Содержание

Опытный основной боевой танк «Объект 172-2М» (ОКР «Буйвол») » Военное обозрение


Параллельно с работами по доработке и постановке в серийное производство танка Т-72 «Урал» (объект 172М), КБ Уралвагонзавода с 1971 по 1975 год вело опытно-конструкторские работы по теме «Буйвол», направленные на дальнейшее совершенствование об.172М. Первый опытный образец машины был построен уже в 1972 году. Его получили путем коренной конверсии одного их опытных объектов 172. Всего в рамках этой работы были построены семь опытных образцов машины в трех конструктивных исполнениях, получивших шифр «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». Второй, третий и четвертый опытные образцы уже имели в своей основе конструкцию об.172М. Образец №1 успел вместе с 15-ю опытными танками об.172М принять участие масштабных испытаниях, проводившихся в летне-осенний период 1972 года под руководством генерала Ю.М.Потапова. Следующие три экземпляра прошли обкатку в период 1973-74 гг. в разных регионах страны. Все изготовленные к тому времени образцы в период с июня 1972 по июнь 1974 года выполнили испытания при различных климатических и дорожных условиях и прошли не менее 15000 км каждый, при этом двигатели отработали от 538 до 664 часов каждый и оставались в исправном состоянии.


Основной задачей при проведении работ было резкое повышение уровня ТТХ машины. Реализация идей привела к увеличению веса до 42 тонн по сравнению с 41 т объекта 172М. Однако увеличение массы машины не повлекло за собой ухудшение динамических характеристик. Установка форсированного до 840 л.с. двигателя В-46Ф (он же позднее В-67) производства ЧТЗ позволило не только компенсировать рост массы, но и поднять удельную мощность до 20 л.с. на тонну веса. Форсирование двигателя было осуществлено минимальными средствами – переработкой конструкции нагнетателя. При этом расход топлива практически не изменился. Так на режиме максимальной мощности В-67 потреблял 175 г на 1 л.с./ч против 172 г на том же режиме у В-46, установленном на об.172М. Вкупе с существенно увеличенным объемом топливных баков (дополнительные наружные на левой надгусеничной полке), это позволило не только сохранить, но и увеличить запас хода. В результате он достиг рекордной величины – 750 км по шоссе. Увеличение удельной мощности также положительно сказалось на повышении средней скорости движения, особенно по пересеченной местности. Этому же способствовало введение подвески с увеличенным динамическим ходом катков, гидроамортизаторов повышенной энергоемкости, проводились эксперименты по изменению схемы установки торсионных валов и балансиров с целью более рационального перераспределения нагрузки. Были усилены БКП, повышено давление рабочей жидкости в системе гидроуправления.

Смещение моторной перегородки в сторону кормы, что было достигнуто благодаря некоторому уплотнению компоновки МТО, позволило изменить расположение укладок БК в БО, увеличить боекомплект с 39 выстрелов до 45, сделать укладку более удобной. Более удобная укладка позволила производить при ручном заряжании прицельную стрельбу со скоростью до 2 выстрелов в минуту против 1 м. 44 сек. на объекте 172М (по данным испытаний 15 танков об.172М в 1972 г.).

Серьезные мероприятия было проведены в плане улучшения броневой и конструктивной защиты.
По корпусу: была улучшена стойкость ВЛД путем изменения пропорций составляющих комбинированной защиты (увеличена толщина тыльного стального листа). Установка сверху дополнительного стального листа увеличенной твердости клиновидного сечения, позволила увеличить физический габарит защиты в лобовой проекции и увеличить угол наклона ВЛД с 68 до 70 градусов, что в свою очередь создало больше предпосылок для рикошета современных БПС. В итоге схема пакета ВЛД выглядела следующим образом: 70-мм сталь + 105-мм СТБ + 40-мм сталь под углом 70° . Вдоль бортов корпуса устанавливались стальные взводные экраны (кормовые секции экранов выполнены резинометаллическими), прикрывающие борт почти на всем протяжении до уровня опорных катков вниз и внешние топливные баки на всю их высоту вверх. Разнесенная схема защиты борта выглядела так: 70-мм борт +16-мм стальной экран (район БО) и 70-мм борт + 5-мм стальной экран (район МТО). Кроме того, оставлена возможность установки стандартных откидных экранов – «лопухов», перекрывающих бортовую проекцию с носовых курсовых углов.

По башне: совершенствование защиты проводилось в два этапа. На первом этапе монолитная цельнолитая башня имела стальные взводные экраны в ракурсе +/- 30 град. Бортовая проекция башни имела внешнюю конструктивную защиту в виде объемного ящика ЗиП и установленного перед ним стального взводного экрана. Кормовые проекции башни экранировались также ящиками ЗиПа и внешней обвеской (труба ОПВТ, скатка брезентового чехла, ветровой щиток, пенал под банник пушки). На втором этапе предусматривалось устанавливать литую башню с комбинированным наполнителем. В целом, лобовая проекция объекта 172-2М обеспечивала защиту от 125-мм подкалиберного снаряда с карбид-вольфрамовым наконечником, имеющего скорость в момент встречи с целью 1600 м/сек. Броня обычного Т-72 спасала только от 115-мм снаряда со скоростью 1400 м/сек. Защита от кумулятивных средств поражения по лобовой части корпуса и башни выросла примерно на 10-15% и была эквивалентна 500…520 мм броневой стали средней твердости. У стандартного Т-72 (башня с «корундовыми шарами» - 1975г.) этот показатель составлял только 450 мм.

Все машины оснащались зенитной пулеметной установкой. Первый образец имел пулеметную установку закрытого типа от танка Т-64А, остальные оснащались стандартной для Т-72 открытой зенитной установкой ЗУ-72.


В середине 1974 года начались испытания еще более могущественного варианта танка «Объект 172М-2М», с усовершенствованными приборами наблюдения за полем боя и новым прицельным комплексом. На 6-м и 7-м экземплярах машины были установлены лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел «Буран-ПА», новые приборы наблюдения командира и наводчика, стабилизатор пушки «Жасмин-2» с электроприводом в горизонтальной плоскости (обычный стабилизатор 2Э28М имел только гидропривод). По мере готовности, на машину должен был устанавливаться командирский наблюдательный прибор «Агат-Т». Кроме того, усовершенствованная 125-мм пушка 2А46М (Д-81ТМ) отличалась более высокой точностью за счет уменьшенной разностенности ствола и установки термозащитного кожуха на нем. Проведенные мероприятия позволили увеличить количество попаданий при стрельбе с ходу на дальностях 1600…1800 м по целям типа «танк» до 80-100% (по результатам на испытаний 15 танков об.172М в 1972 году количество попаданий при стрельбе с ходу составляло 50,4%). Отклонение средней точки попадания по высоте на дальности в 1 км в условиях дождя термозащитный кожух уменьшил до 15 см – против 3,6 м без него. Дополнительные приборы увеличили статический угол обзорности командира со 144 до 288 градусов, наводчика – соответственно с 60 до 150 градусов. В целях тактической маскировки в дополнение к ТДА на машине была установлена система постановки дымовых завес 902А «Туча».
Параллельно, в 1973-75 годах в тагильском КБ прорабатывался вариант танка с нарезной 130-мм пушкой 2А50 (ЛП-36) разработки КБ Мотовилихинских заводов (г.Пермь, гл.конструктор Калачников Ю.Н.) и ее гладкоствольным вариантом ЛП-36В под 130-мм управляемую ракету (совместное предложение НИИ-6 (в посл.НИМИ) и КБ Нудельмана).

Однако двигатели на танках №5-7 работали не слишком надежно. В отличие от первых четырех они отработали в среднем всего по 200 с небольшим часов. Основные неполадки были связаны с выбросом масла из маслоотделителя и потерей охлаждающей жидкости. В 1975 году конструкторами ЧТЗ дизель В-67 (ранее называвшийся В-46Ф) был срочно доработан, выявленные дефекты устранены. В 1976 году предполагалось провести войсковые испытания уже десяти танков «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». В процессе четырехгодичной интенсивной эксплуатации об.172-2М и об. 172М-2М в различных дорожно-климатических условиях узлы, механизмы и системы танков показали высокую надежность и долговечность, обеспечив проведение испытаний и движение танка без ограничения скорости при имевших место, в процессе испытаний, температуре окружающей среды от -38°С до +40°С.
Испытания показали, что ресурс дизеля В-46Ф/В-67 составляет более 500 моточасов; усиленных коробок передач, гитары, приводов к вентилятору, стартер-генератору и компрессору, вентилятора системы охлаждения, поддерживающих катков, направляющих и ведущих колес, торсионных валов, гидроамортизаторов – 15 тыс.км; гусеничных лент – 6,5 тыс.км летом и 10 тыс.км на мерзлом грунте. Коэффициент унификации по отношению к «Объекту 172М» составлял около 88%, так что переход к производству более мощной модели не требовал переоснащения производственных цехов. В ближайшие два-три года можно было ожидать принятия на вооружение танка «Объект 172М-2М» – усовершенствованного варианта Т-72.

Однако этого не произошло по целому ряду причин носящих скорее административный и политический характер. Тем не менее, кое-что с «Объекта 172М-2М» уже в 1975 году было перенесено на серийные машины: например, усиленные коробки передач, дополнительные смотровые приборы. Все остальное не было востребовано, и вместо начала производства «Объекта 172М-2М» Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1043-361 от 16 декабря 1976 года предписывалось провести работы по созданию «танка Т-72 с повышенными характеристиками». Последние либо повторяли уже существующие ТТХ «Объекта 172М-2М» (двигатель мощностью 840 л.с., лазерный прицел-дальномер, боекомплект 44 выстрелов), либо даже уступали ему. В частности, предлагалось оставить стабилизатор пушки 2Э28М, ночной прицел ТПН-3-49.


Как курьез следует упомянуть две расхожие легенды, связанные с работами по объекту 172-2М. Первая легенда гласит, что «Буйвол» (так по шифру ОКР неофициально называли опытные машины) был прототипом Т-72 «Урал», что в корне неверно хотя бы из-за того, что об.172-2М создавался именно уже как модернизация объекта 172М, т.е. Т-72 «Урал». По второй легенде именем «Буйвол» предлагалось назвать в серии танк Т-72 (об.172М). Предложение якобы поступило от главного конструктора Венедиктова В.Н. к руководству страны, но было отвергнуто по причине своего «звериного» происхождения, что вызывало морально неприятные ассоциации с названиями зарубежных танков (подразумевались, видимо немецкие машины), и было заменено нейтральным и патриотичным – «Урал». Однако и это не соответствует действительности, так как опять подразумевается, что «Буйвол» был прототипом «Урала». Вероятной причиной возникновения обеих легенд является то, что хронологически работы над объектом 172-2М проводились одновременно с работами по об.172М и соответствующим образом наложились друг на друга в памяти ветеранов. Следует также добавить, что в разговорах, воспоминаниях, а иногда и в литературе, исключительно ассоциативно, бывает «Буйвола» ошибочно именуют «Бизоном» – путают зверушек.

В настоящее время первый опытный образец «Объект 172-2М» находится в запасниках музея бронетанковой техники в Кубинке, фактически гниет на свалке. На настойчивые просьбы передать его в музей Уралвагонзавода, ГАБТУ отвечает категорическими отказами.

МОДИФИКАЦИИ
• Объект 172-2М первый опытный образец – выполнен путем конверсии опытного образца об.172, в свою очередь полученного путем переделки танка Т-64А
• Объект 172-2М второй, третий и четвертый опытные образцы – выполнены на основе конструкции об.172М
• Объект 172-2М пятый опытный образец – выполнены на основе конструкции об.172М с установкой двигателя В-67
• Объект 172М-2М шестой и седьмой опытные образцы – выполнены на основе конструкции об.172-2М. Существенно улучшены СУО, вооружение, установлена система 902А, двигатель В-67

• Объект 172-3М - проект на основе конструкции об.172-2М с установкой нарезной 130-мм пушки 2А50 (ЛП-36).

topwar.ru

Опытный основной боевой танк «Объект 172» (с фотодетализацией)

 

Опытный средний танк «объект 172» разработан танковым КБ Уралвагонзавода (отдел 520) под руководством главного конструктора Карцева Леонида Николаевича. В целом по машине руководство работами вел заместитель гл. конструктора Венедиктов Валерий Николаевич. Работа задана совместным Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64А и развитии мощностей для их производства» №802-266 от 15 августа 1967 года и приказом министра оборонной промышленности от 5 января 1968 года. Создавался как мобилизационный вариант танка Т-64А («объект 434») для производства на УВЗ в «особый» период. В ходе работ исходная конструкция Т-64А была кардинально переделана. Особенностью машины была установка четырехтактного дизельного двигателя В-45К производства ЧТЗ, вентиляторная система охлаждения и автомат заряжания т.н. «бескабинного» типа. По первоначальным планам на танк «объект 172» предполагалось установить ходовую часть по типу ходовой части танка объект 167 и гидромеханическую трансмиссию (ГМТ). Таким образом, «объект 172» должен был воплотить в себя наработки и опробованные решения, воплощенные в танках «объект 434», «объект 167М», «объект 167» и «объект 166Ж». Однако планы изменения ходовой части Т-64А и внедрения ГМТ не нашли поддержку в МОП. Первые машины создавались путем переделки серийных танков Т-64А. Первые два опытных образца были изготовлены в 1968 году. В июле-декабре 1968 г. они прошли цикл испытаний на танкодроме завода и в Туркестанском военном округе. Эти и последующие испытания выявили ряд конструктивных и технологических недостатков, причем самыми критичными были дефекты ходовой части. Работа по устранению дефектов в последующем переросла в создание новой машины – «объект 172М». Всего за период 1968-70 гг. Уралвагонзаводом было изготовлено 17 танков «объект 172».

 

 

МОДИФИКАЦИИ

• Объект 172М - дальнейшее развитие об.172

• Объект 173 - опытный танк имеющий бОльшую степень унификации с исходной конструкцией об.434, нежели об.172 (оставлено БО об.434).

 

 

ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ

(по материалам отчета по теме 70055. в/ч 68054, 1970 г.)

 

•-Установка в объекте 172 двигателя В-45К и автомата заряжания обеспечила по сравнению с объектом 434:

- улучшение боевой работы экипажа;

- уменьшение времени на техническое обслуживание и подготовку танка к преодолению водных преград;

- возможность работы двигателя на различных сортах топлива.

Остальные основные параметры ТТХ остались практически одинаковыми, за исключением боевого веса и запаса хода.

•-Надежность объекта 172 в пределах гарантийного срока (3000 км пробега) пока является недостаточной по следующим причинам:

- в представленных на полигонные испытания объектах 172 были внедрены не все разработанные конструктивные мероприятия по двигателю В-45К, системе питания двигателя воздухом, соединениям системы охлаждения двигателя и системе энергоснабжения танка, что вызвало отказы и неисправности, аналогичные тем, которые были выявлены при полигонных испытаниях в 1969 г.;

- ряд узлов и агрегатов, заимствованных из объекта 434 (стабилизатор, прицел-дальномер, гидроподъемный механизм пушки, элементы ходовой части), как и в объекте 434, работали ненадежно и, тем самым, резко снизили общую надежность танка.

•-Боевой вес танков объект 172 (танк №4 – 38650 кг; танк №5 – 38890 кг; танк №6 -38900 кг) превышает боевой вес танка объект 434 (равный по ТТТ 37,0т -1,5%) на 2,9 – 3,6% (максимальная разница 1350 кг – прим. А.Х.).

•-Разгон объекта 172 протекает более интенсивно, чем разгон объекта 434 (при работе на дизельном топливе).

•-Прицельная скорострельность из танков объект 172 и объект 434 получена практически одинаковая. Время на расстрел всего боекомплекта на объекте 172 составляет 23 минуты, на объекте 434 – 27 минут.

•-Автомат заряжания на объекте 172 имеет ряд существенных преимуществ перед механизмом заряжания объекта 434. Конструкция автомата заряжания обеспечивает переход членов экипажа из отделения управления в боевое и обратно без подготовительных работ, заряжание пушки в ручную из всех и немеханизрованных укладок как на месте, так и в движении танка, а также пополнение конвейера АЗ выстрелами без разворота башни на корму и без помощи механика-водителя.

•-Угол заряжания пушки в танке объект 172 на 2° больше, чем в танке объект 434, что уменьшает вероятность утыкания ствола во время заряжания при движении танка по пересеченной местности.

•-Наибольшее количество отказов и неисправностей приходится на ходовую часть: 29,9% отказов и 53% неисправностей.

•-Полученные в результате испытаний время простоя танка на обслуживании и трудоемкость технического обслуживания при выполнении работ штатным составом экипажа приведены в таблице и сравниваются с простоем танка объект 434 по данным отчёта в/ч 68054 инв.3793 за 1969 г.:

Виды обслуживания Продолжительность простоя на обслуживании, час
Объект 434 (1969 г.) Объект 172
КО перед выходом 0,5-0,6 0,5-0,6
КО на малых привалах 0,17 0,17
ЕТО 5,0-6,0 2,2-2,8 (3,5-4,0)
ТО№1 11,5-12,0 5,8-7,6 (7,0-8,8)
ТО№2 16,0-16,5 (21,0-22,0) 14,8-16,7 (16,0-18,0)

В скобках указано время и трудоемкость ТО с промывкой воздухоочистителя

 

Приведенные данные таблицы показывают, что простой танков объект 172, представленных на испытания, на всех видах обслуживания меньше простоя танка объект 434, что объясняется более простой и удобной конструкцией механизма заряжания, на обслуживание которого затрачивается 40-45 мин, а на объекте 434 — 5-7 часов, и также некоторым улучшением доступа к обслуживаемым агрегатам и узлам.

•-В/часть 68054 считает целесообразным форсировать доработку силовой установки, стабилизатора вооружения, системы энергоснабжения, а также проведение коренной переработки ходовой части, гидроподъемного механизма пушки, системы коллективной защиты, с одновременным продолжением испытаний трех опытных образцов объекта 172 в в/ч 68054 по исследованию отдельных агрегатов и систем, и проведение контрольных полигонных испытаний после внедрения всех конструктивных мероприятий по предложениям в/ч 68054.

 


Чертеж танка «Объект 172» (архив УКБТМ)

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «Объекта 172»

Статус: опытный
Год изготовления первого образца: 1968
Год принятия на вооружение: не принимался
Боевая масса, т: 39
Экипаж, чел: 3

Размеры, мм:

- длина с пушкой вперед: 9530

- длина корпуса: 6189

- ширина общая: 3415

- ширина по гусеницам: 3270

- высота по крыше башни: 2170

Объем отделения управления, м.куб.: 2,0
Объем боевого отделения, м.куб.: 5,9
Объем МТО, м.куб. (с топливом/без топлива): 3,1/3,1
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т): 18,7 (13,8)
Вооружение:

125-мм гладкоствольная пушка 2А46 (Д-81Т) без термозащитного кожуха, заряжание пушки автоматическое (ручное — предусмотрено), продувка ствола эжекционная

- Боекомплект, выстр. (в т.ч. в АЗ): 39 (22)

- Тип боеприпасов: БПС, КС, ОФС

- Тип выстрела: раздельно — гильзовый

- Стабилизатор основного вооружения, тип: ЭГ по ВН и ГН

Спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ

- Боекомплект, шт: 2000

Зенитное вооружение: отсутствует
Основной прицел наводчика: монокулярный, стереоскопический
Ночной прицел наводчика: электронно-оптический, монокулярный перископический
Прицельный комплекс командира: комбинированный, электронно-оптический, бинокулярный перископический

Дальномер: монокулярный, стереоскопический

- Диапазон измерения дальности, м: 1000 — 4000

Защита:

- Башня с комбинированной броней

- Эквивалент по стойкости в секторе +/-30 град, мм от:

- БПС: 400

- КС: 450

- Корпус — комбинированная

- горизонтальная толщина лобовой брони, мм: 550

- эквивалент по стойкости, мм от:

- БПС: 305

- КС: 450

- угол наклона ВЛД, град.: 68

- противокумулятивные бортовые экраны, система ТДА
Подвижность:

- Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 60

- Среднее удельное давление на грунт, кгс/см.кв: 0,86

- Клиренс, мм: 500

МТУ:

Двигатель, марка: В-45К

- Тип: многотопливный 4-тактный дизель жидкостного охлаждения

- Число цилиндров: 12

- Расположение цилиндров: V-обр. 60 град.

- Мощность максимальная в стендовых условиях, кВт (л.с.): 537 (730)

- Обороты при макс мощности, об/мин: 2000

Трансмиссия, тип: механическая планетарная

- КП, тип: две бортовые, планетарные

- Число передач, вперед/назад: 7/1

Система охлаждения: жидкостная с принудительной циркуляцией и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором

Воздухоочистка:

На первых образцах об.172 устанавливался 1-ступенчатый воздухоочиститель, который в последствии был заменен на более эффективный 2-ступенчатый

Система пуска:

воздушная — основная, электрическая — дополнительная

Ходовая часть:

Подвеска, тип: индивидуальная торсионная

- Число опорных катков на борт, шт.: 6

- Число поддерживающих катков на борт, шт.: 4

- Амортизаторы, тип (количество): гидравлические, телескопические (6)

- Гусеница: с параллельным РМШ

- Ширина колеи, мм: 2730

- Длина опорной поверхности гусеницы, мм: 4242

- Ширина гусеницы, мм: 540

- Число траков, шт.: 78-79

- Диаметр опорного катка, мм: 550

- Тип амортизации опорных катков: внутренняя

 

  

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

 

• «Отчет за первый этап полигонных испытаний трех объектов 172 (в объеме 3000 км пробега) « тема 70055. В/ч 68054, 1970 г.

• «Обобщенный отчет по испытаниям объектов 172 и 172М и подготовке производства». 1971 г.

• «Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72» С.Устьянцев, Д.Колмаков. Нижний Тагил, ИД «Медиа-Принт», 2004 г. ISBN 5-98485-003-6

• «Легендарная тридцатьчетверка» Д.Г.Колмаков. Нижний Тагил, 2006 г. ISBN 5-98728-009-5

• «Замечательные люди Вагонки» под ред. Пислегиной А.В. Нижний Тагил, 2001 г.

• «Время. Люди. Танки» Д.Г.Колмаков. Нижний Тагил, 2001 г.

• «Главный конструктор В.Н.Венедиктов. Жизнь, отданная танкам». Сост.Э.Б.Вавилонский, Нижний Тагил, ООО Рекламно-издательская группа «ДиАл», 2010 г. ISBN978-5-903156-14-6

• «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.» Карпенко А.В. СПб., 1996 г (ВНИМАНИЕ! Данное издание содержит ошибочную информацию по данной машине.)

 


ФОТОРЕПОРТАЖ

Танк «Объект 172» в Музее в Кубинке



Изготовление опытных танков «объект 172» производилось путем конверсии серийных танков Т-64А , их составных частей, агрегатов и узлов. Так, башня опытных танков «объект 172», «объект 172М» и даже танков Т-72 войсковой серии была выполнена путем конверсии оригинальной башни танка Т-64А чертеж 434.10.001СБ, путем наварки характерной детали – т.н. «грыжи» - деталь В172.10.031.

На представленных ниже снимках – башня танка Т-72 войсковой серии, изготовленная в ноябре 1973 года из башни танка Т-64А выпуска августа 1973 г. Экстерьер данной башни неоднократно менялся в ходе ремонтов. В таком виде башня была установлена на корпусе танка Т-72 выпуска март 1975 г. Этот танк находился в качестве учебного пособия в Челябинском танковом институте. После закрытия ЧТИ установлен в Парке Победы г.Челябинска.


 

См. продолжение фоторепортажа >>> 


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

Объект 172 - Howling Pixel

Объект 172 — советский опытный основной боевой танк. Создан в конструкторском бюро Уралвагонзавода. Серийно не производился.

Объект 172

«Объект 172» в Бронетанковом музее г. Кубинка
Классификация Основной боевой танк
Боевая масса, т 39
Экипаж, чел. 3
Разработчик Завод №183
Производитель
Годы разработки с 1967 по 1970
Годы производства с 1968 по 1970
Количество выпущенных, шт. 17
Длина корпуса, мм 6189
Длина с пушкой вперёд, мм 9530
Ширина, мм 3145
Высота, мм 2170
База, мм 4242
Колея, мм 2730
Клиренс, мм 500
Тип брони противоснарядная, комбинированная
Лоб корпуса, мм/град. эквивалент 305..450
Лоб корпуса (верх), мм/град. 205/68°
Лоб башни, мм/град. эквивалент 400..450
Калибр и марка пушки 125-мм 2А46
Тип пушки гладкоствольная пушка
Боекомплект пушки 39
Прицелы ТПД-2-49, ТПН-1
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя
Мощность двигателя, л. с. 730
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 650
Удельная мощность, л. с./т 18,7
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,86
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемый брод, м 1,2 (5 с ОПВТ)

История создания

Разработка основного танка «Объект 172» была начата 15 августа 1967 года по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Конструирование велось под руководством Карцева Л.Н. и его заместителя Венедиктова В.Н. Целью работ было создание мобилизационного[уточнить] варианта основного танка Т-64А. Первоначально машина создавалась на базе Т-64А, однако по мере разработки первоначальная конструкция танка была значительно изменена. По плану конструкторского бюро предполагалось внести изменения в ходовую часть танка с использованием решений, применённых на опытных машинах «Объект 167» и других опытных танках, однако данное решение было отвергнуто Министерством оборонной промышленности. Первые опытные образцы были изготовлены в 1968 году. Машины были получены путём переделки основного танка Т-64А. Испытания машин показали крайнюю ненадёжность используемой ходовой части, поэтому работы по «Объекту 172» были свёрнуты и начато создание более совершенной конструкции, целью которой было устранение дефектов базового варианта. Работы получили обозначение «Объект 172М»[1].

Описание конструкции

Конструкция машины представляла собой модификацию основного танка Т-64А. Основные изменения коснулись силовой установки, а также автомата заряжания[1].

Броневой корпус и башня

Корпус изготавливался из сварных броневых деталей. Верхний лобовой лист состоял из комбинированной брони, которая по своим характеристикам обеспечивала защиту эквивалентную 305 мм гомогенной брони от БПС и эквивалентную 450 мм гомогенной брони от КС[1]. По сравнению с Т-64А, на башне была наварена «Грыжа». В башне также применялось комбинированное бронирование. В целом башня обеспечивала защиту эквивалентную гомогенной броне толщиной 400 мм от БПС и 450 мм — от КС в переднем секторе ±30°[1][2].

Вооружение

Основным вооружением танка являлась 125-мм гладкоствольная танковая пушка 2А46. Возимый боекомплект составлял 39 выстрелов. По сравнению с Т-64А в «Объекте 172» использовался автомат заряжания новой конструкции, позволявший перемещение членов экипажа по танку без предварительной подготовки. Кроме того, пополнение боезапаса в автомате заряжания без необходимости разворота башни и помощи механика-водителя. Угол заряжания пушки также был изменён на 2° по сравнению с Т-64А, что обеспечивало меньшую вероятность утыкания ствола при перезарядке[1].

Дополнительно в «Объект 172» устанавливался спаренный с основным орудием 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом 2000 патронов[1].

Двигатель и трансмиссия

На «Объект 172» устанавливался новый дизельный двигатель В-45К, разработанный на Челябинском тракторном заводе. Двигатель развивал максимальную мощность в 730 л.с. при 2000 об./мин. Применение нового двигателя заметно сказалось на улучшении общей надёжности ходовой части и существенном снижении времени простоя при проведении технического обслуживания[1].

Для переключения передач использовались две бортовые планетарные механические коробки передач, имевшие 7 передних и одну заднюю передачи[1].

Ходовая часть

Ходовая часть машины состояла из 6 опорных и 4 поддерживающих катков с каждого борта. Диаметр опорного катка составлял 550 мм. При этом применялась индивидуальная торсионная подвеска. Гусеничный движитель состоял из двух гусеничных лент шириной 540 мм. Каждая лента состояла из 78..79 траков[1].

Модификации

Оценка машины

В ходе оценки полученных результатов испытаний было выяснено, что, по сравнению с Т-64А, «Объект 172» имел улучшения в боевой работе экипажа в целом, уменьшенные простои при техническом обслуживании, а также возможность работы на различных видах топлива. Однако, надёжность системы в гарантийный период была ниже требуемой, основные дефекты и неполадки приходились на ходовую часть машины[1].

Сохранившиеся экземпляры

Литература

  • Карпенко А. В. Средние и основные танки // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 348. — 480 с. — 10 000 экз.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Опытный средний танк «Объект 172» (недоступная ссылка). Дата обращения 18 февраля 2012. Архивировано 24 мая 2012 года.
  2. А.В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995), стр. 348

Ссылки

Буйвол (танк)

Объект 172-2М «Буйвол» — советский опытный основной боевой танк. Создан в конструкторском бюро Уралвагонзавода. Серийно не производился.

В-45

Двигатель В-45 — 12ЧН15/18 (четырехтактный, V-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с наддувом). Тип смесеобразования: непосредственный впрыск. Многотопливный дизель с приводным центробежным нагнетателем, спроектированного на базе двигателя В-36. Предназначен для установки в средний танк «Объект 436» (модификация танка Т-64), разработанный танковым КБ завода им. Малышева и предприятием п/я А-3501 (КБ омского завода «Трансмаш»). Разработка двигателя определена постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №645-205 от 15.08.1966 г. и №802-266сс от 15.08.1967 г. и приказами МОП СССР №594с от 12.09.1967 г. и №623сс от 23.09.1967 г.

В 1967 году В-45 прошел заводские 500-часовые и межведомственные стендовые испытания на разных видах топлива. Танки «Объект 436» с новым ДВС в 1967 году прошли ходовые испытания с пробегом 5000 км и наработкой двигателя 300 часов.

МОДИФИКАЦИИ:

• В-45 (мощность 710 л.с.) для танка «Объект 436»

• В-45К (мощность 730 л.с.) для танка «Объект 172»[1]

Объект 117

«Объект 117» — самоходная прожекторная установка, проект бронированной машины на гусеничном ходу, предназначенной для освещения поля боя в ночных условиях.

Объект 167

Объект 167 — советский опытный средний танк. Серийно не производился.

Список обозначений советской и российской бронетехники на стадии проектирования

На стадии проектирования образцы бронетехники, как правило, носили обозначение «Объект» с соответствующим числовым индексом. В случае успешного прохождения испытаний и приёма образца на вооружение они получали войсковое обозначение. Естественно, многие модели так и остались на уровне опытных образцов или даже только в чертежах.

Список советской бронетехники, не производившейся серийно

Ниже представлен список единиц советской бронетехники не изготавливавшейся серийно.

Т-72

Т-72 «Урал» — советский средний и основной танк.

Самый массовый танк второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины — В. Н. Венедиктов. «Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в государства Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M-84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии, которые их экспортировали.

В-45К
Производитель ЧТЗ
Марка В-45К
Тип дизельный
Максимальная мощность 537 кВт (730 л. с.), при 2000  об/мин
Конфигурация V12
Цилиндров 12
Охлаждение жидкостное
Тактность (число тактов) 4
Рекомендованное топливо многотопливный

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Объект 172 - это... Что такое Объект 172?

«Объект 172» в Бронетанковом музее г. Кубинка
Объект 172
Классификация Основной боевой танк
Боевая масса, т 39
Экипаж, чел. 3
История
Разработчик Завод №183
Производитель
Годы разработки с 1967 по 1970
Годы производства с 1968 по 1970
Количество выпущенных, шт. 17
Размеры
Длина корпуса, мм 6189
Длина с пушкой вперёд, мм 9530
Ширина корпуса, мм 3145
Высота, мм 2170
База, мм 4242
Колея, мм 2730
Клиренс, мм 500
Бронирование
Тип брони противоснарядная, комбинированная
Лоб корпуса, мм/град. эквивалент 305..450
Лоб корпуса (верх), мм/град. 205/68°
Лоб башни, мм/град. эквивалент 400..450
Вооружение
Калибр и марка пушки 125-мм 2А46
Тип пушки гладкоствольная пушка
Боекомплект пушки 39
Прицелы ТПД-2-49, ТПН-1
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя
В-45К
Производитель: ЧТЗ
Марка: В-45К
Тип: дизельный
Максимальная мощность: 537 кВт (730 л.с.), при 2000 об/мин
Конфигурация: V12
Цилиндров: 12
Охлаждение: жидкостное
Тактность (число тактов): 4
Рекомендованное топливо: многотопливный
Мощность двигателя, л. с. 730
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 650
Удельная мощность, л. с./т 18,7
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,86
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемый брод, м 1,2 (5 с ОПВТ)

Объект 172 — советский опытный основной боевой танк. Создан в конструкторском бюро Уралвагонзавода. Серийно не производился.

История создания

Разработка основного танка «Объект 172» была начата 15 августа 1967 года по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Конструирование велось под руководством Карцева Л.Н. и его заместителя Венедиктова В.Н. Целью работ было создание мобилизационного варианта основного танка Т-64А. Первоначально машина создавалась на базе Т-64А, однако по мере разработки первоначальная конструкция танка была значительно изменена. По плану конструкторского бюро предполагалось внести изменения в ходовую часть танка с использованием решений, применённых на опытных машинах «Объект 167» и других опытных танках, однако данное решение было отвергнуто Министерством оборонной промышленности. Первые опытные образцы были изготовлены в 1968 году. Машины были получены путём переделки основного танка Т-64А. Испытания машин показали крайнюю ненадёжность используемой ходовой части, поэтому работы по «Объекту 172» были свёрнуты и начато создание более совершенной конструкции, целью которой было устранение дефектов базового варианта. Работы получили обозначение «Объект 172М»[1].

Описание конструкции

Конструкция машины представляла собой модификацию основного танка Т-64А. Основные изменения коснулись силовой установки, а также автомата заряжания[1].

Броневой корпус и башня

Корпус изготавливался из сварных броневых деталей. Верхний лобовой лист состоял из комбинированной брони, которая по своим характеристикам обеспечивала защиту эквивалентную 305 мм гомогенной брони от БПС и эквивалентную 450 мм гомогенной брони от КС[1]. По сравнению с Т-64А, на башне была наварена «Грыжа». В башне также применялось комбинированное бронирование. В целом башня обеспечивала защиту эквивалентную гомогенной броне толщиной 400 мм от БПС и 450 мм — от КС в переднем секторе ±30°[2][1].

Вооружение

Основным вооружением танка являлась 125-мм гладкоствольная танковая пушка 2А46. Возимый боекомплект составлял 39 выстрелов. По сравнению с Т-64А в «Объекте 172» использовался автомат заряжания новой конструкции, позволявший перемещение членов экипажа по танку без предварительной подготовки. Кроме того, пополнение боезапаса в автомате заряжания без необходимости разворота башни и помощи механика-водителя. Угол заряжания пушки также был изменён на 2° по сравнению с Т-64А, что обеспечивало меньшую вероятность утыкания ствола при перезарядке[1].

Дополнительно в «Объект 172» устанавливался спаренный с основным орудием 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом 2000 патронов[1].

Двигатель и трансмиссия

На «Объект 172» устанавливался новый дизельный двигатель В-45К, разработанный на Челябинском тракторном заводе. Двигатель развивал максимальную мощность в 730 л.с. при 2000 об./мин. Применение нового двигателя заметно сказалось на улучшении общей надёжности ходовой части и существенном снижении времени простоя при проведении технического обслуживания[1].

Для переключения передач использовались две бортовые планетарные механические коробки передач, имевшие 7 передних и одну заднюю передачи[1].

Ходовая часть

Ходовая часть машины состояла из 6 опорных и 4 поддерживающих катков с каждого борта. Диаметр опорного катка составлял 550 мм. При этом применялась индивидуальная торсионная подвеска. Гусеничный движитель состоял из двух гусеничных лент шириной 540 мм. Каждая лента состояла из 78..79 траков[1].

Модификации

Оценка машины

В ходе оценки полученных результатов испытаний было выяснено, что, по сравнению с Т-64А, «Объект 172» имел улучшения в боевой работе экипажа в целом, уменьшенные простои при техническом обслуживании, а также возможность работы на различных видах топлива. Однако, надёжность системы в гарантийный период была ниже требуемой, основные дефекты и неполадки приходились на ходовую часть машины[1].

Сохранившиеся экземпляры

Литература

  • Карпенко А. В. Средние и основные танки // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 348. — 480 с. — 10 000 экз.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Опытный средний танк «Объект 172» » Военное обозрение

У каждого танка, как в прочем у любого культового объекта техники или фильма, музыки, личности - не важно, есть свои поклонники и противники. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии. Но вот танку Т-64, по иронии судьбы и так самому неудачному танку Советского Союза, не повезло.

В силу своего географического происхождения, эта машина была выбрана в качестве объекта поклонения кучкой воинствующих интернет-фанатов, явного национализм-шовинистического толка. Им хоть в задницу кол вбей, но все равно ничего не докажешь, ибо эти люди хотят слышать только себя, либо только дифирамбы в адрес объекта своего поклонения. С завидной регулярностью на интернет-форумах проходят своеобразные "камлания" при которых культ Т-64 и его "всемудрейших создателей" возносится до небес, а все остальное и всех остальных просто "мочат" и "забрасывают какашками".


Как и подобает настоящим шаманам, они тщательно скрывают свои личины под масками - никнеймами. Настоящих имен, биографий, прочих следов их земной жизни вы, да же если сильно захотите нигде не сыщите. В прочем, как бы известно имя их верховного жреца, но еще далеко не факт что и оно настоящее - ни в живую, ни на фотографии его еще никто не видел. Очередной раз эта не то камарилья, не то серпентарий, возбудился после публикации в моем блоге сообщения "Танк Т-64 отправят на переплавку до конца 2011 года".

Казалось бы банальный перепост РИА НОВОСТИ и Известий, с моим весьма кратким комментарием, а страсти по нему не утихают вот уже неделю. Я прекрасно понимаю, что никакие доводы и объяснения этими "людьми" не будут восприняты, по этой причине сразу оговорюсь, что все, что ниже будет опубликовано - будет опубликовано не для них, а для тех моих читателей, которым интересна фактологическая сторона дела, кто не утратил способность мыслить разумно и логически. На основании документов и официальных публикаций специалистов отрасли я постараюсь показать, почему, после принятия на вооружение танков Т-64 и Т-64А, в СССР были развернуты форсированные работы по созданию еще сразу двух, почти аналогичных по характеристикам, но абсолютно разных по конструкции машин.

Ну сами подумайте, если Т-64/-64А был такой "замечательный" и "революционный", то отчего в самом срочном порядке, два конструкторских бюро, при мощнейших на то время заводах:Ленинградском Кировском и Нижнетагильском "Уралвагонзаводе" в ускоренном темпе занялись переработкой его конструкции? Некоторые ответы Вы найдете ниже и затем в последующих публикациях на эту же тему.

С Уважением,
автор

Опытный средний танк «Объект 172»


Разработан танковым КБ Уралвагонзавода (отдел 520) под руководством главного конструктора Карцева Леонида Николаевича. В целом по машине руководство работами вел заместитель гл. конструктора Венедиктов Валерий Николаевич. Работа задана совместным Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64А и развитии мощностей для их производства» №802-266 от 15 августа 1967 года и приказом министра оборонной промышленности от 5 января 1968 года. Создавался как мобилизационный вариант танка Т-64А («объект 434») для производства на УВЗ в «особый» период. В ходе работ исходная конструкция Т-64А была кардинально переделана.

Особенностью машины была установка четырехтактного дизельного двигателя В-45К производства ЧТЗ, вентиляторная система охлаждения и автомат заряжания т.н. «бескабинного» типа. По первоначальным планам на танк «объект 172» предполагалось установить ходовую часть по типу ходовой части танка объект 167 и гидромеханическую трансмиссию (ГМТ). Таким образом, «объект 172» должен был воплотить в себя наработки и опробованные решения, воплощенные в танках «объект 434», «объект 167М», «объект 167» и «объект 166Ж». Однако планы изменения ходовой части Т-64А и внедрения ГМТ не нашли поддержку в МОП.

Первые машины создавались путем переделки серийных танков Т-64А. Первые два опытных образца были изготовлены в 1968 году. В июле-декабре 1968 г. они прошли цикл испытаний на танкодроме завода и в Туркестанском военном округе. Эти и последующие испытания выявили ряд конструктивных и технологических недостатков, причем самыми критичными были дефекты ходовой части. Работа по устранению дефектов в последующем переросла в создание новой машины – «объект 172М». Всего за период 1968-70 гг. Уралвагонзаводом было изготовлено 17 танков «объект 172».

МОДИФИКАЦИИ
• Объект 172М - дальнейшее развитие об.172
• Объект 173 - опытный танк имеющий бОльшую степень унификации с исходной конструкцией об.434, нежели об.172 (оставлено БО об.434).


ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ
(по материалам отчета по теме 70055. в/ч 68054, 1970 г.)
• Установка в объекте 172 двигателя В-45К и автомата заряжания обеспечила по сравнению с объектом 434:
- улучшение боевой работы экипажа;
- уменьшение времени на техническое обслуживание и подготовку танка к преодолению водных преград;
- возможность работы двигателя на различных сортах топлива.

Остальные основные параметры ТТХ остались практически одинаковыми, за исключением боевого веса и запаса хода.
• Надежность объекта 172 в пределах гарантийного срока (3000 км пробега) пока является недостаточной по следующим причинам:
- в представленных на полигонные испытания объектах 172 были внедрены не все разработанные конструктивные мероприятия по двигателю В-45К, системе питания двигателя воздухом, соединениям системы охлаждения двигателя и системе энергоснабжения танка, что вызвало отказы и неисправности, аналогичные тем, которые были выявлены при полигонных испытаниях в 1969 г.;
- ряд узлов и агрегатов, заимствованных из объекта 434 (стабилизатор, прицел-дальномер, гидроподъемный механизм пушки, элементы ходовой части), как и в объекте 434, работали ненадежно и, тем самым, резко снизили общую надежность танка.

• Боевой вес танков объект 172 (танк №4 – 38650 кг; танк №5 – 38890 кг; танк №6 -38900 кг) превышает боевой вес танка объект 434 (равный по ТТТ 37,0т -1,5%) на 2,9 – 3,6% (максимальная разница 1350 кг – прим. А.Х.).
• Разгон объекта 172 протекает более интенсивно, чем разгон объекта 434 (при работе на дизельном топливе).
• Прицельная скорострельность из танков объект 172 и объект 434 получена практически одинаковая. Время на расстрел всего боекомплекта на объекте 172 составляет 23 минуты, на объекте 434 – 27 минут.
• Автомат заряжания на объекте 172 имеет ряд существенных преимуществ перед механизмом заряжания объекта 434. Конструкция автомата заряжания обеспечивает переход членов экипажа из отделения управления в боевое и обратно без подготовительных работ, заряжание пушки в ручную из всех и немеханизрованных укладок как на месте, так и в движении танка, а также пополнение конвейера АЗ выстрелами без разворота башни на корму и без помощи механика-водителя.
• Угол заряжания пушки в танке объект 172 на 2° больше, чем в танке объект 434, что уменьшает вероятность утыкания ствола во время заряжания при движении танка по пересеченной местности.
• Наибольшее количество отказов и неисправностей приходится на ходовую часть: 29,9% отказов и 53% неисправностей.
• Полученные в результате испытаний время простоя танка на обслуживании и трудоемкость технического обслуживания при выполнении работ штатным составом экипажа приведены в таблице и сравниваются с простоем танка объект 434 по данным отчёта в/ч 68054 инв.3793 за 1969 г.:


В скобках указано время и трудоемкость ТО с промывкой воздухоочистителя

Приведенные данные таблицы показывают, что простой танков объект 172, представленных на испытания, на всех видах обслуживания меньше простоя танка объект 434, что объясняется более простой и удобной конструкцией механизма заряжания, на обслуживание которого затрачивается 40-45 мин, а на объекте 434 - 5-7 часов, и также некоторым улучшением доступа к обслуживаемым агрегатам и узлам.


• В/часть 68054 считает целесообразным форсировать доработку силовой установки, стабилизатора вооружения, системы энергоснабжения, а также проведение коренной переработки ходовой части, гидроподъемного механизма пушки, системы коллективной защиты, с одновременным продолжением испытаний трех опытных образцов объекта 172 в в/ч 68054 по исследованию отдельных агрегатов и систем, и проведение контрольных полигонных испытаний после внедрения всех конструктивных мероприятий по предложениям в/ч 68054.

topwar.ru

ОПЫТНЫЙ ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК «ОБЪЕКТ 172-2М» (ОКР «Буйвол»)

 

Параллельно с работами по доработке и постановке в серийное производство танка Т-72 «Урал» (объект 172М), КБ Уралвагонзавода с 1971 по 1975 год вело опытно-конструкторские работы по теме «Буйвол», направленные на дальнейшее совершенствование об.172М. Первый опытный образец машины был построен уже в 1972 году. Его получили путем коренной конверсии одного их опытных объектов 172. Всего в рамках этой работы были построены семь опытных образцов машины в трех конструктивных исполнениях, получивших шифр «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». Второй, третий и четвертый опытные образцы уже имели в своей основе конструкцию об.172М. Образец №1 успел вместе с 15-ю опытными танками об.172М принять участие масштабных испытаниях, проводившихся в летне-осенний период 1972 года под руководством генерала Ю.М.Потапова. Следующие три экземпляра прошли обкатку в период 1973-74 гг. в разных регионах страны. Все изготовленные к тому времени образцы в период с июня 1972 по июнь 1974 года выполнили испытания при различных климатических и дорожных условиях и прошли не менее 15000 км каждый, при этом двигатели отработали от 538 до 664 часов каждый и оставались в исправном состоянии.

Основной задачей при проведении работ было резкое повышение уровня ТТХ машины. Реализация идей привела к увеличению веса до 42 тонн по сравнению с 41 т объекта 172М. Однако увеличение массы машины не повлекло за собой ухудшение динамических характеристик. Установка форсированного до 840 л.с. двигателя В-46Ф (он же позднее В-67) производства ЧТЗ позволило не только компенсировать рост массы, но и поднять удельную мощность до 20 л.с. на тонну веса. Форсирование двигателя было осуществлено минимальными средствами – переработкой конструкции нагнетателя. При этом расход топлива практически не изменился. Так на режиме максимальной мощности В-67 потреблял 175 г на 1 л.с./ч против 172 г на том же режиме у В-46, установленном на об.172М. Вкупе с существенно увеличенным объемом топливных баков (дополнительные наружные на левой надгусеничной полке), это позволило не только сохранить, но и увеличить запас хода. В результате он достиг рекордной величины – 750 км по шоссе. Увеличение удельной мощности также положительно сказалось на повышении средней скорости движения, особенно по пересеченной местности. Этому же способствовало введение подвески с увеличенным динамическим ходом катков, гидроамортизаторов повышенной энергоемкости, проводились эксперименты по изменению схемы установки торсионных валов и балансиров с целью более рационального перераспределения нагрузки. Были усилены БКП, повышено давление рабочей жидкости в системе гидроуправления.

Смещение моторной перегородки в сторону кормы, что было достигнуто благодаря некоторому уплотнению компоновки МТО, позволило изменить расположение укладок БК в БО, увеличить боекомплект с 39 выстрелов до 45, сделать укладку более удобной. Более удобная укладка позволила производить при ручном заряжании прицельную стрельбу со скоростью до 2 выстрелов в минуту против 1 м. 44 сек. на объекте 172М (по данным испытаний 15 танков об.172М в 1972 г.).

Серьезные мероприятия было проведены в плане улучшения броневой и конструктивной защиты.

По корпусу: была улучшена стойкость ВЛД путем изменения пропорций составляющих комбинированной защиты (увеличена толщина тыльного стального листа). Установка сверху дополнительного стального листа увеличенной твердости клиновидного сечения, позволила увеличить физический габарит защиты в лобовой проекции и увеличить угол наклона ВЛД с 68 до 70 градусов, что в свою очередь создало больше предпосылок для рикошета современных БПС. В итоге схема пакета ВЛД выглядела следующим образом: 70-мм сталь + 105-мм СТБ + 40-мм сталь под углом 70° . Вдоль бортов корпуса устанавливались стальные взводные экраны (кормовые секции экранов выполнены резинометаллическими), прикрывающие борт почти на всем протяжении до уровня опорных катков вниз и внешние топливные баки на всю их высоту вверх. Разнесенная схема защиты борта выглядела так: 70-мм борт +16-мм стальной экран (район БО) и 70-мм борт + 5-мм стальной экран (район МТО). Кроме того, оставлена возможность установки стандартных откидных экранов – «лопухов», перекрывающих бортовую проекцию с носовых курсовых углов.

По башне: совершенствование защиты проводилось в два этапа. На первом этапе монолитная цельнолитая башня имела стальные взводные экраны в ракурсе +/- 30 град. Бортовая проекция башни имела внешнюю конструктивную защиту в виде объемного ящика ЗиП и установленного перед ним стального взводного экрана. Кормовые проекции башни экранировались также ящиками ЗиПа и внешней обвеской (труба ОПВТ, скатка брезентового чехла, ветровой щиток, пенал под банник пушки). На втором этапе предусматривалось устанавливать литую башню с комбинированным наполнителем. В целом, лобовая проекция объекта 172-2М обеспечивала защиту от 125-мм подкалиберного снаряда с карбид-вольфрамовым наконечником, имеющего скорость в момент встречи с целью 1600 м/сек. Броня обычного Т-72 спасала только от 115-мм снаряда со скоростью 1400 м/сек. Защита от кумулятивных средств поражения по лобовой части корпуса и башни выросла примерно на 10-15% и была эквивалентна 500…520 мм броневой стали средней твердости. У стандартного Т-72 (башня с «корундовыми шарами» — 1975г.) этот показатель составлял только 450 мм.

Все машины оснащались зенитной пулеметной установкой. Первый образец имел пулеметную установку закрытого типа от танка Т-64А, остальные оснащались стандартной для Т-72 открытой зенитной установкой ЗУ-72.

В середине 1974 года начались испытания еще более могущественного варианта танка «Объект 172М-2М», с усовершенствованными приборами наблюдения за полем боя и новым прицельным комплексом. На 6-м и 7-м экземплярах машины были установлены лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел «Буран-ПА», новые приборы наблюдения командира и наводчика, стабилизатор пушки «Жасмин-2» с электроприводом в горизонтальной плоскости (обычный стабилизатор 2Э28М имел только гидропривод). По мере готовности, на машину должен был устанавливаться командирский наблюдательный прибор «Агат-Т». Кроме того, усовершенствованная 125-мм пушка 2А46М (Д-81ТМ) отличалась более высокой точностью за счет уменьшенной разностенности ствола и установки термозащитного кожуха на нем. Проведенные мероприятия позволили увеличить количество попаданий при стрельбе с ходу на дальностях 1600…1800 м по целям типа «танк» до 80-100% (по результатам на испытаний 15 танков об.172М в 1972 году количество попаданий при стрельбе с ходу составляло 50,4%). Отклонение средней точки попадания по высоте на дальности в 1 км в условиях дождя термозащитный кожух уменьшил до 15 см – против 3,6 м без него. Дополнительные приборы увеличили статический угол обзорности командира со 144 до 288 градусов, наводчика – соответственно с 60 до 150 градусов. В целях тактической маскировки в дополнение к ТДА на машине была установлена система постановки дымовых завес 902А «Туча».

Параллельно, в 1973-75 годах в тагильском КБ прорабатывался вариант танка с нарезной 130-мм пушкой 2А50 (ЛП-36) разработки КБ Мотовилихинских заводов (г.Пермь, гл.конструктор Калачников Ю.Н.) и ее гладкоствольным вариантом ЛП-36В под 130-мм управляемую ракету (совместное предложение НИИ-6 (в посл.НИМИ) и КБ Нудельмана).

Однако двигатели на танках №5-7 работали не слишком надежно. В отличие от первых четырех они отработали в среднем всего по 200 с небольшим часов. Основные неполадки были связаны с выбросом масла из маслоотделителя и потерей охлаждающей жидкости. В 1975 году конструкторами ЧТЗ дизель В-67 (ранее называвшийся В-46Ф) был срочно доработан, выявленные дефекты устранены. В 1976 году предполагалось провести войсковые испытания уже десяти танков «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». В процессе четырехгодичной интенсивной эксплуатации об.172-2М и об. 172М-2М в различных дорожно-климатических условиях узлы, механизмы и системы танков показали высокую надежность и долговечность, обеспечив проведение испытаний и движение танка без ограничения скорости при имевших место, в процессе испытаний, температуре окружающей среды от -38°С до +40°С.

Испытания показали, что ресурс дизеля В-46Ф/В-67 составляет более 500 моточасов; усиленных коробок передач, гитары, приводов к вентилятору, стартер-генератору и компрессору, вентилятора системы охлаждения, поддерживающих катков, направляющих и ведущих колес, торсионных валов, гидроамортизаторов – 15 тыс.км; гусеничных лент – 6,5 тыс.км летом и 10 тыс.км на мерзлом грунте. Коэффициент унификации по отношению к «Объекту 172М» составлял около 88%, так что переход к производству более мощной модели не требовал переоснащения производственных цехов. В ближайшие два-три года можно было ожидать принятия на вооружение танка «Объект 172М-2М» – усовершенствованного варианта Т-72.

Однако этого не произошло по целому ряду причин носящих скорее административный и политический характер. Тем не менее, кое-что с «Объекта 172М-2М» уже в 1975 году было перенесено на серийные машины: например, усиленные коробки передач, дополнительные смотровые приборы. Все остальное не было востребовано, и вместо начала производства «Объекта 172М-2М» Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1043-361 от 16 декабря 1976 года предписывалось провести работы по созданию «танка Т-72 с повышенными характеристиками». Последние либо повторяли уже существующие ТТХ «Объекта 172М-2М» (двигатель мощностью 840 л.с., лазерный прицел-дальномер, боекомплект 44 выстрелов), либо даже уступали ему. В частности, предлагалось оставить стабилизатор пушки 2Э28М, ночной прицел ТПН-3-49.

 

Как курьез следует упомянуть две расхожие легенды, связанные с работами по объекту 172-2М. Первая легенда гласит, что «Буйвол» (так по шифру ОКР неофициально называли опытные машины) был прототипом Т-72 «Урал», что в корне неверно хотя бы из-за того, что об.172-2М создавался именно уже как модернизация объекта 172М, т.е. Т-72 «Урал». По второй легенде именем «Буйвол» предлагалось назвать в серии танк Т-72 (об.172М). Предложение якобы поступило от главного конструктора Венедиктова В.Н. к руководству страны, но было отвергнуто по причине своего «звериного» происхождения, что вызывало морально неприятные ассоциации с названиями зарубежных танков (подразумевались, видимо немецкие машины), и было заменено нейтральным и патриотичным – «Урал». Однако и это не соответствует действительности, так как опять подразумевается, что «Буйвол» был прототипом «Урала». Вероятной причиной возникновения обеих легенд является то, что хронологически работы над объектом 172-2М проводились одновременно с работами по об.172М и соответствующим образом наложились друг на друга в памяти ветеранов. Следует также добавить, что в разговорах, воспоминаниях, а иногда и в литературе, исключительно ассоциативно, бывает «Буйвола» ошибочно именуют «Бизоном» – путают зверушек.

 

В настоящее время первый опытный образец «Объект 172-2М» находится в запасниках музея бронетанковой техники в Кубинке, фактически гниет на свалке. На настойчивые просьбы передать его в музей Уралвагонзавода, ГАБТУ отвечает категорическими отказами.

 

МОДИФИКАЦИИ:

 

• Объект 172-2М первый опытный образец – выполнен путем конверсии опытного образца об.172, в свою очередь полученного путем переделки танка Т-64А

• Объект 172-2М второй, третий и четвертый опытные образцы – выполнены на основе конструкции об.172М

• Объект 172-2М пятый опытный образец – выполнены на основе конструкции об.172М с установкой двигателя В-67

• Объект 172М-2М шестой и седьмой опытные образцы – выполнены на основе конструкции об.172-2М. Существенно улучшены СУО, вооружение, установлена система 902А, двигатель В-67

• Объект 172-3М - проект на основе конструкции об.172-2М с установкой нарезной 130-мм пушки 2А50 (ЛП-36).

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДАЛЕЕ (фото и характеристики) >>>

 


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

Объект 172 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Объект 172

«Объект 172» в Бронетанковом музее г. Кубинка
Объект 172
Классификация Основной боевой танк
Боевая масса, т 39
Экипаж, чел. 3
История
Разработчик Завод №183
Производитель
Годы разработки с 1967 по 1970
Годы производства с 1968 по 1970
Количество выпущенных, шт. 17
Размеры
Длина корпуса, мм 6189
Длина с пушкой вперёд, мм 9530
Ширина, мм 3145
Высота, мм 2170
База, мм 4242
Колея, мм 2730
Клиренс, мм 500
Бронирование
Тип брони противоснарядная, комбинированная
Лоб корпуса, мм/град. эквивалент 305..450
Лоб корпуса (верх), мм/град. 205/68°
Лоб башни, мм/град. эквивалент 400..450
Вооружение
Калибр и марка пушки 125-мм 2А46
Тип пушки гладкоствольная пушка
Боекомплект пушки 39
Прицелы ТПД-2-49, ТПН-1
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя

В-45К

Производитель:ЧТЗ
Марка:В-45К
Тип:дизельный
Максимальная мощность:537 кВт (730 л. с.), при 2000  об/мин
Конфигурация:V12
Цилиндров:12
Охлаждение:жидкостное
Тактность (число тактов):4
Рекомендованное топливо:многотопливный
Мощность двигателя, л. с. 730
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 650
Удельная мощность, л. с./т 18,7
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,86
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемый брод, м 1,2 (5 с ОПВТ)

Объект 172 — советский опытный основной боевой танк. Создан в конструкторском бюро Уралвагонзавода. Серийно не производился.

История создания

Разработка основного танка «Объект 172» была начата 15 августа 1967 года по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Конструирование велось под руководством Карцева Л.Н. и его заместителя Венедиктова В.Н. Целью работ было создание мобилизационного[уточнить] варианта основного танка Т-64А. Первоначально машина создавалась на базе Т-64А, однако по мере разработки первоначальная конструкция танка была значительно изменена. По плану конструкторского бюро предполагалось внести изменения в ходовую часть танка с использованием решений, применённых на опытных машинах «Объект 167» и других опытных танках, однако данное решение было отвергнуто Министерством оборонной промышленности. Первые опытные образцы были изготовлены в 1968 году. Машины были получены путём переделки основного танка Т-64А. Испытания машин показали крайнюю ненадёжность используемой ходовой части, поэтому работы по «Объекту 172» были свёрнуты и начато создание более совершенной конструкции, целью которой было устранение дефектов базового варианта. Работы получили обозначение «Объект 172М»[1].

Описание конструкции

Конструкция машины представляла собой модификацию основного танка Т-64А. Основные изменения коснулись силовой установки, а также автомата заряжания[1].

Броневой корпус и башня

Корпус изготавливался из сварных броневых деталей. Верхний лобовой лист состоял из комбинированной брони, которая по своим характеристикам обеспечивала защиту эквивалентную 305 мм гомогенной брони от БПС и эквивалентную 450 мм гомогенной брони от КС[1]. По сравнению с Т-64А, на башне была наварена «Грыжа». В башне также применялось комбинированное бронирование. В целом башня обеспечивала защиту эквивалентную гомогенной броне толщиной 400 мм от БПС и 450 мм — от КС в переднем секторе ±30°[1][2].

Вооружение

Основным вооружением танка являлась 125-мм гладкоствольная танковая пушка 2А46. Возимый боекомплект составлял 39 выстрелов. По сравнению с Т-64А в «Объекте 172» использовался автомат заряжания новой конструкции, позволявший перемещение членов экипажа по танку без предварительной подготовки. Кроме того, пополнение боезапаса в автомате заряжания без необходимости разворота башни и помощи механика-водителя. Угол заряжания пушки также был изменён на 2° по сравнению с Т-64А, что обеспечивало меньшую вероятность утыкания ствола при перезарядке[1].

Дополнительно в «Объект 172» устанавливался спаренный с основным орудием 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом 2000 патронов[1].

Двигатель и трансмиссия

На «Объект 172» устанавливался новый дизельный двигатель В-45К, разработанный на Челябинском тракторном заводе. Двигатель развивал максимальную мощность в 730 л.с. при 2000 об./мин. Применение нового двигателя заметно сказалось на улучшении общей надёжности ходовой части и существенном снижении времени простоя при проведении технического обслуживания[1].

Для переключения передач использовались две бортовые планетарные механические коробки передач, имевшие 7 передних и одну заднюю передачи[1].

Ходовая часть

Ходовая часть машины состояла из 6 опорных и 4 поддерживающих катков с каждого борта. Диаметр опорного катка составлял 550 мм. При этом применялась индивидуальная торсионная подвеска. Гусеничный движитель состоял из двух гусеничных лент шириной 540 мм. Каждая лента состояла из 78..79 траков[1].

Модификации

Оценка машины

В ходе оценки полученных результатов испытаний было выяснено, что, по сравнению с Т-64А, «Объект 172» имел улучшения в боевой работе экипажа в целом, уменьшенные простои при техническом обслуживании, а также возможность работы на различных видах топлива. Однако, надёжность системы в гарантийный период была ниже требуемой, основные дефекты и неполадки приходились на ходовую часть машины[1].

Сохранившиеся экземпляры

Литература

  • Карпенко А. В. Средние и основные танки // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 348. — 480 с. — 10 000 экз.

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *