Древние орудия труда: названия

Сегодня на экранах иногда появляются фильмы о жизни первобытного человека. Но какой же она была? Чем занимался кроманьонец в свободное время? Какие древние орудия труда можно увидеть в наше время?

На все эти вопросы вы найдете ответы, прочтя эту статью.

Значение термина

Данное понятие впервые появилось в трудах Карла Маркса. Он его определяет как «механическое средство труда». Именно благодаря классификации находок и составлению периодизации все усложнявшегося производства предметов, немецкий ученый подтвердил свою теорию общественной эволюции.

Те есть, говоря более понятным языком, орудие – это любой предмет, благодаря которому мы воздействуем на естественные материалы и получаем необходимые нам вещи. Например, если взять копье и убить мамонта, то будет сытым и одетым все племя. В этом случае копье – это орудие охоты и труда.

Занятия древнего человека

Судя по теории Дарвина, человек произошел от обезьяны. И правда, археологи находят останки млекопитающих, которые в строении черепа несут черты обезьяны и человека.
Рамапитек, австралопитек, питекантроп, неандерталец… Это переходные ступени от животного мира к человеку.

Наш современный вид называется Homo sapiens (человек разумный), или кроманьонец. Возникновение его относят к периоду 40 000 лет назад.

Особенностью, отличавшей людей от животных, тогда уже была речь и способность сознательно влиять на события. То есть человек обучался производить древние орудия труда, названия которых мы не знаем, но можем восстановить их внешний вид.

Чем же занимались наши далекие предки? Все силы были направлены на выживание. Средняя продолжительность жизни составляла не более тридцати лет. Голод, хищники, ссоры с соседними племенами, болезни — все эти факторы значительно усложняли существование первобытных людей.

Таким образом, охота и собирательство были направлены на то, чтобы прокормить племя. Шитье и выделка шкур – чтобы одеть людей и утеплить жилища.

Охота

Основу рациона древнего человека составляло мясо. Выращивать злаки и огородные культуры он еще не умел, а дикие съедобные растения попадаются не так часто и растут не густо. К тому же созревают раз, максимум – два раза в год.

Поэтому охота была главным промыслом, которым занимались древние люди. Орудия труда для этого были соответствующие. Вы спросите, откуда мы это знаем. Ведь большинство материалов просто не способно столько лет пролежать в земле и сохраниться. Это так, но кость и камень мало подвержены разрушению, особенно в мерзлой или сухой почве.

Кроме этого, сегодня существует много племен, которые живут еще при первобытнообщинном строе. Это охотники и собиратели юга Африки, Австралии, островов Тихого океана и бассейна Амазонки. Изучая их, этнографы воспроизводят вещи, бытовавшие сотни тысяч лет назад.

В частности, охотились с помощью палок и камней. Позже появились ножи, заостренные остроги и гарпуны, подобия копья. Со временем были созданы дротики и лук со стрелами.

Все эти древние орудия труда помогали человеку стать быстрее и сильнее окружающей фауны. Ведь ни острых зубов, ни когтей у наших предков не было.

Собирательство

Когда исследуют древние орудия труда, названия им придумывают по ходу дела. Так, например, появился термин «палка-копалка». Как еще сказать о предмете, которым достают из земли коренья, но на лопату он и отдаленно не похож?

В целом, большинство предметов древние люди использовали максимально. То есть нож заменял лопату, вилку, оружие, иногда скребок. Поскольку производить подобную утварь было сложно, вещи очень ценились. Особо хорошим и удачным давались имена, и они переходили по наследству.

Например, для получения пластин, необходимых для одного ножа, иногда нужно было сделать более ста ударов по заготовке – нуклеусу. Ведь не всегда кремень отслаивается в нужном направлении даже при использовании современных технологий, что уж говорить об ударе обычного камня?

Для сбора фруктов с веток использовали палки, камни, для выкапывания – обломки костей, ножи, палки-копалки.

Первое производство

Древние орудия труда первобытного человека были предельно практичными. Они предназначались для грубого действия и базовой обработки. Ни о каких ювелирных мелочах и филигранной работе мастеров речь еще не шла.

Нам сегодня известны нуклеусы и скребки, ножи, которые делались сначала из цельных кусков, а позже собирались из отщепов. Позже появились долота, топоры и прочие инструменты.

Что в первую очередь заботило людей в те сложные времена? Безопасность, пропитание, тепло. Для жизни они обустраивали естественные убежища – пещеры, уступы, ложбины. Со временем научились строить шалаши и добывать огонь.

О способах обеспечения пропитания мы говорили выше. Что же с теплом? Какие были древние орудия труда в данном случае и как они использовались? Сразу заметим, что в ход шли подручные предметы. Скребки и ножи для шкур делались из кремния. Этот минерал обладает потрясающим свойством. С одной стороны он хорошо слоится, с другой – очень крепок.

Иглы производились из обломков кости животных или рыб. Хотя изначально было просто шило. Ушко в нем появилось значительно позже.

Долото, молоток, сверло возникли тогда, когда появилась в них необходимость. Эти инструменты использовали, как и сегодня, для строительства жилья, выдалбливания лодок и прочих работ.

Роль орудий труда в развитии человека

Ученых сегодня интересуют не только древние люди. Орудия труда сами по себе тоже несут немало информации.

Во-первых, судя по усложнению предметов, можно сделать вывод о развитии отношений в обществе, формировании коллективов из числа индивидов. Можно одному охотиться, например, на антилопу. Но в одиночку убить и съесть мамонта, даже с помощью близких родственников, будет затруднительно.

А у племени были традиции, ставившие интересы группы выше стремлений одиночек. Поэтому копьеметалки, предшествующие лукам, свидетельствуют о развитии речи и организованности действий. Значит, в то время уже начинали выделяться лидеры, у которых получалось сплотить коллектив и повести группу к цели.

Во-вторых, изучая древние орудия труда, мы можем заметить, что они похожи друг на друга даже по прошествии тысячелетий. То есть был процесс обучения тому, как их производить.

Древние орудия труда сегодня

Сегодня мы, конечно, избалованы уровнем развития технологий, но в походах роль ножа и шеста еще никто не отменял. Но это отступление.

Современные реалии таковы, что, чтобы встретить человека, профессионально обращающегося с копьеметалкой или луком, нужно поехать в отдаленные районы планеты. Бушмены, например, в африканской саванне живут до сих пор в каменном веке. Им не очень понятны предметы, которыми мы пользуемся. Поэтому в наши дни их перестали травмировать насильным насаждением «благ цивилизации». Исследователи просто изучают их образ жизни и быт.

Копья и бумеранги, луки и боласы сегодня успешно используют на разных континентах. Однако об уровне развития племен говорит их набор инструментов.

Например, австралийские аборигены не знают лука, которым уже умеют пользоваться в Африке. В бассейне Амазонки и в прериях распространены боласы (два грузика, скрепленные кожаным ремешком) — прообраз пращи. И им лук пока не сильно нужен.

Музеи – наглядные пособия для учеников

А теперь представьте, что вашему чаду в школе задали изобразить на бумаге подобные инструменты. И он обратился к вам за помощью. Как нарисовать древние орудия труда? Не ехать же для этого в Австралию, чтобы увидеть палку-копалку.

Сегодня это совершенно не нужно. Вы сможете полюбоваться обширными коллекциями находок в любом краеведческом, историческом, археологическом или этнографическом музее.

Удачи вам, дорогие читатели!

fb.ru

Первые орудия труда древнего человека

Первая культурная революция

«Они научились использовать свои умственные и манипулятивные
способности, то есть тот культурный потенциал, которым обладают
даже человекообразные обезьяны. И они использовали этот
потенциал столь эффективно, что само их существование стало
зависеть от него».

Ф. Тобайас. «Австралопитек, человек умелый и орудийная деятельность».

Итак, около 2,5 млн. лет назад совпадение различных, не зависевших от воли гоминид, обстоятельств, заставило их, наконец, всерьез «взяться за ум». Начиная с этого времени, нашим предкам приходилось «в поте лица» добывать себе средства к существованию, изобретая новые способы выживания и дополняя органы, данные им природой, искусственно создаваемыми органами. Если и было в человеческой истории изгнание из Эдема, то состоялось оно именно в этот период, в самом конце плиоцена, когда былая гармония естественного бытия оказалась разрушенной и у маленького, беззащитного двуногого монстра не осталось иного выхода, кроме как начать творить себе новую среду существования, среду, которую его далекие потомки назовут «культурой».

Культура – это особая сфера окружающей нас реальности, в известном отношении противостоящая природе, отличающаяся от нее искусственным происхождением. Существование этой сферы возможно лишь при условии существования сознания, она – его производное. Иногда философы и определяют ее как «растождествленное сознание»,1 и это, несмотря на краткость, очень глубокое, практически, исчерпывающее определение. Но как же в таком случае определить само сознание. Иногда этим понятием, вкладывая в него максимально широкий смысл, обозначают способность к внегенетическому усвоению информации, то есть, проще говоря, способность к накоплению индивидуального опыта посредством научения. Однако, это условие хоть и необходимое, но еще не достаточное, поскольку, скажем, условный рефлекс – тоже результат научения, внегенетического усвоения информации, но вряд ли кто-то станет выделение желудочного сока у подопытного животного в ответ на привычный раздражитель считать проявлением сознания. Поэтому в наше определение нужно ввести еще один критерий. Этот критерий – избирательность. Сознание предполагает не только внегенетическое, но и не механическое, т.е. активное, избирательное усвоение информации, а также ее хранение и передачу. Исходя из такого его понимания, тезис, что культура – производное сознания (растождествленное сознание), можно расшифровать следующим образом: культура – это все формы поведения, основанные на внегенетически и притом избирательно (не механически) усваиваемой, хранимой и передаваемой информации, а также их результаты (вещественные и идеальные).

Древнейшие следы культуры, известные сейчас археологам, имеют возраст порядка 2,5-2,6 млн. лет. Именно такие даты были получены с помощью калий-аргонового метода для каменных орудий с ряда местонахождений в районе Када Гона на севере Эфиопии, а точнее, для базальтов и туфов, подстилающих и перекрывающих геологические слои, в которых были найдены эти вещи. Вопреки мнению некоторых не слишком сведущих в археологии, но, тем не менее, берущихся о ней писать авторов, которые утверждают, что камни, принимаемые учеными за древние орудия, – это не более чем обычные «булыжники»

2, отличить первые от вторых, как правило, совсем не трудно. Искусственная обработка камня с помощью другого камня, даже очень грубая, дает ряд признаков, которые в совокупности крайне редко встречаются на естественным образом расколовшихся или оббитых предметах. Если же сомнения относительно происхождения каких-то вещей все-таки возникают, на помощь приходит археологический контекст, в котором они были обнаружены. Ведь находят их, как правило, вместе с другими орудиями, среди разбитых костей животных и иных следов деятельности человека, причем часто бывает так, что ближайшие выходы соответствующих пород камня отстоят на много километров от места находки, что свидетельствует о транспортировке необходимого сырья. Случается, конечно, что за орудия принимают или пытаются выдать единичные вещи, найденные где-нибудь на обочине дороги или в промышленном карьере, и отчасти напоминающие те или иные древние изделия, но подобные «открытия», как правило, не получают признания в профессиональной среде, а если и получают, то ненадолго.

Начальный период развития культуры получил в археологической литературе название олдувайской эпохи. Этот термин происходит от наименования ущелья Олдувай в Танзании, где английский археолог Л. Лики в конце 50-х — начале 60-х годов впервые обнаружил каменные орудия, облик и возраст которых заставили дополнить археологическую периодизацию истории человечества новой стадией, более древней, чем все дотоле известные. После находок Лики другими исследователями был сделан еще целый ряд открытий, которые подтвердили большую древность олдувайских орудий. На таких местонахождениях как Омо-Шунгура (Эфиопия), Локалелей и Канжера (Кения), а также в уже упомянутой Када-Гоне, их возраст превышает два миллиона лет, в большинстве других случаев он составляет от 2 до 1,6 млн. лет или чуть меньше.

Наиболее известными памятниками олдувайской эпохи, давшими особенно богатый и ценный материал для ее изучения, являются, помимо самого Олдувая, местонахождения Кооби Фора (Кения), Чесованья (Кения), Мелка Кунтуре (Эфиопия) и некоторые другие. Все они сконцентрированы в Восточной Африке, но отдельные находки, весьма близкие по своему характеру и возрасту к олдувайским, известны также на юге и на севере этого континента, и в более или менее тесно соседствующих с Африкой районах Азии, прежде всего, на Ближнем Востоке и в Закавказье. Таким образом, можно думать, что уже в середине или конце олдувайской эпохи началось постепенное распространение культуры и ее носителей за пределы исходного (восточноафриканского) ареала. В Южной Африке самые ранние ее следы, обнаруженные к настоящему времени, имеют возраст порядка 2 млн. лет (пещеры Сварткранс и Штеркфонтейн), на Ближнем Востоке 1,4 млн. лет (местонахождение Убейдия в Израиле), на Кавказе около 1,5 млн. лет (Дманиси в Грузии).

Вопрос о том, к какому роду и виду принадлежали гоминиды, оставившие самые древние олдувайские памятники, были ли это поздние австралопитеки, или их современники из числа ранних представителей рода Homo, пока не решен. Теоретически вполне допустимо, что культурная революция изначально захватила сразу несколько разных видов, оказавшихся в сходных условиях и избравших один и тот же путь для решения одних и тех же проблем. Правда, достоверных свидетельств орудийной деятельности австралопитеков до сих пор не обнаружено, и, похоже, что габилисы («человек умелый») преуспели в этом отношении гораздо больше. Во всяком случае, именно их скелеты были обнаружены на главных олдувайских местонахождениях (Олдувай, Кооби-Фора). Впрочем, не будем все же забывать и о том, что возраст самых древних каменных орудий несколько превышает возраст древнейших из известных сейчас костных останков человека умелого, а строение кисти многих австралопитеков (в том числе и массивных) свидетельствует об их способности к тонким, требующим точности движений манипуляциям с самыми разными предметами.

Как уже, без сомнения, понял читатель, основным, а подчас и единственным источником информации о первых стадиях развития культуры являются изделия из камня. Камень долговечен, он прекрасно сохраняется в ископаемом состоянии, и потому неудивительно, что основную массу археологических находок, относящихся к ранним стадиям развития культуры, составляют именно каменные изделия. На протяжении миллионов лет они занимали центральное место в системах жизнеобеспечения наших предков, играя в них примерно такую же роль, какую в современной экономике играет тяжелая промышленность.

Для олдувайской эпохи характерны грубо обработанные предметы, среди которых, как правило, трудно выделить четкие, устойчивые типы. Наиболее легко различимы три группы вещей: 1) намеренно оббитые гальки, желваки, и другие отдельности породы 2) сколы, снятые с них, и 3) отбойники, т.е. камни, посредством которых производилось скалывание (о чем свидетельствуют многочисленные видимые невооруженным глазом следы употребления: забитости, выщербины и т.д.). Оббитые гальки и желваки в зависимости от их формы и намерений древнего мастера могли служить либо в качестве орудий, которыми рубили, резали, раскалывали и т.д., либо как источник для получения сколов, т.е. как нуклеусы. Во многих случаях, видимо, одна и та же вещь выполняла поочередно обе эти функции. Сначала желвак, галька или просто кусок камня использовался как нуклеус, от которого ударами отбойника отделяли сколы с целью последующего применения их в разных трудовых операциях, а затем, после небольшой дополнительной обработки или даже без нее, этот же нуклеус мог быть употреблен, как рубящее или раскалывающее орудие, а также как отбойник.

Рис. 6.1. Чоппер – орудие, характерное для олдувайской эпохи.

Чоппер — наиболее характерное для олдувайской эпохи каменное изделие. Он имеет один приостренный конец или край, созданный односторонней либо двухсторонней оббивкой, в то время как остальная поверхность остается необработанной и сохраняет первичную корку (рис. 6.1). Чопперы, также как и другие древнейшие каменные изделия, часто изготавливались из галек, почему культуру олдувая называют иногда «галечной культурой». Функции этих орудий могли быть самыми разными: ими, видимо, рубили ветви, расчленяли туши животных, разбивали кости и т.п. Полиэдры и сфероиды – бессистемно оббитые предметы подокруглой формы, особенно многочисленные на памятниках конца олдувайской эпохи – также могли служить для различных целей, хотя наиболее вероятно, как показывают экспериментальные исследования, что в основном они использовались как отбойники. Не последнюю роль играли в олдувайском орудийном наборе и простые отщепы, применявшиеся для свежевания туш, резания мяса, обработки дерева. Отдельные отщепы имеют следы дополнительной обработки края мелкой оббивкой – такую обработку археологи называют ретушью. На разных олдувайских памятниках представлены изделия из разных пород камня, но чаще всего в качестве сырья использовались куски лавы и кварцевые гальки.

Анализ олдувайских артефактов (так называются все искусственно созданные предметы) показывает, что изготовлявшие их гоминиды уже знали об основных закономерностях раскалывания имевшихся в их распоряжении пород камня. Делая свои орудия, они учитывали и умело использовали свойства обрабатываемого сырья. Выбор сырья также проводился вполне осознанно, о чем свидетельствует уже хотя бы то обстоятельство, что порой разные его виды служили для разных целей. Так, древнейшие обитатели Олдувайского ущелья использовали лаву в основном для изготовления крупных рубящих орудий (чопперов и др.), тогда как кварцевые и кремнистые гальки и куски были для них, прежде всего, источником для получения небольших отщепов. На ряде памятников зафиксировано использование таких пород камня, которые не встречаются в их окрестностях, что свидетельствует о намеренной транспортировке сырья, иногда на десятки километров. В то же время, сколько-нибудь серьезных оснований говорить о том, что уровень «технологической компетентности», фиксируемый для начала олдувайской эпохи, еще более повысился на ее последующих этапах, нет: даже самые поздние олдувайские каменные орудия практически не отличаются от наиболее ранних. Правда, долгое время было принято выделять так называемый «развитой олдувай», характеризующийся якобы более разнообразными и технически совершенными  изделиями, но последние детальные исследования этого вопроса показывают, что правильнее считать всю рассматриваемую эпоху эпохой технологического застоя, когда способы обработки камня и формы орудий почти не менялись в течение примерно миллиона лет. При этом, конечно, не следует забывать о том, что каменные изделия, на анализе которых археологи строят в данном случае свои умозаключения – это лишь верхушка айсберга, тогда как многие стороны культуры и поведения олдувайских гоминид, не отразившиеся в долговечных материальных следах, остаются и навсегда останутся для нас тайной за семью печатями.

В олдувайское время в качестве орудий применялись не только каменные изделия, но и кости животных. Южноафриканский антрополог Р.Дарт  считал, что австралопитеки (которых, кстати, впервые открыл и описал именно он)  широко пользовались ими еще до начала обработки камня. В связи с этим им даже был предложен специальный термин «остеодонтокератическая» (т.е. костнозубороговая) культура. Правда, анализ материалов из пещеры Макапансгат (Южная Африка), на которых основывалась гипотеза Дарта, показал, что их вряд ли можно рассматривать как результат деятельности гоминид, поскольку вместо следов обработки или использования они несут лишь разного рода естественные повреждения, но, хотя существование особой «костнозубороговой» культуры не подтвердилось, отдельные костяные орудия на олдувайских памятниках все же встречаются (Сварткранс, Штеркфонтейн, Олдувай). Они не имеют явных признаков намеренной обработки, и лишь выявляемые при сильном увеличении под микроскопом следы износа свидетельствуют о том, что эти предметы служили для копания (в частности, для извлечения термитов, использовавшихся в пищу, из их подземных жилищ) и, возможно, для некоторых других функций. Их возраст составляет от 2 до 1,5 млн. лет, но вполне возможно, что будут обнаружены еще более древние предметы такого рода. Деревянные изделия в этот и предшествующий период, наверняка, тоже использовались, но сохраниться до наших дней они, разумеется, не могли, и об их формах и функциях можно лишь догадываться. Вероятно, среди них были копательные инструменты и орудия, подобные тем, что используют сейчас шимпанзе для ловли муравьев.

Каменные и костяные артефакты олдувайской эпохи удается обнаружить благодаря тому, что гоминиды, пользовавшиеся ими, достаточно длительное время проводили – постоянно или с перерывами – в одних и тех же местах, где в итоге накапливались разнообразные и, главное, археологически уловимые следы их жизнедеятельности. Помимо артефактов, эти следы включают многочисленные кости животных, на которых иногда удается выделить царапины и порезы, оставленные каменными орудиями в процессе разделки. Кроме того, в местах подобных скоплений находок нередко встречаются камни, не имеющие следов обработки, но, тем не менее, явно принесенные туда гоминидами (о чем говорит отсутствие других таких же камней в данной местности) – это так называемые манупорты. Многие археологи считают возможным рассматривать такие скопления находок как свидетельство существования относительно постоянных, фиксированных в пространстве центров хозяйственной и социальной деятельности, служивших одновременно и местом изготовления и хранения орудий, и площадкой для расчленения приносимых туда туш животных, и «столовой», и убежищем для ночлега. Согласно другой точке зрения, перечисленные виды жизнедеятельности в рассматриваемый период времени еще не были соединены в пространстве и осуществлялись в разных местах, а олдувайские памятники представляют собой либо места гибели животных, куда гоминиды приносили орудия, позволявшие ускорить разделку падали и избежать, таким образом, прямой конфронтации с конкурентами (хищниками и падальщиками), либо «склады», где хранили запасы орудий и куда доставляли мясную добычу для обработки (такие склады известны у шимпанзе, с той лишь разницей, что хранимые на них орудия используются для обработки не животной, а растительной пищи, т.е. для раскалывания орехов).

Располагались олдувайские стоянки, как правило, на берегах ручьев и озер, иногда при впадении ручьев в озера, в местах, где имелось достаточное количество деревьев, использовавшихся, по-видимому, в качестве убежища при возникновении опасности, а также, возможно, и для ночлега. Известно, что гориллы и шимпанзе часто устраивают себе на ночь своего рода гнезда, располагая их иногда на ветвях, а иногда на земле. Не исключено, что подобная практика сохранялась и у гоминид олдувайской эпохи. Достоверных следов жилищ или каких-либо иных искусственных сооружений на памятниках этой эпохи не обнаружено. Это не доказывает, конечно, что таких сооружений там и в самом деле не было, — как говорят англичане, отсутствие свидетельств не является свидетельством отсутствия, — но все же их существование кажется маловероятным. Использование огня также сомнительно, во всяком случае, убедительных доказательств такового пока нет. Правда, на некоторых поздних олдувайских местонахождениях были найдены явно обожженные каменные орудия, но это вполне можно объяснить естественными пожарами, горевшими там уже после того, как стоянки были оставлены их обитателями.

Хотя имеющиеся археологические материалы и не позволяют детально реконструировать образ жизни гоминид олдувайской эпохи, они не оставляют сомнений в том, что он заметно отличался от образа жизни даже самых «продвинутых» человекообразных обезьян. В принципе, возможно, что сами по себе интеллектуальные способности поздних австралопитеков и даже ранних Homo еще не очень сильно отличались от способностей, например, шимпанзе, но использовались они несравненно интенсивней. Тысячи каменных орудий, кости животных с царапинами и порезами, оставленными этими орудиями, дальняя транспортировка сырья, – все это свидетельствует о том, что процесс «втягивания» в культуру если и не приобрел еще необратимый характер, то, во всяком случае, зашел довольно далеко. По сравнению с предшествующим периодом мир предков человека стал намного сложнее, и, чтобы выжить в нем, нужно было больше знать, больше помнить, больше и быстрее думать. Не удивительно, что в олдувайское время происходит заметный скачок в развитии мозга гоминид (гомо габилис), и даже, как мы еще увидим, появляются некоторые данные, позволяющие допустить возможность существования в это время зачатков языка.


1 Огарков А.Н. Философия культуры: что это такое? // Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. СПб: «Алетейя», 1997, с. 52.

2 Свежий и довольно забавный образчик воинствующего дилетантизма такого рода дает книга И. Стогова «Челюсть Адама» (М., СПб.: «Эксмо», «Домино», 2003).

antropogenez.ru

Забытая реальность — Древние каменные орудия труда

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В продолжение своей статьи Обработка природных каменных материалов, которая вызвала неоднозначную реакцию и множество споров, в этот раз я решил написать о том, как и чем обрабатывали природные материалы древние люди. В первую очередь, речь пойдёт о камне.

Чем интересная эта тема? Тем, что, как оказалось, многие читатели и комментаторы не владеют информацией о древних орудиях труда в должной мере и, видимо, ограничились той информацией, которую они получили ещё в школе (на уроках истории в пятом классе, ага). И хотя многое из того, что я тут опубликую, не является каким-то «великим открытием», эти данные могут быть полезны всем любителям древностей, которые интересуются историей техники (инструментов и приспособлений) и её влиянием на наш с вами современный быт. Ибо многое из того, что узнали тогда, дало толчок для развития человечества, а кое-что дошло до нас почти без изменений основных принципов их действия.

Также я хотел бы заметить, что я не владею каким-то писательским даром, поэтому просьба отнестись благосклонно к тому, что я тут опубликую. «Чукча не писатель, чукча читатель», а посему прошу «понять и простить» :).

За основу будет взят вот этот материал.

—————————————————————————————————

Первые каменные орудия

Первыми каменными орудиями труда были орудия из гальки. Самой ранней находкой является найденный чоппер, датируемый 2.7 млн. лет до н. э. Первой археологической культурой, использовавшая каменные орудия труда была археологическая культура Олдувай. Данная культура существовала в период с 2.7 по 1 млн. лет до н. э.

Чопперы использовали еще австралопитеки, однако с их исчезновением изготовление таких орудий труда не остановилось, многие культуры использовали гальку как материал до начала бронзового века.

Австралопитеки изготавливали орудия труда примитивным способом: просто разбивали один камень о другой, а затем просто выбирали подходящий осколок. Вскоре австралопитеки научились обрабатывать такие рубила с помощью костей или других камней. Они работали другим камнем как рубилом, делая острый конец еще более острым.

Так у австралопитеков появилось что-то вроде резака, представлявший собой плоский камень с одной острой гранью. Главное отличие его от рубила было то, что таким резаком не долбили, а резали, например, дерево.

Олдованские чопперы из Дманиси (Южная Грузия, около 1,8 млн. л.н.).Фото предоставлено Е.В.Беляевой (http://antropogenez.ru/zveno-s…)

Революция в изготовлении каменных орудий труда

Приблизительно 100 тыс. лет назад, люди поняли, что сначала более эффективно придать большому камню простые геометрические формы, а затем откалывать от него тонкие каменные пластины.

Часто такая пластина уже не требовала дальнейшей обработке, так как режущая сторона становилась острой после откалывания.

Прорыв в орудийной деятельности

Примерно в 20 тыс. годах до н. э. предки людей догадались, что каменные орудия станут более эффективными, если к ним приделать деревянные ручки, или же ручки из кости, рога животных. Именно в этот период появляются первые примитивные топоры. Кроме этого люди начали делать первые копья с каменными наконечниками, они были существенно крепче, нежели обычные деревянные наконечники.

Когда к дереву придумали прикреплять камень, тогда размер этих орудий труда значительно уменьшился, так появились так называемые микролиты.

Микролиты – это каменные орудия труда небольших размеров. Макролиты в свою очередь большие каменные орудия труда, размер от 3 см, всего, что до 3 см – микролиты.

Во времена палеолита примитивный нож делался из длинного обломка камня, который был острым с одного или двух концов. Теперь же технология изменилась: к деревянной ручке с помощью смолы клеились маленькие осколки камня (микролиты), так получалось примитивное лезвие. Такое орудие труда могло служить оружием, и были значительно длиннее, чем обычный нож, однако оно было не прочным, поскольку микролиты часто ломались при ударе. Такое орудие труда или же оружие было очень простым в изготовлении.

Во время, когда на Земле наступил последний ледниковый период, а точнее когда он уже подходил к концу, у многих племен возникало требование на частично оседлую жизнь, а такой способ жизни требовал некой технической революции, орудия труда должны были стать более совершенными.

Орудия труда времен мезолита

В данном временном промежутке люде научились новым методам обработки каменных орудий труда, среди которых была шлифовка, сверление камня и его пиление.

Шлифовали камень следующим образом: брали камень и терли об мокрый песок, так могло продолжаться несколько десятков часов, но такое лезвие уже было более легким и острым.

Техника сверления также существенно усовершенствовала орудия труда, так как так проще было соединять камень с древком, и такая конструкция была куда прочнее предыдущей.

Шлифовка распространялась очень медленно, широкое использование такой технологии имело место только в четвертом тысячелетии до нашей эры.

Каменные орудия труда в эпоху неолита

В данном периоде существенно было усовершенствовано изготовление микролитов – маленьких каменных орудий. Теперь они имели уже правильную геометрическую форму, собой они образовывали ровные лезвия. Размеры таких орудий стали стандартными, значит, их было очень просто заменить. Чтобы сделать такие одинаковые лезвия, камень раскалывали на несколько пластин.

Когда на территории Ближнего Востока появляются первые государства, появляется профессия каменщика, который специализировался на профессиональной обработке каменных орудий труда. Так на территории Древнего Египта и Центральной Америки, первые каменщики могли вырезать даже длинные каменные кинжалы.

Вскоре микролиты заменило собой макролиты, теперь технология пластин забывалась. Чтобы где-то брать каменные орудия труда, было необходимо найти скопления камня на поверхности, в таких местах появлялись примитивные карьеры.

Причиной возникновения карьеров, было небольшое количество пригодного камня для создания орудий труда. Для изготовления качественных, острых и довольно легких орудий труда был необходим обсидиан, кремень, яшма или же кварц.

Когда плотность населения возросла, начали создаваться первые государства, миграции к камню уже были затруднительными, тогда возникла примитивная торговля, в местах, где были залежи камня, местные племена отвозили его туда, где этого камня было недостаточно. Именно камень стал первым предметов торговли между племенами.

Обсидиановые орудия труда было особенно ценными, так как они были острыми и твердые. Обсидиан – это вулканическое стекло. Главным недостатком обсидиана была его редкость. Чаще всего использовался кварц с его разновидностями и яшма. Еще использовались и минералы, вроде нефрита и сланца.

Многие племена аборигенов до сих пор используют каменные орудия труда. В местах, куда он не добрался, как орудия использовались раковины моллюсков и кости, в худшем случаи люди пользовались только деревянными орудиями труда.


«Нож» из обсидиана Шлифовка камня Каменный топор Беседы по археологии. Каменные орудия. Приемы изготовления Развитие техники в каменном веке, стр. 63 Создание ручной дрели Ещё один вариант ручной дрели Процесс сверления небольшого отверстия (для украшения, например) Неолит: новые технологии обработки камня

—————————————————————————————————

Сравнить характеристики разных горных пород можно тут. К сожалению, сайт на английском и там есть не всё, но при этом он довольно удобен (лично для меня, по крайней мере). Если у Вас есть ссылка на подобный ресурс на русском языке, напишите об этом в комментарии (я добавлю ссылку в статью, если она мне понравится :)).

Если у вас в закладках есть подобные видео, скиньте ссылку на них, пожалуйста, в комментариях.

Рекомендую ознакомиться с книгой: Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. 1968 г. Там более подробно рассмотрено то, что описано и показано тут.

Спасибо за внимание!

P.S.: Как обычно предупреждаю: хамство, троллинг и прочее неадекватное поведение будет сурово караться (удаление комментариев, бан и всё такое). Также не просите меня объяснить вам, как было сделано то или иное — я не телепат, у меня нет хроноскопа, по фото гадать не люблю и вообще — надо опыты ставить, а такой возможности сейчас просто нет :). Поэтому постарайтесь держать себя в руках, пожалуйста!

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Первые орудия труда древнего человека

Первая культурная революция

«Они научились использовать свои умственные и манипулятивные
способности, то есть тот культурный потенциал, которым обладают
даже человекообразные обезьяны. И они использовали этот
потенциал столь эффективно, что само их существование стало
зависеть от него».

Ф. Тобайас. «Австралопитек, человек умелый и орудийная деятельность».

Итак, около 2,5 млн. лет назад совпадение различных, не зависевших от воли гоминид, обстоятельств, заставило их, наконец, всерьез «взяться за ум». Начиная с этого времени, нашим предкам приходилось «в поте лица» добывать себе средства к существованию, изобретая новые способы выживания и дополняя органы, данные им природой, искусственно создаваемыми органами. Если и было в человеческой истории изгнание из Эдема, то состоялось оно именно в этот период, в самом конце плиоцена, когда былая гармония естественного бытия оказалась разрушенной и у маленького, беззащитного двуногого монстра не осталось иного выхода, кроме как начать творить себе новую среду существования, среду, которую его далекие потомки назовут «культурой».

Культура – это особая сфера окружающей нас реальности, в известном отношении противостоящая природе, отличающаяся от нее искусственным происхождением. Существование этой сферы возможно лишь при условии существования сознания, она – его производное. Иногда философы и определяют ее как «растождествленное сознание»,1 и это, несмотря на краткость, очень глубокое, практически, исчерпывающее определение. Но как же в таком случае определить само сознание. Иногда этим понятием, вкладывая в него максимально широкий смысл, обозначают способность к внегенетическому усвоению информации, то есть, проще говоря, способность к накоплению индивидуального опыта посредством научения. Однако, это условие хоть и необходимое, но еще не достаточное, поскольку, скажем, условный рефлекс – тоже результат научения, внегенетического усвоения информации, но вряд ли кто-то станет выделение желудочного сока у подопытного животного в ответ на привычный раздражитель считать проявлением сознания. Поэтому в наше определение нужно ввести еще один критерий. Этот критерий – избирательность. Сознание предполагает не только внегенетическое, но и не механическое, т.е. активное, избирательное усвоение информации, а также ее хранение и передачу. Исходя из такого его понимания, тезис, что культура – производное сознания (растождествленное сознание), можно расшифровать следующим образом: культура – это все формы поведения, основанные на внегенетически и притом избирательно (не механически) усваиваемой, хранимой и передаваемой информации, а также их результаты (вещественные и идеальные).

Древнейшие следы культуры, известные сейчас археологам, имеют возраст порядка 2,5-2,6 млн. лет. Именно такие даты были получены с помощью калий-аргонового метода для каменных орудий с ряда местонахождений в районе Када Гона на севере Эфиопии, а точнее, для базальтов и туфов, подстилающих и перекрывающих геологические слои, в которых были найдены эти вещи. Вопреки мнению некоторых не слишком сведущих в археологии, но, тем не менее, берущихся о ней писать авторов, которые утверждают, что камни, принимаемые учеными за древние орудия, – это не более чем обычные «булыжники»2, отличить первые от вторых, как правило, совсем не трудно. Искусственная обработка камня с помощью другого камня, даже очень грубая, дает ряд признаков, которые в совокупности крайне редко встречаются на естественным образом расколовшихся или оббитых предметах. Если же сомнения относительно происхождения каких-то вещей все-таки возникают, на помощь приходит археологический контекст, в котором они были обнаружены. Ведь находят их, как правило, вместе с другими орудиями, среди разбитых костей животных и иных следов деятельности человека, причем часто бывает так, что ближайшие выходы соответствующих пород камня отстоят на много километров от места находки, что свидетельствует о транспортировке необходимого сырья. Случается, конечно, что за орудия принимают или пытаются выдать единичные вещи, найденные где-нибудь на обочине дороги или в промышленном карьере, и отчасти напоминающие те или иные древние изделия, но подобные «открытия», как правило, не получают признания в профессиональной среде, а если и получают, то ненадолго.

Начальный период развития культуры получил в археологической литературе название олдувайской эпохи. Этот термин происходит от наименования ущелья Олдувай в Танзании, где английский археолог Л. Лики в конце 50-х — начале 60-х годов впервые обнаружил каменные орудия, облик и возраст которых заставили дополнить археологическую периодизацию истории человечества новой стадией, более древней, чем все дотоле известные. После находок Лики другими исследователями был сделан еще целый ряд открытий, которые подтвердили большую древность олдувайских орудий. На таких местонахождениях как Омо-Шунгура (Эфиопия), Локалелей и Канжера (Кения), а также в уже упомянутой Када-Гоне, их возраст превышает два миллиона лет, в большинстве других случаев он составляет от 2 до 1,6 млн. лет или чуть меньше.

Наиболее известными памятниками олдувайской эпохи, давшими особенно богатый и ценный материал для ее изучения, являются, помимо самого Олдувая, местонахождения Кооби Фора (Кения), Чесованья (Кения), Мелка Кунтуре (Эфиопия) и некоторые другие. Все они сконцентрированы в Восточной Африке, но отдельные находки, весьма близкие по своему характеру и возрасту к олдувайским, известны также на юге и на севере этого континента, и в более или менее тесно соседствующих с Африкой районах Азии, прежде всего, на Ближнем Востоке и в Закавказье. Таким образом, можно думать, что уже в середине или конце олдувайской эпохи началось постепенное распространение культуры и ее носителей за пределы исходного (восточноафриканского) ареала. В Южной Африке самые ранние ее следы, обнаруженные к настоящему времени, имеют возраст порядка 2 млн. лет (пещеры Сварткранс и Штеркфонтейн), на Ближнем Востоке 1,4 млн. лет (местонахождение Убейдия в Израиле), на Кавказе около 1,5 млн. лет (Дманиси в Грузии).

Вопрос о том, к какому роду и виду принадлежали гоминиды, оставившие самые древние олдувайские памятники, были ли это поздние австралопитеки, или их современники из числа ранних представителей рода Homo, пока не решен. Теоретически вполне допустимо, что культурная революция изначально захватила сразу несколько разных видов, оказавшихся в сходных условиях и избравших один и тот же путь для решения одних и тех же проблем. Правда, достоверных свидетельств орудийной деятельности австралопитеков до сих пор не обнаружено, и, похоже, что габилисы («человек умелый») преуспели в этом отношении гораздо больше. Во всяком случае, именно их скелеты были обнаружены на главных олдувайских местонахождениях (Олдувай, Кооби-Фора). Впрочем, не будем все же забывать и о том, что возраст самых древних каменных орудий несколько превышает возраст древнейших из известных сейчас костных останков человека умелого, а строение кисти многих австралопитеков (в том числе и массивных) свидетельствует об их способности к тонким, требующим точности движений манипуляциям с самыми разными предметами.

Как уже, без сомнения, понял читатель, основным, а подчас и единственным источником информации о первых стадиях развития культуры являются изделия из камня. Камень долговечен, он прекрасно сохраняется в ископаемом состоянии, и потому неудивительно, что основную массу археологических находок, относящихся к ранним стадиям развития культуры, составляют именно каменные изделия. На протяжении миллионов лет они занимали центральное место в системах жизнеобеспечения наших предков, играя в них примерно такую же роль, какую в современной экономике играет тяжелая промышленность.

Для олдувайской эпохи характерны грубо обработанные предметы, среди которых, как правило, трудно выделить четкие, устойчивые типы. Наиболее легко различимы три группы вещей: 1) намеренно оббитые гальки, желваки, и другие отдельности породы 2) сколы, снятые с них, и 3) отбойники, т.е. камни, посредством которых производилось скалывание (о чем свидетельствуют многочисленные видимые невооруженным глазом следы употребления: забитости, выщербины и т.д.). Оббитые гальки и желваки в зависимости от их формы и намерений древнего мастера могли служить либо в качестве орудий, которыми рубили, резали, раскалывали и т.д., либо как источник для получения сколов, т.е. как нуклеусы. Во многих случаях, видимо, одна и та же вещь выполняла поочередно обе эти функции. Сначала желвак, галька или просто кусок камня использовался как нуклеус, от которого ударами отбойника отделяли сколы с целью последующего применения их в разных трудовых операциях, а затем, после небольшой дополнительной обработки или даже без нее, этот же нуклеус мог быть употреблен, как рубящее или раскалывающее орудие, а также как отбойник.

Рис. 6.1. Чоппер – орудие, характерное для олдувайской эпохи.

Чоппер — наиболее характерное для олдувайской эпохи каменное изделие. Он имеет один приостренный конец или край, созданный односторонней либо двухсторонней оббивкой, в то время как остальная поверхность остается необработанной и сохраняет первичную корку (рис. 6.1). Чопперы, также как и другие древнейшие каменные изделия, часто изготавливались из галек, почему культуру олдувая называют иногда «галечной культурой». Функции этих орудий могли быть самыми разными: ими, видимо, рубили ветви, расчленяли туши животных, разбивали кости и т.п. Полиэдры и сфероиды – бессистемно оббитые предметы подокруглой формы, особенно многочисленные на памятниках конца олдувайской эпохи – также могли служить для различных целей, хотя наиболее вероятно, как показывают экспериментальные исследования, что в основном они использовались как отбойники. Не последнюю роль играли в олдувайском орудийном наборе и простые отщепы, применявшиеся для свежевания туш, резания мяса, обработки дерева. Отдельные отщепы имеют следы дополнительной обработки края мелкой оббивкой – такую обработку археологи называют ретушью. На разных олдувайских памятниках представлены изделия из разных пород камня, но чаще всего в качестве сырья использовались куски лавы и кварцевые гальки.

Анализ олдувайских артефактов (так называются все искусственно созданные предметы) показывает, что изготовлявшие их гоминиды уже знали об основных закономерностях раскалывания имевшихся в их распоряжении пород камня. Делая свои орудия, они учитывали и умело использовали свойства обрабатываемого сырья. Выбор сырья также проводился вполне осознанно, о чем свидетельствует уже хотя бы то обстоятельство, что порой разные его виды служили для разных целей. Так, древнейшие обитатели Олдувайского ущелья использовали лаву в основном для изготовления крупных рубящих орудий (чопперов и др.), тогда как кварцевые и кремнистые гальки и куски были для них, прежде всего, источником для получения небольших отщепов. На ряде памятников зафиксировано использование таких пород камня, которые не встречаются в их окрестностях, что свидетельствует о намеренной транспортировке сырья, иногда на десятки километров. В то же время, сколько-нибудь серьезных оснований говорить о том, что уровень «технологической компетентности», фиксируемый для начала олдувайской эпохи, еще более повысился на ее последующих этапах, нет: даже самые поздние олдувайские каменные орудия практически не отличаются от наиболее ранних. Правда, долгое время было принято выделять так называемый «развитой олдувай», характеризующийся якобы более разнообразными и технически совершенными  изделиями, но последние детальные исследования этого вопроса показывают, что правильнее считать всю рассматриваемую эпоху эпохой технологического застоя, когда способы обработки камня и формы орудий почти не менялись в течение примерно миллиона лет. При этом, конечно, не следует забывать о том, что каменные изделия, на анализе которых археологи строят в данном случае свои умозаключения – это лишь верхушка айсберга, тогда как многие стороны культуры и поведения олдувайских гоминид, не отразившиеся в долговечных материальных следах, остаются и навсегда останутся для нас тайной за семью печатями.

В олдувайское время в качестве орудий применялись не только каменные изделия, но и кости животных. Южноафриканский антрополог Р.Дарт  считал, что австралопитеки (которых, кстати, впервые открыл и описал именно он)  широко пользовались ими еще до начала обработки камня. В связи с этим им даже был предложен специальный термин «остеодонтокератическая» (т.е. костнозубороговая) культура. Правда, анализ материалов из пещеры Макапансгат (Южная Африка), на которых основывалась гипотеза Дарта, показал, что их вряд ли можно рассматривать как результат деятельности гоминид, поскольку вместо следов обработки или использования они несут лишь разного рода естественные повреждения, но, хотя существование особой «костнозубороговой» культуры не подтвердилось, отдельные костяные орудия на олдувайских памятниках все же встречаются (Сварткранс, Штеркфонтейн, Олдувай). Они не имеют явных признаков намеренной обработки, и лишь выявляемые при сильном увеличении под микроскопом следы износа свидетельствуют о том, что эти предметы служили для копания (в частности, для извлечения термитов, использовавшихся в пищу, из их подземных жилищ) и, возможно, для некоторых других функций. Их возраст составляет от 2 до 1,5 млн. лет, но вполне возможно, что будут обнаружены еще более древние предметы такого рода. Деревянные изделия в этот и предшествующий период, наверняка, тоже использовались, но сохраниться до наших дней они, разумеется, не могли, и об их формах и функциях можно лишь догадываться. Вероятно, среди них были копательные инструменты и орудия, подобные тем, что используют сейчас шимпанзе для ловли муравьев.

Каменные и костяные артефакты олдувайской эпохи удается обнаружить благодаря тому, что гоминиды, пользовавшиеся ими, достаточно длительное время проводили – постоянно или с перерывами – в одних и тех же местах, где в итоге накапливались разнообразные и, главное, археологически уловимые следы их жизнедеятельности. Помимо артефактов, эти следы включают многочисленные кости животных, на которых иногда удается выделить царапины и порезы, оставленные каменными орудиями в процессе разделки. Кроме того, в местах подобных скоплений находок нередко встречаются камни, не имеющие следов обработки, но, тем не менее, явно принесенные туда гоминидами (о чем говорит отсутствие других таких же камней в данной местности) – это так называемые манупорты. Многие археологи считают возможным рассматривать такие скопления находок как свидетельство существования относительно постоянных, фиксированных в пространстве центров хозяйственной и социальной деятельности, служивших одновременно и местом изготовления и хранения орудий, и площадкой для расчленения приносимых туда туш животных, и «столовой», и убежищем для ночлега. Согласно другой точке зрения, перечисленные виды жизнедеятельности в рассматриваемый период времени еще не были соединены в пространстве и осуществлялись в разных местах, а олдувайские памятники представляют собой либо места гибели животных, куда гоминиды приносили орудия, позволявшие ускорить разделку падали и избежать, таким образом, прямой конфронтации с конкурентами (хищниками и падальщиками), либо «склады», где хранили запасы орудий и куда доставляли мясную добычу для обработки (такие склады известны у шимпанзе, с той лишь разницей, что хранимые на них орудия используются для обработки не животной, а растительной пищи, т.е. для раскалывания орехов).

Располагались олдувайские стоянки, как правило, на берегах ручьев и озер, иногда при впадении ручьев в озера, в местах, где имелось достаточное количество деревьев, использовавшихся, по-видимому, в качестве убежища при возникновении опасности, а также, возможно, и для ночлега. Известно, что гориллы и шимпанзе часто устраивают себе на ночь своего рода гнезда, располагая их иногда на ветвях, а иногда на земле. Не исключено, что подобная практика сохранялась и у гоминид олдувайской эпохи. Достоверных следов жилищ или каких-либо иных искусственных сооружений на памятниках этой эпохи не обнаружено. Это не доказывает, конечно, что таких сооружений там и в самом деле не было, — как говорят англичане, отсутствие свидетельств не является свидетельством отсутствия, — но все же их существование кажется маловероятным. Использование огня также сомнительно, во всяком случае, убедительных доказательств такового пока нет. Правда, на некоторых поздних олдувайских местонахождениях были найдены явно обожженные каменные орудия, но это вполне можно объяснить естественными пожарами, горевшими там уже после того, как стоянки были оставлены их обитателями.

Хотя имеющиеся археологические материалы и не позволяют детально реконструировать образ жизни гоминид олдувайской эпохи, они не оставляют сомнений в том, что он заметно отличался от образа жизни даже самых «продвинутых» человекообразных обезьян. В принципе, возможно, что сами по себе интеллектуальные способности поздних австралопитеков и даже ранних Homo еще не очень сильно отличались от способностей, например, шимпанзе, но использовались они несравненно интенсивней. Тысячи каменных орудий, кости животных с царапинами и порезами, оставленными этими орудиями, дальняя транспортировка сырья, – все это свидетельствует о том, что процесс «втягивания» в культуру если и не приобрел еще необратимый характер, то, во всяком случае, зашел довольно далеко. По сравнению с предшествующим периодом мир предков человека стал намного сложнее, и, чтобы выжить в нем, нужно было больше знать, больше помнить, больше и быстрее думать. Не удивительно, что в олдувайское время происходит заметный скачок в развитии мозга гоминид (гомо габилис), и даже, как мы еще увидим, появляются некоторые данные, позволяющие допустить возможность существования в это время зачатков языка.


1 Огарков А.Н. Философия культуры: что это такое? // Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. СПб: «Алетейя», 1997, с. 52.

2 Свежий и довольно забавный образчик воинствующего дилетантизма такого рода дает книга И. Стогова «Челюсть Адама» (М., СПб.: «Эксмо», «Домино», 2003).

antropogenez.ru

Олдувай (олдован). Древнейшие орудия труда, каменные орудия древних людей

Научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова Старший научный сотрудник ИИМК РАН, к. и. н. Достающее звено

Специально для портала «Антропогенез.РУ». 
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Гоминины – Homo – перешли от растительноядности к плотоядности. Вероятно, сначала они отнимали добычу у хищников или подбирали остатки их пиршеств. Об этом свидетельствуют следы каменных орудий на костях, отпечатавшиеся поверх следов зубов львов и гиен. «Ранние Homo» – Homo habilis и Homo rudolfensis – научились изготовлять каменные орудия.

Олдованский чоппер (Олдувайское ущелье, Танзания).
Фото предоставлено Е.В.Беляевой

Сначала это были просто расколотые  гальки, желваки или обломки твердых каменных пород, потом перволюди стали отбивать от камней по нескольку сколов, оформляя острый режущий край. Такие примитивнейшие орудия называются олдованскими (Oldowan industry), по месту первых находок в ущелье Олдувай в Танзании (ранее выделялись ещё «культура галек Кафу» из Южной Африки, «культура эолитов» из Европы, но сейчас они не признаются за реальные). Данные орудия были, очевидно, универсальными.

Самые древние орудия найдены в эфиопских местонахождениях Гона – 2,5-2,7 млн.л.н., Омо (Шунгура) – 2,4-2,5 млн.л.н., Хадар – 2,5 млн.л.н., Канжера в Кении – 2,2 млн.л.н., Олдувай в Танзании – 1,5-2 млн.л.н., Сенга и Семлики (Ишанго) в Заире – 2 млн.л.н. Эти стоянки расположены всегда в открытой местности недалеко от воды, выявлены сезонные перемещения гоминин по территории. Доказательством неслучайности сколов на древнейших орудиях является повторяемость их основных типов и характерные черты обработки, например, наличие ударного бугорка, оббивка с одного или двух краёв при отсутствии её на большей части камня, концентрация орудий в местах, где такие артефакты не могли образоваться и скопиться естественным путём.

antropogenez.ru

Эволюция производства орудий труда в каменном веке

Практически все знают, что переход от обезъяноподобного человека к собственно человеку произошел лишь после того, как первый научился из обладающих необходимыми качествами природных материалов создавать и использовать примитивные орудия труда, навсегда оградившие его от животного окружения. Приостренные палки, расколотые кости и камни позволили увеличить силу и проникновение ударов, как в контактном поединке, так и на расстоянии. Но мало кто представляет, как совершенствовались технологии изготовления орудий труда, на протяжении тысячелетий. Наша небольшая экспозиция позволит заполнить этот пробел в знаниях и покажет динамику усовершенствования техники производства орудий

В коллекции представлено около 50 экспонатов, наглядно демонстрирующих эволюцию производства орудий в каменном веке, от древнейшего палеолита до эпохи палеометалла. При этом даже самый непосвященный зритель сможет твердо усвоить последовательный путь совершенствования древних орудий, от примитивного оббитого валуна до листовидного, филигранно оформленного кремневого лезвия, предназначавшегося для крепления к древку копья. При этом, тщательность обработки таких ретушированных клинков и наконечников выражается в их совершенных пропорциях. При длине в 15-20 см, толщина составляет менее 1 см.

Разделы интерактивной коллекции будут состоять из следующих категорий орудийного комплекса, точно соответствующих иллюстрируемой эпохе:

—        Палеолит: Галечные орудия — чопперы, рубила, бифасы.

—        Мезолит: нуклеусы, ножевидные пластины, микропластины, составные орудия.

—        Неолит: наконечники стрел и копий, ножи, топоры и тесла, скребки, гарпуны и др.

—        Палеометалл: каменные копии металлических клинков, составные зубчатые гарпуны и др.

Благодаря такому длительному усовершенствованию орудий и навыков обработки природных материалов, древние люди смогли выстоять в постоянной борьбе за выживание и заселить все пригодные для проживания территории планеты. Однако эти процессы заняли десятки тысяч лет, на протяжении которых орудийное производство претерпевало существенные изменения и совершенствования. 

Материал изготовления орудий труда – кремень, обсидиан, халцедон, яшма, нефрит, кость, клык, бивень, дерево, кожа и прочее.

Минерально-сырьевая база, которой располагал древний человек для изготовления орудий труда, значительно повлияла на его развитие. Большинство наиболее древних орудий труда – кремневые. Кремень не случайно был выбран древним человеком – это очень твердый и при этом хрупкий материал, способный расщепляться в определенных направлениях, создавая острые лезвия, которые не теряют своих режущих свойств на протяжении тысячелетий.

Наряду с кремнем древний человек использовал и орудия из других минералов – базальта, сланца, яшмы, туфа, аргиллита и др.

Метод изготовления реплик древних орудий труда

Главным критерием при изготовлении реплик доисторического инструментария будет максимальное соответствие методам и формам древнего производства.

Каменный инвентарь предлагаемой коллекции будет изготовлен с использованием древних ударных и отжимных технологий расщепления камня: прокаливание, оббивка, нанесение уплощающих сколов, краевая и струйчатая ретушь, получение пластинчатых сколов и ножевидных пластин, шлифование и прочие. Такие же принципы положены в основу обработки органических материалов: скобление, стругание, обрезка, распилка и т. д.

При этом реконструкция орудийного комплекса древних охотников основывается на передовых достижениях современной науки и уникальном личном опыте сотрудников отдела археологии и реставрации ООО «ГеоКорд».

Методические разработки образовательных интерактивных программ

С применением одного и того же выставочного пространства и коллекционного материала должны быть разработаны различные программы, ориентированные на посетителей разных возрастов и требований к глубине получаемой информации.

Для наиболее полного представления данной концепции предлагается детально проработать методический материал, позволяющий экскурсоводам проводить  образовательные интерактивные программы, которые будут интересны разным целевым аудиториям.

Для школьников, студентов и широкой аудитории:

  • «Происхождение и эволюция древнего человека – роль орудий труда»
  • «Быт и орудия древних людей»
  • «Где ты жил, древний человек?»
  • «Древний человек в арктических широтах – способы выживания»
  •  «Технология производства кремневых орудий труда от чоппера до каменного кинжала»
  •  «Два часа в доисторической эпохе»

Тематика образовательных программ постоянно расширяется.

xn--c1accutbo.xn--p1ai

Оружие древних людей

На некоторых наскальных рисунках с общими сценами иногда невозможно определить, охотятся ли люди на животных, участвуют ли в каких-то ритуалах или воюют друг с другом. Но фактом остаются останки древних людей с ранами, нанесёнными оружием. Так, в захоронениях на территории Египта (возраста 12 тысяч лет до н.э.) найдены скелеты 58 мужчин, женщин и детей, в костях которых торчали остатки кремнёвых копий. Из-за чего и когда начались столкновения между группировками древних людей, нам неизвестно, но по мере того, как с 8 тысяч лет до н.э. стало развиваться земледелие, возникли и конфликты за территорию. Первобытные поселения нередко были обнесены насыпью или загородкой, а позднее для защиты стали укрепляться стенами и ограждаться рвами.

Наскальные рисунки примерно 6 тысячелетия до н.э. изображают воинов с копьями и стрелами в руках

Боевое оружие

Первое оружие было метательным. Первоначально это была длинная палка с заточенным, закалённым над огнём концом. В дальнейшем в качестве наконечников для пик и копий использовали осколки кремня. Для удлинения руки к наконечнику привязывали или прикрепляли с помощью смолы длинную палку и метали это орудие в животное или в неприятеля. Метательное оружие использовали для дичи, которую не могли догнать. Также среди оружия были копье-металки; они удлиняли и руку, и само копьё и позволяли кинуть копьё гораздо дальше. Куски кремня поменьше использовали в качестве ножей для дичи, до которой можно было дотянуться рукой.

Верхнее фото — остроконечник применялся для охоты на бизонов. 8000 г. до н.э. Нижнее фото — боевой каменный топор. 1800 г. до н.э.

Лук и стрелы

Наконечники стрел из клада в Британии

С пиками и копьями можно было охотиться на открытой местности и стоя. Для засад и леса пригодился лук и стрелы. Стрелять можно было из засады, скрываясь под пологом леса или травы, возможно, из сидячего положения. Лук был очень лёгким в сравнении с копьём, а стрельба из него — более точной. Лук был введён в обиход примерно 13 тысяч лет до н.э. (в мезолите). Бросок копья значил, что оружие могло быть потеряно безвозвратно либо попадало в руки противника. Лук всегда оставался у охотника или воина. Преимуществом стрельбы из лука было также то, что стрел в запасе было несколько и стрелять ими можно было часто.

«Предки» Тора

Народы Скандинавии использовали в качестве оружия метательные каменные молоты (сходное по принципу оружие описывается в скандинавской мифологии у бога Тора). По тому же принципу были сделаны каменные томагавки аборигенов Северной Америки — индейцев, в дальнейшем томагавками начали называть метательные железные топоры.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *