Содержание

Орлёнок (экраноплан) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Орлёнок.

А-90 «Орлёнок» — советский транспортно-десантный экраноплан/экранолёт, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. В ВМФ СССР — Малый Десантный корабль-Экраноплан (МДЭ) проекта 904, шифр «Орлёнок»[1].
Принят на вооружение ВМФ СССР в ноябре 1979 года.[2] Орленок мог отрываться от экрана поверхности и переходить в самолётный режим с эффективной высотой до 2 тысяч метров при потолке 3 тысячи метров.

Конструкция и назначение

Нос экраноплана А-90 Орлёнок
Кабина пилотов

Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°.

Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён турельно-башенной пулеметной установкой «УТЕС-М» (два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.

«Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400—500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними.

Испытания

В 1972 году начались лётные испытания «Орлёнка», в ходе которых он продемонстрировал свою живучесть. В одном из полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.

Всего на судостроительном заводе «Волга» было построено пять экранопланов типа «Орлёнок»[1]:

Наименование Заводской Вступил в строй Примечание
«Дубль» № 20 для статических испытаний; отправлен на слом
№ 23 1977 первый лётный прототип из сплава К482Т1; после аварии 24.11.1974 установлен как памятник в Каспийске
МДЭ-150 № 21 03.11.1979 28.08.1992 при буксировки в штормовых условиях опрокинулся и позднее потоплен кораблями КВФ
МДЭ-165 № 25 27.10.1981 затем — ДЭС-25,
списан в 1999
МДЭ-160 № 26 30.12.1983 затем — ДЭС-26,
списан в 2006;
установлен как памятник в Москве

Все «Орлята» вошли в состав авиации ВМФ, на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации.

Серия экранопланов С-21, С-25 и С-26 была установочная: планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят».

В 1984 году умер министр обороны Д. Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны С. Л. Соколов закрыл программу, пустив высвободившиеся деньги на строительство атомных подводных лодок.

Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в городе Каспийск. В июне 2007 года наиболее уцелевший экземпляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

Модификации «Орлёнка»

В начале 1990-х на базе «Орлёнка» активно велись несколько разработок-модификаций:

  • Пассажирское судно, известное на Западе как А.90.150.
  • Научно-исследовательская модификация «Орлёнка» МАГЭ (морской арктический геологоразведывательный экраноплан), c движителем малого хода — гребного винта в насадке — с приводом от дизеля. В кормовой оконечности делаются раскрывающиеся створки и размещается специальное оборудование: экраноплан может брать пробы донного грунта, вести сейсмоакустическую, магнитометрическую и гравиметрическую разведку.
  • Совместно с украинским АНТК «Антонов» разрабатывался проект авиационно-морской спасательной системы: Сверху самолета Ан-225 ставится вариант «Орлёнка», с увеличенной дальностью хода и оборудованный всем необходимым для оказания помощи людям в море (амбулаторией, откидными койками и т. д.). Система может двигаться к точке бедствия со скоростью 700 км/ч, а стартующий с Ан-225 экраноплан может садиться при сильном волнении, губительном для гидросамолетов. Запас хода у экранолёта позволяет ему работать практически в любой точке Мирового океана. Система способна работать и в полярных районах с посадкой на лёд.

Тактико-технические характеристики

  • Размах крыла — 31,50 м.
  • Длина — 58,10 м.
  • Высота — 16,30 м.
  • Площадь крыла— 600,00 м2.
  • Масса:
    • пустого самолёта — 100 000 кг;
    • максимальная взлётная — 140 000 кг.
  • Тип двигателей — 2 х НК-8-4К ; 1 х НК-12МК ; ВСУ 1 х ТА-6А.
  • Тяга:
    • стартовые: 2 х 10 500 кгс;
    • тяговые : 1 х 13 465 л. с.
  • Максимальная скорость — 400 км/ч.
  • Скорость крейсерская — 360 км/ч.
  • Практическая дальность — 1500 км.
  • Высота полёта на экране — 2-10 м.
  • Мореходность — 5 баллов.
  • Экипаж — 6 — 9 человек.
  • Грузовместимость: до 200 пехотинцев или до 28 000 кг груза или 1-2 БТР.
  • Вооружение: купольная турель 2×12,7 мм с пулемётами НСВТ «Утёс».
  • НРЛС МР-244 «Экран».
  • РЛС «Сплав».

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Экранолёт орленок

«Орлёнок» — транспортно-десантный экранолёт (экраноплан), разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева.
Конструкция и назначение: Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта, с использованием экранного эффекта,

когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°.

Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён 14.5-мм двухствольным пулемётом на турели.
Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.
«Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400 — 500 км/час.

Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними.

В отличие от экраноплана КМ, «Орлёнок» мог на долгое время отрываться от экрана и подниматься на высоту до 2000 метров.

 

Экраноплан Орлёнок

 

 

Испытания

В 1972 году начались лётные испытания «Орлёнка», в ходе которых он продемонстрировал свою живучесть.

В одном из полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.

 

Всего было построено пять экранопланов типа «Орлёнок»:

«Дубль» — для статических испытаний; отправлен на слом;

С-23 — первый лётный прототип из сплава К482Т1; после аварии отправлен на слом;

С-21 (1977 год), списан в 2007

С-25 (1980 год), списан в 2007

С-26 (1983 год), списан в 2007

Все «Орлята» вошли в состав авиации ВМФ, на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации.

Серия экранопланов С-21, С-25 и С-26 была установочная: планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят».

В 1984 году умер министр обороны Д. Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны С. Л. Соколов закрыл программу, пустив освободившееся деньги на строительство атомных подводных лодок.

Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в городе Каспийск. В июне 2007 года наиболее уцелевший экземляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

 

В начале 1990-х на базе Орленка активно велись несколько разработок-модификаций: Пассажирское судно, известное на Западе как А.90.150.

Научно-исследовательская модификация «Орленка» МАГЭ (морской арктический геологоразведывательный экраноплан), c движителем малого хода — гребного винта в насадке — с приводом от дизеля.
В кормовой оконечности делаются раскрывающиеся створки и размещается специальное оборудование: экраноплан может брать пробы донного грунта, вести сейсмоакустическую, магнитометрическую и гравиметрическую разведку.

 

Экраноплан Орлёнок и АН — 225

 

 

Совместно с украинским АНТК «Антонов» разрабатывался проект авиационно-морской спасательной системы:

Сверху самолета Ан-225 ставится вариант «Орленка», с увеличенной дальностью хода и оборудованный всем необходимым для оказания помощи людям в море (амбулаторией, откидными койками и тд.).
Система может двигаться к точке бедствия со скоростью 700 км/ч, а стартующий с Ан-225 экраноплан сесть при сильном волнении, губительном для гидросамолетов. Запас хода у экранолёта позволяет ему работать практически в любой точке Мирового океана. Система способна работать и в полярных районах с посадкой на лёд.

Судьба этих разработок в настоящий момент неизвестна.

sea-transport.ru

Орлёнок (экраноплан) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Орлёнок.

Координаты: 55°51′06″ с. ш. 37°27′22″ в. д. / 55.851593° с. ш. 37.456243° в. д. / 55.851593; 37.456243 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.851593&mlon=37.456243&zoom=14 (O)] (Я)

Орлёнок (экраноплан)Орлёнок (экраноплан)

А-90 «Орлёнок» — транспортно-десантный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. В ВМФ СССР — Малый десантный корабль-экраноплан (МДЭ) проекта 904, шифр «Орлёнок»[1]. Принят на вооружение ВМФ СССР в ноябре 1979 г.[2]

Конструкция и назначение



Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°.

Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён турельно-башенной пулеметной установкой «УТЕС-М» (два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.

«Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400—500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними.

Испытания

В 1972 году начались лётные испытания «Орлёнка», в ходе которых он продемонстрировал свою живучесть. В одном из полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.

Всего на судостроительном заводе «Волга» было построено пять экранопланов типа «Орлёнок»[1]:

Наименование Заводской Вступил в строй Примечание
«Дубль» №20 для статических испытаний; отправлен на слом
№23 1977 первый лётный прототип из сплава К482Т1; после аварии 24.11.1974 установлен как памятник в Каспийске
МДЭ-150 №21 03.11.1979 28.08.1992 при буксировки в штормовых условиях опрокинулся, и позднее потоплен кораблями КВФ
МДЭ-165 №25 27.10.1981 затем — ДЭС-25,
списан в 1999
МДЭ-160 №26 30.12.1983 затем — ДЭС-26,
списан в 2006;
установлен как памятник в Москве

Все «Орлята» вошли в состав авиации ВМФ, на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации.

Серия экранопланов С-21, С-25 и С-26 была установочная: планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят».

В 1984 году умер министр обороны Д. Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны С. Л. Соколов закрыл программу, пустив освободившееся деньги на строительство атомных подводных лодок.

Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в городе Каспийск. В июне 2007 года наиболее уцелевший экземпляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

Модификации «Орлёнка»

В начале 1990-х на базе Орленка активно велись несколько разработок-модификаций:

  • Пассажирское судно, известное на Западе как А.90.150.
  • Научно-исследовательская модификация «Орлёнка» МАГЭ (морской арктический геологоразведывательный экраноплан), c движителем малого хода — гребного винта в насадке — с приводом от дизеля. В кормовой оконечности делаются раскрывающиеся створки и размещается специальное оборудование: экраноплан может брать пробы донного грунта, вести сейсмоакустическую, магнитометрическую и гравиметрическую разведку.
  • Совместно с украинским АНТК «Антонов» разрабатывался проект авиационно-морской спасательной системы: Сверху самолета Ан-225 ставится вариант «Орлёнка», с увеличенной дальностью хода и оборудованный всем необходимым для оказания помощи людям в море (амбулаторией, откидными койками и тд.). Система может двигаться к точке бедствия со скоростью 700 км/ч, а стартующий с Ан-225 экраноплан может садиться при сильном волнении, губительном для гидросамолетов. Запас хода у экранолёта позволяет ему работать практически в любой точке Мирового океана. Система способна работать и в полярных районах с посадкой на лёд.

Судьба этих разработок в настоящий момент неизвестна.

Тактико-технические характеристики

  • Размах крыла — 31,50 м
  • Длина — 58,10 м
  • Высота — 16,30 м
  • Площадь крыла— 00,00 м2
  • Масса:
    • пустого самолёта — 120000 кг
    • максимальная взлётная — 140000 кг
  • Тип двигателей — 2 х НК-8-4К ; 1 х НК-12МК ; ВСУ 1 х ТЛ-бЛ
  • Тяга :
    • стартовые: 2 х 10 500 кгс
    • тяговые : 1 х 15 500 кгс
  • Максимальная скорость — 400 км/ч
  • Скорость крейсерская — 360 км/ч
  • Практическая дальность — 1500 км
  • Высота полёта на экране — 2-10 м
  • Мореходность — 5 баллов
    • Экипаж — 6 — 9 чел.
    • Грузовместимость: до 200 пехотинцев или до 28 000 кг груза или 1-2 БТР
    • Вооружение: ПУ «Утес» 2 х 12.7 мм пулеметами НСВТ
    • НРЛС МР-244 «Экран»
    • РЛС «Сплав»

    См. также

    Интересные факты

    • Экраноплан «Орлёнок» присутствует в аниме Asobi ni iku yo! 5-я серия.
    • Компанией «Звезда» была выпущена сборная модель в масштабе 1/144[3]

    Напишите отзыв о статье «Орлёнок (экраноплан)»

    Примечания

    1. 1 2 [russianships.info/boevye/904.htm Малые десантные корабли-экранопланы. Проект 904, шифр «Орлёнок»]
    2. Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2-х томах. — М.: ТОМ, 2010. — Т.1 — С.445 — 608 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
    3. [www.zvezda.org.ru/samolety-1-144/7016 Транспортно-десантный экраноплан А-90 «Орлёнок»]

    Ссылки

    • [www.ckbspk.ru/ ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» — Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева].
    • [students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm07/evn/index.htm Экранопланы. «На грани двух стихий» — сайт посвящённый экранопланам].
    • [www.warlib.ru/index.php?id=000149 Оружие России: Орлёнок].
    • [www.airforce.ru/aircraft/miscellaneous/ekranoplans/index.htm Парящие над волнами].
    • [aquaglide.ru/history_r.htm История развития экранопланов].
    • [www.airwar.ru/enc/sea/orlenok.html Экраноплан «Орлёнок»].
    • [www.riverships.ru/russian/types/?grp=3 Суда на подводных крыльях на сайте «Российские речные суда»].
    • [www.seatech.ru/rus/ships/speedships/hydrofoils.htm Судостроение — Суда на подводных крыльях].
    • [www.popmech.ru/part/?articleid=3100&rubricid=18 «Популярная механика» — «Окрылённые»].
    • [www.popmech.ru/part/?articleid=2894&rubricid=4 «Популярная механика» — «Летящие над водой»].
    • [www.hs-ships.ru/podvod.htm ФПГ «Скоростной флот» — Суда на подводных крыльях]
    • [www.sormovich.nnov.ru/archive/1458/ «Ракета», «Метеор», «Комета», «Спутник». Пассажирские судна на подводных крыльях. От космических названий к космическим скоростям].
    • [design-review.kgasu.ru/index.php?show=article&id=184&year=2006&number=3 Design-Review — О. П. Фролов «Из истории судов на подводных крыльях»].

    Отрывок, характеризующий Орлёнок (экраноплан)

    Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее.

    С самых тех пор, как Борис в 1805 году из Москвы уехал в армию, он не видался с Ростовыми. Несколько раз он бывал в Москве, проезжал недалеко от Отрадного, но ни разу не был у Ростовых.

    Наташе приходило иногда к голову, что он не хотел видеть ее, и эти догадки ее подтверждались тем грустным тоном, которым говаривали о нем старшие:

    – В нынешнем веке не помнят старых друзей, – говорила графиня вслед за упоминанием о Борисе.

    Анна Михайловна, в последнее время реже бывавшая у Ростовых, тоже держала себя как то особенно достойно, и всякий раз восторженно и благодарно говорила о достоинствах своего сына и о блестящей карьере, на которой он находился. Когда Ростовы приехали в Петербург, Борис приехал к ним с визитом.

    Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой.

    Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными, блестящими из под локон глазами и с отчаянным, детским смехом, которую он знал 4 года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился, и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу.

    – Что, узнаешь свою маленькую приятельницу шалунью? – сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он удивлен происшедшей в ней переменой.

    – Как вы похорошели!

    «Еще бы!», отвечали смеющиеся глаза Наташи.

    – А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее.

    Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS.

    Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых.

    Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и крехтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей, и с одним бедным пучком волос, выступавшим из под белого, коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой.

    – Ну, ну, ну, – сказала мать.

    – Мама, можно поговорить, да? – сказала Hаташa. – Ну, в душку один раз, ну еще, и будет. – И она обхватила шею матери и поцеловала ее под подбородок. В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко.

    – Ну, об чем же нынче? – сказала мать, устроившись на подушках и подождав, пока Наташа, также перекатившись раза два через себя, не легла с ней рядом под одним одеялом, выпростав руки и приняв серьезное выражение.

    Эти ночные посещения Наташи, совершавшиеся до возвращения графа из клуба, были одним из любимейших наслаждений матери и дочери.

    – Об чем же нынче? А мне нужно тебе сказать…

    Наташа закрыла рукою рот матери.

    – О Борисе… Я знаю, – сказала она серьезно, – я затем и пришла. Не говорите, я знаю. Нет, скажите! – Она отпустила руку. – Скажите, мама. Он мил?

    – Наташа, тебе 16 лет, в твои года я была замужем. Ты говоришь, что Боря мил. Он очень мил, и я его люблю как сына, но что же ты хочешь?… Что ты думаешь? Ты ему совсем вскружила голову, я это вижу…

    wiki-org.ru

    Орлёнок (экранолёт) Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Орлёнок.

    А-90 «Орлёнок» — советский транспортно-десантный экраноплан/экранолёт, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. В ВМФ СССР — Малый Десантный корабль-Экраноплан (МДЭ) проекта 904, шифр «Орлёнок»[1].
    Принят на вооружение ВМФ СССР в ноябре 1979 года.[2] Орлёнок мог отрываться от экрана поверхности и переходить в самолётный режим с эффективной высотой до 2 тысяч метров при потолке 3 тысячи метров.

    Конструкция и назначение[ | ]

    Нос экраноплана А-90 Орлёнок
    Кабина пилотов

    Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°.

    Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён турельно-башенной пулеметной установкой «УТЕС-М» (два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.

    «Орлёнок» предназнач

    ru-wiki.ru

    Орлёнок (экраноплан) — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Орлёнок.

    А-90 «Орлёнок» — советский транспортно-десантный экраноплан/экранолёт, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. В ВМФ СССР — Малый Десантный корабль-Экраноплан (МДЭ) проекта 904, шифр «Орлёнок»[1].
    Принят на вооружение ВМФ СССР в ноябре 1979 года.[2] Орленок мог отрываться от экрана поверхности и переходить в самолётный режим с эффективной высотой до 2 тысяч метров при потолке 3 тысячи метров.

    Конструкция и назначение

    Нос экраноплана А-90 Орлёнок
    Кабина пилотов

    Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°.

    Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён турельно-башенной пулеметной установкой «УТЕС-М» (два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.

    «Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400—500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними.

    Видео по теме

    Испытания

    В 1972 году начались лётные испытания «Орлёнка», в ходе которых он продемонстрировал свою живучесть. В одном из полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.

    Всего на судостроительном заводе «Волга» было построено пять экранопланов типа «Орлёнок»[1]:

    Наименование Заводской Вступил в строй Примечание
    «Дубль» № 20 для статических испытаний; отправлен на слом
    № 23 1977 первый лётный прототип из сплава К482Т1; после аварии 24.11.1974 установлен как памятник в Каспийске
    МДЭ-150 № 21 03.11.1979 28.08.1992 при буксировки в штормовых условиях опрокинулся и позднее потоплен кораблями КВФ
    МДЭ-165 № 25 27.10.1981 затем — ДЭС-25,
    списан в 1999
    МДЭ-160 № 26 30.12.1983 затем — ДЭС-26,
    списан в 2006;
    установлен как памятник в Москве

    Все «Орлята» вошли в состав авиации ВМФ, на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации.

    Серия экранопланов С-21, С-25 и С-26 была установочная: планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят».

    В 1984 году умер министр обороны Д. Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны С. Л. Соколов закрыл программу, пустив высвободившиеся деньги на строительство атомных подводных лодок.

    Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в городе Каспийск. В июне 2007 года наиболее уцелевший экземпляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

    Модификации «Орлёнка»

    В начале 1990-х на базе «Орлёнка» активно велись несколько разработок-модификаций:

    • Пассажирское судно, известное на Западе как А.90.150.
    • Научно-исследовательская модификация «Орлёнка» МАГЭ (морской арктический геологоразведывательный экраноплан), c движителем малого хода — гребного винта в насадке — с приводом от дизеля. В кормовой оконечности делаются раскрывающиеся створки и размещается специальное оборудование: экраноплан может брать пробы донного грунта, вести сейсмоакустическую, магнитометрическую и гравиметрическую разведку.
    • Совместно с украинским АНТК «Антонов» разрабатывался проект авиационно-морской спасательной системы: Сверху самолета Ан-225 ставится вариант «Орлёнка», с увеличенной дальностью хода и оборудованный всем необходимым для оказания помощи людям в море (амбулаторией, откидными койками и т. д.). Система может двигаться к точке бедствия со скоростью 700 км/ч, а стартующий с Ан-225 экраноплан может садиться при сильном волнении, губительном для гидросамолетов. Запас хода у экранолёта позволяет ему работать практически в любой точке Мирового океана. Система способна работать и в полярных районах с посадкой на лёд.

    Тактико-технические характеристики

    • Размах крыла — 31,50 м.
    • Длина — 58,10 м.
    • Высота — 16,30 м.
    • Площадь крыла— 600,00 м2.
    • Масса:
      • пустого самолёта — 100 000 кг;
      • максимальная взлётная — 140 000 кг.
    • Тип двигателей — 2 х НК-8-4К ; 1 х НК-12МК ; ВСУ 1 х ТА-6А.
    • Тяга:
      • стартовые: 2 х 10 500 кгс;
      • тяговые : 1 х 13 465 л. с.
    • Максимальная скорость — 400 км/ч.
    • Скорость крейсерская — 360 км/ч.
    • Практическая дальность — 1500 км.
    • Высота полёта на экране — 2-10 м.
    • Мореходность — 5 баллов.
    • Экипаж — 6 — 9 человек.
    • Грузовместимость: до 200 пехотинцев или до 28 000 кг груза или 1-2 БТР.
    • Вооружение: купольная турель 2×12,7 мм с пулемётами НСВТ «Утёс».
    • НРЛС МР-244 «Экран».
    • РЛС «Сплав».

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    wiki2.red

    Орлёнок (экраноплан)

    TR | UK | KK | BE | EN |

    Координаты: 55°51′06″ с. ш. 37°27′22″ в. д. / 55.851593° с. ш. 37.456243° в. д. / 55.851593; 37.456243 (G) (O) (Я)

    A-90 «Орлёнок»
    «Орлёнок» в Музее ВМФ
    Тип экраноплан
    Разработчик Алексеев, Ростислав Евгеньевич
    Производитель ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева
    Первый полёт 1972 год
    Начало эксплуатации 1979 год
    Конец эксплуатации 1993 год
    Статус проект закрыт
    Основные эксплуатанты ВМФ СССР
    Единиц произведено 5
     Изображения на Викискладе

    А-90 «Орлёнок» — транспортно-десантный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. В ВМФ СССР — Малый десантный корабль-экраноплан (МДЭ) проекта 904, шифр «Орлёнок». Принят на вооружение ВМФ СССР в ноябре 1979 г.

    Содержание

    • 1 Конструкция и назначение
    • 2 Испытания
    • 3 Модификации «Орлёнка»
    • 4 Тактико-технические характеристики
    • 5 См. также
    • 6 Интересные факты
    • 7 Примечания
    • 8 Ссылки

    Конструкция и назначение

    Нос экраноплана А-90 Орлёнок

    Кабина пилотов

    Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°.

    Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён турельно-башенной пулеметной установкой «УТЕС-М» (два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.

    «Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400—500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними.

    Испытания

    В 1972 году начались лётные испытания «Орлёнка», в ходе которых он продемонстрировал свою живучесть. В одном из полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.

    Всего на судостроительном заводе «Волга» было построено пять экранопланов типа «Орлёнок»:

    Наименование Заводской Вступил в строй Примечание
    «Дубль» №20 для статических испытаний; отправлен на слом
    №23 1977 первый лётный прототип из сплава К482Т1; после аварии 24.11.1974 установлен как памятник в Каспийске
    МДЭ-150 №21 03.11.1979 28.08.1992 при буксировки в штормовых условиях опрокинулся, и позднее потоплен кораблями КВФ
    МДЭ-165 №25 27.10.1981 затем — ДЭС-25,
    списан в 1999
    МДЭ-160 №26 30.12.1983 затем — ДЭС-26,
    списан в 2006;
    установлен как памятник в Москве

    Все «Орлята» вошли в состав авиации ВМФ, на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации.

    Серия экранопланов С-21, С-25 и С-26 была установочная: планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят».

    В 1984 году умер министр обороны Д. Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны С. Л. Соколов закрыл программу, пустив освободившееся деньги на строительство атомных подводных лодок.

    Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в городе Каспийск. В июне 2007 года наиболее уцелевший экземпляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

    Модификации «Орлёнка»

    В начале 1990-х на базе Орленка активно велись несколько разработок-модификаций:

    • Пассажирское судно, известное на Западе как А.90.150.
    • Научно-исследовательская модификация «Орлёнка» МАГЭ (морской арктический геологоразведывательный экраноплан), c движителем малого хода — гребного винта в насадке — с приводом от дизеля. В кормовой оконечности делаются раскрывающиеся створки и размещается специальное оборудование: экраноплан может брать пробы донного грунта, вести сейсмоакустическую, магнитометрическую и гравиметрическую разведку.
    • Совместно с украинским АНТК «Антонов» разрабатывался проект авиационно-морской спасательной системы: Сверху самолета Ан-225 ставится вариант «Орлёнка», с увеличенной дальностью хода и оборудованный всем необходимым для оказания помощи людям в море (амбулаторией, откидными койками и тд.). Система может двигаться к точке бедствия со скоростью 700 км/ч, а стартующий с Ан-225 экраноплан может садиться при сильном волнении, губительном для гидросамолетов. Запас хода у экранолёта позволяет ему работать практически в любой точке Мирового океана. Система способна работать и в полярных районах с посадкой на лёд.

    Судьба этих разработок в настоящий момент неизвестна.

    Тактико-технические характеристики

    • Размах крыла — 31,50 м
    • Длина — 58,10 м
    • Высота — 16,30 м
    • Площадь крыла— 00,00 м2
    • Масса:
      • пустого самолёта — 120000 кг
      • максимальная взлётная — 140000 кг
    • Тип двигателей — 2 х НК-8-4К ; 1 х НК-12МК ; ВСУ 1 х ТЛ-бЛ
    • Тяга :
      • стартовые: 2 х 10 500 кгс
      • тяговые : 1 х 15 500 кгс
    • Максимальная скорость — 400 км/ч
    • Скорость крейсерская — 360 км/ч
    • Практическая дальность — 1500 км
    • Высота полёта на экране — 2-10 м
    • Мореходность — 5 баллов
    • Экипаж — 6 — 9 чел.
    • Грузовместимость: до 200 пехотинцев или до 28 000 кг груза или 1-2 БТР
    • Вооружение: ПУ «Утес» 2 х 12.7 мм пулеметами НСВТ
    • НРЛС МР-244 «Экран»
    • РЛС «Сплав»

    См. также

    • Экраноплан
    • Экранопланы ЦКБ по СПК Ростислава Алексеева

    Интересные факты

    • Экраноплан «Орлёнок» присутствует в аниме Asobi ni iku yo! 5-я серия.
    • Компанией «Звезда» была выпущена сборная модель в масштабе 1/144

    Примечания

    1. 1 2 Малые десантные корабли-экранопланы. Проект 904, шифр «Орлёнок»
    2. Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2-х томах. — М.: ТОМ, 2010. — Т.1 — С.445 — 608 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
    3. Транспортно-десантный экраноплан А-90 «Орлёнок»

    Ссылки

    • ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» — Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева.
    • Экранопланы. «На грани двух стихий» — сайт посвящённый экранопланам.
    • Оружие России: Орлёнок.
    • Парящие над волнами.
    • История развития экранопланов.
    • Экраноплан «Орлёнок».
    • Суда на подводных крыльях на сайте «Российские речные суда».
    • Судостроение — Суда на подводных крыльях.
    • «Популярная механика» — «Окрылённые».
    • «Популярная механика» — «Летящие над водой».
    • ФПГ «Скоростной флот» — Суда на подводных крыльях
    • «Ракета», «Метеор», «Комета», «Спутник». Пассажирские судна на подводных крыльях. От космических названий к космическим скоростям.
    • Design-Review — О. П. Фролов «Из истории судов на подводных крыльях».
    Экранопланы
    Амфибии Аквалёт • Буревестник-24 • ВВА-14 • Иволга • КМ • Лунь • Акваглайд-2 • Акваглайд-5 • Airfish-8 • Kaien-3 • Pelican • Sea Eagle • SeaRider • Skimmerfoil Jörg IV • Transaquatis T15 • UH-18SPW • UH-19XRW
    Экранолёты Бе-1 • Бе-2500 • А-90 «Орлёнок» • С-90 • ЭЛ-7 «Иволга» • ЭКИП
    Наземного базирования Поезд-экраноплан
    Боевые надводные корабли ВМФ СССР в послевоенный период
    Основные классы
    Линейные корабли

    «Октябрьская революция» • «Севастополь» • «Петропавловск» • «Новороссийск» • «Архангельск»

    Крейсера

    проект 68-К • проект 68-бис • проект 69 • проект 66 • проект 84 • проект 82 • проект 58 • проект 1134 • проект 1144 • проект 1164

    Эскадренные миноносцы

    проект 30-К • проект 30-бис • проект 31 • проект 41 • проект 56 • проект 56-ЭМ • проект 57-бис • проект 956

    Большие противолодочные корабли

    проект 61 • проект 1134-А • проект 1134-Б • проект 1155 • проект 1155.1

    Сторожевые корабли

    2 ранга: проект 1159 • проект 1135 • проект 11540 • проект 11660

    3 ранга: проект 29 • проект 42 • проект 50 • проект 159 • проект 35

    Малые артиллерийские корабли

    проект 1208

    Малые ракетные корабли

    проект 1234 • проект 1240 • проект 1239

    Малые противолодочные корабли

    проект 122-А • проект 122-бис • проект 204 • проект 1124 • проект 1141 • проект 12412 • проект 1331-М • проект 11451

    Боевые катера
    Сторожевые катера

    проект Д361 • проект 125А • проект П376 • проект 205П • проект 1400 • проект 10410

    Артиллерийские катера

    проект 1204

    Торпедные катера

    проект 123-бис • проект 183 • проект 184 • проект 206 • проект 125 • проект 206-М

    Противолодочные катера

    проект 133 • проект 199 • проект 201 •

    Ракетные катера

    проект 183-Р • проект 205 • проект 206-МР • проект 1241

    Корабли специального назначения ВМФ СССР
    Авианесущие корабли

    «Москва» • «Ленинград» • «Киев» • «Минск» • «Новороссийск» • «Баку» • «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» • «Варяг» • «Ульяновск»

    Десантные корабли

    проект 1171 • проект 1174 • проект 11780 • проект 775 • проект 188 • проект 572 • проект 770 • проект 773 •

    Учебные корабли

    проект 1886У • проект 887 • проект 888 •

    Тральщики

    Морские тральщики: проект 73-К • проект 254 • проект 264 • проект 266 • проект 266-М • проект 266-МЭ • проект 923 • проект 12660

    Базовые тральщики: проект 265 • проект 257 • проект 699 • проект 1252 • проект 1265 • проект 1265-Э

    Рейдовые тральщики: проект 255 • проект 1258 • проект 10750

    См. также: {{Вспомогательные корабли ВМФ СССР в послевоенный период}}, {{ВМФ СССР (1951—1991)}}

    Орлёнок (экраноплан) Информацию О



    Орлёнок (экраноплан) Комментарии

    Орлёнок (экраноплан)
    Орлёнок (экраноплан)

    Орлёнок (экраноплан) Вы просматриваете субъект

    Орлёнок (экраноплан) что, Орлёнок (экраноплан) кто, Орлёнок (экраноплан) описание

    There are excerpts from wikipedia on this article and video

    www.turkaramamotoru.com

    📌 Орлёнок (экраноплан) — это… 🎓 Что такое Орлёнок (экраноплан)?

    A-90 «Орлёнок»
    «Орлёнок» в Музее ВМФ
    Тип экраноплан
    Разработчик Алексеев, Ростислав Евгеньевич
    Производитель Central Hydrofoil Design Bureau
    Первый полёт 1972
    Начало эксплуатации 1979
    Конец эксплуатации 1993
    Основные эксплуатанты ВМФ СССР
    Единиц произведено 5
     Изображения на Викискладе

    «Орлёнок» — транспортно-десантный экранолёт (экраноплан), разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева.

    Конструкция и назначение

    Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полета, с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолетом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъемную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°.

    Мощная механизация крыла используется на взлете для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён 14.5-мм двухствольным пулеметом на турели. Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.

    «Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400—500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними.

    В отличие от экраноплана КМ «Орлёнок» мог на долгое время отрываться от экрана и подниматься на высоту до 2000 метров.

    Испытания

    В 1972 году начались лётные испытания «Орлёнка», в ходе которых он продемонстрировал свою живучесть. В одном из полетов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.

    Всего было построено пять экранопланов типа «Орлёнок»:

    • «Дубль» — для статических испытаний; отправлен на слом;
    • С-23 — первый летный прототип из сплава К482Т1; после аварии отправлен на слом;
    • С-21 (1977 год), списан в 2007
    • С-25 (1980 год), списан в 2007
    • С-26 (1983 год), списан в 2007

    Все «Орлята» вошли в состав авиации ВМФ, на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации.

    Серия экранопланов С-21, С-25 и С-26 была установочная: планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят».

    В 1984 году умер министр обороны Д. Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны С. Л. Соколов закрыл программу, пустив освободившееся деньги на строительство атомных подводных лодок.

    Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в городе Каспийск. В июне 2007 года наиболее уцелевший экземляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

    Модификации «Орлёнка»

    В начале 1990-х на базе Орленка активно велись несколько разработок-модификаций:

    • Пассажирское судно, известное на Западе как А.90.150.
    • Научно-исследовательская модификация «Орленка» МАГЭ (морской арктический геологоразведывательный экраноплан), c движителем малого хода — гребного винта в насадке — с приводом от дизеля. В кормовой оконечности делаются раскрывающиеся створки и размещается специальное оборудование: экраноплан может брать пробы донного грунта, вести сейсмоакустическую, магнитометрическую и гравиметрическую разведку.
    • Совместно с украинским АНТК «Антонов» разрабатывался проект авиационно-морской спасательной системы: Сверху самолета Ан-225 ставится вариант «Орленка», с увеличенной дальностью хода и оборудованный всем необходимым для оказания помощи людям в море (амбулаторией, откидными койками и тд.). Система может двигаться к точке бедствия со скоростью 700 км/ч, а стартующий с Ан-225 экраноплан сесть при сильном волнении, губительном для гидросамолетов. Запас хода у экранолёта позволяет ему работать практически в любой точке Мирового океана. Система способна работать и в полярных районах с посадкой на лёд.

    Судьба этих разработок в настоящий момент неизвестна.

    См. также

    Экранопланы КБ Ростислава Алексеева:

    Ссылки

    Wikimedia Foundation.
    2010.

    dic.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о