Экраноплан А-90 «Орлёнок» в Тушино: почему музей ВМФ не пускает посетителей внутрь?: lana_sator — LiveJournal

Приветствую читателей!
Сегодня у меня в блоге несколько неожиданный материал. Дело в том, что я очень люблю почти любые технические музеи и достаточно часто их посещаю, но редко решаю обозреть в блоге или вообще где-либо, потому что музеем мало кого можно удивить (особенно известным и популярным). Разве что музей какой-то совсем необычный (например, как музей рыбаков в Севастополе) или сильно меня впечатливший (Ворошиловская батарея во Владивостоке, современный и крутой музей воды в Санкт-Петербурег или красинцовский музей-свалка автотехники в Тульской области)

Сегодняшний репортаж — другой. Сегодня я хочу показать изнутри один из экспонатов музея ВМФ в московском Тушино, в который почему-то не пускают посетителей. Как вы уже могли догадаться из заголовка, речь пойдёт об экраноплане А-90 «Орлёнок»
Прежде я однажды уже публиковала обзор крутейшего экраноплана «Спасатель» проекта 903, на момент посещения спрятанного в одном из цехов нижегородского завода «Волга». С тех пор, увы, Спасатель так и не стал музеем, ровно как и не покинул закрытую территорию судостроительного предприятия.
А что же с «Орлёнком», который с 2007 года находится в московском музее ВМФ? Что мешает музею добавить возможность осмотра этого прекрасного агрегата в программу развлечений для туристов наряду с посещением подлодки? Казалось бы, давно построен мостик к двери, — но экраноплан закрыт для посетителей. Может быть, дело в плохой внутренней сохранности? — ведь этот Орлёнок, будучи одним из пяти выпущенных экземпляров (и всего двух сохранившихся на сегодняшний день), до своего появления в Москве достаточно длительное время лежал без дела где-то в Каспийске, как сейчас там лежит прекрасная Лунь (того же проекта, что Спасатель, но боевая).
Единственный способ узнать, как чувствует себя Орлёнок изнутри, — зайти внутрь, отодвинув перегородку, установленную поперёк мостика, и открыв дверь ручкой от балкона, пока охрана не видит (примечание: описаны обстоятельства входа на момент осмотра некоторое время назад, — всё могло поменяться). Надеюсь, когда-нибудь охранники простят меня за это ужасное преступление, ведь любопытство — не порок?
Под катом — результат посещения.


2. Ещё один экспонат музея — десантный катер «Скат» — также закрыт для осмотра изнутри. Орлёнок на заднем плане


3. Внутрь «Ската» не пускают потому, что он требует ремонта — сохранность очень плохая, это видно как снаружи, так и сквозь стёкла иллюминаторов


4. Но хотя бы снаружи уж можно было покрасить, подлатать


5. Впрочем, вот и цель визита, прекрасный Орлёнок. Немного зелёный снаружи — хоть отмыли бы его. Если нужна помощь волонтёров — я готова!


6. Табличка с характеристиками, — также информацию об экраноплане (на разных языках) можно найти на вики


7. Дожидаемся, пока никто не смотрит, подходим к двери и заходим внутрь экраноплана. Самое интересное — кабина. Сразу идём к ней.


8. Сохранность и насыщенное наполнение кабины приятно радуют


9. Мне кажется, волонтёры и инженеры подмосковного авиамузея Монино оказались бы в восторге, приняв на восстановление агрегат в такой целости


10. Потому как они берутся за восстановление гораздо менее уцелевших экземпляров — и успешно справляются


11. Но Орлёнок не передан музею авиации, потому как стоял на вооружении флота (сорри за рюкзак, попавший в кадр,- заметила уже дома, что забыла убрать)


12. Экраноплан — это гибрид корабля и самолёта. Орлёнок — больше самолёт, чем корабль, потому как в авиарежиме способен подниматься на высоту до 3000 метров


13. Однако, он находится в музее флота, где за более чем 10 лет не смогли организовать возможность полноценного осмотра уникального изделия


14. Впрочем, он по крайней мере не брошен на причале, как когда-то был брошен в том же Тушино несчастный Буран


15. Я видела самолёты на свалках — первым делом из них пропадают элементы панелей управления. Здесь почти всё целёхонько


16. Почти все приборы имеют особенность — их шкалы светятся в темноте. Особенно хорошо подзаряжаются УФ-фонариком


17. Позади кабины, помимо люка в полу, через который в неё осуществляется вход, находятся три двери


18. Слева от дверей — еще любопытные приборы


19. Радиостанция или что-то для внутренней связи


20. Хорошо, что это музейный экспонат, и нажатие на кнопки не включит ничего лишнего


21. За центральной дверцей находится позиция пулемётчиков. Орлёнок — транспортно-десантный военный экраноплан, ему нужно было уметь обороняться. Башня крутится.


22. За дверцей слева — уютное помещения с мягкими стенами. Экипаж экраноплана состоял из 9 человек, — я затрудняюсь назвать, чьё это рабочее место


23. За правой дверцей — различная аппаратура и лючок к позиции пулемётчиков, через который — вероятно — можно было потеребить бойца за пятку


24. Место позади пилотов, к сожалению, выглядит разукомплектованным. Впрочем, если восстановить приборы возможности нет, — стол можно было бы закрыть какой-то панелью, дабы не смущать посетителей. Может, именно поэтому сюда никого не пускают?


25. Пустые дыры вместо различных показометров, радиокомпас и радиостанция


26. Приятная аппаратура, жёсткие линии и строгий дизайн


27. Шкала радиопеленгатора


28. Пыльная, но тоже светится


29. Спустимся через люк из отсека кабины и посмотрим, что находится под ней


30. Как много жгутов кабелей!


31. Под кабиной размещается аппаратура локаторов и радаров. Места мало, всё очень плотненько и тесно


32. Без сверхширокоугольного объектива я бы ничего здесь не сфоткала


33. Если постараться, можно доползти до неприметной дверки перед самым носом экраноплана


34. Справа и слева находятся двигатели, впереди за дверкой — локатор


35. Вот она — бортовая РЛС. Снаружи защищена радиопрозрачным колпаком, визуально формирующим пухлый нос экраноплана


36. Вид назад, к возможности распрямиться


37. Не стали трогать, даже прикасаться, — мало ли что?


38. Есть возможность засунуть голову к двигателям


39. Их два, полностью симметричных, — но полноценно осмотреть авиадвигатель можно только тогда, когда он отдельно от своего самолёта


40. Выходим из тесноты и отправляемся осматривать оставшиеся помещения


41. Транспортная функция экраноплана заключалась в возможности перевозки до 200 морских пехотинцев или двух единиц боевой техники. И если пехотинцы могли бы зайти через пассажирскую дверь (устроив огромную очередь), то у техники так не вышло бы. Поэтому была предусмотрена возможность бокового откидывания всей кабины целиком, а техника заезжала самостоятельно по таким вот раскладным трапам


42. Основной объем экраноплана занимает транспортный отсек размером с два вагона


43. Обстановка вокруг — как будто залез в трюм корабля


44. Пассажирские (или аварийные?) двери примерно в середине длины экраноплана, красные ящики с аварийным имуществом


45. Вспышка делает всё очень сияющим


46. Возле хвоста на уютной полочке покоится бортовой самописец. Кажется, что здесь ему и место, — но я всё же думаю, что это дань музейности


47. Можно открыть его и заглянуть внутрь


48. Внутри — магнитная лента. Закрываем сразу же обратно, чтобы не пылилась.


49. Еще немного контрольной аппаратуры напротив


50. В хвостовом отсеке есть возможность подняться наверх — к третьему двигателю. Там оказалось очень тесно и не очень интересно


51. Зато по сторонам от лесенки — множество агрегатов, обеспечивавших функционирование экраноплана


52. Здесь хотя бы достаточно просторно, чтобы развернуться и всё осмотреть


53. На полу установлено что-то вроде компрессоров, но это не точно


54. Красивая серебристая дверь в грузовой отсек — а незаметную дверцу под лестницей с предыдущих фоток вы заметили?


55. Она такая незаметная, потому что за ней — туалет. Или гальюн. Не знаю, применяется здесь авиационная или корабельная терминология.


56. Ну а в завершении осмотра обратим внимание на якорь. Потому что экраноплан — это всё же отчасти корабль.

Ну так что, какие мысли?
Почему внутрь экраноплана нельзя заходить посетителям музея? Ведь он в достаточно хорошем состоянии, практически целый и очень крутой.
Впрочем, теперь вы и так знаете, что находится внутри. Благодарю вас за внимание!

Отправить этот пост в социальные сети и закладки:



Подписывайтесь на мой инстаграм, там свежие фотки появляются в первую очередь 🙂

lana-sator.livejournal.com

Как создавался боевой экраноплан «Орленок» » Военное обозрение

«Орленок» учился летать на Волге, в спокойной Телячьей протоке под Нижним Новгородом. Спрятать огромный аппарат от любопытных глаз нереально, поэтому для местных жителей придумали легенду: потерпевший аварию самолет пытаются отбуксировать на аэродром.
Передняя часть корпуса откидывалась, открывая грузовой люк. Экраноплан был оборудован комплектом корабельных навигационных огней и имел якорь

Испытания продолжились на Каспии, и «самолет» превратился для непосвященных в «плавучий стенд для отработки новых двигателей скоростных судов». Экранопланы обещали стать незаменимым средством для высадки морского десанта: «Орленок» взлетал и садился при пятибалльном шторме, мог в считаные часы перебросить на расстояние до 1500 км 200 морских пехотинцев или две единицы бронетехники и, выйдя с моря на берег, обеспечить их моментальное вступление в бой. Он с легкостью пролетал над противодесантными заграждениями и минами, губившими корабли, а малая высота полета делала его малозаметным для радаров и наблюдателей противника. Но при необходимости «Орленок» мог подняться до 3000 м!

Впечатленный возможностями аппарата, министр обороны Устинов дал конструктору Алексееву карт-бланш и практически неограниченное финансирование. При разработке «Орленка» пришлось решать немало специфических проблем. Одна из них касалась материалов. Морские стали были слишком тяжелыми, а авиационные не годились для сварных морских конструкций и быстро корродировали в соленой воде. В 1974 году у взлетавшего с воды предсерийного экземпляра полностью оторвалась корма с хвостовым оперением и маршевым двигателем — вероятно, при предыдущих посадках корпус получил не замеченные инженерами трещины. Любой другой аппарат в такой ситуации неминуемо затонул бы. Но «Орленок» оказался феноменально живучим: на носовых двигателях пилоты довели полкорабля до берега.

После аварии материал корпуса заменили, и «Орленок» был допущен до серийного производства. Всего планировалось строительство до 120 аппаратов, но свет увидело только пять. В 1984 году Устинов умер, а новый министр посчитал более перспективным развивать атомный подводный флот. В 2007 году всех «орлят», долгое время без дела стоявших на базе под Каспийском, списали. Наиболее сохранившийся экземпляр отбуксировали по Волге в Москву, где он занял место в музее ВМФ.

Транспортно-десантный экраноплан проекта 904

Разработчик: ЦКБ Алексеева

Размах крыла: 31,5 м

Длина: 58,1 м

Масса без груза: 120 т

Взлетная масса: 140 т

Крейсерская скорость: 350 км/ч

Практическая дальность: 1500 км

Высота полета в экранном режиме: 2−10 м


Где посмотреть: Москва, Музейно-парковый комплекс «Северное Тушино»

topwar.ru

Москва. Тушино. Химкинское водохранилище. Экраноплан «Орленок»: vvarg — LiveJournal

Во время сентябрьской поездки в Крым имел полдня в Столице, никто меня сопровождать в прогулках не хотел, поэтому сам себе нашел развлечения. В начале решил отправиться посмотреть экраноплан, потом Царицыно, а потом даже осталось время для прогулки в центре. Но сейчас про экраноплан.
Об этих удивительных продуктах человеческой мысли я знал и раньше, но скорее вскользь, ну есть и есть. Потом в инете случайно набрел на заметку о том, что якобы Россия возобновит работы по проектированию и производству экранопланов, стало интересно, порылся еще и нашел офигительный фоторепортаж из Каспийска, где на берегу моря гниет единственный экраноплан-монстр ‘Лунь’ (ознакомиться можно тут — экстерьер, интерьер, док). Сказать, что впечатлился увиденным значит ничего не сказать. Начал рыть еще, узнавать больше, вот так ноги и привели экраноплана-паломника к памятнику ‘Орленку’. Коротко об истории предмета. Экранопланы удивительные машины. Не самолет и не судно, хотя на них похож. Вроде бы и летит, но низко, вроде бы и не плывет, но редко ))) Еще более удивил гениальный конструктор этих машин — Алексеев Ростислав Евгеньевич. Человек революционных идей. Он так же автор флота на подводных крыльях. В итоге был просто загнан недоброжелателями.
Подробнее на Википедии об экранопланах в общем и об экранопланах ‘Орленок’ и ‘Лунь’ в частности.
Так же на просторах сети были найдены следующие документальные фильмы по теме:
Сожженные крылья. Предать конструктора
Тайны забытых побед. Эффект Алексеева
Ударная сила. Морской Дракон
Экранопланы. На грани двух стихий


Экраноплан ‘Орленок’ входит в состав экспозиции музея ВМФ, расположенной на берегу Химкинского водохранилища в Северном Тушино, аккурат напротив Северного речного вокзала. В состав экспозиции так же входит подводная лодка Б-396 ‘Новосибирский комсомолец’ и судно на воздушной подушке ‘Скат’. Экспозиция находится в 10 минутах хотьбы от ст.м.Сходненская. Место живописное, парк, водохранилище, завидую местным жителям.
Прибыл туда по утреннему холодку, вставало солнце и светило прямо в морду, так что снимать пришлось против света, прям скажем неудачное время, но что поделать. К «удачам» можно добавить и то, что набережная закрыта на ремонт, доступа к экспонатам нет, вокруг, на и под экранопланом снуют работящие люди. Чем заняты непонятно. Может быть уже начаты работы по возобновлению производства экранопланов )))

[1] Вот он главный герой паломничества, красавец.

[2] Силовые установки.

[3] Спереди выглядит забавно, похож на какого-то персонажа мультфильмов что ли ))) На заднем плане Северный речной вокзал.

[4] Из утреннего тумана проступают лики Столицы.

[5] В полный рост. Подлодка на заднем плане.

[6] Или так.

[7] Или так.

[8] Рабочие использьзуют даже надувные суда.

[9] ‘Скат’.

[10] Северный речной вокзал.

[11] Вид сверху.

vvarg.livejournal.com

Экраноплан (53 фотографии) | Webpark.ru

Прислал: Александр Сенцов

Довелось нам побывать прошлым летом на Экраноплане «Орленок», который находиться в Тушино.
Вход туда сильно ограничен, я бы сказал, вообще не возможен,
но для русского человека нет ничего не возможного)
«Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км,
он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400—500 км/час.
Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением
или две бронированные машины (танк, БТР, БМП).

Присылайте фото своих интересных находок через

НАШУ ФОРМУ ДОБАВЛЕНИЯ НОВОСТИ — участвуй в жизни сайта!

www.webpark.ru

Орлёнок (экраноплан) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Орлёнок.

А-90 «Орлёнок» — советский транспортно-десантный экраноплан/экранолёт, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. В ВМФ СССР — Малый Десантный корабль-Экраноплан (МДЭ) проекта 904, шифр «Орлёнок»[1].
Принят на вооружение ВМФ СССР в ноябре 1979 года.[2] Орлёнок мог отрываться от экрана поверхности и переходить в самолётный режим с эффективной высотой до 2 тысяч метров при потолке 3 тысячи метров.

Нос экраноплана А-90 Орлёнок Кабина пилотов

Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°.

Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён турельно-башенной пулеметной установкой «УТЕС-М» (два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.

«Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400—500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними.

В 1972 году начались лётные испытания «Орлёнка», в ходе которых он продемонстрировал свою живучесть. В одном из полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.

Всего на судостроительном заводе «Волга» было построено пять экранопланов типа «Орлёнок»[1]:

НаименованиеЗаводскойВступил в стройПримечание
«Дубль»№ 20для статических испытаний; отправлен на слом
№ 231977первый лётный прототип из сплава К482Т1; после аварии 24.11.1974 установлен как памятник в Каспийске
МДЭ-150№ 2103.11.197928.08.1992 при буксировке в штормовых условиях опрокинулся и позднее потоплен кораблями КВФ
МДЭ-165№ 2527.10.1981затем — ДЭС-25,
списан в 1999

ruwikiorg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *