Содержание

Операция «Дюнкерк» — Цена победы

После того, как 10 мая 1940 года была прорвана линия Мажино, а 14 мая капитулировала Голландия, Британский экспедиционный корпус, французские части и соединения и остатки бельгийских войск оказались в окружении в районе города Дюнкерк. Причем, как писал Монтгомери после войны, битва в Бельгии и во Франции была проиграна еще до ее начала. То есть само расположение войск, действия французского командования, разногласия между англичанами и французами — все это привело к тому, что войска в данной ситуации уже были обречены на поражение. Хотя дивизия Монтгомери проявила себя очень хорошо.

Для Дюнкеркской эвакуации собрали все, что было можно

20 мая британское правительство начало собирать корабли и суда, которые были способны принять участие в эвакуации союзных войск на Британские острова. Для этого были мобилизованы все корабли военного и торгового флотов, портовые буксиры, даже речные трамвайчики. Всего было привлечено порядка семисот судов. Планировал и руководил операцией контр-адмирал Бертрам Рамсей. Большой вклад в эвакуацию внес и лорд Горт, командующий британскими войсками.

За неделю на Британские острова было перевезено 338 тысяч человек

За неделю, с 26 мая по 4 июня, морем, по Ла-Маншу, на Британские острова было перевезено 338 тысяч человек. Поразительно, но потери при проведении операции «Динамо» (кодовое название Дюнкеркской эвакуации) были невелики. Почему? Во-первых, потому что военные корабли сумели прикрыть гражданские суда. Английские пилоты действовали очень храбро. Немецкие тоже сражались. Непосредственно в боях вокруг самого плацдарма было потеряно порядка 100 самолетов (и с той, и с другой стороны), погибло около 1200 человек. Но было оставлено вооружение: 2500 орудий, 60 тысяч автомашин, было брошено огромное количество боеприпасов, топлива, имущества. Нельзя не сказать и о французах, которые попали в плен, фактически прикрывая всю эту операцию, — 50 тысяч человек.


Британские солдаты следуют на посадку на британский эсминец у побережья Дюнкерка в ходе операции «Динамо», 1940 год

Эвакуация проводилась в несколько этапов. На побережье были выстроены импровизированные причалы. Сначала людей везли на небольших судах, которые могли вплотную подойти к берегу, потом перегружали на большие корабли. Каждой части был определен свой порядок отхода: одна прикрывала оборону, другая уходила в тыл. То есть они постоянно менялись, ходили друг за другом. Это было сделано для того, чтобы «обрубить» возможность немцев прорваться к пляжам, где проводилась эвакуация. Оборону держали до последнего. Немцы не смогли ее прогрызть. Они не рискнули.

В Дюнкерке вся полнота власти была у англичан

Существует версия, что Гитлер отдал приказ остановиться, «не приближаться к Дюнкерку ближе, чем на 10 километров» и не использовать против блокированной англо-французской группировки танки. На самом деле немецкие части остановились и без его приказа. В этом им «помогли» англичане. Во-первых, германские войска вошли в зону действия корабельной артиллерии англичан, и точечный мощный огонь корабельных орудий сыграл здесь очень большую роль. Во-вторых, битва за Францию была далеко еще не закончена. Франция не капитулировала, война продолжалась. И было непонятно, как в дальнейшем развернутся события, стоит ли рисковать танковыми частями, немецкой пехотой в боях за этот плацдарм? Немецкие генералы не посчитали это нужным. Главное для них было то, что англичане уходят.

Кстати, если говорить о политике, то есть еще одна очень интересная версия, согласно которой немцы рассчитывали, что когда эвакуированные английские части в панике вернутся домой, принесут с собой дух поражения, Британия капитулирует, откажется от продолжения войны. Ничего подобного не произошло.

Черчилль предлагает объединить Англию и Францию в одно государство

Стоит отметить, что помимо англичан и французов в Дюнкеркской операции (правда, в небольшом количестве) были задействованы бельгийцы и голландцы. И если бельгийская армия, подчиняясь приказу короля, капитулировала, то голландцы за несколько дней яростной борьбы смогли нанести немцам тяжелые потери. Например, над Голландией немецкая транспортная авиация потеряла 300 самолетов. Вообще, 8 мая 1940 года — это день самых тяжелых потерь германской авиации за всю мировую войну.

Раз уж речь зашла об авиации, нельзя не упомянуть об английских летчиках, которые под Дюнкерком впервые «показали немцам зубы». Действовали они просто блестяще, прикрывая с воздуха корабли, которые увозили людей.


Солдаты французской армии, эвакуированные в Великобританию во время операции «Динамо». Дувр, 1940 год

Ну и несколько слов про фигуру Уинстона Черчилля, которая, конечно, была ключевой в этот период. Известно, что британский премьер-министр был сторонником войны до победы в любом случае. Ведь именно ему принадлежит идея объединить Англию и Францию в одно государство, которое будет противостоять Гитлеру. Однако французы не рискнули пойти на этот шаг.

diletant.media

Дюнкеркская операция — Википедия. Что такое Дюнкеркская операция

Дюнке́ркская эвакуа́ция, кодовое наименование опера́ция «Дина́мо» (англ. Operation Dynamo) — операция в ходе Французской кампании Второй мировой войны по эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками после Дюнкеркской битвы.

Предыстория

После прорыва линии Мажино 10 мая 1940 года и капитуляции Нидерландов 14 мая немецкое командование развило свой успех. Части Британских экспедиционных сил под командованием лорда Джона Горта, французские части и соединения, входившие в 16-й корпус, и остатки бельгийских войск оказались блокированными в районе города Дюнкерк.

18 мая 1940 года командующий британскими войсками лорд Горт впервые открыто предложил рассмотреть вопрос эвакуации союзных войск на Британские острова[4].

После того как 20 мая 1940 года немецкие танковые соединения прорвались к Абвилю, войска 1-й группы армий союзников (в общей сложности, 10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий) оказались отрезаны и прижаты к морю в районе Гравлин, Аррас, Брюгге. С юга и юго-запада против них действовали войска немецкой группы армий «А» под командованием генерал-полковника Герда фон Рундштедта (танковая группа Э. Клейста, танковая группа Г. Гота и 4-я армия вермахта), с востока и юго-востока — войска немецкой группы армий «Б» под командованием генерал-полковника В. Лееба (части 18-й и 6-й армий)[5].

Кабинет Черчилля и Британское Адмиралтейство решили эвакуировать части британского экспедиционного корпуса на Британские острова.

Ход операции

20 мая британское правительство начало собирать корабли и суда, которые были способны принять участие в эвакуации (см. Маленькие корабли Дюнкерка)

[6]. Для эвакуации командование союзников мобилизовало все имевшиеся в наличии корабли военно-морского и торгового флотов: 693 английских и около 250 французских[3]. Планировал и руководил операцией контр-адмирал Бертрам Рамсей.

21 мая 1940 года 19-й корпус вермахта получил приказ перейти в наступление с целью овладеть портами на Ла-Манше[7]. В этот же день, во второй половине дня, британские войска предприняли контратаку против немецких частей в районе к югу от Арраса[6], в контратаке участвовали ограниченные силы (один пехотный полк и два танковых батальона). Подразделения 4-й армии вермахта при поддержке штурмовой авиации ликвидировали угрозу[4], однако немецкие войска были отброшены на несколько километров к югу.

В ночь на 22 мая 1940 в контратаку перешли две французские дивизии, но из-за отсутствия координации действий между союзниками к этому времени английское командование уже остановило продвижение и дало приказ своим войскам отойти. Контратака, получившая название «Кризис под Аррасом», вызвала переполох у немецкого командования.[8] В 1945 году Рундштедт писал: «Критический момент наступления возник как раз в то время, когда мои войска достигли Ла-Манша. Это был контрудар английских войск, нанесённый 21 мая к югу от Арраса. В течение короткого времени мы опасались, что наши танковые дивизии будут отрезаны, прежде чем успеют подойти на помощь пехотные дивизии. Ни одна из французских контратак не представляла такой серьёзной угрозы, как эта»

[9][10].

22 мая 1940 года части танковой группы Клейста заняли Булонь[11]. В этот же день английское военно-морское министерство реквизировало 40 голландских шхун, находившихся в английских портах, с целью использовать их для эвакуации войск с континента[12].

Как отмечал в воспоминаниях командующий 19-м армейским корпусом генерал Г. Гудериан, в течение этого дня в боях под Девром, Саме и южнее Булони военнослужащие корпуса сталкивались не только с англо-французскими войсками, но и с подразделениями бельгийских и голландских войск[13].

23 мая 1940 года немецкие части вышли к порту Кале и оказались в 16 километрах от Дюнкерка[11].

В ночь с 23 на 24 мая 1940 года 9-я рота полка «Der Führer» 2-й танковой дивизии СС, выдвинувшаяся в район Байёля для охраны переправ, была атакована силами противника численностью до батальона пехоты при поддержке танков, которые прорвались через оборонительные позиции роты. Одновременно французские танки атаковали позиции 7-й роты полка. На помощь 9-й роте в бой под Сент-Илером были брошены резервы 9-й роты, а также один пулемётный взвод из состава 12-й роты и один противотанковый взвод из состава 14-й роты полка «Der Führer»

[14].

24 мая Гитлер отдал приказ немецким танковым дивизиям, наступавшим вдоль побережья Ла-Манша, остановить наступление на рубеже канала Аа и отвести назад части, продвинувшиеся на Азбрук. Дальнейшее продвижение разрешалось только частям, выполнявшим задачи по разведке и охранению[4]. В результате немецкие части остановились на рубеже Бетюн — Сент-Омер — Гравлин[5]. Гитлер приказал «не приближаться к Дюнкерку ближе чем на 10 км» и не использовать против блокированной группировки танки, поэтому Рундштедт, стараясь воспрепятствовать эвакуации, но не нарушить полученный приказ фюрера, отдал немецким войскам приказ использовать для обстрела позиций противника артиллерию среднего калибра[15].
В этот же день, в 11 часов 42 минуты, незашифрованное сообщение, в котором немецкое военное командование приказало войскам остановиться на линии Дюнкерк — Азбрук — Мервилль, было перехвачено английской службой радиоперехвата

[16].

Тем не менее, 24 мая по приказу командира дивизии СС «Адольф Гитлер» военнослужащие дивизии переправились через канал Аа и взяли высоту Монваттан на противоположном берегу, которая обеспечивала господство над равнинной местностью (развалины средневекового замка на вершине позволяли превратить её в опорный пункт)[17].

Вечером 26 мая британский экспедиционный корпус получил приказ об эвакуации. Непосредственно перед началом операции правительство Великобритании обратилось ко всем владельцам частных кораблей, катеров и иных судов с призывом принять участие в эвакуации войск[6].

27—28 мая полк «Der Führer» 2-й танковой дивизии СС вёл бои с подразделениями британских войск в районе леса Ньеп за переправу через реку Лис. Боевые действия носили ожесточённый характер и доходили до рукопашных схваток, лесной массив Ньеп был занят немцами только к вечеру 28 мая.[14]

28 мая 1940 года бельгийский король Леопольд III подписал акт о капитуляции Бельгии. Капитуляция бельгийских войск высвободила немецкие воинские части и осложнила положение англо-французских войск, блокированных в районе Дюнкерка

[11].

Эвакуация из района Дюнкерка проходила рассредоточенно, под непрерывным огнём артиллерии и постоянными бомбардировками противника. Особо массированные налёты начинались после отхода на заправку английских истребителей, прикрывавших побережье. При сужении кольца окружения огонь вёлся и из стрелкового оружия, в первую очередь из пулемётов[18]. Погрузка войск на крупные корабли британского военно-морского и торгового флота проходила в порту Дюнкерка, однако войска на побережье создали нескольких импровизированных причалов из загнанных в воду колонн автомашин, к которым могли швартоваться небольшие корабли британского вспомогательного флота. Кроме того, под прикрытием кораблей британского военно-морского флота мелкие корабли и катера подходили к побережью, и солдаты добирались до них на лодках, спасательных шлюпках и самостоятельно изготовленных плавсредствах[6].

Боевые действия велись в условиях сильно пересечённой местности среди многочисленных каналов, английские войска удерживали восточную часть фронта, французские — западную; по мере эвакуации войск передовые части выходили из соприкосновения с противником и отправлялись на берег для погрузки, на следующем рубеже обороны противника встречали новые части арьергарда. Немцы постоянно атаковали, но несли тяжёлые потери и продвигались чрезвычайно медленно. Иногда союзные войска контратаковали и отбрасывали их на исходные позиции

[18].

Самолёты немецких военно-воздушных сил не сумели достичь превосходства в воздухе и сорвать эвакуацию войск союзников по ряду причин, среди которых:

  • переоценка командованием люфтваффе сил и возможностей немецкой авиации[6] (генерал А. Кессельринг отмечал, что при постановке задачи Геринг не учитывал степень усталости лётчиков люфтваффе, которые в течение почти трёх недель участвовали в боевых действиях[19]), а также недостаточный учёт местных особенностей театра военных действий:
    • так, при бомбардировке побережья поражающее действие немецких авиабомб оказалось снижено в результате низкой плотности морского песка[6];
  • активное противодействие со стороны истребительной авиации противника в период проведения операции (только самолёты английских военно-воздушных сил выполнили 2739 самолёто-вылетов над зоной эвакуации)[20];
    • в частности, активные действия английских истребителей Supermarine Spitfire, затруднившие люфтваффе выполнение поставленных перед ними задач[19]
  • сохранявшаяся в течение нескольких дней плохая погода, которая не препятствовала эвакуации, но затрудняла действия авиации[19][20].

Результаты

По официальным данным военно-морского министерства Великобритании, в ходе операции «Динамо» (в период с 26 мая по 4 июня 1940 года) с французского побережья в районе Дюнкерка было эвакуировано в общей сложности 338 226 военнослужащих союзников[6][21]. Из этого количества до начала операции «Динамо» из района Дюнкерка на Британские острова было эвакуировано 59,3 тысяч британских военнослужащих[5], в ходе операции «Динамо» были вывезены ещё 139,8 тыс. англичан[5] и 139 тысяч военнослужащих стран-союзников[5] (около 90 тысяч французов[6], а также бельгийцы и военнослужащие других союзных стран).

Некоторое количество военнослужащих погибло в ходе транспортировки.

На Британские острова из Франции прибыло 337 131 человек[15]. Дюнкеркская операция позволила сохранить кадровую британскую армию, получившую при этом бесценный боевой опыт, хотя армия и лишилась практически всего тяжёлого вооружения. Был сохранён весь личный состав, ставший в дальнейшем основой войск союзников. Английское командование перед началом эвакуации рассчитывало, что сможет спасти всего около 45 тысяч человек, но в ходе упорных боёв британские вооружённые силы продемонстрировали высокий боевой дух и профессионализм. Английский народ показал свою решимость продолжать борьбу и готовность к самопожертвованию — около половины войск были спасены гражданским населением, рыбаками, паромщиками, владельцами яхт, катеров и другими, откликнувшимися на призыв британских властей. Наравне с англичанами также действовали многие французы, бельгийцы и другие союзники, те, кто не поддался панике и не был заражён пораженческими настроениями. Многие из них в дальнейшем продолжили сражаться в составе как британских вооружённых сил, так и в военных формированиях, таких как «Свободная Франция», решивших, несмотря на капитуляцию своих правительств, продолжать борьбу[9][22][23].

Потери

Антигитлеровская коалиция

При эвакуации личного состава английских, французских и бельгийских войск в районе Дюнкерка было брошено практически всё тяжёлое вооружение, техника и снаряжение. В общей сложности, было оставлено 2472 артиллерийских орудий, почти 65 тысяч автомашин, 20 тысяч мотоциклов, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн топлива и 377 тысяч тонн снаряжения и военного имущества[24], 8 тысяч пулемётов и около 90 тысяч винтовок, в том числе всё тяжёлое вооружение и транспорт 9 английских дивизий.[11][25] Потери королевских военно-воздушных сил, прикрывавших эвакуацию, составили 106 самолетов. В ходе операции и при транспортировке в Англию погибло и пропало без вести около 2 тысяч солдат и моряков союзников[6][26][26][26].

В ходе боёв с немецкими войсками во время проведения операции «Динамо» и после её окончания в районе Дюнкерка были пленены в общей сложности 50 тысяч военнослужащих французской армии[27]. Несмотря на то, что английский военно-морской флот до последней возможности не прекращал эвакуацию и успел вывезти более 26 тысяч французов[23], около 15 тысяч военнослужащих французской армии попали в плен к немцам, когда прикрывали последний этап эвакуации, будучи в арьергарде эвакуирующихся войск. Впоследствии немецкая пропаганда использовала этот эпизод для разжигания антибританских настроений среди французов[28].

В ходе операции были потеряны более четверти участвовавших в эвакуации кораблей и судов[6] (224 английских[3][26] и около 60 французских[3] судов), в том числе 6[26][29]эсминцев английского военно-морского флота и 3 французских ВМС. Значительное количество кораблей получили повреждения[3] (в том числе, 19[29] или 23[6] корабля английского военно-морского флота).

Третий рейх

Германские войска потеряли 140 самолётов в воздушных боях и от огня зенитной артиллерии[3][26].

Людские потери составили 8,2 тысячи человек.

Причины остановки наступления немцев

Об истинных причинах остановки немецкого наступления по приказу Гитлера военные историки спорят и по сей день. Были выдвинуты предположения, объясняющие это решение:

  • Гитлер стремился избежать дополнительных потерь в танковых частях, которые должны были вновь вступить в бои против французских войск во второй фазе французской кампании[4]. При этом командующий 19-м армейским корпусом генерал Г. Гудериан (непосредственно участвовавший в операции по окружению англо-французских войск в районе Дюнкерка) считал, что «нервозность» Гитлера по этому вопросу являлась необоснованной, и что немецкие войска могли бы уничтожить блокированную группировку[30].
  • начальник генерального штаба сухопутных войск Ф. Гальдер не рекомендовал атаковать плацдарм, предупреждая об опасности возможной контратаки французских войск из района Парижа[26].
  • переоценка возможностей ВВС — шеф люфтваффе Геринг обещал фюреру, что сможет легко предотвратить эвакуацию с помощью ВВС, а танкам необходимо повернуть на юг и завершить кампанию против Франции.
  • Гитлер надеялся заключить с Британией мир на выгодных условиях и намеренно помешал ликвидации войск, что должно было облегчить ему эту задачу.
  • Гитлер или представители командования вермахта опасались наступления французских войск на других участках фронта и предпочли уменьшить потери от наступления на позиции противника[31].

Объективно стоит отметить — после войны многие немецкие генералы стремились переложить ответственность за свои неудачи на Гитлера. Однако по всей имеющейся информации можно сделать вывод: генеральный штаб и большинство участвовавших в кампании военачальников опасались контрнаступления французской армии из района Парижа и встречного удара с побережья британских экспедиционных сил.

Ещё одна причина остановки наступления: потери в танках и пехоте, достигавшие к этому моменту от 30 до 50 %. Отсюда опасения немецкого командования полностью потерять танковые войска при попытке атаковать отрезанных союзников — в таком случае продолжение войны на континенте против французской армии, тогда ещё далеко не обескровленной, стало бы невозможным. Только после того, как части вермахта были усилены подтянутой пехотой и артиллерией, и стало окончательно ясно, что французская армия дезорганизована, наступление немецких войск было возобновлено[18][32][33].

В любом случае, приказ о ликвидации окружённой группировки был отдан поздно, союзные войска успели укрепить свои позиции и провести эвакуацию, силы люфтваффе не справились с задачей им помешать, а англичане воспрянули духом благодаря «чуду Дюнкерка» и только укрепились в решимости продолжать войну[31].

Отражение в культуре и искусстве

См. также

Примечания

  1. ↑ History of the Second World War. Paulton, 1966 - 1968, p. 248
  2. ↑ История второй мировой войны 1939–1945 гг. Воениздат, 1974.Том 3. стр.99.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Советская военная энциклопедия. / ред. Н.В. Огарков. том 3. М., Воениздат, 1977. стр.280-281
  4. 1 2 3 4 Курт фон Типпельскирх. История Второй мировой войны, 1939—1945. СПб., «Полигон»; М., «АСТ», 1999. стр. 113
  5. 1 2 3 4 5 Дюнкерская операция 1940 // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. Т.8. М., «Советская энциклопедия», 1972. стр.574
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Курт фон Типпельскирх. История Второй мировой войны, 1939—1945. СПб., «Полигон»; М., «АСТ», 1999. стр. 116—118
  7. ↑ «21 мая я получил приказ продолжать наступление на север с целью овладеть портами на Ла-Манше»
    Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр. 122
  8. ↑ История второй мировой войны 1939—1945 гг. Том 3. М., Воениздат, 1974. стр. 97
  9. 1 2 Д. Дивайн. Девять дней Дюнкерка
  10. ↑ The Rommel Papers. Edited by В. H. Liddell Hart. New York, 1953.
  11. 1 2 3 4 История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941—1945 (в шести томах). / редколл., П. Н. Поспелов и др. том 1. М., Воениздат, 1960. стр. 223—224
  12. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр. 333
  13. ↑ Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр. 123
  14. 1 2 Отто Вайдингер. Товарищи до конца. Воспоминания командиров панцер-гренадерского полка «Дер Фюрер». 1938—1945. М., ЗАО «Центрполиграф», 2012. стр. 35-37
  15. 1 2 Джон Фуллер. Вторая Мировая война. Смоленск, «Русич», 2004. стр. 84-85
  16. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр. 339
  17. Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр. 126
  18. 1 2 3 Д. Дивайн. Девять дней Дюнкерка.
  19. 1 2 3 «Главнокомандующий люфтваффе, должно быть, не вполне осознавал, в каком состоянии находились мои лётчики после почти трёх недель беспрерывных боёв, если отдал приказ о проведении операции, успешно осуществить которую было бы очень непросто даже свежим войскам. Я весьма недвусмысленно изложил Герингу своё мнение на этот счёт… Я указал Герингу на то, что в зоне боевых действий появились современные самолёты „Спитфайр“. Их появление сильно затруднило наши действия в воздухе»
    А. Кессельринг. Люфтваффе: триумф и поражение. Воспоминания фельдмаршала Третьего рейха. М., ЗАО «Центрполиграф», 2004. стр. 77-78
  20. 1 2 Энциклопедия Второй мировой войны. Сражения на южном направлении: май 1940 — июнь 1941 / пер. с англ. М. Р. Телеснина, В. Д. Тарасова. М., ООО ТД «Издательство „Мир книги“», 2007. стр. 20
  21. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр. 357
  22. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война.
  23. 1 2 Ширер, Уильям. Крах нацистской империи
  24. ↑ Sean Longden. Dunkirk: The Men They Left Behind. London: Constable and Robinson, 2009. page 11
  25. ↑ W. Churchill. The Second World War. vol.II. London, 1955. page 125
  26. 1 2 3 4 5 6 7 Р. Эрнест Дюпюи, Тревор Н. Дюпюи. Всемирная история войн (в 4-х тт.). Книга 4 (1925—1997). СПб., М., «Полигон — АСТ», 1998. стр. 122
  27. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр. 349
  28. ↑ Энциклопедия Второй мировой войны. Сражения на южном направлении: май 1940 — июнь 1941 / пер. с англ. М. Р. Телеснина, В. Д. Тарасова. М., ООО ТД «Издательство „Мир книги“», 2007. стр. 21
  29. 1 2 The New Encyclopedia Britannica. 15th edition. Macropaedia. Vol.29. Chicago, 1994. p. 993
  30. ↑ Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр. 128
  31. 1 2 Бевин Александер. 10 фатальных ошибок Гитлера (= How Hitler Could Have Won World War II: The Fatal Errors That Led to Nazi Defeat. London: Times Books, 2000) / пер. с англ. — М.: Яуза, Эксмо, 2004. — глава 3. — ISBN 5-8153-0145-0
  32. ↑ Тейлор А. Дж. П. Вторая мировая война.
  33. ↑ Ширер, Уильям. Крах нацистской империи.
  34. ↑ Кристофер Нолан отправляется в Дюнкерк эвакуировать британцев. КГ-Портал. Проверено 8 января 2016.

Литература

на русском языке
  • Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939—1942 гг. Том I. От начала войны с Польшей до конца наступления на Западном фронте (14.8.1939 г. — 30.6.1940 г.) — М.: Воениздат, 1968.
  • Дивайн Д. Девять дней Дюнкерка (сокр. пер. с англ.). — М.: Воениздат, 1965. — 239 с.
  • Сквайрс Р. Дорога войны. — М.: изд-во «Литературной газеты», 1952.
на других языках

wiki.sc

Дюнкеркская операция — Википедия

Дюнкеркская операция (Операция «Динамо», Дюнкеркская эвакуация) — операция в ходе Французской кампании Второй мировой войны по эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками после Дюнкеркской битвы.

После прорыва линии Мажино 10 мая 1940 года и капитуляции Нидерландов 14 мая, немецкое командование развило свой успех. Части Британских Экспедиционных Сил под командованием лорда Джона Горта, французские части и соединения, входившие в 16-й корпус, и остатки бельгийских войск оказались блокированными в районе города Дюнкерк.

18 мая 1940 года командующий британскими войсками лорд Горт впервые открыто предложил рассмотреть вопрос о эвакуации британских войск на Британские острова[4].

После того, как 20 мая 1940 года немецкие танковые соединения прорвались к Абвилю, войска 1-й группы армий союзников (в общей сложности, 10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий) оказались отрезаны и прижаты к морю в районе Гравлин, Аррас, Брюгге. С юга и юго-запада против них действовали войска немецкой группы армий «А» под командованием генерал-полковника Герда фон Рундштедта (танковая группа Э. Клейста, танковая группа Г. Гота и 4-я армия вермахта), с востока и юго-востока — войска немецкой группы армий «Б» под командованием генерал-полковника В. Лееба (части 18-й и 6-й армий)[5].

Кабинет Черчилля и Британское Адмиралтейство решили эвакуировать части британского экспедиционного корпуса на Британские острова.

20 мая британское правительство начало собирать корабли и суда, которые были способны принять участие в эвакуации[6]. Для эвакуации командование союзников мобилизовало все имевшиеся в наличии корабли военно-морского и торгового флота: 693 английских и около 250 французских[3]. Планировал и руководил операцией контр-адмирал Бертрам Рамсей.

21 мая 1940 года 19-й корпус вермахта получил приказ перейти в наступление с целью овладеть портами на Ла-Манше[7]. В этот же день, во второй половине дня, британские войска предприняли контратаку немецких частей в районе к югу от Арраса[6], в контратаке участвовали ограниченные силы (один пехотный полк и два танковых батальона). Подразделения 4-й армии вермахта при поддержке штурмовой авиации ликвидировали угрозу[4], однако немецкие войска были отброшены на несколько километров к югу.

В ночь на 22 мая 1940 в контратаку перешли две французские дивизии, но из-за отсутствия координации действий между союзниками к этому времени английское командование уже остановило продвижение и дало приказ своим войскам отойти. Контратака, получившая название «Кризис под Аррасом», вызвала переполох у немецкого командования.[8] В 1945 году Рундштедт писал: «Критический момент наступления возник как раз в то время, когда мои войска достигли Ла-Манша. Это был контрудар английских войск, нанесенный 21 мая к югу от Арраса. В течение короткого времени мы опасались, что наши танковые дивизии будут отрезаны, прежде чем успеют подойти на помощь пехотные дивизии. Ни одна из французских контратак не представляла такой серьезной угрозы, как эта»[9][10].

22 мая 1940 года части танковой группы Клейста заняли Булонь[11]. В этот же день английское военно-морское министерство реквизировало 40 голландских шхун, находившихся в английских портах, с целью использовать их для эвакуации войск с континента[12].

Как отмечал в воспоминаниях командующий 19-м армейским корпусом генерал Г. Гудериан, в течение этого дня в боях под Девром, Саме и южнее Булони военнослужащие корпуса сталкивались не только с англо-французскими войсками, но и с подразделениями бельгийских и голландских войск[13].

23 мая 1940 года немецкие части заняли порт Кале и оказались в 16 километрах от Дюнкерка[11].

В ночь с 23 на 24 мая 1940 года 9-я рота полка «Der Führer» 2-й танковой дивизии СС, выдвинувшаяся в район Байёля для охраны переправ, была атакована силами противника численностью до батальона пехоты при поддержке танков, которые прорвались через оборонительные позиции роты. Одновременно, французские танки атаковали позиции 7-й роты полка. На помощь 9-й роте в бой под Сент-Илером были брошены резервы 9-й роты, а также один пулемётный взвод из состава 12-й роты и один противотанковый взвод из состава 14-й роты полка «Der Führer»[14].

24 мая Гитлер отдал приказ немецким танковым дивизиям, наступавшим вдоль побережья Ла-Манша, остановить наступление на рубеже канала Аа и отвести назад части, продвинувшиеся на Азбрук. Дальнейшее продвижение разрешалось только частям, выполнявшим задачи по разведке и охранению[4]. В результате, немецкие части остановились на рубеже Бетюн, Сент-Омер, Гравлин[5]. Гитлер приказал «не приближаться к Дюнкерку ближе, чем на 10 км» и не использовать против блокированной группировки танки, поэтому Рундштедт, стараясь воспрепятствовать эвакуации, но не нарушить полученный приказ фюрера, отдал немецким войскам приказ использовать для обстрела позиций противника артиллерию среднего калибра[15]. В этот же день, в 11 часов 42 минуты, незашифрованное сообщение, в котором немецкое военное командование приказало войскам остановиться на линии Дюнкерк — Азбрук — Мервилль, было перехвачено английской службой радиоперехвата[16].

Тем не менее, 24 мая по приказу командира дивизии СС «Адольф Гитлер», военнослужащие дивизии переправились через канал Аа и взяли высоту Монваттан на противоположном берегу, которая обеспечивала господство над равнинной местностью (развалины средневекового замка на вершине позволяли превратить её в опорный пункт)[17].

Вечером 26 мая британский экспедиционный корпус получил приказ о эвакуации. Непосредственно перед началом операции правительство Великобритании обратилось ко всем владельцам частных кораблей, катеров и иных судов с призывом принять участие в эвакуации войск[6].

27-28 мая полк «Der Führer» 2-й танковой дивизии СС вёл бои с подразделениями английских войск в районе леса Ньеп за переправу через реку Лис. Боевые действия носили ожесточённый характер и доходили до рукопашных схваток, лесной массив Ньеп был занят немцами только к вечеру 28 мая.[14]

28 мая 1940 года бельгийский король Леопольд III подписал акт о капитуляции Бельгии. Капитуляция бельгийских войск высвободила немецкие воинские части и осложнила положение англо-французских войск, блокированных в районе Дюнкерка[11].

Эвакуация из района Дюнкерка проходила рассредоточенно, под непрерывным огнем артиллерии и постоянными бомбардировками противника, начинавшему особо массированные налёты после отхода на перезаправку прикрывавших побережье английских истребителей, а также при сужении кольца окружения и из стрелкового оружия, в первую очередь из пулемётов[18]. Погрузка войск на крупные корабли британского военно-морского и торгового флота проходила в порту Дюнкерка, однако войска на побережье создали нескольких импровизированных причалов из загнанных в воду колонн автомашин, к которым могли швартоваться небольшие корабли британского вспомогательного флота. Кроме того, под прикрытием кораблей британского военно-морского флота мелкие корабли и катера подходили к побережью, и солдаты добирались до них на лодках, спасательных шлюпках и самостоятельно изготовленных плавсредствах[6].

Боевые действия велись в условиях сильно пересечённой местности среди многочисленных каналов, английские войска удерживали восточную часть фронта, французские западную; по мере эвакуации войск передовые части выходили из соприкосновения с противником и отправлялись на берег для погрузки, на следующем рубеже обороны противника встречали новые части арьергарда. Немцы постоянно атаковали, но несли тяжёлые потери и продвигались чрезвычайно медленно. Иногда союзные войска контратаковали и отбрасывали их на исходные позиции[18].

Самолёты немецких военно-воздушных сил не сумели достичь превосходства в воздухе и сорвать эвакуацию войск союзников по ряду причин, среди которых:

  • переоценка командованием люфтваффе сил и возможностей немецкой авиации[6] (генерал А. Кессельринг отмечал, что при постановке задачи Геринг не учитывал степень усталости и утомления лётчиков люфтваффе, которые в течение почти трёх недель участвовали в боевых действиях[19]), а также недостаточный учёт местных особенностей театра военных действий:
    • так, при бомбардировке побережья поражающее действие немецких авиабомб оказалось снижено в результате низкой плотности морского песка[6];
  • активное противодействие со стороны истребительной авиации противника в период проведения операции (только самолёты английских военно-воздушных сил выполнили 2739 самолёто-вылетов над зоной эвакуации)[20];
    • в частности, активные действия английских истребителей Supermarine Spitfire, затруднившие люфтваффе выполнение поставленных перед ними задач[19]
  • сохранявшаяся в течение нескольких дней плохая погода, которая не препятствовала эвакуации, но затрудняла действия авиации[20][19].

По официальным данным военно-морского министерства Великобритании в общей сложности в период с 26 мая по 4 июня 1940 года в ходе операции «Динамо» с французского побережья в районе Дюнкерка было эвакуировано 338 226 военнослужащих союзников[6][21]. Из этого количества до начала операции «Динамо» из района Дюнкерка на Британские острова было эвакуировано 59,3 тыс. британских военнослужащих[5], в ходе операции «Динамо» были вывезены ещё 139,8 тыс. англичан[5] и 139 тыс. военнослужащих стран-союзников[5] (около 90 тыс. французов[6], а также бельгийцы и военнослужащие других союзных стран).

Некоторое количество военнослужащих погибло в ходе транспортировки.

На Британские острова из Франции прибыло 337 131 человек[15]. Дюнкеркская операция позволила сохранить кадровую британскую армию, получившую при этом бесценный боевой опыт, хотя армия и лишилась практически всего тяжёлого вооружения. Был сохранен весь личный состав, ставший в дальнейшем основой войск союзников. Английское командование перед началом эвакуации рассчитывало, что сможет спасти всего около 45 тыс. человек, но в ходе упорных боев британские вооруженные силы продемонстрировали высокий боевой дух и профессионализм. Английский народ показал свою решимость продолжать борьбу и готовность к самопожертвованию, около половины войск были спасены гражданским населением, рыбаками, паромщиками, владельцами яхт, катеров и другими, откликнувшимися на призыв британских властей. Наравне с англичанами также действовали многие французы, бельгийцы и другие союзники, те, кто не поддался панике и не был заражен пораженческими настроениями. Многие из них в дальнейшем продолжили сражаться в составе как британских вооруженных сил, так и в военных формированиях, таких как «Свободная Франция», решивших, несмотря на капитуляцию своих правительств, продолжать борьбу[22][23][24].

Антигитлеровская коалиция[править]

При эвакуации личного состава английских, французских и бельгийских войск в районе Дюнкерка было брошено практически всё тяжёлое вооружение, техника и снаряжение. В общей сложности, было оставлено 2472 артиллерийских орудий, почти 65 тыс. автомашин, 20 тыс. мотоциклов, 68 тыс. тонн боеприпасов, 147 тыс. тонн топлива и 377 тыс. тонн снаряжения и военного имущества[25], 8 тыс. пулемётов и около 90 тыс. винтовок, в том числе всё тяжёлое вооружение и транспорт 9 английских дивизий.[11][26] Потери королевских военно-воздушных сил, прикрывавших эвакуацию, составили 106 самолетов. В ходе операции и при транспортировке в Англию, погибло и пропало без вести около 2 тыс. солдат и моряков союзников.[27][27][6][27].

В общей сложности, в ходе боёв с немецкими войсками во время проведения операции «Динамо» и после её окончания в районе Дюнкерка были пленены 50 тыс. военнослужащих французской армии[28]. Из этого количества, около 15 тыс. из 40 тыс. прикрывавших последний этап эвакуации, военнослужащих французской армии попали в плен к немцам, будучи в арьергарде эвакуировавшихся войск союзников, несмотря на то что английский военно-морской флот до последней возможности не прекращал эвакуацию и успел вывезти более 26 тысяч французов[24] (впоследствии, немецкая пропаганда использовала этот эпизод для разжигания антибританских настроений среди французов)[29].

Также, в ходе операции были потеряны более четверти участвовавших в эвакуации кораблей и судов[6] (224 английских[3][27] и около 60 французских[3] судов), в том числе 6[27][30] эсминцев английского военно-морского флота и 3 французских ВМС, значительное количество кораблей[3] (в том числе, 19[30] или 23[6] корабля английского военно-морского флота) получили повреждения.

Третий рейх[править]

Немцы потеряли 140 самолётов[3] в воздушных боях и от огня зенитной артиллерии[27].

Среди людей потери составили 8,2 тыс. человек.

Причины остановки наступления немцев[править]

Об истинных причинах остановки немецкого наступления по приказу Гитлера военные историки спорят и по сей день. Были выдвинуты предположения, объясняющие это решение:

  • отмечается, что Гитлер стремился избежать дополнительных потерь в танковых частях, которые должны были вновь вступить в бои против французских войск во второй фазе французской кампании[4]. При этом командующий 19-м армейским корпусом генерал Г. Гудериан (непосредственно участвовавший в операции по окружению англо-французских войск в районе Дюнкерка) считал, что «нервозность» Гитлера по этому вопросу являлась необоснованной, и что немецкие войска могли бы уничтожить блокированную группировку[31].
  • начальник генерального штаба сухопутных войск Ф. Гальдер не рекомендовал атаковать плацдарм, предупреждая о опасности возможной контратаки французских войск из района Парижа[27].
  • переоценка возможностей ВВС. Шеф люфтваффе Геринг обещал своему фюреру, что сможет легко предотвратить эвакуацию с помощью ВВС, а танкам необходимо повернуть на юг и завершить кампанию против Франции.
  • предположение, что Гитлер хотел заключить с Британией мир на выгодных условиях и намеренно помешал ликвидации войск, что, по его мнению, облегчало эту задачу.
  • Также существует версия, что Гитлер или представители немецкого военного командования вермахта опасались увеличения потерь в случае наступления на позиции противника в сочетании с возможностью перехода в наступление французских войск на других участках фронта[32].

Объективно стоит отметить, что после войны многие немецкие генералы стремились переложить всю ответственность при своих неудачах на Гитлера, однако по всей имеющейся информации можно сделать вывод, что генеральный штаб и большинство участвовавших в компании военачальников опасались контрнаступления французской армии из района Парижа и встречного удара с побережья британских экспедиционных сил. Также наступление было остановлено из-за потерь в танках и пехоте, достигших к этому моменту от 30 до 50 %, и опасений, что танковые войска могут быть полностью уничтожены при попытке атаковать отрезанные войска союзников, и дальнейшее продолжение войны на континенте, против на тот момент ещё далеко не обескровленной французской армии, станет невозможным. Только после того, как были приняты меры по усилению частей и подтягиванию пехоты и артиллерии, а также стало окончательно ясно о дезорганизации французской армии, наступление было возобновлено[33][34][18].

В любом случае, приказ о ликвидации окружённой группировки был отдан поздно, союзные войска успели укрепить свои позиции и провести эвакуацию, силы люфтваффе не справились с задачей им помешать, а англичане воспрянули духом благодаря «чуду Дюнкерка» и только укрепились в решимости продолжать войну[32].

Отражение в культуре и искусстве[править]

  • Эвакуация описана в романе Иэна Макьюэна «Искупление» и показана в его одноимённой экранизации Джо Райтом, а полувеком ранее — в романе Робера Мерля «Уикэнд на берегу океана» и его экранизации Анри Вернёем с Бельмондо в главной роли.
  • Главный герой повести «Белая гусыня» американского писателя Пола Гэллико отправляется через Ла-Манш на лодке к Дюнкерку, чтобы спасать своих соотечественников и гибнет, перевезя сотни солдат на ожидающие их суда.
  • Студия Warner Bros. Pictures анонсировала фильм, описывающий события эвакуации. Режиссёром киноленты «Дюнкерк» стал Кристофер Нолан. Премьера ожидается 21 июля 2017 года.[35]

Литература и источники[править]

  • Ричард Сквайрс. Дорога войны. М., изд-во «Литературной газеты», 1952.
  • O. Groehler. Menetekel Dünkirchen // «Zeitschrift für Geschichtswissenschaft», № 6, 1961
  • Д. Дивайн. Девять дней Дюнкерка (сокр. пер. с англ.). М., Воениздат, 1965—239 стр.
  • Ф. Гальдер. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939—1942 гг. Том I. От начала войны с Польшей до конца наступления на Западном фронте (14.8.1939 г. — 30.6.1940 г.) — М.: Воениздат, 1968.
  1. ↑ History of the Second World War. Paulton, 1966 - 1968, p. 248
  2. ↑ История второй мировой войны 1939–1945 гг. Воениздат, 1974.Том 3. стр.99.
  3. 3,03,13,23,33,43,53,6 Советская военная энциклопедия. / ред. Н.В. Огарков. том 3. М., Воениздат, 1977. стр.280-281
  4. 4,04,14,24,3 Курт фон Типпельскирх. История Второй мировой войны, 1939—1945. СПб., «Полигон»; М., «АСТ», 1999. стр.113
  5. 5,05,15,25,35,4 Дюнкерская операция 1940 // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. Т.8. М., «Советская энциклопедия», 1972. стр.574
  6. 6,006,016,026,036,046,056,066,076,086,096,10 Курт фон Типпельскирх. История Второй мировой войны, 1939—1945. СПб., «Полигон»; М., «АСТ», 1999. стр.116-118
  7. ↑ «21 мая я получил приказ продолжать наступление на север с целью овладеть портами на Ла-Манше»
    Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр.122
  8. ↑ История второй мировой войны 1939—1945 гг. Том 3. М., Воениздат, 1974. стр.97
  9. ↑ Д. Дивайн. Девять дней Дюнкерка
  10. ↑ The Rommel Papers. Edited by В. H. Liddell Hart. New York, 1953.
  11. 11,011,111,211,3 История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941—1945 (в шести томах). / редколл., П. Н. Поспелов и др. том 1. М., Воениздат, 1960. стр.223-224
  12. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр.333
  13. ↑ Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр.123
  14. 14,014,1 Отто Вайдингер. Товарищи до конца. Воспоминания командиров панцер-гренадерского полка «Дер Фюрер». 1938—1945. М., ЗАО «Центрполиграф», 2012. стр.35-37
  15. 15,015,1 Джон Фуллер. Вторая Мировая война. Смоленск, «Русич», 2004. стр.84-85
  16. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр.339
  17. Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр.126
  18. 18,018,118,2 Д. Дивайн. Девять дней Дюнкерка.
  19. 19,019,119,2 «Главнокомандующий люфтваффе, должно быть, не вполне осознавал, в каком состоянии находились мои лётчики после почти трёх недель беспрерывных боёв, если отдал приказ о проведении операции, успешно осуществить которую было бы очень непросто даже свежим войскам. Я весьма недвусмысленно изложил Герингу своё мнение на этот счёт… Я указал Герингу на то, что в зоне боевых действий появились современные самолёты „Спитфайр“. Их появление сильно затруднило наши действия в воздухе»
    А. Кессельринг. Люфтваффе: триумф и поражение. Воспоминания фельдмаршала Третьего рейха. М., ЗАО «Центрполиграф», 2004. стр.77-78
  20. 20,020,1 Энциклопедия Второй мировой войны. Сражения на южном направлении: май 1940 — июнь 1941 / пер. с англ. М. Р. Телеснина, В. Д. Тарасова. М., ООО ТД «Издательство „Мир книги“», 2007. стр.20
  21. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр.357
  22. ↑ Д. Дивайн. Девять дней Дюнкерка
  23. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война.
  24. 24,024,1 Ширер, Уильям. Крах нацистской империи
  25. ↑ Sean Longden. Dunkirk: The Men They Left Behind. London: Constable and Robinson, 2009. page 11
  26. ↑ W. Churchill. The Second World War. vol.II. London, 1955. page 125
  27. 27,027,127,227,327,427,527,6 Р. Эрнест Дюпюи, Тревор Н. Дюпюи. Всемирная история войн (в 4-х тт.). Книга 4 (1925—1997). СПб., М., «Полигон — АСТ», 1998. стр.122
  28. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр.349
  29. ↑ Энциклопедия Второй мировой войны. Сражения на южном направлении: май 1940 — июнь 1941 / пер. с англ. М. Р. Телеснина, В. Д. Тарасова. М., ООО ТД «Издательство „Мир книги“», 2007. стр.21
  30. 30,030,1 The New Encyclopedia Britannica. 15th edition. Macropaedia. Vol.29. Chicago, 1994. p. 993
  31. ↑ Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр.128
  32. 32,032,1 Александер, Б. 10 фатальных ошибок Гитлера / пер. с англ. — М.: Яуза, Эксмо, 2004. — глава 3. — ISBN 5-8153-0145-0
  33. ↑ Тейлор А. Дж. П. Вторая мировая война.
  34. ↑ Ширер, Уильям. Крах нацистской империи.
  35. ↑ Кристофер Нолан отправляется в Дюнкерк эвакуировать британцев. КГ-Портал. Проверено 8 января 2016.

www.wiki-wiki.ru

Дюнкеркская операция Википедия

Дюнкеркская операция
Основной конфликт: Французская кампания (1940)
Вторая мировая война
Дюнкеркская операция
Дата 26 мая — 4 июня 1940
Место Дюнкерк, Франция
Итог Эвакуация сил союзников
Противники

 Великобритания
 Франция

Третий рейх

Командующие

Джон Горт
Бертрам Рамсей

Герд фон Рундштедт

ruwikiorg.ru

Дюнкеркская операция (2017) — КиноПоиск

Группа солдат вынуждена пробить себе путь через оккупированную нацистами территорию, чтобы спасти ученого, способного перевернуть ход Второй мировой войны.

Один из многих фильмов, которых и причислить к этому жанру искусства достаточно сложно. «Дюнкеркская операция» — своего рода собрание всех возможных штампов, начиная от врага, явно страдающего недостатком сообразительность и меткости, и кончая бредовым сюжетом, полным нелепостей и непростительных ляпов.

Создатели фильма явно решили сыграть на растущей популярности картины Кристофера Нолана, причём этого совсем не скрывают. События, разворачивающиеся в киноленте, вполне могли происходить в любое другое время, поскольку никакой привязанности к эвакуации многосоттысячной армии союзников с атлантического пляжа к данному сюжету нет. Кроме самого названия. С созданием сего «шедевра» очень спешили, и это не могло не сказаться на самом фильме. Кроме того, если в Британии выход фильма состоялся в июле, то в Америке представлять зрителю «Дюнкеркскую операцию» не спешат. Здесь выход запланирован на конец августа, дабы по заявлению самих его создателей, пропустить вперёд «Дюнкерк» Нолана и сыграть на его популярности. Однако получилась медвежья услуга. Фильм уже посмотрело немалое для подобного «кино» число зрителей, только и оценку он заслужил соответствующую. Картина Ника Лиона явно провальная по сравнению с любыми иными низкобюджетными боевиками, а уж на фоне шедевра Ноалана и вовсе выглядит смехотворно. В итоге получилось то, что получилось. Хотя, если учесть, что съёмками занималась кинокомпания «Айслим», то ожидать иного и не приходилось.

Среди множества ляпов в первую очередь бросается в глаза явная техническая неосведомлённость создателей «Дюнкеркской операции». В кадре появляется множество техники и вооружения, которых на момент начала лета 1940 года попросту быть не могло. Так, британская отважная пятёрка разъезжает на джипе Виллисе, серийное производство которого началось лишь в 1941 году, стреляет из британского пистолет-пулемёта STEN, созданного в том же году. Частенько в кадре мы видим танк M4 Шерман — будто из будущего, поскольку его серийное производство было начато лишь в феврале 1942, как и немецкой самозарядной винтовки G-41(W). Все немецкие солдаты поголовно вооружены MP 40, хотя вначале войны он предназначался лишь для танкистов и командиров пехотных отделений (впрочем, этим грешат и советские/российские фильмы). Только позднее, ближе к концу войны, он стал применяться немецкой пехотой достаточно массово, хотя при этом и не имел повсеместного распространения.

Это можно было бы простить, поскольку простому неприхотливому зрителю такие тонкости ни к чему. А вот всякое отсутствие хоть какого-то представления о военной тактике, поведении солдат на поле боя уже непростительно. Солдаты стоят шеренгой в полный рост перед укреплённым противником, будто на плацу и расстреливают противника даже, не пригибаясь. Убегающего расстреливает всё отделение немцев, а изрешечённый в упор тремя немцами британец ещё живёт, дабы достать гранату и подорвать их вместе с собой (может лучше было встать да метнуть?). Побитые стёкла в домах, да дыра от базуки чудесным образом восстанавливаются уже в следующем кадре. Создаётся впечатление, будто съёмочная группа вовсе не советовалась с военными консультантами при подготовке «Дюнкеркской операции», хотя в титрах и есть благодарность некоему «3-ему военно-историческому обществу».

Британская пятёрка в фильме не только со всевозможным и невозможным оружием, но и одета в разношёрстную форму. Будто актёров пригласили на фильм при условии, что они явятся на съёмки со своей формой и неизвестно где приобретёнными «игрушками». Плохо прорисованное на компьютере пламя смотрится нелепо, как и британские истребители, что при пикировании… уходят крылом под землю! Диалоги героев настолько нелепы, пусты и навевают тоску, что часто просто приходилось проматывать их, дабы вовсе не отключить просмотр или уснуть перед экраном. Лишь желание иметь полноценное представление о фильме перед его оценкой заставило меня досмотреть его до конца. Из положительных моментов можно отметить лишь неплохую игру немецкого командира, от его садистских методов действительно было не по себе.

В итоге получилось самое худшее военно-историческое кино, которое я когда-либо видел.

2 из 10

www.kinopoisk.ru

Дюнкеркская операция 1940 - это... Что такое Дюнкеркская операция 1940?


Дюнкеркская операция 1940
(Условное наименование - "Динамо"), эвакуация союзных (английских и части французских и бельгийских) войск из района французского города Дюнкерка в Англию 26 мая - 4 июня 1940.
Тысячи британских и французских солдат выстроились на берегу в ожидании эвакуации из Дюнкерка
В результате прорыва немецких танковых соединений 20 мая 1940 к Абвилю войска 1-й группы армий союзников (10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий) оказались отрезанными и прижатыми к морю в районе Гравлин, Аррас, Брюгге. С запада и юго-запада против них наступали войска группы армий "А" генерал-полковника Г. Рундштедта (танковые группы генералов Клейста и Гота и 4-я армия), с востока и юго-востока - группа армий "Б" генерал-полковника В. Лееба (18-я и 6-я армии). Английское командование еще 20 мая приняло решение об эвакуации своих войск, не известив об этом союзников. Эвакуация была облегчена тем, что 24 мая Гитлер неожиданно одобрил приказ, отданный 23 мая Рундштедтом, об остановке танковых групп на рубеже Бетюн, Сент-Омер, Гравлин. Причины этого приказа до сих пор не ясны. Не исключено, что Гитлер рассчитывал допустить возвращение в Англию деморализованных английских солдат с целью вызвать чувство страха и растерянности в английском народе и побудить правительство Великобритании к капитуляции. Вместе с тем германское командование стремилось избежать потерь в танках, чтобы сохранить их для действий против главных сил французской армии, и рассчитывало уничтожить большую часть эвакуирующихся английских войск силами авиации. Однако наступление немецкой пехоты натолкнулось на упорное сопротивление союзников и не имело успеха. Тогда 27 мая немецкое командование снова бросило в бой танковые группы, но танки не смогли преодолеть усилившуюся оборону англичан. В итоге благодаря крупному просчету гитлеровского командования основную массу союзных войск (свыше 338 тыс. человек) удалось эвакуировать. До начала операции "Динамо" было перевезено 59,3 тыс. англичан; а с 26 мая по 4 июня - 278,8 тыс. человек, в т. ч. 139,8 тыс. англичан и 139 тыс. французов и бельгийцев. В спасении союзных войск участвовало 860 кораблей английских и французских ВМФ, рыболовных, транспортных и спортивных судов. Из них 224 было потоплено и примерно столько же повреждено. С воздуха эвакуацию прикрывала английская истребительная авиация. С 27 мая по 4 июня ею было совершено 2739 самолето- вылетов и сбито 130 немецких самолетов; английские потери составили 302 самолета. Англичане потеряли свыше 68 тыс. человек, всю боевую технику и вооружение. 28 мая бельгийская армия капитулировала, а 4 июня сдались в плен около 40 тыс. французов, прикрывавших эвакуацию и оставшихся без боеприпасов.

Энциклопедия Третьего рейха. — М.: ЛОКИД-МИФ. Сергей Воропаев; предисловие, общая редакция, подбор иллюстраций, дополнения : Альберт Егазаров. 1996.

  • дуйстерберг, теодор
  • дюссельдорфская речь

Смотреть что такое "Дюнкеркская операция 1940" в других словарях:

  • Дюнкеркская операция 1940 — (условное наименование «Динамо»)         эвакуация союзных (английских и части французских и бельгийских) войск из района Дюнкерка (Франция) в Англию 26 мая 4 июня 1940, в период 2 й мировой войны 1939 45. В результате прорыва немецко фашистских… …   Большая советская энциклопедия

  • ДЮНКЕРКСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1940 — операция по эвакуации англ. экспедиц. корпуса и отд. частей франц. армии из р на Дюнкерка (Франция) в Англию, проведенная 26 мая 4 июня англ. флотом при участии кораблей франц. флота и англ. торг., рыболовных и спортивных судов (всего 861… …   Советская историческая энциклопедия

  • Дюнкеркская операция — Операция «Динамо» Французская кампания (1940) Вторая мировая война …   Википедия

  • ДЮНКЕРКСКАЯ ОПЕРАЦИЯ — 26.5 4.6.1940, во время 2 й мировой войны. Эвакуация в Великобританию английских, части французских и бельгийских войск, блокированных немецко фашистскими армиями в районе Дюнкерка. Из за просчета немецко фашистского командования и благодаря… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дюнкеркская операция — (Dunkirk evacuation), эвакуация морем англ, и франц. войск в ходе 2 й мировой войны (26 мая 4 июня 1940 г.). В рез те герм, наступ ления в Сев. Франции крупные контингенты англ, и франц. войск оказались отрезанными от остальных сил. Команд.… …   Всемирная история

  • Дюнкеркская операция — 26 мая  4 июня 1940, во время 2 й мировой войны. Эвакуация в Великобританию английских, части французских и бельгийских войск, блокированных немецко фашистскими армиями в районе Дюнкерка. Из за просчёта немецко фашистского командования и… …   Энциклопедический словарь

  • Операция «Динамо» — Британское рыболовное судно эвакуирует солдат из Дюнкерка Место Дюнкерк, Фр …   Википедия

  • Французская кампания 1940 —         наступательные действия немецко фашистских войск против Франции 10 мая 24 июня, во время второй мировой войны 1939 45 (См. Вторая мировая война 1939 1945). Ф. к. готовилась и проводилась в исключительно благоприятной для фашистской… …   Большая советская энциклопедия

  • Динамо (военная операция) — Операция «Динамо» Британское рыболовное судно эвакуирует солдат из Дюнкерка Место Дюнкерк, Фр …   Википедия

  • Битва при Аррасе (1940) — Битва при Аррасе  битва, которая состоялась во время Французской кампании Второй мировой войны между английскими экспедиционными силами и германскими войсками близ города Аррас (Франция). 10 мая 1940 года началось наступление германских… …   Википедия

encyclopediya_3go_reicha.academic.ru

Дюнкерк. Операция "Динамо". - pravdiv — ЖЖ

Побывала в Дюнкерке, в музее Operation Dynamo.

Кратко напомню (для некоторых). 20 мая 1940 года немцы подошли к Дюнкерку, и английские, французские, бельгийские врйска оказались отрезанными у побережья Ла-Манша. Немцы могли взять город и занять гавань, однако Гитлер отдал свой необъяснимый приказ об остановке наступления, о котором до сих пор спорят историки. Немецкие военноначальники Манштейн, Гудерион, Дениц считали отказ от нападения на Дюнкерк одной из главных ошибок на Западном фронте во время Второй мировой.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Масштабная эвакуация войск из Дюнкерка началась 27 мая. В первые два дня число эвакуированных британцев составило около 83,000 против 23,000 французов. На высшем военном совете, после французских протестов и выражения негодования Черчилль предложил французам половину мест при эвакуации.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

По тексту фотографии видно, что Великобритания с 27 мая по 4 июня вывезла с материка 123,000 французов ( включая бельгийцев и других союзников). При этом англичан было вывезено около 215,000.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
По всей Британии, люди по призыву короля Георга VI молились всю неделю о спасении британских солдат.. Не знаю, касались ли молитвы гражданского населения Бельгии и союзнических войск.

На фотографии справа женщина, так сказать из пятой колоны, к сожалению, надпись слева не видна. На нее показал мне старенький управляющий музея. Мол, пятая колонна была, да. Дедуля говорит несколько фраз на русском. Несколько раз подмигивал мне радостно:"На здоровье!", этой и другим фразам его научили советские моряки:)

Посмотреть на Яндекс.Фотках

В британских войсках отсутствовали боевой дух и сплоченность. Генерал Александер был в шоке от полного отсутствия дисциплины. На секретном заседании палаты общин было рассказано, сколь большое количество офицеров попросту покидали свои войска, чтобы первыми занять места в лодках. Солдаты по прибытию в Англию были настолько деморализованы, что побросали свое оружие, переоделись в гражданское и не вернулись на службу. Черчилль заявил, что Дюнкерк - величайшее военное поражение в течение многих веков (и ловко превратить это впоследствии в триумф армии!). Было решено, что общественность не должна знать правду. Правительство навязало свое решение журналистам. Глава военной разведки, Мейсон Макфарлейн сказал, что для британской публики правда будет слишком большим потрясением, и долг журналистов послужить амортизатором. Было сказано о вине французов и о непобедимости британских военных.
Вскоре операция "Динамо" была представлена как героический эпизод в британской военной истории.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


pravdiv.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о