Карабахскую армию готовят к неизвестности – Мир – Коммерсантъ
В самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республике (НКР) уже две недели идет призыв в армию, назначение которой в нынешних условиях понять непросто. Так или иначе, по данным источников “Ъ” в Степанакерте, набор продолжается и ведется по смешанной системе: кроме срочников в армию активно набирают и контрактников. При этом и российские миротворцы, и азербайджанские власти практически никак не реагируют на происходящее.
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото
В непризнанной НКР, которая в результате войны 2020 года потеряла значительную часть территорий, идет плановый призыв в вооруженные силы, которые там называют Армией обороны Арцаха (армянское название Карабаха.— “Ъ”). Он стартовал 8 февраля, однако о ходе набора с тех пор практически ничего не сообщалось.
До конфликта, изменившего судьбу региона, в НКР действовал обязательный призыв в армию на два года для мужчин от 18 лет.
Зато власти в Степанакерте категорически отвергли другие слухи — о том, что армию НКР собираются расформировать вовсе, как и некоторые другие государственные структуры, включая МИД.
Напротив, в Совете безопасности НКР утверждают, что армию собираются укрепить, сделав более профессиональной. «Государственные органы Арцаха в настоящее время занимаются организацией профессиональных подразделений на договорной основе с целью защиты наших границ»,— недавно заявил секретарь Совета безопасности НКР Виталий Баласанян. А глава МИДа самопровозглашенной республики Давид Бабаян и вовсе говорит о возврате утраченных территорий.
«Деоккупация территорий Арцаха — одно из главных направлений нашей внешней политики. Когда это состоится и каким образом, я пока не знаю и не хочу называть какие-то даты, тем более что нынешний период заставляет нас отказаться от пиара и упорно работать в данном направлении»,— заявил он в интервью издании «Голос Армении».«Армию обороны ждут определенные перемены,— заявила “Ъ” пресс-секретарь президента НКР Лусине Аванесян.— Реформы пока находятся на стадии разработки. После преобразований Республика Арцах, как и прежде, будет иметь свои вооруженные силы, которые будут обеспечивать безопасность Арцаха вместе с миротворческими силами Российской Федерации». Кроме того, госпожа Аванесян напомнила, что «недавно указом президента Арцаха было создано новое министерство — внутренних дел». Оно будет включать в себя полицию и спасательную службу.
Информированные собеседники “Ъ” в Степанакерте подтверждают, что в Карабахе пока не определились со структурой послевоенной армии.
«Пока идет смешанный набор в армию. То есть в армии служат и призывники, и контрактники. Окончательного решения по поводу службы в армии пока нет. Границы Карабаха охраняет Армия обороны, а безопасность в целом обеспечивают расквартированные там российские миротворцы»,— пояснил военный источник “Ъ”.
Армянский военный эксперт, координатор сайта Razm.info Карен Вртанесян, в свою очередь, признает, что даже за счет контрактников создать армию, сравнимую по масштабу с довоенной, у республики численностью около 100 тыс. человек не получится. «Так что вывеска «Армия обороны Арцаха», различные титулы и должности могут быть сохранены, но под ней не будет армии. В лучшем случае что-то вроде внутренних или пограничных войск»,— отмечает он в беседе с “Ъ”.
«Будущее НКР не определено заявлением лидеров Армении, России и Азербайджана от 9 ноября. Это соглашение о прекращении огня. Соответственно, все остальные части карабахского конфликта остались — Карабах остался, хоть и с меньшей территорией, население Карабаха тоже там,— напомнил “Ъ” директор ереванского Института Кавказа, политолог Александр Искандарян. — По размерам Карабах сейчас чуть меньше Южной Осетии, по населению больше. Функционируют администрации, государственные структуры. То есть НКР осталась, существует как структура и армия — часть этой структуры, соответственно производится призыв в Армию. Как работают другие структуры, так и продолжает работать армия. Она работает также с российскими миротворцами».
Напомним, что согласно тексту заявления от 9 ноября «миротворческий контингент Российской Федерации развертывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил». Однако российские миротворцы до сих пор никак не прокомментировали призыв в армию непризнанной республики.
МИД Азербайджана не ответил на вопрос “Ъ” об отношении к новому призыву в армию НКР и бездействию российских миротворцев. В разговоре с “Ъ” свое мнение высказал депутат азербайджанского парламента Расим Мусабеков: «Если есть желание работать на понижение напряженности, то найти компромисс можно. А если наоборот — то повод для раздора всегда подвернется. В сущности сейчас более важно обеспечить полный вывод военных из числа граждан Армении. Их еще много больше, чем несколько сотен новобранцев, которых могут призвать. В военном отношении это практически ничего не значит». По словам собеседника “Ъ”, «терминологические правки на этот счет тоже будут сделаны»: «Если назвать новобранцев силами поддержания порядка и безопасности, а МИД — отделом местной администрации, то обойти эту проблему окажется возможным. Сегодня ни нам, ни российским миротворцам, ни Армении, ни армянам Карабаха лишние осложнения не нужны».
Аршалуйс Мгдесян, Ереван; Кирилл Кривошеев
Вооружённые силы НКР | это… Что такое Вооружённые силы НКР?
Толкование
- Вооружённые силы НКР
А́рмия Оборо́ны Наго́рного Караба́ха была официально создана 9 мая 1992 года в качестве официальных вооружённых сил Нагорно-Карабахской Республики, объединивших ранее неорганизованные отряды самообороны, которые были созданы в начале 1990-х годов для защиты этнического армянского население Нагорного Карабаха от нападений со стороны военнослужащих Советского Союза и азербайджанских войск.
В настоящее время Армия Обороны Нагорного Карабаха составляет около 15000-20000 хорошо обученных и оснащенных офицеров и солдат. Она состоит из пехоты, танков, артиллерии и зенитных систем.Содержание
- 1 Основные сражения
- 2 История армии
- 3 Вооружение
- 4 Состав вооружённых сил
- 4.1 Сухопутные войска
- 4.2 Военно-воздушные силы
- 5 Галерея
- 6 Примечания
- 7 Внешние ссылки
- 8 Смотри также
Основные сражения
- Штурм Шуши (май 8-9, 1992)
- Открытие Лачинского коридора между Республикой Армения и Нагорным Карабахом (1992)
- Оборона Мартакертского фронта (1992—1994)
История армии
Создателями Армии Обороны Нагорного Карабаха являются: Самвел Бабаян («Ижо») — командующий Армией НКР до 1999 г. С.Бабаян («Ижо») осуществлял всеобщее руководство, частично отвечал за политическую составную.
Архитектором армии был советский генерал Иванян Х. И. и ряд советских офицеров: полковник А. Зиневич, полковник Тер-Тадевосян («командос»), майор Оганян. Серж Саркисян — руководитель гос. ком. обороны НКР (координировал деятельность Армии НКР, отвечал за финансовую составную), Вазген Саркисян (министр обороны Армении 1992-93, государственный министр, и. о. министра обороны 1993-95, премьер-министр Армении 1998-99), Монте Мелконян («Аво»), отвечавший за Мартунинский район. До появления настоящей армии, организаторами первых ополченческих отрядов были: Размик Петросян (стадиони Размик), Мурад Петросян (качал Мурад), Аркадий Карапетян (дашнак Аго), Ахаян Самвел (Сямо) и другие.Вооружение
Тяжёлая военная техника включает в себя: 316 танков, 324 бронированных машин, 322 артиллерийских единиц калибром свыше 122 мм, 44 реактивные системы залпового огня, и новые зенитные системы обороны. Армия Нагорного Карабаха является глубоко интегрированной с армянскими военными, и состояние непризнанной НКР зависит от армянской армии как средство обеспечения её выживания как независимого государства.
Правительство НКР не подписывала договор об обычных вооружённых силах в Европе и, следовательно, не связаны его обязательствами. Конкретные детали, касающиеся военных в НКР, до сих пор не раскрыты, и, таким образом, имеются только оценки.
Тип Назначение Количество Танк бронированная боевая машина 316 БМП и БТР Боевая машина пехоты и Бронетранспортёр 324 Артиллерия основная ударная сила сухопутных войск 322 РСЗО Реактивная система залпового огня 44 всего [1] Состав вооружённых сил
Сухопутные войска
Основная статья: Сухопутные войска Нагорного Карабаха
Военно-воздушные силы
Основная статья: Военно-воздушные силы Нагорного Карабаха
Галерея
Танки Т-72 Армии Обороны Нагорного Карабаха
Примечания
Внешние ссылки
- Office of the Nagorno-Karabakh Republic, Washington D. C. (Accessed February 13, 2006)
- Военный парад в Степанакерте
Смотри также
- Вооружённые силы Армении
- Карабахский конфликт
- Самвел Бабаян
Страны Европы: Вооружённые силы
Австрия | Азербайджан¹ | Албания | Андорра | Армения¹ | Белоруссия | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Ватикан | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан¹ | Кипр¹ | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия¹ | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция¹ | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония
Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен
Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия
¹ В основном в Азии
Страны Азии: Вооружённые силы
Азербайджан | Армения | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Грузия | Египет¹ | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан² | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | КНР | КНДР | Республика Корея | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Россия² | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Турция² | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Япония
Другие территории: Абхазия | Гонконг | Западный берег реки Иордан | Китайская Республика | Нагорно-Карабахская Республика | Сектор Газа | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия
- ¹ В основном в Африке ² Частично в Европе
Нагорно-Карабахская Республика в темах
Государственный строй • Герб • Флаг • Гимн • Административное деление • География • Города • Население • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Литература • Музыка • Столица • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика • Конституция • Государственные награды
НКР — непризнанное государство провозглашенное в границах НКАО и Шаумяновского района Азербайджана.
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
- Вооружённые силы Нагорного-Карабахской Республики
- Вооружённые силы Нагорного Карабаха
Полезное
Важные факты об Армии обороны НКР
Важные факты об Армии обороны НКР
(Армия Нагорного Карабаха)
1. Официально создана Армия обороны НКР. 9 мая 1992 года для защиты населения Нагорного Карабаха от азербайджанцев военная агрессия; он остается верным своей миссии. Армия НКР едина отряды самообороны Нагорного Карабаха, сформированные в начале 1990-х гг. для защиты населения НК от нападений советских и азербайджанских войск.
2. Армия обороны НКР была одной из первых организаций которые противостояли и успешно боролись с международным исламским терроризм. Когда Азербайджану не удалось получить контроль над Нагорным Карабахом, его лидеры наняли исламских радикалов для борьбы с Нагорным Карабахом Армяне, которых они представили как «христианских неверных». Азербайджана среди наемников, завербованных правительством, были афганские моджахеды, чеченские боевиков и других исламских радикалов.
3. Успешные боевые действия Армии обороны НКР в 1993-1994 годах вынудили Азербайджан признать дееспособность Нагорного Карабаха чтобы защитить себя. Это признание привело к подписанию соглашения о прекращении огня. Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией 12 мая 1994 года.
4. В качестве важнейшего компонента установленной баланс сил, Армия обороны НКР способствует региональной стабильности на Южном Кавказе.
5. Армия обороны НКР является основным гарантом безопасности народа Нагорного Карабаха.
6. Армия обороны НКР остается вне политики и находится под строгим гражданским командованием демократически избранного правительства Нагорно-Карабахской Республики.
7. Армия обороны НКР, Полиция НКР и Национальный Служба безопасности – единственные организации в Нагорном Карабахе, разрешено носить оружие.
8. Армия обороны НКР динамично развивающаяся, боеспособная организация с высоким моральным духом.
9. Армия обороны НКР – современная, хорошо оснащенная армия с эффективным управлением, пограничной охраной, ПВО, тяжелая и легкая артиллерия, мотопехота, инженерия, разведка и подразделений специального назначения.
10. Офицеры Армии обороны НКР имеют высокую подготовку профессионалы, многие из которых имеют большой боевой опыт. Тренировка и военное образование действующих и будущих офицеров обороны НКР Армия — это непрерывный процесс.
11. Армия обороны НКР считается международным военных специалистов как самую боеспособную военную силу среди всех постсоветских вооруженных сил по частям.
12. Армия обороны НКР активно сотрудничает с международные организации, включая ОБСЕ (мониторинг режима прекращения огня), МККК (военное право, права человека, осведомленность о наземных минах, заложники), HALO Trust (гуманитарное разминирование) и IWG (рабочая группа по беженцам, внутренне перемещенных лиц и заложников).
Четырехдневная война 2-5 апреля 2016 года
В ночь с 1 на 2 апреля, грубо нарушив соглашение о прекращении огня от 12 мая 1994 года и соглашение об укреплении режима прекращения огня от 6 февраля 1995 года, азербайджанская сторона предприняла широкомасштабное наступление по всей линии соприкосновения вооруженных сил Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана с применением тяжелой техники, артиллерии и боевой авиации.
Интенсивность и масштаб боевых действий, количество задействованных сил и боевой техники, а также заявления официальных лиц Азербайджана однозначно свидетельствуют о том, что события 2-5 апреля были не стихийной эскалацией, а тщательно спланированной и подготовили военную агрессию.
О том, что Азербайджан в течение последних нескольких лет систематически и открыто готовился к новой агрессии, свидетельствуют следующие факты:
Милитаризация и военные расходы Азербайджана
В нарушение положений ДОВСЕ Азербайджан приобрел оружие, значительно превышающее максимально допустимые потолки. Согласно опубликованным данным, в арсенале Азербайджана около 570 танков, более 1140 артиллерийских систем калибра 100 мм и выше, около 223 БМП и 70 ударных вертолетов, тогда как разрешено иметь 220 танков, 285 артиллерийских систем, 135 БМП и 50 ударных вертолетов. вертолеты. Основные виды обычных вооружений были импортированы из шести стран — России, Белоруссии, Украины, Израиля, Турции и ЮАР. С 2010 года Азербайджан заключил контракты на поставку вооружений на общую сумму более 13 миллиардов долларов, из них около 5 миллиардов долларов с Россией 1 , 3 млрд долларов США с Турцией (на поставку 60 ударных вертолетов Т-129 АТАК) 2 , 5 млрд долларов США с Израилем 3 . Согласно информационному бюллетеню SIPRI «Тенденции в международных поставках вооружений, 2015 г.», Азербайджан был крупнейшим импортером основных вооружений в Европе с 2011 по 2015 г. 4 .
Власти Азербайджана на самом высоком уровне неоднократно публично заявляли, что стремятся добиться многократного военного превосходства для начала внезапного и решительного наступления и захвата Нагомо Карабаха. 23 марта 2015 года министр обороны Азербайджана заявил, что они накопили необходимое вооружение и технику для уничтожения 70 процентов противника первым ударом. «Время пришло… Это обязательно произойдет, в этом ни у кого не должно быть сомнений», — добавил он 5 . 19 марта 2016 года Президент Алиев заявил, что «для разрешения конфликта в первую очередь необходимо, чтобы наша страна и армия стали еще сильнее. В этом направлении делается очень много. Сегодня мы получили полное преимущество на линии соприкосновения. Враг получает сокрушительные удары». 6
Ксенофобия и антиармянская пропаганда
Несмотря на призывы посредников и международного сообщества готовить общества сторон конфликта к миру, а не войне, Азербайджан продолжает разжигать ненависть, нетерпимость и вражду по отношению к армянам.Демонизация и дегуманизация армян стали частью государственной политики, проводимой под лозунгом «Главный враг Азербайджана – армяне мира», который был публично озвучен Президентом Азербайджана 28 августа. февраль 2012 7 .
О том, как далеко зашли власти Азербайджана в кампании ненависти к армянам, свидетельствуют следующие факты:
- Последние несколько лет азербайджанский офицер Рамиль Сафаров, убийца, который по мотивам национальной ненависти обезглавил топором армянского офицера Гурген Маргарян, пока последний спал, был представлен в Азербайджане как образцовый образ. Они оба посещали языковые курсы в Будапеште в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира». Рамиль Сафаров был приговорен венгерским судом к пожизненному заключению, однако 31 августа 2012 года он был экстрадирован в Азербайджан, где был немедленно помилован и произведен в майоры с выплатой жалованья за 8 лет, проведенных в тюрьме.
- В 2010 и 2014 годах в азербайджанском плену были убиты двое жителей приграничных сел Армении Манвел Сарибекян и Карен Петросян. Более того, Карен Петросян был убит через день после своего пленения.
- В Азербайджане любой, кто публично высказывается за установление каких-либо отношений с армянами, подвергается запугиванию и преследованию со стороны властей, как это было в случае с азербайджанским писателем Акрамом Айлисли.
- Любой армянин в Азербайджане рассматривается азербайджанскими властями как потенциальный заложник. Ярким примером тому стало предложение азербайджанских властей обменять семью Егише Петросяна, в 2010 году бежавшего в Азербайджан с женой и детьми, чтобы избежать уголовного преследования в Армении, на граждан Азербайджана Дилхама Аскерова и Шахбаза Гулиева, находящихся в заключении в НКР за совершение в 2014 году тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе похищение человека и убийство 8 .
Проявления расизма и ксенофобии по отношению к армянам в Азербайджане также подтверждены в ряде документов международных организаций, в частности в Заключительных замечаниях Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации (CERD/C/AZE/CO/4 от 14 апреля 2005 г.), доклады Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (ЕКРН) по Азербайджану от 28 июня 2002 г., 15 декабря 2006 г., 23 марта 2011 г. и 17 марта 2016 г., Консультативный комитет Совета Европы по Рамочной конвенции о защите Мнения национальных меньшинств по Азербайджану от 22 мая 2003 г. и 9Ноябрь 2007.
13 мая 2016 года в своих Заключительных замечаниях по Азербайджану Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации выразил обеспокоенность тем, что власти Азербайджана потворствуют расовой ненависти и преступлениям на почве ненависти в отношении армян.
Отказ Азербайджана от мер по усилению режима прекращения огня
Власти Азербайджана последовательно отвергают все предложения посредников, НКР и Армении по снижению напряженности и обеспечению стабильности и предсказуемости на линии соприкосновения вооруженных сил НКР и Азербайджан. В частности, они отвергли предложение сопредседателей Минской группы ОБСЕ о выводе снайперов (2009 г.) и создание механизма расследования инцидентов (2011 г.), а также инициативы НКР по установлению «горячей линии» между сторонами и их оперативными штабами (2001 г.), по ведению постоянного контроля за соблюдением режима прекращения огня за счет расширения штата аппарата Личному представителю Действующего председателя ОБСЕ (2004 г.), воздерживаться от любых провокационных действий во время религиозных праздников (2012 г.). Азербайджан также отверг инициативу, предложенную конгрессменами США Эдом Ройсом и Элиотом Энгелем и поддержанную более чем 80 членами Конгресса США, по установке передовых систем обнаружения огня и звукового оборудования для определения источника атак на линии соприкосновения. (2015).
Последовательная эскалация напряженности со стороны Азербайджана
За последние несколько лет нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана стали постоянными. С каждым разом эти нарушения становились все более серьезными как по своему характеру, так и по своим масштабам. Начиная с января 2014 года, Азербайджан развязал диверсионную войну против НКР, которая достигла своего апогея в конце июля – начале августа того же года, повлекшей за собой многочисленные человеческие жертвы. В ноябре 2014 года азербайджанские вооруженные силы сбили вертолет Армии обороны НКР, выполнявший учебный полет вблизи линии соприкосновения 9.0054 9 . С января 2015 года вооруженные силы Азербайджана обстреливают из минометов позиции Армии обороны НКР. С сентября они применяют тяжелую артиллерию и реактивные системы залпового огня, а с декабря — танки.
Азербайджанская политика постоянной эскалации была публично определена министром обороны Азербайджана, который подчеркнул, что азербайджанские «солдаты днем и ночью должны использовать любую возможность для уничтожения врага» 10 . Уже после масштабного военного наступления 23 апреля на совещании с высшим командным составом министр обороны Азербайджана подчеркнул, что личный состав вооруженных сил должен быть готов любой ценой восстановить территориальную целостность Азербайджана. «Это то, чего ждет от нас наше государство и чего хочет от нас наш народ», — сказал он9.0054 11 .
Аналогичную позицию озвучило и политическое руководство республики. В частности, 12 ноября 2016 года президент Азербайджана в ходе визита на линию соприкосновения вооруженных сил НКР и Азербайджана заявил, что после апрельской войны власти Азербайджана выделили дополнительные средства на вооружение. «Если ВС Армении не сделают правильных выводов, в будущем последуют более успешные операции», — пригрозил президент Азербайджана 12 .
Отказ Азербайджана от миротворческих инициатив на уровне публичной дипломатии
С 2014 года власти Азербайджана усилили преследование представителей гражданского общества, участвующих в инициативах публичной дипломатии, направленных на содействие урегулированию азербайджано-карабахского конфликта. Арестовав ряд азербайджанских активистов по обвинению в шпионаже в пользу Армении, в том числе журналиста Рауфа Миркадырова (20 апреля 2014 г. ) и правозащитников Лейлу и Арифа Юнус (30 июля 2014 г.), азербайджанские власти пресекли попытки установить отношения между обществ Азербайджана, Арцаха и Армении даже на уровне контактов между людьми.
В то же время в Азербайджане жестко ограничена свобода слова и практически полностью исключена возможность высказывать альтернативную точку зрения в публичном пространстве. 24 сентября 2014 года Президент Азербайджана подписал распоряжение о недопущении распространения информации о дислокации и присвоении объектов особого значения по соображениям национальной безопасности и обороны, стратегическом, оперативном и мобилизационном развертывании воинских частей, организационной структуре и личного состава воинских частей, а также иные сведения военного характера, составляющие государственную тайну, в СМИ и интернет-ресурсах, а также в социальных сетях. Этим же приказом Правительству Азербайджана было поручено в трехмесячный срок подготовить и представить новую редакцию «О военном положении» 9 . 0054 13 . Такие действия, включая тотальный контроль над информацией, типичны для страны, готовящейся к войне. Примечательно, что данный приказ был подписан через месяц после неудавшейся попытки Азербайджана напасть на НКР в августе 2014 года и был направлен, в том числе, на покрытие фактических потерь азербайджанской армии.
Политика Азербайджана по срыву переговорного процесса
На протяжении многих лет власти Азербайджана проводят политику, направленную на срыв переговорного процесса и подрыв посреднического формата сопредседательства Минской группы ОБСЕ. Азербайджан систематически и последовательно отказывался сначала от дальнейших двусторонних переговоров между НКР и Азербайджаном, затем от трехсторонних переговоров между НКР, Азербайджаном и Арменией, полностью застопорил армяно-азербайджанские переговоры в 2014-2015 годах и, в конечном итоге, отказался от встречи с ОБСЕ Сопредседатели Минской группы в конце 2015 — начале 2016 гг. 19В марте 2016 года президент Азербайджана открыто обвинил сопредседателей Минской группы в провокации против Азербайджана и заявил, что доверие Азербайджана к их деятельности полностью подорвано 14 .
В первый день агрессии официальный Баку даже не скрывал, что войну начал именно Азербайджан. В частности, посол Азербайджана в России в интервью радиостанции «Говорит Москва» и телеканалу «Дождь» 2 апреля 2016 года заявил, что у Азербайджана нет другого выхода, кроме силового решения конфликта9.0054 15 .
Спустя несколько месяцев, 12 ноября 2016 года, президент Азербайджана открыто заявил, что апрельская война была направлена на уничтожение НКР. В частности, он сказал: «Мы никогда не позволим создать на нашей земле второе армянское государство. Апрельские бои еще раз доказали это…» 16
Наращивая военный потенциал, отвергая любые мирные инициативы, стремясь к изоляции Нагорный Карабах любой ценой, пропагандируя ксенофобию, вражду и милитаризм, Азербайджан готовил почву для новой агрессии. Было очевидно, что когда намерение Азербайджана решить конфликт силовым путем совпадет с реальными возможностями, возобновление широкомасштабных боевых действий может стать реальностью, что и произошло 2 апреля 2016 года9. 0004
В ходе боевых действий азербайджанская армия совершила многочисленные военные преступления и нарушения международного гуманитарного права, как в отношении мирных жителей, так и военнослужащих Нагорно-Карабахской Республики. С самого первого дня агрессии азербайджанская армия обстреляла школу в Мартунинском районе, в результате чего погиб 12-летний Вагаршак Григорян, двое детей получили ранения. В селе Талыш Мартакертского района азербайджанские военнослужащие совершили зверское убийство трех пожилых членов семьи армян с последующим изувечиванием их тел. Над телами более двадцати солдат Армии обороны НКР также издевались: им отрезали головы, запястья, пальцы и уши. По меньшей мере четверо солдат были замучены еще при жизни. Азербайджанские солдаты, позируя с отрезанными головами, демонстрировали их жителям близлежащих сел Азербайджана. Азербайджан пока отказывается передать карабахской стороне отрезанные головы двух военнослужащих.
Эти факты говорят о том, насколько глубока ненависть к армянам в Азербайджане, где подобные проявления средневековой жестокости расцениваются как поощрительные действия: азербайджанский солдат, позирующий с отрубленной головой, был награжден президентом Азербайджана. Этот шаг президента Азербайджана не оставляет сомнений в том, что именно к этому результату стремятся азербайджанские власти, проводя политику пропаганды ксенофобии и преступлений на почве ненависти в отношении армян.
Преднамеренный характер нарушений международного гуманитарного права наглядно прослеживается, в частности, в интервью официального представителя МИД Азербайджана, заявившего, что в Нагомо Карабахе «гражданских лиц не было», «но полевые и военные 17 , а также в заявлении Министерства обороны Азербайджана, которое публично пригрозило нанести «сокрушительные удары» по столице Степанакерту, используя все имеющееся в их распоряжении «тяжелое вооружение» 18 .
Однако Азербайджан, понеся большие потери в живой силе и технике 19 просил о прекращении боевых действий при посредничестве Российской Федерации.
16 мая 2016 года в Вене состоялась встреча Президента Армении Сержа Саргсяна и Президента Азербайджана Ильхама Алиева с участием Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова, Государственного секретаря Соединенных Штатов Америки Джона Керри, и государственный секретарь по европейским делам Франции Арлем Дезир, а также сопредседатели Минской группы ОБСЕ. После переговоров государства-сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с совместным заявлением, в котором подтвердили, что военного решения конфликта быть не может. Сопредседатели подчеркнули важность соблюдения 1994 и 1995 соглашения о прекращении огня. В заявлении также говорится, что президенты Армении и Азербайджана договорились в кратчайшие сроки доработать следственный механизм ОБСЕ, расширить существующий Офис личного представителя Действующего председателя ОБСЕ, а также продолжить обмен данные о пропавших без вести под эгидой Международного комитета Красного Креста (МККК).
20 июня 2016 года по инициативе российской стороны состоялась очередная встреча Президентов России, Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге, на которой стороны подтвердили договоренности, достигнутые на состоявшемся 16 мая Саммите в Вене.
Несмотря на достигнутые договоренности, азербайджанская сторона отказывается предпринимать практические шаги по их реализации.
1. В течение пяти лет Россия поставит Азербайджану оружия на 5 миллиардов долларов США. Contact.az, 14 октября 2014 г.
http://www.contact.az/docs/2014/Politics/101400093250en.htm#.WMaWdfmGOUk
2. Турецкий вертолет ATAK присоединяется к азербайджанской армии. Daily Sabah, 4 февраля 2013 г.
http://www.dailysabah.com/money/2013/02/04/turkeys-atak-helicopter-joins-the-azeri-army
3. http://www.haaretz.com/israel-news/.premium-1.715293?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter
http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Events/Pages /EventAzerbaijan131216.aspx
4. Информационный бюллетень SIPRI. Динамика международных поставок вооружений, 2015
5. Министр обороны Азербайджана: «Мы уничтожим 70% противника при первой атаке». Агентство «Азери-Пресс» (АПА), 23 марта 2015 г.
-of-e-nemy-in-the-first-attack-photosession.html
6. Выступление Президента Азербайджана Ильхама Алиева на общенациональных торжествах по случаю праздника Новруз. Официальный сайт президента Азербайджана. 19 марта 2016 г.
http://ru.president.az/articles/19436
7. Выступление Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева на конференции по итогам третьего года реализации «Государственной программы социально-экономического развития районов». на 2009-2013 годы». Официальный сайт президента Азербайджана. 28 февраля 2012 г.
http://en.president.az/articles/4400
8. Азербайджан обращается в МККК с предложением об обмене заложниками. Информационное агентство «Тренд». 22 августа 2014 г.
http://en.trend.az/azerbaijan/karabakh/2304655.html
9. Вот уже 10 дней азербайджанская сторона отказывается гарантировать безопасный доступ представителям НКР и МККК. на место сбитого вертолета для извлечения тел членов его экипажа. Более того, место крушения находилось под постоянным обстрелом азербайджанских вооруженных сил. 22 ноября 2014 года Армии обороны Арцаха пришлось провести спецоперацию по извлечению останков членов экипажа.
10. Министр обороны Азербайджана: «Мы уничтожим 70% противника в первой же атаке». Агентство «Азери-Пресс» (АПА), 23 марта 2015 г.
-of-enemy-in-the-first-attack-photosession.html
11. Минобороны Азербайджана проводит консультации. Агентство «Азери-Пресс» (АПА), 23 апреля 2016 г.
0004
12. Выступление Президента Азербайджана Ильхама Алиева во время посещения оперативной обстановки в прифронтовом пункте управления. Официальный сайт президента Азербайджана. 12 ноября 2016 г.
http://en.president.az/articles/21707
13. Указ Президента Азербайджанской Республики. 24 сентября 2014 г. http://ru.president.az/articles/12963
14. Выступление Президента Азербайджана Ильхама Алиева на общенациональных торжествах по случаю праздника Новруз. Официальный сайт президента Азербайджана. 19 марта, 2016
http://ru.president.az/articles/19436
15. Радиостанция «Говорит Москва» (Москва). 2 апреля 2016 г. http://govoritmoskva.ru/news/74103/
16.