Туристический нож со сменными лезвиями

Обзор туристического ножа 4 в 1 (два лезвия-ножа, топорик и пила), являющегося, на мой взгляд, хорошей альтернативой всеядным мультитулам. Фото, видео – далее…


Как-то пару раз, при спонтанных поездках на природу, в автомобиле не нашлось ничего подходящего для заготовки дров для костерка. Данное обстоятельство сподвигло к мысли обзавестить чем-то небольшим и более-менее годным для подобной ситуации, чтобы можно было положить в багажник «на всякий пожарный».
Разного рода мультитулы в исполнении швейцарского ножа конечно вещь хорошая и универсальная, но в силу своих размеров и небольшого веса, как мне кажется, в данной ситуации не очень удобны.
Обозреваемый нож (далее буду называть его для краткости ножом, хотя в равной степени его можно называть и топориком и пилой) привлек меня сочетанием более-менее приличных размеров, компактности и наличием удобного чехольчика – самое то для хранения в багажнике авто рядом с аптечкой и огнетушителем 🙂

Итак, вес всего набора составляет около 600 грамм. Все хранится вот в таком чехле.

На обратной его стороне имеется петелька для крепления на поясной ремень.

Клапан застегивается на довольно тугую кнопку, шансов расстегнуться самостоятельно у чехла нет. Сам чехол выполнен из плотного нейлона. В качестве подкладки использован какой-то толстый материал, т.к. пустой чехол не сминается и держит форму.

Содержимое помещено в отдельные пакетики

В комплект входит следующее (слева-направо):
— узкое лезвие, лично мне напоминающее нож для разделки рыбы
— широкое лезвие с закосом под охотничий нож
— пила
— топорик

— рукоятка с механизмом крепления сменных лезвий

Рассмотрим все это поближе.
Рукоятка выглядит очень привлекательно за счет своей эргономичной формы и толстых накладок «под дерево». В передней части рукоятки предусмотрена удобная гарда под указательный палец.

Сверху расположена кнопка фиксации сменных лезвий и предохранитель от случайного нажатия.

Для того, чтобы нажать на кнопку необходимо откинуть предохранитель вверх

Накладки выполнены из непонятного мне материала, возможно, это какой-то из видов пластика, но на ощупь материал хорошо отшлифован и довольно приятный, сверху нанесен рисунок имитирующий дерево.

Перейдем к сменным лезвиям.
Материал изготовления, скорее всего нержавеющая сталь, магнитится хорошо

Толщина лезвий в верхней части составляет около 3 мм

Первое лезвие

Заводская заточка конечно не как у катаны, но на мой взгляд достаточна для использования «из коробки»

Для установки лезвия в рукоятку необходимо откинуть предохранитель

Вставить лезвие в рукоятку до щелчка, после чего опустить предохранитель на место

Для извлечения необходимо поднять предохранитель и держа кнопку в нажатом состоянии вытащить лезвие

Следующее лезвие – «охотничье»

В средней части обушка имеется бутылочная открывашка

В передней – заточенный крючок. Его назначение — быстро и аккуратно делать разрезы на шкуре и брюшине крупной добычи при разделке. Сначала делается короткий разрез, затем туда вставляется этот крючок и одним движением вверх и на себя разрезается шкура или брюшина на нужную длину — быстро и просто.

В собранном виде нож выглядит вот так

Следующая насадка – топорик
Здесь также присутствует вышеописанный крючок. Помимо этого имеются три отверстия для откручивания болтов-гаек на 10, 14 и 17 (куда же без них на природе 🙂

Последняя насадка – пила.

Зубья заточены, но не разведены

Часть, вставляемая в рукоятку, дополнительно усилена двумя пластинами

В руке лежит хоть и не привычно, но довольно удобно

Перейдем к испытаниям.
Пробовал строгать ножами веточки-деревяшки. Строгают нормально.
Затем пробовал резать огурчики-помидорчики. Как уже упоминал выше – заводская заточка довольно сносная, помидор разрезался уверенно и практически не подавился.

Пила режет довольно уверенно, но только до того момента, пока не зайдет в дерево примерно до половины высоты лезвия, после этого начинает сказываться отсутствие разведения зубцов – лезвие начинает застревать.
В случае, если ветка находится на дереве, необходимо одной рукой немного наклонять ее в противоположную от пропила сторону чтобы лезвие пилы не зажималось.
Если же ветка уже находится на земле, то лучше всего делать несколько клиновидных пропилов под углом друг к другу и постепенно отламывать небольшие кусочки древесины, чтобы обеспечить лезвию постоянную свободу по бокам.

Топорик хорошо подходит, чтобы срубить веточки при подготовке каких-нибудь жердей, наколоть щепочек при разведении костра и тому подобных дел. Более серьезные задачи даются ему с трудом в силу небольшого веса и размера.

Все вышеописанное можно посмотреть вот тут

В заключение.
К плюсам отнесу размеры, количество и толщину лезвий, а также удобство хранения данного ножа.
К недостаткам — неразведенные зубья пилы, а также едва заметный люфт лезвий по отношению к рукоятке, обусловленный механизмом их взаимного соединения.
Профессиональных дорогих охотничьих ножей он конечно не заменит, а вот для периодических вылазок на природу, на мой взгляд, подойдет отлично в качестве альтернативы полноценным но относительно громоздким инструментам.

Купон на скидку

В настоящий момент в магазине действует купон GB41
При его использовании стоимость ножа составит $14


Товар для тестирования получен бесплатно.
Спасибо за внимание.

mysku.ru

Походный нож TeknoNatur позволяет выполнять 7 или 8 функций.

Общая длина многофункционального походного ножа TeknoNatur модели TN 7/1 составляет 271 мм. Его лезвие имеет длину 140 мм и толщину у основания 4 мм.

Многофункциональный походный нож, предназначенный как для охотников и рыболовов, так и для туристов, разработали в шведской компании TeknoNatur. Новинка представлена серией их двух моделей TN 7/1 и TN 8/1, цифры в которых обозначают число возможных функций, с помощью которых можно не только прекрасно резать мясо, разделывать рыбу, открыть бутылку или банку с консервами, но и превратить каждый такой универсальный нож в кусачки или мощные ножницы, использовать как скиннер или в качестве огнива для розжига костра, заточить лезвие с помощью мусата на ножнах и многое др.

Походные ножи TeknoNatur представлены серией их двух моделей TN 7/1 и TN 8/1, цифры в названии которых обозначают число возможных выполняемых функций.

Общая длина походного ножа TeknoNatur модели TN 7/1 составляет 271 мм. Его лезвие имеет длину 140 мм и толщину у основания 4 мм. Общий вес этого многофункционального изделия с ножнами – 424 г. Для изготовления всех металлических элементов данной модели производитель использует многослойную нержавеющую сталь с HRC 59, изготовленную на известном во всем мире заводе Sandviken AB Sweden.

Фирма TeknoNatur была основана изобретателем и предпринимателем Джаффаром Амини (Jaffar Amini), который является автором множества практичных и остроумных технических решений, предназначенных для активного отдыха в самых различных формах, в первую очередь, для походных ножей. Основная концепция модельного ряда ножей TeknoNaturs основана на том, что современному путешественнику необходимо в первую очередь многофункциональное оборудование, особенно, если его экипировка необходима для выживания в трудных условиях.

В походном ноже TeknoNatur потребитель получит все функции в одном, вместо того, чтобы покупать и переносить с собой несколько разных инструментов.

Новая серия походных ножей TeknoNatur обладает 7 или 8 функциями в одном комплекте. Это изделия с запатентованной конструкцией, которые подходят для потребностей охотника, рыболова и путешественника при длительном нахождении в условиях дикой природы. С каждым новым ножом TeknoNatur потребитель будет чувствовать себя в полной безопасности, находясь далеко от дома и, наряду с этим, получит множество функций, все в одном, вместо того, чтобы покупать и переносить с собой несколько разных инструментов.

Многофункциональный походный нож TeknoNatur можно превратить в кусачки или мощные ножницы, которыми удобно резать мясо или перекусывать кости трофея.

Компания TeknoNatur производит под собственным брендом различные типы многофункциональных походных ножей для выживания, которые могут использоваться в самых разных климатических условиях дикой природы – от северных лесов до жаркой пустыни. Основные потребители продукции этого производителя: охотники, рыбаки, любители кемпинга и активного отдыха, в ножах TeknoNatur получают оптимальную комбинацию инновационных решений с высококачественной шведской сталью Sandvik 14C28N.

Сайт производителя: www.teknonatur.se
Страна: Швеция

fish360.ru

Как выбрать лучший туристический нож

Туристический нож — последнее, на чем стоит экономить, отправляясь в поход. Потому что однажды он может превратиться в нож для выживания.

После выхода на экраны фильма «Рэмбо. Первая кровь» искусство оказалось в большом долгу перед народом. Долг этот исчисляется теми миллионами денег в разной валюте, которые очарованные покупатели выложили за ножи, «как у Рэмбо», отправляясь в поход на природу. А между тем эти тяжелые, громоздкие тесаки с контейнером НАЗ в рукоятке очень неудобны для практического применения. И главное — сразу выдают новичка бывалым походникам, у которых на поясе висят куда более непритязательные, но зато удобные инструменты.


Как выбрать туристический нож

Как и в любой серьезной сфере человеческой деятельности, эффективность ножа для выживания (он же туристический нож) значительно важнее броского внешнего вида.

Самые простые ножи — у бойцов известного спецподразделения британской SAS (Special Airborn Service) — ничего общего с «тесаком Рэмбо» не имеют.

Рэмбовские аналоги тяжелы и оттягивают пояс. Ими трудно управлять, они не годятся для кропотливой и тонкой работы, а ее на природе больше, чем вы можете представить. Причем настолько много, что специалисты рекомендует иметь с собой два ножа: складной перочинный универсальный, с несколькими инструментами, и второй — рабочий, нераскладывающийся.

Со складным все понятно. Здесь вне конкуренции швейцарские армейские ножи от Victorinox или Wenger. Это отличные инструменты, которые будут служить вам долгие годы, и лучшей рекомендации вам никто не даст. Но для более серьезных задач желательно иметь рабочий нож (да и рыбу потрошить складным не рекомендуется — его трудно отмыть в полевых условиях).

Что это за задачи? Ну, к примеру, заготовка дров (настругать сухих щепок для розжига), обустройство лагеря, постройка укрытия или плота (выкопать в склоне нору, нарезать ветвей для плота или шалаша), разделка добычи, ремонт одежды (а в критических ситуациях и изготовление ее из шкур с помощью игл и ниток из НАЗа), оказание первой медицинской помощи (типичная ситуация — растяжение или вывих ноги, как минимум, нужно вырезать палку или сделать костыль).

При почти безграничном круге функции туристический нож имеет строго определенные характеристики, серьезно отличающие его от специального охотничьего или боевого.

При выборе туристического ножа обратите внимание, что длина клинка должна быть от 10 до 15 см. Больше не надо, это будет только избыточный вес. Рукоятка делается двумя основными способами. Первый — пластинчатый, когда лезвие и рукоять представляет собой единый кусок металла, а рукоять при этом облицована накладками. Выглядит очень надежно. И все же рекомендуем сделанные всадным способом рукояти, когда они насаживается на узкий хвостовик, идущий от лезвия. Поверьте, что при длине хвостовика в 2/3 рукояти такие ножи не уступает в прочности пластинчатым. При этом они компактнее, легче и удобнее в обращении.

Лезвия туристического ножа тоже подразделяется на два основных типа: гладкие и пилообразные (зубчатые, серрейторы). Нож с серрейтором хорошо разрезает синтетические материалы, одежду и плоть. Главный недостаток — его нужно точить, а сделать это в полевых условиях без оборудования и навыков очень сложно. Гладкая же режущая кромка отлично справится и с резьбой, и с рубкой, а подточить такое лезвие можно на любом камне.

Еще одна особенность лучших туристических ножей — они никогда не бывают с двумя режущими кромками. Этот изыск оставьте боевым колющим предметам. Причина очень проста: самая уязвимая часть лезвия — кончик. У обоюдоострых ножей он в общем случае слабее. А надежность для туристического ножа — главное.

Второе лезвие в походе чаще всего бесполезный излишек, да еще и травмоопасный.

Совершенным моветоном считается пила на обухе ножа для выживания. Делается это, как правило, в угоду покупателям, которым такие ножи кажутся «внушительнее». В большинстве случаев эти пилы будут только мешать.

Сталь клинка — это тема, на которую можно было бы написать монографию. Но в принципе нужно знать минимум: есть высокоуглеродистая сталь (carbon) и нержавеющая (inox). Клинки из нержавеющей стали, как следует из ее названия, не поддаются влиянию влаги и требуют меньшего ухода. Но при этом у них сложнее процедура заточки и быстрее изнашивается лезвие. Клинки из углеродистой стали могут пойти пятнами ржавчины, если их долго держать в шкафу без ухода. Зато очень хорошо режут и точатся.

Рукоять, как правило, делают либо из резины (качественного пластика, микарты), либо из дерева (наборной кожи, бересты). Считается, что резина практичнее, не боится воды, зато в работе не так комфортна, при сильных усилиях может натереть ладонь. Дерево или береста по ощущениям приятнее всего, не скользят и признаны специалистами лучшими материалами для рукоятей. Но проблема в том, что каждая ладонь индивидуальна. Так что тут ничего заранее советовать нельзя.

Ну, а теперь о НАЗе — носимом аварийном запасе. Помните, как Рэмбо зашивал себе порез на предплечье, достав из рукояти ножа иголку с ниткой? Действительно, некоторые ножи продаются с полыми ручками. Типичный случай — очень неплохое изделие испанской фирмы Aitor Jungle King III. Внутри его рукоятки с отвинчивающейся торцевой крышкой (в которую вмонтирован компас) находятся: хирургическая игла с нитками, рыболовные крючки, грузила, леска, пинцет (очень полезен для извлечения заноз), стерильное лезвие, карандашик, зеркальце (подавать сигналы самолету), таблетки для обеззараживания воды, спички или кресало, лейкопластырь, резиновый жгут (и ногу можно перетянуть, останавливая кровь, и как резинку для рогатки использовать).

Звучит впечатляюще, правда? Но надо иметь в виду, что все это за счет главного качества туристического ножа — надежности. Полая рукоятка менее прочная. Тем более, она не единственное место, где можно хранить НАЗ. У большинства ножей он разумно размещен в специальном кармашке на ножнах. Да так и надежнее, ведь потерять ножны на поясе куда труднее, чем нож. Кстати, наставления по выживанию той же SAS категорически требуют, чтобы НАЗ носился отдельно от ножа.

На продукции SOG Specialty Knives стоит остановиться поподробнее, поскольку она имеет непосредственное отношение к настоящим, а не киношным Рэмбо.

SOG — сокращенное название подразделения американского спецназа Studies and Observation Group, воевавшего во Вьетнаме. Вот для них-то в 1964 году и разработали нож SOG Bowie. Само подразделение давно расформировано, а ножи продолжают выпускать до сих пор (лицензию получила компания SOG Specialty Knives & Tools, Inc.). Поверьте, ничего похожего на огромный тесак Рэмбо. Рекомендуемые модели — SOG Seal 2000 и SOG Seal Pup — и сегодня используются в американской армии, причем в спецназе морской пехоты и в комплекте для выживания летчиков ВВС.

А ВВС Швеции включили в аварийный запас пилотов ножи шведской фирмы Fallkniven АВ. Ее конек — эргономичная рукоять из структурированного кротона и клинки из ламинированной порошковой стали, которые долго сохраняют заточку.

Mora — тоже шведская фирма, изделия которой легко опознать по непритязательному дизайну. Зато у нее самый широкий спектр клинков по длине — от 9 до 14,5 см, так что можно выбрать себе лучший туристический нож «по руке». А что касается «страшноватого» внешнего вида, то об этом мы уже говорили в самом начале: не в красоте ножа будет ваше счастье, случись попасть в неожиданный переплет на природе.

Остается добавить одно: туристический нож — это последнее, на чем стоит экономить, подбирая себе походную экипировку. Потому что в любой момент он может превратиться в нож для выживания. А такими вещами не шутят.

samoe-samaya.ru

Нож походный универсальный — Видео по ремонту автомобилей

Похож на вышеописанный по длине режущего края резак для мяса. Отличается толщиной и шириной острия, равные соответственно 1,5мм и 2см. Благодаря разнице в размерах кинжал не рубит, а разрезает мясо на определённые равные частицы. В итоге, после обжарки ломтики определённым образом выкладывают на тарелку, что выглядит аппетитно и красиво.

Многие хозяева отмечают сложность очистки картофеля или других овощей ножами рядовых моделей. Grafen Master предлагает решить проблему фирменной овощечисткой, имеющей большую остроту. С её помощью картошка очищается без потерь плода на кожуре.

Отличный баланс между рукоятью и сталью – еще одно достоинство набора Grafen Master. Реальные отзывы показывают, насколько важно для людей то, как клинок лежит в руке. Иногда самые дорогие ножи отвергаются из-за неудобной ручки или слишком большого лезвия. Ножи Grafen Master идеально сбалансированы. Ручка сделана из термопластика, она удобно ложится в ладонь, не скользит, потому что имеет специальное напыление, не впитывает влагу, а значит, не разбухает. На вопрос, сколько нужно ножей на кухне для комфортной работы, каждый находит ответ сам. Это дело вкуса. Некоторые обходятся двумя. Большим, которым шинкуют, режут крупные куски, разделывают мясо и птицу, нарезают хлеб, колбасы и сыр. Маленьким чистят разнообразных фрукты и овощи, оформляют блюда, например, вырезают фигурки из овощей для холодца или украшения для салатов. Бывает другая крайность, когда на кухне скапливаются десятки ножей. Часть из них дублируют функции друг друга. Часть предназначена для слишком редких задач, это специальные ножи для огурцов или вырезания в овощах полостей под начинку; клинки для суши или для шинковки зелени с полукруглой формой лезвия. При таком подходе ножи лежат без дела. Это расточительно и нерационально. Нужно придерживаться золотой середины и иметь на кухне набор ножей, с помощью которого выполняются большинство кулинарных работ. Конечно, можно почистить картошку шеф-ножом или нарезать салат клинком с коротким лезвием. Но зачем усложнять себе жизнь, если существуют ножи, специально предназначенные для определенных функций. Их длина, формы лезвия и режущей кромки — результат знаний и опыта многих поколений поваров.



Отзывы Нож походный универсальный

Кристина Филиппова: вчера — Все необходимые ножи, которые сполна удовлетворят потребности как непривередливого холостяка, так и домохозяйки, любящей кулинарные изыски, найдутся в наборе Grafen Master. Реальные отзывы мудрых покупателей порой содержали пожелания о дополнительных предметах наборе, но тут вопрос дискуссионный. В набор входят: маленький нож с лезвием 8 сантиметров для чисти резки фруктов овощей; универсальный клинок 12 работы небольшими кусками птицы мяса, порционной нарезки фруктов, сыра, колбас, шеф-нож длинным (19 сантиметров), это настоящий солдат, им можно нарезать салат, шинковать овощи заготовок, разделывать тушку или огромный кусок мяса; слайдер, лезвие 19 сантиметров, тонкий разделки мяса рыбы, отделение от кожи, его тонкими порционными кусками; хлебный нож, волнистая режущая кромка 19-сантиметрового лезвия позволяет ровно почти без крошек хлеб любого размера; овощечистка, полезнейший на кухне предмет, поможет экономно быстро очистить кожуры фрукты, сырые вареные овощи. На сайтах предлагается приобрести один Реальных отзывов нем мало, все-таки выгодней рациональней покупать полноценный набор. Штучный своего рода страховка тех, кто сомневается качестве продукции. Отзывы Нож походный:
Тамара Колесникова: 3 дня назад — Отличный баланс между рукоятью и сталью – еще одно достоинство набора Grafen Master. Реальные отзывы показывают, насколько важно для людей то, как клинок лежит в руке. Иногда самые дорогие ножи отвергаются из-за неудобной ручки или слишком большого лезвия. Ножи Master идеально сбалансированы. Ручка сделана из термопластика, она удобно ложится ладонь, не скользит, потому что имеет специальное напыление, впитывает влагу, а значит, разбухает. Готовлю часто, очень люблю, ко мне родственники друзья просто так заходят частенько, чтобы что-то вкусненькое скушать) Но известно, кухонная утварь — это тоже важно. Всегда хотела иметь хороший набор ножей. у меня с ними особо слаживалось. Металлические быстро тупились, керамика нравится. Увидела рекламу этого необычного заказала раздумывая. Просто супер, нужно натачивать, удобная рукоять, все устраивает. Рекомендую!:

Очень важное качество для походных ножей – это простота их. Универсальные туристические ножи могут быть заточены по углом в 20-25 градусов. Обеспечивает наличие всех инструментов под рукой нож походный универсальный.универсальностью – многофункциональный универсальный нож для похода с большим. Лезвие походного ножа лучше выбирать из стали не очень твердой. Топ 5: лучшие походные ножи. Туристические ножи для выживания будут как нельзя кстати, если вы застрянете в пустыне, голый и испуганный. Универсальный туристический нож на основе легендарного ножа разведчика. Высококачественный походный нож с ножнами цвета пустынного камуфляжа. Для похода лучше всего подойдёт универсальный нож, или набор. Недорогие походные ножи из простой нержавеющей стали отлично подойдут для этой работы. Нож универсальный, сталь PSF59, рукоять кап акации. Походная пила (1). Учитывая многофункциональное использование ножа в походных условиях, следует выбрать нож с клинком универсальной формы. Нож походный универсальный может быть заточен под углом 20-25 градусов. Многофункциональные складные ножи.


Перед началом шинковки готовят место работы. Протирают стол тряпкой с моющей жидкостью. Очищают прибор и разделочную доску. Обязательно вымывают ингредиенты. Руки предохраняют перчатками или хорошо моют с мылом, на голову одевают колпак, чтобы волосы не упали и не смешались с едой.
Нож для хлеба купить
Нож походный универсальный
Где в Зеленодольске купить ножи сила гранита
Нож для разделки мяса и костей
Блендер с 4 ножами измельчить мясо
Ножи для мяса цена
Подставка для ножей moulinvilla универсальная

remideo.pro

Легкий личный походный нож

flyer 01-02-2010 16:40

перемещено из Нож глазами владельца



Предлагаю обсудить выбор личного универсального ножа для горного/лыжного/пешего/водного туризма.

Попробовал сходу составить список требований.

Основные критерии:
— Вес. Пожалуй, один из самых важных критериев, особенно, для горного туризма. Нож обязан быть легким.
— Компактность. Излишне массивная ручка, толстое тяжелое лезвия походному ножу ни к чему.

Дополнительные:
— Сталь должна быть попроще (что-то вроде 65Х13, есть нож из такой стали, нравится, но в марках сталей я совсем не специалист). Легко точиться на обычных (не алмазных) камушках. Не выкрашиваться. В общем, чего-то твердого не нужно.
— Прямое (plain, без серрейтора) лезвие. Прямое лезвие более универсальное.
— Если это складной нож, то только одно лезвие. Обычно, иметь личную открывалку для консервов, шило и т. п. нет необходимости.

тень 01-02-2010 16:45

В поиск не заглядывали?
А зря:
http://guns.allzip.org/topic/5/286782.html

Моры с пластиковыми рукоятями универсальны и отлично вписываются в ваши требования.

flyer 01-02-2010 17:10
quote:
Originally posted by тень:

В поиск не заглядывали?



Заглядывал. В основном, всюду весьма пространные обсуждения «охотничьих ножей» и «ножей выживания». Живопыры всякие весом грамм в 500, длинной больше 15 см и толщиной в четыре миллиметра. Поэтому и выделил два основных требования: вес и компактность, от которых и предлагаю отталкиваться в обсуждении.
quote:
Originally posted by тень:

Моры с пластиковыми рукоятями универсальны и отлично вписываются в ваши требования.



Спасибо за совет, одна мора есть в хозяйстве. Тоже неплохой вариант. Некоторым еще нравится фискарс, который имеет полую ручку за счет чего он полегче, еще и в воде не тонет тень 01-02-2010 18:13
quote:
Originally posted by flyer:
Некоторым еще нравится фискарс, который имеет полую ручку за счет чего он полегче, еще и в воде не тонет

Вот только и ломается он…

http://www.knifelife.ru/articles.html

flyer 01-02-2010 19:01
quote:
Originally posted by тень:

Вот только и ломается он…



Мда, это огорчает. Тем более, что лезвие толстое и из-за этого весь нож обманчиво выглядит прочным. Начнет хозяин своим ножом какую-нибудь щепку отковыривать и все.


перемещено из Нож глазами владельцаmbkm 01-02-2010 19:45

ф1 ихмо, не тяжелый, прочный, универсальный, не дорогой…..

DesignerHP 01-02-2010 19:49
quote:
Originally posted by flyer:

Сталь должна быть попроще (что-то вроде 65Х13, есть нож из такой стали, нравится, но в марках сталей я совсем не специалист).



Кизляровцы будут очень довольны. У меня для таких случаев — Терек 2. Точится обо все, что чуток тверже самого ножа. Тяжеловат малость, но удобный очень.
Я его переточил так, что РК отсутсствует. Угол схождения спусков и есть РК. Получается затачивать очень остро, но такой остроты не надолго хватает.Просто Серый 01-02-2010 19:53

Моры и хутафосы пацанам стыдно показывать, и приходится всё время извиняться)))

Zilraen 01-02-2010 20:00
quote:
— Если это складной нож, то только одно лезвие. Обычно, иметь личную открывалку для консервов, шило и т. п. нет необходимости.

викс сентинель?
если поломовитее — покет бушмен.
вариант — бёрд кара-кара фрн topas 01-02-2010 20:00
quote:
Originally posted by Zilraen:

викс сентинель?


Не.. Тока Скирмиш!
Zilraen 01-02-2010 20:01

о, совсем забыл — опинель! этак десяточка. инокс, разумеется.

Zilraen 01-02-2010 20:03
quote:
Не.. Тока Скирмиш!

о, давно пора предложить милю Просто Серый 01-02-2010 20:09
quote:
Originally posted by topas:

Ы-ы-ы-ы-ы!!!!



Да лано, а какой нож разрубает банку пивную на весу? Я думаю знаете ответ)))))topas 01-02-2010 20:28
quote:
Originally posted by Просто Серый: Да лано, а какой нож разрубает банку пивную на весу? Я думаю знаете ответ)))))
Я догадываюсь, что Вы имеете в виду, но я это проделывал безымянным китайским кухонником-шефом!
Но когда я писал свой глубокомысленный пост «ы-ы-ы-ы-ы» я имел в виду, что солидарен с Вами.
Скучно иметь Хултафорс и Мору…DriL 01-02-2010 20:39

Пару слов немому….
Изначально давайте отделять водный туризм от остального.
Как какой-никакой, а водник, сразу отметаю критерий веса. Если конечно от точки заброса до воды не несколько км, это играет не такую большую роль.
Таким образом могу себе позволить не один, а целых три ножа.
КС Вояджер — легкий, надежный, удобный, легко правится — на карман.
КС Уклейка (Роач Белли) — те же свойства, плюс не жалко отдать на кухню
Трамонтина мачете среднее для лагерно-костровых работ. Дело привычки, но для меня удобнее топора.

нахал 01-02-2010 20:41

Зато нажористо

Phrobis 01-02-2010 21:33

Мора, однозначно. Плюс, можно какой небольшой складничок, в помощь.

GreenKir2901 01-02-2010 22:15

А я вот давно мучаюсь выбором лёгкого фикседа для города. Чтоб и плоский, и удобный, и маленький, и пользоваться можно было, и (Не дай Бог) для СО. Вот, не знаю. Думаю, мож финночку какую, но вот незадача — нетути ихов у нас. Есть лапландия симпотная — с бочонкообразной рукоятью, клином через всю ручку, коротким, правда, с воронением. Но… Не плоская, и клинок мелковат.
Такшо не знаю.

Сорри за оффф

——————
Это и коту понятно

Santyaga78 01-02-2010 22:23

Конечно дело привычки, но почему не Cold Steel Spike? По весу и резучести мало что сравниться…

flyer 01-02-2010 22:25
quote:
Originally posted by DriL:

Изначально давайте отделять водный туризм от остального.
Как какой-никакой, а водник, сразу отметаю критерий веса. Если конечно от точки заброса до воды не несколько км, это играет не такую большую роль.



Согласен.

Сколько вариантов накидали, сажусь просматривать по каталогам.

Вот, кстати, вариант Petzl SPATHA L http://petzl.ru/sport/catalog/229/312.html Весит всего 70 грамм, можно прицепить на карабин, открывается одной рукой, воды не боится. Вот только фиксатора нет.

Кстати, незаслуженно забыли еще одно требование. Походный нож не должен бояться воды, грязи, ну и, понятное дело, когда все забито грязью и в таком состоянии обледенело В этом плане ножи с фиксированным лезвием конечно же имеют серьезное преимущество.

Скай 01-02-2010 23:34

может финочку? какой нить из клинка лаури нержи собрать точица лего на чем угодно рукотяка деревянная легкая дешево и сердито. ну клиночек из нержи можно и другой фирмы

HungryForester 02-02-2010 12:29
quote:
Originally posted by flyer:

В этом плане ножи с фиксированным лезвием конечно же имеют серьезное преимущество.


Столько разной Моры сейчас есть… Наверное, и ножны к ней люди делают более другие, чем штатные…

Однако дополнительно таскать привязанным куда-нибудь к себе Венгер Нью Рейнджер с пилой, открывалками и штопором лично меня бы ничуть не заломало. Хоть это и аж двести граммов.

Va-78 02-02-2010 12:56

Самодельная финка с наборной рукоятью из ударостойкого пластика, плюс кайдексные ножны в классич. стиле — «рыбьим хвостом». Больстер и грибок дюралюминий.
Клинок 10-12.5см., неширокий — 16-20мм., углеродка/нержа по вкусу.

нахал 02-02-2010 01:49

На Петзла это Вы правильно внимание обратили. Невесомый, резучий и приятный руке. Фиксатор (замок) очень ли нужен? Но это если в карман. А фикседа лучше Моры-Хултафорса всё равно не бывает, если о ножах говорить

Японский Городовой 02-02-2010 02:18

колдстил тайваньского разлива
канадиэн белт, роуч белли и т. д.

ronin999 02-02-2010 03:03

Я не могу поверить, что я это пишу. Я не понимаю ножи этой фирмы, они противоречат всем моим эстетическим предпочтениям. Я тоже много раз думал о легком универсальном походном ноже — ЭТО МИЛИТАРИ БГ-42!
Он реально очень легкий, очень резучий но уродливый.

Kazbich 02-02-2010 03:39

Из 65Х13, достаточно простеньких и дешевых — Кизляр «Норд», «Финский», «Стерх», «Таран», «Енот» с резинопластовыми рукоятками. Ничего сверхъестественного, но достаточно приличная эргономика при вполне приемлемой прочности.

Andrew L2 02-02-2010 07:43

Почему молчат фанаты Глоков?

А вообще я за Мору Клиппер. Хорошо бы только какой-нибудь клапан на ножны присобачить, дабы не пролюбить нож.

botanik 02-02-2010 07:58
quote:
Originally posted by Andrew L2:

А вообще я за Мору Клиппер


+1. или Мора-Викинг — она с ножнами чуть-чуть поболее 70 граммов весит. лучше брать из нержавейки имхо.

Mechock 02-02-2010 09:21
quote:
дополнительно таскать привязанным куда-нибудь к себе Венгер Нью Рейнджер с пилой, открывалками и штопором лично меня бы ничуть не заломало

+1.
На аутдор можно и старый взять.
Ну и мора конечно! Манагер 02-02-2010 09:36
quote:
таскать привязанным куда-нибудь к себе Венгер Нью Рейнджер с пилой, открывалками и штопором лично меня бы ничуть не заломало

Слово истины. Получив в подарок Рейнджера уже много лет назад, так его и таскаю на ремне зимой и летом, даже и не ощущается, а уж до чего полезен…Svol 02-02-2010 10:41

Мора + Викс имхо…
сам такой набор юзаю

Taledo 02-02-2010 10:45

Вот! После долгих поисков идеала и юза разных ножиков в водных, горных и зимних походах остановился на таком. Плюсы: вес с ножнами 210 гр, без ножен 160. То есть он, реально легкий за счет конструкции и материала рукоятки (эту РВС-ую (?) фичу с монтажом рукояти очень рекомендую — баланс обалденный и при том легкий нож получается — вещь!). Длина книна 11 см, толщина 3,5 — хватает и побатонить и пошинковать. Форма клина очень резуча — прекрасно строгает, плюс — это скинер, плюс — легализация полноценной гарды. Да, еше прогиб спинки клинка дает идеальный упор для большого пальца, что важно при силовом резе (том же строгании твердых пород дерева). Рукоятка толщиной 2 см не имеет острых граней, «замылена» и ощущается нажористой в руке и плоской под одеждой — носить лучше всего как шейник рукояткой вниз. Материал рукояти не скользит ни в сухом, ни в мокром состоянии. Размокнуть там нечему. Ножны из кайдекса. Фиксируют идеально. Можно бегать, прыгать, падать и даже спать — нож не ощущается — будто прилипает к телу. Легко достается из под одежды и там же прячется, когда не нужен. Дизайн не агрессивный, но с достоинством — и в пир и в мир. Оранжево-черная рукоятка неплохо видна на природе — не потеряешь, но и не портит гармонию окружающей среды — напоминает структуру дерева и на камне, траве, коре — смотрится очень естественно.
По материалам клина я, одназначно, за порошок, кронидур или нерж булат. То есть хорошего реза в походе много не бывает. Начнете выстругивать топорище и сразу поймете ху есть ху…
Минус, такой нож надо заказывать… Я свой заказывал у экс ЮКа, то есть, Алан и Станислав приложили руку. Сделан по мотивам кизлярского «Енота». От «Енота» он конечно отличается как земля от неба. Результатом очень доволен. Материал клинка — 10-ка. У меня она, почему-то даже патиной не покрывается. Коррозийноустойчивость, по ощущениям юза, как у х12мф. То есть очень приличная коррозийноустойчивость.



Kazbich 02-02-2010 11:05
quote:
Originally posted by Taledo:

Сделан по мотивам кизлярского «Енота». От «Енота» он конечно отличается как земля от неба.



«Енот» в люксовом исполнении .

Очень красиво получился.

topas 02-02-2010 11:15
quote:
Originally posted by Kazbich: «Енот» в люксовом исполнении .
В суперлюксовом!
Зависть нехорошее чувство, но я его испытываю….
Андрей, поздравляю!Taledo 02-02-2010 11:25
quote:
Андрей, поздравляю!

Спасибо, Антон! Действительно, невероятно сбалансированый режик получился — сам не ожидал…
А как Алан его свел… Это просто песня!Hanif 02-02-2010 11:29

Ножны классные.
Как легкий фиксед для города рекомендую Морана, вместе с ножнами весит меньше «калаша»

flyer 02-02-2010 11:34
quote:
Originally posted by Kazbich:

Из 65Х13, достаточно простеньких и дешевых — Кизляр «Норд», «Финский», «Стерх», «Таран», «Енот» с резинопластовыми рукоятками. Ничего сверхъестественного, но достаточно приличная эргономика при вполне приемлемой прочности.



Да, к еноту в каталоге интернет-магазина кизляр присматриваюсь, только как назло именно для него не указан вес. Интересует модель с рукоятью из эластрона. Остальные все-таки тяжеловаты и потому не так универсальны.
quote:
Originally posted by Taledo:

После долгих поисков идеала и юза разных ножиков в водных, горных и зимних походах остановился на таком.



Красотища.Taledo 02-02-2010 11:37
quote:
Да, к еноту в каталоге интернет-магазина кизляр присматриваюсь, только как назло именно для него не указан вес. Интересует модель с рукоятью из эластрона. Остальные все-таки тяжеловаты и потому не так универсальны.

195 грамм без ножен и 275 грамм с ножнами.Svol 02-02-2010 11:40
quote:
Originally posted by Taledo:

Вот! После долгих поисков идеала и юза разных ножиков в водных, горных и зимних походах остановился на таком…



Нож красавец botanik 02-02-2010 11:47

нож очень красивый но с ножнами весит почти как большой мультитул. имхо, для походов тяжеловато.

хули ган 02-02-2010 11:50

из складней: швейцарцы-опинели
из фикседов: моры-хулты

стабильное предсказуемое качество занедорого

Kazbich 02-02-2010 11:51
quote:
Originally posted by flyer:

как назло именно для него не указан вес. Интересует модель с рукоятью из эластрона.



Басселардовцы пишут, что 188 грамм.
http://www.knife.ru/index.php?1=1&do=view&id=1850&treeid=1&producer=%CA%E8%E7%EB%FF%F0
Кстати, они последнее время вроде как из Z60 вместо 65Х13.
Noboru 02-02-2010 11:53

Стерх и Финский не оченно подходят на роль личного походного ножа. Но это мнение мое, личное, основанное на опыте их использования. А вот НСК Стерх в принципе, годится. Не смотря на то, что складной. В не зависимости от того, какой у меня нож на поясе, НСК Стерх всегда в кармане.

Еще Финка-2 от АиР вроде ничего так — легкая, маленькая, правда не очень удобная рукоять и лезвие тонковато — но если ящики и консервы не вскрывать, должно сойти.

На весеннюю поеду с финкой. Посмотрим.
Исчо якута якутского возьму, для сравнения.

Карт 02-02-2010 12:17
quote:
Originally posted by Японский Городовой:
колдстил тайваньского разлива
канадиэн белт, роуч белли и т. д.

+1

two_knives 02-02-2010 12:20

«Шрапнель» от Extrema ratio. Второй год мой лучший друг в лесу и на воде. 200 грамм ,удобные, заточенные под быстрое извлечение, ножны. Полный хвостовик. Надёжная сталь. Поверил в нож с первого прикосновения. 6,3 в обухе, но режет как бритва — компенсирует ширина лезвия. Полная и быстрая разборка при помощи монетки и т. д.

Kazbich 02-02-2010 12:31
quote:
Originally posted by two_knives:

«Шрапнель» от Extrema ratio.



Для такой толщины обуха — вес действительно на удивление небольшой. Но цена… .
тень 02-02-2010 12:33
quote:
«Шрапнель» от Extrema ratio

При его ценнике Фалк Ф1 и Пендлетон Хантер от Линна Т.-дешёвка. Черный пес 02-02-2010 12:41

После приобретения ножа у Павла (тема «Яблоневый скандинав»),остальная коллекция пылится под стеклом шкафа. На работе на поясе Смерш-3 6мм обух от Нокса (не жалко),в городе в кармене брюк складной Пика от Бенч.
Но для леса пашкин скандинав среднего размера — легок, надежен,удобен и режет великолепно. К тому же красив — это оценивают все, особенно дамы

sabeltiger 02-02-2010 13:10

походный нож?
фиксед: Мора (клинок 10 см не более), носить в ножнах на себе.
складень: Фалкнивен или ЕКА (носить на теле, желат-но привязать на шнурок, чтобы не потерять при беге).

Дорогие ножи лучше не брать. Мора идеально подойдёт. Также следует брать с собой маленький брусок для правки лезвия.

botanik 02-02-2010 13:25
quote:
Originally posted by sabeltiger:

складень: Фалкнивен или ЕКА (носить на теле, желат-но привязать на шнурок, чтобы не потерять при беге).


наверно, многопредметник будет практичнее однолезвийных фолдеров

GAU-8A 02-02-2010 13:33

Что ж сыграть-то?
— «Морку»!

sabeltiger 02-02-2010 13:44

какой нож окажется при себе (не утоплен, не потерян, не сломан и не забыт воткнутым в пень..) — тем и придётся пользоваться, потому нужно принять меры, чтобы нож всегда был «на теле».
А умение им пользоваться — это отдельная тема.

sabeltiger 02-02-2010 13:47

цитата: наверно, многопредметник будет практичнее


но не надёжнее, а желательно брать складень с надёжной, крепкой конструкцией

botanik 02-02-2010 13:50

для тех дел, когда необходима надежность, лучше, по-моему, использовать фиксед. а складень для мелких бытовых и ремонтных операций.

Черный пес 02-02-2010 14:31

ИМХО — один нож все равно все операции не сделает.
У меня в лесу несколько инструментов:
1.Нескладной небольшой скандинав.
2.Мультитул Gerber мод.»Legend scout» с плоскогубцами.
3.Минимультитул Salewa(с малнькими ножницами)- размер с одноразовую зажигалку.
4.Маленький топор охотничий «Олень» пр-ва Вяча.
5.Пила-ножевка складная Fiskars.
6.Точилка в виде авторучки Victorinox.

Taledo 02-02-2010 14:45
quote:
Кстати, они последнее время вроде как из Z60 вместо 65Х13.

У меня кизлярский «Енот» из Х12МФ. Брал на Арсенале за 2,5 т.рKrolik73 02-02-2010 16:07

Мне кажется-ВИКС не перегруженный всякими прибамбасами. ИМХО . За кольцо куда хочешь прицепишь.

sha-man 02-02-2010 22:11

Если бы 15 лет назад, когда я еще шаркался по горам, у меня был бы F1, я бы себя чувствовал вполне счастливым человеком.

kU 02-02-2010 23:47
quote:
Originally posted by тень:

Вот только и ломается он…

http://www.knifelife.ru/articles.html


Чтобы в реальности ТАК насиловать личный нож в походе, нужно быть мудаком, который заслуживает всяческих бед и приключений на свою голову. Выбираем нож для похода или на конкурс «а ну-ка разломай»?….
Фискарс — отличный нож для реальных, а не воображаемых походных задач, особенно за свои деньги.

Predalien 03-02-2010 12:55

а я бы — взял бы ахти финман(такой основным таскаю)(либо аировского пескаря в БЕРЕСТЕ), а к нему вдобавок КС мини-пендель.

——————
не стоит убегать от снайпера — умрешь уставшим!

Kazbich 03-02-2010 01:42
quote:
Originally posted by Taledo:

У меня кизлярский «Енот» из Х12МФ. Брал на Арсенале за 2,5 т.р



Из Х12МФ идет вроде бы тоько с кожаной наборной рукояткой. А из Z60 — обычный с резинопластовой. Ну и цена раза в два ниже.
тень 03-02-2010 07:13
quote:
Originally posted by kU:

Чтобы в реальности ТАК насиловать личный нож в походе, нужно быть мудаком, который заслуживает всяческих бед и приключений на свою голову. Выбираем нож для похода или на конкурс «а ну-ка разломай»?….
Фискарс — отличный нож для реальных, а не воображаемых походных задач, особенно за свои деньги.


Я где-то сказал другое?
«Предупреждён-значит, вооружён».Kazbich 03-02-2010 07:35
quote:
Originally posted by kU:

Выбираем нож для похода или на конкурс «а ну-ка разломай»?….
Фискарс — отличный нож для реальных, а не воображаемых походных задач, особенно за свои деньги.



Насчёт Фискарс не скажу, а у Моры вроде бы бывали некоторые проблемы с пластмассой при сильных морозах. С другой стороны — ну вряд ли его кто-то на железобетон с 10 метров будет при -20 Цельсия регулярно ронять.
Mechock 03-02-2010 08:59
quote:
у Моры вроде бы бывали некоторые проблемы с пластмассой при сильных морозах

Врут. Валялся клипер в железном контейнере на даче у друга, были охренеть морозы. А потом вот приспичило с него ручку сбить, чтоб лезвие использовать для других целей. Заманались лупить молотком, чтоб потрескать пластик. Потом забили на молоток и опалили его на свечке.

Я еще больше зауважал после этой ситуации моры.

Taledo 03-02-2010 10:06
quote:
Из Х12МФ идет вроде бы тоько с кожаной наборной рукояткой. А из Z60 — обычный с резинопластовой. Ну и цена раза в два ниже.

Цена, да, ниже. А рукоятка у меня на х12мф — резинопластовая.
Джо 03-02-2010 11:52
quote:
Originally posted by Taledo:
Сделан по мотивам кизлярского «Енота».

Скорее по мативам LSE 2

quote:
Originally posted by flyer:
[B Да, к еноту в каталоге интернет-магазина кизляр присматриваюсь, только как назло именно для него не указан вес. Интересует модель с рукоятью из эластрона. [/B]

Тогда точно LSE 2 .

topas 03-02-2010 23:37
quote:
Originally posted by Джо: Скорее по мативам LSE 2
Кстати да! На Линдер больше похоже. Но это ни в коем разе не в минус ножу. Акромя тока в плюс!
flyer 04-02-2010 12:02
quote:
Originally posted by Taledo:

195 грамм без ножен и 275 грамм с ножнами.



quote:
Originally posted by Kazbich:

Басселардовцы пишут, что 188 грамм.



Спасибо за информацию!

Кстати, фискарс весит всего 69 грамм http://www.fiskars-tools.ru/mode.4432-id.5404-type.html Если в каталоге не врут. Наверное, это без ножен. В любом случае довольно легко получается.

flyer 05-02-2010 12:05

Взвесил мору (K J Eriksson Mora-Sweden Carbon Steel) 78 г без ножен, с ножнами 106 г, тоже неплохо. Выходит, что не намного тяжелее фискарса, а ручка попрочнее будет.

Kazbich 06-02-2010 03:51

Лежит рядом с кроватью (плохие сны отгонять ) Mora Scaut. Старенькая (покупал — ощущение, что на прилавке не меньше трёх лет прожила). Углеродка. С полноценной «перекладиной». Резучая . Вес — даже с кожаными ножнами — ну грамм 100, от силы.

flyer 06-02-2010 10:11
quote:
Originally posted by Kazbich:

Лежит рядом с кроватью (плохие сны отгонять ) Mora Scaut. Старенькая (покупал — ощущение, что на прилавке не меньше трёх лет прожила). Углеродка. С полноценной «перекладиной». Резучая . Вес — даже с кожаными ножнами — ну грамм 100, от силы.



Да, похоже что ни придумывай, а Mora — идеальный вариант. Можно приобрести в обычном магазине не только в Москве и Питере, стоит недорого, легкая, есть в варианте с обычной сталью (не углеродка), легкая, прочная, яркая ручка, пластиковые ножны (можно легко утаить в мешке). Разве что для горных походов, когда каждый грамм на счету, можно предпочесть море фискарс.sabeltiger 08-02-2010 12:32

а Mora — идеальный вариант.

А еще Мора классно строгает дерево — сухое, живое и т.д. Так что универсальный нож для похода!

vsevles 08-02-2010 13:48
quote:
Originally posted by flyer:

Легкий личный походный нож

Основные критерии:
— Вес. Пожалуй, один из самых важных критериев, особенно, для горного туризма. Нож обязан быть легким.
— Компактность. Излишне массивная ручка, толстое тяжелое лезвия походному ножу ни к чему.

Дополнительные:
— Сталь должна быть попроще (что-то вроде 65Х13, есть нож из такой стали, нравится, но в марках сталей я совсем не специалист). Легко точиться на обычных (не алмазных) камушках. Не выкрашиваться. В общем, чего-то твердого не нужно.
— Прямое (plain, без серрейтора) лезвие. Прямое лезвие более универсальное.



Мора, Мора и еще раз Мора! (с) Я.

Bonart 08-02-2010 14:29
quote:
Легкий личный походный нож

хулт гров переделанный слегка хули ган 08-02-2010 14:34
quote:
хулт гров переделанный слегка

а фото?flyer 08-02-2010 22:15
quote:
Originally posted by Bonart:

хулт гров переделанный слегка



Спасибо, тоже интересно смотрится, есть и модели из нержавейки, вес совсем небольшой, цена гуманная. Надо будет про них почитать.
36and6 06-06-2010 15:08

Помимо веса ещё важный фактор — заметность.
Много раз терял свои ножики в зарослях и даже не в зарослях, а просто на поляне где лагерь разбит.
Недавно купил вот такой нож BACHO, название модели не знаю, сайт у этой фирмы просто безумный по навигации. И найти его в каталоге не удалось.
Продавался на рынке в хозяйственных палатках. Цена 500р.
Точится хорошо, режет нормально, в руке не скользит, даже мокрая, за счёт обрезиненой рукояти.
Нержа в обухе толщина 2мм, но почти не гнётся.
Вес ножа 77гр
Ну и самое главное — это ножны.
Ножны «засчёлкивают» нож когда его вставляешь. Держится не слишком надёжно, но пока выпадений не было.
На ножнах удобный подвес на ремень, правда сам предпочитаю носить на ноге в боковом брючном кармане, посередине бедра.
Оранжевый цвет в нашей природе не встречается, потому ножик всегда на виду.
Вес ножен 30 гр



хули ган 06-06-2010 22:44
quote:
Originally posted by 36and6:
Недавно купил вот такой нож BACHO, название модели не знаю, сайт у этой фирмы просто безумный по навигации. И найти его в каталоге не удалось.
= мора-клипер

PS может не «BACHO» a «BAHCO»??

Японский Городовой 06-06-2010 22:51

В. A. Hjorth & Company, думаю, контрактное производство у моровского OEM

Пан 07-06-2010 17:29
quote:
Originally posted by хули ган:
= мора-клипер


+1
Всплывала уже тема с такими ножами (сегодня у меня поиск на ганзе что-то глючит, ничего найти не могу). Выпускаются Морой, только клеймо ставят другое. И ножи такие у нас в Оби (сеть магазинов такая ) продавались, никаких претензий от пользователей не было: а что Мора она везде Мора
sus_scorfa 07-06-2010 18:28

Мора+викс или хотя бы открывашка.
Купленный rat folder 1 в походах еще не проверялся.

Пан 08-06-2010 07:58
quote:
Originally posted by хули ган:
офф — потру чуть позже
есть город Обь — звучит двусмысленно (для некоторых ), примерно как «у нас в Звенигороде»


Чтобы г.Обь с магазином Оби не путали, поправил в исходном посте.
Amon-ja 08-06-2010 16:46

Предпочитаю для всех видов долгосрочных походов как основной режик нож ФЕНИКС как второстепенный складень браконьер от нокса но я то и сам товарищь не мелкий так что эт на любителя ИМХО.

alexey-al 08-06-2010 17:09
quote:
Держится не слишком надёжно, но пока выпадений не было.

Тоже такая проблема была и выпадения были. Решил наклеиванием 8 небольших полосок изоленты, вовнутрь ножен, держит теперь отлично. Не выпадает и вынимается без проблем.

+1 за мору для походного ножа. ) В дополнение к море ещё, обычно, опинель 10ка.

хули ган 08-06-2010 18:51
quote:
Originally posted by Amon-ja:
…нож ФЕНИКС…
??
Amon-ja 09-06-2010 01:00

Originally posted by Amon-ja:
…нож ФЕНИКС…

??

феникс это кизлярский холодное оружие

тень 09-06-2010 06:34

Ножей с названием «Феникс» кто только не выпускает.

Amon-ja 09-06-2010 17:47

эт точно сразу не подумал

——————
сменяю последнюю рубашку на наган и шашку

kU 09-06-2010 18:21

У знакомого моего дача была в кооперативе «Феникс». За пять лет горели три раза….

guns.allzip.org

Туристические ножи | Выживание в дикой природе

Конечно, порезать хлеб, открыть конверт или перерезать шнурок можно каждым ножом или тем предметом, который имеет некое подобие режущей кромки, — например, осколком стекла. Только удобней все-таки это делать ножом, именно для этого предназначенным. Не много смысла орудовать на кухне обоюдоострым кинжалом или потрошить охотничью добычу тяжелым и неуклюжим тесаком. Точно также не удастся быстро и безопасно перерезать толстый канат маленьким складничком. В основе удобства, производительности и безопасности всякой работы лежит правильный выбор инструмента, и нож не составляет здесь никакого исключения. Поэтому материалы на эту тему можно объединить под общим названием — «Ваш выбор». Мы надеемся, что статьи этой рубрики помогут многим пользователям найти и выбрать именно тот нож, который им нужен.Для начала попробуем определить, какой нож лучше всего пригодился бы нам в загородной поездке, туристическом походе или вообще каком-либо путешествии в условиях дикой природы. Конечно, разница в условиях путешествия, если сравнивать однодневный выезд на рыбалку или шашлыки с походом по глухой тайге, будет огромна, но для выбора ножа она имеет не столь принципиальное значение. Дело в том, что и во время 1-2-дневной прогулки по ближайшим окрестностям, и месячного пребывания вдали от цивилизации вы будете делать ножом практически то же самое. Разница заключается только в том, что пару-тройку дней можно и перетерпеть, работая неудачно выбранным ножом. Зато в длительном походе любая мелочь может испортить отдых, если с вашим снаряжением что-то не в порядке.

Еще одна характерная особенность, проявляющаяся в условиях удаления от цивилизации: трудности с заменой испорченного снаряжения. Если подведет дешевый китайский нож во время короткой загородной прогулки, попросту выбросите его к чертовой матери и по возвращении купите себе более подходящий. В глуши такая авария приведет к тому, что останетесь вообще без ножа со всеми вытекающими из этого последствиями. А вот в обратную сторону это правило не действует! Вы определенно ничего не потеряете, пользуясь добротным, качественным снаряжением даже на прогулке в лесопарке.

Ну вот, пока мы с вами занимались общими рассуждениями, ой, есть-то как хочется! А обед надо самому себе приготовить, глушь ведь вокруг, до ближайшего ресторана далеко. Вот именно приготовление пищи и окажется той работой, для которой вам чаще всего понадобится нож в походе, тем более что аппетит на свежем воздухе всегда отменный. Но и помимо приготовления пищи у ножа в походе найдется много дел. Значит, он должен быть в меру универсальным. Таким, чтобы им можно было и пойманную рыбу выпотрошить, и упаковку разрезать (только не консервные банки!), и колышек остругать, и что-то в снаряжении исправить, например заплатку на разодранную штормовым порывом ветра палатку выкроить.

Что такое универсальный нож? Среднего размера — не большой и не маленький. Слишком большим ножом неудобно будет делать что-то точное, например, ту же рыбу потрошить или использовать при ремонте снаряжения. К тому же слишком большой нож — это лишний вес и дополнительный, болтающийся на поясе и за все цепляющийся предмет, хотя внешне он выглядит убедительно. Достаточно один раз протащить все свое снаряжение на себе через тайгу, тундру или горы, чтобы в следующий раз каждый грамм веса отбирался бы более внимательно. Однако не стоит ударяться в крайности. Маленький вес имеет соответственно маленький нож с коротким клинком, что не может не сказываться на его режущих способностях. Как правило, маленький нож — это маленькая, не всегда удобная рукоять. Зачем искусственно создавать трудности, которых в путешествии и так предостаточно? Ножи с длиной клинка 75125 мм и будут той самой пресловутой золотой серединой, которой стоит придерживаться. Меньшим ножом будет удобнее потрошить, чистить овощи и ремонтировать снаряжение, но неудобно строгать, резать большие куски хлеба или мяса, чистить рыбу. Большим ножом — все наоборот.

Теперь о форме клинка. Всяческие «прибамбасы» (вроде долов, фальш-лезвий, зубьев и так далее) в полевых условиях, поверьте, совсем ни к чему. Поэтому лучше всего выбрать классическую форму клинка с приспущенным к острию обухом (drop point). Главное, чтобы острие было не слишком вытянутое ~ острое и агрессивное: такое сломать всегда легче, да и ножны оно может легко пробить. Но и нож со скругленным концом лезвия очень быстро вам даст понять, что для острия работы находится ничуть не меньше, чем для лезвия.

Далеко обходить я бы советовал обоюдоострые кинжалы, а также копьевидные клинки (spear point). Такие клинки демонстрируют хорошие пробивные способности, а в турпоходе это совсем ни к чему. А вот режут уже намного хуже, потому что спуск идет только с половины ширины клинка. К тому же помогать при резе другой рукой, опираясь на обух, не удастся: если фальшлезвие только мешает, что тогда говорить о лезвии хорошо заточенном.

А вот со всяческими вогнутыми лезвиями нам уж совсем не по пути. Для скиннера, рассчитанного на снятие шкур, такая заточка смысл имеет, но на роль универсального ножа (то есть удобного для разных работ) он и не претендует. Вогнутый спуск хорошо работает до тех пор, пока режем очень мелко — не глубже, чем наполовину ширины спуска. Практически не режем даже, а надрезаем. Далее сопротивление резу нарастает очень даже заметно, и он становится неровным. Кто не верит, пусть попробует отрезать ровный ломоть хлеба от большой буханки таким ножом.

Волнистых или серейторных лезвий я бы тоже советовал избегать. Да, они режут более эффективно и сохраняют режущие способности дольше. Только вот точность резки снижается просто убийственно, а наточить или хотя бы просто поправить такое лезвие в полевых условиях практически невозможно.

Поперечный профиль клинка тоже имеет значение. Лучше всего, если сравнительно толстый (без преувеличения, конечно) в обушке клинок спущен к тонкому, хорошо режущему лезвию. Плоский спуск, такой остренький, вытянутый треугольник в поперечном сечении, обеспечивает равномерное сопротивление разрезаемого материала, а значит, равномерным будет и прилагаемое усилие, независимо от глубины реза. Для универсального ножа такое поперечное сечение клинка явно предпочтительней. Плоский спуск, начинающийся несколько ниже (не от самого обушка) обеспечивает большую прочность клинка, что всегда неплохо. Пока плоская, без спуска, часть клинка не слишком широка по отношению к его общей ширине, такая геометрия не ухудшает сколько-нибудь заметно режущих свойств клинка, и именно таких клинков я бы советовал придерживаться: они идут на втором месте после полностью плоско спущенных.

Раз уж разговор пошел о толщине клинка, какая будет оптимальной? Тонкий клинок легче режет мягкие материалы, но будет чрезмерно прогибаться при резке более твердых, например дерева. Нож с тонким упругим клинком (филейный нож) очень даже пригодится, если вы собрались на серьезную рыбалку и предстоит разделка большого количества рыбы: он специально на это и рассчитан. Опять-таки, смотря какая рыба. Филе лосося он нарежет легко, а вот уверенно снять чешую с более привычного для нас карпа, леща, судака «тонкий специалист» вряд ли сможет! Правда, для разделки рыбы существуют и другие ножи, но это уже другая тема, посвященная рыбацким ножам.

Давайте вернемся к ножам туриста, о которых, собственно, речь. В очередной раз подчеркну: нож служит исключительно для резки. Сюда, разумеется, не входит открывание консервных банок. Ножом также не стоит рубить, копать, поддевать или издеваться над ним еще каким-нибудь непотребным образом. Нож из хорошей стали, с толщиной клинка 3-4 мм и шириной 25–35 мм обеспечит необходимый угол заточки, который будет идеальным для реза в турпоходе, да и вообще.

А марка стали! Вот мы и подошли к одному из ключевых моментов. Сейчас все активно увлекаются современными нержавеющими суперсталями, обладающими повышенной коррозионной стойкостью, которые действительно демонстрируют исключительную износостойкость и другие механические свойства. Заточку держат прекрасно: что правда, то правда. Только рано или поздно все равно точить приходится… Именно высокая износостойкость стали определяет, что нож с таким клинком очень трудно точить, особенно в полевых условиях: его даже подтачивать непросто, имея в руках походную алмазную точилку наивысшего качества. К тому же твердость всегда идет рука об руку с хрупкостью, а последняя имеет свойство возрастать при низких температурах. Исходя из этих соображений, я советую воздержаться от выбора клинков, изготовленных из сверхсталей (например, BG-42, ATS-34,154СМ, S30V и т. п.), и придерживаться все той же «золотой середины» (например, 440C, AUS-8, VG-10 и других сталей, содержащих около 1 % углерода). На самом деле, все из перечисленных сталей — первоклассный клинковый материал. Следует только помнить, что наточить (или подточить) клинок из особо прочной стали гораздо трудней, а выщербить или сломать — легче. Необходимый минимум для того, чтобы клинок держал заточку (хотя бы в первом приближении) _это стали с содержанием углерода 0,55-0,60 %, поэтому стали «ниже» 440А, AUS-б или их аналогов я бы не советовал использовать. Клинок, выполненный из стали с более низким содержанием углерода (например, 420) даже «не прикидывается», что держит заточку, и вы просто замучаетесь бесконечно его подтачивать, особенно в полевых условиях. Не советую также выбирать нож с клинком из пружинной стали (типа 1095) или инструментальной быстрорежущей (вроде А-2 или М-2). Хотя они демонстрируют отличные режущие свойства, но уж слишком «охотно» ржавеют, а это дополнительная проблема.

Теперь, когда мы уже более или менее разобрались с клинком, стоит уделить внимание рукояти. Тут я, признаюсь, солидарен с экспертами ЭКЦ при МВД РФ целиком и полностью: никакой гарды. Только причина здесь совсем другая, чем при сертификации. В турпоходе гарда будет только мешать — практически при всех видах выполняемых ножом работ. Улучшающее уверенность и безопасность хвата на рукояти углубление под указательным пальцем — всегда пожалуйста.

Конструкция рукояти может быть любой, лишь бы была удобной. Нож, который вроде бы удобно укладывается в руке, когда вы его покупаете в магазине, не обязательно так же удобно будет лежать в замерзшей, усталой и мокрой руке. И никогда — наоборот: к рукояти, которая не лежит в руке еще при покупке ножа, приспособиться в процессе работы просто невозможно.

Сквозной монтаж рукояти, когда хвостовик проходит через нее насквозь, обеспечивает ее надежное и прочное крепление. Но пользоваться рукоятью ножа как молотком — то же самое, что открывать клинком банки с консервами. Нож, у которого хвостовик входит примерно на две трети длины рукояти, будет заметно легче, при этом прочность крепления рукояти вполне достаточна для резки.

Материал рукояти лучше выбрать такой, который требует как можно меньше ухода. С этой точки зрения, современные высокопрочные пластмассы и ламинаты ведут себя намного лучше, чем натуральные материалы, вроде бересты, кожи, дерева, рога, кости. Лучший или, по крайней мере, не худший хват они обеспечивают! А так, дерево размокает в воде, кожа страдает от плесени и грибков. Но привычка, традиция делают свое дело.

То же самое касается материала ножен. Пластмасса или высокопрочный нейлон принесут намного меньше хлопот, чем кожа. Как промокнут, так и высохнут. Загрязнились? Прополоскать, высушить, да и дело с концом. Кожаные _ лучше не мочить, даже если качество выделки кожи высокое и она обработана специальным пропитывающим составом. К тому же в коже содержатся дубильные вещества, которые в условиях повышенной влажности ведут себя очень агрессивно по отношению к стали клинка. В любом случае, выбирая ножны (из синтетики или кожи) проследите обязательно, чтобы они имели вставку из твердой кожи, пластмассы или дерева: это в целях вашей же безопасности.

Деликатный вопрос — возможность использования ножа для самообороны, что для пользователя немаловажно. Однако практика и здравый смысл показывают, что этим фактором можно пренебречь при выборе снаряжения. Вероятность напороться на хулигана или беглого каторжника в городских условиях намного выше, чем в глуши. А в случае «ссоры» со среднего веса бурым медведем или стаей волков гораздо более эффективным оружием могут служить топор, лопатка, наконец, палка или камень.

Может ли нож туриста быть складным, в том числе многолезвийным? Однолезвийный складной нож в исполнении известной фирмы — совсем неплохой вариант, особенно если маршрут проходит через населенные места. Общественное мнение, знаете ли, с ним тоже приходится считаться! Одно дело, когда из вашего кармана едва виднеется конец рукоятки и клипса (даже довольно-таки большого) складного ножа. Другой вариант, когда на всеобщее обозрение выставлены ножны, пусть даже с совсем скромным нескладным ножом. Стоит ли «дразнить гусей», вызывать подозрительные взгляды, а при случае — объясняться с местными органами власти? Подумайте об этом хорошенько.

У складного ножа найдется еще пара преимуществ: например, то, что он всегда занимает меньше места и весит, как правило, меньше, чем нескладной нож с клинком такой же величины вместе с ножнами. Мест, где можно удобно и безопасно разместить складной нож на обвешанном снаряжением путешественнике, — намного больше, чем таких, где можно подвесить ножны с нескладным ножом, пусть даже и небольшим. Недостатки, конечно, тоже имеются. По прочности складной нож всегда уступает нескладному, хотя прочность и того, и другого более чем достаточна, чтобы обеспечить качественный рез. Складной нож по определению представляет собой более сложный механизм, который, как и положено, «грешит» меньшей надежностью. Если решились взять с собой в поход складной нож, постарайтесь выбрать как можно более простую конструкцию, по возможности — без мелких частей и пружинок, которые могут сломаться, потеряться или просто проржаветь.

Что касается многолезвийных ножей, это довольно-таки спорный вопрос. Возможно, шило, открывалка для консервов вам понадобятся… Но дело в том, что все дополнительные приспособления (отвертка, штопор, ножницы) увеличивают вес ножа и толщину рукояти. К тому же лезвие карманного складничка, как правило, слишком короткое и тонкое для нагрузок походной жизни. А если оно к тому же еще и не блокируется в рабочем положении, то это уже небезопасно. Так что, скорее всего, многолезвийный складник в походе останется только вспомогательным ножом.

Иллюстрации

Режущие способности не всегда идут в паре с длиной клинка. Большие ножи с длинными, но толстыми лезвиями режут намного хуже, чем меньшие с тонкими — убедиться в этом можно на толстой веревке.

Слишком большой нож занимает много места и весит немало.

При точных работах большой нож оказывается слишком неуклюжим.

Маленький нож — это, как правило, маленькая, тонкая и не слишком удобная рукоять. Такой подойдет на роль запасного или вспомогательного ножа, но не стоит ограничиваться только им, собираясь в глушь.

Полевой нож фирмы SOG Specialty Knives (сверху) — самый большой нож, которым я могу делать что-то осмысленное, и самый тяжелый, какой я согласен на себе таскать. Fällkkniven F1 (второй сверху) и Spyderco Bill Moran Featherweight — это, по-моему, оптимальные ножи для туриста. А вот Benchmade Tether — слабоват для основного ножа.

Из отечественных — вот эта модель БАСКО очень даже неплоха: размеры, толщина и форма клинка, спуск — все в самый раз для туристического ножа, только вот рукоять бы покруглее сделали.

А вот всяческие убийственно-извращенческие клинки я советую обходить далеко стороной. Единственный прок от них в походе — это дополнительное самоуничижение, если кто любит этим заниматься.

Сравнительно большой складной нож носить удобней, чем меньший, даже нескладной, не говоря уже об общественном мнении.

Если вы берете в поход складной нож, то пусть его механизм будет максимально простым и неприхотливым. BENCHMADE Mini Skirmish с исключительно простым и надежным замком mono lock поехал бы со мной в глушь. Любимый и ежедневно носимый в городских условиях Griptilian (той же фирмы) с замком axis lock остался бы дома. А все по причине двух маленьких пружинок, которые могут сломаться или перержаветь. Будучи дома, пошлю нож производителю, и они его бесплатно починят, потому что срок гарантии кончится еще нескоро. А вот попробуйте выслать их из глухой тайги…

А резать им можно так же хорошо, как нескладным. Ну, скажем, почти так же хорошо, потому что рукоять нескладного ножа почти всегда удобнее лежит в ладони.

survinat.ru

Book: Туристические ножи

Конечно, порезать хлеб, открыть конверт или перерезать шнурок можно каждым ножом или тем предметом, который имеет некое подобие режущей кромки, — например, осколком стекла. Только удобней все-таки это делать ножом, именно для этого предназначенным. Не много смысла орудовать на кухне обоюдоострым кинжалом или потрошить охотничью добычу тяжелым и неуклюжим тесаком. Точно также не удастся быстро и безопасно перерезать толстый канат маленьким складничком. В основе удобства, производительности и безопасности всякой работы лежит правильный выбор инструмента, и нож не составляет здесь никакого исключения. Поэтому материалы на эту тему можно объединить под общим названием — «Ваш выбор». Мы надеемся, что статьи этой рубрики помогут многим пользователям найти и выбрать именно тот нож, который им нужен.

Для начала попробуем определить, какой нож лучше всего пригодился бы нам в загородной поездке, туристическом походе или вообще каком-либо путешествии в условиях дикой природы. Конечно, разница в условиях путешествия, если сравнивать однодневный выезд на рыбалку или шашлыки с походом по глухой тайге, будет огромна, но для выбора ножа она имеет не столь принципиальное значение. Дело в том, что и во время 1-2-дневной прогулки по ближайшим окрестностям, и месячного пребывания вдали от цивилизации вы будете делать ножом практически то же самое. Разница заключается только в том, что пару-тройку дней можно и перетерпеть, работая неудачно выбранным ножом. Зато в длительном походе любая мелочь может испортить отдых, если с вашим снаряжением что-то не в порядке.

Еще одна характерная особенность, проявляющаяся в условиях удаления от цивилизации: трудности с заменой испорченного снаряжения. Если подведет дешевый китайский нож во время короткой загородной прогулки, попросту выбросите его к чертовой матери и по возвращении купите себе более подходящий. В глуши такая авария приведет к тому, что останетесь вообще без ножа со всеми вытекающими из этого последствиями. А вот в обратную сторону это правило не действует! Вы определенно ничего не потеряете, пользуясь добротным, качественным снаряжением даже на прогулке в лесопарке.

Ну вот, пока мы с вами занимались общими рассуждениями, ой, есть-то как хочется! А обед надо самому себе приготовить, глушь ведь вокруг, до ближайшего ресторана далеко. Вот именно приготовление пищи и окажется той работой, для которой вам чаще всего понадобится нож в походе, тем более что аппетит на свежем воздухе всегда отменный. Но и помимо приготовления пищи у ножа в походе найдется много дел. Значит, он должен быть в меру универсальным. Таким, чтобы им можно было и пойманную рыбу выпотрошить, и упаковку разрезать (только не консервные банки!), и колышек остругать, и что-то в снаряжении исправить, например заплатку на разодранную штормовым порывом ветра палатку выкроить.

Что такое универсальный нож? Среднего размера — не большой и не маленький. Слишком большим ножом неудобно будет делать что-то точное, например, ту же рыбу потрошить или использовать при ремонте снаряжения. К тому же слишком большой нож — это лишний вес и дополнительный, болтающийся на поясе и за все цепляющийся предмет, хотя внешне он выглядит убедительно. Достаточно один раз протащить все свое снаряжение на себе через тайгу, тундру или горы, чтобы в следующий раз каждый грамм веса отбирался бы более внимательно. Однако не стоит ударяться в крайности. Маленький вес имеет соответственно маленький нож с коротким клинком, что не может не сказываться на его режущих способностях. Как правило, маленький нож — это маленькая, не всегда удобная рукоять. Зачем искусственно создавать трудности, которых в путешествии и так предостаточно? Ножи с длиной клинка 75125 мм и будут той самой пресловутой золотой серединой, которой стоит придерживаться. Меньшим ножом будет удобнее потрошить, чистить овощи и ремонтировать снаряжение, но неудобно строгать, резать большие куски хлеба или мяса, чистить рыбу. Большим ножом — все наоборот.

Теперь о форме клинка. Всяческие «прибамбасы» (вроде долов, фальш-лезвий, зубьев и так далее) в полевых условиях, поверьте, совсем ни к чему. Поэтому лучше всего выбрать классическую форму клинка с приспущенным к острию обухом (drop point). Главное, чтобы острие было не слишком вытянутое ~ острое и агрессивное: такое сломать всегда легче, да и ножны оно может легко пробить. Но и нож со скругленным концом лезвия очень быстро вам даст понять, что для острия работы находится ничуть не меньше, чем для лезвия.

Далеко обходить я бы советовал обоюдоострые кинжалы, а также копьевидные клинки (spear point). Такие клинки демонстрируют хорошие пробивные способности, а в турпоходе это совсем ни к чему. А вот режут уже намного хуже, потому что спуск идет только с половины ширины клинка. К тому же помогать при резе другой рукой, опираясь на обух, не удастся: если фальшлезвие только мешает, что тогда говорить о лезвии хорошо заточенном.

А вот со всяческими вогнутыми лезвиями нам уж совсем не по пути. Для скиннера, рассчитанного на снятие шкур, такая заточка смысл имеет, но на роль универсального ножа (то есть удобного для разных работ) он и не претендует. Вогнутый спуск хорошо работает до тех пор, пока режем очень мелко — не глубже, чем наполовину ширины спуска. Практически не режем даже, а надрезаем. Далее сопротивление резу нарастает очень даже заметно, и он становится неровным. Кто не верит, пусть попробует отрезать ровный ломоть хлеба от большой буханки таким ножом.

Волнистых или серейторных лезвий я бы тоже советовал избегать. Да, они режут более эффективно и сохраняют режущие способности дольше. Только вот точность резки снижается просто убийственно, а наточить или хотя бы просто поправить такое лезвие в полевых условиях практически невозможно.

Поперечный профиль клинка тоже имеет значение. Лучше всего, если сравнительно толстый (без преувеличения, конечно) в обушке клинок спущен к тонкому, хорошо режущему лезвию. Плоский спуск, такой остренький, вытянутый треугольник в поперечном сечении, обеспечивает равномерное сопротивление разрезаемого материала, а значит, равномерным будет и прилагаемое усилие, независимо от глубины реза. Для универсального ножа такое поперечное сечение клинка явно предпочтительней. Плоский спуск, начинающийся несколько ниже (не от самого обушка) обеспечивает большую прочность клинка, что всегда неплохо. Пока плоская, без спуска, часть клинка не слишком широка по отношению к его общей ширине, такая геометрия не ухудшает сколько-нибудь заметно режущих свойств клинка, и именно таких клинков я бы советовал придерживаться: они идут на втором месте после полностью плоско спущенных.

Раз уж разговор пошел о толщине клинка, какая будет оптимальной? Тонкий клинок легче режет мягкие материалы, но будет чрезмерно прогибаться при резке более твердых, например дерева. Нож с тонким упругим клинком (филейный нож) очень даже пригодится, если вы собрались на серьезную рыбалку и предстоит разделка большого количества рыбы: он специально на это и рассчитан. Опять-таки, смотря какая рыба. Филе лосося он нарежет легко, а вот уверенно снять чешую с более привычного для нас карпа, леща, судака «тонкий специалист» вряд ли сможет! Правда, для разделки рыбы существуют и другие ножи, но это уже другая тема, посвященная рыбацким ножам.

Давайте вернемся к ножам туриста, о которых, собственно, речь. В очередной раз подчеркну: нож служит исключительно для резки. Сюда, разумеется, не входит открывание консервных банок. Ножом также не стоит рубить, копать, поддевать или издеваться над ним еще каким-нибудь непотребным образом. Нож из хорошей стали, с толщиной клинка 3-4 мм и шириной 25–35 мм обеспечит необходимый угол заточки, который будет идеальным для реза в турпоходе, да и вообще.

А марка стали! Вот мы и подошли к одному из ключевых моментов. Сейчас все активно увлекаются современными нержавеющими суперсталями, обладающими повышенной коррозионной стойкостью, которые действительно демонстрируют исключительную износостойкость и другие механические свойства. Заточку держат прекрасно: что правда, то правда. Только рано или поздно все равно точить приходится… Именно высокая износостойкость стали определяет, что нож с таким клинком очень трудно точить, особенно в полевых условиях: его даже подтачивать непросто, имея в руках походную алмазную точилку наивысшего качества. К тому же твердость всегда идет рука об руку с хрупкостью, а последняя имеет свойство возрастать при низких температурах. Исходя из этих соображений, я советую воздержаться от выбора клинков, изготовленных из сверхсталей (например, BG-42, ATS-34,154СМ, S30V и т. п.), и придерживаться все той же «золотой середины» (например, 440C, AUS-8, VG-10 и других сталей, содержащих около 1 % углерода). На самом деле, все из перечисленных сталей — первоклассный клинковый материал. Следует только помнить, что наточить (или подточить) клинок из особо прочной стали гораздо трудней, а выщербить или сломать — легче. Необходимый минимум для того, чтобы клинок держал заточку (хотя бы в первом приближении) _это стали с содержанием углерода 0,55-0,60 %, поэтому стали «ниже» 440А, AUS-б или их аналогов я бы не советовал использовать. Клинок, выполненный из стали с более низким содержанием углерода (например, 420) даже «не прикидывается», что держит заточку, и вы просто замучаетесь бесконечно его подтачивать, особенно в полевых условиях. Не советую также выбирать нож с клинком из пружинной стали (типа 1095) или инструментальной быстрорежущей (вроде А-2 или М-2). Хотя они демонстрируют отличные режущие свойства, но уж слишком «охотно» ржавеют, а это дополнительная проблема.

Теперь, когда мы уже более или менее разобрались с клинком, стоит уделить внимание рукояти. Тут я, признаюсь, солидарен с экспертами ЭКЦ при МВД РФ целиком и полностью: никакой гарды. Только причина здесь совсем другая, чем при сертификации. В турпоходе гарда будет только мешать — практически при всех видах выполняемых ножом работ. Улучшающее уверенность и безопасность хвата на рукояти углубление под указательным пальцем — всегда пожалуйста.

Конструкция рукояти может быть любой, лишь бы была удобной. Нож, который вроде бы удобно укладывается в руке, когда вы его покупаете в магазине, не обязательно так же удобно будет лежать в замерзшей, усталой и мокрой руке. И никогда — наоборот: к рукояти, которая не лежит в руке еще при покупке ножа, приспособиться в процессе работы просто невозможно.

Сквозной монтаж рукояти, когда хвостовик проходит через нее насквозь, обеспечивает ее надежное и прочное крепление. Но пользоваться рукоятью ножа как молотком — то же самое, что открывать клинком банки с консервами. Нож, у которого хвостовик входит примерно на две трети длины рукояти, будет заметно легче, при этом прочность крепления рукояти вполне достаточна для резки.

Материал рукояти лучше выбрать такой, который требует как можно меньше ухода. С этой точки зрения, современные высокопрочные пластмассы и ламинаты ведут себя намного лучше, чем натуральные материалы, вроде бересты, кожи, дерева, рога, кости. Лучший или, по крайней мере, не худший хват они обеспечивают! А так, дерево размокает в воде, кожа страдает от плесени и грибков. Но привычка, традиция делают свое дело.

То же самое касается материала ножен. Пластмасса или высокопрочный нейлон принесут намного меньше хлопот, чем кожа. Как промокнут, так и высохнут. Загрязнились? Прополоскать, высушить, да и дело с концом. Кожаные _ лучше не мочить, даже если качество выделки кожи высокое и она обработана специальным пропитывающим составом. К тому же в коже содержатся дубильные вещества, которые в условиях повышенной влажности ведут себя очень агрессивно по отношению к стали клинка. В любом случае, выбирая ножны (из синтетики или кожи) проследите обязательно, чтобы они имели вставку из твердой кожи, пластмассы или дерева: это в целях вашей же безопасности.

Деликатный вопрос — возможность использования ножа для самообороны, что для пользователя немаловажно. Однако практика и здравый смысл показывают, что этим фактором можно пренебречь при выборе снаряжения. Вероятность напороться на хулигана или беглого каторжника в городских условиях намного выше, чем в глуши. А в случае «ссоры» со среднего веса бурым медведем или стаей волков гораздо более эффективным оружием могут служить топор, лопатка, наконец, палка или камень.

Может ли нож туриста быть складным, в том числе многолезвийным? Однолезвийный складной нож в исполнении известной фирмы — совсем неплохой вариант, особенно если маршрут проходит через населенные места. Общественное мнение, знаете ли, с ним тоже приходится считаться! Одно дело, когда из вашего кармана едва виднеется конец рукоятки и клипса (даже довольно-таки большого) складного ножа. Другой вариант, когда на всеобщее обозрение выставлены ножны, пусть даже с совсем скромным нескладным ножом. Стоит ли «дразнить гусей», вызывать подозрительные взгляды, а при случае — объясняться с местными органами власти? Подумайте об этом хорошенько.

У складного ножа найдется еще пара преимуществ: например, то, что он всегда занимает меньше места и весит, как правило, меньше, чем нескладной нож с клинком такой же величины вместе с ножнами. Мест, где можно удобно и безопасно разместить складной нож на обвешанном снаряжением путешественнике, — намного больше, чем таких, где можно подвесить ножны с нескладным ножом, пусть даже и небольшим. Недостатки, конечно, тоже имеются. По прочности складной нож всегда уступает нескладному, хотя прочность и того, и другого более чем достаточна, чтобы обеспечить качественный рез. Складной нож по определению представляет собой более сложный механизм, который, как и положено, «грешит» меньшей надежностью. Если решились взять с собой в поход складной нож, постарайтесь выбрать как можно более простую конструкцию, по возможности — без мелких частей и пружинок, которые могут сломаться, потеряться или просто проржаветь.

Что касается многолезвийных ножей, это довольно-таки спорный вопрос. Возможно, шило, открывалка для консервов вам понадобятся… Но дело в том, что все дополнительные приспособления (отвертка, штопор, ножницы) увеличивают вес ножа и толщину рукояти. К тому же лезвие карманного складничка, как правило, слишком короткое и тонкое для нагрузок походной жизни. А если оно к тому же еще и не блокируется в рабочем положении, то это уже небезопасно. Так что, скорее всего, многолезвийный складник в походе останется только вспомогательным ножом.




Иллюстрации

Режущие способности не всегда идут в паре с длиной клинка. Большие ножи с длинными, но толстыми лезвиями режут намного хуже, чем меньшие с тонкими — убедиться в этом можно на толстой веревке.


Слишком большой нож занимает много места и весит немало.


При точных работах большой нож оказывается слишком неуклюжим.


Маленький нож — это, как правило, маленькая, тонкая и не слишком удобная рукоять. Такой подойдет на роль запасного или вспомогательного ножа, но не стоит ограничиваться только им, собираясь в глушь.


Полевой нож фирмы SOG Specialty Knives (сверху) — самый большой нож, которым я могу делать что-то осмысленное, и самый тяжелый, какой я согласен на себе таскать. Fällkkniven F1 (второй сверху) и Spyderco Bill Moran Featherweight — это, по-моему, оптимальные ножи для туриста. А вот Benchmade Tether — слабоват для основного ножа.


Из отечественных — вот эта модель БАСКО очень даже неплоха: размеры, толщина и форма клинка, спуск — все в самый раз для туристического ножа, только вот рукоять бы покруглее сделали.


А вот всяческие убийственно-извращенческие клинки я советую обходить далеко стороной. Единственный прок от них в походе — это дополнительное самоуничижение, если кто любит этим заниматься.


Сравнительно большой складной нож носить удобней, чем меньший, даже нескладной, не говоря уже об общественном мнении.


Если вы берете в поход складной нож, то пусть его механизм будет максимально простым и неприхотливым. BENCHMADE Mini Skirmish с исключительно простым и надежным замком mono lock поехал бы со мной в глушь. Любимый и ежедневно носимый в городских условиях Griptilian (той же фирмы) с замком axis lock остался бы дома. А все по причине двух маленьких пружинок, которые могут сломаться или перержаветь. Будучи дома, пошлю нож производителю, и они его бесплатно починят, потому что срок гарантии кончится еще нескоро. А вот попробуйте выслать их из глухой тайги…


А резать им можно так же хорошо, как нескладным. Ну, скажем, почти так же хорошо, потому что рукоять нескладного ножа почти всегда удобнее лежит в ладони.

www.e-reading.club

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *