Кама – кавказский кинжал, появившийся на Ближнем Востоке в 17 веке

Кинжал считается национальной атрибутикой народов Ближнего востока. Клинок Кама выступал не только в качестве традиционного оружия, он был частью имиджа, подручным инструментом, используемым в хозяйстве (для нарубки хвороста) или при забое скотины, а также выступал показателем достоинства мужчины.

Происхождение

Кама появилась на Ближнем востоке в середине 17, начале 18 века. После появления, кинжал длительное время не пользовался спросом. Клинок использовался в качестве подручного средства по хозяйству, в быту и на кухне. В качестве оружия клинок зарекомендовал себя в конце 18, начале 19 века.

В культуре кавказских народов кинжал – это не просто атрибут, а часть стиля, культуры целой нации. Еще с малых лет дети приучались к владению оружием. Первую кровь ребенок видел в подростковом возрасте, когда подаренным кинжалом должен забить мелкую скотину. Это – некий обряд, посвящавший юношу в мужчины и доказывающий, что он может постоять за себя и свою семью.

По окончанию Кавказской войны, шашки оказались под запретом. Оружие дозволялось носить солдатам, занявшим свое место в русской армии. В связи с этим, в 19 веке производство кинжалов резко увеличилось, и клинки выступали в роли вспомогательного орудия, а иногда, использовались вместо шашек.

Особенности конструкции

Кама имеет целый размерный ряд:

  • Малый клинок. Достигал 30 сантиметров, с шириной лезвия 3 сантиметра. Предназначался для секущих и режущих ударов. Носили на левом боку;
  • Средний тип. Длина лезвия – до 40 сантиметров. Использовался как вспомогательное оружие к шашке;
  • Длинная Кама. Размер лезвия варьировался от 50 до 65 сантиметров. Выступал заменой сабли или шашки. Была заточена лишь одна сторона. Оружие предназначалось для рубящих с замаха ударов.

Все отличие орудия заключается в длине лезвия. На протяжении нескольких веков, в конструкции орудия не произошло изменений.

Ширина лезвия варьировалась от 3 до 5 сантиметров. Обе стороны были заострены, но упор делался на заточку острия. Орудие предназначалось для нанесения колющих ранений, удерживая противника на дистанции. Рукоять изготавливалась из дерева, иногда – из рога. На рукоять наносились узоры поверх намотанной кожи или эластичной ткани.

Ножны изготавливали из дерева, обматывая кожей. У взрослых мужчин, прошедших боевые действия и успешно вернувшихся домой, на ножнах присутствовали узоры, подтверждающие, что он прошел крещение боем. Кавказские национальности с трепетом относятся к своим традициям, и расписанные ножны доставались лишь достойному мужу.

oruzhie.guru

Холодное оружие. Кама – кавказский кинжал — Блоги — Эхо Москвы, 07.03.2017

«Бамбарбия! Киргуду!» В знаменитой сцене из «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая знакомое с детства трио «Трус-Балбес-Бывалый» (Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов) пыталось создать образ суровых представителей народов Кавказа, дабы убедить Шурика (Александр Демьяненко) исполнить местный обычай похищения невесты. Помимо национальной одежды на  животе у Бывалого висел один из самых узнаваемых атрибутов любого кавказца — кинжал или кама. Действительно, этот клинок был не просто традиционным видом оружия, но частью костюма, подручным инструментом и символом достоинства и  чести, к которому приучали с детства.

Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

М. Ю. Лермонтов «Кинжал»

Арабский кинжал кама 

Кама получил широкое распространение на Ближнем Востоке примерно между XVII – XIX веками. На Кавказе кинжал такой формы стал популярен уже в XVIII – XIX столетиях. Там он использовался не только в качестве оружия, но и как подручный инструмент в хозяйственных делах: например, чтобы хворост нарубить. В Дагестане, Адыгее, Осетии, Чечне или Кабарде кинжал носили чуть ли  не постоянно и с подросткового возраста.

После Кавказской войны (1817 – 1864) шашки, которыми также славились горцы, было разрешено носить только тем, кто вступил в ряды русской армии. Все это способствовало тому, что во второй половине XIX века, как отмечают исследователи, наступил пик производства кавказских кинжалов, которые теперь должны были не только сопутствовать шашке, но и полноценно ее заменить. Кстати, казаки, жившие на пограничных территориях империи и участвовавшие в  кавказских войнах, во многом перенимали оружие своих противников (а в начале XX  века кама и вовсе поступил на вооружение русской армии).

Лакский кинжал (Дагестан)

Для этого кинжала характерно наличие обоюдоострого прямого клинка, с вытянутым четырехгранным острием. Несмотря на его явные колющие свойства, как ни странно кинжал горцы использовали в основном как режущее-рубящее оружие: по одному из поверий, уколоть человека было делом неблагородным, поэтому рубка была предпочтительней.

Сам клинок отличался наличием долов (хотя и не всегда), число которых могло доходить до 4, в основном в зависимости от региона изготовления. Подобным образом кавказские мастера, как и викинги или средневековые кузнецы, уменьшали вес клинка, придавали ему большую прочность, а  заодно и украшали его. В разных регионах, как правило, оружие украшали по-своему. В свою очередь, историки отмечают, что нельзя забывать о том, что кама в основном изготавливался на заказ, а значит, отвечая требованиям заказчика, мог иметь не характерные для какой-то определенной местности особенности. 

Кабардинский кинжал 

Стандартная длина кавказских кинжалов варьировалась между 30 – 50 см. Однако известны экземпляры и с более длинным лезвием. Так, кама с  длинным клинком, который кстати мог достигать аж 90 см, назывался «кваддара» и  походил больше на меч, являясь той самой заменой шашки или сабли. Наиболее длинные и широкие кинжалы в большей степени характерны для Дагестана и Армении: в длину их клинки достигали 45 – 55 см при ширине в 4,5 – 5 см. Среднее по  размеру оружие, длина которого составляла 33 – 35 см, а ширина — 3 см или 3,2 см, в основном свойственно кабардинцам, черкесам (народам большей части Северного Кавказа) и грузинам. А вот сравнительно небольшие кинжалы, длиной в  25 – 30 см и шириной 3 см, были распространены на территории современной Ростовской области.

Грузинский кинжал

Происхождение оружия можно было узнать и по его отделке: например, по форме и украшению рукояти или ножен. Рукоять мастерили из  различных материалов: в ход шли и рога животных, и кости, железо или серебро. Обычно ее приделывали к хвостовику клинка при помощи заклепок. При этом, как утверждает исследователь оружия Эмма Аствацатурян в книге «Оружие народов Кавказа», две большие заклепки на навершии и непосредственно у клинка присущи оружию Северного Кавказа (в том числе и Дагестана), в то время как три — с  плоской посередине рукояти — для Закавказья. Рукояти украшались различными гравировками так же, как и ножны: их делали либо из дерева, обтягивая кожей и  приделывая металлический наконечник, либо из железа или серебра. Таким образом, кинжал превращался не только в оружие убийства, но и в произведение искусства, поэтому мастера оставляли на нем свои метки, своеобразную подпись. Так по  узору, рукояти или украшению ножен знаток может определить и регион происхождения, и мастера, сделавшего оружие.  

Николай II с камой на поясе 

В Российской империи в 1904 году имела место попытка привести кинжалы к одному стандарту, вследствие чего появился так называемый уставной кинжал, который принято называть ККВ, то есть кинжал Кубанского казачьего войска. Этот вариант, сделанный на основе кавказских предшественников, приобрел клинок с четырьмя долами с обеих сторон и рукоять из роговых накладок. Однако некоторые офицеры продолжали обращаться к кавказским мастерам, чтобы те  сделали им оружие по образцу уставного, но вместе с тем с более дорогим и  красивым декором. Таким образом, закон, призванный регламентировать оружие, нужного эффекта, по сути, не возымел: кинжалы все равно изготавливались в  большинстве своем, исходя из соображений экономических, а не согласно предъявляемым нормам. 

Автор: Юрий Кукин

Оригинал

Читайте также:

Огненная вода для краснокожего

Сними это, Брассаи!

Главный символ Лондона Вестминстерское аббатство

Личностный тест: Кто ты из героев Гриффинов? 

echo.msk.ru

Кама (серп)

Подробности
Категория: Экипировка и оружие ниндзя

Кама (или гама) — довольно распространенное оружие восточных боевых искусств. Происхождение его вполне ясно — это серп, использовавшийся крестьянами на сельскохозяйственных работах для срезания пучков риса, кошения травы и т.п. С момента запрета на ношение оружия кама стала одним из немногих режущих инструментов, которые крестьяне беспрепятственно могли носить с собой. Это привело к появлению в кобудо целого искусства владения данным предметом, а шпионы, маскирующиеся под пейзан, вполне могли маскировать под него свое страшное оружие.

.

Первоначально кама была полностью неотличима от обычного серпа — с короткой рукоятью и загнутым лезвием, и хотя позже и рукоять и лезвие слегка изменились, но принцип оружия остался тем же: деревянная рукоятка длиной порядка 40-50 см, и лезвие с прямой или чуть загнутой кромкой длиной около 15 см, стоящее под прямым углом. С развитием кобудо кама обзаводилась множеством дополнительным приспособлений — петлей на рукоятке, цепью, шипами на лезвии, гардой. Ниндзя (при использовании на задании данного оружия) конструировали камы с выкидными лезвиями, со скрытыми в рукоятке ножами и прочими ухищрениями. Классическим же устройством камы считается конструкция рукоять+клинок.

Благодаря своей форме кама проявляет себя достаточно хорошо в сражениях против супостатов, вооруженных длинным оружием: мечи, копья, блокируя удары и давая возможность нанести страшные режущие или рубящие удары. Для таких целей кама часто применялась в паре, что позволяло в некоторой степени компенсировать довольно небольшой радиус поражения.

Думаю, что уже ясно, в каких случаях ниндзя пользовались камой, и в чьей личине они находились. Сегодня же искусство владения гамой передается вместе с кусарикама-дзюцу в школах ниндзюцу, а также часто демонстрируется на выступлениях ушуистов и каратека.

Презентация кама от мастера кобудо шихана Микио Нисиути

mitsumono.ru

Кама (оружие) — это… Что такое Кама (оружие)?

  • Кама (значения) — Кама  многозначный термин. Значения: Содержание 1 Географические названия 2 Религия и мифология 3 Торговы …   Википедия

  • КАМА (вид оружия) — КАМА, холодное оружие (см. ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ), кавказский кинжал (см. КИНЖАЛ) с прямым стальным клинком (см. КЛИНОК), имеющим долы (см. ДОЛ (у оружия)). Рукоять камы изготавливают из рога, кости, дерева, общая длина кинжала около полуметра, длина… …   Энциклопедический словарь

  • Кама — Оружие японских ниндзя, клевец, трансформировавшееся из сельскохозяйственного серпа; имеет круглую рукоять длиной 45 см, изогнутый однолезвийный наконечник, крепящийся перпендикулярно рукояти. Иногда рукоять, усиленная шипами, выполняет функцию… …   Военно-исторический словарь

  • кама — Восточный кинжал с прямым коротким клинком. [ГОСТ Р 51215 98] Тематики оружие холодное Обобщающие термины кинжалы …   Справочник технического переводчика

  • Кама (кинжал) — á Для термина этой статьи надо поставить правильное ударение. Не следует путать с Кама (серп). У этого термина существуют и другие значения, см. Кама (значения). Кама от (абх. аҟама; кабард. черк. къамэ)  холодное оружие, кинжал,… …   Википедия

  • Кама (серп) — Не следует путать с Кама (кинжал). японский кинжал с прямым клинком. У этого термина существуют и другие значения, см. Кама (значения). Кама Кама  вид …   Википедия

  • КАМА — 1. Оружиеяпонских ниндзя, клевец, трансформировавшееся из сельскохозяйственногосерпа; имеет круглую рукоять длиной 45 см, изогнутый однолезвийный наконечник, крепящийся перпендикулярно рукояти . Иногда рукоять, усиленнаяшипами, выполняет функцию… …   Энциклопедия вооружений

  • Яри (оружие) — У этого термина существуют и другие значения, см. Яри. 3 яри …   Википедия

  • Холодное оружие — Кинжал, Пернач, Топорик, Булавы Холодное оружие  оружие, предназначенное для поражения …   Википедия

  • Средневековое оружие — …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Японское оружие (видео): кама, дзё

    Сегодня рассказ о менее известных, но не менее опасных японских видах вооружений. О дзитте, бо, каме и дзё. Японская культура весьма разнообразна в данном деле и в смертоносном искусстве они очень преуспели.

    Клинок дзитте

    Относится к японскому холодному оружию воинов и сотрудников полиции. Представляет собою круглый или гранённый не заточенный стержень с половинчатой гардой (загнутой в сторону острия). Такая гарда является ловушкой для оружия противника.

    Переводится с японского как «10 рук». Есть версия, что дзитте это разновидность традиционного окинавского оружия сай, который изначально использовался как трезубец для рыхления земли. Использовался ещё средневековыми полицейскими.

    Искусство владения им получило название дзитте-дзютсу. В его основе лежат приёмы, позволяющие противостоять мечу.  Дзитте выступало и как метательное оружие.

    Один из главных навыков это скорость. Для того чтобы эффективно отражать удары меча, необходимо владеть искусством молниеносного перемещения. Таким искусством в совершенстве владели воины ниндзя. Средневековым полицейским знание дзитте-дзютсу также было необходимо, так как оно позволяет без нанесения физического вреда обезоружить противника.

    Посох бо

    Это длинный круглый посох из дерева или бамбука, используемый в качестве оружия в боевых искусствах Японии. Чаще всего бо изготавливается из твёрдого дерева, такого как бук. Некоторые мастера обшивают концы посоха металлом. Обычная длина бо составляет 180 см. Толщина около 3 см.

    Изначально, окинавские крестьяне использовали эту палку для переноски грузов или для управления лодкой на мелководье. Его прототипами, как оружия, считаются йоко-бо — деревянное весло, а также яй-бо — двухметровое копьё с металлическим наконечником.

    По легенде, основателем бо-дзютсу, — искусством владения бо был обезьяний повелитель Сунь Укун, персонаж романа «Путешествие на запад» (написан приблизительно в 16-м веке, а в 1965-м году о нём снята мульт трилогия). Историки же считают основоположниками бо-дзютсу древнекитайских монахов шаолиньского монастыря.

    Шест дзё

    Это лёгкий деревянный шест средней длинны, используемый в  качестве оружия. Его изготавливают из твёрдых пород дерева. Диаметр шеста около 2 см. Длина подбирается индивидуально: это расстояние от стопы до солнечного сплетения бойца. Это один из древнейших видов оружия когда-либо применявшегося человеком. Изначально, дзё — трость для пеших походов. Основоположниками превращения походной палки в настоящее оружие считаются китайские монахи, разработавшие уникальные системы палочного фехтования. Работы с дзё включает приёмы работы с мечом и шестом бо. Дзё, так же как и его более длинный вариант бо, является фундаментальным оружием японских боевых искусств.

    Серп кама

    Это собою серп с коротким изогнутым лезвием и небольшой деревянной рукоятью. Прототипом камы был крестьянский инструмент для уборки риса и плодов. Есть длинная и средняя кама для собирания папайя, и короткая — для собирания риса. Изначально, в боевых искусствах Окинавы, использовались все виды камы, но прижилась только короткая кама. Кама — это оружие ближней дистанции, поэтому боец должен владеть техникой работы с нею в совершенстве. Чаще всего, кама используется как парное оружие, которым наносят тычковый и рубящий удары. Также, возможно применение камы в качестве метательного оружия.

    ————

    P.S. Как сделать бумажный серп кама за 8 минут?


    Автор материала: Колесников А.В.

    xodoki.net

    Кама (оружие) Википедия

    Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
    Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на нужную статью.
    На этой странице приведены:
    Список статей об одноимённых населённых пунктах.
    Список статей об одноимённых водотоках.
    Другие значения.
    См. также: полный список статей, начинающихся со слова «Кама».

    wikiredia.ru

    Легендарное холодное оружие — кавказский кинжал «Кама».

    «Будь медлен на обиду, к отмщению скор»

     

    По свидетельству русского писателя Бестужева-Марлинского, служившего на Кавказе офицером в период Кавказской войны, именно  такая надпись красовалась на клинке кинжала дагестанского абрека Амалат Бека. Эта надпись как нельзя лучше характеризует и то оружие, на котором была начертана, и самих горцев, которые этим оружием пользовались.


     

    Дух рыцарства. 

     В XVIII – 60-х гг. XIX в. Кавказ оставался одним из немногих регионов мира, где рыцарство сохранялось как социальное явление, со всеми присущими ему моральными и этическими ценностями, тогда как в Европе и России оно давно стало предметом преданий и рыцарских литературных романов.Так, например, в Черкесии жизнь регулировалась не государственными институтами и законами, а традициями и обычаями, система которых в совокупности называлась адыгэ хабзэ (адыгский обычай). Она во многом была схожа как с этикетом японских самураев, так и с этикетом средневековых рыцарей Европы. Эта система, также как и у японцев,предписывала внешне спокойное перенесение страданий, презрение к смерти, безусловное подчинение старшим, чрезвычайную, по нынешним понятиям доходящую до абсурда, скромность и вежливость. Что же касается почтительно-уважительного отношения к женщине, то в этом плане адыгский обычай стоял ближе к средневековому европейскому рыцарскому этикету.
     

    «Встреча у родника».

     

     

     

     

    Страшнее смерти. 

    Ни материальное благосостояние, ни высокое социальное происхождение сами по себе не обеспечивали горцу значимого общественного положения. Его достижение было возможно лишь при условии строгого соблюдения принципов «адыгэ хабзэ», а их нарушение вело, как говорили адыги, «к потере лица» (напэтех), что считалось страшнее смерти. «Больше смерти опасайся позора» — гласила адыгская пословица. Благодаря такому понятию как «напэ» — лицо, совесть, честь, у адыгов не было ни тюрем, ни телесных наказаний, ни пыток. Само по себе это понятие являлось сильнейшим сдерживающим началом для любых недостойных, преступных или антиобщественных действий.
     

     Цахурец (одна из народностей Дагестана) с большим кинжалом кама на поясе. Худ. М. Тильке.

     

     

     

    «Закон крови». 

    Другим сдерживающим началом в рамках «адыгэ хабзэ» выступал закон кровной мести, в соответствии с которым нанесенную обиду горец должен был смыть с себя кровью обидчика. В противном случае он также рисковал «потерять лицо». Поэтому лучшие черкесские витязи с одной стороны были очень скромными, почтительными и вежливыми людьми, строго следившими за тем, чтобы ни в коем случае не обидеть своими действиями окружающих, а с другой – полными достоинства воинами, всегда готовыми с быстротой молнии ответить на реальное оскорбление ударом кинжала. В целом такое положение вещей было характерно не только для адыгов, но и для других народов Северного Кавказа.
     

    «Примирение кровников». Согласно древней традиции, существовавшей у многих кавказских народов, если женщина становилась между сражающимися мужчинами и бросала свой платок, они должны были немедленно прекратить бой, рискуя, в противном случае, покрыть свои имена несмываемым позором.

     

     

    Символ достоинства. 

    В тот период кавказские мужчины носили кинжал постоянно, начиная с подросткового возраста. Его использовали и как оружие, и как предмет домашнего обихода для различных хозяйственных нужд — рубки хвороста, нарезки мяса и т. п. Кроме того, кинжал являлся непременной принадлежностью костюма мужчины любой социальной прослойки, имевшей право носить оружие. Горец ел, пил, работал, развлекался, всегда с кинжалом на поясе и даже ложась спать, клал его под свое изголовье. Следовательно, он всегда был вооружен. Таким образом, именно кинжал символизировал собой мужское достоинство и готовность хозяина отстоять это достоинство в любой момент.
     

    Осетин в полном вооружении, с большим кавказским кинжалом кама на поясе. В рукопашной схватке такой кинжал мог с успехом заменить шашку или саблю. Фото второй половины XIX века. 

     

    Грузинский мальчик-пастух. Фото начала XX века. По фотографии видно, что мальчик очень беден, тем не менее, на поясе он, уже как взрослый мужчина, носит совсем не детский кавказский кинжал. Аналогичный по форме кинжал представлен  на фото ниже по названием «Хевсурский кинжал»

     

     

     

     

     

     

     

     

    Изящество и совершенство. 

    Кавказские кинжалы кама (kama) XVIII – XIX вв. относятся к классу средне- и короткоклинкового колюще-режущего холодного оружия. В массе своей, все они имеют схожую однотипную конструкцию — прямой обоюдоострый клинок, параллельные лезвия которого плавно сужаются к острию, и рукоять, с расширенным основанием, узким черенком и головкой в форме колпачка. Кинжальный клинок ромбовидного сечения заканчивается вытянутым четырехгранным острием, обладающим высокой проникающей способностью. Как правило, он усилен ребром жесткости, либо проработан долами, число которых колеблется от одного до четырех. Долы с разных сторон клинка могут располагаться асимметрично относительно друг друга. Они придают клинку декоративность, увеличивают его прочность и, вместе с тем, снижают вес. Рукояти кинжалов изготовлены из разных материалов — кости, рога, железа, серебра. Металлические рукояти оформлены в виде футляра, который надевается на деревянное основание, а роговые и костяные выполнены цельными или составными. Кинжальные ножны деревянные, обтянуты кожей и оснащены специальной петлей для ношения на поясе спереди. На оборотной стороне ножен имеется гнездо для подкинжального ножичка, употреблявшегося в бытовых целях. Металлический прибор ножен обычно состоит из устья, обоймицы и наконечника, но иногда ножны окованы металлом целиком, как и рукоять. Общая длина кавказских кинжалов колеблется от 400-750 мм длина клинков соответственно 300-620 мм, ширина клинков 30-66 мм. В XVIII – начале XX вв. лучшие кавказские кинжалы богато украшались серебром с чернью и позолотой и высоко ценились за универсальность применения, изящество конструкции и совершенство исполнения далеко за пределами Северного Кавказа.
     

    Изящный кавказский (дагестанский, а точнее лакский) кинжал кама в серебряной оправе, выполненный в черкесском стиле. Начало XX века. Клинок проработан асимметричным долом. Серебро, чернь, дерево, сталь, кожа. Общая длина 51 см. В XVIII — XIX веках адыги (черкесы) были законодателями моды на Северном Кавказе, в том числе и в сфере производства оружия. Поэтому многие кавказские мастера, даже после массового выселения адыгов  с исторической родины, продолжали копировать черкесский стиль.

     

     

    Турецкий кинжал кама конца XIX — начала XX века. Клинок усилен ребром жесткости. Сталь, дерево, кожа, медь, позолота, резьба. Общая длина 50 см. Появление кинжалов этого типа в Турции, ряд исследователей связывает с именем султана Абдул Хамида II (1876-1909), создавшего в 1890 г. иррегулярные курдские военные кавалерийские формирования «хамидие»(тур. hamidiye, в буквальном смысле означает «принадлежащие Хамиду»), вооруженные и снаряженные по черкесскому образцу и предназначенные для патрулирования границ Османской империи. Впрочем, разнообразные социокультурные и экономические контакты Оттоманской Порты с народами Северного Кавказа (особенно с приморскими адыгами и абхазами) существовали задолго до восшествия на престол султана Абдул Хамида II. А это значит, что кинжал кама мог быть заимствован турками в более ранний период.

     

     

    Арабский кинжал кама XIX века. Клинок проработан долом и украшен арабской вязью в традиционном мусульманском стиле. Сталь, дерево, бархат, серебро, кость, ложная зернь, аппликации из кожи (имитирующие галуны?) . По мнению некоторых ученых, кавказские кинжалы кама появились на Арабском Востоке вместе с переселенцами с Северного Кавказа -мухаджирами, после окончания Кавказской войны (1864). Однако, принимая во внимание тесные торговые и социокультурные связи арабских стран с регионами Северного Кавказа, сложившиеся еще в период правления  мамлюков в Египте и Сирии, можно предположить, что это произошло гораздо раньше.  

     

     

    Казачий офицерский кинжал (Терское казачье войско) начала XX века. Клинок проработан долами. Мастер Гузун Гузунов. Сталь, дерево, серебро, чернь, золочение, скань. Общая длина 47 см. Терские и кубанские казаки заимствовали на Кавказе многие элементы культуры, одежду, оружие, манеру седловки лошадей, способы ведения войны и боя.

     

     

     

    Казачий офицерский кинжал (Кубанское казачье войско) начала XX века. Клинок проработан долами. Аносовский булат, рог, кожа, дерево, серебро, чернь, насечка. Общая длина 50 см.

     

     

     

    Российский кинжал кама.  Златоуст, 1840 год. Клинок проработан асимметричным долом. Аносовский булат, рог, дерево,бархат, серебро, позолота, насечка. В данном образце, при сохранении несколько видоизмененной кавказской формы оружия, в орнаментальном оформлении уже четко прослеживаются русские мотивы. С началом Кавказской войны, мода на кавказскую одежду и оружие возникла и в высшем обществе Российской империи. Черкеску, кинжал и шашку носили русские офицеры и генералы, Великие князья и даже Императоры. По их заказам, богато отделанные кавказские кинжалы и шашки выпускал в том числе и Златоустовский завод.

     

     

    Черкесские (адыгские) дворяне мухаджиры в Турции. Все с шашками и кавказскими кинжалами кама на поясе. Фото конца XIX века. 

     

     

    Курдские офицеры полка «хамидие», одетые и вооруженные по черкесскому образцу. У всех (кроме одного на заднем плане, одетого в турецкий мундир) на поясе кавказские кинжалы кама. Фото начала XX века.

     

     

    Император Николай II в черкеске, с шашкой на портупее и кавказским кинжалом кама на поясе.

     

     

    Великий князь Михаил Александрович Романов на фронте в окружении генералов. Фото 1914 года. У всех на поясе кавказские кинжалы кама.

     

     

    Царский генерал, после революции 1917 года — украинский военный и политический деятель, гетман Украины (с 29 апреля по 14 декабря 1918 года) П.П. Скоропадский в черкеске, с кавказским кинжалом кама и шашкой на поясе. Фото 1918 года.

     

     

    Генерал «белой» армии А.Г. Шкуро (Шкура) в черкеске, с шашкой и кавказским кинжалом кама на поясе.  Фото 1919 года.

     

    Генерал «белой» армии П.Н. Врангель в черкеске, с кавказским кинжалом кама на поясе. Фото 1920 года.

     

     

    Генерал «белой» армии Я. А. Слащёв-Крымский в черкеске, с кавказским кинжалом кама на поясе. Фото 1920 года.

     

     

    Будущий Генерал армии, дважды Герой Советского Союза, кавалер шести Орденов Ленина, Ордена Октябрьской Революции, Ордена Красного знамени, Орденов Суворова и Кутузова 1-й степени,  И.А. Плиев в черкеске, с кавказским кинжалом кама, пистолетом и шашкой на поясе. Фото 1926 года.

     

     

     

    Казаки 13-й Кубанской кавалерийской дивизии на фронте. Август, 1942 года. У казака в центре на поясе кавказский кинжал кама.

     

     

     

     

    Этнические особенности. 

    Несмотря на сходство конструкции, кинжалы разных кавказских народов имели и определенные отличия. У адыгов было распространено два основных типа кинжалов — небольшой узкий кабардинский и короткий широкий шапсугский, наносивший наиболее опасные раны. Дагестанские, грузинские и армянские кинжалы в среднем крупнее черкесских, осетинских и абхазских. В частности тавлинские (тавлинцы – одна из народностей Дагестана) кинжалы, имевшие достаточно широкое распространение на Северном Кавказе, достигали в длину 750 мм и заменяли простым воинам длинноклинковое оружие-саблю или шашку. Кроме того, в оформлении все эти разновидности отличались друг от друга самобытной национальной орнаментикой и украшениями.
     

    Небольшой черкесский (адыгский) кинжал «кабардинского» типа. XIX век. Сталь, дерево, кожа, серебро, насечка.  Украшенный насечкой узкий клинок усилен ребром жесткости и отличается высокой проникающей способностью. Общая длина 43,5 см. Богато отделанными серебром кинжалами (в данном случае деревянные ножны и рукоять полностью окованы серебром) вооружалась горская знать. Как правило, все эти кинжалы имеют небольшой размер, поскольку их хозяева предпочитали сражаться конными (читайте также кабардинская (черкесская лошадь) и в обязательном порядке имели еще и шашку (или саблю). Иными словами, у знатных (профессиональных) воинов кинжал выполнял  функцию именно кинжала — не основного, а  вспомогательного короткоклинкового оружия (иногда оружия для левой руки).

     

    Широкий черкесский (адыгский) кинжал «шапсугского»(?) типа. Предположительно XIX век. Рог, сталь, булат. По своей форме напоминает римский гладиус. Клинок кавказская «Гурда», проработан долами. Общая длина 57 см. Широкий кинжал, при относительно коротком клинке, отличался улучшенными рубящими свойствами и наносил опасные широкие колотые раны, которые невозможно было зажать ладонью руки. Как правило они сопровождались обильным кровотечением и оказывались смертельными.

     

     

    Довольно редкий большой черкесский (адыгский) кинжал кама первой половины XIX века. Сталь, рог, кость, серебро, чернь. Длинный клинок усилен ребром жесткости. Общая длина 65 см. В пешем бою мог вполне заменить саблю или шашку.

     

    Кавказский (чеченский) кинжал кама середины XIX века. Сталь, рог, дерево, кожа, серебро, чернь, скань. Клинок проработан долами. Общая длина 53,5 см.

     

     

    Большой кавказский (чеченский) кинжал кама XIX века. Сталь, рог, гравировка. Клинок проработан долами. Общая длина 69 см. Обращает на себя внимание несколько необычный, вытянуто-утонченный кончик клинка. По мнению некоторых исследователей, подобная форма острия характерна для кинжалов, предназначенных для пробития кольчужных доспехов, входивших в комплект вооружения горской знати  вплоть до второй половины XIX века. Клинки «бронебойных» кинжалов почти не гнулись, были толще, прочнее и тяжелее обычных, а их ромбическое острие, благодаря особой  закалке, имело повышенную твердость.В дальнейшем, когда кольчуги вышли из употребления, эта форма острия иногда встречалась и на обычных кинжалах, но уже как дань традиции.

     

     

    Большой кавказский (чеченский) кинжал квадар (quadara). Начало XIX века. Сталь, дерево, рог, кожа. Клинок проработан долами. Общая длина 82 см. Рукоять квадара выполнена в классическом кавказском стиле, но в отличие от прямой обоюдоострой камы, его прямой клинок имеет одностороннюю заточку и скошенное острие с полуторной заточкой (отдаленно напоминающее острие японских мечей), отличающееся достаточно высокой проникающей способностью. Таким образом, квадар, по сути, представляет собой  не колюще-режущий кинжал, а рубяще-колющий тесак с классической кинжальной рукоятью и тяжелым рубящим ударом. Использовался, как правило, для пешего рукопашного боя, в качестве основного длинноклинкового оружия. Был распространен на Северо-Восточном Кавказе, в Закавказье и Иране в XVIII — начале XX вв.

     

     

    Небольшой кавказский (дагестанский) кинжал кама. Кубачи, XIX век. Клинок проработан долами. Сталь, кость, золото, латунь, насечка. Общая длина 46,5 см.

     

    Кавказский (дагестанский) кинжал кама XIX века с подкинжальным ножичком размещавшимся в специальном кожаном «гнезде» на оборотной стороне ножен и использовавшимся в бытовых целях (починка обуви, одежды, мелкие хозяйственные работы и т.п.). Такими ножичками оснащалось подавляющее большинство кавказских кинжалов. Клинок кинжала проработан асимметричным долом. Сталь, дерево, рог, кожа, серебро, чернь, позолота. Общая длина 56 см.   

     

     

    Большой кавказский (дагестанский, возможно тавлинский?) кинжал кама XVIII века. Клинок проработан долом. Сталь, серебро,рог. Общая длина 74 см.  По сути, является коротким мечом. Большими, практически лишенными украшений кинжалами вооружались, как правило, горские крестьяне имевшие право носить оружие. Шашку и саблю на пахоте или сенокосе носить было неудобно (многие по бедности их и вовсе не имели). Между тем, в горах могло случиться всякое, поэтому большой кинжал служил крестьянину основным наступательным и оборонительным холодным оружием, которое всегда носили с собой.

     

     

    Кавказский (осетинский) кинжал кама начала XX века. Владикавказ, мастер Осман Омаров. Клинок проработан асимметричным долом. Сталь, серебро, резьба, скань.

     

     

    Закавказский (грузинский) кинжал кама. Тифлис, конец XIX века. Клинок проработан долом. Сталь, дерево, кожа, серебро, чернь, резьба, скань. Общая длина 58 см.

     

    Закавказский, точнее хевсурский (хевсуры — одна из народностей Грузии) кинжал кама XIX века. Клинок проработан долами. Сталь, дерево, кожа, рог, латунь. Общая длина 59,5 см.

     

     

    Большой ритуальный армянский кинжал конца XVII — начала XVIII века. Сталь, дерево, резьба, рог, кожа, тиснение. Общая длина 106 см.

     

    Ближний бой.  

    В ближнем бою кинжал был страшным оружием, которым можно было рубить, колоть и резать. Техника его использования включала прыжки, обманные движения и внезапные выпады. Русские офицеры-участники Кавказской войны с восхищением отзывались о том, с каким мастерством и ловкостью горцы владели своими клинками. Так, например, в 1858 году при штурме дагестанского аула Согратль, 15 джигитов расстреляв винтовочные  заряды (подробней:Огнестрельное оружие Кавказа — черкесское винтовальное кремневое ружье) выскочили из обороняемой ими каменной башни и напав на целый батальон солдат с одними кинжалами в руках убили и ранили множество людей. Попав в окружение отчаянные кавказские абреки ломали свои винтовки и шашки и встречали смерть с кинжалами в руках, зная наверняка, что с этим оружием их не смогут схватить живыми. В рукопашной схватке кинжал нередко служил горцу и оружием для левой руки, когда правая рука с шашкой или саблей атаковала противника, левая с кинжалом, парировала оружие врага.
     

     Кавказская война. Сражение на реке Валерик (чечен. Валериг), 1840 г. Чеченские кинжалы и шашки против царских штыков.

     

    Кавказская война. Штурм аула Салты, 1847 г. Дагестанские кинжалы и шашки против царских штыков. Худ. Франц Рубо.

     

     

     

     

     

     

    «Суд божий».  

    Среди горских аристократов довольно часто случались поединки и дуэли на кинжалах. Правила проведения таких поединков у разных кавказских народов были различны. В частности, у осетин поединок проводился на заранее отведенной судьями площадке, расположенной неподалеку от святилища. Здесь обоих противников (один из которых обвинялся, к примеру, в убийстве, а другой был родственником убитого) разводили в разные стороны и завязывали им глаза (чтобы усилить роль Провидения и уравнять шансы разных по мастерству бойцов). Затем участники дуэли, ориентируясь только по звуку, сближались с обнаженными кинжалами в руках и пытались нанести друг другу решающий удар. Поединок заканчивался смертью одного из дуэлянтов. И если победителем выходил заведомый убийца, то он все равно должен был быть оправдан. При этом родственники побежденного не имели права преследовать победителя по законам кровной мести, а сам спор  считался исчерпанным. Таким образом, условия этого поединка удивительным образом напоминали европейский средневековый «Суд божий». Для Чечни и Дагестана был характерен другой способ проведения дуэли. На земле расстилали бурку,  становились на ее края и начинали рубиться кинжалами. В случае если один из противников сходил с бурки, другой имел право его заколоть. Тот, кто отказывался принять вызов, тем самым признавал себя побежденным, и с ним могли поступить как с «убитым», то есть отобрать у него коня и оружие. В ходе дуэли кинжал следовало держать прямым хватом и наносить им только рубящие удары. Гораздо более опасные для жизни колющие удары были запрещены. Смерть человека от колотой раны расценивалась как умышленное убийство. В этом случае род убийцы не мог рассчитывать на примирение — начиналась кровная месть. 
     

    «Похороны горца». По старому обычаю, когда на Кавказе погибает или умирает мужчина, его труп заворачивают в бурку, а сверху кладут кинжал усопшего. Кинжал символизирует достоинство мужчины. У мужчины нельзя отобрать достоинство, значит вместе с ним должен быть похоронен и его кинжал.

     

     

     

    Истоки мастерства. 

    На Кавказе приобщение к искусству владения холодным оружием начиналось с раннего детства. Мальчики с 5-7 лет учились пользоваться шашкой (саблей) и кинжалом, а к 14-15 годам становились опытными рубаками. Обучение происходило под руководством взрослых, которые следили за выполнением того или иного упражнения и, при необходимости, давали указания, отмечали и поправляли ошибки или на личном примере показывали как выполняется тот или иной прием. По-началу для тренировок использовались деревянные макеты оружия. В частности с деревянными кинжалами проводились тренировочные и состязательные поединки, во время которых «противники» сражались как однотипным  (у обоих кинжалы), так и разнотипным  «оружием», приобретая навык с кинжалом в руках противостоять врагу вооруженному шашкой, саблей, копьем или топориком. В дальнейшем, по мере роста мастерства обучаемых, все упражнения выполнялись с боевыми клинками.    

     

    Худ. Г. Гагарин. Молодой убыхский  князь (убыхи — близкородственный адыгам народ) со своим аталыком (аталык — игравший у кавказцев роль отца наставник, воспитатель. Аталычество — древний кавказский обычай, в соответствии с которым ребёнок, вскоре после своего рождения, отдавался на воспитание в другую семью, а затем, по истечению определенного обычаем времени, возвращался обратно к родителям ). Несмотря на юный возраст, мальчик уже вооружен шашкой и кинжалом.

     

    Георгиевский кавалер Татаркан Кайтов (осетин) с малолетними сыновьями. Оба мальчика вооружены детскими кинжалами кама. Фото начала XX века.

     

     

     

     

     

    «Танцевальное фехтование».  

    Важную роль в процессе приобретения навыков обращения с холодным оружием вообще, и с кинжалом в частности, играли воинские танцы, которые одновременно являлись средством проверки выработанных навыков боя. Воинские танцы кавказцев весьма разнообразны: известны сольные, парные и групповые пляски с кинжалами, шашками или саблями, со щитом и без щита, с копьями или с палками, заменяющими оружие. В танцах воспроизводились различные сцены боя. Юноши и мужчины демонстрировали свою силу, ловкость и воинское искусство. С оружием в руках они выполняли различные прыжки, вращения, выпады, махи и т.п. движения. В целом подобная воинская пляска представляла собой комбинацию фехтовального поединка с танцем. и включала, в большем или меньшем объеме, традиционные (обязательные) и свободные (импровизированные) манипуляции с оружием, соединенные с танцевальными «па». При этом танцоры использовали как настоящее (шашку, саблю, кинжал), так и бутафорское оружие (деревянные макеты).
     

    Легендарный осетинский танцор Александр Дзусов. Танец с кинжалами.

     

     

     

    «Декоративный» элемент.  

    С окончанием Кавказской войны (подробней Кавказская война — кратко причины, итоги, последствия) кинжал фактически перестал служить боевым оружием. Хотя горцы еще какое-то время пользовались им для самообороны, в дальнейшем он, подобно газырям, всё больше и больше превращался в чисто декорk

    maxpark.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *