SdKfz 250 и SdKfz 251 » Военное обозрение
Немецкая компания Hannoversche Maschinenbau AG, или Hanomag, за свою более чем столетнюю историю создала достаточно большое количество автомобилей, паровозов, тракторов. Однако сегодня слово «Ганомаг» стало нарицательным, и у большинства россиян ассоциируется с периодом Второй мировой войны. При этом данная ассоциация связана только с двумя образцами продукции данной фирмы. Речь идет о легком бронетранспортере SdKfz 250 и среднем SdKfz 251, которые превратились в настоящую визитную карточку вермахта в годы войны. Они были не менее популярны, чем пикирующий бомбардировщик Ju-87 «Штука» и тяжелый танк «Тигр». Неслучайно средний бронетранспортер SdKfz 251 даже получил прозвище пехотной «Штуки».Практически в любом художественном фильме немецкие солдаты с закатанными рукавами стреляют исключительно из пистолетов-пулеметов и передвигаются по завоеванным территориям на «Ганомаге», настолько сильно этот образ вошел в историю и человеческую память. Появлению такого упрощенного образа, который пошел на телеэкраны и в книги, способствовал узнаваемый вид немецких бронетранспортеров с удлиненным низким силуэтом рубленых форм и ходовой частью, которая отличалась шахматным расположением катков. Да и сами эти машины были достаточно массовыми. Легких бронетранспортеров SdKfz 250 было выпущено 7326 во всех модификациях, а средних SdKfz 251 — 15252.
По количеству произведенных бронетранспортеров SdKfz 251 уступил лишь американскому бронетранспортеру M3. При этом во время войны SdKfz 251 состоял не только на вооружении немецких частей, в незначительном количестве они поставлялись и союзникам Германии. Более того, с завершением Второй мировой войны военная служба для этих бронетранспортеров не закончилась. В послевоенные годы его модернизированный вариант под названием Tatra OT-810 выпускался в Чехословакии вплоть до 1962 года на заводе «Подполянске строярне» в Детве. Бронетранспортер начали массово снимать с вооружения чехословацкой армии лишь в 1980-е годы, последние экземпляры данной машины были сняты с хранения в 1995 году.
Высокая проходимость и надежная конструкция сделали данные бронетранспортеры востребованными на советско-германском фронте и в Африке, то есть на театрах боевых действий, где с дорогами были серьезные проблемы. К примеру, бронетранспортеры Sd Kfz 250/3 широко применялись в качестве передвижных радиостанций и командных пунктов. Один из таких бронетранспортеров был любимым КП командующего Африканским корпусом фельдмаршала Эрвина Роммеля. Все военные профессии двух этих бронетранспортеров трудно перечислить: они были оружейной платформой для установки противотанкового оружия, реактивной артиллерии, минометов, зенитных установок, возили саперов, медиков, разведчиков и связистов и много кого еще. В армии Германии бронетранспортеры «Ганомаг» в годы Второй мировой войны были незаменимы.
Бронетранспортер Sd.Kfz.250, Sonderkraftfahrzeug 250
В конце 1930-х годов Департамент бронетехники Управления вооружениями выдал техническое задание на разработку легкого полугусеничного бронетранспортера, который должен был стать дополнением к уже выпускаемому серийно бронетранспортеру Sd Kfz 251. Как и в случае с предшественником для легкого бронетранспортера предполагалось широкое использование узлов и агрегатов от полугусеничного тягача D7p-Zgkw 1 ton (Sd Kfz 10), который выпускался немецкой фирмой DEMAG в городе Веттере (Рурский бассейн). При этом бронекузов новой боевой машины был разработан компанией Buessing-NAG из Берлин-Обершеневельде.
Корпус бронетранспортера Sd Kfz 251 сваривался из прямых катаных бронелистов, которые были расположены под рациональными углами наклона. Существовало два основных варианта изготовления его корпуса — старый вариант (alt) и новый (neu). У варианта neu корпус отличался более простой конструкцией, он собирался из меньшего количества деталей (9 вместо 19 в варианте корпуса alt). Sd Kfz 250/1 являлся основным вариантом бронетранспортера. Все остальные модели просто создавались на его базе. Бронетранспортер Sd Kfz 250/1 мог перевезти половину отделения гренадеров (Halbgruppe), 4 человека. Экипаж машины состоял из двух человек: механика-водителя и командира, который одновременно с этим исполнял обязанности радиста.
Корпус бронетранспортера Sd Kfz 250 состоял из двух частей — силового и боевого отделения. В передней части корпуса располагалось силовое отделение, а в средней и задней частях — боевое. В боевом отделении находился механик-водитель, командир бронетранспортера, а также солдаты десанта или дополнительное вооружение (к примеру, миномет или противотанковая пушка). Также в боевом отделении устанавливалось необходимое радиооборудование. Корпус изготавливался из гетерогенных броневых плит с цементированной внешней поверхностью. Лобовая, бортовая и кормовая броня корпуса Sd Kfz 250 составляла до 14,5 мм, а толщина крыши силового отделения и днища — 8 мм.
За силовым отделением, в котором размещались двигатель, топливные баки и устройство управления передней осью, за противопожарной перегородкой в передней части боевого отделения были оборудованы места командира и механика-водителя бронетранспортера. Механик-водитель использовал приборную панель, на которой находились манометр (масло), термометр (вода), спидометр, тахометр, и контрольные лампочки. Механик-водитель управлял бронетранспортером с помощью автомобильных органов управления: руля и трех стандартных педалей (сцепление, газ и тормоз). С правой стороны от кресла механика-водителя был расположен рычаг переключения скоростей, а также рычаг ручного тормоза. В правой части боевого отделения располагалось место командира боевой машины или солдата, ответственного за погрузку-выгрузку боеприпасов (Sd Kfz 252). Вдоль обоих бортов боевого отделения бронетранспортера располагались лавки для солдат десанта. Изначально это были покрытые дерматином сидения, однако в дальнейшем в качестве лавок немцы стали использовать трубчатые рамы с растянутым брезентом. Также были отмечены случаи использования деревянных лавок. Изнутри на стенах корпуса боевого отделения были расположены крепления для оружия солдат десанта: 9-мм пистолетов пулеметов MP 38 (MP 40) и 7,92-мм винтовок Mauser 98k.
На специализированных вариантах бронетранспортера боевое отделение было переделано соответствующим образом, чтобы он мог нести пушку или дополнительную радиостанцию. К передним крыльям машины крепились габаритные штыри и фары или одна фара. На левом крыле устанавливался прожектор Notek. В корме Sd Kfz 250 располагалось два позиционных огня, также в корме бронетранспортера крепилась антенна. Здесь же имелась и одностворчатая входная дверь в десантное отделение, она распахивалась наружу на левую сторону.
Основным вооружением стандартной версии бронетранспортера Sd Kfz 250/1 был 7,92-мм пулемет Reinmetall-Borsig MG 34, который располагался в передней части боевого отделения, данный пулемет был защищен бронещитком. Боезапас состоял из 2010 патронов. В кормовой части машины мог быть установлен дополнительный пулемет MG 34, из которого можно было вести огонь по воздушным целям. Масса бронетранспортера составляла 5387 кг, а высота (с учетом щитка пулемета MG 34) — 1986 мм.
В качестве силовой установки на бронетранспортер Sd Kfz 250 устанавливался карбюраторный шестицилиндровый верхнеклапанный двигатель Maybach HL42 TRKM жидкостного охлаждения. Максимальная мощность этого мотора составляла 100 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Максимально допустимые обороты двигателя — 3000 оборотов в минуту. Удельная мощность составляла 17,24 л.с. на тонну.
Ходовая часть бронетранспортера Sd Kfz 250 была полугусеничной. Это означает, что он перемещался на колесах (передняя ось), а также на гусеницах (задняя ведущая ось). С помощью передних колес можно было осуществлялось управление бронетранспортером, а гусеницы обеспечивали боевой машине движение и повышенную проходимость. Данная схема ходовой обладала целым рядом преимуществ, так как позволяла создать бронетранспортер по проходимости сравнимый с танками, но отличающийся гораздо более простым устройством (полугусеничным бронетранспортерам не нужны были бортовые фрикционы и бортовые передачи).
Гусеничный отдел ходовой части машины (на каждый борт) состоял из пяти опорных катков на торсионной подвеске, при этом последний каток одновременно являлся направляющим, а также ведущего колеса, находящегося в передней части гусеничного отдела. На боевой машине было использовано устройство натяжения гусеницы винтового типа. Опорные катки производились методом штамповки из стальных листов толщиной 8-12 мм и отличались наличием восьми облегчающих отверстий. Все опорные катки Sd Kfz 250 имели резиновый бандаж.
Бронетранспортер SdKfz 251, Sonderkraftfahrzeug 251
Средний полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251 был разработан компанией Hanomag в 1938 году на базе артиллерийского трехтонного тягача Sd Kfz 11. Он выпускался серийно с июня 1939 года по март 1945 года. Точно так же, как и в случае с легким бронетранспортером, в ходовой части машины были использованы гусеницы с наружными резиновыми подушками и игольчатыми шарнирами, передняя ось с управляемыми колесами и шахматное расположение опорных катков. В трансмиссии бронетранспортера применялась обыкновенная четырехступенчатая коробка передач. Средние бронетранспортеры SdKfz 251 производились в Германии в четырех разных модификациях — Ausf. А, В, С и D, а также в 23 специализированных вариантах, которые отличались друг от друга установленным на борту вооружением и оборудованием.
Стандартной являлась боевая машина Sd.Kfz.251/1, которая была принята на вооружение в 1940 году. Это был бронетранспортер для перевозки пехоты, который был вооружены одним или двумя 7,92-мм пулеметами «Рейнметалл-Борзинг» MG-34 (в конце войны MG-42) с общим боекомплектом 2010 патронов. Пулемет в передней части корпуса был прикрыт бронещитком, а расположенный в корме машины крепился на вертлюжной установке, которая позволяла вести огонь с большими углами возвышения. Данная боевая машина предназначалась для перевозки отделения моторизованной пехоты (10 человек). Постоянный экипаж состоял из двух человек: командира машины и механика-водителя. Боевая масса бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 достигала 9,14 тонны.
Корпус бронетранспортера сваривался из бронелистов толщиной от 6 мм (днище) до 14,5 мм (лоб). В верхнем листе капота машины был устроен достаточно большой двустворчатый люк, предназначенный для обеспечения доступа к двигателю. По бокам капота на версии Sd.Kfz.251 Ausf.А имелись вентиляционные лючки. Левый из них механик-водитель мог открывать с помощью специального рычага прямо из кабины. Чаще всего средний полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 выпускался в версиях Sd.Kfz.251/1 — транспортер пехоты, Sd.Kfz.251/4 — артиллерийский тягач, Sd.Kfz.251/6 — штабная машина управления. В гораздо меньших количествах выпускались модификации Sd.Kfz. 251/3 — машина связи и Sd.Kfz 251/10 — противотанковый вариант, вооруженный 37-мм пушкой.
Боевое отделение бронетранспортера сверху было открытым. Крыша имелась лишь над местами командира и механика-водителя. Вход и выход из боевого отделения осуществлялся через двустворчатую дверцу, находящуюся в кормовой стенке корпуса. В боевом отделении, как и в легком бронетранспортере, вдоль бортов были смонтированы две лавки. В лобовой стенке рубки были оборудованы два наблюдательных отверстия для механика-водителя и командира со сменными смотровыми блоками. В бортах отделения управления также устроили по одной небольшой смотровой амбразуре. Всего с каждого борта находилось по три смотровых прибора, включая приборы командира и шофера. Внутри боевого отделения находились пирамиды для личного оружия десанта и стеллажи, предназначенные для другого военно-личного имущества. Для защиты членов десанта от непогоды конструкторами был предусмотрен монтаж над боевым отделением машины брезентового тента.
На среднем бронетранспортере Sd Kfz 251 был установлен тот же двигатель, что и на легком. Его максимальная мощность составляла 100 л.с., что при возросшей боевой массе давало меньшую удельную мощность — 11,1 л.с. на тонну. Емкость топливных баков машины составляла 160 литров. Топливный бак был расположен между силовой установкой и постом управления и отгораживался противопожарной перегородкой. Расход топлива бронетранспортера при движении по шоссе составлял 80-85 литров на 100 км, при движении по пересеченной местности — 80-85 литров.
Бронетранспортер Sd Kfz 251, как и его легкий собрат, также обладал полугусеничным шасси с поправками на выросшие размеры машины. При осуществлении поворотов на угол до 15 градусов управление боевой машиной осуществлялось, как обыкновенным автомобилем. При совершении более крутых поворотов специальный механизм освобождал внутреннюю гусеницу и одновременно передавал часть мощности (от 56% до 100 %) на внешнюю гусеницу. Количество опорных катков на среднем бронетранспортере сильно выросло. Первый наружный ряд опорных катков включал в себя три катка, внутренний ряд — три катка, а средний ряд — сразу шесть опорных катков. В обычных условиях вся основная нагрузка распределялась на средний и внутренний ряд катков, внешний ряд катков принимал нагрузку лишь тогда, когда машина преодолевала препятствия. Первый из опорных катков в правом ряду был смещен к корме боевой машины на 140 мм. Такое конструкторское решение было связано с особенностями торсионной подвески. Последний опорный каток, который находился в задней части машины, являлся направляющим.
Источники информации:
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/sdkfz250/sdkfz250_1.php
http://pro-tank.ru/bronetehnika-germany/broneavtomobili/142-mashina251
http://mg-tank.ru/german/SdKfz%20250.htm
http://warspot.ru/3568-hanomag-imya-naritsatelnoe
Материалы из открытых источников.
topwar.ru
Бронетранспортер с пушечным вооружением Sd.Kfz.251/10 (Германия) » Военное обозрение
Вскоре после нападения на Советский Союз гитлеровской Германии пришлось столкнуться с рядом серьезных проблем. Одной из них было плохое состояние дорог, в некоторых случаях способное серьезно затруднить переброску войск. Плохие дороги мешали передвижению военной и вспомогательной техники, а также затрудняли буксировку артиллерийских орудий. Требовался некий выход из сложившейся ситуации, способный обеспечить требуемую мобильность войск при доведении огневой мощи до требуемых значений. Одной из попыток решить эту задачу стал бронетранспортер mittlerer Schützenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36 или Sd.Kfz.251/10.К началу войны с СССР на вооружении Германии несколько лет состоял средний полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251. К осени 1941 года выяснилось, что такая техника имеет приемлемую проходимость и, в отличие от некоторых других образцов, отличается определенными перспективами в контексте Восточного фронта. Результатом этого, среди прочего, стало появление значительного числа проектов специализированной техники на базе имеющегося полугусеничного шасси. На этом шасси предлагалось монтировать как специальное оборудование различного назначения, так и вооружение того или иного типа.
Летом 1941 года (по другим данным, немного раньше, в мае) немецкая армия разместила очередной заказ на разработку и производства специальной модификации бронетранспортера Sd.Kfz.251. На этот раз боевую машину требовалось оснастить вооружением в виде 37-мм противотанковой пушки существующей модели. Предполагалось, что подобные самоходные артиллерийские установки будут использоваться в качестве боевых машин командиров взводов, имеющих на вооружении стандартные БТР. При помощи определенных доработок предполагалось значительно повысить огневую мощь подразделения, дав ему возможность бороться не только с пехотой, но и с легкой бронетехникой.
Общий вид бронемашины Sd.Kfz.251/10. Фото Чемберлен П., Дойл Х. «Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны»
По названиям основных компонентов проект получил название mittlerer Schützenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36 – «Средняя бронированная машина с 37-мм пушкой PaK 35/36». Также использовалось обозначение Sd.Kfz.251/10, отражавшее тип базовой техники и порядковый номер модификации. Использовалось и заводское обозначение Gerät 910. Схожие обозначения применялись и в отношении других проектов техники на основе имеющегося бронетранспортера, однако полные совпадения отсутствовали, благодаря чему можно избежать путаницы.
В качестве основы для перспективной САУ / командирской машины был выбран стандартный бронетранспортер Sd.Kfz.251 ранних модификаций. Эта техника производилась серийно в больших количествах и активно использовалась армией. Таким образом, изменение состава вооружения не должно было оказать значительного негативного влияния на эксплуатацию техники строевыми частями. Более того, новый проект был разработан таким образом, что в конструкцию базовой машины вносились минимально необходимые изменения.
БТР Sd.Kfz.251 имел корпус с противопульной и противоосколочной защиты, состоявший из значительного числа броневых листов разных форм и размеров. В лобовой части машины использовались детали толщиной от 10 до 14,5 мм, а борта и корма изготавливались из 8-мм брони. Корпус разделялся на два основных отсека, моторный и обитаемый. Передняя часть корпуса отдавалась под размещение силовой установки и представляла собой агрегат сложной формы с наклоненной вперед крышей и скошенными верхними частями бортов. Обитаемый отсек на большей части своей длины имел несимметричное шестиугольное сечение. Нижние бортовые листы устанавливались с развалом в сторону, а верхние монтировались с наклоном внутрь. Кормовая часть корпуса была выполнена клиновидной.
Вид сбоку. Другой экземпляр машины с иным щитом орудия. Фото Чемберлен П., Дойл Х. «Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны»
Осенью 1943 года в серию пошла новая модификация бронетранспортера, известная как Sd.Kfz.251 Ausf.D. От предыдущих версий машины она отличалась корпусом упрощенной конструкции. Так, толщина лобовой брони была доведена до 15 мм, изменилась конфигурация некоторых листов, а также была удалена часть люков, решеток и т.д. Характерным изменением стала новая форма кормы корпуса с единственным листом, заваленным назад.
Под капотом бронетранспортеров всех модификаций устанавливался карбюраторный двигатель Maybach HL 42TUKRM мощностью 99 л.с. Через сухое однодисковое сцепление крутящий момент поступал на механическую коробку передач Hanomag O21-32785 U50, построенную по планетарной схеме. Коробка имела четыре скорости переднего хода и две заднего, причем для движения по шоссе и пересеченной местности предусматривались отдельные режимы. Механическая трансмиссия передавала крутящий момент на ведущие колеса гусениц, помещенные в средней части корпуса.
Машина оснащалась полугусеничным шасси. В передней части корпуса помещался управляемый мост с рессорной подвеской. При помощи управляемых колес БТР мог поворачивать на небольшие углы. Для более резкого маневрирования использовались поворот колес и перераспределение крутящего момента на гусеницы. В составе гусеничного движителя предусматривалось шесть опорных катков шахматного расположения, оснащенных индивидуальной торсионной подвеской. Ведущие колеса помещались в передней части гусеницы, направляющие – в корме корпуса. Сверху гусеницы прикрывались продолговатыми полками, которые во всех модификациях машины несли ящики для имущества.
Экипаж бронетранспортера Sd.Kfz.251 состоял из двух человек: водителя и командира. Они располагались в передней части обитаемого отсека и наблюдали за обстановкой через смотровые приборы в лобовом и бортовых листах корпуса. Вдоль бортов корпуса имелись лавки для десяти десантников. Попадать на свои места экипаж и десант могли через распашную кормовую дверь или через борт. Для поддержки десанта или в целях самообороны предлагалось использовать один или два пулемета MG 34 либо MG 42, установленные в передней и задней частях обитаемого отсека. В некоторых модификациях передняя пулеметная установка имела щиток.
37-мм пушка PaK 35/36 в исходной конфигурации. Фото Wikimedia Commons
Перспективная боевая машина командира взвода mittlerer Schützenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36 должна была получить новое оружие повышенной мощности. Для борьбы с легкой бронетехникой противника в целях усиления огневой мощи подразделения предлагалось использовать противотанковое орудие 3,7 cm PaK 35/36. Такие пушки активно применялись армией и все еще могли решать возлагаемые на них задачи, хотя и ограниченно. Тем не менее, буксируемый лафет накладывал значительные ограничения на эксплуатацию оружия. Таким образом, установка орудий на бронетранспортеры позволяла решить сразу две важные задачи: усилить пехотные подразделения собственной артиллерией, а также значительно улучшить мобильность пушек. С учетом параметров исходного вооружения БТР Sd.Kfz.251 даже сравнительно маломощная пушка PaK 35/36 могла дать значительный прирост характеристик.
В исходной конфигурации противотанковая пушка обр. 1935/36 гг. монтировалась на легком двухколесном лафете с раздвижными станинами. Для повышения эксплуатационных характеристик лафет имел рессоры колесного хода, а также оснащался броневым щитом. На лафете монтировалось орудие с противооткатными устройствами и прицельным оборудованием. При помощи ручных приводов можно было осуществлять горизонтальную наводку в пределах сектора шириной 60°. Углы вертикального наведения менялись от -8° до +25°. Применялись гидравлический тормоз отката и пружинный накатник.
37-мм пушка оснащалась стволом длиной 45 калибров. Для использования с орудием PaK 35/36 предлагались несколько типов унитарных снарядов различного назначения. Также были разработаны надкалиберные мины с зарядами разных типов. Начальная скорость снарядов, в зависимости от типа, достигала 760 м/с. Бронебойные снаряды могли использоваться на дальностях до 800 м, осколочные – до 7,2 км. Бронебойные снаряды орудия имели возможность пробить до 50 мм гомогенной брони с дистанции 300 м. Также существовал кумулятивный надкалиберный боеприпас с бронепробитием на уровне 180 мм.
Вариант реконструкции облика строевой машины. Рисунок Tanks-encyclopedia.com
Для использования нового вооружения базовый бронетранспортер Sd.Kfz.251 должен был претерпевать некоторые небольшие изменения. В передней части обитаемого отсека предлагалось устанавливать небольшую узкую крышу с креплениями для монтажа орудия. Кроме того, на месте десантного отделения следовало размещать укладки для боекомплекта и прочее оборудование, использование которого обуславливалось новой ролью машины. Для установки на самоходном шасси с колесного лафета орудия снималась ствольная группа с устройствами наведения и броневым щитком. При помощи штатных деталей орудие должно было монтироваться на креплениях корпуса.
Интересные изменения конструкции орудия были связаны с броневым щитком. Как на серийном производстве, так и в строевых частях неоднократно изменяли конструкцию этого устройства. В тех или иных целях базовый щиток характерной наклонной формы обрезали или наращивали. Кроме того, сохранились фотографии бронемашин с уменьшенным «половинчатым» щитком, прикрывавшим только наводчика.
Дополнительное вооружение пушечного бронетранспортера должно было состоять из пулемета или противотанкового ружья. В первом случае использовалось изделие MG 34 или MG 42, во втором – система PzB 39. Пулеметы и противотанковые ружья имели калибр 7,92 мм. Перевозить это оружие следовало в укладке, при необходимости извлекая его.
Внутри боевого отделения удалось разместить несколько стеллажей для перевозки 168 снарядов к пушке. Боекомплект пулемета достигал 1100 патронов, противотанкового ружья – 40 патронов.
Sd.Kfz.251/10 на фронте. Фото Forum.axishistory.com
Управлять командирской машиной должен был экипаж из пяти человек. В передней части корпуса помещались механик-водитель и командир. Позади них, в боевом отделении, помещался расчет орудия из трех человек. Основной задачей этих членов экипажа было использование противотанковой пушки в целях повышения огневой мощи всего подразделения.
После предложенных доработок машина Sd.Kfz.251/10 в целом сохранила габариты базового бронетранспортера, однако ее высота и боевая масса немного выросла. При длине 5,8 м новый образец имел ширину 2,1 м. За счет орудия высота машины выросла до 2-2,2 м, в зависимости от конфигурации бронещита пушки. Боевая масса была увеличена с исходных 7,8 до 8,02 т. Несмотря на это, ходовые качества машины остались примерно на старом уровне. Максимальная скорость достигала 50 км/ч, запас хода – до 300 км.
Разработка проекта mittlerer Schützenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36 или Sd.Kfz.251/10 была завершена всего за несколько недель. После проведения необходимых работ промышленность представила на испытания первый опытный образец бронетранспортера с противотанковой пушкой. Вскоре стартовала серийная переделка имеющихся бронетранспортеров с применением нового вооружения. К концу лета армия получила 80 единиц новой техники.
После строительства восьми десятков бронетранспортеров с пушками было решено свернуть подобные работы. Тем не менее, примерно через полтора года военные решили, что им вновь нужны подобные машины. В 1943 году производство бронемашин типа Sd.Kfz.251/10 было возобновлено. В качестве основы для такой техники применялись в основном бронетранспортеры, возвращенные в тыл для ремонта. Тем не менее, некоторое количество машин могло изготавливаться на базе БТР новых выпусков. Первые серии 1943 года основывались на технике старых модификаций. Позже mittlerer Schützenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36 строились и на базе Sd.Kfz.251 Ausf.D. Сборка бронетранспортеров с пушками продолжалась до начала 1944 года. За это время выпустили около трех сотен машин.
Орудие бронемашины и его расчет. Фото Forum.axishistory.com
Проект Sd.Kfz.251/10 изначально разрабатывался для дополнительного вооружения пехотных подразделений новой техникой. Подобными машинами должны были пользоваться командиры взводов, имеющих на вооружении стандартные бронетранспортеры. Все 380 выпущенных машин нового типа были переданы войскам и распределены между строевыми частями. В армии подобная техника использовалась в соответствии с изначальными планами – в качестве средства увеличения огневой мощи подразделений.
По понятным причинам, эксплуатация БТР с пушечным вооружением была связана как с положительными моментами, так и с проблемами. Действительно, соединение полугусеничного шасси и противотанковой пушки положительным образом сказалось на огневой мощи первого и мобильности второй. Тем не менее, имеющееся шасси не отличалось серьезным бронированием, а параметры пушки не позволяли бороться с хорошо защищенной техникой противника. Как следствие, командирский бронетранспортер отличался от линейных более мощным вооружением, но в ряде ситуаций даже такие преимущества не могли быть использованы с максимальной отдачей.
Слабая защита базового шасси негативным образом сказалась на ходе службы бронетранспортеров. Противопульное бронирование не позволяло защитить экипаж и внутренние агрегаты от артиллерийских снарядов. По этой и другим причинам до конца войны подавляющее большинство машин Sd.Kfz.251/10 было выведено из строя в боях. Также имелись потери по техническим причинам. На момент капитуляции Германии в строю оставались считанные единицы таких машин.
Единственный сохранившийся образец Sd.Kfz.251/10. Фото The.shadock.free.fr
По некоторым данным, из-за недостаточной огневой мощи Sd.Kfz.251/10 еще в 1944 году были выведены из состава линейных частей. Эту технику отправляли на ремонт с восстановлением по одному из других проектов, подразумевавших установку на полугусеничном шасси специального оборудования. Дальнейшая судьба пушечных бронетранспортеров служит своеобразным подтверждением этой версии. По-видимому, значительное число переживших бои БТР было перестроено и получило новое оборудование либо вооружение.
После войны оставшиеся машины, более не имевшие перспектив, были утилизированы. По имеющимся данным, до наших дней дожил только один экземпляр mittlerer Schützenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36. Эта машина на базе шасси Sd.Kfz.251 Ausf.D без орудийного щита и в характерной зимней окраске в настоящее время хранится в музее г. Бастонь (Бельгия). Следует отметить, что этот музейный экспонат был восстановлен из поврежденной машины, в том числе с применением запчастей нового производства. В ходе подобной реставрации бронетранспортер получил 37-мм пушку.
Проект Sd.Kfz.251/10 был интересной попыткой объединить существующую полугусеничную платформу с серийным противотанковым орудием с целью повышения характеристик обеих составляющих подобного комплекса. В целом, эта задача была успешно решена. Тем не менее, в проекте предлагалось оснастить неплохое шасси стремительно устаревающей пушкой. Как следствие, реальные характеристики готового образца оставляли желать лучшего и не позволяли полноценно использовать его в боях. Эксплуатация готовой техники продолжалась в течение некоторого времени, однако особых успехов достичь так и не удалось.
По материалам:
http://tanks-encyclopedia.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://forum.axishistory.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
topwar.ru
Неизвестный немецкий колёсный БТР — Sd.Kfz.247
В статье – «Альтернативный бронетранспортёр Ханомаг SdKfz 249. Германия» коллега Борода утверждал, что в нацистской Германии не было чисто колёсных бронетранспортёров. На самом деле это не совсем так, а точнее, совсем не так. Но об этом мало кто знает. Аналог колесного БТР-а у немцев все же был, и это Sd.Kfz.247 Ausf.A.
История его такова:
В 1937 фирма Даймлер-Бенц построила 10 экспериментальных машин на шасси Krupp L2h243. Подвеска. Передняя – жесткий мост, полуэллиптические рессоры. Задняя – независимая, смонтированная на узкой продольной лонжеронной раме хребтового типа, к которой жестко крепились главные червячные передачи с самоблокирующимися кулачковыми дифференциалами. Каждое ведущее колесо устанавливалось на поперечных трубчатых рычагах, крепившихся к продольному штампованному балансиру, качавшемуся вокруг поперечной оси. Роль упругих элементов выполняли горизонтальные винтовые пружины, располагавшиеся между каждой парой балансиров. Колесная формула 6×4. Клиренс – 240 мм.
Открытый корпус был сварным и состоял из бронелистов, установленных с большими углами наклона. В поперечном сечении машина имела форму шестигранника, обращенного узкой гранью вниз.
Компоновка БТР традиционная: впереди моторный отсек с двигателем Krupp M304, за ним отделение управления с местами механика-водителя и стрелка-радиста, весь остальной корпус занимал десантный отсек на шесть человек (при использовании БТР-а в качестве штабного автомобиля в нем размещалось четыре офицера, приборы наблюдения и средства радиосвязи). Передняя стенка капота машины имела закрывающиеся жалюзи. Доступ к двигателю осуществлялся через люки в боковинах и крыше моторного отсека.
Масса машины составляла около 5,2 тонн, и с двигателем мощностью в 60 л.с. она могла развивать скорость до 70 км/ч. Однако шасси оказалось перегруженным, и проходимость по проселочным дорогам оставляла желать много лучшего. Размеры машины: длина 4600 мм, ширина 1960 мм, высота 1700 мм.
По замыслу разработчиков машина занимала нишу между Sd.Kfz.251 и Sd.Kfz.250. Но идея себя не оправдала. Бронированное шасси показало довольно низкую проходимость. Броня, которую смогли на него навесить, уступала броне Sd.Kfz.251 (8 мм против 14,5 мм). Выступать тягачом и носителем оружия машина не могла, да и десанта принимала меньше (6 чел. против 10). Отсюда был сделан вывод о бесперспективности колесных БТР-ов (с 42-го перспективными стали считаться, наоборот, полностью гусеничные модели), а Sd.Kfz.247 вермахт использовал в качестве штабных машин.
В качестве штабного автомобиля дивизионного уровня Sd.Kfz.247 Ausf.A ждал неожиданный успех. На этом поприще его основные недостатки (низкая проходимость, малая вместимость десантного отсека, слабая защищенность и малая грузоподъемность) оказались несущественны. Зато высокая скорость, приличный запас хода (390 км) и отсутствие необходимости постоянно следить за состоянием ходовой были крайне полезны. В итоге Вермахт выдал заказ на еще одну «партию» аналогичных штабных машин. Правда, построены они были уже на другой базе (использовалось шасси Horsh 801/EG 1, стандартное для бронеавтомобилей семейства Sd.Kfz.221) и имели обозначение – Sd.Kfz.247 Ausf.В. От первой генерации она отличалась, прежде всего, тем, что была сделана двухосной.
Данную машину также разработала, а затем выпускала компания Даймлер-Бенц. И в 1941-42 годах было построено 58 таких машин. Машина имела формулу 4×4 и оснащалась 8-цилиндровым, 3.823-литровым (73 л.с.) двигателем Horch. С таким энерговооружением данный БТР мог развивать скорость по шоссе до 80 км/час и имел запас хода в 400 км. Масса машины 4,46 тонн. Бронирование 8 мм. Экипаж – 6 человек.
В принципе машина была достаточно удачной. Но так как 1943 год был уже не временем экспериментов в области БТРов, да и сами БТРы для командиров не являлись остро необходимой техникой для фронта, их выпуск был свёрнут.
alternathistory.com
БРОНЕТРАНСПОРТЁР — sibirjk61 — LiveJournal
ТЕ́РМИН, термина, муж. (лат. terminus — предел, граница). 1. В формальной логике — понятие, выраженное словом (филос.). Три термина силлогизма. 2. Слово, являющееся названием строго определенного понятия.dic.academic.ru › Толковый словарь Ушакова
То есть в руском языке слово понятие соответствует советскому — определение, а оное латинскому слову – термин.
ТРАНСПОРТЁР
БРОНЕТРАНСПОРТЁР
Силовая установка
На бронетранспортеры Sd Kfz 251 устанавливались двигатели Майбах HL 42 TURKM. Карбюраторный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Майбах HL 42 TURKM имел следующие характристики: диаметр цилиндра — 90 мм, ход поршня — 110 мм, рабочий объем — 4171 см3. Мощность двигателя — 73.6 кВт (100 л.с.) при 2800 об/мин (максимально — 3000 об/мин). Удельная мощность (Sd Kfz 251 Ausf. А массой 9000 кг) — 8.27 кВт/т (11.1 л.с./т). степень сжатия 6.7.
Радиатор находился перед блоком цилиндров. Горловина радиатора была выведена наружу. На верхней броне силового отделения (Sd Kfz 251 Ausf. А и В) находилось забранное сеткой вентиляционное отверстие. На машинах поздних модификаций это отверстие убрали. Топливо — этилированный бензин OZ 74 с октановым чиcлом 74 — помещалось в бензобаке емкостью 160 литров. Топливный бак располагался между двигателем и постом управления, перед противопожарной перегородкой. Расход топлива: 40-55 литров на 100 км по шоссе и 80-85 литров на 100 км по пересеченной местности. Глушитель находился на борту бронетранспортера между колесом и гусеницей.
\
Боевая масса, т 5,8
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 4
Количество выпущенных, шт. 4250
Размеры
Длина корпуса, мм 4560
Ширина корпуса, мм 1950
Высота, мм 1660
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 285
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 10 / 30°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 4,5 / 12°
Борт корпуса (верх), мм/град. 8 / 35°
Борт корпуса (низ), мм/град. 8 / 30°
Корма корпуса (верх), мм/град. 8 / 17°
Корма корпуса (низ), мм/град. 8 / 45°
Днище, мм 6
Крыша корпуса, мм открытая
Вооружение
Пулемёты 2 × 7,92-мм MG-34 или MG-42
Подвижность
Тип двигателя рядный
6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 100
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 320
Удельная мощность, л. с./т 17,2
Колёсная формула полугусеничная
Тип подвески: на листовых рессорах для колёс,
индивидуальная торсионная для катков
Преодолеваемый ров, м 1,9
Преодолеваемый брод, м 0,7
http://sfw.so/1148843963-srednijj-bronetransportjor-sd.kfz.251..html
ПРАВИЛЬНЫЙ БТР
Немецкий гусеничный транспортер «Кэцхен»
Gepanzer Mannschaftstransportwagen, «Katzchen»
Немецкая фирма «Аутоунион» в 1944 году, в качестве эксперимента создала полностью бронированный гусеничный транспортер, который мог перевозить до 8 человек десанта а также мог тянуть пушку с боекомплектом. При испытаниях БТР «Katzchen» показал очень хорошие результаты, но к массовому производству он допущен не был.
По конструкуии БРТ «Katzchen» был сварен из бронированных катанных листов, расположенных под углом. В лобовой части «Katzchen» крепился в шаровой установке пулемет MG34. Катки БТР были необрезиненные и распологались в шахматном порядке. Переднее колесо «Katzchen» было ведущим, что свойственно для немецких танков. На данном БТРе был установлен двигатель «Майбах», мощностью 180 л.с. Весной 1945 года один БТР «Katzchen» был захвачен американскими солдатами.
Тактико-технические характеристи БТР «Katzchen»:
Длина……………..4,22 м;
Ширина………………….2,34 м;
Высота…………………….1,45 м;
Бронирование:
Надстройка лоб…………………….20 мм;
Корпус лоб………………………………..20 мм;
Надстройка борт…………………………….15 мм;
Корпус борт………………………………………20 мм;
Корма………………………………….20 мм;
Крыша…………………………..открыта.
В переводе с немецкого, БТР называеться — Котенок! ))) И в дрогой истории, вполне мог бы стать основным БТР Вермахта, сопровождая всякие Пантеры 2, Гепарды, Е-100 на поле боя, вместо 250 и 251. А так же, стать базой для многих спец-машин.
НАШИ
.
В авганестане, чечне они на броне — это опыт, в закрытом обьёме смерть.
Бронирование | |
---|---|
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 13 |
Борт корпуса, мм/град. | 6..10,8 |
Корма корпуса, мм/град. | 9 |
Днище, мм | 4 |
Крыша корпуса, мм | 5..8 |
Размеры | |
---|---|
Длина корпуса, мм | 7560 |
Ширина корпуса, мм | 2830 |
Высота, мм | 2235 |
База, мм | 4400 |
Колея, мм | 2380 |
Клиренс, мм | 475 |
Бронирование | |
---|---|
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 9 |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 7 |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 9 |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 7 |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 7 |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 5 |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 7 |
Днище, мм | 5 |
Крыша корпуса, мм | открытая |
В конструкции штатный пулемёт не предусматривался.
Это средство доставки.Это илюзия, что это защита.
Конструктора задумали так.
Академики утведили сгласно ттт.
И получилось как всегда.
Хотя деды имели понятия
sibirjk61.livejournal.com