Назначение и общее устройство автомобиля ЗиЛ – 131 — страница 9
электрооборудования автомобилей / И.Д. Ландсберг Л.З. Соколин В.Н. Каманин В.Н.-М.:Транспорт.1981.-317 с., ил.3. Крамаренко Г.В., Барашков И.В., Техническое обслуживание автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт, 1982.-368с.,ил.4. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003 ./М.:НЦЭНАС, 2004 .-168с.5. Резник А.М. Электрооборудование автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт, 1990. – 256с.,ил.,табл.6. Чернецкий Ю.Ф., Учебное пособие по курсовому и дипломному проектированию: Учеб. Пособие для вузов/ Чернецкий Ю.Ф.-М.:Лесная промышленность, 1983.-136. Назначение и общее устройство автомобиля ЗиЛ – 131. Автомобиль ЗиЛ-131 Автомобиль ЗИЛ-131 предназначен для перевозки грузов и для буксирования прицепов по дорогам всех видов и бездорожью. Платформа автомобиля приспособлена также для перевозки людей. Автомобиль пригодный для эксплуатации во всех климатических условиях, в любое время года при температуре воздуха от –40° до +55° С. Автомобиль может быть использован для поставок на экспорт как у страны с обычным, так и с тропическим климатом (влажным и сухим). На базе автомобиля ЗИЛ-131 завод выпускает следующие модификации: — автомобиль ЗИЛ-131А без экранированного и герметичного электрооборудования. На нем установлено электрооборудование от автомобиля ЗИЛ-130 и уменьшенный комплект дополнительного оборудования по сравнению с комплектом автомобиля ЗИЛ-131; — седельный тягач ЗИЛ-131В, предназначен для буксирования полуприцепов. Общее устройство автомобиля ЗиЛ-131 Автомобиль ЗиЛ-131 делится на следующие основные части: двигатель, шасси, кузов, электрооборудование, специальное оборудование. Двигатель является источником механической энергии, которая двигает автомобиль. Теперь, как правило, используют поршневые двигатели внутреннего сгорания, изредка – электрические и прочие. Двигатель, который работает на бензине, состоит из кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения, а также из системы охлаждения, системы смазки, системы питания и системы зажигания. Шасси, состоит из трансмиссии, ходовой части и системы управления, которые служат для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам и управления автомобилем. Кузов предназначен для размещения водителя, личного состава и грузов. У грузовых автомобилей общетранспортного и многоцелевого назначения кузов состоит из кабины, грузовой платформы и оперения. Электрооборудование состоит из узлов иНазначение и общее устройство автомобиля ЗиЛ – 131 — контрольная работа
на всех колесах, привод пневматический
Стояночный ……..………………… Барабанные с внутренними колодками;
тормоза сблокированный с тормозным краном так, что
при включении тормоза приводятся в действие рабочие
Воздушный компрессор ……………………… двухцилиндровый,
с жидкостным
Производительность
оборотах коленчатого
вала 2000 в минуту и при
противодавлении 7 кгс/см2 , л/мин …………………………..
Диаметр цилиндра, мм …………………………
Ход поршня, мм …………………………
Поршни компрессора ………………. Из алюминиевого
сплава, и плавающими
Привод …………………………
Объем цилиндра, см3 ………………………..
Смазка компрессора …………………………
Регулятор давления ……………………………………………….. Шариковый
Тормозной кран ……………………….. Комбинированный;
имеет две секции,
которые обеспечивают
управление
тормозами
автомобиля и прицепа (или
Пневмопривод тормозов прицепа
…………….… Соединительная
головка,
разъединительный кран
Электрооборудование
Система электрооборудования ………….. Однопроводная, экранированная;
с корпусом (массой) автомобиля
Тип зажигания ………………… Батарейное, бесконтактное-транзисторное
Напряжение в сети, В ………………………………..
Генератор …………………………
Регулятор напряжения ………. РР-132, бесконтактный, полупроводниковый
Аккумуляторная батарея
….…………… Одна, 12 В, 6СТ-90-ЭМС
емкостью
90 А∙ч с гидростатическими
пробками; в цепи
Стартер……………………………….. СТ2, герметичный, 12 В, мощностью
и муфтой свободного хода
Распределитель зажигания …..…… Р351, экранированный, герметичный с
регулятором
опережение зажигания
и с винтами
для плавного регулирования
Катушка зажигания ………..… Б118, заполненная
маслом, экранированная,
герметичная,
с отдельным дополнительным
автоматически при пуске двигателя
Свечи зажигания ………………………… СНС07 или СН 307-В, экранированные,
Комбинированный выключатель
зажигания и стартера …………………………. ВК350, с замком зажигания,
включается при помощи ключа
Фары ……………………… Две, ФГ122-ГТ, из двухнитевыми
лампами 12 В,
50 + 40 Вт, с герметичным
оптическим
элементом и светомаскировкой АС-122-Т
Прожектор управляемый …………………………………………..
Подфарники и передние
указатели поворотов ………………………… Два, ПФ106, с лампами
12В,
герметичные, маскировочные
Задние фонари (правый и
левый) ……..………. Два, ФП106, с лампами
12В,
герметичные, маскировочные
Фонарь освещения номерного знака ……………ФП107, герметичный
Переключатель указателя
поворота ……….………. П105-А, закрепленный
на
рулевой колонке,
включается
механически, а выключается автоматически
Прерыватель указателей поворота
…………………………
Центральный переключатель света …………………… П44, на три положения
Ножной переключатель света фар ……………………. П53, герметизированный
Выключатель сигнала торможения
………………… ВК13, пневматический,
размещенный на щитке кабины под капотом
Звуковые сигналы ………………………
Два: один С311-01, электрический,
второй двухрупорный
С 40-В;
на автомобиль
ЗИЛ-131 установлен
дополнительно
сигнал С39 (зуммер)
водителю из грузовой платформы
Подкапотная лампа .…………..… ПД308, с выключателем на самой лампе
Предохранители ……………..… 1. ПР2-Б, биметаллический,
вибрационный,
на 20 А , для внешнего освещения и ламп
2. Биметаллический, кнопочный, на 20 А
штепсельных розеток переносной лампы
Предохранителями
6А в цепи электродвигателя
нагревателя,
контрольно-измерительных
и прерывателя указателей поворотов
Электродвигатель
обогревателя кабины ……. МЭ-211, двухскоростной,
мощностью 25 Вт
или МЭ 226-Б, односкоростной мощностью 35 Вт
Электродвигатель
вентилятора кабины …………..… М11, односкоростной, мощностью 4 Вт
Контрольные приборы
Спидометр ……………………….. СП201, со стрелочным
указателем скорости
и суммарным счетчиком пройденного пути
Указатель давления масла в
системе смазки двигателя
………………….…………..……. Мембранный,
непосредственного действия
Указатель температуры
охлаждения жидкости …………………….. Электрический, с градуировкой до
водяном канале впускной трубы
Указатель уровня
топлива ……………..………….……… Электрический, реостатного
типа,
действует только
при включенном
(на каждом баке), включаемыми поочередно
Манометр для контроля давления
воздуха в системе пневматического
привода тормозов ……………………… МД-213, двухстрелочный;
верхняя
воздушных
баллонах, нижняя –
давление в тормозных камерах
Манометр давления воздуха в шинах …… МД-223, со шкалой до 6 кгс/см 2
Амперметр ……………………..……………………. Со шкалой 30А…0…30 А
Кабина и платформа
Кабина ……………………………………… Цельнометаллическая,
закрытая,
панорамное ветровое стекло
Отопление кабины ………………………..… Вод
Ручка управления заслонкой канала
Вентиляция кабины ………………………. Через стекла, которые
опускаются,
вентиляционные люки на крыше
Сидение …………………………………………
пассажирское
сидение двухместное;
Стеклоочиститель …………………………
Устройство для
обмыва стекла ………………………………
freepapers.ru
Назначение и общее устройство автомобиля ЗиЛ – 131 — контрольная работа
приводом, резинового бачка и двух форсунок
Принадлежности кабины ……………………….. Два солнцезащитных
козырька,
два зеркала заднего вида (на седельном тягаче
Платформа …………………………
и металлическими поперечными брусьями
глухие, задний
борт откидной; боковые
борта снабжены
решеткой и откидными
скамейками; предусмотрена
возможность
скамейки по
середине платформы и
сигнализация из платформы в кабину
ЗиЛ-131 шасси
Внутренние размеры платформы, мм:
длина …………………………
ширина …………………………
высота бортов (без решетки)
…………………………
высота бортов (с решеткой)
…………………………
Количество мест в кабине
(включая водителя) …………………………
Количество мест на платформе
для перевозки людей …………………………
Погрузочная высота платформы
…………………………..
Специальное оборудование
Лебедка
Тип …………………………..
Привод лебедки …………………………
валами с промежуточной опорой от
Передаточное число редуктора
…………………………
Рабочее сжимаемое усилие
на тросе, кг …………………………..
Максимальное сжимаемое
усилие лебедки, кг …………………………
Полная длина троса, м …………………………..
Рабочая длина троса, м …………………………
Коробка отбора мощности
Тип …………………………
с одной передачей для наматывания
Передаточные числа с учетом коробки передач:
на наматывание троса …………………………
на разматывание троса …………………………
Пусковой подогреватель
Тип …………………………
Топливо …………………………
Емкость топливного бачка, л …………………………
Расход топлива, кг/ч …………………………
Тепловая производительность, ккал/ч …………………………
Зажигание топлива в котле
подогревателя …………………………
Источник энергии для воспламенения
топлива …………………………
Максимальная мощность, которая
потребляется
Время от начала прогрева
двигателя до его пуска при
температуре -30° С, мин …………………………
Электродвигатель вентилятора ……….…………………………. МЭ202, 11 Вт
Эксплуатационные данные
Максимальная скорость при
движении
участке сухого и равного асфальтированного шоссе, км/ч ……………….. 80
Контрольный расход топлива на 100 км
пути при движении с грузом 5000 кг без прицепа, л ……….………….… 40
Наименьший радиус поворота на сухой
асфальтированной дороге с
отключенным передним мостом, м:
по колее внешнего переднего
колеса ………..………………………
по крылу внешнего переднего колеса …….…………………………… 10,8
Путь торможения на сухой асфальтированной
ровной дороге с грузом 5000 кг:
без прицепа со скоростью
30 км/ч ………..…………………….
с прицепом со скоростью 50 км/ч ……………………………………….. 29
Подъем, преодолеваемый автомобилем
при движении по сухому и твердому грунту, град:
с грузом 3500 кг без прицепа
………..………………..……………
с грузом 3500 кг и прицепом общим весом 4000 кг ……………………… 20
Наибольшая глубина брода с твердым дном,
преодолеваемая автомобилем (с учетом
высоты волн), м …………………………
Запас хода по контрольному
расходу топлива, км …………………………
Заправочные емкости, л
(для всех модификаций)
Топливный бак:
основной ……………………………………..
дополнительный …………………………………………
Система смазки двигателя, включая масляный радиатор ………………….. 9,5
Система охлаждения двигателя с пусковым подогревателем и обогревателем кабины:
без расширительного бачка
………..……………………….………….
с расширительным бачком ……………………………………………….. 31
Запасной бачок для
специальной жидкости ………………………………….
Запасной бачок для
масла …………………………
Основные данные для регулировок и контроля
Зазор между стрежнем клапана и коромыслом
двигателя для впускного и выпускного клапанов
на холодном двигателе, мм …………………………………… …0,20…0,25
Зазор, мм:
между контактами прерывателя
…………………………
между электродами свечей
зажигания …………………………
Давление масла в системе смазки
прогретого нового двигателя при скорости
автомобиля 40 км/ч на прямой передаче, кгс/см 2 ……………..……. 2…4
Давление воздуха в системе пневматического
привода тормозов, кгс/см2 …………………………………………. 6,0…7,7
Нормальная температура жидкости в системе
охлаждения двигателя, оС ……………………….……
Нормальный прогиб приводных ремней
вентилятора, водяного насоса, насоса
гидроусилителя рулевого управления и генератора
под действием усилия 4 кгс, мм ……………..……………..……..
Нормальный прогиб приводного ремня
компрессора под действием
усилие 4 кгс, мм …………………………
Свободный ход конца тормозной
педали, мм …………………………
Расстояние от педали тормоза к полу
при полном нажатии на педаль, мм …………………………
Ход штоков тормозных камер, мм …….……………..…………..
Свободный ход педали сцепления, мм ……………….………………..… 35…50
Полный ход педали сцепления, мм (не меньше) ……………………………… 180
freepapers.ru
Моремход — ЗИЛ 131
Содержание материала
Страница 1 из 30
ЗИЛ — 131
Конструкция и техническое обслуживание автомобиля ЗИЛ-131 и его модификаций (ЗИЛ-131А и ЗИЛ-131В)
ВВЕДЕНИЕ
Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева выпускает грузовые двухосные автомобили ЗИЛ-130, удостоенные Государственного знака качества. На базе этого автомобиля завод освоил выпуск трехосных автомобилей высокой проходимости ЗИЛ-131, ЗИЛ-131В и ЗИЛ-131А. Кроме автомобилей, указанных выше, завод приступил к выпуску грузовых трехосных автомобилей повышенной грузоподъемности ЗИЛ-133.
Автомобили, выпускаемые автозаводом им. И. А. Лихачева, находят массовое применение в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве, они в значительном количестве поставляются в зарубежные страны.
В настоящем альбоме подробно показана конструкция трехосных автомобилей ЗИЛ-131 и приведены рекомендации по их техническому обслуживанию.
На грузовых автомобилях ЗИЛ-131 установлен 8-ми цилиндровый, четырехтактный карбюраторный двигатель модели ЗИЛ-131, который работает на автомобильном бензине А-76.
Эти автомобили пригодны для работы в различных климатических условиях, в любое время года при температуре воздуха от минус 40° до плюс 55°.
ЗИЛ-131
У автомобиля ЗИЛ-131 все три оси ведущие, что обеспечивает ему высокую проходимость.
Предназначен он для перевозки грузов и людей, а также буксировки прицепов по всем видам дорог и бездорожью. Грузоподъемность автомобиля 3500 кг, вес буксируемого прицепа с грузом — 4000 кг. На дорогах с твердым покрытием (кроме булыжных) грузоподъемность автомобиля может быть повышена до 5000 кг. Полный вес автомобиля с грузом в 3500 кг составляет 10185 кг.
Грузовая платформа автомобиля может быть оборудована для перевозки 24 человек.
Максимальная скорость движения груженого автомобиля без прицепа — 80 км/ч. Запас хода по расходу топлива 850 км.
Автомобиль с грузом в 3500 кг при движении по сухому твердому грунту без прицепа преодолевает подъем в 30°, а с прицепом весом в 4000 кг — 20°. На автомобиле имеется специальное оборудование для преодоления брода глубиной до 1,4 м по твердому дну.
Путь торможения на ровной, сухой асфальтированной дороге при движении без прицепа со скоростью 30 км/ч — 12 м, а с прицепом со скоростью 50 км/ч —29 м. .
Часть автомобилей ЗИЛ-131 выпускается с лебедкой, трос которой имеет длину 65 м. Предельное тяговое усилие лебедки — 5000 кГ.
Седельный тягач ЗИЛ-131 В предназначен для буксировки специальных полуприцепов по дорогам всех видов и бездорожью с нагрузкой на седельное
устройство не более 3500 кг и на колеса полуприцепа— 4000 кг. Полный вес полуприцепа с грузом по улучшенным грунтовым дорогам увеличивается до 10000 кг, а по асфальтированным и бетонным дорогам — до 12000 кг.
Седельный тягач ЗИЛ-131В
Максимальная скорость движения тягача по дорогам с усовершенствованным покрытием с полуприцепом весом 7500 кг — 80 км/ч, а 12000 кг — 70 км/ч.
Наибольший подъем, преодолеваемый автомобилем с полуприцепом весом 7500 кг, — 20°.
Тяговая и весовая характеристика автомобиля ЗИЛ-131 А мало отличается от автомобиля ЗИЛ-131.
Автомобиль ЗИЛ-131 А рассчитан на массовую эксплуатацию в несколько облегченных условиях, характерных для сельской местности и предприятий, расположенных в периферийных районах.
ЗИЛ-131 во всей красе…
Вместо примененного на автомобиле ЗИЛ-131 экранированного и герметизированного электрооборудования с генератором постоянного тока на ЗИЛ-131 А устанавливается электрооборудование с генератором переменного тока и контактно-транзисторной системой зажигания. На автомобиле ЗИЛ-131 А ставится воздушный фильтр с автомобиля ЗИЛ-130. Снят экран отключения вентиляции картера двигателя. Максимальная глубина преодолеваемого брода уменьшена до 0,9 м.
Количество мест в грузовой платформе автомобиля ЗИЛ-131 А, оборудованной для перевозки людей, уменьшено до 16.
Габаритные размеры, мм
Основные показатели
ЗИЛ-131 ЗИЛ-131В
Длина автомобиля:
без лебедки 6900 6480
с лебедкой 7040 6620
Ширина автомобиля 2500 2420
Высота по кабине
(без груза) 2480 2480
Высота по тенту
(без груза) 2976 —
Погрузочная высота
платформы 1430 —
Высота плиты седельного
устройства — 1495
База автомобиля 3975
База задней тележки 1250
Колея передних
и задних колес по грунту 1820
Дорожный просвет:
под передним мостом 330
под средним
и задним мостами Збб
www.moremhod.info
Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание
Многие тяжелые работы не сделать без грузовика ЗИЛ 131. Автомобиль специально разработан для перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния. Водителям приходится не только управлять транспортом, но и выполнять ремонтные работы во время передвижения. Важно чтобы всегда была исправлена раздаточная коробка на автомобиле ЗИЛ 131. Чтобы понять, как правильно должна она функционировать, какие неполадки возможны и каким образом их следует устранить, нужно узнать, как она устроена и как работает.
Устройство
На автомобиле ЗИЛ 131 стоит двухступенчатая раздаточная коробка. Передний мост имеет электропневматическое включение. На первой передаче передаточное число составляет 2,08, а на второй – 1,0. Прикреплена коробка при помощи резиновых подушек и четырех болтов, которые приделаны также резиновыми подушками к кронштейнам поперечины рамы.
Схема управления раздаточной коробки ЗИЛ 131
В целом раздаточная коробка на автомобиле ЗИЛ 131 состоит из:
- Пневмокамеры;
- Сигнальной лампы;
- Выключателей;
- Штока;
- Замкового устройства;
- Корпуса фиксатора;
- Ведущего вала;
- Шестерен первой передачи;
- Шестерен вала привода задней тележки;
- Вала привода задней тележки;
- Муфты включения второй передачи;
- Вала привода переднего моста;
- Зубчатого венца вала;
- Крышки картера;
- Муфты включения переднего моста;
- Шестерни второй передачи;
- Картера;
- Стержня;
- Тяги;
- Рычага;
- Электропневматического клапана;
- Выключателя;
- Реле;
- Впускного клапана;
- Выпускного клапана;
- Пробки контрольно-заливного отверстия;
- Пробки сливного отверстия.
К основным частям относятся такие, как: картер с крышками, первичный вал с шестерней, муфта с подшипниками, вал привода переднего моста вместе с шестернями и муфтами. Не менее важен механизм для переключения передач и управление включением переднего моста.
Сам картер коробки сделан из чугуна, он разъемный, задняя часть закрывается крышкой. Верхний люк закрывается также крышкой и на нем устанавливается коробка отбора мощностей. Верхняя крышка оснащена сапуном. Сливное отверстие и контрольно-заливное расположено на задней крышке, а на сливной пробке имеется магнитик. Основательно уплотнены выходы валов из картера. На валу переднего моста прикреплена маслосгонная шайба.
На шпонку устанавливается шестерня первой передачи. Муфта включения прямой или второй – свободно перемещается по шлицам вала. Для удобства в работе шестерню изготовляют сразу с валом. Между подшипниками вала находится червяк (это привод спидометра), шестерню привода поместили в приливе крышки заднего валового подшипника. Эта же крышка и есть опорный кронштейн на стояночном тормозе. На игольчатых подшипниках вращаются промежуточные шестерни. Муфта включения первой передачи размещена на ступицах шестерни. Там же размещена и муфта включения переднего моста, где она же соединяется с зубчатым венцом, сделанным прямо на валу.
К важному механизму на раздаточной коробке на автомобиле ЗИЛ 131 относят: рычаг с серьгой, тяги, стяжную пружину, пару штоков с вилками, фиксаторы, замковое устройство.
Работа раздаточной коробки
Включение переднего моста происходит за счет электропневматического устройства. Оно состоит из:
- Электровоздушного клапана;
- Пневмокамеры;
- Двух микровыключателей;
- Реле;
- Включателя;
- Сигнальной лампы;
Важно знать, что раздаточная коробка в машине ЗИЛ 131 будет работать нормально, если на поперечине рамы установлен электровоздушный клапан, а на передней стенке картера прикреплена пневмокамера. Микровыключатель располагается на корпусе фиксатора и на корпусе пневмокамеры, а включатель и сигнальная лампа находятся в кабине, а под капотом – реле.
Вид раздаточной коробки ЗИЛ 131
Когда происходит включение, раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ 131 постепенно подключает все остальные механизмы в работу. Водителем перемещается вперед рычаг и тут же он поворачивается вокруг точки крепления на верхней тяге и нижним концом через тягу. С помощью штока и вилки муфта перемещается назад и в этот момент соединяются между собой шестерни. Когда перемещается шток, то сразу начинает работу микровыключатель, благодаря ему замыкается цепь реле, которое тут же замыкает цепь на электровоздушном клапане. Опускается книзу якорь электромагнита, открывается впускной клапан и закрывается выпускной.
Чтобы раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 заработала полностью, сжатый воздух из пневмосистемы должен поступить в пневмокамеру, а она должна через шток переместить муфту назад и при этом соединить с зубчатым венцом вала. Ведущий вал через шестерни передает крутящий момент, который равномерно распределяется между шестерней и валом, а затем переходит к мостам задней тележки и уже, потом через муфту переходит на вал привода переднего моста.
Когда происходит выключение на первой передаче, то раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 работает следующим образом:
- Размыкается цепь электромагнита;
- Впускной клапан плотно закрывается;
- Выпускной клапан открывается;
- При помощи возвратной пружины автоматически выключается передний мост.
Чтобы включить вторую передачу, раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 срабатывает так:
- Рычаг поворачивается вокруг точки крепления на нижней тяге;
- Через тягу, шток и вилку перемещается назад муфта и при этом все механизмы соединяются с зубчатым внутренним венцом шестерни;
- С ведущего вала за счет крутящего момента действие переходит напрямую на вал привода мостов задней тележки.
Если движение происходит на скользкой дороге, то нужно включить мост на передней передаче, и цепь электромагнита следует замкнуть принудительно. Для этого надо воспользоваться включателем. Крутящий момент передастся напрямую через шестерни, муфту сразу на вал привода на переднем мосту.
На всех других передачах, если включен передний мост, то крутящий момент будет распределяться прямо пропорционально нагрузкам, которые приходятся на мост задней тележки и мост передний.
Когда включен передний мост, то микровыключателем цепь автоматически будет замкнута, а в кабине водителя загорится сигнальная лампочка.
Смазывается раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 специальным разбрызгивателем. Масло (в данном случае его марка Тап-15в) заливается в картер коробки. Обычная норма его составляет 3,3 л.
Схема подвески раздаточной коробки, управления и клапана управления ЗИЛ 131
Неполадки и способы устранения
Очень часто поломку раздаточной коробки можно предвидеть, для этого следует только перед выездом на трассу осмотреть автомобиль и прислушаться к звукам, происходящих во время работы механизмов.
Неполадки возможны следующие:
- Сильный шум в раздаточной коробке. Это показатель того, что разрушены некоторые детали: шестерни или подшипники. В этом случае раздаточная коробка разбирается, а вышедшие из строя детали меняются;
- Передачи выключаются сами, непроизвольно. Скорей всего износились зубчики кареток или малые зубчатые венцы на колесах. Такая поломка возможна, когда изношены вилки переключения передач. Нужно поменять испортившиеся детали;
- Течет масло и прорвана мембрана. Если обнаружено, что через уплотнительные манжеты происходит утечка масла, то нужно внимательно их осмотреть. Если при осмотре будут обнаружены признаки износа на кромках, то надо их заменить. Если прорвана мембрана в пневмокамере, то ее тоже надо поменять;
- Нарушена регулировка тяги управления и изношены пальцы в вилках тяги. В такой ситуации тяги следует снова подрегулировать, а пальцы поменять.
Техническое обслуживание
Чтобы автомобиль прослужил долго и не подвел во время пути, нужно правильно и своевременно проводить профилактические работы.
Всегда перед работой надо проверять, как прикреплена раздаточная коробка к кронштейну и балке. Не следует оставлять без внимания и саму балку, она тоже должна быть приделана надежно и прочно. Если обнаружено, что крепление не на должном уровне, то надо все детали сразу подтянуть.
Необходимо своевременно чистить сапун на крышке люка картера. Если на нем будут засоры, то повысится давление в раздаточной коробке и в дальнейшем возникнет течь масла через уплотнительные манжеты.
Чтобы раздаточная коробка была долговечной, надежной нужно вовремя проводить смазку. При техническом обслуживании всегда проверяется уровень масла и если его недостаточно, то надо долить до контрольной пробки.
Отработанное масло сливается, магнит на сливной пробке чистится, и новое масло наливается до уровня контрольной коробки. Для раздаточной коробки используют такое же масло, как и для коробки передач. Если температура воздуха минус 30 градусов по Цельсию, то применяют масло ТМ-3-9 (или ТСп-10).
Нужно обращать внимание на гайки на первичном и выходном вале. Они должны быть закернены на раздаточной коробке так же, как и на коробке передач.
Когда разборка и сборка раздаточной коробки будет завершена, надо установить пневмокамеру. Для этого используются регулировочные прокладки. Важно, чтобы расстояние было достаточное и составляло 174 и плюс-минус 0,1 мм от торца корпуса камеры до отверстий от стопорных болтов на стержнях. Это необходимо для последующей установки вилки.
Схемы
Изготавливаются раздаточные коробки для авто ЗИЛ 131 по следующим схемам:
- С дифференциальным приводом;
- С блокированным приводом;
- Со смешанным приводом.
Каждый вариант сборки имеет свои особенности. Раздаточной коробкой второго типа обеспечивается синхронное вращение всех мостов. Благодаря такой схеме распределяются крутящие моменты равномерно силе сопротивления.
Раздаточная коробка ЗИЛ 131
У раздаточных коробок, где привод изготовлен дифференциальным, крутящийся момент проходит за счет дифференциала. Благодаря такой схеме выходные валы вращаются с различной угловой скоростью. Такой дифференциал имеет другое название – межосевой.
В раздаточных коробках, где смешанный привод, половина ведомых валов имеют одинаковую угловую скорость, а другая – присоединяется с помощью дифференциала. К «смешанному» типу также относят коробки с блокируемыми дифференциалами.
Из данной классификации можно сделать вывод, что распределяется силовой поток от основной коробки раздаточной на:
- Один передний и один-два задних моста автомобилей;
- Два передних моста и два задних;
- На ведущие колеса левого борта или правого автомобилей.
Вывод следующий. Раздаточные коробки на авто ЗИЛ 131 бывают:
- Межколесными;
- Межтележечными;
- Межбортовыми.
Основные функции раздаточной коробки
Основная задача этого элемента – передавать крутящий момент от двигателя к ведущим мостам авто. Кроме того, с помощью раздаточной коробки в трансмиссии растет число передач. Также их предназначение в следующем:
- Распределять крутящий момент между ведущими мостами, это позволяет лучше обеспечивать проходимость автомобиля;
- Когда крутящий момент на ведущих колесах увеличивается, то сразу преодолевается «качание» колес во время езды по плохим дорогам, на крутых подъемах и по бездорожной местности;
- Обеспечивать устойчивое движение автомобиля на небольшой скорости, когда двигатель работает с наибольшим крутящим моментом.
То есть, главная цель раздаточной коробки – обеспечить хорошую работу автомобиля.
Раздаточная коробка ЗИЛ 131 б/у
Сравнение с другими моделями авто
У раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ 131 есть немало преимуществ. Если сравнить с автомобилем ЗИЛ 175К, то главное отличие будет в подвеске коробки. Преимущества в следующем:
- На подвеске коробки авто ЗИЛ 131 точки опоры упругих элементов разнесены. Это распределяет и уменьшает нагрузку;
- При снятии коробки на ЗИЛ 131 не требуется разборки всех упругих элементов, нужно только отвернуть гайки болтов, с помощью которых крепится раздаточная коробка к остальным продольным балкам;
- Если поломаются гайки на раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ 131, то заменить их будет несложно.
Кроме того, если вдруг сломаются шпильки на коробке ЗИЛ 157К, то их нужно будет высверливать из корпуса, у ЗИЛ 131 они легко выкручиваются.
Есть еще немало плюсов у раздаточной коробки авто ЗИЛ 131.
- На авто ЗИЛ 157К подвеска держится на четырех шпильках, которые основательно ввернуты в картер и пропущены с помощью отверстий в поперечине рамы. Чтобы обеспечить эластичность подвески, установлены резиновые подушки. Конструкция несколько сложна и поэтому ремонт своими силами сделать водителю будет немного сложно. В то время как подвеска на ЗИЛ 131 сделана на двух продольных балках, которые опираются на поперечину рамы. Балки оснащены эластичной подвеской, потому укреплены они болтами, у которых имеются резиновые подушки, сделанные по обеим сторонам опоры.
- Раздаточная коробка на ЗИЛ 131 подвешивается к балкам при помощи четырех болтов, которые проходят через отверстия на продольных балках. Все гайки болтов на продольных балках, как и сами гайки болтов, предназначенные для креплений раздаточной коробки, шплинтуются.
Из выше представленной информации можно сделать вывод, что раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 более удобная, конструктивное решение более выгодное, она легче поддается ремонту.
Не стоит выезжать на дорогу, не осмотрев автомобиль. Необходимо внимательно проверять работу всех элементов. Специалисты советуют немного времени потратить на профилактические работы, чем потом ремонтировать автомобиль в пути.
autodont.ru
Лекция-2 «Общее техническое устройство автомобилей»
Лекция-2 «Общее техническое устройство автомобилей».:
1.Общие сведения.
2.Трансмиссия автомобиля
3.Автомобиль ЗИЛ-131
4. Кантрольные и технические осмотры.
5.Двигатель ЗИЛ-131
1.Общие сведения
Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева выпускает несколько модификаций высококачественных двух- и трехосных грузовых автомобилей. Базовой моделью для двухосных машин является автомобиль ЗИЛ-130, для трехосных — ЗИЛ-131.
Автомобиль ЗИЛ-130 относится к группе грузовых автомобилей общетранспортного назначения и используется для перевозки грузов по любым автомобильным дорогам в составе автомобильного поезда. Масса груза, перевозимого на автомобиле по дорогам, до 6000 кг. Общая масса прицепа не должна превышать
Автомобиль ЗИЛ-130 8000 кг. Использование прицепа значительно повышает производительность автомобиля и эффективность перевозок. Автомобиль ЗИЛ-130 пригоден для эксплуатации в различных климатических условиях.
На базе автомобиля ЗИЛ-130 завод выпускает следующие основные модификации машин: седельный тягач ЗИЛ-130В1, автомобили ЗИЛ-130Г и ЗИЛ-130ГУ.
Седельный тягач ЗИЛ-130В1 предназначен для буксировки по дорогам с твердым покрытием полуприцепов с грузом общей массой, включая массу полуприцепа, 14 400 кг.
Автомобиль ЗИЛ-130Г имеет по сравнению с ЗИЛ-130 удлиненную на 1200 мм базу и увеличенные размеры кузова, который приспособлен для перевозки длинномерных и малой плотности грузов. Грузоподъемность автомобиля при движении по дорогам 6000 кг. Автомобиль может буксировать прицеп общей массой до 8000 кг.
Автомобиль ЗИЛ-130ГУ отличается особо длинной базой, она равна 5600мм, т. е. на 2300 мм больше, чему ЗИЛ-130, что обеспечивает перевозку длинномерных грузов. Большой объем кузова делает целесообразным применение автомобиля для транспортировки грузов малой плотности. Грузоподъемность автомобиля 6000 кг. Общая масса буксируемого прицепа до 8000 кг.
Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева выпускает также несколько типов двухосных шасси на базе автомобиля ЗИЛ-130, которые оборудуются и доукомплектовываются на других заводах, в частности на Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ). Основными модификациями таких шасси являются:
шасси ЗИЛ-130Д1 используется под оборудование самосвалов ЗИЛ-ММЗ-4502 и ЗИЛ-ММЗ-555, предназначенных для перевозки строительных и промышленных грузов;
Автомобиль ЗИЛ-131 шасси ЗИЛ-130Д2 используется под оборудование самосвалов-тягачей ЗИЛ-ММЗ-45022, укомплектованных^ пневматическим приводом к тормозам прицепа и тягово-сцепным прибором;
шасси ЗИЛ-130Б2 предназначено под оборудование самосвала -тягача ЗИЛ-ММЗ-554М, используемого в сельском хозяйстве. Шасси снабжено тягово-сцепным прибором и пневматическим приводом к тормозам прицепа.
Кроме перечисленных, производственное объединение «Авто-ЗИЛ» выпускает несколько модификаций автомобилей ЗИЛ-130-, предназначенных для работы в различных климатических условиях.
ЗИЛ-131 трехосный полноприводный грузовой автомобиль высокой проходимости, относящийся к машинам многоцелевого назначения. Он используется для транспортировки личного состава, грузов, различного воинского- имущества, а также в качестве тягача для буксировки артиллерийских систем. Он является базой для установки вооружения и специального оборудования (ремонтного, топливозаправочного и др.). Автомобиль может эксплуатироваться на всех дорогах и в условиях бездорожья, в широком диапазоне климатических условий, включая тропические, в любое время года при температурах воздуха от —40 до +55 °С.
Грузоподъемность автомобиля 3500 кг, но при движении по дорогам с твердым покрытием масса полезного груза может быть увеличена до 5000 кг. Полная масса прицепа не должна превышать 6500 кг, при этом масса полезного груза на автомобиле не должка быть более 3500 кг.
На базе автомобиля ЗИЛ-131 завод выпускает следующие модификации машин: автомобиль ЗИЛ-131А и седельный тягач ЗИЛ-131В.
Автомобиль ЗИЛ-131А отличается от ЗИЛ-131 установкой вместо экранированного и герметичного электрооборудования двигателя и герметичных осветительных приборов со встроенными Светомаскировочными устройствами (СМУ) неэкранированного электрооборудования, контактно-транзисторной системы зажигания и негерметизированных осветительных приборов, а также применением колес с неразъемными ободами. Число посадочных мест на грузовой платформе автомобиля ЗИЛ-131А уменьшено до 16. На автомобиле используется меньший комплект специализиро-анного дополнительного оборудования, не устанавливаются средняя скамейка на платформе, ограждение заднего борта и устройства для крепления дополнительного оборудования в кабине. Автомобиль не имеет, укладки и крепления жесткого буксира, не укомплектован некоторым другим оборудованием.
Седельный тягач ЗИЛ-131В в составе автопоезда способен двигаться по любым дорогам и бездорожью при массе полуприцепа с грузом 7500 кг. Если автопоезд эксплуатируется на улучшенных грунтовы* дорогах, то общая масса полуприцепа может быть увеличена до 10 000 кг, однако скорость автопоезда при этом не должна превышать 25 км/ч. При постоянной эксплуатации на дорогах с асфальтобетонным покрытием полная масса полуприцепа может быть увеличена до 12 000 кг. В шасси, используемом в качестве седельного тягача, осуществлен ряд конструктивных изменений по сравнению с автомобилем ЗИЛ-131. В частности, вместо заднего тягово-сцепного прибора на задней поперечине рамы имеется жесткая петля, соединительная головка для шлангов тормозной системы полуприцепа и разобщительный кран тормозной системы расположены на передней стенке подставки седельного устройства. В связи с наличием полуприцепа для улучшения обзора размер зеркал заднего вида увеличен.Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 относится к классу двухосных машин с ведущей задней осью. Колесная формула 4×2. Автомобиль имеет обычную компоновку с размещением кабины за двигателем.. Основными частями автомобиля являются шасси, кабина и грузовая платформа.
. На автомобиле установлен У-образный, четырехтактный, верхнеклапанный карбюраторный двигатель модели ЗИЛ-130 мощностью 150 л. с. при 3200 об/мин, развивающий максимальный крутящий момент 41 кгс • м при 1800…2000 об/мин коленчатого вала. Двигатель закрыт капотом, который имеет угол подъема до 90°, что облегчает работы по обслуживанию и ремонту двигателя и его систем. В открытом положении капот удерживается уравновешивающими пружинами и системой рычагов. Для фиксации капота в закрытом положении предусмотрен замок. Имеется также предохранитель, удерживающий капот от произвольного открытия на ходу.
^
Трансмиссия автомобиля механическая, ступенчатая. Сцепление однодисковое, сухое. Коробка передач механическая, с пятью передачами для движения вперед и передачей заднего хода, с двумя синхронизаторами инерционного типа второй и третьей, четвертой и пятой передач. Карданная передача состоит из двух —промежуточного и основного — карданных валов с промежуточной опорой на раме и трех карданных шарниров. Главная передача задних ведущих мостов двойная, состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями. На некоторых автомобилях устанавливается одинарная гипоидная главная передача.
Параметры двигателя и трансмиссии обеспечивают автомобилю ЗИЛ-130 высокие тягово-скоростные свойства .
Автомобиль ЗИЛ-130 развивает максимальную скорость 90 км/ч на горизонтальном прямом участке дороги с гладким твердым покрытием при полной нагрузке. Средняя скорость на дороге с асфальтобетонным покрытием составляет 45…65 км/ч, а при эксплуатации в зимних условиях —38…40 км/ч. Контрольный расход топлива на 100 км пути при движении по шоссе со скоростью 60 км/ч и полной нагрузке составляет 29 л, а -эксплуатационная норма расхода топлива равна 38 л на 100 км.
Рама автомобиля штампованная, клепаная, лонжеронного типа. На задней поперечине рамы установлен тягово-сцепной прибор. Подвеска переднего и заднего мостов на продольных полуэллиптических листовых рессорах. В передней подвеске применены гидравлические телескопические, двустороннего действия амортизаторы. Колеса дисковые размером 7,0—20. Шины пневматические, камерные размером 260—580 или 260—508Р с допускаемой нагрузкой 2030 кгс. *
Рулевое управление снабжено гидроусилителем, главные элементы которого размещены в картере рулевого механизма, а насос гидроусилителя установлен на двигателе, ременный привод к нему осуществляется от шкива коленчатого вала. Управляемыми являются колеса передней оси. Минимальный радиус поворота автомобиля 8,9 м.
Рабочие тормоза колодочного типа, с пневматическим приводом на все колеса. Стояночный (ручной) тормоз трансмиссионный, с механическим приводом.
Путь торможения на горизонтальном участке сухого асфальтированного- шоссе со скорости 50 км/ч до полной остановки автомобиля при исправной тормозной системе не более 28 м. При торможении со скорости 30 км/ч в этих же дорожных условиях тормозной путь не должен превышать 11 м.
Система электрооборудования однопроводная, минусовые клеммы источников тока соединены с корпусом («массой») автомобиля. Напряжение в сети 12 В.
Кабина цельнометаллическая, трехместная с панорамным неоткрывающимся ветровым стеклом. Сиденье водителя регулируемо , пассажирское сиденье двухместное нерегулируемое.
Условия труда водителя улучшают устройства для обмыва лобового стекла и вентиляции кабины, а также наличие системы отопления. Устройство для обмыва стекла состоит из насоса с педальным приводом, установленного в левой части пола кабины, резинового бачка вместимостью 2,5 л, расположенного под панелью приборов, и двух форсунок, размещенных на передней панели кабины, ниже ветрового стекла. Направление струй воды регулируется поворотом головок форсунок. Бачок заполняют только чистой, фильтрованной водой. Вентиляция кабины осуществляется при помощи двух люков, крышки которых в открытом положении фиксируются зажимами. Двери кабины снабжены опускающимися стеклами и поворотными вентиляционными форточками. В летнее время интенсивная вентиляция кабины обеспечивается при опускании стекол дверей. Положение стекол фиксируется тормозными механизмами стеклоподъемников. Отопитель используется -для подачи теплого воздуха в кабину и обогрева ветрового стекла, что исключает его запотевание. Отопитель жидкостного типа с трубчато-пластинчатым радиатором включен в систему охлаждения двигателя. Для сохранения тепла; в кабине в холодное время года, а также для предотвращения ее перегрева в солнечную жаркую погоду задняя панель и крыша кабины имеют термоизоляцию. Для уменьшения шумности передняя стенка, пол кабины и внутренние поверхности дверных панелей покрыты противошумной пастой.
Грузовая платформа автомобиля деревянная, с металлической оковкой и металлическими поперечными брусьями основания. Задний и боковые борта откидные. Платформа снабжена брызговиками и инструментальным ящиком.
^
Автомобиль ЗИЛ-131 относится к классу трехосных полноприводных автомобилей. Колесная формула 6×6. Автомобиль имеет компоновку с размещением кабины за двигателем.
. На шасси установлен двигатель / модели ЗИЛ-131, У-образный, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный, мощностью 150 л. с. при 3200 об/мин, развивающий максимальный крутящий момент 41 кгс • м при 1800…2000 об/мин коленчатого вала. По основным характеристикам и общему устройству он аналогичен двигателю ЗИЛ-130. Имеющиеся различия относятся к устройству систем двигателя. В частности, на ЗИЛ-131 установлен жидкостный пусковой подогреватель, который включен в систему охлаждения двигателя: Наличие подогревателя существенно облегчает эксплуатацию автомобиля в условиях низких температур.
Двигатель закрыт сверху капотом. Облицовка радиатора и крылья имеют упрощенную по сравнению с ЗИЛ-130 форму.
Трансмиссия автомобиля механическая, ступенчатая. Многие основные агрегаты трансмиссии аналогичны соответствующим агрегатам автомобиля ЗИЛ-130. Сцепление сухое, однодисковое. Коробка передач пятиступенчатая. От коробки передач крутящий момент передается на раздаточную коробку. Раздаточная коробка двухступенчатая. От раздаточной коробки передача крутящего момента осуществляется к главным передачам ведущих мостов через карданные передачи. Карданные передачи открытого типа без промежуточных опор. Включение переднего ведущего моста автоматическое, электропневматическим клапаном при включенной первой (понижающей) передаче в раздаточной коробке. Принудительное включение переднего моста на второй передаче в раздаточной коробке производится включателем, установленным на переднем щитке в кабине. При включении переднего моста на щитке приборов загорается контрольная лампа.
Главные передачи ведущих мостов двойные с парой конических и парой цилиндрических шестерен. Подвеска переднего моста на продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия, а средний и задний мосты имеют общую балансирную подвеску на двух продольных полуэллиптических рессорах.
Колеса дисковые со специальными переменного давления шинами размером 12.00—20. Особенностью автомобиля ЗИЛ-131 является наличие централизованной системы регулирования давления с внутренним подводом воздуха к шинам. Управление системой осуществляется из кабины водителя. Автомобиль снабжен лебедкой.
Мощный двигатель, привод на все колеса и регулирование давления воздуха в шинах обеспечивают автомобилю ЗИЛ-131 высокую подвижность и проходимость. Автомобиль ЗИЛ-131 развивает максимальную скорость 80 км/ч при движении с грузом массой 5000 кг по горизонтальному участку сухого ровного асфальтированного шоссе. Подъем, преодолеваемый автомобилем с грузом 3500 кг без прицепа, до 30°, а с нагрузкой 3500 кг и прицепом общей массой 4000 кг преодолевается подъем до 20°. Наибольшая глубина преодолеваемого брода с твердым дном 1,4 м.
Контрольный расход топлива на 100 км пути при движении по шоссе с грузом массой 5000 кг без прицепа равняется 40 л. Запас хода автомобиля по .контрольному расходу составляет 850 км.
Рулевое управление с гидроусилителем. Управляемыми являются колеса переднего моста. Минимальный радиус поворота автомобиля на асфальтированном шоссе с выключенным передним мостом равняется 10,2 м.
Рабочие тормоза колодочного типа, с пневматическим приводом действуют на все колеса. Путь торможения на сухой ровной асфальтированной дороге с грузом массой 5000 кг при движении без прицепа со скоростью 30 км/ч не должен превышать 12 м, при движении с прицепом со скоростью 50 км/ч тормозной путь равняется 29 м.
Система электрооборудования однопроводная, минусовые клеммы источников тока соединены с корпусом («массой») автомобиля. Особенностью автомобиля ЗИЛ-131 является применение батарейного, бесконтактно-транзисторного зажигания. Номинальное напряжение в сети 12 В.
Кабина базовой модели ЗИЛ-131 по своему устройству аналогична кабине автомобиля ЗИЛ-130, однако имеет разрезное, состоящее из двух частей со средней стойкой, панорамное ветровое стекло. В кабине предусмотрены устройства для обмыва стекол, имеются вентиляция и отопление. В кабине установлены два сиденья. Одно для водителя и другое двухместное для пассажиров.
Грузовая платформа автомобиля ЗИЛ-131 деревянная, с металлической оковкой и металлическими поперечными брусьями основания. Только задний борт платформы выполнен откидным, остальные глухие. Борта платформы снабжены решетками и откидными скамейками. На каждой скамейке предусмотрено восемь мест. Могут быть установлены дополнительная продольная скамейка посередине платформы и сигнализация из платформы в кабину. Платформа рассчитана на перевозку 24 человек.
В платформе имеются гнезда для установки дуг, на которые надевается тент и крепится к крюкам платформы в нижней ее части. Тент имеет окна со светомаскировочными шторами и вентиляционные клапаны. Посадка и высадка личного состава производится через специальный откидывающийся клапан в заднем торце тента. Сложенный тент укладывается в ящик, размещенный между кабиной и платформой.
Неисправности кабины и грузовой платформы. Основными неисправностями кабины, крыльев, облицовки, капота и грузовой платформы являются: ржавление или нарушении покраски, вмятины, повреждение стекол кабины, повреждение деревянных элементов платформы (трещины, сколы брусьев и т. п.), поломка сидений, неисправности замков кабины и запоров платформы, разрывы тента, ослабление креплений кабины, платформы, опорно-сцепного устройства (для тягачей), повреждение деталей облицовки.
Регулировочные работы по кабине и грузовой платформе включают регулировку сиденья водителя, устройства для обмыва стекла и запоров грузовой платформы.
В зависимости от роста водителя его сиденье перемещается в горизонтальном и вертикальном направлениях, регулируется также наклон спинки сиденья. Перемещение сиденья по горизонтали возможно после нажатия на рычаг стопора в пределах восьми пазов подвижной направляющей, служащей для фиксатора стопора. По высоте сиденье регулируется перестановкой болтов в кронштейнах крепления. Угол наклона спинки изменяется перестановкой болтов в кронштейнах спинки относительно трубчатого каркаса сиденья. В устройстве для обмыва ветрового стекла поворотом жиклера форсунки регулируется направление струй выбрасываемой воды.
При необходимости осуществляется подгонка запоров грузовой платформы и стопоров подъемной решетки заднего борта.
^
При контрольном осмотре (КО) осматривают автомобиль снаружи, проверяют комплектность инструмента и его крепление, наличие дополнительных бачков (ЗИЛ-131), табельного оборудования. Проверяют состояние стекол кабины, зеркал заднего вида, элементов облицовки, окраски автомобиля и номерных знаков. Проверяют исправность запоров бортов платформы и сцепки с прицепом, работу стеклоочистителя и систем обмыва ветрового стекла и отопления кабины. При осмотре машины в пути необходимо, кроме того, обращать внимание на состояние и крепление груза на платформе.
При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) проводят все работы, предусмотренные для контрольного осмотра, и, кроме того, выполняют уборочно-моечные работы. Кабину и грузовую платформу убирают, автомобиль моют, кабину, капот, крылья, облицовку стекла кабины и номерные знаки обтирают.
При техническом обслуживании (ТО-1) выполняют работы ежедневного технического обслуживания и дополнительно проверяют крепление грузовой платформы к раме, крепление крыльев и брызговиков, состояние обивки сидений и спинок. Смазывается стебель крюка тягово-сцепного прибора через пресс-масленки пресс-солидолом Ж или С. Маслом, применяемым для двигателя, смазывают, ось собачки и защелку буксирного крюка.
При техническом обслуживании № 2 (ТО-2) выполняют работы ТО-1 и дополнительно проверяют крепление кабины, подножек, брызговиков и топливных баков. Смазывают петли дверей кабины и открывающихся бортов грузовой
Силовая установка бронетранспортера или автомобиля включает в себя двигатель в сборе с обслуживающими системами: смазки, охлаждения, питания, зажигания, пуска и пусковым подогревателем. Эти системы расположены в моторном отделении бронетранспортера или на раме, под капотом, армейского грузового автомобиля.
В настоящее время на бронетранспортерах и многих армейских автомобилях грузоподъемностью до 5…8 т используются карбюраторные четырехтактные двигатели, обладающие рядом преимуществ по сравнению с дизелями: меньшей массой (удельный вес карбюраторных двигателей 1,5…2,5 кгс/л. с., а автомобильных дизелей —2,5…6,0 кгс/л. с.).
^
Двигатель ЗИЛ-131 отличий от ЗИЛ-130 в устройстве кривошипно-шатунного механизма не имеет. Механизм газораспределения служит для своевременного впуска в цилиндры горючей смеси и выпуска отработавших газов.
На современных двигателях применяются механизмы газораспределения с верхним и нижним расположением клапанов. Верхнеклапанные механизмы газораспределения получают все более широкое распространение. Несмотря на большую сложность, они позволяют улучшить форму камеры сгорания, повысить степень сжатия и увеличить наполнение цилиндров горючей смесью, что способствует повышению мощности и топливной экономичности двигателя.
На бронетранспортере БТР-70 в связи с наличием приспособления для проворачивания коленчатого вала двигателя подготовительные работы включают целый комплекс дополнительных операций. При проведении подготовительных работ необходимо: рычаг привода раздаточных коробок перевести в нейтральное положение; рычаг привода коробок передач установить в положение, соответствующее включенной 4-й передаче; открыть крышки люков над моторным отделением (предварительно отвернув до отказа винты запоров) и зафиксировать крышки упорами; открыть крышки люков перегородки моторного отделения; отвернуть винты-барашки крепления крышки экрана свечей левого (по ходу машины) блока и снять крышку, снять провод и вывернуть свечу 1-го цилиндра (задний левый цилиндр по ходу машины —см. рис. 27), поднять панели подушек многоместного сиденья десанта и зафиксировать их ремнями; установить начало такта сжатия в 1-м цилиндре двигателя, для чего проворачивать коленчатый вал до начала выхода сжатого воздуха из свечного отверстия с помощью специального ключа и воротка за зубчатую шайбу, которая установлена между фланцем раздаточной коробки и промежуточным карданным валом. Затем поставить свечу 1-го цилиндра на место, установить крышку экрана и закрепить ее винтами-барашками, снять крышку лючка на картере сцепления и установить поршень 1 -го цилиндра в ВМТ такта сжатия, для чего проворачивать коленчатый вал до совмещения метки ВМТ на маховике со стрелкой на картере сцепления, соединить провод высокого напряжения от катушки зажигания, вернуть хомут стойки крепления экранировки проводов высокого напряжения свечей правого блока, отвернуть болты крепления экрана распределителя зажигания, приподнять экран вместе с крышкой распределителя и сдвинуть в сторону, снять ротор распределителя, отвернуть гайки крепления крышек клапанов обеих головок блоков и снять крышки (не повредив при этом прокладок).
Затем выполнить операции по проверке и регулировке зазоров между коромыслами и клапанами описанными выше способами, проворачивая коленчатый вал с помощью специального ключа. После проверки и регулировки зазоров поставить на место снятые детали в обратной последовательности.
Технически исправный двигатель должен развивать номинальную мощность, работать без перебоев на полной нагрузке и на низких частотах вращения холостого хода, не перегреваться, не иметь дымного выхлопа и не пропускать масло через уплотнения. Определить техническое состояние двигателя можно внешним осмотром и с помощью специальной диагностической аппаратуры (компрессометра, стетоскопа, индикатора и др.). Внешние проявления неисправностей у всех рассматриваемых двигателей одинаковы.
Стуки и шумы появляются в результате износа основных деталей двигателя и увеличения зазоров—между сопряженными деталями. Стуки в двигателе прослушиваются стетоскопом.
Падение мощности двигателя возникает при износе или залегании в канавках поршневых колец, износе поршней и цилиндров, увеличении зазоров в клапанном механизме, недостаточной затяжке гаек крепления головок блока цилиндров. Эти неисправности вызывают снижение компрессии в цилиндрах, при проверке которой с помощью компрессометра вывертывают свечу зажигания и вместо нее устанавливают наконечник компрессометра. Затем провертывают стартером коленчатый вал двигателя (при полностью открытых воздушной и дроссельных заслонках) на несколько оборотов и фиксируют максимальное давление в цилиндре (в такте сжатия). После определения компрессии в первом цилиндре в такой же последовательности проверяют компрессию в остальных цилиндрах двигателя в порядке его работы. Нормальная величина компрессии в цилиндрах прогретого двигателя ГАЗ-49Б или ЗМЗ-4905 7…7,5 кгс/см2, двигателя ЗИЛ-130—7,5…8,5 кгс/см2. Снижение компрессии в процессе эксплуатации для изучаемых моделей двигателей допускается соответственно до 5,8…6 кгс/см2
и 6,3…6,5 кгс/см2.
При разнице давлений в цилиндрах более 1 кгс/см2 в цилиндр с пониженной компрессией заливают 20…25 см3 моторного масла и вторично проверяют компрессию. Если показания не изменились, это свидетельствует о неплотном прилегании клапанов к седлам (раковины на фасках, мал тепловой зазор). Если компрессия увеличилась, это указывает на возможный износ цилиндро-поршневой группы или залегание (пригорание) поршневых
колец.
Повышенный расход масла или топлива появление дыма в отработавших газах возникают при залегании поршневых колец или увеличенном износе цилиндро-поршневой группы. Залегание колец устраняют без разборки двигателя, для чего в каждый цилиндр горячего двигателя заливают на 12 ч через свечное отверстие по 20 г смеси равных частей денатурированного спирта и керосина, после чего двигатель пускают на 10… 15 мин и затем заменяют
масло в картере.
Отложение нагара на днищах поршней и камерах сгорания снижает теплопроводность, вызывает перегрев двигателя и падение его мощности, повышает расход топлива.
Для удаления нагара снимают головку блока. Нагар удаляют деревянными или из мягкого металла скребками, предварительно размягчая его с помощью ветоши, смоченной в керосине.
Трещины в стенках рубашки охлаждения и головки блока образуются в результате замерзания воды или заливки холодной охлаждающей жидкости в горячий двигатель.
Износ шестерен распределительного и коленчатого валов, направляющих втулок клапанов и толкателей, втулок и осей коромысел двигателей ЗМЗ-4905, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, увеличение осевого смещения распределительного вала двигателя. В двигателях ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, кроме того, возможно нарушение работы механизма поворота выпускного клапана (заедание шариков в канавках, поломка возвратных пружин).
Все перечисленные неисправности устраняют заменой отдельных деталей, притиркой клапанов абразивной пастой, восстановлением нормальных осевых зазоров для коленчатого и распределительного валов или тепловых зазоров клапанов в механизмах газораспределения.
При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) пускают двигатель и прослушивают его работу на разных режимах, очищают двигатель от пыли и грязи (скребками и кистью, смоченной в керосине).
При техническом обслуживании № 1 (ТО-1) выполняют работы ЕТО и, кроме того, в течение первых 6000 км пробега при каждом ТО-1 проверяют затяжку гаек крепления головок блока, впускного и выпускного трубопроводов (в последующем при ТО-2), подтягивают хомуты уплотнения разъемов выпускного газопровода (у автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131). Проверяют крепление двигателя к раме. В случае повышенного. стука клапанов производят регулировку зазоров.
При техническом обслуживании № 2 (ТО-2) выполняют все работы ТО-1 и, кроме того, проверяют компрессию в цилиндрах двигателя, затяжку гаек (болтов) крепления головок блока. На двигателях ЗМЗ-4905, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 перед подтяжкой крепления головок блока необходимо слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения и ослабить гайки крепления впускного трубопровода. После подтяжки головок блока вновь затягивают гайки впускного трубопровода. Через одно ТО-2 проверяют и регулируют зазоры между стержнями клапанов и коромыслами механизма газораспределения.
Масла для двигателей. Автомобильные масла являются минеральными маслами, исходным сырьем для их получения служит нефть. В результате первичной переработки нефти и отгонки легких фракций (бензина, лигроина, керосина) остается мазут.
При переработке мазута получают масляные дистилляты: веретенный, машинный, цилиндровый и др. Дистилляты содержат ряд вредных примесей (сернистые соединения, асфальтосмолистые вещества и др.), для удаления которых их подвергают очистке. При обработке серной кислотой получают масла кислотной очистки, при очистке селективными растворителями получают масла селективной очистки.
Список основной и дополнительной литературы:
1. «Учебник военного водителя первого класса», Военное Издательство.
2. «Автомобили -Солдаты» Л.Д. Гоголев, 1990г.
3. «Бронемашины», Л.Д. Гоголев, 1996г.
4. «Устройство и эксплуатация бронетранспортеров БТР- 60ПБ, БТР-70 и автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ -131», В.И. Медведков, Ю.Н.Комаров 1984г.
5. «Бронетранспортер БТР-80», часть1, Военное Издательство 1988г.
6. «Танк -72 А» книга 1-2-ая, Военное Издательство 1988г.
7. «Устройство, техническое обслуживание и основы безопасности вождения легкового автомобиля », К.С. Шестопалов.
8. «Бронетанковая техника», В.С. Вознюк, П.Н. Шапов, 1987г.
9.»Методика Начального Военного Обучения», Ф.Е. Штыкало
10. «Проведение занятий по Начальной Военной Подготовки» П.М. Брысин, П.М. Калинин.
11. Каталог деталей и сборочных единиц автомобилей : КАМАЗ -5320, КАМАЗ -53212, КАМАЗ-5410, КАМАЗ-54112, КАМАЗ-5511, КАМАЗ-55102., Москва, Машиностроение 1988г.
12. «Автомобили, автобусы, прицепной состав, автопогрузчики», Москва, 1988г.
13. «Пособие по материальной части БТР-90, БМП –3, танк Т-90.», Воениздат
referatdb.ru