Она утонула, и мы утонули с ней — Блоги — Эхо Москвы, 12.08.2015
Конечно, для Владимира Путина гибель «Курска» была страшнейшим испытанием. Поэтому, когда Лари Кинг спросил его что случилось с подводной лодкой, а он ответил «она утонула», я поначалу не побежал в общей толпе осуждающих. Да, ответ был, мягко говоря, для нашего уха непривычным – сухим и безжалостным, но у Лари Кинга всё так. Он задаёт вопросы не более семи секунд – таково его правило, но и от гостей требуются короткие ответы. Однако, потом я стал раздумывать, а почему Путин ответил именно так. Почему, например, не фразой «Случилась страшная трагедия – она утонула, погибли люди, я выражаю сочувствие», или что-то в этом роде, ведь это тоже коротко. Вроде и фраза не сильно удлинена, но суть другая – президент скорбит, выражает сочуствие.
Но такого ответа не было, а был такой, как мы знаем. Потом президент встретился с жёнами офицеров в Видяево, и тогда еще неприручённый оппозционный Доренко, рассказал – процитирую его: «Позвонил (Путин) на Первый канал и сказал, что Первый канал нанял шлюх, которые выступили, чтобы дискредитировать его. И в том числе я ему потом доказывал, что это были не шлюхи, что это были вдовы офицеров. Это действительно вдовы офицеров, я впоследствии сам их видел в Видяево, и они продолжали говорить «неудобные» вещи, но он по телефону сразу отзвонил и сказал: «Вы нанимаете шлюх специально. Дали им по 10 долларов, специально чтобы меня дискредитировать».
Заметим, Доренко это рассказал, и сейчас живее всех живых. И Путин живее всех живых – они даже вместе работают на ниве пропаганды. Значит, был этот звонок. Но этот звонок означает, что не было никакого Путина 1, 2 или 3, а есть один Путин, который уже тогда, на заре президентства, воспринял историю с «Курском», как заговор против себя, как личный выпад чьих-то сил. И, в этом свете, его короткий ответ Лари Кингу имел совсем другой замес — это был сухой ответ тем, кто совершает выпад против него.
Кстати, помните версии гибели «Курска»? — я напомню: взрыв торпеды внутри; столкновение с иностранной подлодкой; мина; террористический акт; торпедная атака иностранной подлодкой. Была еще куча версий, даже НЛО, но вопрос — сегодня есть точный ответ? Нет. Есть утверждённая версия про утечку топлива в торпеде, но точного ответа нет.
А что осталось. Остались записки экипажа, такая, к примеру: «Милые мои Наташа и сынок Саша!!! Если у вас это письмо, значит, меня нет. Я вас обоих очень люблю. Наташа, прости меня за всё. Сашуля, будь мужчиной. Я вас крепко целую»
Но не их цитируют, а знаменитую фразу «она утонула» — ибо записка потрясает любовью, а ответ Путина — цинизмом и холодом, да таким, что вошёл в историю.
И хочет мир забыть российского Герострата, да не получается.
Как известно, Путин заявил, что у него в президентской жизни не было ошибок. Такое расчехление дорогого стОит, — значит и звонок про проституток за 10 долларов — это не навет, не ошибка. Он так считал, и сейчас считает.
И сегодня, когда тонет уже не подлодка, а вся страна, ему, как и прежде, видится то-ли Америка, то ли оппозиция — короче, кто-то, кто копает именно под него, кто мешает ему быть президентом и расшатывает его личную стабильность.
Курс рубля всё ниже, он как «Курск» соревнуется в падении только с падающей экономикой и падающей нефтью.
Но когда «Курск» лежал на дне, вспоминаются истеричные попытки что-то исправить, кого-то спасти. Сейчас страну никто не спасает – просто каждый день вводятся санкции против своих граждан, чтобы неизбежное случилось быстрее.
Когда утонул «Курск», то появилась мрачная шутка: Кинг спрашивает Путина, что случилось с Россией, и Путин отвечает: «Она утонула!»
Лет пять назад, мы смеялись над нашим остроумием.
Сегодня мы поражаемся нашей прозорливости.
echo.msk.ru
Либерастам про «ОНА УТОНУЛА»: dfedbees — LiveJournal
========================ОНА УТОНУЛА- один из 68 набросов (мэмов) либерастов против власти в России ,используемых для раскачки майДАУНА,свержения Путина и уничтожения РПоссии через революцию,гражданскую войну «все против всех» и ввод НАТО в Россию для «защиты» Ядерного Оружия России и АЭС России от «озверелой калорадской ваты»
Другие набросы :»Ралдугин виолончелист», «Сердюков ,Васильева «воры»», «Жуткие дороги России (а вот был бы разделитель…)» «Блины на лопате (Гуглим «еда на лопате в Европе»)» «Хорошо поплавали (Выкинули Астахова) «….
ОНА УТОНУЛА-СКАЗАНО ВАМ,ВРАГАМ РОССИИ,КАК ОТВЕТ НА ИЗДЕВКУ
А НЕ РУССКОМУ НАРОДУ,КАК ТЫ ВРЁШЬ! РУССКОМУ НАРОДУ БЫЛИ СКАЗАНЫ СОВСЕМ ДРУГИЕ СЛОВА-ГОРЯ И СОБОЛЕЗНОВАНИЯ!
Она утонула сказано в пиндосовской студии пиндосовскому ведущему,в ответ на наглую ухмылку убившего подлодку пиндоса:»А что же случилось с вашей подлодкой?»
«Она утонула»-ответ ухмыляющемуся врагу прекрасно знающему,что же случилось с Курском на самом деле
А что млять,она улетела? А ты не знаешь,что ТАК спрашиваешь?
Пендос спросил так специально,что бы вы ,мрази русофобские, визжали об этом без срока давности,раскачивая майДАУН в России снова и снова
Почему вы,враги,либерасты,майДАУНЫ лжёте с тех пор,что это ответ русскому народу?
Разве он в базе Курска в Видяево морякам (народу) это говорил? Нет!
4:00
Хронология Иностранная помощь принята БЫЛА (а либерасты лгут,что нет))
7:03
Гибель Курска сразу начали раскачивать для свержения власти в России
7:49
Политику нельзя пиариться на трагедиях
Почему вы мрази пендосовские либерасты всегда вырываете фразы из контекста?!! Почему вы вырываете одну фразу из большого интервью?Почему вы перевераете ,кому сказаны эти слова-врагам России а не её Народу!??
——
«Андрей ЦЫБЕНКО — 6 работал в посольстве РФ в Вашингтоне, переводил Р. Горбачевой, В. Черномырдина, С. Кириенко, А. Чубайса, супругов Ельциных . Самым сложным заданием в своей профессиональной практике г-н Цыбенко считает перевод интервью Владимира Путина Ларри Кингу на CN Самым сложным заданием в своей профессиональной практике г-н Цыбенко считает перевод интервью Владимира Путина Ларри Кингу на CNN.»
«Цыбенко рассказал волнующую историю: как ездил с Путиным в США, сразу после гибели подлодки «Курск». Оказывается, легендарная реплика «Она утонула» была произнесена президентом в состоянии крайней усталости и стресса – в тот злополучный день его буквально прессинговали иностранные журналисты. И переводчика прессинговали: сажают в крошечную будку без вентиляции, а главное, не дают в наушники голос ведущего программы, Ларри Кинга! То есть ответы Путина Цыбенко слышит, а вопросы ему – нет.
– Я слышу, Путин говорит: «Она утонула», – рассказывал Цыбенко, – а как переводить: одушевленное, неодушевленное? Хорошо, я понял, о чем речь. И тут уже стал стучать в дверки, чтобы мне срочно дали голос Кинга – я же должен знать контекст!»
http://dfedbees.livejournal.com/875080.html
=====================================
Оригинал взят уссыкливого либераста ,банящего за другие,не либерастные,не иудские,мнения bor_odin в Она утонула…
Сегодня печальная дата для нашей страны, сегодня в России
вспоминают погибших моряков атомной подводной лодки «Курск». На борту находились 118 человек. Все они погибли 12 августа 2000 года. Подлодка «Курск» участвовала в учениях в Баренцевом море.
Как это произошло, что случилось с лодкой: (КАк всегда у либьерастов вырванная цитата из контекста)
.
dfedbees.livejournal.com
Она утонула Википедия
Путинизмы — термин, которым западные и российские СМИ называют некоторые цитируемые фразы и высказывания Владимира Путина[1][2][3].
Аналогичные запоминающиеся и разошедшиеся в СМИ фразы известны у таких политиков как Джордж Буш-младший и Виктор Черномырдин.
Примеры[ | ]
В мае 2008 года РИА Новости, подытожив президентство Путина, опубликовало «20 высказываний Путина, ставших афоризмами»[4]:
- «Мочить в сортире»
- Российские самолёты наносят и будут наносить удары в Чечне исключительно по базам террористов, и это будет продолжаться, где бы террористы ни находились. …Мы будем преследовать террористов везде, в аэропорту — в аэропорту. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов. Всё, вопрос закрыт окончательно. — комментируя ракетно-бомбовый удар по Грозному, 24 сентября 1999 года.
- На встрече с коллективом ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» 15 июля 2011 года В. Путин признался, что впоследствии переживал по поводу данной фразы:
- «Она утонула»
- Она утонула. — в прямом эфире CNN, на вопрос Ларри Кинга «Что случилось с российской подлодкой „Курск“?»[6], сентябрь 2000 года.
- «Дубина власти»
- Государство держит в руках дубину, которой бьёт всего один раз. Но по голове. — интервью газете Le Figaro[7]26 сентября 2000 года[8].
- «Снег будет»
- На побережье вы можете наслаждаться прекрасным весенним днём, в то время как в горах — настоящая зима. Я там катался на лыжах шесть или семь недель назад, и я знаю — настоящий снег гарантирован. — на официальной презентации Сочи, как кандидата на проведение зимней Олимпиады в 2014 году, июль 2007 года.
- «Раб на галерах»
- Мне не стыдно перед гражданами, которые голосовали за меня дважды, избирая на пост президента Российской Федерации. Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил. — на пресс-конференции в Кремле, 14 февраля 2008 года.
- «Сюда смотреть»
- Сюда нужно смотреть! И слушать, что я говорю! А если неинтересно, значит пожалуйста… — обращаясь к министру здравоохранения Юрию Шевченко на заседании президиума Госсовета и Совета безопасности, ноябрь 2003 года (Шевченко что-то увлечённо рассказывал министру энергетики Игорю Юсуфову и и. о. министра науки, промышленности и технологий Андрею Фурсенко во время выступления Путина).
- Про обрезание
- Если вы уж совсем хотите стать исламским радикалом, и готовы пойти на то, чтобы сделать себе обрезание… то я вас приглашаю в Москву. У нас многоконфессиональная страна, у нас есть специалисты и по этому вопросу, и я порекомендую им сделать эту операцию таким образом, чтобы у вас уже больше ничего не выросло!
— на пресс-конференции после саммита Россия — ЕС, в ответ на заявление одного из журналистов о том, что Россия подавляет свободу в Чечне, ноябрь 2002 года.
- «Моты
ru-wiki.ru
Читать «Она утонула…». Правда о «Курске», которую скрывают Путин и Устинов Издание второе, переработа — Кузнецов Борис Григорьевич — Страница 1
Борис Кузнецов
«ОНА УТОНУЛА…»
Правда о «Курске», которую скрывают Путин и Устинов
Издание второе, переработанное и дополненное
Памяти моих учителей Анатолия Михайловича Алексеева, Георгия Павловича Смолкина и Бориса Николаевича Данилова посвящается.
Прибыль, полученная от продажи книги, будет направлена на оплату обучения детей членов погибшего экипажа.
Кто о смерти скажет нам пару честных слов?
Жаль, нет черных ящиков у павших моряков.
Карандаш ломается, холодно, темно.
Капитан Колесников пишет нам письмо.
Нас осталось несколько на холодном дне.
Два отсека взорвано, да три еще в огне.
Знаю — нет спасения, но если веришь — жди,
Ты найдешь письмо мое на своей груди.
«Курск» могилой рваною дернулся, застыл.
На прощанье разрубил канаты ржавых жил.
Над водою пасмурно, чайки, корабли.
На земле подлодка спит, но как далеко до земли.
После о случившемся долго будут врать.
Расскажет ли комиссия, как трудно умирать?
Кто из нас — ровесники, кто — герой, кто — чмо…
Капитан Колесников пишет нам письмо.
«Капитан Колесников пишет нам письмо»
Слова и музыка Юрия Шевчука
От издателя
Книга адвоката Бориса Кузнецова, представлявшего интересы 55 семей подводников, отвечает на вопрос, почему больше тринадцати лет назад погиб один из лучших подводных кораблей России — атомный подводный крейсер «Курск» и один из лучших экипажей подводного флота России — 118 моряков во главе с капитаном I ранга Геннадием Лячиным.
Эта книга — о верности и предательстве, о мужестве и трусости, о чести и бесчестьи, о равнодушии, из-за которого, по выражению польского гуманиста Бруно Ясенского, совершаются все убийства и предательства на свете. Она называет конкретных виновников трагедии — адмиралов, которые ради своей карьеры обрекли на гибель российских моряков. В книге по минутам и секундам воспроизведена разворачивающаяся трагедия, бездарно проведенная поисково-спасательная операция, описана вопиющая халатность при подготовке экипажа и корабля, а также всего учения, раскрыты глубинные причины кризиса российского Военно-морского флота и воинствующей безответственности.
Автор рассказывает о ходе расследования гибели «Курска», о политической составляющей этого дела, о жизни и героической гибели 23 подводников в 9-м отсеке, мужество которых позволило обнаружить затонувший корабль, об их надежде на спасение, перечеркнутой трусостью людей, пославших их на гибель.
По сравнению с первым изданием на русском языке, второе издание книги дополнено новыми фактами: описаны попытки Генеральной прокуратуры возбудить против автора уголовное дело за разглашение государственной тайны и задержать распространение тиража, преследование адвоката, изгнание из офиса, обвинение в популизме, многочисленные судебные процессы, инициаторами которых был как сам адвокат, так и его оппоненты, обвиненные им в фальсификации материалов уголовного дела и отдельных экспертиз, и, наконец, уголовное преследование Бориса Кузнецова по обвинению в разглашении государственной тайны по эпизоду, формально не связанному с книгой о гибели «Курска».
По сведениям из надежных источников, это уголовное преследование было доведено до предъявления обвинения по указанию Владимира Путина и связано с книгой о гибели «Курска». Над вторым изданием книги автор работал уже в США, где получил политическое убежище.
Много внимания уделено опровержению версии, появившейся в связи с похолоданием в российско-американских отношениях, о причастности к гибели «Курска» американских военно-морских сил, в частности подводных лодок «USS Memphis» и «USS Toledo». По убеждению автора, к распространению этой версии причастны российские спецслужбы, по заданию которых французские кинодокументалисты сняли фильм «„Курск“: Подводная лодка в мутной воде».
Об атомном подводном крейсере «Курск» издано более 30 книг. Многие из них писались по свежим следам, на основе публикаций в СМИ, когда версии были противоречивыми, а факты — искаженными. Но докопаться до истины можно лишь после изучения подлинных документов и их критического осмысления.
Книга адвоката Бориса Кузнецова, написанная по материалам уголовного дела и по результатам собственного независимого расследования, — наиболее полное, объективное и честное изложение трагических событий и их последствий. Ее цель — не только довести до читателя правду о «Курске», которую скрывают Владимир Путин, Владимир Устинов, Владимир Куроедов и Александр Савенков, но и предотвратить такие трагедии в будущем, чтобы юноши по-прежнему мечтали попасть на подводный флот, а матери не боялись отпускать их на службу.
Если в этом хоть что-то хоть в чем-то изменится к лучшему, значит, эта книга свою задачу выполнила.
Об авторе
Борис Аврамович Кузнецов родился 19 марта 1944 года в Кирове, куда его семья была эвакуирована из блокадного Ленинграда. В 1975 году окончил ВЮЗИ. В 1962–1982 годах служил в должностях оперативно-начальствующего состава подразделений уголовного розыска ГУВД Леноблгорисполкома и УВД Магаданского облисполкома. Участвовал в раскрытии сотни преступлений, среди них — кража дуэльных пистолетов из музея-квартиры А. С. Пушкина, кражи из Эрмитажа и Русского музея, хищения промышленного золота на приисках Чукотки.
С 1982 года занимается адвокатской, научной и правозащитной деятельностью. С 1989 года — советник группы народных депутатов СССР, член межрегиональной депутатской группы. В 1991 году создал Адвокатское бюро «Борис Кузнецов и партнеры», которое до 1995 года входило в состав Петербургской коллегии адвокатов, а с 1995-го — в состав Межреспубликанской коллегии адвокатов. С 2003 года — адвокат Адвокатской палаты города Москвы.
Принимал участие в разработке Конституции РФ, законов «О разделе продукции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об оружии». Участвовал в защите по делам, вызвавшим большой общественный резонанс.
За работу в уголовном розыске был отмечен государственными и ведомственными наградами, является обладателем золотого знака «Общественное признание», медалью к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина, медалью Анатолия Кони. За защиту военных моряков награжден медалью «300 лет Российского флота», золотым знаком «Подводник Военно-морского флота России» № 14 и именным кортиком.
Кавалер высшего адвокатского ордена «За верность адвокатскому долгу». По опросам журналистов и читателей газеты «Версия», журналов «Деньги» и «Лица» был включен в пятерку лучших российских адвокатов. Включен в справочно-энциклопедические издания «Лица России» (1999, 2000), «Кто есть кто в России» (1997, 1999), «The International Who’s Who» (1998–1999, 2004–2005, 2007–2008). Журнал «Лица» включал Кузнецова в издания «Кумиры России» (1999–2008).
О наиболее интересных гражданских и уголовных делах, проведенных адвокатом, издана книга «Освободить из-под стражи в зале суда» (М.: Парус, 1997). Автор книг «Защита чести и достоинства» (М.: МРКА. 1996), «„Она утонула…“ Правда о „Курске“, которую скрыл генпрокурор Устинов» (Де-Факто, 2005).
online-knigi.com
«Она утонула». – Почему?
Владимир Тольц: В 10-ю годовщину гибели в Баренцевом море атомной подводной лодки «Курск» Радио Свобода спросило своих слушателей: «Знаете ли вы, почему погибла лодка «Курск»?» Некоторая часть ответивших сообщила, что об этом не знает никто. И никогда не узнает, потому что это – тайна, которую власть не выдаст никогда. Ну, а кроме того, была высказана масса разных версий, основанных на предположениях, слухах и той противоречивой и часто недостоверной информации, которой на протяжении прошедшего 10-летия окормляли россиян власти. По-прежнему бытуют опровергнутые и морскими экспертами, и материалами следствия версии о торпедировании «Курска» американской субмариной или об их непреднамеренном столкновении. Есть высказывания и «круче»: находятся такие, кто рассуждает о столкновении «Курска» с НЛО или обвиняет в гибели лодки… китайцев. Есть и такие, кто присылает списки «виноватых». Это, как правило, имена госчиновников, лично насоливших автору или так им воспринимаемых. Несомненно, что значительная часть ответов основана на информационном «винегрете», бестолково почерпнутом из Интернета.Между тем, о трагедии «Курска» написаны уже десятки книг, в которых содержится и информация из засекреченных после завершения следствия экспертиз и документов. Казалось бы, читайте, анализируйте, делайте на основании этого выводы… Но еще Пушкин заметил: «мы ленивы и нелюбопытны». Принцип многих бойких рассуждателей о гибели «Курска» — самодеятельных знатоков новейшей истории — прост: то, что не «загугливается», того не существует! (А, к сожалению, не все, опубликованное о «Курске», можно найти в Интернете.) Ну, а кроме того, конспирологический миф для многих соблазнительнее и предпочтительнее усилий по трезвому осмыслению уже известного. Так сказка делается «былью»…
Сегодняшний гость нашей программы отнюдь не сказочник. Адвокат Борис Аврамович Кузнецов – один из наиболее осведомленных по делу о гибели «Курска» людей.
В качестве адвоката Кузнецов обратил на себя внимание российской общественности давно, представляя в судах интересы людей, заметных на российской политической и общественной сцене. В частности, бывшего генерала КГБ Олега Калугина, коммерсанта Артема Тарасова, актера Георгия Юматова, вице-премьера Владимира Шумейко, шпиона и писателя Михаила Любимова, актера Валентина Гафта, Галины Старовойтовой и партии «ДемРоссия», обвиненного в государственной измене ученого Игоря Сутягина и многих других. В 2001-2005 годах Кузнецов представлял интересы родственников погибших в 2000 году на атомной подводной лодке «Курск» подводников. При помощи Кузнецова родственники погибших моряков попытались доказать, что некоторые члены экипажа АПЛ оставались живы после аварии не менее двух суток, а спасательные работы начались не через 8 часов после взрыва торпеды, как утверждали представители власти, но значительно позже. Отведенная Кузнецову роль позволила ему в числе немногих обстоятельно ознакомиться с материалами следствия по делу «Курска». Именно поэтому к тому, что он рассказал мне в канун 10-летия гибели «Курска», стоит особенно прислушаться.
— Борис, давайте начнем с результатов следствия. Оно ведь почти год длилось?
Борис Кузнецов: В 2002 году, летом, было закончено следствие по делу «Курска». И следствие пришло к гибели, что причина гибели – это нештатная ситуация с перекисно-водородной торпедой, которая находилась в четвертом торпедном аппарате и которой «Курск» должен был стрелять, опять же условно, по группировке, в которую входил наш авианосец «Адмирал Кузнецов», тяжелая атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ну и там еще была группировка кораблей и судов, которые сопровождали флагман Северного флота. Произошла утечка пероксида водорода из резервуара торпеды, которая вытекла из торпедного аппарата, воспламенилась, поскольку это очень сильно воспламеняющееся вещество, огонь обратным ходом подошел в торпедный аппарат, и произошел первый взрыв, где взорвался окислитель, и горючее – керосин. Возник пожар. Температура была, по разным оценкам, от 3 до 5 тысяч градусов. В результате пожара, который продолжался 2 минуты 15 секунд, произошла детонация части боезапаса, и в результате этого погиб корабль, и одномоментно погибла большая часть экипажа. Вот эти факты были установлены, и эти факты, мною, во всяком случае, не в жалобах, ни в книге не опровергаются.
Владимир Тольц: Здесь следует попутно отметить, что по материалам следствия Борис Кузнецов, как и генпрокурор России Владимир Устинов, написал книгу. Причем в ряде выводов оба автора весьма полемизируют друг с другом. Однако продолжим.
— Борис, сразу отмечу: после гибели «Курска» появляется версия о столкновении российской подлодки с американской либо о торпедировании «Курска» американцами… Все это живо до сих пор. Что про это скажете?
Борис Кузнецов: Значит, я вам скажу, что вообще версий было больше десяти, если мне память не изменяет. Были версии столкновения и с надводным судном, были версии террористического акта. Проверяли на причастность к террористическому акту инженера с дагестанского завода Гаджиева. (Потом, когда ему вручали награду, то, по-моему, главком Куроедов извинился перед родственниками.) Была и версия мины времен Второй мировой войны…
Была и версия столкновения с подводной лодкой. Дело в том, что случаев столкновения советских еще и российских подводных лодок с американскими было достаточное количество. Это связано с тем, что флоты друг друга вели наблюдение. Значит, производился поиск подводных лодок, и производился поиск надводных кораблей, поэтому столкновения имели место. Поэтому версия на тот момент, на первые дни, может быть, даже на первые недели, на первые месяцы, она имела право на существование. Но когда следствие пришло к выводу, что трагедия произошла в результате внутреннего взрыва, то эта версия, как и все остальные, естественно, отпали.
И как бы эта версия умерла, но где-то в 2005-2006 году она вновь появилась и вновь начала муссироваться. При этом по-разному излагались эти версии. Часть военных выступала в печати, французы сняли фильм «Подводная лодка в мутной воде». Но интересное другое, что значительная часть адмиралов, особенно тех, которые непосредственно виновны в гибели корабля и экипажа, они эту версию поддерживали. На самом деле, поддержание такой версии о том, что в районе боевых действий, в районе учений находилась иностранная подводная лодка при большом скоплении противолодочных кораблей, оно свидетельствовать может только о том, что в России противолодочной обороны нет. На самом деле, это не так. И если бы там появилась иностранная подводная лодка, то, конечно же, она была бы обнаружена.
Владимир Тольц: А как вы думаете, чем мотивировано было возрождение убитой материалом следствия версии об американской, так сказать, «диверсии»?
Борис Кузнецов: Это нельзя назвать диверсией в полном смысле этого слова. То есть речь идет, во всяком случае если судить по фильму и вообще по той направленности, антиамериканской, то с моей стороны этот вопрос уже не столько к специалистам, сколько к политикам, поскольку в этот период ухудшились российско-американские отношения. Я полагаю, что эта версия в качестве активного мероприятия ФСБ, она в разных вариантах, по-разному, но, тем не менее, она озвучивалась. Это, с моей точки зрения, исключительно сделано для того, чтобы население России, российский народ на примере «Курска» был негативно настроен в отношении американцев.
Владимир Тольц: Сегодня, 10 лет спустя после гибели в Баренцевом море российской атомной подводной лодки «Курск», я беседую с одним из наиболее сведущих в этой истории людей – с Борисом Кузнецовым, адвокатом, представлявшим интересы родственников погибших на «Курске» моряков.
— Борис, ну, вот мы и перешли к политическим аспектам этой трагедии. На мой взгляд, гибель «Курска» оказалась если не переломной точкой, то некоей вехой, обозначивший начало совершенно нового этапа в недавней российской истории.
Борис Кузнецов: Я считаю, что, начиная с «Курска», страна начала тонуть во лжи. И если, я еще раз говорю, я поддерживаю официальную версию причины гибели «Курска», тем не менее, начиная буквально с первых дней, со стороны власти, со стороны военных населению и родственникам погибших врали. Например, пресс-служба Военно-морского флота озвучивала, что первое сообщение было о том, что у «Курска» произошли технические неисправности, и он лег на дно, что экипаж жив-здоров, и там все нормально. Хотя буквально в первые дни, а именно – на следующий день после гибели «Курска» ситуация была достаточно ясна: большая часть экипажа погибла. Стали врать, что туда подается чуть ли не кофе, что туда подается воздух, что подводникам хватит на длительное время, экипажу всему. Хотя было абсолютно ясно, что большая часть экипажа погибла.
Самое главное, что следствие, когда, в общем, оно было закончено, в самом конце этого следствия нужно было принимать решение о привлечении к уголовной ответственности виновных руководителей учений, руководителей Северного флота, вообще Военно-морского флота. И тогда было принято решение их к уголовной ответственности не привлекать. Это решение было политическое. Я думаю, что здесь, конечно, не обошлось без решения руководства страны, в частности, тогдашнего президента Путина. И под это дело были сфальсифицированы две экспертизы – это экспертиза тогда главного судебно-медицинского эксперта Министерства обороны Виктора Калкутина о том, что подводники в 9-м отсеке жили не более 8 часов, и экспертиза бывшего заместителя главного штурмана ВМФ Сергея Козлова о том, что большинство стуков раздавалось не из подводной лодки.
А стуки продолжались до 11 утра 14-го числа, то есть это двое суток. И эти стуки не просто были слышны экипажем, допустим, «Петра Великого», эти стуки буквально транслировали на палубу, чтобы экипаж был более внимателен, когда искали какие-то признаки гибели «Курска»: нефтяные пятна, какие-то фрагменты корабля, всплывающие, личные вещи, например. И была также проведена экспертиза фоноскопическая по тем стукам, которые производились, и фоноскописты однозначно пришли к выводу о том, что стуки производились человеком, что это не механические стуки, из подводной лодки, поскольку прослушивали не только сами стуки, но и фон, который сопровождал эти стуки. А фон – это было шипение воздуха и журчание воды. Тогда как любое судно, любой корабль, если он даже стоит на якоре или в дрейфе находится, или даже у пирса, всегда работают какие-то вспомогательные механизмы, и дополнительные шумы слышны. И определили эксперты, что это стуки человека по межотсечной переборке подводной лодки. Каким образом эта экспертиза осталась в уголовном деле, почему ее не выбросили – для меня это остается загадкой. Это, видимо, просчет следователя. Но тем не менее, такая экспертиза есть.
Владимир Тольц: Борис, вы один из немногих, по сути дела, кто знаком с материалами этого дела. Вы представляли интересы вдов и родственников погибших на «Курске» моряков. Что с этим делом?
Борис Кузнецов: Я должен сказать, что я представлял не всех родственников, а только 55 семей со мной заключили договор на оказание правовой помощи и представительство их интересов, людей, которые были признаны потерпевшими по этому делу. После прекращения уголовного дела мною была подана жалоба на постановление с просьбой о возобновлении расследования и о привлечении к уголовной ответственности целого ряда должностных лиц. В этой жалобе мне было отказано, я ее обжаловал в суде. Суд был, с моей точки зрения, неправедный, и мои доводы по сути опровергнуты так и не были. Затем я обращался в Европейский суд по правам человека, и решение по этому делу еще не принято. До меня, правда, дошли слухи, что моя жалоба не рассматривалась, и дело в Европейском суде прекращено. Но эти слухи пока что не проверены.
Владимир Тольц: Борис, вот уже продолжительное время вы находитесь за пределами России. Причем оказались вы там вынужденно, вопреки собственным планам и желаниям. Я догадываюсь, что ваше бегство (иначе эту вынужденную эмиграцию обозначить трудно) может быть связано с вашей ролью и позицией в деле о гибели лодки «Курск». Но, пожалуйста, расскажите об этом сами!
Борис Кузнецов: Когда я подал жалобу, до подачи жалобы меня, в общем, уговаривали, чтобы я ее не подавал, больше того, меня пытались купить. В частности, бывший главный военный прокурор Савенков, бывший главком ВМФ Куроедов, которые даже домой ко мне приезжали. Это была, что называется, не прямая покупка, а предлагали мне обслуживание Военно-морского флота, в том числе, ведение дел за рубежом, говорили, насколько это дело экономически выгодно. Я, в принципе, с такими предложениями согласился, но сказал, что я могу подписать договор с ВМФ только после того, как я закончу дело «Курска».
Потом началось преследование. Меня выселили из офиса, несмотря на то, что договор с Управлением делами президента у меня заканчивался там через несколько лет. Закрыли питерский канал… я не помню уже его название, Лушников там был такой, Андрей. Потом, когда я написал книгу, которая называется «Она утонула. Правда о «Курске», которую скрыл генпрокурор Устинов», была попытка возбуждения уголовного дела по вот этой книжке, которая была издана. Была попытка задержать тираж. И совсем недавно я встречался с очень высокопоставленным сотрудником администрации президента, который буквально бывает у президента через день, и он мне с уверенностью сказал, что понятно, что все это из-за «Курска». И, в общем, он даже не знал, что уголовное дело возбудили в отношении меня не по «Курску», а по делу Чахмахчяна.
Владимир Тольц: Стоп! Тут необходимы хотя бы минимальные пояснения. Бывший член Совета Федерации от Калмыкии, сопредседатель Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества Левон Чахмахчян, являвшийся в 2000-2006 годах председателем Российской партии самоуправления трудящихся (РПСТ), был взят под стражу и арестован в феврале 2007 года по подозрению в получении взятки и причастности к мошенничеству в особо крупном размере. Тогда же, в ходе одного из судебных заседаний [адвокат Чахмахчана] Кузнецов сфотографировал из дела секретную справку ФСБ о том, что телефонные переговоры его подзащитного стали прослушиваться за день до выдачи на это судебной санкции. Кузнецов обратился с жалобой на нарушение неприкосновенности Чахмахчяна, еще бывшего во время прослушивания сенатором, в Конституционный суд. К своей жалобе он приложил копию секретной справки. Однако суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы Кузнецова. ФСБ и прокуратура посчитали действия адвоката разглашением государственной тайны. Летом 2007-го Борис Кузнецов, не дожидаясь возбуждения против себя уголовного дела (это произошло через год), эмигрировал и попросил политическое убежище в США. Он продолжает рассказ о своих перипетиях так…
Борис Кузнецов: Так получилось, что одновременно с делом «Курска» я вел несколько дел, которые либо расследовались Федеральной службой безопасности, либо из этих дел «торчали уши» ФСБ. Это дело Сутягина – по этому делу был выявлен внедренный в число присяжных бывший сотрудник Службы внешней разведки. Это дело Мананы Асламазян, где очевидно совершенно, что из дела по контрабанде и неуплаты налогов «торчали уши» ФСБ. Это дело об убийстве Кивилиди, где, с моей точки зрения, тоже причастна ФСБ. Это дело Анны Политковской. Все это вместе и привело к тому, что я оказался, вопреки своему желанию, за рубежом.
Владимир Тольц: Ну, вот теперь вы уже несколько лет вне России. И при этом продолжаете заниматься делом лодки «Курск». Насколько я знаю, вы готовите новое издание своей книги об этой трагедии. Что нового вы намерены в ней сообщить читателю?
Борис Кузнецов: Вы знаете, меня, правда, буквально с первых дней еще, в 2002 году обвиняли, что я вроде как делаю пиар на гибели людей. На самом деле, речь идет только об одном: сказать всю правду и обличить тех людей, которые ее скрывают и которые на самом деле виновны в гибели корабля и экипажа. Как-то Попов, бывший командующий Северным флотом, сказал: «Я хотел бы взглянуть в глаза человеку, который погубил корабль и экипаж». Ну, с моей точки зрения, и об этом я пишу в книге, ему нужно подойти к зеркалу, и он увидит этого человека. Вообще, на самом деле, я описываю все события, которые произошли после выхода книги, в 2005 году. И большая часть посвящена опровержению версии причастности американских подводных лодок, американских ВМС к гибели «Курска».
И самое-то главное, что чисто технологически ни торпедная атака со стороны американских подводных лодок, ни (сейчас уже появилась и такая версия) якобы наземные ракеты класса «поверхность» пытались случайно выстрелить, там по неосторожности попали в «Курск», то есть это ракеты, которые стреляли с земли, с ракетных баз, находящихся на берегу, — это технологически быть не может. Поэтому вот это детально разбирается. И большая часть печатного пространства уделена фильму, который выпустили французы, также он вышел в 2005-2007 годах «Подводная лодка в мутной воде». Там впрямую американцы обвиняются в гибели «Курска». И мотивом того, что американцы потопили «Курск» и чуть не возникла опасность Третьей мировой войны, было то, что «Курск» стрелял ракетой, торпедой «Шквал», и что там была китайская делегация, и вроде как Москва собиралась продать эту ракету китайцам.
Владимир Тольц: С момента гибели в Баренцевом море 118 человек – экипажа атомной подводной лодки «Курск» – прошло 10 лет. Все мы помним о них. В конце концов, как и для адвоката Бориса Кузнецова, эта память и желание разобраться в причинах и обстоятельствах трагедии – дело чести для каждого соотечественника погибших моряков.
www.svoboda.org
«Она утонула» (с), или Большая ложь больших людей
В такой же осенний день 14 лет назад в Баренцевом море, в 175 км от Североморска недалеко от берегов Норвегии, во время супермасшабных учений Северного флота, на глубине 108 метров затонул многоцелевой российский атомный подводный ракетоносный крейсер (АПРК / АПЛ) К-141 «Курск» — флагман подводного флота страны.В 11 часов 28 минут 26,5 секунд по московскому времени на ее борту произошел взрыв, от которого сдетонировал боезапас субмарины, исчислявшийся 24 крылатыми ракетами и 24 боевыми торпедами. И этот страшный по силе взрыв произошел в считанных метрах от двух ядерных реакторов — энергетического сердца атомохода.
Холодные воды Баренцева моря стали братской могилой для 118 моряков-подводников.
Если быть честными, то следует признать — после аварии 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут выжившие моряки АПРК «Курск» с большой степенью вероятностью были обречены. При этом к их гибели приложили руку практически все — конструкторы подводного атомохода, командование Военно-морского флота России, президент страны и даже, увы, они сами. Таким образом, весь бардак, непрофессионализм и нечистоплотность высших руководителей в нашей стране отразилась в гибели самой совершенной на тот день субмарины, как в зеркале.
Трагедия высветила катастрофическое состояние как российского подводного флота, а главное — катастрофическое состояние голов высшего руководства флота и страны.
1. Моряки-подводники фактически были смертниками с момента вступления на борт субмарины по целому ряду причин: конструкторских недоработок, использования устаревшего потенциально опасного вооружения, собственной халатности.
Для спасения моряков нельзя просто открыть аварийно-спасательный шлюз, расположенный в зоне жилых отсеков (на корме корабля), которым оснащена любая современная подводная лодка. Необходимо еще создать условия, чтобы в лодку не поступала окружающая вода, а также для безопасного подъема людей на поверхность. Для создания таких условий служит специальное устройство — колокол, — которое прикрепляется (присасывается) к предназначенной для этого комингс-площадке. Именно наличие таких колоколов дало президенту России основание заявить, что у страны есть все необходимое для спасения подводников.
С момента подхода спасательных кораблей ВМФ России, ежедневно совершалось по 6-7 попыток присосать колокол к комингс-площадке, но ни одна из них не увенчалась успехом. По официальной версии, это вызвано сколами на площадке, возникшими в результате аварии, однако, есть основания считать, что это являлось дефектом конструкции корабля: резиновое противошумное покрытие на лодках этого типа неправильно покрывает комингс-площадку люка; на небольших глубинах, на которых проводились заводские испытания, оно работало нормально, но в глубоководных условиях не срабатывало. Данный факт выгодно замалчивать как конструкторам, так и руководству ВМФ и страны.
Кроме того, на самой совершенной субмарине России использовали устаревшие «толстые» торпеды «Кит» (модель 65-76) на пероксиде водорода, разработанные еще в 1976 году, которые не использовались в большинстве флотов мира уже больше 50 лет именно из соображений безопасности и надёжности, хотя и более дёшевы, чем торпеды с дорогими серебряно-цинковыми аккумуляторами. После аварии «Курска» эта торпеда была окончательно снята с вооружения; таким образом, моряки атомохода своими жизнями оплатили модернизацию Российского флота, до которой до их смерти у командования не доходили руки.
И, наконец, аварийный буй, всплывающий на поверхность над терпящей бедствие подлодкой, точно обозначая её местонахождение, по кабелю которого можно осуществить телефонную связь с экипажем на ее борту, из своего отсека не вышел. И, как оказалось, выйти не мог: на атомоходе не была включена сигнализация аварийного буя, и несколько лет была отключена система аварийного выброса антенны. С аварийного буя даже не было снято заводское крепёжное устройство, которое не позволило бую всплыть.
В итоге, высокая степень гибели экипажа уже была заложена еще на стадии проектирования, испытаний, вооружения и действий (бездействия) самого экипажа субмарины.
2. Трагедия произошла во время учений в Баренцевом море, поэтому район, естественно, находился под непрерывным пристальным наблюдением «и своих и чужих». Взрыв на борту субмарины, погубивший его, был тут же зафиксирован гидроакустиками крейсера «Петр Великий», более того — сам крейсер ощутимо тряхнуло (можно себе представить силу взрыва, который потряс огромный корабль водоизмещением 26 000 тонн — тяжёлый атомный ракетный крейсер третьего поколения. На 2011 год это был самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль. Флагман Северного флота ВМФ РФ.
Командир «Петра Великого», капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, выслушав доклад о странном «хлопке», не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере и ощутивший толчок, поинтересовался, что произошло. Касатонов ему солгал: «Включилась антенна РЛС (радиолокационной станции)». Попов этим объяснением удовлетворился. Интересоваться, что же это за суперантенна такая, одно лишь включение которой сотрясает флагманский атомный крейсер до основания, равного которому нет в мире, а он о такой мощи, состоящей на вооружении флота, ничего не знает, не стал.
3. О том, что связи с атомоходом «Курск» нет (а пропала не баржа с мазутом — флагман российского подводного флота с двумя атомными реакторами, 24 крылатыми ракетами и 24 боевыми торпедами, причем в непосредственной близости от берегов Норвегии — страны блока НАТО), — Верховному Главнокомандующему Путину было доложено только 7,5 часов спустя.
4. Россия (читай — Путин) почти трое суток замалчивала сам факт катастрофы, тогда как своевременное извещение мировой общественности о состоявшейся трагедии, как оказалось позднее, могло спасти жизни 23 человек, которые, по независимым оценкам, жили еще до 2,5 суток, что давало реальную возможность к их спасению при условии адекватных и безотлагательных спасательных действий.
Информационное сообщение прошло в выпусках информационных агентств только вечером 14 августа, т.е. почти через трое суток после того, как моряки России оказались в бедственном положении, и в рельности, как выяснится позже, были уже мертвы, и свою помощь по спасению экипажа немедленно предложили Норвегия, недалеко от берегов которой затонул «Курск», и Великобритания, но командование Военно-Морского Флота России, исполняя волю своего Верховного Главнокомандующего Путина, от нее отказалось.
Несколько стран, включая Норвегию, снова и снова предлагали свою помощь по спасению людей на борту терпящей бедствие субмарины, но Россия (читай — Путин) её снова и снова отвергали, утверждая, что у нее есть все для спасения гибнущих моряков. Тем не менее, вскрыть аварийный спасительный шлюз российские спасатели так и не смогли — сделали это норвежские подводники, однако драгоценное время было безвозвратно упущено — ни одно человеческое сердце на борту подводного корабля уже не билось.
5. Моряки на подводной лодке оказались заложниками не только технического состояния субмарины и её устаревшего вооружения, но и высшего руководства страны (читай — Путина), который до последнего оттягивал их спасение, отвергал помощь иностранных специалистов, утверждая, что по утвержденным им же «нормативам» для розыска людей отведено 7 суток. И это только на розыск, без учета времени на подготовку и осуществление спасательной операции. Хотя не только специалистам, имеющим отношение к подводным технологиям, но и любому здравомыслящему человеку совершенно очевидно, что когда терпит бедствие субмарина, счет идет не на сутки, а на часы и даже на минуты. По оценкам специалистов, сделанных на основании кровавого опыта предшествующих подводных катастроф, реальный срок, за который еще можно спасти хотя бы часть из гибнущих людей — около 2 суток. А эта часть — не голые цифры. Это чьи-то дети, братья, мужья, друзья, отцы.
Подводники… Я склоняю голову перед вашим каждодневным подвигом. Перед живыми. И вечно живыми. Честь и Слава — эти слова — о вас.
Президент Российской Федерации Владимир Путин, как следует из описанных и многих последующих событий в список здравомыслящих и порядочных людей не входит.
Вся ситуация вокруг трагедии с подводным крейсером с первых минут была пропитана ложью.
Лгал командир «Петра Великого» Владимир Касатонов.
Молчаливо лгал командующий Северным флотом Вячеслав Попов, делая вид, что верит невразумительному объяснению Касатонова про «включение антенны».
Молчаливо лгал министр обороны Игорь Сергеев, делая вид, что ситуация «внештатная», то есть, в принципе, контролируемая, хотя она уже давно была аварийной, не отваживаясь побеспокоить отдыхающего Хозяина — маршальские погоны на плечах дороже жизней каких-то там моряков. (Начиная с 1997 года Сергеев — первый и единственный Маршал Российской Федерации).
Лгал своему народу и всему миру президент Российской Федерации Владимир Путин.
Лгал стране и миру генеральный прокурор России Владимир Устинов, который, защищая честь Хозяина, утвердил лживый доклад о гибели атомохода Курск.
Прошло 14 лет. Главный враль до сих пор сидит на троне?..
Несчастная страна…
Вероятно, народ на самом деле имеет то правительство, которое заслуживает.
Братский славянский украинский народ терпеть на стал и выпрямил согнутую спину, ценой крови оплачивая свою свободу от подобных нездравомыслящих, неадекватных, заплывших жиром, лживых и преступных правителей.
Россия ждет. Возмущается, но ждет. Уже 14 лет. Она думает, что Путин уйдет сам. Уйдет. Оставив вместо себя на троне очередного марионетку-престолоблюстителя. Он этот фокус / факус (очепятка; возвращена по просьбе читателей) уже демонстрировал. А потом вернется, в очередной раз переписав под себя конституцию. А марионеточные сенаторы послушно её утвердят. А как не утвердить, если у некоторых знакомых мне сенаторов на один зад в семье приходится по 2 автомобиля премиум-класса и по две квартиры, не считая катеров, непроизводственных помещений и земельных участков. А фокусник Чуров нарисует Хозяину необходимые 101 процент.
Думай, Россия. Читай и думай.
Очередная годовщина со дня гибели моряков-подводников АПРК «Курск», ставшими заложниками Системы, — хороший повод задуматься. Вы — точно такие же заложники.
И не только потому, что 8 августа Путин принял решение перестать кормить свой народ, которое покорно озвучил верноподанная марионетка господин Медведев.
Ровно 14 лет назад вы, 145 миллионов граждан России, по воле вашего президента Владимира Путина были заложниками возможного апокалипсиса, который неизбежно произошел бы в случае «симметричного ответа» — навряд ли блок НАТО «чесался» бы семь суток, как Путин, если бы у берегов входящей в него страны начались ядерные взрывы и неконтролируемый разлет во все стороны крылатых ракет, а рядом плавал бронированный морской кулак с кучей ядерного оружия на борту — Северный флот ВМФ РФ почти в полном составе.
Вы об этом не знали? Теперь знаете.
Ибо вы в блоге, где вы можете узнать голую правду жизни, о которой, возможно, Вам больше не расскажет никто.
Подробности:
☞День подводника / Часть I. Печаль президента
☞День подводника / Часть II. Размышления у парадного подъезда
☞День подводника / Часть III. Русский вопрос
☞День подводника / Часть IV. Субмарина в Стране лжецов
☞День подводника / Часть V. Постскриптум
naturalist.livejournal.com
Она утонула — Проза Дома Солнца
…Середина августа, 2000 год. Вся страна замерла, прильнув к телеэкранам. В Баренцевом море происходит что-то из ряда вон…. Говорят о нашей суперподлодке, которая «ушла на грунт». Сейсмологи в Норвегии зафиксировали два взрыва во время аварии «Курска» 12 августа. Экипаж вроде бы жив. Они стучат в переборки, сообщает диктор. По лицам моряков-офицеров, прячущих глаза от телекамер, можно понять: дело плохо. Один пресс-секретарь флота Дыгало ещё что-то говорит, так он, сын известного адмирала, море хорошо если по телевизору видел. “Связь установлена, мы им подаем сигналы…”«Курск» – атомная подводная лодка проекта «Антей». Такие атомоходы имеют длину 154 м, водоизмещение до 18 тыс. т, глубину погружения – до 500 м, скорость подводного хода – до 28 узлов (примерно 52 км/ч), экипаж – 130 человек. На вооружении «Антеев» – 24 пусковые установки крылатых ракет «Гранит» (каждая из которых в 40 раз мощнее бомбы, сброшенной над Хиросимой). Кстати, в хорошем стихотворении знаменского поэта М. Тарасова, написанном в те дни, есть такие строки: «Как много над тобой воды, подлодка, гибнущая в море!..». Но их воспринимать следует в переносном смысле, ибо воды над «Курском» было не так уж и много. Если бы подлодку поставить вертикально, то значительная её часть возвышалась бы над уровнем моря: 100 метров – глубина, 154 – длина лодки…
Девять лет прошло с тех пор. Трагедия унесла жизни 118 подводников. Таинственная гибель «Курска» относится к тому разряду морских тайн, которые будоражат воображение и по прошествии многих лет. Существует больше десятка версий катастрофы, среди которых такие экзотические, как НЛО и бунт на борту. Однако основными остаются две: взрыв торпеды в носовом отсеке (вывод правительственной комиссии, возглавлявшейся тогдашним вице-премьером И. Клебановым) и столкновение с другой подлодкой. Впрочем, В.В.Путин на вопрос: «Что случилось с подлодкой «Курск»?» на пресс-конференции ответил: «Она утонула…».
В 2005 г. отмечали пять лет со дня гибели подлодки. Бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов на вопрос корреспондента вдруг сказал: «Я знаю правду о «Курске», но еще не пришло время её рассказать». А в 2000 году он же произнёс такую фразу: “Я всю свою жизнь посвящу тому, чтобы взглянуть в глаза человеку, который все это устроил”.
Автор данной статьи придерживается мнения о столкновении с другой подлодкой, скорее американской, маловероятнее – с английской. Непредумышленным или преднамеренным – вопрос остаётся открытым.
Само по себе столкновение – случай не исключительный. В истории советского и российского ВМФ было более двух десятков столкновений подводных лодок с зарубежными субмаринами. И присутствие во время крупных учений в качестве неприглашённых наблюдателей подлодок стран НАТО (и, в свою очередь, наших у них под боком) – тоже практикуется с давних пор.
Наша лодка как-то в Тунисском проливе стукнулась в американскую, у нас скула помята, а они аварийно всплыли и пошли на базу. Но тогда была четко выраженная конфронтация. А сейчас отношения относительно нормальные, однако американские и английские подлодки на наших морских полигонах пасутся, как и раньше. Рано или поздно количество “контактов” должно было перейти в трагическое качество.
В сумятице первых дней после аварии российские официальные лица частенько выдавали правдивую информацию.
21.08.2000г. в программе «Время» тогдашний министр обороны И.Сергеев заявил, что 13 августа на дне рядом с «Курском» обнаружен «крупный неопознанный объект», который по размерам сопоставим с «Курском». В этом же выступлении он подтвердил, что «с борта крейсера «Петр Великий» были замечены аварийные буи бело-зеленого цвета, которые используют подлодки стран НАТО. Этот факт зафиксирован в бортовых журналах корабля».
После осмотра «Курска» глубоководными аппаратами были получены новые доказательства. 4.09.2000г. заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Валерий Манилов заявил: «Скорее всего, произошло столкновение с подводной лодкой водоизмещением приблизительно 8—10 тысяч тонн. В пользу этой версии говорит характер повреждений в носовой части и основного корпуса субмарины. На корпусе АПЛ имеется пробоина с загнутыми внутрь оплавленными краями. Кроме того… найдены детали другой субмарины — по предварительным данным это фрагменты ограждения корпуса другой лодки». Ну, а после того, как корпус «Курска» осмотрели водолазы, казалось бы, уже не осталось никаких сомнений.
Сразу после аварии официально сообщалось, что «13 августа, в 19час.30мин. российский разведывательный спутник идентифицировал аномалию, как соразмерный «Курску» объект, напоминающий подводную лодку».
14 августа агентство Интерфакс передало сообщение, что по данным российской разведки некий подводный объект массой до 9 тысяч тонн дрейфует от места аварии к берегам Норвегии со скоростью около 3—4 узлов.
Если получившая повреждения иностранная подлодка шла со скоростью примерно 3,5 узла (6,5 км в час), то она могла добраться норвежской военно-морской базы (ВМБ) за 4—5 дней. И как раз через 4 дня, 18 августа, американская атомная подлодка «Мемфис» зашла в ВМБ Хоконсверн, расположенную в девяти километрах к юго-западу от города Берген для внепланового ремонта, что зафиксировал российский разведывательный спутник, сделавший 19.08 2000г. с высоты 40 тысяч метров снимок, на котором запечатлена атомная субмарина класса “Лос-Анджелес”, вставшая на ремонт у стенки причала.
Она имела значительные повреждения в носовой части. Толстая обшивка субмарины была содрана, как кожура с банана. Лодку ремонтировали у стенки 8 дней. 27 августа она покинула базу и отправилась к берегам Британии.
В Брюсселе в те дни министр обороны России И.Сергеев заявил, что приоритетной остается версия, что в гибели «Курска» виновата иностранная подлодка.
Тогда же норвежский вице-адмирал Ейнар Скорген высказал довольно крамольные для натовца вещи: он не исключил, что гибель «Курска» последовала из-за столкновения с американской субмариной. Мало того, ещё и сказал, что имел место факт внепланового захода в норвежский порт американской подлодки «Мемфис». Позже он заявил, что косвенным свидетельством того, что с «Мемфисом» что-то было не в порядке, может служить секретный приказ американского командования: доставить в Норвегию из США 12 жен офицеров экипажа американской субмарины. Не исключено, что на «Мемфисе» во время столкновения с «Курском» погибли 12 подводников.
Свидетельства норвежского адмирала, таким образом, совпадали с заявлениями российской стороны о «поврежденной иностранной подлодке, на малой скорости отходившей к берегам Норвегии».
Совпадают они и со словами председателя комиссии, вице-премьера И.Клебанова, который в первые дни после аварии «Курска» сообщил, что российская служба радиоперехвата перехватила сообщение, в котором американская подлодка экстренно запрашивает разрешение зайти на 5 дней в норвежский порт.
Тогда же прозвучало и сообщение, что на дне обнаружены не только «акустические контакты», но и вполне материальные улики иностранного происхождения. Программа НТВ 14 августа 2000 года сообщила, что в районе затопления «Курска» российские глубоководные аппараты нашли ограждения винтов иностранной подлодки. На другой день эту информацию официально подтвердило командование Северного флота, уточнив, что речь идет о «фрагменте» от иностранной подлодки.
Но где же этот «фрагмент»? Со дна Баренцева моря водолазы подняли 40 тонн различных обломков, так куда же задевался этот кусок металла с «отпечатками пальцев» убийцы «Курска»? Был он вообще, этот «фрагмент» или нет?
Судя по тому, как дружно замолчали все российские адмиралы и с тех пор больше публично не заикались об «иностранной подлодке», можно сделать два предположения.
Версия первая — адмиралам скомандовали: «Отставить разговорчики в строю! А не то вылетите из строя на гражданку без выходного пособия!»
Версию вторую уже давно озвучили наши прозападные СМИ — дескать, и не было никаких «фрагментов» на дне, и чужой «подлодки» тоже не было, как и бело-зеленых аварийных буев, точно так же как не было, дескать, и радиоперехвата, и гидроакустического контакта с «объектом» на дне, рядом с «Курском». Словом — не было ничего!
Очевидно, «Курск» стал предметом сложной дипломатической игры между В.Путиным и Б.Клинтоном. Достоверно известно, что всё время, пока шла спасательная операция, параллельно шли и оживленные переговоры с американской стороной.
В это время, похоже, Путин еще не знал, какую он в итоге займет окончательную позицию по «Курску». Вот одна довольно многозначительная деталь. 17 августа Путин рассыпался в благодарностях главам иностранных государств, предложивших свою помощь — поблагодарил премьера Великобритании, слова благодарности нашлись даже для главы Израиля. И только в адрес США и президента Клинтона Путин не произнес тогда ни одного доброго слова, хотя они тоже предлагали помощь. В тот же день, 17.08, заместитель начальника штаба ВМФ России, вице-адмирал А.Побожий провел в Брюсселе переговоры с представителем главного командования НАТО на Атлантике. В тот же день в Москву спешно прибыл директор ЦРУ. Состоялся телефонный разговор Путина с Клинтоном
Не понимая всех тонкостей дипломатической игры, военные в это время по инерции ещё настаивали на расследовании. Министр обороны И.Сергеев обратился к своему американскому коллеге У.Коэну с просьбой позволить российским специалистам произвести внешний осмотр американских лодок «Мэмфис» и «Толедо». Пентагон отказал. Однако контакты на высшем уровне не прервались, а наоборот, продолжались с ещё большей интенсивностью. 7 сентября в Нью-Йорке состоялась встреча советника президента США по вопросам национальной безопасности Сэмюэля Бергера и секретаря Совета Безопасности России Сергея Иванова. На этой встрече Бергер вручил Иванову секретное досье, где якобы содержалось всё, что американцы знали о гибели «Курска». В этом досье говорилось и о том, что, на взгляд американцев, стало «причиной гибели: взрыв торпеды калибром 650 мм из-за использования в них ненадежных газожидкостных аккумуляторов».
Складывается впечатление, что в какой-то момент американская и российская стороны пришли к соглашению: с американской подлодки снимают подозрения, а взамен американцы пойдут на некоторые уступки Путину.
И уже 6 сентября 2000 года Клинтон заявил в Нью-Йорке, что США отказываются от планов развертывания своей национальной противоракетной обороны (на которую, правда, конгресс США не отпустил денег). То есть сделали как раз то, чего от них так долго и безуспешно добивался Путин. Кроме того, вскоре Запад списал России долги в сумме 10 млрд. долларов, тем самым практически доказав своим российским партнерам, что «молчание — золото».
Насколько убедительно выглядит эта версия, предоставляю судить читателям, но не вызывает сомнения, что наступил какой-то момент и сникли боевые российские адмиралы. Из их лексикона исчезло даже упоминание об «иностранной подлодке» и каких-то там чужих «фрагментах» на дне…
Скептики, впрочем, могут задать вопрос — как же все эти тайны за столько лет не вышли наружу? Ну, допустим, нашим велели молчать, но отчего же по прошествии девяти лет не проговорился ни один человек из экипажа американской подлодки?
Ответ надо искать в традициях американской военщины, главная заповедь которой — никогда не сознаваться, даже если застигли на месте преступления. Вот только два примера из бесконечного ряда.
В ноябре 2003 года разразился крупный скандал, когда совершенно случайно стало известно, что американцы скрыли серьезный инцидент со своей подлодкой у берегов Италии. 25 октября американская атомная лодка «Хартфорд» напоролась на камни поблизости от острова Сардиния. Это грозило разгерметизацией реактора, но янки, не говоря никому ни слова, потихоньку оттащили контуженую субмарину в итальянский порт, там наскоро подлатали видимые повреждения и отправили на ремонт в Норфолк (США). И всё было бы шито-крыто, и итальянцы не узнали, кого им благодарить за второй Чернобыль, если бы через месяц об этом случайно не дознались журналисты.
А вот более давняя история. Газета «Нью-Йорк таймс» 6 июня 1975 года случайно раскрыла тайну, которую американский флот бдительно хранил целых 6 лет. Речь идет о том, что 15 ноября 1969 года американская атомная лодка «Гэтоу», выполняя разведывательную миссию, нарушила нашу морскую границу и в советских территориальных водах таранила нашу атомную подлодку «К-19». При этом, как пишется в работе «Разведывательные операции американского подводного флота (рассекреченные страницы)»: «В соответствии с планом операции «Холлистоун» атомные лодки ВМС США имели разрешение действовать глубоко в 12-мильном пределе официальных советских вод. Более того, приказ гласил, что если лодка обнаружена в советских территориальных водах и здесь подвергается угрозе поражения со стороны противолодочных сил, то она имеет право применять оружие».
Официальные лица США тогда тоже отрицали какое-либо участие своей подлодки в этом инциденте. Чтобы скрыть все следы, командование ВМФ США пошло на прямую фальсификацию фактов. Командиру подлодки «Гэтоу» было приказано переписать свой отчет о патрулировании таким образом, что якобы лодка вернулась в базу еще за 2 дня до столкновения в советских территориальных водах. А с членов экипажа взяли подписку о неразглашении. Таким образом, во флоте Нового Света ревностно чтут флибустьерские традиции своих славных предшественников — капитанов Моргана и капитана Кидда: «Мертвый не выдаст».
Финал всей эпопеи с «Курском» — заключение правительственной комиссии. Итогом многомесячной работы стал вывод — причиной гибели подлодки является взрыв торпеды из её же собственного боезапаса. Дескать, подвела утечка перекиси водорода. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Поскольку на акт комиссии наложен гриф «Секретно».
А ещё было принято решение — всё, что осталось от лодки на дне моря — взорвать! Так сказать, чтобы ни следа, ни праха не осталось. Так и сделали летом 2002 года. Напомним, что на дне как раз тогда оставался первый отсек, который и мог иметь на себе доказательства, уличающие истинного убийцу «Курска». Таким образом, если что и осталось потомкам от «Курска», так это заключение комиссии Клебанова.
Но давайте присмотримся внимательно — вам это заключение ничего не напоминает? Да оно же по своим выводам похоже на американскую версию просто как два однояйцовых близнеца!
Ведь буквально сразу же после аварии официальные лица Соединенных Штатов заявили, что по их данным, авария «Курска» произошла из-за нашей торпеды, из-за того якобы, что в ней использовались «ненадежные газожидкостные аккумуляторы».
И спустя год Клебанов и комиссия повторили вслед за американцами: да, наша торпеда во всем виновата! Разница между той и другой версиями минимальная, в деталях, а суть одна. Так зачем, спрашивается, надо было исписывать тонны бумаги, если американцы и так все детали знали с самого начала? Надо было просто с них переписать, и не тратить зря казенные деньги.
Летом 2007 года российским парламентариям показали документальный фильм французского кинорежиссёра «Субмарина в мутной воде».
Его просмотр произвёл на депутатов сильное впечатление. Ещё одна версия и весьма доказательная. Если верить фильму, мы всё-таки были на грани Третьей мировой войны. И только выдержка российского руководства не позволила событиям принять необратимый ход. Фильм имеется в Интернете, желающие могут его скачать.
Правду о гибели «Курска» нам скажут не скоро…
www.sunhome.ru