Стальные акулы Гитлера. Чем немецкие подлодки отличались от всех прочих? | История | Общество

Сергей Осипов

Примерное время чтения: 5 минут

173118

Подводная лодка U-48. Commons.wikimedia.org

В 1935 г. в Киле была спущена на воду первая немецкая подводная лодка, построенная после Первой мировой войны. Это была маленькая и устаревшая субмарина, к тому же погибшая во втором походе. Но кошмар подводной войны 1939-1945 начался с нее.

Военно-морские преступления

Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о немецких подводниках, — это их военные преступления. Обычно им ставят в вину потопление гражданских судов и расстрел пытающихся спастись пассажиров. Нюрнбергский трибунал, пытаясь осудить главкома ВМФ Германии Карла Дёница, цитировал его приказ от сентября 1942 г. : «Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, то есть вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки, возвращать в нормальное положение перевернутые шлюпки, снабжать пострадавших провизией и водой. Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд».

Но что-то пошло не так: Дёницу дали всего 10 лет тюрьмы. Он все-таки не призывал расстреливать барахтающихся в воде людей. Но некоторые из его офицеров дошли до этого своим умом.

13 марта 1944 г. подлодка U-852 потопила у берегов Африки греческий пароход «Пелеус». Поскольку лодка выполняла в тех водах секретную миссию, ее командир Хайнц Вильгельм Экк приказал расстрелять всех спасшихся из автоматов. Стреляли подводники так себе: три грека выжили и впоследствии дали показания.

После окончания войны всех членов экипажа U-852 доставили в Германию и там судили военно-полевым судом. Командира, судового врача и старпома расстреляли. Старший механик получил пожизненный срок, штурман — 7 лет.

Другие случаи убийств на море до суда не дошли. Причина проста: к концу войны погибли 32 из 39 тысяч немецких подводников.

Немецкое качество

Долгое время было принято считать, что немецкие подлодки были на голову выше, чем русские, английские и американские. Это далеко не всегда справедливо. Сами по себе немецкие лодки, вынесшие на себе основное бремя войны на море, ничем особенным от «одноклассников» других стран не отличались. Сравним ТТХ субмарин серии VII C (такая «исполнила главную роль» в фильме Вольфганга Петерсена «Подводная лодка») с советскими и британскими.

СССР:

  • Тип: Щ
  • Водоизмещение: 706 тонн
  • Мощность двигателей: 1000 л/с
  • Торпедных аппаратов: 6
  • Скорость подводная/надводная: 11,6/14 миль в час
  • Глубина погружения: 90 метров
  • Автономность: 20 суток

Германия:

  • Тип: VII C
  • Водоизмещение: 871 тонн
  • Мощность двигателей: 750 л/с
  • Торпедных аппаратов: 5
  • Скорость подводная/надводная: 7,6/17 миль в час
  • Глубина погружения: 100 метров
  • Автономность: 35 суток

Великобритания:

  • Тип: S-class
  • Водоизмещение: 935 тонн
  • Мощность двигателей: 1300 л/с
  • Торпедных аппаратов: 7
  • Скорость подводная/надводная: 10/15 миль в час
  • Глубина погружения: 110 метров
  • Автономность: 40 суток

Как видим, никаких особенных качественных преимуществ.

Другое дело, большие немецкие океанские подлодки типа XXI, которые действительно превосходили все, что было на тот момент у союзников. Однако появились они слишком поздно. Только две лодки этого типа успели выйти на боевое патрулирование до конца войны. Никакого влияния на ход боевых действий они не оказали.

В чем же дело?

Почему же тогда немецкие подлодки наводили такой ужас на моряков союзных держав, в первую очередь английских и американских? Дьявол, как всегда, крылся в деталях.

Если в чем-то «немецкое качество» под водой себя и проявило, то в ряде важных, но вспомогательных механизмов, а также в вооружении. К первым отнесем шноркель — устройство, позволяющее дизель-электрическим подлодкам передвигаться в подводном положении на дизельной тяге. До того, как немцы применили это устройство в 1943 г., лодки в надводном положении ходили с двигателями внутреннего сгорания, а в подводном — на электромоторах, которым для работы не нужен атмосферный воздух. Шноркель — всасывающая и выхлопная труба, шедшая от дизелей и выведенная из боевой рубки подводной лодки вместе с перископами, — решал эту проблему.

Теперь на перископной глубине лодки «научились» ходить, не расходуя заряда аккумуляторных батарей.

К передовому оружию немецких субмарин в первую очередь стоит отнести электрические самонаводящиеся торпеды «Цаункёниг», появившиеся в 1943 г. Встроенные в них гидрофоны вели торпеды на шум гребных винтов. Первый неповрежденный образец «Цаункёнига» был получен советским ВМФ летом 1944 г. с потопленной в Финском заливе лодкой U-250.

— Всего в годы войны у немцев воевали 1154 подводные лодки. С 1939 по 1945 г. они потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14 528 570 т. Успехи немецких подводников по борьбе с военными кораблями союзников куда скромнее: 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца.

— Самая результативная подводная лодка, U-48, потопила 52 судна общим тоннажем 307 935 тонн. За годы войны была безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка.

подводный флотВторая мировая война

Следующий материал

Новости СМИ2

«Второй Перл-Харбор» января 1942-го: как война пришла в прибрежные воды Америки

Американский танкер SS Pennsylvania Sun, атакованный немецкой подлодкой, 15 июля 1942 года

© Naval Air Station Key West aircraft/Public Domain/Wikimedia Commons

80 лет назад, 13 января 1942 года, получила старт операция немецких подводных лодок в акватории США с кодовым наименованием «Паукеншлаг». Нацисты смогли рассмотреть в бинокль небоскребы Манхэттена — Вторая мировая война пришла в Америку. Американский историк Майкл Гэннон назвал события 1942 года в атлантических водах, омывающих побережье США, вторым Перл-Харбором. На мой взгляд, это достаточно резкая оценка, не все аргументы и обвинения Гэннона можно принять безоговорочно, но все же для такой формулировки есть веские основания.

С января по август 1942 года немецкие подводники потопили у берегов США около 600 судов — германские экипажи расценивали это как «вторые жирные времена» по аналогии с началом Второй мировой войны в Европе, когда английская противолодочная оборона была еще слаба и не сформировалась система проводки конвоев. Тогда удавалось топить большое количество торговых судов при минимальных потерях.

«Барабанная дробь» в акватории Нью-Йорка

Читайте также

Искусство разбудить спящего гиганта: главные ошибки Японии при атаке на Перл-Харбор

Операция «Паукеншлаг» (что часто переводят как «барабанная дробь») начала планироваться вскоре после объявления Адольфом Гитлером войны Соединенным Штатам 11 декабря 1941 года. Строго говоря, к тому моменту американские вооруженные силы фактически уже были вовлечены в борьбу на линиях морских коммуникаций в Атлантике. Тем не менее «Паукеншлаг» стал серьезным и опрометчивым шагом со стороны германского руководства.

В тот момент подводные лодки Германии были в той или иной форме вовлечены в обеспечение операций вермахта в Северной Африке. Идеолог «волчьих стай» Карл Дёниц, в тот момент еще вице-адмирал и командующий подводными силами Третьего рейха, считал операции в Средиземном море неэффективными и опасными. Возвращение на просторы Атлантики давало возможность вернуться к тем действиям, к которым готовились германские подводники в предвоенные годы. Поэтому с наибольшим энтузиазмом объявление войны США было воспринято немецким военно-морским командованием.

Главным препятствием для реализации амбициозных планов Дёница был недостаток боеспособных подводных лодок. На 1 января 1942 года ввиду потерь, отвлечения части сил в Арктику и на Средиземное море немцы были способны выставить в Атлантику 64 лодки: 19 — IX серии, 44 — VII серии и одну бывшую турецкую UA. При этом пятая их часть — 14 лодок — находилась на ремонте.

Несмотря на развитие техники подводного флота, огромное расстояние между базами немецкого флота в оккупированной Франции и Нью-Йорком (3 тыс. морских миль) позволяло самостоятельно действовать у берегов США только немецким лодкам IX серии, которых в боеготовом состоянии у берегов Америки в распоряжении Кригсмарине на декабрь 1941 года имелось всего шесть штук. Лодки VII серии могли уверенно действовать лишь у берегов Канады. При этом командиры-подводники возражали относительно такого использования этих субмарин, считая более целесообразным их применение против конвоев в Атлантике. Тем не менее Дёниц настоял на своем — именно его перу принадлежит подготовленный к 17 декабря 1941 года план «Паукеншлаг». Основной его идеей было нанесение максимального ущерба действиями одиночных лодок на широком фронте, без попытки сформировать «стаю» для совместных действий на одном направлении. Командирам предписывалось атаковать крупные цели, приоритет отдавался танкерам.

Читайте также

Стратегического значения: о ходе самой смелой десантной операции русского флота XX века

Первые три большие субмарины IX серии вышли на позиции в территориальных водах США 13 января 1942 года. Первой их жертвой стал панамский танкер «Норнесс», потопленный лодкой U-123 под командованием капитан-лейтенанта Рейнхарда Хардегена в ночь на 14 января. Вечером того же дня U-123 подошла к нью-йоркской гавани, на палубу позвали фотографа, но было слишком темно, и немецким пропагандистам оставалось разве что сфабриковать снимки «огней Нью-Йорка» на основе мутных кадров с подводной лодки Хардегена.

Десять лодок VII серии у Ньюфаундленда и Новой Шотландии добились первого успеха 15 января 1942 года, когда субмарина под командованием известного немецкого аса-подводника Эриха Топпа потопила английское судно «Дэйроуз». Однако уже 22 января, предположительно, из-за недостатка горючего или же израсходовав торпеды, все десять лодок VII серии взяли курс на базу. Они и так действовали на пределе своей дальности, чему не способствовали плохие погодные условия.

Итоги операции

Была ли операция германских подводников у берегов США успешной? По формальным показателям — безусловно. Пять лодок IX серии потопили 23 судна общим тоннажем 150 тыс. т. Лодки VII серии отчитались о 28 судах тоннажем около 85 тыс. т. При этом ни одна немецкая субмарина не была потеряна. Впрочем, в этой вроде бы бочке меда была и ложка дегтя: на обратном пути от канадских берегов лодка U-333 встретила и потопила судно, опознанное как британское. Вскоре выяснилось, что субмарина под командованием капитан-лейтенанта Петера-Эриха Кремера уничтожила немецкий блокадопрорыватель «Шпреевальд», который шел с Дальнего Востока с грузом резины и олова. Потеря эта была названа Морским штабом Германии «в высшей степени болезненной» ввиду напряженного положения с сырьем в рейхе. Кремера по возвращении отдали под трибунал по личному приказа Дёница, но командир U-333 сумел оправдаться.

Танкер Dixie Arrow, 26 марта 1942 год

© U.S. Navy/Public Domain/Wikimedia Commons

Высокая результативность операции «Паукеншлаг», кроме всего прочего, повлияла на планы Гитлера использовать подводные лодки для обороны Норвегии (в начале 1942 года идеей фикс фюрера была возможная высадка союзников в этой стране) — был дан указ продолжить операции в территориальных водах США, не отвлекая лодки на вспомогательные задачи.

«Паукеншлаг» показал полную неготовность Соединенных Штатов к борьбе с подводными лодками в своих территориальных водах. Не имелось ни радаров, ни глубинных бомб с нужными характеристиками. Чаще всего критики обрушиваются с обвинениями на тогдашнего командующего флотом США адмирала Эрнеста Кинга, но дело, конечно, было не в одном конкретном человеке. Имели место серьезные просчеты в строительстве вооруженных сил еще в предвоенные годы, за которые отвечала в том числе и администрация 32-го американского президента Франклина Рузвельта. Так, например, вся авиация наземного базирования подчинялась ВВС США, а флоту принадлежали только летающие лодки и палубные самолеты.

Однако в перспективе немецкие «жирные времена» не могли продолжаться долго. Американцы достаточно быстро привели в порядок свою противолодочную оборону, пользуясь как английским опытом, так и собственными разработками. Кроме того, перевозки нефти из Техаса на Атлантическое побережье уступили место перекачке черного золота по трубопроводам, перевозке по железной дороге и речным магистралям, что просто лишило подводников Дёница изрядной части существенных целей.  

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru

Неограниченная война подводных лодок | Национальный музей и мемориал Первой мировой войны

  • Военная история
  • Наука и техника

Немецкая военно-морская тактика Первой мировой войны

Британская блокада Северного моря и Ла-Манша перерезала поток военных припасов, продовольствия и топлива в Германию во время Первой мировой войны. Германия в ответ использовала свои подводные лодки для уничтожения нейтральных кораблей, которые снабжали союзников. Грозные подводные лодки (

unterseeboots ) бороздили Атлантику, вооруженные торпедами. Они были единственным преимуществом Германии, поскольку Великобритания фактически блокировала немецкие порты для поставок. Цель состояла в том, чтобы заморить Британию голодом до того, как британская блокада нанесет поражение Германии.

7 мая 1915 года немецкая подводная лодка U-20 торпедировала пассажирский лайнер компании Cunard Lusitania у берегов Ирландии. Почти 1200 мужчин, женщин и детей, в том числе 128 американцев, погибли. Союзники и американцы считали потопление актом неизбирательной войны. Немцы утверждали, что «Лузитания» перевозила военную технику и поэтому была законной целью.

Столкнувшись с возможностью того, что США могут начать войну из-за инцидента, Германия отступила и приказала своим подводным лодкам пощадить пассажирские суда. Однако приказ был временным.

 

Германия построила новые и более крупные подводные лодки, чтобы пробить бреши в британской блокаде, которая грозила вывести Германию из войны голодом. В 1914 году в Германии было всего 20 подводных лодок. К 1917 году их было 140, и подводные лодки уничтожили около 30 процентов мировых торговых судов.

На заре 1917 года высшее немецкое командование вынудило вернуться к политике неограниченной подводной войны, организовав увольнение противников политики, направленной на потопление более 600 000 тонн судов в месяц. Германия уже испытывала нехватку продовольствия и ввела непопулярную обязательную службу либо в вооруженных силах, либо в военной промышленности. Они надеялись прорвать британскую блокаду важнейших немецких портов снабжения и вывести Великобританию из войны в течение года.

Подводные лодки возобновили неограниченные атаки на все корабли в Атлантике, включая гражданские пассажирские перевозчики. Хотя немецкие военачальники были обеспокоены тем, что США могут отреагировать интервенцией, они рассчитывали, что смогут победить союзников до того, как США смогут мобилизовать и вооружить войска для высадки в Европе.

Хотя президент Вильсон официально разорвал дипломатические отношения в феврале 1917 года, когда возобновилась неограниченная подводная война, он все еще не был уверен, насколько далеко зашла общественная поддержка.

В то время он отказался просить Конгресс об объявлении войны, утверждая, что Германия до сих пор не совершила никаких «фактических открытых действий», требующих военного ответа.

 

Узнайте больше о вступлении США в Первую мировую войну

 

Первая мировая война в тылу

Кейси Маклин

май 2018 г.

Сто лет назад немецкие подводные лодки скрывались под волнами у побережья Северной Каролины, вернув Соединенным Штатам Первую мировую войну. Мало кто из американцев верил, что немецкие Unterseeboots смогут пересечь Атлантику и добраться до наших берегов — но они ошибались. К концу Первой мировой войны немецким подводным лодкам, известным как подводные лодки, удалось потопить только 10 судов у побережья Северной Каролины и 200 американских кораблей в общей сложности. Этим летом Северная Каролина будет отмечать 100-летие этих исторических нападений.

На этой иллюстрации 1916 года изображена атака немецкой подводной лодки на американское торговое судно.
Изображение: Вилли Стоуэр/Библиотека Конгресса

После Первой мировой войны морские технологии развивались быстрыми темпами, но в 1914 году подводные лодки считались достаточно передовыми. Эти суда могли достигать максимальной глубины 50 метров или 165 футов, развивать скорость 16 узлов на поверхности и восемь узлов под водой и иметь дальность хода до 25 000 миль. Они были вооружены палубными орудиями и до 16 самоходных торпед. Поскольку торпеды этого периода могли быть ненадежными, надводные атаки были довольно распространены; эта тактика также позволяла экипажам подводных лодок захватить припасы и ценности с торговых судов до того, как они затонули. Кроме того, некоторые подводные лодки были оборудованы для перевозки и установки морских мин.

Подводные боевые действия сыграли неотъемлемую роль в усилении международного давления во время Первой мировой войны. После того, как в 1914 году разразилась война, Великобритания использовала свой мощный военно-морской флот, чтобы заблокировать немецкие порты, чтобы ограничить доступ продовольствия, припасов и военных материалов к немецким военным и люди.

Великобритания объявила воды Германии зоной боевых действий и захватила грузы, направлявшиеся в центральные державы (Германию, Австро-Венгрию, Османскую империю и Болгарию). Затем Германия в ответ создала собственную блокаду вокруг Британских островов и Ла-Манша и начала использовать политику неограниченной подводной войны, уничтожив все корабли союзников и нейтральных сторон.

Этот плакат 1915 года призывает мужчин вступать в военно-морской флот после гибели корабля RMS Lusitania . Изображение предоставлено Библиотекой Конгресса.

7 мая 1915 года немецкая подводная лодка U-

20 потопила пассажирский лайнер RMS Lusitania у побережья Ирландии, в результате чего погибли 1198 пассажиров, в том числе 128 американцев. Эта трагедия усилила напряженность в отношениях между Соединенными Штатами и Германией, заставив немцев временно отказаться от использования неограниченной подводной войны. Однако в попытке быстро положить конец войне, перекрыв британские поставки, в начале 19 века возобновились агрессивные атаки подводных лодок. 17, потопив как военные, так и гражданские суда. В ответ на эту угрозу Соединенные Штаты присоединились к союзникам (Франция, Великобритания, Италия и Япония) и вступили в войну 6 апреля 1917 года.

После объявления войны Соединенные Штаты выделили персонал, припасы и военно-морские силы для помощи союзникам в Европе. Это оставило торговое и военно-морское судоходство вдоль восточного побережья открытым для немецких подводных лодок. С апреля 1917 года по ноябрь 1918 года четыре немецких подводных лодки посетили восточное побережье Соединенных Штатов и потопили 10 судов у побережья Северной Каролины и в общей сложности 200 американских судов. Одна из этих подводных лодок, U- 140 , был особенно известен тем, что потопил плавучий маяк Diamond Shoals, LV- 71 , в августе 1918 года. LV- 71 был одним из двух правительственных кораблей США, потопленных подводной лодкой во время Первой мировой войны. Этим затонувшим кораблем в настоящее время управляют Национальный морской заповедник Монитор и Береговая охрана США. Во время того же события U- 140 также потопила USS Merak . Другая подводная лодка, U- 117 , потопила британский танкер SS Mirlo в результате известной атаки у побережья Северной Каролины, но это кораблекрушение остается нераскрытым.

U- 140 была одной из четырех немецких подводных лодок, патрулировавших восточное побережье США. Фото: Командование военно-морской истории и наследия

Ущерб, нанесенный подводными лодками во время Первой мировой войны, был огромным. Их способность погружаться под воду и заставать врагов врасплох привела к огромным жертвам: Германия и Австро-Венгрия потопили почти 5000 торговых судов во время Первой мировой войны, в результате чего погибло около 15 000 моряков союзников. Версальский договор требовал, чтобы немцы сдались и разделили свой флот подводных лодок, но немецкие флотоводцы осознали ценность подводной войны и продолжали совершенствовать эту технологию в мирное время. Немецкие подводные лодки вернулись в Северную Каролину во время Второй мировой войны с удвоенной силой, оставив еще больше затонувших кораблей у побережья.

Хотя большая часть Первой мировой войны проходила в Европе, немецкие подводные лодки перенесли войну домой в Соединенные Штаты. Множество кораблекрушений жертв подводных лодок можно найти у побережья Северной Каролины в популярном судоходном районе, известном как Кладбище Атлантики.

Археологи из Национального морского заповедника Монитор и партнеры обнаружили и исследовали немецкую U- 576 в 2016 году. Фото: Джон МакКорд, Институт прибрежных исследований Университета Северной Каролины — экспедиция 9 «Битва за Атлантику»Национальный морской заповедник 0008 Monitor, впервые созданный в 1975 году, защищает и чествует затонувший военный корабль США Monitor , затонувший в 1862 году во время Гражданской войны после сражения с конфедеративным CSS Virginia . В дополнение к USS Monitor Национальный морской заповедник Monitor исследовал и задокументировал множество мест кораблекрушений и стремится почтить историю Первой мировой войны у побережья Северной Каролины.