Новые подлодки для ВМФ России: на стапелях и в планах

В текущих и будущих государственных программах вооружения особое внимание уделяется развитию подводных сил военно-морского флота. ВМФ нуждается в подводных лодках разных классов, способных решать те или иные боевые задачи тактического или стратегического уровня. Часть актуальных планов в деле строительства новых субмарин уже реализована, а прочие предстоит выполнить в самое ближайшее время. Рассмотрим текущую ситуацию со строительством новейших подводных кораблей и планы военного ведомства на обозримое будущее.

Одна из главных задач судостроительной промышленность на данный момент – строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, несущих межконтинентальные баллистические ракеты. К настоящему времени флот успел получить три новых корабля, построенных по проекту 955 «Борей». Еще одна лодка, являющаяся головной в проекте 955А, достроена и проходит испытания. Прочие заказы пока находятся на разных стадиях строительства.

В 2014, 2015 и 2016 годах на Северном машиностроительном предприятии (г. Северодвинск) были заложены четыре новые подводные лодки типа «Борей-А». Корабли с именами «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский» на данный момент находятся на разных стадиях строительства, и на завершение необходимых работ уйдет немало времени. Тем не менее, запланированные сроки сдачи этих кораблей уже не за горами.

Согласно опубликованным данным, АПЛ «Князь Олег» войдет в строй в конце 2019 года. Примерно через год после этого флот получит «Генералиссимуса Суворова» и «Императора Александра III». Последняя из строящихся на данный момент субмарин начнет службу до конца 2021 года. Сдача крейсера «Князь Пожарский» завершит длительный, сложный и дорогой процесс строительства восьми «Бореев» и «Бореев-А», предусматриваемый текущими Госпрограммами вооружений на 2011-2020 и 2018-2025 годы.

Вторая важнейшая программа в области подводного флота – строительство АПЛ проекта 885 «Ясень». Головной корабль этого типа уже несколько лет служит в составе Северного флота. АПЛ К-560 «Казань», построенная по обновленному проекту 885М, должна в ближайшее время поступить на службу. Планы министерства обороны предусматривают строительство еще пяти субмарин нового проекта «Ясень-М», причем все они уже заложены и сейчас находятся на разных стадиях строительства.

В 2013-2017 годах предприятие «Севмаш» ежегодно закладывало по одному новому «Ясеню». На стапелях последовательно появились АПЛ «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск». Часть работ по всем этим заказам уже была завершена, но судостроители еще не готовы передавать технику военным. Согласно опубликованным данным, в 2018-19 годах должен состояться спуск на воду АПЛ «Новосибирск». Соответственно, в 2019-20 годах лодку введут в боевой состав военно-морского флота. Сдача «Красноярска», «Архангельска» и «Перми» запланирована на 2020 год. Последняя субмарина серии, «Ульяновск», начнет службу позже, в 2022-23 годах.

С 2014 года «Севмаш» реализует один из самых загадочных и потому интересных проектов. В одном из его цехов была заложена новейшая подлодка проекта 09851, разработанного, по известным данным, в ЦКБ МТ «Рубин». О проекте известно крайне мало, но некоторые сведения о нем все же оглашались. В связи с этим предназначение новой лодки с именем «Хабаровск» неизвестно, но есть информация о примерных сроках ее выхода в море. Еще в 2015 году было объявлено, что головная АПЛ проекта 09851, относящаяся к условному пятому поколению, будет построена и испытана к 2020 году. Остается ли эта информация актуальной – неизвестно.

Важной составляющей подводных сил являются субмарины с дизель-электрическими и неатомными энергетическими установками.

Такие корабли тоже строятся в настоящее время, и в обозримом будущем поступят на службу. Сейчас реализуются два проекта строительства дизель-электрических подводных лодок, необходимые для перевооружения нескольких флотов.

Буквально пару лет назад Черноморский флот получил шесть новых ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка», и вскоре было принято решение о продолжении их строительства. Теперь новые корабли планировалось передавать Тихоокеанскому флоту. Как и в случае с предыдущим заказом, военное ведомство решило построить шесть подлодок. Выполнение нового заказа началось не так давно, но результаты этих работ вряд ли заставят себя долго ждать.

В июле 2017 года судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) заложил первые две субмарины новой серии. Они получили имена «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». Производство «Варшавянок» уже давно налажено, что позволит выполнить новые заказы в самое ближайшее время. Спуск на воду, испытания и сдача подлодок заказчику состоятся в 2019-20 годах. К этому времени на стапелях будут находиться новые ДЭПЛ проекта 636.3, так же предназначенные для Тихоокеанского флота.

Следует напомнить, что две серии подлодок «Варшавянка» обязаны своим появлением известным неудачам проекта 677 «Лада». Головная ДЭПЛ этого типа, «Санкт-Петербург», имела серьезные недостатки, из-за чего флот инициировал приостановку серийного строительства таких кораблей. После решения имевшихся проблем промышленность получила новые заказы. Было продолжено ранее замороженное строительство первой серийной субмарины, а еще один корабль перезаложили.

С 2005 года «Адмиралтейские верфи» строят лодки «Кронштадт» и «Великие Луки». Сборка конструкций этих кораблей продолжалась до 2009 года, когда была приостановлена из-за проблем «Санкт-Петербурга» и всего проекта в целом. В 2013-м завод продолжил строительство «Кронштадта». Примерно через два года состоялась перезакладка следующей подлодки. Таким образом, на данный момент две новые «Лады» находятся на разных стадиях строительства и пока не готовы к началу службы. Впрочем, по некоторым данным, ДЭПЛ «Кронштадт» будет спущена на воду уже в 2018 году. Не позднее 2020-го она начнут службу в составе Северного флота. Чуть позже заказчику передадут и «Великие Луки».

Следует отметить, что далеко не все подводные лодки, уже ставшие предметом заказа, были заложены к настоящему времени. Строительство нескольких новых кораблей, заказанных военно-морским флотом, начнутся только в обозримом будущем. Учитывая средние сроки строительства такой техники, можно представить, в какой период имеющиеся заказы будут выполнены в полной мере.

Прошлым летом стало известно, что судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» не планирует закладывать новые подлодки в 2018 году. Строительство новых кораблей начнется годом позже. В 2019 году завод заложит подлодки «Магадан» и «Уфа». Чуть позже запустят строительство «Можайска» и шестой субмарины, пока не получившей имени. Предполагается, что третья и четвертая «Варшавянки» для Тихоокеанского флота будут спущены на воду в 2020-21 годах и вскоре начнут службу. Пятый и шестой корабли передадут заказчику только в 2022 году.

Так же летом прошлого года флот огласил свои планы в отношении проекта 677 «Лада». Утверждалось, что в течении нескольких следующих лет должен появиться контракт на две новые ДЭПЛ этого типа. Такое соглашение пока не готово, и потому строительство еще не начиналось. С учетом требуемых затрат времени можно считать, что четвертая и пятая «Лады» вступят в строй только в середине двадцатых годов.

Тем временем составляются планы по дальнейшей модернизации существующих проектов с последующим строительством новых подводных лодок. К примеру, уже известно о разработке обновленного проекта «Борей». Согласно последним сообщениям, в новую Госпрограмму вооружений, рассчитанную на 2018-25 годы, включена опытно-конструкторская работа с шифром «Борей-Б». Суть этого проекта заключается в обновлении существующих ракетоносцев типа «Борей» с повышением основных технических и боевых характеристик.

По данным средств массовой информации, в проекте «Борей-Б» будут использоваться корпус и ряд других агрегатов существующих подлодок, которые оснастят новыми устройствами. В частности, для нового снижения заметности предлагается создать улучшенный водометный движитель.

Осенью прошлого года командование ВМФ указывало, что точные сроки строительства лодок «Борей-Б» будут определены только после окончания проектных работ. При этом активные работы по проекту предполагалось начать в 2018 году. Впрочем, уже существуют оценки и примерные сроки. Предполагается, что первый стратегический ракетоносец будет заложен в начале следующего десятилетия и поступит на службу в 2026 году. В 2023 году может начаться строительство первой серийной субмарины. Всего же будет построено четыре или пять кораблей.

Будущее проекта 885 «Ясень» пока связано только с имеющимися заказами. До начала следующего десятилетия флот получит пять новых кораблей, которые пока находятся на стапелях. Возможность продолжения строительства «Ясеней» неоднократно упоминалась в прошлом, но, похоже, такое решение не будет принято. Одной из причин этого может стать появление совершенно нового проекта подлодки схожего назначения.

Следующим шагом в области атомного подводного флота станет проект многоцелевой подлодки пятого поколения, известный под названием «Хаски». Разработка этого проекта ведется в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит». На данный момент перспективный проект остается на стадии предварительной проработки, но уже в ближайшее время должно завершиться формирование облика будущей подлодки. Уже было объявлено о намерении использовать принципиально новые подходы, позволяющие получить требуемые характеристики и возможности при значительной экономии.

Как сообщалось, на базе общих агрегатов будет создано сразу два варианта АПЛ «Хаски». Один из них будет представлять собой многоцелевую подлодку с торпедным и ракетным вооружением. Для атаки различных целей предполагается использовать управляемые ракеты существующих типов. Второй проект «Хаски» предусматривает применение перспективных гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон». Также упоминалось, что на базе наработок по теме «Хаски» и с использованием агрегатов такой лодки может быть создан стратегический подводный ракетоносец.

На протяжении нескольких последних лет обсуждался проект перспективной неатомной подлодки, оснащенной принципиально новой для нашего флота воздухонезависимой энергоустановкой. Такой вариант субмарин разрабатывался в проекте под названием «Калина». Согласно сообщениям официальных лиц, подлодки типа «Калина» должны были заменить в производстве не самые удачные «Лады». При этом ожидалось получение ряда характерных возможностей, прямо связанных с новой аппаратурой.

В прошлом упоминалось, что первая «Калина» может быть заложена уже в 2018 году. С учетом времени, потребного на строительство и испытания, головная неатомная подлодка могла войти в состав флота не ранее 2020 года. Впрочем, указывались и иные сроки завершения тех или иных работ. В частности, пригодная к практическому применению воздухонезависимая энергоустановка могла быть создана только в начале двадцатых годов, что соответствующим образом повлияет на сроки строительства подлодок.

Нетрудно подсчитать, как сейчас выглядит программа строительства новых подводных лодок для военно-морского флота России. На разных стадиях строительства на данный момент находятся 14 субмарин четырех типов. Это четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения и пять многоцелевых АПЛ, одна специальная подлодка неизвестного назначения, а также по две дизель-электрические лодки двух проектов.

В планах строительство, как минимум, 10-11 кораблей. Среди них будет четыре или пять кораблей с баллистическими ракетами, а также шесть дизельных подлодок: четыре одного проекта и две другого. Новые многоцелевые АПЛ пока не планируются к строительству. По всей видимости, подобные планы будут составлены только после завершения текущей стадии проекта «Хаски». Пока остается только гадать, сколько подобных субмарин закажет флот.

Следует напомнить, что отечественная промышленность занимается не только строительством новых подводных лодок. Параллельно со строительством техники современных проектов осуществляется ремонт и модернизация более старых субмарин. Таким образом, в ожидании современных и перспективных подлодок ВМФ получает возможность продолжать эксплуатацию имеющейся техники, в том числе получающей новое оснащение и вооружение. Своевременная модернизация не приводит к быстрому и полному обновлению флота, но дает известные преимущества, обеспечивая сохранение требуемой боеспособности.

В скором будущем российская оборонная промышленность завершит исполнение текущей Государственной программы вооружения, запущенной в 2011 году. При этом прямо сейчас начинается реализация новой аналогичной программы, которая будет действовать до 2025 года. Обе крупнейшие Госпрограммы уделяли большое внимание развитию подводного флота, разработке и строительству новых субмарин, а также модернизации имеющихся. С завидной регулярностью – хотя, по понятным причинам, и не каждый день – поступают новые сообщения о ходе строительства и модернизации подлодок. Первые результаты этих работ уже успели повлиять на обороноспособность страны, и в самом ближайшем будущем нас ждут новые события подобного рода.

По материалам сайтов:
— https://function.mil.ru/
— http://ria.ru/
— http://tass.ru/
— http://rg.ru/
— http://flot.com/
— http://vpk-news.ru/

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

От «стратегов» до корветов: какие корабли получит ВМФ России в ближайшие годы

Репетиция парада Северного флота ко Дню ВМФ © Министерство обороны РФ

29 июля в России отмечается День Военно-морского флота. На отечественных предприятиях строится целый ряд новых кораблей, которые усилят боевой потенциал ВМФ. В приоритете Минобороны — новые атомные подлодки и многоцелевые суда. В ближайшие годы Россия должна обеспечить себе прочное военное присутствие в Мировом океане. О новейших перспективных проектах, которые увеличат возможности ВМФ, — в материале RT.

На сегодняшний день в состав ВМФ России входят более 200 боевых кораблей и 70 подлодок, подавляющее большинство которых было построено ещё в Советском Союзе. Поэтому приоритетное направление развития отечественного флота — активное строительство новых судов.

На замену советским «стратегам»

Первостепенная функция ВМФ, помимо защиты рубежей и экономических интересов РФ, заключается в ядерном сдерживании ВМС потенциальных противников. Эта задача возложена на ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) и многоцелевые атомные подлодки (АПЛ).

В плановом порядке Минобороны РФ заменяет советские «стратеги» (крейсеры проекта 667 и проекта 941) на атомоходы усовершенствованного проекта 955 «Борей».

Подлодки нового поколения обладают практически неограниченной мореходностью при автономности 90—100 суток. Основу арсенала «Бореев» составляют межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) Р-30 «Булава», способные поражать цели на расстоянии 8—9 тыс. км.

Сегодня Андреевский флаг развевается над тремя РПКСН («Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах»). В 2019 году флот получит два «Борея» («Князь Владимир» и «Князь Олег»), а в начале 2020-х — ещё три крейсера («Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский»).

Разведывательные и ударные возможности ВМФ призвана усилить реализация проекта 885 «Ясень», который заменит многоцелевые АПЛ проекта 971 «Щука». Сейчас в составе флота есть один атомоход («Северодвинск»), но в ближайшие пять лет кораблестроители передадут военным шесть таких подлодок.

«Ясени» будут вооружены противокорабельными ракетами «Оникс», гиперзвуковыми «Цирконами» и знаменитыми «Калибрами». По информации разработчика — конструкторского бюро «Малахит», атомоходы смогут применять все крылатые ракеты, стоящие на вооружении ВМФ.

РПКСН «Владимир Мономах» проекта 955 «Борей»
РИА Новости
© Ильдус Гилязутдинов

Сирийская кампания продемонстрировала, что весьма внушительной силой могут быть и неатомные субмарины. В 2015—2016 годах у берегов САР боевое крещение получили дизель-электрические подлодки проекта 636.3 «Варшавянка» разработки ЦКБ «Рубин».

Эти субмарины отличаются бесшумностью, мощным вооружением (они оснащены комплексами «Калибр») и невысокой стоимостью (около $300 млн). В настоящее время в составе Черноморского флота находятся шесть «Варшавянок», столько же подлодок до 2023 года будет передано Тихоокеанскому флоту.

Надежда на «Адмиралов»

Одна из основных проблем ВМФ — нехватка кораблей дальней морской зоны. Чтобы восполнить недостаток крупных боевых платформ, отечественные верфи развивают проекты многоцелевых сторожевых кораблей.

Так, в 2016—2017 годах в состав Черноморского флота вошли три фрегата проекта 11356 «Буревестник» («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»). На калининградском заводе «Янтарь» достраиваются ещё три корабля («Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов»).

Водоизмещение «Буревестника» составляет около 4 тыс. т, длина — 124 м, ширина — 15 м. Фрегат способен развивать скорость до 30 узлов. Дальность плавания корабля проекта 11356 превышает 7 тыс. км, автономность — 30 суток.

Основным оружием «Буревестника» являются те же «Калибры». А противовоздушную и противоракетную оборону корабля обеспечивает зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1». Управление ракетным вооружением осуществляет автоматизированная боевая информационно-управляющая система «Требование-М».

Более крупными фрегатами по сравнению с «Буревестниками» являются сторожевые корабли проекта 22350 водоизмещением свыше 5 тыс. т. В преддверии Дня ВМФ Андреевский флаг был поднят над головным кораблём «Адмирал Горшков». В 2020 году судостроительный завод «Северная верфь» должен завершить строительство судов «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко», а в 2021 году — корабля «Адмирал Исаков».

Фрегаты вооружены ракетами «Калибр» и «Оникс», а также уникальной зенитной ракетно-артиллерийской системой «Полимент-Редут», которая защищает корабль от ракетных и авиаударов на дальних и ближних рубежах.

Сторожевой корабль «Адмирал Макаров» в акватории Невы
РИА Новости
© Алексей Даничев

В апреле 2018 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что новейшие фрегаты составят основу сил ВМФ, дислоцированных в дальней морской зоне. По его словам, с вводом в строй кораблей проекта 22350 боевой потенциал надводного флота России увеличится на 30%.

В декабре 2017 года главком ВМФ России адмирал Владимир Королёв сообщил, что после завершения строительства четырёх «Адмиралов» финансовые ресурсы будут вложены в реализацию проекта 22350М.

О перспективных сторожевых кораблях известно немного. Предполагается, что водоизмещение фрегата проекта 22350М будет на 2,5 тыс. т больше, чем у базовой версии.

Прорывные направления

В России активнее развиваются проекты кораблей ближней морской зоны. Прежде всего, речь идёт о корветах проекта 20380/20385 водоизмещением порядка 2 тыс. т, строительство которых ведут «Северная верфь» и «Амурский судостроительный завод».

Сегодня в строю находятся пять таких кораблей: четыре («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий») — в составе Балтийского флота, а корвет «Совершенный» получил в 2017 году Тихоокеанский флот. Летом текущего года он пополнится и кораблём «Громкий». В 2019—2021 годах предприятия планируют передать ВМФ ещё семь корветов.

В задачи судов проектов 20380/20385 входит борьба с кораблями и подлодками противника, нанесение ударов по наземным объектам, поддержка десантных операций.

Одним из прорывных направлений в развитии военно-морского флота России стало строительство малых ракетных кораблей (МРК). 12 июля на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (Татарстан) был заложен 12-й корвет проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Ставрополь».

«Буяны» получили известность после ракетного удара по позициям сирийских боевиков в октябре 2015 года. На текущий момент ВМФ уже поставлены шесть МРК («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочёк»). К 2023 году будут построены оставшиеся шесть корветов.

Несмотря на скромное водоизмещение (около 1 тыс. т), «Калибры» позволяют «Буянам» поражать цели на дальности до 1,5 тыс. км. Важное преимущество проекта 21631 — способность передвигаться по крупным рекам. Так, в июне «Град Свияжск» и «Великий Устюг» были переброшены из Каспийского моря к берегам Сирии.

В дальнейших планах Минобороны — реализация проекта 22800 «Каракурт» — более совершенного МРК. К концу этого года на вооружение ВМФ поступит головной корабль «Ураган». В общей сложности флоту будет передано 12 корветов.

«Каракурт» превосходит «Буян-М» по мореходным качествам и показателю малозаметности. Помимо этого, новейший МРК защищён противокорабельным комплексом «Оникс» и морской версией «Панциря».

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Ураган» © Кадр с видео Минобороны России

Современные технологии, которые освоили российские кораблестроители, воплотились также в базовом тральщике проекта 12700 «Александрит». Корабли противоминной обороны нового поколения должны стать основой трального флота РФ как минимум на ближайшие полвека.

Отличительная особенность «Александрита» — корпус, который изготовлен из стеклопластика. Этот материал прочнее и легче стали. Подобная инновация и широкое использование композитов позволили уменьшить водоизмещение корабля до 890 т и таким образом сократить расход топлива.

Минобороны рассчитывает получить до 40 кораблей проекта 12700. Сейчас в стадии строительства находятся пять тральщиков («Георгий Курбатов», «Иван Антонов», «Владимир Емельянов», «Яков Баляев», «Пётр Ильичёв»), а службу в составе ВМФ с 2016 года несёт «Александр Обухов».

Потребность в авианосцах

В отдалённой перспективе военно-политическое руководство РФ собирается окончательно ликвидировать дефицит современных крупных надводных платформ. В указе президента РФ об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 годаговорится о необходимости создания авианосных группировок.

В июне 2017 года заместитель командующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что государственная программа вооружения (ГПВ) на 2018—2025 годы предусматривает строительство двух вертолётоносцев типа «Прибой» водоизмещением 14 тыс. т.

Корабли призваны заменить два «Мистраля», которые Франция отказалась передать Москве. «Прибои» смогут перебрасывать около 500 военнослужащих, 60 единиц бронетехники, в том числе 20—30 танков. Разработкой проекта занимается Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ).

В настоящее время решается вопрос о закладке атомного авианосца «Шторм» водоизмещением до 100 тыс. т. Однако, как сообщают СМИ со ссылкой на источники в оборонной отрасли, средства на строительство столь дорогостоящего корабля могут появиться только в новой ГПВ.

Макет авианосца «Шторм» на выставке «Армия-2015»
© Wikipedia

Более реалистичной задачей считается закладка эскадренных миноносцев проекта 23560 «Лидер». Строительство эсминцев водоизмещением свыше 10 тыс. т. может стартовать после 2020 года. Ожидается, что это будут самые мощные по вооружению корабли в составе ВМФ.

Как отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, существующие проекты военно-морской техники свидетельствуют о том, что в России существует одна из лучших конструкторских школ в мире. По его мнению, планы Минобороны позволяют утверждать, что ВМФ сохранит текущий уровень присутствия в Мировом океане.

«Пока у России не хватает ресурсов, чтобы начать массово строить корабли первого ранга. Однако проекты фрегатов, корветов и МРК, вооружённых высокоточным оружием, вполне могут восполнить недостаток более крупных кораблей и расширить возможности флота», — пояснил Корнев.

Алексей Заквасин
https://russian.rt.com

www.nasha-strana.info

к 2030 году Россия получит три авианесущих корабля — РТ на русском

ВМФ России получит отечественную замену французским «Мистралям». К 2025 году планируется закончить строительство двух универсальных десантных кораблей типа «Прибой». А к 2030 году у России должен появиться новый авианосец «Шторм» с атомной энергетической установкой. Сможет ли отечественная экономика и промышленность удовлетворить потребности флота, разбирался RT.

Проходящий в Санкт-Петербурге Международный военно-морской салон стал источником важнейших новостей в отечественной кораблестроительной отрасли. Представитель командования ВМФ России анонсировал планы по строительству двух вертолётоносцев и одного авианосца.

На замену «Мистралям»

С 2015 года в России не утихают дискуссии по поводу необходимости замены французских вертолётоносцев типа «Мистраль», которые Париж отказался отдавать Москве под предлогом «агрессивной политики Кремля». В результате два корабля-дока без вооружений и вертолётов были переданы Египту.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что сохранявшаяся два года интрига разрешилась. Заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук подтвердил, что строительство двух УДК «Прибой» вошло в государственную программу вооружения (ГПВ) на 2018—2025 годы.

  • Макет десантного корабля «Прибой»
  • РИА Новости
  • © Александр Вильф

25 мая 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал журналистам, что в ГПВ до 2025 года (которая пока находится в стадии обсуждения) были включены два вертолётоносца. При этом он не уточнил, о каком проекте идёт речь.

28 июня в интервью ТАСС вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарёв сообщил, что корабли типа «Прибой» будут возводиться на мощностях двух петербургских предприятий — «Северная верфь» и «Балтийский завод», а также на «Севмаше» (Архангельская область).

«Прибой» впервые был представлен на международном форуме «Армия-2015». В Минобороны РФ заявили, что проект может стать альтернативой французским кораблям. «На «Прибое» всё будет отечественным: и десантно-высадочные средства, и авиакрыло, и оружейные системы», — говорилось в сообщении ведомства. 

Также по теме

​ВМФ: В России завершается формирование облика корабля, аналогичного «Мистралям»

Проектирование большого десантного корабля, аналогичного по возможностям «Мистралям», находится на завершающей стадии, заявил…

Водоизмещение УДК составит 14 тыс. тонн при осадке 5 метров. Предельная скорость корабля  — 20 узлов (крейсерская — 15-16 узлов), дальность плавания — 6 тыс. морских миль (11 тыс. км), автономность похода — 60 суток. Держать противовоздушную оборону «Прибоя» будет зенитный комплекс морского базирования «Панцирь-М».

На палубе «Прибоя» будут размещены до 8 противолодочных и десантно-высадочных вертолётов Ка-27 и Ка-52K. Также универсальный корабль сможет нести на борту четыре десантных катера проекта 11770М «Серна» и два десантных катера «Мурена» проекта 12061М.

Предполагается, что «Прибой» будет вмещать около 500 десантников и до 60 единиц различной военной техники, включая 20—30 танков. Автором проекта является Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ).  

Возросшая потребность

«Прибой», как и любой другой современный универсальный десантный корабль, будет выполнять самый широкий спектр задач. В условиях современной войны УДК является незаменимым морским транспортом, кораблём управления и средством патрулирования дальней морской и океанской зоны.

Появление двух «Прибоев» значительно усилит экспедиционные возможности ВМФ России. Потребность в дальних боевых походах объективно выросла в связи с началом сирийской операции и созданием новых баз на Дальнем Востоке.

Отечественные УДК должны стать полноценной альтернативой французским вертолётоносцам «Севастополь» и «Владивосток», которые Россия так и не получила от Франции. Между тем в экспертной среде бытует мнение, что двух кораблей подобно класса всё же недостаточно.

  • Корабль-вертолётоносец «Мистраль»
  • © Yannick Le Bris / Wikimedia Commons

В середине июня 2015 года начальник департамента Гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов заявил, что России необходимы 6—8 вертолётоносцев. Два года назад Минобороны оценило потребности ВМФ как минимум в четыре «Прибоя», правда, в ведомстве не указали сроки их строительства.

На данный момент известно, что до 2025 года ВМФ получит два УДК. Реализация проекта «Прибой» будет сложной задачей для российских корабелов, которые никогда не строили суда подобного класса. (В советские годы все авианесущие корабли строились на Черноморском заводе в украинском Николаеве. — RT).

Однако российские верфи получили большой опыт, работая в кооперации с французской корпорацией Chantiers de l’Atlantique, которая строила для ВМФ «Мистрали». Отечественные предприятия выполняли часть сборочных работ, а инженеры имели возможность наблюдать за строительством кораблей на верфях Франции.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT предположил, что на строительство двух «Прибоев» уйдёт не менее 5 лет. Стоимость контракта с ОСК, по его мнению, составит примерно $1 млрд (без учёта вертолетной техники и вооружений).

В целом затраты на отечественные УДК будут сопоставимы с деньгами, которые были выплачены Chantiers de l’Atlantique. Напомним, что французская корпорация получила от Минобороны РФ $1,2 млрд. Вооружение, вертолёты и часть оборудования производились на российских предприятиях — это было одним из ключевых условий контракта.

Чистый авианосец

Помимо вертолётоносцев, обеспечить прочное присутствие ВМФ в акватории Мирового океана призван многоцелевой авианосец проекта 23000 «Шторм». Впервые данный проект был продемонстрирован в закрытом режиме в июле 2013 года. Его разработчиком является Крыловский государственный научно-исследовательский центр (КГНЦ).

В настоящее время Россия обладает одним авианосцем — «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), который был спущен на воду в 1987 году. Однако корабль относится к классу авианесущих крейсеров и не является чистым авианосцем.

Для сравнения: на палубе «Шторма» могут размещаться 80—90 единиц авиатехники, а на палубе «Адмирала Кузнецова» — не более 52 самолётов и вертолётов.

«Шторм» будет значительно превосходить  по габаритам авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля составит 90—100 тыс. тонн (против 50—60 тыс. тонн), длина — 330 м (против 270 м), ширина по ватерлинии — 40 м (против 33 м).

Важной особенностью «Шторма» станет атомная энергетическая установка, которая предоставляет судну практически неограниченную автономность передвижения.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов» во время прохода авианосной группы Северного флота России
  • РИА Новости

На «Кузнецове» силовая установка работает на мазуте. С одной стороны, она повышает выживаемость корабля, с другой — негативно влияет на скорость и дальность хода.

Также по теме

«Мы можем построить всё»: нужны ли российскому флоту новые авианосцы

После завершения первого боевого похода крейсера «Адмирал Кузнецов» в России активно обсуждается необходимость появления в составе ВМФ…

На проходящем в Петербурге военно-морском салоне замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство авианосца планируется подписать к концу 2025 года. При этом он не назвал верфи, которые будут участвовать в реализации проекта.

По информации зарубежных СМИ, командование ВМФ России в перспективе рассчитывает получить как минимум два «Шторма». Строительство головного крейсера обойдётся в $6,2 млрд (без учёта авиации и вооружений), второй корабль будет стоить дешевле.

Грандиозная задача

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский обратил внимание, что появление трёх авианесущих кораблей в составе ВМФ потребует строительства боевых кораблей первого и второго ранга (водоизмещением свыше 3 и 4 тыс. тонн).

Эксперт полагает, что сопровождать вертолётоносцы и авианосцы в походах, вероятно, будут эсминцы проекта 23560 «Лидер».

«Для сопровождения одного авианесущего корабля требуется 4-5 фрегатов или корветов и одна подводная лодка. «Лидер» бы эти задачи однозначно решил, но войдёт ли этот проект в ГПВ до 2025 года, пока неясно», — констатировал Мураховский.

Вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что проект эскадренных миноносцев будет разрабатываться на Северном проектно-конструкторское бюро (Петербург). Однако сроки начала производства заместитель командующего ВМФ России не сообщил.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • РИА Новости

В свою очередь, Виктор Мураховский надеется, что в перспективе ВМФ России обретёт порядка четырёх УДК типа «Прибой», как планировало Минобороны в 2015 году: «Вертолётоносцы важны для РФ в первую очередь для снабжения всем необходимым эксклавов и отдалённых баз. Поэтому нам понадобятся два корабля в Тихом океане и один — на Балтике. И ещё один УДК должен дежурить в Чёрном или Средиземном море».

«Реализация подобных проектов потребует масштабных расходов. Нельзя сбрасывать со счетов стоимость авиакрыла, оборудования, материальные и временные затраты на подготовку лётчиков и моряков. Это грандиозная задача в текущих условиях. Наверное, мы справимся, но делать далеко идущих выводов сегодня я бы не стал», — резюмировал Мураховский.

russian.rt.com

какие корабли получит ВМФ России в ближайшие годы

29 июля в России отмечается День Военно-морского флота. На отечественных предприятиях строится целый ряд новых кораблей, которые усилят боевой потенциал ВМФ. В приоритете Минобороны — новые атомные подлодки и многоцелевые суда. В ближайшие годы Россия должна обеспечить себе прочное военное присутствие в Мировом океане. О новейших перспективных проектах, которые увеличат возможности ВМФ, — в материале RT.

На сегодняшний день в состав ВМФ России входят более 200 боевых кораблей и 70 подлодок, подавляющее большинство которых было построено ещё в Советском Союзе. Поэтому приоритетное направление развития отечественного флота — активное строительство новых судов. 

На замену советским «стратегам»

Первостепенная функция ВМФ, помимо защиты рубежей и экономических интересов РФ, заключается в ядерном сдерживании ВМС потенциальных противников. Эта задача возложена на ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) и многоцелевые атомные подлодки (АПЛ).

В плановом порядке Минобороны РФ заменяет советские «стратеги» (крейсеры проекта 667 и проекта 941) на атомоходы усовершенствованного проекта 955 «Борей».

Подлодки нового поколения обладают практически неограниченной мореходностью при автономности 90—100 суток. Основу арсенала «Бореев» составляют межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) Р-30 «Булава», способные поражать цели на расстоянии 8—9 тыс. км.

Сегодня Андреевский флаг развевается над тремя РПКСН («Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах»). В 2019 году флот получит два «Борея» («Князь Владимир» и «Князь Олег»), а в начале 2020-х — ещё три крейсера («Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский»).

Разведывательные и ударные возможности ВМФ призвана усилить реализация проекта 885 «Ясень», который заменит многоцелевые АПЛ проекта 971 «Щука». Сейчас в составе флота есть один атомоход («Северодвинск»), но в ближайшие пять лет кораблестроители передадут военным шесть таких подлодок.

«Ясени» будут вооружены противокорабельными ракетами «Оникс», гиперзвуковыми «Цирконами» и знаменитыми «Калибрами». По информации разработчика — конструкторского бюро «Малахит», атомоходы смогут применять все крылатые ракеты, стоящие на вооружении ВМФ.

  • РПКСН «Владимир Мономах» проекта 955 «Борей»
  • РИА Новости
  • © Ильдус Гилязутдинов

Сирийская кампания продемонстрировала, что весьма внушительной силой могут быть и неатомные субмарины. В 2015—2016 годах у берегов САР боевое крещение получили дизель-электрические подлодки проекта 636.3 «Варшавянка» разработки ЦКБ «Рубин».

Эти субмарины отличаются бесшумностью, мощным вооружением (они оснащены комплексами «Калибр») и невысокой стоимостью (около $300 млн). В настоящее время в составе Черноморского флота находятся шесть «Варшавянок», столько же подлодок до 2023 года будет передано Тихоокеанскому флоту.

Надежда на «Адмиралов»

 

Одна из основных проблем ВМФ — нехватка кораблей дальней морской зоны. Чтобы восполнить недостаток крупных боевых платформ, отечественные верфи развивают проекты многоцелевых сторожевых кораблей.  

Так, в 2016—2017 годах в состав Черноморского флота вошли три фрегата проекта 11356 «Буревестник» («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»). На калининградском заводе «Янтарь» достраиваются ещё три корабля («Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов»).

Водоизмещение «Буревестника» составляет около 4 тыс. т, длина — 124 м, ширина — 15 м. Фрегат способен развивать скорость до 30 узлов. Дальность плавания корабля проекта 11356 превышает 7 тыс. км, автономность — 30 суток.

Основным оружием «Буревестника» являются те же «Калибры». А противовоздушную и противоракетную оборону корабля обеспечивает зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1». Управление ракетным вооружением осуществляет автоматизированная боевая информационно-управляющая система «Требование-М».

Более крупными фрегатами по сравнению с «Буревестниками» являются сторожевые корабли проекта 22350 водоизмещением свыше 5 тыс. т. В преддверии Дня ВМФ Андреевский флаг был поднят над головным кораблём «Адмирал Горшков». В 2020 году судостроительный завод «Северная верфь» должен завершить строительство судов «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко», а в 2021 году — корабля «Адмирал Исаков».

Фрегаты вооружены ракетами «Калибр» и «Оникс», а также уникальной зенитной ракетно-артиллерийской системой «Полимент-Редут», которая защищает корабль от ракетных и авиаударов на дальних и ближних рубежах.

  • Сторожевой корабль «Адмирал Макаров» в акватории Невы
  • РИА Новости
  • © Алексей Даничев

В апреле 2018 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что новейшие фрегаты составят основу сил ВМФ, дислоцированных в дальней морской зоне. По его словам, с вводом в строй кораблей проекта 22350 боевой потенциал надводного флота России увеличится на 30%.

В декабре 2017 года главком ВМФ России адмирал Владимир Королёв сообщил, что после завершения строительства четырёх «Адмиралов» финансовые ресурсы будут вложены в реализацию проекта 22350М.

О перспективных сторожевых кораблях известно немного. Предполагается, что водоизмещение фрегата проекта 22350М будет на 2,5 тыс. т больше, чем у базовой версии.

Прорывные направления

 

В России активнее развиваются проекты кораблей ближней морской зоны. Прежде всего, речь идёт о корветах проекта 20380/20385 водоизмещением порядка 2 тыс. т, строительство которых ведут «Северная верфь» и «Амурский судостроительный завод».

Сегодня в строю находятся пять таких кораблей: четыре («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий») — в составе Балтийского флота, а корвет «Совершенный» получил в 2017 году Тихоокеанский флот. Летом текущего года он пополнится и кораблём «Громкий». В 2019—2021 годах предприятия планируют передать ВМФ ещё семь корветов.

В задачи судов проектов 20380/20385 входит борьба с кораблями и подлодками противника, нанесение ударов по наземным объектам, поддержка десантных операций. 

Одним из прорывных направлений в развитии военно-морского флота России стало строительство малых ракетных кораблей (МРК). 12 июля на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (Татарстан) был заложен 12-й корвет проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Ставрополь».

«Буяны» получили известность после ракетного удара по позициям сирийских боевиков в октябре 2015 года. На текущий момент ВМФ уже поставлены шесть МРК («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочёк»). К 2023 году будут построены оставшиеся шесть корветов.

Несмотря на скромное водоизмещение (около 1 тыс. т), «Калибры» позволяют «Буянам» поражать цели на дальности до 1,5 тыс. км. Важное преимущество проекта 21631 — способность передвигаться по крупным рекам. Так, в июне «Град Свияжск» и «Великий Устюг» были переброшены из Каспийского моря к берегам Сирии.

В дальнейших планах Минобороны — реализация проекта 22800 «Каракурт» — более совершенного МРК. К концу этого года на вооружение ВМФ поступит головной корабль «Ураган». В общей сложности флоту будет передано 12 корветов.

«Каракурт» превосходит «Буян-М» по мореходным качествам и показателю малозаметности. Помимо этого, новейший МРК защищён противокорабельным комплексом «Оникс» и морской версией «Панциря».

  • Малый ракетный корабль проекта 22800 «Ураган» © Кадр с видео Минобороны России

Современные технологии, которые освоили российские кораблестроители, воплотились также в базовом тральщике проекта 12700 «Александрит». Корабли противоминной обороны нового поколения должны стать основой трального флота РФ как минимум на ближайшие полвека. 

Отличительная особенность «Александрита» — корпус, который изготовлен из стеклопластика. Этот материал прочнее и легче стали. Подобная инновация и широкое использование композитов позволили уменьшить водоизмещение корабля до 890 т и таким образом сократить расход топлива.

Минобороны рассчитывает получить до 40 кораблей проекта 12700. Сейчас в стадии строительства находятся пять тральщиков («Георгий Курбатов», «Иван Антонов», «Владимир Емельянов», «Яков Баляев», «Пётр Ильичёв»), а службу в составе ВМФ с 2016 года несёт «Александр Обухов».

Потребность в авианосцах

 

В отдалённой перспективе военно-политическое руководство РФ собирается окончательно ликвидировать дефицит современных крупных надводных платформ. В указе президента РФ об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года говорится о необходимости создания авианосных группировок.

В июне 2017 года заместитель командующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что государственная программа вооружения (ГПВ) на 2018—2025 годы предусматривает строительство двух вертолётоносцев типа «Прибой» водоизмещением 14 тыс. т.

Корабли призваны заменить два «Мистраля», которые Франция отказалась передать Москве. «Прибои» смогут перебрасывать около 500 военнослужащих, 60 единиц бронетехники, в том числе 20—30 танков. Разработкой проекта занимается Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ). 

В настоящее время решается вопрос о закладке атомного авианосца «Шторм» водоизмещением до 100 тыс. т. Однако, как сообщают СМИ со ссылкой на источники в оборонной отрасли, средства на строительство столь дорогостоящего корабля могут появиться только в новой ГПВ.

  • Макет авианосца «Шторм» на выставке «Армия-2015»
  • © Wikipedia

Более реалистичной задачей считается закладка эскадренных миноносцев проекта 23560 «Лидер». Строительство эсминцев водоизмещением свыше 10 тыс. т. может стартовать после 2020 года. Ожидается, что это будут самые мощные по вооружению корабли в составе ВМФ.

Как отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, существующие проекты военно-морской техники свидетельствуют о том, что в России существует одна из лучших конструкторских школ в мире. По его мнению, планы Минобороны позволяют утверждать, что ВМФ сохранит текущий уровень присутствия в Мировом океане.

«Пока у России не хватает ресурсов, чтобы начать массово строить корабли первого ранга. Однако проекты фрегатов, корветов и МРК, вооружённых высокоточным оружием, вполне могут восполнить недостаток более крупных кораблей и расширить возможности флота», — пояснил Корнев.

news24today.info

В программу вооружений на 2018-2025 г.г. включат эсминцы “Лидер”

Новейший эсминец проекта 23560 «Лидер» будет включен в государственную программу вооружений РФ 2018-2025 годов, в настоящее время завершается эскизное проектирование корабля, сообщил источник в российском военно-промышленном комплексе.

«Завершается эскизное проектирование корабля. Время закладки будет уточняться после утверждения государственной программы вооружения 2018-2025 годов«, — сказал источник.

По всей видимости, закладку головного корабля данного проекта можно ожидать на рубеже 2020-х годов. Фактически, эсминцы проекта «Лидер» будут первыми кораблями океанской зоны, построенными в современной России. Подобные корабли должны стать настоящим прорывом для российского ВМФ.

Данные эсминцы будут представлять собой настоящие «плавучие крепости». Их водоизмещение будет существенно почти в 1,5 раза больше чем у крейсера «Москва», а боевые возможности больше, чем у самого мощного на данный момент корабля ВМФ России, крейсера «Пётр Великий».

Эсминцы скорее всего будут иметь атомную силовую установку, обеспечивающую практически неограниченную дальность плавания. По имеющимся сведениям и представленному эскизу, можно предположить, что вооружение эсминца будет состоять из 72 ячеек универсальных пусковых установок для зенитных ракет, в каждой из которых можно будет разместить либо 1 перспективную зенитную ракету сверхбольшой дальности 40Н6, создаваемой для комплекса комплекса С-400 или 1 «тяжёлую» зенитную ракету 48Н6д, либо 4 ракеты средней дальность 9М96, либо 16 ракет малой дальности 9М100, а также 56 ячеек универсального стрельбового комплекса для крылатых ракет, в каждую из которых может быть помещена либо одна из крылатых ракет семейства «Калибр», либо противокорабельная ракета «Оникс». Также «Лидер» будет иметь высокорасположенные РЛС, обеспечивающие огромный радиогоризонт, что позволит обнаруживать низколетящие цели на большом удалении от корабля. Средства ПВО корабля будут управляться многоканальными РЛС, способными обеспечить обстрел целей, атакующих корабль с любых направлений.

Павел Румянцев

По материалам «РИА Новости»

dfnc.ru

какие корабли получит ВМФ России в ближайшие годы (ФОТО)

Минно-тральные силы ВМФ России ожидает серьёзное обновление.

В ближайшие 15 лет командование флота рассчитывает получить 40 тральщиков проекта 12700 «Александрит», при создании которых используются новейшие технологии кораблестроения.

Кроме того, до 2020 года ВМФ должен получить 60 судов обеспечения. 

Укрепление небоевого компонента флота свидетельствует о грядущем расширении возможностей ударных сил.

О планах модернизации ВМФ — в материале RT.

Военно-морской флот Российской Федерации

В распоряжении Военно-морского флота поступят 40 кораблей противоминной обороны нового поколения, сообщил представитель департамента информации и массовых коммуникаций МО РФ по ВМФ Игорь Дыгало. Речь идёт о тральщиках проекта 12700 «Александрит», которые построены из композитных материалов. Корпус кораблей состоит из стеклопластика — лёгкого (в 3,5 раза легче стали) и чрезвычайно прочного материала.

Использование композитов и, в частности, «немагнитного» стеклопластика позволяет решать несколько важных в современных условиях задач. В первую очередь уменьшение массы и водоизмещения позволяет экономить топливо и делает судно малозаметным для радаров.

Композиты повышают живучесть корабля в случае взрыва мины или атаки противника и увеличивают срок службы корпуса. Тральщики проекта 12700 обладают огромным ресурсом для последующей модернизации. Эти уникальные корабли, скорее всего, станут основой минно-трального флота РФ на ближайшие 50–60 лет.

Корабль противоминной обороны «Александр Обухов»

Гордостью ВМФ России является базовый тральщик проекта 12700 БТ-730 «Александр Обухов», пребывающий в составе Балтийского флота с декабря 2016 года. У корабля самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика. Водоизмещение БТ-730 — 890 тонн, длина — 61 м, ширина — 10 м.

В сжатые сроки

Разработчиком проекта 12700 является Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», находящееся в Санкт-Петербурге. Строятся тральщики также в Северной столице России на Средне-Невском судостроительном заводе — единственном в мире предприятии, где создают монолитные корпуса длиной до 80 м.

ВМФ рассчитывает, что кораблестроители будут сдавать в эксплуатацию как минимум два судна в год.

Таким образом, через 15 лет в состав флота войдёт примерно 40 тральщиков. Препятствием для реализации столь амбициозных планов могут стать перебои с финансированием и необходимость замены оборудования, которое ранее импортировалось из Франции.

Главкомат ВМФ несколько раз корректировал планы закупок кораблей проекта 12700. 11 марта 2015 года заместитель главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук заявил, что до 2050 года флот планирует получить около 30 кораблей.

Теперь плановая цифра составляет 40 тральщиков, и флот должен получить их в более сжатые сроки. Если поставленная задача будет выполнена, то минно-тральные силы обновятся более чем на 50%.

Из открытых данных следует, что Россия обладает 48 тральщиками различного типа (базовый, рейдовый, морской, заградитель, речной).

Морской тральщик «Иван Голубец» Черноморского флота РФ

При этом главкомат ВМФ не собирается списывать все тральщики предыдущего поколения. Корабли, которые находятся в нормальном техническом состоянии, будут получать полноценное серийное обслуживание.

В связи с этим не исключено, что численность минно-трального флота РФ к 2025 году превысит 50 кораблей.

Вспомогательный компонент

У тральщиков имеется широкий набор функций, связанных с минированием акватории, поиском и уничтожением мин, проводкой кораблей через минные заграждения.

Модернизация тральщиков приобрела огромное значение в связи с усовершенствованием взрывателей мин. Современные тральщики для поиска мин используют беспилотные подводные аппараты.

Российские корабли проекта 12700 будут применять все новейшие технологии и, судя по заявленным характеристикам, сосредоточатся на морских походах. При этом тральщики предыдущего поколения (проектов 266-М и 1265) будут обеспечивать минную безопасность побережья и ближней морской зоны.

Минно-тральные силы составляют небоевой компонент ВМФ, однако без их эффективной работы невозможно расширение присутствия России в Мировом океане.

Производство кораблей проекта 12700 укладывается в основные задачи, прописанные в Морской доктрине РФ 2015 года.

Ещё одним способом поддержать и улучшить боевые возможности ударных сил ВМФ является модернизация вспомогательного флота, в функции которого входит техническое обеспечение кораблей. Вспомогательные морские силы занимаются перевозкой топлива, вооружений, боеприпасов, ремонтом, спасательными работами, разведкой и научными исследованиями.

Морской транспорт вооружения «Генерал Рябиков»

У России более 500 вспомогательных кораблей. Согласно планам Минобороны, вспомогательный флот до 2020 года получит 61 новое судно. В 2016 году корабелы должны были передать ВМФ 12 судов. В плане на 2017 год — десять судов, на 2018 год — шесть, на 2019-й — 16, а на 2020-й — 17.

7 мая министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что необходимость закупки новых вспомогательных кораблей появилась в связи с опытом, полученным во время сирийской операции. По мнению генерала армии, эффективная деятельность боевых сил ВМФ невозможна без современного вспомогательного флота.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу

«Они (новые суда. — RT) будут решать комплексные задачи материально-технического обеспечения в пунктах базирования и ближней операционной зоне флотов, а также в дальней морской и океанской зонах, включая Арктическую», — отметил Шойгу.

Дальняя морская зона

На повестке дня ВМФ России стоит комплексная модернизация в том числе и боевого компонента. Это более дорогостоящий и сложный процесс, реализация которого будет зависеть от финансовых ресурсов страны и поставленных руководством РФ геополитических задач.

Как полагают опрошенные RT эксперты, в целом нынешний боевой состав ВМФ соответствует прописанным в Морской доктрине целям. Однако Россия ощущает нехватку ледокольного флота в связи с развитием Северного морского пути (СМП), а также нехватку крупных надводных кораблей.

Кроме того, аналитики утверждают, что сирийская операция продемонстрировала важность увеличения российского присутствия в Мировом океане. Без этого Россия не сможет эффективно решать геополитические проблемы и сдерживать ВМС стран — членов НАТО.

ВМФ необходимо увеличить количество кораблей первого и второго рангов (водоизмещением свыше 4 тыс. тонн) — авианосцев и эсминцев, а также подводных крейсеров, например стратегических подлодок проекта 955 «Борей».

В настоящее время в состав ВМФ входят 210 боевых кораблей. Из них более 50 кораблей относятся к первому и второму рангам: один авианесущий крейсер, три атомных ракетных крейсера, три ракетных крейсера, десять больших противолодочных кораблей, шесть эскадренных миноносцев, 19 больших десантных кораблей и девять сторожевых кораблей (фрегатов).

Военно-морской флот Российской Федерации

Сегодня в боеспособном состоянии находятся далеко не все вышеперечисленные надводные корабли. Часть из них проходит ремонт и модернизацию, а небольшое количество устарело. В целях обновления флота реализуется ряд прорывных проектов.

Большие надежды эксперты возлагают на фрегаты проекта 11356 «Буревестник», которые предназначены для выполнения задач в дальней морской зоне. Водоизмещение кораблей — около 4 тыс. тонн, длина — 124 м, ширина — 15 м, скорость — 30 узлов, дальность плавания — 4850 морских миль (8940 км).

В 2016 году от калининградского завода «Янтарь» Черноморский флот получил два фрегата — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен».

Сейчас испытания проходит «Адмирал Макаров», в процессе постройки находятся три корабля — «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов».

Фрегат «Адмирал Горшков»

Другим перспективным направлением в развитии ВМФ являются фрегаты дальней морской зоны проекта 22350 петербургской «Северной верфи». Летом 2017 года закончатся государственные испытания «Адмирала Горшкова».

Сейчас строятся три фрегата — «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков».

«Лидер» и «Шторм»

Настоящим прорывом для ВМФ станет реализация проекта 23560 «Лидер», который предполагает строительство эскадренных миноносцев. Водоизмещение эсминцев будет составлять около 17,5 тыс. тонн, длина — 200 м, ширина — 20 м. Разработкой проекта занимается Северное проектно-конструкторское бюро в Санкт-Петербурге.

Макет эскадренного миноносца проекта 23560 (шифр «Лидер»)

Эсминцы планируется оснастить самым современным ударным вооружением (гиперзвуковыми ракетами «Циркон», комплексами «Калибр-НК», «Оникс»), новейшими средствами ПВО (корабельный вариант С-500, ЗРК «Полимент-Редут»), универсальной пушкой А-192 «Армат» и торпедным комплексом «Пакет-НК».

Проект разрабатывается в режиме секретности, и какая-либо достоверная информация о тактико-технических характеристиках (ТТХ), сроках окончания проектирования и закладки первого головного корабля отсутствует.

Также не оглашаются планы Минобороны и ВМФ по реализации проекта 23000 авианосца «Шторм», который был разработан Крыловским государственным научно-исследовательском центром в Санкт-Петербурге.

Проект 23000 «Шторм»

В конце апреля 2017 года британское издание The Independent сообщило, что Россия обретёт первый «Шторм» к 2030 году.

1 июня вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что решение о строительстве новых авианосцев будет принято ближе к 2025 году. По его словам, сейчас акцент сделан на пополнение ВМФ кораблями ближней и дальней морской зоны.

Подводная сила

Параллельно с надводным флотом меняется и подводный. На балансе ВМФ числятся 72 субмарины: 13 атомных подлодок с баллистическими ракетами, девять атомных подлодок с крылатыми ракетами, 18 многоцелевых подлодок, 24 дизельные подлодки, девять подлодок спецназначения.

В последние годы идёт реализация проекта дизельных подводных лодок проекта 636 «Варшавянка». С 2014 по 2016 год Черноморский флот получил шесть субмарин, ещё шесть подводных лодок до 2021 года войдут в состав Тихоокеанского флота.

С 2012 по 2014 год в состав ВМФ вошли три подводных крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей»: К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах».

До 2025 года Минобороны рассчитывает провести модернизацию четырёх атомных ракетных крейсеров проекта 949А «Антей» для Тихоокеанского флота.

Установки с крылатыми ракетами «Гранит» будут заменены на более совершенные комплексы «Калибр-ПЛ».

24 мая Сергей Шойгу подчеркнул, что у подводного флота РФ достаточно ресурсов для постоянного патрулирования Мирового океана. Однако на боевом дежурстве могут находиться девять из 13 атомных подлодок с баллистическими ракетами.

Министр обороны заявил, что в ближайшие годы морской компонент ядерной триады будет включать 13 атомных крейсеров, из них семь «Бореев» с ракетами «Булава».

Не числом, а уменьем

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в беседе с RT отметил, что о ближайшем будущем ВМФ можно судить по информации о ходе обсуждения Государственной программы вооружений (ГПВ) на период 2018–2025 годов.

«С большой вероятностью программа будет предполагать ремонт и модернизацию кораблей первого и второго рангов, например ракетных крейсеров проекта 1144 „Орлан“. Не думаю, что будут построены новые подводные крейсера.

Поддержание стратегического сдерживания до 2025 года обеспечат находящиеся на балансе подлодки», — сказал Корнев.

По его мнению, государство выделит деньги на закупку корветов проекта 20385, изготовленных с использованием композитных материалов, и малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М». Кроме того, будут закуплены несколько фрегатов, дизель-электрических подлодок и ледоколов.

«Учитывая сокращение, которое коснулось ГПВ, не будут построены новые авианосцы. Однако флот вполне могут пополнить вертолётоносцы собственного производства и „Мистрали“, которые может отдать нам Египет.

Не исключаю, что стартует реализация проекта „Лидер“, хотя с ним ситуация очень туманная», — добавил Корнев.

По мнению эксперта, Россия может построить авианосцы собственными силами.

«В идеале нам нужны четыре авианосца, с десяток эсминцев, которые бы их сопровождали, и несколько новых стратегических подлодок. Это та цель, к которой мы в итоге должны прийти, если хотим комфортно чувствовать себя в Мировом океане», — заявил Корнев.

В то же время он отметил, что погоня за количеством боевых кораблей бессмысленна, если не вкладывать деньги в улучшение береговой инфраструктуры, не модернизировать доки, причалы и пирсы.

«Уместно сказать про коэффициент боевого напряжения. При количественном паритете у ВМФ СССР он был в два раза хуже, чем у ВМС США. Из-за не очень качественного обслуживания в море находилось в два раза меньше кораблей.

Сейчас закладка новых кораблей должна идти параллельно с улучшением береговой инфраструктуры», — подчеркнул Корнев.

Читайте также: Куда уплыл «Ватутин»? — опрос на улицах Киева (ВИДЕО)

Алексей Заквасин, Кристина Хлусова

pandoraopen.ru

Итоги строительства ВМФ РФ с 2000 по 2018


Целью данной статьи является сравнение строительства кораблей ВМФ РФ за два периода: 

Период № 1: С 1 января 2000 года по 1 января 2010 года  (10 лет).

Период № 2:  С 1 января 2010 года по 24 марта 2018 года (8 лет и неполных три месяца).

1. Подводные лодки:

1.1. В период № 1 получена одна атомная подводная подводная лодка «Гепард» проекта 971 — 03.12.2001.

1.2. В период № 2 получены 11 подводных лодок:

— атомный подводный ракетный крейсер «Северодвинск» проекта 885 (поколение 4) — 30.12.2013.

— большая подводная лодка (дизельная) «Санкт-Петербург» проекта 677 — 22.04.2010.

— большие подводные лодки (дизельные) проекта 636.3 «Великий Новгород», «Старый Оскол», «Краснодар», «Новороссийск», «Колпино», «Ростов-на-Дону» —  6 лодок с период в 21.08.2014 по 24.11.2016.

— ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» —  3 лодки   в период с 29.12.12 по 10.12.2014.

2  Надводные корабли водоизмещением более 1000 тонн:

2.1. В период № 1 получены три корабля:

— Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» проекта 11540 — 16.06.2009

— Корвет «Стерегущий» проекта 20380 — 14.11.2007

—  Ракетный корабль проекта 11661 «Татарстан» — 2003 год

2.2. В период № 2 были получены восемь кораблей:

— Фрегаты проекта 11356 «Адмирал Грегорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Мааров» в период с 10.03.2016 по 25.12.2017 — три корабля.

— Корветы проекта 20380 «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий», «Совершенный»,  в период с  14.10.2011 по 20.07.2017

— Средний разведовательный корабль проекта 18280 «Юрий Иванов»  — получен в 2014 году.

— Ракетный корабль проекта 11661 «Дагестан» — 2012 год

3. Надводные корабли и катера водоизмещением до 1000 тонн:

3.1. В период № 1 получены 4 боевых единицы

— Десантные катера проекта «Серна» получены в количестве 3 катеров. 

— Малый ракетный катер на воздушной подушке проекта 1239   

3.2 В период № 2 получены 44 боевые единицы:

— Малые ракетные корабли проекта 21631 получены в  в количестве 5 кораблей, 

— Морской тральщик проекта 12700 «Александрит» получен в 2016 году

— Противодиверсионные катера проектов «Раптор», «Мангуст», «Грачёнок» в количестве 32 катеров.

— Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» получены в количестве 4 катеров.

— Десантные катера проекта «Серна» получены в количестве 2 катеров.

Примечание: Приведены только новые боевые единицы флота. Прошедшие капитальный ремонт и модернизацию не включены. Данный список не является исчерпывающим. Используются данные только из открытых источников. 

Выводы:

1. В общей сложности в период с 1 января 2000 года по 1 января 2010 года были построены и сданы ВМФ России  8 кораблей (включая подводные лодки и катера).

2. В общей сложности в период с 1 января 2010 года по 24 марта 2018 года были построены и сданы ВМФ России 62 корабля (включая подводные лодки и катера).

3. Таким образом, количество боевых кораблей, сданных после 1 января 2010 года, превышается почти в 8 раз количество кораблей (включая подводные лодки и катера), сданных в период с 1 января 2000 года по 1 января 2010 года . 

4. В связи с тем, что количество построенных боевых единиц увеличилось почти в 8 раз, то ничем иным, кроме как успехом, назвать нельзя. Более того, можно даже применить такие слова как 

а) «достигнут коренной перелом в деле военного судостроения».

б) «космический взлёт числа новых военных кораблей».

в) » огромные, потрясающие, замечательные достижения нашей судостроительной промышленности»

г) «потрясает слаженная работа судостроителей и военных моряков».

д) «огромными темпами нарастает современная боевая мощь российского флота».

Но, поскольку целью данной статьи является сухой анализ фактов, то мы данные слова в статье применять не будем и здесь они использованы только в качестве примера того, с использованием каких слов стоило бы обсуждать данные факты.

www.politinform.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *