Орлиный коготь (операция) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Операция «Орлиный коготь» | |||
---|---|---|---|
Остатки самолёта-заправщика США EC-130E Hercules (в центре) и вертолёта Sikorsky RH-53D Sea Stallion (справа), брошенный вертолёт Sikorsky RH-53D (вверху) | |||
Дата | 24 апреля 1980 | ||
Место | Посольство США в Тегеране | ||
Причина | Захват американских заложников в Иране | ||
Итог | Провал операции | ||
Противники | |||
Командующие | |||
Потери | |||
| |||
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Операция «Орлиный коготь» (англ. Eagle Claw) была проведена 24 апреля 1980 года вооружёнными силами США на территории Ирана с целью спасения 53 заложников из посольства США в Тегеране. Операция закончилась полным провалом.
Предыстория
4 ноября 1979 года членами радикальных студенческих групп был произведён захват американского посольства в Тегеране. В заложниках оказались 66 человек — сотрудники и персонал посольства. Действия захватчиков были поддержаны правительством Ирана. Одним из требований захватчиков от США была выдача шаха Мохаммеда Реза Пехлеви для предания его суду. Через две недели после захвата 13 заложников были отпущены, 53 остались в посольстве.
Предпринятые правительством США переговоры не привели к разрешению дипломатического кризиса. Было принято решение о проведении специальной операции по освобождению заложников.
План
План-эскиз временной базы в пустынеПо плану операции, группа спецназа «Дельта» и вертолёты в сопровождении ударных самолётов и заправщиков должны были приземлиться в пустыне в центре страны. В это время другая группа должна была захватить и удерживать заброшенный аэродром неподалёку от Тегерана. На следующий день группа спецназа из пустыни должна была добраться на автомобилях до посольства в Тегеране, уничтожить охрану и сесть вместе с заложниками в подоспевшие вертолёты, которые затем долетели бы до захваченного аэродрома, откуда все участники операции были бы эвакуированы на секретную базу в дружественный США Египет[2].
Против операции выступил госсекретарь США Вэнс, его позиция не нашла отклика у президента, и Вэнс ушёл в отставку по собственному прошению, которое было принято 28 апреля[3].
Ход операции
Сгоревший и брошенный американские вертолёты Sikorsky RH-53D Sea StallionПровалы в операции последовали с самого начала, в основном из-за непрофессионализма военных, спецназовцев, пыльных бурь и поломок техники. Для удачного выполнения операции было необходимо минимум четыре транспортных вертолёта. Из восьми вылетевших на задание один из-за возможной поломки лопасти рухнул в воду сразу после взлета с авианосца, ещё один заблудился в буре и повернул назад. Только шесть вертолётов достигли первой временной базы (заброшенный британский аэродром) в пустыне. Выбранное для посадки место оказалось расположенным, вопреки уверениям разведки, рядом с оживлённым шоссе, в результате операция была сразу же демаскирована. Спецназовцы блокировали междугородный автобус с пассажирами и взорвали проезжавший мимо иранский бензовоз, пассажир которого погиб, а водитель скрылся на попутной машине.
На одном из добравшихся до базы вертолётов обнаружились проблемы с гидравликой. При проведении дозаправки один из вертолётов врезался в самолёт-заправщик, в последующем пожаре погибло восемь членов экипажа и обе машины, после чего было решено отменить операцию и покинуть территорию Ирана. В результате в пустыне были брошены все вертолёты (после чего они перешли к иранской армии), тела погибших пилотов и других членов экипажей, вся секретная документация по проведению операции и книги радиокодов. Все выжившие участники операции были эвакуированы на оставшихся самолётах. Операция завершилась полным провалом.
Жертвы
США
Военнослужащие ВВС США, экипаж самолёта EC-130:
- майор Гарольд Льюис-мл.
- майор Лин Макинтош
- майор Ричард Бакке
- капитан Чарльз Макмиллиан
- технический сержант Джоэль Майо
Военнослужащие КМП США, экипаж вертолёта RH-53:
- штаб-сержант Дьюи Джонсон
- сержант Джон Харви
- капрал Джордж Холмс
Иран
С иранской стороны американцами убит один гражданский — пассажир бензовоза. Его личность не установлена.
См. также
Примечания
Ссылки
wikipedia.green
Операция «Орлиный коготь» провал американских спец служб
Операция «Орлиный коготь» провал американских спец служб, 4 ноября 1979 года группа из 400 человек, объявивших себя членами Организации мусульманских студентов — последователей курса имама Хомейни, напала на дипломатическое представительство США в Тегеране. Через пару часов нападавшим удалось смять 13 американских морских пехотинцев, бросавших в толпу гранаты со слезоточивым газом. Сотрудники посольства обратились за помощью к иранской полиции, однако просьбы эти остались без ответа. Посольство было захвачено, а организаторы нападения публично заявили, что эта акция была предпринята в знак протеста против того, что Соединенные Штаты предоставили убежище бывшему иранскому шаху. В ответ на захват посольства президент Дж. Картер заморозил иранские счета в американских банках, объявил об эмбарго на иранскую нефть (несмотря на энергетический кризис), объявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном, введении экономических санкций против Ирана. Всем иранским дипломатам было предписано покинуть США в течение 24 часов.
Однако захватчики американского посольства и не думали освобождать 52-ух заложников. Драма затянулась на долгие месяцы. Ввиду тщетности попыток урегулировать проблему мирным путем, американское руководство приняло решение о проведении силовой операции, получившей кодовое наименование «Орлиный коготь».
План операции «Орлиный коготь» был чрезвычайно сложным, и трудно было рассчитывать, что все пойдет как следует.
Вертолеты RH-53D в песочном камуфляже на борту авианосца Нимиц перед вылетом в Иран 24 апреля 1980 года
Ранним утром 26 апреля вертолеты со спасателями и спасенными должны были пролететь 65 км в южном направлении и приземлиться на аэродроме Манзарийе, который к тому времени находился бы в руках роты рейнджеров армии США. Оттуда заложников предполагалось доставить домой на двух реактивных транспортных самолетах С-141, а рейнджеры должны были возвращаться на самолетах С-130.
Группа захвата 24 апреля 1980 года должна была скрытно проникнуть на территорию Ирана на шести военно-транспортных самолетах С-130. Три из них должны были взять на борт элитных бойцов специального отряда «Delta Force» ( сейчас зовется (ACE) Army Compartmented Elements). Да-да ту самую знаменитую «Дельту» которой посвящено немало компьютерных игр и не меньшее количество фильмов. Три других самолета — резиновые емкости с топливом для дозаправки вертолетов на заправочном пункте с условным наименованием «Пустыня-1» (бывшем британском полевом аэродроме примерно в 370 км юго-восточнее Тегерана). В ту же ночь восемь вертолетов RH-53D должны были подняться с борта авианосца «Нимиц» и через полчаса после самолетов приземлиться в точке «Пустыня-1». После высадки бойцов «Дельты» и дозаправки самолеты должны были возвратиться на остров Масира у побережья Омана, а вертолеты — доставить бойцов «Дельты» в заранее намеченное укрытие в районе ожидания вблизи Тегерана, до которого было два часа лету, а затем перелететь в другую точку, в 90 км от укрытия, и в течение всего следующего дня оставаться там под маскировочными сетями.
бойцы специального отряда «Delta Force» сейчас (ACE) Army Compartmented Elements) перед операцией
Вечером 25 апреля заблаговременно заброшенным в Иран агентам ЦРУ США предстояло на шести грузовиках провезти 120 бойцов «Дельты» по улицам Тегерана и доставить к посольству США. Ближе к полуночи группа должна была начать штурмовать здание посольства: по наружным стенам подобраться к окнам, проникнуть внутрь, нейтрализовать охрану и освободить заложников. Затем планировалось по радио вызвать вертолеты для эвакуации участников операции и бывших заложников с расположенного по соседству футбольного поля.
Ход операции «Орлиный коготь»
В 22:45 первый С-130 приземлился на площадке «Пустыня-1». После посадки головного С-130 по песчаной дороге прошел автобус. Его водитель и 40 пассажиров были задержаны до отлета американцев. Вслед за автобусом подъехала автоцистерна с горючим, которую американские спецназовцы уничтожили из гранатометов. Вверх взметнулся столп пламени, видный издалека. Вертолеты вышли на точку в неполном составе — одна машина потерялась в пыльной буре и вернулась на авианосец, а вторая совершила вынужденную посадку и была брошена. Однако операция еще имела шансы на успех — шесть были тем минимальным числом, которое требовалось для ее продолжения. Но на одном из добравшихся до «Пустыни-1» вертолетов обнаружили проблему с гидравликой, после чего командовавший операцией полковник Бекквит решил прекратить операцию.
Операция «Орлиный коготь» провал американских спец служб
Вертолеты начали дозаправку для обратного пути. И тут произошла катастрофа. Один из вертолетов после заправки не рассчитал маневр и врезался в топливозаправщик «Геркулес». Раздался мощнейший взрыв, и обе машины превратились в факелы. Горело все топливо для операции. Рвались боеприпасы. Началась паника. Расположившейся невдалеке группе коммандос показалось, что это атака иранцев. Они открыли беспорядочный огонь. Так и началось боевое крещение элитных бойцов специального отряда «Delta Force», вступив в огневое взаимодействие с «противником» которого не было и в помине.
Брошенный американский вертолет и последствия взрывов провальной операции «Орлиный коготь». Иран, 26 апреля 1980 года
Вертолетчики побросали свои машины и побежали в безопасное место. В кабинах остались секретные карты, шифры, таблицы, новейшее оборудование. Командиру пришлось отдать приказ погрузиться на «Геркулесы» и побыстрее убираться. Брошенные вертолеты стали иранскими трофеями. Да и еще по каким то брошенным документам, была почти полностью вскрыта агентурная сеть.
Сгоревший С-130 «Геркулес»
8 погибших, все они записаны как члены экипажей вертолета и самолета
Операция «Орлиный коготь» провал американских спец служб итоги. «Орлиный коготь» завершилась полным провалом: американцы понесли потери, не выполнив задачу. Потери США в операции: один уничтоженный самолет, один уничтоженный вертолет, пять захваченных вертолетов, восемь погибших (тут то же не все ясно в последствии при передаче тел фигурировала цифра 9), четверо раненых. Потери Ирана: один погибший гражданский.
Операция «Орлиный коготь» потери США уничтоженный самолет, один уничтоженный вертолет и пять захваченных, четверо раненых, восемь погибших причем их не вывезли а бросили на месте провала
Драма с заложниками продолжалась — последние из них были освобождены только 444 дня спустя после захвата посольства. Кому лень читать, смотрим видео.
Годовщина операции Орлиный коготь Тегеран Иран 2011 год
С другой стороны, провал вынудил американское военно-политическое руководство пересмотреть систему подготовки сил специального назначения и планирования специальных операций, сделав их гораздо более эффективными.
toparmy.ru
Операция «Орлиный коготь» — провал американских спецслужб
4 ноября 1979 года группа из 400 человек, объявивших себя членами Организации мусульманских студентов — последователей курса имама Хомейни, напала на дипломатическое представительство США в Тегеране. Сотрудники посольства обратились за помощью к иранской полиции, однако просьбы эти остались без ответа.
Через пару часов нападавшим удалось смять 13 американских морских пехотинцев, бросавших в толпу гранаты со слезоточивым газом. Посольство было захвачено, а организаторы нападения публично заявили, что эта акция была предпринята в знак протеста против того, что Соединенные Штаты предоставили убежище бывшему иранскому шаху.
В ответ на захват посольства президент Дж. Картер заморозил иранские счета в американских банках, объявил об эмбарго на иранскую нефть (несмотря на энергетический кризис), объявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном, введении экономических санкций против Ирана. Всем иранским дипломатам было предписано покинуть США в течение 24 часов.
Однако захватчики американского посольства и не думали освобождать 52 заложников. Драма затянулась на долгие месяцы. Ввиду тщетности попыток урегулировать проблему мирным путем, американское руководство приняло решение о проведении силовой операции, получившей кодовое наименование «Орлиный коготь».
ЗАМЫСЕЛ
Группа захвата 24 апреля 1980 года должна была скрытно проникнуть на территорию Ирана на шести военно-транспортных самолетах С-130. Три из них должны были взять на борт бойцов специального отряда «Дельта», а три других — резиновые емкости с топливом для дозаправки вертолетов на заправочном пункте с условным наименованием «Пустыня-1» (бывшем британском полевом аэродроме примерно в 370 км юго-восточнее Тегерана). В ту же ночь восемь вертолетов RH-53D должны были подняться с борта авианосца «Нимиц» и через полчаса после самолетов приземлиться в точке «Пустыня-1». После высадки бойцов «Дельты» и дозаправки вертолетов самолеты должны были возвратиться на остров Масира у побережья Омана, а вертолеты — доставить бойцов «Дельты» в заранее намеченное укрытие в районе ожидания вблизи Тегерана, до которого было два часа лету, а затем перелететь в другую точку, в 90 км от укрытия, и в течение всего следующего дня оставаться там под маскировочными сетями.
Вечером 25 апреля заблаговременно заброшенным в Иран агентам ЦРУ США предстояло на шести грузовиках провезти 120 бойцов «Дельты» по улицам Тегерана и доставить к посольству США. Ближе к полуночи группа должна была начать штурмовать здание посольства: по наружным стенам подобраться к окнам, проникнуть внутрь, нейтрализовать охрану и освободить заложников. Затем планировалось по радио вызвать вертолеты для эвакуации участников операции и бывших заложников с расположенного по соседству футбольного поля.
Ранним утром 26 апреля вертолеты со спасателями и спасенными должны были пролететь 65 км в южном направлении и приземлиться на аэродроме Манзарийе, который к тому времени находился бы в руках роты рейнджеров армии США. Оттуда заложников предполагалось доставить домой на двух реактивных транспортных самолетах С-141, а рейнджеры должны были возвращаться на самолетах С-130.
ХОД ОПЕРАЦИИ
В 22:45 первый С-130 приземлился на площадке «Пустыня-1». После посадки головного С-130 по песчаной дороге прошел автобус. Его водитель и 40 пассажиров были задержаны до отлета американцев. Вслед за автобусом подъехала автоцистерна с горючим, которую американские спецназовцы уничтожили из гранатометов. Вверх взметнулся столп пламени, видный издалека. Вертолеты вышли на точку в неполном составе — одна машина потерялась в пыльной буре и вернулась на авианосец, вторая совершила вынужденную посадку и была брошена. Однако операция еще имела шансы на успех — шесть вертолетов были тем минимальным числом, которое требовалось для ее продолжения. Но на одном из добравшихся до «Пустыни-1» вертолетов обнаружили проблему с гидравликой, после чего командовавший операцией полковник Бекквит решил прекратить операцию. Вертолеты начали дозаправку для обратного пути. И тут произошла катастрофа.
Один из вертолетов после заправки не рассчитал маневр и врезался в топливозаправщик «Геркулес». Раздался мощнейший взрыв, и обе машины превратились в факелы. Горело все топливо для операции. Рвались боеприпасы. Началась паника. Расположившейся невдалеке группе коммандос показалось, что это атака иранцев. Они открыли беспорядочный огонь. Вертолетчики побросали свои машины и побежали в безопасное место. В кабинах остались секретные карты, шифры, таблицы, новейшее оборудование. Командиру пришлось отдать приказ погрузиться на «Геркулесы» и побыстрее убираться. Брошенные вертолеты стали иранскими трофеями.
ИТОГИ
Операция «Орлиный коготь» завершилась полным провалом: американцы понесли потери, не выполнив задачу. Драма с заложниками продолжалась — последние из них были освобождены только 444 дня спустя после захвата посольства. С другой стороны, провал вынудил американское военно-политическое руководство пересмотреть систему подготовки сил специального назначения и планирования специальных операций, сделав их гораздо более эффективными.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
4569warfor.me
Операция «Орлиный коготь» Википедия
Операция «Орлиный коготь» | |||
---|---|---|---|
Остатки самолёта-заправщика США EC-130E Hercules (в центре) и вертолёта Sikorsky RH-53D Sea Stallion (справа), брошенный вертолёт Sikorsky RH-53D (вверху) | |||
Дата | 24 апреля 1980 | ||
Место | Посольство США в Тегеране | ||
Причина | Захват американских заложников в Иране | ||
Итог | Провал операции | ||
| |||
Медиафайлы на Викискладе |
Операция «Орлиный коготь» (англ. Eagle Claw) была проведена 24 апреля 1980 года вооружёнными силами США на территории Ирана с целью спасения 53 заложников из посольства США в Тегеране. Операция закончилась полным провалом.
Предыстория[ | ]
4 ноября 1979 года членами радикальных студенческих групп был произведён захват американского посольства в Тегеране. В заложниках оказались 66 человек — сотрудники и персонал посольства. Действия захватчиков были поддержаны правительством Ирана. Одним из требований захватчиков от США была выдача шаха Мохаммеда Реза Пехлеви для предания его су
ru-wiki.ru
Операция «Орлиный коготь»
25 апреля 1980 года в Тегеране беснующаяся толпа религиозных фанатиков выбросила на площадь перед посольством США под прицелы телекамер журналистов восемь трупов американских военнослужащих: петь летчиков ВВС и три летчика авиации морской пехоты США. Позже по всем телеканалам мира были показаны обломки самолета и вертолета, а также три целых вертолета RH-53D «Си Стеллион», которые навечно остались в иранской пустыне. Так закончилась попытка антитеррористнческой группы «Дельта» освободить 54 заложника, захваченных 4 ноября 1979 года в американском посольстве иранскими революционными гвардейцами с решительного благословения аятоллы Хомейни.
ПРЕДЫСТОРИЯ: ОТРЯД «ДЕЛЬТА»
История «Дельты» начинается с 60-х годов, когда командование американских «зеленых беретов» заключило договор с английской САС (три отдельных полка специальной авиационной службы САС составляли основу сил специальных операций Великобритании) о взаимном обмене людьми. Первым из американцев поехал в Англию командир 7-й группы «зеленых беретов» полковник Эдвардс, на следующий год туда отправился капитан Чарльз Бэквит. В июле 1962 года он прибыл в 22-й полк САС, где на себе испытал всю сложную систему отбора и подготовки личного состава, разработанную англичанами 21 год назад и усовершенствованную в последующем.
Первое открытие, которое сделал Бэквит, было таким: право носить берет с эмблемой САС необходимо заработать, пролив немало пота и крови. Достаточно сказать, что только проверочные испытания в полку САС разделены на пять этапов и занимают полгода.
Вернувшись в 1963 году из Англии, Бэквит начал убеждать свое руководство в необходимости создания спецподразделения, аналогичного САС. Командование откликнулось на предложение Бэквита. Был создан небольшой отряд, получивший кодовое название «Голубой свет». Сам же «идейный организатор и вдохновитель» оказался во Вьетнаме, где ему разрешили сформировать отряд по образцу САС. Группа Бэквита тела название “D”. Она успешно участвовала во многих операциях против вьетконговцев. Во Вьетнаме Бэквит был ранен в живот, трижды падал в подбитых вертолетах, однако уцелел. 21 ноября 1970 года Бэквит участвовал в операции с целью освобождения пленных американцев из лагеря Сан Пай под Ханоем. Операция была разыграна как по нотам, но пленных в лагере не оказалось.
Закончился Вьетнам, и началась эра международного терроризма. Все это время Бэквита не покидала мысль о создании американского аналога САС. Новый толчок идея Бэквита получила после успешной операции, проведенной немецкой группой ГСГ-9 по освобождению самолета компании «Люфтганза» в Могадишо. Не желая отставать от Германии, Белый дом дал антитеррористической борьбе зеленый свет. Бэквит начал создавать спецподразделение, которое, в память о своем подразделении времен вьетнамской войны, назвал «Дельтой».
Два года ушло на формирование и подготовку «Дельты» Она оказалась копией английской САС с поправкой на Соединенные Штаты. В основном американцев готовили эксперты САС, передавая им опыт в борьбе с терроризмом, И вот когда «Дельта» встала на ноги, пришло известие: посольство США в Иране захвачено, и пятьдесят четыре сотрудника госдепартамента США попали в заложники.
«ГОРШОК РИСА»
С этого момента началась подготовка к операции по освобождению заложников. По приказу председателя комитета начальников штабов генерала Девида Джоунса была создана временная общевойсковая тактическая группа из представителей армии, ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США. Этап планирования и подготовки операции по спасению заложников получил условное наименование «Горшок риса», а сама операция на территории Ирана — «Орлиный коготь». Командующим группой был назначен генерал-майор Джеймс Вот, его заместителем по авиационным вопросам – генерал-майор ВВС Филипп Гаст. Непосредственно разработкой операции занимались полковник Бэквит и полковник ВВС Кайл. Оба они имели богатый опыт планирования: спецопераций, но в силу сложившихся обстоятельств не могли противостоять указаниям генералов Вота и Гаста, которые зачастую высказывали неверное суждение или соглашались с сомнительными рекомендациями.
ПЛАН ОПЕРАЦИИ «ОРЛИНЫЙ КОГОТЬ»
План освобождения заложников состоял в следующем: два эскадрона «Дельты» и рота рейнджеров на трех самолетах С-130 «Геркулес» с приданными самолетами-заправщиками должны были приземлиться в пункте «Пустыня-1», который находился примерно в 370 км юго-восточнее Тегерана. Туда же должны были прилететь восемь вертолетов RH-53D «Си Стеллион», которые базировались на авианосце «Нимитц», находящемся в Персидском заливе. Разница между посадками самолетов и вертолетов должна была составлять 30 минут. После высадки «Дельты» и дозаправки вертолетов самолеты «Геркулес» должны были возвратиться на аэродром вылета, а вертолеты – доставить бойцов «Дельты» в заранее намеченное укрытие вблизи Тегерана, до которого было два часа лету, а затем перелететь в другую точку, в 90 км от укрытия «Дельты», и в течение всего следующего дня оставаться там под маскировочными сетями.
Схема операции «Орлиный коготь» |
Вечером 25 апреля оперработникам ЦРУ, заблаговременно заброшенным в Иран, предстояло на шести грузовиках доставить «Дельту» к посольству США. Ближе к полуночи группа должна была штурмовать здание посольства: по наружным стенам подобраться к окнам, проникнуть внутрь, ликвидировать охрану и освободить заложников. Затем планировалось вызвать вертолеты и либо с территории посольства, либо с расположенного по соседству футбольного поля эвакуироваться. С воздуха эвакуацию должны были поддерживать два самолета огневой поддержки AC-130H.
Ранним утром 26 апреля вертолеты, пролетев 65 км на юг, приземлились бы на аэродроме Манзарийе, который к тому времени контролировала рота рейнджеров. Оттуда заложников предполагалось доставить в США на двух реактивных самолетах С-141, а рейнджеры должны были возвратиться на самолетах С-130.
Все оперативное обеспечение операции было поручено Центральному разведуправлению. Подбор площадок приземления, обеспечение транспортом, маршруты движения по городу – все эти вопросы отрабатывали сотрудники ЦРУ и доводили до участников операции.
ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ
Во Флориде был построен полномасштабный макет посольского комплекса в Тегеране, и «Дельта» приступила к тренировкам. Тут-то и обнаружилось, что в предлагаемом плане многое не учтено. К примеру, мог дать сбой один из важных элементов тактической труппы – вертолетчик. Дело в том, что командование ВМС настояло, чтобы в операции участвовали летчики ВМС (мотивация – армейские вертолеты, не имеющие складывающихся лопастей, не смогут разместиться на авианосце), и выделило для операции экипажи вертолетов – морских тральщиков. В ходе тренировок выяснилось, что летные экипажи не хотят учиться ночным и «слепым» полетам и не горят желанием участвовать в спасении заложников). С большим трудом Бзквиту удалось заменить летчиков ВМС на летчиков морской пехоты США. Дело сдвинулось. Всего «Дельта» провела 79 ночных тренировок по освобождению заложников, Бэквит был более-менее спокоен, но до конца не доверял экипажам вертолетов, считая, что они могут подвести.
«ЗАКОН МЭРФИ»
И вот после многочисленных согласований и доработок тактическая группа была готова приступить к спасению заложников. 20 апреля «Дельта» и рейнджеры на «Геркулесах» переместились на Вади-Кена, удаленный аэродром в Египте. Вертолеты перебазировались на «Нимитц», 24 апреля группа сосредоточилась в районе острова Масира. Через три часа после прибытия на Масиру была получена окончательная команда «Вперед». И тут вступил в силу «закон Мэрфи», или, говоря по-русски, «закон бутерброда». Вертолеты, взлетевшие с «Нимитца», столкнулись с феноменом погоды, известным в Иране под названием «хабуб», — поднявшимися в воздух мелкими частицами пыли. Видимость уменьшилась до нуля. Два из восьми вертолетов сбились с курса и вернулись на авианосец.
Второй «приятный» сюрприз ожидал Бэквита, «Дельту» и рейнджеров на площадке * «Пустыня-1». Площадка, подготовленная оперативниками ЦРУ, находилась рядом с оживленным шоссе, и американцы были поражены огромным количеством транспорта, движущегося прямо перед приземлившимся самолетом. Вдобавок почти всех рейнджеров, которые должны были охранять периметр, рвало от тряски в воздухе. Только двое были в состоянии управлять мотоциклами и, подъехав к шоссе, сумели остановить автобус, взяв его пассажиров и водителя в плен,
В двигавшийся за автобусом грузовик рейнджеры сначала выстрелили из автомата, а после запустили гранату из подствольного гранатомета. В ночное небо взметнулся столб пламени. Оказывается, они подстрелили бензовоз. Следующий за грузовиком микроавтобус развернулся, подобрал водителя бензовоза и понесся прочь. Один из рейнджеров на мотоцикле пытался догнать его, но вскоре прекратил преследование и вернулся назад. Догнать микроавтобус было невозможно.
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ
Останки заправщика C-130 после взрыва |
С опозданием на пятьдесят минут прибыли оставшиеся шесть вертолетов. И сразу же командир вертолетчиков посоветовал Бэквиту «отменить спасение заложников». Бэквит встал перед проблемой: продолжать операцию или нет. Все вертолеты забиты под завязку так, что места для заложников не было. Но если оставить часть штурмовой команды, хватит ли сил освободить заложников? И потом еще вывести и эвакуировать на вертолетах пятьдесят четыре человека? А если еще один или два вертолета откажут?
Но пока Бэквит ломал голову, за него все решил Его Величество Случай. После дозаправки от С-130 один из «Морских коньков», маневрируя в поднятом ротором пылевом облаке, задел лопастями самолет-заправщик. Брызнули искры, и в следующее мгновение раздался колоссальной силы взрыв. После этого стало ясно, что операция провалилась, и Бэквит отдал приказ об аварийной эвакуации. В состоянии, близком к панике, «Дельта», рейнджеры и остальные погрузились на «Геркулесы» и два «Морских конька». Иранцам остались сгоревшие С-130 и RH-53D с трупами экипажей и три целых вертолета, якобы поврежденных при взрыве самолета-заправщика. На борту целых RH-53D «Си Стеллион» остались секретные документы, относящиеся к операции «Орлиный коготь». Провалив операцию, Бэквит не смог выполнить личную просьбу президента США Джимми Картера: «Привезите назад все тела погибших американцев…!»
ПРИЧИНЫ ПРОВАЛА ОПЕРАЦИИ «ОРЛИНЫЙ КОГОТЬ»
В западной прессе много писалось о причинах провала операции по спасению заложников в Тегеране. Одни говорили, что виновата погода, другие, в том числе и Бэквит, обвиняли вертолетчиков, третьи во всем винили Бэквита и т.д.
Ошибочность таких суждений – в полярности мнений.
Анализируя причины неудачной операции, следует учесть:
Первое. Халатные действия ЦРУ при оперативном обеспечении операции; площадка «Пустыня-1» выбрана рядом с оживленной трассой, В западной прессе писалось, что эта операция ЦРУ была «по барабану», под этот шум оно планировало свержение режима Хомейни. Было бы правильнее поручить подготовку операции военной разведке. Как-никак одно ведомство, проще координировать действия.
Второе. Несмотря на то что Бэквит был автором плана операции, он не мог подбирать себе тот личный состав, который был ему необходим, в частности вертолетчиков. В силу своего звания и должности Бэквит не мог оспаривать решения, принимаемые генералами. На мой взгляд, в этом случае над Бэквитом должен был быть не командир (начальник временной общевойсковой тактической группы), а координатор (в спецназе ГРУ он называется оперативным офицером) для решения тех вопросов, которые сам руководитель операции решить, в силу служебного положения, не в состоянии. В этом случае руководителю операции дается карт-бланш, но он несет полную ответственность за успех или неудачу проводимой операции,
Третье. Неспособность или нежелание некоторых участников операции выполнить свои функции. После этого случая в Минобороны США были сделаны соответствующие выводы и в ВВС созданы специальные подразделения, оснащенные самой современной техникой. Они предназначены для доставки и обеспечения действий сухопутного и морского спецназа в любой точке земного шара.
Четвертое. Недооценка американцами своего противника – иранского народа. Очень проблематично находиться около полутора суток во враждебной стране и провести операцию в центре многомиллионного города, пышущего ненавистью к американцам. Наверное, Бэквиту не давал покоя успех израильтян четырехгодичной давности,
Вывод – проведение специальных операции всегда связано с большим риском, а по освобождению заложников – особенно. Поэтому при планировании спецопераций необходимо учитывать любые, даже самые малейшие мелочи. Ведь, как известно, на войне мелочей не бывает.
(К. Никитин, «Солдат удачи»)
www.modernarmy.ru
Орлиный коготь (операция) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Операция «Орлиный коготь» | |||
---|---|---|---|
Остатки самолёта-заправщика США EC-130E Hercules (в центре) и вертолёта Sikorsky RH-53D Sea Stallion (справа), брошенный вертолёт Sikorsky RH-53D (вверху) | |||
Дата | 24 апреля 1980 | ||
Место | Посольство США в Тегеране | ||
Причина | Захват американских заложников в Иране | ||
Итог | Провал операции | ||
Противники | |||
Командующие | |||
Потери | |||
| |||
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Операция «Орлиный коготь» (англ. Eagle Claw) была проведена 24 апреля 1980 года вооружёнными силами США на территории Ирана с целью спасения 53 заложников из посольства США в Тегеране. Операция закончилась полным провалом.
Предыстория
4 ноября 1979 года членами радикальных студенческих групп был произведён захват американского посольства в Тегеране. В заложниках оказались 66 человек — сотрудники и персонал посольства. Действия захватчиков были поддержаны правительством Ирана. Одним из требований захватчиков от США была выдача шаха Мохаммеда Реза Пехлеви для предания его суду. Через две недели после захвата 13 заложников были отпущены, 53 остались в посольстве.
Предпринятые правительством США переговоры не привели к разрешению дипломатического кризиса. Было принято решение о проведении специальной операции по освобождению заложников.
Видео по теме
План
План-эскиз временной базы в пустынеПо плану операции, группа спецназа «Дельта» и вертолёты в сопровождении ударных самолётов и заправщиков должны были приземлиться в пустыне в центре страны. В это время другая группа должна была захватить и удерживать заброшенный аэродром неподалёку от Тегерана. На следующий день группа спецназа из пустыни должна была добраться на автомобилях до посольства в Тегеране, уничтожить охрану и сесть вместе с заложниками в подоспевшие вертолёты, которые затем долетели бы до захваченного аэродрома, откуда все участники операции были бы эвакуированы на секретную базу в дружественный США Египет[2].
Против операции выступил госсекретарь США Вэнс, его позиция не нашла отклика у президента, и Вэнс ушёл в отставку по собственному прошению, которое было принято 28 апреля[3].
Ход операции
Сгоревший и брошенный американские вертолёты Sikorsky RH-53D Sea StallionПровалы в операции последовали с самого начала, в основном из-за непрофессионализма военных, спецназовцев, пыльных бурь и поломок техники. Для удачного выполнения операции было необходимо минимум четыре транспортных вертолёта. Из восьми вылетевших на задание один из-за возможной поломки лопасти рухнул в воду сразу после взлета с авианосца, ещё один заблудился в буре и повернул назад. Только шесть вертолётов достигли первой временной базы (заброшенный британский аэродром) в пустыне. Выбранное для посадки место оказалось расположенным, вопреки уверениям разведки, рядом с оживлённым шоссе, в результате операция была сразу же демаскирована. Спецназовцы блокировали междугородный автобус с пассажирами и взорвали проезжавший мимо иранский бензовоз, пассажир которого погиб, а водитель скрылся на попутной машине.
На одном из добравшихся до базы вертолётов обнаружились проблемы с гидравликой. При проведении дозаправки один из вертолётов врезался в самолёт-заправщик, в последующем пожаре погибло восемь членов экипажа и обе машины, после чего было решено отменить операцию и покинуть территорию Ирана. В результате в пустыне были брошены все вертолёты (после чего они перешли к иранской армии), тела погибших пилотов и других членов экипажей, вся секретная документация по проведению операции и книги радиокодов. Все выжившие участники операции были эвакуированы на оставшихся самолётах. Операция завершилась полным провалом.
Жертвы
США
Военнослужащие ВВС США, экипаж самолёта EC-130:
- майор Гарольд Льюис-мл.
- майор Лин Макинтош
- майор Ричард Бакке
- капитан Чарльз Макмиллиан
- технический сержант Джоэль Майо
Военнослужащие КМП США, экипаж вертолёта RH-53:
- штаб-сержант Дьюи Джонсон
- сержант Джон Харви
- капрал Джордж Холмс
Иран
С иранской стороны американцами убит один гражданский — пассажир бензовоза. Его личность не установлена.
См. также
Примечания
Ссылки
wiki2.red
Орлиный коготь (операция) — Википедия. Что такое Орлиный коготь (операция)
Операция «Орлиный коготь» | |||
Остатки самолёта-заправщика США EC-130E Hercules (в центре) и вертолёта Sikorsky RH-53D Sea Stallion (справа), брошенный вертолёт Sikorsky RH-53D (вверху) | |||
Дата | 24 апреля 1980 | ||
---|---|---|---|
Место | Посольство США в Тегеране | ||
Причина | Захват американских заложников в Иране | ||
Итог | Провал операции | ||
Противники | |||
Командующие | |||
Потери | |||
| |||
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Операция «Орлиный коготь» (англ. Eagle Claw) была проведена 24 апреля 1980 года вооружёнными силами США на территории Ирана с целью спасения 53 заложников из посольства США в Тегеране. Операция закончилась полным провалом.
Предыстория
4 ноября 1979 года членами радикальных студенческих групп был произведён захват американского посольства в Тегеране. В заложниках оказались 66 человек — сотрудники и персонал посольства. Действия захватчиков были поддержаны правительством Ирана. Одним из требований захватчиков от США была выдача шаха Мохаммеда Реза Пехлеви для предания его суду. Через две недели после захвата 13 заложников были отпущены, 53 остались в посольстве.
Предпринятые правительством США переговоры не привели к разрешению дипломатического кризиса. Было принято решение о проведении специальной операции по освобождению заложников.
План
План-эскиз временной базы в пустынеПо плану операции, группа спецназа «Дельта» и вертолёты в сопровождении ударных самолётов и заправщиков должны были приземлиться в пустыне в центре страны. В это время другая группа должна была захватить и удерживать заброшенный аэродром неподалёку от Тегерана. На следующий день группа спецназа из пустыни должна была добраться на автомобилях до посольства в Тегеране, уничтожить охрану и сесть вместе с заложниками в подоспевшие вертолёты, которые затем долетели бы до захваченного аэродрома, откуда все участники операции были бы эвакуированы на секретную базу в дружественный США Египет[2].
Против операции выступил госсекретарь США Вэнс, его позиция не нашла отклика у президента, и Вэнс ушел в отставку по собственному прошению, которое было принято 28 апреля[3].
Ход операции
Сгоревший и брошенный американские вертолёты Sikorsky RH-53D Sea StallionПровалы в операции последовали с самого начала, в основном из-за непрофессионализма военных, спецназовцев, пыльных бурь и поломок техники. Для удачного выполнения операции было необходимо минимум четыре транспортных вертолёта. Из восьми вылетевших на задание один из-за возможной поломки лопасти рухнул в воду сразу после взлета с авианосца, ещё один заблудился в буре и повернул назад. Только шесть вертолётов достигли первой временной базы (заброшенный британский аэродром) в пустыне. Выбранное для посадки место оказалось расположенным, вопреки уверениям разведки, рядом с оживлённым шоссе, в результате операция была сразу же демаскирована. Спецназовцы блокировали междугородный автобус с пассажирами и взорвали проезжавший мимо иранский бензовоз, пассажир которого погиб, а водитель скрылся на попутной машине.
На одном из добравшихся до базы вертолётов обнаружились проблемы с гидравликой. При проведении дозаправки один из вертолётов врезался в самолёт-заправщик, в последующем пожаре погибло восемь членов экипажа и обе машины, после чего было решено отменить операцию и покинуть территорию Ирана. В результате в пустыне были брошены все вертолёты (после чего они перешли к иранской армии), тела погибших пилотов и других членов экипажей, вся секретная документация по проведению операции и книги радиокодов. Все выжившие участники операции были эвакуированы на оставшихся самолётах. Операция завершилась полным провалом.
Жертвы
США
Военнослужащие ВВС США, экипаж самолёта EC-130
- Майор Гарольд Льюис-мл.
- Майор Лин Макинтош
- Майор Ричард Бакке
- Капитан Чарльз Макмиллиан
- Технический сержант Джоэль Майо
Военнослужащие КМП США, экипаж вертолёта RH-53
- Штаб-сержант Дьюи Джонсон
- Сержант Джон Харви
- Капрал Джордж Холмс
Иран
С иранской стороны американцами убит один гражданский — пассажир бензовоза. Его личность не установлена.
См. также
Примечания
Ссылки
wiki.sc