69. Весенние праздники, обряды и обычаи
69. Весенние праздники, обряды и обычаи
С приходом весны люди получали возможность выйти и из курных и душных изб на свежий воздух, вздохнуть полной грудью и после долгой и суровой зимы, понежиться в теплых лучах весеннего солнца.
Весна порождала в человеке радостные чувства и праздничное настроение. Поэтому весенние праздники наших отдаленных предков справлялись особенно торжественно и изобиловали разными очистительными и магическими обрядами, заимствованными из времен дохристианской эпохи.
Так основываясь на вере, что за темную и холодную зиму собиралось много всякой нечисти и злых духов, которых нужно было изгнать из своих жилищ и полей, наши предки мыли свои избы и жилищную утварь, мылись сами, во дворах собирали весь мусор и сжигали его на костре, стараясь сделать костер наиболее смрадным и дымным, золу от очистительных костров выносили на поля, а по углам поля втыкали ветки вербы. Все это якобы отгоняло нечисть.
Вербе, освященной в церкви в вербную субботу, приписывались многие магические свойства. Она якобы охраняла людей и животных от злых духов, от пожара, спасала посевы от градобития, прекращала бури и даже помогала находить спрятанные чертями клады.
Принося домой освященную вербу, хозяин дома стегал ею своих домочадцев и приговаривал: «Здоровье в хату, хвороба в лес!».
В день Георгия (23 апреля ст. стиля) вербой производили первый выгон скота в поле, пучки вербы вешали в хлевах и скотских сараях.
Освященную вербу в течение всего года хранили на куту за иконами, считая этот обычай, как средство обрести счастье.
Самым главным, самым важным и многодневным весенним праздником наших предков была Пасха, которую в старину называли «светлым воскресением». Этот праздник посвящался мифическому воскрешению Иисуса Христа.
Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883
Пасха, которую в России также называли Светлое Христово Воскресение, – главный праздник православного календаря. Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего вслед за днем весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Обычно же праздник приходится на время с 22 марта (4 апреля) по 25 апреля (8 мая).
В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме, которое начиналось в ночь с субботы на воскресенье. Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход – все это вызывало у верующих радость и ощущение причастности чуду. В день Пасхи люди поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!».
В народном сознании Пасха ассоциировалась с обновлением и возрождением жизни. Этого праздника молодежь ждала с нетерпением. Пасха знаменовала собой конец Великого поста, когда запрещалось всякое веселье и громкий смех. С Пасхи начиналось своего рода обновление молодежной жизни: устраивались молодежные гулянья, торжественные шествия нарядно одетых девушек, во время которых они демонстрировали себя деревенскому сообществу. Перед девушками вновь открывалась перспектива радости, счастья и хорошего замужества.
Считалось, что в Пасхальную неделю девушки могут «ухватить удачу за хвост» – добиться желаемого, поскольку в эти дни «Бог делит счастье» и происходят всякие чудеса. Для этого девушки отправлялись рано утром смотреть, как солнце «играет на восходе», во время праздничной литургии просили у Бога хорошего жениха, каждая девушка старалась первой попасть на колокольню и позвонить в колокол, чтобы первой из подруг выйти замуж.
http://www. booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/4.htm
Праздничный колокольный трезвон, длящийся целую неделю, по мнению суеверного народа, отгонял злых духов, постоянно живущих в могильной тишине и очень боящихся крика, шума, звона и стрельбы.
Колокольный звон на Пасху церковники толковали, как радость по случаю победы «живота над смертью».
По поверьям наших предков большую роль в изгнании нечистой силы имел огонь. Поэтому из страха перед демонами на страстной неделе в четверг во время богослужения верующие держали в руках зажженные восковые свечи, а затем, придя домой, огнем этих горящих свечей выжигали кресты на дверях домов. Церковь старалась внушить верующим, что Пасха – это «из праздников – праздник, торжество из торжеств».
Богослужение заутрени «светлого воскресения» отличалось особой торжественностью: церковь ярко освещалась, в ней в изобилии курился ладан, духовенство облачалось в светлые златотканые одежды, пел большой хор, совершался крестный ход вокруг церкви с хоругвями и иконами и пением пасхальных гимнов.
Николай Пимоненко. Пасхальная заутреня в Малороссии, 1891
После того, как священник возвещал о воскресении Христа, начинался колокольный трезвон, пальба из холостых ружейных зарядов и христосование, то есть пасхальное целование.
Христосование – это пережиток обряда радостной встречи членов общины, когда они после долгой зимы с наступлением теплых весенних дней сходились на свой весенний праздник.
Традиционными пасхальными блюдами в народе были: крашеные яйца, куличи, творожные пасхи, пасхальный свиной окорок, пришедший на смену древнееврейскому пасхальному ягненку и христианскому агнцу.
Известный пасхальный обычай катания яиц был связан с верой наших предков в демонов. Люди верили, что катая яйца, можно заставить злых духов плясать, валяться, кувыркаться, что якобы причиняет им невыносимые страдания.
Катание яиц на Пасху
Если же одно яйцо ударять о другое, то это якобы заставляет злых духов биться своими лбами. Поэтому бой яйцами получил такое широкое распространение на празднике Пасхи. Бой яйцами в последнее время стал обычаем игры и производился с учетом выгоды в этой игре, а не как выполнение религиозного обычая и его религиозного значения.
Говоря вообще, в глазах наших предков с яйцом и его способностью перевоплощаться в птицу был связан ряд религиозных представлений и таинственной силы; разгадать сущность этого было непосильно суеверным людям.
Православная же церковь крашеное яйцо истолковывало как символ воскресения Христа, ссылаясь на то, что якобы святая блудница Мария Магдалина публично засвидетельствовала на пасху в римском амфитеатре свое христианство, преподнося императору Тиверию крашеное яйцо со словами «Христос воскрес!».
Жадное до наживы православное духовенство не упускало возможность и от этого «светлого праздника» извлечь для себя доход, установив, как церковный обряд, подворный обход своих прихожан на пасхальной неделе «с молитвой». За эту «молитву» в городе прихожане награждали попа, дьяка и мехоношу деньгами и продуктами.
В селах и деревнях этот подворный обход прихожан «с молитвой» превращался в настоящий крестный ход. В царское время небывалая по смелости и силе обличения духовенства картина художника Перова, без всяких преувеличений изображает этот «сельский крестный ход на пасхе». Вот что изображено на этой картине (по описанию Елшиной в отрывном календаре 1963 года за 20 ноября).
Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе, 1861
«По грязной деревенской улице бредет нестройная процессия с крестами, иконами и хоругвями. Участники крестного хода только что отведали праздничное «угощение». Пьяно пошатываясь от очередной выпивки, ступая по лужам, они разноголосно поют пасхальные молитвы.
«Батюшка» с отекшим от пьянства лицом, зажав в кулаке крест, держится за столб на крыльце, боясь двинуться дальше. У его ног растянулся дьячок, уронивший в грязь молитвенник»
К ее описанию этой картины нужно добавить: что стоя на крыльце, хозяйка дома льет воду на голову свалившегося с ног у самого крыльца одного участника этого крестного хода и приводит его в чувство, а деревенская близкая к церковному причту молодайка – эта «жена мироносица» – на руках несет икону богоматери, спьяна перевернув ее головою вниз, и во все горло тянет пасхальный тропарь.
По приказанию царских властей эта картина была убрана с выставки, считая ее правдивое содержание клеветою на духовенство. За эту картину художник Перов был 8 лет под надзором полиции.
***
Другим весенним праздником наших предков был праздник «красных горок», получивший свое название от «красных», то есть красивых горок, холмов и возвышенностей, которые под лучами весеннего солнца первыми покрывались молодой зеленью.
Борис Кустодиев. Красная горка,1912
«Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи. Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». В церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, после чего закрывают «Царские врата». За Антипасхой следует Фомина седмица, которую и называют Красной горкой.
На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть.
http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1120691
Караваджо. Неверие святого Фомы, 1601-1602
На этих горках и происходил сам праздник, играли в народные игры, пели, плясали, водили хороводы, качались на качелях. Впоследствии этот праздник «красная горка» был перенесен церковниками на первое воскресение после Пасхи, и это воскресение получило название «красного воскресения».
Дж. А. Аткинсон. Качели, 1800
По укоренившемуся обычаю после «красного воскресения» наступала весенняя пора заключения брачных союзов, что являлось несомненным пережитком обычаев наших древних предков «умыкать» себе жен в праздник «красных горок» во время хороводной игры в прососеяние.
***
Вторник после «красного воскресения» посвящался поминкам умерших родственников. В народе этот праздник называется «радуницей».
Радуница, http://sotvori-sebia-sam.ru/radunica-chast-1/
Поминовение усопших, известное у нас под именем Радуницы, совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник. Радуница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посту поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении.
К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их сродников, так как у нас есть обычай и при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю подавать весь свой семейный синодик для совместного поминовения. А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших, тем более, что обычай весенних поминок по усопшим был у наших предков и до принятия ими христианства («Навий день»). Христианство придало иной характер этим поминкам.
http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/noauthor1/31.html
Обычно в этот день жители города, сел и деревень шли на кладбище, расстилали белые скатерти на могилах своих родственников и после отправления священником поминок усопших, съедали принесенную из дома пищу, выпивали вино и катали по могилам крашеные яйца. Бой яйцами, как обычай, в этот день проводился взрослыми на кладбище.
Обряд поминовения покойников на кладбище среди верующих людей сохранился и до сего времени, а церковь постаралась узаконить этот древний обычай, как радостный символ единения живых и мертвых, так как от этого поминовения покойников получался немалый доход служителям церкви.
За эту «радуницу» служители церкви собирали от своих религиозных прихожан крупные суммы денег, десятки мешков куличей, корзины яиц и ведра меду.
Все это услужливым церковным причтом грузилось на подводы и увозилось на дома священнослужителей, для которых день поминовения покойников был не днем траура, а по справедливости настоящей «радунецей».
Добавить комментарий
Весенние народные праздники. Обряды — презентация онлайн
Похожие презентации:
Весенние русские праздники. Обряды
Весенние народные праздники
Русские народные праздники, обряды и традиции
Фольклор. Народные праздники
Досуг в России. Традиции, обычаи и обряды как основа праздников. Календарь русских народных праздников
Календарно-обрядовый фольклор. Весенние праздники
Чувашские народные праздники
Народные праздничные обряды
Весенние праздники русского народа
Летние русские народные праздники
Весенние
народные
праздники.
Обряды.
Балдова Марина Анатольевна.
г.Сергиев Посад.
Март — первый
весенний месяц, в
народе его называют
«протальником»,
«грачником».
Морозы в марте держатся недолго. Небо часто
яркое, голубое.
На 22 марта приходится весеннее равноденствие:
долгота дня становится равной долготе ночи.
• Февраль силен метелью, а март — капелью;
• Грач на горе — весна на дворе.
• В марте на Руси происходило «заклинание
весны». Это древний языческий обряд, с
которым народ встречал весну, прилет птиц.
После 22 марта обычно вешали скворечники.
14 марта – Евдокия Весновка,
Авдотья Плющиха.
В этот день пекли
печенье
«жаворонки» и
кликали весну,
он праздновался
как начало
весны: «Евдокия
весну сряжает».
Считалось, что
полученная в
этот день из
чистого снега
талая вода
обладает
целебной силой.
Готовили обрядовое печенье
в виде птиц — «жаворонков».
Дети брали испеченного
«жаворонка», шли в поле,
подбрасывали его в воздух,
ловили, приговаривая:
Весна-красна, На чем пришла?
На сохе, на бороне,
На кобыле-вороне.
Жавороночки.
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое — коровье,
Второе — овечье,
Ой, вы, жаворонки,
Третье — человечье!
17 марта – Герасим Грачевник.
«Герасим Грачевник грача на Русь ведёт»,
«Если грач на горе – так и весна на дворе»,
«Грач с земли хворостину подбирает – солнечное лето
обещает»,
• «Коли грач прилетел, через месяц снег сойдёт»,
• «Если грачи летят прямо на свои старые гнёзда, то весна будет
дружной, вода сбежит вся разом».
Считалось, что рожденные в этот день будут очень хозяйственными.
В народе говорили:
• «Грач на горе — так и
весна на дворе», «Увидел
грача — весну
встречай».
• По поведению грачей в
этот день судили о
характере весны:
«Коли грачи прямо на
старые гнезда летят —
весна будет дружная,
полая вода сбежит вся
разом».
Если же грачи
прилетали раньше 17
считалось нехорошей
приметой: предсказывали
неурожайный и голодный
год. Чтобы ускорить
наступление тепла, в
день Герасима пекли из
ржаного кислого теста
птичек — «грачей».
Приметы марта:
Отгадайте!
Была белая да седая, Пришла
зелёная, молодая.
(Зима и весна)
Птицы
садятся на землю — к теплу,
• .
сидят на нижних ветках деревьев — к
ветру.
Грачи играют — хорошая погода
будет
Весенние обряды
• Весенние обряды являются одними из самых
развернутых годовых циклов на Руси.
Многочисленность весенних обрядов, их богатая
символика, насыщенный комплекс представлений –
все это обусловлено важностью данного периода в
народном земледельческом календаре. Весна
осмысливается как время обновления природы,
начало нового природного и хозяйственного циклов.
Третья группа сконцентрирована на праздниках и
обрядах Троицкого цикла, завершающий весенний
период (Вознесение, Семик, Троица, Заговенья).
Цикл включает в себя
множество разных
обрядовых элементов,
при этом
каждый локальный
комплекс имеет свои
особенности
(«развивание венков»,
«снаряжение березки»).
Весенние обряды включают в себя:
— встреча весны
— обряды на Масленицу
— земледельческие обряды
— обряды на Вербное воскресенье
— обряды в «чистый» четверг
— обряды на Пасху
— обряды на Красную горку
— обряды на Радуницу
— обряды на Троицу
English Русский Правила
8 лучших весенних традиций со всего мира ‹ GO Blog
По мере того, как наступает весна, чтобы изгнать последние мрачные следы зимы, мы наконец-то можем с нетерпением ждать солнечных дней. Часть красоты прихода весны заключается в том, как по-разному его празднуют во всем мире. В каждой стране есть свой уникальный способ встретить новый сезон, будь то фестиваль, парад или общая трапеза.
Любопытно, как именно проходят эти праздники? Мы вас прикрыли. Погрузитесь во все, что связано с весной, и узнайте о некоторых из наших любимых весенних традиций со всего мира.
1. Водный фестиваль Сонгкран – Таиланд
Этот ежегодный фестиваль проводится вскоре после весеннего равноденствия. Сонгкран происходит от санскритского слова «астрологический переход» и отмечается в Таиланде как Новый год. Празднества предполагают посещение буддийского монастыря, посещение старейшин и, конечно же, обливание водой. Северная столица Чиангмай является местом проведения самых больших торжеств, празднования длятся до шести дней. Местные жители и туристы выходят на улицы, вооруженные водяными пистолетами размером с пушку, напорными шлангами и ведрами, готовыми залить любого на своем пути. Дети, взрослые и пожилые люди принимают участие в этой традиции, танцуя на улицах под громкую музыку.
2. Пасхальный рулет в Белом доме – США
Пасхальный рулет в Белом доме, который, как считается, начался в 1814 году, проводится каждый год в пасхальный понедельник. По этой веселой традиции дети собираются в Вашингтоне, округ Колумбия, на лужайке у Белого дома, чтобы катать яйца по траве деревянными ложками, соревнуясь, кто первым пересечет финишную черту. Дети, участвующие в конкурсе, могут выиграть пасхальные яйца и небольшие призы, поэтому, когда в их памяти свежи обещания сладких угощений, моральный дух обычно зашкаливает. За торжествами наблюдают президент США и его семья, а также гигантский пасхальный кролик. Со всеми в хорошем настроении и красочными украшениями, выглядывающими из каждого угла, это событие является ежегодным событием.
3. Холи – Северная Индия
Несомненно, один из самых ярких праздников в мире, Холи отмечается индусами по всей Северной Индии. Он включает в себя бросание цветного порошка друг в друга, что отдает дань уважения множеству оттенков весеннего сезона, а также событиям из индуистской мифологии. Обычно длящийся целый день и ночь, фестиваль представляет собой великолепно красочное и счастливое празднование конца зимы и весеннего вегетационного периода. Однако это может стать довольно сумасшедшим, поэтому рекомендуется сделать домашнее задание перед посещением!
4. Новруз – Центральная Азия
Новруз означает «Нет» (новый) и «Роуз» (день). Отмечаемый как первый день первого месяца иранского календаря и совпадающий с днем весеннего равноденствия (обычно около 21 марта), этот «новый день» символизирует новую жизнь, новые начинания и возрождение природы. Хотя это отличается от страны к стране, многодневное празднование часто начинается с того, что люди убирают свои дома, но быстро перерастает в многодневный фестиваль костров, костюмов и семейных воспоминаний до 13-го дня Нового года, когда все покидают свои дома. и присоединяется к друзьям и членам семьи на улице для музыки, танцев и еды в общественных местах города.
5. Cooper’s Hill Cheese-Rolling and Wake – Глостер, Англия
Каждый год, во время вторых выходных государственных праздников, на Cooper’s Hill проходит Gloucester Cheese-Rolling. Расположенное всего в часе езды от Бристоля, безобидно звучащее событие на самом деле намного опаснее, чем можно было бы предположить из названия. С (очень) крутого холма сбрасывается колесо сыра, и через секунду участники бросаются вслед за ним. Выигрывает тот, кто первым пересечет финишную черту. Синяки, окровавленные колени и сломанные кости — нередкие побочные эффекты этой интенсивной традиции. Немного более грубый способ приветствовать весну, но сообщество с гордостью поддерживает 200-летнюю традицию, ежегодно привлекая как старых, так и новых участников.
6. Cimburijada – Босния
Cimburijada, что переводится как «Праздник яичницы-болтуньи», празднует первый день весны в боснийском городе Зеница. На рассвете люди собираются на берегу реки Босна, где готовят общий обед из яичницы-болтуньи. Вместе люди делятся яйцами на завтрак с друзьями, семьями и посетителями, вместе пьют и слушают музыку, чтобы отметить первый день весны.
7. Весеннее равноденствие в Теотиуакане – Мексика
Каждый год тысячи людей, традиционно одетых в белое, собираются у огромной пирамиды Теотиуакан, расположенной примерно в 30 милях к северо-востоку от Мехико, чтобы отпраздновать весеннее равноденствие. Проходя ежегодно 20 или 21 марта, многие участники используют утро, чтобы подняться по 360 ступеням на вершину пирамиды, чтобы приблизиться к энергетическим порталам. Подняв руки к небу и греясь в лучах солнца, они «набираются» энергии на весь год.
8. Флориада – Австралия
Флориада впервые появилась в 1988 году, когда управляющий парками Питер Саттон и ландшафтный дизайнер Крис Слотемейкер Де Брюйн разработали концепцию грандиозной цветочной экспозиции в честь двухсотлетия Австралии и 75-летия Канберры. Результатом стала красивая экзотическая цветочная выставка, которая была так искренне воспринята местным населением, что стала ежегодным праздником весны в стране. Каждый год сотни тысяч людей приезжают из соседних Сиднея и Брисбена, чтобы увидеть, как цветет более миллиона цветов на этом месячном фестивале цвета, музыки и садоводства.
Ритуал Остары: встреча весны
Остара — весенний языческий праздник, отмечающий равенство дня и ночи и возвращение солнца.
Отметьте этот радостный весенний ритуал.Остара — это название языческого праздника, посвященного весеннему равноденствию (приблизительно 20 марта в Северном полушарии). Название относится к Эостре, богине утренней зари, которая приносит с собой новый сезон весны и яркую половину года. Символы Остары отражают символы христианской Пасхи (название которой, вероятно, также относится к Эостре) и включают яйца и зайцев. Яйца представляют возможность и новую жизнь. Зайцы, которые обычно выходят на спаривание в это время года, олицетворяют плодородие и изобилие.
Как праздновать Остару
В день равноденствия продолжительность дня и ночи уравновешивается, но каждый последующий день становится длиннее до летнего солнцестояния. Мы празднуем возвращение света и тепла весеннего сезона и заботимся о семенах, которые мы посадили осенью и зимой, начиная действовать в соответствии с нашими намерениями и целями.
Некоторые люди считают день весеннего равноденствия Новым годом — на самом деле он отмечается как Новруз, слово, означающее «новый день», в Иране и других местах с персидским влиянием. Многие люди проводят весеннюю уборку перед двухнедельным фестивалем, чтобы избавиться от энергии предыдущего года и освободить место для надежды и возможностей в новом году.
Есть много способов отпраздновать Остару и встретить весну. Весенняя уборка — это здорово, особенно перед самим равноденствием. Ритуальная очищающая ванна также является отличной идеей, и вы можете добавить травы и ароматы, которые имеют для вас какое-то значение.
Вот простой ритуал, который вы можете совершить, чтобы отпраздновать Остару в этот же день. Было бы идеально провести этот ритуал на улице на рассвете, приветствуя рассвет, но вы также можете просто представить, как рассвет поднимается в вашем сознании.
Выполнение ритуала Остара
Вам понадобится:
Сядьте лицом на восток, где восходит солнце. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов, представляя вокруг себя защитный круг. Пригласите исцеляющие и любящие энергии и отфильтруйте все, что таковым не является.
Когда будете готовы, откройте глаза и опустите руки в миску с водой. Аккуратно очистите руки, представляя, что любая грязь и грязь прошлого года, любые старые энергии, любые бесполезные узоры просто соскальзывают с ваших рук в воду. Вытрите руки полотенцем.
Зажгите свечу, представляя, как весенний огонь зажигает искру в вашем сердце. Взгляните на пламя свечи, размышляя о своих намерениях, о том, на что вы надеялись и над чем работали с зимнего солнцестояния. Возможно, появятся новые надежды и желания, которые вы сейчас обдумываете.
Когда будете готовы, запишите свои цели и намерения. Затем запишите три конкретных шага, которые вы можете предпринять, чтобы немного приблизиться к этим целям, а также сроки выполнения этих задач. Убедитесь, что эти цели реалистичны и осуществимы — вещи, которые вы сможете вычеркнуть из списка к определенной дате, — и дайте себе достаточно времени для их выполнения, принимая во внимание все, что происходит в вашей жизни.