Российский истребитель пятого поколения Т-50 вышел на завершающие испытания
Истребитель пятого поколения Т-50 (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации — ПАК ФА) проходит финальные проверки, говорится в годовом отчете ПАО «Сухой».На завершающей стадии испытаний находится перспективный авиационный комплекс 5-го поколения
— говорится в отчете.В конце мая заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров сообщил, что промышленность готова начать серийное производство новейшего истребителя пятого поколения.
Промышленность готова и по технологиям, и по обеспеченности научными кадрами, и по производственным мощностям. Как только будет понятно, что технические характеристики устраивают заказчика, выходим и производим
— сказал «Интерфаксу» Бочаров, курирующий авиационную отрасль.Заместитель министра отметил, что в РФ идет «нормальный процесс по всем перспективным комплексам».
Т-50 — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый «ОКБ Сухого». Он оснащен принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа.
Первый полет ПАК ФА состоялся 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре.
Первые самолеты летают с двигателем «первого этапа».
21 ноября 2016 года в пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) сообщили, что осуществлен первый наземный пуск перспективного двигателя для истребителя ПАК ФА (Т-50).
Там отметили, что разработку двигателя ведет «ОКБ им. А.Люльки», а запуск двигателя-демонстратора был проведен на Лыткаринском машиностроительном заводе.
Согласно открытым данным, ПАК ФА будет отвечать следующим требованиям: сверхзвуковой полет без форсажа, малая заметность (для радиолокационных, оптических, акустических и иных систем обнаружения), сверхманевренность и способность совершать относительно короткие взлет и посадку.
topwar.ru
Т-50 — истребитель пятого поколения. Характеристики российского истребителя Т-50
Вскоре Военно-воздушные силы РФ получат новейший истребитель 5-го поколения Т-50. Самолет стоит дорого, около ста миллионов долларов США в пересчете на сегодняшний курс валюты, и у рядового налогоплательщика вполне может возникнуть вопрос о целесообразности траты столь значительной денежной суммы.
Зачем нам ПАК ФА, и другие вопросы
Нужна ли такая недешевая «игрушка» нашим военным, есть ли в ней насущная необходимость и какова будет ее роль в обеспечении мирного неба над нашей страной? С какими противниками самолету предстоит встретиться в предположительных и вероятных воздушных схватках? Сможет ли он выйти из них победителем и какова вероятность такого исхода? Какие задачи предстоит решать этому «фронтовому авиакомплексу», да еще и перспективному? Каковы его возможности и характеристики? И кто первый начал очередной виток военно-воздушной гонки? Последний вопрос и может стать ключом для ответа на все остальные.
Гонка в воздухе
Гонка вооружений происходила в истории человечества всегда. Преимущества армии, владеющей наиболее совершенными образцами техники, если не на все сто процентов, то, по крайней мере, существенно влияли на исходы войн. С середины сороковых годов началось бурное развитие реактивной авиации. Одно за другим сменялись поколения истребителей, каждое из которых отличалось от предыдущего все лучшими техническими характеристиками: скоростью, скороподъемностью, потолком, маневренностью, калибром и количеством стволов бортового стрелкового вооружения, наличием и числом ракет различного типа, средствами обнаружения и навигации. Всего поколений пока было пять. К последнему из них относятся американские F-22 и F-35, китайский J-20 и российский Т-50. Истребитель пятого поколения сразу по внешнему виду можно отличить от самолетов, еще совсем недавно считавшихся последним словом авиационной техники.
Внешние отличия
Итак, каковы же внешние признаки новейших самолетов-перехватчиков? Первое и главное отличие их состоит в несколько угловатых очертаниях, непривычных после красивых плавных силуэтов МиГов, «Сейбров», «Фантомов» и «Сухих», к которым все привыкли за последние десятилетия. Разумеется, эстетика здесь не при чем. Внешние обводы, состоящие из пересекающихся под определенным углом плоскостей, обусловлены возможностью поверхностей отражать радарные излучения так, чтобы как можно в большей степени они не возвращались на приемную антенну локатора, а уходили куда-то в сторону. Тем же требованием продиктовано и отсутствие или минимизация вооружений на внешних подвесках, которые из-за сложной геометрической формы «светятся» особенно ярко. Люди, немного понимающие в авиации, отметят и третий признак, по которому можно отличить истребитель пятого поколения. ПАК ФА Т-50, как и его зарубежные собратья-современники, обладает поворотным вектором тяги. Если перевести этот технический термин на общепонятный язык, это означает, что сопла имеют возможность поворачиваться относительно продольной осевой линии в двух или трех плоскостях. Во всем остальном самолеты пятого поколения имеют примерно такую же конструкцию, как и предыдущие модели.
Материалы
Внешний вид техники не позволяет судить о многих других параметрах, недоступных глазу. Новый истребитель пятого поколения Т-50 сделан не только из титановых и алюминиевых сплавов, в значительной степени (практически наполовину) его конструкция выполнена с применением композитных пластиковых материалов. Технологические достижения химической продукции открыли дорогу использованию полимеров для изготовления деталей, которые ранее делались только из металла. Это сразу же решило множество проблем: стал меньшим вес, опасность эксплуатационной коррозии тоже снизилась, но главным эффектом стала малая заметность для средств ПВО. Полимерные цепочки служат своеобразным демпфером, гасящим высокочастотные излучения. Последние достижения в этой области нашли применение в материалах изготовления Т-50. Истребитель пятого поколения должен быть сверхманевренным, малозаметным и обладать сверхзвуковыми скоростными характеристиками. Следовательно, ему необходимо быть легким, прочным и отражать как можно меньше высокочастотных излучений.
«Раптор» — «первый блин»
Американцы оказались пионерами в области внедрения принципов пятого поколения истребительной авиации. Они же и вкусили первые горькие плоды опыта.
Низкая радиолокационная заметность, ставшая насущной необходимостью в условиях современной войны, создала авиаконструкторам огромное количество проблем. Представления об аэродинамике пришлось пересмотреть, что заметно ухудшило летные качества. Пострадала и прочность. «Раптор» выдерживает меньшие нагрузки, чем «Фантом», бывший «рабочей лошадью» ВВС США еще во время Вьетнамской войны (4,95g/0,8 мах у F-22 против 5,50g/0,8 мах у F-4E). Скорость его тоже ниже, чем у самолетов, разработанных в конце 50-х годов, и получивших боевой опыт в 60-е.
Скромные летные характеристики обусловлены и необходимостью внутрифюзеляжного размещения вооружений. МиГи, «Фантомы» и «Томкэты» несли ракеты под крыльями, а почти все внутреннее пространство их занимали силовая установка, топливные баки, кабина экипажа, авионика и другие важные узлы. Ясное дело, дополнительный объем ухудшает аэродинамику. А это влечет за собой очень серьезные последствия. Если «Раптор» все же будет обнаружен, и по нему противник выпустит ракету, то все, что останется пилоту, это заблаговременно катапультироваться. Уйти от удара шансов мало.
Стоит американский самолет примерно 350 миллионов. Один час его полета, учитывая эксплуатационные расходы и оплату труда пилота «тянет» на 44 000 $. Это дорого. «Раптор» F-22 уже снят с производства.
Китайский «черный орел»
В КНР реактивные истребители начали строить с опозданием на одно поколение. На заре народной авиапромышленности собственных конструкций не было, копировались советские самолеты. Поэтому свой «Стеллс» J-20 китайцы скромно относят к четвертому поколению, хотя по мировым стандартам он скорее соответствует пятому. О «Ченду» известно мало, но судя по внешнему виду, он во многом остается носителем идей советских конструкторов.
Несостоявшийся проект МиГ-1.44 вдохновил инженеров Chengdu Aircraft Industry Corporation на создание сходной композиционной схемы. От российских самолетов «Черный орел», как называют также J-20, получил и двигатели. Для истребителя пятого поколения Т-50 конструкторы КБ «Сухой» предусмотрели двухконтурные силовые установки с переменным в двух плоскостях вектором тяги. Подробности неизвестны, но тягу два двигателя развивают до 18 тонн, что, конечно же, больше, чем у J-20.
Еще один американец
В конце восьмидесятых в США началась амбициозная программа по перевооружению Корпуса морской пехоты. Для замены «Хорнета» F-18 требовался новый самолет, обладающий некоторыми из признаков следующего поколения авиатехники. Задача усложнялась двумя требованиями, предъявленными Пентагоном: возможностью морского корабельного базирования и как можно меньшей стоимостью. Победил в конкурсе самолет, разработанный фирмой Локхид-Мартин F-35 «Лайтинг» («Молния»). По своим летным и эксплуатационным характеристикам, а также по боевым качествам он уступает даже российским перехватчикам класса Су-35. Т-50, истребитель пятого поколения, значительно превосходит его практически по всем параметрам.
Как выявить лидера?
В настоящее время на призовые места при выборе лучшего современного перехватчика могут теоретически претендовать три самолета. При этом представляется нелегкой задачей само сравнение истребителей пятого поколения. Т-50, F-22, J-20 и даже F-35 являются образцами засекреченными, подробности их конструкций составляют государственную тайну, а судить о них можно только по тем отрывочным сведениям, которые все же просочились в прессу во время их выставочных показов. И все же определенные выводы сделать можно.
Сравнение «Сухого» с «Раптором»
По причине отсутствия подробной технической информации есть смысл использовать самый простой метод оценки, геометрический. ПАК-ФА имеет большие размеры по сравнению с «Раптором», следовательно, в его оружейные отсеки может поместиться больше ракет или управляемых бомб. Так и есть, по опубликованным данным он несет 10 УР в фюзеляже и еще 6 под крыльями (у F-22 соответственно 12 и 4). При этом западные эксперты указывают на ухудшение скрытности при использовании внешних подвесок, но российские инженеры туманно намекают, что владеют технологией «Плазма-стеллс», нивелирующей этот недостаток. Судить о том, чей истребитель 5-го поколения лучше, можно и по радиусу боевого применения. Т-50 может преодолеть 5,5 тыс. км, в то время, как F-22 только 3,2 тыс. км. Достоинства «Раптора» проявляются в особой системе рассеивания теплового следа, а также в радаре, работающем с оптимальной мощностью излучения. Обе эти особенности затрудняют его инфракрасное обнаружение. Он также имеет высокую сверхзвуковую крейсерскую скорость (1,8 маха, как и у Т-50), позволяющую ему быстрее прибыть на место воздушного боя. А что же дальше?
Предполагаемый бой
Маневренные характеристики российского истребителя пятого поколения Т-50 значительно лучше, чем у американского перехватчика F-22. Это, при всех прочих сопоставимых параметрах, определяет успех в современном воздушном бою, если судить по военному опыту недавних десятилетий. При этом оба самолета создавались для решения разнообразных задач, в том числе и для ударов по наземным целям. В отличие от американского «коллеги» российский Т-50, истребитель пятого поколения, может быть также и сверхзвуковым штурмовиком, в то время как «Раптору» перед выстрелом нужно снизить скорость.
Не умаляя достоинств американского перехватчика, можно предположить, что в случае воздушного боя при прочих равных условиях успех будет сопутствовать российскому самолету чаще, чем американскому. Специалисты даже называют примерное соотношение возможных потерь: один к четырем. На практике лучше эту цифру все же не проверять.
Поделиться ссылкой:
myllalex65.wordpress.com
По итогам испытаний истребитель пятого поколения Т-50 превзошел ожидания конструкторов
В России успешно завершился первый этап испытаний многоцелевого истребителя 5 поколения. Позади — годы работы ведущих конструкторов и сотни полетов. До сих пор многие характеристики Т-50 остаются тайной. При этом его создатели не скрывают: по основным параметрам самолет лучше своих зарубежных конкурентов. А кое в чем он даже превзошел ожидания самих разработчиков.
Первое впечатление: самолеты так не летать не могут. Но когда за штурвалом сверхнового истребителя Т-50 опытные пилоты выполняют фигуры высшего пилотажа, становится понятно: могут, еще как.
Современные боевые машины уже никогда не будут прежними. Теперь это и истребитель, и штурмовик, и бомбардировщик, который может выполнять любую задачу. В небе самолет пятого поколения. Это значит, он «невидимка» (то есть незаметен для радаров противника), значит, самый быстрый (максимальная скорость больше 2,5 тысяч километров в час), значит, с искусственным интеллектом (сам думает и совершает операции, о которых раньше нужно было заботиться пилоту).
«То есть летчик взлетел, бросил ручку, даже не включая автоматический режим – самолет все равно не пойдет вниз, самолет плавно перейдет в режим горизонтального полета. Хоть самолет начнет хвостом вниз падать, летчика предупредит об этом», — рассказал летчик-испытатель, герой РФ Сергей Богдан.
И даже если что-то случится с пилотом во время задания, истребитель может самостоятельно вернуться на базу и даже совершить посадку. В этом самолете вообще летчикам многое предоставляют «на блюдечке». Например, система автоматического распознавания цели.
Обшивка истребителя – словно живой организм. Она реагирует на все, что происходит вокруг, благодаря специальным приемопередающим элементам. Они буквально вшиты в тело истребителя. Ее еще называют «умная обшивка».
До появления Т-50 самым совершенным самолетом пятого поколения считался американский F-22 Raptor. Но российский истребитель сегодня обходит его сразу по нескольким параметрам: он может развивать скорость на 500 километров в час больше, сам он легче, а лететь может дальше. Но главное, конечно, скрыто внутри.
За несколько лет секретных испытаний ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, так еще называют эту боевую машину) совершил более 500 вылетов. Конструкторы подводят итоги первого этапа испытаний и с уверенностью говорят: полет нормальный.
«Мы рассчитывали, конечно, получить определенный уровень, и я считаю, что с этой задачей на первом этапе мы справились. По ряду характеристик мы получили лучшие результаты, чем рассчитывали получить изначально. Например, мы получили очень хорошие характеристики по сверхзвуковой крейсерской скорости полета, по сверхманевренности» , — рассказал первый заместитель директора Проектно-исследовательского научного центра, первый заместитель главного конструктора ОАО «ОКБ Сухого» Михаил Стрелец.
Все это во многом благодаря конструкции: маленькое хвостовое оперение, отсутствие углов между поверхностями. А оружие разместят во внутренних отсеках: так сопротивление воздуха во время маневров меньше, а обнаружить самолет за счет специального покрытия сложнее.
«Мы приобрели возможность отвечать на любые угрозы, которые могут происходить от наших потенциальных противников. Сегодня в мире создаются комплексы пятого поколения в США. Наш комплекс ни в чем не будет уступать, а будет превосходить зарубежные аналоги. Это дает нам уверенность в завтрашнем дне», — заявил президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаил Погосян.
Кабина один в один, как у Т-50: в специальном центре пилоты проходят дополнительную подготовку перед тем, как сесть за штурвал нового истребителя. Даже система катапульты и кресел — целая наука. Вес пилота, скорость полета — все это учитывает компьютер и позволяет безопаснее эвакуировать летчика.
Испытание прошли уже 4 красавца Т-50. К концу года испытают еще один. К 2015 году планируют поставить в серийное производство.
www.1tv.ru
Россия оснастит истребитель пятого поколения Т-50 новейшим вооружением
Российский истребитель пятого поколения Т-50 (также известный под названием ПАК ФА — Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), из-за которого США недавно объявили о грядущей потере лидерства в технологиях «стелс», получит новейшие ракеты. Над созданием системы работает корпорация «Тактическое ракетное вооружение», сообщил «Интерфаксу» в среду на авиакосмическом салоне в парижском пригороде Ле Бурже генеральный директор фирмы Борис Обносов.По словам Обносова, в настоящее время все комплексы, которые прописаны в тактико-техническом задании для ПАК ФА, проходят отработку в корпорации в различных стадиях. «Какое-то оружие вышло на государственные испытания, где-то мы даже госиспытания завершили и сейчас занимаемся отработкой и подготовкой первых серийных партий», — добавил гендиректор.
Как подчеркнул Борис Обносов, программа создания системы вооружения для Т-50 согласована с ходом работ по истребителю и разбита на два этапа. Первый этап будет продолжаться до 2014 года, второй стартует с 2015 года. На каждом этапе будет проводиться усовершенствование систем вооружения. В случае ракет «воздух-воздух» программа предполагает постепенное увеличение дальности полета, повышение точности, совершенствование всех технических характеристик.
Гендиректор корпорации сообщил, что разработчик истребителя — компания «Сухой» и представители «Тактического ракетного вооружения» регулярно проводят совместные совещания, на которых сверяют свои действия в этом направлении. Предполагается, что оружие должно быть готово к моменту сдачи истребителя в серийное производство.
Напомним, первый полет ПАК ФА состоялся 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре. Этот истребитель сочетает в себе функцию ударного самолета и истребителя. Он оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота» и перспективной радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой.
Во внутреннем отсеке истребителя могут размещаться как ракеты класса «воздух — воздух», так и класса «воздух — поверхность». В классе «воздух — воздух» это ракеты большой и малой дальности, а также ракеты средней дальности. В классе «воздух — поверхность» во внутреннем отсеке могут размещаться противокорабельные ракеты, модульные ракеты общего назначения и управляемые авиационные бомбы калибра 250 кг.
Самолет также может нести управляемые ракеты различного назначения и бомбы калибра до 1500 кг на внешних подвесках.
49-й авиасалон в Ле Бурже открылся 20 июня и будет работать до 26-го. Число компаний — участников мероприятия в этом году впервые превысило 2100. В летной программе салона участвуют и российские самолеты — Sukhoi Superjet 100 и самолет-амфибия Бе-200.
Российская экспозиция занимает площадь в 1700 квадратных метров. В салоне принимают участие 56 российских организаций, которые привезли во Францию 262 наименования продукции военного и гражданского назначения, в том числе самолеты, вертолеты и ракеты. Российские боевые самолеты представлены только в виде макетов.
topwar.ru
Американцы «разжаловали» российский Т-50 из истребителей пятого поколения
Как утверждает американское издание Business Insider, из-за отсутствия действительно новых технологий российский Т-50 остается истребителем пятого поколения «только на бумаге». В частности, он не дотягивает до американских конкурентов по малозаметности, надежности и техническим параметрам узлов и агрегатов, убеждает читателей автор.
США продолжают разрабатывать истребитель нового поколения F-35 Lightning II, пишет Business Insider. Российские специалисты также работают над собственной версией воздушного судна. «К несчастью для России, – отмечает издание, – ее ПАК ФА, также известный как Т-50, столкнулся с производственными трудностями, которые ставят его принадлежность к пятому поколению истребителей под сомнение».
Так, некоторые авиационные эксперты отмечают, что при внимательном изучении Т-50 оказывается истребителем пятого поколения «только на бумаге». В основном, утверждает издание, это связано с отсутствием революционных технологий на борту нового самолета по сравнению с предыдущими российскими моделями. ПАК ФА использует те же самые двигатели, что и его предшественник – Су-35. Более того, оба самолета имеют во многом схожие бортовые системы, а отличающиеся элементы все равно не делают разрабатываемое Россией воздушное судно истребителем нового поколения.
Индийские источники, знакомые с производством ПАК ФА, уверяют, что у самолета множество технологических проблем. Среди них «работа двигателя, надежность радара с активной фазированной решеткой и техническое обеспечение малозаметности».
Между тем, по словам издания, вопрос малозаметности – это самый примечательный фактор, дающий представление о Т-50. В 2010 и 2011 годах специалисты, знакомые с российской разработкой, оценивали эффективную площадь рассеивания (ЭПР) самолета в диапазоне от 0,3 до 0,5 квадратного метра.
В то же время американские ВВС «намекали», что ЭПР истребителя F-22 составляет всего лишь 0,0001 квадратного метра. Данный показатель для F-35 больше – 0,001 квадратного метра, но все равно «крошечный» в сравнении с ПАК ФА.
Настоящие значения ЭПР российских и американских самолетов засекречены. «Тем не менее, – заключает Business Insider, – если предварительные оценки верны, ПАК ФА значительно уступает в малозаметности своим американским эквивалентам».
Фото: Reuters
russian.rt.com