Содержание

Орлиный коготь (операция) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Операция «Орлиный коготь»

Остатки самолёта-заправщика США EC-130E Hercules (в центре) и вертолёта Sikorsky RH-53D Sea Stallion (справа), брошенный вертолёт Sikorsky RH-53D (вверху)
Дата 24 апреля 1980
Место Посольство США в Тегеране
Причина Захват американских заложников в Иране
Итог Провал операции
Противники
Командующие
Потери

8 человек погибло. 1 EC-130E и 2 RH-53D уничтожены. 5 вертолётов RH-53D брошены/оставлены.

1 гражданский убит.

 Аудио, фото, видео на Викискладе

Операция «Орлиный коготь» (англ. Eagle Claw) была проведена 24 апреля 1980 года вооружёнными силами США на территории Ирана с целью спасения 53 заложников из посольства США в Тегеране. Операция закончилась полным провалом.

Предыстория

4 ноября 1979 года членами радикальных студенческих групп был произведён захват американского посольства в Тегеране. В заложниках оказались 66 человек — сотрудники и персонал посольства. Действия захватчиков были поддержаны правительством Ирана. Одним из требований захватчиков от США была выдача шаха Мохаммеда Реза Пехлеви для предания его суду. Через две недели после захвата 13 заложников были отпущены, 53 остались в посольстве.

Предпринятые правительством США переговоры не привели к разрешению дипломатического кризиса. Было принято решение о проведении специальной операции по освобождению заложников.

План

План-эскиз временной базы в пустыне

По плану операции, группа спецназа «Дельта» и вертолёты в сопровождении ударных самолётов и заправщиков должны были приземлиться в пустыне в центре страны. В это время другая группа должна была захватить и удерживать заброшенный аэродром неподалёку от Тегерана. На следующий день группа спецназа из пустыни должна была добраться на автомобилях до посольства в Тегеране, уничтожить охрану и сесть вместе с заложниками в подоспевшие вертолёты, которые затем долетели бы до захваченного аэродрома, откуда все участники операции были бы эвакуированы на секретную базу в дружественный США Египет[2].

Против операции выступил госсекретарь США Вэнс, его позиция не нашла отклика у президента, и Вэнс ушёл в отставку по собственному прошению, которое было принято 28 апреля[3].

Ход операции

Сгоревший и брошенный американские вертолёты Sikorsky RH-53D Sea Stallion

Провалы в операции последовали с самого начала, в основном из-за непрофессионализма военных, спецназовцев, пыльных бурь и поломок техники. Для удачного выполнения операции было необходимо минимум четыре транспортных вертолёта. Из восьми вылетевших на задание один из-за возможной поломки лопасти рухнул в воду сразу после взлета с авианосца, ещё один заблудился в буре и повернул назад. Только шесть вертолётов достигли первой временной базы (заброшенный британский аэродром) в пустыне. Выбранное для посадки место оказалось расположенным, вопреки уверениям разведки, рядом с оживлённым шоссе, в результате операция была сразу же демаскирована. Спецназовцы блокировали междугородный автобус с пассажирами и взорвали проезжавший мимо иранский бензовоз, пассажир которого погиб, а водитель скрылся на попутной машине.

На одном из добравшихся до базы вертолётов обнаружились проблемы с гидравликой. При проведении дозаправки один из вертолётов врезался в самолёт-заправщик, в последующем пожаре погибло восемь членов экипажа и обе машины, после чего было решено отменить операцию и покинуть территорию Ирана. В результате в пустыне были брошены все вертолёты (после чего они перешли к иранской армии), тела погибших пилотов и других членов экипажей, вся секретная документация по проведению операции и книги радиокодов. Все выжившие участники операции были эвакуированы на оставшихся самолётах. Операция завершилась полным провалом.

Жертвы

США

Военнослужащие ВВС США, экипаж самолёта EC-130:

  • майор Гарольд Льюис-мл.
  • майор Лин Макинтош
  • майор Ричард Бакке
  • капитан Чарльз Макмиллиан
  • технический сержант Джоэль Майо

Военнослужащие КМП США, экипаж вертолёта RH-53:

  • штаб-сержант Дьюи Джонсон
  • сержант Джон Харви
  • капрал Джордж Холмс

Иран

С иранской стороны американцами убит один гражданский — пассажир бензовоза. Его личность не установлена.

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Операция «Орлиный коготь» провал американских спец служб

Операция «Орлиный коготь» провал американских спец служб, 4 ноября 1979 года группа из 400 человек, объявивших себя членами Организации мусульманских студентов — последователей курса имама Хомейни, напала на дипломатическое представительство США в Тегеране. Через пару часов нападавшим удалось смять 13 американских морских пехотинцев, бросавших в толпу гранаты со слезоточивым газом. Сотрудники посольства обратились за помощью к иранской полиции, однако просьбы эти остались без ответа. Посольство было захвачено, а организаторы нападения публично заявили, что эта акция была предпринята в знак протеста против того, что Соединенные Штаты предоставили убежище бывшему иранскому шаху. В ответ на захват посольства президент Дж. Картер заморозил иранские счета в американских банках, объявил об эмбарго на иранскую нефть (несмотря на энергетический кризис), объявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном, введении экономических санкций против Ирана. Всем иранским дипломатам было предписано покинуть США в течение 24 часов.

Однако захватчики американского посольства и не думали освобождать 52-ух заложников. Драма затянулась на долгие месяцы. Ввиду тщетности попыток урегулировать проблему мирным путем, американское руководство приняло решение о проведении силовой операции, получившей кодовое наименование «Орлиный коготь».

План операции «Орлиный коготь» был чрезвычайно сложным, и трудно было рассчитывать, что все пойдет как следует.

Вертолеты RH-53D в песочном камуфляже на борту авианосца Нимиц перед вылетом в Иран 24 апреля 1980 года

Ранним утром 26 апреля вертолеты со спасателями и спасенными должны были пролететь 65 км в южном направлении и приземлиться на аэродроме Манзарийе, который к тому времени находился бы в руках роты рейнджеров армии США. Оттуда заложников предполагалось доставить домой на двух реактивных транспортных самолетах С-141, а рейнджеры должны были возвращаться на самолетах С-130.

Группа захвата 24 апреля 1980 года должна была скрытно проникнуть на территорию Ирана на шести военно-транспортных самолетах С-130. Три из них должны были взять на борт элитных бойцов специального отряда «Delta Force» ( сейчас зовется (ACE) Army Compartmented Elements). Да-да ту самую знаменитую «Дельту» которой посвящено немало компьютерных игр и не меньшее количество фильмов. Три других самолета — резиновые емкости с топливом для дозаправки вертолетов на заправочном пункте с условным наименованием «Пустыня-1» (бывшем британском полевом аэродроме примерно в 370 км юго-восточнее Тегерана). В ту же ночь восемь вертолетов RH-53D должны были подняться с борта авианосца «Нимиц» и через полчаса после самолетов приземлиться в точке «Пустыня-1». После высадки бойцов «Дельты» и дозаправки самолеты должны были возвратиться на остров Масира у побережья Омана, а вертолеты — доставить бойцов «Дельты» в заранее намеченное укрытие в районе ожидания вблизи Тегерана, до которого было два часа лету, а затем перелететь в другую точку, в 90 км от укрытия, и в течение всего следующего дня оставаться там под маскировочными сетями.

бойцы специального отряда «Delta Force» сейчас (ACE) Army Compartmented Elements) перед операцией

Вечером 25 апреля заблаговременно заброшенным в Иран агентам ЦРУ США предстояло на шести грузовиках провезти 120 бойцов «Дельты» по улицам Тегерана и доставить к посольству США. Ближе к полуночи группа должна была начать штурмовать здание посольства: по наружным стенам подобраться к окнам, проникнуть внутрь, нейтрализовать охрану и освободить заложников. Затем планировалось по радио вызвать вертолеты для эвакуации участников операции и бывших заложников с расположенного по соседству футбольного поля.

Ход операции «Орлиный коготь»

В 22:45 первый С-130 приземлился на площадке «Пустыня-1». После посадки головного С-130 по песчаной дороге прошел автобус. Его водитель и 40 пассажиров были задержаны до отлета американцев. Вслед за автобусом подъехала автоцистерна с горючим, которую американские спецназовцы уничтожили из гранатометов. Вверх взметнулся столп пламени, видный издалека. Вертолеты вышли на точку в неполном составе — одна машина потерялась в пыльной буре и вернулась на авианосец, а вторая совершила вынужденную посадку и была брошена. Однако операция еще имела шансы на успех — шесть были тем минимальным числом, которое требовалось для ее продолжения. Но на одном из добравшихся до «Пустыни-1» вертолетов обнаружили проблему с гидравликой, после чего командовавший операцией полковник Бекквит решил прекратить операцию.

Операция «Орлиный коготь» провал американских спец служб

Вертолеты начали дозаправку для обратного пути. И тут произошла катастрофа. Один из вертолетов после заправки не рассчитал маневр и врезался в топливозаправщик «Геркулес». Раздался мощнейший взрыв, и обе машины превратились в факелы. Горело все топливо для операции. Рвались боеприпасы. Началась паника. Расположившейся невдалеке группе коммандос показалось, что это атака иранцев. Они открыли беспорядочный огонь. Так и началось боевое крещение элитных бойцов специального отряда «Delta Force», вступив в огневое взаимодействие с «противником» которого не было и в помине.

Брошенный американский вертолет и последствия взрывов провальной операции «Орлиный коготь». Иран, 26 апреля 1980 года

Вертолетчики побросали свои машины и побежали в безопасное место. В кабинах остались секретные карты, шифры, таблицы, новейшее оборудование. Командиру пришлось отдать приказ погрузиться на «Геркулесы» и побыстрее убираться. Брошенные вертолеты стали иранскими трофеями. Да и еще по каким то брошенным документам, была почти полностью вскрыта агентурная сеть.

Сгоревший С-130 «Геркулес»

8 погибших, все они записаны как члены экипажей вертолета и самолета

Операция «Орлиный коготь» провал американских спец служб итоги. «Орлиный коготь» завершилась полным провалом: американцы понесли потери, не выполнив задачу. Потери США в операции: один уничтоженный самолет, один уничтоженный вертолет, пять захваченных вертолетов, восемь погибших (тут то же не все ясно в последствии при передаче тел фигурировала цифра 9), четверо раненых. Потери Ирана: один погибший гражданский.

Операция «Орлиный коготь» потери США уничтоженный самолет, один уничтоженный вертолет и пять захваченных, четверо раненых, восемь погибших причем их не вывезли а бросили на месте провала

Драма с заложниками продолжалась — последние из них были освобождены только 444 дня спустя после захвата посольства. Кому лень читать, смотрим видео.

Годовщина операции Орлиный коготь Тегеран Иран 2011 год

С другой стороны, провал вынудил американское военно-политическое руководство пересмотреть систему подготовки сил специального назначения и планирования специальных операций, сделав их гораздо более эффективными.

toparmy.ru

Операция «Орлиный коготь» — провал американских спецслужб

4 ноября 1979 года группа из 400 человек, объявивших себя членами Организации мусульманских студентов — последователей курса имама Хомейни, напала на дипломатическое представительство США в Тегеране. Сотрудники посольства обратились за помощью к иранской полиции, однако просьбы эти остались без ответа.

Через пару часов нападавшим удалось смять 13 американских морских пехотинцев, бросавших в толпу гранаты со слезоточивым газом. Посольство было захвачено, а организаторы нападения публично заявили, что эта акция была предпринята в знак протеста против того, что Соединенные Штаты предоставили убежище бывшему иранскому шаху.

В ответ на захват посольства президент Дж. Картер заморозил иранские счета в американских банках, объявил об эмбарго на иранскую нефть (несмотря на энергетический кризис), объявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном, введении экономических санкций против Ирана. Всем иранским дипломатам было предписано покинуть США в течение 24 часов.

Однако захватчики американского посольства и не думали освобождать 52 заложников. Драма затянулась на долгие месяцы. Ввиду тщетности попыток урегулировать проблему мирным путем, американское руководство приняло решение о проведении силовой операции, получившей кодовое наименование «Орлиный коготь».

ЗАМЫСЕЛ

Группа захвата 24 апреля 1980 года должна была скрытно проникнуть на территорию Ирана на шести военно-транспортных самолетах С-130. Три из них должны были взять на борт бойцов специального отряда «Дельта», а три других — резиновые емкости с топливом для дозаправки вертолетов на заправочном пункте с условным наименованием «Пустыня-1» (бывшем британском полевом аэродроме примерно в 370 км юго-восточнее Тегерана). В ту же ночь восемь вертолетов RH-53D должны были подняться с борта авианосца «Нимиц» и через полчаса после самолетов приземлиться в точке «Пустыня-1». После высадки бойцов «Дельты» и дозаправки вертолетов самолеты должны были возвратиться на остров Масира у побережья Омана, а вертолеты — доставить бойцов «Дельты» в заранее намеченное укрытие в районе ожидания вблизи Тегерана, до которого было два часа лету, а затем перелететь в другую точку, в 90 км от укрытия, и в течение всего следующего дня оставаться там под маскировочными сетями.

Вечером 25 апреля заблаговременно заброшенным в Иран агентам ЦРУ США предстояло на шести грузовиках провезти 120 бойцов «Дельты» по улицам Тегерана и доставить к посольству США. Ближе к полуночи группа должна была начать штурмовать здание посольства: по наружным стенам подобраться к окнам, проникнуть внутрь, нейтрализовать охрану и освободить заложников. Затем планировалось по радио вызвать вертолеты для эвакуации участников операции и бывших заложников с расположенного по соседству футбольного поля.

Ранним утром 26 апреля вертолеты со спасателями и спасенными должны были пролететь 65 км в южном направлении и приземлиться на аэродроме Манзарийе, который к тому времени находился бы в руках роты рейнджеров армии США. Оттуда заложников предполагалось доставить домой на двух реактивных транспортных самолетах С-141, а рейнджеры должны были возвращаться на самолетах С-130.

ХОД ОПЕРАЦИИ

В 22:45 первый С-130 приземлился на площадке «Пустыня-1». После посадки головного С-130 по песчаной дороге прошел автобус. Его водитель и 40 пассажиров были задержаны до отлета американцев. Вслед за автобусом подъехала автоцистерна с горючим, которую американские спецназовцы уничтожили из гранатометов. Вверх взметнулся столп пламени, видный издалека. Вертолеты вышли на точку в неполном составе — одна машина потерялась в пыльной буре и вернулась на авианосец, вторая совершила вынужденную посадку и была брошена. Однако операция еще имела шансы на успех — шесть вертолетов были тем минимальным числом, которое требовалось для ее продолжения. Но на одном из добравшихся до «Пустыни-1» вертолетов обнаружили проблему с гидравликой, после чего командовавший операцией полковник Бекквит решил прекратить операцию. Вертолеты начали дозаправку для обратного пути. И тут произошла катастрофа.

Один из вертолетов после заправки не рассчитал маневр и врезался в топливозаправщик «Геркулес». Раздался мощнейший взрыв, и обе машины превратились в факелы. Горело все топливо для операции. Рвались боеприпасы. Началась паника. Расположившейся невдалеке группе коммандос показалось, что это атака иранцев. Они открыли беспорядочный огонь. Вертолетчики побросали свои машины и побежали в безопасное место. В кабинах остались секретные карты, шифры, таблицы, новейшее оборудование. Командиру пришлось отдать приказ погрузиться на «Геркулесы» и побыстрее убираться. Брошенные вертолеты стали иранскими трофеями.

ИТОГИ

Операция «Орлиный коготь» завершилась полным провалом: американцы понесли потери, не выполнив задачу. Драма с заложниками продолжалась — последние из них были освобождены только 444 дня спустя после захвата посольства. С другой стороны, провал вынудил американское военно-политическое руководство пересмотреть систему подготовки сил специального назначения и планирования специальных операций, сделав их гораздо более эффективными.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь