о том, что они проявляли ее, в первую очередь, сражаясь за свое жизненное пространство, которое было оккупировано британскими колонизаторами.

Введение поста короля маори в 1850 г. не привело, как на то рассчитывали англичане, к либерализации позиций аборигенных племен по вопросу земель, на которых расселялись белые колонисты. Большая часть племен маори не желала жертвовать своими землями в интересах белых, даже при условии того, что последние были готовы предоставить маори определенную степень автономии во внутренних делах.

Поскольку к середине XIX века в Новой Зеландии появилось огнестрельное оружие, привезенное переселенцами, маори постепенно стали приобретать его себе и осваивать тактику ведения боя с огнестрельным оружием. Это существенно усложнило задачу завоевания новозеландских земель. В 1863-1864 гг. англичане направили на остров генерала Дункана Кэмерона, который был ветераном Крымской войны и имел большой боевой опыт. Несмотря на это, маори оказывали упорное сопротивление и превосходящей по численности 15-тысячной армии колонизаторов и переселенцев, не удавалось окончательно разгромить 5-тысячные отряды новозеландских аборигенов.

Лишь к концу 1870 г. британские войска покинули Новую Зеландию, а вместо них были сформированы первые воинские части доминиона, укомплектованные европейскими поселенцами. Помощь в борьбе против маорийских повстанцев им оказывали также вооруженные силы Австралии. Разумеется, в конечном итоге переселенцам удалось сломить сопротивление маори, однако определенный негатив в отношениях новозеландских властей и маори наблюдается и до сих пор. Многие маори судятся с властями острова, требуя возвращения земель, захваченных у их предков переселенцами в конце XIX века.

В конечном итоге, маори в настоящее время, даже несмотря на политику благоприятствования, проводимую новозеландскими правительствами, живут в более худших социальных и экономических условиях, чем белые. Это объясняется, прежде всего, тем, что значительная часть маори так и не смогла до конца адаптироваться к современным условиям жизни, хотя и растеряла значительную часть уникальной национальной культуры (сегодня лишь 14 % маори постоянно используют национальный язык в бытовом общении). В общем, коренные жители Новой Зеландии испытывают многие проблемы, характерные для постколониальных обществ, и даже значительные преференции в виде социальной защиты и поддержки со стороны властей не могут перекрыть негативные последствия разрушения национальной культуры в общем процессе «догоняющей модернизации» новозеландского общества.
Отмечается, что у маори выше уровень преступности, алкоголизма и наркомании, что также списывается новозеландскими социологами на феномен «гена воина», который присутствует у большей части маорийских мужчин и заставляет их в повседневной жизни вести себя агрессивно и зачастую асоциально и антисоциально. В этой ситуации нельзя не вспомнить о том, что в боевых действиях агрессивное поведение маори сыграло большую службу новозеландскому командованию и использовавшим новозеландские вооруженные силы англичанам.

Пионерский батальон маори

Интеграция маори в новозеландское общество, созданное переселенцами из Европы, прежде всего англичанами, происходила относительно медленно. И одну из важных ролей для нее сыграло привлечение маори к военной службе в новозеландской армии. Поскольку Новая Зеландия была британским доминионом, ее вооруженные силы использовались в интересах британской короны и привлекались к защите интересов Великобритании в обеих мировых войнах, а также многочисленных конфликтах в странах Юго-Восточной Азии и Океании. Формирование новозеландской армии началось в XIX веке на базе военизированных отрядов самообороны, созданных белыми поселенцами и проходивших обкатку в столкновениях с повстанцами – маори. Чуть позже, когда окончательно были сформированы вооруженные силы Новой Зеландии, Британская империя как метрополия стала активно использовать их в заморских территориях в качестве экспедиционного корпуса. Так, новозеландцы воевали в англо-бурских войнах, Первой и Второй мировых войнах и многих послевоенных конфликтах – Корейской войне, боевых действиях на Малаккском полуострове, войне во Вьетнаме, на Восточном Тиморе, в Афганистане и так далее.

Естественно, что применение новозеландской армии в боевых действиях на заморских территориях рано или поздно вызвало вопрос о том, не призывать ли на военную службу маори, поскольку в противном случае имела бы место открытая несправедливость – задачи по вооруженной защите новозеландских интересов (читай – интересов метрополии, Британской империи) осуществлялись бы исключительно белыми. Так в правительственных и парламентских кругах доминиона, коим в начале ХХ века была Новая Зеландия, стала обсуждаться идея формирования подразделения маори.

Первоначально белые новозеландцы, помня относительно недавние маорийские войны, не собирались превращать маорийские подразделения в регулярные и строевые. Предполагалось, что маори можно будет использовать во вспомогательных работах, как военно-строительные и инженерные подразделения, что минимизирует риски возможных проблем в случае волнений в маорийских частях, поскольку военные строители или инженеры в вооружении и боевой подготовке не смогут, как думали новозеландские офицеры, сравниться со строевыми подразделениями.

В 1915 году был создан Пионерский батальон маори, который включил в себя выходцев с Новой Зеландии и некоторых других тихоокеанских островов. Как следует из названия, батальон был предназначен для инженерно-саперных работ на фронте. Он состоял из четырех рот, каждая из которых включала два взвода, укомплектованных маори, и два взвода, укомплектованных европейцами. Он был включен в состав АНЗАК – Австралийско-Новозеландского армейского корпуса, состоявшего из дивизий, укомплектованных в британских доминионах Австралии и Новой Зеландии и переброшенных для ведения боевых действий на Ближнем Востоке и в Южной Европе.

Боевой путь батальона пионеров начался с отправки в учебный центр в Египте, откуда часть перебросили на Мальту и затем использовали в боевых действиях в Галлиполи, куда батальон прибыл 3 июля 1915 года. Первоначально английское командование планировало использовать маорийские части для усиления новозеландских вооруженных сил, сражающихся на Западном фронте, однако потом было решено не дробить батальон и использовать его как отдельное подразделение.

За время Первой мировой войны в батальоне прошло службу 2227 маори и 458 представителей других тихоокеанских народов. Пионеры выполняли задачи по строительству земляных оборонительных сооружений, применялись на строительстве железнодорожных линий и установке проволочных заграждений, участвовали в сельскохозяйственных работах, то есть, как и задумывалось, были скорее «трудовым» подразделением. После окончания Первой мировой батальон вернулся в Новую Зеландию, где был расформирован, а проходившие в нем службу маори демобилизованы.

В канун Второй мировой войны представители маори в Лейбористской партии Новой Зеландии начали усиленно лоббировать идею о создании нового чисто маорийского военного подразделения, что позволило бы аборигенам Новой Зеландии возродить свои боевые традиции и достойно отметиться на военной службе. Тем более, активизация боевых действий в Южной Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке требовала от британцев по возможности использовать в этих регионах войсковые части, укомплектованные людьми из стран с похожим климатом. Как и в Первую мировую войну, колониальные войска из Британской Индии плюс вооруженные силы британских доминионов – Австралии и Новой Зеландии – считались наиболее подходящими для участия в боевых действиях в Средиземноморье.

28-й Батальон маори

В 1940 году маорийское подразделение было создано как 28-й батальон в составе 2-й новозеландской дивизии. Первоначально батальон укомплектовывали маори, но на офицерские должности предпочитали ставить новозеландских офицеров европейского происхождения. Очевидно, этим командование новозеландской армии стремилось минимизировать риски возможных волнений в батальоне. Однако получилось с точностью наоборот – маорийские солдаты потребовали также и маорийских офицеров. Тем не менее, первым командиром батальона стал майор Джордж Диттмер, а его заместителем – майор Джордж Бертран, наполовину маори по национальности. Оба офицера были опытными военнослужащими, прошедшими Первую мировую войну. По мере участия батальона в боевых действиях, количество маорийских офицеров в подразделении увеличивалось, а во второй половине войны маори появились и среди командиров батальона.

Набор военнослужащих в батальон осуществлялся при консультациях с вождями маорийских племен, из числа мужчин в возрасте 21-35 лет. Первоначально велся набор только холостых мужчин, не имевших детей, однако растущая потребность в людских ресурсах привела к потому, что в военный период в батальон стали принимать и маори, имевших не более двух детей. Первоначально набрали 900 человек на должности рядового состава. Что касается офицеров, то добровольцев готовили в офицерской школе в Трентхэме. Было набрано 146 добровольцев, желающих попробовать себя в качестве офицеров маорийского батальона. Офицерам, которые призывались на военную службу из резерва, также предстояло пройти переквалификацию в военной школе, чтобы вспомнить старые боевые навыки и усвоить новые знания, в том числе военно-технического характера.
Структура батальона представляла собой пять рот, обозначаемых буквами латинского алфавита. Первая рота была штабной, четыре роты – стрелковыми. Комплектование рот осуществлялось на племенной основе, поэтому в роту «А» набирались маори из Северного Окленда, в роту «В» — маори из Роторуа, залива Пленти и района Темза-Коромандел, в роту «С» — с Гисборна и Ист-Кейпа, в роту «D» — из Вакаито, Веллингтона, Южного острова, архипелага Чатем и атолла Сикаиана.

Подготовка военнослужащих батальона затянулась, поскольку формируемое подразделение испытывало ощутимую нехватку специалистов технического профиля. Такие военные специальности как «водитель» или «связист» не могли быть укомплектованы уже подготовленными кадрами, поскольку прибывавшие из сельских районов маори не имели аналогичных гражданских специальностей. Тем не менее, 13 марта 1940 года батальон был вооружен, а после отдыха и учений, 1 мая 1940 года, был отправлен в Шотландию. К моменту отправки в батальоне числилось 39 офицеров и 642 рядовых.
Перед переброшенным в Шотландию батальоном была поставлена задача осуществления обороны Великобритании, поэтому воинскую часть проинспектировал сам король Георг, оставшийся крайне удовлетворенным боевой и физической подготовкой новозеландских военнослужащих. Однако позднее у британского командования изменились планы относительно батальона, поскольку стало очевидно, что немцы пока не смогут осуществить высадку на побережье Британских островов. Поэтому в декабре и январе 1941 года двумя партиями военнослужащие батальона были переброшены в Египет, откуда прибыли в Грецию. Грецию в это время осаждали итальянские и германские войска, стремившиеся захватить стратегические точки Средиземноморского региона. Оборона Греции британским военным командованием была доверена, в том числе, новозеландским и австралийским подразделениям. С 12 по 17 апреля 1941 г. батальон участвовал в позиционных боях с германскими войсками. 25 апреля часть была эвакуирована из Греции, потеряв за время пребывания здесь 10 человек убитыми, шесть ранеными и 94 пленными.

Далее батальон продолжил службу на Крите, где участвовал в обороне острова и провел несколько успешных операций. Парашютные части вермахта начали высадку на Крит, оборону которого осуществляли, в том числе, и маори. Последние проявляли чудеса мужества в защите острова от немецких солдат. Так, только в одном из боев — «за 42-ю улицу» — погибло 280 германских солдат, но и маори потеряли сто человек убитыми. С Крита часть была переброшена в Северную Африку. Сначала батальон находился в Египте на учениях, принимал участие в дорожном строительстве, затем был направлен в Ливию.

От Ливии до Истрии

В Ливии маорийскому батальону предстояло схватиться с одним из наиболее боеспособных соединений вермахта – Африканским корпусом, которым командовал знаменитый полководец Эрвин Роммель. Помимо роммелевцев, в Ливии дислоцировались итальянские войска, поскольку с 1912 года ливийские земли были колонизированы Италией.

Батальон участвовал в захвате города Соллум, местности Эль-Бурди, сражаясь с итальянскими войсками. В бою у деревень Айн-эль-Газала и Сиди-Магреб военнослужащим батальона удалось взять в плен тысячу итальянских военнослужащих. После кратковременного рейса в Сирию, в июне 1942 года батальон отвели в Египет, к этому же времени относится и назначение на должность командира батальона подполковника Эруэры Лав – первого маорийского офицера, назначенного на эту должность (на момент окончания войны из 10 командиров батальона 5 были маори). Другой маори, второй лейтенант Моана-Нуи-а-Кира Нгариму посмертно получил Крест Виктории, проявив мужество в бою при Меденине, где в ноябре 1942 года маорийскому батальону удалось уничтожить целый моторизованный батальон вермахта.

Начиная с периода участия батальона в боях в Северной Африке широкую известность получило исполнение военнослужащими – маори знаменитого воинского танца «Хака». Воинские пляски перед боем, как свидетельствуют современники, приводили итальянских и немецких солдат и офицеров в ужас. Кстати, сегодня этот танец традиционно исполняется новозеландскими спортсменами перед соревнованиями по регби.

«Козырем» маори всегда была рукопашная схватка. В отличие от европейских подразделений, маори не боялись идти в рукопашную даже под пули противника, чем и объясняются многочисленные потери батальона. Для культуры маори характерно стремление сходиться с противником лицом к лицу, поэтому долгое время маори в своих войнах предпочитали не использовать стреляющее и метательное оружие и только колонизация европейцами новозеландских земель способствовала распространению среди маори огнестрельного оружия. Впрочем, от традиций рукопашной схватки, как мы видим, маори не отступали даже после того, как были направлены на западный фронт.

В мае 1943 г. батальон находился в Египте, откуда был переброшен в Италию, где участвовал в многочисленных сражениях с вермахтом. Ожесточенные бои на итальянской земле принесли маори не только большое количество погибших смертью храбрых солдат и офицеров, но и боевую славу, и определенное уважение даже в глазах противника. В перечне итальянских сражений батальона нельзя не отметить бои на реке Моро, штурм Орсоньи, бои при Монтекассино. Маори принимали участие во взятии Флоренции – именно их подразделение первым вошло в город 4 августа 1944 года. В этот период батальоном командовал майор Арапэта Аватэрэ, временно занявший место заболевшего командира батальона Янга.

Конец войны батальон встретил на фронте в районе Гранароло-делл-Эмилия, участвуя в оттеснении остатков вермахта в район Триеста. За время итальянской кампании батальон потерял 230 человек убитыми и 887 ранеными. После капитуляции Германии батальон еще месяц оставался в боевой готовности, поскольку существовали разногласия по вопросу дальнейшего будущего спорных территорий в Истрии. В июле 1945 года батальон был дислоцирован в Триесте, а затем 270 военнослужащих батальона под командованием майора Дж. Бейкера были направлены для продолжения службы в составе оккупационных сил в Японии. Официальный роспуск батальона состоялся 23 января 1946 года, после прибытия в Новую Зеландию. Вторая мировая война стоила 28-му батальону 649 жизней, 1712 человек было ранено. Всего же за время войны службу в батальоне прошло 3600 новозеландских военнослужащих.

Поскольку маори имели репутацию отважных и умелых воинов, их практически во всех случаях ставили в авангард наступления. Они первыми нападали и встречали противника, что, безусловно, объясняет высокие потери среди военнослужащих батальона. Известно, что военнослужащие батальона получили большее количество наград в сражающихся частях новозеландской армии. Второй лейтенант Моана-Ну-а-Кива Нгариму был награжден Крестом Виктории, военнослужащие батальона также получили 7 орденов «За безупречную службу», 1 орден Британской империи, 21 Военный крест с тремя пряжками, 51 Воинскую медаль, 1 Медаль Почета и 1 медаль Британской империи, 13 медалей «За безупречную службу». Генерал-лейтенант Бернард Фрейберг, командовавший второй новозеландской дивизией, в состав которой и входил 28-й батальон маори, отмечал, что ни одна другая пехотная часть не воевала столь отважно, как воины – маори и не понесла столь многочисленных потерь в боевых действиях.

В 2010 году, когда отмечалось 65-летие победы над гитлеровской Германией, в живых оставалось не более 50 человек, проходивших службу в легендарном 28-м батальоне маори. Церемониальные торжества в Новой Зеландии смогли посетить лишь 39 из них. Тем не менее, память об участии отважных полинезийских воинов во Второй мировой войне сохраняется и маорийские общественные организации стремятся донести ее до молодого поколения маори.

История сложилась так, что представители народа, более тридцати лет сопротивлявшегося попыткам англичан колонизировать острова «Длинного белого облака», затем геройски погибали на фронтах Первой и Второй мировых войн, испытывали все лишения воинской службы на чужбине в интересах тех самых англичан. Сражаясь за Новую Зеландию, маори дали многие воинские традиции новозеландской армии, вплоть до названий, которые в настоящее время присваиваются подразделениям вооруженных сил страны. Многие маори несут службу в вооруженных силах и полиции Новой Зеландии, в том числе выполняя боевые задачи в различных уголках мира.

topwar.ru

Символы маори и их значение

Традиционное искусство коренного народа Новой Зеландии маори очень символичное. Это проявляется буквально во всем. На резных изделиях, на татуировках, на плетеных вещах, изготовленных маори – везде можно увидеть изображение традиционных маорийских символов.

Конечно, символизм – явление характерное для всех мировых культур. Однако особое значение он приобретал у народов, не имеющих письменности, к коим до эпохи колонизации Новой Зеландии европейцами относились и маори.

Действительно письменность у маори появилась только в XIX веке, благодаря европейским просветителям. А до того времени знания предков передавались через поколения в устной форме и посредством символического искусства.

Традиционные символы маори олицетворяют собой главные духовные ценности маорийской культуры и верования народа маори. В них нашла отражение тесная связь маори с природой, их интерес к астрономии. Зная значение символики маори и изучая созданные ими произведения искусства, можно многое узнать об их традициях, исторических событиях доколониального периода Новой Зеландии, легендах маори и жизни их предков.

Сувенирные талисманы и амулеты маори, которые туристы часто привозят из поездок в Новую Зеландию, тоже несут в определенный смысл. Так что если вам предстоит поездка в Новую Зеландию, и вы хотите купить в подарок близким “что-нибудь этакое”, сегодняшняя статья вам очень пригодится.

Киты и дельфины

— символизируют дружбу, радость, игривость.

Muri Paraoa – хвост кита

Кит – это важнейшее существо в жизни маори. Он олицетворяет силу народа маори и их тесную связь с морем.

Хвост кита символизирует защиту и близость человека с природой, так как киты и дельфины известны своей способностью приходить на помощь людям, попавшим в беду. Также символ в форме хвоста кита означает силу, скорость, успех, уверенность в себе и чувственность. Человек, который носит амулет muri paraoa, показывает тем самым свое почтительное отношение к морю и его обитателям. Еще амулеты в форме кита – это талисманы на удачу, которые оберегают людей во время путешествий по морю.

Papahu – дельфин

Дельфин – это еще один маорийский символ защиты. Известно, что дельфины отгоняли акул, собирающихся вокруг маорийских каноэ. Дельфины олицетворяют собой свободу духа и единение человека с морем и природой. Сегодня амулеты в форме дельфинов дарят как оберег для путешественников, независимо от того, путешествуют они по суше или по морю.

Спираль Кору (Koru)

— символизирует новое начало, спокойствие и гармонию.

Спираль кору – один из наиболее популярных символов у маори. Кору представляет собой скрученный еще не раскрывшийся лист папоротника. Кору – это символ начала новой жизни. Также кору олицетворяет собой возрождение, пробуждение, личностный рост, надежду, чистоту, наступление нового этапа в жизни, дух перемен, гармонию и спокойствие.

Символ кору очень часто использовался маори (и используется до сих пор) не только при изготовлении амулетов, но и в различных дизайнах при резьбе по дереву и как элемент татуировки.

(Hei) Matau – рыбный крюк

Рыбный крюк – это талисман, символ силы и мужества.

Рыболовство традиционно было частью образа жизни маори, поэтому хороший рыболовный крюк считался ценной вещью. Рыбный крюк указывал на зависимость человека от моря в том, что касалось добывания пищи. Амулет в форме (hei) matau, одетый на шею, был символом процветания, достатка, крепкого здоровья, силы и власти. Ношение амулета (hei) matau – это проявление уважения к морю и морским обитателям.

Также (hei) matau – это талисман, оберегающий человека во время путешествий по морю, и символ, приносящий удачу.

Pikuroa – перекрученная спираль

символизирует единство, связь и взаимоотношения, бесконечность.

Пожалуй, это один из самых популярных символов у маори. Бывают спирали, перекрученные один раз, дважды и даже трижды.

Pikuroa, закрученная один раз, обозначает беспрерывно возникающие перед человеком жизненные пути. Она символизирует тесную взаимосвязь между двумя людьми (а если спираль закручена трижды – между группой людей, сообществами и целыми культурами), преданность и дружбу.

Спираль с одним заворотом обозначает духовное единение двух людей в вечности. Какими бы путями не пошли два человека, они всегда останутся связанными крепкими узами и будут возвращаться друг к другу.

Если вы дарите амулет в форме одиночной перекрученной спирали близкому человеку, вы тем самым выражаете ему свою дружбу, преданность и любовь.

Спирали, перекрученные дважды и трижды, аналогичным образом указывают на взаимосвязь между группами людей и культурами. Традиционно мори дарили двойные и тройные перекрученные спирали дружественным племенам. В период колонизации Новой Зеландии такие спирали маори преподносили в дар европейцам как символ добрых намерений.

Символ двойной перекрученной спирали служит указанием на так называемые “три корзины знаний”.

Согласно легенде, “три корзины знаний” преподнес людям бог Тане – бог лесов, птиц и прародитель человечества, сотворивший первого человека Тики. В этих корзинах содержалось все, что необходимо было людям для жизни.

Tiki – cимвол Тики

— первый человек, породивший первую женщину, символ плодовитости.

Тики – это, вероятно, самый узнаваемый символ среди символов маори. Тики известен не только в культуре маори, но и в культурах большинства полинезийских народов. От Гавайев до Новой Зеландии тики считается первым смертным человеком, появившимся на Земле. Он произошел от звезд и создал по своему образу и подобию первую женщину.

Тики считается символом плодовитости и талисманом, приносящим удачу и отпугивающим злых духов. Амулет в форме тики помогает обрести тому, кто его носит, ясность и чистоту мыслей.

Тики олицетворяет собой человеческий эмбрион, поэтому он часто изображается держащим руки на чреслах.

Тики является символом маори как народа.

Токи – Toki (Adze)

— символизирует силу, решительность, мощь, контроль.

Форма Toki представляет собой наконечник топора. Выточенный из камня токи использовался маори в ежедневной работе для рубки и обтесывания дерева, а иногда и как оружие. Токи принято было передавать по наследству.

Токи символизирует силу, власть, решительность, определенность и умение фокусироваться.

Традиционные амулеты в форме токи изготавливали из камня или из зеленого камня и оплетали специальным шнурком. Их дарили только очень близким людям. Получить токи в подарок считалось большой честью.

Котуку – Kotuku (Белая цапля)

Kotuku – это маорийское название белой цапли (white heron bird). Котуку – это один из редких видов птиц в Новой Зеландии, и в мифологии маори этой птице придается особенное значение.

Белая цапля – олицетворение престижа, чистоты и уникальности. Сравнение с белой цаплей считалось у маори комплиментом.

Котуку символизирует связь с потусторонним миром и считается посланником мира духовного. Котуку, как и тики, символ маори как народа, потому что как и маорийские племена эта прекрасная птица прилетела на землю Аотеароа, чтобы остаться.

Изображение котуку можно увидеть на двухдолларовой новозеландской монете.

Другие символы маори в форме птиц – huia, kaka, torea

К числу птиц, которые по значимости имеют для новозеландцев значение близкое национальному символу – птице киви – относятся птицы разноклювая гуайя (huia), попугай кака (kaka) и кулик-сорока (torea). Их изображения очень часто появляются на произведениях искусства, созданных маори.

Амулеты torea из кости

Длинные перья птицы huia в прежние времена использовались для украшения головных уборов вождей племен маори. Сейчас дизайн в форме huia чаще всего можно увидеть на резных шкатулках из дерева.

Kaka poria – это маорийское название для гигантского попугая кака (Nestor meridionalis), имеющего зеленовато-коричневое оперение. Маори, которые использовали кака в качестве пищи и как приманку для поимки других птиц, ловили этих попугаев при помощи специальных колец. В диаметре такие кольца могли достигать 46 см. Когда кольца не использовались, их носили как амулеты. Особенно ценными считались амулеты в форме кольца кака, вырезанные из зеленого камня.

Torea – это маорийское название кулика-сороки. Амулеты в форме torea символизируют любовь к океану и связь океана с землей. Этот талисман помогает его обладателю найти жизненный путь.

Manaia – ангел-хранитель

Manaia представляет собой мифическое существо – человека с птичьей головой и рыбьим хвостом, которое считается посредником между богами и смертными. Манайя накапливает духовную силу и после смерти человека направляет его душу на правильный путь.

Об амулетах в форме манайи говорят, что в них сосредоточена некая невидимая для окружающих аура. Амулет манайя считается очень мощным оберегом.

Для маори манайя – это аналог ангела-хранителя в западных культурах. Маори верили, что манайя обладает силой, способной защитить их племена от врагов и направить людей на истинный духовный путь.

По тому значению, которое имел для маори символ манайи, можно судить, насколько важной ценностью для них была духовность.

У маори существует выражение, которое можно перевести примерно так: “Манайя (духовный наставник), направляет mauri (жизненную силу) рыбы к месту, где она обретет мир и покой. Иногда это выражение интерпретируют как метафору, в которой рыба олицетворяет собой человеческое существо или любое другое существо, имеющее душу.

Roimata – Слеза

Символ слезы у маори считается символом, приносящим утешение. Его называют еще “камень комфорта”. Слеза обозначает исцеление, позитивную энергию и вновь обретенное спокойствие. Roimata очень близка по форме toki, и, как и toki символизирует силу, уверенность, гордость и независимость.

 

Диск – Porowhita

Форма диска у маори, как и во многих других культурах, означает непрерывное течение жизни и ее бесконечность. Эта форма отражает идею о том, что у жизни нет ни начала, ни конца, и что человеческая жизнь – это бесконечное путешествие, полное открытий.

Porowhita служит людям напоминанием о том, как важно постоянно двигаться вперед.

Koropepe – мистический угорь-рыба

Kokopepe – это мифическое создание, нечто среднее между угрем и рыбой. Для маори угорь в течение сотен лет был главным источником белка, поэтому и kokopepe символизирует для них новое начало, молодость, благополучие и достаток.

Kokopepe часто изображают в виде свернувшегося угря с несколькими головами, напоминающими птичьи. Считается, что эти головы концентрируют в себе духовную силу.

Kokopepe – это современный символ и аналогов ему среди символов прошлого не найдено.

Конечно, в этой статье я привела далеко не все символы, которые можно увидеть в дизайне маори. Однако если вы будете покупать сувениры хорошего качества, а не дешевый китайский ширпотреб, к ним, как правило, прилагаются описания. Из этих описаний можно узнать, что означает тот или иной символ, и какие свойств имеет материал, из которого он изготовлен.

Смотрите также статью: Сувениры из Новой Зеландии

Если вам понравился пост, не забудьте порекомендовать его друзьям!

*Не забудьте заглянуть в свой почтовый ящик и активировать подписку!

www.aotearoa.ru

На краю света. Блог о Новой Зеландии.

Совсем недавно я выкладывала фотоподборку новозеландских сувенирных кукол маори. Когда смотришь на этих кукол, и невольно возникает мысль, а не заняться ли коллекционированием? То же самое можно сказать и о новозеландских сувенирных магазинах – если вы не хотите спустить уйму денег, лучше в них даже не заглядывать!

Шутка, конечно, но лишь отчасти. Я совершенно не склонна к спонтанным покупкам и редко привожу слишком много сувениров из поездок. Не считая магнитиков на холодильник, которые я коллекционирую, и подарков друзьям и близким. Но в Окленде, когда я перед отъездом гуляла по магазинам, только мысль, что мне и без того, возможно, придется доплачивать за перевес багажа, удержала меня от растрачивания последних оставшихся денег на сувениры и подарки. Конечно, рассказать обо всех новозеландских сувенирах невозможно. Поэтому напишу только о том, что мне самой больше всего понравилось и запомнилось.

Итак, мой топ самых интересных подарков из Новой Зеландии.

1. Оружие маори.

Традиционно оружие маори изготавливалось из дерева, кости, камня или зеленого камня (greenstone). В качестве сувениров можно купить такие традиционные виды оружия как тайаха (Taiaha – если вы смотрели фильм “Оседлавший кита”, который я здесь выкладывала, вы должны представлять, как оно использовалось маори в бою), пату (Patu), мере (Mere), вахайка и кортиахте (Wahaika и Kotiate – булавы маори).

Хорошее сувенирное оружие, конечно, и стоит соответственно. Ориентируйтесь где-то на 70-250 NZD. Зато если, купив такое оружие, вы не почувствуете себя настоящим маори – я даже и не знаю, что с вами не так!

Вахайка из дерева каури

Тайаха

Пату из сосны

Мере из зеленого камня

Кортиахте

Топор из дерева каури

Читать запись полностью »

www.aotearoa.ru

Сувениры из Новой Зеландии — часть 1

Совсем недавно я выкладывала фотоподборку новозеландских сувенирных кукол маори. Когда смотришь на этих кукол, и невольно возникает мысль, а не заняться ли коллекционированием? То же самое можно сказать и о новозеландских сувенирных магазинах – если вы не хотите спустить уйму денег, лучше в них даже не заглядывать!

Шутка, конечно, но лишь отчасти. Я совершенно не склонна к спонтанным покупкам и редко привожу слишком много сувениров из поездок. Не считая магнитиков на холодильник, которые я коллекционирую, и подарков друзьям и близким. Но в Окленде, когда я перед отъездом гуляла по магазинам, только мысль, что мне и без того, возможно, придется доплачивать за перевес багажа, удержала меня от растрачивания последних оставшихся денег на сувениры и подарки. Конечно, рассказать обо всех новозеландских сувенирах невозможно. Поэтому напишу только о том, что мне самой больше всего понравилось и запомнилось.

Итак, мой топ самых интересных подарков из Новой Зеландии.

1. Оружие маори.

Традиционно оружие маори изготавливалось из дерева, кости, камня или зеленого камня (greenstone). В качестве сувениров можно купить такие традиционные виды оружия как тайаха (Taiaha – если вы смотрели фильм “Оседлавший кита”, который я здесь выкладывала, вы должны представлять, как оно использовалось маори в бою), пату (Patu), мере (Mere), вахайка и кортиахте (Wahaika и Kotiate – булавы маори).

Хорошее сувенирное оружие, конечно, и стоит соответственно. Ориентируйтесь где-то на 70-250 NZD. Зато если, купив такое оружие, вы не почувствуете себя настоящим маори – я даже и не знаю, что с вами не так!

Вахайка из дерева каури

Тайаха

Пату из сосны

Мере из зеленого камня

Кортиахте

Топор из дерева каури

2. Изделия из дерева.

Подставки под горячее, шкатулки, закладки, фотальбомы, фоторамки, настенные часы – изделия из дерева могут быть самыми разными. Обычно они выполнены в форме традиционных маорийских символов и украшены пауа шелл (изумительно красивыми перламутровыми раковинами, которые встречаются только в Новой Зеландии). Для их изготовления часто используется дерево каури. Разброс цен на такие сувениры очень велик от 7-8 NZD до 150 NZD и выше.

Подставки под горячее, украшенные пауа шелл

Набор подставок

Деревянная шкатулка, украшенная пауа шелл в форме Кору

Набор подставок

Набор подставок

Закладка для книг

Следующий “лот” специально для девушек! Подвески из дерева, украшенные пауа шелл – также бывают самых разных форм и размеров. Так как обычно эти украшения выполнены в виде символов маори, к ним всегда прилагаются описания, в которых можно прочитать, что означает тот или иной символ.

Подвеска в форме манайи. Манайя — это символ маори, который имеет голову птицы, тело человека и хвост рыбы. Манайя олицетворяет собой небо, землю и море — и гармонию между ними.

3. Традиционная резьба маори.

Маори очень славятся своей искусной виртуозной резьбой по дереву. Это мастерство развивалось у них в течение многих лет и достигло очень высокого уровня. Основной элемент традиционного орнамента маори – спираль, однако он имеет множество вариантов. Чаще всего маори вырезали человеческие фигурки – своих легендарных предков, либо человекоподобных существ, как, например, божество «тики». Резьбой у маори украшались дома, в первую очередь марае, каноэ (waka), оружие, саркофаги, в общем, практически все предметы быта. Очень часто маори также вырезали статуи предков, причем, было время, когда такие статуи стояли в каждой деревне.

Резьба маори – один из самых популярных сувениров, который принято привозить из Новой Зеландии. Фигурки бывают совсем маленькие, в том числе в виде магнитиков на холодильник, а бывают – в человеческий рост. Правда не очень понятно, как статую в человеческий рост везти в самолете. Разве что отдельный билет покупать.

Цена зависит от размера – маленькие фигурки стоят в районе 30 NZD, большие от 100 NZD и выше.

Тики

Тики

Теко

Теко

Маска коруру

Маорийское каноэ (вака)

4. Украшение из раковин пауа (paua shell).

Пауа (paua или pāua с языка маори) — название трех видов новозеландских крупных съедобных морских раковин, выделяющихся среди других необычайно яркими переливами перламутра. Изделия из этих раковин очень популярны, так как они имеют необычайно красивую окраску в голубых, пурпурных, золотых и зеленых тонах. Эти цвета полностью природные, поверхность раковин лишь немного полируется, чтобы “показать их во всей красе”. Раковины пауа в Новой Зеландии – это не просто сувенир, а элемент кивианы.

В Новой Зеландии можно купить много украшений из пауа шелл – подвесок, сережек, браслетов, колье – от недорогой простенькой бижутерии до изящнейших ювелирных украшений. Однако покупать их лучше не в сувенирных, а в специализированных магазинах. Там больше выбор, и цены в среднем ниже.

Кстати, найти раковины пауа в Новой Зеландии можно даже на пляже. Однако вывозить их из страны в необработанном виде строго запрещено.

Продолжение статьи читайте во второй части.

А также смотрите материал: Символы маори и их значение

Если вам понравился пост, не забудьте порекомендовать его друзьям!

*Не забудьте заглянуть в свой почтовый ящик и активировать подписку!

www.aotearoa.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *