Что можно найти в лесу. Часть II Окопное творчество. Trench Art.: photonoid — LiveJournal


Когда лепит горизонтальный, от сильного ветра, снег с дождём, и за окном темно, как в душе маньяка, от перспективы поехать в лес заранее сводит зубы. Исход примерно ясен – засаженный в непромерзшую грязь по двери джип, романтическая ночь в мокром лесу у костра со стучащими зубами и далее по списку…

Лет десять назад, меня бы это не остановило, однако опыт нас учит многому, и не всегда плохому. Поэтому, нальем кружечку горячего глинтвейна и, сидя в уютном кресле, вспомним, что-нибудь милое и приятное, найденное ранее, в более гостеприимные времена года.

Что можно найти в лесу. Часть II Окопное творчество (Trench Art)

Мир военной археологии обычно мрачен, полон чёрных болотных черепов, алчущих крови неразорвавшимися мин и колючей проволоки, подтянутой подросшими деревьями на уровень глаз. Однако и в нём, одна на тысячу, да случается находка, сохранившая тепло человеческих рук.

По-русски их называют окопным творчеством, враги наши западные партнеры называют это трэнш-арт (trench art). Различные поделки, изготовленные солдатами в минуты затишья, очень тонко передают их дух и настроение, ни один документ тех времен, да и самое раритетное военное железо не в состоянии это сделать.

Одним из самых главных немецких швер-пунктов (Schwerpunkt — ключевой узел обороны) под Ленинградом были Синявинские высоты. Немцы «обживали» их с сентября 41 –го до февраля 44 года, выдержали десятки жестоких штурмов и, увы, окончательно ушли оттуда «на  своих ногах», опасаясь окружения.

Наши военные, а затем и историки, бодро рапортовали о взятии синявинских высот, причём, неоднократно. Несколько высот, в том числе и «чёртову», где сейчас стоит мемориал, наши и правда взяли. Однако, главная синявинская высота так и не была взята, что позволило немцам так долго удерживать удавку на горле Ленинграда, но об этом как-нибудь в другой раз.

В общем, за два с половиной года «синявинского сидения», немцы нашли время и на творчество. Я покажу вам две находки, сделанные в разное время, на разных участках синявинской гряды. Они, по-своему уникальны, потому, что hand made – изготовлены вручную.
Вообще, солдаты не часто изобретали что-то сами, среди них хватало людей мастеровых, но немного было художников, да и выбор технологий был невелик. Поэтому, тренш-арт, это, как правило, различные варианты исполнения одного и того же предмета обихода, кем-то у кого-то подсмотренного.

Каждый мастер имел уникальный почерк и свои технологические изыски, поэтому один и тот же по назначению предмет выходил весьма разным.

Как-то осенью, практически на передовой (как максимум тыла — это штаб роты)  я нашел пепельницу. Среди обломков, разорванного в клочья пулемета MG-34, кучи осколков и гильз, она, прижатая к стенке окопа, была лишь немного помята и поцарапана.


Общий вид, сигарета для масштаба, естественно. Использовать по прямому назначению — кощунство 🙂

Пепельница изготовлена из латунной артиллерийской гильзы крупного калибра. Из гильзы вырезан фрагмент стандартной величины, выпрямлен. После этого, видимо «отштампован», путем отбития киянкой на форме, возможно деревянной. После этого,  мастер сделал гравировку.

Я слышал о подобных пепельницах, они отличаются надписями и рисунком. Тут налицо некая «механизация», возможно предмет изготавливался в ближнем тылу и становился объектом дальнейших солдатских обменов, добираясь и до передовой.

Пепельница, не то что памятник, а прямо «микро монумент» той эпохи. Надписи на ней повествуют:

Russland Nord-Front Leningrad-Ladoga Andenken an 1941-43

а «цветочки», — это геральдическое изображение подснежника. Andenken – это памятный сувенир, подарок на память.  Как видите, подарок до Германии не добрался. Обратите, кстати, внимание, немец выбил именно Leningrad, а не St. Petersburg, как, якобы немцы звали город. Возможно, за три года разобрались.

Лицевая сторона. По периметру надписи, по центру «цветы».

Реверс. Видна примитивная штамповка киянкой.

Лицевая сторона. Увеличенные фрагменты надписей.

Второй предмет, который я хочу показать, найден на позициях немецких ПВО в глубине обороны. Это так называемая спичечница, получехол на спичечный коробок.

Спичечница изготовлена из алюминия, вырезанного из ящика для ленты немецкого пулемета. Спичечница то ли поломана в процессе изготовления, то ли этот элемент должен быть накладным.
Общий вид, монета для масштаба.

Позиция зенитчиков была сильно нашпигована попаданиями советских авиационных ракет РС-82, их алюминиевые хвосты делали работу с металлоискателем практически невозможной. Выкапывая спичечницу, я на 99% был уверен, что это очередной стабилизатор РС-82. Полагаю, именно мощный штурмовой налёт советской авиации оборвал биографию автора, либо не дал ему завершить работу.

На позиции мы нашли несколько персональных немецких комплектов снаряжения. Обычно, это говорит о том, что либо мертвых, либо тяжело раненных солдат с позиции вытащили, сняв с них ремни со снаряжением, для упрощения транспортировки.

Лицевая сторона. Проработка деталей не уступает современным монетам.
Реверс.

Меня и моих товарищей поразила тонкость и  ювелирная точность работы гравёра. Если сравнить с гравировкой на пепельнице, то это просто другой уровень. Сюжет демонстрирует работу расчёта зенитного прожектора. Не сложно догадаться о военной специальности автора работы. Такие вот бывают лучики света среди мертвого военного железа.

Интересно, что традиция изготовления «окопных» пепельниц и спичечниц, идёт уже «на века». Приведу немного примеров спичечниц, времен первой мировой войны,  подсмотренных на просторах Ebay.



В последних двух спичечницах использованы латунные пряги от «кайзеровского» военного ремня. Как видите, девиз Gott Mit Uns (С нами Бог) уже  был, а вот нацисткая символика появится ко Второй Мировой.

P.S. Подобные находки является «сопуткой» военного поиска, не более. На позициях мы искали наших павших солдат, и рядом с позицией зенитчиков, нашли. Искать окопное творчество специально имеет смысл только в невоеваших тылах, мы таким не занимаемся.

P.P.S. Немецкий трэнш-арт представлен по той причине, что весь найденный советский сдается в коллекцию нашего музея, там он уместнее, чем в личной коллекции, там его увидят многие.

Продолжение следует.. http://photonoid.livejournal.com/4516.html

Надеюсь, вам было не скучно,

Ваш Photonoid.

photonoid.livejournal.com

Окопное творчество | Страница 5

Добавлю из своей коллекции ещё одну памятную вазу мадьярского солдата, прятавшейся под двухметровым слоем чернозёма и глины заплывшего блиндажа. Ваза создана с учётом всех традиций подобных поделок в Гонведе, в те годы. Традиционный цветок жизни, памятная надпись — В память о бурных боях. Дата 26. 10. 1942. В ноябре месяцы, мадьяры, ещё надеялись пересидеть зимнюю стужу в тёплых блиндажах и конечно же, в натопленных хатах русских деревень и сёл, за 5-6 км от линии фронта. Но Бог войны распорядился по другому. Памятные вазы, 42 года с разно вариационной надписью , но всегда с обязательнымм для мадьяр словом -» В Память..» стояли на столах мадьярских солдат и офицеров. Эти поделки были тоже своего рода неким оберегом, призванным дать надежду Иштванам, Яношам, Марцеллам…. на благополучный исход их битвы на Дону. Мадьяры в этом смысле всегда верили в Святых и чудо, которое может спасти. Но на Дону, чуда не произошло.
Памятные вазы мадьярских солдат , теперь напоминают нам, что кто к нам с мечом придёт — тот от меча и погибнет

Ну , вот как не залюбоваться находкой питерских фанатов копа по войне. Портсигар молодого красноармейца, с навыками изобразительного искусства,твёрдо знавшего, что пролетарии всех стран должны объединиться. За спиной бойца, ледяная глыба Ленинграда, в котором ещё живут еле живые люди. Боец это знает, как знает что завтра Новый год, в котором он, с товарищами сполна расплатится с врагом за всё содеянное. Чертит рука бойца на крышке портсигара острием ножа девиз и символику пролетариата страны Советов, с новой точкой отсчёта этой истории 40-х — С Новым Годом, 1943. В 43 году, ну может в малых количествах, чуть раньше на полгода, как я уже писал ранее , засияли звёзды Победы на портсигарах, котелках, ложках и прочих, так нужной бойцу предметах окопного обихода… Молодёжь, попавшая на фронт, уже вкусила сладость первых Побед на полях сражений. Отсюда и такие яркие сюжеты, на окопных раритетах.

Вернувшись с Победы, наши деды угощали земляков папиросками из самодельных алюминиевых портсигаров, сделанных или ими самими или рукастыми умельцами. Ну как тут не вспомнить им за мирным столом о победном мае 45 года. И вот смотрит с восхищением публика, угощаясь папироской на портсигар хозяина — да, он Герой, Победитель.
Портсигар этот, был выставлен на аукционе в Полтаве и ушёл с торгов, что бы упокоится навсегда у кого то в коллекции. Увы не успел купить, проморгал.
А ведь сколько радости было 9 Мая. Весенний цветок для медсестрички, стол, накрытый солдатами — простой с 3 бутылями спирта и минимумом закуски — трофейной шоколадкой которую удалось найти в вещмешке запасливого ротного, в миг радостных салютов миллиона стволов в небо Берлина, практически занял всю поверхность крышки портсигара. А на другой, нижней стороне этой коробочки — памятная надпись, дата и подпись. Казалось бы, техника исполнения и мастерство, как бы и не блещет. Но …..дело то, не в этом. Вся выразительность картинки и надписи в том, что это, портсигар — нашего солдата, Победителя!

 

smolbattle.ru

Окопное творчество | Страница 4

Итальянцы, волею судьбы, оказавшиеся в августе 1942 года на берегах Дона, также оставили нам на память сильные по своей выразительности рисунки и разного содержания надписи на металле войны — котелках и флягах. В отличии от мадьяр, у весёлых итальянцев не было тяги к изготовлению памятных ваз с традиционным государственными гербом и надписью — на память о боях (войне) 1942 ну или 43 г. Итальянцы рисовали всё что угодно — любимых, сюжеты из окопной жизни гербы своих провинций, работяг мулов, оружие, танки, машины и не без этого — фашистскую символику и девизы. А вот и прекрасный образец окопного искусства. Фляга из села Дубрава Богучарского района, хранившаяся как «сувенир» у одного из жителей. Сейчас в музее. Военный инженер Франческо, верящий в Победу и великого дуче, просто создал эпический шедевр — сагу о величии итальянской 8-а. Тут тебе и танк несущийся на врага и истребитель пикирующий с неба и фашистский символика — ликторский топорик, свастика и многое другое. А на другой стороне фляги — цитата из речи вождя Италии и кумира Франческо — Муссолини
Кстати, под флягой видна итальянская газета тех лет. Лежали у бабули в сундучке, как подстилочка на которую укладывали вещи.

Я как то писал на Тризне об альпийцах, воевавших под Россошью. У них были маленькие и незаменимые помощники, трудяги войны — муллы.Они и в дождь, жару и в метель с жгучими морозами перевозили на себе, для альпийцев, различные, тяжёлые, грузы. Когда альпийцы в в январе 43 г были разгромлены, на улицах освобождённой Россоши да и в других населённых пунктах, среди брошенной техники, снаряжения, ящиков из под боеприпасов бродили в поисках хоть какой то еды, сотни голодных, с грустными глазами, обречённых на смерть мулов. Это мне рассказала, ныне покойная, местная жительница. Один из альпийских стрелков отдавая должное мулу, оставил на своём котелке, выразительный рисунок, этого скромного и незаменимого помощника — мулла с грузом. Он упорно идёт вперёд, идёт склонив свою голову от непосильной тяжести, идёт 7-й десяток лет.

Ну и конечно, как же, итальянцу — без капитолийской волчицы. Она также обрела свою «жизнь» на котелке альпийского стрелка. Она и сосущие молоко волчицы Ром и Ремул наполняли гордостью итальянца, о принадлежности к великой Римской империи, некогда владычествующей на просторах Древнего Мира. Надеялся альпиец, что она, волчица, как священный оберег поможет на Дону, одержать славную Победу над русским медведем. Но, увы, медведь потревоженный в берлоге разметал и 8 итальянскую армию и альпийский корпус. Так и осталась в промёрзшей огневой точке, прорисованная на алюминиевом котелке погибшего альпийца, одинокая волчица с 2-мя братьями. Правда она уже почти 4 года, отогревается в музее

Кстати, в освобождённой Россоши в штабе командующего альпийского корпуса генерала Наши, среди всевозможных трофеев, была обнаружен регалия альпийцев — капитолийская волчица. Она уже более 60 лет является ярким экспонатом «Арсенала», филиала областного краеведческого музея Воронежа

 

smolbattle.ru

Окопное творчество П М В

Поделки из гильз.

http://steampunker.ru/blog/6415.html

Может у кого есть подобное»окопное творчество»,так просимо поделиться фото=)

Да))) фантазия людская и её практическое применение — бесконечныЫ!

Фото из и-нета.

Замечательная ссылка от камрада Jager http://bleuhorizon.canalblog.com/archives/…07/3945289.html

А это уже из моей коллекции. Кольца: алюминь с сердечком найдено на позициях по ВМВ .
Латунное сверху с крестом 1914-1916 из под Львова, я его посвятил в церкви и ношу иногда.
Слева алюминь с инициалами в виде медной вставки,это кольцо купил у приятеля.
Банка для чего то сыпучего ,сделанная из 100мм арт.гильзы с припаянным дном.Интересно то,что я идентифицировал изображенный моноплан. Это Blériot XI , французского авиатора -конструктора Луи Блерио. Есть еще крышка,но я ее сейчас привожу в порядок. Найдено на чердаке заброшеного дома в горах под Ивано Франковском.





Если вещи оригинальны, то огонь !

Ротмистръ сказал(а): ↑

Нажмите, чтобы раскрыть…

Ну вы блин даёте zunder1 сказал(а): ↑

Нажмите, чтобы раскрыть…

Женя ты как всегда такие финтефлюшки выкинеш что сердце обливается бардой PaulZibert сказал(а): ↑

Если вещи оригинальны, то огонь !

Нажмите, чтобы раскрыть…

Конечно все оригинал, я копии не собираю. Копии разве только на рекон таскать.,а натюрлих должен дома под стеклом быть.

Интересные вещи и подборка хорошая, Впечатление , что не только в окопах делали настолько качественно сделано . А часы Вообще — Архитектура!

Шла первая мировая война. Позиционные периоды требовали присутствия большого количества людей на фронте, но боевые действия шли не так активно. И вот, солдаты занимались изготовлением различных поделок из гильз. Из них делали и бытовые вещи и украшения. Трудно поверить, что некоторые из них сделаны всего лишь из простых гильз.

Источник http://steampunker.ru/blog/6415.html

Максим создал в своё время эту тему……
Совместить бы.

http://smolbattle.ru/index.php?threads/Окопное-творчество.2787/

Только не по первой там..
И из реалей наших.

Владислав сказал(а): ↑

Нажмите, чтобы раскрыть…

Отпишу Егору.Пусть объединит Wolf09 сказал(а): ↑
Отпишу Егору.Пусть объединит

Нажмите, чтобы раскрыть…

Первушная тема во:

http://smolbattle.ru/index.php?threads/Траншейное-искусство-П-М-В.24764/

zunder1 сказал(а): ↑

Нажмите, чтобы раскрыть…

Евгений как бы объеденить?

Половина представленного современные фантазии на тему ПМВ.

сапрон сказал(а): ↑
Половина представленного современные фантазии на тему ПМВ.

Нажмите, чтобы раскрыть…

Обоснуйте Данные вещи из Германии и Франции. Найдены не в полях и лесах,а выкуплены у наследников участников ПМВ.http://www.flickr.com/photos/86402448@N06/8739725961/in/photostream/ Wolf09 сказал(а): ↑

Нажмите, чтобы раскрыть…

На творчество Jager полюбуйтесь в теме!
http://smolbattle.ru/index.php?threads/Рукоблудство.18660/ сапрон сказал(а): ↑

Нажмите, чтобы раскрыть…

Уважаю людей с золотыми руками.Jager талантлив,но это не значит,что на немецком сайте новоделы.Хотя…….
сапрон, предлагаю остаться при своих мнениях Даже если это новоделы,то они достойны уважения и размещения в данной теме

Можно целую экспозицию в музее сделать

Красота!

Открытка времён Первой Мировой, издана по фотографии священника 64 пех. Казанского полка Олега Адамовича. Из архива В.Л.Святенко.

Красота.

 

smolbattle.ru

Окопное творчество | Страница 8

Подкину классического мадьяра — памятную вазу Яноша. Нынешний владелец сего прекрасного экспоната, с Украины. С лет 7 назад, фото вазы он разместил на одном из форумов. Тут я его и слямзил в свою фотокладовочку)) Отмечу — здесь присутствует мадьярская триада — чёткий государственный герб Венгрии, прекрасно выполненный цветок жизни (его даже мне называли, точное название не помню, надо узнать) и непременные слова — в память о боях с датой и именем владельца. Дополняет художественную композицию на стенках вазы, скрещённые сабля и винтовка. Виды оружия, мадьяры порой, запечатлевали на своих вазах, видя в них предмет гордости — оружие приносит славу и лавры победителю. Но до дома Янош, свою Память не довёз. Вот и посмотрите на сохранившуюся Память Яноша. А хороша, не правда ли?!!

Кстати коллеги, хотел бы Вас просветить (хотя может Вы уже в курсе) Окопное искусство или по английски trench art ввёл в оборот в английский археолог Николас Саундерс. Он начал его исследовать в 90-хх годах по огромному пласту прекрасно выполненных поделок из металла, дерева, а также и ткани1-й Мировой войны , бывших в изобилии на полях сражений. В Европе есть масса музеев по этой тематике. Саундерс написал монографию по окопному искусству. Ещё в начале 2000 годов я обратил внимание на свои находки — памятные вазы мадьяр, итальянские котелки с рисунками и т.д. У меня это вызвало большой интерес.Археологическое 10 летнее прошлое — не прошло для меня даром . Оказалось что в далёкой Англии уже нашёлся человек, тоже археолог, который популяризовал окопное искусство. Потому, запомните имя этого человек, открывшего первым для нас, удивительный мир trench art . Если Вам кто нибудь скажет, что он открыл новое направление — окопное искусство, не верьте ему. Археолог из Англии — первый. Я же считаю, что в нашем случае, можно говорить, лишь о развитие нового направления trench art , а именно применительно к 2-й Мировой войны и в частности Великой Отечественной . И не более. Вот так коллеги.
Я просто, расставил все точки над i.

А теперь задумайтесь, кто он солдат 2-й Мировой. Солдаты Страны Советов, Германии, Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии, Эстонии, Англии, Японии и т.д. со своей культурой и традициями и.. с одним общим для всех. Это любимые, дом, родные, честь и долг. Потому много общего и отличий в образах превознесённых ими, солдатами, на подручный материал — «отходов войны» зачастую трансформировавшиеся их создателями, без преувеличения, в подлинные шедевры окопного искусства 2-й Мировой. И что самое главное — подавляющее количество этих чудесных находок происходят с территории России и ряда стран СНГ. Такова география окопного искусства этой войны — войны моторов и идеологий, возведённых в абсолютизм той эпохи.

 

smolbattle.ru

Окопное творчество | Страница 6

Вполне возможно, что и стопки. Публика копачей считает, что эти поделки могли использоваться двояко. Но пить из них неудобно. Мы пробовали. Немцы педанты и аккуратисты. Пользовались в основном стандартной стаканом фляги. Аккуратисты были ещё те. Я лично думаю, что это , отчасти, могли быть просто памятные изделия, для себя и кого то из друзей. Свинец заливали для устойчивости. Но были находки подобных предметов и с остатками свечей. Главное для меня — что они несут смысловую, художественную нагрузку

Мой хороший приятель, поисковик Андрей из Старого Оскола поднял в раскопе довольно интересную , правда смятую тяжестью земли, мадьярскую памятную вазу. А интересно она тем, что на ней мадьярин вычеканил название города – Курск, слово Память и дату — 1942. Напомню, что именно один из двух ударов в направлении на Воронеж немцы и мадьяры (я не буду доподлинно излагать подробности тех событий, т.к они есть в инете) по плану операции Блау нанесли с Курска. Мадьярин запечатлел значимый для него момент, начало сокрушительного удара победоносных немецких армий и храбрых мадьяр, по крупной группировке Красной Армии, на Дону. Вазочку он делал с любовью. Её форма — типичная для памятных сувенирных ваз ПМВ, типа цветка, с ножкой. Но вот что, ещё интересно — на поверхности раритета нет полной мадьярской триады. Герба, цветка жизни. Это говорит о том что творец вазы, пока лишь предвкушал будущую победу. А это вазочка, должна была стать для него или его друга, напоминанием о славном дне, когда окончательно будет сломлено сопротивление большевиков, что навсегда останется в их памяти. Но Бог войны — Арес, рассудил иначе

 

smolbattle.ru

Окопное творчество | Страница 9

Да, знакомая фотография. ПМВ

К сожалению, как я писал ранее, не всегда удавалось «поймать» раритет окопного искусства. Быстро уходят в коллекции. Лет десять тому назад, приятель рассказал что в одном из сёл области была продана коллекционеру мадьярская памятная ваза. Товарищ, не имел фотокамеры, но как мог, зарисовал с вазы развёрнутое изображение с текстом, на бумаге. Интересно, что тут неполная триада. Нет герба Венгрии. Но запись в память о бурных боях (тут конкретно — на Дону) присутствует. Она вставлена в рамку, которого приподнимает, как бы от земли прекрасный цветок, в центре которого бьётся сердце, владельца вазы. А ниже он расписался — Мольнар Йозеф. Выше рамки с памятной надписью, тянется к тёплому солнцу, традиционный для всех мадьярских ваз — цветок жизни. И конечно же, на вазе солдат выбил датировку 42-43. Одно ясно, Йозеф не был идейным — его не трогала пропаганда о Великой Венгрии. Герб своей державы он не воспринимал, как нечто культовое. Ему, Йозефу хватало того, что этот герб уже красовался на пуговицах его одёжки.. …
Так, что знакомтесь, с сохранившемся для нас (кроме того шустрого покупателя вазы) на листе бумаги незаурядным творчеством, ещё одного Мольнара — Йозефа

На другом форуме высветилась ещё одна вещица, которую можно отнести к окопному искусству. Спичечница «электрика» Все стороны алюминиевой поделки имеют выразительные рисунки. Самый основной, на лицевой части — автопортрет владельца. У этого СС — вца, волевой подбородок и довольно породистый арийский нос. Каска дополняет автопортрет владельца. На ней знакомые Вам всем, руны .Эта символика, безоговорочно сопровождает, практически все поделки этой публики. А на другой стороне — панцер, олицетворение основной ударной силы и мощи войск Вермахта, да и СС тоже. Над танком небо, а под гусеницами земля. Автор поделки не поленился создать пространство вокруг танка. Ну что же, арийская педантичность и здесь сыграла свою роль.По торцу спичечницы, ветвь дуба с листьями. Дуб в Германии уже очень давно считают «германским» деревом. Его твёрдая древесина и характерные листья еще со времён германцев стали символами бессмертия и стойкости который почитался священным у германских племён и впоследствии дубовые листья стали частью неотъемлемой детали к высшим наградам 3-го Рейха

 

smolbattle.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *